Как меняются отношения с родителями, когда появляются собственные дети. Проблемы с родителями можно решить

Во что может мама поиграть с ребенком

Сейчас все уже, наверное, хорошо знают, что основной деятельностью, в которой развивается ребенок дошкольного возраста, является игра. Именно в игре наш малыш учится управлять своим поведением и эмоциями, взаимодействовать с другими людьми, осваивает новые для него предметы и действия. Именно в игре лучше и быстрее развиваются все основны психические процессы - память, внимание, мышление , моторика и т.д. А уж если эта игра с мамой, то ее значение для внутреннего мира ребенка сложно преувеличить.

Но зачастую мы не можем придумать, во что бы поиграть с малышом, кроме привычных кукол или чтения книг.

В этой статье я предлагаю подборку достаточно простых по исполнению (но очень ценных по значению для развития ребенка) игр, в которые может играть мама с ребенком 4-6 лет.

Надеюсь, что они понравятся и мамам и детям!

Найди пропавшую игрушку

Материалом для игры служат 5-6 игрушек одного плана - пластмассовые фигурки, резиновые игрушки, машинки и т.д. На столе перед ребенком выстраиваются в ряд игрушки. Ребенку предлагают несколько минут посмотреть на них, а затем отвернуться. когда ребенок отвернулся, взрослый прячет одну из игрушек, после чего ребенку предлагается угадать, какая игрушка спрятана. Если ответ правильный, то играющие меняются ролями.

В том случае, если ребенку трудно запомнить сразу 5-6 игрушек, то можно начинать игру с 3-4, постепенно увеличивая их число до оптимального для ребенка.

Если ребенок легко справляется с заданием из 10-12 и более игрушек, можно усложнить задачу, заменив игрушки на картинки с изображением предметов.

Еще один из вариантов усложнения задания: предложить ребенку запомнить послеовательность расположения игрушек на столе (какая за какой стоит). Затем незаметно для ребенка две игрушки меняют местами и предлагают ему угадать, какая игрушка стоит не на своем месте.

Игра направлена на развитие у ребенка памяти и внимания, умения сосредотачиваться.

Четвертый лишний

Материалом для игры служат 4 картинки с изображениями предметов, три из которых относятся к одному общему понятию. Взрослый раскладывает перед ребенком четыре картинки и предлагает определить, какие из них подходят друг другу и их можно назвать одним словом (каким?), а какая из этих картинок лишняя. Набор картинок может быть разнообразным, например: чашка, блюдце, чайник и яблоко; медведь, лошадь, собака и курица; елка, береза, дуб цветок и т.д.

В том случае, если ребенок не понимает и не принимает задание, можно задать ему наводящие вопросы: "Что делают с этими предметами?", "Где они растут?", "Где живут?". В случае успешного выполнения задания можно подбирать картинки с предметами, относящимися к одному общему понятию, но отличающиеся одним свойством, например: береза, дуб, липа и ель. Для усложнения задания можно увеличить число картинок, либо проводить игру в вербальном плане без использования картинок.

Эта игра предназначена для развития логического мышления ребенка-дошкольника.

Найди тайник

Материалом для игры служит план комнаты, где будет происходить игра, который вычерчивается на листе бумаги. На плане показаны стены, окна, двери и предметы, находящиеся в комнате.

В качестве примерного плана приводим следующий:

Ребенок и взрослый поочередно прячут в комнате игрушку и отмечают на плане место ее расположения. Водящий должен найти в комнате игрушку, опираясь на схему. В эту игру можно играть на детской площадке, что значительно усложнит задание. В том случае, если ребенок успешно справляется с первоначальным вариантом игры, можно сделать ее более сложной, перевернув план на 180 к ребенку с условием не переворачивать его во время игры.

Игра предназначена для развития логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме.

Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем.

Игра заключается в том, что взрослый предлагает ребенку поиграть в игру без слов. Водящий загадывает простое предметное действие (например, "читаю книгу") и с помощью только мимики и жестов показывает ее другому, который должен отгадать это действие. В случае правильного ответа играющие меняются местами. В том случае, если ребенок успешно справляется с заданием, можно предложить ему угадать или показать цепочку последовательных событий, например такую: проснулся, встал, умылся, оделся, позавтракал, пошел в детский сад.

Другим вариантом этой игры может быть "рассказывание" друг другу стишка, сказки или песенки, известных ребенку.

Игра предназначена для развития мимики и пантомимики ребенка, воображения , фантазии, находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.

Пиктограмма

В игре используется лист бумаги, карандаш или ручка. Взрослый предлагает ребенку запомнить слова с помощью рисунков. На каждое слово, предложенное для запоминания, ребенок должен нарисовать схематичный рисунок, картинку такую, чтобы, посмотрев на нее, он вспомнил предложенное слово. Взрослый говорит ребенку 5-7 простых слов или словосочетаний, например: "интересная игра", "наказание", "веселье" и т.д. После каждого предложенного слова ребенок рисует картинку. Когда все картинки нарисованы ребенку предлагают с их помощью вспомнить, какие слова говорил взрослый. Далее играющие меняются местами.

В том случае, если 5-7 слов слишком много для ребенка, можно начинать игру с 2-3 слов, постепенно увеличивая их количество.

Игра предназначена для развития у ребенка памяти, опосредованного запоминания, фантазии.

