В какой день принято печь «жаворонки»? На какой праздник пекут жаворонков.

Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками». Что такое «Жаворонки»

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю.

Кто такие 40 Севастийских мучеников

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Когда пекут жаворонков

Жаворонков пекут в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Он непереходящий, то есть дата его фиксирована.

Народные традиции празднования дня памяти 40 Севастийских мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со роки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Праздник совпадал с днем весеннего равнодействия, очень значимым в языческом сознании наших предков. 22 был днем, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие. Люди славили мучеников, но оставались верными древним народным обычаям.

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Принято было, по старинной традиции, которая брала начало еще в язычестве, «заклинать весну». Печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!». Кликая весну, пели особые песни - веснянки.

Кроме жаворонков к празднику 40 мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

Как печь жаворонков - рецепт жаворонков

Вам потребуется:

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 стакан сахара, 0,5 л воды, щепотка соли.
Для обмазывания жаворонков: сладкий крепкий чай.

Приготовление:

Жаворонки делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножичком надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

Голубки, как и жаворонки, изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Колобки делаются совсем просто. Валик теста нарезать на куски, закатать из них шарики, положить на смазанный маслом металлический лист (противень), дать время для расстойки, после чего смазать с помощью кисточки чаем, тогда после выпечки колобки действительно будут иметь гладкую, блестящую, золотистую поверхность (колобаны золотые).

40 Севастийских мучеников

«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».

(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.

В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.

Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.

Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!

Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.

Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.

Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).

Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.

9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.

Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.

В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.

Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».

Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.


Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.

Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.

Когда пекут «Жаворонков» ?

Жаворонков пекут в день памяти Сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Этот праздник в Русской Православной Церкви отмечается 22 марта . Он непереходящий, то есть дата его фиксирована. Печь в Великий пост «жаворонков» - красивая народная традиция, связанная с днем памяти Сорока Севастийских мучеников. Это были воины, которые жили в IV веке и приняли смерть за Христа. Мы подробно расскажем об обычае печь постные булочки, которые ласково называют «жаворонками».

Что такое «Жаворонки»?

Жаворонки - это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику Сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии - песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.

Кто такие Сорок Севастийских
мучеников?

Сорок мучеников Севастийских - это святые первых веков христианства, воины доблестного войска, христиане. Они отказались отречься от Спасителя и приняли смерть от язычников в 313 году - замерзли в ледяном озере, охраняемые стражниками.

Народные традиции празднования дня памяти Сорока Севастийских
мучеников

На Руси церковный праздник - день памяти сорока мучеников Севастийских - называли Жаворонки или Со́роки. Самый яркий обычай этого дня - печь постные булочки в виде птиц - «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Традиция печь жаворонков

В Великий пост на Руси хозяйки пекли «жаворонков». Это булочки-птички из постного теста, иногда вылепленные вместе с гнездами и яичками. Жаворонков обычно пекли всей семьей в день памяти сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся, который празднуется 22 марта по новому стилю.

Готовых птичек «сажали» на окно, а часть из них отдавали детям для их забав. Дети печеных птичек цепляли на длинные пруты, несли на самую высоку горку и кричали что есть мочи: «Весна-красна, на чем пришла? - На сохе, на бороне, на овсяном снопу, на ржаном скирду». Или: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко. Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Пошли нам, Господи, теплого лета, урожайного года и побольше света!».

Кроме жаворонков к празднику Сорока мучеников Севастийских еще пекли постные блины - «преснушки».

материал статьи частично взят с http://foma.ru/zhavoronki.html

Рецепт выпечки жаворонков

Для теста: 2 кг муки, 50 г дрожжей, 250 г растительного масла, 1 ст. сахара, 0,5 л воды, шепотка соли.

Для обмазки: сладкий крепкий чай.

«Жаворонки» делаются из крепкого, упругого теста. Из куска хорошо выбродившего теста раскатать валик, нарезать на куски массой примерно 100 г, раскатать из них жгуты, завязать узлом, головке придать соответствующую форму, воткнуть изюминки-глаза, слегка примять пальцами хвостик, сделать маленьким ножом надрезы-перышки, смазать поверхность настоем крепкого чая с сахаром, испечь.

«Голубки», как и «жаворонки», изготавливаются из жгута теста, который надо раскатать так, чтобы один конец был тонким и гибким - головка, а все тело потолще, удлиненное, его надо слегка примять пальцами. Хвост веерообразно надрезать ножиком. Для крылышек тесто тонко раскатать, вырезать крылышко, надрезать перышки, смазать чаем, последняя деталь - изюминки-глазки.

