Почему ребенок стеснительный? Причины, особенности поведения, рекомендации родителям. Застенчивый ребенок: что делать родителям? Как помочь ребенку справиться с застенчивостью

Такая черта характера, как застенчивость у ребенка, может вызвать умиление у окружающих его взрослых. Но для родителей - это настоящая проблема, поскольку свидетельствует о том, что у их чада занижена самооценка. Причин здесь может быть множество - от генетической предрасположенности до неправильных методов воспитания, применяемых как в семье, так и в детском саду. Малышу необходимо помочь повысить уверенность в себе и своих силах, поступках, действиях. Для этого родителям застенчивого ребенка следует прислушаться к рекомендациям психологов.

Признаки застенчивости

Определенная скромность в поведении девочки придает ей очарования. Застенчивому мальчику не присущи такие качества, как наглость и настырность. Эти дети доброжелательны, отзывчивы, готовы помочь окружающим.

Но чрезмерная стеснительность может стать препятствием в развитии талантов и способностей, мешает полноценному общению. Такие дети могут застесняться попросить помощи, что может привести даже к беде.

Подобных малышей пугает незнакомая обстановка.

Признаки детской застенчивости:

  • ребенка трудно разлучать с родителями, в гостях он не отходит от них, прячется, хватает края их одежды;
  • в компании с другими детьми не играет, сторонится их, грустно наблюдает за окружающими;
  • боится выступать на мероприятиях, например, рассказывать стихи, танцевать;
  • мимика напряженная, повышено потоотделение, наблюдается бледность кожных покровов или яркий румянец;
  • пульс - учащенный, голос - тихий, в движениях - осторожность;
  • излишняя требовательность к себе, малыш считает себя хуже остальных как во внешности, так и в поведении;
  • замкнутость, нарушение речи;
  • тяжело вовлекается в общее веселье, пугается публики и незнакомой ситуации;
  • малыш старается быть незаметным для окружающих.

Чем старше становится ребенок, тем больше неприятностей возникает в связи с его застенчивостью. Черты характера, которые вызывали умиление, с возрастом уже не кажутся таким безобидными. Став взрослыми, таким людям сложно найти работу и «влиться» в коллектив, создавать семьи, воспитывать собственных детей.

Скованность и робость препятствует карьерному росту. Обязанность взрослых, выявивших у ребенка признаки застенчивости, - помочь ему, научить взаимодействовать с людьми, общаться, задавать вопросы, не стесняться просить помощи.

Анализ подхода к воспитанию

Если вы выявили у своего чада вышеописанные признаки, до их исчезновения исключите все ситуации, связанные с выступлением чада на публике.

Попытайтесь выяснить причину происхождения детской застенчивости, т. к. устранив первоисточник, вы победите и проблему. Подумайте, если ли в вашем роду, среди родственников люди с похожей особенностью, т. к. кроха мог от них унаследовать эту черту характера.

Определите, кем является по темпераменту ваш наследник. Меланхолики и флегматики сами по себе склонны к застенчивости - они не настроены на общение с окружающими, предпочтение отдают изучению своего внутреннего мира.

Проанализируйте процесс воспитания детей в вашей семье. Часто родители сами служат причиной застенчивости сына или дочери. Излишняя критика может привести к необратимым последствиям в психике. Когда в семье - неблагоприятный климат, малыш страдает.

У тревожных родителей, особенно если у них первенец, может развиться гиперопека. Опасаясь за наследника, они, несмотря на рекомендации, не допускают его контакта с посторонними. Налаживайте эмоциональный контакт с ребенком, следите за тем, чтобы он не боялся рассказывать родителям о своих страхах и проблемах. Выслушайте, морально поддержите.

Избегайте длительной изоляции ребенка от общества - такое случается, когда он длительно болеет либо не посещает детский сад по иным причинам. Не ограничивайте общение со сверстниками. Если не знаете, как правильно поступить, вам поможет консультация детского психолога, который есть в каждом садике.

Самостоятельно без помощи взрослых малышу не под силу будет победить проблему. Что же делать родителям?

  1. Подбадривайте, обнимайте, хвалите своего малыша как можно чаще. Демонстрируйте любовь и поддержку, показывайте, что вам важен он и все его проблемы. Это придаст ему уверенности.
  2. Спрашивайте его мнение при выборе одежды, посещении развлекательных мероприятий и т. д. Не навязывайте свое мнение. Расскажите, что совершать ошибки - это не так страшно, все могут ошибаться.
  3. Научите ребенка проще относиться к собственным неудачам: не получилось - сделал выводы, и живем дальше. Объясните: то, что возможно исправить - надо исправлять. Социализируйте малыша в процессе сюжетно-ролевой игры - проиграйте с ним ситуации, которые могут возникнуть в детском саду, в гостях, на приеме у врача или в транспорте.
  4. Посещайте игровые комнаты, магазины, развлекательные концерты. Пусть малыш наблюдает, как другие общаются, знакомятся, играют, танцуют.
  5. Приглашайте родственников с детками в гости. Пока взрослые пьют чай, оставляйте малышей поиграть одних. Кроха увереннее себя чувствует в своем доме.
  6. Не акцентируйте внимание ни самого малыша, ни окружающих на том, что у него проблемы, не обсуждайте эти вопросы с посторонними. Ребенок может еще больше закрыться и утратить доверие к родителям и всему миру. Но и не игнорируйте, застенчивость сама по себе не пройдет, перерастет в комплекс, что нанесет существенный ущерб психическому здоровью подрастающего человека.
  7. Не ждите мгновенного эффекта и избавления от застенчивости в считанные дни. На это требуется время. Не критикуйте.

Помните, на родителях лежит ответственность за маленького человека. Чем раньше вы поможете, тем легче и быстрее малыш оставит в прошлом «период стеснительности».

Правила общения с застенчивым дошкольником

Застенчивость у детей 5–7 лет проявляется тем, что они избегают людей, которые могут критиковать их внешность или поведение, ситуаций, привлекающих внимание к их личности. Эта черта характера в будущем может стать препятствием в успешной учебе, проблемам с одноклассниками и учителями.

Способствует такому состоянию низкая самооценка, самокритичность, повышенные требования к себе, условная любовь родителей (люблю, только если ты хороший), наследственная склонность.

В идеале у ребят дошкольного возраста должны быть развиты индивидуальность, уверенность в себе и своей внешности. Родители и воспитатели, на собственном примере не научившие детей общительности, являются причиной проявления у них застенчивости. Чтобы этого не произошло, положительная деятельность ребенка должна поощряться и стимулироваться, а неудачи - строго не наказываться.

У многих дошкольников застенчивость часто вызывают одни и те же факторы.

