Проект эти удивительные магниты в детском саду. Познавательно-творческий исследовательский проект «Волшебные свойства магнита

Инга Варлашова
Познавательно-исследовательский проект «Свойства магнита»

Познавательно-исследовательский проект :

«Свойства магнита »

Группа № 10 «Паруса»

Воспитатель : Варлашова Инга Анатольевна

Место выполнения :

МАДОУ № 5 «МОРЯЧОК» Краснодарский край г. Геленджик

Актуальность :

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Главное достоинство экспериментирования в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В детском экспериментировании наиболее сильно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний. Экспериментирование связано со всеми видами деятельности такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, ФЭМП.

Проблема :

Знакомство с магнитом произошло с игрой «Лабиринт» когда дети взяли держатель «карандаш» и начали двигать по лабиринтам небольшой железный шарик, сначала детей заняла игра, затем им стало интересно как двигается шар по лабиринту не соприкасаясь с держателем «карандашом» притом же держатель и шар были отделены друг от друга прозрачным плотным пластиком.

Цель проекта :

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование. Изучить свойства магнита и возможности использования в свободной игровой деятельности детей.

Задачи проекта :

Образовательные

Знакомство с понятием «магнит »

Развивать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств.

Развивать познавательную активность , обследовать предмет и экспериментировать с ним - формировать представление о свойствах магнита выявить действия магнитных сил Земли . Развивать мыслительные операции, логическое мышление, умение выдвигать гипотезы, делать выводы стремления к самостоятельному познанию и размышлению , активизировать словарь детей.

Поддерживать у детей инициативу, самостоятельность.

Способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения, взаимопонимания, воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Методы проекта : Игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно -экспериментальный.

Этапы и сроки реализации.

1этап. Подготовительный

2этап. Практический

3 этап. Заключительный

1 этап. Подготовительный

1. Знакомство с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.

2. привлечь родителей к подбору тематической художественной и детской литературы;

3. просмотр мультфильмов «Фиксики»

4. пополнение развивающей среды :

5. работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

6. разработка занятий, определение тематики бесед.

2 этап. Практический

1. Ознакомление с природным происхождением магнит .

2. Узнать свойства магнита - опыты с магнитом , игры с магнитной доской , игры с магнитом в уголке экспериментирования, исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит

3 этап. Заключительный

1 Создание магнитного театра «Пчела Майя»

2 Изготовления дидактической игры «Притянет не притянет?»

3 Итоговое занятие

Материал и оборудование :

1 большой магнит , маленькие магниты по числу детей , скрепки, булавки, маленькие гвозди, гайки, набор предметов из различных материалов : мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, стеклянная ёмкость, бумага, предметы из дерева, пластмасс, камни, алюминия.

Итоговое занятие

Организационный момент

Идёт деятельность в группе раздаётся звонок скайпа.

Воспитатель :

Ребята нам кто то звонит, вам интересно кто это звонит? Давайте узнаем?

Ответы детей…

2 Видео : обращения Фиксика к детям.

«Здравствуйте ребята, я Фиксик посмотрите, что я обнаружил. Наш профессор сказал, что это магнит , но он забыл сказать зачем он нам нужен. А нам так хочется знать, для чего он нам нужен, где его можно использовать и каковы его свойства » (связь прерывается)

Воспитатель : Ребята, мы сможем помочь Фиксику?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, а вы сами знаете, что такое магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : А где вам встречался магнит ?

Ответ детей…

Воспитатель : Ребята, я вам предлагаю превратиться на время в исследователей и помочь узнать Фиксику о свойствах магнита , вы согласны?

Ответы детей…

Воспитатель : А в этом нам помогут вот эти предметы, как вы думаете, что это такое?

Ответы детей…

Воспитатель : Тогда возьмите каждый по магниту , и мы сможем с вами показать и рассказать Фиксику свойства магнита .

Воспитатель вместе с детьми обходят группу, подносят магниты к предметам .

Исследования :

Дети проводят магнитом над предметами , пластик и бумага, алюминиевые конструкции мягкие игрушки, карандаши, пуговицы, камни, не притягиваются,а железные детали притягиваются к магнитам . У воспитателя в руках большой магнит , воспитатель обращает внимания детей, что размер магнита играет значения , магнит притягивает больше предметов к себе и примагничивает сильнее .

Воспитатель : Что мы с вами видим?

Ответы детей…

Воспитатель : Мы узнали что, металлические предметы из стали и железа притягиваются к магниту , а алюминиевые, бумага, камни, мягкие игрушки, дерево, пластик не испытывают его притяжения. Так же играет значения какой по размеру магнит .

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете сможет ли магнит притянуть предмет , если между ними будет препятствие?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте исследуем?

Ответы детей…

Исследование :

«Есть ли у магнита препятствия

Наполненная емкость с различными веществами (стеклянные небольшие шарики, песок, крупа, камни, картон, на дно которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость .

Ответы детей…

Воспитатель : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, манки, гороха, а также среди камней, а так же может двигать предметы через картон. Магнит не боится препятствий.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете магнит боится воды ?

Ответы детей…

Воспитатель : А хотите проверить?

Ответы детей…

Исследование :

«Сокровища морского дна»

В ёмкость с водой опустим металлические небольшие монеты, булавки, скрепки. Затем надо вести магнит по внешней стороне ёмкости скрепка следует за движением магнита вверх .

Воспитатель : Что мы с вами увидели?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитная сила проходит через воду и стекло и магнит не боится воды .

Физ-минутка :

Воспитатель :

Ребята наши руки устали давайте с вами немного отдохнём?

