Римское право понятие брака и его формы. Семья в римском праве

КАФЕДРА
ЮРИСПРУДЕНЦИИ

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «РИМСКОЕ ПРАВО»
НА ТЕМУ: «ПОНЯТИЕ БРАКА ПО РИМСКОМУ ПРАВУ»

Студент Курс 4
Группа
Преподаватель

Москва
2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………...……………………………………………….3
ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ……………….……..6
1.1. Понятия «семья» и «брак»……………………………………...…..6
1.2. Виды и формы брака………………………………………..………7
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ……………………….11
2.1. Условия заключения брака ……………………………………….11
2.2. Обстоятельства, прекращающие брак……………………………13
2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида
брака…………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………….………………………………………….17
СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения римского семейного права и его институтов самоочевидна, так как и в наши дни брачное право европейских стран основано прежде всего на соображениях юридического родства.
В источниках римского частного права понятие брака трактуется как «союз мужчины и женщины, объединение всей жизни, связь в праве божественном и человеческом» (D.23.2.1) (Седаков, 2010, С. 61, 110). Также существует и второе определение: «Союз мужа и жены, основанный на совместной жизни» (J.1.9.1) (Седаков, 2010, С. 62, 110). Оба данных определения подходят, скорее, к древнеримскому браку cum manu, так называемому «браку с мужней властью», когда жена передавала все свое имущество супругу, чем к новому, когда, по исчезновении manus, жена сохраняла свое имущество, отдельное от мужа, и оставалась подвластной своего отца и членом своей прежней семьи.
Сложность юридической конструкции римского брачного права заключается в том, что не каждая семья и не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались браком, порождающим правовые последствия. Данная сложность, думается, определяется неоднозначным правовым происхождением института брака. Недаром Гай считал римский семейный строй (в силу его нетипичности) «исключительным достижением» римского народа. Поскольку в римской семье первостепенную роль играло юридическое (согласно исконной римской терминологии – агнатическое родство). А кровная (когнатическая) связь, соответственно, отодвигалась на второй план.
Целью данного исследования является последовательный анализ конкретного института римского права; выявление и отражение его юридического значения, соотнесенности с другими институтами права, места в правовой системе в целом.
Для осуществления этих целей были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия семьи и брака; условия заключения брака; обстоятельства, прекращающие брак; виды брака в римском праве; различия в семейных правоотношениях в зависимости от вида брака в римском праве;
– соотнести теоретические воззрения, изложенные в работах современных авторов с хрестоматийным материалом.
Исходя из поставленных задач, для написания данного реферата-эссе были использованы метод деконструкции и аксиоматический метод.
Методы:
1) метод деконструкции – основан на праве читателя и пользователя толковать и оценивать текст согласно своим взглядам и потребностям, не искажая авторский вариант.
Данный метод дал возможность изменять последовательность высказываний авторов, отбирать нужный материал и включать его в свой текст с указанием источника, сочетать его с высказываниями других исследователей и давать свою интерпретацию.
2) аксиоматический метод – построение авторского текста на основе некоторых положений изучаемого научного текста, принятых как аксиоматические.
Этот метод позволил использовать терминологию исходных текстов, идеи, законы, руководствоваться ими, приняв их за аксиомы; дополнять текст общеизвестных и общепринятых положений своим материалом – различного рода анализом и оценкой.

ГЛАВА 1. СЕМЬЯ И БРАК В РИМСКОМ ПРАВЕ
1.1. Понятия «семья» и «брак»
В римском праве термин «семья» (familia) имел более широкий смысл, чем в наши дни. «Под таким термином в архаичные времена понимались рабы, наличествующие в данном хозяйстве, позже <…> и имущество, и рабочая сила, и собственно члены семьи», – отмечает О.И. Гордеев. Согласно Советскому философскому словарю, «даже европейская патриархальная» семья «включала в себя как родственников, потомков одного отца с их женами и детьми, так и домашних рабов, в т.ч. наложниц; поэтому Энгельс определяет ее как «промежуточную форму» между многоженством и моногамией» (2012, http://terme.ru) .
Семья образуется в результате брака. Римский юрист и государственный деятель Модестин наделял брак, «союз мужчины и женщины», общностью «божественного и человеческого права». Такая идеалистическая трактовка брака не соответствовала реальному положению вещей: даже в классический период женщина не была равна в правах мужу. Исследователь О.А. Омельченко считает, что в данном общем понимании отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права, а как проявление требований «божественного права» брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческому праву (Омельченко, 2012, http://www/gumer.info).

1.2. Виды и формы брака
Вплоть до Юстиниана римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат – дозволенное законом постоянное (но не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подпадали под его patria potestas. Вопреки тому что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.
В доюстиниановом праве различали два вида брака: cum manu и sine manu. Следует отметить, что эти две разновидности брака совершались в разных формах и, соответственно, порождали разные по содержанию имущественные и личные отношения супругов и даже неодинаковое правовое положение матери в отношении детей, а также прекращались в разном порядке.
Первым видом был брак cum manu, то есть брак с «мужней властью», в силу которой жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступления в брак cum manu она становилась persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид брака, она подпадала под власть мужа или его домовладыки (paterfamilias), если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа.
Второй вид брака – sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. Внешне этот вид брака похож на конкубинат, но, в отличие от последнего, обладал особым намерением основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть – по давности. Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного с нею сожительства, должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Черниловский, 1996, С. 261–272).
Создавая различный строй отношений между мужем и женой, брак cum manu и брак sine manu резко отличались друг от друга порядком заключения и прекращения. Заключение брака cum manu требовало соблюдения определенных обрядов, это был акт формальный. Заключение брака sine manu было актом неформальным. Данный вид брака рассматривался как некоторое фактическое состояние: с ним связывались определенные юридические последствия. Понятно, что и процедура прекращения браков cum manu и sine manu была различна. Развод при браке cum manu мог произойти лишь по инициативе мужа. Второй мог быть расторгнут не только по соглашению супругов, но и по свободному волеизъявлению одной из сторон.
Основные начала брака sine manu оказали негативное воздействие на жизнь римского общества. Стремясь парализовать неустойчивость брачных отношений и злоупотреблением свободы развода, Август внес ряд значительных изменений в семейное право. Была установлена уголовная ответственность за нарушение супружеской верности, введены некоторые имущественные ограничения для мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для женщин в возрасте от 20 до 50 лет, не состоявших в браке и не имевших детей. Эти и некоторые другие меры не поколебали основной концепции брака sine manu как свободно устанавливаемого и свободно прекращаемого союза мужа и жены.
Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus).
Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения.
1) Конфарреация (сonfarreatio), которую ряд историков считают патрицианской формой совершения брака, по взгляду некоторых (Жирар, Пост) никогда не ставшей доступной плебеям, была религиозным обрядом. Название обряда произошло от panis farreus, особого хлеба, который во время брачной церемонии вкушали брачующиеся. А затем приносили в жертву Юпитеру. Церемония совершалась certis verbis в присутствии жрецов и 10 свидетелей, представлявших, возможно, 10 древнейших курий (данной трибы). Только человек, рожденный от брака, заключенного посредством конфарреации, и состоящий в таком браке мог занимать должности rex sacrorum и flamen Dialis.
2) Коэмпция (сoёmptio) является светской и, как полагают некоторые исследователи, преимущественно плебейской формой брака. Эта «воображаемая» покупка жены мужем была, вероятно, пережитком подлинной купли. Она производилась в тех же формах, в каких покупались наиболее ценные вещи, а именно земля и рабы, и устанавливались права на лиц in mancipio, а именно в форме mancipatio. Правда, слова, которые при этом произносятся, отличны от слов, произносимых при покупке в собственном смысле, однако, в остальном это по форме купля.
3) Узус (usus) представляла собою своеобразное применение института приобретательной давности к области брачных отношений.

