Что сделать с детьми на рождество. Готовимся к Рождеству с детьми! Запретить Новый год

В прошлом году мы с Костей начали учить немецкий язык. Он просил меня об этом уже очень давно, но я все считала, что недостаточно к этому готова. Все же моя целевая аудитория – взрослые, а учить детей немецкому с нуля – это мне казалось чем-то очень сложным! И вот меня посетило вдохновение, я побывала на очень интересном форуме Гете-института, презентовавшего открытие виртуального университета для детей, познакомилась, наконец-то с замечательным педагогом, автором интересных учебников по немецкому языку Ольгой Зверловой. О том, как мы учим немецкий, я расскажу отдельно, но сейчас мне хотелось бы рассказать именно о том, как мы готовились к Рождеству.
Адвент-календари уже стали традиционными во многих русских домах. Мы тоже уже не первый год пытаемся готовиться к Рождеству с такими календарями, но в этом году я решила воспользоваться помощью немецкого образовательного канала WDR. Те, кто не знает немецкого языка, не пугайтесь. Интерактивный рождественский календарь на 24 дня предлагает замечательные занятия, смысл которых часто понятен без немецкого языка. Возможно, наши комментарии еще больше облегчат понимание и вдохновят кого-нибудь на творчество.
К сожалению, пока я готовила этот пост, сам адвент-календарь убрали со страницы канала, видимо как уже утратившего актуальность. Я постаралась найти в Интернете хотя бы часть видео, которые мы использовали.

Итак, 1 день. Рождественский фрукт
http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/weihnachtsfrucht.php5

Вначале мы с Костей очень кратко обсудили, что же называется таким красивым словом «Адвент». Это время ожидания праздника – Рождества Христова. Обычно оно длится 4 недели и наполнено очень важными делами, приближающими праздник. Вот и мы постараемся наполнить каждый наш день волшебством, чтобы праздник к нам пришел как можно скорее.
В первый день ожидания Рождества мы посадим Рождественский фрукт, который, если мы сделаем все правильно, порадует нас 24 декабря. Обычай выращивать рождественский фрукт пришел с востока. Очевидно, из Египта. Обычай распространился в Древней Греции. Оттуда пришел в Европу. Обычно пшеницу замачивают 13 декабря в день святой Лючии или Люсии.
Легенда про Люсию страшненькая. Поэтому я ее изложила Косте очень реферативненько. Люсия жила в Средневековье и была женой шведского рыбака. Однажды её муж отправился в море, но разыгралась буря. Нечистая сила погасила маяк, и тогда Люсия вышла на высокую скалу с фонарём, чтобы освещать любимому дорогу к причалу. Черти разозлились, напали на девушку, маяк потух. Но даже после смерти девушка как ангел стояла на скале с фонарём.
Вместе с Кристофом Биманном, ведущим замечательной программы «Передача с Мышкой» мы узнали, как вырастить дома рождественский фрукт. Для этого нам понадобятся:
˗ зерна пшеницы для проращивания (я купила в магазине здорового питания);
˗ вазочка, в которой нужно будет замочить зерна пшеницы (примерно 2 часа);
˗ тарелка, на которую мы кладем сложенное в несколько слоев смоченное бумажное полотенце;
˗ стакан, который мы ставим дном вверх на тарелку и обкладываем его замоченной пшеницей.
Сбрызгиваем все это каждый день водой и ждем…

Вот что у нас получится.

2 день. Музицируем вместе с Мышкой и Слоненком. Делаем мандалы.

Вначале мы посмотрели добрый мультик про мышку и слоненка. Затем мы отправились поиграть на пианино, а потом стали делать мандалы. Раньше я никогда не слышала о мандалах, поэтому вместе с Костей нам было очень интересно узнать, что мандала пришла к нам из Индии Мандала - это модель мира, которую каждый человек создает себе сам, это способ понять себя, улучшить свою память. Раскрашивая мандалы, человек погружается в гармонию и спокойствие. Если в трудных ситуациях создавать мандалы, то можно успокоиться, найти ответ на вопросы, которые тревожат в данный момент.
Мы с Костей создали несколько мандал, используя подручный материал.

3, 8, 15 и 21 день. Рождественская история, рассказанная от лица маленького ослика «Маленький ослик Марии».

Здесь можно скачать героев сказки и сделать театр:
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...
http://www.wdrmaus.de/elefantenseite/eltern/was_laeuft/Bastelset_Mariask...

Очень трогательный мультфильм, повествующий историю появления Иисуса на свет от лица маленького ослика. Костю история очень тронула. К сожалению, я нашла на сегодняшний день только одну часть.

1) Перед началом показа м/ф можно сделать дорогу и поставить на нее ослика. Спросить: какие истории ты помнишь, связанные с ослами. Как обычно относятся к ослам? Где ты уже встречался с осликами?

В первой части злой торговец плохо обращается с осликом и продает его Иосифу за бесценок. Когда Ослик узнает, что он куплен в подарок Марии, то старается ей во все помогать.

2) Можно поставить рядом с осликом фигурку торговца. Спросить: как торговец обращался с осликом? Каким он видел ослика? С другой стороны поставить фигурку Марии. Мария чувствует доброе сердце ослика, не видит его внешних недостатков.
3) Можно попросить ребенка нарисовать сердце и спросить, что у ребенка сейчас на сердце. Пусть нарисует все, что он сейчас чувствует или напишет словами. Потом положить это сердечко в коробочку и спрятать до следующего Рождества.

Во второй части злой купец жалеет, что так дешево отдал такого замечательного ослика и просит его вернуть назад. Но Мария говорит, что продать ослик – это все равно, что продать частицу себя, и отказывается вернуть ослика.

4) Можно сделать фигуру ангела. Спросить, кто такой ангел-хранитель.

