Ребенок от рождения и до года: этапы развития по месяцам.

Здравствуйте, дорогие читатели! С вами психолог-дефектолог Ирина Иванова. Сегодня я хочу рассказать вам о том, как развивать ребенка до года по месяцам. Недавно мне пришлось присутствовать при дискуссии, которая развернулась в компании молодых современных женщин.

Речь шла о популярном теперь . Все мамы с воодушевлением рассказывали о достижениях своих деток. Кто-то водит их в студию раннего развития, которых теперь открылось очень много. Кто-то в домашних условиях пользуется методикой , и их дети уже к трем-четырем годам знают буквы и чуть ли не готовятся читать книги самостоятельно.

Нашлись даже приверженцы подзабытой ныне, но от этого не ставшей менее ценной, системой воспитания семьи Никитиных, очень популярной в конце прошлого века. Ну, а уж пособия не использует теперь только тот, кто вообще ничем не интересуется. Но… все это касалось малышей старше полутора-двух лет. А как же дети, которым не исполнилось и года? Неужели им нужен только здоровый сон и полноценное питание?

Просветить аудиторию на этот счет взялась одна из участниц дискуссии — девушка, работающая в развивающем детском центре психологом. Я хочу познакомить вас с тем, что она нам рассказала. Во-первых, она привела нам авторитетное мнение многих известных специалистов в области детской психологии. Оказывается, не стоит возлагать неоправданные ожидания на искусственную стимуляцию развития.

Каждое умение придет к малышу только тогда, когда для его освоения психика, клетки мозга и весь организм в своем развитии поднимется на определенный уровень. Это генетически заложенное в человеке свойство. Ведь вы не сможете сразу сесть на шпагат, если никогда не занимались гимнастикой? Даже если на одно яйцо посадить двух куриц сразу, цыпленок все равно вылупится только на 21-й день.

Да, подготавливать базу для новых умений и навыков нужно. Когда придет пора, зерно упадет в подготовленную почву, но чрезмерно форсировать события излишне. Что касается грудничков до года, то развивать их можно и нужно, но в соответствии с возможностями малыша.

Чем заниматься с ребенком грудного возраста

Нет слов, очень важно, чтобы и «попка была сухая», и «животик работал, как часы», но нужно помнить и о том, что каждый день жизни младенца бесценен для его развития. Вот несколько рекомендаций о том, как развивать малыша по месяцам, чем с ним играть и заниматься.

  • Первый месяц

Не нужно ухаживать за ребенком в полном безмолвии. Разговаривайте с ним спокойным ласковым голосом, и к концу месяца он станет задерживать свой взгляд на вашем лице, а вы дождетесь первой драгоценной улыбки – приглашения к дальнейшему общению. Повесьте над кроваткой на расстоянии 60 см яркую погремушку, пусть он пробует сосредоточить на ней свой взгляд. На первое время этого достаточно.

  • Второй месяц

Берите чаще младенца на руки, да он и сам предпочитает такое положение. Так реализуется генетически заложенное в человеке стремление к познанию. Причем, когда вы держите кроху, не вздумайте с кем-то спорить в это время или злиться. Только добрая мимика, только спокойный и ровный тон разговора. На этом этапе развития главное – удовлетворение ориентировочного рефлекса.

  • Третий месяц

Выкладывайте грудничка на животик, положив перед ним яркий предмет. Разговаривайте с ним, откликайтесь на его гуление: а-а-а, гу-гу, бу-бу . Пойте песенки, включайте мелодичную музыку, не оставляйте надолго плакать в кроватке, чтобы «приучить» занимать себя самостоятельно. Это предпосылки для будущего невроза.

  • Четвертый месяц

Как можно красочнее оформите интерьер, в котором младенец проводит больше всего времени – яркие цвета тканей, карусель с мелодичной музыкой, или двигающиеся модули создадут нужное настроение, подготовят к освоению форм и оттенков цвета. Вкладывайте в его ручку погремушки, подвешивайте их на уровне рук, чаще меняйте положение крохи: то в кроватке, то в манеже, то на руках.

  • Пятый месяц

Это месяц проявления интереса к игрушкам. С этого времени ребенок может сам их взять, захватить, потянуть к себе. Теперь научите его заниматься с ними: постучать, переложить из ручки в ручку, внимательно рассмотреть. Демонстрируйте ему движущиеся игрушки – прыгающие, кружащиеся. Развитие внимания – основа будущего успешного обучения. Не забывайте отвечать на гуление, которое к пятому месяцу становится активным и очень мелодичным. Так вы помогаете развивать речь, основы которой закладываются именно сейчас.