  1. Взаимодействие с людьми: ранее незнакомыми, противоположного пола, некоторыми родственниками, людьми старшего поколения - теми, кто отличается от них, имеет определенную власть и статус в обществе.
  2. Нахождение в центре внимания группы людей.
  3. Новые и незнакомые ранее обстановки.
  4. Незнание ответов на задаваемые вопросы.

Застенчивых детей выдает сильное волнение, которое возникает вследствие их принуждения к выполнению каких-либо действий в новой обстановке, критика.

  1. Прививайте чувство уверенности в себе, покажите заинтересованность и участие в его жизни и переживаниях. Уделяйте достаточное время для беседы и игры. Помните, что мама и папа должны прийти к единому мнению в вопросах воспитания ребенка и внутрисемейных отношениях.
  2. Развивайте ребенка как личность, совместно с педагогами выявляйте его способности и таланты.
  3. Проанализируйте атмосферу в доме - не способствует ли она возникновению застенчивости у ребенка. При необходимости измените себя и свое отношения к миру.
  4. Балуйте своих детей в плане тактильного контакта - целуйте, обнимайте, демонстрируйте безусловную любовь в виде нежных прикосновений и поглаживаний.
  5. Начните разговаривать с дошкольником по душам, так вы научите его доверять вам, выражать свои чувства.
  6. В случае недовольства поведением ребенка поясните ему обязательно, что вас расстроил не он сам как личность, а его поступок. Ребенку необходимо знать, что любовь родителей постоянна.
  7. Исключите чрезмерную опеку, дайте возможность самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
  8. Уважайте ребенка и его интересы, не допускайте замечаний или недовольных высказываний в его адрес в присутствии посторонних людей.
  9. Научите доверять людям, но не забывайте про требования личной безопасности.
  10. Эмоциональный мир играет важную роль в формировании личности подрастающего поколения. Застенчивость мешает правильному развитию ребенка, раскрытию талантов, налаживанию социальных связей и взаимодействию со сверстниками. Это ощущение неловкости, стыда, растерянности, препятствующее нормальному общению, часто проявляющееся в незнакомой ситуации.

Застенчивые дети всегда «тихони», послушны и исполнительны, любят уединяться и со стороны наблюдать за происходящим. Переживания и негативные эмоции у таких детей не находят выхода, что может способствовать возникновению заболеваний.

Важную роль за формирование и устранение застенчивости имеет семья и отношения внутри нее. Не лишайте ребенка общения со сверстниками. Установите с малышом тактильный контакт, умейте выслушивать его. Посещайте с сыном/дочкой разные культурно-массовые мероприятия. Не сравнивайте малыша ни с кем, создайте все условия для развития их самостоятельности и уверенности.

Деятельность педагогов и психологов с застенчивыми детьми призвана помочь им почувствовать себя полноправными членами общества, раскрыть их потенциал и преодолеть страх перед незнакомыми людьми. В тандеме с родителями эти специалисты помогут привить ребенку чувство комфорта и спокойствия, гармонии в жизни.

Приветствую вас, дорогие читатели! Часто родители застенчивого ребенка 2 — 5 лет не видят в этом большой беды. Еще бы! Скромное стеснительное чадо это удобно. Его сверстники-сорванцы носятся как угорелые, набивают шишки, дергают за хвосты незнакомых собак и всяческими другими способами держат мам и пап в тонусе. А родители скромняжки на прогулке могут расслабиться и помедитировать на проплывающие в небе облачка. Они точно знают, что их чадо, вцепившееся обеими руками в родительскую ногу, никуда не денется. Даже если другие дети позовут его играть, стеснительный малыш предпочтет остаться под уютным крылышком родственника.

Другие мамочки на детской площадке, снимая своих сорванцов с самой высокой горки или откапывая из недр песочницы, завистливо косятся на спокойно сидящего малыша. Вот только завидовать тут нечему. « Удобная » детка на самом деле очень страдает от своей застенчивости. Кроха бы тоже с удовольствием побегала с другими детьми, да вот только не решается к ним подойти.

Стеснительность – норма или патология?

Легкая застенчивость – абсолютно здоровое явление во время адаптации личности к новой для нее ситуации. И совершенно неважно, сколько этой личности лет – 3 года, 6 лет или 11.

Стеснительность при первом контакте с незнакомым человеком или коллективом вполне естественна. Мы тоже можем испытывать легкую скованность, когда общаемся с незнакомцами. Но если проблем с коммуникацией нет, чувство стеснения проходит буквально за несколько минут.

Застенчивость в небольших дозах не вредит. Наверняка вам приходилось видеть, как дети, только познакомившись, жмутся к родителям и неохотно идут на контакт. Но уже через полчаса это друзья-не разлей вода, болтающие обо всем на свете и на ходу изобретающие интереснейшие игры.

Совсем другое дело – болезненная замкнутость. Если дочь или сын страдают от патологической стеснительности, родители могут заметить, как дитё буквально теряет дар речи, когда к нему обращаются посторонние, дрожит, краснеет или бледнеет, и даже покрывается испариной. Такой малыш стесняется не только незнакомцев, но и тех людей, с которыми встречается каждый день.

Родителям стеснительного ребенка хорошо знакомы когда рыдающее чадо приходится буквально отдирать от себя и силком запихивать в группу. Они ежедневно слышат жалобы на то, что их сын или дочь молчит на занятиях и не выполняет даже элементарные задания. А на утренниках, в то время как другие родители лопаются от гордости, мамы и папы стеснительной крохи краснеют. Ведь их малыш панически боится выступать перед публикой, заикается и едва слышно бубнит стишок, который дома декламировал отлично.

Не ждите, пока естественная робость обретет патологические формы. Если вы заметили у своего ребенка первые признаки нездоровой стеснительности, немедленно начинайте борьбу с ней. Родителям необходимо знать, как побороть стеснительность ребенка – им вполне по силам справиться с этой проблемой самостоятельно. А статья о том, как помочь сыну или дочери , станет в этом хорошим подспорьем.

Как стеснительность влияет на жизнь ребенка и его будущее?

Болезненная робость влечет за собой множество проблем. Мы перечислим только самые распространенные.

Дефицит общения со всеми вытекающими последствиями

Как бы ни старались родители компенсировать ребенку отсутствие друзей, ничто не заменит ему общения со сверстниками. А если коммуникативные навыки не развиваются с детства, то в будущем вместо милого стеснительного малыша вы увидите подростка, страдающего от целого букета комплексов.

Психологи, работающие с трудными детьми, знают, что многие подростки начинают употреблять алкоголь и наркотики только потому, что под их влиянием они раскрепощаются и могут общаться со сверстниками на равных.

Да и вам, наверняка, знакомы случаи, когда тихий спокойный подросток, с которого родители сдували пылинки, вдруг кардинально менялся. Еще вчера он из школы спешил домой и все вечера проводил дома. А сегодня его папа и мама утирают слезы и жалуются, что любимое чадо попало в плохую компанию, ругается матом и даже приходит домой нетрезвым. Особенно пугает, если такое .

