Как запомнить лица на всегда. Тренировка памяти: запоминаем имена и лица

Известно, что среднему человеку очень трудно различать лица людей, принадлежащих к другим расам. Европейскому мальчишке кажется, что все негры похожи как близнецы, а для африканского ребенка все белые- на одно лицо. И это при том, что дети обычно имеют прекрасную память на лица.

В чем же дело? А дело в том, что узнавание возможно только в том случае, если в памяти хранится достаточное число эталонных фрагментов опознаваемого объекта, в данном случае, - лиц. Если же подходящих эталонов недостаточно и они грубы, тонкие отличия попросту не фиксируются, а объекты не различимы. К примеру отличить хорошую копию картины от оригинала могут только эксперты, а для оценки сортов чая, кофе, вин и т. д. привлекают дегустаторов.

Причина проблем, возникающих при запоминании лиц, обычно та же, что и при любых других трудностях с запоминанием: отсутствие интереса, ограниченный банк эталонов и неотработанность процедур, соответствующих данной задаче.

Как и всегда в подобных случаях, следует, прежде всего, отчетливо поставить цель и решиться потратить на данную проблему некоторое время и энергию. Если человек не испытывает в чем-то серьезных затруднений, если не стремится к результату всей душой, то лучше и не браться - успехи будут заведомо невелики.

Следующий шаг - создание банка эталонов, позволяющих увидеть запоминаемое лицо не «в общем», а в деталях, которые как раз и нужны при припоминании. Для этого следует взять несколько фотографий различных людей и последовательно рассмотреть на всех одну черту лица, затем перейти к другой и т.д. Например, глаза, брови, рот, нос, подбородок, волосы, уши, форму черепа, прическу, особые приметы и др. Постарайтесь в каждом случае описать словами найденные сходства и различия. Если вы плохо запоминаете лица, то, скорее всего, вы испытаете настоящие муки в поисках подходящих слов, преодолевая свое косноязычие. Чем хуже память на что-либо, тем беднее и активный словарный запас, относящийся к этой области. Проявите терпение, и уже через неделю тренировок вы будете вознаграждены.

Третий шаг является продолжением второго: потренируйтесь в поисках подходящих данному человеку кличек, например, Лиса; Артист; Репка; Утка; Дюймовочка и т.п. Речь, конечно же, не о том, чтобы кличка была обидной, а о том, чтобы она отражала какие-то наиболее характерные особенности, черты человека, по которым его можно сразу представить. Сравнивать человека можно с чем угодно: с другими людьми, животными, деревьями, рыбами, предметами и явлениями, важно лишь, чтобы это был достаточно яркий образ. Чем неожиданнее и точнее полученное сравнение, тем прочнее вы запомните данное лицо.

Если вы почувствуете к этому вкус, то к изучению лиц можно добавить изучение фигур, осанок, поз, походок, жестикуляции, реакций на фрустрирующие факторы разной силы, особенностей голоса, Манеры говорить, словарного запаса, мимики и т.д.

Дейл Карнеги в своей книге «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей» приводит следующий пример человека, обладавшего замечательной памятью на лица. «Насколько мне известно, вы знаете по имени десять тысяч человек», - сказал Карнеги. «Нет, ошибаетесь, - возразил Джим Фарли - я могу назвать по имени пятьдесят тысяч человек».

Эта способность помогла Фарли водворить в Белый дом Ф. Д. Рузвельта. Фарли твердо запоминал полное имя собеседника, состав его семьи, характер занятий и политические симпатии и при следующей встрече с этим человеком, пусть даже год спустя, мог, хлопнув его по плечу, спросить, как поживает его семья и детишки, и справиться о штокрозах, растущих в его саду. Во время избирательной кампании каждый из тысяч и тысяч этих людей получили от Фарли личное письмо, чем были крайне польщены.

Здоровый человек плохо запоминает имена лишь по той причине, что мало этим интересуется и не дает себе труда достаточно сосредоточиться на этой проблеме. Между тем возможные алгоритмы запоминания очень просты. Опишем один из них.

1) Консолидация информационного банка.

