Как общаться с мужчиной мусульманином арабом львом. Особенности поведения туристов в оаэ

Вот это истории! Расскажу свою. В 21 год познакомилась с ингушом, он был младше меня на год. Сама русская, крещенная. Он верующий, читает намаз 5 раз в день, ну и все соблюдает. Познакомились в то время, когда он служил в армии в мое городе, а я заканчивала институт. Сначало я относилась к нему как другу, но он звонил, писал... так мы общались около 6 месяцев. В итоге я сдалась.... помню наш первый поцелуй (больше такого не повторялось, но именно тогда через меня как-будто прошел электрический заряд, не знаю что это было), ну вообщем закрутилось, завертелось. Он знал, что я была не девственницей, да мы переспали с ним... скажите подстилка.... говорите что хотите, но тогда я жила своими чувствами и мне очень этого хотелось, т. к. я оч его люблила и если честно, я не была наивной, даже если он использовал меня тогда, мне все равно, я была счастливой... Хотя были сцены ревности, ссоры, но он всегда первый звонил и просил прощение. Меня всегда тянуло к Кавказу, как танцуют лезгинку, так я с открытым ртом смотрю, наверно в прошлой жизни была ингушкой)))))Да, он звал меня замуж, его мама знала про меня (видела наши совместные фото), насчет отца не знаю.... знал он или нет, я не в курсе. Но я то прекрасно понимала, что как-бы я его не любила, у нас нет будущего. Отпустила его. Он уехал в Ингушетию. Первое время мы созванивались, я ждала его, но однажды трубку взял его друг и сказал: \" Ты хорошая, красивая девушка, ты думаешь он женится на тебе, лучше устраивай свою жизнь и забудь о нем\". Я сказала спасибо и положила трубку. Описывать мое состояние не буду, проплакала всю ночь в истерике)) Потом сменила номер и стала забывать его. Так нет, нашел меня в одноклассниках и опять начали общаться, говорил, что не знал что мне его друг сказал и что это все не правда. После этого он уже с ним не общался. Уже 3, 5 года как мы общаемся по телефону, созваниваемся, хоть и редко. Бывало по пол-года мне не звонил, а потом говорил пытаюсь, но не могу тебя забыть, чуть не женился на ингушке, но открыто ей сказал, что любит и будет меня всегда любить. Я ему открыто говорю- женись уже и забудь меня, а он-лишь спрашивает люблю ли я его, я то люблю, да только вру ему и говорю, что люблю только как друга уже. Рассказываю ему о своей жизни, говорила про парней, знаю ему было оч больно это слышать, но я должна была сделать так, чтобы он меня забыл. За эти 3, 5 года пыталась найти любовь, встречалась, чуть замуж не вышла... но не складывается... много парней ухаживает, но не могу я их полюбить искренне, да и просто не скалдывается... Мой ингуш тоже все не женится, хотя я искренне желаю ему счастья и не держу его, т к понимаю не смогу я жить в Ингушетии по местным традициям, не смогу предать свою религию... Я просто счастлива от того, что знаю, что он есть и любит меня, о чем он постоянно говорит по телефону. Я искренне желаю ему счастью, ведь любить можно и не находясь рядом с человеком. А я не собственница, жизнь меня научила за эти 3, 5 года и многое я осознала и поняла. Собирается приехать... жду и не знаю, правда не знаю что будет. Мои родители не знаю о нем, боюсь не переживут (уже в возрасте), а я больше всего уважаю их и против их воли не пойду, они дали мне жизнь, высшее образование, воспитание. Иногда хочется все бросить и уехать к нему, но тут же включаю мозг и заставляю сердце замолчать. А так хочу семью и детей от любимого мужчины, ведь мне уже 27 будет в этом году. Вам очень повезло девушки-ингушки, у вас настоящие мужчины с чистой душой и я всегда буду уважать ингушей!!! Берегите их!!!