  • Шестой месяц

Ребенок стремится к тому, чтобы начать ползать, и теперь нужно создать для этого условия. Лучше, если это будет специальный манеж, но и часть ковра, закрытая плотным одеялом, тоже подойдет. Выкладывайте перед малышом, лежащим на животике, игрушки. Он будет к ним тянуться и попытается ползти, возможно, на животике или на четвереньках.

Главные развивающие игры в этом месяце – всевозможные коробочки и модули, в которые можно вкладывать и доставать из них предметы. Желательно, чтобы они были снабжены крышками, которые младенцу очень нравится открывать и закрывать.

  • Седьмой месяц

Это период интенсивного развития понимания речи. Разговаривайте с вашей крохой, показывайте предметы окружающего мира, игрушки, называйте их. Так развивается пассивный словарь и предпосылки к тому, чтобы он сам начал разговаривать. Самые лучшие игрушки на данный момент – коробка или ящик с кубиками и шариками, небольшими игрушками. Пусть ребенок их достает оттуда и вкладывает обратно.

Очень полезны игры с водой во время купания, с плавающими в ней предметами. С этого возраста нужно разумно вводить в обиход понятия «можно» и «нельзя». Не стоит забывать о том, что потакание капризам – почва для развития истеричности, а излишняя строгость – предпосылки для воспитания или бунтаря, или нерешительного в будущем человека.

  • Восьмой месяц

Не выкладывайте много игрушек сразу, лучше периодически прячьте их и доставайте по очереди. Для того чтобы развивалось мышление, нужно разыгрывать с ними небольшие сценки, понятные малышу. Пусть куклы ходят, едят, спят, кормят кошечек и собачек. Сопровождайте эти спектакли понятными комментариями и звукоподражаниями. Они принесут гораздо больше пользы для развития интеллекта и речи детей, чем самые лучшие развивающие мультики.

  • Девятый месяц

Поиграйте в прятки, когда вы будете прятать под платком или пеленкой себя, вашего малыша или игрушку. У детей в этом возрасте появляется модулированный лепет. Выделяйте из него слоги, похожие на слова родного языка, повторяйте их выразительно несколько раз. Так вы создаете предпосылки для того, чтобы их произнес ваш малыш.

Включайте музыку для слушания, пусть это будут легкие мелодии или детские песенки. Стоя на полу или в манеже, дети будут пританцовывать под них. Играйте с игрушками вместе, показывайте их возможности, называйте цвет и форму предметов, просите подать вам определенную вещь. Цепкая память крохи сохранит эти знания, и скоро он сам будет оперировать этими понятиями.

  • С 10 месяцев до года

В это период нужно неустанно разговаривать с ребенком. Говорите все, что угодно, нельзя только молчать. Сопровождайте комментариями ваши действия, рассказывайте о том, что происходит в доме, что вы видите на прогулке, за окном.

Всевозможные пирамидки, вкладыши, игры, где требуется что-то куда-то вложить (типа игры «почтовый ящик»), колечки, надевающиеся на штырьки, матрешки, крупные пазлы из пластика – вот минимальный набор развивающих игр и игрушек. Дайте малышу лист плотной бумаги и мягкий карандаш. Он уже способен оставить след на листе, провести черточку. Читайте книжки, играйте в пальчиковые игры, пойте ему песенки и рассказывайте потешки.

Клуб Увлеченных Мам

Каждый родитель мечтает, что его ребенок будет самым-самым, и в том числе, интеллектуально. Но мечтать — это одно дело, другое дело — воспитать гения.

Будучи беременной, я целеустремленно читала литературу о развитии детей, пытливо «глотала» разные книги по методикам и искала пути, как все это применить в своей жизни.

Идеями раннего развития детей в наши дни пронизано все, родители, не слышавшие о раннем развитии, являют собой ничтожно малую цифру.

Итак, как с пеленок заниматься интеллектуальным развитием ребенка до года?

Начнем с небольшого отступления и поговорим о том, как происходит развитие мозга.

При рождении у новорожденного мозг сформирован не полностью и составляет примерно одну восьмую часть от массы тела. Дальнейшее развитие мозга увеличивает его объем к 9-10 месяцам в два раза.