Зарываем таланты в землю

Застенчивый ребенок может быть очень способным. Но стеснительность не позволяет проявлять ему свои таланты на людях. Именно поэтому робкие дети, какими бы артистическими способностями они ни обладали, никогда не солируют на утренниках. Им комфортнее стать « третьей скрипкой » и затеряться в толпе, чем оказаться в центре внимания.

Низкая успеваемость

Даже если ученик знает урок на зубок, у доски он не может внятно ответить на вопрос учителя. Ребенок будет запинаться, заикаться, путать слова, покрываясь под хохот класса пунцовым румянцем. В следующий раз он предпочтет сказать что не выучил урок и получить двойку, чем снова пережить позор на глазах у одноклассников.

Изгой в коллективе

Вспомните золотые школьные годы. У многих в классе был забитый тихоня, над которым хулиганистые одноклассники втихую подтрунивали или даже открыто издевались. Тот, кто стал объектом насмешек, находится в состоянии постоянного стресса. Учеба для него становится настоящей пыткой.

Неудивительно, что такие дети ищут любые предлоги, чтобы остаться дома или же начинают прогуливать школу. Если у вас случилось нечто подобное, узнайте, как правильно выйти из ситуации, когда .

Сложности во взрослой жизни

Увы, проблемы стеснительного ребенка с годами не развеиваются, а только усугубляются. Взрослый, страдающий от застенчивости, часто не может устроиться на хорошую работу, так как робеет на собеседовании. мешает строить отношения, проявлять чувства к понравившемуся человеку и нередко становится причиной одиночества.

Согласитесь, перспективы совсем незавидные. А раз так, ни в коем случае не пускайте ситуацию на самотек в надежде, что « стесняшка перерастет » и застенчивость сама собой рассосется. Только ваша ежедневная поддержка поможет малышу преодолеть стеснительность и жить полной жизнью.

Чего не надо делать

Прежде чем вы узнаете, как помочь ребенку победить робость, я расскажу о том, чего ни в коем случае делать нельзя, чтобы не усугубить ситуацию.

Не записывайте ребенка в кружки и секции

Исключение – если он сам вас об этом просит. А вот тащить чадо на танцы или карате против его воли не надо. Родители при этом руководствуются благими побуждениями. Думают, что так ребенок будет больше общаться со сверстниками, раскроет таланты и перестанет стесняться.

А выходит наоборот. Дети, которым и без того сложно контактировать с окружающими, зажимаются еще больше. На занятиях ребенку кажется, что все смотрят на него и смеются, если что-то не получается. Ни о каком повышении самооценки в такой обстановке и речи быть не может.

Перестаньте стыдить его или, наоборот, оправдывать

Даже если при появлении посторонних ребенок прячется за вашу спину, не делайте на этом акцента. Воспринимайте его поведение как норму. Если вы начнете отрывать его от своей ноги и заставлять « поздороваться с дядей » , дитё переживет серьезный стресс. Также не стоит оправдывать поведение малыша, объясняя окружающим, какой он у вас застенчивый трусишка. Ребенок запомнит ваши слова и воспримет как установку.

Не создавайте критических ситуаций

Некоторые считают, что если ребенок будет чаще оставаться с чужими людьми, ему придется с ними общаться и он перестанет робеть. Не слушайте подобных советов. Если вы оставите ребенка на попечение посторонних и уйдете, он воспримет это как трагедию. Общительней после подобной диверсии он вряд ли станет, а вот его к вам может заметно уменьшиться.

Как победить стеснительность

Поощряйте общение с окружающими

Не требуйте, чтобы ребенок поддерживал светские беседы. Достаточно того, что он поздоровается при встрече, скажет « спасибо » или « пожалуйста » . Когда этот этап будет пройден, переходите к простейшим диалогам. И не важно, что на вопросы малыш сначала будет отвечать односложно — он не молчит, а это уже победа.

Сочиняйте истории

Наверняка у ребенка есть любимый плюшевый зайка. Сделайте его героем своих историй и каждый день рассказывайте малышу, как застенчивый заяц попадал в различные ситуации и учился преодолевать робость. Предлагайте ребенку самому придумать, как герой поступил в тех или иных условиях.

Разбудите эмоции

Стеснительные дети часто сдерживают эмоции. Ваша задача — научить ребенка проявлять их и не стыдиться. С самыми маленькими можно просто покривляться — смех и хорошее настроение вам обеспечены.

С детьми постарше можно поиграть в игры, где при помощи жестов и мимики нужно объяснить слово или действие другим игрокам. Если дитя стесняется, начните вы. Увлекшись угадыванием, скоро он и сам захочет вам что-нибудь загадать.

Приглашайте гостей

Естественно, это не должна быть шумная компания, в которой очень легко затеряться. Позовите на чай знакомых с малышом. Желательно чтобы гость был примерно одного возраста с вашим отпрыском — так они быстрее найдут точки соприкосновения.

Помогите ребенку найти друзей

Собираетесь на детскую площадку? Захватите с собой побольше игрушек. Так вы заинтересуете других ребятишек и они сами подойдут к вам, чтобы познакомиться и поиграть. Если у детей общение не клеится, не сидите на лавочке с безучастным видом. Затейте вместе с ребенком игру, к которой смогут присоединиться и другие дети.

Пресекайте попытки руководить вашим ребенком

Стеснительные дети нередко попадают под влияние ребят, обладающих лидерскими качествами. Поэтому, как бы вас ни радовал тот факт, что у любимого чада наконец-то появился приятель, присмотритесь к нему, прежде чем поощрять дружбу. Если вы заметили, что сын или дочь во всем слушают властного товарища, тактично ограничьте их общение. Вашему ребенку нужен надежный друг, а не тот, кто будет им помыкать, как рабом.

Повышайте детскую самооценку

Это не значит, что вы будете игнорировать негативные проявления и круглосуточно петь дифирамбы. Однако каждое стремление к самостоятельности должно быть поводом для похвалы.

Плохие поступки следует обсуждать в конструктивном ключе. Не кричите на кроху и не наказывайте его. Выясните, почему он поступил именно так, и обсудите, как следует вести себя в подобной ситуации в следующий раз.

Читайте специальную литературу

Много полезных рекомендаций вы найдете в книге практикующего психолога Филиппа Зимбардо. Его книга « Застенчивый ребенок » настоящий кладезь для родителей стеснительных детей. Воспользовавшись советами, вы поможете ребенку раскрепоститься, почувствовать уверенность в себе и начать на равных общаться со сверстниками.

Еще одной находкой для родителей станет книга отечественного психолога Шишовой. Это отличное пособие, помогающее преодолеть детскую стеснительность. Упражнения и игры из книги « Расколдуйте невидимку » предназначена для детей от 5 до 14 лет. С их помощью вы сможете эмоционально развивать ребенка, понизите тревожность и поможете победить застенчивость.

