Единство в семье воспитание ребенка. Единство требований в воспитании детей дошкольного возраста

Работа детского сада с семьей является неотъемлемой частью всей работы детского сада. Детский сад может достичь прочных и хороших результатов в воспитании детей только в том случае, если есть должная связь и взаимопомощь между воспитателем и семьей. А взаимодействие семьи и детского сада будет только тогда полноценным, если работники детского сада пользуются авторитетом и уважением у своих воспитанников. Мы не сможем также добиться авторитета и уважения родителей, если они не будут знать, понимать, как серьезно и вдумчиво занимаемся мы с их детьми. Многие родители недооценивают роль детского сада в воспитании детей, смотрят подчас на нас, воспитателей, как на нянь, в лучшем случае - культурных нянь, которые смотрят за детьми, кормят и поят их, водят гулять. Они нередко не понимают, не знают той глубокой, серьезной воспитательной работы, которая проводится в детском саду. О начальной стадии нашей совместной с вами работы мы говорили в младших группах. Все вы знаете, для чего мы записываем данные о составе семьи, о месте вашей работы и тд. Мы стараемся использовать каждое свободное для вас время для разговора с вами о ваших детях. Отдавая ребенка вечером кому-либо из взрослых членов семьи, мы стараемся, если нет времени для более длительной беседы, рассказать о самочувствии ребенка, его настроении, поведении в детском саду. Наша работа по воспитанию ваших детей будет только тогда плодотворной, когда вы действительно увидите наше желание быть полезными вам и вашим детям; если вы научитесь внимательно прислушиваться к нашим советам и будете выполнять их. Чтобы иметь полное представление о жизни ребенка в семье, мы посещаем ваши семьи. Это нужно и должно. Посещение ваших семей дает нам представление об условиях жизни семьи, быте, об игровом уголке, деятельности ребенка в семье и тд. Для нас важно, чтобы и вы, родители, могли лучше видеть, как живут ваши дети в детском саду. Поэтому мы предлагали и предлагаем вам: приходите к нам в детский сад в свободные для вас часы: на занятия, на прогулку, во время свободных игр. Мы всегда будем рады видеть вас. А во время встречи с детьми после трудового дня не задавайте детям таких вопросов как: «Что ты ел? Все ли ты съел?» Об этом мы вам расскажем. Поинтересуйтесь, чем сегодня занимался ваш ребенок, во что играл, какое нес дежурство. Это воспитывает у детей привычку делиться своими делами с родителями, а родителям помогает быть в курсе жизни группы.

Большая работа в детском саду проводится по воспитанию культурно-гигиенических навыков. Но эта работа также может быть полноценной только при поддержке семьи, ибо без закрепления этих навыков в семье, трудно достигнуть цели. Закрепляйте у детей привычку с вечера приготовить все, что нужно одеть утром, вложить чистый носовой платок, почистить ботинки. Все это делается с целью приучать детей следить за собой, воспитывать привычку быть чистым и опрятным. Внешний вид детей имеет огромное значение в воспитании организованности и дисциплинированности. Следите, пожалуйста, за прической своих детей, за ногтями и т. д.

Хочется сказать и про выходные дни, когда дети находятся с вами. Больше будьте с детьми вместе, ходите в природу, на выставки, в театры. Но не забывайте и об индивидуальных занятия детей. Не бойтесь давать детям ножницы, нож, молоток, гвозди. Давайте больше лепить, рисовать, вырезывать, наклеивать, конструировать, играть в настольные игры. Это воспитывает в ребенке привычку быть занятым, уметь найти себе дело, способствует развитию ручных умений, конструктивных способностей; воспитывает усидчивость, терпение. Единство требований в воспитании ребенка должно быть не только между детским учреждением и семьей, но и в самой семье, между ее членами. Очень важен в формировании личности ребенка личный пример родителей, особенно в нравственном отношении. Но родительская требовательность должна быть разумной, сочетаться с вниманием и заботой о детях.

В конце своего небольшого доклада хочется сказать, что мы, воспитатели, верим, что сообща с вами, родителями, мы вырастим из наших детей хороших учеников, надежных товарищей, достойных членов общества.

ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ ВОСПИТАНИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

К УЧАЩИМСЯ

Воспитание детей- самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и всего мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими родителями. Но и это не все. Наши дети- это наша старость. Правильное воспитание- это наша счастливая старость, плохое- наше будущее горе, наши слезы, наша вина перед другими людьми и перед страной.

А.С.Макаренко.

Успешное воспитание возможно при условии тесного сотрудничества семьи и школы, при условии абсолютного единства между ними, взаимной поддержки и согласованности в подходе к ребенку, в требованиях к нему, в способах и приемах воспитания.

