Социальный работник: что входит в его обязанности? Социальная служба по уходу за пожилыми людьми на дому.

Согласно статистическим исследованиям, московские пенсии находятся на более высоком уровне по сравнению с выплатами в других регионах. В том случае, если пособие пенсионера не соответствует установленному в Московской области , независимо от наличия трудоустройства, выплачиваются надбавки.

Для неработающих пенсионеров пособие назначается только при условии, что гражданина проживал в Москве более 10 лет (посмотреть и скачать можно здесь: ). Средний размер в Москве составляет 18 800 рублей , а в Московской области – 15400 рублей . Данный стандарт установлен в официальном порядке и считается достаточным для комфортного проживания пенсионера в столичном регионе. В том случае, если пожилой человек коренным москвичом не является, его пенсионное пособие рассчитывается исходя из минимального прожиточного минимума в 9 908 рублей . Если выплата не дотягивает до данной отметки, то разницу доплачивает городской бюджет.

Несмотря на то что трудоустроенные пенсионеры теперь лишены права на , в столице такое право пока за ними осталось, и данную обязанность на себя взял также городской бюджет.

Выплаты по государственному обеспечению были проиндексированы 1 апреля 2019 года и в Москве составили:

  • социальная пенсия – 9 252 рублей ;
  • 12 681 рублей ;
  • 36 895 и 37 479 рублей.

Социальные льготы пенсионерам Москвы

Помимо обязательного пенсионного пособия пенсионеры Москвы могут получить дополнительные меры соцподдержки.

Льготы пенсионерам Москвы в 2019 году:

  • безвозмездное передвижение на всех видах общественного транспорта, включая метро, кроме такси и маршруток;
  • ежегодное получение путевки в оздоровительное заведение безвозмездно и в порядке очереди, если на это имеются медицинские показатели;
  • протезирование зубов, за исключением дорогостоящих конструкций, в бесплатном порядке;·
  • уход на дому в порядке предоставления соцпомощи одиноко проживающим людям пенсионного возраста, утратившим возможность самообслуживания;
  • соцобслуживание в виде дневного пребывания с пенсионерами;
  • помощь в виде покупки вещей и продуктов, которая оказывается пожилым людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию;
  • помощь в оказании санитарно-гигиенических услуг, патронаж, комплексная уборка помещений;
  • льготы при оказании ритуальных услуг;
  • освобождение от уплаты взносов за капремонт пенсионеров старше 70 лет и одиноких граждан старше 80 лет .

Таким образом, льготы пенсионерам в Москве представлены широким перечнем мер, которые позволяют обеспечить пожилым людям максимально комфортное проживание.

Налоговые льготы и вычеты

Субсидии на оплату услуг ЖКХ

Столичным пенсионерам, как и другим группам людей, предоставляется субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг в том случае, если общая сумма к уплате составляет более 10% от ежемесячного общего дохода семьи. Право на субсидию подтверждается каждый месяц и подлежит отмене в том случае, если доход пенсионера повысится.

Гражданам, чьи доходы соответствуют установленным нормам, полагается скидка в размере 50% от начислений за электроэнергию, водоснабжение, отопление.

Предоставляется возмещение в размере 50% от утвержденного тарифа за использование кабельного телевидения. Данная скидка полагается одиноко проживающим пенсионерам и семьям, состоящим из пенсионеров, уже оформивших субсидирование услуг ЖКХ.

Каждый месяц в отношении людей пенсионного возраста осуществляется компенсационная выплата в сумме 230 рублей на оплату стационарного телефона.

Медицинское обслуживание пенсионеров Москвы

Московские пенсионеры, как и жители других регионов, могут получить следующие виды помощи в рамках медицинского обслуживания:

  • получение бесплатной и внеочередной помощи в медицинских учреждениях города по месту регистрации пенсионера;
  • ежегодное предоставление бесплатных путевок, если на это имеются медицинские показатели, в оздоровительные и санаторные заведения в порядке очереди;
  • скидки при покупке медикаментов;
  • частичная компенсация стоимости средств технической реабилитации пенсионеров, необходимых по медицинским показателям;
  • изготовление зубных протезов, кроме конструкций из дорогих материалов, в клиниках государственного типа;
  • организация социальной помощи для тех граждан, которые не могут себя полностью обслуживать.