Обратитесь к психологу

Если вы видите, что своими силами справиться не удается, посетите психолога. В этом нет ничего постыдного. Специалист побеседует с ребенком и выберет оптимальный вариант коррекции поведения. Одним детям подойдут групповые тренинги, другим же необходима индивидуальная работа с психологом.

Как видите, победить застенчивость и помочь ребенку раскрепоститься не так и сложно. Работайте над этим ежедневно, хвалите сына или дочь за каждое достижение, и очень скоро вы увидите значительные результаты. А, быть может, вы уже смогли преодолеть стеснительность своего ребенка? Обязательно поделитесь своим опытом в комментариях!

Консультация для родителей на тему "Застенчивость в детском возрасте"


Для меня было большим открытием, что застенчивый ребенок имеет ЗАВЫШЕННУЮ самооценку. Я-то всегда считала, что моей девочке не хватает уверенности в себе (не понимая: почему?), я беседовала с ней на темы, какая она у меня замечательная, как с ней интересно будет окружающим, как только она перестанет их стесняться и вступит в контакт.












Пример :
посмотри, что это он делает?
Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.

Учим заботиться о других
Пример:


Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком:
Мы с Мишей хотим тебе помочь

3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников)
Пример:
Алла Ивановна к тебе очень хорошо относится





ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
1. Критиковать робость
2. Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой


Желаю всем, для кого данная информация окажется актуальной, добиться больших успехов в работе с собственным ребенком или с воспитанниками!
Статью подготовила воспитатель МКДОУ детский сад № 508 Войтова И.В., по материалам лекции Т.Д. Яковенко, заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Застенчивый ребенок. Что делать?»

Как внешне проявляется застенчивость
1. Избирательность в контактах: с близкими, хорошо знакомыми людьми ведет себя раскованно, с новыми, посторонними испытывает эмоциональный дискомфорт, неуверенность, напряжение
2. Страх перед публичным выступлением
3. Отказ от деятельности, которая не одобряется взрослыми
4. Отказ от главных ролей, которые требуют активности

САМОЕ ГЛАВНОЕ в этом вопросе. Самооценка.
Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, но при этом СОМНЕВАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, особенно незнакомых.
Ожидает плохого, негативного в этой оценке, поэтому закрывается, этакая психологическая защита. Боится отрицательной оценки своей деятельности, поэтому просто отказывается ее совершать.
Застенчивый ребенок сосредоточен на себе, на своих переживаниях, его волнует вопрос: как ко мне относятся другие?
Другие дети для такого ребенка – лишь зеркала его внутреннего «я», они ему не интересны. Он постоянно испытывает чувство недооцененности.

Почему ребенок застенчив? Причины.
1. Слабая нервная система. Это то, что дается от рождения.
2. Авторитарный стиль воспитания в семье
3. Ограниченность контактов семьи: мама с папой и сами не особо открытые люди, любят посидеть в тесном семейном кругу, не обзаводятся новыми знакомыми, редко куда-либо ездят с целью контактов
4. Настороженное отношение взрослых к миру: постоянное ограничение ребенка, предостережение, все вокруг враждебно, все люди плохие и опасные
Рекомендации. Как будем исправлять ситуацию.
1. Развиваем интерес к другим людям (взрослым и детям)
Обращаем внимание ребенка на других, сдвигаем его со своего Я
Пример:
посмотри, что это он делает?
Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.
Как рано встала воспитательница, ей буде приятно, если ты с ней поздороваешься…
Учим заботиться о других
Пример:
посмотри, как ушибся малыш, давай подойдем пожалеем
папа наш так устал, иди предложи ему подушку и плед
Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком
Пример:
Мы с Мишей хотим тебе помочь
2. Взрослому самому быть доброжелательным в общении с другими людьми, отмечать в присутствии ребенка достоинства других людей
3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников):
Пример:
Алла Ивановна к тебе очень хорошо отностися
Делать это настойчиво и постоянно.
4. Не называть ребенка застенчивым! Подчеркивайте его достоинства, веру в собственные силы.
5. Помогите ребенку наладить контакт с 1-2 детьми, пригласив в гости, организовав совместную деятельность. На территории ребенка нужно помочь наладить контакт и оставить.
6. Говорите с ребенком, как прошел день, спрашивайте об одноклассниках, учителе, воспитателе, хвалите за проявление смелости. Всегда начинайте разговор с вопросов О ДРУГИХ ДЕТЯХ.
7. Готовьте ребенка заранее к новым ситуациям. Расскажите, что будет происходить, как будет интересно, какие там люди замечательные будут. Подскажите, как можно начать разговор, Порепетируйте.
ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
1.Критиковать робость
2.Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой
3. Добиваться послушания запугиванием
4. Ставить в пример ребенку незастенчивых ребят

9. Советы психолога детям и родителям

Специалисты, занимающиеся проблемами детской застенчивости, выделяют две возможные формы ее протекания: одни дети боятся общения со взрослыми, другие – предпочитают одиночество. Если во втором случае причина кроется в психических особенностях ребенка, в его темпераменте, нервной системе, характере, то в первом случае вина лежит на родителях, их особенностях взаимоотношений с детьми. Тем не менее ив том, и в другом случае застенчивость проявляется очень остро и особенно в общении со взрослыми.

Родители, зная особенности, привычки своего ребенка, могут, если и не полностью справиться с проблемой застенчивости, то хотя бы дать толчок этой работе, всячески поддерживать ребенка, во время обратиться к специалистам. Имена родители, придерживаясь определенной линии поведения, занимаясь с ребенком, могут обеспечить наиболее стойкий эффект коррекции застенчивости.

Как уже указывалось выше, проблема застенчивости во многом связана с природными особенностями, типом семейного воспитания, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, значимыми взрослыми. В этой главе мы попробуем разобраться, как нужно строить работу с детьми, требующими психологической помощи.

Вначале этой главы воспользуемся советами авторитетнейших американских исследователей детской застенчивости Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдла . Исследователи указывают родителям, какие качества следует развивать у своего ребенка и каким образом это делать. Остановимся подробнее на содержании их работы.

Для снижения уровня застенчивости родители должны как можно раньше развивать самостоятельность у своего ребенка. Степень «свободы», конечно же, должна ограничиваться возрастными критериями дозволенного.

Обучать ребенка самостоятельности можно уже с самого раннего возраста. Уже 3-х летний малыш может убирать за собой игрушки. Несколько позднее ребенок приучается самостоятельно одеваться и аккуратно убирать свою одежду на место. Исследователи советуют позволять ребенку совершать ошибки в выборе одежды, даже если выбранные носки разного цвета; выбирать понравившиеся варианты одежды из предложенных вами двух при покупке. Если вкусы взрослого и ребенка не совпадают, то следует выяснить, в чем основное разногласие.