Школа служит основным звеном системы воспитания подрастающего поколения. Конечно, педагоги прилагают много усилий, чтобы всех своих воспитанников вырастить честными, добрыми, трудолюбивыми людьми. Но в любом случае они не могут заменить детям отца и мать, влияние которых на ребенка чрезвычайно велико. Родители несут основную ответственность за воспитание как перед детьми, собственной совестью, так и перед обществом.

Роль семьи в воспитании ребенка определяется глубоким учетом его особенностей. Ведь родное и любимое чадо они знают, конечно же, лучше учителей. Не учитывать этого нельзя.

Только тесное сотрудничество с родителями может решить многие трудности.

Именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того требует жизненная ситуация.

Каждый ученик – это личность, а значит, он по-своему воспринимает поведение окружающих его людей, их отношение к себе. Мы думаем,что дети смотрят на мир нашими глазами, и хотим, чтобы они делали выводы, аналогичные нашим. Эта иллюзия сильна как в родителях, так и в учителях. Именно она закрывает доступ к реальному миру наших детей.

Каждое наше слово, мимика, жест, интонация голоса, наши поступки- все несет ребенку информацию о нашем к нему отношении и формирует его самооценку. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для нас.

И если мы сумеем сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получает от нас тепло и участие- мы решим главную задачу педагога.Все невероятные изменения, которые происходят в ребенке и так пугают нас, учителей, имеют свою логику, причину и их можно взять под контроль, разобравшись в чуткой детской душе, а не просто пресекать поведение, которое вам не нравится.

Воспитательной работой менее всего оказываются охвачены те, кто в ней больше всего нуждается- трудные дети. Изучение подростковой преступности показывает, что многие ребята, состоящие на учете в ИДН, оказываются предоставленными сами себе. Дело в том, что трудные подростки с их стихийностью настроений и действий не просто включаются в работу, требующую организованности и дисциплинированности.

«Трудный» подросток- обычно это тот, который « не умеет себя вести», у которого сформировано « негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей», который груб, недисциплинирован, который вызывает возмущение о огорчение учителей и родителей.

Психологи доказывают, что ребенок строит свое поведение, основываясь на субъективной, подсознательной оценке происходящего. В большинстве случаев оно соответствует системе сложившихся межличностных отношений в семье. Детская грубость, черствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило,- результат отрицательной системы отношений в семье. Как показывают исследования, «трудный» подросток и «трудные семьи»- понятия неразделимые. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Дети- зеркало образа жизни отцов и матерей. «Трудных » подростков порождают многие педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленного воспитания, незнание интересов детей, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, чрезмерное попустительство и жестокость наказания, безнадзорность и т.д.

Чем же мы, педагоги, можем помочь изменению психологического климата в семье, чтобы в конечном итоге улучшилось положение школьника и в семье, и в школе. Конечно, учителя не боги, они не всесильны. Но зная, что в той или иной семье худо живется их воспитаннику, должны, проанализировав неудачи семейного воспитания, постараться помочь, добиться положительного влиянии я на родителей, через них и на учащихся. Для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. Все неблагополучные семьи можно подразделить на несколько типов. Конечно, это деление весьма условно. Встречаются и такие семьи, которые трудно отнести к какому-либо из этих типов. Однако, такое деление может помочь учителю совместно с родителями наладить контакт с ребенком.

1^ . СЕМЬЯ, ГДЕ РЕБЕНОК ЕДИНСТВЕННЫЙ

Таких семей много. Здесь характерна избыточная любовь родителей (бабушек, дедушек) к ребенку. Его воспитывают и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чем не отказывают. Ребенку не нравятся советы и наставления, но нравится «ничего не делать». Скоро он привыкает у тому, что все вокруг только для него. Он становится капризным, в нем формируется потребительское отношение к жизни. В детском коллективе подобные черты становятся все явственнее и ведут к возникновению конфликтов среди учащихся. Начинается сопротивление воспитательному воздействию. Ребенок осознает, что в классе он не в центре внимания, поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам, учителям.

А что же родители, когда узнают о «неуправляемости» своего дитя? Чаще всего обвиняют школу и учителей в неумении работать. Их словами правят не разум, а эмоции: «Наш ребенок не хуже других».Ясно, что учителю без влияния на семью изменить жизнь и поведение ребенка невозможно. Как же поступить учителю в данной ситуации?

Надо начать контакт с семьей с хорошей вести, в форме спокойного обмена мнениями. Подвести родителей к разговору о том, что родительская любовь не должна быть самоцелью. Любовь ради родительских потребностей уродует ребенка. Если все это будет сказано в деликатной форме, родители разговор воспримут как для переосмысления своей роли отца и матери.

