Сущность и проблемы государственной поддержки материнства и детства. Конституционно-правовое регулирование государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в россии шушания, шорена семеновна

Стабильность сегодня и перспективы на будущее – важнейшие составляющие благополучия и качества жизни. Что для этого нужно?

Получить образование, найти работу, обзавестись жильем и создать семью, обеспечить гарантии безбедной старости и поддержки здоровья. Во многом социальная устойчивость человека зависит от созданных государством условий по реализации прав и возможностей.

Виды государственной поддержки граждан

Социальная политика в России охватывает все сферы жизнедеятельности.

Это стратегический план действий государства с масштабными задачами по:

  • развитию социальной инфраструктуры;
  • созданию интеллектуального потенциала;
  • сохранению культурных и семейных ценностей;
  • сбережению здоровья нации.

Мероприятия планируются на годы вперед через государственные социальные программы . Перспективные заявления представлены правовыми документами, утвержденными на правительственном уровне.

Паспорта программ включают:

По направлениям действуют жилищные, пенсионные, образовательные программы, поддержки и развития здравоохранения, сельского хозяйства, семей с детьми и социально уязвимых граждан.

Остановимся подробнее на социальных программах, актуальных в 2019 году.

Жилищные

Недоступность жилья, устаревшие коммуникации подтолкнули правительство РФ к модернизации жилищной сферы.

В 2011 году запущен пилотный вариант федеральной программы «Жилище» с действием до 2014 года. Впечатляющие результаты не оставили сомнений: специальные мероприятия продолжатся.

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Жилище» на 2015-2020 годы

Координирует программу Министерство строительства и ЖКХ РФ .

Задачи включают:

Целевой аудиторией ФЦП являются граждане, перед которыми государство имеет обязанности по предоставлению жилых помещений, не обеспеченное жильем население. Также программа решает интересы исполнительной власти субъектов (в части создания жилого фонда на местах), представителей строительной отрасли.

ФЦП включает 5 подпрограмм , 3 из которых нацелены непосредственно на граждан.

«Обеспечение жильем молодых семей»

Пять лет понадобится правительству на разрешение жилищной проблемы граждан до 35-летнего возраста. Все они, конечно, должны при муниципалитетах на улучшение условий проживания.

Официально неустроенным гражданам предоставляются на часть стоимости квартиры «эконом» или возведения жилого дома.

Размер финансирования:

Субсидионное право подтверждает . Он выдается органами исполнительной власти на местах. Конечно, за государственные деньги купить пентхаус не выйдет.

Желания ограничены социальными нормативами площади :

  • 42 «квадрата» на семью из двух человек;
  • по 18 кв. метров на семью с большим составом.

Существенное условие для получения сертификата – наличие у семьи собственных средств или возможность оформления жилищного кредита на оставшуюся стоимость недвижимости. Государство содействует в кредитовании на льготных условиях, в том числе с использованием средств .

Подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством»

Сегмент господдержки направлен на обеспечение жильем следующих лиц :

  • отставники военной службы, подразделений внутренних дел, оформленные в качестве жилищных очередников до 01.01.2005 г.;
  • , сотрудники силовых ведомств, подлежащие увольнению по состоянию здоровья, в связи с штатными преобразованиями или по достижению возрастного предела. Срок их службы должен составлять не менее 10 лет «календаря»;
  • лица, пострадавшие от радиации при авариях на ядерных объектах;
  • вынужденные переселенцы, находящиеся на специальных миграционных учетах;
  • люди, покидающие Крайний Север и приравненные территории;
  • переселенцы из ЗАТО.

Поддержка оказывается в форме предоставления денежной субсидии. Подтверждением служит государственный жилищный сертификат (ГЖС) . Квартира, дом, его часть, комната приобретаются как на первичном, так и на вторичном рынке. Обеспечение сертификата рассчитывается с учетом нормативов площади и стоимости квадрата жилья в регионе.

Установлены следующие нормативы :

  • 33 квадрата для одинокого гражданина;
  • 42 кв. м на семью в составе 2-х человек;
  • по 18 кв. м на семью большей численности.

Каждые полгода Минэкономразвития устанавливает расчетную стоимость квадратного метра для субъектов и по стране в целом. Запрещается приобретать помещения размером меньше норматива. Если субсидии недостаточно, допускается использование кредитных или собственных средств.

Главное условие – отсутствие собственной недвижимости или безвозмездная передача имеющейся в муниципалитет.

Подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан» – 2015 – 2020 г.г.

Социальный пакет нацелен на обеспечение современным и комфортным жильем представителей бюджетной сферы :

  • сотрудников прокуратуры и следственного комитета РФ;
  • спасателей министерства по делам ГО и ЧС;
  • научных сотрудников.

Отдельное направление программы – переселение из аварийного жилья населения территорий БАМ (Байкало-амурской магистрали).

Поддержка оказывается путем приобретения/строительства жилой недвижимости для сдачи в или в качестве служебного жилья, предоставление субсидий на покупку недвижимости в собственность.

По замыслу разработчиков реализация мероприятий позволит привлечь на стратегические для страны направления деятельности квалифицированные кадры. Зона БАМ охватывает Бурятию, Забайкалье, Амурскую и Иркутскую области. В годы освоения этих участков молодым специалистам предоставили временные помещения для жизни. По сей день 10 тысяч семей продолжают жить в абсолютно непригодных условиях. К 2020 году все эти граждане должны обзавестись современным жильем эконом-класса.

Программы по снижению уровня безработицы и содействию занятости населения

Государственные меры по выведению из кризиса российского рынка труда представлены целевой федеральной программой «Содействие занятости населения» на 2013-2020 годы.

Проект нацелен н а снижение социальной напряженности, совершенствование трудовых правоотношений, содействие в повышении квалификации специалистов ведущих направлений экономики и социальной сферы. Разбалансированность профессиональной среды по некоторым направлениям планируется устранить путем привлечения иностранной рабочей силы. Это отдельное направление проекта.

Всего же программа включает три подпрограммы :

  • «Повышение занятости граждан РФ и снижения безработицы»;
  • «Внешняя трудовая миграция»;
  • «Развитие институтов рынка труда».