Ребенок уже в дошкольном возрасте может самостоятельно заправлять постель и делать уборку в своей комнате. Естественно, и заправленная постель, и произведенная уборка, вряд ли смогут соответствовать взрослым критериям чистоты и порядка, однако, важно, чтобы ребенок при этом проявлял инициативу, старание, желание довести дело до конца. Следует помнить, что в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, поэтому для большего положительного эффекта можно предложить детям поиграть, например, в юнг, которые должны «до блеска вычистить корабль».

И, конечно же, прививая у ребенка самостоятельность, следует в первую очередь обучать навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь умываться, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами и т. п.

Современный ребенок рано знакомится с бытовой техникой, поэтому уже младшего школьника можно обучить пользоваться пылесосом и стиральной машиной. Однако не следует забывать о разнице в стандартах и помнить о похвале.

Если это допустимо, то следует разрешить ребенку самостоятельно добираться не только до школы, но и до спортивной секции, художественной или музыкальной школ, поликлиники и т. д.

Список домашних обязанностей полезно обсудить всей семьей, при этом следует предусмотреть совместные дела и не забыть о реалистичности предъявляемых требований.

Родителям застенчивого ребенка очень важно научить ребенка отстаивать свои права . Этого можно достигнуть, если дать возможность ребенку самому разрешить возникшую среди сверстников конфликтную ситуацию, конечно же в том случае, когда не будет угрозы для здоровья ребенка.

Застенчивый ребенок должен научиться брать на себя ответственность за других . В семьях, где имеются братья и сестры, родители могут поручить своему застенчивому старшему ребенку посильную заботу о них, организовать совместные игры и т. п. Игры со младшими позволять затем преодолеть застенчивость и в общении со сверстниками.

Родителям застенчивого ребенка надо позаботиться о том, чтобы помочь ему найти такое занятие, в котором он реально смог бы добиться успеха (музыка, танцы, рисование, спорт и т. д.). Однако и в этих условиях могут возникнуть рискованные для ребенка ситуации, например, соревнование или конкурс. Родители должны всячески поощрять любые попытки ребенка пойти на риск . Именно в этом один из реальных путей избавления от застенчивости. Однако при этом родители не должны забывать о следующем:

1) хочет ли ребенок заниматься именно этим;

2) оценить все преграды и опасности, которые видит ребенок в предлагаемом занятии;

3) выяснить, какими качествами, по мнению ребенка, должен обладать человек, успешно занимающийся этим делом;

4) обладает ли ребенок должной мотивацией для занятия предлагаемым делом.

Родители должны помнить, что не следует своим детям навязывать собственные нереализованные мечты, а исходить, в первую очередь, из их желания и возможностей.

При обучении застенчивого ребенка умению рисковать, следует придерживаться принципа постепенности и дозированности. Самым трудным, как правило, является первый шаг, будь то высказывание своего мнения или просто поднятие руки на уроке. Взрослые должны помочь ребенку сделать этот первый шаг. Здесь на помощь опять приходит сюжетно-ролевая игра. Пусть ребенок сначала выскажет свое мнение, например, при игре в школу, а может быть это будет лесная школа, где застенчивый ребенок выступит от лица зайчика или белочки. Такая репетиция поможет осуществить это же действие в условиях реальной действительности. Взрослые должны помнить, что каждый, пусть даже самый незначительный успех ребенка должен быть замечен и соответственно поощрен.

Ребенка следует подготовить как к успеху, так и к неудаче. Если ребенку предстоит, например, принять участие в конкурсе или соревновании, то родители должны тщательно проанализировать шансы на успех, поговорить с педагогом, понаблюдать за занятиями, спросить самого ребенка, готов ли он к публичному выступлению. В принятии окончательного решения следует исходить не из абсолютной уверенности в успехе, а из готовности к такому шагу.

Если решение принято в пользу участия в концерте или соревновании, то далее необходимо обсудить возможность неудачи. Важно объяснить, что никто не застрахован от провала, в этом нет ничего страшного, и особенно на начальной стадии обучения неудачи встречаются у большинства людей. Для ребенка наибольшей убедительной силой будут обладать истории провалов из жизни родителей. Видя, что они вполне довольны и счастливы, ребенок убеждается, что неуспех не столь страшен, как ему представляется.

Ребенок должен понять, что провалы не случаются лишь у тех, кто вообще не предпринимает никаких шагов, а в этом случае трудно добиться в жизни какого бы то ни было успеха. Независимо от исхода предприятия, ребенка надо похвалить за то, что он решился идти на риск. Важно помнить, что успех во многом определяется количеством предпринятых попыток.

Родителям очень хочется, чтобы талант их ребенка был замечен не только ими, но и всеми окружающими. Часто они заставляют сына или дочь демонстрировать свои способности перед родственниками, друзьями. В этой ситуации застенчивый ребенок, как правило, теряется, мнется, хнычет, то есть явно демонстрирует свое нежелание петь песню, читать стихотворение или играть на музыкальном инструменте. Родители должны заранее поинтересоваться настроением сына или дочери, объяснить, почему им так хочется, чтобы ребенок поделился своим талантом с окружающими. Однако не допустимо, чтобы желание взрослых было продиктовано лишь возможностью похвастаться перед гостями.

В ситуации, когда ребенок панически боится сцены, желательно предоставить ему время на раздумье и договориться о тайных сигналах, которыми он незаметно мог бы сообщать о своей готовности к выступлению. В случае отказа обсудите, что следует предпринять в будущем, чтобы ребенок поступил иначе. Если выступление состоится, то лучше, если ребенок сам объявит свой номер, а при этом взрослые не должны активно рекламировать предстоящее выступление, а лишь отметить, что им хочется доставить удовольствие гостям.

Еще раз остановимся на предъявлении родителями завышенных требований к ребенку. Очень часто такие взрослые делают это подсознательно, добиваясь тем самым признания самих себя. Если же ребенок не оправдывает их ожиданий, то взрослым кажется: весь мир обвиняет их в том, что они плохие родители и осуждает их за это.

Особенно явно такой подход родителей проявляется в отношении школьных отметок. Конечно же необходимо следить за успеваемостью своих детей, однако, как сказала одна женщина: «Если максимум, на который способны мои дети, – это тройка, то для меня эта тройка становится пятеркой».

Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдл предлагают взрослым ответить на следующие вопросы, положительные ответы на большинство из которых будут свидетельствовать о повышенной требовательности к ребенку:

1) ранние достижения ваших детей всегда были очень важны для вас? Вы разочаровывались, если ваши ожидания не оправдывались?

2) раздражались ли вы, когда ваш ребенок не справлялся с какой-либо задачей?

3) какие параметры служили критериями готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков (физические, возрастные, способности соседских детей и т. д.)?

