Как развивать логическое мышление у ребенка? Как развить логическое мышление у ребенка Как развивать логическое мышление у ребенка.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у ребенка пик познавательной активности, словесно-логическое мышление переходит на новый уровень.

Представьте, у вашего ребенка:

  • искренний интерес к логическим и математическим задачам;
  • потрясающие познавательные способности;
  • он умеет быстро работать с информацией, легко выделяет и запоминает самую суть;
  • рассуждает логически правильно;
  • взвешенно принимает решения.

Пик познавательной активности (5-10 лет) - лучшее время, чтобы развивать логику и научить своего ребёнка думать!

Родителям важно помнить: приемы мышления не формируются в голове у ребёнка сами по себе. Нужно целенаправленно обучать ребенка и важно не упустить момент.

Как развивать логическое мышление школьника?

После поступления в 1 класс многие родители облегченно выдыхают и перекладывают обучение детей на плечи школы. Но стоит ли рассчитывать на учебную программы и школьных педагогов в вопросах развития логики?

Способный ребёнок приходит в школу и… учится считать и решать типовые задачи.

Практикующие педагоги знают: учащиеся начальных классов, а нередко и подростки не умеют самостоятельно мыслить, рассуждать и делать обоснованные выводы. Зачастую у школьников возникают трудности в применении методов сравнения, определении причин и выведении следствий.

Навыки логического анализа, способность правильно рассуждать, находить нестандартные решения - вот что выделяет по-настоящему одаренных, талантливых детей среди примерных отличников.

Школьные программы ориентируют учителей начальных классов на использование в основном заданий тренировочного типа, которые базируются на подражании, выполняются по аналогии, поэтому не в полной мере задействуют мышление. А умение высказывать суждения, строить логические цепочки и выполнять другие логические действия обязательно нужно развивать и тренировать.

Учителя рады бы разнообразить процесс обучения загадками на развитие логического мышления или головоломками со спичками . В дошкольных учреждениях это популярный способ разминки ума. Но в большинстве школ вопрос «разминок» сводится к следующему: как бы успеть с упражнениями для глаз и рук?

Делаем выводы!

  • Перекладывать ответственность на школьных учителей не разумно.
  • Важно объяснить ребенку: в школе он получает фундаментальные знания, которые помогут ему развиваться дальше.
  • Развитие логики дома (вне школы) - отличное дополнение к основной школьной программе.

Что особенно важно дошкольникам и первоклассникам?

Мышление дошкольника изначально носит наглядно-образный характер и только в ходе учебного процесса постепенно перерастает в понятийное, словесно-логическое. Любые наглядные учебные материалы дошкольник и школьник будет легче воспринимать и понимать, с большим интересом и удовольствием выполнять задания и решать задачи.

Мы придумали, как помочь родителям и учителям, а главное - детям!

Специально для дошкольников и младших школьников мы создали образовательную онлайн-платформу ЛогикЛайк. Сайт включает все необходимое для развития у детей логического и критического мышления. Платформу можно использовать для самостоятельных тренировок (как правило, с 7-8 лет) и для занятий всей семьей.

Любому ребёнку нравятся короткие, понятные задания с привлекательными картинками.

Вся логика для детей онлайн!

Увлекательные упражнения и задания с ответами и комментариями. Выбирайте возраст ребёнка:

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 7-8 лет
  • 8-9 лет
  • 9-10 лет
  • 10-11 лет

Интерактивные элементы активируют образное мышление, вовлекают детей в игру. Предложите ребёнку наши нестандартные задачи на логику и мышление . Начните с 15-20 минут в день.

Теория

Для формирования словесно-логического мышления мы предлагаем свою теоретическую базу по всем разделам логики, адаптированную для детей младшего школьного возраста. В текстовом формате раскрываем основные понятия, категории и органично дополняем их изображениями, видеоматериалами и примерами заданий с разбором решения.

Таким образом расширяется понятийный аппарат школьника, он учится учиться, выбирать, какие из приобретенных теоретических знаний необходимо использовать при решении конкретной задачи, и применяет их.