Угадай предмет

Материалом для игры служат любые предметы, находящиеся в комнате. Эта игра направлена на развитие памяти, способности к анализу и синтезу, выделению существенного в предмете.

Игра заключается в том, что взрослый выбирает любой предмет, находящийся в комнате, и описывает его ребенку, рассказывая, где находится этом предмет, для чего он нужен, из какого материала сделан и т.д. Ребенок должен отгадать, что за предмет загадал взрослый. Потом играющие меняются местами.

Для того, чтобы усложнить задание, можно предложить ребенку самому задавать вопросы о загаданном предмете, в этом случае ребенок лучше научится выделять существенные признаки предмета.

Игры с буквами

Если ребенок уже знаком с буквами алфавита, можно предложить ему игру в "Звуки". Взрослый говорит ребенку слово, а тот отвечает, с какого звука начинается это слово, каким заканчивается, какие еще звуки он слышит в этом слове. В том случае, если ребенок хорошо справляется с этим заданием, можно попросить его проговаривать предложенные слова по буквам; придумывать слова, в которых, например, буква "а" стоит в начале, или в конце, или в середине. Можно поменяться с ребенком ролями с тем, чтобы он сам давал задание и проверял его выполнение.

Более сложны вариант игры - "Цепочки слов". Играющие по очереди называют слова, причем каждое новое слово должно начинаться с той буквы, на которую заканчивалось предыдущее слово. В это задание можно ввести правило говорить только названия цветов, или игрушек, или машин и т.д.

Эти игры предназначены для развития фонематического слуха, для подготовки ребенка к обучению чтению. Приведенные здесь игры с буквами удобны тем, что в них можно играть на ходу, по дороге в детский сад или магазин

Письма

В том случае, если ребенок уже знает азы чтения, умеет читать по буквам или слогам, но не проявляет достаточного интереса к этому занятию, можно использовать игру "Письма", стимулирующую мотивацию к обучению чтению. Материалом для игры служит магнитная азбука или ручка и лист бумаги.

Игру с магнитной азбукой можно проводить как на специальной панели, так и на любом металлическом предмете в доме, например, на холодильнике. В отсутствие ребенка можно написать ему "письмо" на холодильнике с тем, чтобы потом он мог самостоятельно прочесть его. Текст писем может быть разнообразным: письмо от любимого героя сказки; рассказ о том, где спрятан сюрприз для ребенка и т.д.

Вначале письмо может быть коротким, из 2-3 простых слов. Далее можно увеличивать объем письма и вводить более сложные для чтения слова.

Для обучения дошкольника чтению и письму полезно предложить ему и его ближайшему другу писать письма друг другу. Письма можно посылать по почте или передавать из рук в руки. Первоначально детям потребуется помощь взрослых, но в дальнейшем они научатся делать это самостоятельно. Можно научить детей использовать в своих письмах простейшие ребусы: во-первых, это поможет заменить сложные по написанию слова, а, во-вторых, будет способствовать развитию логического мышления и символической функции ребенка. Пример простейшего ребуса: "Утром я увидел ".

Очень полезна и интересна для дошкольника игра с родителями "в школу". Ребенок может быть учителем, а взрослый нерадивым учеником.

Ученик постоянно допускает ошибки в чтении, письме, счете или пересказывании текста, а учитель замечает их и исправляет.

Последовательные картинки

Материалом для игры служат 3-4 картинки, связанные между собой единым сюжетом. Картинки должны быть разрезаны и перемешаны между собой. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и объясняет, что они связан между собой и из них можно составить целый рассказ. Дошкольнику необходимо сложить картинки по порядку. Можно предложить ребенку сочинить сказку, глядя на эти картинки. Полезно спросить ребенка, что изменится, если поменять картинки местами, какая сказка в этом случае может получиться.

Эта игра помогает развивать воображение , логическое мышление и речь ребенка.

Говори наоборот

Игра заключается в том, что один играющий говорит слово, а другой противоположное по значени, антоним. Например: "холодный-горячий", "небо-земля", "светло-темно" и т.д. .

Достаточно сложный вариант этой игры - отгадать, какую фразу закодировали с помощью слов-антонимов или слов, имеющих приблизительное противоположное значение. Например, фразу "Зайку бросила хозяйка" можно закодировать таким образом: "Волка подобрал незнакомый человек". Важно, чтобы фразы, которые кодируются, были хорошо известны ребенку. В случае правильного ответа играющие меняются ролями.

Эта игра направлена на развитие логического мышления, речи, фантазии ребенка-дошкольника.

"Да" и "нет" не говорить, черное и белое не носить

Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова, например, "да", "нет", "черное", "белое" или любые другие. Взрослый задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова, например: "Какого цвета халат у доктора?". Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. В случае ошибки играющие меняются ролями. Игру следует начинать с одного запретного слова, постепенно вводя и другие слова.

Эта игра способствует развитию произвольного внимания и произвольного поведения.

Сочини сказку

Взрослый предлагает ребенку сочинять сказки, каждый свою. В начале играющие придумывают тему рассказа, выбирают основных действующих лиц и их характеристики. Спустя некоторое время играющие рассказывают друг другу свои сказки, которые обсуждаются и оцениваются. Высокую оценку получает наиболее последовательная, детализированная и оригинальная история.

Еще один из вариантов игры в сказку заключается в том, что все участники игры получают лист бумаги, на котором сделаны незаконченные изображения, различные ломаные линии и геометрические фигуры. Например:

Каждый участник дорисовывает изображение так, чтобы получилась законченная картинка на заданную тему (например, сказочный замок) , а затем придумывает по ней сказочную историю. Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные.

