Теоретические основы воспитания старшего дошкольника. Психолого-педагогический портрет ребенка дошкольного возраста как основа для проектирования индивидуальной работы Психологический портрет подготовительной группы детского сада

социальный психологический ребенок одаренный

Современные ученые в области экономики, философии, социологии, истории, обозначают современный мир как глобальное сообщество, ведущее к переходу к постцивилизации, неосферной, антропогенной цивилизации, и отмечающих наличие так называемого цивилизационного слома.

Конкретные данные, полученные учеными в Психологическом институте РАО, Московском психолого-педагогическом университете, на факультете психологии МГУ им. Ломоносова, Институте психологии РАН, показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка.

При всем многообразии и широте проводимых исследований, ученые имеют практически только совокупность значимых, но часто противоречивых данных, наблюдений, представлений, фиксирующих реальные изменения, и одновременно сложную ситуацию развития современного человека.

Например, с одной стороны, отмечается рост его самосознания, самоопределения, критического мышления, а с другой - прослеживаются его неуверенность, напряженность, тревожность, агрессивность.

Возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на общем духовном и физическом здоровье, обусловливая, в частности, пассивность, безразличие людей.

Одним словом, совершенно очевидно, сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с происходящими изменениями культурно-исторической среды - среды, которая, выступает не как обстановка, а играет роль источника развития.

Поэтому остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество.

В этом контексте вспоминается высказывание американского психолога Абрахама Маслоу: «Каждый век, кроме нашего, имел свой идеал», - «… святой, герой, джентльмен, рыцарь, мистик. А то, что предложили мы - хорошо приспособленный человек без проблем - это очень бледная и сомнительная замена».

Тем более сомнительная в нынешней ситуации развития общества, где произошли существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях людей, включая отношения в семье, на работе, к работе.

Перед нами сейчас ребенок - младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов двадцатого века. Ученые констатируют: Ребенок стал другим!

Но при этом хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности? Попробуем в этом разобраться.

Важно отметить происходящие изменения ментальности, ценностных ориентаций, изменений в когнитивной и эмоционально-личностной сферах людей, сопровождающихся присвоением чуждых нашей культуре образцов поведения, актуализацией потребительства, ростом равнодушия в отношениях и, что очень тревожно, объективно и субъективно нарастающей психологической отчужденности взрослых от мира детства, порождающей опасность деструктирования всей системы культурно-исторического наследования.

Особую тревогу вызывают факты и факторы, связанные с приобщением детей к телеэкрану начиная с младенческого возраста.

Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях конкретного социума - семьи, класса, ближайшего окружения, пионерской, комсомольской организаций, но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию - ситуацию разорванных связей, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий.

Причем эта информация не имеет не только какой либо структурно-содержательной логической связи или системности, а подается бисерно, ломано вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития, «оглушая», подавляя его индивидуальность, но самое главное, в современной информации стерты границы между хорошо-плохо, правильно-неправильно.

Ребенок теряется в потоке хлынувшей на него информации, выбирая наиболее легкий путь в жизни: путь потребления, эмоциональную холодность, безразличие к окружающим.

Так, по данным ученых, к началу школьного возраста время просмотра достигает 10-12 тысяч часов, а по данным Института социологии РАН, более 60% родителей проводят досуг с ребенком перед телевизором, у каждого десятого ребенка-дошкольника все свободное время проходит у телевизора. В результате возникает особая потребность в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка.

Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую речь и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им неинтересно общаться друг с другом. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Возникает проблема изучения не только содержания программ, особенностей их присвоения детьми, но и воздействия скоростей, ритмов телевидения на психическое, психофизиологическое развитие ребенка.

Что чрезвычайно важно в принципиально изменившемся мире, так это то, что изменилась не только ситуация развития и функционирования самого человека, но изменяется само биологическое тело человека, его конституция. Его психофизические свойства. Четко проявляются реальные изменения современного ребенка как в психологических, нейропсихологических реакциях ребенка, так и физического здоровья в целом.

Старший дошкольный возраст ребенка - это период его быстрого развития и становления. Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него активно формируется внутренняя социальная позиция, он стремится к принятию новой социальной роли.

К шести годам у ребенка за счет установления дистанции с другим человеком и формирования обобщенной концепции другого человека устанавливаются контуры его собственной "Я - концепции". Границы мира ребенка расширяются. Кроме членов его семьи значимыми становятся другие люди - чужие, но каким-либо образом имеющие отношение к его жизни. Ребенок начинает понимать, что кроме безусловной родительской любви присутствующей в нормально функционирующей семье существует чужой. Человек, который вторгается в психическое пространство ребенка, не спрашивая его, хочет он этого или нет. С этим чужим человеком ребенок должен выстроить какие-то отношения, он должен осваивать модели поведения, подходящие для общения с ним.

Дети шести лет повышенно самолюбивы, чувствительны к словам и их оттенкам, к отношению окружающих. В этот период ребенок активно экспериментирует с собственным "я", он исследует свое тело - это помогает ему осознать границы собственного психологического пространства. Он начинает усваивать социальные культурные нормы, характеризующие его половую принадлежность: мальчики не плачут, девочки не дерутся и т.д.

К шести годам ребенок начинает ориентироваться на нормы своего пола. Образцы мужского и женского поведения встраиваются в структуру его самосознания. Психологические особенности детей как представителей того или иного пола проявляются в игре: в выборе игровой роли, в проявлении интереса к видам деятельности, связанным с мужскими и женскими социальными ролями. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола, он стремится подчеркивать свою мужскую или женскую сущность. Формирование такого чувства во многом определяет полноценность развития его личности.

К шести годам активно формируются нравственно-этические категории. Ребенок уже в значительной степени может отличить понятия "плохо-хорошо", "правда-неправда", у него развивается и дифференцируется чувство стыда, вины, появляется и развивается чувство собственного достоинства. Дети бурно реагируют на несправедливость, предвзятое отношение, насмешку. Вместе с тем развиваются и те качества, которые не приветствуются родителями. К шести годам уже практически все дети могут лгать. У детей могут развиваться "агрессивные фантазии". Ребенок может сказать: "Мама, ты плохая, я тебя не люблю". Спокойное отношение к таким проявлениям, отсутствие раздражения и нетерпимости позволяет ребенку научиться лучше управлять собой, позитивно перерабатывать конфликтные ситуации.

В 6 лет ребенок стремится активно познавать окружающий его мир предметов и явлений, устройство самих предметов. Основным средством познания продолжает оставаться игра. Детям в этот период их жизни нравятся интеллектуальные игры и занятия типа кроссвордов, головоломок, конструкторов. Сохраняется сюжетно- ролевая игра, и из нее выделяется игра по правилам. В сюжетно-ролевой игре воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. В игре с правилами роль отходит на второй план и главным становится четкое выполнение правил игры. Увеличивается время игровой деятельности - она уже может продолжаться час и более. К шести годам главным становится воспроизведение отношений между людьми. В игре моделируются социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека. Становится важным подчинением правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения правил жестко контролируется. Игровые действия сами по себе постепенно теряют свое первоначальное значение - предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью.