Ответы детей…

Воспитатель : Представьте себе, что я магнит , я раздам вам карточки с картинками, на них будет изображения, то что притягивает магнит и не притягивает , это будет как будто ваше имя, на время игры. Кому попадется ключ, кому то пластиковый конструктор и т. д. Я буду проходить мимо каждого из вас, и каждый из вас будет притягиваться ко мне как к магниту или убегать в сторону. (Игра повторяется, с заменой карточек)

Воспитатель : Друзья мои, мы немного отдохнули, хотите ещё продолжить наше исследования?

Ответы детей :

Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете магнитные свойства можно передать обычному железу?

Ответы детей…

Воспитатель : А давайте проверим?

Ответы детей…

Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки, если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле .

Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить,если просто резко стукнуть предмет.

Воспитатель : Что вы узнали нового?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?

Ответы детей…

Наводящие вопросы воспитателя :

Какого цвета магнит ?

Он твёрдый или мягкий?

Он лёгкий или тяжёлый?

С каким свойствам магнита вы познакомились ?

- Магнит притягивает железные предметы?

- Магнитные силы проходят через разные материалы?

А через какие материалы притягивает магнит ?

Действует ли магнит на расстоянии ?

- Магнит может притягивать через препятствия?

Играет ли размер магнита в примагничивании ?

Ответы детей :

Воспитатель : А кому мы можем об этом рассказать?

Ответы детей…

Воспитатель : Да, нам сегодня звонили Фиксик и он очень ждёт нашего рассказа. А как мы сможем ему об этом рассказать?

Дети :

Воспитатель : Ребята нас сегодня снимали на видео камеру, давайте отправим наше видео Фиксику, и он сможет увидеть и услышать, что примагничивает магнит . Вы согласны?

Ответы детей…

Заключительный этап (Совместная деятельность в режимных моментах) :

Изготовление театра «Пчёлка Майя» ;

дидактическая игра «Магнитит , не магнитит » .

Список литературы :

1. «Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников» --Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

2. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013

Сотовая связь, компьютеры, банкоматы - не работают… Так было бы, если бы мир лишился магнитных свойств. Практически всё, что мы используем - следствие использования магнитных материалов в большом количестве. Это электроприборы, электродвигатели, различные датчики, денежные купюры, банковские карты, автомобили….
Природа полна тайн и загадок. И необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы вызывала у меня удивление с раннего детства. Моё первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда в один из дней рождений мне подарили игры с магнитами. Сначала меня занимали сами игры, а недавно мне подарили набор «природа магнетизма». И так, мне захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе и есть ли у него связь с электричеством, потому что я живу в молодом городе энергетиков. Ведь главная гордость нашего города - это атомная станция.

Цель нашей работы: Выяснить влияние электричества и магнетизма на окружающие предметы.

Задачи:
1. Выявить способности магнита.
2. Определить, какими свойствами обладают магниты.
3.Установить, есть ли связь между магнитами и электричеством.

Методы исследования: наблюдение, сравнение, изучение литературы, эксперименты, обобщение.

Гипотеза: “Что такое магнит?”

Предположим… это волшебный предмет.

Возможно, что … это предмет, который притягивает к себе металлические предметы.
Допустим... магнит чем-то полезен на Земле.
Допустим … электрический ток без магнитного поля не существует.

Легенда о магните
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). На многих языках мира магнит - это значит «любящий».
Первым прибором, основанным на явлении магнетизма, стал компас. Компас - это устройство для ориентирования на местности. При помощи компаса можно определить, где находятся стороны света: север, юг, запад, восток. Он был изобретен в Китае, приблизительно между IV и VI веками. Устроен компас довольно просто: внутри у него есть магнитная стрелка, которая вращается вертикально и по кругу, она всегда указывает на север. А определив по стрелке, где север, можно определить и где находятся остальные части света. Без этого простейшего навигационного прибора были бы невозможны Великие географические открытия 15-17 веков.

Магнитные полюсы Земли не совпадают с его географическими полюсами
Вокруг Земли есть сильное магнитное поле. Если бы Земля, хоть на мгновение потеряла свою магнитную защиту, на её поверхность проникло бы губительное космическое излучение, которое по своему действию подобно радиоактивному. Учёные считают, что это может привести к катастрофе на нашей планете. К счастью магнетизм сопровождает Землю на протяжении всей её истории.

Магниты
Магнетизм - это невидимая сила, которая действует на некоторые металлы, особенно на железо и сталь. Материалы, создающие эту силу, называются магнитными, или магнитами.
МАГНИТ (магнетит)- кусок железной руды, обладающий свойством притягивать железные или стальные предметы и имеющие собственное магнитное поле. Магниты бывают естественные (природные) и искусственные.
Естественные (или природные) магниты встречаются в природе в виде залежей магнитных руд. Самый крупный известный природный магнит находится в Тартуском университете. Его масса составляет 13 кг, и он способен поднять груз в 40кг. Искусственный магнит. (намагниченное тело, предмет из металла, сплава).
Искусственные магниты - это магниты созданные человеком на основе различных ферромагнетиков (из железа, кобальта и некоторых добавок). Искусственные магниты можно получить, натирая куском магнита в одном направлении железные бруски или просто прислоняя не намагниченный образец к постоянному магниту. Они могут удержать груз более чем в 5000 раз, превышающий их собственный вес.

Искусственные магниты существуют двух видов:
Постоянные магниты - тела, сохраняющие длительное время магнитные свойства, изготовляются из магнитно-твёрдых материалов, их магнитные свойства не связаны с использованием внешних источников или токов.
Электромагниты - изготовляются с сердечником из магнитно-мягкого железа. Создаваемые ими магнитные поля обусловлены те, что по проводу обмотки охватывающей сердечник проходит электрический ток.
Магнитная сила - сила, с которой предметы притягиваются к магниту.
Магнитное поле- это район вокруг магнита, в котором действует его сила.
Полюса магнита - место, где обнаруживается наиболее сильное действие.
Магниты обладают разными свойствами:
- притягивают металлические предметы;
-могут действовать через другие материалы;
-могут притягиваться на расстоянии;
-магнитная сила зависит от формы и размеров магнита;
-у магнитов есть полюсы «положительный» и «отрицательный», магнитная сила «сильнее» на полюсах»;
-магнитные полюса существуют только парами;
-магнитная сила имеет свою зону активности «магнитное поле»;
- одинаковые полюсы отталкиваются, разные притягиваются;
- магнитная сила ориентируется по сторонам света;
-магнит может «намагнитить» любой металлический предмет.
-температура влияет на магнитную силу.

