Сан Лайт - Энергия мысли. Искусство созидательного мышления

В книге представлены принципы и методы созидатель-ного мышления, благодаря которым вы можете преобразить свою жизнь и быстро достичь поразительных результатов во всех своих начинаниях. Мысль — это огромная сила, с ее помощью созданы все окружающие вас богатства цивили-зации. Управление мыслью принесет вам удачу, процветание и гармонию, а также позволит насладиться творчеством в области величайшего искусства — искусства жизни.

Материалы и психотехники, данные в книге, являются составной частью курса «Алхимия Изобилия», использую-щего новейшие достижения практической психологии и зна-ния посвященческих традиций, проверенные веками.

МЫСЛИ И УМ

Чтобы понять природу созидательной мысли, следует избавиться от неправильных концепций ума. В первую очередь поймите, ум — это не вещь, но событие. Вещь субстанциональна, событие — это просто процесс, явление. Вещь подобна кам-ню, событие подобно волне: оно существует, но оно не материально. Это просто взаимодействие между ветром и океаном. Это первое, что нужно понять. Ум невещественен, он может исчезнуть, не оставляя ни единого следа позади. Когда волна исчезает в океане, что остается? Ничего, не оста-ется даже следа. Поэтому просветленные говорят, что ум подобен птице, которая при полете в небе не оставляет даже следа.

Ум — это только процесс. На самом деле ум не существует, существуют только мысли, и мысли движутся так быстро, что вы думаете и чувствуе-те, что они принадлежат чему-то постоянно суще-ствующему. Приходит одна мысль, вторая, третья, и они продолжают приходить. Промежуток ме-жду ними так мал, что вы не можете видеть ни-какого пробела между одной мыслью и другой. Существуют мысли, но нет ума, подобно тому, как есть электроны, но нет материи. Мысли — элек-троны ума. Это похоже на толпу. С одной сторо-ны, толпа существует, с другой — нет; существу-ют только индивидуальности. Но когда много ин-дивидуальностей собираются вместе, возникает ощущение того, что они одно целое. Индивидуаль-ности — это электроны нации, сообщества, толпы. Мысли существуют, ум не существует. Ум это про-сто внешнее проявление массы мыслей. И когда вы смотрите глубже в ум, он исчезает. Когда ум исчезает, многие проблемы немедленно разреша-ются.

В этот момент вы приходите к знанию того, что мысли похожи на облака, — они приходят и уходят — а вы есть небо. Когда нет ума, то сразу появляется ощущение, что вы больше не вовле-чены в мысли. Существуют мысли, которые про-ходят сквозь вас, как облака проходят по небу или ветер проходит сквозь крону деревьев. Мыс ли проходят сквозь вас, и они могут пройти, по-тому что вы — огромная пустота. Нет никаких помех, нет никаких препятствий. Нет никаких стен, чтобы воспрепятствовать им.

Вы — не ограниченное явление. Ваше небо от-крыто и бескрайне; мысли приходят и уходят. И ес-ли вы начали чувствовать, что мысли приходят и уходят, то вы — наблюдатель, свидетель. ум нахо-дится под контролем. По-другому ум нельзя взять под контроль. Во-первых, когда его нет, как вы мо-жете контролировать его? Во-вторых, кто будет контролировать его? Если кто-то контролирует ум, тогда это будет только часть, фрагмент ума, кото-рый контролирует другой фрагмент ума. ум невоз-можно контролировать таким образом. Его нет, и нет никого, кто может контролировать его. Он мо-жет смотреть, но не может контролировать.

Но сам взгляд является контролем, само явле-ние наблюдения, свидетельствования становятся контролем, потому что ум исчезает. Подобно то-му, как темной ночью вы быстро бежите, так как боитесь, что кто-то преследует вас, но этот кто-то — не что иное, как ваша тень. Чем быстрее вы бежите, тем быстрее движется за вами тень. От нее нельзя скрыться, убегая, и нельзя ее контро-лировать. Лучше внимательнее посмотрите на тень, и она исчезнет как факт бытия. Тени не су-ществует — это только отсутствие света. Когда вы сидите в молчании, когда вы отрешенно смотри-те в ум, ум просто исчезает. Мысли будут оставать-ся, но вы не найдете ума. И когда ум пропадает, становится возможным новое переживание: вы можете видеть, что мысли не ваши.

Энергия мысли — Сан Лайт (скачать)

(ознакомительный фрагмент книги)

Энергия мысли. Искусство созидательного мышления

© Сан Лайт, 2012

© Оформление. ООО «Амрита», 2012

Мысли и ум

Чтобы понять природу созидательной мысли, следует избавится от неправильных концепций ума. В первую очередь поймите, ум это не вещь, но событие. Вещь субстанциональна, событие – это просто процесс, явление. Вещь подобна камню, событие подобно волне: оно экзистенциально, но не материально. Это просто взаимодействие между ветром и океаном. Это первое, что нужно понять. Ум не вещественен, он может исчезнуть, не оставляя ни единого следа позади. Когда волна исчезает в океане, что остается позади? Ничего, не остается даже следа. Поэтому просветленные говорят, что ум подобен птице, которая при полете в небе не оставляет даже следа.

Ум это только процесс. На самом деле, ум не существует, существуют только мысли, и мысли движутся так быстро, что вы думаете и чувствуете, что здесь что-то постоянно существует. Приходит одна мысль, вторая, третья, и они продолжают приходить. Промежуток между ними так мал, что вы не можете видеть никакого пробела между одной мыслью и другой. Существуют мысли, но нет ума, подобно тому, как есть электроны, но нет материи. Мысли – электроны ума. Это похоже на толпу. С одной стороны толпа существует, с другой нет; существуют только индивидуальности. Но когда много индивидуальностей собираются вместе, возникает ощущение того, что они одно целое. Индивидуальности это электроны нации, сообщества, толпы. Мысли существуют, ум не существует. Ум это просто внешнее проявление массы мыслей. И когда вы смотрите глубже в ум, он исчезает. Когда ум исчезает, многие проблемы немедленно разрешаются.

Вы немедленно приходите к знанию того, что мысли похожи на облака – они приходят и уходят – а вы есть небо. Когда нет ума, то сразу появляется ощущение, что вы больше не вовлечены в мысли. Существуют мысли, которые проходят сквозь вас, как облака проходят по небу, или ветер проходит сквозь деревья. Мысли проходят сквозь вас, и они могут пройти, потому что вы – огромная пустота. Нет никаких помех, нет никаких препятствий. Нет никаких стен, чтобы воспрепятствовать им. Вы не ограниченное явление. Ваше небо безгранично открыто; мысли приходят и уходят. И если вы начали чувствовать, что мысли приходят и уходят, то вы наблюдатель, свидетель. Ум находится под контролем. По-другому ум нельзя взять под контроль. Во-первых, потому что его нет, как вы можете контролировать его? Во-вторых, кто будет контролировать его? Если кто-то контролирует ум, тогда это будет только часть, фрагмент ума, который контролирует другой фрагмент ума. Ум невозможно контролировать таким образом. Его нет, и нет никого, кто может контролировать его. Он может смотреть, но не может контролировать. Но сам взгляд является контролем, само явление наблюдения, свидетельствования, становится контролем, потому что ум исчезает. Подобно тому, как темной ночью вы быстро бежите, так как боитесь, что кто-то преследует вас, но этот кто-то не что иное, как ваша тень. Чем быстрее вы бежите, тем быстрее движется за вами тень. От нее нельзя скрыться убегая и нельзя контролировать. Лучше внимательнее посмотрите на тень, и она исчезнет как факт бытия. Тени не существует; это только отсутствие света. Когда вы сидите в молчании, когда вы отрешенно смотрите в ум, ум просто исчезает. Мысли будут оставаться, но вы не найдете ума. И когда ум пропадает, становится возможным новое переживание: вы можете видеть, что мысли не ваши.

Конечно, они приходят, иногда они некоторое время отдыхают в вас, и затем они уходят. Вы можете быть местом отдыха, но они не берут в вас начало. Наблюдали ли вы когда-нибудь, чтобы хоть одна мысль возникла из вас? Запишите хотя бы одну мысль, возникшую из вашей сущности. Мысли всегда приходят извне. Они не принадлежат вам. Неукорененные, бездомные, они парят. Иногда они отдыхают в вас, вот и все. Подобно облакам, отдыхающим на вершине холма, они будут двигаться сами по себе. Вам не нужно ничего делать. Если вы просто наблюдаете, контроль достигнут. В древнем даосском трактате «Шу-цзин» говорится: «Если мудрец не сможет контролировать мысли, он станет безумцем. Если же безумец начнет контролировать свои мысли – он станет мудрецом».