Постарайтесь наметить единые требования к воспитанию ребенка: давать поручения, требующие усилий, поддерживать его добрые порывы, хвалить и поощрять за выполненные дела. Вы можете дать и больше полезных советов, но помните об одном- ребенок тоже личность. Пусть родители так же, как учитель, постараются понять, как ребенок воспринимает родительскую любовь, взаимоотношение с одноклассниками и в соответствии с этим выбрать те или иные средства воздействия. Если родители к вам прислушиваются – это уже хорошо.

^ 2. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ МАТЕРИАЛЬНАЯ СТОРОНА ЗАСЛОНЯЕТ ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.

Задача родителей- жить «не хуже других».На это уходит все время, все силы. На первый взгляд вроде бы ничего страшного. А дети страдают. Домашние разговоры вертятся вокруг денег благ, приобретений. Дети сами вникают в них: « А мне купи сережки», « А я хочу…» Все воспитание сводится к контролю за выполнением домашнего задания, и возможности красиво одеть обуть ребенка. Внутренняя жизнь детей родителей не интересует.

Дети следуют принципу: « делай то, что выгодно», растут потребителями, начинают пропускать уроки « плюют» на отметки.

Хотят того родители или нет- ребенок становится эгоистичным, стремится «урвать» у других. Когда родители обнаруживают эти качества у детей, то ради их «спасения» выражают готовность сотрудничать с учителями, но дело редко доводят до конца, боясь общественного мнения. К таким семьям необходим «дипломатический подход»: при встрече с родителями лучше использовать косвенное воздействие, приводить примеры из жизни других семей, опираясь на их доброту, благородство поступков. Постараться дать родителям понять, что замыкание интересов только на деньги, вещи, семейный достаток негативно влияет на растущего человека. Он становится потребителем. Ребенка можно удержать от соблазнов, если он будет знать, что все достигается в результате долгого и упорного труда. Без труда дома и в школе ребенок не ощутит того, что делают для него родители и педагоги.

^ 3. ТИП СЕМЬИ, ГДЕ ГОСПОДСТВУЕТ БЕДНАДЗОРНОСТЬ.

В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для них характерна культурная ограниченность, бедность чувств. Здесь царят неуважение, недоверие друг к другу, грубость, оскорбления, скандалы. Дети живут на собственном попечении. Все это ощутимо действует на характер и поведение детей, отмечается их лживость, недисциплинированность, грубость. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Для них характерна апатия, нежелание думать. Они рано приобщаются к вредным привычкам. Учителю трудно работать с такими детьми, но родители игнорируют авторитет школы. Это самый трудный случай. От учителя требуется много терпения, такта, выдержки. Ни упреком, ни назиданием ничего не добьешься. Родителей надо расположить к себе. Только тогда можно добиться единых требований в воспитании ребенка. Попробуй те их понять, важно в разговоре избегать резких вопросов, грубости. Если им твердо и убедительно разъяснять, что образ жизни родителей напрямую влияет на будущую взрослую жизнь их детей, может быть тогда они задумаются. Выясните, кто в семье пользуется большим авторитетом, кто может стать опорой в устранении семейного зла. Родителям надо дать почувствовать, что ты не просто представитель школы, а лицо, заинтересованное в улучшении человеческих отношений.

Многое можно сделать и в школе. Доброе, человеческое отношение учителя в сочетании с требовательностью – весь секрет. Именно этого не хватает ребенку.

^ 4. СЕМЬИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

НЕГРАМОТНОСТЬЮ.

Семья внешне благополучная, родители вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учебе. Но бывают конфликты, сопровождающиеся несдержанностью в проявлении эмоций. На детей сыплются ругательства. Причина- низкий уровень педагогической культуры родителей, в их усталости, раздражительности (многие работают на 1,5 ставки, по совместительству). Отсюда снижение внимания к детям: общение в основном ограничивается заботой одеть и обуть. Низкая осведомленность родителей о жизни детей, их увлечениях, друзьях ведут к отдалению, к взаимному непониманию. Состояние неудовлетворенности дома и в школе толкает детей на ничем внешне не мотивированные нарушения дисциплины. Как поступить учителю, чтобы не допустить разрастания отчужденности между родителями и учащимися?

Надо заранее подготовить вопросы для беседы. Пример: как вы организуете свободное от работы время? С кем дружит ваш ребенок? Такие вопросы заставляют родителей задуматься о внутреннем мире детей. Ваша цель: разговорить родителей, добиться теплой душевной беседы, дать им понять, что не только в школе, но и в семье ребенок должен получать внимание, тепло, заботу.

^ 5. СЕМЬЯ НЕПОЛНАЯ.

Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в семье- холодность, безразличие, лишение духовного контакта. Для совместной работы с ребенком из такой семьи учителю стоит расположить к себе мать, постараться пробудить в ней потребность в душевных контактах с ребенком, в обмене мыслями, в совместном решении повседневных жизненных проблем.

