Нлп - преодоление тревоги и страха.

– страх.

Тогда страх «раздуется» как шарик и сам «лопнет» - перестанешь бояться этой ситуации, минимизируешь неопределенность, сможешь сознательно, уверенно действовать при ее наступлении.

Например, боясь пауков, можно представить самую опасную ситуацию – укус ядовитого паука. Тогда можно почитать статьи как действовать в такой ситуации. Может выясниться, что реальную опасность представляют только 3 вида пауков, которые встречаются только в определенном климате: каракурта («черная вдова»), тарантул и бурый паук-отшельник. В большинстве же случаев поможет самостоятельное выдавливание яда и обильное промывание водой. Но большинство пауков не ядовиты и их укусы создадут только кратковременную боль, как укол иголкой, которая пройдет за короткое время.

Использование этого метода позволяет эффективно бороться со страхами, вызванными неопределенностью последствий . Применив метод, можно снизить риск даже самого плохого исхода, что приведет к преодолению страха и позволит начать действовать.

Реальный пример

Очень эффективным методом преодоления страха является поиск опытного человека, который в ситуации, страшной для вас, действует мужественно и уверенно. Найдя его или прочитав о нем, можно осознать, что другие-то этого не боятся, значит, и вы способны преодолеть страх и сделать то же самое.

Такие «живые » примеры не только помогают побороть страх, но и могут научить тому, как правильно действовать в подобных ситуациях, т.е. снизить неопределенность.

Например, если боишься змей, то можно посмотреть выступления дрессировщиков, которые работают с самыми опасными змеями. Тогда можно осознать, что соблюдение определенных мер безопасности и использование специальных техник минимизирует риск негативных последствий.

Использование этого метода позволяет преодолеть страх с помощью визуального, реального примера уверенного поведения, который, как говорится, «можно пощупать руками».

Получение опыта

Чтобы гарантированно побороть страх в определенной области, можно накопить опыт в этой области, стать компетентным профессионалом .

Когда у человека есть знания и умения их применять в определенной предметной области, тогда он ясно представляет процессы и законы этой области. В этом состоянии человек может прогнозировать возможные последствия своих действий.

Это минимизирует неопределенность в различных ситуациях, а компетентность позволяет принимать спонтанные и креативные решения для достижения определенных целей.

Например, когда человек устраивается на работу, но он в этой области не профессионал, тогда и собеседование, и испытательный срок будут создавать большой стресс, он постоянно будет бояться, что не примут на работу или скоро уволят. Но если у человека есть опыт в этой сфере, если он знает подходящие методы, инструменты, технологии, то он гораздо меньше переживает за себя, а сконцентрирован на том, чтобы показать свой профессионализм и добиться хорошей должности и зарплаты.

Пройдя обучение и став компетентным профессионалом, человек чувствует себя «как рыба в воде» в своей профессиональной сфере. У него абсолютно отсутствует страх по поводу своих действий, и он может предугадать возможные воздействия на него самого со стороны окружающей среды.

Такой человек действует решительно и уверенно, что повышает его эффективность. А его цели достигаются только с успехом и приносят значимую пользу для него самого и всех окружающих.

Осознанность

Самым эффективным методом преодоления страха в любой сфере жизни является осознание себя , своей сути, своего таланта и предназначения .

Когда человек не осознает себя, то он принимает любую внешнюю информацию о себе за истину. Тогда хорошая информация поднимает ему настроение, а плохая – сильно расстраивает. Это вызывает сильные колебания в настроении человека, что снижает его эффективность. При этом он может испытывать страх чужого мнения , что ему скажут или что о нем подумают что-то плохое.

Осознание и принятие себя таким, какой есть, позволяет человеку преодолеть любую критику, любые попытки управления им, любое навязывание чужого мнения и чужих целей. Ведь осознавая себя, человек становится свободным, ясно представляет свой жизненный путь и уверен в том, что сможет преодолеть все препятствия. Он знает, что только он является экспертом в своей собственной жизни и создает ее сам.

Осознанный человек более целеустремлен, действует только из благих намерений, взаимодействует с другими искренне и с любовью. Его зона комфорта бесконечна, ему интересно все вокруг, он любит все, что есть в его жизни. Он всегда достигает успеха, из-за этого испытывает счастье и находится в состоянии гармонии с самим собой и окружающим миром.