Слово «контроль» не очень подходит, в словах всегда какое-то лукавство. Слова принадлежат уму, миру мыслей. Слова не могут быть очень проникающими; они поверхностны. Слово «контроль» не подходит, потому что нет никого, кто контролирует, и нет никого, кто находится под контролем. Но все-таки слова помогают вам понять определенные вещи, которые произошли. Внезапно вы стали хозяином. Мысли существуют, но теперь они уже не ваши хозяева. Они не могут с вами ничего сделать; они просто приходят и уходят.

Вы остаетесь незатронутыми подобно цветку лотоса под дождем: капли воды падают на лепестки, но они постоянно соскальзывают, лепестки даже не затронуты. Будьте как лотос, вот и все. Оставайтесь незатронутым, и вы будете все держать под контролем. Жить, оставаясь незатронутым, вот кредо мастера игры.

Искусство жизненного серфинга

Ум подобен волнам, волнению. Когда океан тих и спокоен, незатронут – нет волн, нет волнения. Если океан взволнован порывом сильного ветра, тогда возникают огромные волны, и вся поверхность превращается в хаос. Все это метафоры, предназначенные для того, чтобы помочь вам понять определенное внутреннее качество, которое не может быть выражено словами.

Ум – это волнение сознания, точно так же, как взволнован океан, в котором возникают волны. Вошло что-то чужеродное, и возникает хаос. Но хаос всегда на поверхности. В глубине нет волн. Они не могут возникнуть в глубине, потому что туда не может проникнуть ветер. Если вы движетесь внутрь, вы достигнете контроля. Все искусство жизни – это не что иное, как центрирование, движение к центру, укоренение в нем, пребывание в нем. И отсюда меняется вся перспектива, все восприятие. Волны могут оставаться, но они не достигают вас. И в этом состоянии вы можете видеть, что они не принадлежат вам; это просто конфликт, возникший на поверхности, с чем-то чужеродным. И когда вы смотрите из центра, постепенно конфликт прекращается. Постепенно вы расслабляетесь. Постепенно вы принимаете, что, конечно, ветер сильный, волны будут возникать, но вы не потревожены. В них нет ничего плохого. Проблема возникает потому, что вы тоже на поверхности. Вы – маленькая лодка на поверхности; сильный ветер приходит, и возникает прилив, и океан сходит с ума. Вы в опасности. В любой момент волны могут перевернуть вашу маленькую лодку. В любой момент может наступить смерть. Как вы можете сохранить контроль? Если вы начали бороться с волнами, вы потерпите поражение. Борьба не поможет. Вы должны будете принять волны.

Энергия мысли. Искусство созидательного мышления

© Сан Лайт, 2012

© Оформление. ООО «Амрита», 2012

Мысли и ум

Чтобы понять природу созидательной мысли, следует избавится от неправильных концепций ума. В первую очередь поймите, ум это не вещь, но событие. Вещь субстанциональна, событие – это просто процесс, явление. Вещь подобна камню, событие подобно волне: оно экзистенциально, но не материально. Это просто взаимодействие между ветром и океаном. Это первое, что нужно понять. Ум не вещественен, он может исчезнуть, не оставляя ни единого следа позади. Когда волна исчезает в океане, что остается позади? Ничего, не остается даже следа. Поэтому просветленные говорят, что ум подобен птице, которая при полете в небе не оставляет даже следа.

Ум это только процесс. На самом деле, ум не существует, существуют только мысли, и мысли движутся так быстро, что вы думаете и чувствуете, что здесь что-то постоянно существует. Приходит одна мысль, вторая, третья, и они продолжают приходить. Промежуток между ними так мал, что вы не можете видеть никакого пробела между одной мыслью и другой. Существуют мысли, но нет ума, подобно тому, как есть электроны, но нет материи. Мысли – электроны ума. Это похоже на толпу. С одной стороны толпа существует, с другой нет; существуют только индивидуальности. Но когда много индивидуальностей собираются вместе, возникает ощущение того, что они одно целое. Индивидуальности это электроны нации, сообщества, толпы. Мысли существуют, ум не существует. Ум это просто внешнее проявление массы мыслей. И когда вы смотрите глубже в ум, он исчезает. Когда ум исчезает, многие проблемы немедленно разрешаются.

Вы немедленно приходите к знанию того, что мысли похожи на облака – они приходят и уходят – а вы есть небо. Когда нет ума, то сразу появляется ощущение, что вы больше не вовлечены в мысли. Существуют мысли, которые проходят сквозь вас, как облака проходят по небу, или ветер проходит сквозь деревья. Мысли проходят сквозь вас, и они могут пройти, потому что вы – огромная пустота. Нет никаких помех, нет никаких препятствий. Нет никаких стен, чтобы воспрепятствовать им. Вы не ограниченное явление. Ваше небо безгранично открыто; мысли приходят и уходят. И если вы начали чувствовать, что мысли приходят и уходят, то вы наблюдатель, свидетель. Ум находится под контролем. По-другому ум нельзя взять под контроль. Во-первых, потому что его нет, как вы можете контролировать его? Во-вторых, кто будет контролировать его? Если кто-то контролирует ум, тогда это будет только часть, фрагмент ума, который контролирует другой фрагмент ума. Ум невозможно контролировать таким образом. Его нет, и нет никого, кто может контролировать его. Он может смотреть, но не может контролировать. Но сам взгляд является контролем, само явление наблюдения, свидетельствования, становится контролем, потому что ум исчезает. Подобно тому, как темной ночью вы быстро бежите, так как боитесь, что кто-то преследует вас, но этот кто-то не что иное, как ваша тень. Чем быстрее вы бежите, тем быстрее движется за вами тень. От нее нельзя скрыться убегая и нельзя контролировать. Лучше внимательнее посмотрите на тень, и она исчезнет как факт бытия. Тени не существует; это только отсутствие света. Когда вы сидите в молчании, когда вы отрешенно смотрите в ум, ум просто исчезает. Мысли будут оставаться, но вы не найдете ума. И когда ум пропадает, становится возможным новое переживание: вы можете видеть, что мысли не ваши.

Конечно, они приходят, иногда они некоторое время отдыхают в вас, и затем они уходят. Вы можете быть местом отдыха, но они не берут в вас начало. Наблюдали ли вы когда-нибудь, чтобы хоть одна мысль возникла из вас? Запишите хотя бы одну мысль, возникшую из вашей сущности. Мысли всегда приходят извне. Они не принадлежат вам. Неукорененные, бездомные, они парят. Иногда они отдыхают в вас, вот и все. Подобно облакам, отдыхающим на вершине холма, они будут двигаться сами по себе. Вам не нужно ничего делать. Если вы просто наблюдаете, контроль достигнут. В древнем даосском трактате «Шу-цзин» говорится: «Если мудрец не сможет контролировать мысли, он станет безумцем. Если же безумец начнет контролировать свои мысли – он станет мудрецом».

Слово «контроль» не очень подходит, в словах всегда какое-то лукавство. Слова принадлежат уму, миру мыслей. Слова не могут быть очень проникающими; они поверхностны. Слово «контроль» не подходит, потому что нет никого, кто контролирует, и нет никого, кто находится под контролем. Но все-таки слова помогают вам понять определенные вещи, которые произошли. Внезапно вы стали хозяином. Мысли существуют, но теперь они уже не ваши хозяева. Они не могут с вами ничего сделать; они просто приходят и уходят.

Вы остаетесь незатронутыми подобно цветку лотоса под дождем: капли воды падают на лепестки, но они постоянно соскальзывают, лепестки даже не затронуты. Будьте как лотос, вот и все. Оставайтесь незатронутым, и вы будете все держать под контролем. Жить, оставаясь незатронутым, вот кредо мастера игры.

Искусство жизненного серфинга

Ум подобен волнам, волнению. Когда океан тих и спокоен, незатронут – нет волн, нет волнения. Если океан взволнован порывом сильного ветра, тогда возникают огромные волны, и вся поверхность превращается в хаос. Все это метафоры, предназначенные для того, чтобы помочь вам понять определенное внутреннее качество, которое не может быть выражено словами.

Ум – это волнение сознания, точно так же, как взволнован океан, в котором возникают волны. Вошло что-то чужеродное, и возникает хаос. Но хаос всегда на поверхности. В глубине нет волн. Они не могут возникнуть в глубине, потому что туда не может проникнуть ветер. Если вы движетесь внутрь, вы достигнете контроля. Все искусство жизни – это не что иное, как центрирование, движение к центру, укоренение в нем, пребывание в нем. И отсюда меняется вся перспектива, все восприятие. Волны могут оставаться, но они не достигают вас. И в этом состоянии вы можете видеть, что они не принадлежат вам; это просто конфликт, возникший на поверхности, с чем-то чужеродным. И когда вы смотрите из центра, постепенно конфликт прекращается. Постепенно вы расслабляетесь. Постепенно вы принимаете, что, конечно, ветер сильный, волны будут возникать, но вы не потревожены. В них нет ничего плохого. Проблема возникает потому, что вы тоже на поверхности. Вы – маленькая лодка на поверхности; сильный ветер приходит, и возникает прилив, и океан сходит с ума. Вы в опасности. В любой момент волны могут перевернуть вашу маленькую лодку. В любой момент может наступить смерть. Как вы можете сохранить контроль? Если вы начали бороться с волнами, вы потерпите поражение. Борьба не поможет. Вы должны будете принять волны.