Можно сделать и так: раскатать тесто, вырезать кружочки, диаметром 6-8 см, надрезать (не до самой серединки!) сегмент немного меньше четверти – это будет хвост. Взять левую от хвоста часть и завернуть ее направо, правую – налево. Аккуратно сформировать голову, вытянуть пальцами клювик, вставить глазки-изюминки.

рецепт выпечки взят с http://www.pravoslavie.ru/13021.html

Православный календарь

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ УКАЗАНИЯ

Новости портала «Православие и современность»

  • 04.07.2019
  • Митрополит Лонгин принял участие в праздновании 25-летия областной Думы 04.07.2019
  • Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с гибелью моряков при пожаре на глубоководном аппарате ВМФ 04.07.2019
  • Приглашаются волонтеры для раздачи листовок о разрушенных храмах 04.07.2019
  • Всехсвятский храм организует праздники ко Дню семьи, любви и верности 03.07.2019
  • Подведены итоги конкурса «Молодежь. Общество. Будущее» 03.07.2019
  • Молодежный отдел приглашает на уборку могил священнослужителей 03.07.2019
  • Семинар по семейному образованию пройдет в духовно-просветительском центре Троицкого собора 03.07.2019
  • Вышло в свет новое издание о Свято-Троицком кафедральном соборе 02.07.2019
  • Митрополит Лонгин совершил поездку в республику Беларусь 02.07.2019
  • В библиотеке прошел вечер «Димитрий и Евдокия. Слово любви» 02.07.2019
  • Священник выступил с лекцией «Старый город» 02.07.2019
  • Церковь оказывает гуманитарную помощь пострадавшим от наводнения в Иркутской области 02.07.2019
  • Священник благословил личный состав войсковой части 01.07.2019
  • В кризисном центре Вольского Владимирского монастыря проходят занятия в технике sand-art 01.07.2019

Журнал портала «Православие и современность»

  • Нательные кресты в традиции русского благочестия 04.07.2019

    Чем православный нательный крест отличается от католического? Что может быть изображено на обороте крестика? Что такое «морской крест» и какой смысл он в себе несет? Ответы на этот и другие вопросы - в заключительной части очерка настоятеля Крестовоздвиженского храма города Вольска протоиерея Михаила ВОРОБЬЕВА об истории нательных крестов.

  • Каждый поруганный храм – как рентген наших душ 04.07.2019

    Недавний разговор в приятельской компании:«По дороге ехали и увидели в сторонке такую церковь – огромную, старинную, красивую! И совсем уже разрушается она, и никого это не волнует, а там фрески еще сохранились… Почему епархия этим не занимается, не реставрирует такие вот церкви?»Слава Богу, мне есть что ответить.

  • Драгоценные свидетельства времени 03.07.2019

    Есть экспонаты, которые представляют для нас ценность особого рода, поскольку отражают приметы и атмосферу времен, знакомых нам лишь по литературе и рассказам предков. 20-й век еще не далеко ушел от нас; мы привыкли ценить артефакты, отстоящие от нас на несколько веков: чем предмет древнее, тем он ценнее… Но для Православной Церкви именно ХХ век стал […]

  • «Чернобыль»: в кадре и за кадром 02.07.2019

    6 мая состоялась мировая премьера сериала «Чернобыль» (совместное производство США и Великобритании) по сценарию Крэйга Мэйзина. Никогда - за исключением, конечно, апреля 1986 года - эти трагические события не приковывали к себе такого пристального внимания. Сериал обошел по рейтингам даже такой телехит последнего десятилетия, как «Игра престолов». Каждый день появляются интервью с ликвидаторами последствий аварии, […]

  • Помочь ищущим Истину 01.07.2019

    В каждой епархии сегодня есть молодежный отдел, при храмах создаются молодежные общества. Миссии среди «племени младого незнакомого» уделяется самое серьезное внимание… А почему так? Разве не ко всем равно - вне зависимости от возраста - обращено слово Христа? Разве Церковь - какой-то клуб молодежного досуга и общения?Да, Христос обращается к каждому, но путь ко Христу […]

  • Победа над собой и всем земным 30.06.2019

    16 июня начался ежегодный крестный ход Балашов - Вавилов Дол, посвященный памяти святых Царственных страстотерпцев и иных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Крестный ход проходит через все три епархии Саратовской митрополии - Балашовскую, Саратовскую и Покровскую. Его продолжительность 32 дня, протяженность - более 700 километров. Наши корреспонденты Кристина Никитина и Светлана Попенко пообщались с крестоходцами.