Выпишите для начала около 20 наиболее часто встречающихся, на ваш взгляд, мужских имен. Например:
Александр (Саша); Алексей (Леша); Анатолий (Толя); Андрей; Борис (Боря); Валерий (Валера); Василий (Вася); Виктор (Витя); Владимир (Володя); Владислав (Влад); Геннадий (Гена); Денис; Дмитрий (Дима); Иван (Ваня); Игорь; Константин (Костя); Леонид (Леня); Максим; Микаил (Миша); Николай (Коля); Олег; Павел (Паша); Петр (Петя); Роман (Рома); Сергей (Сережа); Юрий (Юра).

Эти имена встретятся примерно в 90% случаев, когда вам понадобится запоминать имена. Собственно консолидация заключается в том, чтобы с каждым из этих имен сопоставить несколько (возможно больше) людей, его носителей. Это могут быть друзья, знакомые, просто знаменитые люди. Лучше всего напротив каждого имени записать фамилии или другие признаки, позволяющие быстро их различать. Затем нужно потренироваться в быстром припоминании лиц этих людей. Надо добиться того, чтобы при упоминании любого из этих имен в вашем воображении практически мгновенно всплывало хотя бы два-три лица людей, носящих это имя.

Естественно, то же самое следует проделать и для двадцати наиболее часто встречающихся женских имен. Выберите из приведенных ниже имен двадцать или, если считаете нужным, дополните их другими и обработайте по той же схеме, что и двадцать мужских.

Алена, Алина, Алла, Анна, Валентина, Вера, Виктория, Галина, Евгения, Екатерина, Елена, Зинаида, Инна, Ирина, Карина, Ксения, Лилия, Любовь, Людмила, Марина, Мария, Надежда, Наталья, Оксана, Ольга, Раиса, Светлана, Татьяна, Юлия, Яна.

2) Алгоритм обработки нового имени.

А) Проверяем, относится ли данное имя к нашему банку имен. Если да, то сопоставляем внешность, характер, другие особенности данного человека с одним-двумя «эталонными». Это и есть операция привязки к базовой системе. В результате такой обработки нового имени оно в нужный момент всплывет в памяти без всяких усилий. Вскоре, уже через две-три недели тренировок, алгоритм начинает работать автоматически, то есть перестает требовать сознательных усилий.

Б) Если данное имя не принадлежит к банку имен, следует поискать какие-либо близко звучащие имена или слова и соотнести характеристики обладателя имени с подобранным эталоном. Этот метод несколько более медленный, чем первый, и не подлежит полной автоматизации.

Он, в частности, может быть использован при запоминании фамилий и иностранных слов. Одновременно пополняется и банк эталонных имен.

Владимир Богомолов в книге «Момент истины» подробно описывает напряженную работу памяти русских контрразведчиков в августе 1944 года в момент «прокачки» и последующего задержания группы особо опасного фашистского диверсанта Мищенко. Приводим выдержки из этого описания со значительными сокращениями. Уверен, что анализ потока мыслей профессионалов принесет вам и пользу, и удовольствие. Обратите внимание, что изучение лица, как, впрочем, и все остальные операции протекают строго по схеме, лишь с небольшими отклонениями. При одновременном выполнении нескольких действий все операции должны быть хорошо автоматизированы!

TAMAHЦEB...Паша рассчитал все с точностью до полуметра, и, зная по опыту, как это трудно, мысленно я ему аплодировал.

Они остановились прямо перед засадой, и я мог разглядеть всех троих - от бедер и выше.

За плечами у старшего лейтенанта и лейтенанта были вещевые мешки, набитые, судя по округлым очертаниям, чем-то мягким, впрочем, это еще ни о чем не говорило: рации обычно тоже обертывают в плащ-палатки и в запасную пару белья.

У капитана было хорошее лицо - сильное, уверенное, но не наглое. И сам он был какой-то спокойный, несуетливый, уверенный - мне такие нравятся.

Второй, старший лейтенант, напоминал мне отчасти балаклавского амбала - Башку, портового пьянчугу, который, подвыпив, брал глиняные кувшины за ручку и разбивал их о свою голову, к удовольствию таких же, как и он, придурков. Башка был, пожалуй, приземистее и выглядел, разумеется, иначе, но в лицах у них было немало схожего, и этого старшего лейтенанта я для себя уже окрестил «амбалом».