Использование этого метода делает человека свободным от страхов, мужество становится обычным проявлением характера , а появившаяся смелость и решительность делают его успешность оптимальной.

Уважаемый гость, Это Самая Ценная Часть Метода!!!

Чтобы ее прочитать, РАССКАЖИТЕ ДРУЗЬЯМ об этой странице.
Нажмите на одну из кнопок соц.сетей и добавьте пост на свою страницу.
Для получения подсказки как это сделать, наведите курсор на знак вопроса под кнопками

Сразу после этого под этими кнопками откроется ПОТРЯСАЮЩИЙ ТЕКСТ !

Последствия преодоления страхов

Главной пользой при преодолении страха является то, что человек способен выполнять новые действия, достигать новых целей, которые не смог бы реализовать при наличии страха. Это позволяет выходить из зоны комфорта и расширять ее.

Определив очередной страх и преодолев его, человек переходит на новый уровень развития , открывает новые возможности для самореализации. Это дает ему новый опыт, новые ресурсы, что повышает его успешность и эффективность.

Превращая страхи в своих друзей , человек становится сильнее, мудрее. Он начинает их использовать как помощников, взаимодействует с ними, как с союзниками, а не воюет с ними, как с врагами. Тогда страхи поддерживают человека, а не мешают ему. Дают ему энергию для выполнения более сложных действий и достижения более полезных целей.

Если не получается «приручить» страх одним методом, то это всего лишь означает, что нужно попробовать другие. Тогда обязательно найдется подходящий метод , который поможет совершить «прыжок» от неуверенности к решительным действиям и получить то, что хочешь.

Самое важное при преодолении страха не в том, что он полностью исчезает, а в том, что человек способен мужественно действовать и двигаться вперед к своей цели, даже при его наличии .

Людям свойственно боятся, это вполне естественная реакция организма при опасностях. Но не всегда, зачастую, страхи бывают неоправданны, и влияют деструктивно на человека. К ним можно отнести страх , который тормозит человека в достижении желаний, поставленных целей, страх публичных выступлений, боязнь знакомства и т.д. По причине своей неоправданности, с ними необходимо бороться.

К счастью, существуют действенные приемы, благодаря которым можно избавиться от деструктивного влияния иллюзии опасности. Нам необходимо осознать , что страх является необоснованным. Для того, чтобы разобраться с тем, что нас пугает, мы должны сперва осознать его, проанализировать. Определить причину его возникновения, понять от чего он может защитить, и реальна ли эта опасность.

Чаще всего, причина страха скрывается в неизвестности , собрав как можно больше информации об объекте страха, неизвестность рассеивается, вместе с самим страхом. Страх – это защита организма, но от чего именно защитит ваш страх?

Вы боитесь получить отказ от девушки, или не справится с новыми обязанностями при смене работы, и является ли это концом света? Явно, что нет, ведь при самом худшем сценарии, вы просто встретите другую девушку, которая ответит вам взаимностью, или вы найдете другую работу, либо просто вернетесь на старую. Ничего смертельного не произойдет. Стоит визуализировать успех. Прокрутите в своей голове несколько раз , как вы подошли к девушке, и она ответила взаимностью, и в итоге, в реальной жизни будет значительно легче справиться с этой ситуацией.

Способ преодоления страха.

Самый эффективный способ преодоления страха – сделать то, чего боишься . Боитесь лошадей – начните их кормить. Боитесь темноты – чаще ходите с выключенным светом. Делайте это до тех пор, пока к вам не придет понимание иллюзорности страха. А оно придет. Если вы не можете выполнить действие сразу – начните делать это постепенно, и радуйтесь каждому маленькому успеху.

Страх существует не только в душе , он заключен в нашем теле, и проявляется в виде зажимов. Научитесь расслабляться, займитесь спортом, йогой, танцами. Это позволит сбрасывать зажимы мышц, физическое проявление страха. Научитесь контролировать ваше дыхание. Представьте, что при каждом глубоком вдохе, в ваш организм попадает смелость, а при выдохе уходит страх.