Авторы и разработчики программы LogicLike учли и такую особенность детского мышления, как нечувствительность к противоречию, из-за чего для детей характерно совершение одной и той же ошибки многократно. Чтобы помочь учащемуся избежать этого и лучше усвоить новый материал, а не просто запомнить правильный ответ, в лаборатории Logic предусмотрены комментарии с логическими рассуждениями к уже выполненным заданиям.


Мотивация и социальный аспект

Психологи утверждают, что у детей с возраста 7-8 лет особенно ярко начинает проявляться стремление к лидерству и накоплению собственных достижений. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка становится мотив достижения успеха. Также для младших школьников характерен эгоцентризм, а постоянно обновляемые рейтинги позволяют ему сравнить свои успехи с достижениями других ребят-ровесников, объективно оценить эффективность своих занятий по логике.

Хорошо продуманная система рейтинга и наград за каждое правильно выполненное задание является мощным стимулом для школьника стремиться выполнять упражнения правильно с первой попытки, а значит, серьезно подходить к процессу обучения, размышлять и принимать решения.


В лаборатории Logic дети воспринимают себя частью хорошей компании друзей. Всегда рядом Профессор, который похвалит или заставит задуматься, и Робот Клапан, готовый прийти на помощь дельным советом. В рейтинге ребёнок видит десятки тысяч таких же как он ребят, которые на пути к новым вершинам логики увлеченно решают одну головоломку за другой. На странице достижений родители наблюдают за прогрессом ребёнка.

Система

Более 3500 уникальных задач на развитие логического мышления LogicLike распределены по 17 тематическим разделам. Кроме востребованных в школе текстовых задач на логику, вопросов по темам «Закономерности», «Ложные и истинные высказывания», на сайте десятки других видов заданий: загадки на логическое мышление, головоломки для развития пространственного мышления, адаптированные для детского понимания задания по темам «Алгоритмы» и «Комбинаторика», математические ребусы , упражнения и игры на развитие логического мышления.

В отличие от уроков математики, на ЛогикЛайк ученик может выбрать раздел, который интересует его сегодня. Однако перейти на новый, более сложный уровень нельзя, пока не решены все задачи из предыдущего уровня. Так мы исключаем возможные пробелы знаний, обеспечиваем системность обучения.

Прохождение программы LOGIC обеспечивает формирование у детей гибкого критического мышления и развивает умение мыслить логически. А главное – учебный процесс очень нравится нашим юным любителям логики. И мальчики, и девочки с удовольствием «играют в Лоджик»: выполнение заданий воспринимается как увлекательная компьютерная игра, а не школьный урок.

Занимательные занятия онлайн в игровой форме - современный и эффективный подход к развитию логики у детей.

Логическое мышление - одно из основных отличий человека от животного мира. Благодаря навыку анализировать, сравнивать и находить причинно-следственные связи люди во многом и достигли того уровня цивилизации, который нас окружает. И потому так важно научить малыша мыслить логически. Как это сделать?

Развивайте логику как можно раньше

Многие считают, что способность к логике исключительно врожденная, почти как творческий талант: есть либо нет. Но это в корне неверно! Да, достичь высот логического анализа дано не всем, для этого нужен особый склад ума. Но даже средний уровень достижим - главное, чтобы было желание работать над собой. И у детей это желание есть! Понаблюдайте за грудными, еще не умеющими говорить и ходить детьми: с каким неподдельным интересом и усердием они изучают окружающий мир. Это и есть их самые первые тренировки логического мышления. Ребенок, пробуя на ощупь мягкое и твердое, сравнивает на вкус кашу и свой слюнявчик, опрокидывает , трясет погремушкой, - в этом всем он как раз обнаруживает свойства предметов, учится их определять и устанавливать между ними те самые причинно-следственные связи. Круглый мяч катится, квадратный куб - нет. Каша сладкая, слюнявчик не очень. Перевернул бутылку горлышком вниз - из нее все вытекло. А взял погремушку в руки - она зашуршала. И так малыш познает логику окружающего мира.