На самом деле, если вы можете принять волны и позволить своей лодке, какой бы она ни была маленькой, двигаться вместе с ними, а не наперекор им, тогда опасности не будет. В этом значение слов «свободный и естественный». Волны существуют; вы просто доверяете им. Вы просто позволяете себе двигаться вместе с ними, а не наперекор им. Вы становитесь их частью. Тогда приходит ощущение необычайного счастья. В этом и состоит все искусство жизни, искусство жизненного серфинга: двигаться вместе с волнами, не наперекор им; двигаться вместе с ними настолько полно, что вы становитесь неотличимыми от них. Серфинг может стать великой медитацией. Он может дать вам проблески внутреннего мира, потому что это не борьба, это отпущение. Вы узнаете даже то, что волнами можно наслаждаться – и вы можете узнать это, когда смотрите на все явление из центра.

Если вы достигли центра, вы начинаете наслаждаться всем, что происходит на поверхности. Поэтому все дело в том, чтобы не бороться на поверхности, но войти в центр. Тогда обретается контроль, это тот контроль, который не был навязан, контроль, который случается спонтанно, когда вы центрированы. Центрирование в сознании позволит вам выбирать поистине созидательные мысли и претворять их.

Настоящее счастье существует в центре и в перспективе, которая исходит из центра. Когда вы в центре, вы смотрите на свою собственную поверхность. Все меняется, потому что ваша перспектива нова. Внезапно вы оказываетесь в состоянии контроля. На самом деле вы в состоянии контроля настолько, что можете оставить поверхность неконтролируемой. Это тонкое явление. Вы обладаете таким сильным контролем, настолько укоренены, не беспокоитесь о поверхности, что, в действительности, вы хотели бы, чтобы были волны, и прилив, и шторм. Это прекрасно, это дает энергию. Это сила. Здесь не о чем беспокоиться. Только слабые беспокоятся о мыслях. Только слабые беспокоятся об уме. Сильные люди просто принимают все и становятся от этого богаче.

В уме нет ничего плохого, в мыслях нет ничего плохого. Если есть что-то плохое, это остается на поверхности, потому что тогда вы не знаете целого, и страдаете без необходимости из-за части, частичного восприятия. Необходимо восприятие целого. Это возможно только из центра, потому что из центра вы можете смотреть вокруг во всех измерениях, во всех направлениях – на всю периферию своего бытия. И она огромна. На самом деле, это то же самое, что и периферия существования. Когда вы центрированы, постепенно вы будете становиться все шире и шире, все больше и больше. И это закончится тем, что вы станете вселенной, не менее.

Сан Лайт
ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ

Аннотация

В книге представлены принципы и методы созидательного мышления, благодаря которым вы можете преобразить свою жизнь и быстро достичь поразительных результатов во всех своих начинаниях. Мысль - это огромная сила, с ее помощью созданы все окружающие вас богатства цивилизации. Управление мыслью принесет вам удачу, процветание и гармонию, а также позволит насладиться творчеством в области величайшего искусства - искусства жизни.
Материалы и психотехники, данные в книге, являются составной частью курса «Алхимия Изобилия», использующего новейшие достижения практической психологии и знания посвященческих традиций, проверенные веками.

ЭНЕРГИЯ МЫСЛИ

Искусство
созидательного
мышления

Санкт-Петербург
ИГ «Невский проспект»
Издательство «Вектор»
2007
Книги Сан Лайта помогли многим людям стать мастером жизни.
Уильям Стэнли,
издатель журнала
«Практическая психология»

В его книгах вдохновение и тайна, простота и бесконечная глубина, практическое знание и возвышенная поэзия.
Эрик Мак-Найт,
доктор философии,
автор книги «Сознание атома»

Книги Сан Лайта приносят удачу. Это суверенностью подтвердят многие мои партнеры.
Рик Беккет,
директор кинокомпании
Universa Pictures

В этой книге раскрывается эффективная система созидательного мышления, необходимая тем, кто стремится к полноденной во всех отношениях жизни.
Сильвия Льюис, президент организации
New vision Trust
Учебник чудес.
Поль Леферъе, режиссер и писатель

Просветление в вас, изобилие в вас, исцеление в вас. Никто, кроме вас самих, не может помешать вам насладиться этим. Таков призыв Сан Лайта.
Аи Эдванс, автор курса «Психология успеха»

Он пробуждает от сна и помогает избавиться от деструктивных программ.
Журнал Hit

МЫСЛИ И УМ
Чтобы понять природу созидательной мысли, следует избавиться от неправильных концепций ума. В первую очередь поймите, ум - это не вещь, но событие. Вещь субстанциональна, событие - это просто процесс, явление. Вещь подобна камню, событие подобно волне: оно существует, но оно не материально. Это просто взаимодействие между ветром и океаном. Это первое, что нужно понять. Ум невещественен, он может исчезнуть, не оставляя ни единого следа позади. Когда волна исчезает в океане, что остается? Ничего, не остается даже следа. Поэтому просветленные говорят, что ум подобен птице, которая при полете в небе не оставляет даже следа.
ум - это только процесс. На самом деле ум не существует, существуют только мысли, и мысли движутся так быстро, что вы думаете и чувствуете, что они принадлежат чему-то постоянно существующему. Приходит одна мысль, вторая, третья, и они продолжают приходить. Промежуток между ними так мал, что вы не можете видеть никакого пробела между одной мыслью и другой. Существуют мысли, но нет ума, подобно тому, как есть электроны, но нет материи. Мысли - электроны ума. Это похоже на толпу. С одной стороны, толпа существует, с другой - нет; существуют только индивидуальности. Но когда много индивидуальностей собираются вместе, возникает ощущение того, что они одно целое. Индивидуальности - это электроны нации, сообщества, толпы. Мысли существуют, ум не существует. Ум это просто внешнее проявление массы мыслей. И когда вы смотрите глубже в ум, он исчезает. Когда ум исчезает, многие проблемы немедленно разрешаются.
В этот момент вы приходите к знанию того, что мысли похожи на облака, - они приходят и уходят - а вы есть небо. Когда нет ума, то сразу появляется ощущение, что вы больше не вовлечены в мысли. Существуют мысли, которые проходят сквозь вас, как облака проходят по небу или ветер проходит сквозь крону деревьев. Мыс ли проходят сквозь вас, и они могут пройти, потому что вы - огромная пустота. Нет никаких помех, нет никаких препятствий. Нет никаких стен, чтобы воспрепятствовать им.
Вы - не ограниченное явление. Ваше небо открыто и бескрайне; мысли приходят и уходят. И если вы начали чувствовать, что мысли приходят и уходят, то вы - наблюдатель, свидетель. ум находится под контролем. По-другому ум нельзя взять под контроль. Во-первых, когда его нет, как вы можете контролировать его? Во-вторых, кто будет контролировать его? Если кто-то контролирует ум, тогда это будет только часть, фрагмент ума, который контролирует другой фрагмент ума. ум невозможно контролировать таким образом. Его нет, и нет никого, кто может контролировать его. Он может смотреть, но не может контролировать.
Но сам взгляд является контролем, само явление наблюдения, свидетельствования становятся контролем, потому что ум исчезает. Подобно тому, как темной ночью вы быстро бежите, так как боитесь, что кто-то преследует вас, но этот кто-то - не что иное, как ваша тень. Чем быстрее вы бежите, тем быстрее движется за вами тень. От нее нельзя скрыться, убегая, и нельзя ее контролировать. Лучше внимательнее посмотрите на тень, и она исчезнет как факт бытия. Тени не существует - это только отсутствие света. Когда вы сидите в молчании, когда вы отрешенно смотрите в ум, ум просто исчезает. Мысли будут оставаться, но вы не найдете ума. И когда ум пропадает, становится возможным новое переживание: вы можете видеть, что мысли не ваши.
Конечно, они приходят, иногда они некоторое время отдыхают в вас и затем уходят. Вы можете быть местом отдыха, но они не зарождаются в вас. Наблюдали ли вы когда-нибудь, чтобы хоть одна мысль возникла из вас? Запишите хотя бы одну мысль, возникшую из вашей сущности. Мысли всегда приходят извне. Они не принадлежат вам. Неукорененные, бездомные, они парят. Иногда они отдыхают в вас, вот и все. Подобно облакам, отдыхающим на вершине холма, они будут двигаться сами по себе. Вам не нужно ничего делать. Если вы просто наблюдаете, контроль достигнут. В древнем даосском трактате «Шу-цзин» говорится: «Если мудрец не сможет контролировать мысли, он станет безумцем. Если же безумец начнет контролировать свои мысли - он станет мудрецом».
Слово «контроль» не очень подходит, в словах всегда есть какое-то лукавство. Слова принадлежат уму, миру мыслей. Слова не могут быть глубоко проникающими; они поверхностны. Слово «контроль» не подходит, потому что нет никого, кто контролирует, и нет никого, кто находится под контролем. Но все-таки слова помогают вам понять, что произошло. Внезапно вы стали хозяином. Мысли существуют, но теперь они уже не ваши хозяева. Они не могут с вами ничего сделать; они просто приходят и уходят.
Вы остаетесь незатронутыми, подобно цветку лотоса под дождем: капли воды падают на лепестки, но они постоянно соскальзывают, лепестки даже не намокают. Будьте как лотос, вот и все. Оставайтесь незатронутым, и вы будете все держать под контролем. Жить, оставаясь незатронутым, - вот кредо мастера игры.