Царь Ирод приказывает всем отправиться в Вифлеем на перепись населения. Мария и Иосиф хотят ехать на верблюде, но злой торговец отказывается продать им верблюда, отвечая словами Марии: «Я не могу продать часть себя». А помощь приходит ослик.
В третьей части Мария, Иосиф и ослик преодолевают всяческие трудности, чтобы добраться до Вифлеема. Доброта Марии покоряет разбойников. Даже волк не нападает на овец, говоря ослику: «Копи силы, тебя ждет великий день!»

5) Здесь можно проиграть весь путь передвижения Марии, Иосифа и ослика. Как они преодолевают переход через реку, идут через горы, встречают разбойников, идут по пустыне, встречают волка. Ангел все время следует за ними. Так и у каждого из нас есть свой ангел-хранитель.
6) Здесь можно спросить, в каких ситуациях ребенок чувствовал, что ему помог ангел-хранитель или в каких ситуациях ему бы хотелось, чтобы он помог.

Мы прочитали стихотворение Саши Черного «Рождественское» и выучили его наизуст ь.

Рождественское
Саша Черный
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся чуть дыша.
Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть дитя бочком...
Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!.."

Сделали маленький рождественский вертеп.

4 день. Кто это там так уютно устроился в бороде Рождественского деда? (так называют деда мороза в Германии)

Мы слепили маленького мышонка. Костику захотелось еще и друга слепить.

Из спичечного коробка мы сделали ему маленький домик.

Такой домик легко можно спрятать в бороде Рождественского деда.
А как же могут звать этого мышонка. Я разложила перед Костей типичные немецкие женские имена.


Ему больше всех понравилось имя Габи. А потом мы слушали первый куплет песни, и он должен был услышать, как Мышку зовут на самом деле. Оказывается, Мюммель!

Второй куплет – Рождественский дед и мышонок – большие друзья. Дед любит пощекотать мышонка за мордочку.

Третий куплет: что любит кушать мышонок? Костик предложил сыр. Угадал! Мы слепили из пластилина сыр, порезали его на кусочки.

А еще дед дарит мышонку рождественский букетик, тоже слепили.

Вот текст песенки:

Mümmel-Mümmel-Mäuschen



Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann krault seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
am Morgen und am Abend auch das weiche Mäuseschnäuzchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann legt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
zehn Bröckchen Käse jeden Tag ins kleine Mäsehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann schenkt seiner Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
tief in der dunklen Weihnachtsnacht ein kleines buntes Sträußchen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Der Weihnachtsmann kennt eine Maus - Mümmel-Mümmel-Mäuschen -
die hat in seinem langen Bart ein kleines Mäusehäuschen.
Mümmel-Mümmel-Mäuschen.

Ну и, конечно же, рождественскими блинами себя порадовали. Костик узоры сам делал.

5 день. Зимнее удовольствие: катание на лыжах

О, этот день Костик особенно полюбил!
Вначале мы поговорили немного о том, как появились лыжи. Это просто фантастика, но уже первобытные охотники додумались ездить на двух палках. Имеются наскальные рисунки в пещерах Норвегии, подтверждающие этот факт. Длительное время лыжи использовались охотниками и военными, поэтому им была нужна только одна палка. Вторая, не трудно догадаться, была занята – оружием.

Следующий этап:
Мы познакомились с героями мультфильма – кроликом, коровой, петухом и поросенком. Сделали для них лыжи и представили себе, как могут кататься начинающие лыжники. Какие трудности им встретятся?


Потом посмотрели мультик (в общей сложности раз семь – Костик хохотал, не мог остановиться).


А потом сделали лыжницу.

6 день. Где живет Николаус?
https://www.youtube.com/watch?v=0qH2dfNgyIg

Еще один немецкий мультик помог нам представить, как живет Николаус. Мультик был создан на основе представлений детей из Германии. Им были заданы вопросы: где живет Николаус, что он ест на завтрак и как проводит свободное время. Вот мы Костиком тоже на эту тему пофантазировали.

1) Какие типы домов тебе известны?
Вспомнили, что уже изучали:
Индейцы – вигвам, типи
Гренландия – иглу,
Италия – трулло
Киргизия – юрта
Китай – фанза
Россия – изба
Африка – рондавель
http://xn----stb8d.xn--p1ai/Portfolio/88/

2) В каком доме мог бы жить Николаус? Сконструируй его дом из подручных материалов? Какие варианты предлагают дети из Германии?
3) Сколько комнат в доме? Какая мебель там стоит?
Сделали для Николауса елку

7 день. Щелкунчик

http://www.wdrmaus.de/filme/sachgeschichten/nussknacker.php5

Два года назад я привезла Косте из Германии настоящего щелкунчика. В Германии верят, что Щелкунчик защищает детей, и он должен быть в каждом доме. В небольшом видео ведущий пытается всяческими способами раскусить орех. Помочь ему может только щелкунчик. Мы оказываемся в небольшой деревушке в рудных горах. Именно здесь изготавливают щелкунчиков.

Холодные зимние вечера располагают к задушевному общению в семейном кругу . Но Рождественский вечер - особенный, он возвращает взрослым веру в чудо, а детям открывает новый удивительный мир.

О том, как провести Рождество 2020 с ребенком и что ему рассказать о празднике - в нашем сегодняшнем материале.

Знакомимся с историей праздника

Для того чтобы ребенок понял откуда возникла традиция празднования , стоит познакомить его с историей о том, как родился Иисус Христос. Отличным помощником в данном случае послужит хорошая книга или Детская Библия с иллюстрациями и адаптированными текстами, но если такой у вас нет - поведать ребенку рождественскую историю вы можете сами.

Вот пример рождественского рассказа:

«Давным-давно в древнем городе Назарете жили супруги праведники Мария и Иосиф. Однажды Мария пряла, и к ней явился Ангел, который возвестил, что она вскоре родит ребенка - Сына Божьего. Он будет послан на землю Богом, чтобы спасти людей от грехов.