Эстетический вкус вайнахи старались привить детям обоего пола. Если мужчинам его прививали в красоте оформления ин терьера дома, ворот, сада, в одежде, музыке, то девочкам он прививался шире. Он выражался главным образом в развитии чувства красоты в одежде, убранстве дома, художественной вышивке с узорами национального орнамента, в ковровом деле, шитье, особенно свадебного туалета (платье - чокхи, шапочка, нагрудник и фартуки под чокхи, которые вышивались канителью из «золотых» нитей) и др.
Старинные вайнахские (ингушские и чеченские) ковры изготавливались из войлока. Они сшивались из вырезанных кусков, чаще окрашенных в зеленый, красный цвета. Вокруг каждой части рисунка пришивался белый шерстяной кант. По краям ковра изображался вайнахский орнамент, который украшал его. Он представлял из себя мотивы растительного характера.
В конце XIX в. у ингушей некоторое развитие получили золотошвейные работы. Таким шитьем украшались костюмы, шапочки, пояса, тесемки и предметы домашнего обихода.

Положение женщины в семье

В период общинно-родового строя ингушки пользовались большим уважением и правами. К женщине (старшей) приходить могли за советом мужчины, считаясь с ее жизненным опытом, знанием обычаев, умением понять другого, желанием помочь. Мужчины не пересекали дороги старухам, ожидали, пока они пройдут, подобно тому, как молодые женщины пропускали мужчин. Проезжий останавливал лошадей, чтобы посадить на арбу прохожих пеших женщин, а сам шел пешком. Во время перемещения из одного села в другое, наряду с детьми, на подводу сажали представитель ниц слабого пола.
Полевой материал гласит о том, что при самых сильных столкновениях между кровниками, когда появлялась среди них женщина со снятым головным убором - платком, уважая ее, противники прекращали поединок. «Несмотря на внешнее бесправное положение свое, женщина при уме и энергии играет выдающуюся роль и в родовом быту народов», - писал Б. Далгат об ингушской женщине. Примерно к тому же заключению пришел и Н. Ф. Грабовский. Он свидетельствует, в частности, «что во второй половине XIX в. женщины-ингушки пользовались большими правами и свободой, хотя и были обременены большой долей труда».
Князь А. И. Барятинский в письме к своему преемнику, наместнику Кавказа, великому князю Михаилу отмечал, что «...воспитание туземных женщин должно занимать первое место в деле полного и окончательного умиротворения края, поскольку женщина по влиянию своему на семейство, как на хранилище народных нравов и обычаев, действует одинаково на привычки дитяти, возмужалого и старца».
С принятием ислама нормы ингушских адатов были пересмотрены. Они стали утверждать, что лучшими добродетелями женщины являются послушание, терпеливость и полная покорность мужу. Она во всем стала выполнять волю мужчины - мужа, свекра, деверя, а в девичестве - отца, деда, брата, дяди. Вдова, если она оставалась жить в семье покойного мужа, принимала любое решение, только посоветовавшись с братом мужа, даже если он был младше нее.
Воспитанная в полном повиновении мужчине, горянка, лишившись мужа, сына, оказывалась совершенно беспомощной. Это состояние отразилось в ингушском фольклоре: вдову называли «ишйла жеро» - несчастная (буквально - холодная) вдова; девушку, оставшуюся без брата или не имеющую его, - «ткъам бийна оалхазар», то есть птица с подбитым крылом.
Дочери в ингушской семье должны были быть во всем покорны родителям. Их могли отдавать замуж без их согласия. Отец, мог ее выдать за овдовевшего старика, за нежеланного ей, если он из достойной семьи, уважаемых людей. «Он (отец) содержит их, как знает, выдает замуж за кого хочет», - отмечает Ф. И. Леонтович. О том, что она просватана, девушка часто узнавала позже других членов семьи. Как правило, девушка безропотно соглашалась с решением родителей. Если же у нее был возлюбленный, она тайком оплакивала свою несчастную долю.
Но было бы ошибкой считать, что все браки заключались без согласия девушек и выдавали их за нежеланных им молодых людей. Чаще всего девушка знала, кто ее сватает, и давала свое согласие. Тем более что девушка-ингушка не имела возможности общаться с молодыми людьми из неродственных семей. Поэтому у них не было выбора. Девушки вели затворническую жизнь. Круг их общения с молодежью был ограничен. Они могли увидеться с молодыми людьми или обмолвиться словами на свадьбе у родственников, соседей или в гостях, где могли быть и не родственники их семьи, а также у колодца, куда девушки ходили за водой, а парни приходили увидеть девушек, перекинуться с ними словами, а если какая и понравится, после ряда подобных встреч заслать сватов к ее родителям.