Когда-то давно я с удивлением узнала, что рост мозга у новорожденного зависит от его двигательной активности. Мозг развивается, если новорожденный получает разнообразный опыт и имеет возможность вести активную деятельность.

Связь развития мозга и физической активности доказана американским врачом-физиотерапевтом Гленном Доманом.

Гленн Доман и его соратники изучали развитие мозга, поскольку занимались реабилитацией детей с травмами мозга и поражениями нервной системы. Итогом работы стала система, названная «методикой Домана» — о ней вы можете подробнее узнать . Если вам интересно, подробно о развитии мозга вы можете прочитать в книге Гленна Домана «Гармоничное развитие ребенка».

Теперь, когда мы выяснили, что интеллектуальное развитие ребенка до года очень сильно зависит от физического развития, то понимаем, что задача родителей — создать новорожденному условия для двигательной активности. Ниже мы перечислим виды двигательной активности, подходящие малышам до года.

Однако физическая активность — это не единственное, что развивает интеллект ребенка до года.

Стимулирует развитие мозга большое количество поступающих в него сигналов. Чтобы у мозга была «пища», необходимо создать условия для сенсорного развития малыша. Сенсорное развитие включает развитие обоняния, вкуса, слуха, осязания, зрения.

Итак, для интеллекта развиваем:

Обоняние. Давайте вашему малышу нюхать разные запахи. Но сами лучше не используйте парфюм, малыш должен знать ваш особенный запах.

Вкус. Вкусовые эксперименты отложите до начала введения прикорма. Будьте аккуратны с аллергенами.

Слух. Разговаривайте с малышом, пусть он узнает разные интонации, слушайте и пойте песни, играйте на музыкальных инструментах или ходите на концерты. Интересен опыт музыкального развития Сузуки, о нем и его методике вы можете прочитать .

Осязание. Прикасайтесь к коже своего малыша как можно чаще. Контакт матери с ребенком «кожа к коже» считается одним из лучших «лекарств» для младенцев.

Как создать условия физической активности для развития интеллекта ребенка до года

Свобода от пеленок

Тугое пеленание прочь! Меньше пеленайте ребенка, пусть все время бодрствования малыш имеет возможность двигаться.

Недавно стали мамой малыша?

Ползание

Новорожденный умеет ползать! Вы не знали?

Я узнала об этом из книги Гленна Домана и вспомнила, как на третий день своего рождения мой младший сын прополз около полутора метров по покрывалу нашей родительской кровати. Тогда я подумала, что это случайность, и в итоге списала на то, что мне это показалось.

Очень жаль, что узнала я о ползании новорожденных по-пластунски, уже когда моему сынишке было около трех месяцев, и его рефлекс ползания давно угас. Не повторяйте моей ошибки. Знайте, новорожденные ползают! И кладите их на животик почаще, чтобы они могли реализовать этот свой навык!

Живите на животе

Это не предложение выкладывать малыша на живот, а предложение дать новорожденному другую жизнь, отличную от той, на которую обречены малыши, лежащие целый день на спине.

Когда ваш малыш не спит, положите его на живот. Носите на руках в позе «футболиста», это когда голова ребенка находится у вас на сгибе локтя, а его тело располагается на вашей руке от локтя до кисти руки. Попробуйте, так малыши еще и легко успокаиваются.

Такое положение ребенка в пространстве дополнительно стимулирует активное овладение мышцами шеи, и ваш малыш быстро начнет хорошо держать головку.

Фитбол

Очень популярна гимнастика на фитболе для малышей. В этом видео вы можете увидеть несколько полезных упражнений:

Купание, ныряние

Займитесь купанием в большой ванне и обучением нырянию до 3 месяцев. Методику несложно изучить по видеоинструкциям, еще лучше — обратиться для обучения к специалистам. Ранее обучение плаванию позволяет в некоторых случаях исправить даже последствия родовых травм.

Динамическая гимнастика

Надо сказать, что этот вид физического развития вызывает бурные споры в среде родителей, медиков и специалистов, практикующих динамическую гимнастику, поэтому, мы пишем о ней здесь лишь с целью дать вам информацию о том, что такой вид гимнастики для младенцев существует. Решение, заниматься ли вам с вашим малышом этой гимнастикой, принимать вам.

Материнский массаж

Это вид массажа, доступный любому родителю. Материнский массаж помогает выразить любовь к новорожденному телесно и дать своему малышу ощущение защиты.