ИСКУССТВО ЖИЗНЕННОГО СЕРФИНГА

ум подобен волнам, волнению. Когда океан тих и спокоен, незатронут - нет волн, нет волнения. Если океан потревожен порывом сильного ветра, тогда возникают огромные волны, и вся поверхность превращается в хаос. Все это метафоры, предназначенные для того, чтобы помочь вам понять определенное внутреннее качество, которое не может быть выражено словами.
ум - это волнение сознания, точно так же, как взволнован океан, в котором возникают волны. Вошло что-то чужеродное, и возникает хаос. Но хаос всегда на поверхности. В глубине нет волн. Они не могут возникнуть в глубине, потому что туда не может проникнуть ветер. Если вы движетесь внутрь, вы достигнете контроля. Все искусство жизни - это не что иное, как движение к центру, укоренение в нем, пребывание в нем. И отсюда, из центра, все видится иначе - меняется вся перспектива, все восприятие. Волны могут оставаться, но они не достигают вас. И в этом состоянии вы видите, что они не принадлежат вам; это просто конфликт, возникший на поверхности, с чем-то чужеродным.
И когда вы смотрите из центра, постепенно конфликт прекращается. Постепенно вы расслабляетесь. Постепенно вы понимаете, что, конечно, ветер сильный, волны будут возникать, но вы не потревожены. В них нет ничего плохого. Проблема возникает потому, что вы тоже на поверхности. Вы - маленькая лодка на поверхности; сильный ветер приходит, и возникает прилив, и океан сходит с ума. Вы в опасности. В любой момент волны могут перевернуть вашу маленькую лодку. В любой момент может наступить смерть. Как вы можете сохранить контроль? Если вы начали бороться с волнами, вы потерпите поражение. Борьба не поможет. Вы должны будете принять волны.
На самом деле, если вы можете принять волны и позволить своей лодке, какой бы она ни была маленькой, двигаться вместе с ними, а не наперекор им, тогда опасности не будет. В этом значение слов «свободный» и «естественный». Волны существуют; вы просто доверяете им. Вы просто позволяете себе двигаться вместе с ними, а не наперекор им. Вы становитесь их частью. Тогда приходит ощущение необычайного счастья. В этом и состоит все искусство жизни, искусство жизненного серфинга: двигаться вместе с волнами, не наперекор им; двигаться вместе с ними настолько слитно, что вы становитесь неотличимыми от них. Серфинг может стать великой медитацией. Он может открыть вам проблески внутреннего мира, потому что это не борьба, это отпущение. Вы узнаете даже то, что волнами можно наслаждаться, - и вы можете узнать это, когда смотрите на все происходящее из центра.
Если вы достигли центра, вы начинаете наслаждаться всем, что происходит на поверхности. Поэтому все дело в том, чтобы не барахтаться на поверхности, но войти в центр. Тогда обретается контроль, это тот контроль, который не был навязан, контроль, который случается спонтанно, когда вы находитесь в центре. Такая позиция в сознании позволит вам выбирать поистине созидательные мысли и претворять их.
Настоящее счастье существует в центре и в перспективе, которая исходит из центра. Когда вы в центре, вы смотрите на поверхность собственного существа. Все меняется, потому что ваша перспектива нова. Внезапно вы оказываетесь в состоянии контроля. На самом деле вы в состоянии контроля настолько, что можете оставить поверхность неконтролируемой. Это тонкое явление. Вы обладаете таким сильным контролем, настолько укоренены, не беспокоитесь о поверхности, что, в действительности, вы хотели бы, чтобы были волны, и прилив, и шторм. Это прекрасно, это дает энергию. Это сила. Здесь не о чем беспокоиться. Только слабые беспокоятся о мыслях. Только слабые беспокоятся об уме. Сильные люди просто принимают все и становятся от этого богаче.
В уме нет ничего плохого, в мыслях нет ничего плохого. Если есть что-то плохое, это остается на поверхности, потому что иначе вы не знаете целого и страдаете из-за части, частичного восприятия. Необходимо восприятие целого. Это возможно только из центра, потому что из центра вы можете смотреть вокруг во всех измерениях, во всех направлениях - на всю периферию своего бытия. И она огромна. На самом деле это то же самое, что и панорама существования. Когда вы смотрите из центра, постепенно вы будете становиться все шире и шире, все больше и больше. И это закончится тем, что вы станете вселенной, не менее. ум подобен пыли, которую путешественник собирает на свои одежды в дороге. Вы были путешественником - все путешествовали миллионы жизней - и никогда не принимали ванну. Собралось много пыли, естественно. В этом нет ничего плохого; так и должно быть. Но вы думаете, что эти слои - ваша личность. Вы стали отождествляться с ними, вы жили с этими слоями пыли так долго, что они кажутся вам вашей кожей. Вы стали отождествлять себя с ними. ум - это прошлое, воспоминание, пыль. Она собралась на каждом. Если вы путешествовали, вы покрылись пылью. Но не нужно отождествлять себя с ней, не нужно становиться с ней одним целым. Если вы становитесь с ней одним целым, тогда вы попадете в беду, потому что вы-то не пыль, вы со- знание. Когда человек умирает, что происходит? - Пыль превращается в прах. Если вы просто пыль, тогда все обратится в пыль, ничего не останется позади. Но разве вы только пыль, слои пыли, или внутри вас есть что-то, что вовсе не является прахом, вовсе не принадлежит земле? Это ваше сознание, ваша осознанность. Осознанность - это ваше существо, сознание - это ваше существо, и пыль, которую ваше осознание собирает вокруг себя, - это и есть ваш ум.
Есть два способа избавиться от пыли. Обычный способ - это постирать свою одежду, хорошенько отмыть свое тело. Но эти методы не так уж действенны. Как бы вы ни чистили свои одежды, они стали настолько грязными, что это бесполезно. Вы не можете их вычистить. Наоборот, что бы вы ни делали, это сделает их только еще более грязными.
Второй - это просто сбросить одежду. Она не может быть выстирана. Выйдите точно так же, как змея выходит из своей старой кожи, даже не оглядывайтесь назад. Именно это и есть метапсихология: как избавиться от личностей. Эти личности есть одежда.
Слово «личность» очень интересно. Оно происходит от слов «лик», «лицо», так же как и слово «личина». Это значит маска, которую актеры использовали, давая представления, для того чтобы спрятать свое лицо. Эта маска называется личиной, и из таких масок и состоит личность. Личность - это маска, не вы. Личность - это фальшивое лицо, которое нужно для того, чтобы показывать его другим. И в течение многих жизней и многих опытов вы создали много личностей. Вы слишком часто их использовали, и из-за этого истинное лицо совершенно потеряно. Вы не знаете, каково ваше подлинное лицо. Вы обманываете других и стали жертвой своего собственного обмана.
Отбросьте все личности, потому что, если вы цепляетесь за личность, вы останетесь на поверхности.