Мария и Иосиф радостно ждали появления малыша, но как раз в это время римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране, и приказал всем людям прийти на перепись в свой родной город.

Марии и Иосифу пришлось отправиться в Вифлеем, шли они долго, пока не настала ночь. Им не удалось найти ночлег, и они решили остановиться в пещере - вертепе, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Именно в ту ночь у Марии родился сын, они вместе отдыхали на соломе в яслях.

Вестью о рождении Сына Божьего была звезда, взошедшая над Вифлеемом - она была такой яркой, что её увидели восточные мудрецы - волхвы, поняли, что произошло чудо и решили идти за ней.

Звезда привела их к Иисусу, которому они подарили подарки: золото и благовония. С тех самых пор День его рождения празднуется по всей земле, первая звезда означает рождение нового, а люди дарят друг другу подарки, чтобы выразить свою любовь и тепло».


Праздник своими руками

Для празднования Рождества не нужны и громкие , а вот уже знакомые элементы новогоднего декора благодаря рождественской истории приобретают особый смысл: огоньки, звездочка и игрушки на елке, ангелочки, венки и колокольчики. Все это уже не только красиво, а и символично.

Лучше понять рождественские традиции ребенок сможет, разучив колядки, украсив дом звездами и ангелами, сконструировав своими руками вертеп и организовав небольшое представление для родных и гостей.

Для создания сцены рождения вам понадобится коробка, на дно которой положите немного соломы, расставьте фигурки животных, людей и разложите маленькие подарочки - дары волхвов. Необходимые элементы можно вырезать из бумаги или слепить из пластилина.

Из соленого теста или золотистой бумаги вы можете сделать Вифлеемскую звезду для украшения верха, или развесить несколько звездочек на ветви елки.

Предложите ребенку что-то на Рождественскую тематику - явление ангела Марии, рождение Иисуса в хлеву, подношение ему даров.

Ангелочки - любимые детские герои, отлично изготавливаются при помощи аппликации. Нарисуйте и вырежьте фигурку ангела, обведите и вырежьте ладошки малыша, приклейте их к фигурке, как крылышки. Получившееся изделие можно раскрасить разными карандашами и украсить блестками, чтобы придать ангелочку сияние.

Рождественский праздник - лучшее время для того, чтобы творить добро, быть заботливым и внимательным. Ведь если Рождества нет в вашем сердце, вряд ли вы найдете его под елкой. Вместе с малышом устройте праздник для птичек: найдите во дворе или в парке небольшую елочку, повесьте на нее кусочки хлеба, сала, внизу, под елкой, насыпьте зерен и крошек.

На Рождество принято ходить в гости к своим крестных родителям, петь песенки- с пожеланием добра, достатка и здоровья, и получать взамен от хозяев сладости и монетки. Считалось, что чем больше колядующих посетит дом, тем больше в нем будет радости. Приготовьте небольшие, но милые подарки своими для тех, к кому вы пойдете гости. Это могут быть , рисунки или поделки своими руками.

Еще одна разновидность праздничных традиций - рождественские приметы. Одна из них - если в рождественскую ночь идет снег, то лето будет теплым и урожайным.

Ночь накануне Рождества 2019 считается волшебной и если в это время загадать желание - оно осуществится. Желание должно быть обязательно добрым и мудрым и чудо свершится!

Александр ПАРМЕНОВ, ответственный редактор интернет-сайта “Православие.ру”, Москва:

Быть вместе в этот праздник

У меня четверо детей, двое из них еще маленькие. И, конечно, в младшем возрасте особенно внимательно и с особым умилением воспринимаются рассказы старших о самом событии Рождества Христова.

Уже загодя, в период поста, дети вместе с другими учащимися приходской воскресной школы начинают готовиться к празднику, репетируют предложенные там инсценировки (а участвовать в них они начинают с 3-4 лет), разучивают рождественские стихи и песенки. А возвращаясь домой, они продолжают “находиться в теме”, что выражается чаще всего в рисунках и вопросах.

Думаю, нашим младшим детям Рождество запоминается еще и тем, у них кончается пост на сладости и развлечения. Если говорить о разговении, то вместо рождественского гуся мы готовим рождественского куренка. У нас обычно не сложный, не изысканный стол, но достаточно вкусный, особенно после поста. А старшим Рождество запоминается, наверное, тем, что мы отмечаем его всей семьей, собираемся вместе как в храме, так и дома. Ведь в обычные дни у старших детей свои дела и занятия, свои компании, а тут им выдается возможность побыть в семейном кругу.

Конечно, есть и праздничная елка. Она небольшая, зато настоящая, с этим особым запахом хвои. Дети очень любят ее наряжать, сами мастерят украшения. Младшие любят устраивать для нас на Рождество импровизированные сценки, домашние концерты. А мы дарим им необычные подарки, всегда стараемся подбирать что-то особенное – то, о чем мечталось каждому из детей.

Об остальном заботится наш приходской храм и воскресная школа. Там устраивают специальные детские праздники, предлагают угощение. Мы стараемся ездить в церковь всей семьей, чтобы быть вместе в этот светлый праздник.

Екатерина ВАСИЛЬЕВА, народная артистка России, Москва:


Быть внутри радости

Мы стараемсясделать так, чтобы детям в Храме Священномученика Антипы, где служит мой сын, Рождество по-настоящему запомнилось. Ведь это, пожалуй, самый главный праздник для детей наших прихожан!