Придуманные истории интересно записывать с помощью картинок, которые удобно рисовать в рамочках. В первой рамке схематично рисуется начало сказки, а в следующих то, что было дальше. Предложите ребенку вспомнить и рассказать сказку с помощью рисунков. Вначале ребенку потребуется помощь и объяснения взрослого, но в дальнейшем он сможет делать это самостоятельно.

Такие игры в сказки развивает логическое мышление , речь, воображение , фантазию, умение осмысленно запоминать не только отдельные предметы, но и целые тесты.

Игры с аппликацией

Само по себе занятие аппликацией полезно для развития тонкой моторики руки и подготовки ребенка к обучению письму. Введение элементов игры в обычные занятия аппликацией, рисованием, лепкой вызывают у ребенка желание заниматься этими видами деятельности, формируют интерес к различным видам изобразительного искусства.

Для игры необходим лист бумаги с нарисованным на нем контуром забавного человечка, героя мультиков и т.д., а также клей, половинки гороха или конфетти. Ребенку предлагают разукрасить картинку с помощью конфетти или гороха, наклеивая их по одному на рисунок. Начинать можно с несложных рисунков и обклеивать их только по контуру. Далее задание усложняется: от полностью "разукрашенных" рисунков до сложных орнаментов.

Игры с вырезанием

Для занятия вырезаним необходимы белая и цветная бумага, ножницы, клей, цветные крандаши или фломастеры. Игр с вырезанием може быть множество, приведем лишь некоторые из них. Ребенку-дошкольнику будет интересно самостоятельно вырезать снежинки, цветы и другие фигурки из бумаги, сложенной в 4-8 раз. Если сложить лист бумаги на подобие книжки-раскладушки, то ребенок может вырезать цепочки, состоящие из одинаковых звездочек, или фигурок, или елочек и т.д

Интересной для ребенка будет игра в бумажных кукол с одеждой, если этих кукол и одежду он нарисует, разукрасит и вырежет самостоятельно.

Можно предложить ребенку-дошкольнику самому сделать книжку. Для этого необходимо сложить несколько двойных листочков бумаги и прошить их по середине. Книжку можно украсить рисунками, аппликацией, различными надписями.

Забавные игры

Кляксы . Для игры необходим лист ватмана и краски. Суть игры сводится к тому, что взослый дает ребенку большой лист бумаги и краски и позволяет рисовать руками все, что захочется. Такая игра способствует расслаблению ребенка, снятию напряжения, эмоциональной разрядке.

Разноцветная вода и льдинки. Можно предложить ребенку разукрасить воду в прозрачных стаканчиках в разные цвета и оттенки с помощью различных красок и их сочетаний. На этом примере можно объяснить ребенку свойства цветов, возможность получения промежуточных цветов из сочетания семи основных. Подкрашенную воду можно заморозить; ребенку будет интересно выложить различные узоры на снегу из разноцветных льдинок, наподобие мозаики.

Киндер-сюрприз . Игрушки из киндер-сюрпризов (шоколадных яиц) забавны сами по себе и стимулируют ребенка для игры с ними. Предложите ребенку построить город для этих игрушек, гараж, кроватки из конструктора и детской железной дороги. Можно дать ребенку задание разделить эти игрушки на разные группы, например, по цвету, по функциям, по строению, по принадлежности к тому или иному виду.

C 28 сентября по 1 октября 2017 года в Саранске, Великом Новгороде и Твери более полутора тысяч родителей и подростков стали участниками уникальной акции Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Поменяйся ролями с родителями!».

С 28 сентября по 1 октября 2017 года в Саранске, Великом Новгороде и Твери более полутора тысяч родителей и подростков стали участниками уникальной акции Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, «Поменяйся ролями с родителями!». Взрослые и дети на время поменялись местами, увидели привычные ситуации под другим углом и попытались разрешить классические конфликты, которые порой случаются в каждой семье. Как итог – и дети, и родители стали лучше понимать друг друга.

Заняв свои места в зрительном зале, все участники получили цветные карточки для голосования. Цвет карточки – белый, зеленый или оранжевый – означали, к какому сектору относился гость акции. Каждый из трех секторов выбрал семейную пару - родителя и ребенка, которым предстояло на сцене поменяться ролями.

Трем выбранным парам предложили по одному игровому сюжету. Первый из них был посвящен теме интернет-зависимости: родители оказались в знакомой всем ситуации, когда общение с друзьями и увлечения сосредоточены в гаджетах, а детям предстояло взглянуть со стороны, каково общаться с ребенком, который все время проводит в телефоне или компьютере и мало реагирует на близких людей дома. Выступающие пары нашли общий язык и договорились, что ребенок в интернете будет проводить столько времени, сколько нужно для нормальной социальной жизни и учебы, но при этом стараться сохранять баланс между жизнью в сети, домашними делами, прогулками и живым общением с семьей.

Вторая сценка иллюстрировала проблему распределения обязанностей по дому. Юный участник в родительской роли выражал недовольство безынициативностью ребенка, а его взрослый в роли ребенка был расстроен тем, что ему не хватает времени на отдых из-за загруженности в школе и необходимости выполнять работу по дому. Родителям и детям удалось подробно разобрать проблему и лучше понять друг друга. Итогом этой ситуации стало совместное решение справедливо поделить обязанности, предоставив ребенку нести ответственность за порядок в своей комнате, а также уборку за собой по дому. Родители в свою очередь снизят уровень давления на него и не будут заставлять ребенка убираться, если он устал в школе.