Опыт № 1: Что привлекает магниты?
Взяли предметы из бумаги, металлов, пластмассы, стали и ткани разделили их на две группы: металлические и не металлические. 1. Поднесли магнит по очереди к предметам первой группы. 2. Поднесли магнит по очереди к предметам второй группы. 3. Затем поднесли магнит к поверхности холодильника, шкафа, стене, оконному стеклу. В результате установили: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения; к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим нет. Это происходит потому, что магниты это куски железа или стали обладающие способностью притягивать предметы из железа, стали и металлов содержащих их в небольшом количестве. Дерево, стекло, пластмасса, бумага ткань не реагируют на магнит. К железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, будучи более легким.
Вывод: магнит притягивает к себе только предметы из железа, стали и некоторых других металлов.

Опыт № 2: Может ли магнитная сила проходить через предметы?
В стакан с водой бросили скрепку. Прислонили магнит к стенке стакана на уровне скрепки. И после того, как он приблизился к стенке стакана, медленно двигал магнит по стенке вверх.
Скрепка перемещалась вместе с магнитом и поднялась вверх вместе с магнитом. Это происходит потому, что магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.
Вывод: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Опыт № 3: Магниты действуют на расстоянии
Нарисуем на бумаге линию и положим на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отметим это расстояние.
Проведем этот же опыт с другими магнитами. Можно увидеть, что одни из них, сильные примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые -примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод : Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Опыт № 4: Зависит ли сила притяжения от формы, размера магнита?
Взяли три магнита разной формы и разного размера. 1. Разложили в три коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам. 2. Затем подносили по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит. В результате было установлено, что один магнит поднимает больше предметов, чем другие. Это происходит потому, что форма и размеры магнита влияет на его силу. Самые сильные магнитные свойства имеют края магнита, а самые слабые - серединка. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Самый слабый магнит круглой формы. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.

Опыт № 5 : Магнит имеет два полюса .
Каждый магнит имеет 1 северный (N- ) и 1 южный (S+) полюс. Концы магнита называются полюсами. Мы приблизили друг к другу сначала одинаково окрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные. В результате этого установили, что полюсы одного цвета отталкиваются, а разного притягиваются. Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный). Полюсы противоположных знаков притягиваются; одинаковых - отталкиваются. Если магнит разломать напополам, то он все равно будет иметь 2 полюса. Попробуем сложить 2 магнита. Они превратились в один большой, а магнитные полюсы обнаружены только на противоположных концах составного магнита. Приложим железный шарик к полюсам магнита. Оказалось, что лучше всего шарик притягивается к полюсам, а посередине притяжения нет.
Вывод: у магнита есть два полюса: южный и северный. Одинаковые полюса отталкиваются, разные полюса притягиваются. Магнитная сила сильнее на полюсах. Невозможно получить магнит с одним полюсом.

Опыт № 6: Как намагнитить и размагнитить гвоздь?
Проведем по гвоздю любым концом магнита в одном и том же направлении 30 раз. Касаясь шарика или скрепки, проверим, что гвоздь стал намагниченным и притягивает скрепки. Попробуем провести по гвоздю магнитом вперед-назад и проверим магнитные свойства снова. Скрепки к гвоздю не притягиваются.
Вывод: Любой металлический предмет можно намагнитить и размагнитить.

Опыт № 7: Как увидеть магнитное поле?
На магнит прямоугольной формы мы положили лист бумаги, на бумагу насыпали металлические опилки. Большая часть опилок распределилась по концам магнита - это магнитные полюса. Магнитная сила концентрируется на полюсах. По рисунку металлических опилок видно зону (силовые линии) активности магнита. Эти линии называются магнитным полем. Пересекающихся линий среди них нет.
Силовые линии магнитного поля выходят из северного полюса магнита (N), и входят в южный (S). Силовые линии магнитного поля всегда замкнуты (закольцованы).
Форма этих линий, зависит от формы магнита и взаимоотношений полюсов. Мы положим сверху на лист там, где видим контур магнита, половину пластикового шара. Ура! У нас получилась модель магнитного поля Земли!
Вывод: железные опилки образуют узоры под магнитом потому, что опилки располагаются вдоль магнитных силовых линий. Таким образом, с помощью опилок можно как бы увидеть магнитное поле.

Опыт № 8: Магнитное поле Земли
Невидимые силовые линии опутывают планету, соединяя Северный и Южный магнитный полюса. Они называются магнитным полем Земли. Обнаружить магнитное поле у любого тела можно с помощью компаса.