Для развития полноценной уверенности в себе и комфортного самочувствия ребенку шести лет необходимо общение со сверстниками своего пола, групповая игра со сверстниками. В результате участия в совместной игре у ребенка накапливается полезный опыт переживания сопротивления границ чужого и собственного психологического пространства, он обучается устанавливать свое место в совместной деятельности, собственными силами "выяснять отношения" с другими. Ребенок осознает особенности своего "я" через то, как сверстники относятся к его игровым качествам. При этом взрослый находится рядом, но он не вместе с ребенком - только в таком случае ребенок действительно обучается взаимодействовать самостоятельно с окружающим миром. С этой точки зрения даже драка может быть предпочтительнее, чем благополучие, поддерживаемое внешним контролем взрослого.

В игре со сверстниками дети учатся также терпению и кооперативности - тем качествам, которые позволят им в дальнейшем сотрудничать с другими людьми. В игре ребенок обучается произвольности своего поведения, приобретает механизмы управления им. Образцом в игре служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль у ребенка появляется только к концу дошкольного возраста, первоначально возникает внешний контроль выпадает из процесса управления поведением, и ребенок обучается контролировать свое поведение самостоятельно - контроль становится воображаемым. Успехи и неудачи ребенка в деятельности и в общении, усваиваемые им оценки взрослых влияют на его образ самого себя.

Социальное развитие. В возрасте 6 - 7 лет дети умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, они стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче, тонко реагируют на изменения в настроении взрослых.

Организация деятельности. Дети 6 - 7 лет способны воспринимать инструкцию и выполнять по ней задание, если поставлены цель и четкая задача действий, могут сосредоточенно, не отвлекаясь работать по инструкции в течение 10 - 15 минут.

Речевое развитие. Дети 6 - 7 лет могут правильно произносить все звуки родного языка. Словарный запас составляет 3,5 - 7 тысяч слов. Дошкольники стилистически правильно строят предложения, умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам, способны передавать интонацией различные чувства, использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

Интеллектуальное развитие. Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов, с удовольствием воспринимают любую новую информацию, имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

Развитие внимания. Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика (10 -15 минут) и зависит от условий и индивидуальных способностей ребенка. Количество одновременно воспринимаемых объектов мало (1 - 2). Они не могут быстро и часто переключать внимание с одного объекта или вида деятельности на другой.

Развитие памяти. У детей 6 - 7 лет преобладает непроизвольная память, но они способны и к произвольному запоминанию, могут овладеть приемами логического запоминания.

Развитие мышления. К поступлению в школу у детей должно быть сформировано наглядно - действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития наглядно - образного мышления, составляющего основу успешного обучения в начальной школе. Доступна логическая форма мышления.

Зрительно - пространственное восприятие. Дети 6 - 7 лет могут различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости, могут различать и выделять простые геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме и величине. Старшие дошкольники различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом, мысленно могут находить часть от целой фигуры. Достраивать фигуры по схеме, конструировать их.

Развитие зрительно - моторных координаций. Для детей 6 - 7 лет характерна способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы и цифры с соблюдением пропорций, соотношений штрихов.

Развитие слухо - моторных координаций. Для детей этого возраста характерна способность различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические (танцевальные) движения.

Развитие движений. Дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений, способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе сверстников. Старшие дошкольники могут освоить и правильно реализовать сложно координированные действия при ходьбе, выполнять сложно координированные гимнастические упражнения, способны к координированным движениям пальцев, кисти, руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, могут делать простые графические движения (вертикальные, горизонтальные линии, овалы, круги и т.д.), способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.

Личностное развитие, самосознание, самооценка. У детей выявлена способность осознавать свое положение в отношениях со взрослыми и сверстниками. Уже в этом возрасте они стараются соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, в которых участвуют. Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться. Для них не характерна адекватная самооценка, которая в значительной степени зависит от оценки взрослых (воспитателей, родителей).

Мотивы поведения. Выделяется интерес к новым видам деятельности, миру взрослых, стремление быть похожими на них, характерны познавательные интересы. Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

Произвольность. Развитие произвольности - одно из основных показателей готовности к школе. У дошкольников выделяют следующие показатели развития произвольности: способность к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил, способность проявлять настойчивость. Преодолевать трудности.

Составитель: , к. пс. н., доцент кафедры теории и методики воспитания Костромского областного института развития образования.

Психолого-педагогический портрет ребенка дошкольного возраста как основа для

проектирования индивидуальной работы

1. Преамбула. 1

2. Краткая характеристика психологии ребенка дошкольного возраста. 2

3. Диагностика развития детей дошкольного возраста. 3

4. Психолого-педагогический портрет дошкольника. 5

5. Задание для самостоятельной работы. 7

Задание 1. 7

Задание 2. 7

6. Литература. 7

7. Приложение. 8

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет. 8

Нестандартизированные методики исследования личности дошкольника. 10

Таблица 1. Распределение нестандартизованных диагностических методик по возрастным группам 10

1. Преамбула.

Основное назначение предлагаемого к изучению модуля – дать структуру психолого-педагогического портрета ребенка дошкольного возраста. Полное описание социальной ситуации развития, психологических особенностей ребенка зачастую и становится ориентиром для поиска проблем в его развитии. Конечно, к такой работе привлекается психолог учреждения, но не во всех учреждениях есть такая должность и соответствующий ей специалист. Но именно воспитателю, непосредственно ведущему маленького человека в большой и удивительный мир, важно видеть его уникальные черты, особенности развития, понимать причины его поведения, успехов и неудач.


Технология проектирования педагогической деятельности предполагает определение затруднения, которое существует у ребенка или группы детей. Грамотное нахождение трудности и её причин дает основание для разработки актуальной программы действий, позволяет оказать своевременную помощь конкретному ребенку в его развитии.

Задача, которая предлагается педагогу при освоении данного модуля, состоит в том, чтобы путем описательной характеристики ребенка найти его уникальное затруднение, сложность, которую важно помочь преодолеть.

2. Краткая характеристика психологии ребенка дошкольного возраста.

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволяет определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.


Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возрастгода), средний дошкольный возрастлет) и старший дошкольный возрастлет). В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, в это время они отличаются большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

Каковы же центральные достижения психического развития в дошкольном возрасте? Крупнейший исследователь дошкольного детства показал, что к таким достижениям следует отнести образные формы познания (восприятие, наглядно-образное мышление, воображение) и социальные эмоции (сопереживание, любовь к близким людям, доброжелательность по отношению к сверстникам). Наряду с этими образованиями у детей должны развиваться также и многие другие психологические качества, необходимые для их успешного перехода к школьному обучению, в частности, элементарные формы логического мышления, умение организовать свое поведение, произвольно управлять им.

В заключение надо отметить, что к концу старшего дошкольного возраста ребенок обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка . Составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка.

3. Диагностика развития детей дошкольного возраста.

Проблемы диагностики уровня достижений детей в ДОУ.

В соответствии с требованиями обеспечения качества образования, необходимо соблюдать принцип построения деятельности и принятия решений, основанных на фактах и данных. Как отмечает, ключевыми факторами качества образования в ДОУ являются:

2. Здоровье воспитанников.

3. Подготовка детей к посещению ДОУ. Соответствие условий контингенту воспитанников.

4. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.

5. Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

6. Профессиональный уровень педагогического состава и вспомогательного персонала.

7. Положительная мотивация персонала.

8. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.

9. Диагностика состояния здоровья и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе.

В системе мониторинга качества образования целостно определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (,) по развитию, воспитанию и обучению детей:


Здоровье и здоровый образ жизни,

Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами ,

Готовность ребенка к обучению в школе,

Преемственность в работе детского сада и школы.

Некоторые ученые (, и другие) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и др.) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегодняшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тенденций () :

1. При диагностике детей педагоги используют технологически не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную научную и практическую ценность методы диагностики.

2. Педагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не имеющие соответствующей квалификации.

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Результаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16).

акцентирует внимание на необходимости «…при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)».

Подходы к психолого-педагогической диагностике.

Индивидуальность результатов. Система дошкольного образования перешла от использования единой унифицированной образовательной программы , к работе с детьми по вариативным программам. Содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ в связи с этим изменились. Учитываются как особенности развития детей дошкольного возраста, так и их индивидуальные особенности развития.


Промежуточность. Психолого-педагогическая наука реально признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно. Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует это. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей. Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

Проявление в деятельности. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для дошкольника важен не столько объем знаний в определенной области, а то, каким способом эти знания ребенком освоены. Это усложняет методы диагностики, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые экзаменационные вопросы, а очень тонкий, специальный инструментарий. Не вызывает сомнения возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения.

Назначение для проектирования и анализа результатов. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогами в ходе планирования, при постановке и реализации педагогических задач. Диагностические методики могут применяться и для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

o диагностика является обязательным компонентом педагогической профессиональной деятельности , позволяя проектировать деятельность и определять её эффективность,

o необходимо привлекать специалистов ДОУ для проведения диагностики и анализа результатов по методикам определения уровня развития ребенка,

o педагоги могут руководствоваться результатами диагностических методик при условии конфиденциальности сведений и закрытости информации, в этом случае результаты нужны не для сравнения детей друг с другом, а для определения конкретных затруднений отдельного ребенка.

4. Психолого-педагогический портрет дошкольника.

Основная цель составления психолого-педагогического портрета ребенка состоит в том, чтобы создать представление о нормально развивающемся ребенке, которое включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную педагогическую работу.


Понимание индивидуальных особенностей ребенка позволяет сделать выводы по работе с ним. Сбор первоначальных сведений о семье ребенка, наблюдение за ребенком в группе - за его общением, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима - помогает педагогу создать общее представление о ребенке.

Чтобы собранные сведения были наиболее адекватны реальной ситуации, рекомендуем следовать следующим положениям:

o В целом обследование ребенка-дошкольника может занимать от 30 до 60 минут. Важным условием проведения обследования является приспособление к индивидуальным особенностям ребенка - привычному для него темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т. д.

o Для проведения беседы с ребенком или диагностики необходима отдельная комната, в которой никто не помешает работе с ребенком. Внешний вид комнаты имеет большое значение. Чем меньше она похожа на официальный кабинет, тем свободнее почувствует себя ребенок. Подходящую обстановку создадут детские рисунки, поделки и книжки с картинками, которые ребенку можно будет посмотреть перед началом обследования.

o Педагог должен создать благоприятные условия для общения с ребенком. Установление доверительного и доброжелательного контакта, хорошего взаимопонимания является необходимым условием получения достоверных результатов. Доброжелательное отношение к ребенку, принятие его таким, каков он есть, отсутствие замечаний, одергиваний, авторитарного тона, настаивания на соблюдении обязательных норм поведения, положительная оценка его личности и его действий создают тот фон, на котором могут в наибольшей степени реализоваться интеллектуальные возможности ребенка и наиболее полно проявиться особенности его личности.

o По ходу обследования необходимо вести протокол, в котором фиксируются предлагаемые задания и успешность их выполнения, оказываемая ребенку помощь и уровень его обучаемости, способность к самостоятельному нахождению ошибок и адекватность оценки результатов своих действий.

Примерный вариант структуры психолого-педагогического портрета ребенка дошкольного возраста.

1. Анкетные данные ребенка.

Имя ребенка (шифр). Этика индивидуальной работы предполагает неразглашение полученных сведений; заключения и рекомендации никому не передаются.

Дата рождения и точный возраст ребенка

2. Данные о здоровье ребенка.

Группа здоровья.

Основные сложности и вероятные причины их появления (наследственные факторы, особенности протекания беременности и родов, травмы и операции, хронические или частые заболевания и т. д.).

Учет у психоневролога или других специалистов. Поставленный диагноз.

3. Характеристика социальной ситуации развития.

Семья: состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи и родственников, принимающих участие в воспитании ребенка, краткая характеристика семьи, характер воспитания в семье, уровень требований, предъявляемых к ребенку, степень конфликтности семьи и т. п.

Домашние обязанности, требования со стороны взрослых.

Бытовые условия жизни

4. Особенности воспитания ребенка в учреждении

Возраст, в котором был отдан в дошкольное учреждение, особенности адаптации,


Дополнительное образование, которое получает ребенок,

Реальное положение ребенка в группе сверстников (лидер, аутсайдер),

7. Характеристика поведения и деятельности ребенка

Мотивация к деятельности (внутренняя, внешняя, содержание мотивов),

Темп деятельности,

Уровень утомляемости,

Уровень самостоятельности,

Любимые занятия и игры

Особенности игровой деятельности,

Специальные умения, которыми обладает ребенок (рисование, музицирование и т. д.)

Трудности в поведении,

8. Какие еще моменты в развитии ребенка родители считают существенными. Особенности ребенка, тревожащие родителей.

9. Наиболее актуальные трудности в развитии ребенка. Из общего описания выделите 2-3 основные трудности (наиболее актуальные для данного ребенка) и к каждой из них предложите по 5-7 возможных причин их проявления у данного воспитанника.

10. Рекомендации. Рекомендации составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться выявленных трудностей и раскрывать возможные направления в деятельности по устранению или коррекции существующих препятствий для развития личности ребенка, по поддержке позитивных факторов развития.

5. Задание для самостоятельной работы.

! Задание 1.

Предложите десять вариантов средств (методов диагностики), с помощью которых вы можете получить сведения для составления психолого-педагогического портрета ребенка дошкольного возраста:

1. Анкетирование…

2. Тестирование

3. Индивидуальные беседы с родителями

4. Индивидуальная беседа с ребёнком

5. Изучение медицинской карты ребёнка

6. Посещение семьи

7. Метод проблемной ситуации

8. Изучение продуктов детской деятельности

9. Беседа со специалистами

10. Наблюдение за ребёнком в ходе деятельности

! Задание 2.

Выберите одного ребенка из своей группы, в отношении которого вам было бы интересно составить и реализовать проект программы индивидуальной работы. Составьте его психолого-педагогический портрет.

!!! Не стоит давать слишком широкую и пространственную характеристику. Лучше меньше да лучше. Важно выделить наиболее существенные характеристики, которые по вашему мнению, присущи конкретному ребенку, важно отметить наиболее яркие затруднения, которые он испытывает. Это может быть и отсутствие умений по самообеспечению (каких именно?) и отсутствие условий (каких?) для развития его одаренности (в какой сфере?), и что-то еще. Чем конкретнее, чем точнее это будет выделено, тем качественнее будет работа.