4) если ребенок не справлялся с заданием, прятали ли вы от него свою любовь?

5) вы привыкли все делать за своего ребенка, так что, повзрослев, он не может уже обходиться без вашей помощи?

6) не боитесь ли вы, что, став взрослым, ваш ребенок будет независимым?

7) вмешиваетесь ли вы в конфликты детей, даже если в этом нет особой необходимости?

8) заставляете ли вы своих детей выполнять домашние обязанности?

9) поощряете ли вы готовность ребенка идти на риск, предоставляя возможность познания нового и неизвестного? Не предъявляете ли при этом нереалистичных требований?

10) не заставляете ли вы своего ребенка заниматься тем, о чем мечтали сами?

11) учите ли ребенка достойно проигрывать? Очень ли расстраиваетесь в случае проигрыша?

12) стараетесь ли вы, чтобы ребенок понял, что вы в нем разочарованы?

13) является ли выступление ребенка перед родственниками и знакомыми традицией семьи, даже если ребенку это не нравится?

14) если ребенок отстает в учебе, вы выходите из себя?

15) прежде чем рассказать кому-нибудь связанную с ребенком историю, спрашиваете ли вы у него разрешения?

Существенную помощь родителям в воспитании застенчивых детей могут оказать книги по возрастной психологии, в которых рассматриваются возможности детей в тот или иной возрастной период. Владея такими знаниями, родители могут более точно определить, развивается ли ребенок в соответствии с нормой (ускоренно, с задержкой), можно ли ему предоставить больше самостоятельности. Однако необходимо помнить, что литература содержит среднестатистические данные, поэтому следует делать на это поправку.

Более-менее четкие критерии существуют относительно двигательно-моторного и интеллектуального развития, но такие критерии отсутствуют, если речь заходит о коммуникативной сфере.

В первых главах уже указывалось, что общительность ребенка определяется многими факторами, как биологического, так и социального порядка. Поэтому очень важно, чтобы родители любили своего ребенка таким, каков он есть и стремились помочь ему в социальной адаптации.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и групповой форме; как в чисто детских или родительских группах, так и детско-родительских группах.

Родителям детей, испытывающих эмоциональные затруднения, в том числе и застенчивость, следует обратить внимание на следующие моменты в поведении ребенка:

а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. д.;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;

в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.

2. Отношение к еде: как он ест – охотно или нет, выбирает пищу или нет.

3. Бывают ли случаи проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:

а) при наказании, окриках со стороны взрослых;

б) страхи не связаны с поведением взрослых.

4. Как проявляется страх.

5. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огорчение, недовольство, обиду; какова длительность его переживаний.

6. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.

7. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.

8. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким способом: находит аргументы, упрашивает, требует, хитрит, плачет и т. д.

9. Как реагирует на неудачи и на успех.

1. Нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции, взрослые должны стремиться обучить детей правильному проявлению чувств, умению направлять их в нужное русло.

2. Возникновение эмоций обусловлено процессом взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на процессы и явления внешней среды.

3. Не стремитесь полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Искусственно созданные «тепличные условия» не снимают проблему, а лишь на время отодвигают ее решение. Через некоторое время она становится еще более острой. Важно учитывать интенсивность эмоций, а не то, какие они отрицательные или положительные. Ребенку нужно разнообразие эмоций, так как наличие лишь одних положительных эмоций рано или поздно вызывают скуку.

4. Нельзя давать оценку чувствам ребенка, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Чаще всего, бурные эмоции – это проявление длительного эмоционального зажима.

Такие известные психологи Клюева Н. В . и Касаткина Ю.В . предлагают родителям в общении с застенчивыми детьми придерживаться такого стиля поведения:

1) расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе его друзей, брать в гости к знакомым, гулять по различным маршрутам при этом учить ребенка спокойно воспринимать новые места;

2) не стремится полностью оберегать ребенка от всевозможных опасностей, делать все за него, предупреждать любые трудности, необходимо дать ребенку определенную меру свободы в действиях;

3) важно постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе и своих возможностях;

4) ребенка необходимо привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которых пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым.

К уже выше названным, добавим следующие правила поведения с застенчивыми детьми:

1) не следует торопить ребенка, в какой бы ситуации он не оказался: будь то новая обстановка, новая компания или ответ на вопрос. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. В ситуации школьного урока таких детей предпочтительно опрашивать по индивидуальным карточкам, для них не годится блиц-опрос, где требуется быстро дать краткий и четкий ответ на поставленный вопрос. На первых порах учитель может создавать для ребенка ситуацию запланированного успеха, когда педагог спрашивает ученика, если твердо уверен, что тот сможет ответить;

2) не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком воспитании будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей. Для развития потребности в достижении успехов следует всеми возможными мерами закреплять те положительные переживания, которые возникли при достижении успеха в практической деятельности;

3) не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;

4) нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;

5) при контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;

6) застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому при поступлении в школу, родители должны позаботиться, чтобы ребенок был готов к тому, что оценка не всегда может быть положительной. Также целесообразно побеседовать с учителем о создании щадящего оценочного режима, хотя бы в период адаптации к школе. Следует заметить, что хотя официально на протяжении всего первого года обучения детям отметки не ставятся, многие педагоги, заменив бальные оценки какими-либо значками, смысл которых дети узнают очень быстро, оценивают первоклассников уже с первых месяцев пребывания в школе;

7) полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного;

8) ребенок должен быть уверен, что взрослые получают удовольствие как от общения с ним, так и от общения с другими людьми.

Как мы видим, в профилактике застенчивости важное место занимает правильно организованное общение родителей с детьми. Этому могут мешать разнообразные барьеры. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Барьер занятости . Очень типичен для настоящего времени, когда родители очень заняты на работе, а для детей почти не остается времени, что вызывает у них чувство ненужности, отстранения от семьи и т. п. Такой барьер может возникнуть в различные возрастные этапы жизни и вызывать разнообразные эмоциональные нарушения, в том числе и формирование застенчивости. Такая ситуация может возникнуть в любой семье. даже если родители в целом положительные люди.

Барьер возраста . Иногда родители в силу своего возраста не могут почувствовать серьезность переживаний ребенка, им не понятны их интересы, то, что детям кажется очень серьезным, взрослые воспринимают как мелочь, недостойную их внимания. Я. Корчак указывал, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.

Барьер старого стереотипа . Суть его в том, что родители не ощущают возрастной динамики личности собственного ребенка. Например, родители продолжают воспринимать и обращаться с ребенком как с малышом, не замечая, что он уже подрос и требует других отношений. Этот барьер сдерживает развитие самостоятельности у ребенка, готовности идти на риск, а это, как уже указывалось выше, лишь способствует укреплению застенчивости. Иллюстрацией этого барьера могут служить строки С. Я. Маршака:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.