Поэтому тренировать логическое мышление можно и нужно - это важно не только для учебы в саду и школе, а и в дальнейшей профессиональной деятельности. Развитие у детей логики качественно изменяет мышление, оно улучшает , внимательность, и способствует повышению речевой активности. Ребенок эффективнее осваивает слова, быстро запоминает их и легко употребляет, заметно проще строит предложения и делает логические выводы с последовательными аргументами. Вывод напрашивается сам собой: вы должны мотивировать и такую кроху на активную мыслительную деятельность. В столь юном возрасте это возможно за счет знакомства с как можно большим количеством предметов - хотя бы в области простейших игрушек. Упомянутые , пирамидки, фактурные и игрушки - все, что малыш, лежа в кроватке или на развивающем коврике, может крутить, вертеть, бросать, изучать. И старайтесь быть рядом, комментируя действия - это ему на пользу, даже если он еще не понимает речь.

Работайте на примере имеющихся игрушек

А как только ребенок станет вести уже более-менее осознанный образ жизни, ходить и говорить, а главное - спрашивать и отвечать, можно усложнять задачи по логике. Ничего нового не потребуется, можно обойтись теми же игрушками, которые ребенок изучал. Начать можно с простого: пусть ребенок сравнит пару игрушек и скажет, в чем они разные, а в чем похожие. Например, мячик круглый, а кубик квадратный, зато оба - желтого цвета (малыш, естественно, должен знать для такого наблюдения). Перенесите упражнение буквально на все: пусть сравнит кошку и собаку, цветочек и дерево, солнце и луну - и лучше, если он сам выделяет заметную разницу или похожесть, даже если для вас его наблюдения будут неочевидными. Когда малыш усвоит данный прием, можно дополнить его. Например, выставить целый ряд игрушек и попросить слева сложить те, что красного цвета (круглой формы, из резины, выглядящее как живое существо), а справа - остальные. В таком случае крохе понадобится выделить ключевую, заданную характеристику, абстрагируясь от остальных, и отсеять те предметы, что такой характеристикой не обладают.

Далее можно подключать упражнения на обобщение. Ребенку в таком случае нужно предложить набор предметов, объединенных общим признаком или содержанием, которые надо ему назвать. Так, машинка, - это все игрушки. Яблоко, груша, банан - фрукты. Ель, куст, трава с цветочком - все они растения. А чтобы малыш эффективнее выделял характеристики предмета, нужно преподать ему уроки анализа. Возьмите какую-то его любимую игрушку и попросите его описать ее как можно детальнее. Плюшевый медведь - он какой? Он крупный. Мягкий. Серый, ворсистый, приятно пахнущий, с круглыми глазками и швом из ниток на животе. Поначалу ребенок будет перечислять все это с трудом, но с каждым разом анализировать станет проще. При этом неплохо в этом случае просить его еще и синтезировать новую информацию на основе такого анализа. Допустим, дайте лист бумаги и карандаш, когда закончит с характеристиками, и попросите нарисовать медведя по этому списку: какая у него форма, какие лапы, глаза, живот, окраска. В этом случае ребенок попытается множественные детали объединить в одно целое - важнейшее умение логики.

Общайтесь как можно больше

Для многих упражнений на развитие логического мышления вам вообще не нужны аксессуары - достаточно вести диалог с ребенком, задавать вопросы, загадки, устные головоломки. Например, очень хорошо помогает выделение характеристик предметов при помощи ассоциаций: вы называете предмет или явление, знакомое малышу, а он говорит, что вспоминает, чувствует. Вариантов будет море: вы сказали «солнышко», он сказал «тепло», вы сказали «зонтик», он - «дождь», вы сказали «шоколад», он - «сладкий» (при этом просите пояснить его, почему у него такая ассоциация). Также предложите поиграть в игру «Отгадай слово». Вы загадываете предмет, а ребенок при помощи наводящих вопросов угадывает, о чем речь. Чтобы ему было понятнее, можно сыграть и наоборот: он загадывает что-то, а вы спрашиваете: это живое существо, это съедобное, это круглое, это оранжевое, это апельсин? Разумеется, подойдут и загадки: и простые (что это: зеленое, приятно пахнет, зимой приносят домой и украшают игрушками перед ?), и классические в виде забавных стишков.