Уже несколько лет мы устраиваем рождественские представления. Вначале они были семейными, но потом мы поняли: наша квартира не может вместить всех желающих принять участие в празднике, и начали проводить рождественские мини-спектакле в храме. Все истории, которые мы разыгрываем в этот день, связаны с Евангелием. И теперь, когда мы проводим праздник в храме, каждому ребенку можно найти подходящую роль, которая придется ему по сердцу: чтобы никто не остался за рамками этого светлого праздника! В наших спектаклях участвуют все, детям ведь не важно – быть первыми или последними, они не знают, что такое главная роль – им просто нужно быть внутри этой радости!

Людмила СОБОЛЕВА, директор школы-интерната №55 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кузьминки, Москва :

Выполнить мечту...

Мы очень любим Рождество и с удовольствием его празднуем. Недавно у нас открылась “мастерская Деда Мороза”: все дети и взрослые нашего интерната на Рождество и Новый Год готовят друг другу подарки, сделанные своими руками. Еще мы пишем детям хорошие, добрые слова в открытках и кладем подарочки им под подушки.

В Рождественский вечер дети с воспитателями сами готовят угощение, обязательно зажигают свечи и гирлянды огоньков, начинается отмечание с песнями, танцами, играми. Позже настает время подарков…

К нам уже не первый год приезжают студенты из Православного Свято-Тихоновского университета, и, вместе с нашим батюшкой Вячеславом из храма святого Марона Пустынника рассказывают детям историю Рождества Христова, ставят спектакль. Мы всегда очень ждем их приезда!

Андрей ФАНДЕЕВ, художник, город Людиново Калужской области:

Детей надо везти в Оптину пустынь!

Для того, чтобы Рождество запомнилось детям, надо непременно везти их в Оптину пустынь. Там зимой удивительно красиво. Сосны от снега стоят сутулые, будто в каком-то сиянии. И так тихо, что даже слышно, как снег падает. А когда вечером со службы из храма выйдешь, то огоньки Козельска горят, как свечи. Видно далеко-далеко. И кажется, что вся эта благодатная земля – огромный храм. Сама Оптина – алтарь, а её церкви – иконы. И всё по-праздничному убелено снегом. Мне кажется, что в раю обязательно должен быть снег, если он такой, как в Оптиной под Рождество.

Я встречал там Рождество года два назад. Нас поселили в домике. На улице лёгкий морозец, а в печке дрова трещат. Кто молится, кто тихонько разговаривает. Помню, был мужчина с двумя сыновьями-пятиклашками. Они так были похожи на Чука и Гека, что сразу заслужили прозвища Чукча и Гекча. Быстро освоились во взрослой компании, сидели за столом и мастерили что-то жужжащее с пропеллером. Увлеклись так, что отец никак их спать не мог уложить. Тогда кто-то из паломников стал им рассказывать про детского Ангела-Хранителя, который сидит на кровати и ждёт, пока ребята уснут. А ведь ему надо скорей по делам отправляться. Убрать камень с дороги, о который завтра ребятишки могут споткнуться, договориться с Ангелом-Хранителем кассирши, которая продает билеты на обратную дорогу, чтобы они могли вовремя уехать домой к маме.

Даже взрослые заслушались. Разве не здорово? Ну а где ещё таких рассказчиков встретишь, как не в Оптиной? Там вообще всегда чудесно, а в Рождество – особенно.

Татьяна ПЕТРОВА, обозреватель областной газеты “Весть”, Калуга:

Запретить Новый год

Что надо сделать? Запретить Новый год! Нет, я не экстремистка. Но, в каждой шутке есть доля правды. Ведь праздник – это не просто отгул или повод для застолья. В каждом празднике есть смысл.

Что такое Рождество Христово? Это чудо! Бог явился в мир спасти нас! Это исполнение желаний! Явился Тот, Которого давно ждали! Именно чуда и исполнения желаний совершенно “законно” и ждут дети от этого праздника. Увы, в советское время запретили праздновать Рождество, и все рождественские ожидания автоматически перешли на Новый год! Но в праздновании Нового года нет такого смысла, как в Рождестве. Это всего лишь начало нового дня календаря.

Но эта традиция так устоялась, что даже православные не в силах вообще отказаться от Нового года. А если отказываются, то невольно становятся похожи на мольеровского Тартюфа, сидящего с кислой миной на чужом пиру. А дети всё тонко чувствуют. В результате 31 декабря происходит “генеральная репетиция” праздника, которая разрушает атмосферу нарастающей радости от приближения самого главного события года – Рождества Христова.

Мы не можем запретить Новый год, но надо постараться устроить детям самый “чудесный” день в году. Ну а в какой форме – это зависит от нашей фантазии. Подарки, таинственным образом появившиеся под елкой, или давно желанные поездки, или какие-то другие сюрпризы – главное, чтобы от них осталось ощущение чуда и исполнения желаний.

Светлана ПИЛЮШИНА, 1-й заместитель главного редактора журнала “Русский Ювелир”, Санкт-Петербург:

Съедобные украшения на елку!

Во-первых, нужно самому любить Рождество, носить в себе радость этого праздника и желание подарить ее всем. Готовиться лучше всего начинать заранее. В этом году подготовка к Рождеству началась у нас в семье в ноябре. Каждый год мы с детьми делаем открытки своими руками: изучаем новые техники домашнего творчества, придумываем новые варианты. Украшаем окна в квартире, вырезая огромное количество снежинок.

Еще мы делаем украшения на елку – съедобные украшения. Нам очень понравилась эта идея, потому что в рождественские дни к нам в гости всегда приходят друзья-ровесники двух наших младших детей. Мы печем всевозможные печенюшки в виде окон, разных фигур, заливаем пустые части карамелью – получается так здорово! А когда дети приходят, каждый может снять с елки и полакомиться понравившимся украшением. Им безумно нравится подбегать, кусать и убегать!

Два месяца мысль о Рождестве и Новом годе постоянно с нами, мы готовимся к этим праздникам всей семьей, папа и старший сын тоже живо интересуются нашими затеями.