Во всей педагогической деятельности роль учителя незаменима. Имея тесный контакт с родителями, можно конкретно строить свою работу. Опыт свидетельствует, что повышению ответственности родителей за воспитание детей способствует их систематическое приобщение к жизни и деятельности школы. Привлечение родителей к участию в школьных делах, в учебно-воспитательной работе помогает педагогам решить многие задачи. Но по-прежнему одной из основных форм совместной работы семьи и школы остаются родительские собрания. Как придать им действенный характер, не свести все к перечислению пятерок и двоек у учащихся, когда нет знаний

Особенностей ребенка, специфики развития, а характеристика, даваемая педагогом, касается только учебы? Причем, преподносится эта информация в отнюдь не доброжелательном тоне. Как сделать, чтобы эти встречи делали родителей и учителей подлинными союзниками в воспитании учащихся?

Родители часто от подобных нравоучительных собраний теряются, им в следующий раз не очень захочется идти в школу и слушать педагога, рассказывать ему о сыне и дочери, делиться своими тревогами и сомнениями. Это касается не только классного руководителя, но и учителей- предметников. Не в этом ли причина невысокой эффективности родительских собраний, проводимых скорее для галочки.

Родительское собрание- это достаточно тонкая материя, и чтобы оно перестало быть атрибутом формализма в школе, к нему надо тщательно готовиться, учитывая ряд важных положений.

1. Весь тон разговора на собрании должен показать родителям, что и учитель, и родители нуждаются в объединении усилий, что вы- союзники. Конечно, при всем этом- высокий такт общения и, если есть такая необходимость, разговор с кем-то из родителей не во время собрания, а после за закрытой дверью.

2. Родительское собрание не урок. Перед вами взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт, знания. Поэтому приемлема такая интонация- советуем, размышляем вместе. При этом следует учитывать следующее: иногда безмерная любовь к своему ребенку заставляет родителей, не слыша никаких доводов, бросаться на его защиту. Поэтому педагог должен быть вооружен неопровержимыми аргументами, чтобы его сообщение принесло пользу.

3. Прежде чем вынести на суд родителей «личное дело» ученика, надо продумать каждую мелочь, взвесить все «за» и «против».

4. Идя на встречу с родителями, постараться установить с ними добрые, доверчивые отношения. Правильно оценивать уровень своей профессиональной компетенции, стремиться всячески его поднимать- в этом одно из условий уважения родителями школы.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее подготовить анкеты, продумать оформление класса. При приглашении родителей на собрание стоит указать вопросы, которые будут рассматриваться. Основной метод проведения собрания- диалог.

У семьи и школы одни беды, одни проблемы, и задача встреч родителей и учителей – искать совместные пути их решения.

Характер сотрудничества учителей и родителей должен отвечать определенным требованиям. Совместные усилия по воспитанию учащихся предполагают их взаимное уважение, внимательное и тактичное отношение друг к другу. Взаимное уважение включает и взаимное доверие: регулярный обмен правдивой информацией о ребенке, уверенность в том, что предпринимаемые обеими сторонами меры отвечают интересам ребенка.

Школа и семья должны заботиться о том, чтобы создать все условия для радостной и творческой жизни своих детей. Только тогда мы можем сказать, что сделали все, чтобы подготовить их к взрослой жизни, к труду и созиданию.

Сообщение для выступления на педагогическом совете подготовила учитель МОУ Белоомутской средней общеобразовательной школы №1

Пронкина Ирина Борисовна

Это болезненная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой информации, семья, улица учат другому. Даже педагоги внутри школы действуют не всегда согласованно. Необходимость и важность взаимодействия всех педагогов в этом процессе очевидны.

Достижение успеха в процессе воспитания возможно только при условии объединения усилий, всех участников процесса воспитания. Единство требований к воспитанию ребенка-это ведущее условие эффективности воспитания.

Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам - Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Трудно достичь успеха в учебно-воспитательной работе, если одни добиваются от учащихся порядка и организованности, а другие проявляют нетребовательность и либерализм. Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других педагогов и т. п.

Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности.

Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Ребёнок будет просто играть на «слабых струнах» педагогов, у него не появится отчётливого понимания, что такое хорошо, а что такое плохо.

Отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника.

Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко:

не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности.

Условиями осуществления этого принципа являются следующие:

1. Обеспечение системы в предъявлении требований;

2. Последовательное усложнение требований;

3. Закрепление и совершенствование ранее предъявлявших требований;

4. Настойчивость в предъявлении требования;

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на уроках, так и во внеурочное время .

Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагогам следует рекомендовать соблюдения этих же требований в семье, консультируя родителей.

Педагогу надо всегда помнить и о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Процесс воспитания в школе, действия педагогов должны быть направлены на обеспечение согласованных действий и взаимопонимания, единства требований, взглядов .

Все это позволит избежать многих разногласий и даже конфликтных ситуаций между всеми участниками воспитательного процесса.