В третьем случае разбиралась тема плохой успеваемости ребенка в школе – участники смогли почувствовать, что означает «двойка» для родителя и ребенка. В результате смены ролей и взрослые, и дети осознали, что искренний интерес членов семьи друг к другу и готовность помочь, как по волшебству, способны изменить ситуацию к лучшему. Все три ситуации комментировали как участники акции из зрительного зала, так и профессиональные психологи.


В итоговом конкурсном задании от трех секторов выдвигались команды из пяти человек, которые соревновались на сцене в формате блиц-игры. Им задавали разнообразные вопросы про детско-родительские отношения и предлагали прокомментировать жизненные ситуации. Члены жюри, в которое вошли представители местной администрации и профессиональные психологи, оценивали полноту и точность ответов. В финале жюри выбирало сектор, который набрал наибольшее количество баллов. Этот сектор первым принимал участие в розыгрыше ценных призов. Все участники акции получили на память сувениры с логотипами портала для ответственных мам и пап «Я – родитель» (www.ya-roditel.ru ) и Движения «Россия – без жестокости к детям!».

«Уникальный формат акции дал возможность родителям и детям поговорить о тех чувствах, которые скрываются за распространенными детско-родительскими конфликтами. Надеемся, что родители и дети после этой акции будут чаще ставить себя на место друг друга и, тем самым, проявлять больше сочувствия и понимания друг к другу, а атмосфера в семьях станет теплее», - подчеркнула Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Гордеева.

Справочно

Портал «Я – родитель» www.ya-roditel.ru – это популярная интернет-площадка для любящих родителей, ищущих самую актуальную и полезную информацию о воспитании детей. На портале «Я родитель» можно получить консультацию психолога, юриста и другого специалиста, почитать любопытные статьи, посмотреть в разделе «Медиа» полезные видеоуроки. НА портале можно присоединиться к Движению «Россия - без жестокости к детям!». Цель у движения и у портала одна: как можно больше пап и мам должны стать ответственными родителями. Движение «Россия – без жестокости к детям!» - для всех, кто разделяет ценности ответственного родительства, диалоговые отношения с детьми, а также исключает проявление любых форм насилия и жестокости в воспитании. К движению уже присоединились более 284 тысяч человек, в том числе – известные политики, актеры, музыканты, спортсмены. И эта цифра постоянно растет!

Между 36-ой и 40-ой неделями с вашим ребенком может произойти очередной скачок в развитии. Вы можете заметить, что он пытается сделать что-то новое, чего ранее не делал. Сейчас ребенок подходит к изучению мира более методично. Он может долго рассматривать самые простые на ваш взгляд вещи и предметы, следить за явлениями и событиями. Например, дети часто в это время проверяют, как падает в тарелку с пюре фрукт, что будет, если размять банан между пальцев. Эти исследования происходят постоянно. Во время экспериментов у малыша становится очень серьезное лицо. Эти попытки исследовать мир позволяют ребенку систематизировать предметы, явления и события.

В это время малыш начинает осознавать, что некоторые ощущения и объекты могут быть объединены в одну группу. К примеру, банан сильно отличается от шпината на вкус и ощупь, но они оба являются едой. Ребенок сейчас выделяет схожие признаки и различия между событиями и предметами. Этот серьезный скачок в развитии затронет все органы его чувств: осязание, обоняние, вкус, слух, зрение. Малыш узнает многое о людях, которые его окружают, а также о своих эмоциях. Интенсивно развиваются речевые навыки. Ребенок может попытаться произнести свои первые слова. Однако он уже многое понимает.

Этот скачок, как и предыдущие, меняет мир ребенка, вводит его в новую обстановку. Мозговые волны (ЭЭГ) малыша в этот период показывают, что происходят значительные изменения. Ребенок по-иному воспринимает мир, что может его тревожить поначалу. Беспокойный период обычно начинается на 34-ой неделе, либо в промежутке между 32-ой и 37-ой неделями. Период занимает около 4 недель (от 3 до 6). Внимательно наблюдайте за ребенком в этот период, чтобы понять, сможет ли он освоить новые способности.

Признаки

Когда ребенок готовится войти в мир категорий, он становится более беспокойным, раздражительным и плаксивым. Мама сразу замечает эти перемены. Дети становятся неугомонными, раздражительными, нетерпеливыми, часто хныкают и капризничают. Это вполне ожидаемо.

Сейчас для малыша наступил очередной скачок в развитии, ему сложно его пережить. Из прошлого опыта он запомнил, что вы помогаете справиться ему с этим состоянием перехода. Он также понял, что вы можете в любой момент уйти от него, оставив его одного или с кем-то другим. Сначала это причиняло ему большие страдания. Но со временем малыш стал относиться к этому спокойнее. Теперь наступило время новых преобразований. Ребенок вновь ищет поддержки у мамы. Он помнит, что она его поддержит в трудный период, даст чувство спокойствия и комфорта. Напряжение возрастает от того, что малыш одновременно с этим осознает, что в любой момент мама может уйти.

Цепляется за одежду

Ребенок часто цепляется за вашу одежду, когда вы пытаетесь отойти. Ребенок, который еще не научился ползать, может завопить в подобной ситуации. Для малыша любой шаг мамы в сторону – сигнал о тревоге. Если ребенок уже ползает, он крепко хватается за маму, не давая ей уйти.