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
2.1. Условия заключения брака
Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение (sponsalia). Исследователь С.Ю. Седаков отмечает, что спонсалия не являлась обязательной (Седаков, 2010, С. 62). В древнейшее время обручение лиц alieni iuris совершалось их patresfamilias без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Обручение совершалось в форме двух стипуляций: по одной – paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, а по другой – обязывался принять невесту в качестве жены, а в самое древнее время, возможно, в форме односторонней стипуляции, по которой только paterfamilias невесты обязывался передать ее жениху, не принимавшему на себя никаких обязанностей и имевшему затем право прекратить брак односторонним волеизъявлением.
Для вступления в римский брак требовалось:
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак. В древнейшее время это было согласие одного только paterfamilias. Жених выражал свою волю, если он был persona sui iuris. «Детям под властью отца требовалось согласие (пусть даже молчаливое) домовладыки, но не матери или опекуна» (Седаков С. Ю., 2010, С. 62).
Следует отметить, что отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был paterfamilias, носителем отцовской власти.
Третьим условием вступления в римской брак является наличие у брачующихся ius conubbii. Препятствия вступлению в брак из-за отсутствия этого условия могли возникать либо из принадлежности жениха и невесты к различным слоям общества (позднее сословиям), либо из родственной связи между ними или иногда из других, существовавших между ними отношений.
Не допускался брак: для лиц, уже состоящих в нерасторгнутом браке; между лицами разных религий; между сенаторами и вольноотпущенниками; сенаторами и актрисами; между отчимом и падчерицей; между свекром и бывшей невесткой; между дядей и племянницей; между тетей и племянником; не мог взять в жены вдову младший брат умершего.
Обязательным условием было отсутствие родства по прямой линии до шестой степени родства. Брак между родственниками являлся уголовным преступлением (инцест).
Отсутствие любого из вышеперечисленных условий ставит под сомнение правовой смысл брачного союза, переводит отношения мужчины и женщины в другое качество либо служит основанием для признания брака недействительным.
Правовой предпосылкой для заключения брака было предполагаемое ius conubii в лице, которое вступало в него. До Юстиниана на этом основании не могли заключать законного римского брака некоторые категории чужеземцев. По законодательству Юстиниана, когда права римского гражданства имели почти все подданные Римского государства, отсутствие conubium могло быть следствием близкого родства или свойства.
Родство определялось по линиям и степеням. Лица, происходящие одно от другого, называются родственниками по прямой линии. Степени агнатического родства по прямой линии определялись числом рождений, отделявших данное лицо от его paterfamilias. Так, сын – агнат отца первой степени, внук – агнат деда второй степени. Лица, происходящие не одно от другого, а от общего предка, называются родственниками по боковой линии. Родство по боковой линии определялось общим числом рождений, отделявших двух данных лиц от общего для них носителя patria potestas. Таким образом, братья были агнатами второй степени.

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак
Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.
Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таким образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:
1. Обращением одного из супругов в рабство. Однако брак считался продолжавшимся все время, если оба супруга были вместе в плену.
2. Утратой права гражданства.
3. Изменением семейного состояния одного из супругов, которое устанавливало такую степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.
4. По воле мужа или его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.
Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.
Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и по одностороннему заявлению отказа от брачной жизни (repudium). Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

2.3. Различия правовых режимов брака в зависимости от вида брака
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Личные и имущественные отношения между супругами были глубоко различны в браке cum manu и sine manu.
В браке cum manu жена, став юридически чужой своей старой семье, подчинена власти мужа, которая в принципе не отличается от patria potestas отца над своими детьми. Муж может истребовать покинувшую дом жену при помощи иска, подобного виндикации. Он может продать ее в кабалу, вправе наложить на нее любое наказание вплоть до лишения жизни. Так же, как рабы и дети, жена лишена правоспособности в области имущественных отношений. Все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, становились в момент заключения брака достоянием мужа. Все, чем она будет обладать за время брака, принадлежит мужу. Столь бесправное положение жены смягчалось римскими обычаями и традициями в области семейных отношений. Например, обычаи обязывали мужа не налагать на жену наказаний, не выслушав совета родственников по этому вопросу.
Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается in patria potestate, если была подчинена отцовской власти до брака. В случае если она была до вступления в брак persona sui iuris, то и после брака она остается лицом своего права. Понятно, что и имущество, принадлежащее ей до брака, если она была persona sui iuris, остается ее имуществом, а все, что она приобретает в браке, принадлежит ей самой. То есть в браке sine manu действовал принцип раздельности имуществ. Издержки совместной жизни ложатся на мужа, но он вправе распоряжаться доходом, который приносит имущество жены. Однако муж не имел права отчуждать это имущество без специального разрешения супруги (видимо, в случае, если она – persona sui iuris) или ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Жена вправе вступить с мужем в любую имущественную сделку. Воспрещены были лишь дарения между супругами. Как не обладающая ius commercii, она не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом в хозяйственном отношении. За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имущества по уголовным преступлениям. Заметим, что с течением времени эта полная юридическая разобщенность супругов в браке sine manu начинает смягчаться как в личных, так и имущественных отношениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Семья по своей сути – это самая малая социальная группа. Но от того насколько гармоничны будут отношения в семье, зависит благополучие всего общества и, следовательно, государства.
Разумеется, для юридической науки представляют интерес те аспекты жизнедеятельности семьи, которые регулируются при помощи правового инструмента.
В положениях Семейного кодекса нет рецепции римского права, но ее следы достаточно заметны в положениях Гражданского кодекса. Не лишне будет отметить, что в семейном правоотношении права и обязанности настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно отграничить семейные правоотношения от гражданских. Исследователь С.Ю. Седаков справедливо считает, что «российское право <…> воспринимает прежде всего идеи римского права, вырабатывая <…> собственные юридические решения» (Седаков, 2010, С. 5). Вслед за маститым автором приходим к выводу, что всестороннее изучение вопросов римского права играет важную роль, скорее, в развитии правовой науки и образования и, несомненно, практики, нежели чем в развитии законодательства.
Итак, проанализировав отобранные источники, отметим, что нетипичность организации римского семейного уклада выражалась прежде всего в следующих особенностях:
1) всеобъемлющая власть домовладыки;
2) первостепенная роль агнатического родства;
3) в понятие «семья» входили не только агнаты, но и рабы, а также неодушевленные вещи.
Правильный римский брак (в классическую эпоху) мог заключаться в двух специфических формах: обрядовой (cum manu) и неформальной (sine manu). Различия в этих двух формах были существенны для имущественных отношений в семье и для судьбы женщины в случае прекращения брака.
Прекращался брак, заключенный по всем требованиям права, также только по правовым основаниям. Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки.
Таким образом, и в Древнем Риме, и в современном мире вопросам брачных отношений уделяется особое внимание со стороны юристов, как практиков, так и теоретиков. Значимость семейного права очевидна, так как оно призвано защищать интересы государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).

Правильный брак - союз, заключенный мужчиной и женщиной единого правового качества; это брак заключался в специальных, призванных законами формах, это брак рождал все предусмотренные правом личного и имущественного характера последствия для супругов. Неправильный брак или вообще брачный союз - союз между партнерами разного права (между римлянином и женщиной другого гражданства, между пелегринами и т.п.); этот брак рождал все правовые последствия для супругов, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Брак характеризовал:

    Взаимностью: в него вступают два партнера. При чем, безусловно, равенство сторон не является обязательным условием брака;

    Состоянием физической зрелости и наличием определенных сексуальных качеств партеров;

    Согласием партнера;

    Наличием полой связи между партнерами в браке;

    Стремление патеров заключить именно брачный союз;

    Постоянной совместной жизнью супругов: партнеры в браке ведут общее хозяйство, живут вместе и т.п.