Если мнение педагогов школ по данной теме понятно и очевидно, то мнение родителей очень разное.

Вот статья с Интернет-сайта, автор которой, имеет свою точку зрения по этой теме. Он задает читателям вопрос

«Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?»

«Сколько воспитателей - столько и требований

Казалось бы, общепризнанное, обоснованное, ортодоксальное педагогическое правило: все, кто причастен к воспитанию ребёнка, должны вести себя в одном ключе – и требовать одно, и прививать одно, и давать одинаковые оценки - требования в воспитании должны быть едины.

Иначе, мол, ребёнок будет дезориентирован, научится обманывать, выстроит свою «неправильную», выгодную ему, иерархию отношений к воспитателям и прочее. То есть, грубо говоря, папа и мама, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя, и прочие, кто соприкасается с нашим ребёнком, должны дудеть в одну дудку и строго продвигать наше чадо в означенное его светлое будущее.

Требования в воспитании. Единство требований. А нужно ли оно?

Во-первых, естественно, так не бывает: даже, если мы сильно напряжёмся и договоримся, мы, всё равно, не станем ОДИНАКОВЫМИ воспитателями.

А, во-вторых, это, по-моему, абсолютно и НЕ НУЖНО. Даже в пределах семьи.

Пусть папа, мама, бабушки и дедушки, учителя будут РАЗНЫМИ для ребёнка. Разными не только внешне, по статусу, по близости, но и РАЗНЫМИ воспитателями.

Пусть мама требует одно, папа другое, а учителя третье - пусть у них будут разные требования в воспитании ребёнка. Только, при единственном условии: чтобы это разное в требованиях к ребёнку воспитывало в ребёнке «доброе и вечное», а не прививало ребёнку пороки и дурные привычки.

А как иначе, наш ребёнок будет приучаться отделять зерна от плевел? Хорошее от плохого? Как будет учиться думать самостоятельно?

Как приучится к тому, что мир противоречив и люди в нем не только хорошие и плохие, но и, попросту, разные? Как будет не приучаться к категоричности суждений и не авторитарности отношений ни к себе, ни к другим?

А требования в воспитании, методы, оценки и прочее у воспитателей пусть будут разными. Лишь бы они были…. И не были явно направлены против ребёнка. В конце концов, начиная от мамы и заканчивая нянечкой в садике, все хотят детям хорошего.

Но каждый, это хорошее понимает и реализует по-своему. Это жизнь.

И пусть этой жизни дети учатся с малолетства.

А какое ваше мнение по этому поводу?

Требования в воспитании должны быть едины?»

Литература:

Воспитатель МДОУ

детского сада

компенсирующего вида

№ 18 г. Липецка.

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.

Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.

Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.

В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.

От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.

Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.

Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.

В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.

Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:

· Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).

· Познавательное (проведение родительских собраний, Дней открытых дверей, мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов).

· Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).

· Просветительско-практическое (практические занятия с родителями, деловые игры, тренинги).

· Досуговое (совместное проведение праздников, спортивных досугов, развлечений, акций и др.).

Глубоко проанализировав содержание и результативность организации традиционных форм работы с семьей, мы поняли, что они требуют использования более активных, интересных методов и приемов общения, сотрудничества с семьей. Так появилась такая форма работы, как «Школа молодой мамы», целью которой было помочь семье и ребенку благополучно пережить процесс адаптации малыша к условиям детского сада.

Задачи Школы:

· Организация адаптационного периода ребенка в детском саду.

· Создание единого оздоровительного пространства «Детский сад – семья».

· Исследование педагогических потребностей каждой семьи и оказание практической и методической помощи.

В каждой возрастной группе возникали свои потребности, и необходимо было находить более эффективные и результативные формы взаимодействия с семьей.

В группе старшего дошкольного возраста приоритет в организации работы отдавался интеллектуальному развитию и развитию творческой познавательной активности детей.

В связи с этим возникла необходимость создания клуба «Молодая семья», основной целью которой стала оказание методической помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.

Темами занятий были: «Развитие логического мышления», «Игры и упражнения с кубиками Никитина», «Развитие коммуникативной культуры», «Как научить ребенка читать» и др.

Традиционной формой работы с семьей стало проведение совместных праздников: «Папа и я – защитники Отечества», «Надо спортом заниматься», а также организация совместных акций «Посади дерево», «Красивый прогулочный участок» и др.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Единство требований в ДОУ и семье

Воспитатель МДОУ

детского сада

компенсирующего вида

№ 18 г. Липецка.

Воспитание детей детского возраста неразрывно связано с укреплением и развитием совместной работы детского сада и семьи. В процессе целенаправленного воспитания в условиях детского сада и семьи происходит становление тех человеческих качеств, которые необходимы ребенку в дальнейшем, во взрослой жизни.