ВСТРЕЧА С СОБОЙ

ум - это прошлое, это накопленные программы поведения и реагирования, хранящиеся в памяти; в некотором смысле, это весь накопленный опыт: все, что вы сделали, все, о чем вы думали, все, чего вы желали, все, о чем вы мечтали, - все, все ваше прошлое, ваша память. Память есть ум. И до тех пор, пока вы не избавитесь от памяти, вы не сможете контролировать ум.
Как избавиться от воспоминаний? - наблюдайте их, будьте их свидетелями. И всегда помните: это случилось с вами, но это не вы. Конечно, вы были рождены в определенной семье, но это не вы; это случилось с вами. Это случай, который произошел вне вас. Конечно, кто-то дал вам имя. Оно приносит пользу, но имя - это не вы. Конечно, у вас есть тело, но тело - это не вы. Тело - это просто дом, внутри которого вам случилось находиться. И тело было дано вам родителями. Это подарок, но не вы. Наблюдайте и различайте. Продолжайте различать, и наступит момент, когда вы уничтожите все, чем вы не являетесь. Внезапно в таком состоянии вы впервые встретитесь со своей сущностью лицом к лицу, вы встретитесь со своим собственным бытием. Впервые вы встречаетесь с самими собой, и эта встреча становится основой счастья.
Осталось только то, что не может быть отброшено. Это метод древних провидцев. Если действовать так постоянно, наступает момент, когда остается только свидетель, и от свидетеля вы не можете отказаться. Это последний слой вашего бытия, самая его сердцевина. Вы не можете отрицать его, потому что, кто будет отказываться от него? Теперь не существует двух, только один. Тогда деятельность ума находится под контролем - и вы спокойны.
Обычно же вы пытаетесь заставить себя быть спокойными снаружи и думаете, что, если вы успокоитесь снаружи, внутренне вы также станете безмятежным. Вы просто не понимаете науку спокойствия. Если вы спокойны внутри, это переполнит вас и выльется наружу. Периферия следует за центром, но вы не можете сделать так, чтобы центр следовал за периферией - это невозможно. Поэтому всегда помните, что весь духовный поиск происходит от внутреннего к внешнему, но не наоборот.

ВАМ ПРИНАДЛЕЖАТ
ТОЛЬКО ИЛЛЮЗИИ

ум - это память; он подобен компьютеру. Если быть точным, это биокомпьютер. Он накапливает все то, что пережито, познано. В течение многих жизней, в течение миллионов переживаний ум накапливает память. В нем хранятся многие миллионы воспоминаний. Это огромное хранилище. В нем хранятся все переживания ваших прошлых жизни. Психологи говорят, что за секунду ум накапливает миллионы бит информации без вашего ведома ум продолжает функционировать. Даже тогда, когда вы спите, воспоминания обрабатываются умом
Вы можете не помнить этого утром, потому что вы не были в сознании, но вы можете вспомнить это, находясь в состоянии глубокого гипноза. В состоянии глубокого гипноза вы можете вспомнить все, что переживали, - и свои прошлые жизни также. Пространство ума действительно обширно. Эти воспоминания хороши, если вы можете использовать их, но эти воспоминания опасны, если они начинают использовать вас. Чистый ум - это тот ум, который является хозяином своих собственных воспоминаний. Нечистый ум - это тот ум, который постоянно находится под впечатлением воспоминаний. Когда вы смотрите на факт, вы можете наблюдать, не истолковывая его. Тогда сознание находится в прямом контакте с реальностью. Или вы можете смотреть через посредство ума, используя толкования. Тогда вы не находитесь в контакте с реальностью.
ум хорош как инструмент, но если ум становится хозяином и сознание подавлено умом, тогда реальность также будет подавлена умом. В этом случае вы живете в иллюзии. Только тогда факт реален, если вы видите его прямо, не- посредственно, без ума и памяти, входящей в ум. Иначе это становится толкованием. А все толкования фальшивы, потому что все они перегружены вашим прошлым опытом.
Вы не можете видеть то, что не соответствует вашему прошлому опыту, но ваш прошлый опыт - это не все. Жизнь больше, чем ваш прошлый опыт. Каким бы вместительным ни был ум, это только крошечная часть вас и всего существования. Известное - очень мало; неизвестное - безгранично. Когда вы пытаетесь познать неизвестное посредством известного, вы упускаете суть. Это иллюзия. Когда вы пытаетесь понять неизвестное посредством неизвестного, которое внутри вас, - это открытие.
Все кажется правдой, если это соответствует вашему прошлому опыту. Если же не соответствует, это кажется ложью. Вы не можете поверить в изобилие и счастье, потому что это не соответствует вашему прошлому опыту. Вы не можете поверить в медитацию, потому что вы всегда жили в суетном мире, и вы знаете только реальность враждебного к вам мира, реальность расчетливого ума, реальность бессмысленной жизни. Вы ничего не знаете о праздновании - чистом, простом, вообще не имеющем причины.
Вы не можете слушать из-за своей памяти; вы не можете видеть из-за памяти; вы не можете поверить в возможность мира в душе из-за своей памяти. Память входит в вас - ваше прошлое, ваши знания, то, чему вы научились, ваш опыт - и они окрашивают реальность. Мир - не иллюзия, но когда вы интерпретируете, вы живете в иллюзорном мире. Мудрецы древности называют мир майей, иллюзией. «Истинная сущность вещей - глубочайшая иллюзия», - вторит им Ф. Ницше. Но они не имеют в виду тот мир, который здесь, они просто имеют в виду мир, который внутри вас, мир ваших интерпретаций. Мир не нереален. Это высшая реальность... Но мир, который вы создали посредством своего ума и памяти, в котором живете, который окружает вас, подобно атмосфере... и вы движетесь вместе с ним и в нем. Куда бы вы ни шли, вы берете его с собой. Это ваша аура, ваши очки, и через них вы смотрите на мир. Тогда все, на что вы смотрите, - это не факт, это интерпретация.
Когда вы достигаете неомраченного прозрения, когда память очищена, тогда сознание, та его часть, что обычно занята умствованием, способна видеть истинную природу вещей без искажений. Интерпретация - это искажение. Когда вы интерпретируете, реальность утрачивается. Когда вы смотрите без интерпретаций - реальность здесь, и она всегда была здесь. Реальность присутствует каждый момент. Как может быть иначе? Реальность означает то, что реально. Она не сдвигается со своего места ни на единое мгновение. Вы просто живете в своих интерпретациях и создаете свой собственный мир. Реальность одинакова для всех, иллюзия принадлежит только вам.

УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВА МЫСЛИ»

Это эффективная техника для развития осознания разнообразных пространств ума. Она повышает качество восприятия и особенно полезна для того, кто хочет избавиться от дурных привычек, зависимости, болезненных привязанностей, чувства обиды, депрессии. Но в таком случае ее нужно повторять снова и снова, пока эти программы не будут нейтрализованы в вашей психике.
Эта техника до удивления проста: смотрите вокруг, мысленно отмечайте точки и быстро переводите внимание с одной точки на другую. Важно точно отмечать точки, а не просто рассеянно осматриваться. Если вы в помещении, то обратите осо- бое внимание на точки углов комнаты. Даже когда вы бодры и бдительны и делаете все хорошо, это упражнение немного улучшит ваше восприятие. Комната станет немного светлее, улучшится ваше состояние, и немного прояснится в голове. Достигнув подобного улучшения, подтвердите сами себе, что упражнение завершено.
Если вы выполните его, когда вы устали и ваши мысли туманны, то эффект будет просто потрясающим. Если вы, например, наполовину сонный, а вам нужно быть бодрым, начните отмечать в комнате определенные точки, и вдруг вы полностью проснетесь. Или вы плохо себя чувствуете и делаете это упражнение, - вдруг вы как бы приходите в себя и чувствуете новые силы. Это очень важно, так как показывает, что вы можете управлять своим психическим состоянием. Вам нужно часто использовать это упражнение, пока не станет привычкой выполнять его машинально, как только вы погружаетесь в туманное состояние. Тренировка будет гарантией того, что вы используете его в те моменты, когда вы только наполовину в сознании или даже спите.
Для того чтобы всесторонне изучить эту технику, вам нужно ее реально выполнять, а не просто читать о ней. Так что начните прямо сейчас, пусть даже она кажется вам слишком тривиальной. Просто оглядитесь вокруг, отмечая конкретные точки до тех пор, пока ваше восприятие немного не прояснится. Если вы уже бодры и чувствуете себя хорошо, все равно стоит это попробовать.
Для того чтобы хорошо овладеть этим упражнением, выполняйте его много раз в течение нескольких дней, делайте его в свободные моменты времени, дома и на работе или даже на прогулке или в поездке. Когда вы пребываете в хорошем состоянии, оно может показаться обманчиво простым и быстрым. Но вы будете удивлены, сколько силы воли оно требует, когда вы «не в своей тарелке». Научитесь делать его до того, как оно понадобится вам в какой-то опасной или критической ситуации. В по-свяшенческой традиции этот процесс называется точкой отсчета, так как он помогает сориентироваться и определить, где вы находитесь.
Существует мастерский вариант использования этой техники. Визуализируйте, как отмеченные вами точки соединены светящимися нитями. Визуализируйте себя находящимся в этом светящемся пространстве, состоящем из лучей внимания, токов мыслей, лучезарных нитей