Отсутствие любого из вышеперечисленных условий стало под сомнение правовой смысл брачного союза, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество либо служило основанием для признания брака недействительным.

Виды римского брака:

    Matrimonium justum - законный римский брак между лицами, имеющими ius conubil;

    Matrimonium juris gentium - брак между лицами, не имеющими jus conubii.

Виды законного римского брака:

    Cum manu mariti - брак с властью мужа, в силу которой жена (uxor) поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж быд подвластным лицом. Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то после вступление в брак cum mfnu она становится persona alieni iuris. Если до брака она была in potestate своего отца, то, вступив в этот вид paterfamilias, если муж был под властью отца, и становилась агнаткой семьи мужа;

    Sine manu mariti - брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. В отличие от конкубината обладал особым наименованием основать римскую семью, иметь и воспитывать детей. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпала под его власть - по давности. Женщина, не желавшая установления над собой власти мужа фактом давностного отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение ею (Законы XII Таблиц).

Cum manu и sine manu mariti различались между собой как по формальным основаниям (порядок заключения, расторжения и т.д.), так и по существу (содержание имущественных и личных отношений супругов.)

Способы заключения брака cum manu :

    Религиозный свадебный обряд;

    Путем покупки жены;

    Признание брака по истечении давности пребывания жены в доме в течении 1 года без каких либо претензий со стороны родственников.

Способы заключения брака sine manu :

    Увод жены в дом мужа, который рождал все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера.

    Совершение неформального брака путем простого соглашения, за которым должно было необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias.

Заключению брака обязательно должно быть предшествовать обручение . Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отделены руг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунам и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более ранее время - присутствие свидетелей-гостей). Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обстоятельства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием в заключение других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Условия заключения брака:

    Достижения брачного возраста (для мужчин - 14, для женщин - 12 лет);

    Согласие домовладыки для жениха и невесты, если они состояли под властью домовладыки. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

    Согласие вступающих в брак;

    Отсутствие близких степеней родства (по прямой линии и не ближе 5(6) степени по боковой линии) или свойства;

    Если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

    Право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Брачные препятствия:

    Не достижение брачного возраста;

    Отсутствие согласие домовладыки или вступающих в брак;

    Наличие отношений родства или свойства;

    Душевная болезнь;

    Отсутствие права вступать в полноценный, призванный законом брак;

    Если партнеры является субъектами разного права (римлянин и женщина другого гражданства перегрины и т.п.)

    Несоответствующий социальный уровень лиц, вступающих в брак. Например, между сенатором и артисткой, между магистром и женщиной, подпадающей под его должностную власть;

    Религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

Брак, заключенный по всем требованиям права, мог быть прекращен только по правовым основаниям.

Способы прекращения брака

    Смерть одного из супругов;

    Утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства. По возращении из плена брак восстанавливался;

    Развод - заявление от отказе от брачного союза.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускал как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению от брачной жизни.

Односторонние заявление о разводе были допущены в случае, если другой супруг:

    Нарушил верность;

    Покушался на жизнь первого супруга;

    Допустил какое-то другое виновное действие.

Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права (D.23.2.1);

союз мужчины и женщины, имеющий целью совместную жизнь ( 1 . 1 . 9 . 1 ).

Очевидно, что христианское, а следовательно, и европейское понимание брака, несмотря на все проклятия христиан в адрес Рима, основывается на римском праве.

II. В римском праве впервые в истории юриспруденции были детальным образом регламентированы условия, которые необходимо было соблюдать при вступлении в брак. В противном случае брак считался ничтожным. Основными условиями действительности брака было ледующее.

1. Согласие лиц, вступающих в брак и их родителей. Согласие родителей было обязательным, однако они не могли отказывать без должного и справедливого основания:

Те, которые несправедливо запрещают своим детям, находящимся в их власти, жениться или выходить замуж... принуждаются проконсулами и наместниками провинций женить и выдавать своих детей (D.23.2.19 ).

  • 2. Вступающие в брак должны были иметь status libertatis. Браки с рабами были недействительны.
  • 3. Достижение брачного возраста. Девушки - 12 лет, юноши - 14.
  • 4. Серьезность намерений и желание лиц вступить брак, понимаемое прежде всего как стремление иметь семью и детей.

Поэтому ни при каких условиях не может быть признан фиктивный брак.

  • 5. Отсутствие родственной или тесной человеческой связи. Брак не мог быть заключен между:
  • 1) родственниками по прямой и по боковой линиям 1 ;
  • 2) усыновителями и усыновленными, с мачехой, падчерицей, тещей и невесткой;
  • 3) с лицами, между которыми существует свойство, например, «между мной и невестой моего отца», однако «я могу жениться на дочери сестры по усыновлению» (D.23.2.12).
  • 6. Физическое и психическое здоровье вступающих в брак. Не могли вступать в брак, в частности, безумные, скопцы.
  • 7. Отсутствие внешней зависимости между брачующимися, например между опекуном и подопечной, а также, «если кто- либо занимает должность в провинции, то он не может вступить в брак с женщиной, происходящей из этой провинции или имеющей там местожительство» (D.23.2.38).
  • 8. Брак должен соответствовать добрым нравам, поскольку нужно:

Принимать во внимание не только то, что дозволено, но и то, что соответствует чести. Не будет брака, если дочь, внучка или правнуч-

ка сенатора выйдет замуж за вольноотпущенника или за лицо, служащее для забавы других (актер) (D.23.2.42. § 1). Если кто-либо, состоящий в сенаторском сословии, будет иметь женой вольноотпущенницу, то хотя она не является его женой, но если он утратит (сенаторское ) достоинство, то она станет его женой (D.23.2.27 ).

III. Принципиальное отличие римского брака от брака других античных народов состояло в том, что было два вида брака. Брак мог быть заключен либо с властью мужа, так называемый cum manu mariti (кум ману марити), либо без власти мужа - sine manu mariti (сине ману марити).

В браке cum manu жена полностью переходила во власть мужа, который приобретал относительно нее право «жизни и смерти». Жена, таким образом, уподоблялась дочери. Кроме того, она фактически утрачивала всякую юридическую связь со своим родом и семьей.

Это, безусловно, делало подобный брак крайне обременительным как для будущей жены, так и для ее родителей. Однако только дети от брака cum manu могли занимать высшие должности в религиозной иерархии. Особенно это относится к девушкам, которым в подобной ситуации открывался путь к обязанностям жриц, а значит, к почету и уважению, в аристократическую и правящую элиту.

Брак sine manu, в отличие от cum manu, предполагал сохранение самостоятельности жены и ее юридических связей со своей семьей и близкими. Жена, насколько это было предусмотрено для женщин, сохраняла свою юридическую самостоятельность и дееспособность.

IV. Браки с властью и без власти мужа имели разные способы заключения.

А. Брак cum manu заключался при помощи следующих способов.

  • 1. Usus (узус, пользование) - фактическое сожительство мужа и жены в течение года, но при условии, что подобное сожительство было непрерывным. Как только истекал год совместной жизни, жена «избавлялась» от власти pater familias и переходила под власть мужа.
  • 2. Совершение священного (религиозного) обряда конфареацио (confarreatio), в котором помимо брачующихся и их родителей обязательно должны были участвовать десять свидетелей и жрецы-фламины. Брачная церемония предполагала вкушение вступающими в брак хлеба из полбы (panis farreus) и произнесения специальных словесных формул.
  • 3. Символическая покупка (coemptio) женихом невесты посредством манципации (§ 52, IV).

В. Брак sine manu устанавливался достаточно просто и без всяких обременений при помощи пользования (usus). Но, в отличие от пользования брака cum manu, сожительство мужа и жены в течение года должно было быть прервано на три ночи : жена не должна была ночевать в доме мужа. Считалось, что она возвращается в дом отца, тем самым подтверждая его власть над собой и не давая возникнуть власти мужа.