Семья играет важную роль в формировании личности ребенка. Сила воздействия семейного воспитания несравнима ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием. Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

Несмотря на различие воспитательных функций, для всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность.

Основной же особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется его чувство самоценности. Семья оказывает влияние и на мировоззрение ребенка в целом.

Важнейшим условием психологического комфорта для ребенка является единство и понятность требований, которые предъявляют к нему окружающие взрослые. Если в детском саду и дома эти требования и стиль взаимодействия между взрослыми и ребенком различны, ему трудно будет в них ориентироваться, и малыш постепенно придет к заключению, что вести себя можно как угодно – вопрос только в том, с кем он в данный момент общается. В результате такого поведения у ребенка не сформируются собственные представления о правильном и неправильном, плохом и хорошем, одобряемом и порицаемом.

Каждый ребенок – особенный, с характерными для него способами управления своим поведением, умением устанавливать контакты с окружающим, способностью проявлять эмоциональные реакции.

Педагогические воздействия эффективны в том случае, если взрослый умеет найти из всего многообразия методов и приемов самый нужный с учетом особенностей ребенка и конкретной ситуации, если между взрослым и малышом существует душевный контакт и взаимопонимание.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Они ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых.

Если любое желание ребенка выполняется безотказно, если ребенок привык смотреть на своих близких с позиции потребителя, если он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей, так вырастают люди деспотичные, эгоистичные, склонные к переоценке своих возможностей. В будущем такой человек не способен к самоограничению, у него не будет выработана дисциплина желаний.

В воспитательном отношении взрослый, будь то родитель или воспитатель, для малыша является авторитетным человеком, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решения обыденных и более сложных ситуационных задач, постоянно возникающих перед развивающимся ребенком. Ребенок во всем подражает взрослым и, главным образом, тем, кто постоянно общается с ним, удовлетворяет его жизненные и ориентировочные запросы. Само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, чего перенимать не надо.

От природы ребенку дается так называемая механическая память: зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребенку запоминать все то, что он видит, слышит, ощущает. Поэтому на этом этапе воспитания важно не только и не столько объяснять ребенку, как надо поступать, а, что более весомо, давать ему положительный пример поведения.

Особенно интенсивное накопление элементов познания и некоего жизненного опыта происходит в первые пять лет жизни человека, то есть в дошкольном возрасте. Именно в этот период за мамами и папами, бабушками и дедушками, воспитателями и просто окружающими взрослыми постоянно наблюдает зоркий глаз развивающегося человека. И не только наблюдает, но все фиксирует, перенимает, формирует, создает свою «энциклопедию» элементов поведения, нравственных качеств. Вот почему очень важно, чтобы именно в этот возрастной период малыша взрослые, окружающие его, действовали согласованно, предъявляли ему одинаковые требования, не разбалансировали его психологический настрой.

Семейное воспитание оказывает сильнейшее воздействие на детей дошкольного возраста – именно в этом возрасте они эмоциональны, впечатлительны, во всем подражают своим близким. Поэтому так важен для малыша положительный образец поведения и отношения к окружающим его родных, и так пагубно сказывается на нем неблагоприятные условия семейного воспитания.

В семьях, где родители стремятся всесторонне воспитать своих детей, интересуются жизнью детей в детском саду, делятся с воспитателем своими идеями, наблюдениями, посещают детский сад в дни открытых дверей, никогда не отказывают просьбе воспитателям, там можно явно увидеть результат правильного воспитания. Но при отсутствии согласованных требований к детям создаются условия для напряжения их нервной системы, пагубного воздействия на состояние здоровья, формирования характера. А виновен ли в этом ребенок?

Родительский пример в поведении, поступке, способе решения какой-либо жизненно важной задачи оставляет в душе ребенка глубокий след. И этот ребенок, став взрослым, попав в ситуацию, в которой сам никогда раньше не был, поступает так, как когда-то в далеком детстве подобной ситуации поступил бы его отец или мать, или другой близкий воспитатель. Осознанно или неосознанно, а глубоко в психике остался след от пережитого в детстве, модель решения трудной задачи, поведенческий акт в сложной ситуации. «Энциклопедия» составных элементов поведения, нравственных качеств, столь интенсивно создающаяся в ранние годы детства срабатывает на любом этапе последующей жизни. Меткое замечание о значении примера родителей для воспитания детей сделал в свое время А. Дюма: «Мать может надеяться на беспрекословное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Любознателен ли ребенок или инертен, проявляет ли он ко всему интерес и задает ли вопросы или познает мир молча, обладает ли чуткостью, открытостью или является черствым, замкнутым – истоки всех этих качеств берут свое начало в семье. Основные причины неудач, которые постигают родителей в деле воспитания детей, независимо от их уровня образования и социального положения, кроются в неумении реализовать на практике имеющиеся знания. А это можно преодолеть только в тесной связи с детским садом.