Постоянное общение с ребенком должно стать для вас правилом. Нужно говорить с ним обо всем, что видите, спрашивать, что он думает, просить предположить, что произойдет дальше в том или ином случае. При этом черпать «вдохновение» можно как в обычной жизни, так и в искусстве. Так, спросите его, какой можно сделать вывод, если папа достал с балкона свои удочки? Ответ: видимо, он собрался на рыбалку. Или почему мама взяла кошелек и сумку? Наверное, она пойдет в магазин. Вернулась с сумкой, полной овощей? Делаем вывод: она будет готовить обед. Или, допустим, вы смотрите с ним мультик, и его герой что-то сделал - поставьте на паузу и спросите, что, по мнению малыша, произойдет дальше, какое будет следствие у этого поступка. Можно задавать и более простые вопросы: что произойдет с камешком и что с листиком, если кинуть их в воду; как изменится кусочек льда, если положить его на батарею; что случится с горящей свечой, если подуть на нее… А еще предлагайте заканчивать какое-то простое предложение: «Солнце по утрам восходит, а по вечерам…», «Трава зеленая, а небо…», «Папа любит кушать…» и т.п.

Усложняйте постепенно

Позднее, годам к 3-4, когда ребенок будет справляться с такими заданиями, ему можно предложить более сложные игры. Это создание узоров с помощью (в ней необходимо сортировать элементы, выбирая нужные для определенного рисунка), сборка пазлов (они требуют навыка фильтрации деталей и работы с частями целого) и (где все его действия подчинены определенной последовательности). Не обойтись и без настоящих головоломок: кубик Рубика такому малышу еще, конечно, рано, но в продаже достаточно забав на логику для детей подобного возраста. Не забудьте и про книжки с ребусами и различными заданиями из серии «найди 10 отличий», «отыщи что-то на картинке», «выведи героя из лабиринта» и т.п. А еще разнообразьте упражнения на логику с помощью цифр. Считайте с малышом конфеты, машины, птиц, играйте в детское домино, приобретите специальные наборы с математическими задачками для самых маленьких - и обязательно разбирайте их вместе. Кстати, немало таких игр имеет аналоги в виде приложений для смартфонов или - попробуйте и их!

Но главное: запаситесь терпением. Тренировка логического мышления не будет быстрой, она продлится практически все время воспитания ребенка. А даже если что-то не получается сразу, не отчаивайтесь, вернитесь к более простым заданиям. И ни в коем случае не ругайте ребенка, он должен чувствовать вашу поддержку и веру в него. Это всегда окрыляет детей, и они с готовностью пытаются снова и снова справиться с неподдающимся заданием. И еще: страшно не когда малыш сделал неправильный логический вывод, а когда он его не сделал вовсе. Потому, если он замолчал и даже не знает, что ответить, не стыдите, а аккуратно, мягко подтолкните его к правильному направлению, чтобы ему казалось, будто он сам нашел верный ответ. Это может укрепить уверенность в себе и смелее браться на новые задания. Главное, чтобы ваши подсказки не стали для него и для вас единственно возможным выходом из ситуации.

12 76374
Оставить комментарии 10

Программа обучения детей в начальной школе существенно отличается от того, что и как они изучают на занятиях в детском саду. Учёба в школе предполагает новую ступеньку в развитии мышления дошкольника – переход его от наглядно–действенного и образного к логическому и чуть позже, в средней школе – к абстрактно-логическому типу мышления.

Именно поэтому развитие логического мышления младших школьников является одной из важнейших задач на этапе обучения в начальной школе.

Развитое абстрактно–логическое мышление ребёнка в дальнейшем будет способствовать его школьным успехам в таких дисциплинах, как алгебра, геометрия, физика, химия.

Ключевые этапы в развитии логики у дошкольников

Шаг 1. Осваиваем категорию «понятие». Необходимо, чтобы ребёнок мог самостоятельно выделять функционально–существенные признаки предмета либо явления, те признаки, которые непосредственно связаны с назначением самого предмета. Например, «корова-молоко». То есть, корова даёт молоко – этот признак и выделяет её в ряду других животных.

Шаг 2. Учим дошкольника определять уже известные свойства предмета, при этом, не выделяя более или менее значимые. То есть ребёнок должен сообщить о наиболее понятных и запомнившихся ему признаках описываемого предмета. Например, «собака – животное, живёт во дворе в будке». Таким образом, тренируется способность анализировать, и наблюдательность.