Координирует проект Минтруда. Соисполнителями выступают Миграционная служба МВД России (ФНС – на момент утверждения), Минфин и государственная служба занятости.

Социальная сфера

Социальная напряженность в российском обществе высока. Кризис в экономике, неспокойную политическую обстановку в мире и другие факторы со счетов не сбросить и не устранить в один момент.

Но принять меры дополнительной опеки уязвимых граждан вполне реально.

Госпрограмма «Социальная поддержка граждан»

Стартовала с января 2013 года. Комплекс мер рассчитан на семилетку.

Реализация пройдет по следующим направлениям :

  • расширение целевого и адресного принципа предоставления мер социальной помощи нуждающимся гражданам;
  • предоставление полномочий региональной и местной власти по разработке и распределению натуральных и денежных форм соцпомощи;
  • решение потребностей граждан с ограниченными возможностями, пожилых людей в стороннем уходе специалистов социального обслуживания и прочих структур;
  • популяризация и создание условий для перехода к семейным формам воспитания детей и подростков, оставшихся без родительского попечения.

Не обходит стороною программа и социальных работников: к 2019 году запланировано поднять зарплаты персонала соц. структур до 100% регионального среднего заработка.

«Доступная среда» на 2011-2020 г. г.

Адресатом являются инвалиды и немобильные категории населения (к примеру, старики).

К 2020 году планируется :

  • создать комфортные условия для жизнедеятельности лиц с ограниченными функциями, в том числе для ;
  • помочь им оптимально социализироваться;
  • повысить толерантность общества к людям со специфическими психо-физиологическими характеристиками.

Для этого нужно обеспечить оптимальный доступ адресатов к услугам и объектам жизнеобеспечения, предоставить необходимый объем реабилитации/абилитации, реформировать деятельность учреждений медико-социальный экспертизы.

Сфера образования

Отлаженная система здравоохранения, качественное образование и надежная пенсионная система – три «кита» благополучия нации.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы направлена на создание условий для повышения доступности качественного образования всех ступеней: общего, высшего, профессионального и дополнительного.

При реализации программы предстоит осуществить следующее:

  • Реорганизовать систему высшего образования: создать сеть ВУЗов (порядка 60), ориентированные на ключевые сегменты региональных экономик;
  • Разработать и внедрить образовательные стандарты среднего специального и высшего образования, отвечающие современным условиям;
  • Создать систему контроля профессионального и высшего образования регионального и федерального уровней.
  • Привлечь инвестиционные средства на строительство образовательных объектов и создание учебной, лабораторной, хозяйственной инфраструктуры образовательных учреждений.

Отдельным направлением выделены меры по совершенствованию экономики образования.

О государственных программах Татарстана рассказано в следующем видеосюжете:

Ввести с 2018 года ежемесячные выплаты молодым семьям при рождении первого ребенка до достижении им полутора лет. Об этом он заявил на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о господдержке матерей в России.

Господдержка

Конституция РФ (1993) гарантирует обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7). Пункт 1 статьи 38 Основного закона гласит: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Господдержка матерям в России оказывается в виде различных пособий. Вставшим на учет в медицинское учреждение на раннем сроке беременности выплачивается единовременное пособие в размере 613,14 руб. (здесь и далее данные на 2017 год), вышедшим в декретный отпуск - пособие по беременности и родам (рассчитывается исходя из среднего заработка женщины).

При рождении ребенка предоставляется разовая выплата в размере 16 тыс. 350,33 руб., в случае рождения двух и более детей она выплачивается на каждого ребенка.

По уходу за ребенком предоставляется оплачиваемый отпуск до достижения ребенком возраста 1,5 лет. Размер выплат составляет 40% от среднего заработка. Для неработающих матерей предусмотрено пособие, его минимальный размер по уходу за первым ребенком составляет 2 тыс. 908,62 руб. в месяц, за вторым и последующими детьми - 5 тыс. 812,24 руб. Также мать, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком, имеет право на ежемесячную компенсационную выплату в размере 50 руб. (данная норма установлена указом президента РФ от 30 мая 1994 года "О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан" и действует с 2001 года). Она оформляется только по заявлению (по месту работы, службы или в орган соцзащиты по месту жительства) и выплачивается до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Кроме того, с 2007 года действует такая форма поддержки семей с детьми, как материнский (семейный) капитал. Размер этой единовременной государственной субсидии составляет 453 тыс. 26 руб. Программа действует до 31 декабря 2018 года. Президент РФ Владимир Путин 28 ноября 2017 года предложил продлить ее до конца 2021 года и ввести дополнительные возможности использования маткапитала.

Госнаграды

В 1944-1991 гг. в систему государственных наград СССР входил орден "Мать-героиня". Он вручался женщинам, родившим и воспитавшим десять и более детей. Одновременно им присваивалось почетное звание "Мать-героиня" (его получили свыше 400 тыс. женщин). Кроме того, существовал орден "Материнская слава" (с 1944 года), его удостоились свыше 5 млн женщин.

13 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев своим указом учредил орден "Родительская слава". "За большие заслуги в укреплении института семьи и воспитании детей" могут награждать как мать, так и отца. Орден вручается родителям или усыновителям, имеющим не менее семи детей. Первое награждение состоялось в январе 2009 года. Всего в 2009-2017 гг. награждены 347 многодетных семей. В 2017 году ордена были вручены 38 семьям, в том числе одному отцу-одиночке.

Кроме того, во многих регионах вручаются собственные медали "Материнская доблесть".

Статистика

В Российской Федерации - 78,7 млн лиц женского пола (54% от общей численности населения - 146,8 млн; данные Росстата на 1 января 2017 года). По данным на 2016 год, 35,2 млн женщин работают (48,7% от всего занятого населения - 72,3 млн). Среди экономически активных женщин 22,3 млн (63,5%) состоят в браке, 4,9 млн (13,9%) не замужем, 2 млн (5,8%) - вдовы, 5,9 млн (16,8%) - в разводе.

Согласно последней Всероссийской переписи населения 2010 года (ВПН-2010), в России насчитывалось 65,5 млн женщин в возрасте 16 лет и старше. Из них 33,3 млн состояли в браке (28,9 млн - в зарегистрированном, 4,4 млн - в незарегистрированном), 10,8 никогда не были замужем, 6,4 млн - официально разведены, 11,8 млн - вдовые, остальные при опросе не сообщили о своем статусе.