Еще одно полезное дыхательное упражнение – медленно и ритмично дышите животом, на вдох и выдох тратьте по пять секунд, и между ними также оставляйте задержку в пять секунд. Это позволит вам полностью успокоиться при очередном приступе страха. И запомните, не боритесь со страхом, не внушайте себе, что вы не боитесь, так вы только напитаете его энергией. Проанализируйте его, и вы поймете, что ваш страх – не более чем иллюзия

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Ждем Вашей оценки

Так хочется начать своё дело или свой проект… Но так страшно потерпеть неудачу… Что же с этим делать?

Давайте сначала разберёмся с вопросом: «Что такое страх?» и откуда он берётся? Страх — это эмоция. И чтобы лучше понять, как эта эмоция появляется, давайте смоделируем ситуацию. У всех нас есть «багаж» прошлого. Это множество мыслей по поводу успешных действий и неудач. Мы находимся в настоящем и мечтаем о возможностях в будущем. То есть, мы думаем — «нужно начать свой бизнес…».

И тут подключается наш мозг, основная задача которого спасти нас от всевозможных опасностей! Каким образом он это делает? Он вытягивает из нашего прошлого самые страшные мысли, примеры, слухи и т.д. Наш мозг стараться предупредить нас о возможных опасностях, походу пугая нас и навевая эмоцию — страх неудачи. Иначе говоря, когда мы задумываемся о чём-то новом, наш мозг отвечает на вопрос: «Что плохого может произойти?»

3 способа подойти к этому по другому:

1. В первую очередь, нужно воспринять основополагающее понятие — БУДУЩЕГО НЕ ЗНАЕТ НИКТО!!! Даже те, кто говорит, что есть процентное соотношение успешных и неудачных бизнесов, тоже ничего не знают, так как в какой процент попадёт Ваш бизнес — они не знают. И Ваш мозг тоже не знает — он просто «защищает» Вас! Теперь, «интересная фишка», нужно заставить наш мозг вытянуть из прошлого позитивные мысли — мысли об УСПЕХЕ! И сделать это не сложно — просто вместо вопроса: «Что плохого может произойти?» задать вопрос: «Что ХОРОШЕГО может произойти?». Вот увидите, Ваш мозг ответит на этот вопрос множеством мотивирующих мыслей!!!

2. Что такое «НЕУДАЧА»? Давайте разберёмся… Вы решили создать свой бизнес и в первую очередь Вы создаёте план. Поэтапная реализация Вашей цели. Но что происходит, если всё идёт не по плану… правильно, НЕУДАЧА! А вот, если по плану, то УСПЕХ! Однако, действительно ли то, что идёт не по плану, обязательно означает НЕУДАЧУ? Возможно, план был не правильно составлен… и Вам необходимо подучиться и внести коррективы — тогда это не НЕУДАЧА — это ОПЫТ или ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. Учитывая эту ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ, Вы можете переделать свой план, подойти к вопросу по другому, теперь у Вас есть ОПЫТ — как точно не работает! Восприятие НЕУДАЧИ, как ОПЫТА или ОБРАТНОЙ СВЯЗИ, не останавливает Вас, а заставляет двигаться вперёд — пробовать, чтобы получилось!

3. Вспомните, сколько Вам лет? Серьезно! Средняя продолжительность жизни в нашей стране 70 лет! И скорее всего, после 60-ти лет, Вы хотели бы уже отдыхать, а не работать. Так сколько времени Вам осталось до 60-ти лет? То, чем Вы будете заниматься в эти годы и определит, насколько успешным человеком Вы станете. Не хочу нагнетать и рассказывать, сколько времени уйдёт на сон, еду, туалет и т.д. Поверьте в «сухом остатке» времени совсем мало. Так, что же Вы будете продолжать бояться неудачи или начнёте ЖИЗНЬ ВАШЕЙ МЕЧТЫ?

Каждого человека время от времени волнует вопрос, как преодолеть страх. Чувство, которое призвано защищать и предостерегать нас от неприятностей, иногда перерастает в неконтролируемое состояние, мешающее действовать разумно и спокойно. Поэтому очень важно овладеть навыками самоконтроля, о чём сегодня и поговорим.

Что такое страх?

Страх - это эмоция, возникающая спонтанно, и, хотя он может иметь реальные основания, его всё же нельзя назвать рациональным в большинстве случаев.