Выходить замуж без согласия родителей (едда маьре яхар - тайный выход замуж) у ингушского народа считалось (считается и поныне) позорным. В первое время члены семьи этой девушки не показывались людям на глаза. Считалось, что их семья опозорена. Из всех бед, которые могли постичь семью, худшей считалась та, когда позор касался женщины. Поэтому родители во избежание беды как можно раньше старались выдать дочь замуж.
Если семейная жизнь не удавалась, женщина без согласия мужа не могла уйти от него. На развод необходимо было также согласие ее родных. Патриархальная мораль требовала терпеливо и безропотно выносить обиды, тяжелый труд и другие испытания. «Единственный протест порабощенной женщины против насилия ее человеческой воли, принуждения родственников и дурного обращения мужа, - писал Ф. И. Леонтович, - выражается в бегстве ее из дому, где она переносит от своего господина-супруга все нравственные и физические пытки. Но ее опять, как проданную вещь, родственники возвращают мужу. Она снова бежит и снова переносит еще большие страдания»*. У ингушей, как и у многих народов Кавказа, Средней Азии и других восточных народов, женщина не имела права развода с мужем. Последний, напротив, мог сказать жене в присутствии трех свидетелей, что «оставляет» ее (аз йитай хьо) - и становился свободным. Сам мужчина, не смотря на мольбу жены, не желающей с ним жить, ходатайство ее родных, посылающих к нему почтенных стариков, мог «не оставить» жену.
Повторные браки также были привилегией только мужчин. А тот, кто мог осмелиться вступить в брак с официально неразведенной женщиной, вызывал кровную месть со стороны ее первого мужа и его родни. Часто мужчина, живущий в согласии со своей женой, в минуту гнева, подчас за малейшую ее провинность (не приветливая встреча гостя и т. п.) мог сказать магическое «аз йитай хьо» (я освобождаю тебя) - и жена, мать его детей, хозяйка, покорно, безропотно уходила из семьи.
В случае смерти кормильца - мужа или отца - женщине причиталась лишь восьмая часть наследства. Все недвижимое имущество переходило к сыну, а если его не было, к брату и другим мужчинам семьи. Последние, правда, при желании могли отказаться от своей доли в пользу дочерей умершего (если последний не имел сына). Ф. И. Леонтович справедливо отмечает, что «вообще адат не признает за женщиной никакой собственности, кроме калыма или кебина, получаемого от мужа, и жениховского подарка». Иными словами, судьба женщины зависела прежде всего от ада та и шариата, затем от воли мужчины, от его добродетелей и человеческих качеств.
В народной памяти немало печальных случаев разлуки детей и матери. Живя со вторым мужем, женщина не имела права воспитывать детей от первого брака. Она не могла даже видеться с ними. Мать обычно пыталась увидеть детей у своих родственников или соседей. Если осиротевшие дети воспитывались отцовской род ней, им внушали неприязнь к матери, которая обзавелась новой семьей. Если же дети воспитывались у ноанахой (у родных матери), мать, естественно, и навещала их, и помогала им. Отношение к сиротам со стороны родных матери было гуманней, чем со стороны родных умершего оцта. Но и в тех случаях, когда кормили и воспитывали сирот родственники матери, право распоряжаться их судьбой всегда оставалось за отцовскими родными. Повзрослевшие дети в 15-17 лет возвращались «домой» - к отцовской родне. Объяснялось это прежде всего патриархальными порядками, господствующими у ингушей в XIX - начале XX в.
Страшным злом для женщины было многоженство. Муж мог привести в свой дом новую жену. Если первая была достойной женщиной, пользующейся уважением и любовью в семье мужа, общественное мнение осуждало такого мужчину. Но если она не рожала мальчиков или вообще не имела детей, он получал право, санкционированное обществом, на новый брак. Постоянный страх быть оставленной мужем, страх перед его новым браком (энгар йоалаяр) воспитывали у женщины рабскую психологию, угодничество мужу, мужчинам в семье. Бездетная женщина, стараясь укрепить свое положение в семье, сама могла содействовать новому браку мужа, иногда выступая в качестве свахи. Женщина, сумевшая поставить интересы мужа и его рода выше личных, пользовалась всеобщим уважением.
Но в сущности своей уважение и почитание женщины у ингушского народа сохранились. Параллельно со строгостью к женщине существовало и другое, самое теплое, доброжелательное отношение к ней. Таких семей было больше. О женщине говорили: как много зависит от нее, она может сплотить семью, родню. Хорошая женщина из посредственного мужчины может сделать князя, а плохая - из князя - батрака. Или: в доме, где женщина ласкова, и солнце ярче светит.
В семьи, где мужчины жестоки к женщинам, отказывались вы давать замуж дочерей и сестер.