Стрелка компаса намагничена, поэтому реагирует на любое тело имеющее магнитное поле. Поэтому мы можем сказать, что стрелка компаса сориентирована и в магнитном поле Земли т.к. её стрелка показывает направление на север. Как и у всех магнитов у Земли есть полюса. Северный магнитный полюс Земли находится вблизи южного географического полюса. Южный магнитный полюс Земли расположен там, где северный географический полюс.
Возьмем компас, поставим на стол и повращаем его. Какая-то невидимая сила поворачивает стрелку и заставляет её показывать красным концом, где находится север. Это - магнитное поле Земли. Стрелка компаса представляет собой магнит. У постоянных (металлических) магнитов северный полюс красят в синий цвет, южный - в красный. И только у компасов, сделано наоборот для того, чтобы синяя стрелка (южный полюс) показывала туда, где холодно - на северный полюс Земли, а красная - туда, где жарко. Она всегда поворачивается, чтобы указывать на магнитный север.
Но всегда ли компас показывает на север? Возьмём магнит и поднесем его к стрелке. Мы видим, что стрелка повернется к магниту, и мы сможем определить, где северный и южный полюса магнита. Поднесем магнит северным полюсом к стрелке сбоку. Стрелка повернется к магниту, потому что поле нашего магнита сильнее, чем магнитное поле Земли. Постепенно отводим магнит на расстояние, при котором стрелка займет среднее положение, то есть она притягивается Землей и нашим магнитом одинаково.
Вывод: Наша планета Земля - это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, магнитная стрелка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север. Значит, на севере Земли находится южный магнитный полюс, а на юге северный магнитный полюс.

Опыт № 9: Делаем компас
Возьмем иглу и намагнитим её с одной стороны с помощью магнита. Нальём в тарелку воды, положим иглу в пластиковую трубочку и пометим маркером намагниченную сторону и опустим в воду. Трубочка вращается. Рядом расположим компас. Намагниченный конец указывает на север.
Ура! Самодельный компас работает!

Опыт № 10: Как влияет температура на свойства магнита?
Поднесем к компасу намагниченную иголку, стрелка повернется к ней. Зажмём иглу в деревянной прищепке и нагреем иглу в пламени свечи докрасна, стрелка компаса вернется в первоначальное положение
Вывод: железо или сталь, нагретое до определенной температуры, теряет магнитные свойства, и даже самый мощный магнит его не притягивает. Как только иголка нагрелась, магнит перестал ее притягивать.

Опыт №11: Можно ли магнитные свойства передать обычному железу?
Возьмём 7 железных шариков и магнит. Поднесем шарик к полюсу, шарик прилипнет к магниту. Добавим другой шарик к первому и так добавляем все 7 шариков. Получилась магнитная цепочка. Возьмемся за верхний шарик и отделим его вместе с остальными шариками от магнита. Мы знаем, что они не магниты, но почему они не разделились сразу? Шарики намагнитились и стали магнитами. Внутри металлических шариков находится магнитное поле, которое придает им магнитные свойства. Чем дальше от полюса магнита, тем оно слабее. Медленно отодвигая шарики от магнита, мы видим, как они падают один за другим.
Вывод: Магнитные свойства можно передать обычному железу. Но магнитное поле недолговечно, его можно сделать искусственно.

Электричество
Чтобы выполнить любую работу: переместить груз, обогреть, охладить, осветить помещение, выполнить вычисления и т.д., требуется электрическая энергия. Без электричества нельзя представить современную жизнь.
Как и где вырабатывается электричество?
Существует много способов получения электроэнергии: это атомные электростанции . Атомная (ядерная) энергия преобразуется в электрическую. Она вырабатывается специальными машинами - турбинами. Генератор вращается с помощью турбины, для которой используется вода, пар, газ. Генератором энергии на АЭС является атомный реактор; теплоэлектростанции потребляют полезные ископаемые; гидроэлектростанции, для них нужно, чтобы рядом протекала река; ветряные мельницы и солнечные батареи .
Я узнал, что все предметы, в том числе и человек, состоят из маленьких частичек - атомов.
Каждый атом состоит из протонов - они неподвижные и образуют «атомное ядро», протоны имеют положительный заряд(+). Также в каждом атоме есть электроны. Они подвижны и постоянно вращаются вокруг ядра, и могут «перетекать» от одного атома к другому. Электроны имеют отрицательный заряд (-).
Когда электрон перепрыгивает с одного атома на другой, возникает электричество .
Слово «электричество » происходит от греческого «электрон», что означает «янтарь». Древние греки заметили, что янтарь, потертый об овечью шерсть, притягивает к себе лёгкие предметы.
Всем знакомы легкое потрескивание и искры, издаваемые при снимании с тела синтетической или шерстяной кофты, особенно заметные в тишине и в темноте. Или воздушный шарик, если им активно играть, вдруг начинает собирать на себя пылинки. Это самое простое бытовое проявление электричества - электризация объектов (статическое электричество).
Статическое электричество - это явление, связанное со скоплением положительных и отрицательных зарядов на поверхности тела. Оно не опасно для человека. Его можно получить, если потереть один о другой два предмета (сделанные из разных материалов). Когда статическое электричество становится достаточно мощным можно увидеть электрическую искру (электрический заряд).
Что такое электрический ток и откуда он берётся?
Откуда берется электричество в розетке? Электричество, поступающее в наши дома по проводам, вырабатывается на электростанциях с помощью специальной машины,
которая называется электрогенератором.
Конструкция его довольно проста: между полюсами магнита
вращается катушка с медным проводом (она называется ротором).
В проводе, движущемся в магнитном поле, появляется электрический ток.
В проводах электроны двигаются под действием магнитного поля. Они двигаются в одинаковом направлении, как течет вода в реке. Это электрический ток.
Очень важно: чтобы ток возник, «дорога» от отрицательно заряженного полюса (на котором электронов слишком много) до положительного полюса (где для них много свободного места) должна быть непрерывной. Это означает «замкнутая цепь».
Электрический ток - это направленный поток заряженных частиц. Это «перетекание» электронов от одного предмета к другому, но в одном направлении. Чтобы ток появился, необходимо направить его в одном направлении. Как заставить его течь?
Для этого необходим источник тока , т.е. устройство, в котором какой-то вид энергии превратится в электрическую энергию. Их бывает несколько видов:
Механический - из-за трения деталей на частях прибора накапливаются заряды и возникает ток (это генераторы).
Тепловой - ток появляется из-за нагревания проволоки (это термодатчики).
Световой - энергия света превращается в электрическую (это солнечные батареи, световые датчики, калькуляторы, видеокамеры).
Химический - ток возникает из-за химической реакции между веществами (это батарейки, аккумуляторы).
Вещества, позволяющие току проходить через них, называются проводниками. Металлы и графит, растворы солей и кислот, влажная почва, тела людей и животных являются хорошими проводниками электричества. К материалам, которые обычно не проводят электричество, относятся: янтарь, нефть, воск, стекло, резина, бумага, пластмасса. Такие материалы называются диэлектриками.