По ВПН-2010 среди опрошенных женщин в возрасте 15 лет и старше 49 млн являлись матерями.

В 2016 году, по предварительным данным Росстата, в России было зарегистрировано 985,8 тыс. браков и 608,3 тыс. разводов, родились 1 млн 893,3 тыс. детей. Численность детей в возрасте до 14 лет (включительно) - почти 25 млн.

Всего в России насчитывается около 42 млн семей: половина не имеет детей, чаще в семье воспитывается только один ребенок (данные были озвучены на конференции "Семья и актуальные проблемы современной семьи", состоявшейся 6 мая 2014 года в Карачаево-Черкесии).

По состоянию на начало 2017 года, число полных семей с детьми - 11 млн 600 тыс. 5,6 млн семей являются неполными, из них 5 млн - матери-одиночки. Число многодетных семей - 1 млн 566 тыс. (рост на 25% по сравнению с ВПН-2010). В детских домах, по данным на начало 2017 года, озвученным уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой, находятся около 60 тыс. детей. На опеку взяты 237 тыс. детей, усыновлены 115 тыс.

Указом Президента нашей страны, новым Законом о детских пособиях No 418-ФЗ с 1 января 2018 года введен в действие целый комплекс мер, направленных на поддержку семьей, в которых воспитывается подрастающее поколение.

Своевременность изменений в сфере назрела давно, ведь с 2007 года, когда была запущена программа материнского капитала, это первая масштабная законодательная инициатива государственной власти.

Пособия, льготы и поддержка детских учреждений

Новые за детьми до 1,5 лет уже выплачиваются с января 2018 года.
Размер рассчитывается, исходя из прожиточного минимума региона. Средняя сумма составит 10-10,5 тыс. рублей. Она выдается за первого ребенка из бюджетных средств.

Такая же сумма полагается родителям и за второго малыша из средств мат. капитала.
Об этом говорит Федеральный закон No 418-ФЗ от 28.12.17 г.

Дополнительно еще 10 регионов России получили право и бюджетные средства для выплаты пособий на 3-го ребенка. Размер его эквивалентен на детей на территории региона.

Рождение второго, равно как и третьего ребенка, решено поощрить созданием льготных . Ипотека всего под 6% годовых при покупке нового жилья доступна таким семьям с начала 2018 года.

Дополнительные средства направлены на создание новых мест в детсадах ясельного типа. Они предназначены для малышей, начиная с возраста 2 месяцев.

Будет профинансировано обновление материальной базы поликлиник, обслуживающих детей.

При этом меры, разрешающие использовать на образование дошкольников, финансирование переоснащения мед. учреждений и расширения сети детских яслей, направлены на перспективу, носят стратегический характер.

Оформление же пособий и льготных – право, которое при соблюдении определенных условий возникает непосредственно после рождения ребенка.

Кто имеет право на выплаты и льготы по ипотеке

Право получать новые виды пособий на первого и второго ребенка, рожденных после 1.01.2018 г., имеют:

  • мать;
  • отец, если мать по каким-то причинам не получает выплату;
  • официальный опекун или официальный малыша, имеющий все необходимые полномочия, подтвержденные законом.

Получатель пособия должен проживать в России постоянно и иметь российское гражданство. Ребенок так же в обязательном порядке должен быть гражданином нашей страны.

За основу берется величина в 1,5 прожиточных минимума региона. Если средний доход в пересчете на одного человека в семье менее этой величины, то возникает право на получение . Сумма исчисляется из расчета дохода семьи за последний год.

Пособие на третьего ребенка

Эта государственная мера, направленная на повышение рождаемости в регионах, существует уже не первый год. В 2018 году финансирование коснется регионов, где коэффициент рождаемости не выше 2,0.

Список их регламентируется соответствующим распоряжением, опубликованным на сайте Правительства России.

Льготы по ипотечным кредитам

Пониженная ставка по ипотечным кредитам доступна при следующих условиях:

  • В семье появился второй (третий) ребенок.
  • Приобретается жилье в новостройке, а не на вторичном рынке недвижимости.

Если семья уже имеет , то возможно рефинансировать его под ставку 6 %.

Такой кредит можно будет оформить только в срок до конца декабря 2022 года включительно.

Как оформить

За на первенца следует обращаться в органы социальной защиты населения.
Оформление пособия на 2-го ребенка, исходя из суммы материнского капитала, взял на себя Пенсионный фонд.

Существует возможность подачи пакета документов через МФЦ. Список документов при этом стандартный:

  • Паспорт обратившегося за пособием.
  • Свидетельство о рождении малыша.
  • Справка о том, что второй родитель не получает пособие.
  • Реквизиты банка для зачисления пособия.

Поскольку при начислении пособий учитывается региональный прожиточный минимум, количество членов семьи, то понадобятся еще:

  • Свидетельства о рождении всех детей семьи.
  • Справка о составе семьи.
  • Справки с информацией о доходах.
  • Подтверждающая информация о проживании в регионе.
  • Справка с места работы, если обратившийся за пособием работает.

Для реализации права на льготный следует обратиться в российский банк или отделение Агентства Ипотечного Кредитования, оформив соответствующий договор с приложенным к нему пакетом документов. Нюансы процедуры в каждом случае рекомендуется уточнять на месте.

Сколько времени займет оформление

После подачи всех необходимых документов пособие оформляется в течение 10 дней.
Оформление (переоформление) ипотеки, которое, если верить рекламе, некоторые банки обещают провести в течение 2 дней, на практике длится около месяца. На такой срок можно рассчитывать, если процедура хорошо подготовлена документально и идет без задержек.

Сколько стоит оформление

Услуги за оформление детских пособий, согласно закону N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, предоставляются бесплатно.

Оформление (переоформление) ипотечного кредита регулируется российским законодательством и внутренними регламентными процедурами банковского учреждения, в которое обращается семья.

Что нового в исчислении «старых» выплат

Существенных изменений здесь ожидать не стоит, однако о некоторых нововведениях полезно знать.