В. А. Кан-Калик говорит о том, что этот барьер очень привязчив. Он с трудом преодолевается, часто мешая профессиональному становлению ребенка, так как родители навязывают детям собственные взгляды на их профессиональное будущее. Диктуют стиль взаимоотношений в молодых семьях.

Барьер воспитательных традиций . В воспитательных традициях много положительного, однако, зачастую родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье те формы, методы и средства воспитания, которые применялись в семьях, когда они сами были детьми. Такое дублирование не учитывает изменившиеся условия в обществе, в семьях, в уровне развития детей и т. д. Повышение педагогической культуры родителей – вот один из основных путей ликвидации этого барьера.

Барьер дидактизма . Проявляется в постоянном, по каждому поводу, поучении собственного ребенка: что он делает не так, как следует делать, на что обратить внимание и т. п. Такая позиция родителей формирует повышенную нервозность у ребенка, он боится каждого своего шага, чтобы не вызвать неудовольствие мамы или папы. Личность ребенка растворяется в личности взрослого, ребенок теряет свою индивидуальность.

В преодолении застенчивости ребенку должны помочь именно родители. Один из путей помощи – это изменение стиля семейного воспитания. Напомним наиболее неблагоприятные стили воспитания, которые способствуют усилению застенчивости. Это:

1) неприятие, когда между родителями и детьми отсутствует тесный душевный контакт, а забота о детях выражается лишь в материальной форме;

2) гиперопека – постоянный контроль за каждым шагом ребенка;

3) тревожно-мнительный тип воспитания, выражающийся в постоянной чрезмерной опеке над ребенком.

Луиза Хей – американский психолог и психотерапевт, отмечает в исследованиях о детских комплексах, что ребенок относится к себе так, как к нему относятся его родители, отсюда часто идут и все проблемы человека, поэтому она рекомендует применять технику «любить себя».

Об этом свидетельствует и культурное наследие различных стран, высказывания философов: «Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать» (японская пословица), «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).

Часто родители задают ребенку жизненный сценарий. Однако ребенок должен жить по собственному сценарию, ориентироваться на современные социальные сценарии. Для этого родители должны сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе, в собственных силах, воспитать у ребенка чувство собственного достоинства . Если родители достигли в воспитании своего ребенка указанных выше задач, до с большой долей уверенности можно сказать, что ребенок продуктивно взаимодействует с окружающими людьми и позитивно воспринимает окружающий мир.

Желая, чтобы ребенок был уверен в собственных силах , родители не должны плохо отзываться о своем ребенке и не допускать, чтобы сам ребенок плохо отзывался о себе. Помните выражение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Можно воспользоваться советами В. Леви о том, как полюбить себя: перестать себя оценивать; принимать себя как данность; не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек – индивидуальность.

В последние годы психологи активно пользуются понятием «Я-концепция», подразумевая восприятие человеком самого себя. Родители должны участвовать в формировании позитивной Я-концепции у ребенка. Для этого в доме необходимо создавать атмосферу доверия, проявлять заинтересованность в проблемах ребенка, побуждать его открыто говорить о своих чувствах, сочувствовать и сопереживать. Застенчивый ребенок должен быть уверен, что родители не будут его высмеивать, а примут таким, какой он есть со всеми достоинствами и недостатками; не проявляя сиюминутного желания что-либо изменить в жизни ребенка.

Следует помнить, что выше сказанное не означает, что родители не должны обращать внимание на отрицательные моменты в поведении ребенка, а следует лишь понимать те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Нет необходимости безоговорочно доверять чужому мнению о своем ребенке. Вначале нужно разобраться, чем было вызвано негативное поведение ребенка.

Уже не раз отмечалось, что у застенчивых детей заниженная самооценка. Для ее коррекции родителям следует предпринимать следующие шаги:

1) чаще хвалить ребенка, говорить ему комплименты. Если ваш ребенок действительно застенчивый, то перехвалить его практически невозможно. Следует помнить, что хвалить надо объективно и искренне;

2) обеспечивайте ребенку ситуацию успеха, для чего ставьте перед ним реальные задачи;

3) не следует «ломать» ребенка, важно лишь стараться изменить его поведение, для этого прививайте необходимые социальные навыки;

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Часть вторая Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а детям - счастливыми детьми Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, - это наша родительская

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

СОВЕТЫ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ Детям нельзя давать полную свободу, потому что они еще не имеют собственных мотивов для преодоления лени, не видят границ между своими желаниями и правами окружающих людей.Детей нельзя наказывать, так как наказания рвут связующие нити доверия и

Из книги Ничего страшного: неуспеваемость излечима! автора Револь Оливье

Советы родителям и учителям: приемы, уловки, приспособления Какими бы ни были школьные трудности ребенка, мы можем - более того, мы должны - найти какое-то решение. Прежде всего специальную помощь, характер которой определяется после ряда подробных и серьезных

Из книги Семья и развитие личности. Мать и дитя. автора Винникотт Дональд Вудс

3. Советы родителям Название этого раздела способно привести к недопониманию. Всю свою профессиональную жизнь я избегал давать советы, и если мне удастся добиться поставленной в данном случае цели, то читатель узнает не как давать советы, а, скорее, будет испытывать

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Как научиться понимать своего ребенка автора Исаева Виктория Сергеевна

Глава 2 Понять с полуслова (советы родителям детей 4 – 6 лет) Ваш малыш начал говорить: поздравляем! Но речь – не единственное достижение ребенка к трем годам. Куда важнее то, что именно в этот период кроха начинает осознавать и утверждать себя как Личность. Порой этот

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Рекомендации родителям 1. Как можно больше бывать на природе, чтобы ребенок меньше зависел от телевизора, компьютера, телефона и прочих гаджетов.2. Детям до шести лет можно проводить не более полутора часов в контакте со всеми гаджетами в совокупности. Родителям надо об

Из книги Путы материнской любви автора Некрасов Анатолий Александрович

Любовь к родителям Посвятив столько времени теме любви матери к детям, нельзя обойти вниманием и встречный вопрос – любовь детей к матери, к родителям. Нужно признать, это тема отдельной книги, а здесь мы коротко рассмотрим несколько важных аспектов.Человека, который

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Родителям и учителям Так как вы занимаете центральное положение в жизни молодых людей, то можете спровоцировать и усилить у них застенчивость столь многими способами, что даже этого себе не представляете. И вы, и я это часто делаем, хотя бы потому, что наши дети очень

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Дети – родителям Не стоит забывать, что в попытках родителей изменяться и совершенствоваться есть замечательные помощники – их собственные дети! Присматриваясь к детям, мы можем многому у них научиться. Дети очень чуткие и строгие судьи. Они плохо переносят

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Заканчивая свою книгу, Масару Ибука дал родителям такие советы: 1. Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно.