Третий же, лейтенант, был по виду как из-под штампа - типичный молоденький командир взвода, какой-нибудь «связь кончаю», - я почему-то еще подумал, что если они агенты, то он, скорее всего - радист.

Кто они - это должен был теперь в считанные минуты без ошибки определить Паша. ...Проверяя и оценивая документы, он должен мысленно прокачать установочные данные всех троих и признаки их словесных портретов по тысячам розыскных ориентировок. При этом он обязан все время фиксировать детали и оттенки их поведения, фиксировать игру вазомоторов и нервные реакции, чтобы тотчас уловить слабину, беспокойство и в случае чего подать нам условный сигнал. ...При этом...он должен с первой и до последней секунды быть в маске, бутафорить: изображать этакого простоватого службиста, из деревенских, бдительного, но недалекого тугодума...

При этом он должен прокачать всех троих на левшу, что тоже отнюдь не просто. ...При этом, если потребуется, он должен до предела обострить ситуацию... При этом он должен при каждой возможности качать их на косвенный. ...При этом... Есть еще, пожалуй, еще десяток «при этом» - того, что он должен, обязан, и я-то прекрасно знал: в такие минуты от напряжения даже у самых крепких волкодавов спина становится мокрой...

АЛЕХИН. ...Кто они и как оказались в лесу?.. Зачем?.. Морщи лоб и шевели губами...

(Пропущено две страницы текста, с описанием проверки документов, косвенными вопросами, уточнения- ми, проверками на леворукость и другими нюансами, не относящимися к нашей теме. - Авт.). ...Это южнорусский говор!..

Елатомцев Алексей... Качай его, качай!.. Если они агенты, то он наверняка старший... Он опытнее и больше шансов, что уже проходил по розыску...

Рост... выше среднего... Телосложение... среднее... плотное... Лицо... овальное, чистое... Лоб... средний... прямой... Брови... дуговые... Нос... средний... прямой-Глаза... голубые... Волосы... светлые... Уши... овальные... с выпуклым противокозелком... Шея... мускулистая... средняя... Плечи... прямые... чуть вислые... Все прямое, все среднее... Невесело!..

Особенности... Говорит с южнорусским акцентом... И, пожалуй... кривоватые ноги... Южнорусский говор!.. Быстрее!..

Коновалов?.. У Коновалова утиный нос... Головатенко?.. Татуировка на кисти левой руки... Яковлев Иван?.. Короткая верхняя губа... Мазанов?.. Пойман!.. Степаков?.. Высокий, худой, с выступающим кадыком... Шимко?.. Брюнет!.. Федулов?.. Брови извилистые... Елисеев?.. Иваницкий?.. Сердюк?.. Нетребин?..

Васин... Васин?.. Тот постарше... Барыльников?.. Скошенный лоб и оттопыренные уши... Калмыков?.. Сутуловатый, с двумя оспинами вправо от носа -Хорошо они держатся... Или это свои, или у них много раз проверяли документы, и они уверены в полной надежности... Быстрее!.. Южнорусский говор и слегка кривые ноги!.. Думай!.. Думай быстрее и не молчи!..

А еще какие-нибудь документы у вас есть? - спросил Алехин. (Далее продолжается проверка документов и неспешный благожелательный разговор. Одновременно - напряженная мысленная прокачка. - Авт.). Глаза с прищуром! Быстрее!.. Кошевой?.. Глаза карие... Алексеев?.. Сросшиеся брови, противо-козелок вогнутый... Ревякин?.. Полынин?.. Мищенко?.. Мищенко?! Южнорусский говор... кривоватые, как у кавалеристов, ноги... глаза с прищуром... Неужели Мищенко?! Словесный портрет... пожалуй... Но тот, наверно, все же внушительней... Мищенко - девятьсот пятого... Ему тридцать девять... А этому?.. Тридцать пять?.. Сорок?.. Неужели Мищенко?! Быстрее!..