I. Как - то у нас на первом курсе в институте всеобщим вниманием были окружены две персоны - это первокурсница филологического факультета Лиана С. и первокурсник математического факультета Назир К. по национальности - ингуш. Всем было интересно, чем закончится роман русской девушки и горячего кавказского парня - ответ был единогласным: нагло и подло бросит, а если и полюбил всерьез и надолго, то (чему никто верить и думать не хотел) увезет к себе в Ингушетию в горы в свой аул и пропала красивая девушка. Но обо всем по порядку.
Лиана - девушка видная, заглядывались многие, но она лишь презрительно хмыкала в ответ и воротила голову. Уже в самом начале курса, в сентябре, она увидела гордо и одиноко шагающего по институту, высокого молодого человека. Сказать, что он внешностью похож на русского - нагло соврать, либо не сказать ничего. Видно было, что не русской крови он. Нос и черты лица даже говорили за него - чужие, не русские. Волосы густые, черные, как смола, а вот глаза были светлые. Сказать, что пленило ее в нем, то глаза - вот его основа покорения женских сердец. Они были у него огромные, светло - зеленого цвета. И вот тогда, тот первый взгляд на него и покорил ее. Он прошел мимо нее, даже не взглянув и не покосившись. И появилась у Лианы цель разузнать об этом молодом человеке, а в идеале познакомиться. Ее намерения осуществились буквально на следующей неделе, когда она узнала от однокурсниц, что он живет с ними в общежитии на одном этаже. Одна из однокурсниц пообещала, что познакомиться с ним и все про него расспросит. Узнав, что по национальности он - ингуш, мусульманин, живет по совсем другим традициям и обычаям, это нисколько не огорчило Лиану, а наоборот, появился некий интерес, узнать его лучше, узнать о его традициях и о том, как они живут там. Но однокурсница оказалась хитрой и не спешила знакомить Лиану с Назиром. Тогда она поняла в сотый раз, что рассчитывать нужно только на себя и на свои силы.

II. Столовая в институте - место встреч и основное скопление, и сборище студентов. Вот там - то Лиана, спустя две недели и смогла на свое неописуемое счастье увидеть одиноко сидевшего молодого человека за крайним столом. Темные волосы, светлые глаза – это был Назир. Включив все свое обаяние и красноречие, она с румянцем на щеках спросила его мягким голосом, может ли она присесть к нему за стол. Он, не поднимая глаз, одобрительно кивнул. За все время сидения за одним столом, друг напротив друга, он ни разу на нее не взглянул. Для нее это была паника, такой удачный момент и его коту под хвост. Она начала его потихоньку выводить на беседу. Нехотя, он отвечал ей, но поднять - то глаза поднял, и интерес в них появился, а вот как собеседник слова связать не мог. Дело не в том, что он плохо говорил по-русски, наоборот, никакого акцента, понятная речь, а вот предложения и смысл между ними не мог связать. Его речь не была красивой или хотя бы грамотной. Отвечал односложно, без интереса. Но на тот момент из-за своей влюбленности к нему Лиана не придала этому значения. Затем он, молча, встал и ушел. Женская интуиция - вещь такая, что ее надо иногда слушать. А интуиция Лиане подсказывала, что она заинтересовала Назира. Она была рада. Но потом, ни на следующий день, ни через неделю он больше не показывался в столовой. А отступать от своей цели она не собиралась. Обладая вспыльчивым и упрямым характером она, во что бы то ни стало, захотела видеть его рядом с собой. Она пошла на уловку, распустила слух, что у нее большие проблемы с высшей математикой и ей нужна помощь. Зная, что он учится на физмате, то для него не составило бы трудов решить пару номеров для Лианы. Попросив через посредников, чтобы до него дошла ее просьба, он не заставил себя долго ждать с помощью. Она со счастливым блеском в глазах и лучезарной улыбкой пришла к нему в общежитие с одной тетрадкой по математике. Заранее попросив друзей, чтобы в комнате никого не было - они сидели над горящей лампой одни. С того самого момента все у них и закрутилось, как в бразильском сериале. Потратив целый час не на решения логарифмических задач, а на страстные обнимания и поцелуи, они вышли из общежития парой. Тетрадь по математике так и осталась без решения.