Марфина Елена Николаевна,

воспитатель МБДОУ № 57 «Лукоморье»,

г. Северодвинск

Проект опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Магниты»

Цель: знакомство детей со свойствами магнита эмоционально – практическим путем, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, апробированию разных способов действия, поиск ответов на возникающие у него вопросов в решении проблемных ситуаций.

Задачи:

    Формировать у ребенка представления о свойствах магнита;

    Развивать способность анализировать, делать выводы и умозаключения;

    Развивать стремление к познанию через творческо-экспериментальную деятельность;

    Воспитывать инициативность, самостоятельность.

Материалы и оборудование:

    Мольберт;

    Картинки для составления схемы «Умный магнит»;

    Чашка с горохом и чашка с гайками;

    Мобильный телефон с музыкой «Романс черепахи Тортиллы»;

    Большой таз с водой;

    Удочки по количеству детей;

    Листы бумаги формата А-4;

    Металлические опилки;

    Магнитный конструктор.

Методы и приемы активизации познавательной деятельности:

    Проблемное общение;

    Экспериментирование;

    Метод алгоритма;

    Интригующее начало;

    Информационно – рецептивный «совместная деятельность педагога и ребенка»;

    Использование ИКТ (мобильный телефон);

    Познавательные дидактические игры;

    Эффект удивления;

Ход деятельности:

Воспитатель: Давайте отдохнем и послушаем сказку. Помните мы с вами читали сказку про девочку Женю «Цветик – семицветик»? Девочка очень любила смотреть по сторонам и однажды с ней приключилась еще одна неприятная история.

Мама попросила Женю купить в магазине горох. Девочка зашла в магазин, купила горох, а на обратном пути, как всегда, зазевалась, увидела мальчишек, которые ремонтировали велосипед и со всех ног кинулась к ним. У мальчиков в большой чашке были сложены мелкие детали. Женя так торопилась, что запнулась, мешок с горохом порвался, и все высыпалось в чашку с деталями. Все перемешалось. Мальчишки рассердились, и стали наступать на Женю…

Ребята, давайте, скорее, придумаем, как помочь отделить железные детали от гороха.

Дети предлагают воспользоваться магнитом: он притянет все железные детальки, а горох останется. Показывают, как это нужно сделать.

Воспитатель: молодцы, ребята. Быстро справились с неприятностью, и теперь мальчишки не обидят девочку Женю.

Раздается звонок мобильного телефона. В записи «Романс черепахи Тортиллы».

Воспитатель:

Интересно, кто же это звонит?

Как вы ребята думаете?

Воспитатель берет трубку и «разговаривает» с черепахой Тортиллой.

Ребята, Черепаха рассказала мне, что ее любимый пруд, в котором она живет, уже 300 лет, очень сильно загрязнен. В нем на дне лежит очень много железного мусора. Черепаха просит вас помочь очистить пруд. Только одно условие: нельзя вылавливать рыбок.

Ну, что, поможем обитателям пруда?

Из большого таза дети при помощи удочек с магнитом на конце вылавливают различный металлический мусор. Магниты, привязанные к удочкам, разные по величине, и соответственно по силе притяжения. В ходе практической деятельности дети приходят к выводу, что чем больше магнит, тем он сильнее, а значит, может примагничивать большие металлические предметы.

Воспитатель: ребята, магнит не только замечательный помощник, но и еще чудесный художник. Хотите, я покажу вам, какие красивые картины он рисует.

Воспитатель выкладывает из магнитов разной величины картинки, накрывает листом бумаги и посыпает металлической стружкой.

Воспитатель: мы с вами сегодня хорошо потрудились и узнали много нового. Но оказывается, ребята, магнит может быть не только хорошим помощником, но и отличным конструктором. Вот такой магнитный конструктор мы для вас купили в магазине. В свободное время вы будете с ним играть и узнаете еще одно свойство магнита.

Использованная литература:

    Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».

    Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

    Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников». Ребенок в детском саду.

Подготовительная к школе группа (с участием детей средней группы)

Богомолова С.В. воспитатель высшей квалификационной категории Ступино, 3-я неделя января, 2017г. Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад №22 «Журавушка» Ступинского муниципального района

Паспорт проекта

  • По доминирующему методу: познавательно- исследовательский.
  • По характеру содержания: ребенок – педагоги - родители.
  • По характеру участия ребенка в проекте: участник, исполнитель.
  • По характеру контактов внутри проекта: (ребенок-ребенок, ребенок родитель, ребенок-педагог) .
  • По количеству участников: подготовительная к школе группа (18 детей) и их родители, воспитатели, воспитанники средней группы (15 человек) .
  • По продолжительности: краткосрочный (3-я неделя января) .
  • По роду деятельности: экспериментально-поисковый.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Тема совместной деятельности: «Что за чудо - магнит?»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

  • расширять знания детей о магните, его свойствах и способностях; познакомить с понятиями: магнит, магнетизм, магнитные волны.
  • формировать навыки исследовательской деятельности
  • развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы
  • воспитывать самостоятельность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
  • развивать речевую активность в процессе исследовательской деятельности.

Выявление проблемы: определить, в чем заключается волшебная сила магнита, и все ли предметы он может притягивать и почему?