Полное использование памяти подразумевает наличие возможности запоминать большую часть полученной информации. Сегодня существует большое количество способов, которые позволяют улучшить память. Известно, что такие техники использовали еще в Древней Греции.

Самые лучшие ораторы никогда не читали по листочку, а всю нужную информацию держали в голове. Сегодня это также во избежание неприятных сюрпризов.

Запоминать лица и имена человеку приходится в течение всей жизни, но именно эта информация плохо откладывается в голове. Чтобы поработать над этим и исправить ситуацию есть несколько техник , правил и рекомендаций , при соблюдении которых вы уже через некоторое время заметите, что ситуация изменилась в лучшую сторону..

    перед встречей задайте себе вопрос: «Как их могут звать?»;

    обратите внимание на манеру произношение своего имени собеседником;

    вспомните ассоциации связанные с именами;

    прислушивайтесь к разговору других, они рано или поздно произнесут нужное имя;

    соотносите зрительный образ с именем;

    если вы обменялись визитками, иногда вспоминайте образ человека, смотря на него.

Эти несложные правила помогут вам легче запоминать имена людей, которые встречаются на пути.

Ниже приведены несколько техник, которые разработаны для улучшения памяти человека.

Как запомнить человека?

Когда людей знакомят первый раз, достаточно маленький процент может имя нового человека, если знакомство происходит сразу с несколькими персонами , процент понижается еще больше. Науке известно, что мозг человека лучше воспринимает новую информацию, когда она связана с определенными ассоциациями . Поэтому для запоминания лучше начать тренировать свою память, попробуйте запомнить следующее:

    соотнесите имя с любым известным явлением;

    ассоциируйте какую-то особенность внешности и именем;

    запечатлите отличительные особенности;

    эмоциональные ощущения при встрече;

    запах человека;

    определите степень важности;

    если есть возможность, «запишите», процесс знакомства, подключив механическую память;

    события, которые произошли, когда вы были вместе.

Как запомнить имя человека?

Чтобы вести активную жизнь нужно запоминать имена людей , особенно тех, которые в будущем могут пригодиться. Ведь из-за путаницы имен могут не только ухудшиться , но и сорваться важные переговоры.

Истории известны много великих людей, которые умудрялись знать всех своих подчиненных не только по имени, но и помнили много информации о каждом из них. Сегодня существует несколько методик , которые могут протянуть руку помощи, тем, кто хочет запоминать имена всех окружающих людей.

Правило №1. Знакомство решает все

Чтобы запомнить новое имя, повторите его несколько раз вслух, таким образом, оно точно отложится в памяти. Чтобы не вызвать в это время неоднозначной реакции, просто задайте несколько вопросов человеку, в каждом употребляйте его имя.

Правило №2. Закон бейджика

Попробуйте представить новое имя на бейждике, просто зрительно создайте его образ. Зафиксируйте эту надпись в памяти и в моменты разговора смотрите на воображаемый условный знак.

Правило №3. Украшаем именем лоб

Немного странная, но действенная рекомендация. Когда вы узнали имя, напишите его визуально на лбу знакомого. Чтобы запечатлеть надпись выберите любой шрифт или необычный предмет для письма. Чтобы вспомнить имя вам нужно будет просто посмотреть на лоб и память его подскажет.

Метод социального этикета

При запоминании лиц достаточно часто возникают трудности из-за того, что имя никак не связано с человеком. Раньше была прямая ассоциация с деятельностью каждого жителя, теперь имена выбирают случайно учитывая личные предпочтения. Исследователь Тони Бьюзена изобрела метод социального этикета , который гарантирует простой выход из ситуации, когда вас представили сразу нескольким людям.

Этот метод предъявляет всего два требования:

    заинтересованность в людях;

    вежливость.

Настоящие правила разработаны для того чтобы облегчить людям процесс знакомства и запоминания друг друга.

Правила как запоминать людей

Это совсем не значит, что их все нужно использовать постоянно, просто выберите себе наиболее подходящие и пользуйтесь в удовольствие:

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».