МЫСЛЕННЫЙ ВАРИАНТ

Это первый шаг к действиям без тела. На самом деле это такой же процесс, как и описанный выше, только вы выполняете его с закрытыми глазами. Начните с описанного выше процесса активизации внимания, сидя в удобном положении. После того, как ваше восприятие прояснится, закройте глаза и делайте то же самое, осматривая комнату мысленным взором. Не надо постоянно открывать глаза и исправлять свое восприятие. Не обесценивайте свои способности только из-за того, что вы не всегда видите реальные вещи.
Вначале вам откроется много воображаемых образов, перемешанных с реальными вещами. Но постепенно, продолжая использовать технику, вы почувствуете проблески реального восприятия. Не слишком усердствуйте с этим упражнением в самом начале. Просто делайте его, принимая любые небольшие успехи, и не особенно расстраивайтесь при их отсутствии. Просто осматривайтесь и отмечайте вещи, несмотря на любые помехи. Кто-то может не видеть ничего, кроме тумана, но просто помечать определенные точки в тумане, затем помечать вещи, которые могут быть в тумане, а затем начинает видеть реальные вещи за туманом. Пред- ставьте, что точки, которыми вы размечаете пространство, светящиеся.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССА АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ К ТЕЛУ

Это упражнение полезно для ускорения лечения, облегчения боли и улучшения контроля над телом в целом. Это простая процедура отметки точек тела. Просто закройте глаза и мысленно касайтесь точек своего тела, пытаясь рассматривать эти области, но не слишком беспокойтесь о том, есть какое-то зрительное восприятие или нет. Достаточно просто слегка ощущать эти области, но все-таки старайтесь добиться хотя бы небольшого визуального восприятия внутри тела. Лучше всего поочередно обращать внимание на левую и правую стороны тела и двигаться вверх и вниз вдоль нервных каналов, от мозга к самым удаленным точкам. Если вы хотите проработать проблемы в области головы, спины или живота, то также используйте вариант с попеременной отметкой точек головы и живота (брюшного мозга), так как они находятся на противоположных концах мощного нервного канала. Заметьте, что вы - это не ваш мозг. Но мозг - это огромная панель управления, немного похожая на «компьютер», который используется духом.
Ваш обычный образ действий - управлять мозгом (это похоже на набор команд на компьютере) и позволять мозгу управлять вашим телом. Но вы способны устанавливать прямой контакт с телом и управлять им напрямую. Данное упражнение улучшает эту способность. Вы как бы отключаете автопилот и ведете самолет вручную. Мудрый человек делает все необходимое, чтобы уметь подменить автопилот в случае затруднений или опасности.
Вы также можете касаться своего тела (чередуя стороны) пальцем или кончиком карандаша, помогающим сосредоточить внимание, а затем смотреть на это место (с закрытыми глазами) изнутри. Когда вы встречаете боль лицом к лицу, принимаете ее и подтверждаете, то она часто немного ослабевает. Кроме того, мысленное касание поощряет тело направить в эту область поток целительных сил, а не избегать ее. Теперь сделайте простое упражнение. Отмечайте точки тела, попеременно с левой и правой стороны. Начните с головы и переходите вдоль нервных каналов к рукам, и пальцам, вплоть до кончика каждого пальца. Затем опять начните с головы и переходите вниз по спине до пальцев ног. Затем, начиная с головы, пройдите по передней части тела, вплоть до области гениталий. Затем проработайте любые другие области, которые вас интересуют. Потом все повторите, и так до тех пор, пока не появится ощущение внутреннего пространства.

МАСТЕРСКИЙ КУРС

Можно отмечать вещи, которые вам нравятся. Можно отмечать вещи, которые безопасны для рассматривания. Можно отмечать точками: явления, происходящие в социальном поле, состояния психики, визуализировать точки в мире элементарных частиц, нейронов мозга.
Возможны многие другие варианты. Любые из них можно реализовывать как объективно - с помощью глаз, так и в уме - с закрытыми глазами. И не ограничивайтесь только тем, что находится близко от вашего тела.
Например, можно закрыть глаза и представить, что вы смотрите сверху на город или сельскую местность, и отмечать или находить вещи, на которые безопасно смотреть, и так далее. Еще можно использовать более объемные пространства вместо точек и проникать в предметы. Но большие объемы могут очень легко стать нереальными, так что сосредоточивайтесь на работе с точками. Если вы все же попробуете работать с большими областями и они окажутся слишком нереальными или не будут давать особых результатов, то снова начните отмечать конкретные точки. По мере вашего продвижения вы, естественно, будете охватывать все большие объемы пространства. Когда вы тренируетесь сосредоточивать свое внимание на конкретных точках, пойдите дальше и сделайте эти точки больше, но так, чтобы вы чувствовали удобство. Но все же основа этих упражнений - интенсивность и точность сосредоточения.
Так, шаг за шагом, вы осознаете пространство мысли, научитесь насыщать его энергией, узнаете его свойства и топографию.

ПРЕОБРАЖЕНИЕ УМА В ЧИСТЫЙ КРИСТАЛЛ

Когда деятельность ума находится под контролем, ум становится подобным чистому кристаллу... Когда устанавливается полное спокойствие и вы центрированы внутри, просто наблюдаете все, что происходит. Птицы поют - вы услышите звук; по дороге происходит движение - вы услышите шум. Точно так же существует и внутреннее движение ума - слова, мысли, внутренние диалоги. Вы будете слышать, как ум движется, но вы сидите в молчании, ничего не делая. Вы просто невозмутимо смотрите. Вы не беспокоитесь о том, правильно или неправильно поступаете. Приходят мысли или нет, вам все равно. Вы ни за них, ни против них. Вы просто сидите, а движение ума продолжается. Вы можете сидеть, оставаясь совершенно бесстрастным, но это будет трудно и на это потребуется время. Внезапно дистанция между вами и вашим умом станет огромной. Дистанция говорит о том, что в этот момент вы находитесь в центре. Вы можете упасть внутрь, и тотчас невозмутимость, полная невозмутимость окружит вас. В этой невозмутимости вы остаетесь незатронутым умом. Вы становитесь хозяином.
Возникает определенный порядок. ум становится подобным чистому кристаллу... Все помехи, беспорядок, перекрестные потоки мыслей - все это упорядочилось. Очень трудно понять, что весь беспорядок возникает потому, что вы находитесь, на периферии. А вы, в своей мудрости, пытаетесь упорядочить беспорядок, оставаясь на той же поверхности, а не в центре. Есть прекрасное предание, отражающее природу ума.
Будда шел по дороге в полдень. Было очень жарко, и ему захотелось пить. Он сказал своему ученику Ананде: «Вернись назад. Всего лишь две или три мили назад мы перешли через небольшой ручей. Принеси мне немного воды». И Ананда пошел к ручью. Но когда он достиг ручья, ему было трудно набрать воды, поскольку поток пересекло несколько воловьих упряжек. Вся муть со дна всплыла на поверхность. Вода была непригодна для питья.
Ананда вошел в ручей и попытался сделать так, чтобы все осело и вода вновь стала бы чистой. Он сделал ее еще более грязной. «Что делать?» Он вернулся назад и сказал: «Вода непригодна для питья. Я знаю, что впереди будет река. Я пойду и принесу воду оттуда». Но Будда настаивал: «Возвращайся назад. Я хочу воды из этого ручья». Неохотно Ананда вернулся назад. И внезапно он понял, в чем смысл настойчивости Будды: к тому времени, когда он достиг источника, половина грязи снова осела на дно. Никто не пытался сделать так, чтобы она осела, она осела сама по себе.
Затем ученик сел под деревом и наблюдал, как течет ручей. Он ждал и наблюдал, и ничего не де- лал Вскоре вода стала кристально чистой. Опавшие листья исчезли, и грязь снова осела на дно. Вернувшись, он поставил сосуд с водой к ногам Будды и сказал: «Я понимаю, то же самое я делал со своим умом всю жизнь. Теперь я буду просто сидеть под деревом и позволю ручью ума течь, пусть все осядет само собой. Теперь я не буду прыгать в ручей и пытаться сделать так, чтобы муть осела на дно, пытаться привести все в порядок».
Никто не может привести ум в порядок. Само привнесение порядка создает хаос. Если вы можете наблюдать и ждать, и равнодушно смотреть, все упорядочивается само собой. Существует определенный закон: ничто не может оставаться неупорядоченным долго. Вы должны помнить об этом законе. Он - одна из самых главных основ, ничто не может пребывать в состоянии беспорядка долго, потому что такое состояние неестественно. Поэтому неестественное может происходить лишь некоторое время, но не может оставаться навсегда. Со своей спешкой, со своим нетерпением вы можете сделать так, что все станет еще хуже.
Природе чужд хаос. Природа любит порядок. Вся природа выступает за порядок, поэтому хаос может присутствовать только в качестве временного состояния. Если вы можете понять это, тогда не делайте ничего с умом. Позвольте этому безумному уму быть самому по себе. Вы просто наблюдаете. Не уделяйте ему слишком много внимания. Помните, есть разница между наблюдением и вниманием. Когда вы уделяете внимание, вы тоже заинтересованы. Когда вы просто смотрите, вы равнодушны.