  • Бескомпромиссный миротворец 28.06.2019

    29 июня - день мученической кончины священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского. Большая часть его архипастырского служения связана с Саратовской епархией. В памяти саратовцев остались и просветительские проекты владыки Гермогена, и его дела милосердия, и его стойкая консервативная позиция противления любому культурному явлению, если оно развращает народ

В традициях нашего народа есть множество занимательных обрядов и всяческих гуляний. Как правило, они посвящены различным народным праздникам. К примеру, многим хозяйкам известны традиционные рецепты выпечки: на какой праздник выпекают пироги или куличи, а на какой пекут жаворонков.

Народный праздник Жаворонки

Празднование приходится на 22 , день весеннего равноденствия. Издавна считалось, что именно в день весеннего равноденствия прилетали птицы и весна постепенно вступала в свои права. С этого момента можно было приступать к разным полевым работам, так как "жаворонок начал небо пахать".

Фольклорный праздник Сороки также считали началом нового периода в жизни человека. С приходом весны он наполнялся новыми силами, словно пробуждался, и был готов к новыми свершениям.

Весенний праздник Жаворонки называют Сороками не по числу птиц на небе, а по числу мучеников севастийских, память которых почитают именно 22 марта. Казнь была назначена за вероисповедание, а так как само слово "жаворонок" часто заменяли "сорокой", название праздника постепенно прижилось.

Праздник Сороки - приметы

Теперь, когда мы знаем, на какой праздник пекут жаворонков, можно немного остановиться и на фольклоре. Ведь практически все народные праздники имеют множество примет и поверий. Из приметы, связанных с праздником Сороки, до сих пор помнят следующие:

  • если сороки и галки прилетают в этот день, можно с уверенностью ждать тепла;
  • если на Сороки поет синица, она пророчит приближение тепла;
  • если на праздник солнце в кругах, урожай будет хорошим;
  • если же в этот день снова ударили морозы, будет обильный урожай проса.
  • если в этот день тепло, оно продержится ровно сорок дней, а вот холод на 22 марта сулит еще сорок морозных ночей подряд.

Народный праздник Жаворонки любят взрослые и дети, ведь хозяйки пекут вкусные фигурки из теста в форме птиц с раскрытыми крыльями. Кроме жаворонков пекли также колобков, и обязательно проводили разного рода обряды для призвания хорошего урожая.

Многие хозяйки выпекали из соленого теста колобков и клали их в небольшие гнезда из соломы. Считалось, что в течении года куры будут хорошо нестись. Детки также могли вдоволь навеселиться, ведь согласно традициям, фигурки из теста в виде птиц насаживали на палочки и бегали с ними по полю. Сегодня про этот праздник многие забыли, но в некоторых деревнях и селах его продолжают праздновать.

По приметам на 22 марта судили о погоде на ближайшие сорок дней. В народном месяцеслове дата получила название Сороки, Сорок сороков, Жаворонки, Равноденствие, Сорочины, Сорок мучеников.

Православная церковь в этот день почитает память сорока воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру во Христа при императоре Лицинии в 320 году в городе Севастия (Малая Азия). Мужчины отказались принести жертвы языческим богам, после чего их раздели и вывели на покрытое льдом озеро, оставив на ночь. Недалеко от озера находилась тёплая баня, чтобы желающие отречься от веры могли в ней согреться. Утром один из воинов, не выдержав мучений, побежал в баню, но переступив её порог сразу умер.

Видя стойкость воинов, один из римлян сам разделся и присоединился к ним. На следующий день тела замерзших мучеников были сожжены, а их останки брошены в реку. Позже братья по вере собрали останки и с почестями похоронили.

22 марта: традиции и обычаи дня

На Сороки вторая встреча весны. Крестьяне выходили «кликать» весну. Этот обряд сопровождался песнями-веснянками.

В народе про этот день говорили: «На 40 мучеников – прилетает 40 птиц ». «На Сороки день с ночью меряется, зима заканчивается, весна начинается ». Считается, что в этот день из-за моря прилетают жаворонки.

Ещё 22 марта поминали усопших: посещали могилы, заказывали о родных и близких обедню или поминовение на проскомидии. Не забывали помянуть покойных и во время трапезы. Женщины молились сорока мученикам, чтобы муж или сын целыми и невредимыми вернулись с войны.