Предполагаемый результат:

  • расширять представления детей о магните, его способности притягивать предметы
  • знакомить детей с тем, какие предметы может притягивать магнит; в результате опытов установить важность свойств магнита в повседневной жизни и его применение
  • пополнить словарный запас детей такими понятиями как магнит, магнитные силы, магнетизм земли
  • изготовить сувениры для родителей на холодильник
  • привлечь родителей к реализации данного проекта.

Итоговое мероприятие: демонстрация опытов и показ магнитного театра детям средней группы.

Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Методы и приёмы: беседы, опыты, эксперименты, сравнения.

Информационные технологии:

интернет, презентации, просмотр детский обучающих фильмов о магнетизме: «Смешарики» (серия 31 «Магнетизм» ) , «Фиксики» (серия 25 «Магнит» ) , «Лунтик» (серия 158 «Магнит» ) , «Путешествие Гулливера» Д.Свифт.

Практическая значимость проекта

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что они притягивают металлические предметы. Узнали, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели опыты и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые дети принесли из дома. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная деятельность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.

I этап: подготовительный.

  • Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
  • Подбор методического, дидактического, иллюстративного материала для реализации данного проекта.
  • Разработка, планирование проекта и методического сопровождения к нему, составление календарно-тематического планирования совместной деятельности детей, педагогов и родителей.
  • Подбор литературных произведений по данной теме для изучения с детьми.
  • Составление конспектов занятий организационно-образовательной деятельности с детьми.
  • Работа с родителями по поводу проведения опытов дома.
  • Обогащение познавательно-развивающей среды дидактическими играми, демонстративными пособиями, информационными технологиями (просмотр познавательных фильмов о магните) .
  • Проведение индивидуальных консультаций и бесед на тему «Магнит и его свойства» .
  • Анкетирование родителей.

II этап: введение детей в проблемную ситуацию.

Воспитатель: Ребята, в последнее время я стала замечать, что вам очень нравится играть с магнитами, прикрепленными к магнитной доске. Давайте вместе с вами подробно познакомимся с магнитом и его свойствами.

С детьми составляется план совместной деятельности.

III этап: основной - реализация проекта.

ООД «Знакомство с магнитами»

Практическая деятельность: «Какие предметы притягивает к себе магнит?»

Определение металлических предметов дома.

Создание уголка «Знайка» .

Опыт№1 «Чудеса со скрепками»

Опыт№2 «Как выйти сухим из воды» .

ООД аппликация «Цветочная поляна» .

Рассматривание декоративных магнитов.

Знакомство с компасом.

Репетиция показа магнитного театра малышам.

Знакомство с магнитом детей средней группы детьми подготовительной группы.

IV этап: заключительный.

Показ магнитного театра «Цветочная поляна»

Используемая литература.

  1. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: Сфера, 2005;
  2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2010г.
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада, М., Просвещение, 1994г.
  4. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб, 2004г.;
  5. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие/Кочкина Н.А. Мозаика-Синтез 2012г.;
  6. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Физика. (Составитель А.А. Леонович; М., ООО «Издательство АСТ ЛТД» 1998г.) ;
  7. «Большая книга экспериментов для дошкольников» М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС» 2006г.

Приложение.

  1. Анкета для родителей.
  2. Конспект ООД.
  3. Памятка для родителей для успешных занятий исследовательской деятельностью.
  4. Материал для игровой деятельности.
  5. Материал для ознакомления детей по теме «Магниты - важная часть нашей повседневной жизни» .
  6. Диск с мультфильмами.

Приложение 1

Вопросы для анкетирования родителей.

  1. Что, по вашему мнению, было самым важным в проведенной работе?
  2. Что, по-вашему, мнению, было самым интересным в работе?
  3. Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
  4. Ваши пожелания и предложения.

Приложение 2

Конспект организационно-образовательной деятельности

по опытно-экспериментальной работе.

Тема «Магнит и его свойства»

Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

познакомить с понятием «магнит» ;

сформировать представления о свойствах магнита;

актуализировать знания об использовании свойств магнита человеком;

формировать умения приобретения знаний посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения;

воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Ребята, вчера мы нарисовали полянку с цветами, а сегодня на нее опустилась бабочка. Ей так понравилась полянка, что она перелетает с цветка на цветок, не знает, какой выбрать. Как же она передвигается по полянке?

Я вам расскажу сейчас одну легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается, Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим открытием своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит» .

Существует и другое объяснение слова «магнит» - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с его свойствами.

Опыт «Все ли притягивает магнит?»

Педагог: какие материалы вы видите на столе? (дерево, железо, пластмасса, бумага, ткань, резина) .

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что притягиваются только железные предметы.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы?»

Для опыта берется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Педагог: А может магнит действовать через другие материалы?

Дети самостоятельно проводят опыт с каждым материалом и делают вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, пластмассу.

В стакан с водой бросаем скрепку, прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки, медленно двигаем магнит по стенке вверх. Делаем вывод, что магнит может действовать через стекло и воду.

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? Несколько вариантов от детей: на ощупь, просеять или воспользоваться свойством магнита.

Опыт «Взаимодействие двух магнитов» .

Педагог: Что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?

Дети проверяют, поднося магниты друг к другу (притягиваются или отталкиваются) . Педагог поясняет, что один конец (полюс) магнита называется южным (положительным) , а другой северным (отрицательным) . Магниты притягиваются разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. Вывод: у магнита два полюса.

Опыт «Магниты действуют на расстоянии» .

Педагог: нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку двигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, при котором скрепка «скакнет» и прилипнет к магниту. Повторяем этот опыт с другими магнитами и делаем вывод, что магниты бывают разными по силе. Вокруг магнита есть что-то, чем он действует на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем» .

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу» .

Педагог: попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если к ней поднести еще одну, то оказывается, что верхняя скрепка притягивает нижнюю. Делаем цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет. Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

Подведение итогов.

Педагог: что нового мы сегодня узнали?