Реализуется установленный Законом No 444-ФЗ порядок регулярной индексации большей части пособий государства, в том числе и касающихся и детства. Эта процедура будет проводиться единожды в год, 1 февраля, а размер индексации привязан к размеру инфляции за минувший год. В феврале этого года пособия увеличатся, таким образом, на 2,5 %. По расчетам аналитиков, в следующем году цифра может вырасти до 3,2%. При этом пока заморожено повышение величины материнского капитала.

С 01.01.2018 года семьи с детьми получили хорошую добавку к бюджету в виде двух новых пособий –выплат от государства на 1 и 2 ребенка. Расширен список регионов, поощряющих финансово рождение 3-го малыша. Льготные условия ипотечного кредитования, финансирование дополнительных мест в дошкольных учреждениях ясельного типа, переоборудование детских поликлиник – важные меры, призванные улучшить демографическую ситуацию в стране.

Их реализация, наряду с плановой индексацией уже существующих пособий, поможет семьям, имеющим детей, оптимистично смотреть в будущее.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

2.2 Пути решения проблем

Заключение

Список использованных источников

Введение

Обычно определение того или иного понятия даются в кодифицированных правовых актах, имеющих высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативными актами. Многие определения непосредственно содержатся в отраслевых кодексах, например, в земельном, уголовном, семейном, трудовом и иных кодексах. Законодательного же закрепления понятия "социальное обеспечение" до настоящего времени нет, как и нет самого кодифицированного акта о социальном обеспечении. По этой причине мы сталкиваемся с различными толкованиями самого понятия "социальное обеспечение".

Государственное социальное обеспечение можно рассматривать как гарантированную систему материального обеспечения граждан (в денежной и (или) в натуральной форме) по достижении определенного возраста, в случае инвалидности, потери кормильца, временной нетрудоспособности, воспитания детей, утраты трудового заработка и дохода и в других случаях, специально оговоренных законом, а также охраны их здоровья и осуществляемую за счет 19 специально созданных внебюджетных фондов обязательного социального страхования, формируемых за счет страховых взносов (единого социального налога) и ассигнований из государственного бюджета РФ управомоченными органами в порядке, установленном законодательством.

Проблема социального обеспечения, социальной защиты достаточно остро стоит в нашем государстве. Что-то мешает нашему государству по достоинству оценивать труд работников бюджетных организаций, содержать пенсионеров и людей, которые не могут сами о себе позаботиться. На вопрос "Что же не позволяет государству должным образом себя проявить?" вряд ли кто-то может ответить, кроме представителей нашей власти. Но и они с ответом не торопятся.

Актуальность темы исследования обусловлена сложившейся ситуацией с материнством и детством в России на современном этапе. Происходит постепенное снижение численности рожденных детей и ухудшение "социального качества" детства. Семья находится под угрозой, появилось новое понятие, характеризующее состояние большинства "современных" семей -- семья "группы риска". Для детства характерны такие явления, как социальное сиротство, дети-беглецы, дети, страдающие от плохого обращения, детское нищенство и детский труд; для материнства - снижение уровня репродуктивного здоровья женщин, формирование негативной тенденции материнского отказничества от новорожденных и увеличение количества несовершеннолетних матерей. Итак, для ситуации современного материнства, и детства свойственна социальная депривация, т.е. лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий и ресурсов, необходимых для успешной реализации функции материнства и развития каждого ребенка.

Социально-экономические условия функционирования семьи наряду с социально-культурными установками и традициями являются в современном обществе важнейшей детерминантой воспроизводства и развития населения. В семье удовлетворяются все базовые потребности человека, поэтому изучение воздействия государства на социально-экономические условия жизнедеятельности семьи с позиции экономической социологии особо актуально в настоящее время, когда государство активно реформирует семейную политику.

Семья представляет собой одну из ведущих базисных подсистем общества, которая выполняет две специфические функции -- это рождение и социализация детей. Предупреждение и ослабление негативных тенденций в положении семей с детьми является одной из главных задач эффективной социально-экономической политики, цель которой заключается в обеспечении устойчивого общественного развития с учетом социально-экономических факторов.

В вопросах совершенствования государственной поддержки, семьи, материнства и детства значительная роль отводится региональным программам государственной поддержки семьи, эффективность которых нуждается в активном научном изучении. Система государственной с поддержки семьи, материнства и детства создается и законодательно оформляется на федеральном уровне, а на региональном она реализуется, в организационных мероприятиях по оказанию помощи семьям с детьми.

Актуальность обращения к проблеме государственной поддержки семьи, материнства и детства связана с необходимостью формирования в отечественной социологии иных методологических подходов, которые позволили бы не только описывать, но и влиять на результативность социальной защиты семьи в системе новых экономических отношений.

Объект исследования - общественные отношения в сфере государственной поддержки материнства и детства.

Предмет - нормативно-правовая база и проблемы государственной поддержки материнства и детства.

Таким образом, целью работы является изучение сущности и проблем государственной поддержки материнства и детства.

Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:

1. Рассмотреть виды государственных пособий по поддержке материнства и детства.

2. Исследовать проблемы государственной поддержки материнства и детства.

3. Выявить пути решения проблем государственной поддержки материнства и детства.

Методологической основой исследования являются методы анализа и синтеза, формально-логический, системно-структурный, историко-юридический.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемых источников и литературы.

1. Общая характеристика государственных пособий по поддержке материнства и детства

1.1 Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства

Главной задачей социальной политики РФ являются достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики российского государства должна решаться в тесном единстве с его экономической политикой.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в Основном Законе РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям.

Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Безусловным приоритетом в социальной политике является "наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка". Социальная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база направлены на способствование повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей.

Таким образом, целью социальной политики в отношении семьи, материнства и детства являются:

Улучшение показателей брачности и снижение показателей разводимости семей;

Снижение показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности;

Создание системы семейного устройства детей-сирот, что позволит увеличить показатели передачи детей в семьи;

Сокращение числа безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении.

Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ:

1. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука).

2. Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин.

3. Ежемесячные пособия на детей.

4. Пособия по беременности и родам.

5. Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет.

6. Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью.

7. Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

8. Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря.

9. Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин).

10. Пенсии детям - инвалидам.

11. Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот.

12. Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей.

13. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: "Дети России"; "Обеспечение молодых семей жильем" и ряд других.

В Российской Федерации приняты и действуют федеральные законы, обеспечивающие поддержку детей и семей с детьми: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию"; Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. №712 "Об Основных направлениях государственной семенной политики".

Действуют также и нормы международного права - Конвенция о правах ребенка; Декларация ООН "О социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях".

На основании вышеперечисленных нормативных актов права ребенка в контексте международных стандартов прав и свобод человека и гражданина можно разделить на шесть основных групп: право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; право на семейное благополучие; на свободное развитие личности ребенка; право на здоровье детей; право на образование и культурное развитие; право на защиту детей от экономической и других форм эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловечного содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

Одним из инструментов социальной политики государства в области финансовой поддержки института материнства и детства является выплата так называемого "материнского капитала" (данные выплаты не облагаются налогами). Этими средствами могут воспользоваться семьи, родившие второго ребенка, уже с 1 января 2007 г. Впервые в российской практике вводится принципиально новая мера стимулирования рождаемости.

Материнский капитал будет расти - его размер предполагается индексировать в зависимости от роста потребительских цен в стране. В отдельных случаях предусмотрено, что право на материнский (семейный) капитал может приобрести усыновитель, отец или же оно переходит к самим детям.

Необходимо обеспечить полную прозрачность и доступность средств материнского капитала. Начиная с 1 января 2010 г., они могут использоваться, по желанию женщин, по одному из трех направлений: на приобретение жилья, образование ребенка или формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Женщина может расходовать деньги сразу по нескольким направлениям, какую-то часть на образование ребенка, другую - на погашение ипотечного кредита.

Несмотря на то, что этот инструмент введен в действие, многие вопросы и сама процедура предоставления материнского капитала остаются неразрешенными и непрозрачными.

1.2 Виды государственных пособий по поддержке материнства и детства

Среди многочисленных форм и способов поддержки семьи, материнства, отцовства и детства выделяется система пособий по социальному обеспечению. Она включает в себя:

· пособие по беременности и родам;

· единовременное пособие женщинам, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

· единовременное пособие при рождении ребенка;

· единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;

· ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

· единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;

· ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Регулирование отношений по обеспечению граждан данными пособиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Порядком и условиям назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, и иными актами.

Пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам в 2014 году является одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

На пособие по беременности и родам могут рассчитывать только женщины (в отличие от пособия по уходу за ребенком). Все категории получателей пособия по беременности и родам в 2014 году перечислены в Федеральном законе от 19.05.1995 №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

К ним относятся женщины:

· работающие;

· безработные (уволенные в связи с ликвидацией организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными);

· обучающиеся по очной форме обучения;

· проходящие военную службу по контракту;

· усыновившие ребенка и относящиеся к вышеперечисленным категориям.

Пособие по беременности и родам в 2014 году выплачивается только за период одноименного отпуска. Это значит, что если женщина не воспользуется правом на указанный отпуск и продолжит работать (и, соответственно, получать заработную плату), то пособие ей не положено. Работодатель в данной ситуации не вправе предоставить женщине сразу два вида выплат: и зарплату, и пособие. Следовательно, за дни работы будет выплачена заработная плата. Как только женщина решит воспользоваться правом на отпуск по беременности и родам и он будет оформлен, выплата зарплаты прекратится и работодатель начислит пособие.

Пособие по беременности и родам выплачивается по месту работы, службы или иной деятельности. Женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, пособие выплачивается органами соцзащиты по месту жительства (месту фактического пребывания или фактического проживания).

Если сотрудница является совместителем и в течение двух предшествующих лет трудилась у одних и тех же работодателей, то пособие по беременности и родам в 2014 году ей платят оба работодателя.

Пособие по беременности и родам выплачивается за счет средств ФСС.

Перечень необходимых документов перечислен в Федеральном законе от 29.12.2006 №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":

· заявление о назначении пособия (составляется в свободной форме)

· больничный лист

· справка о сумме заработка для расчета пособия

Обращение за пособием по беременности и родам не должно превышать шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

После того, как женщина предоставит пакет необходимых документов, страхователь в течение десяти дней назначает ей пособие. Если пособие по беременности и родам платит работодатель, то оно выдается вместе с ближайшей зарплатой. Если же пособием обеспечивают органы соцзащиты, то выплата осуществляется почтой либо через банк не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем приема документов.

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска.

Размер пособия по беременности и родам зависит от статуса получательницы:

· Работающие женщины получают пособие в размере 100% среднего заработка

· Уволенные в связи с ликвидацией организации - в размере 300 рублей

· Студентки - в размере стипендии

· Военнослужащие-контрактницы - в размере денежного довольствия

Если стаж застрахованной женщины составляет менее шести месяцев, она может рассчитывать на пособие в размере не выше МРОТ (на сегодняшний день - 5205 рублей)

Ежегодно пособие по беременности и родам индексируется, это закреплено законом.

Индексация касается только выплат, получаемых уволенными женщинами. В 2014 году коэффициент индексации равен 1,05 - соответственно, размер пособия по беременности и родам в 2014 году составляет 515 рублей 33 копейки.

С 2013 года женщинам не предоставляется право выбора порядка расчета пособия.

Пособие по беременности и рода рассчитывается исходя из среднего заработка и не зависит от стажа сотрудницы (в отличие от пособия по временной нетрудоспособности). Для удобства расчет пособия можно представить в виде следующей схемы: пособие по беременности и родам в 2014 году = доходы за 2 календарных года (предшествующих году наступления декрета)/количество дней в этом периоде*количество дней декрета.

Единовременное пособие женщинам, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Данное пособие вправе получить женщины, которые: встали на учёт в медицинских учреждениях в первые 12 недель беременности; имеют право на пособие по беременности и родам (кроме усыновителя).

Каждый год данное пособие индексируется. В 2014 году размер пособия составляет 515,33 рублей (в 2013 году - 490,79 руб.).

Пособие назначается и выплачивается по месту назначения пособия по беременности и родам:

Ш по месту работы - работающим женщинам;

Ш по месту службы - женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

Ш по месту учёбы - обучающимся женщинам по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования;

Ш в органы социальной защиты населения - женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций и т.д., в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными.