Оформление каждой из льгот происходит в порядке, предусмотренном законодательными актами Москвы и Московской области.

Социальная доплата к пенсии

Ежемесячные компенсации пенсионерам Москвы

ЕКВ или ежемесячные компенсационные выплаты полагаются тем пенсионерам, которые имеют официальное трудоустройство, и их среднемесячная заработная плата не превышает 20 000 рублей . Как правило, данные компенсации предоставляются гражданам, трудящимся на должности, входящей в утвержденный список. К таким относятся: библиотекари, дворники, медсестры, воспитатели, водители, фармацевты и некоторые другие, за исключением участников и инвалидов ВОВ, а также граждан, имеющих ограничения по здоровью 1-й и 2-й групп (данной категории людей ЕКВ назначается вне зависимости от места трудоустройства и занимаемой должности).

Размер доплаты определяется индивидуально и зависит от общего размера пенсии и добавочных выплат. Основным условием является то, что общий доход граждан должен быть не менее 12 115 рублей .

Минимальная пенсия в Москве и Московской области в 2019 году

Те пенсионеры, чей размер пенсий не дотягивает до уровня ПМП в регионе, получают специальную надбавку. Поэтому можно было определить, что минимальный размер пенсий в России соответствует показателю прожиточного минимума пенсионера. Но с 1 апреля 2019 года в силу вступил ФЗ №49, который изменяет механику начисления доплаты. Теперь перед тем, как проводить ежегодную индексацию, власти должны будут довести размеры пенсионных обеспечений до установленного минимума. Поэтому с апреля 2019 года минимальный размер пенсий в России будет превышать показатель ПМ на величину индексации.

Для Москвы и МО минимальный размер пенсии в 2019 году составит:

  • 12357,3 руб. для Москвы;
  • 10106,16 руб. для МО.

Заключение

В итоге можно сказать следующее:

  1. Пенсионные выплаты в пользу московских пенсионеров имеют некоторые отличия от пособий, выплачиваемых в .
  2. Средний размер страховой пенсии в Москве и Московской области составляет более 18 800 рублей.
  3. В начале апреля текущего года произошло повышение пособий государственного обеспечения, включая социальные выплаты инвалидам.
  4. Пенсионерам столицы полагается целый перечень стандартных льгот и дополнительных мер социальной поддержки в различных сферах.
  5. Пожилые люди могут получить скидку или полное освобождение от уплаты транспортного, имущественного и земельного налогов.
  6. Граждане пенсионного возраста имеют право оформить компенсационные выплаты на содержание жилища, включая оплату коммунальных услуг, радиоточки, телефона.
  7. Льготы также предоставляются в виде бесплатного медицинского обслуживания, предоставления путевок, скидки при покупке лекарств.
  8. Помимо федеральных доплат до прожиточного минимума, столичным пенсионерам предлагаются дополнительные «лужковские» выплаты. Важным условием для их назначения является проживание граждан в Москве не менее 10 лет .
  9. Людям пенсионного возраста, занимающим определенные должности, полагается ЕКВ, если их заработная плата менее 20 тыс. рублей . Участникам ВОВ и гражданам с инвалидностью 1 и 2 групп полагается такая выплата независимо от должности и размера заработной платы.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Ситуации в жизни складываются разные. И бывает так, что пожилому человеку бывает просто некому помочь - детей или родственников либо нет, либо живут они далеко, а сил даже на выполнение повседневных бытовых дел уже не хватает. Здесь на помощь может прийти государство в лице социального работника.

Кому и при каких условиях положен социальный работник?

Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится - ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.

Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.

Условия заключения договора

Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг - покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию - санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. Также в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.

Сколько нужно платить соцработнику?

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в области для пенсионеров. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем составляет около 250 рублей.

Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом они стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека, и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.

Какие документы нужны, чтобы оформить социального работника?

Паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;

Документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);

Документ, подтверждающий проживание по месту пребывания (при отсутствии регистрации - по месту пребывания, указанному в заявлении);

Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ, мер социальной поддержки населения, получаемых в управлениях социальной защиты населения);

Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);

Заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.

Одна из важнейших функций государственной системы - это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения - территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

  • уход на дому;
  • стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;
  • срочные меры поддержки разового характера;
  • получение консультаций;
  • иное.

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

  • бытовые (при необходимости);
  • по взаимодействию с госорганами;
  • по медицинскому обслуживанию;
  • по трудоустройству;
  • по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

  • обучить соцработников;
  • создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);
  • наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.
Подсказка: на местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей . Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое. Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

  • поддержка в бытовых вопросах:
    • приготовление пищи;
    • закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);
    • организация досуга;
    • уборка жилого помещения;
    • стирка одежды;
    • проведение косметического ремонта;
  • топка печи (если нет центрального отопления);
  • подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;
  • оплата коммунальных услуг и иных счетов;
  • вызов доктора;
  • сопровождение к местам отдыха;
  • иное.
Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.

Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

  • сопровождение подопечного в медучреждение;
  • проведение гигиенических и иных процедур;
  • поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;
  • юридическое консультирование.

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

  • муниципальные;
  • частные.

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:

  • соцзащите;
  • многофункциональном центре.

Порядок предоставления


Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

  • время действия (от трех месяцев до года);
  • перечень услуг и их объем;
  • предпочтительный результат;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок изменений;
  • основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Подсказка: ответ на заявку придет:

  • в общем случае через 10 дней;
  • в некоторых ситуациях - через месяц.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кому услуги предоставляются


Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов.
Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

  • женщины, отметившие 55-летний юбилей;
  • мужчины после 60-летия;
  • инвалиды любого возраста.
Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

  • психические больные, склонные к агрессивному поведению;
  • люди, страдающие:
    • заразными заболеваниями, в том числе венерическими;
    • туберкулезом открытой формы;
  • имеющие зависимость:
    • алкогольную;
    • наркотическую.
Подсказка: в случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

  • если человек одинок, то требуется:
    • его письменное согласие;
    • либо решение суда;
  • если имеет родственников, то с последних берется согласие.
Подсказка: в стационар помещают лиц, не способных:
  • самостоятельно передвигаться;
  • ухаживать за собой.
Скачать для просмотра и печати:

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Правила оформления социального контракта


В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг. Алгоритм выработки условий документа таков:

  1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.
  2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):
    • отделение соцзащиты;
    • территориальный или районный комплексный центр.
  3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:
    • затребовать дополнительную информацию у гражданина;
    • провести обследование условий проживания;
    • принять решение о заключении контракта или отказе.
  4. Комиссия обязана:
    • разработать программу решения заявленной проблемы;
    • определить объем необходимой помощи;
    • подготовить проект договора.
Подсказка: с проектом контракта знакомятся:
  • получатель услуг;
  • соцработник, берущий на себя заботу о пожилом человеке.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

  • предприятием, предоставляющим подобные услуги;
  • получателем:
    • непосредственно пожилым человеком;
    • его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Подсказка: решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями. Как правило, в него включают:

  • инвалидов ВОВ;
  • лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов


Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

  • паспорт и его копию;
  • справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);
  • справку о доходах (кроме пенсии);
  • документ, подтверждающий льготы:
    • удостоверение участника или инвалида ВОВ;
    • справку об инвалидности;
    • другое;
  • сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

  • зарплата;
  • доход от аренды собственности;
  • авторские гонорары и другое.