Алексей АНАНЬЕВ, председатель совета директоров "ТехноСерв А/С", Москва: Нельзя лишать детей Нового годаСамый очевидный ответ – это наряженная елка, подарки, семья за праздничным столом… Если все это будет ассоциироваться у детей с Рождеством, то этот праздник и будет для них самым запоминающимся. Но есть один нюанс: все это – атрибуты и светского Нового года. Можно, конечно, его не замечать и не отмечать (и многие православные семьи так и делают). Но я считаю, что в этом празднике нет ничего скверного – он замечательный, дети привыкли к нему и любят его. И вряд ли правильно лишать их возможности праздновать его вместе со всеми своими сверстниками. Конечно, он приходится на Рождественский пост, что автоматически подразумевает весьма умеренное празднование…Для нашей семьи, например, новогодний праздник начинается с молебна, который служится в нашем храме вечером 31 декабря. Думаю, неплохо, если вся праздничная атрибутика будет ассоциироваться у детей, в первую очередь, с Новым годом. А Рождество станет духовным, церковным событием – праздником пришествия Христа в мир, к нам. Не хотелось бы, чтобы, как на Западе, суть Рождества все более выхолащивалась, и сам праздник сводился все ближе и ближе к коммерции.Чтобы именно Рождество Христово запомнилось детям, надо, я считаю, чтобы оно стало настоящим праздником, прежде всего, для их родителей – с волнующим ожиданием праздничной службы в украшенном елочками храме, поздравлений и трогательных подарков друг другу и, наконец, разговения за семейным столом.

В нашей традиции есть представление о том, что к великим вехам ведет великий путь. А что значит «подготовиться к празднику»? Дети обычно отвечают: значит, привести все в порядок — надо дом убрать, украсить. А если мы при этом друг другу нагрубили, обидели, будет у нас праздник? Оказывается, еще душу в порядок надо привести. И поэтому Рождественский пост — это время приготовления души к радостному восприятию праздника. А для педагога, работающего с дошкольниками, — это возможность поговорить об очень важных вещах.

Звездочки радости

Ожидание делает праздник праздником. И это нужно использовать как определенный методический прием, наполняя занятие смыслами, связанными с содержанием праздника. И когда ребенок узнает эти смыслы, он становится на «ты» со своей традицией, он понимает пространство храма, понимает язык изображений.

Когда мы говорим с малышами, им сложно объяснить, что постом нужно стать лучше. Ведь каждый из них себя воспринимает хорошим. И неслучайно в Церкви принято исповедоваться с семи лет. Это значит, что для того чтобы мужественно сказать в семь лет о себе плохое, у ребенка к этому времени должно сформироваться четкое различение добра и зла и понимание, что зло не вне его, а что оно прорастает в его сердце и он хочет с ним бороться. Сколько у педагога дошкольного образования времени, чтобы воспитать это понимание? С трех до шести лет, у семьи — семь лет.

Поэтому с малышами мы говорим не о том, что нужно стать лучше за пост, а о том, что нужно мамины улыбки видеть чаще, чтобы радости в доме прибавлялось. И о том, что для этого нужно сделать, а что делать нельзя. Поэтому, готовясь к празднику, мы зажигаем звездочки на календаре Рождественского поста. Мы становимся на эту дорогу, чтобы к празднику принести радость. Перед ребенком открывается путь, большая задача, и жизнь становится осознанной.

В первый день Рождественского поста, 28 ноября, зажигается маленькая звездочка, которую еще надо отыскать. Но то, что она появилась на окошке студии или на потолке, это весть о том, что наступило особое время. А для педагога это повод для целого спектра видов деятельности вместе с детьми.

Звездочка зажглась, и это наш первый шаг к светлому празднику, который будет, когда мы сделаем 40 шагов. Мы идем к празднику Рождества. А что это за слово такое — «рождество»? День рождения. А что же это за День Рождения, который собирает столько людей по всему миру? Даже ночью люди приходят в храм, чтобы отметить этот праздник. И начинаем мы с беседы о Вифлеемской звезде, глядя на икону.

После беседы дети делают звездочки. Подмечают вокруг себя то, из чего соткана добрая ткань жизни, и учатся за это благодарить. Каждый день мы садимся с детьми в круг, ставим икону, зажигаем фонарик, создавая атмосферу доверительного общения. И обсуждаем: как мы готовимся к празднику? Зажигаем звездочки добрых дел на небе. А небо нарисовано на листке ватмана, там же снежное поле, по которому вьется дорога поста. Недели на ней отделяют верстовые столбики или елочки, мы можем двигаться по ней на саночках, а впереди нас ждет часовенка с закрытыми дверями. Но если открыть их и подглядеть, то можно увидеть икону Рождества.

Вестники праздника

Каждую неделю мы узнаем что-то новое о Рождестве. У каждого праздника есть свои вестники, мы делаем их своими руками. Первый вестник — звезды, которые позволяют нам говорить о чуде Вифлеемской звезды, о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы на эту звезду смотрим и помним о Том, Кого нам надо искать. Звезды выполняем в разных техниках. То есть не просто сделали звездочки и ангелочков, а объединили все в единый рассказ, провели системное занятие.

Следующие вестники — Ангелы. Если каждый сделает одного ангела и повесит его на обруч из ветвей березы, перевитый голубой лентой, то получится целое ангельское воинство. Мы обсуждаем с детьми, что за крылатые существа изображены на иконе. Это Ангелы, а «Ангел» значит «вестник». В Библии говорится о том, что Ангелы приносят людям вести от Бога. Рассматриваем иконы Благовещения, Рождества, Воскресения Христова, обсуждаем, какие вести принесли Ангелы, читаем Евангелие.