V. Брак, заключенный любым из рассмотренных способов, являлся законным. Потомство, рожденное в любом из них, считалось законнорожденным, наследующим римскую правоспособность с момента рождения.

Браку, как правило, предшествовала спонсалия (сговор) - «предложение и обещание будущего брака» (D.23.1.1).

Спонсалию нередко называют и сравнивают с современной помолвкой жениха и невесты. Это не совсем точно, так как в современном праве помолвка не является юридическим фактом, она не порождает юридических последствий. Спонсалия же - это не что иное, как вербальное обязательство. Отсюда и участники именуются как стороны в обязательственном соглашении - контрагентами, а также значение приобретает характер выражения воли сторон:

Сговор, как и брак, совершается в силу согласия контрагентов, и поэтому нужно, чтобы дочь семейства выразила свое согласие как при совершении брака, так и при разводе, но дочь, которая не противится воле отца, считается давшей согласие (D.23.1.11-12 ).

VI. Среди целей, преследуемых спонсалией, было обсуждение размеров и содержания имущественного предоставления со стороны жены - приданое (dos) и жениха - предбрачный дар (donatio propter nuptias).

Приданное и предбрачные дары характерны для всех народов, но только римляне придали им правовой статус. В Дигестах правовому статусу приданного и предбрачного дара посвящено несколько специальных титулов 1 , которые подробно определяют их статус, порядок распоряжения, а также в случае необходимости и возращение.

Предбрачный дар - это не столько имущественное предоставление, сколько дань уважения родителям невесты, а также незначительная имущественная компенсация, в случае если брак был с властью мужа. В случае вдовства или развода по вине мужа предбрачный дар переходил к бывшей супруге.

Предоставление приданного рассматривалось, без какого-либо преувеличения, как дело государственной важности:

Для государства важно, чтобы женщины имели приданное в полном порядке, с тем чтобы они могли выходить замуж (D.23.3.2 ).

Наличие приданного означало, во-первых, определенную экономическую независимость и самостоятельность жены, во-вторых, являлось фактически имущественной гарантией и обеспечением прочности брака, определяя еще одну ключевую особенность римской семьи (§ 27).

VII. Характерной особенностью римского брака была невиданная простота его прекращения. В чем-то даже более простая, чем в большинстве современных стран мира. Помимо не зависящих от воли сторон обстоятельств (а) смерть, Ь) плен 1 , с) рабство, е) умаление правоспособности), брак прекращался при помощи развода.

Развод был возможен как по обоюдному согласию супругов (divortium), так и в результате желания одного из них (repudium). Ограничения были связаны только с браком cum manu: брак мог быть расторгнут только по воле мужа и только в форме, противоположной уже заключенной: confarreatio - diffareatio, coemptio - remancipatio.

Согласно Гаю, развод сопровождался словами: а) уходящей жены в адрес мужа: «Имей у себя твои вещи (твои вещи тебе - я ухожу)» и Ь) словами мужа: «Возьми с собой твои вещи (я изгоняю тебя)»:

Слово «развод » происходит от различия или того, что прекращающие брак расходятся в разные стороны... Установлено, что и при расторжении сговора может иметь место отказ; в этом деле принято такое выражение: «Яне следую твоей участи». Не имеет никакого значения, делается ли заявление самому присутствующему (супругу) или (заявление делается) посредством лица, состоящего под властью (супруга), или лица, в чьей власти состоит супруг (D.24.2.2 ).

Если в разводе был виновен муж, то в пользу жены он терял предбрачный дар; если жена, то муж мог рассчитывать оставить себе имущество из приданного, но только частично.

Количество повторных браков не регламентировалось. Единственное, что считалось обязательным, - траур вдовы (10 месяцев).

VIII. В правление императора Августа была предпринята попытка серьезно ограничить процедуру развода. Были установлены наказания за измену супругов (adulterium) и за разврат. В частности, интересен тот факт, что Август наказал за разврат собственную дочь и внучку.

Законодательство Августа впервые в истории устанавливало ответственность за бездетность (могли получить только часть наследства) и безбрачие (лишение наследства). Были предусмотрены льготы тем, кто имел трех и более детей 1 .

IX. Помимо брака римское право признавало так называемый конкубинат - законное сожительство. Конкубинат в современном понимании весьма близок к понятию гражданского брака: стороны состоят в длительном незарегистрированном сожительстве, при этом никто из них не состоит в другом зарегистрированном браке.

Главное отличие конкубината от брака, и прежде всего брака, заключенного посредством usus, - это отсутствие намерения у сторон заключить брак.

Как правило, конкубинат существовал между лицами разного социального положения, например сенатором и вольноотпущенницей.

Конкубина имела статус сожительницы. Это означало, что она не является частью семьи мужа, не может требовать его официальной защиты. Дети, рожденные в конкубинате, считались незаконнорожденными.

X. Отдельную категорию составляли отношения, связанные с адюльтером (adulterium) - сожительство мужчины с замужней женщиной. Дети от подобного сожительства являлись незаконнорожденными и составляли особую категорию - спурии.

Сожительство мужчины с незамужней женщиной называлось ступрум (stuprum); дети от подобного сожительства также назывались спуриями.

  • «Дозволено брать жену из третьей степени родства, но, однако, только дочь брата,а не дочь сестры, или сестру матери, хотя они и относятся к той же степени родства»(Ulp.5.6).
  • Книга 23, титулы 3-5; Книга 25, титул 1.
  • «Жены лиц, попавших во власть врагов, могут рассматриваться как занимающиеположение замужних в силу одного того, что они не могут по своему произволу выйтизамуж за других. И следует дать общее определение: пока известно, что находящийсяв плену муж жив, его жене не дозволяется другое супружест-во, разве что сами женщины предпочли дать причину для заявления о прекращении брака. Если же не из-вестно,находится ли в живых (муж), удерживаемый врагами, или же его уже настигла смерть,то по истече-нии пятилетия со времени его пленения женщине дозволяется вступитьв другое супружество, но с тем, од-нако, что первый брак рассматривается как расторгнутый с хорошими чувствами и каждый (из бывших суп-ругов) сохраняет свое право безвсякого ущемления; такое же право следует соблюдать, если муж живет в (своей) общине,а жена захвачена в плен» (D.24.2.6).

Брак как союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава. Историография семьи в Древнем Риме. Формы заключения и прекращения брака. Его основы у римлян по законодательству Августа. Брак в системе римского права.


Введение

1.1. Брак у римлян до возникновения права

1.2. Брак в системе римского права

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

2. 1. Формы заключения брака

2.2. Формы прекращения брака

Заключение

Введение

Римское брачное право весьма сложно: не всякая семья, не всякие родственного характера отношения мужчины и женщины признавались по римскому праву браком, рождающим правовые последствия и связанным с признаваемыми законом взаимоотношениями участников этого союза.

Брак (matrimonium) - “союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава”. В этом общем понимании, сформулированном классическим юристом Модестином, отразилось подчинение регулирования брачно-семейных связей правовым нормам двоякого происхождения: как проявление требований “человеческого права” брачный союз подчиняется установлениям гражданского нрава (в равной степени публичного и частного), как проявление требований “божественного права” брачный союз должен отвечать высшим предписывающим требованиям морального и религиозного характера, предпосланным человеческого нраву. В канонах римской юридической культуры брак не был только частным делом, еще меньше - отношениями только в рамках частного права: люди не властны сами, и по собственной прихоти предопределять, каким должен быть брак, чему в нем можно следовать и чего избегать. Неоднозначное правовое происхождение института брака в целом определило сложность его юридической конструкции в римском праве. Вплоть до образования Римской империи римское семейное право различало matrimonium iustum, законный римский брак между лицами, имеющими ius conubii, и matrimonium iuris gentium между лицами, такого права не имеющими. От брака следует отличать конкубинат - дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Вопреки тому, что в целом римская семья являлась моногамной, мужчина в республиканскую эпоху мог состоять в законном браке с одной женщиной и одновременно в конкубинате с другой.