Шаг 3. Последний этап – развиваем у детей способность обобщать и классифицировать, выделять общие значимые признаки для класса предметов или понятий.

Например: кошка, собака, мышь – животные. Далее, классифицируем по признаку места обитания – домашние животные (живут в доме).

Мухомор, подосиновик, опята – грибы. Опята и подосиновик – съедобные, мухомор – нет (здесь используется классификация по принципу съедобный – несъедобный).

Способность к логическому мышлению у детей не является врождённой, этот тип мышления более чем какой-либо другой требует специальных занятий и тренировки.

Способы тренировки логического мышления

Признаки активного развития абстрактно-логического мышления у детей

  1. Ребёнок строит выводы, анализируя существенные внутренние свойства, а не внешние признаки предмета.
  2. Без труда осваивает операцию по решению задач в «уме», когда наглядная часть задания или вообще отсутствует, или выражена незначительно.
  3. Рассуждает, анализирует, при этом его рассуждения начинают приобретать логически верную структуру. То есть у ребёнка начинает успешно использовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, обобщение, распределение.

Объективными признаками уровня развития и качества логического мышления у детей также являются такие параметры, как быстрота, гибкость и глубина.

Быстрота подразумевает умение поиск нужного решения в небольшой промежуток времени. Гибкость – это способность к поиску различных вариантов решения проблемы (задачи), в случае, если поменялись первоначально заданные условия. Глубина мышления характеризует возможность проникнуть в суть поставленной задачи и выявить взаимосвязь между всеми её частями.

Эти три качества редко бывают развиты одинаково хорошо. Однако, оперируя ими, родители смогут установить наличие и уровень развития логического мышления у своего ребёнка.

Что мешает успешному развитию логического мышления у ребёнка

В последнее время педагоги и воспитатели все чаще отмечают у детей проблемы с построением логичных рассуждений, трудностями в анализе предметов и ситуаций. Мышление детей зачастую хаотично, им трудно сосредоточиться на чем–то одном, они способны говорить сразу на несколько тем, но при этом не в состоянии углубиться в предмет обсуждения. Зачастую они могут только пересказать услышанное, но не в состоянии его проанализировать.

Речь идёт о так называемом «клиповом» мышлении – как о результате чрезмерной загруженности детей продуктами информационных технологий и телевидения. Проводя много времени перед монитором компьютера или экраном телевизора, где одни сюжеты через минуту сменяют другие, информация подаётся хаотично и поверхностно, ребёнок теряет способность к логическому анализу и концентрации, что, естественно, ведёт к общему снижению уровня .

Своевременное развитие логических способностей у дошкольника будет чрезвычайно полезно не только для его дальнейшего обучения, но и в повседневной жизни, а также поможет ему определиться в предстоящем после окончания школы выборе профессии.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Может ли самый обычный малыш быть таким же умным, как Лев Толстой, Альберт Эйнштейн и Зигмунд Фрейд? Да, может! Дочитав эту статью, вы поймёте, что это вполне реально.
Все родители думают о том, как развить логическое мышление у ребёнка. Но не все верят в интеллектуальные возможности малышей, и не все знают, что такое логическое мышление и как научить ребёнка дошкольного возраста мыслить логически.
Об этом речь.

Логика – это искусство мыслить правильно. Логическое мышление – правильное, то, благодаря которому мы никогда не допустим ошибки.

Допустим, если я скажу: «Человек ходит на двух ногах. Курица ходит на двух ногах. Следовательно, курица – человек!» - то верно ли это? Видимо, нет! Но где же ошибка? Всякому понятно: она – в выводе. Первые два предложения верные. Но не только курица ходит на двух ногах (лапах). Так что, не всякое двуногое – человек. Двуногость – действительно особенность человека. Но не главная.

Однако то, что очевидно для нас, может быть неочевидно для крохи. Скажем, если маленького человека спрашивают, что тяжелее: килограмм кирпичей или килограмм пуха, он отвечает, что килограмм кирпичей. Ребёнок может быть искренне уверен, что все животные с хвостами - родственники, а бесхвостые – относятся к другому классу.