Необходимые документы:

1) справку из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учёт в ранние сроки беременности;

2) заявление (на бланке) - в орган соцзащиты, а по месту работы - в произвольной форме.

При предоставлении справки: вместе с листком нетрудоспособности по беременности и родам - пособие выплачивается одновременно (не позднее 10 дней после представления документов). если справка сдана позже - в течение 10 дней после её сдачи.

Пособие выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Цель этого пособия - способствовать своевременной диспансеризации беременных женщин, профилактике осложнений при беременности и родам.

Единовременное пособие при рождении ребенка.

Пособие при рождении ребенка в 2014 году - разовая выплата, предоставляемая одному из родителей. При рождении двух и более детей данное пособие выплачивается на каждого ребенка. Если же ребенок родился мертвым, пособие не положено.

Размер пособия при рождении ребенка в 2014 году с учетом индексации составляет 13741,99 рублей. Если вы работник Крайнего Севера, размер пособия увеличится на районный коэффициент.

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается либо по месту работы (для работающих получателей), либо по месту жительства органами ФСС (для неработающих, студентов-очников). Если один из супругов работает, а второй нет, пособие выплатят тому, кто работает.

Для получения пособия при рождении ребенка в 2014 году необходимо подать следующие документы:

· заявление о назначении пособия

· справку о рождении ребенка (детей)

· справку с места работы другого родителя о том, что он не получает данное пособие

· заверенную выписку из трудовой книжки или иного документа о последнем месте работы (если пособие выплачивают органы соцзащиты)

· свидетельство о расторжении брака - при наличии данного факта

Указанные документы нужно подать не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка.

В течение десяти дней со дня подачи документов пособие при рождении ребенка должно быть назначено. Выплачивается же оно следующим образом: работодателем - в течение указанных десяти дней, органами соцзащиты - не позднее 26-го числа месяца, следующего за месяцем представления документов на пособие.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью

Право на единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью имеют опекуны (попечители), приемные родители и усыновители.

Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня со дня вступления в законную силу решения суда об усыновлении, или со дня вынесения органом опеки и попечительства решения об установлении опеки (попечительства), или со дня заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. В случае, если опекун (попечитель), приемный родитель или усыновитель обратился с заявлением о назначении пособия, но не представил все необходимые документы, управление социальной защиты населения дает лицу, обратившемуся за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью, письменное разъяснение, какие документы должны быть представлены дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через шесть месяцев со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за единовременным пособием при передаче ребенка на воспитание в семью считается день приема (регистрации) заявления о назначении единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

При передаче в семью нескольких детей - единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью назначается на каждого ребенка.

Пособие назначается управлениями социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) опекуна (попечителя), приемного родителя, усыновителя. Выплата пособия производится Министерством социальных отношений Челябинской области за счет средств федерального бюджета.

Документы для назначения пособия:

1) документ, удостоверяющий личность заявителя;

2) заявление о назначении пособия;

3) копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), договор о приемной семье;

4) заявление на перечисление пособия в кредитное учреждение с указанием лицевого счета для зачисления и реквизитов кредитного учреждения;

Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в случае установления опеки (попечительства) или передачи в приемную семью дополнительно представляются копии документов, подтверждающих отсутствие родителей (единственного родителя) или невозможность воспитания ими (им) детей:

а) свидетельство о смерти родителей;

б) решение суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или умершими;

в) документ об обнаружении найденного (подкинутого) ребенка, выданный органом внутренних дел или органом опеки и попечительства;

г) заявление родителей о согласии на усыновление (удочерение) ребенка, оформленное в установленном порядке;

д) справка о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданная соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

е) решение суда об установлении факта отсутствия родительского попечения над ребенком (в том числе в связи с болезнью родителей);

ж) справка органов внутренних дел о том, что место нахождения разыскиваемых родителей не установлено.

В случае обращения за назначением пособия в орган социальной защиты населения по месту пребывания дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось.

Размер пособия:

С 01.01.2014 года: 15 803,29 рублей (с учетом районного коэффициента 1.15).

При усыновлении ребенка старше 7 лет, ребенка-инвалида, детей, являющихся братьями и (или) сестрами - 120 750,00 рублей

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В этом случае на основании заявления женщины о замене послеродового отпуска на отпуск по уходу за ребенком выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.

В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.

Особенности назначения и выплаты пособия:

1. Лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, проходящим военную службу по контракту либо службу в органах внутренних дел и других органах, - ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, по месту работы (службы);

2. В случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего;

3. В случае если один из родителей либо лицо, его заменяющее, работает (служит), а другой родитель либо лицо, его заменяющее, не работает (не служит), ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы (службы) родителя либо лица, его заменяющего.

4. В случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособием по беременности и родам либо в случае невозможности его выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пособие получают:

· Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Российской Федерации;

· Граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах, и гражданскому персоналу воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

· Постоянно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также беженцам;

· Временно проживающим на территории Российской Федерации и подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет:

1. 40% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в подпунктах 1 и 2. При этом минимальный размер пособия составляет 2576 руб. 63 коп. по уходу за 1-ым ребенком и 5153 руб. 24 коп. (с учетом индексации на 2014 г.) по уходу за 2-ым ребенком и последующими детьми.

2. По уходу за 1-ым ребенком до полутора лет - 2576 руб. 63 коп. (с учетом индексации на 2014г.) - лицам, указанным в подпунктах 3-6;

3. По уходу за 2-ым и последующими детьми до полутора лет -5153 руб. 24 коп. (с учетом индексации на 2014г.) -лицам, указанным в подпунктах 3-6;

Размер максимального пособия по уходу за ребенком в 2014 году составляет 17 053 руб. 19 коп.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), не может превышать:

· 100% среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

· 100% заработка (дохода, денежного довольствия) по месту работы (службы) за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу наступления отпуска по уходу за ребенком;

· 100% заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествовавших месяцу увольнения в период отпуска по беременности и родам;

В случае, если суммированный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, исчисленный исходя из среднего заработка (дохода, денежного довольствия), менее суммированного минимального размера пособия, то размер пособия не может быть менее суммированного минимального размера пособия. При этом в случае, если действующим законодательством отдельным категориям граждан предусмотрены гарантии выплаты ежемесячных пособий по уходу за ребенком в двойном размере, то общий размер пособия не может быть менее двух размеров суммированного минимального размера пособия.