Прохлада

Не создавайте для вашего малыша «тепличных условий». Воздушные ванны – это первая легкая закалка организма. В прохладных условиях малыш будет находиться в тонусе и совершать больше движений.

Что может быть приятней, чем наблюдать, как растёт ваш малыш? В первые двенадцать месяцев его жизни происходят невероятные события. Ребёнок значительно набирает в весе, учится ползать, а затем и ходить. Вскоре он уже проявляет наблюдательность и обнаруживает причинно-следственные связи происходящего вокруг него. В это же время малыш начинает по-своему общаться. Дети до года удивляют одновременным ростом и развитием во всех областях: физической, сенсорной, поведенческой и речевой.

Аспекты развития ребенка до года

Социальное развитие ребёнка постоянно совершенствуется. Достаточно рано он уже оказывает предпочтение знакомым лицам, голосам и даже прикосновениям. Он улыбается и радостно воркует. Но один лишь вид незнакомого лица вызывает проявление дискомфорта и недовольства. Происходит развитие пассивной речи. Малыш способен понимать слова и связывать их с предметами, а затем постепенно он учится и сам произносить слова. Ребёнок достигает значительных успехов и в развитии моторных навыков. Он учится держать головку, садиться, перекатываться, вставать на ноги и даже ходить. Он демонстрирует зрительную координацию движений рук и начинает хватать предметы, тянуться за ними или даже подбирать их.

Умственное развитие ребёнка от рождения до полугода

Первые шесть месяцев после рождения младенцы лепечут, воркуют и издают другие звуки для общения и выражения своих чувств. Они уже осознают наличие у себя рук и ног. Ребёнок будет отзываться на звук, поворачиваясь в его направлении. Он может сконцентрироваться на движущемся объекте и будет сопровождать его движение взглядом. Он пытается исследовать самые различные вещи, засовывая их в рот и пытаясь облизать. Его плач бывает разным, выражая гнев, голод и боль. Но малыш ещё не в состоянии помнить предметы, которые исчезли из поля его зрения.

Умственное развитие ребёнка от шести месяцев до года

К полугоду ребёнок уже достаточно взрослый, чтобы реагировать на простые инструкции. На этом этапе он может помахать рукой на прощанье и играть в «ладушки». Малыш уже начинает искать предметы, которые не видит в текущий момент. Объём памяти значительно увеличивается. Он может пытаться произносить элементарные слова, такие как «мама» и «папа». Малыш подражает окружающим. Он произносит звуки, которые обычно понимают самые близкие ему люди.

Достижения в развитии годовалого ребёнка

Ребёнок примерно годовалого возраста очень любит, когда ему читают книжку. Ему нравится рассматривать картинки в книжках, и он будет с интересом листать страницы. Складывать предметы один за другим в ёмкость – тоже простая, но очень интересная в этом возрасте игра. Малыш будет с любопытством крутить в руках разные предметы, чтобы внимательнее рассмотреть их. Он играет с мячом, перекатывая его по полу. Всё новое вызывает у него огромную радость и интерес. А вот ограничения ему не понравятся. К году ребёнок уже научится отрицательно качать головой, если ему что-то не по нраву.

Младенец может попытаться составить башню из двух кубиков, но часто такая попытка заканчивается неудачей. Он уже умеет переворачивать страницы картонной или тряпичной книги. Ребёнок в состоянии проследить взглядом за быстродвижущимся объектом. Дети до года часто способны произносить несколько слогов или слов, а к году их пассивный словарный запас намного больше. Некоторые слова малыши особенно любят повторять опять и опять. Они уже могут определять предметы по их названию. Ребёнок понимает простые инструкции, может выражать своё к ним отношение.

В нашем разделе Вы найдете все подробности развития малыша по месяцам! Здоровья Вашим любознательным деткам!

Интеллектуальное развитие ребенка начинается уже в период внутриутробной жизни. Следовательно, начинать занятия следует еще до рождения малыша. Когда кроха родится, огромное влияние на формирование его интеллектуальных способностей окажет та среда, в которой ему предстоит расти.

Семейное воспитание играет важную роль в становлении всех способностей малыша. Из этой статьи станет понятно, как развивать мозг крохи, чтобы в будущем он стал умным и успешным.

Интеллектуальное развитие ребенка

Интеллектуальное развитие тесно связано с мышлением человека, и все же не исчерпывается только лишь мыслительными процессами. Интеллект человека охватывает разнообразные функциональные сферы. Он объединяет в себе:

  • умственные способности;
  • эмоциональное мировосприятие;
  • физическую культуру.