ЗЕРКАЛО УМА

Когда ум совершенно ясен, приведен в порядок, больше нет беспорядка и ничто не находится во взвешенном состоянии, в нем отражаются три вещи. ум становится зеркалом, трехмерным зеркалом. Отражается внешний мир - мир объектов. Отражается внутренний мир - мир субъективности, сознания. Отражаются отношения между ними. Из-за того, что вы слишком часто вмешиваетесь в деятельность ума, появляются искажения. Что такое искажение? ум - простой механизм. Он подобен глазам: вы смотрите посредством своих глаз, и мир отражается. Но глаза обладают только одним «измерением»: они могут отражать только мир, они не могут отражать вас. ум - это и есть то самое трехмерное видение, очень глубокое. Обычно он искажает. Всегда, когда вы видите нечто, если вы не отделены от ума, оно будет искажаться. Вы будете видеть что-то еще. Вы будете смотреть, сквозь призму своих представлений, и ваши представления будут проецироваться на то, что вы видите.
Африканцы считают, что тонкие губы - это не красиво, а толстые - красиво. Во многих африканских племенах люди всевозможными средствами делают свои губы все более и более толстыми, особенно женщины, потому что это признак красоты; таково их представление. Если девочка родилась с тонкими губами, она чувствует себя неполноценной. В Индии любят тонкие губы. Если они немного толще, чем следует, вы считаетесь уродливым. Эти представления находятся внутри ума. Все эти представления становятся настолько глубоко укорененными, что они искажают ваше видение реальных фактов. Ни тонкие губы, ни толстые губы не могут быть ни красивыми, ни уродливыми. Красивое и уродливое - это факт искажения. Это ваши представления, которые вы смешиваете с реальностью.

ВСЕ САМОЦЕННО

В мире реальности ничто не является более ценным или менее ценным. Идея ценности привнесена умом. Ничто не является красивым, ничто не является уродливым. Вещи такие, какие они есть. Но когда вы находитесь на поверхности и смешиваете факты с представлениями, вы как бы начинаете говорить: «Это мое представление о прекрасном. Это мое представление об истине, о добре», - и тогда все искажается. Когда вы движетесь к центру и ум оставлен в одиночестве, вы из центра наблюдаете ум и больше не отождествляетесь с ним. Постепенно все представления исчезают. ум становится кристально чистым. И в зеркале, в трехмерном зеркале ума, отражается весь мир: познаваемое, познающий и познание; объект, субъект и восприятие; воспринимающий, восприятие и воспринятое.
Вначале ученик не способен выявить различия между настоящими знаниями, знаниями, основывающимися на словах, и знаниями, основывающимися на рассуждениях или чувственном восприятии.
Реальное знание - это знание, которое случается, когда ум вообще не искажает, когда ум полностью исчез. Он стал таким прозрачным, что есть ли он здесь, или его нет, не важно. В половинчатом состоянии ученик пребывает в очень глубоком смущении. Смущение приходит потому, что что-то из реального, что-то из его знания, которое он накопил в прошлом: из слов, писаний, учений} - также присутствует. Что-то, исходящее из него самого, рассуждает, что правильно и что неправильно, что истинно и что неистинно, и какая-то информация поступает от его органов чувств - глаз, ушей, носа - и все смешивается в фантасмагорическую картину. В этом состоянии любой может сойти с ума.

МЫСЛИ - ОБЛАКА В НЕБЕ СОЗНАНИЯ

Мысли существуют отдельно от вас, они не едины с вашей природой, они приходят и уходят, а вы остаетесь, продолжаетесь. Вы как небо: оно не приходит и не уходит, оно все время здесь. Облака приходят и уходят, они временное явление, они не вечны. Даже если вы будете пытаться удержать мысль, долго вам это не удастся, она должна уйти, она имеет свое собственное рождение и смерть. Мысли не ваши, они не принадлежат вам. Они приходят как посетители, гости, но они не являются хозяевами. Загляните глубже, и тогда вы станете хозяином, а мысли будут гостями. Как гости они прекрасны, но, если вы совершенно забудете, что вы хозяин, хозяевами станут они; тогда вы пропали, и это есть ад. Вы хозяин дома, и дом принадлежит вам, а гости стали хозяевами. Принимайте их, заботьтесь о них, но не отождествляйте себя с ними, иначе они станут хозяевами. ум становится проблемой, потому что вы настолько глубоко впустили в себя мысли, что совершенно забыли о дистанции, забыли, что они посетители, которые приходят и уходят, всегда помните о том, что неизменно: а это ваша природа. Всегда будьте внимательны к тому, что не приходит и не уходит - как небо.
Анализируя свои мысли, мы думаем: «это мои мысли». Но действительно ли они ваши? Они все заимствованы, они все извне. Даже если вы не знаете источник, из которого пришла мысль, она все равно не ваша. Только внутреннее безмолвие является вашим. Вы родились с ним, и вы умрете с ним. Мысли были даны вам; вы были приучены к ним. Если вы мусульманин, вы имеете один набор мыслей; если коммунист, то другой набор мыслей. Они были вложены в вас. Толпа мыслей пришла к вам, она собралась вокруг вас, но она не принадлежит вам. И если вы почувствуете, что ни одна из мыслей не является вашей, тогда вы сможете отбросить ум. Если вы ощущаете «это - мое», вы чувствуете привязанность. Тогда мысль пускает в вас корни. Ощущение «мое» порождает привязанности. Вы можете сражаться за свои мысли, вы можете стать мучеником во имя своих мыслей, вы можете убить за свои мысли. А мысли не ваши. Сознание ваше, а мысли не ваши. Если мысли не являются вашими, то ничто не имеет значения, потому что все внешнее - это тоже мысли.
Птица влетает в дом через одну дверь и вылетает через другую, точно так же мысль входит в вас и выходит из вас. Вы настаиваете на том, что мысли ваши. Более того, вы защищаете свои мысли, вы говорите: это моя мысль, это верно. Вы обсуждаете ее и спорите о ней, вы пытаетесь доказать, что это ваша мысль. Ни одна мысль не является вашей, ни одна мысль не является оригинальной, все мысли заимствованы, и они не новы не только потому, что миллионы людей до вас выражали подобные мысли. Мысль, как и всякая вещь, находится вне вас.
Мысли плывут, как облака в небе. Они приходят и уходят. Но вы отождествляетесь с ними. По поводу каждого облака вы говорите: «Это мое облако». И эти мысли составляют вашу собственную правоту, вашу точку зрения, вашу идеологию, ваше мировоззрение. И облака меняются, но не меняется ваша привязанность, ваше отождествление. Мысли приходят только как званые гости. Они никогда не приходят незваными, помните это. Иногда вы думаете: «Я никогда не приглашал эту мысль», но вы, должно быть, ошибаетесь. Как-то, когда-то - возможно, вы об этом совершенно забыли - вы, должно быть, пригласили ее. Мысли никогда не приходят неприглашенными. Сначала вы приглашаете их; только тогда они приходят. Но если вы не сотрудничаете, постепенно они забывают о вас, они не являются к вам. И когда мысли перестают приходить сами по себе, это показатель хорошего контроля над умом.

ПОЧЕМУ УМ ВСЕГДА НАПРЯЖЕН

ум всегда в глубоком напряжении, он в постоянной тревоге. Но из-за повседневных беспокойств, трудностей большинство людей не замечает этого глубинного беспокойства. Что же это за тревога? Откуда она? Первое, ум подобен мосту через бездну - он соединяет жизнь и смерть, тело и дух, видимое и невидимое, вечное и временное. ум находится между двумя противоположностями. Как будто бы вы стоите в двух лодках, которые движутся в противоположных направлениях. От этого конфликт. Второе, ум - не субстанция, не предмет, это процесс, он постоянно улавливает мысли, сортирует их, обрабатывает информацию, поступающую через органы чувств. Процесс не может быть спокойным. Процесс - это всегда движение, напряжение. Поэтому вы всегда делаете что-то вы не можете без занятий. Если вы сидите и молчите, то вы начинаете осознавать весь этот напряженный процесс, происходящий внутри. Каждый пытается найти спасение от этого напряжения, хочет забыться. И поэтому обращаются к алкоголю, наркотикам, музыке, телевидению, сексу. Это постоянное бегство существует из-за процесса мышления.
Многие, начав медитировать, становятся более напряженными, на них обрушиваются мысли, образы, о которых они раньше и не подозревали. Однако это происходит не из-за медитации. Мысли окружают вас все время. Но если энергия не растрачивается на мышление, на внутренние диалоги, то может произойти чудо - вы можете превзойти ум, связанный прошлым.
Третье, ум напряжен также из-за того, что он стар, он состоит из прошедшего, а жизнь всегда нова и свежа. ум не может меняться так быстро, как жизнь. ум цепляется за прошлое, а все меняется каждое мгновение. ум ортодоксален, а жизнь не ортодоксальна.
Поэтому ум нельзя успокоить, избавить от напряжения, тревоги. Это его суть. Как можно поймать ветер? Как можно успокоить волны на море? И если ум владеет вами, то это болезнь. Мудрый исследует пространства ума только для того, чтобы найти выход из них. Он хочет выйти из этой пещеры. Современные психологи и психоаналитики пытаются обустроить пещеру, приспособиться к ней. Но мудрый хочет одного - выбраться из нее и оказаться под огромным бескрайним небом чистого сознания. Что происходит, когда вы выходите за пределы ума? ум остается тем же, но вы становитесь уже другим, вы видели, что находится за пределами пещеры, - вы видели солнце, облака, бездонную синь неба. Это воздействие бесконечного делает вас сознательным человеком, и теперь вы можете вернуться в пещеру. Она перестает быть тюрьмой и может быть даже чем-то полезной. Теперь вы хозяин в ней, и вы знаете, что снаружи - небо и бесконечность. И вы понимаете, что даже эта пещера - часть бесконечности.
Итак, не отождествлять себя с умом - это главное. И тогда не будет отождествления с тревогами, беспокойствами и разочарованиями.