Сравните ситуации: страх смерти удерживает нас от рискованных действий, таких как прыжок с парашютом или заплыв за буйки, и он же может стать навязчивой идеей несчастного случая, когда мы заняты повседневными делами.

Так как эмоции провоцируют выброс адреналина, то длительное состояние напряжения сказывается на нервной системе и самочувствии.

Иррациональное навязчивое состояние уже не помогает избежать проблем, а само становится проблемой - для здоровья, отношений, работы.

Крайняя степень страха (паническая атака) сопровождается физическим приступом сердцебиения, затруднённого дыхания и скачком давления. Чтобы избежать перенапряжения, мы обязаны подчинять некоторые свои эмоции и преодолевать страх.

фобии

Фобией называется комплекс эмоций, который возникает в определённой ситуации-провокаторе. От обычной реакции на опасность фобия отличается гипертрофированным (чрезмерным) проявлением. Иначе говоря, мы боимся больше, чем оно того стоит.

Самые распространённые женские фобии - боязнь летать в самолётах, темнота, замкнутое пространство, насекомые, боязнь грозы. К сожалению, простыми беседами по душам фобии не излечиваются, так как имеют иррациональную основу, а именно - убеждение, что при соприкосновении с раздражителем обязательно произойдёт нечто ужасное.

Психологи расходятся во мнениях, чем лучше всего лечить фобии. Проблема в том, что их происхождение может быть разным - из детства, после травмирующего случая, с перепугу. Но фобия может быть и симптомом неврологической болезни. Если фобия - ваше единственное психологическое отклонение, то вы сможете немного уменьшить её или хотя бы научиться терпеть.

С фобиями борются постепенным привыканием к раздражителю в безопасной обстановке. Например, способ, как женщине преодолеть страх высоты, заключается в том, чтобы иногда, в состоянии внутренней готовности подниматься на небольшую высоту.

Спустившись с высоты, нужно сконцентрироваться на мысли: как здорово, что такой поступок вообще стал для вас возможен, и беды не случилось. Постепенно увеличивая тренировку, можно добиться потрясающих результатов: кататься на чёртовом колесе, высоко подниматься в прозрачном лифте, любоваться видом с крыши или с вершины горы.

Страх рожать

Родов боятся все женщины. Только кто-то побаивается, а кто-то просто изводит себя и близких, и с таким положением дел нужно покончить. Как беременной преодолеть страх перед родами? Лучшим средством считается позитивный настрой и аутотренинг, который можно практиковать самостоятельно или в группе для беременных.

Приступы волнения за здоровье хорошо снимает самомассаж с элементами аутотренинга:


  • умывающие движения ладонями по лицу с мысленной формулой «Я спокойна и уверенна »;
  • поглаживание затылка с фразой «Мои мысли успокаиваются »;
  • круговой массаж грудной клетки (кроме молочных желёз) с мыслью «Моё сердце бьётся ритмично и спокойно »;
  • массаж кистей, локтей, плеч, коленей с мыслью «Всё будет хорошо и правильно ».

Проводите такой сеанс каждый раз, когда паника нарастает, концентрируйтесь на позитиве и как бы втирайте положительные мысли в участки тела.

Кроме аутотренинга волнение перед первыми родами проходит, если у беременной достаточно информации - не страшных историй из патологических отделений роддома, а профессиональной, достоверной информации. Читайте и смотрите обучающее видео, и вы узнаете, что 90% страхов перед родами беспочвенны - организм женщины прекрасно справляется с делом и не стоит ему мешать переживаниями.

страх перед людьми

Эта проблема бывает вызвана разными причинами, чаще всего неуверенностью в себе и перфекционизмом.

Чаще всего в людях женщины боятся:

  • не получить поддержку, одобрение;
  • встретить открытое или тайное осуждение;
  • испортить отношения;
  • нарваться на хамство;
  • стать жертвой обмана;
  • своего неумения постоять за себя.

Обратите внимание: первые три пункта появляются от страстного желания нравиться людям, наслаждаться хорошими отношениями, а вторые три пункта напрямую связаны с наивностью, привычкой угождать посторонним и близким. Может быть, такая трактовка выглядит оторвано от проблемы страха, но это только на первый взгляд.

Если вам страшно , начните с того, что осознайте две вещи. Во-первых, люди в целом не обязаны постоянно вас поддерживать только потому, что вам этого хочется, а одобрение или осуждение - это вообще форма социальной манипуляции, от которой нужно отказаться навсегда.