Ответы детей: магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты действуют на расстоянии, могут притягиваться и отталкиваться.

Педагог: а где в нашей группе можно встретить магниты? А дома?

Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?

Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм» .

Приложение 3

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Для успешных занятий исследовательской и проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребёнка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный помощник-взрослый

Уважаемые родители!

ПОМНИТЕ: вы играете роль источника информации наравне с прочими – такими, как книги, фильмы, Интернет и др. Главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО". Лучше тогда не делать совсем, чем делать вместо ребенка. Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад № 56»

городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

Исследовательская работа

«Чудо магнит»

Выполнили: воспитатели

Щеколдина Мария Геннадьевна,

Гизетдинова Светлана Николаевна

г. Стерлитамак, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение. Актуальность проекта.

    Этапы проектной деятельности.

    Заключение. Итог проекта.

    Литература.

1.ВВЕДЕНИЕ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Проблема: В последнее время мы стали замечать интерес детей нашей группы к магнитам, прикрепленным на магнитной доске, к магнитным играм. Дети в игре сами того не замечая стали проводить опыты с магнитами, задавать вопросы: «А почему так происходит?» Нам захотелось им в этом помочь и более подробно познакомить с магнитом, его свойствами и видами.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный, две недели.

Форма работы: проектная деятельность.

Возраст: 5 лет.

Участники: дети, воспитатели Щеколдина М.Г., Гизетдинова С.Н, родители старшей группы № 3.

Цель проекта : развитие познавательной активности детей через экспериментирование.

Задачи: - знакомство с понятием магнит, формирование представлений о свойствах магнита; - развивать познавательную активность, обследовать предмет и экспериментировать с ним, развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, активизировать словарь детей; - способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Объект проекта : магнит.

Предмет проекта : свойства магнита.

Планируемый результат:

    Расширить представление детей о магните, его способности притягивать предметы.

    Дети познакомятся с тем, какие предметы может притягивать к себе магнит, в результате опытов установят важность магнита в повседневной жизни, его разнообразие и назначение.

    Пополнят словарный запас такими словами, как металл, железо, керамика, декоративный, притягивается и отталкивается.

    Активное участие родителей в реализации проекта.

    Защита презентации проекта.

Продукт реализации проекта: магнитная игра своими руками.

2 . ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

I этап. Подготовительный: сбор информации, материала, пополнение уголка экспериментирования, создание условий для самостоятельной деятельности ребенка.

II этап. Основной (или этап реализации проекта): проведение запланированных мероприятий для реализации проекта.

III этап. Заключительный: подведение итогов, презентация проекта «Чудо магнит».

Этапы реализации проекта

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

22.01.2018.

2.

Подбор атрибутов, наглядно – демонстрационного материала, художественной и научной литературы.

Создать условия для реализации проекта.

Воспитатель, родители

23.01-24.01.2018.

2 этап - основной

3.

Беседа: «Знакомство с историей возникновения магнита»

В результате совместной деятельности познакомиться с историей возникновения магнита, его использование в жизни.

Воспитатель

25.01.2018

4.

Практическая деятельность: провести ряд опытов и определить, какие предметы притягивает к себе магнит.

Опыт № 1. «Магнит притягивает металлические предметы»

Опыт № 2 «Магнит действует через картон, ткань, тонкий пластмасс»

Опыт № 3 «Магнит передает свои свойства металлическим предметам»

Опыт № 4 «Магнит действует на расстоянии»

Опыт № 5 «У магнита два полюса»

Опыт № 6 «Магнит притягивает через препятствия»

Вызвать интерес к опытно-эксперементальной деятельности с магнитами.

Вызвать не только интерес детей, но и желание высказывать предположения и анализировать результат.

Воспитатель

29.01.2018

31.01.2018

5.

Определить металлические предметы в группе и дома с помощью магнита

Развивать навыки исследовательской и поисковой деятельности.

Воспитатель, родители

01.02.2018.

6.

Познакомить с разнообразием декоративных магнитов.

Дать представление о том, что декоративные магниты изловлены из разных материалов, разного размера, формы и назначения.

Воспитатель

02.02.2018

3 этап - заключительный

7

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Трансляция проекта педагогам, родителям и детям.

Воспитатель, родители.

06.02.2018.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ИТОГ ПРОЕКТА.

В процессе работы над данным проектом дети познакомились с магнитом, узнали, что он притягивает металлические предметы, что сила магнита способна действовать через различные преграды. Провели ряд опытов и смогли сделать выводы по ним. Познакомились с разнообразием декоративных магнитов, которые они принесли из дома. У них формировались навыки исследовательской деятельности, развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность. В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения.

В результате наших исследований поставленные нами в начале проектной деятельности цели и задачи были достигнуты и реализованы. Предполагаем и в дальше, заниматься проектно-исследовательской деятельностью.

4 . ЛИТЕРАТУРА.

    « Неизвестное рядом, опыты и эксперименты для дошкольников » -Дыбина О. В. Рахманова Н. П. 2010, Тугушева Г. П., Чистякова А. Е.

    «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» - М.: Издательство : Детство-Пресс,2013

    «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей». Том 7 – Москва, 1994г.

    «Большая книга экспериментов для школьников». Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006г

    «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.

    «Ребенок в мире поиска» - Программа под ред. Дыбиной О. В., Москва, ТЦ «Сфера» - 2005г.

    Интернет ресурсы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 14

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ7

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 9



ПРИЛОЖЕНИЕ 10

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12





ПРИЛОЖЕНИЕ 15

П
РИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 16

Конспект НОД в старшей группе «Свойства магнита»

Цель : расширять знаний детей о магните и некоторых его свойствах .

Задачи :

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные свойства и качества .

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать воспитанию самостоятельности и развитию коммуникативных навыков общения.