Одна маленькая девочка, рассматривая книжку «Животные Африки» и увидев картинку с крокодилом, очень обрадовалась и сказала, тыча пальчиком в хищника: «Ма-ма!» На маме был халат, ярко-зелёный и шашечками, как кожа крокодила. Катюшка решила, что раз у мамы такая «кожа», значит всякий, кто зелёный и шашечками, - это мама!
В общем, с логикой у малышей пока что дела неважнецкие.

У нас получше (по крайней мере, пока речь идёт о чём-то несложном), но тоже чаще всего не очень.

Что это доказывает? Что нужно это дело развивать с самых юных лет.

Сразу хочу уточнить. Мыслить логически – не значит обязательно абстрактно. Так почему-то некоторые считают. Образное, конкретное постижение реальности также вполне может быть логическим.

И оно доступно даже совсем крошечным детям.

Что значит «развивать логическое мышление»

Основные логические операции – это обобщение, анализ, синтез, сравнение, определение понятий, аргументация, вывод (суждение).
С их помощью мыслят как самые гениальные люди, так и совсем маленькие дети.
Скажем, мальчик из книги К.Чуковского «От двух до пяти», который говорил бабушке:
- Ты умрёшь?
- Умру.
- Тебя в могилку закопают?
- Закопают.
- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть! – мыслил абсолютно верно.
Раз бабушки уже не будет, то кто помешает вертеть её швейную машинку? Он прав! Бабушка, несомненно, осталась очень довольна внуком.

Вот развивать то, что нам нужно, - это и значит учить обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать, давать определения, аргументировать и делать выводы.

А как?

Очень просто. На любом материале.
Допустим, вы пошли зимой гулять с крохой. Видите полузамерзшую лужу. Это великолепный объект для исследования! Тут и снег, и лёд, и вода.
Даёте малышу маленькую ледышку. Она в его тёплой ладошке тает, между пальчиков течёт вода.

Водицька! – удивляется чадо.
- Да, это водичка!
Даёте ему снег. Та же картина.
- И это тоже водичка. Получается, снег, лёд и вода – это всё водичка. Правда?
Вот вам и обобщение.

Продолжаем беседу.
- Почему же водичка бывает разная?
Чадо задумалось.
- А летом бывает разная водичка: снег, лёд? Нет!
- А, я знаю! Потомусьта зимой хоодно! – догадывается юный физик.
- Да! Водичка замерзает и превращается в лёд и снег. Это тоже водичка, только замерзшая.

Или осенью вы собираете красивые, яркие листья. Можно обсудить, что такое осенний лист. Как его определить? Чем он отличается от летнего?
Сравниваем. Летний зелёный, а осенний бурый, жёлтый или красный. Летний свежий, сочный, а осенний полусухой или совсем засохший, сморщенный. Летний крепко держится, а осенний сам падает. Осенний – умирающий или уже мёртвый, а летний – живой.

На прогулке масса возможностей для развития того, о чём мы говорим. Растения, вода, камни, животные – всё это прекрасный материал.

Дома можно использовать специальные игры с картинками.
Скажем, разбросать по полу множество картинок с изображениями животных, птиц, рыб, морских млекопитающих – и пусть наш начинающий классификатор разберётся, кто тут живёт «в водичке», кто на дереве, кто на суше.

Предметы домашнего обихода: полотенца, кастрюли и ложки - тоже дают немало оснований для глубоких умозаключений.
Например, почему горячая водичка моет лучше, чем холодная? Кастрюля и тарелка – это посуда, или только тарелка? Почему вилкой не едят суп: ведь удобно же? Хлеб бывает белый и чёрный – они совсем не похожи. Но почему и то, и другое – хлеб?

В чем наши проблемы

Почему мы, взрослые, часто не развиваем в должной мере наших детей? Как вы думаете?

Тут несколько причин, по-моему. Назову основные.

  • Во-первых, мы плохо помним своё раннее детство. Поэтому нам кажутся смешными и глупыми вопросы детей: мы на них или не отвечаем, или отвечаем несерьёзно, только бы отделаться. Нам скучно с ними. А ведь нам, взрослым, нужно ещё и самим задавать вопросы, и именно такие, которые крохе интересны. Этому нужно учиться. А мы учимся?
  • Во-вторых, мы надеемся на школу. Уж она-то ставит на поток формирование этого самого, которое «логическое», и вообще, всего хорошего. Там и задачи решают, и тесты делают. В общем, беспокоиться не о чём: всё сделают за нас.