Во-вторых, прекратите обманывать себя и людей: если вам что-то не нравится и вы знаете, что события разворачиваются не так, научитесь моментально реагировать - одёрнуть собеседника, пристыдить, выразить возмущение, потребовать объяснений, уйти, а если нужно, то и быстро убежать.

С другой стороны, если вы боитесь людей, потому что в прошлом стали жертвой нападения или жестокого отношения, вам поможет специалист: психолог, психотерапевт, сотрудник общественной организации, профиль которой - адаптировать женщин после психологической травмы.

страх вождения автомобиля

Это как раз тот случай, когда одержать победу помогают знания и опыт. Есть даже такая поговорка, что уверенность приходит после пяти тысяч наезженных километров самостоятельного вождения. Почему в это время не засчитывается опыт со вторым пилотом - инструктором, мужем, другом?

Потому что уверенность и спокойствие за рулём автомобиля приходят одновременно с верой в то, что вы можете сами принимать верные решения. И вам на это нужно не более доли секунды, вместо того, чтобы ждать подсказки или окрика сидящего рядом наставника.

Чтобы не бояться неисправностей, женщинам следует внимательно изучить механизм своего автомобиля. Это же поможет не робеть перед автослесарем и любым другим водителем. Если вам всё время слышатся странные звуки во время работы мотора, но вы не можете определить, что не так - отправляетесь на СТО и снимите с себя этот источник переживаний.

страх смерти

Самая сложная внутренняя борьба человека - это как избавиться от страха смерти. Это боязнь относится к экзистенциальной психологии, когда человеку не хватает смысла жизни. Разобраться в проблеме поможет либо психолог, работающий в сфере экзистенциальной психотерапии, что встречается не так часто, либо священник.

Страх перед правдой жизни - что все мы смертны - можно преодолеть воцерковлением, то есть укреплением веры в бога и познанием, как мы можем служить ему, будучи живы.


Главный способ преодолеть или ослабить страх состоит в том, чтобы отделить воображаемые страхи от реальных. Помогая ребенку справиться со страхом, особенно важно различать два типа страхов, которые испытывают дети. Страхи первого типа защищают ребенка и обеспечивают его безопасность. Например, когда вы переходите дорогу и идите приближающуюся машину, «защитный» страх подсказывает: «Осторожно, скорее отойди!».

Страхи второго типа больше воображаемые, чем реальные. К ним относятся страх темноты, страх сделать ошибку, страх попросить о помощи, попробовать себя в чем-то новом, страх завязать отношения со сверстниками или быть ими отвергнутыми. Вместо того, чтобы защищать, страх такого типа мешает нормальной жизни, учебе и личностному росту.

Ключ к успешному преодолению страхов состоит в том, чтобы различать эти два типа страхов, чтобы слушаться «защитных» и преодолевать воображаемые. Второй способ преодолеть или ослабить страх – это так называемая систематическая десенсибилизация . Метод заключается в том, чтобы подвергать ребенка определенному страху в небольших дозах, постепенно приучая его к преодолению этого страха. Этот метод выворачивает наизнанку исходное усвоение реакции страха, то есть обусловливание фобий, и потому получил название контробусловливания. Третий способ преодолеть страх носит название моделирование. Суть его в том, что ребенок наблюдает, как другой человек спокойно и собранно переживает ситуацию, вызывающую у ребенка страх. Этот способ называется также обучение через наблюдение.

Роль позитивного саморазговора

в преодолении детских страхов.
Страхи есть у всех – и у детей, и у взрослых. См по себе страх – не проблема, сложности создает то, как мы воспринимаем его и реагируем на него. У страха всегда есть две составляющие: собственно стимул, порождающий страх, и то, что мы в определенном состоянии сознания закрепляем за этим страхом. Аффирмации эффективны именно в второй области, работая непосредственно над когнитивными мыслями и саморазговором, который усиливает страх.

Страх перед школой.
Так называемая школьная фобия – это крайняя степень страха перед школой, при которой ребенок старается любой ценой избегать не только посещения школы, но даже приближения к самому школьному зданию. Симптомы школьной фобии включают плач, мольбы ребенка, симуляцию болезней, чтобы остаться дома. Если все-таки заставить ребенка, страдающего этой фобией, пойти в школу, он будет плохо себя чувствовать, плакать и проситься домой.