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Советы родителям и психологам

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Здравствуйте, с вами Оксана Манойло. Поговорим сегодня о застенчивом ребенке, вернее о застенчивых детях, коих не мало сейчас вокруг нас. Я дам важные рекомендации, которые облегчат жизнь и вам и вашему ребенку.

Почему застенчивость это дар свыше?

Застенчивость это не порок, а дар Бога вашему ребенку.

Многие родители часто переживают по поводу того, что их ребёнок по натуре чрезмерно, на их взгляд, деликатен, застенчив. Дескать, «не идёт в ногу со временем, сейчас миром правят смелые и нахрапистые, а мой вон, ни заявить о себе смело не может, ни настоять на своём открыто, а чуть что и вовсе вгоняется в краску как помидор».

Вот и получается, что застенчивость у детей считается чуть ли не пороком, недостатком, от которого нужно срочно всеми путями пытаться «избавиться».

Хотя ведь и многих взрослых огорчает эта их особенность, в душе они мечтают стать более яркими, напористыми, победителями…

Действительно, сейчас повсюду в социуме принято декламировать, что модно, круто и попросту престижно иметь совершенно другие личностные качества: лидерство, самоутверждение (часто за чужой счёт), умение ДОБИТЬся определённых высот (обращаем внимание на суть выделенного слова), стремиться не упустить своего, быть «на высоте».

Однако правда состоит в том, что все эти личностные качества были жизненно необходимы в грубом , в тесных рамках которого все мы, в наших многократных воплощениях, провели так много времени. И именно в наши дни чёткой градации на «хорошо» и «плохо» эти качества «тёмными силами» и возводятся в ранг основополагающих. Понятно почему. Подмена ценностей для тех, кто ещё хочет играть в старые трёхмерные роли.


Сейчас же настало время, когда с каждым днём всё большее количество людей будет проявлять свои истинные душевные качества, срывая маски и личины.

И сама по себе застенчивость есть безценный божий дар, потому как суть её – чуткая деликатность.

Деликатность – качество, которое за последние годы проявлено в мире столь минимально, что ценно на вес золота. Именно деликатность является линией взаимодействия со всем живым на планете Новой формации.

Деликатные люди не ранят злым, неаккуратным словом, не провоцируют других на деструктивные мысли и эмоции, не транслируют свои проблемы эмоционально, становясь в начале «вирусной цепочки» распространения между людьми.

Причины застенчивости детей

Эти люди рождены с особым складом восприятия, предельно глубоко чувствующие других людей, их настроения и душевные посылы. Запахи, звуки, краски окружающего мира, тактильные сенсорные ощущения – все их органы чувств активированы будто бы на порядок выше, чем у остальных. И это вовсе не случайность. Просто миссия этих людей в нашем пока ещё жёстком мире – показать другим всю глубину и красоту этого мира, в котором мы все живём.


Они – первопроходцы в каком-то смысле и им весьма непросто прижиться и обосноваться там, где подобные качества считаются чуть ли не зазорными. Застенчивые люди, особенно уже будучи взрослыми, для того, чтобы как-то ассимилироваться в таком чуждом для них обществе , порой пытаются играть какие-то роли, но «прокалываются» в самый неподходящий момент, потому, как ни подлинной наглости, ни желания «подминать» более слабого, ни вычурности, ни жажды самоутверждения в них нет.

Застенчивость и природная деликатность всё равно выходят в линии поведения таких людей наружу, на свет, словно чистый кристальный родник.

Родителям застенчивого ребенка

На примере детей это проявляется особенно наглядно, когда наносная «крутость» вдруг под воздействием даже незначительной ситуации рассеивается как дым, застенчивый ребенок смущается и краснеет.

Важно знать, что с застенчивостью, которая суть есть дар не нужно бороться, это чистая истинная природа и её необходимо научиться использовать себе и окружающим во благо!

Важно донести до ребёнка, или до самого себя, если вы взрослый человек, что важным критерием правильности должно быть личное собственное хорошее состояние, ощущение комфорта, этакое молчаливое «счастье изнутри».


Ведь истина проста – тот, кто заботливо хранит внутри счастье, тихую радость и излучает его, способен повлиять на мир куда больше, чем тот, кто, находясь исключительно снаружи, кичится и силится что-то о себе заявить.

Если ребенок застенчивый, что делать?

Просто осознайте, что нежелание быть «в центре тусовки» это не лузерство, а просто комфорт испытывается как раз при созерцании со стороны. Что нежелание выступать, что-то громко декламировать, это не стеснение и неприятие себя в чём-то, а просто нежелание впустую тратить слова, нежелание горланить и пытаться донести что-то тем, кому может это и не нужно вовсе.

Осознайте, что чуткость и застенчивость – это достоинство, это великая драгоценность, которая пережила тяжёлые тёмные времена, которая передавалась в вашем роду из поколения в поколение (действительно, часто это генетическая предрасположенность) с тем, чтобы подобно зернышку в нужное время взрасти новым знанием, новым образом восприятия мира и всего, что есть в нём.

Сейчас настало время, когда способность просто молча искренне по-доброму улыбаться, глядя на других людей, сохраняя при этом внутри любовь и , является самым сильным инструментом, способным изменить всё вокруг. Именно это качество даёт вам ни с чем несравнимое преимущество.

Переставайте исправлять своих детей. Станьте сами для них оплотом уверенности, добра, справедливости. Сделайте так, чтоб вы сами были полны жизни и радости, и тогда ваш ребёнок будет считывать ваш посыл о том, что он сам — сильный, он может сказать «нет» и дать отпор, когда это будет действительно необходимо. Он прочувствует всё это вне зависимости от того, говорите вы ему об этом или нет. Когда вы сами примете ценность качества деликатности и застенчивости, ваши дети перестанут пытаться проявить в себе то, чего в них нет, и не будут страшиться своих искренних природных качеств.

Мы нужны этому обновлённому Миру такими, какие мы есть по своей истинной природе, каждый из нас словно часть всеобъемлющего паззла, несущий в себе особую роль, особую частицу, важность которой невозможно переоценить. Но проявить свою исключительность в созидании нового светлого Мира сможет лишь тот, кто поверит в то, что она, эта исключительность – есть, и поверит в себя самого. Мы все рождены, чтоб быть самими собой. Мы все на своих местах. Так задумано. Так правильно. Да будет так.

Друзья, если вам понравилась эта статья, поделитесь ей в соцсетях. Это самая большая от вас благодарность. Ваши репосты дают мне знать, что вам интересны мои статьи, мои мысли. Что они вам полезны и я вдохновляюсь на написание и раскрытие новых тем.

Я, Манойло Оксана - практикующий целитель, коуч, духовный тренер. Сейчас вы на моем сайте.

Закажите у меня вашу диагностику по фото. Я расскажу о вас, о причинах ваших проблем и подскажу наилучшие пути выхода из ситуации.

Похожие публикации