Наша приуготовительная к Рождеству традиция вся поющая, вся мелодичная. Ведь христославия — это не только те радостные песни, которые могут быть исполнены, когда праздник уже наступил. Есть множество христославий, которые не столь бодрые и танцевальные, потому их можно начинать петь уже постом. Они более мелодичны, напевны, и в них разворачивается вся история Рождества:

Пастухи у стада

В эту ночь не спали,

Святый Ангел прилетел к ним,

Из небесной светлой дали.

Страх объял великий

Тех детей пустыни.

Он сказал им: «О, не бойтесь -

Всему миру радость ныне.

Ныне Бог родился,

Людям во спасенье;

Вы пойдите, посмотрите

На великое смирение».

Нужно подобрать христославия, которые сопровождали бы занятия, помогали вам рассказывать истории, сплетать их между собой, чтобы не было отдельных уроков, а было единое занятие.

В вышине небесной

Много звезд горит,

Но одна всех ярче

Радостью блестит.

То звезда Младенца

И Царя царей -

В ясли Он положен

Матерью Своей.

И волхвы с востока

За Звездой идут,

И дары с любовью

Господу несут.

Мы делаем на рукоделье дары и беседуем о волхвах, которые всю мудрость свою сложили к ногам Младенца. Потому что Сам Бог пришел на землю. И мы с детьми тоже делаем дары тем, кого любим. Причем делаем это втайне от родителей, прячем подарки в шкатулки и мешочки. Дети это очень любят, но их нужно научить дарить, радоваться этому не меньше, чем когда подарок дарят им.

Обязательно обсуждаем с детьми: почему на Рождество наряжают елку? Потому что вечнозеленые ветви ели — это напоминание о том, в какую жизнь открывает дорогу Своим Рождеством и Воскресением Христос — в жизнь вечную, которой конца не будет. Со всех деревьев листочки опадают и напоминают нам о бренности. А елка говорит о вечности. Поэтому мы украшаем елки в храме и дома. Круг из веток ели, который принято делать на Западе, — тоже символ вечности, бесконечности. Напоминание: «Человек, ты в вечности живешь. Найди туда дорогу». Потому что есть два пути — принять Того, Кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть. И каждый человек свой путь выбирает.

Скоро наступит Рождество…

Прежде чем рассказать о Рождественском вертепе, который мы тоже делаем с детьми, хочу отметить, как важно ответственно отнестись к выбору вертепной истории. Очень часто преподаватели, почувствовав, что в нашей традиции заложено что-то такое, что им в помощь, начинают неизбирательно относиться к традиции. А ведь что такое культура? Это поле неоднородное, и растут там и прекрасные маки, и целебная мята, и чертополох, а пустоцветов сколько! В этом поле нашей культуры — и матерные частушки, и скабрезные анекдоты, и порой непростые отношения между старшими и младшими. Все это есть наряду со многими прекрасными и замечательными явлениями. Культура — это поле ценностей и смыслов, она помогает человеку быть человеком, народу быть народом. И нам, педагогам, надо брать то, что этому ядру ценностному не противоречит.

Сюжет традиционной вертепной истории, которую радостно выбирают многие педагоги, состоит в следующем. К царю Ироду приходит мать Рахиль и говорит: «Твои воины хотят убить мое дитя. Дай ему хоть три денечка пожить». А Ирод отвечает: «Да я и трех минут не дам». Мать просит два дня, потом один. Ирод отказывает и отдает приказ воину. Воин за сценой убивает дитя. Потом идет песня-плач Рахили. А потом эта сцена повторяется в зеркальном отображении, когда к Ироду приходит смерть. Царь просит три дня, два, один. А смерть подхватила царя и в ад унесла. Так вот, я убеждена, что эта история не для дошкольников. Потому что мы говорим о радости Рождества, о светлом празднике. Потому что наша православная традиция окрыляет человека, Небо ему открывает. Наша вера знает страх Божий, но не в том житейском, упрощенном понимании. А эта история не о радости. Ее можно рассказать уже более старшим детям, но не как основное повествование о празднике.

Рождественский вертеп тоже может помочь нам построить разговор с детьми. Как правило, преподаватели показывают на праздник вертепное представление. Но ведь вертеп — это тоже повод для целого ряда видов деятельности. После разглядывания иконы мы начинаем с детьми творить вертепное пространство. Взяли коробку из-под телевизора и большими кисточками начинаем раскрашивать. А в какие цвета? Можно разными, но интересно заглянуть в сегодняшний Вифлеем и узнать, что такое пещера, как она выглядит. Затем из коричневого пластилина прикрепляем бляшки и на них накладываем скорлупки от грецких орехов. А можем залить монтажной пеной и потом раскрасить.

Внутри выкладываем травку, плетем из нее коврики. Лепим барашков. Делаем ясельки и рассказываем о том, что это такое. Но Младенца там нет, Он там появится на Рождество. Вспоминаем, сколько осталось шагов до этого. Дети очень ждут.

Пастухи могут греться в вертепе, а вот волхвы двигаются потихоньку к вертепу, подогревая ожидание праздника. Дети спрашивают: «Ну, когда же?». А воспитатель напевает:

Падает снег, всюду светло,

Скоро наступит Рождество…

Когда дети чего-то очень ждут, оно должно наступить. Вот они приходят в группу на Рождественской неделе и обнаруживают вертеп преображенным. Воспитатель уже без них обвил гирляндой вертеп, золотой фольгой внутреннюю стенку обклеил и поставил икону Рождества. Не надо заполнять пространство вертепа куколками. У нас есть прекрасный образ, и пусть он у детей запечатлеется.

И ребенок видит: все сияет, пришли пастухи, волхвы, домашние животные смотрят на ясли. И мы с детьми встали и запели:

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

«Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру первые пришли

И Младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились —

Днесь Христово Рождество!

Анастасия Абрамова, сотрудник Московского семейного клуба «Рождество»

Каждому родителю хочется устроить рождественские праздники для детей так, чтобы это принесло радость и запомнилось надолго. Давайте рассмотрим два среднестатистических детских праздника, проводимых своими силами в домашней обстановке.