Интеллектуально развитый человек, это, прежде всего, гармоничная личность, которая с легкостью адаптируется к любым жизненным ситуациям и может:

  • быть успешным в учении, быстро и легко усваивать новые знания;
  • применять приобретенные знания на практике;
  • на основе усвоенных знаний уметь создавать что-то новое.

Интеллектуальное развитие включает в себя несколько направлений, каждое из которых играет значительную роль. Выделяют следующие виды интеллекта:

  • вербальный – учит общаться с окружающими людьми, вести диалог, находить контакт со сверстниками;
  • логический – тесно связан с мышлением, помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
  • физический – учит координировать движения, а также положительно влияет на моторику;
  • эмоциональный – связан с чувствами и впечатлениями человека, помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы;
  • социальный – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
  • духовный – обогащает внутренний мир человека;
  • творческий – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность.

Таким образом, чтобы человек вырос полноценно развитой личностью, следует уделять внимание всем сферам его интеллекта, а также, организовывать физическую активность. Не стоит забывать, что когнитивное развитие ребенка имеет тесную связь с двигательной функцией.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Развитие интеллекта у детей зависит от:

  • наследственности, получаемой детьми на генетическом уровне;
  • характера течения беременности: лекарства, алкоголь, курение, болезни, эмоциональное состояние во время вынашивания ребенка – все это влияет на формирование будущего интеллекта;
  • образа жизни ребенка, его двигательной и познавательной активности;
  • социального уровня семьи;
  • темперамента и характера;
  • влияния школы;
  • развития интеллекта взрослых;
  • личностных характеристик родителей.

Некоторые причины, влияющие на интеллект ребенка, изменить трудно. Но их можно подкорректировать.

Когда начинают развивать интеллект

Обучением следует заниматься с первых же дней появления младенца на свет. Некоторые матери начинают этот процесс еще тогда, когда кроха находится в утробе. В этот период можно делать первые шаги в формировании интеллектуальной сферы. В наше время разработано множество методик, которые помогают закладывать начальный фундамент интеллекта. На развития будущего малыша воздействуют:

  • цветотерапией;
  • прослушиванием музыки;
  • общением с будущим малышом
  • тактильным воздействием;
  • физической активностью будущей мамы;
  • духовным обогащением женщины в период вынашивания ребенка.

После рождения малыша обучение нужно продолжать. И все же, интенсивное интеллектуальное развитие у ребенка приходится на период с двух до восьми лет. В этом возрасте мыслительная и эмоциональная сфера находятся в стадии становления.

С малышом необходимо заниматься: играть в логические игры, читать ему книги, расширять кругозор и словарный запас. Не стоит забывать, что когнитивное развитие в детском возрасте происходит через игру.

Этапы формирования интеллекта

Огромное влияние на интеллект оказывают мыслительные процессы, а мышление в свою очередь, тесно связано с движением. Пока ребенок маленький, ему необходимо много двигаться: ползать, бегать, заниматься физкультурой, карабкаться по лестнице, прыгать. Все это способствует развитию мозга.

Не стоит ограничивать подвижность крохи, он должен познавать мир в движении. Запреты сдерживают мозговую активность.

Малышу исполнилось два года – пора обратить внимание на формирование логики. Для крохи следует подобрать упражнения на развитие логического мышления.

Главное при этом, чтобы занятия проводились в доступной форме. В этот период приступают активному обогащению словарного запаса, речи, малышу много читают, разговаривают с ним.

Первый этап развития – 2-3 года, в этот период мироощущение малыша строится на данных, которые предоставляют органы чувств. Когнитивное развитие в раннем детстве следует организовывать с учетом этого фактора. Процесс обучение строится следующим образом:

  • малышу дают предметы разнообразной текстуры, ощупывая которые, кроха придет к выводу, что все предметы имеют неодинаковую поверхность;
  • повлиять на формирование мышления можно воздействием разнообразия ароматов и вкусов;
  • совершенствование интеллектуальных способностей происходит посредством воздействия на сферу психики, в этом случае проверенным помощником являются сказки.

Второй этап приходится на три-четыре года. В этом возрасте малыш начинает ощущать себя личностью, у него появляются собственные планы, кроха пытается все делать самостоятельно. Не стоит ему мешать, необходимо создавать такую среду, в которой ребенок мог бы, проявляя активность, познавать мир. На втором этапе родителям следует обратить внимание на следующие факторы:

  • поощрять инициативу малыша;
  • давать посильные поручения;
  • относится со всей серьезностью к достижениям малыша;
  • поощрять креативное мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому, учить бережно относиться к природе.