1.С. Д.И.30.03.лет 11 мес.) ж.

2.группа здоровья – 2, хронических заболеваний нет, на учёте у психоневролога и других специалистов не состоит

3.Семья полная, состоит из 3 человек, социально-благополучная; отношения в семье строятся на доверии, к ребёнку предъявляются обоснованные требования с учётом её возраста. Семья проживает в собственном частном доме, в обязанности ребёнка входит поддержание порядка в собственной комнате, посильная помощь матери по дому.

4.Ребёнок поступил в детский сад в возрасте 2лет и 3 мес. Адаптация проходила легко, ребёнок полностью привык к детскому саду в течении 2 недель. В настоящее время ребёнок посещает старшую группу, дополнительно занимается в танцевальном кружке на базе ДдиЮ

5.Ребёнок занимает в группе лидирующую позицию, не конфликтен, отношенния со сверстниками дружеские, легко находит общий язык со всеми, ребёнок инициативен, стремиться во всём занимать лидирующую позицию, адекватно воспринимает критику в свой адрес, радуется своим успехам

6. Для ребёнка, свойственно спокойное проявление эмоций, без резких эмоциональных всплесков и проявления агрессии. Мыслительные процессы ребёнка развиты в соответствии с возрастом, но не достаточно хорошо развито зрительное запоминание

7.Ребёнка нельза назвать медлительным, но говорить о том, что задания выполняются ей одной из первых мы тоже не можем, ребёнок быстро утомляется, не может долго заниматься одним делом, ей необходима постоянная смена деятельности, любимая игра – сюжетно-ролевая. Ребёнок не достаточно самостоятелен для своего возраста, требуется постоянный контроль со стороны взрослого, любит рисовать, хорошо развит музыкальный слух.

8. В стрессовой ситуации ребёнок начинает грызть ногти,

9. У ребёнка не достаточно развито зрительное запоминание, описательная речь, ребёнок быстро утомляется, требуется постоянный контроль со стороны взрослого

6. Литература

1. , и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 1996.

2. Гуревич диагностика. Учебное пособие. М., 1997.

3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/Под ред. , . – М.,2000.

4. , От диагностики к развитию. – М.,2004.

5. Кирьянова диагностика дошкольников. – СПб.,2004.

6. , Харламова развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.

7. Марцинковская психического развития детей. – М.,1997.

8. Образовательная система «Школа 2100» -качественное образование для всех. – М.,2006.

10.Рыбалова качества образования и управленческая команда в ДОУ //Управление образовательным учреждением. – 2005. - №4. – с.10-23.

11.Тесты для определения уровня развития детей дошкольного возраста http://www. *****/test_pazvitie/

7. Приложение

Методика определения уровня развития детей 6-9 лет.

Цель: исследование уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания:
I субтест - исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;
II субтест - исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;
III субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;
IV субтест - выявление умения обобщать.
Порядок проведения: Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.

Текст методики
I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».
а) У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
б) В теплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд , тюлень),
в) В году, 3, 12, 4, 7) месяцев.
г) Месяц зимы... (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
д) Самая большая птица... (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).
в) Розы - это... (фрукты, овощи, цветы, дерево).
ж) Сова всегда спит... (ночью, утром, днем, вечером),
з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
и) У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, т*ень).
к) Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в одну группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это "лишнее" слово надо исключить».
а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
б) Река, озеро, море, мост, болото.
в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.
е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа - другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху, точно так же, как это сделано в словах, стоящих слева. Например:
лес / деревья = библиотека / сад, двор, город, театр, книги
бежать / кричать = стоять / молчать, ползать, шуметь, звать, плакать
Значит нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.»
а) огурец / овощ = георгин/ сорняк, роса, садик, цветок, земля
б) учитель / ученик = врач / койка, больные, палата, термометр
в) огород / морковь = сад / забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
г) цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
д) перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щетка
е) темный / светлый = мокрый / солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
ж)часы / время = термометр / стекло, температура, кровать, больной, врач
з) машина / мотор = лодка / река, моряк, болото, парус, волна
и)стул / деревянный = игла / острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
к) стол / скатерть = пол / мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье... - одежда. Придумай название к каждой паре»:
a) Метла, лопата...
б) Окунь, карась...
в) Лето, зима...
г) Огурец, помидор...
д) Сирень, шиповник.
е) Шкаф, диван...
ж) День, ночь...
з) Слон, муравей...
и) Июнь, июль...
к) Дерево, цветок...

Правильные ответы:


I субтест:
а) подошва
б) верблюд
в) 12
г) февраль
д) страус
е) цветы
ж) днем
з) жидкая
и)корень
к) Москва

II субтест
а) фасоль
б) мост
в) песок
г) Москва
д) орешник
е) указка
ж) Нестеров
з) лебедь
и) число
к) вкусный

III субтест
з) георгин / цветок
б) врач / больной
в) сад / яблоня
г) птица / гнездо
д) сапог / нога
е) мокрый / сухой
ж) термометр / температура
з) лодка / парус
и) игла / стальная
к) пол / ковер

IVсубтест
а) рабочие инструменты
б) рыба
в) время года
г) овощ
д) куст
е) мебель
ж) время суток
з) животное
и) месяцы лета
к) растения

Обработка результатов I субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задаётся вопрос "почему не шнурок?" При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла.
Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь - ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий I субтеста уточняющие вопросы не задаются.
II субтест:
Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9,10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание II субтеста дополнительный вопрос также не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает это задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».
III субтест:
За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.
IV субтест:
При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны вышеприведенным. При решении III и IV субтестов уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за четыре субтеста в целом.
Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов, -% оценки успешности). Кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение заданий при второй попытке (после стимулирующей помощи).
Интерпретация.
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный уровень произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый. Оценка успешности (ОУ) решения словесных субтестов определяется по формуле:
ОУ = х 100% / 40
где х - сумма баллов, полученных испытуемым.
На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были определены следующие уровни успешности нормально развивающихся детей и учащихся с ЗПР:
4-й уровень успешности - 32 балла и более (80-100% ОУ),
3-й уровень - 31,5-26 баллов (79,0-65%),
2-й уровень - 25,5-20 баллов (64,9-50%),
1-й уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).

Нестандартизированные методики исследования личности дошкольника

Таблица 1. Распределение нестандартизованных диагностических методик по возрастным группам

DIV_ADBLOCK12">

4. «Конструирование по образцу»

Методика включает задачи на воспроизведение нескольких вариантов размещения трех строительных деталей разной формы по образцу, предложенному взрослым. Методика выявляет уровень развития пространственного восприятия на основе анализа взаимного расположения объектов в пространстве.

5. «Свободный рисунок»

Ребенку предлагают нарисовать, что он хочет. Рисование может осуществляться цветными карандашами или простым карандашом по выбору ребенка. Задание служит предварительным по отношению к следующему и позволяет установить уровень овладения рисованием и развития мелкой моторики.