1. Историография семьи и брака в Древнем Риме

1.1. Брак у римлян до возникновения права

Память римского народа не сохранила никаких следов периода, предшествовавшего установлению семьи. С тех пор как мы знаем что-нибудь о римлянах, мы находим у них уже прочно сложившийся патриархальный строй, в основе которого лежит моногамная семья с абсолютным домовладыкой во главе, власть которого (первоначально носящая общее название manus ) объединяет все элементы семьи в одно крепкое целое Покровский И.А.. История римского права. - СПб., издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.С.449- 458 .

Эта патриархальная семья cum manu над женой устанавливалась посредством брака в троякой форме.

Первая из этих форм - confarreatio . Это акт религиозный; совершается он в присутствии 10 свидетелей, которых считают за представителей 10 курий, при участии жрецов (pontifex maximus и flamen Dialis) и состоит в целом ряде различных сакральных обрядов, сопровождаемых «certis et solemnibus verbis» «ясными и торжественными словами». Среди этих обрядов центральное место занимает освящение и вкушение женихом и невестой особого хлеба - panis farreus , откуда и самая форма получила свое название.

Вторая форма - coёmptio , т. е. покупка жены у ее paterfamilias или у ее опекуна. Как и всякая покупка в то время, она совершается в форме mancipatio: в присутствии 5 свидетелей и весовщика (libripens) с весами жених произносит соответствующую формулу и затем передает металл домовладыке невесты. Но, по-видимому, этому акту mancipatio предшествовал обмен вопросов о согласии; сначала жених спрашивал невесту «an tu mihi materfamilias esse velis» «желаешь ли ты быть у меня матерью семейства?» и получал от нее утвердительный ответ; затем такой же вопрос предлагала она. Вероятно, эти обоюдные ответы о согласии давались также в известных, обрядами санкционированных словах; по-видимому, обычной фразой невесты было: «ubi tu Gajus, ibi ego Gaja» . Но, во всяком случае, юридический момент акта лежал не в этих брачных обрядах, а в акте mancipatio. Весьма возможно, что в более раннее время coёmptio была подлинной реальной покупкой жены, но уже очень рано она стала простой формой - imaginaria venditio (воображаемая продажа).

Историческое соотношение этих двух форм между собой неясно; многие ученые считают confarreatio формой специально патрицианской, а coёmptio формой, возникнувшей у плебеев и лишь впоследствии ставшей общей. Думают даже, что confarreatio навсегда осталась для плебеев недоступной.

Помимо этих двух форм, manus над женщиной, а следовательно и семья, могла быть установлена usu «пользованием», т. е. фактическим брачным сожительством в течение года. Мы имеем здесь применение к семейственным отношениям вещно-правового института давности: подобно тому, как владение вещью в течение двух лет для недвижимости и одного года для ceterae res превращалось в собственность, так и здесь сожительство в течение года давало мужу manus над женой. В древнейшем своем применении usus имел, вероятно, своею целью санкционировать брак, заключенный с каким-нибудь пороком в форме, или брачное сожительство, возникнувшее вовсе бесформально, например, путем похищения.

Брак, возникнувший одним из указанных способов, есть брак cum manu : жена, как в личном, так и имущественном отношении подпадает под власть мужа (или его paterfamilias), занимает место дочери - filiae locum optinet (Gai. I. 111). Она входит всецело в состав его familia, делается агнаткой как его самого, так и всех его родственников. Вместе с тем она окончательно порывает все агнатические связи со своей прежней семьей, делается для своих родителей, братьев и т. д. юридически чужой со всеми последствиями такого отчуждения (теряет права наследования и т. д.). Как filia, она подлежит власти своего мужа со всеми атрибутами ее абсолютности.

Только такой строго патриархальный брак cum manu был известен римлянам в древнейшее время.

1.2. Брак в системе римского права

В эпоху создания римского права стал намечаться брак иного характера . Законы XII таблиц, санкционируя установление manus посредством usus, говорят в то же время, что жена может воспрепятствовать установлению manus, прервать течение давности удалением из дома мужа на три ночи - usurpatio trinoctio XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272. .

Таким образом, брачное сожительство будет продолжаться всю жизнь, с тем только отличием от обыкновенного брака, что жена все время будет свободной от власти мужа, будет юридически для него чужой, сохраняя свое прежнее положение в старой семье.

Конечно, со строго юридической точки зрения, такое сожительство не должно было бы считаться в собственном смысле браком; тем не менее, римское право уже ранней эпохи признало его за matrimonium justum «законный брак»: дети от такого сожительства считаются не внебрачными детьми, а детьми законными; они подлежат власти (patria potestas) отца, входят, как агнаты, в его семью и т. д. Жена, мать этих детей, есть uxor своего мужа, а не наложница, но только она не подлежит manus mariti, стоит в брачном сожительстве рядом с мужем, как существо свободное и самостоятельное.

Появление этого нового брака знаменует собою в римской истории крупнейший поворотный пункт. В непроницаемом единстве староримской патриархальной семьи была пробита первая брешь: если прежде paterfamilias закрывал собою всех членов своей семьи, над которыми он властвовал со всею юридической неограниченностью, то теперь в браке sine manu жена вышла из этой патриархальной оболочки и стала рядом с мужем, как личность самостоятельная. Вместе с тем впервые возник вопрос о юридическом определении отношений между этими двумя самостоятельными личностями. Если ранее, в браке cum manu, семейственные отношения представляли лишь разновидность вещных (manus принципиально равна dominium), то только в браке sine manu появились впервые отношения особенного, семейственного характера.

Появление брака sine manu не уничтожило сразу брака cum manu; новая форма сначала стоит только рядом со старой и лишь постепенно выступает на первый план, побеждая старую своей внутренней силой. Долгое время оба вида брака существуют рядом, но уже во второй половине республики брак sine manu делается преобладающим. Старые формы установления manus постепенно вымирают.

Но уже в начале Римской империи в этом отношении встречаются большие затруднения: круг возможных кандидатов суживается все более и более; очевидно, manus mariti отпугивает жен от этой формы.

Ввиду этого в 23 г. н.э. издан был закон, освобождающий confarreatio от этого цивильного последствия, и в таком виде (без manus) confarreatio продолжала встречаться вплоть до полного исчезновения язычества. Наконец, coёmptio сохраняется также еще в эпоху классических юристов (Гай говорит о ней, как о форме практической), но уже не как способ установления настоящего брака, а как coёmptio fiduciarea в целях приобретения женщиной некоторых льгот - напр., для освобождения от законных опекунов и для замены их опекуном по избранию (tutelae evitandae gratia: женщина выходит фиктивно замуж, вследствие чего опека агнатов над ней прекращается; вслед за тем ее фиктивный муж ремансипирует ее тому, кого она желала бы иметь своим опекуном; этот последний эмансипирует ее в свою очередь, но, как manumissor, остается ее опекуном.

Однако, с IV столетия н.э. coёmptio уже и в этом искусственном виде не встречается.

Таким образом, уже в эпоху классических юристов единственным видом настоящего брака является брак sine mani . Его историческое происхождение объясняет и всю его юридическую природу . Возникнув из простого брачного сожительства для избежания manus, новый брак заключается и в позднейшее время путем простого брачного соглашения , за которым следует привод жены в дом мужа - deductio in domum , - сопровождаемый, конечно, различными бытовыми обрядами, но все эти обряды юридического значения не имеют.

Полная бесформальность брака, при формальности целого ряда других, менее важных юридических актов, представляется, конечно, странностью, но эта странность объясняется именно историческим происхождением брака sine manu. Эта бесформальность сохранилась в римском праве до самого конца; лишь уже в Византии была установлена необходимость церковного венчания.