Третий этап – дошкольный. Когнитивное развитие в дошкольном возрасте должно проходить в игровой форме. В этом возрасте у ребенка ведущим видом деятельности является игра: настольные, компьютерные, подвижные игры помогут овладеть новыми знаниями и умениями в ненавязчивой обстановке. Например

Когнитивное развитие дошкольника непременно должно включать совершенствование речи. А также развитие любознательности.

Таким образом, дети начинают поэтапно приобщаться к учебной деятельности.

В этом возрасте необходимо заострить внимание на общение с людьми. Коммуникативные способности помогут заводить друзей и заниматься коллективной деятельностью. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является базой для обучения в школе.

С поступлением в школу, первоклассник начинает знакомиться с научными знаниями, кроме того, активно развиваются его социальные умения. Школьник учится налаживать отношения с одноклассниками и учителями. влияет и на его школьную успеваемость, и на становление его социальных навыков.

В юношеском возрасте познавательный интерес начинает спадать. В этот период родителям необходимо стимулировать умственную активность и когнитивное развитие подростка, готовить его к предстоящим экзаменам не только умственно, но еще и эмоционально.

Способы развития интеллекта

Формирование и развитие интеллекта у дошкольников можно проводить разными способами. К наиболее эффективным средствам относят игру. Это могут быть и подвижные коллективные игры, и спокойные игры для небольшого количества детей: шашки, шахматы, всевозможные настольные игры. Есть множество других способов:

  1. Детей увлекают творческими заданиями. Полезным занятием для малышей будет лепка, конструирование, рисование.
  2. Занятия математикой развивают логическое мышление.
  3. Чтение помогает пополнить словарный запас и развить эмоциональную сферу.
  4. Компьютерные игры развивают логическое мышление. Отличный вариант —
  5. Дошкольника учат задавать и отвечать вопросы, это развивает способность рассуждать.

Занятия осуществляют регулярно, только в этом случае будет достигнут положительный результат.

Психологи советуют родителям учесть следующие факторы во время занятий с детьми:

  • занятия с малышами организуют в игровой форме;
  • игрушки для уроков желательно делать совместно;
  • не рекомендуется перегружать малыша, все упражнения должны быть доступными для него;
  • необходимо замечать то, к чему у малыша лежит душа, выявлять у него таланты и способности;
  • в случаях возникновения затруднения, следует прийтина помощь, нельзя оставлять малыша наедине с проблемой;
  • когнитивное развитие в дошкольном возрасте строится в активной игровой форме;
  • достижения ребенка должны быть отмечены, при получении положительного результата ребенка следует похвалить;
  • необходимо изучать интеллектуальные способности дошкольников и развивать их;
  • дошкольника и младшего школьника нужно учить испытывать радость познания.

Школьники и подростки нуждаются в дополнительном источнике жирных кислот омега-3, которые входят в структуру головного мозга и отвечают за память, внимание, мышление и интеллект. Для того чтобы улучшить мыслительные функции, ребенку можно давать препарат Омега интеллект для школьников.

Получая необходимые мозгу нутриенты, школьник будет лучше справляться с учебной программой и умственными нагрузками. Омега интеллект для школьников будет полезен как для младших школьников, так и для учащихся старших классов.

Игры для развития интеллекта

Существует несколько упражнений, которые способствуют развитию мышления. Их можно предложить детям любого возраста. Игры должны проводиться в условиях доброжелательной атмосферы.

  • Игра «На поиски клада»

Вместе с малышом на бумаге создают план квартиры. Ребенку разъясняют, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте делают отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача малыша – найти клад. В ходе игры малыш научится ориентироваться в пространстве.

  • «Деревья и плоды»

Для проведения игры потребуется приготовить изображение деревьев и плодов с них, также можно сделать листики. Задача малыша – подобрать листочки и плоды к нужному дереву. Цель игры – развить логическое мышление.

Игры для развития социального интеллекта

Такие игры необходимы для того, чтобы малыш мог налаживать контакт с окружающими людьми, они помогут освоить нормы поведения в обществе. Игру организовывают в детском коллективе.

Одному участнику завязывают глаза, его задача – добраться до определенного места в сопровождении сверстника. «Поводырь» направляет и подсказывает, куда нужно идти, помогает преодолевать препятствия, возникшие на пути.