6. «Рисунок человека»

Ребенка просят нарисовать человека. По особенностям рисунка (какие части тела изображены, как расположены в пространстве, имеются ли дополнительные детали и др.) судят об уровне развития образного мышления, особенностях эмоционально-личностной сферы и общения ребенка с окружающими.

7. «Свободная игра»

Ребенку предлагают набор игрушек и различных предметов (неоформленный игровой материал). Ведется наблюдение за его игрой. Методика позволяет по уровню развития игровой деятельности (использование заместителей, возможности построения последовательных игровых действий и сюжета, принятие роли) судить о развитии мышления и воображения ребенка.

8. «Дорисовывание фигур»

Методика включает задачи на свободное дорисовывание незаконченных изображений. Материал методики состоит из карточек с нарисованными на них фигурками неопределенной формы. Ребенок должен дорисовать каждую из фигурок так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Методика оценивает уровень развития воображения, способность создавать оригинальные образы.

9. «Повторение слов и предложений»

Методика фиксирует возможности детей запомнить и воспроизвести предложенный словесный материал. В качестве такого материала предлагаются: детям
3 лет три-четыре знакомых слова; детям 4 лет - пять-семь знакомых слов и простая фраза. Методика используется для проверки памяти.

10. «Вопросы по картинкам»

Детям предъявляют простые картинки, например, с изображением девочки, моющей руки, или мальчика, накрывающего на стол. Выявляется уровень развития активной речи ребенка по ответам на вопросы типа: «что здесь нарисовано?», «кто это?», «что она (или он) делает?».

11. «Дополнение фраз»

Ребенку последовательно предъявляется ряд предложений, в каждом из которых дается начало фразы и нужно придумать ее конец, указав либо последовательность событий, либо причинно-следственные связи. Используются предложения типа: «Девочка взяла кубик и...», «Мальчик весело смеялся, потому что...», «Если пойдет дождь, то...».

Методика выявляет способность детей последовательно рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, позволяет оценить уровень речевого развития. Она также может быть использована для выяснения особенностей личности и характера общения.

12. «КАТ»

Методика включает задания на составление рассказов по картинкам, обладающим особой стимулирующей силой для проявления особенностей личности ребенка. Ребенку последовательно предъявляют 10 рисунков с изображениями животных, выполняющих человеческие действия, и просят сказать, кто нарисован на картинке, что происходит в данный момент, что было до этого, о чем думают и что чувствуют действующие лица, чем ситуация закончится. Картинки допускают неоднозначные интерпретации.
Методика используется как проективная для выявления особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (тревожности, демонстративности, агрессивности, страхов, конфликтности в общении и др.).


13. «Повторяй за мной» и «Игра в мяч»

14. «Бирюльки»

Ребенку предлагают сложить мелкие предметы (бирюльки, спички, бусинки) в коробок или баночку с узким горлышком. Дается указание: класть по одному предмету. Методика проверяет уровень развития мелкой моторики.

15. «Мисочки» (включение в ряд)

Методика использует тот же материал, что и методика «мисочки» (предметные действия) и содержит задачи на поиск места пропущенного элемента в сериационном ряду предметов, различающихся по величине. Методика выявляет способность устанавливать простейшие логические отношения.

16. «Рыбка»

Методика содержит задачи на конструирование предмета по цветной расчлененной схеме. Проверяется умение детей точно ориентироваться на схему, а также умение спланировать свои действия как по анализу схемы, так и по воспроизведению ее в конструкции, что является важным показателем развития образного мышления и организации деятельности.

17. «Классификация по заданному принципу»

Ребенку дается набор картинок. На некоторых изображен один предмет,
на других - несколько. Задание состоит в том, чтобы разделить картинки на
2 группы по принципу количества изображенных предметов. Методика направлена на выявление элементов логического мышления.

18. «Рисунок семьи»

Ребенка просят нарисовать свою семью. По величине фигур, их расположению на рисунке, особенностям расположения отдельных членов семьи, уменьшению или увеличению ее состава и другим показателям судят о взаимоотношениях, эмоционально-личностных трудностях самого ребенка.

19. «Два дома»

Методика специально предназначена для исследования общения. Для проведения методики применяется тот же материал, что и в методике, предназначенной для анализа взаимоотношений ребенка в группе детского сада, о которой говорилось выше. Отличие состоит в том, что в данном случае анализу подвергается ближайшее семейное окружение ребенка. Методика дает возможность судить о характере отношений в семье.

20. «Свободная классификация»

Ребенку предъявляется набор картинок, которые он должен разделить на группы, самостоятельно выделив основание группировки. Методика направлена на оценку развития элементов логического мышления.

21. «Самое непохожее»

Перед ребенком в случайном порядке выкладываются в ряд 8 фигур, различающиеся по трем признакам: по форме (круги и квадраты), по цвету (красного и синего цветов), по размеру (большие и маленькие). Затем предъявляется одна из этих фигур и ребенка просят выбрать из оставшихся «самую непохожую» на нее. Методика направлена на оценку логического мышления.

22. «Рассказ по картинкам»

Методика содержит задачи на установление причинно-следственных отношений на материале картинок (например, «семя», «бутон », «цветок»), которые он должен разложить в порядке происходящих изменений, а затем объяснить, почему он положил их так, а не иначе. Методика направлена на выяснение способности устанавливать логическую последовательность событий и отражать ее в речевой форме.

23. «Пиктограмма»

Содержит задачи на запоминание слов с помощью рисунков. Ребенку предлагается запомнить ряд из 12 слов и словосочетаний, используя собственные свободные зарисовки. Методика направлена на исследование особенностей мышления и опосредствованного запоминания. Кроме того, в ней могут обнаруживаться особенности личностной сферы и уровень организации деятельности.

24. «Десять слов»

Ребенку дается задание запомнить и воспроизвести 10 слов. Предъявление повторяется 3-5 раз. Выясняется динамика запоминания. Методика применяется для оценки механического запоминания и имеет особое значение при диагностике патологии ЦНС.

25. «Несуществующее животное»

Ребенка просят нарисовать несуществующее животное, назвать его и описать его образ жизни. Методика используется как проективная для изучения личностных качеств и особенностей воображения.

26. «Три желания» и «шапка-невидимка»

Ребенка просят назвать три желания, которые он хотел бы высказать волшебнику, а затем ответить, хотел ли бы он, чтобы волшебник подарил ему шапку-невидимку, и что бы он с ней делал дома, на улице, в детском саду. По ответам ребенка судят о его воображении, ценностных ориентациях, потребностной сфере, а также о его взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

27. «Игровая комната»

Ребенка просят представить себе, что он пришел в волшебную комнату, где есть любые игрушки и можно играть в любые игры. Далее ему предлагается взять с собой двух знакомых ребят и придумать игру, в которую дети могли бы с ним поиграть. При этом задается ряд вопросов типа: «Как играть в такую игру?», «А если дети не захотят играть в нее, что ты будешь делать?» - и др. По рассказу ребенка и по ответам на вопросы можно судить о его ценностных ориентациях, об уровне развития общения со сверстниками, способности выходить из конфликтных ситуаций.