Федеральным законом от 07.05.2013 №86-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" согласно которым устанавливается одинаковый порядок исчисления размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком для лиц, уволенных в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иными случаями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, и матерей, уволенных по тем же основаниям в период отпуска по беременности и родам.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Право беременной жене на единовременное пособие, проходящего по призыву военнослужащего, имеет:

жена, проходящего по призыву военную службу, военнослужащего, срок беременности которой составляет более ста восьмидесяти дней.

жена курсантов военных образовательных учреждений не выплачивается это пособие.

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается органом социальной поддержки по месту жительства жены военнослужащего. Причем, пособие это выплачивается независимо от наличия права на другие виды государственных пособий гражданам, имеющих детей.

Размер единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву после индексации в 2014 году составляет 21 761 рублей.

Документы, которые необходимы для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего срочную военную службу по призыву:

1. Заявление о назначении пособия;

2. Паспорт гражданки, обратившейся за пособием и копия;

3. Копия свидетельства о браке;

4. Справка, выданная организацией, поставившая женщину на учет;

5. Справка о прохождении военной службы по призыву мужем из воинской части, где указан срок службы; если военная служба по призыву окончена - из военного комиссариата по месту призыва;

6. Копия из банка реквизитов лицевого счета.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

Право на ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, имеют:

· мать с рождения ребенка и до 3х лет, но только в тот период, когда отец ребенка проходит военную службу по призыву;

· опекун ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, или другой родственник этого ребенка, фактически осуществляющий уход за ним.

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Размер ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву после индексации в 2014 году составляет 9326 руб.

Документы, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву:

1. Справка о рождении ребенка (детей), выданная органами Загса при регистрации ребенка и ее копия;

2. Копия свидетельства о рождении ребенка;

3. Паспорт лица, обратившегося за пособием и его копия;

4. Справка о прохождении военной службы по призыву отцом из воинской части, где указан срок службы;

5. Заявление о назначении пособия;

Материнский (семейный) капитал - это дополнительная мера государственной поддержки российских семей, в которых после 1 января 2007 года родился или был усыновлен второй, третий или последующий ребенок, имеющий гражданство Российской Федерации. На сегодняшний день законом определено право матери на получение сертификата на материнский (семейный) капитал при условии, что второй ребенок в семье родится (или будет усыновлен) до 31 декабря 2016 года. Сроки же распоряжения средствами МСК законом не ограничены. Законодательством предусмотрено три направления распоряжения материнским капиталом -- на улучшение жилищных условий семьи, на образование детей и на накопительную часть будущей пенсии мамы. Наиболее востребованным направлением является улучшение жилищных условий. Подавляющее большинство (90 процентов) тех, кто уже имеет право распорядиться этим капиталом, направляет средства на приобретение жилья. Из них почти 54 процента костромских семей делает это с привлечением кредитных средств (то есть, не дожидаясь, пока второму ребенку исполнится три года). Напомним, что сертификат на материнский капитал дает право распорядиться этими деньгами по достижению ребенком трехлетнего возраста. Исключение составляют ситуации, когда семье необходимо погасить основной долг или уплатить проценты по кредитам или займам, полученным на приобретение или строительство жилья. В этом случае средствами материнского капитала можно воспользоваться в любое время и независимо от даты рождения или усыновления второго ребенка. И этим правом костромичи активно пользуются. На погашение кредитов (займов) на строительство или приобретение жилья с начала действия закона уже направили средства материнского капитала 6566 обладателей сертификата. Еще 5586 человек, дождавшись, когда их второму ребенку исполнится три года, направили средства на покупку, строительство или реконструкцию жилья.

Таким образом, 12152 семьи из 13600, распорядившихся средствами (или частью этих средств) материнского капитала, использовали эти деньги на улучшение своих жилищных условий.

Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется государством. Если в 2007 году он составлял 250 000,0 рублей, то в 2014 году - 429 тысяч 08 рублей 50 копеек.

Во всех случаях использования материнского капитала для улучшения жилищных условий семьи жилье обязательно должно быть оформлено в общую собственность родителей, детей и других членов семьи. Если на момент подачи заявления в Пенсионный фонд РФ о распоряжении средствами МСК жилье не оформлено в общую собственность, то необходимо представить нотариально засвидетельствованное письменное обязательство в дальнейшем оформить это жилье в собственность всех членов семьи. Срок перечисления средств МСК составляет не более двух месяцев от даты принятого заявления с пакетом необходимых документов в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства.

Средства материнского (семейного) капитала перечисляются только безналичным путем, а любое предложение или попытка их "обналичивания" может привести к расторжению сделки купли-продажи либо уголовному наказанию. Если у вас возникают какие-то сомнения, то до заключения договора рекомендуем обязательно обратиться за консультацией в свой территориальный орган ПФР.

Вывод. Материнство и детство являются необходимым условием существования общества, ибо без процесса воспроизводства жизнь общества невозможна вообще. Феномен материнства и детства являлся и является в настоящее время предметом изучения различных общественных наук. Особая роль в изучении материнства и детства принадлежит правовой науке, поскольку она играет важную роль в создании юридического механизма защиты прав матери и ребенка. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, увеличение воспроизводства населения. Однако, эти и другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране. Она требует проведения целого ряда последовательных комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровнях. В ходе современных административных реформ государственная демографическая политика реализуется различными структурами власти, что ведет к несогласованности действий по вопросам рождаемости, здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, вопросам семьи и брака, миграции.

Пособия по поддержке материнства и детства: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

2. Исследование социальной политики государства

2.1 Основные проблемы государственной поддержки материнства и детства

На сегодняшний день характерно увеличение числа граждан, находящихся в особо неблагоприятных условиях - это многодетные и неполные семьи, семьи-группы риска, семьи с детьми инвалидами. Резко увеличились масштабы социального сиротства, раннего алкоголизма, наркомании, растет число женщин и детей, ставших жертвами насилия в семье.