Игра учит доверию и взаимопомощи.

  • «Разноцветный букет»

Игра помогает ребятишкам налаживать дружественные контакты, получать радость от общения. Это достигается с помощью комплиментов, которые дети делают друг другу.

Взрослые предлагают создать совместно разноцветные цветы, каждый лепесток будет посвящен присутствующему лицу и сопровождаться комплиментом в его адрес. К игре готовят разноцветные лепестки и поляну, атрибуты делают из бумаги.

Развитие эмоционального интеллекта ребенка

Эмоциональные игры помогают получать разные ощущения и анализировать, что является приятным, а что нет.

  • «Радость»

Детям предлагают сосредоточиться на собственных ощущениях и описать, как они испытывают радость или другие эмоциональные ощущения. Каждый участник игры начинает свою фразу так: Радость – это…

Данная игра помогает детям сосредоточиться на положительных моментах и испытывать приятные ощущения.

  • «За стеклом»

Малыши учатся контактировать между собой и доносить другим собственные ощущения. Ведущий пытается выразить с помощью мимики эмоцию или состояние, остальные – угадывают, что испытывает человек, стоящий перед ними. Человек, отгадавший эмоцию, становится ведущим. В игре дети учатся быть внимательными друг другу и понимать желания друг друга.

Интеллектуальное развитие детей проводится в доброжелательной атмосфере. Родители помогают малышам справляться с трудностями. Уроки организуют ежедневно. Выбирая упражнения для когнитивного развития младшего школьника, следует учитывать возраст, способности и интересы ребенка. Заботливые родители должны знать, как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным.

В детской колясочке рядом с ребенком лежат газеты.
- О, какой удивительный малыш! - восторгается прохожая старушка. - Он уже читает газеты?
- Что вы! Он ведь не вундеркинд, - возражает мать ребенка. - Он пока только решает кроссворды.

Из семейных историй

Бытует мнение, что если у ребенка низкий коэффициент интеллекта (IQ - начальные буквы словосочетания intelligence quotient, что буквально переводится как «коэффициент интеллекта»), то он бездарен и ограничен. Но так ли это? Попробуем разобраться.

Впервые коэффициент IQ, соотношение «умственного» и фактического возраста, был применен в 1916 г. Считается, что IQ нормально развивающегося ребенка - 100. Если IQ достигает 120-135, ребенок считается одаренным. Если же коэффициент превышает 160, то это уже вундеркинд.

В двадцатые годы американские ученые начали эксперимент. Они выявили почти полторы тысячи высокоодаренных (по данным тестов на IQ) детей. Наблюдали за ними всю жизнь, до глубокой старости. Оказалось, что с годами вундеркинды все меньше выделялись среди своих сверстников. Вывод отсюда был сделан следующий: надежность подобных тестов весьма сомнительна, на их основе нельзя строить долгосрочные прогнозы и делать окончательный вывод об одаренности ребенка.

Психолог-консультант Марина Юрьевна Медведева отмечает: «...тесты на IQ не показывают объективно ни степени одаренности, ни возможностей интеллектуального развития личности. Это набор усредненных задач для определенного возраста. Но подбор их во многом зависит от личности самого составителя теста, а результат связан со всем предыдущим жизненным опытом ребенка, его социальным окружением, с тем, в какой семье он вырос и с кем общался до сего дня. Подобные тесты критикуются именно потому, что дети из «простых» семей, как правило, имеют коэффициент меньше - но не из-за отсутствия интеллектуального потенциала, а потому что уровень информированности в их семьях заведомо ниже.

Задачи теста, как правило, выявляют способность ребенка к вербально-логическому, абстрактному мышлению, но у некоторых детей лучше развит практический интеллект. Не учитывают тесты IQ и того, что неординарно мыслящий ребенок может дать ответ, который с традиционной точки зрения будет считаться неправильным. Наконец, совершенно сбрасывается со счетов эмоциональное напряжение, которое во время тестирования разные дети испытывают по-разному.

Поэтому ставить какую-то «черную метку» на основании подобного тестирования просто непродуктивно. Недостаток его в том и состоит, что тест проводится всего несколько минут. А вот последующего глубокого анализа, почему ребенок не ответил на тот или иной вопрос, не происходит. С точки зрения психологов, давать такие тесты в обычных школах в середине года вообще неправильно. Более правильно делать это в лицеях, гимназиях на вступительных собеседованиях, так как там сознательно ставится цель путем тестирования отобрать детей примерно одного социального уровня и информированности».