1.3. Брак у римлян по законодательству Августа

В конце республики, под влиянием общего морального распада, семейная жизнь пережила особенно острый кризис. Разврат вне семьи и в семье приобрел ужасающие размеры; отношения брачные стали сплошь и рядом уродливыми; супруги старались избежать детей; свободой разводов стали злоупотреблять, преследуя при этом чисто спекулятивные цели.

Для борьбы со всем этим император Август издал ряд весьма решительных законов. Такова прежде всего lex Julia de adulteriis , закон 18 г. до н.э, устанавливающий наказания за прелюбодеяния (relegatio); наказанию подвергаются не только непосредственные виновники, но и попустители; в качестве таковых подлежат наказанию муж и отец виновной жены, если они не возбуждают преследования.

В связи с этим находится другой закон либо того же 18 г. до н.э., либо 4 г. н.э. - lex Julia de maritandis ordinibus , внесший целый ряд весьма существенных положений в область брачного права. Этот закон был дополнен затем в 9 г. н.э. по предложению консулов Папия и Поппея, причем эти дополнения у позднейших юристов объединяются с предыдущим законом под общим именем lex Julia et Papia Poppaea . Вся совокупность брачного законодательства Августа наложила свой отпечаток на всю дальнейшую историю римских семейственных отношений и вызвала к жизни целый ряд весьма существенных юридических явлений.

Карая adulterium и stuprum, Август изъял от наказания тот случай, когда сожительство имеет внебрачный характер вследствие препятствий, полагаемых самим законом - напр., вследствие запрещения браков между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенницами. Сожительство при таких условиях, если оно сопряжено с брачными намерениями обеих сторон и если ни одна из них не состоит в законном браке, не подлежит наказнию - extra poenam legis est «не подпадает под кару закона». Такое сожительство называется конкубинатом и отличается от всех прочих случайных связей; дети, рожденные от конкубината, хотя и не являются законными, но зато отличаются и от незаконных (spurii или vulgo concepti); они - liberi naturales . С течением времени им предоставляются даже известные ограниченные права наследования, право быть известным образом узаконенными и т. д. Вследствие этого на конкубинат начинают смотреть, как на некоторый суррогат брака. Так рядом с браком в истинном смысле слова возникло брачное сожительство, так сказать, низшего порядка - некоторые inaequale conjugium . Но оно является, конечно, только редким исключением.

Борясь, далее, с наклонностью к безбрачию и бездетности, Август прибег к следующей чрезвычайной мере. Lex Julia et Papia Poppaea устанавливает прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 л. и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 л. состоять в браке и иметь детей . Лица, не выполняющие этой обязанности, подвергаются известным и весьма существенным ограничениям: не состоящие в браке (coelibes ) не могут вовсе ничего получать по завещаниям, а состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi ), могут получать только половину. Все то, что они получить не могут (incapaces), является caducum и идет или в пользу других лиц, назначенных в том же завещании, или же в казну. При этом Август определяет даже количество детей, которое необходимо иметь, чтобы не считаться за бездетных: для мужчин достаточно одного ребенка, а для женщин нужно три (для вольноотпущенниц даже четыре). Женщины, удовлетворяющие этому требованию, имеющие т. н. jus trium liberorum «право трех детей», помимо неограниченного права получать по завещаниям, пользуются и другими преимуществами. - Но этот столь решительный закон, разумеется, своей цели достигнуть не мог, и если впоследствии положение дела в этом отношении улучшилось, то в зависимости от некоторого общего улучшения в состоянии римского общества, а не от кар закона. Своими постановлениями о caduca lex Julia et Papia Poppaea вызвал только разнообразные средства для своего обхода и большую путаницу. Тем не менее, правила эти существовали в течение всего классического периода и были отменены только Константином.

Вступление во второй брак по прекращении первого (хотя бы путем развода) в течение всего республиканского и классического периода не встречало никаких препятствий со стороны закона и не навлекало на вступившего в новый брак супруга никаких ограничений. Даже напротив, lex Julia et Papia Poppaea лиц, не вступивших в новый брак по прошествии известного времени после прекращения первого, подвергал правилам об incapacitas (неспособность наследовать по завещанию).

В послеклассическом праве, однако, появляются уже известные ограничения, имеющие своей целью оградить интересы детей от первого брака: parens binubus лишается права распорядиться всем тем, что он получил от первого брака (так называемым lucra nuptialia); он может только этим имуществом пользоваться; после же его смерти оно должно во всяком случае перейти к его детям от первого брака. Кроме того, своему новому супругу он не может ни подарить, ни завещать более того, что он оставляет каждому из своих детей от первого брака.

Вдова, вступающая во второй брак, должна сверх того соблюсти т. н. траурный год , т. е. промежуток в 10 месяцев со времени прекращения первого. Целью этого ограничения является, с одной стороны, соблюдение известного пиетета к покойному мужу, а с другой стороны, устранение т. н. turbatio sanguinis , т. е. затруднений в определении того, кто должен считаться отцом ребенка, если таковой родится в течение 10 месяцев по прекращении первого брака.

2. Формы заключения и прекращения брака

2.1. Формы заключения брака

Брак в Риме заключался неформально: достаточно было выражения согласия брачующихся (несомненно, в презумпции, что все условия законного брака налицо) и отведения невесты в дом жениха. Если брак заключался cum manu mariti, то для установления власти мужа требовалось совершение определенных формальных актов (при этом древнейшее римское право знало три способа установления manus: confarreatio, coemptio, usus) Омельченко О. А. Основы римского права. - М., 1994. С.137. .

Собственно заключение брака распадается на два раздельных в своем правовом значении события: обручение и собственно брачная церемония. Обручение обыкновенно предшествует браку. Эти события могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Обручение обязательно предшествует браку: одновременность делает ничтожными оба события и весь брак в целом.

Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и, как свидетельство серьезности намерений, обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов - их родителями, опекунами и т.д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялся специальными письменными документами (в более раннее время -- присутствием свидетелей).

Обручение не было еще завершенной процедурой заключения брачного союза: обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. Однако материальный ущерб, возникший в результате несостоявшегося обручения (расход на прием гостей, подарки и т.п.) должен был возмещаться. Претензии по поводу морального ущерба в связи с несостоявшимся браком не принимались.

По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение теряла право на возвращение сделанных ею подарков.

Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей.

Существовало три способа заключения брака:

* торжественный религиозный ритуал при участии жрецов и 7 свидетелей, сопровождаемый жертвоприношением (в древнейшее время). Такой способ заключения брака был привилегией патрициев и назывался "конферрацией"

* мнимая покупка мужем своей будущей жены у ее отца по правилам, установленным для приобретения ценных вещей ("манципация невесты"). Этот способ заключения брака считается плебейским. Данный способ называется "коемпция" и в I в. н.э. превращается в фикцию и затем исчезает;

* брак " sine manu ", то есть без власти мужа, заключался без всяких формальностей. Данный вид брака развился из древней формы заключения брака под названием узус. Он состоял в применении к области брачных отношений давностных сроков.

С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака. Параллельно ему происходило утверждение неформального совершения брака путем простого соглашения, за которым должно было, однако, необходимо следовать deductio feminae in domum nuptias Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М., 1996. С.178. .

2.2. Формы прекращения брака

Прекращался брак, заключенный по всем правовым требованиям, также только по правовым основаниям. Таковыми являлись: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза - развод, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением его сословного положения, тем более - утратой свободы, или изменением гражданства Новицкий И. Б. Римское право. М., 1993. .

Судебных формальностей расторжение брака не требовало, однако объявление о разводе было необходимо. Как сожительство, зиждущееся на свободном соглашении мужа и жены, брак sine manu может быть и прекращен свободным желанием любого из супругов. Свобода развода была одним из начал римского брачного права.