III. Подруга Лианы сначала приняла за шутку, за некий нелогичный розыгрыш, узнав новость о том, что та встречается с ингушом. Но, увидев серьезное выражение лица Лианы та, в свою очередь, все поняла. Общалась подруга с ним с улыбкой, сдерживая презрение и неприязнь. Общалась с ним только ради подруги. Лиана и Назир стали вместе ходить по институту за руки, целоваться по углам. Лиана стала частой гостьей в общежитие, заслужив неодобрение комендантш и вахтерш. Назир рассказал ей про свою семью, про отца, про мать, про двух младших сестер и старшего брата. Что он женится на девушке своей национальности и будет жить с ней и со своими родителями в одном доме. Эти слова больно ударяли Лиану, как хлыстом, но она не показывала виду. Она влюбилась в него так, что захотела уехать летом за ним к нему на родину, в его семью. Она осторожно спрашивала, можно ли им жениться на христианках?
- Можно, мой дядя женат на русской. Но, если я и выйду за тебя, то ты должна принять ислам.
Тут она и поутихла, здравый смысл еще не до конца ее покинул. Она знала, что будущего с ним нет, но цеплялась за него, как утопающий за соломинку. Ей так хотелось быть с ним, быть его, а он, чтобы был ее. Она старалась не возвращаться к этой теме, но душа ее была уже повержена. Романтики в их отношениях не было, свидания настоящего не было, посиделки в общежитие, а затем мятая рубашка и брюки от страстного обнимания. Близкого контакта со своим телом она ему еще не позволяла. Она тянулась к нему, хотела его, но в определенный момент тело сопротивлялось, и она отстранялась от него. Он не давил на нее. Она была благодарна ему за это и просила подождать, для нее это был ответственный и серьезный шаг. Она была еще девственна, и ей не хотелось запомнить свой первый сексуальный опыт в окружении стен общежития. Они начали искать квартиру для интимной встречи, дома у Лианы тоже не получалось, дедушка все время дома и отсюда проблема остаться наедине. Затем стали происходить нелепые и на пустом месте возникшие ссоры. Его гордый и горячий характер боролся с ее упрямством и несдержанностью. Ссора за ссорой, обида за обидой. Подруги Лианы стали смеяться над ней и над ее «пластмассовыми» отношениями. Они говорили, чтобы она его бросила и забыла. Лиана была непреклонна.
- Пожалеешь потом.
Она лишь с гордо поднятой головой разворачивалась и уходила от них к Назиру.

IV. До Лианы стали доходить сведения, что Назир прогуливает пары и у него большие проблемы со сдачей сессии. Затем она стала замечать, как искусно он врет, и все его слова никак не соответствовали его делам. Но самое ужасное, что она поняла, заметила, увидела, что он любитель девушек, да еще активный любитель. Почти весь этаж в общежитие состоял из его подруг. А какие функции выполняли подруги - оставалось только гадать. Как-то он прямо в лицо сказал Лиане, что любит женское общество и себя он изменить не сможет. Глядя ему в глаза, она лишь произнесла, что не завидует его будущей жене. Стало много трудностей из-за различия менталитета. Ссоры текли и накрывали волной. А однажды в порыве злости он оскорбил Лиану самыми гнусными выражениями. Затем извинялся, но она позволила себе дать ему пару пощечин. Он лишь улыбался и говорил, чтобы она сильнее его била. Отношения эти тянули в рутину, и в один момент Назир просто бросил ее и все. Она никогда не забудет, как он выдернул свою руку из ее руки, как отвернулся и сказал, что знать ее не хочет.
- Я не хочу с тобой иметь ничего общего.
Месяц. Месяц в себя приходила Лиана. Отчасти ей очень помогла новая влюбленность. Она влюбилась в симпатичного парня, ногтя которого Назир даже не стоит. Клин клином вышибают. Жизненная поговорка. Но душевные терзания – это очень больно. Это как без наркоза по телу скальпелем. Но, собрав всю волю, и силу в кулак она собралась с духом и смогла отпустить из сердца и мыслей его образ, выплюнув в спину образа свою любовь к нему.