Малыш недоверчив

Сейчас ребенок может потребовать большую дистанцию между собой и другими людьми. В присутствии других людей желание ребенка быть рядом с мамой проявляется особенно сильно. Это могут быть папа, сестра или брат. Очень часто только матери ребенок разрешает дотрагиваться до себя и разговаривать.

Прижимается крепче

Если ребенок сидит у мамы на руках, если она часто его носит с собой, то он может попытаться сильнее прижаться к ней. Он может разозлиться, если его попытаются положить на кроватку.

Больше внимания

В большинстве своем в этот трудный период дети требуют еще больше внимания к себе. Наиболее спокойные дети также становятся более требовательными в этом плане. Некоторые дети не могут успокоиться до тех пор, пока мама полностью не переключит свое внимание на малыша. Дети как будто ревнуют маму. Они раздражаются, если мать переводить свое внимание на что-то другое.

Плохой сон

В это время ребенок может плохо спать. Он отказывается засыпать, просыпается раньше времени. Многих детей приходится очень долго укладывать спать.

Снятся кошмары

Сон может становиться очень беспокойным. Ребенок может метаться во время сна, крутиться, размахивать ручками. Кажется, будто ребенку снятся ночные кошмары.

Может неожиданно стать необыкновенно милым и ласковым

Некоторые дети могут выбирать другую стратегию поведения. Они будто удерживают вас взглядом, начинают жаться и целоваться. Дети балансируют между безобразным и чудесным поведением. Они переходят от одного к другому внезапно. Ребенок таким образом проверяет, какой сигнал о помощи работает лучше. Мама часто бывает удивлена таким поведением.

Некоторые дети в этот период становятся апатичными и вялыми. Они реже разговаривают, меньше двигаются, могут подолгу лежать без движения.

Сопротивляется, когда ему меняют подгузник

В этот период дети часто сопротивляются, когда им меняют подгузник. Они начинают крутиться, выгибаться, становятся неуправляемыми в большинстве своем.

Назад к маме

Мама может заметить в этот период жизни ребенка, что он еще больше тянется к ней, хочет проводить еще больше времени с ней. Ребенок может пытаться возвращаться к поведению, которое сопутствовало прежним неделям его жизни. Иногда это пугает маму. Но это только защитная реакция, страх перед последующими переменами. Эти шаги назад являются показателем того, что впереди ребенка ждет очередной скачок в развитии. Ваш малыш двигается в правильном направлении. Поддерживайте его в этом, помогайте ему почувствовать себя более уверенным.

Нет аппетита

Сейчас большинство детей теряет аппетит, некоторые упорно отказываются от определенной пищи. Ребенок может есть только то, что сам положит себе в рот. Малыш может плеваться, проливать питье и еду. Процесс кормления занимает все больше времени. Ребенок может становиться неуправляемым, отказываться кушать, пока обед стоит прямо перед ним. Когда еду убирают, он может потребовать ее назад.

Лучшие игры для этого периода

Малыш тянется изучать многие предметы, которые могут быть для него опасны. Вы можете помочь ему избежать опасности, поддержать ребенка в изучении мира. Если вы будете держать для него тяжелую статуэтку или рамку с фотографией, он сможет досконально изучить понравившийся предмет, не повредив себя и его.

Звонки и выключатели

Малыш любит звонить в дверной звонок? Позвольте ему делать это! Он сможет почувствовать, что сам производит звук. Дайте нажать ему другие кнопки. Например, кнопку, которая вызывает лифт. Он сразу осознает взаимосвязь между происходящим. Когда станет темно, позвольте ему включить в квартире свет. Малыш станет участником этого события. Вся это позволяет ему устанавливать взаимосвязи между событиями, получать новые навыки.

Гуляем и смотрим

В это время дети очень любят гулять. Чаще берите малыша на прогулки, ведь все, что он увидит, поможет ему быстрее разобраться со сложным периодом скачка в развитии. Если вы едете куда-то на велосипеде, прогуливаетесь по парку, собираетесь в магазин, то не забывайте периодически останавливаться вместе с малышом, чтобы он мог наблюдать происходящее. Ему важно все потрогать, послушать, осмотреть и понюхать.

Одеваемся

Вы думаете, что ребенку не интересен процесс одевания? Думаете, что у него хватает других забот? Но ему очень интересно сейчас наблюдать за процессом одевания. Еще более интересно смотреть ребенку на себя, когда с ним что-то делают. Вы можете использовать этот факт. Одевайте и раздевайте малыша перед зеркалом, он успеет поиграть во время этого процесса в новую для себя игру.

В этот период ребенок понимает уже очень много слов, намного больше, чем вы думаете. Малышу нравится показывать вам это. Конечно, если вы реагируете на его знания. Сейчас он активно расширяет словарный запас, с удовольствием учится понимать вас.

Названия

Называйте вслух несколько раз то, к чему малыш присматривается и прислушивается сам. Если он показывает вам что-то, указывает на предметы и явления жестом, вы должны отреагировать и обозначить предмет или действие. Это научит малыша тому, что свои желания, эмоции и мысли можно выражать при помощи слов.