Вариант первый. Примерно за неделю до чудесного события мама начинает составлять меню, покупать шарики и обзванивать гостей. Накрывается богатый стол с отбивными, салатами, тортом и вином. До 2-3 тоста все еще помнят, по какому поводу собрались и восхищаются светлым праздником и еще чистыми, веселящимися детками. После этого маленькие гости обычно предоставлены сами себе (как правило, это разновозрастные дети приглашенных родственников и друзей, иногда и малознакомые друг с другом).

Вариант второй. Твердо решив устроить праздник все же более для детей, чем для взрослых, мама накрывает им отдельный праздничный стол и в течении всего мероприятия пытается как-то направить в нужное русло разрушительную энергию молодости.

У вас был подобный опыт? Тогда давайте попробуем организовать праздник по третьему варианту.

От Рождественского утра до встречи гостей

Новый Год, Рождество и День Рождения – самые сказочные праздники детства. Вспомните себя, с каким нетерпением вы ложились спать, ожидая наступления маленькой сказки утром.

Подготовка к Рождеству начинается задолго до самого праздника: детям рассказывают о Рождестве Христовом , с детьми постарше можно разучить тропарь, кондак праздника, ирмосы рождественского канона («Христос рождается, славите!»). За несколько дней устраиваем вертеп . Ночью или утром –праздничная служба в храме.

В день праздника давайте удивим ребенка сразу, как только он откроет сонные глазки.

Шарики – это банально, не спорю. Но как удивительно проснуться и увидеть над собой разноцветную гирлянду! А сев в кроватке, удивиться засыпанному конфетти и серпантином одеялу? Сделайте сюрприз – создайте настроение сказки.

Часто бывает так, что часть гостей, приглашенных в дни празднований, уже пришли, а часть – пока нет. Пришедшие дети скованно скучают, не зная, чем себя занять. Я предлагаю вот такой способ скоротать время: вместо красивой накрахмаленной скатерти постелим на стол одноразовую светлую бумажную и дадим детям фломастеры – пусть сами нанесут веселый рисунок. Или раздадим альбомные листы с просьбой написать (или нарисовать, если дети еще маленькие) веселую Рождественскую открытку. А может быть –попросить детей рассказать, что сегодня за Праздник.

Можно нанести на чистые листы маркером разные загогулины и причудливые непонятные фигуры и предложить детям проявить фантазию и дорисовать к ним что-нибудь, чтобы эти закорючки превратились в понятные рисунки: что-то превратить в загадочное животное, что-то – в сказочное существо, экзотическое растение.

Я бы рекомендовала для детей от 4 лет (и 10-летние занимаются таким развлечением с удовольствием) вырезать каждому из белого картона Рождественскую Звезду, из цветной фольги нарезать мелких звездочек, ромбиков, цветочков, нарезать кусочки мишуры, насыпать конфетти и предложить каждому украсить картонную заготовку. Если более старшим детям – от 6 лет – вы можете дать клей в чашечке и кисточки, то малышам лучше подготовить основу заранее, нанеся на звезду двухсторонний скотч.

Угощение на

Белоснежной скатертью и хрусталем вы не удивите гостей своего ребенка. Все, что жалко испачкать и разбить – с глаз долой. Давайте посмотрим здравыми глазами на наших детей: рады ли они будут мясу и салатам? Редкие родители ответят утвердительно. А фруктам и сладкому? Ну что за глупый вопрос – скажете вы, еще бы. Давайте побалуем гостей разными вкусностями. На столе должно быть много соков – из расчета литр на ребенка как минимум, лучше больше – что-что, а разгоряченные праздником дети пьют очень много. Фрукты должны быть разделены на удобные части: виноград (без косточек, если вы не хотите собирать их по всему дому) порезан на веточки по 3-4 ягодки, цитрусовые очищены и разобраны на дольки, яблоки… ну их никогда ничто почти не ест, как и бананы, следы от которых оставляют пятна на одежде. Вообще избегайте пачкающихся фруктов, одна хурма равносильна маленькому ядерному взрыву.

Можно устроить маленький сюрприз: под тарелки положить листочек с рождественскими пожеланиями!

Если уж вы очень хотите накормить детей существенной пищей – сделайте бутербродики, канапе с мясом, колбаской, рыбкой, сыром, украсьте их поинтересней, подайте коктейль (можно взбить блендером молоко, банан и немного сахара) – очень сытная и питательная еда. Но стоит ли придерживаться стандартного тортика? Я рекомендую сделать такой оригинальный десерт: купить вафельные коржи, мороженое, баллончик сливок, разные фрукты. За 10 минут до подачи на стол на вафельный лист уложить слой мороженого толщиной 3 см, корж, снова мороженое, корж, мороженое, теперь смесь порезанных фруктов, залить взбитыми сливками и воткнуть свечи – торт готов! Назовем его, например: «Рождественское лакомство».

…Кстати – как одно из занимательных развлечений, гостям можно самим предложить приготовить и съесть канапе (пользуясь тарелочками с нарезанными продуктами) и украсить свои коктейли шоколадной стружкой, цветными сахарными драже и соломинками.

Последовательность мероприятий

Комната украшена, стол накрыт, угощение готово. Что за чем должно следовать, чтобы было не скучно, но и не пересыщено? Начали приходить гости. Пока мы ожидаем полной явки – детей надо занять спокойной игрой – вот как раз для этого очень хорошо подходит разрисовывание праздничной скатерти. Все в сборе – садимся за стол. Поздравляем детей и кушаем бутербродики с напитками, фрукты. Долго засиживаться за угощением не стоит – как только начался шум – наелись, пора и поиграть.