V. Назира отчислили в начале второго курса за долги по летней и зимней сессии. Даже приплаченные взятки в деканат до этого не спасли его положение. Весь сентябрь второго курса он на глазах у всех и у Лианы, в том числе, обнимал и целовал направо и налево всех своих подруг. Кроме презрения в душе у нее не осталось к этому человеку – ни-че-го. Если вспомнить какие это были отношения? Никакие. Какой он? Никакой. Заговорит ли она с ним снова когда-нибудь? Никогда. Она радовалась в душе, что все-таки не он стал ее первым мужчиной. Вспоминать потом его, как своего первого полового партнера – это выше ее сил. В начале октября он уехал в Ингушетию и больше о нем она не слышала. Что осталось на душе после него? Ощущение чего-то грязного, липкого, немытого. Вроде бы ты съел мороженое и испачкался. Вкусно было, но пробовать больше уже не хочется.

По статистике, самые крепкие семьи в России у чеченцев и ингушей. ЭтоКавказ рассказал о главных причинах их семейного постоянства

Бывает, кто-нибудь из туристов спросит у экскурсоводов в Магасе или Назрани, почему в Ингушетии зять никогда не разговаривает с тещей. И всё - культурная программа парализована, все принимаются вместо осмотра достопримечательностей обсуждать устройство ингушского брака.

А мы расспросили о нем у Илеза Матиева - писателя, журналиста, известного в республике популяризатора традиций. Прославился он тем, что в качестве повседневной одежды носит черкеску с газырями. При этом Илез совсем не аксакал - недавно ему исполнился 31 год, он женат, воспитывает сына. И знает всё о правилах местного семейного этикета.

Бери девушку

с родины

Ингуши нечасто роднятся c представителями других народов. Нас мало, мы бережем свою идентичность. При коммунизме было, что брали в семью русских девушек, грузинок, осетинок. Сейчас даже на чеченках очень редко женятся, хотя мы и братские народы. «Девушки» на ингушском будет «мехкарий», от слова «мохк» - страна, родина. То есть мехкарий - это девушки из твоей страны. Женщин на Земле всегда больше, и логика такая: ты выберешь кого-то еще, а ингушка останется без мужа. Поэтому в жены принято брать своих. А вот если кто-то другой за ингушку засватается - пожалуйста… Хотя подобного сейчас почти не бывает.

Потрать все на свадьбу

Свадьба на Кавказе - удовольствие дорогое, и ее никак нельзя заменить формальной регистрацией с вечеринкой «для своих». В день свадьбы приглашают родственников и знакомых со всей Ингушетии, а это редко меньше 2 тысяч человек. Не дай Бог кого-то забыть. Лично на моей свадьбе было 2−3 тысячи гостей, приготовили около 800 килограммов мяса - и все было съедено.

Традиционный выкуп за невесту может составлять сумму и символическую, и довольно существенную для жениха. У ингушей есть поговорка, что если девушка попросит золота, сколько сама весит, то жених должен отдать - иначе слабак. При разводе все, что было подарено невесте мужем и родственниками с обеих сторон, остается ей. В общем, если подсчитать, во что обошлись подарки и свадьба, - любой передумает разводиться!

Предоставь выбор родителям

Исторически «по любви» в Ингушетии женились редко. Да и сегодня многие родители сами выбирают сыну жену или предлагают ему свою помощь в поиске достойной кандидатуры. Мне невесту мама выбирала, и с будущей женой я виделся до свадьбы один раз. И уже потом у нас любовь появилась.

А первый президент Ингушетии Руслан Аушев высказался еще категоричнее: «Любим мы матерей, а жен мы уважаем».

Избегай тёщу

Зять не должен лично общаться с тещей. Она всегда живет отдельно. Не думаю, что я до конца своей жизни хоть раз увижусь со своей тещей. Когда в доме у родителей жены застолье и я приезжаю с друзьями, то сначала остаюсь в машине. Теща встречает гостей, и они ей в шутку говорят: «Мы привезли вам цветочек». Она все понимает и, побеседовав пару минут, уходит, передав гостей молодежи: дочерям, снохам. После этого я уже без стеснения могу войти. Это не бойкот, а акт особого уважения. Я обязан хорошо к ней относиться, следить, чтобы она ни в чем не нуждалась: ведь она родила мать моих детей. С тестем в первые годы брака видеться тоже не положено, но после рождения внуков бывает и так, что видятся. Но только если он сам проявит инициативу.