Как правило, школьная фобия возникает на одном из трех этапов школьной карьеры ребенка:


  • перед первым классом,

  • во время перехода из начальной школы в среднюю,

  • под конец средней школы.
Чтобы помочь ребенку преодолеть школьную фобию, что именно в школе настолько ему не по душе. Например, причиной может быть то, что ребенку не удается наладить отношения со сверстниками, трудности в обучении, конфликт с учителем и т.д. Затем обсудите с ним эти причины. Бывают случаи, когда причиной школьной фобии становятся какие-то домашние проблемы, например, ребенка тревожит насилие в семье или болезнь кого-то из родителей, и он начинает испытывать страх, что, пока он в школе, дома может произойти несчастье.

Справиться со школьной фобией помогает техника систематической десенбилизации, которая была описана ранее. Помимо этого способа родитель или учитель может использовать аффирмации и внушить ребенку следующее:


  • школа совершенно безопасна;

  • учитель и сверстники относятся к ребенку доброжелательно;

  • дома у ребенка все в порядке;

  • в школе ты заведешь новых друзей;

  • в школе есть взрослые, которые о тебе позаботятся;

  • в школе ты многому научишься;

  • нет ничего страшно в том, что ты боишься школы.

Страх перед травлей в школе.
По данным обследования школьников, проведенной Американской медицинской ассоциацией, почти треть школьников сообщила, что сталкивались с травлей, причем выступали как в роли жертв, так и в роли самих обидчиков. Школьные обидчики, т.е. те, кто осуществляет травлю, дразнят, обижают, насмехаются, глумятся, шантажируют, угрожают, физически запугивают, распространяют слухи или иными способами мучают и изводят детей, которые неспособны защитить себя или по каким-то причинам этого не делают. Если ребенок боится за свою безопасность, он не в состоянии нормально учиться. Кроме того, исследования показывают, что жертвы травли, как правили, больше страдают от одиночества, у них меньше друзей, ниже оценки, и они более склонны к вредным привычкам.
Утешительные аффирмации для ребенка, ставшего жертвой травли :


  • я всегда поддержу тебя, если потребуется,

  • ты умный и храбрый,

  • твоя ценность не зависит от мнения школьного обидчика,

  • я уверен, что ты научишься защищать себя,

  • ты заслуживаешь уважительного обращения.
Мишель Борба в своей книге «Как создать моральный интеллект: семь основных добродетелей, которые учат ребенка вест себя правильно» настойчиво советует родителям внимательно выслушивать излияния ребенка, обиженного в школе, позволить ему подробно рассказать о том, что он пережил. Особенно важно уделить внимание тому, как ребенок отреагировал на случившееся, - это поможет придумать боле подходящий образ действий на следующий раз. Поскольку каждый ребенок и каждая школьная ситуация неповторима, очень полезно предложить ребенку разные варианты поведения – на разные случаи. Вот шесть самых эффективных способов школьной самообороны, предложенных М.Борба:

  • Прояви твердость. Прямая осанка, уверенный твердый голос, а также строгие слова «Прекрати!» - покажут обидчику, что тебя не запугаешь.

  • Отвечай на обиду вопросом. В ответ на обидное замечание спроси нейтральным тоном, не оправдываясь: «Почему тебе хочется ранить мои чувства такими словами?»

  • Начни с «Я хочу». Скажи обидчику, чего ты хочешь: «Я хочу, чтобы ты немедленно прекратил это говорить».

  • Согласись с обидчиком. В некоторых случаях на выручку приходит юмор, однако все хорошо в меру.

  • Игнорируй обидчика. Школьные обидчики только того и добиваются, чтобы ты задергался и занервничал. Если ты сделаешь безразличный вид и просто уйдешь, они не добьются желаемого и отстанут.

  • Сделай из обиды забаву. На колкую фразу, какой бы она ни была, можно просто ответить: «Ну и что?».
Предложите ребенку поупражняться в этих приемах, разыграйте с ним по ролям ситуации, с которыми он уже сталкивался. Кроме того, научите ребенка аффирмациям, которые усиливают уверенность в себе и напомнят ему, как поступать.