На Руси 22 марта из овсяной или ржаной муки пекли фигурки жаворонков и 40 шариков-«орехов». Начиная с этого дня, ежедневно бросали на улицу по одному «ореху», призывая: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овес! А теперь уходи подобру-поздорову! ». Кормление мороза на протяжении сорока дней связано с народной приметой о том, что после 22 марта может быть ещё 40 ночных заморозков.

Рецепт обрядового печенья «Жаворонки»

Для приготовления понадобится:

  • 0,5 л молока;
  • 200 г сливочного масла;
  • 1 кг муки;
  • 50 г дрожжей;
  • 2 ст.л. сахара;
  • 0,5 ч.л. соли.

В дрожжи добавить по чайной ложке теплой воды и сахара. Молоко подогреть до 30°, муку просеять. 0,5 кг муки засыпать в миску, добавить подогретое молоко, замесить тесто, добавить дрожжи и сахар. Тесто посыпать мукой, накрыть чистой салфеткой и убрать в тёплое место.

Когда поднимется тесто, добавить оставшуюся муку, масло, соль и вымешивать до тех пор, пока тесто не перестанет прилипать к рукам. Если тесто не отстает от рук и расползается, нужно добавить больше муки. Когда подготовите тесто, посыпьте его мукой, накройте салфеткой и поставьте в теплое место, чтобы оно поднялось. Поднявшееся тесто обожмите рукой и дайте подойти ещё раз.

Потом сделайте печенье в форме жаворонков:

  1. Из теста скатайте небольшой жгут, свяжите его узлом, а концы вытяните.
  2. Из одного конца вылепите голову, вытянув клюв, вместо глаз вставьте две изюминки или ягодки.
  3. Другой конец примните и надрежьте ножом, сделав подобие хвоста.

В былые времена в одно печенье, под крыло жаворонка, прятали монетку. По поверью, кому она попадется, тот будет весь год счастлив.

По обычаю, головки «жаворонков» отдавали скотине, а туловище съедали дети.

22 марта: приметы и поверья

  1. Если на Сорок святых оттепель, то будет хороший урожай проса.
  2. Если на Сороки тепло, то следующие сорок дней (до ) будут теплыми, а если холодно – холодными.
  3. Солнце в кругах – к отличному урожаю.
  4. Синица на Сороки запела – тепло ворожит.
  5. Человек, насчитавший в этот день сорок пичуг, будет здоров и счастлив.
  6. Теплый ветер – к ненастному лету.
  7. Ласточки прилетели – к урожайному году.
  8. Сны с 21 на 22 марта не исполнятся. Сновидения, увиденные днем 22 марта, сбудутся только через 5 лет, но будут уже не нужны.

Видео: 22 марта – День жаворонка, сороки и сорока святых

Печь в Ве-ли-кий пост «жа-во-рон-ков» — кра-си-вая на-род-ная тра-ди-ция, свя-зан-ная с днем па-мя-ти со-ро-ка Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков. Это бы-ли во-и-ны, ко-то-рые жи-ли в IV ве-ке и при-ня-ли смерть за Хри-ста. Мы по-дроб-но рас-ска-жем об обы-чае печь пост-ные бу-лоч-ки, ко-то-рые лас-ко-во на-зы-ва-ют «жа-во-рон-ка-ми».

Что та-кое «жа-во-рон-ки»

Жа-во-рон-ки — это пе-че-ные птич-ки из прес-но-го те-ста. Их хо-зяй-ки на Ру-си го-то-ви-ли к празд-ни-ку со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, ко-то-рый в Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Кто та-кие 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

Со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — это свя-тые пер-вых ве-ков хри-сти-ан-ства, во-и-ны доб-лест-но-го вой-ска, хри-сти-ане. Они от-ка-за-лись от-речь-ся от Спа-си-те-ля и при-ня-ли смерть от языч-ни-ков в 313 го-ду — за-мерз-ли в ле-дя-ном озе-ре, охра-ня-е-мые страж-ни-ка-ми.

Ко-гда пе-кут жа-во-рон-ков

Жа-во-рон-ков пе-кут в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся. Этот празд-ник в Рус-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви от-ме-ча-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю. Он непе-ре-хо-дя-щий, то есть да-та его фик-си-ро-ва-на.

На-род-ные тра-ди-ции празд-но-ва-ния дня па-мя-ти 40 Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков

На Ру-си цер-ков-ный празд-ник — день па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских — на-зы-ва-ли Жа-во-рон-ки или Со-ро-ки (с уда-ре-ни-ем на пер-вый слог). Са-мая яр-кий обы-чай это-го дня — печь пост-ные бу-лоч-ки в ви-де птиц — «жа-во-рон-ков». Они сим-во-ли-зи-ру-ют ле-тя-щие к Бо-гу ду-ши му-че-ни-ков.