Впрочем, насчет оправданности тестирования при поступлении детей в школу у многих специалистов также есть сомнения. Так, профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования, член-корреспондент РАО, автор десятков книг об образовании и воспитании, относится к ним отрицательно, считая, что: «Достоверных тестов немного. Чаще используются методики экспертной оценки, а один специалист почти всегда субъективен. Если смотреть правде в глаза, такое тестирование - это способ отобрать «удобных» учеников. А школа должна учить всех».

Но вернемся к теме одаренности детей. На мой взгляд, не одаренных детей просто не существует в природе, а то, насколько одаренность ребенка раскрывается, зависит в первую очередь от воспитания.

Быть вундеркиндом вовсе не так уж приятно, как об этом некоторые думают. Опережая «средних» детей по многим параметрам, «одаренные» развиваются очень неравномерно. Часто умственное развитие (особенно речевое) гораздо превышает эмоционально-личностное.

За уникальные способности детям приходится «дорого заплатить». Слава многих вундеркиндов была весьма недолгой, они исчезали из поля зрения, чаще всего так и не оправдав больших надежд, на них возлагаемых. Нередки случаи, когда нетерпеливые родители, надеясь нажить на талантах своих детей капитал, немилосердно их перегружали, не оставляя времени на простые радости детства, что, естественно, приводило как к телесным, так и к психическим недугам.

Доктор психологических наук, профессор Диана Богоявленская считает: «Работа с талантливыми детьми сегодня напоминает мне спортивные соревнования: чей воспитанник раньше всех окончит школу, получит престижную премию, кто больше всех выдаст таких воспитанников «на-гора»... Не отстают от педагогов и некоторые родители. Иные амбициозные мамы и папы доводят своего ребенка до нервного срыва, искренне считая, что изнурительными многочасовыми занятиями помогут ему и еще больше разовьют его дар.

Заставляя ребенка жить в постоянном режиме повышенных нагрузок и требований, эксплуатируя только одну сторону его возможностей, они часто, сами того не подозревая, выступают в роли великих инквизиторов не только для развития личности ребенка, но и для его дарования». Есть мнение, что каждому человеку отпущен определенный ресурс возможностей. Нередко вундеркинды растрачивают отпущенный Богом талант еще в детстве, становясь к двадцати годам заурядными людьми. Исчезновение привычного ореола гениальности у «бывшего вундеркинда» зачастую приводит к тяжелым психическим травмам.

Родителям надо задуматься - стоит лишать ребенка счастливого детства ради предположительной перспективы будущих достижений. Может, лучше любить его таким, какой он есть, и радоваться любым, даже самым маленьким, достижениям?

Предлагаемый ниже тест, составленный психологами для детей 7-13 лет, поможет определить степень таланта вашего ребенка.

Не разочаровывайтесь, если результат тестирования не соответствуют ожиданиям ведь малыш меняется, все еще у него впереди. И тем более не стоит всерьез считать его каким-то особенным, если результаты окажутся превосходными.

Составители теста предупреждают: этот тест - полуигра-полушутка.

Тест «Кто вам рассказывает сны?»

Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы, затем подсчитайте очки. Каждый ответ «да» - 1 очко.
1.Случается ли ребенку находить необычное примененение какому-либо предмету?
2.Меняет ли он свои наклонности?
3.Любит ли рисовать абстрактные картинки?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6.Сочиняет ли рассказы или стихи?
7.Любит ли вырезать затейливые фигуры?
8.Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?
9. Бывают ли у него желания что-то переделать на свой вкус?
10. Боится ли темноты?
11 .Изобрел ли когда-нибудь новое слово?
12.Считал ли это слово понятным без объяснений?
13.Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14 .Был ли удачлив этот замысел?
15.Использовал ли когда-либо вещь не по ее назначению?
16.Могли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17.Самостоятелен ли он в выборе одежды, прически?
18. Есть ли у него свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21.Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретает ли собственные игры или развлечения?
23.Помнит ли и рассказывает свои сны или пережитые впечатления?

Результаты.

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19: ребенок не всегда обнаруживает свои способности. Он находчив и сообразителен только тогда, когда чем-либо заинтересован.

От 9 до 14: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.

Мазуркевич С.А.

Энциклопедия заблуждений. Дети. - М.: Издательство ЭКСМО - Пресс, 2002

Похожие публикации