Принимая во внимание актуальность этого одного из центральных вопросов воспитания детей дошкольного возраста, педагогический коллектив нашей группы разработал совместно с родителями воспитанников несколько мероприятий. Вся работа с семьей строилась на основе анализа образовательных потребностей семьи, педагогических и психологических проблем наших воспитанников. С этой целью проводилось анкетирование в начале года, а затем планировалась работа на учебный год по следующим направлениям:

  • Информационно-аналитическое (беседы, консультации, решение проблемных ситуаций, педагогических задач, изучение опыта семейного воспитания).
  • Познавательное (проведение родительских собраний, Дней открытых дверей, мастер-классов, «круглых столов», семинаров-практикумов).
  • Наглядно-информационное (оформление стендов, папок-передвижек, альбомов, фотогазет, выпуск памяток для родителей).
  • Просветительско-практическое (практические занятия с родителями, деловые игры, тренинги).
  • Досуговое (совместное проведение праздников, спортивных досугов, развлечений, акций и др.).

Глубоко проанализировав содержание и результативность организации традиционных форм работы с семьей, мы поняли, что они требуют использования более активных, интересных методов и приемов общения, сотрудничества с семьей. Так появилась такая форма работы, как «Школа молодой мамы», целью которой было помочь семье и ребенку благополучно пережить процесс адаптации малыша к условиям детского сада.

Задачи Школы:

  • Организация адаптационного периода ребенка в детском саду.
  • Создание единого оздоровительного пространства «Детский сад – семья».
  • Исследование педагогических потребностей каждой семьи и оказание практической и методической помощи.

В каждой возрастной группе возникали свои потребности, и необходимо было находить более эффективные и результативные формы взаимодействия с семьей.

В группе старшего дошкольного возраста приоритет в организации работы отдавался интеллектуальному развитию и развитию творческой познавательной активности детей.

В связи с этим возникла необходимость создания клуба «Молодая семья», основной целью которой стала оказание методической помощи родителям в подготовке детей к обучению в школе.

Темами занятий были: «Развитие логического мышления», «Игры и упражнения с кубиками Никитина», «Развитие коммуникативной культуры», «Как научить ребенка читать» и др.

Традиционной формой работы с семьей стало проведение совместных праздников: «Папа и я – защитники Отечества», «Надо спортом заниматься», а также организация совместных акций «Посади дерево», «Красивый прогулочный участок» и др.

Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители стали активными помощниками во всех делах, проводимых в группе, участниками встреч, помощниками воспитателям, создана атмосфера взаимопонимания, что благотворно повлияло на коррекцию поведения наших детей и качественное воспитание.


Организация: МАДОУ «Малыш»

Населенный пункт: Тюменская область, ЯНАО, г. Ноябрьск

«Чтобы узнать ребенка,
надо хорошо знать его семью»

/В.А.Сухомлинский/

Первая школа растущего человека – семья. Она – целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой и остается наиважнейшей средой сохранения и передачи культурных ценностей. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. За редким исключением, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек, именно семье должны уделять первостепенное внимание общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие, здоровые, духовные семьи - мощное государство. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. Очень важно, чтобы воспитание ребенка в семье отвечало тем требованиям, которые предъявляет человеку общество.

Большинство семей сознает свою ответственность перед обществом за воспитание детей. Но еще не во всех семьях детей воспитывают правильно. Это объясняется различными причинами: незнанием родителями основ педагогики, психологии, недостаточным культурным уровнем части семей, влиянием пережитков прошлого. Немалое значение имеют трудности в установлении между отцом и матерью ребенка единства воспитательных воздействий, наличие которых чрезвычайно важно для полноценного развития ребенка, формирования его личности.

Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника могут быть реализованы лишь при тесном взаимодействии двух социальных институтов – дошкольного отделения и семьи. Совместная деятельность педагогов и родителей в системе воспитания ребенка имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение.

Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях тесного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения. Как известно, семья является первым и важнейшим институтом социализации ребенка. Но так как большинство родителей вынуждено заниматься «поиском» средств существования, дети проводят очень много времени (9-10 часов в день) в детских садах. По сути, их воспитанием занимаются педагоги, действующие по специально разработанным программам. Но влияние семейного воспитания на формирование личности ребенка играет значительную роль. Если требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, не согласованы, то воспитание очень затруднено. Дошкольные учреждения должны превратиться в открытый социально-педагогический комплекс с широким участием родителей в его работе. Это взаимодействие в интересах детей.