28. «Лестница»

Методика включает задачи на осуществление выбора по оценочным шкалам. Ребенку дают рисунок лестницы и говорят, что на ее верхних ступеньках находятся самые хорошие дети, а внизу - самые плохие. Ребенок должен показать свое место, а также место других детей (друзей, братьев, сестер) на этой лестнице. Применяются шкалы с различными характеристиками, например: «хороший - плохой», «умный - глупый» - и др. Методика направлена на диагностику самооценки.

29. «Выбор карточки»

Перед ребенком раскладывается ряд карточек, на обороте которых написаны разные задания. Карточки расположены в порядке возрастания номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки. Ребенку предлагается самому выбрать задание, которое он хочет выполнять. Методика направлена на выявление уровня притязаний ребенка.

Семинар №2 Психолого-педагогическая характеристика ребенка раннего и дошкольного возраста (2ч)

Цель: теоретическое изучение психолого-педагогической характеристики ребенка раннего и дошкольного возраста, методов диагностики психических процессов, эмоционально-волевой сферы.

Вопросы для обсуждения:

1. Психологический портрет ребенка раннего и дошкольного возраста

2. Методы исследования внимания и сенсорики ребенка.

3. Методы исследования детской памяти.

4. Методы изучения детского мышления и воображения.

5. Диагностика интеллекта и креативности ребенка.

6. Методы изучения речевого развития детей. Методы диагностики эмоционального благополучия.

7. Методы диагностики эмоциональной сферы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.

8. Методы изучения эмоционально-мотивационной сферы дошкольников.

9. Методы изучения волевой сферы ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАННЕГО ВОЗРАСТА ОТ 1-3 ЛЕТ

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка со взрослым

В раннем возрасте содержанием совместной деятельности ребёнка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов . Взрослый становится для ребёнка не только источ­ником внимания и доброжелательности, не только "поставщиком" самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами. Та­кое сотрудничество уже не сводится к прямой помощи или к де­монстрации предметов. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполне­ние одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное - новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. В совместной деятельности с ребёнком взрослый выполняет сразу несколько функций:

    во-первых взрослый даёт ребёнку смысл действий с пред­метом, его общественную функцию;

    во-вторых он организует действия и движения ребёнка,пе­редаёт ему технические приёмы осуществляния действия;

    в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее интенсивного усвоения способов действий с предметами. К концу этого периода, благодаря сотрудничеству со взрослым, ребёнок в основном умеет пользоваться бытовыми предметами и играть с игрушками.

Психологический портрет дошкольника

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы, выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Особенности поэтапного развития различных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. Определенные этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3 - 4 года), средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 - 6 лет).

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту.

На основании данного психологического портрета дошкольника от рождения к концу старшего дошкольного возраста он обладает определенными чертами, которые являются основными характеристиками данного возрастного этапа и формируют условия перехода на следующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется переходом к произвольности всех процессов, от восприятия до мышления. Детский интеллект уже в старшем дошкольном возрасте функционирует на основе принципа системности. К концу старшего дошкольного возраста прошел основной этап осознания ребенком своей гендерной идентичности.

В заключение рассмотрения психологического портрета дошкольника, надо отметить, что составление схематичного портрета обуславливается индивидуальной обусловленностью развития каждого ребенка. Можно привести ряд психологических характеристик старших дошкольников, но все они будут описывать конкретного индивида и характеризовать определенные личностные качества ребенка. Однако, данная характеристика тенденций общего развития дошкольника, вплоть до старшего дошкольного возраста позволила определить уровень развития каждого из познавательных процессов, которого достигает старший дошкольник в своем развитии. Поэтапность развития познавательной и поведенческой сфер дошкольника позволил проследить переход от одних видов к другим и уровень, на котором находится старший дошкольник в своем развитии. Учет характерологических черт и типичных психологических портретов личности старшего дошкольника позволяет определить зону ближайшего развития ребенка и его готовность к обучению в школе. Таким образом, для педагогической и психологической практики данное знание является основополагающим для построения работы с ребенком старшего дошкольного возраста.


Формирование личности

Черты и типы. Психологический портрет ребенка

Большие врожденные различия ребятишек требуют особого подхода к каждому. Однако знать, что они разные, недостаточно. Требуется определить и выразить различия, если уж не числом, то хотя бы качественно, словом. С тех пор как люди научились наблюдать и записывать, существуют попытки выделять «черты и типы» людей. Человек столь сложен и многолик, а взгляды, ученых столь различны, что общепринятой классификации так и не получилось. Невозможно втиснуть в схему все разнообразие проявлений личности, а что считать важным, что второстепенным, об этом у каждого ученого и наблюдателя свое мнение. Раз так, имеют ли смысл попытки классифицировать психику детей? Пока они совсем малы, трудно рассмотреть «тип» или «черты», с возрастом они могут измениться по мере созревания потребностей и их реализации. Может быть, будущие изменения более значительны, чем исходные черты, из которых можно предвидеть? Не явится ли тормозом в воспитании «ярлык» типа, который приклеит воспитатель ребенку и под который будет подгонять свои новые наблюдения, рискуя просмотреть проявление черт, не укладывающихся в схему? Все эти опасности, несомненно, существуют, но они не столь велики, если не возводить в абсолют психологические схемы.

Все-таки больше пользы искать и находить в психике ребенка характерные черты, чем отрицать эти попытки. Полезно уже знание перечня этих черт, оно настраивает на изучение «объекта», без которого нет управления. Воспитание - это и есть управление развитием ребенка, чтобы переводить его из исходного состояния в желаемое… Очень интересно проследить «траекторию» формирования личности, наблюдения такие имеются, но, к сожалению, они охватывают лишь детский возраст - до 7-12 лет.

Ученые-психологи не расходятся в одном: существуют врожденные черты личности, которые мало меняются с возрастом. (А некоторые утверждают, что совсем не меняются!) Сколько таких черт - вопрос другой, одни говорят - много, другие - мало, что почти все прививается и изменяется. Наши детские психологи (например, А.А. Люблинская) ограничиваются выделением типов темперамента и делят их по старым гиппократовским канонам, подтвержденным И.П. Павловым. Вот эти типы.

Холерики - тип сильный, возбудимый, безудержный - способны на высокое напряжение, однако не длительное, оно сопровождается отдыхом и упадком духа. Оптимизм и УДК (уровень душевного комфорта) - невысоки.

Сангвиники - сильный уравновешенный тип - характеризуются умеренным напряжением, но с быстрым переключением деятельности. Оптимисты, общительны.

Флегматики - сильный тормозной тип - способны на длительное устойчивое средней силы напряжение, не требующее большого отдыха.

Меланхолики - слабый тормозной тип - не способны ни на сильное, ни на длительное напряжение, пессимисты. Замкнутые.

Ярко выраженных типов мало, обычно природа ограничивает чертами характера - сила и длительность напряжений, оптимизм-пессимизм, общительность-замкнутость, а, следовательно, и преимущественные эмоции. Все это представлено в разных пропорциях.

На Западе большое распространение получила так называемая психосоматика, предполагающая, что имеется значительное соответствие между строением тела и психическими свойствами личности и что то и другое - стойкое. Больше всех популярна классификация Шелдона. Он выделял три типа телосложения и три типа психики, между которыми находили соответствие до 80 %. Ради общего развития приведу краткое описание этих типов.