Кто из нас не попадал в ситуацию, когда имя представившегося человека влетало в одно ухо и в сразу же вылетало в другое даже не оставив следа в нашей памяти? Думаю, что с этой проблемой сталкиваются очень многие люди. Но при этом мы все прекрасно знаем, что обращаясь к человеку по имени (особенно в деловых отношениях), мы увеличиваем свои шансы на успех. Будь то выгодная деловая сделка или просто хорошее обслуживание в ресторане.

Основная проблема состоит в том, что наш мозг и так перегружен информацией, а с запоминанием имен дело обстоит еще сложнее. Потому что при этой операции мозг должен проделать гораздо больше работы, чем, например. при запоминания лица или голоса. Визуальная память гораздо лучше и долговременнее. Так что еще лучше будет, если прочно свяжите внешность человека с его именем.

1. Настройтесь на знакомство. Расслабьтесь, и обязательно избавьтесь от страха, что вы снова не запомните имя собеседника. Особенно это касается деловых встреч с новыми партнерами. У вас наверняка будет пару свободных минут перед встречей. Используйте их для расслабления.

2. Наблюдайте . Знакомясь с человеком смотрите ему прямо в глаза. Вас наверняка раздражают собеседники, которые при разговоре с вами начинают смотреть в другую сторону или себе под ноги. Во-первых, вы произведете впечатление крайне невежливого человека, во-вторых, не сможете запомнить лицо собеседника и привязать его к имени. Постарайтесь найти во внешности человека яркие, нестандартные черты. Это могут быть густые брови, ямочки, яркие глаза. У каждого человека есть такие черты и если вы будете внимательны, то убедитесь в том, очень и очень разные.

3. Слушайте. Сосредоточьтесь на том, как звучит имя человека. Не думайте о том, как бы его запомнить. Просто слушайте внимательно.

4. Попросите повторить имя. В этом нет ничего стыдного. Лучше вежливо попросить повторить имя, чем потом сесть в лужу, так и не вспомнив имя собеседника или, что еще хуже, назвав его чужим именем.

5. Уточните произношение. После знакомства, повторите имя вслух. Например «Владислав, очень приятно с Вами познакомиться». Если имя сложное или иностранное, то лучше спросить, правильно ли вы его произносите.

6. Обменяйтесь визитками. Обмен визитками также помогает запоминать имя и лицо нового знакомого. У японцев обмен визитками считается одним из важнейших социальных ритуалов, а они плохого не посоветуют.

7. Упоминайте имя в разговоре. Тут все просто. При обращении к собеседнику говорите «Конечно, Павел, я с вами согласен/а» вместо «Конечно, я с вами согласен/а». Это улучшает запоминание имени и добавляет вам плюсик в вашу карму в глазах собеседника.

8. Отлучаясь, проверяйте себя. Отойдя за напитком или в по другой причине, проверьте, хорошо ли вы запомнили имя нового знакомого. А также сведения о его личности. Это поможет выстроить вокруг него ряд ассоциаций, которые во много раз повысят вероятность вспоминания имени при следующей встрече.

9. Прощаясь, повторите имя . Во-первых, это вежливо. Во-вторых, это закрепит информацию в вашем мозгу. Так вы совместите два аспекта запоминания — первичность и новизну, соединив начальный и финальный моменты периода заучивания.

10. Постарайтесь связать имя и внешность с помощью фотографии. Конечно, не все согласятся быт сфотографированы вами на мобильный телефон для карточки. Да и при деловой встрече это неуместно. Но если новое знакомство произошло в дружеской компании на вечеринке, то просьба сфотографировать для контакта в телефоне может быть прекрасным завершением вечера и закреплением новых дружеских отношений.

11. Не торопитесь. Из-за ощущения неловкости при новом знакомстве, многие торопятся поскорее завершить этот процесс. Особенно это касается случаев, когда новых знакомых больше, чем 1. Не спешите. Постарайтесь обратиться хотя бы по разу к новым знакомым, назвав каждого по имени.

12. Превратите знакомство в игру. Для себя, конечно. Таким образом вы задействуете правое полушарие, которое отвечает за вашу творческую часть. В этом случае будет задействовано большее количество ассоциативных связей, которые являются основой хорошей памяти. У детей, в отличии от взрослых, память на имена и лица гораздо лучше просто потому, что они неосознанно применяют все принципы запоминания.