День па-мя-ти со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских был для про-сто-го лю-да зна-ком, что дол-гая и мо-роз-ная зи-ма под-хо-дит к кон-цу. Бли-зил-ся ап-рель, в раз-га-ре был Ве-ли-кий пост, «вес-на ду-ши».

Тра-ди-ция печь жа-во-рон-ков

В Ве-ли-кий пост на Ру-си хо-зяй-ки пек-ли «жа-во-рон-ков». Это бу-лоч-ки-птич-ки из пост-но-го те-ста, ино-гда вы-леп-лен-ные вме-сте с гнез-да-ми и яич-ка-ми. Жа-во-рон-ков обыч-но пек-ли всей се-мьей в день па-мя-ти 40 му-че-ни-ков, в Се-ва-стий-ском озе-ре му-чив-ших-ся, ко-то-рый празд-ну-ет-ся 22 мар-та по но-во-му сти-лю.

Го-то-вых пти-чек «са-жа-ли» на ок-но, а часть из них от-да-ва-ли де-тям для их за-бав. При-ня-то бы-ло, по ста-рин-ной тра-ди-ции, ко-то-рая бра-ла на-ча-ло еще в язы-че-стве, «за-кли-нать вес-ну». Пе-че-ных пти-чек цеп-ля-ли на длин-ные пру-ты, нес-ли на са-мую вы-со-ку гор-ку и кри-ча-ли что есть мо-чи: «Вес-на-крас-на, на чем при-шла? — На со-хе, на бо-роне, на ов-ся-ном сно-пу, на ржа-ном скир-ду». Или: «Сол-ныш-ко-вед-рыш-ко, вы-гля-ни в окош-ко. Сол-ныш-ко, на-ря-дись, Крас-ное, по-ка-жись! По-шли нам, Гос-по-ди, теп-ло-го ле-та, уро-жай-но-го го-да и по-боль-ше све-та!». Кли-кая вес-ну, пе-ли осо-бые пес-ни — вес-нян-ки.

Кро-ме жа-во-рон-ков к празд-ни-ку 40 му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских еще пек-ли пост-ные бли-ны — «прес-нуш-ки».

Как печь жа-во-рон-ков — ре-цепт жа-во-рон-ков

Вам по-тре-бу-ет-ся:

Для те-ста: 2 кг му-ки, 50 г дрож-жей, 250 г рас-ти-тель-но-го мас-ла, 1 ста-кан са-ха-ра, 0,5 л во-ды, ще-пот-ка со-ли.
Для об-ма-зы-ва-ния жа-во-рон-ков: слад-кий креп-кий чай.

При-го-тов-ле-ние:

Жа-во-рон-ки де-ла-ют-ся из креп-ко-го, упру-го-го те-ста. Из кус-ка хо-ро-шо вы-бро-див-ше-го те-ста рас-ка-тать ва-лик, на-ре-зать на кус-ки мас-сой при-мер-но 100 г, рас-ка-тать из них жгу-ты. За-тем:

1. Жгут за-вя-зать уз-лом, го-лов-ке при-дать со-от-вет-ству-ю-щую фор-му, во-ткнуть изю-мин-ки-гла-за, слег-ка при-мять паль-ца-ми хво-стик, сде-лать ма-лень-ким но-жич-ком над-ре-зы-пе-рыш-ки, сма-зать по-верх-ность на-сто-ем креп-ко-го чая с са-ха-ром, ис-печь.

2. Жгут те-ста на-до рас-ка-тать так, чтобы один ко-нец был тон-ким и гиб-ким — го-лов-ка, а все те-ло по-тол-ще, удли-нен-ное, его на-до слег-ка при-мять паль-ца-ми. Хвост ве-е-ро-об-раз-но над-ре-зать но-жи-ком. Для кры-лы-шек те-сто тон-ко рас-ка-тать, вы-ре-зать кры-лыш-ко, над-ре-зать пе-рыш-ки, сма-зать ча-ем, по-след-няя де-таль — изю-мин-ки-глаз-ки.

Ели-за-ве-та Кик-тен-ко

Ав-тор ре-цеп-та: просфор-ная Свя-то-Си-мео-нов-ско-го ка-фед-раль-но-го со-бо-ра

Похожие публикации