Предварительная работа: игры с магнитной доской и магнитными буквами; рассматривание различных видов магнитов; игры с магнитом в уголке экспериментирования «Рыбалка»; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?».

Словарная работа: Активизировать словарь по теме: магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение, магнитная сила.

Материал: шкатулка, рукавица с магнитом внутри, картонная полянка, бабочка, металлическая и пластмассовая ложки, резиновый шарик, бумага, демонстрационный магнит, пластмассовые пуговицы, булавки, крючки, шкатулки.

Воспитатель: Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнемся

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет познавательное и исследовательское приключение. Вы готовы? Посмотрите, у нас на столе появилась шкатулка. А там что-то лежит. Подойдите и возьмите предмет из этой шкатулки. А кто знает, что это такое?

Дети: Магнит.

Воспитатель: Вам всем знаком этот камень

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит.

Сейчас Кира расскажет нам все о магните.

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила, которая притягивает предметы, называется силой магнита.

Чтение стихотворения «Магнит»:

С мамочкой мы мастерицы:

Занимаемся шитьем.

То иголочками, то спицей

Целый день одежду шьем.

А вчера совсем случайно

Потеряли мы иглу.

Целый день ее искали

И придумали игру.

Если мы возьмем магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

Воспитатель: Ребята, а почему же магнит называют волшебным? (Ответы детей) Ребята, я предлагаю вам стать маленькими исследователями. Давайте отправимся в нашу лабораторию, где нас ждет очень много, интересного.

"Важное дело - эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент".

Опыт 1. «Магнит притягивает металлические предметы»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед нами тарелка с фасоль и скрепками. Нам необходимо ее перебрать. А поможет нам вот эта рукавица. Как вы думаете, как она поможет? (ответы детей)

«У меня есть рукавица,

С ней я просто мастерица.

Повнимательней смотрите,

За рукой моей следите»

С помощью «волшебной рукавицы» я быстро переберу фасоль (накрываю рукавицей содержимое тарелки, металлические предметы примагничиваются к рукавице, а фасоль остаётся в тарелке). Попробуйте разгадать это волшебство? (ответы детей)

Воспитатель: А я вам могу подсказать, эти предметы примагнитились. А сейчас я предлагаю вам самим провести опыт и узнать, какие предметы примагничивает магнит. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из ваших предметов. В синий поднос положите все предметы, которые магнит притягивает; в сиреневый поднос положите предметы, которые не реагирует на магнит.

Самостоятельная работа.

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Дети: Я провел магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы (железные скребки, шурупы, гаечки).

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую пуговицу, кусок ткани, деревянный карандаш, ластик). Молодцы, ребята. Идем дальше.

Опыт №2 «Магнит действует через картон, ткань и тонкий пластмассовый поднос»

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая полянка. Цветы, бабочка. А сейчас я покажу как бабочка летает (внизу картона вожу магнитом, бабочка двигаеться,на бабочке прикреплены скрепки).

Воспитатель: Почему так происходит? (дети высказывают свои мнения)

Воспитатель : Да ребята, в бабочке спрятан магнит, и под картоном магнит. Ребята, через какие материалы проходят магнитные силы ?

Вывод : Магнитные силы проходят через бумагу притягивают металлическую пластину.

Воспитатель: А сейчас сами проведите опыт. Накройте железные предметы кусочком ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Дети: Магнит действует через ткань. (Железные предметы примагнитились через ткань).

Воспитатель: Положите все железные предметы на пластмассовый поднос, а магнитом проведите под подносом. Что происходит?

Дети: Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмассовый поднос.

Вывод: Магнит притягивает только железные предметы. Магнит действует через бумагу, ткань, тонкий пластмассовый поднос.

Физминутка.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него.

Воспитатель: Друзья мои. Мы немного отдохнули, хотите еще продолжить наше исследование?

Опыт № 3. Магнит передает свои свойства железу.

Воспитатель : Смотрите ребята, а как вы думаете, магнитные свойства можно передать обычному железу?

(Ответы детей)

Воспитатель : А давайте проверим? Подвесьте к сильному магниту снизу скрепку . Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка примагничивает нижнюю ! Попробуйте сделать, целую цепочку из таких висящих друг на друге скрепок. Если магнит убрать , то все скрепки рассыпятся. То же самое произойдет с другими железными деталями (гвозди, гайки), если они некоторое время побудут в магнитном поле , то и они приобретут свое собственное магнитное поле . Но это поле очень недолговечное. Искусственное намагниченное поле легко разрушить, если просто резко стукнуть предмет.

Воспитатель : Что вы узнали нового?

(Ответы детей)

Вывод:

Воспитатель : Да, магнитное поле можно создать искусственно.

Воспитатель : Друзья мои вот и закончился наш исследовательский проект . Что Вам больше всего понравилось?

(Ответы детей)

Рефлексия.

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали о магните?

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магнит передает магнитное поле металлическим предметам. Конспект НОД в старшей группе

Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

Знакомство с понятием "магнит".

Формирование представлений о свойствах магнита.

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Ход занятия

1.Орг. момент

Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Существует и другое объяснение слова "магнит" - по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

2. Основная часть

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала у людей удивление. Сегодня мы поближе познакомимся с их свойствами.

Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

Воспитатель: “Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, ракушки, ткани, резины) ”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы? »

Для опыта потребуется магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Воспитатель: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

(Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу)

В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.

Воспитатель: “Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?

(Магнит может действовать через стекло и воду.) ”

Задачка на сообразительность.

Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Опыт: «взаимодействие двух магнитов»

Воспитатель: «А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу? »

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

(Вывод: у магнита два полюса.)

Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.

Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

(Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".)

4. Итог

Воспитатель: что нового вы сегодня узнали?

(Магнит притягивает железные предметы, действует через ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)

А где в нашей группе можно встретить магнит? А дома?

Похожие публикации