Посмотрите видео о помощи пожилым людям

17 февраля 2018, 18:53 Мар 3, 2019 13:39

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

В Москве многое сделано для обеспечения доступности социальных услуг и, особенно, для развития сети центров социального обслуживания (ДСО), пользующихся у пенсионеров большой популярностью. Работа по их созданию была начата в 1989 году. По состоянию на начало 1996 года в Москве было создано 58 центров социального обслуживания. В результате реализации Программы развития центров социального обслуживания (1996-1997 годы) численность центров увеличилась почти в два раза. В настоящее время в городе создано 113 центров социального обслуживания и 9 филиалов.
Центры социального обслуживания играют огромную роль в жизни пенсионеров, имея в своей структуре различные службы социальной помощи: отделения социальной помощи на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочной социальной
помощи, отделения специализированной помощи на дому, отделения социально- медицинского обслуживания на дому и т. д.
Наиболее многочисленными в структуре ЦСО являются отделения социального обслуживания на дому. Они оказывают социальные услуги одиноким людям и пожилым супружеским парам с ограниченными возможностями самообслуживания. К числу основных социальных услуг, предоставляемых на дому, относятся такие как: организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения, помощь в поддержании условий проживания в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями; содействие в оказании других социально- бытовых услуг (ремонта жилья, оплата жилья и коммунальных услуг, оформление документов, ритуальные услуги). Такая форма обслуживания позволяет максимально продлить нахождение граждан в привычной для них домашней обстановке, поддержать их жизненный тонус, защитить при необходимости их права и законные интересы, а также уменьшить потребность в домах-интернатах. В настоящее время создано 996 таких отделений, которые обслуживают 118,8 тыс. человек.
В стационарных учреждениях постоянно проживают на полном государственном обеспечении более 14,5 тыс. человек.
На сегодняшний день в системе социальной защиты населения Москвы функционируют 32 стационарных учреждений. Для проживающих используются временная (до 6-ти месяцев) и постоянная формы пребывания (по желанию пенсионера). Все перечисленные учреждения профилированы с учетом физического, психического состояния здоровья, возраста и социальной активности проживающих граждан. Пенсионеры и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях, получают в полном объеме социальную, медицинскую, психологическую, правовую помощь и поддержку. Более 70 процентов проживающих в домах-интернатах подопечных находятся на постельном режиме содержания.
Положительную оценку москвичи дали новому виду социальных учреждений - жилым специальным домам для одиноких пенсионеров и инвалидов, а также семейных пар пенсионного возраста, с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерскими и медицинскими пунктами. Построено 3 дома на 382 квартиры.
Жилые социальные дома являются прообразом домов-интернатов будущего, в которых обеспечены комфортные и достойные условия проживания, все для спокойной жизни и активного долголетия ветеранов.
В целях дополнительной социальной поддержки одиноких пожилых граждан создана и функционирует служба «Моссоцгарантия», которая выплачивает ежемесячную компенсацию 2,5 тыс. одиноким гражданам, которые завещали городу принадлежащее им жилье.
В системе органов социальной защиты населения функционирует 11 учреждений социальной помощи лицам БОМЖ.
В целом существующая сеть стационарных учреждений Комитета удовлетворяет потребность в этом виде медико-социальной помощи нетрудоспособному населению. Имеется необходимый резерв свободных мест, очередность отсутствует.
Комитетом социальной защиты населения Москвы и Государственным унитарным предприятием Правительства Москвы "Московская социальная гарантия" (Моссоцгарантия) проведена определенная работа по заключению с одинокими пожилыми гражданами и инвалидами договоров пожизненного содержания с иждивением в обмен на добровольную передачу жилой площади в собственность г. Москвы. Это позволило предоставить им дополнительную социальную поддержку и защиту от преступных посягательств.
В настоящее время заключено свыше 1700 таких договоров.
В обмен на добровольную передачу жилья городу указанной категории москвичей выплачиваются денежные компенсации, предоставляются различные виды социально- бытовых услуг. В декабре 1995 года введен в эксплуатацию первый специальный жилой дом для одиноких пенсионеров и инвалидов, одиноких супружеских пар пенсионного возраста на 208 квартир с комплексом служб социально-бытового назначения, круглосуточно действующими диспетчерским и медицинским пунктами. В доме в настоящее время проживает более двухсот пенсионеров. В октябре 1997 года переданы под заселение два специальных дома в Митино по 87 квартир каждый. В настоящее время программа продолжает успешно работать.

Еще по теме Социальное обслуживание одиноких пенсионеров в Москве.:

  1. Глава 6. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров
  2. Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов: Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, дом-интернат, отделения милосердия и временного проживания при домах-интернатах для престарелых и инвалидов, специальные дома для одиноких пенсионеров
Похожие публикации