УПРАЖНЕНИЕ «ОТ ВНЕШНЕГО К ВНУТРЕННЕМУ»

В течение недели наблюдайте, как ваши жесты связаны с состоянием ума, как действует телесная релаксация на умиротворение ума. С помощью физических упражнений научитесь избавляться от психического возбуждения. Когда вы познаете, как тело поглощает лишнюю энергию мысли, вы сможете совершать и обратное - трансформировать энергии тела в энергию мысли.
учиться управлять своими мыслями надо начинать с повседневных мелочей. Только так можно развить психические способности, которые позволят впоследствии приручить огромные силы. Пока человек не научится осознавать себя в самых малых делах, он не сможет побороть свою ненависть, злобу, презрительность, зависть, мстительность... Если бы вы, например, обратили внимание на свою манеру есть, то заметили бы, что не способны даже владеть своими руками. Вы сидите и неосознанно трогаете то вилку, то мнете салфетку, то крошите хлеб. Для начала научитесь держать свои руки в покое. Как вы думаете обрести власть над силами, стоящими много выше вас, если вам еще не удается контролировать самые пус- тяковые жесты? Вы хотите заниматься великими делами? Что ж, начните с малых, так как именно малое способно однажды сдвинуть с места большое.
Своими мыслями и чувствами человек воздействует на свою систему желез внутренней секреции, и если его организм страдает или выздоравливает, растет или прекращает расти, худеет или толстеет, то роль эндокринных желез в этих процессах - скорее роль инструмента, а не мастера.

ЭНЕРГИЯ БЕЗДЕЙСТВИЯ

Вашему бессознательному нужна какая-нибудь деятельность, иначе оно уступит место сознательному. Учителя буддизма утверждают, что человек, который сможет просидеть, ничего не делая, шесть часов, становится просветленным. Но на самом деле шесть часов - это много, хватит и шести минут. Хватит и шести секунд, если вы пробудете в абсолютном бездействии. Когда вы не участвуете в бессознательных процессах, вся ваша энергия становится сознанием, и происходит освобождение громадной энергии.
Ваша энергия направлена на занятость: ваш ум думает, тело работает - вы заняты. Вся ваша энергия направлена на деятельность и рассеивается в этом мире. Когда вы думаете, вы рассеиваете энергию, потому что каждой мысли нужна энергия. Вы постоянно думаете и просто теряете зря энергию. Деятельность нуждается в энергии, и ваша энергия постоянно рассеивается. Вы протекаете как решето Поэтому вы чувствуете себя таким слабым, подавленным, разбитым и бессильным. Это бессилие кажется вам беспомощностью. Но вы всемогущи и должны чувствовать свою силу. Внутри вас существуют запасы неистощимой энергии, связанной с космическим источником, но вы ее активно рассеиваете.
Если ваша мысль остановится хотя бы на мгновение и прервется всякая деятельность и внутри и снаружи, и вы, став похожим на статую, прекратите всякое движение тела и ума, тогда в вас освобождается громадная энергия. Куда она уйдет? Когда деятельности нет, она не может выйти наррку. Вы превращаетесь в столп энергии, в энергетическое пламя. Все внутри начинает светиться и становится сознательным. Все ваше существо наполняется светом.
Если вы внезапно очнетесь посреди своей лучезарности, то почувствуете безмятежность, которую никогда еще не чувствовали. Вы впадете в без- молвие, окажетесь в своем внутреннем существе, и это будет настолько неожиданным, что вы начнете осознавать происходящее.

ВЕЩЬ - ЭТО МЫСЛЬ, МЫСЛЬ-ЭТО ВЕЩЬ

Когда-то Эйнштейн сказал, что чем глубже наука проникает в материю, тем больше убеждается, что, вещи - это мысли. Эйнштейн, возможно, прав в том, что вещи все больше и больше становятся похожи на мысли, чем глубже вы проникаете в них. Но, с другой стороны, я бы хотел вам сказать, что, если вы проникнете глубже в себя, мысли будут все больше и больше походить на вещи. В действительности это два очень схожих понятия: вещь - это мысль, а мысль - это вещь. Вы можете отбросить мысль как вещь. Вы можете ударить кого-то по голове мыслью, как предметом. Вы можете исцелить мыслью, как лекарством. Вы можете убить человека мыслью, как кинжалом. Вы можете передать свою мысль, как дар или как заразу. Мысли - это вещи, они являются силой, но они не принадлежат вам. Они приходят к вам, остаются на время в вас, а затем покидают вас. Вся вселенная наполнена мыслями, энергиями и вещами. Вещи - это физическая часть мыслей, а мысли - это ментальная сторона вещей. Благодаря этой связи происходят многие чудеса. Если человек постоянно думает о вас и вашем благополучии, то случится то, что он представляет потому что он направляет на вас силу мысли. Вот почему благословение полезно и необходимо. Если вы можете получить благословение человека, достигшего просветления, то благословение сбудется - потому что человек, который никогда не пользуется мыслью, аккумулирует энергию мысли, и то, что он говорит, сбывается.
Во всех восточных традициях, прежде чем человек начинает изучать состояние «отсутствия ума», его обучают, как избавиться от негативности, потому что, если вы достигнете состояния «отсутствия ума», сохраняя негативное отношение, вы станете опасной силой. Прежде чем достигнуть этого состояния, необходимо стать абсолютно положительным. В этом заключается все различие между черной и белой магией.
Черная магия - это не что иное, как действия человека, который аккумулировал энергию мысли, не отбросив предварительно свою негативность, а белая магия - это действия человека, который собрал много энергии мысли, но свое существование основывал на позитивном отношении. Одна и та же энергия с отрицательным знаком становится черной, а с положительным - белой. Мысль - это великая сила, это вещь. Это третье озарение. Это нужно понять и наблюдать внутри самого себя. Иногда случается, что вы видите, как материализуется ваша мысль, но из-за неведения вы считаете это совпадением. В действительности не существует такой вещи, как совпадение, все имеет свою причину. Ваши мысли создают мир вокруг вас. Ваши мысли вещественны, будьте осторожны с ними. Обращайтесь с ними бережно. Если вы не будете осознавать этого, вы будете причинять страдания и себе, и другим, что вы уже и делали. И запомните, когда вы причиняете страдания другим, даже не осознавая этого, в это же время вы причиняете страдание самому себе, потому что мысль - это обоюдоострый меч. Если вы раните кого-то, это одновременно ранит и вас.

УПРАЖНЕНИЕ «БЛАГОСЛОВЕНИЕ»

К скупому Вселенная скупа. К щедрому Вселенная щедра. Вселенная одинаково воспринимает щедрость, проявленную на ментальном плане и физическом. Прямо сейчас начните использовать ум для своего блага. Представьте близкого вам человека и осыпьте его всевозможными дарами сказочными богатствами. Будьте изобретательны в преподнесении даров. Не скупитесь. Исполните его мечты. Благословляйте всех людей, всех
существ.
Практикуйте это радостное упражнение как можно чаще. Проявите царскую щедрость хотя бы в уме. И вы быстро почувствуете, как в вашей жизни проявляется щедрость Вселенной.

ПРОТИВОЯДИЕ ОТ НЕГАТИВНЫХ МЫСЛЕЙ

Мысли вещественны, и они обладают большой силой. С мыслью выбрасывается энергия - и с вами это происходит постоянно. Ваш ум «болтает». Вы бесполезно расточаете энергию. Вы разрушаете людей вокруг себя; вы разрушаете себя. Многое случается из-за вас. Мир - это громадная виртуальная сеть, и человечество становится с каждым днем все более несчастным, потому что на Земле появляется все больше и больше людей, которые излучают все больше и больше негативных мыслей. Если мы оглянемся назад, то обнаружим, что мир был более спокойным, безмятежным. Во времена Будды мир был очень-очень спокойным и естественным. Почему? Во-первых, население было небольшим. И люди не были склонны слишком мно&heip;

Похожие публикации