Увы! Школа, скорее, мешает развиваться, чем помогает.

  • Кроме того, в 7 лет поздно уже.

Развивать надо прямо с того возраста, как чадо заговорило. Иначе ничего не выйдет.

  • Ещё мы не всегда понимаем, в чём наша цель. А она в том, чтобы воспитать человека пытливого, любознательного, с привычкой мыслить самостоятельно, с интересом к окружающему миру. А не в том, чтобы «правильно научить». То есть это тоже важно, но не главное.
  • Нам самим должно быть интересно с малышом. Вот этого нам часто и не хватает, но таковы уж особенности взрослых.
  • Наконец, наш очень средний уровень развития мешает нам продвинуть нашего ребёнка дальше, чем зашли мы сами. Значит, надо учиться вместе с ним!

В следующий раз я обязательно расскажу вам о том, как отучить ребёнка от качания перед сном. Подписывайтесь на наши новости, делитесь ссылкой на запись с друзьями и заглядывайте на чашечку горячих обсуждений!

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 4 минуты

А А

Последнее обновление статьи: 18.01.2017

Любой родитель осознает, что развитие умственных способностей малыша является важнейшим толчком при подготовке к школе и вообще его будущей жизни.

В отличие от детей, взрослые мыслят совсем по-другому. Мы имеем уже заготовленные знания, которые применяем на практике даже не задумываясь. Но наши малыши каждый день видят что-то новое, они не знакомы с теми или иными обстоятельствами. Поэтому крохи до 6 лет, сами того не осознавая, анализируют все происходящее и откладывают информацию, правильный уклад которой будет помогать им всю жизнь.

Логическое мышление – это моделирование закономерностей с помощью анализа и рассуждений. Говоря простым языком, это связывание различных обстоятельств в единые для получения результата. Такой процесс влияет на все проявления жизни детей: действия, речь, умственные способности и т.д.

При подобном воспитании стоит уделять большое внимание различным играм на логику и игровым задачам. Они не утомляют детей с первых же минут как, например, чтение, при этом большинство полностью погружается в такие задачки.

Разберём несколько направлений развития наших крох.

Задачи

Есть множество различных задачек, которые знакомы еще с нашего детства. Стоит начать с простых задачек, например, таких:

  • сколько ушей у двух зайчиков?
  • сколько хвостиков у трёх котят?
  • сколько ножек у двух собачек?
  • Бабуля сшила своим внукам шарфики и варежки. Всего получилось 3 шарфика и 6 варежек, сколько внучков у бабули?
  • В небольшом озере было семь уточек. Две из них занырнули под воду, сколько уточек в озере? (Уточек по-прежнему семь, просто кто-то под водой, а кто-то нет).

После того как ребенок в возрасте 6 лет понимает суть игры и знает, что решение может быть не таким уж и простым, настает время логических задач с подвохом:

  • В вазе двадцать одно яблоко, а дно упало (созвучие «одно» и «а дно»), сколько осталось?
  • Как назвать пять дней, не называя ни дни недели, ни чисел? (ответ позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  • Едет автобус, все спят, Толька один не спит. Как зовут того, кто не спит? (Тут так же созвучие — «только» и имя «Толька»).

Не стоит разочаровываться, если ваш ребенок в свои 6 лет не отгадывает большинство задач. Многие задачи не могут решить даже взрослые. Главное, что для ребенка это будет очень интересно, а вы в свою очередь можете найти тысячи подобных задачек в интернете и развить логическое мышление не только малыша, но и свое.

Игры

Развитие детей в раннем возрасте напрямую связано с играми, поэтому стоит уделить этому отдельное внимание.

Сейчас в магазинах продаются сотни развивающих игр для детей всех возрастов. Обязательно приобретите для ребенка хотя бы пару таких игр, но чем больше, тем лучше.