13. Примените принцип «Плюс один». В среднем при знакомстве человек запоминает имена и лица двух-трех людей из тридцати. Попробуйте запомнить на одного человека больше.

И в конце хочется еще раз напомнить самое главное — не переживайте, лучше переспросить несколько раз, как зовут собеседника, чем ошибиться и назвать его чужим именем. Перестаньте думать о том, как запомнить имя, расслабьтесь, будьте внимательны к внешности и к голосу, включите ассоциации. Как можно чаще повторяйте имя нового знакомого в беседе и обменяйтесь визитками.

Разделяют память долговременную и кратковременную. Кратковременную память еще называют рабочей, и с ее помощью запоминаются на несколько часов или дней сенсорные образы. Долгосрочная же память запоминает на неопределенно долгое время. Долговременную память дополнительно подразделяют на эпизодическую и семантическую. Наработки и любой личный опыт относят к эпизодической памяти. Словарный запас, различных явлений, узнавание лиц и предметов, событий относят к семантической части памяти.

Если нарушена память о людях, животных и вещах по их внешнему облику, звуку и запаху, это явление называют агнозией. Существуют звуковая и зрительная агнозия, тактильная и вкусовая. Зрительную агнозию именуют также душевной слепотой, и в это понятие входят прозопагнозия, предметная и, предположительно, неузнавание слов и букв, называемое алексией. Сюда же относят метаморфопсию, или искажение восприятия предметов, микро- и макропсию, а именно уменьшение или увеличение реальных объемов предмета.

Прозопагнозия

Если существуют нарушения в височных частях головного мозга, что важно - с обеих сторон, то происходит искаженное распознавание лиц и предметов, их неузнавание. Если человек не способен узнавать лица, это называют прозопагнозией, а если путается в опознании привычных вещей - это предметная агнозия.

Некоторые больные не узнают и собственное лицо в зеркале, но при этом они сохраняют память обо всех прочих признаках, и как только что-то напоминает ему о личности, стоящей напротив, он вспоминает все, что знает об этом человеке. Ранее считалось, что расстройство это очень редкое, и вызвано чаще всего черепно-мозговыми травмами различного характера. Но за последние годы выяснилось, что по крайней мере 1 человек на 50 имеет такой недуг разной степени тяжести, хотя при этом в анамнезе у них нет никаких травм или отклонений от стандартов развития, и со зрением у таких людей тоже все хорошо. Теперь считается, что возникающие трудности с узнаванием лиц начинаются еще в раннем детстве, и, возможно, здесь замешана наследственность.

Некоторые люди могут признаться в своем заболевании, но в целом прозопагнозия остается очень малоизученным расстройством, ведь большинство здоровых людей даже представить себе не могут, как можно не узнавать лиц. Многие из больных научились жить с этим недугом, но большинство чувствуют вину и тревогу, когда не могут узнать знакомых лиц. Некоторые не знают, что страдают этой болезнью, но даже те, кто знает, предпочитают не распространяться об этом ни на работе, ни среди друзей. Это заболевание малоизучено, и поэтому больные справедливо опасаются вместо слов поддержки получить увольнение.

Лечение

Коррекции любые когнитивные расстройства поддаются плохо, и поиски препаратов, которые могли бы облегчить больным жизнь, до сих пор ведутся. Чаще всего назначают разнообразные ноотропные средства, но очень мал при этом перечень состояний, которые можно таким образом облегчить. Улучшения наступают при сосудистой мозговой недостаточности, при последствиях инсульта и инфаркта мозга, при депрессивных состояниях, при астении и черепно-мозговых травмах.

При этом заболевании гораздо большее значение следует придавать различным упражнениям по тренировке памяти. Специальных упражнений для этого довольно много, большинство из них можно выполнять в . Используются заучивание стихов, текстов и мелодий, хорошо помогает рисование. Страдающим от этого заболевания нередко легче усваивать информацию, которая окрашена эмоционально, имеет ассоциации из тактильных ощущений или ситуативные ассоциации.

Похожие публикации