Дайте малышу выбрать книгу. Дайте ему книгу в руки, если он может ее удержать. Посадите ребенка к себе на колени, пусть он листает страницы. Указывайте на картинки, которые малыш сам выбрал для осмотра. Называйте то, что там изображено. Вы можете издавать звуки, если на рисунке изображены животные. Если ребенок решается повторить за вами, поощряйте его. Не надо настаивать на том, чтобы он повторял за вами. Ему может надоесть эта игра. Детям часто необходимо поощрение в виде ласки или щекотки в такой игре. Это возвращает их внимание и помогает им расслабиться.

Теперь настало время заданий! Если ваш ребенок что-то держит в руках, скажите ему: «дай это маме!». Попросите его передать что-то папе. Вы можете попросить малыша что-то передать вам, если он уже освоил эту игру. Старайтесь в этот период звать малыша по имени, когда он вас не видит. Попросите его подойти к вам: «иди сюда». За выполненное задание не забудьте похвалить и приласкать ребенка. В этом случае он будет продолжать игру, ведь она нравится ему до тех пор, пока он получает награду в виде вашего восторга.

Подражатель

Большая часть детей в этом возрасте любят наблюдать за другими людьми и подражать им. Если ребенку нравится подражать вам или другим людям, это необходимо поощрять похвалой и лаской.

Делай так

Попробуйте спровоцировать ребенка подражать вам, а затем попытайтесь сами подражать ему. Очень часто дети так увлекаются этим, что могут играть в подражание целую вечность. Старайтесь менять свои жесты, делайте их более медленными или быстрыми. Игру можно сопровождать звуками, можно играть молча. Попробуйте играть с малышом у зеркала. Дети в этот период обожают повторять жесты много раз. Они с удовольствием наблюдают за собой в зеркало, проверяя, как у них получается повторять за вами жесты.

Разговор с зеркалом

Если ребенок внимательно наблюдает за вашим ртом, когда вы говорите, попробуйте делать это перед зеркалом. Пусть это превратиться в игру, за которой ребенок сможет наблюдать. Садитесь вместе перед зеркалом и попробуйте поиграть согласными и словами. Делайте паузы, замедляйте движения. Возможно, что малыш начнет повторять за вами. Ему нравится копировать жесты: движения головы, ваших рук. Когда он сможет повторить за вами движения и увидеть их в зеркале, он поймет то, насколько правильно их выполняет.

Спойте песенку

Пойте песенки. Дайте малышу возможность почувствовать каждое движение при этом. Возьмите его на руки, делайте вместе все движения. Ребенок может хлопать вместе с вами, поднимать ручки в заданном темпе. В этом возрасте он еще не способен выполнять сложную последовательность движений. Однако он получает огромное удовольствие от этой игры.

Меняемся ролями

Если ребенок что-то успешно выполняет, поощряйте его. Затем попробуйте поменяться ролями с ребенком.

Игра в погоню

Это самая простая и понятная игра. Играть в погоню можно где угодно и как угодно. Вы можете уползать или уходить от малыша, давая ему понять, что он должен вас поймать. Если малыш стремится догнать вас, старайтесь не пойматься сразу. Когда он поймает вас, необходимо выразить восторг, приласкать ребенка, похвалить его.

Вы можете спрятаться так, чтобы ребенок видел место, где вы спрятались. Дайте ему шанс отыскать вас. Делайте вид, что вы его потеряли и пытаетесь найти. Иногда дети прячутся под кроватью или сидят тихо в углу. Чаще всего они сами готовы выбрать место для пряток. Когда вы друг друга находите, необходимо ярко выражать это.

Рассматривая аномалии в детско-родительских отношениях, остановимся на явлении, называемом сменой ролей, которое становится следствием чрезмерного и преждевременного ожидания родителями от ребенка взрослых поступков. В этом случае, родители обращаются с ребенком так, как будто он намного старше, чем есть на самом деле.

В таком поведении можно выделить два существенных момента: завышенные требования, высокие ожидания родителя и пренебрежение к нуждам самого ребенка, неумение или нежелание признать его ограниченные способности и беспомощность. Родители просто не понимают, кто такой их ребенок. Бывает, что ему отказывают в праве иметь свои увлечения, друзей и вести себя не так, как хотят родители.

Дочка – единственный поздний ребенок в семье (родителям было за сорок, когда она родилась). У мамы три высших образования, поэтому девочку рано отдали в школу, требовали отличной учебы и старались ограничивать общение со сверстниками. В 16 лет она закончила одиннадцатый класс и поступила в вуз.

Ппосле окончания первого курса, мама пожелала, чтобы девочка поступила еще в один вуз на заочное отделение, чтобы у ребёнка не было ни минуты свободного времени, чтобы не было возможности общаться с друзьями вне стен института. Но возраст берет свое, и девушка находит возможности обойти эти ограничения, сидит до утра в интернете, когда родители засыпают, а потом спит на парах, что негативно сказывается на ее учебе и здоровье.

В данном случае, родители очень хотят, чтобы дочка была с ними одного уровня развития: чтобы могла общаться с ними на равных, любить то, что нравится им, не принимая во внимание, что это невозможно.

Некоторые родители пытаются установить со своими детьми (иногда и раннего подросткового периода) доверительные отношения в формате, более подходящем для общения между сверстниками – коллегами или друзьями. Таким образом родители (особенно мама), сами пребывающие в одиночестве и неудовлетворённости своей жизнью, пытаются вырастить себе близкого человека и завладеть ими полностью, живя их жизнями и получая удовольствия руками своих детей. Наверняка вы вспомните среди своих друзей результат такой дружбы – одиноких мать и дочь, или мать и сына, где великовозрастные дети не могут (и не умеют) строить свою жизнь.