Сюда может быть отнесена мозаика, которая полезна для мышления не только для ребенка в возрасте 6 лет, но и более взрослых ребят. После регулярного собирания мозаики ребенок начинает понимать, как и к чему присоединяются предметы, что в узкий проход пройти невозможно и т.д. Так же для него будет удивительным, что он смог повторить картинку, нарисованную на образце.

Конструктор почему-то зачастую относят только к мальчикам. Это очень напрасно, так как он является хорошим инструментом развития мышления. Ведь дите начинает учиться проектировать у себя в голове нужные образы, что очень благотворно сказывается на логике, плюс к этому осуществляется развитие мелкой моторики пальцев.

Сразу хотелось бы уточнить, что не надо брать игры с маленькими игрушками. Для детей может быть опасным использование таких игрушек, так как они могут их проглотить, наступить на них и др.

Разберем, так же, логические игры, которые не требуют лишних покупок:

  • Берем три цветочка и вырезаем фигурки (можно взять из каких-нибудь игральных наборов). И превращаем игру в задачку, которая для детей почему-то может оказывается легче, чем для взрослых. Красный цветок растет не на круглой, а на квадратной клумбе. Желтенький цветок тоже не растет на круглой клумбе, а на треугольной. В какой клумбе все-таки растут цветы?
  • Очень старая игра на развитие логического мышления для крох, как раз до 6 лет. Посмотрите в зеркало вместе со своим дитем. Заострите их внимание на том, что в зеркале все наоборот. После того, как ребенок разобрался, можно поиграть с ним в игры: поставить двух детей напротив друг друга и сказать, чтобы один из них повторял за другим. Так же сюда можно отнести игру, когда вы раскладываете предметы, а малыш должен зеркально отразить расположение вещей.
  • Крестики-нолики. Для детей в возрасте 6 лет это будет неплохим толчком для выработки логического мышления. Сначала нужно поддаваться ребенку, потом пробовать препятствовать его выигрышу, а уже потом он начнет осознавать простоту данной игры.
  • Ребусы. Данная игра-задачка вызывает трудности у многих детей, поэтому стоит начинать с простейшего с тщательным пояснением решения. Данная игра так же может утомить ребенка, поэтому, если ему эта игра не очень нравится, стоит все же пореже применять ее, но все же исключать ее полностью нельзя.
  • Совместные игры руками. Это, например, может быть какая-либо «считалочка», когда вы становитесь напротив ребенка и должны хлопнуть в ладоши, потом правую руку об правую руку, потом опять в ладоши и левую о левую.

Секции

Для ребенка до 6 лет любая секция будет интересной и забавной, но все же стоит учитывать его предпочтения. Да, каждый родитель мечтает, чтобы его сын или дочка ходили на ту или иную секцию. Мамы тащат детей на аэробику и музыку, отцы в футбол и др. Не концентрируйтесь на себе, важно учитывать, что действительно интересно для ребенка. Покажите детям фильмы, например, с музыкантами, или, наоборот, с футболистами и т.д. Посмотрите, на что направлен его интерес. Испытав первые трудности, ребенок может не захотеть опять посещать занятия, поэтому здесь еще стоит учитывать тот аспект получается ли у него это или нет и уж только тогда проявлять упорство.

Но как секции помогают при развитии логического мышления детей до 6 лет? А самым прямым образом! Например, музыка (предположим пианино) подразумевает изучение нот, малыш начинает изучать целый язык, который нужно еще сопоставлять с нажиманием на клавиши. Так же развивается его слух. В итоге со временем он может сразу сопоставлять несколько действий и при этом без всяких путаниц.

Другой пример, в данном случае узнаем, как вливает спорт на развитие мышления детей до 6 лет. Возьмем, например, футбол. Ваша кроха начинает понимать, что, если ударить по мячу он покатится. Более того, если его пнуть в какую-то сторону, то он полетит в ту же сторону. Причем всех это происходит автоматически, вы, например, когда-нибудь задумывались об этом? Тем не менее вы понимаете, что если пнуть влево, то мяч полетит влево, а если вправо, то вправо.

Слишком перегружать ребенка до 6 лет не нужно, так как он должен отдыхать и испытывать исключительно приятные эмоции, а не повседневно утомляться за решением задач и занятиями на секциях.

Похожие публикации