Единство в воспитании, осуществляемое детским садом и семьей, обеспечивает определенную системность работы организма ребенка, выработку динамических стереотипов. При этом более успешно формируются нравственные чувства и представления ребенка, более прочными становятся навыки и привычки поведения, организованнее, целенаправленнее и радостнее его деятельность. Воспитательный процесс проходит с меньшими трудностями, ребенку гораздо легче овладевать установленными нормами, правилами.

В толковом словаре Ожегова слово «сотрудничать» означает «принимать участие в общем деле, работать вместе».

Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у родителей ответственности, а у воспитателей – семейной центрированности педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка в контексте семьи. Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация образовательного взаимодействия, результатом которого станет реализация целей и принципов личностно ориентированного образования дошкольников.

Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.

В то же время преобладающая часть родителей не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители должны вместе искать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Определяющая роль в установлении такого взаимодействия принадлежит педагогам.

Методологической основой организации сотрудничества педагогов и родителей является общетеоретические положения отечественной психологии, которые характеризуют особенности взаимодействия дошкольного учреждения с семьей (О. И. Давыдова, Л. Г. Богославец, А. А. Майер, Т. Н. Доронова, Р. П. Дешеулина, Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина и др.) и работы ряда авторов, раскрывающие содержание методической деятельности в направлении развития взаимодействия с родителями (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Н. В. Микляева и др.)

Для привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:

первый – актуализация потребностей родителей в образовании собственного ребенка;

второй – педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в дошкольном учреждении;

третий – партнерство педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельностный подход.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения.

Наглядность в работе с семьей. В дошкольных учреждениях размещают стенды, выставки, где размещается информация об основных задачах воспитания детей, рассказы о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета. В приемных помещениях создается «родительский уголок». В нем даются сведения о суточном режиме для детей данной возрастной группы, меню, специальных занятиях на неделю, рекомендации по поводу занятий с детьми дома, о профилактике различных заболеваний; помещаются сообщения о подготовке к праздникам с помощью родителей (сшить для кукол одежду, починить игрушки и др.); организуется выставка работ детей;

Индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещения на дому, приглашение отдельных родителей в детский сад, привлечение родителей для оказания посильной помощи детскому учреждению. Индивидуальные беседы могут проводиться как утром, – как ребенок провел ночь и каково его самочувствие, так и вечером – рассказ родителям, чем занимались дети в течение дня, посоветовать, как заняться с ребенком вечером дома;

Работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки, консультации, лекции, «открытые дни», субботники по уборке помещения или прогулочного участка). В ДОУ избирается родительский комитет, в состав которого входят родители от всех возрастных групп, работа его планируется на год. Актив каждой группы оказывает помощь в подготовке и проведении родительских собраний, различных мероприятий, ремонте помещения и т. д.

Заслуживает внимание проведение «открытых дней», когда группы родителей присутствуют на занятиях, кормлении детей, подготовке ко сну, гигиеническом уходе. Можно, например, праздновать «Дни рождения» с чаепитием с приглашением и участием родителей, проводить тематические вечера для родителей на темы: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить ребенка», «Знаем ли мы своих детей». Единство приемов, выработанных в детском учреждении и семье, будут способствовать правильному развитию и воспитанию детей.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В нашем детском саду используются все формы сотрудничества с родителями воспитанников. Это и наглядная информация, различные тематические выставки, выставки совместного творчества детей и родителей к праздникам, дни открытых дверей. Родители привлекаются к работе Управляющего Совета ДОУ, родительских комитетов групп, участвуют в субботниках, спортивных конкурсах, развлечениях для детей, украшают совместно с детьми и педагогами зимние участки.

Родители с удовольствием посещают родительские собрания, когда они проходят в нетрадиционных формах (различные игры, мастер-классы). В ноябре 2013 года в нашем детском саду проведено общее родительское собрание на тему медиабезопасности несовершеннолетних с показом видеофильма «Невербальная агрессия». Явка родителей была огромной-настолько эта проблема актуальна для них! Родители активно участвовали в обсуждении данной темы.

Для будущих воспитанников детских садов города и их родителей в нашем ДОУ работает Центр игровой поддержки ребенка «Волшебный остров детства». Центр посещают родители с детьми раннего возраста от полугода до 3 лет. Одними из задач работы педагогов в ЦИПР являются: постепенное вхождение ребенка в детский сад, обеспечение его комфортной адаптации к детскому учреждению, формирование чувства защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру; установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка, создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Большим достоинством ЦИПР «Волшебный остров детства» является то, что, взаимодействуя со своим ребенком на игровых сеансах, родители маленького карапуза понимают, что ранний возраст - это период бурного сензитивного развития, и только через накопление чувственного опыта происходит создание базы для дальнейшего полноценного развития ребенка.

В рамках сотрудничества ДОУ и семьи для родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации специалистов (психолога, логопедов, музыкального руководителя).

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплом добрых рук родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Литература:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
  2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
  3. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
Похожие публикации