Но вернёмся к маленьким детям. В этом случае родитель воспринимает ребенка как своего сверстника, которому хочется доверить свои проблемы, несмотря на то, что ребенок не в состоянии их переосмыслить и понять. Родители для ребенка, до наступления подросткового периода, являются самыми главными людьми на свете и он готов сделать для них все, даже погрузиться в мир сложных родительских проблем, но при этом, его детские проблемы не замечаются и не решаются. Родитель, стремясь, стать для ребенка лучшим другом, вместе с тем, осознает себя выше его.

Отец регулярно объясняет сыну, что все «бабы – сволочи», верить никому из них нельзя. Периодически берет мальчика с собой в кафе вместе выпить пива, потому как только так можно из сына сделать «настоящего мужика». При этом подростку только перевалило за шестнадцать лет, и маме о таких посиделках знать не полагается.

С детьми нужно быть дружелюбными, ласковыми, играть с ними и беседовать на разные темы, с целью развития их интеллекта, но, ни в коем случае не для того, чтобы переложить на них своих проблемы.

Порой родители позволяют себе рассказывать ребенку о своих трудностях, какие они «несчастные и обделенные», назначая виноватых в этих проблемах и втягивая детей в хитросплетения личной и общественной жизни. В этом случае от ребенка требуется эмоциональная поддержка, которую он дать не в состоянии, а кроме того в глазах ребенка происходит разрушение роли родителя как главного авторитета.

Девушка вышла замуж за пьющего мужчину, в надежде, что сумеет его перевоспитать. Вскоре родилась дочка, которая всю свою недолгую жизнь регулярно видит пьяного отца, ссоры родителей, выслушивает жалобы матери на «нескладную жизнь», потому как подруги давно отказали ей в такой возможности, предложив развестись с мужем и не ломать жизнь себе и ребенку. Однако мама сказала, что если бы не ребенок, она давно бы развелась, а так нельзя, какой ни какой, но отец должен быть.

Иные родители уверены, что дети должны стать их утешением и источником душевного равновесия в жизни, если этого не происходит, ребенок занимается своими делами, то его просто наказывают. В таких отношениях бывают примеры того, как родитель, возведя ребенка в ранг взрослого, сам примеряет детскую роль. А когда он вырастает и отказывается от роли «няньки» своих родителей, на его голову сыплются проклятия о неблагодарности ребенка, посмевшего построить свою жизнь.

Моя мамочка выходит замуж, — заплакала взрослая женщина . Кто сейчас будет обо мне заботиться? Оказалось, что мамочкой она называет свою 25-летнюю дочь, на плечах которой было все домашнее хозяйство.

Когда я женился, и мы ушли жить отдельно, у отца случился сердечный приступ, после которого он обвинил меня в том, что я желаю ему смерти. С тех пор приступы случаются постоянно, по каждому пустяк мать вызывает «скорую», и я обязан ехать к родителям, где часами мне рассказывают о том, какой я неблагодарный сын, не ценю отца и не люблю.

Такие люди, как правило, отличные манипуляторы, которые при этом могут прекрасно позаботиться о самих себе. Они просто не хотят принять аксиому — ребенок утешителем быть не может, это противоестественно для детской природы, но если заставить выполнять его эту роль, то ребёнку будет очень сложно адаптироваться к взрослой жизни, создавая различные трудности.

Порой на плечи ребенка возлагается чрезмерная нагрузка, а родители не замечают этого, занятые своими проблемами.

«Детство Сергея Русанова прошло в страхе перед разводом родителей Сережа любил родителей с неистовой силой и бывал счастлив только тогда, когда видел их вместе…Беременность матери пятнадцатилетний Сергей расценил как знак окончательного примирения с отцом … Сестру Леночку Сережа обожал. Она была для него символом и залогом стабильности семьи, вокруг нее сосредоточились все его чувства, все радости, все надежды. Он ужасно боялся, что отца будут раздражать неизбежные сложности и хлопоты, которые появляются вместе с малышами, и он опять взбрыкнет и выкинет какой-нибудь фортель. Поэтому Сережа взял на себя все, что смог: вставал по ночам, если Леночка плакала, стирал пеленки, бегал в детскую кухню, чуть не силком выпроваживал родителей по вечерам в гости или в кино, клянясь, что не хуже их присмотрит за девочкой…Он фактически вынянчил ее, вырастил на своих руках, и немалого труда стоило отучить ее называть старшего брата папой» (А.Маринина «Шестерки умирают первыми»).

Студент опаздывал регулярно на первую пару, срывался с третьей, что-то объясняя преподавателю о своей занятости. Выяснилось, что по утрам он отвозит маму на работу, потом братьев-близнецов в школу, затем забирает их после уроков, отвозит домой, разогревает обед и когда они покушают, возвращается на учебу. Затем к этому добавилась работа, он объяснял это тем, что за учебу некому платить. Было стойкое ощущение, что в семье нет отца, и потому юноша так помогает маме. Однако, как выяснилось, отец в семье есть, работает, но с момента рождения близнецов на старшего сына было возложено множество обязанностей, касающихся ухода за ними.

Никто не спорит, что помогать взрослым с младшими братьями и сёстрами очень хорошо, что ребёнка следует приучать к труду и помощи. Но, конечно, не в ущерб собственной жизни.