Афирмации, помогающие ребенку

преодолеть страх перед травлей и обидчиками

(ребенок говорит это сам себе):


  • я нравлюсь себе таким, какой я есть;

  • я умею устанавливать пределы допустимого;

  • я уверен в своих силах;

  • я достоин уважения;

  • я могу сказать обидчику, чтобы он прекратил меня доводить;

  • я способен сохранять спокойствие и применить приемы, которые уже отрабатывал дома.

Как преодолеть страх перед контрольными.
В школе академическая успеваемость, как правило, измеряется главным образом оценками за контрольные, проверочные и прочие отчетные работы. Для детей, которые от природы легко справляются с контрольными, все это проблем не создает, но такие дети в меньшинстве. Большинство школьников при одной мысли о контрольной работе или устном опросе цепенеет от ужаса и теряет всякую способность соображать.

Дети, страдающие высоким уровнем тревожности перед контрольными, ведут с собой негативный саморазговор: «Я обязательно завалю эту контрольную». Каждая очередная неудача с контрольной приводит к повышению тревожности, а она, в свою очередь, отрицательно влияет на успеваемость. Получается замкнутый круг.

Первый шаг, который необходим, чтобы разорвать такой круг, - это убедить школьника что, неудачно написав контрольную, он еще не становится безнадежным и законченным неудачником. Для этого пригодятся аффирмации, способствующие высокой самооценке, например: «Со мной все в порядке», «Я себе нравлюсь», «Я сообразительный», «Я умный», «Я верю в себя».

Затем следует вместе с ребенком разобрать аффирмации, в которых говорится о том, что он способен справиться с контрольными. Они могут звучать так: «Я способен справиться с проверочными работами», «Это навык, который я сумею освоить».


  • не напрягаться;

  • глубоко дышать;

  • слушаться своей интуиции;

  • начинать с ответов на самые простые вопросы;

  • визуализировать получение желаемой оценки.
Наконец, в завершение процесса преодоления страха перед контрольными нужно будет устроить ребенку «репетицию». Пусть потренируется писать контрольные или проверочные работы дома перед тем, как написать настоящую в школе. Потребуется создать обстановку, засечь время, чтобы ребенок потренировался укладываться в сроки. Это поможет ему отработать навыки реальной жизненной ситуации, в то же время не подвергаясь связанному с ней стрессу. Успешно справившись с такой «генеральной репетицией», ребенок будет готов к «премьере».

Вот несколько мощных аффирмаций, которые можно включить в любую программу, направленную на преодоление беспокойства перед контрольной:


  • я хорошо пишу контрольные;

  • я прилежно учусь и внимательно выучиваю весь материал;

  • я тренируюсь и повышаю свой уровень;

  • я помню всю необходимую мне информацию;

  • я хорошо подготовился к контрольной.

Ребенок говорит себе непосредственно на контрольной:


  • я начинаю с задания, ответ на которое точно знаю, а сложное оставлю напоследок;

  • я спокоен;

  • я выполняю задания по одному;

  • моя интуиция подсказывает мне правильные ответы;

  • я хвалю себя за каждую решенную задачу;

  • я помню, что надо глубоко дышать.

Ребенок говорит себе после контрольной:


  • я прошел этот тест!

  • я знал, что справлюсь;

  • я выполнил поставленную задачу;

  • мое прилежание и старание оправдали себя;

  • я учусь все лучше;

  • я горжусь собой.

Аффирмации, помогающие преодолеть страх перед ошибками:


  • ошибаться – это нормально;

  • на ошибках можно и научиться;

  • взрослые тоже ошибаются;

  • ошибки помогают видеть и исправить свои недочеты, учиться лучше;

  • с каждым днем я все больше прогрессирую.
Как избавиться от негативного саморазговора

о предстоящем экзамене, зачете и т.п.
Ниже приведено эффективное упражнение, которое поможет ребенку идентифицировать и преодолеть свой страх перед экзаменом. Для начала попросите ребенка записать в столбик на листе бумаги все негативные мысли, которые возникают у него в связи с экзаменом. Затем предложите написать напротив каждой позитивную аффирмацию. Когда оба списка будут готовы, попросите ребенка разрезать страницу пополам и уничтожить негативную половинку. Как правило, школьнику это приносит радость, облегчение и чувство глубокого удовлетворения. А позитивные аффирмации необходимо будет положить перед собой, чтобы они все время были перед глазами по ходу экзамена, зачета или контрольной.