И в этом отношении должна быть отмечена глубокая разница между двумя видами брака. Брак cum manu, сущностью которого являлась односторонняя власть мужа, мог быть расторгнут только по одностороннему же решению мужа (но не по желанию жены); единственным ограничением служила только необходимость соблюдения принципа contrarius actus: брак, заключенный посредством confarreatio, мог быть расторгнуть посредством такого же сакрального акта diffarreatio , брак коэмпционный - посредством remancipatio . Брак sine manu, напротив, мог быть расторгнуть не только по взаимному согласию обоих супругов (divortium mutuo dissensu), но и односторонним заявлением как со стороны мужа, так и со стороны жены (repudium ). Каких-либо законных причин для развода совершенно не требовалось.

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись еще некоторые специфические требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

При всех правовых качествах брака партнеры должны были находиться в подобающем для заключения брака возрасте: мужчины иметь не менее 14 лет от роду, женщины быть в возрасте, определяемом половой зрелостью, т.е. старше 13 лет (в классическую эпоху - 12 лет). До достижения возраста в 60 лет для мужчин и 55 - для женщин брак полагался для них обязательно-благожелательным институтом, после наступления старческого возраста заключение брачного союза рассматривалось в качестве предосудительного; в эпоху рецепции римского права заключение брака после 80 лет считалось достаточной причиной для ничтожности этого союза в правовом смысле.

Не мог признаваться в качестве брака союз между лицами несоответствующего социального уровня: например, между сенатором и артисткой, между магистратом и женщиной, подпадающей под его должностную власть. Между рабами брака не могло быть: только сожительство (конкубинат).

В вопросе о разводе Август, не затрагивая самого принципа свободы разводов, в lex Julia de adulteriis предписал, чтобы расторжение брака было объявляемо в присутствии семи свидетелей, причем обыкновенно это делалось в виде вручения разводного письма - libellus repudii . За этим чисто формальным ограничением, свобода разводов сохранилась в римском праве до самого конца. Правда, вопрос о причинах развода не остается вовсе безразличным; развод без основательной причины (sine justa causa) влечет за собой для стороны виновной известные имущественные штрафы : если жена подала повод к разводу своим поведением или если она дала развод без всякого повода со стороны мужа, она теряет в пользу последнего свое приданое; если в том же повинен муж, он теряет в пользу жены т. н. donatio propter nuptias. Но этим исчерпывается все: брак даже при полном отсутствии причин будет расторгнут; какой-либо проверки основательности причин со стороны суда или какого-нибудь иного учреждения римское право до конца не знало.

Заключение

Таковы основные явления в общей истории римского брака. В ряду других народов не только старого, но и нового мира Рим занимает в этом отношении совершенно исключительное место. Везде развитие брачных отношений начиналось с патриархальной семьи, в которой муж имеет неограниченную власть над женой, и везде это историческое развитие сводилось к постепенному ослаблению этой власти: идея права мужа над личностью жены сменяется идеей опеки над нею; а эта последняя - идеей главенства мужа в общесемейных делах.

Римское право, знавшее в начале также только патриархальный брак брак с властью мужа (cum manu mariti); созданием брака без власти мужа (sine manu), совершило сразу огромный исторический прыжок: оно сразу создало брак, в котором ни о каких правах мужа над личностью жены, даже ни о какой опеке над нею нет речи; оба супруга равны друг другу и независимы один от другого. С другой стороны, римское право смотрит на этот брак, как на союз совершенно свободный, зиждущийся только на продолжающемся согласии супругов; по желанию каждого он может быть расторгнут. Всякий контроль государства, приводящий по необходимости - то в большем, то в меньшем количестве случаев (при отсутствии законных причин развода) - к принудительному продолжению брака, римскому праву был противен. Здесь римское право далеко оставляет за собою все, даже самые современные, законодательства и свидетельствует о том, что признание полной свободы разводов отнюдь не ведет ни к разрушению семьи, ни к гибели общества.

Такова общая основная идея римского свободного брака от первого момента его появления в истории до законодательства Юстиниана, и даже христианская религия в Риме этого принципа не уничтожила. Таким последовательным проведением принципа равенства и свободы обеих сторон в браке римское право явило чрезвычайно любопытный пример разрешения трудной и острой проблемы.

Библиографический список литературы

Источники

1. XII таблиц // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 261 - 272.

2. Институции Гая // Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. М., 1996. С. 273 - 281.

3.Памятники римского права: Законы ХІІ таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. - М.: Зерцало, 1997.

Литература

1. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит. 1986.

2. Новицкий И. Б. Римское право.- М.: Ассоциация "Гуманитарное знание", 1993.

3. Омельченко О. А. Основы римского права. - М.: "Манускрипт", 1994.

4. Покровский И.А.. История римского права. - СПб., Издательско-торговый дом «Летний сад», 1999.

5. Римское частное право / Под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского.- М.: Юристъ 1996.

6. Черниловский З. М. Лекции по римскому частному праву.- М.: Юрид. лит. 1991.

Подобные документы

    Правовая сущность брака в римском праве. Виды брака и формы его заключения. Характеристика условий вступления в брак. Личные и социальные качества партнеров для признания их союза правовым. Отличие брака от конкубината. Способы совершения брака в Риме.

    контрольная работа , добавлен 30.12.2012

    Брак как свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, построенный на началах единобрачия. Сущность брака, порядок его заключения. Фиктивное состояние брака - фиктивный брак, основания, по которым брак признается недействительным.

    контрольная работа , добавлен 04.11.2009

    Брак - союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи и оформленный в установленном порядке; права и обязанности сторон. Понятие прекращения брака, социальные причины разводов. Правовые основания для государственной регистрации расторжения брака.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2013

    Брак как равноправный союз мужчины и женщины. Личные и имущественные права и обязанности, направленный на создание семьи. Основные признаки брака. Порядок заключения брака в органах записи актов гражданского состояния: правила и исключения из них.

    контрольная работа , добавлен 26.03.2010

    Семейное право регулирует семейные отношения, которые возникают из факта брака и принадлежности к семье. Брак – свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением закона, направленный на создание семьи.

    контрольная работа , добавлен 06.12.2008

    Характеристика предпосылок всеобщей кодификации права. Кодекс Феодосия как официальный сборник императорских конституций. Рассмотрение способов заключения брака в Древнем Риме. Понятие выморочного наследства. Особенности формирования римского права.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2012

    Основные цели заключения брака. Право на вступление в брак, порядок его заключения. Определение разновидностей брачных отношений. Особенности признания брака недействительным. Имущественные права и обязанности супругов. Основания расторжения брака.

    презентация , добавлен 28.03.2016

    Понятие и формы брака. Способы заключения и расторжения брака по римскому праву. Защита субъекта права от неправомерных действий заранее известного лица. Действие института лишения всех прав гражданина. Давность владения в отношении земельного участка.

    контрольная работа , добавлен 22.10.2015

    Брак - важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей и представляющий собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины. Политика государственной власти на повсеместное распространение гражданской формы заключения брака.

    контрольная работа , добавлен 10.02.2013

    Изучение условий и порядка заключения брака, союза мужчины и женщины, направленного на создание семьи и порождающего у них взаимные права и обязанности. Анализ расторжения брака в судебном порядке и прекращения брака в случае смерти одного из супругов.

19 ..

Институт брака в римском праве

Брак (matrimonium) являлся юридическим фактом союза между мужчиной и женщиной, определяющим правовое положение детей, рожденных в этом союзе, имущественные отношения между супругами и их наследственные права.

Вплоть до правления Юстиниана римское право различало законный римский брак (matrimonium iuris civiles), т. е. брак между лицами, имевшими ius conubii, и брак между лицами, не имевшими ius conubii (права вступать в римский брак). Он определялся как matrimonium iuris gentium.