Что же происходит, когда такой ребёнок, вовлечённый во взаимоотношения взрослых, вырастает и пытается создавать свою собственную семью? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, нередки случаи, когда эти дети не создают семью вообще. Съедаемые чувством вины и превратной трактовкой заповеди о почитании родителей такой ребёнок так и остаётся нянькой для своих родителей, ставя крест на собственных целях, планах и возможностях. При этом родительская фигура занимает в их жизни место собственного супруга и детей.

Во-вторых, ребёнок может создать семью, но постоянно продолжать участвовать в жизни мамы и папы, забирая от супруга и детей рассчитанные на них время, силы и любовь. Фактически, такой человек, продолжая «воспитывать» своих родителей, поворачиваясь спиной к семье. Результат чаще всего бывает неутешителен: зависимости «оставленного» супруга (будь то алкоголизм, наркомания, интернет или игромания), ослабление связей внутри семьи, обиды, развод или унылое существование с перемещением уже собственных детей на место родителей или же игнорирование их и их потребностей.

Третий вариант, пожалуй, самый приемлемый, но при этом занимает больше всего сил. И в нём подросший ребёнок учится ставить родителей на их место и, будучи взрослым человеком, учится проходить все те этапы развития, которые положено пройти человеку. К сожалению, такие опыты над детьми не проходят бесследно, но даже в 50 лет можно выбрать именно этот путь.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

6 Comment threads

8 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать


Сегодня весь мир отмечает День защиты детей, а вы, наверное, думаете, чем бы порадовать своего отпрыска. Игрушкой? Книжкой? Новым гаджетом? Дети очень любят материальные подарки, это правда, но еще больше они любят проводить время со своими мамами и папами.

Думаете, что при таком ритме жизни найти свободную минутку на ребенка решительно невозможно? Ошибаетесь, очень даже возможно! Лично мы знаем целых семь способов хорошо провести время вместе, даже когда его немного, и надеемся, что некоторые из них подойдут и вам.


Устройте встречу тет-а-тет

Никаких посторонних, только вы и ваш ребенок. Чем заняться? Лучше всего - чем-нибудь привычным, но обязательно таким, что нравится вам обоим. Если у вас в семье несколько детей, советуем разделиться. Например, папа с дочкой отправляются в кино, а мама с сыном - кататься на роликах. Сойдет и поход в театр, и обед в кафе, и даже посиделки в парке. Мы понимаем, периодичность таких встреч сильно зависит от вашего графика, но согласитесь, что «иногда» звучит гораздо лучше, чем «никогда».

А чтобы показать ребенку, что для вас нет никого и ничего важнее, чем он, отмечайте дни предстоящих встреч в календаре каким-нибудь ярким цветом.

Пройдитесь пешком

Мы часто стараемся сэкономить время и подвозим детей на тренировку, в бассейн, музыкальную школу или в гости к подружке, которая живет в соседнем доме. А ведь это время можно потратить с большей пользой, если выйти из машины и пойти пешком.

Ходьба вместо поездки - хороший способ выдернуть и себя, и ребенка из круговорота дел и провести дополнительные 15-20 минут вместе. Если ваш отпрыск еще не слишком взрослый для всяких «нежностей», возьмите его за руку и узнайте, как прошел день, что было в школе и что нового он сегодня узнал.


Покажите, что вам не все равно

Вчера вы пришли с работы поздно, и дети уже спали? Как насчет того, чтобы встать на следующий день пораньше и приготовить какой-нибудь особенный завтрак? Еще можно написать смешную записку с пожеланием и вложить ее в дневник или тетрадку.

Позовите детей на помощь

Дети, особенно малыши, любят помогать взрослым. Вам нужно отправить письма? Попросите их клеить марки на конверты. Надо сходить в магазин? Берите детей с собой - пусть выкладывают продукты из тележки на кассу. Пора готовить обед? Поручите им какое-нибудь несложное задание, они будут ужасно рады. Да, кое-что получится не с первого раза, но все равно это будут ваши самые старательные помощники, и вы не только переделаете все дела, но и отлично проведет время.


Объявите перерыв на общение

Мы все очень занятые люди, но нам вполне по силам оторваться от важного дела и уделить 15-20 минут своему ребенку. Скажите ему, когда вы будете свободны, а за пару минут до окончания «перерыва» объявите, что еще чуть-чуть - и вам придется возвращаться к работе, чтобы он учился понимать и не обижался.

Поиграйте в его любимую игру

Во что больше всего любит играть ваш ребенок? Разузнайте, изучите правила и присоединяйтесь! Он вас, скорее всего, обыграет, но это не страшно. Детям, особенно подросшим, нужно иногда понимать, что мама или папа - обычные люди, которые могут чего-то не уметь и даже проигрывать.

Попросите ребенка собрать вас на работу

Ему должно понравиться такое задание! Обычно за детей выбор делают взрослые - и в мелочах, и по-крупному, но иногда полезно поменять правила и показать ребенку, что его мнение тоже имеет вес.

Год назад мы проводили такой конкурс: участники просили своих детей одеть их на работу, а потом фотографировались. Думаем, всем было весело. Мы, по крайней мере, от души посмеялись, разглядывая получившиеся снимки. Смысл в том, чтобы и подурачиться, и поменяться ролями, и показать ребенку, что вы одинаково важны друг для друга.

Похожие публикации