Игры – только под организацией взрослого ведущего, иначе же бесконтрольная малышня просто будет ходить на голове, устроив настоящее светопреставление. Все запланированные развлечения позади? Снова за стол! А после – тихие игры (дети устали и перевозбудились). На прощание каждому гостю нужно подарить небольшой подарочек – это будет очень приятным памятным сувениром.

А что же родители приглашенных детей – спросите вы? Кто же будет ими заниматься. Когда я буду вести праздник? Кто будет подавать-убирать котлеты и оливье? Наш праздник – детский. Если есть возможность привести ребенка и уйти – чудесно! Если такой возможности нет – предупредите заранее, что придется участвовать в качестве вашего помощника. А пока дети будут кушать, вы успеете съесть по пирожному и выпить бокал вина.

Развлекаем и занимаем

В Интернете можно найти множество как различных конкурсов, так и готовых сценариев праздника. Будьте внимательны! Быстрые, энергичные занятия (эстафеты, салочки и прочее бегающе-прыгающие развлечения) необходимо чередовать со спокойными играми (рисовалками, загадками и другими сидячими заданиями). Несколько активных игр допустимо устроить подряд в самом начале праздника, а вот под его завершение лучше совместить парочку тихих, чтобы дети успокоились. Если же шумные конкурсы будут следовать один за другим, дети быстро устанут, перевозбудятся, оставшийся вечер будет уже не в радость. И напротив: слишком много сидячих занятий заставят заскучать активных деток и те начнут искать себе бурные игры самостоятельно. Желательно чтобы в вашем сценарии праздника не повторялся тип игры: если эстафета – то только один раз, если танцевальная игра – то тоже лишь однажды, конкурс на ловкость также не должен проводиться дважды.

Обязательно разбейте гостей на две команды, состязательный момент добавляет остроты соревнованию. Пусть каждая команда сама выберет себе название и придумает лозунг. За каждый выигранный конкурс она будет получать балл в виде чего-то существенного. Это может быть маленькая Рождественская звездочка. Их должно быть больше, чем количество конкурсов, на случай ничьи.

Чем еще можно занять маленьких гостей?

Эстафеты и жмурки – это все, конечно, здорово, но хорошо бы удивить детей необычным для такого праздника развлечением.

Дети приходят в полный восторг, когда им предлагают самим сделать что-нибудь интересное из… настоящего дрожжевого теста. Его можно купить в магазине замороженным или сделать самим. Подчеркиваю – тесто должно быть именно дрожжевое! Их произведения смешно раздуваются и увеличиваются, когда готовые изделия начинают подходить, что просто поражает маленьких гостей! Каждому ребенку выдается кусочек пергаментной бумаги, величиною с тетрадный листик, на нем и надо сделать свой пирожок. Это необходимо для того, чтобы фигурка изготовленного из теста человечка или животного без деформации перенеслась на противень, а с противня в испеченном виде – обратно в тарелку. Для украшения можно предложить блюдца с ядрами орешков и семечек, изюм. Эти испеченные сувениры в конце праздника вручаются гостям, и она с радостью уносят их домой. Можно предложить снова сделать Рождественскую звезду, теперь уже не из картона, а из теста.

Напоминаю - спокойные игры обязательно должны чередоваться с играми активными. Если два тихих занятия будут идти подряд – более активные дети потеряют концентрацию и начнут отвлекаться и шуметь. Если же два энергичных и шумных конкурса проводятся без передышки – дети быстро переутомятся и начнут капризничать.

Расскажу игру-эстафету, которую мы придумали и опробовали сначала на детском, а затем и на взрослом празднике, настолько веселой и беспроигрышно-смешной она оказалась. Заготовки: два приколотых к стене листа ватманской бумаги, два маркера, две емкости с одинаковым набором записок, в которых указаны части тела. Так как наша задача была изобразить «русскую красавицу», мы писали: корона, коса, глаза, нос, рот… сапожки. Главное – не пропустить ни одной части, чтобы рисунок был как можно полнее. Все записки перемешиваются и кладутся в коробочку, которую ставят под каждый ватманский лист. При команде СТАРТ первый игрок добегает с маркером до стены, вытаскивает листочек, читает, что ему нарисовать, изображает это на листе, убегает и передает маркер-эстафету следующему участнику, а сам становится в конец очереди. Игрок, получивший маркер, так же бежит к стене, читает, рисует и возвращается. ЭТО ОЧЕНЬ ВЕСЕЛО! Наш оператор не мог снимать конкурс на камеру – тряслись от хохота руки, а я, как ведущая, была не в силах прокомментировать получившихся «Красавиц» — непропорциональные части тела, перекошенные черты лица… От смеха слезы текли ручьем. Этот же конкурс мы провели и среди взрослых: рисовали Мисс Красоты – было еще более здорово, чем на детском празднике. Выигрывает команда, чей рисунок будет более симпатичен.

Окончание праздника Рождества Христова

Вот и подошел к концу такой чудесный день. Хочется так его завершить, чтобы было не грустно от того, что он закончился, а хорошо на душе. Если вы снимали праздник на камеру, то можно запустить видео на экран телевизора в тот момент, когда гости будут есть торт. Дети уже устали, им не очень хочется разговаривать и развлекаться, а такой просмотр их повеселит. Если дети уже школьники и умеют писать, убрав со стола, принесите заранее купленную огромную открытку и фломастеры, пусть каждый оставит отзыв о празднике и поздравление-пожелание всем присутствующим. Хорошо бы на компьютере сделать незамысловатую грамоту и на прощание вручить ее каждому гостю: самому ловкому, самому веселому, самому находчивому – ее будут с гордостью показывать родителям, вспоминая прошедшее веселье.

…А как приятно, прощаясь с друзьями своего ребенка, услышать: «Спасибо! Большое спасибо за праздник! Мы никогда еще так не веселились!!! …А вы пригласите нас в следующий раз?!»

Похожие публикации