От брака отличался конкубинат, т. е. дозволенное законом, а не случайное сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети конкубины не подлежали отцовской власти. Несмотря на моногамный характер римской семьи, мужчина в республиканскую эпоху мог наряду с законным римским браком с одной женщиной состоять в конкубинате с другой. Но всякое сожительство женщины с другим мужчиной давало мужу право убить жену.

Формы брака. В Древнем Риме, вплоть до правления Юстиниана, различали две формы брака. Брак cum manu mariti характеризовался установлением власти мужа, в силу чего жена поступала под власть мужа или домов-ладыки, если муж сам был подвластным лицом. Брак sine manu оставлял жену подвластной прежнему домовладыке либо делал ее самостоятельным лицом. Со временем брак sine manu полностью вытеснил форму брака cum manu mariti.

Как уже говорилось, последняя форма брака была характерна лишь для древнейшего периода римской истории. Первоначально власть мужа была неограниченной, правосубъектность жены постоянно поглощалась правосубъектностью мужа. Ее юридический статус был аналогичен статусу детей: по отношению к мужу она находилась в правовом отношении на положении дочери, будучи абсолютно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой он обладал правом жизни и смерти (ius vitae ас necis). Он мог продать жену в рабство, если она без его ведома покидала дом, истребовать ее от любого лица по иску, обеспечивающему возврат имущества из чужого незаконного владения. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже ее родителям, так как выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей с ее кровными родственниками и возникновением агнат-ского родства между нею и семьей мужа.

Идея безграничной власти мужа пронизывала и имущественные отношения супругов. В семье был лишь один субъект имущественных прав

Муж, которому принадлежало не только имущество, нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до брака она была самостоятельным лицом (persona sui iuris), а также имущество, подаренное ей отцом по случаю выхода замуж. Причиной имущественного бесправия

жены было то, что по вступлению в брак она становилась лицом подвластным (persona alieni iuris) и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для самостоятельного распоряжения, это считалось пекулием. Только после смерти мужа имущество могло перейти жене и детям.

Брак sine manu был полной противоположностью браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменение правосубъектности женщины. Кровные родственные связи с ее семьей не прерывались, не возникало агнатского родства между ней и семьей мужа. Муж уже не обладал прежней властью над личностью жены. Тем не менее главенство мужа проявлялось и при браке sine manu. Жена получала имя и сословное положение мужа, местожительство мужа было обязательным и для жены, последствия нарушения супружеской верности были гораздо тяжелее для жены, чем для мужа. При любой форме брака только муж обладал властью над детьми.

Имущество супругов при браке sine manu оставалось раздельным. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежащее ей до брака, но и приобретенное ею в период семейной жизни (наследование, дарение и т.д.). Даже простое управление имуществом жены муж мог осуществлять только в тех случаях, когда жена сама передавала ему имущество для этой цели. При этом отношения между супругами определялись на основании договора поручения. Во избежании узурпации одним супругом прав на имущество другого, дарение между супругами было запрещено. Однако любые другие договоры заключать между мужем и женой дозволялось, как и предъявлять друг другу иски в случае возникновения имущественных споров. В случае спора между супругами относительно каких-либо вещей применялась презумпция, что каждая вещь принадлежит мужу до тех пор, пока жена не докажет свое право собственности на указанную вещь.

Правовой режим приданого (dos) развивался также в сторону усиления гарантий имущественных интересов жены. Приданое (dos) охватывало вещи или иные части имущества, предоставленные мужу женой, ее домовладыкой или третьим лицом для облегчения материальных затруднений семейной жизни. В раннереспубликанский период, когда почти все браки были cum manu, специальной регламентации правового положения приданого не было. Поэтому, если не было особого соглашения по этому

вопросу, то приданое не выделялось из всего остального имущества, приносимого женой, и полностью поступало в собственность мужа. Но в случае развода по инициативе супруга считалось справедливым вернуть это имущество женщине, которая его принесла. Так формула развода по закону XII таблиц звучала: «Res tuas tibi habeto» - «забери с собой свои вещи».

Когда в практику вошли браки sine manu, для приданого был установлен особый правовой режим. Приблизительно на рубеже III-II в. до н. э. устанавливается правило заключения с мужем устного соглашения, по которому муж принимал на себя обязательство возвратить приданое в случае прекращения брака. При отсутствии такого соглашения приданое юридически оставалось в имуществе мужа навсегда, но в силу бытовых традиций муж считал себя обязанным передать его по завещанию в пользу жены. При необоснованном разводе жене стал предоставляться преторский иск о частичном возврате приданого в качестве штрафа.

В классический период приданое получает специальную регламентацию. В течение брака муж является собственником приданого, имеющим право распоряжения этим имуществом. Однако он не мог без согласия жены отчуждать земельные участки, принесенные в приданое. В случае прекращения брака из-за развода или же смерти мужа приданое возвращалось в полном объеме. В случае смерти жены приданое оставалось за мужем. Возвращая приданое, муж имел право удержать известную долю на содержание оставшихся при нем детей, на покрытие издержек, понесенных на поддержание имущества, входившего в dos, в качестве штрафа, если развод наступал по вине жены.

При Юстиниане право на возвращение приданого получает как сама жена, так и ее наследники. Приданое возвращалось полностью, за вычетом издержек, понесенных мужем.

Еще в императорский период сложился обычай, по которому муж, получая приданое, со своей стороны делал соответствующий вклад в семейное имущество в форме дарения в пользу жены. Сначала это дарение совершалось до брака, так как дарение между супругами было запрещено, и называлось предбрачным даром. Юстиниан разрешил совершать это дарение и во время брака. По размеру это имущество соответствовало приданому. Во время брака оно оставалось в собственности и управлении мужа. В случае развода по вине мужа оно переходило жене. При наличии

специального договора жена не могла требовать выдачи этого имущества и в случае смерти мужа.

В Древнем Риме существовало три формы заключения брака с установлением власти мужа: посредством длительного пребывания в браке (usus); посредством религиозного брачного обряда (confcrratio) и посредством мнимой покупки невесты (cocmptio).

Жена попадала под власть мужа, если супруги непрерывно находились в браке в течение одного года. Законы XII таблиц содержали положение, в соответствии с которым супруга, не желающая перехода во власть мужа, должна ежегодно покидать его дом на три ночи подряд.

Религиозная форма заключения брака имела значение в древнейшую эпоху Рима, поскольку только лица, рожденные в этом браке, могли стать высшими жрецами Юпитера, Марса и Квирина. Ряд историков считает ее привилегией патрицианских родов. Символическая же покупка жены была по преимуществу плебейской формой брака. Она совершалась посредством манципации, после чего жена становилась членом семейства.

Условия для вступления в брак. Заключению брака предшествовала помолвка (sponsaliae). В древности и в начале классического периода стороны заключали договор в форме клятвенного обещания вступить в брак. Затем помолвка превратилась лишь в моральное обязательство, принцип свободы брака считался первостепенным. Однако под влиянием христианства помолвка снова приобретает обязательственное значение и сопровождается внесением задатка, который терялся женихом в случае отказа вступить в брак. Отец невесты отвечал в случае отказа в четырехкратном, а с 472 г. н. э. в двукратном размере полученного задатка. Заключение двух помолвок, как и многобрачие, не допускалось.

Заключение брака предварялось наличием определенных условий. Во-первых, достижением брачного возраста. Для юношей он составлял 14 лет, для девочек - 12 лет. Необходимо было согласие жениха и невесты, а если они находились и под властью домовладыки, то и его согласие. Если домовладыка не давал согласия на брак без достаточного основания, оно могло быть получено принуждением со стороны магистрата. Не допускался брак лица, состоявшего в непрскращснном браке. Кроме того, жених и невеста не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать ius conubii, т. е. правом на вступление в законный римский брак. Так, заключение «правильного»

Похожие публикации