Не бери вторую

В Ингушетии встречаются полигамные семьи, где две, три или четыре жены живут под одной крышей и вместе воспитывают детей. Но большинство современных женщин к этому не готовы. «Пока моя сорочка висит в шкафу, никакой второй жены не будет» - есть у ингушей такая поговорка. Обычай требует уважать позицию супруги в этом вопросе и тем самым оберегает брак от ревности и разлада.

Кроме того, для многих мусульман Ингушетии значимо мнение шейха Батал-хаджи Белхороева, жившего в XIX веке. Сам он имел двух жен, но однажды, когда люди обсуждали эту тему, он сказал: «Счастлив тот, кто проживет всю жизнь с одной и уйдет так из этого мира».

Стройся!

На Кавказе молодожены первые 3−5 лет обязательно живут с родителями - так у нас заложено по менталитету, культуре. Отделяются только после того, как построят свой дом. У нас большинство семей живет в частных домах, многоэтажки в Ингушетии появились не так давно. Если денег нет, то строительство может растянуться и на 5−10 лет. Понятно, что такая совместно нажитая недвижимость скрепляет брак крепче цемента.

Будь первым с конца

Самый младший сын живет с родителями всегда, пока они живы, и не разводится ни при каких обстоятельствах. Он может взять себе вторую-третью-четвертую жену, но первый брак разрушать не будет. Этого правила придерживаются во многих кавказских семьях. Поэтому никогда не бывает споров о том, с кем живут родители и кто наследует родительский дом. Забота о стариках и дом всегда достаются младшему сыну.

Уважай свекровь

Невестка со свекровью общаются весьма тесно. Они же обычно живут в одном доме. Моя жена ни разу не села при моей матери. Это не значит, что ей нельзя садиться. Можно. Просто она ее уважает из уважения ко мне. У нас говорят так: если хочешь жить в согласии с мужем, не спорь с его родителями.

Вступай в переговоры

Если ингуш все-таки задумался о разводе, ему придется выслушать мнение не только ближайших родственников. Ни один из членов рода не останется в стороне. С обеих сторон наверняка будут выдвинуты авторитетные переговорщики для улаживания дела миром.

«Это их личное дело!» - у нас такого нет. Все знают друг друга, все ходят и «решают проблемы». Бывает, не только супруги конфликтуют, но и свекровь придирается, сына и других родственников против невестки настраивает. И со всеми надо побеседовать, переубедить. Я тоже много раз бывал миротворцем. А однажды я своей знакомой посоветовал развестись: муж агрессивный, пьет, меняться не желает. Но она рассудила иначе: «Боюсь людей. Станут про меня пускать сплетни, что муж пьет и шатается из-за меня -обязательно найдутся такие с его стороны». В итоге они примирились, и у них, кажется, уже четверо детей.

Помни о детях

По нашим обычаям в случае развода дети остаются с матерью до 8−10 лет, а потом она сама передает их на воспитание в семью бывшего мужа. Даже если отец от них отказался, их берут его родители, дядя, тетя. Это сейчас очень распространено. Женщине без детей легче найти нового супруга, создать новую семью. Если же она не собирается снова замуж, то дети, бывает, остаются с ней.

Не давай жене работать

В Ингушетии на работу ходят от силы 20 процентов женщин. Делать карьеру им не возбраняется. До недавнего времени вице-премьером республики была женщина. Но домашний очаг и воспитание детей все же в приоритете. Финансовая зависимость играет свою роль. Очень редко ингушская женщина сама просит о разводе. В большинстве случаев инициатором выступает муж. Причина - она не соглашается с ним в принципиальных вопросах или некрасивая, скажем так… Чтобы женщина «полюбила другого» и ушла? У нас даже представить такое невозможно. Это и по ингушским традициям не полагается, и по исламу категорически запрещено.

Текст: Ольга Калантарова

Иллюстрации: Екатерина Седогина

Похожие публикации