Мои негативные мысли об экзамене

Мои позитивные мысли об экзамене

Я боюсь, что завалю экзамен и не смогу перейти в среднюю школу

От этого экзамена не зависит, перейду ли я в среднюю школу

Я боюсь, что получу самую плохую оценку из всех ребят

Я хорошо подготовился к этому экзамену

Я боюсь, что моя оценка будет не лучше, чем в прошлый раз

Я уже проделал большой прогресс за это время

Я тупой

Я сообразительный и способный

Я плохо сдаю экзамены

Я очень прилежно готовился к этому экзамену

Я боюсь экзаменов

Я получаю помощь от своих аффирмаций

Я всегда получаю на экзаменах плохие отметки

Я помню случай, когда хорошо сдал все экзамены

Как объяснить ребенку,

что отметки - это не главное.
К сожалению, дети часто начинают ошибочно считать, что школьные отметки полностью определяют, чего ты стоишь и насколько хорош. Эта избыточная идентификация с оценками в равной мере происходит и у отличников, и у двоечников. Вот несколько аффирмаций, которые призваны помочь преодолеть зацикленность на отметках и отделить самоценность от оценок:


  • оценки отражают лишь небольшую часть меня;

  • я - нечто большее, чем мои оценки;

  • у меня есть особые таланты, которым я могу найти применение;

  • у меня есть то, что нужно для успеха в жизни;

  • я хорошо к себе отношусь.

Школьная система отметок побуждает детей бороться за оценки, а не за знания. Система оценок понуждает ребенка судить о себе, сравнивая свои оценки с отметками сверстников, а не измеряя свой прогресс в учебе по собственным, личным стандартам. Школьные отметки оказывают на детей недопустимое психологическое давление, причем вплоть до крайностей. Случается, что дети убегают из дому, переживают нервные срывы и даже кончают с собой из-за неудачных оценок или провалов на экзамене

Как преодолеть убеждение «Я не умею учиться».
Одно из величайших препятствий, с которыми ребенок сталкивается в школе – это его собственное убеждение в том, что он будто бы «не умеет учиться» и «неспособный». Установка «я не умею», как правило, формируется, ели тот или иной предмет уже не давался ребенку в начальной школе; в таком случае у ребенка складывается негативное убеждение о своей неспособности справиться с данным материалом. Соответствующие аффирмации помогут преодолеть этот «блок» в обучении – они заменят негативный саморазговор учащегося новыми представлениями о себе и своих способностях к учебе.


Саморазговор «Я не могу»

Саморазговр «Я могу»

Я тупой

Я сообразительный

Я не могу это выучить

Я могу выучить весь материал

Это слишком сложно

Я могу получить помощь

У меня это никогда не получится

Я справлюсь с этим заданием

Я сдаюсь

Я могу попробовать еще раз

Я просто не понимаю этот материал

Я смогу в нем разобраться

Я плохо написал эту контрольную

В следующий раз напишу эту контрольную лучше

Как пробудить интерес к учебе?
«Письмо от Карлсона». Однажды ребенок просыпается и видит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что любит его и хочет с ним дружить, а подарок от него находится там-то и там-то. Ребенок подозревает игру, но все же очень радуется. На следующее утро снова письмо, где про подарок уже ни слова, но говорится, что он хотел бы оставить ему билеты в цирк, но видел, но видел, как он дергал кошку за хвост, и она визжала. И потому билеты в цирк отменяются. Потом говорится об успехах в школе, поведении подготовке уроков. С каждым разом письма становятся все длиннее, содержательнее, все более затрагивают школьную сторону жизни ребенка и лишь частично его быт. У ребенка с чтением таких писем появляется чувство удовольствия и радости, желания похвалы. Постепенно формируется позитивное отношение к школе, желание хорошо учиться, чтобы получить новое письмо от любимого сказочного героя.

«Чтение в награду». Ребенку разрешается читать, только когда он хорошо себя ведет. В награду дают прочитать несколько строчек или полстранички. Можно испечь специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Ребенок должен знать: чтение – радость и праздник.

Похожие публикации