Так называемый эндоморфный («преобладание внутренностей») тип характеризуется шарообразными формами: круглая голова, большой живот, ноги и руки тонкие в запястьях и лодыжках, но с жирными плечами и бедрами. Этому соответствуют признаки темперамента: любовь к комфорту, жажда похвалы и одобрения, общительность, хороший семьянин, тяга к людям в тяжелую минуту.

Второй тип - мезоморфный - это классический Геркулес с преобладанием мышц и костей, с квадратной головой, с малым количеством жира. По темпераменту он лидер. Уверенность в себе, любовь к приключениям, эмоциональная черствость, при случае - агрессивность. Деятельный в трудную минуту.

Третий тип - эктоморфный - это долговязый человек с узкой грудной клеткой, тонкими и длинными руками и ногами, вытянутым лицом. Жир почти отсутствует, мускулатура слабая, зато хорошо развита нервная система. По темпераменту необщительный, скрытный и эмоционально сдержанный, склонный к одиночеству.

Разумеется, эта типология во многом наивна, но все же значительное число людей можно разделить по этой классификации. Тип начинает вырисовываться примерно с пяти лет, но условия питания и физкультура могут значительно задержать появление врожденных анатомических особенностей.

В нашей лаборатории В.М. Белов с сотрудниками, длительно наблюдая ребятишек ясельного возраста, выделил три типа, взяв за основу главную черту поведения.

1. Исследователи: проявляют очень активный интерес к предметам среды, способны к длительному концентрированию внимания и к значительным напряжениям.

2. Лидеры: очень активные «вожаки», общительные, но не склонные к концентрации внимания.

3. Наблюдатели: неудачное, на мой взгляд, определение, касающееся пассивных ребят, видимо, слабого типа характера. Таких середняков оказалось большинство.

Мы также составили свой список черт, по которым можно описать психику. Исходили из силы характера, основных потребностей и оптимизма. Для некоторых черт находили два противоположных качества и оценивали их баллами (+)2 - (+)1 - 0 - (-) - (-)2. Для других приходилось ограничиваться одним качеством. Цифра 2 ставится при ярко выраженной черте личности, 1 - когда она заметна, 0 - когда есть сомнения между полярными качествами.

Сила характера: «Сильные, средние, слабые»

Способность к напряжениям (усилиям) 2-1-0.

Длительность напряжений 2-1-0.

Инстинкты:

А. Самосохранения

Храбрость - 2-1-0-1-2 трусость

Агрессивность 2-1-0-1-2 миролюбие, доброта

Жадность 2-1-0-1-2 щедрость

Б. Продолжение рода

Нежность 2-1-0-1-2 холодность (к взрослым или детям)

В. Стадный

Общительность 2-1-0-1-2 замкнутость

(«Экстраверт»)< >(«Интраверт»)

Лидерство (властность) 2-1-0-1-2 (подчиненность)

Эгоизм 2-1-0-1-2 доброта (сопереживание)

Г. «Сложные рефлексы» по Павлову

Любознательность 2-1-0-1-2 безразличие

Игра, деятельность, работоспособность 2-1-0-1-2 пассивность, лень.

Пессимизм - оптимизм: веселость, жизнерадостность 2-1-0-1-2 грусть, печальность, слезливость.

Я отлично понимаю, что определение этих качеств в своем ребенке - совсем не простая вещь. Нужно видеть много детей и иметь возможность сравнивать их, тогда с некоторой натяжкой можно поставить предположительный балл. Разумеется, помочь может педагог из детского сада или яслей. Тем не менее, нужно стараться: будете хотя бы больше наблюдать ребят.

Многие исследователи отмечали неизменность в течение многих лет основных черт личности, выделенных у маленьких. Тщательное количественное определение черт, проводимое В.М. Беловым в течение трех лет - от одного года до четырех, подтвердило эти наблюдения.

К сожалению, срок слишком короток, чтобы делать далеко идущие выводы и давать рекомендации. Можно предполагать, что в «переломный» возраст отрочества личность значительно меняется.

Наблюдения желательно проводить систематически и не менее двух раз в год заполнять соответствующую карту, чтобы иметь возможность видеть динамику. Понимаю, что такое тестирование пригодно только для ученых-педагогов, наблюдающих много детей, но и родители должны хотя бы пытаться выделить крайние качества, записывать, чтобы наблюдать динамику с возрастом.

Карту черт характера можно дополнить определением авторитетов. По нашим исследованиям (В.М. Белов с сотрудниками), она выглядит так.

Авторитеты: мать (авторитет любви 0, 1, 2, страха - 0, 1, 2, уважения - 0, 1, 2). Таким же образом оцениваются другие члены семьи, а также воспитатели и учителя. Получается количественная оценка отношения и авторитета - от любви до ненависти. Для ребенка значение авторитета чрезвычайно велико, поскольку он является источником «убеждений».

Собственные взгляды вырабатываются значительно позднее. Убеждения ребенка выражаются в моральных понятиях: вины, совести, долга, справедливости и чести. Было бы интересно не только обнаружить их, но и «измерить» силу, значимость в сравнении с биологическими потребностями. Что ребенок может сделать из убеждения против очевидного чувства? К сожалению, это трудно реализовать практически.

Развитие интеллекта является главным условием формирования личности ребенка. Здесь как нигде сказывается значение опережающей тренировки, стимулирующей созревание нервных структур коры мозга. В то же время здесь проявляется строгая последовательность наращивания знаний и опыта. Бессмысленно и вредно излишне форсировать обучение.

В психологическом портрете очень важно определение уровня интеллекта. За рубежом широко пользуются тестами для измерения IQ, «количества интеллекта», чуть ли не возводят его в универсальный показатель для оценки человека. Советские психологи, начиная с A.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, всегда относились к IQ с осторожностью, справедливо считая, что его нужно дополнять другими чертами личности, например, социальными и трудовыми навыками. Группа B.М. Белова определяла меру умственного развития у своих детей, пользуясь методом Н.М. Аксариной, - по объему и глубине знаний, предложенным ею для детей дошкольного возраста. Не буду его описывать, для родителей это сложно, а воспитатели при желании найдут литературу. Лучше я приведу основные вехи, характеризующие развитие ребенка до семи лет, в разных аспектах его личности.

16 недель: улыбается взрослым в ответ на приветствия. Громко смеется. По приготовлениям предвидит питание. Может сидеть 10-15 минут в подушках.

28 недель: садится быстро, тянется на руки, стоит с помощью взрослых. Схватывает вещи, перекладывает из одной руки в другую. Произносит много гласных звуков.

9 месяцев: ползает на руках и коленях. Стоит и ходит, держась за предметы или за руку взрослого. Играет с предметами. Может произносить несколько слов: «мама», «баба» или другие.

1 год. Начинает ходить самостоятельно. Взбирается на ступеньки ползком. Самостоятельно ест густую кашу. Немного помогает в процессе одевания. Пассивно знает довольно много слов и выполняет простейшие инструкции: на вопрос «где?» отыскивает знакомые предметы, делает «ладушки». Произносит до 10 слов. Пользуется игрушками в соответствии с их назначениями: катает мяч, укладывает в коробку мелкие вещи, нанизывает кольца на стержень. Способен смотреть простенькие рисунки и узнавать.