Обеспечить успешную реализацию и гарантии прав матери и ребенка в Российской Федерации призваны различные органы: органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также общественные объединения и иные негосударственные институты.

Несмотря на усиление внимания к проблемам материнства и детства на сегодняшний день существует множество проблем, требующих незамедлительного вмешательства органов государственной власти.

К важнейшим из них относятся:

Отсутствие приоритета семьи, семейных традиций, низкий статус семьи;

Недостаточная ответственность родителей и увеличение социального сиротства;

Мало условий для воспитания ребенка в семье и самореализации его как полноправного члена общества;

Нет поддержки семьи как естественной среды развития детей;

Не полностью разработана система социальной защиты семьи, материнства и детства;

Необходимость проведения социально ориентированной демографической политики государства;

Необходимость приведение норм внутригосударственного законодательства в соответствие с международными нормами о защите материнства и детства.

Существует ряд государственных задач в сфере материнства и детства, которые необходимо решить:

Обеспечение женщинам возможности сочетания профессиональной деятельности с воспитанием детей;

Повышение благосостояния семей с детьми;

Обеспечение равных прав мужчины и женщины,

Охрана здоровья женщины:

Обеспечение прав женщин на охрану труда, защиту жизни с учетом материнской функции;

Уменьшение детской безнадзорности и количества правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;

Защита прав детей-инвалидов и создание условий для их успешной интеграции в общество;

Защита прав ребенка в семье;

Укрепление правовой защиты детства;

Охрана здоровья детей;

Защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Решение этих и многих других задач в области государственной финансовой поддержки института материнства и детства позволит нивелировать существующие на сегодня кризисные явления в данной сфере.

В Конституции РФ закреплено, что "… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...". Также Конституция РФ провозглашает, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.

Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. социальный пособие материнство детство

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);

Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);

Конвенция Международной Организации Труда №156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции Международной Организации Труда: №138 "О минимальном возрасте для приема на работу", №29 "О принудительном или обязательном труде" и №182 "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007 - 2010 годы"

В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.

Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.

Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, такие законы приняты в Республике Саха (Якутия) - "О правах ребенка"; Красноярском крае - "О защите прав ребенка"; Приморском крае - "О защите прав ребенка в Приморском крае"; Томской области - "Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области".

Обращает на себя внимание, что во многих северных субъектах приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса и улучшение положения в них детей. В их числе Республика Бурятия, Красноярский край, Архангельская, Амурская, Магаданская и другие области.

Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.

В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства.

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении.

Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска.

Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать

Таким образом, государственная политика по поддержке материнства и детства регламентирована рядом законодательных и иных правовых документов: от международных до внутригосударственных (федеральных, региональных и муниципальных). Среди организационных мероприятий важное место занимают целевые программы указанного профиля.

2.2 Пути решения проблем

Способами решения проблемы являются обеспечение государственной политики в области охраны материнства и повышение ответственности всех структур власти за ее реализацию:

Внедрение в медицинскую практику современных технологий профилактики, диагностики и лечения женщин и детей;

Социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей;

Повышение квалификации специалистов, работающих в службе детства и родовспоможения;

Укрепление материально-технической базы детских и родовспомогательных учреждений;

Медико-санитарное просвещение по вопросам охраны здоровья женщин и детей, "ответственного родительства", здорового образа жизни;

Взаимодействие с общественными организациями, фондами по поддержке охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье, одна треть находится в специализированных детских учреждениях. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности.

Главная задача государства по решению проблем семей, которые воспитывают детей-инвалидов, - поддержать эти семьи, помочь родителям осуществлять процесс реабилитации ребенка.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Одна из основных проблем семей, где есть ребенок с ограниченными возможностями, ребенок-инвалид, заключается в том, что дети находятся в почти изолированном состоянии, их семья замыкается в своем пространстве, сосредотачиваясь на своей беде. Ребенок лишается активного социального развития, а это, в свою очередь, ведет к нарушению его адаптации в обществе.

Подобные документы

    Система государственной защиты материнства и детства в Российской Федерации, социальные и правовые (законодательные) вопросы. Опыт защиты материнства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (на муниципальном уровне на примере г. Лангепаса).

    курсовая работа , добавлен 12.05.2011

    Семья, брак и дети как объекты политики государства, их социальный статус и особенности правового регулирования в России. Осуществление государственной политики в сфере материнства, отцовства и детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Охрана материнства и детства как система государственных общественных и медицинских мероприятий, обеспечивающих рождение здорового ребенка. Охрана здоровья женщин. Нормативно-правовая база системы охраны материнства и детства. Этапы оказания помощи.

    презентация , добавлен 12.12.2014

    Социальная политика государства по оказанию помощи семьям с детьми. Механизм системы социальной защиты семьи, материнства и детства в муниципальном образовании на примере администрации Вахитовского и Приволжского районо. Модели государственной поддержки.

    дипломная работа , добавлен 08.04.2015

    Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Российской Федерации. Установление гарантий социальной защиты. Правовое регулирование государственных пособий гражданам, имеющих детей. Способы системы финансирования.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Право на получение семейного капитала. Виды пособий матерям-одиночкам, их размеры. Обобщение опыта работы управления по делам семьи, детей муниципального образования город-курорт Анапа. Основные направления социальной защиты материнства, детства в России.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Положение семей и детей в РФ. Основные направления государственной семейной политики. Новые законодательные инициативы в поддержку материнства и детства. Федеральные программы по поддержке семей и детей. Государственные пособия гражданам, имеющим детей.

    дипломная работа , добавлен 18.07.2011

    Общее понятие семьи, материнства, детства. Роль правительства Республики Дагестан в поддержке семьи в муниципальных районах республики. Организация и проведение собрания по созданию путей совершенствования государственной поддержки семьи в регионе.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2017

    Социальная поддержка семьи. Создание условий для нормальной жизни с самого рождения ребенка. Анализ системы социальной защиты семьи, материнства и детства в Санкт-Петербурге. Оценка семейной политики. Разработка комплекса мероприятий и их эффективность.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Конституционно-правовые основы правовой защиты материнства и детства, история становления и развития данного института. Организационно-правовые основы защиты материнства и детства в современных условиях, анализ судебной практики рассмотрения споров.

Похожие публикации