1,5 года. Хорошо ходит, хотя часто падает. Поднимается по лестнице, держась за руку. Карабкается на стул. Сидит на стуле. Частично одевается. Самостоятельно ест. Рассматривает картинки и слушает чтение. Понимает несложные сюжеты. Знает два цвета, различает большой и маленький, шар и кубик. Расширяется речь: понимает много слов, произносит 30-40 слов и больше, составляет двухсловные предложения. Начинает подражать отдельным действиям взрослых и детей. Просится на горшок в дневное время.

2 года. Ходит вверх и вниз по лестнице с помощью, свободно влезает на стул. Хорошо ест ложкой. Переворачивает страницы. Различает три цвета, размеры: большой, малый, средний. Пассивный запас слов большой - несколько сот. Понимает рассказ без показа рисунков или предметов. Активный запас слов - до 300. Активно обращается к взрослым, задает простые вопросы. Легко повторяет фразы, начинает употреблять прилагательные и местоимения. Воспроизводит сюжетные постройки из кубиков или конструкторов.

2,5 года. Свободно ходит по лестнице, без помощи. Может ездить на трехколесном велосипеде, употребляя педали. Ест самостоятельно. Может надевать обувь, не умея завязывать шнурки и застегивать пуговицы, сам одевается. По образцам подбирает основные геометрические формы и предметы четырех цветов. Речь может быть очень богатой: говорит многословные предложения, задает вопросы нескольких типов (где? куда? что это?). Знает несколько стихов и песен. С удовольствием слушает чтение (знает любимые книги). Игры приобретают сюжетный характер, состоят из нескольких последовательных действий, которые могут заранее планироваться.

3 года. Бег, подвижные игры, «танцы». Тонкие движения: одевается, застегивается, завязывает шнурки, держит карандаш. Свободно пользуется речью. Понимает будущее и прошедшее время, довольно сложные рассказы. Произносит все звуки, кроме, возможно, «р», «л» и шипящих. Задает вопросы типа «зачем?», «когда?». Появляются обобщенные понятия типа «одежда», «посуда», «мебель». Начинает рисовать палочки, кружочки, лепить. Появляются элементы прогнозирования и воображения. Игры становятся более сложными. Устанавливаются взаимоотношения с детьми и проявляются потребности в лидерстве, в самоутверждении. Закладываются простейшие убеждения, оценки «хорошо - плохо».

4 года. Развитие двигательной сферы, навыки - умываться и вытираться, чистить зубы, полностью одеваться и раздеваться, прыгать на одной ноге, играть в подвижные игры, делать упражнения. Совершенствование в рисовании человечков, зверей из кружочков и линий. Дальнейшее усложнение речи: свободная ориентировка во времени и пространстве, в цветах и формах предметов. Знает свое имя, фамилию, адрес, возраст. Расширяются коллективные игры с подражанием взрослым, с выполнением ролей. Выявляются любимые занятия. Становится доступен социальным навыкам: здороваться, благодарить, быть вежливым с взрослыми. Появляются словесные обозначения чувств, а следовательно, и осознание их. Совершенствуются «убеждения» - понятия «надо», «стыдно» расширяются на более сложные ситуации, чем элементарные поступки. Способен сосредоточиться на определенном занятии 10-15 минут.

5 лет. Двигательная сфера совершенствуется в сторону тонких движений. Способен к многим домашним трудовым операциям. Усложняются рисунки, правда, в разной степени. У мальчиков появляется интерес к простейшим конструкторам, девочки начинают шить. Строят по собственному замыслу сооружения из песка и кубиков. Речь достигает грамматической правильности, хотя у некоторых детей возможны отставания. Доступны произношению все звуки и сочетания. Строятся сложные распространенные предложения во всех временах, но только автоматически, не по заданию. Проявляется интерес к незнакомым словам. Усложняются представления о причинах и следствиях. Способен к восприятию знаний, чтению, счету, к сосредоточению внимания до 20 минут. Расширяется социализация: научается подчинять свои желания требованиям окружающих. Появляются желание помогать взрослым и чувство ответственности. Наблюдаются зачатки эстетического чувства, любви к природе и юмора. Усложняются чувства и убеждения. Формируются притязания и устанавливается понятие о своем положении в иерархии детей.

Если ребенок развивается в детском коллективе, то он уже достаточно «социализирован»: знает, как нужно себя вести, свою роль и возможности. Характерны игры по правилам, со строгим соблюдением справедливости. В целом личность ребенка уже выявилась.

6 лет. Объем двигательных навыков зависит от обучения. Рисунки, лепка, конструкции, сооружения могут быть довольно сложными. Речь тесно связана с объемом знаний и информативностью семьи. Способен к обучению в школе.

Отставания психического развития ребенка могут проявиться в различных сферах личности: в овладении движениями, простыми и сложными навыками, в понимании речи и в активном пользовании ею, в развитии чувств, в социализации и в убеждениях. Не следует пугаться, когда отстает какая-нибудь одна функция, например, ребенок плохо говорит, но хорошо понимает речь. Если запаздывают сразу несколько функций, причем заметно, на 1-2 года, это уже тревожно и нужно обращаться к . Чаще всего это является результатом недостаточного внимания и индивидуальных занятий, например, когда ребенок длительно содержится в круглосуточных яслях. Любое общее отставание требует своевременной коррекции специальными занятиями. Консультировать в этом должен бы специалист по детской психологии, но, к сожалению, у нас их очень мало. Во всяком случае, родители не должны проявлять беспечность по части отставания в развитии своего ребенка: без внимания и без занятий он не «перерастет», будет плохо учиться и его шансы на счастье значительно уменьшатся.

Специалисты по детской психологии из института Гезела в США отметили целый ряд интересных особенностей динамики развития детей. Самая важная из них - это волнообразная цикличность настроения и поведения. Они приводят таблицу проявлений ведущих качеств в разном возрасте.

Авторы предупреждают, что не следует преувеличивать значение их схемы. Не все дети проходят перечисленные стадии в равной степени. В зависимости от характера те или иные черты могут быть выражены больше или меньше.

Детские психологи (А.А. Люблинская) также отмечают цикличность в развитии детей, хотя приводят несколько иные возрасты плохих «пиков» в поведении.

Все эти сведения необходимы для воспитателей, чтобы они не впадали в панику, когда их 3-5-летний ребенок показывает признаки строптивости или лени. Пройдет плохой период, и его поведение улучшится.

Второй совет американских психологов состоит в том, чтобы не пытаться во что бы то ни стало переделывать тип психики, присущей ребенку от рождения. Они говорят, что нужно его «распознать, понять и принять», с тем чтобы разумными воспитательными воздействиями сгладить те черты, которые могут помешать будущему счастью. Разумеется, они несколько преувеличивают «психосоматику» Шелдона, но их призыв к умеренности в требованиях полезен для чересчур честолюбивых родителей, некритично воспринявших идею о том, что из любого ребенка можно вылепить личность по любому образцу, который понравится. Человек воспитуем, но в границах, и если за них переходить, то это уменьшит его количество счастья.

← + Ctrl + →
Формирование личности Стратегия и тактика воспитания

Похожие публикации