Адаптация в детском саду. Три степени привыкания

Лёгкая степень адаптации

К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребёнка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушается, ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроки не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации

Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20-40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально - возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) - в течение полтора- двух недель.

Тяжёлая степень адаптации

Ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально - возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности, речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Детский сад – это место, где ребенок проводит большую часть своего дошкольного времени. Детский сад представляет собой первый социальный институт, в котором малышу приходится находиться, взаимодействовать с другими детьми. Именно в нем дети учатся общаться друг с другом, выстраивать дружеские связи, делиться игрушками и т.д. Каждого малыша, который поступает в детский сад, не минует сложный процесс адаптации.

Адаптация представляет собой процесс привыкания малыша к группе, воспитателям, другим детям . Зачастую требования, которые предъявляются к ребенку во время поступления в детское образовательное учреждение, достаточно высоки. Ребенку необходимо время, чтобы привыкание прошло гладко и безболезненно, не оставив грубых следов на психике. Адаптация ребенка – это сложный психологический процесс, который может сопровождаться различными негативными проявлениями. Родителям и воспитателям следует быть тактичными и доброжелательными. В этот период важно помогать малышу, всячески поддерживать его и успокаивать.

Особенности адаптации ребенка к детскому саду

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты. Возможно, они не были своевременно выражены или разрешены.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

Степени адаптации ребенка в детском саду

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

Время адаптации ребенка в детском саду

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то следуйте нижеизложенным советам психолога. Так вы поможете вашему ребенку пройти процесс адаптации в детском саду наиболее благоприятным образом. Многие родители теряются в элементарных ситуациях из-за отсутствия необходимого опыта и не знают, как лучше поступить. Советы психолога помогут справиться с данной непростой задачей.

Не оставляйте его надолго

В первые дни следует ограничить часы пребывания до двух-трех. В противном случае малыш не сможет как следует адаптироваться к окружающей обстановке и будет длительное время плакать. Только представьте, каким большим стрессом для него является отрыв от семьи и длительное пребывание в незнакомых стенах! Тут впору любому растеряться, что уж говорить о маленьком человечке, который только начал жить.

Знакомство с группой

Познакомьте любимое чадо с детским садом заранее. Пусть ребенок постепенно привыкает к воспитателям, ребятам, окружающей обстановке. Тогда процесс адаптации к детскому саду пройдет значительно легче. Можно для начала прийти в группу просто познакомиться, посмотреть, в каких условиях находятся дети. Это пойдет на пользу и вам, как родителю, и самому ребенку. Малыш уже не испугается, когда вы приведете его туда в следующий раз.

Домашние беседы

Они помогут частично преодолеть внутренний конфликт, возникающий из-за того, что ребенок не понимает, почему должен оставаться в детском саду, в то время как любящая и заботливая мама покидает его. Обязательно объясните, что заберете его вечером обратно домой. Будет еще лучше, если родители не просто молча отведут свое чадо в детский сад, но и в двух словах расскажут о том, что это за место и для чего оно предназначено. Домашние беседы могут оказаться крайне полезными, особенно, если вы подозреваете, что процесс адаптации будет проходить у вашего малыша тяжело.

Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду представляет собой сложный и многоуровневый процесс. Задача, которая стоит перед родителями в данный момент – помочь ему справиться с возникающими страхами, преодолеть тревогу.

“...Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек –
не может стать настоящим воспитателем, и сред этих качеств
на первом месте умение проникнуть в духовный мир ребёнка.”

Сухомлинский В.А.

“Адаптация к условиям пребывания в детском саду у разных детей
протекает неодинаково, что зависит в основном от особенностей
нервной системы. Внешними проявлениями трудностей адаптации
могут быть нарушения сна, аппетита, необоснованные капризы.
Чтобы облегчить течение адаптационного процесса, подготовку
к этому ответственному в жизни ребёнка событию следует начинать заблаговременно”.

Т.В.Костяк.

Адаптация – от лат. “приспособляю” – это процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад – это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт дети. Поступление ребёнка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. От того насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. От того как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в детский сад.

Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. На помощь семье должен прийти детский сад. Детский сад должен стать “открытым” по всем вопросам развития и воспитания.

У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается.

Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую:

1– 6 дней – лёгкая адаптация;
6– 32 дней – адаптапция средней тяжести;
от 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация.

При лёгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение первого месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всё нормализуется. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1– 2 недели. Речь может затормаживаться, но ребёнок может может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребёнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребёнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких– либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждённое плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2– х недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Самой нежелательной является тяжёлая адаптация, когда эмоциональное состояние ребёнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребёнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребёнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребёнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно– разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

  1. Возраст ребёнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка. Здоровый, хорошо развитый ребёнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребёнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребёнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребёнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребёнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

  1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
  2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
  3. Неумение занять себя игрушкой.
  4. Несформированность элементарных культурно– гигиенических навыков.
  5. Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются:

  • глубокий сон;
  • хороший аппетит;
  • бодрое эмоциональное состояние;
  • полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
  • соответствующая возрасту прибавка в весе.

Памятка для родителей

“Критические моменты вызывающие трудности адаптации к детскому саду”

Наиболее критические моменты, которые вызывают трудности адаптации к детскому саду можно выделить следующие:

– Ранний утренний подъём. Для малышей, жизнь которых до похода в детский сад регламентировалась мало и слабо, пробуждение в 7.30 утра бывает очень жестоким стрессом адаптации. Поэтому в течение пары недель перед первыми визитами в детский сад вставайте раньше, привыкая к новому утреннему режиму. Будите ребёнка в детский сад заранее, раньше на 10– 20 минут, чтобы он мог понежиться в постели и постепенно перейти от сна к бодрствованию.

– Обед без мамы. Большие трудности в адаптации к детскому саду связаны с кормлением детей. Некоторым детям не нравится еда, приготовленная в детском саду, некоторые– просто отказываются есть без мамы.

– Дневной сон. В целях адаптации ребёнка к детскому саду постарайтесь приурочить дневной сон ребёнка к этому времени. Если ребёнок засыпает с любимой игрушкой, можно в первое время приносить её в детский сад. Для сна в детском саду можно выбрать забавную пижаму, которую приятно будет одевать ребёнку.

– Пребывание в детском саду целый день. Обычно первую. Неделю ребёнок посещает детский сад до сна, на второй неделе – остаётся на период до полдника, после месяца – может остаться на полный день. Но все эти нормы сугубо индивидуальны. Если адаптация ребёнка проходит с большим трудом, то забирать ребёнка нужно пораньше. Если ребёнка из сада Вы забираете позже, то старайтесь делать это не последним. Дети очень травматично переживают, если они остаются последними в группе и родителей долго нет.

– Привыкание к режиму. В целях адаптации узнайте режим дня в детском саду и детской группы конкретно для вашего ребёнка. За месяц– полтора начните вводить этот режим в вашей семье, постепенно приближая его к детсадовскому. В дошкольном возрасте ребёнку важно спать до 10 часов ночью и 2– 2,5 часа днём. Поэтому спать ребёнка нужно укладывать уже 9 часов вечера.

– Общение с незнакомыми детьми. В современных семьях, часто с одним ребёнком, малыш бывает выключен из системы отношений с другими детьми. Часто контакты с другими детьми организованы общением на детской площадке, в поликлинике, в гостях. Поэтому плохо умеют общаться с другими маленькими детьми. Необходимо понаблюдать за общением своего ребёнка с другими людьми. Если он интроверт, то легко заводит контакты и общение с другими, адаптация в этом случае пройдёт несколько полегче. Если же ребёнок – интроверт, стеснительный или замкнутый, излишне послушный, то трудности могут быть при общении с детьми активными, агрессивными или эмоциональными.

– Общение с воспитателем. Воспитатель – очень значимая фигура в процессе адаптации ребёнка к детскому саду. Его опыт, умение ладить с детьми и понимать психологическое состояние ребёнка играют иногда ключевую роль в адаптации. Поэтому, по возможности, нужно выбрать воспитателя и познакомиться с ним заранее. Рассказать педагогу об индивидуальных особенностях ребёнка, его страхах и интересах. Необходимо обсуждать с воспитателем каждый день адаптации.

– Научите ребёнка навыкам самообслуживания: есть одеваться, пользоваться носовым платком.

– Не рассказывайте о своих тревогах в присутствии малыша.

– Заранее ознакомьтесь с режимом детского сада и придерживайтесь его и в выходные дни.

– Не перегружайте ребёнка посещением общественных организаций, кружков, спектаклей, а также интеллектуальными занятиями дома.

– Одевайте по сезону. Одежда и обувь не должны создавать трудностей для ребёнка (не шнурки, а липучки, не пуговицы, а кнопки).

– Рассказывайте о цели и пользе посещения детского сада (напоить цветы, уложить спать кукол, поиграть с зайчиком).

– Оставляйте игрушечный телефон, по которому воспитатель при ребёнке будет сообщать о его успехах.

– Не давайте дорогие игрушки и не спрашивайте строго за их сохранность.

– Каждое утро проверяйте содержимое в кармане ребёнка, не допускайте наличия острых и колющих предметов: кнопок, скрепок, монет и т. д.

– При встрече с воспитателем рассказывайте о состоянии здоровья и настроении ребёнка.

– Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребёнком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.

– Ребёнок должен приходить в детский сад только здоровым. Для профилактики ОРЗ и ОРВИ необходимо принимать витамины, смазывать ходы носа оксалиновой мазью.

– Расширяйте “социальный горизонт” ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к другим детям.

Если окажется, что у ребёнка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад.

Игры в период адаптации ребёнка к детскому саду

Главным расслабляющим средством для дошкольника является игра. Её основная задача в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребёнком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.

Преимущества игры перед другими средствами расслабления:

  • позволяет маленькому ребёнку ощутить себя всемогущим;
  • помогает познать окружающий мир, развить самоуважение, достигать успеха в собственных глазах;
  • развивает искусство общения;
  • помогает управлять своими чувствами;
  • даёт возможность пережить массу эмоций.

Игра “Полянка настроения”

Цель: Настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

Оборудование: плетёные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.

Ход игры:

Используя плетёную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, мы создадим полянку настроения. Обычно ребёнок видит дома следующую картину: мама моет посуду, варит кашу, а папа работает за компьютером или смотрит телевизор. Все взрослые заняты своими делами. И вдруг на глазах у ребёнка и при его участии происходит превращение: вместо скучной салфетки появляется “красота”. Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша – его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.

Игра “Что нам подскажут пальчики”

Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.

Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, камушек.

Ход игры:

Ребёнок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетёной коробочке вы найдёте природные материалы – шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка – шершавая, камень – гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней. Если в детском возрасте не тренировать движения и не обогащать сенсорный опыт (то, что мы чувствуем и воспринимаем через органы чувств), то, повзрослев, человек не будет обладать достаточной пластичностью ума, чтобы уметь легко приспосабливаться к различным обстоятельствам. При этом развивается чувствительность рук, активизируется внимание. К тому же подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично. Благодаря этой игре ребёнок с нетерпением ждёт новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.

Упражнение “Дышим животиком”

Обычно это упражнение делают лёжа. А мы попробуем выполнить его сидя. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как живот поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох.

Бегемотики лежали,
Бегемотики дышали.


Сели бегемотики,
Потрогали животики:
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).

Работа диафрагмы должна восприниматься ребёнком и зрительно, и тактильно. Положим на живот игрушку, например рыбку, и посмотрим, как она поднимается, когда мы делаем вдох, и опускается, когда мы делаем выдох:

Качаю рыбку на волне,
То вверх (вдох),
То вниз (выдох)
Плывёт по мне.

Брюшное дыхание – противострессовое, оно способствует уменьшению тревоги, возбуждения, вспышек отрицательных эмоций, приводит к общему расслаблению. Срабатывает универсальный защитный механизм, заложенный природой в нашей нервной системе: замедление ритма различных физиологических и психических процессов способствует достижению более спокойного и уравновешенного состояния. Такое дыхание поможет ребёнку быстрее уснуть после разнообразных ярких впечатлений, полученных в течение дня.

Игра “Наливаем, выливаем, сравниваем”

Цель: развитие тактильного восприятия, возбуждение интереса к исследовательской деятельности.

Оборудование: таз с тёплой водой, фигурные губки, пластмассовые бутылочки с отверстиями, коробочки от киндер– сюрприза, разноцветные бусины, резиновая игрушка.

Ход игры:

Особой притягательной силой обладает вода. Тёплая вода расслабляет и успокаивает. Хорошо в воду добавить отвары трав (валерианы, мелиссы). Успокаивающий эффект обеспечит добавление в воду специальных ароматических масел: ромашкового, лавандового, мятного. Но предварительно лучше посоветоваться с врачом. В воду опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Если игра с водой происходит в дневное время, можно включить в неё познавательный компонент: сравнивать опускаемые в воду предметы по фактуре и весу. Можно заполнить миску с водой пуговицами, бусинками, монетками, небольшими кубиками и т. д. И поиграть с ними: например взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую и др. После выполнения каждого задания ребёнок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребёнка следует растирать полотенцем в течение одной минуты.

Адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

С момента поступления ребенка в детский сад у него начинает процесс адаптации к новым условиям. Что такое адаптация? Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую для него среду и приспособления к условиям этой среды (социальному окружению, режиму дня, нормам и правилам поведения и т. д.)

Адаптация – это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей. У детей в этот период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. У некоторых детей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок – в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

Выделяют 3 стадии адаптационного процесса:

    Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе (снижение веса, заболевания, снижение аппетита, плохой сон, регресс в речевом развитии, обиды на родителей…) – 1 месяц

    Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, все сдвиги уменьшаются, все психические и физические процессы приходят в норму – 2-3 месяца.

    Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития.

Адаптационный период к новым условиям у каждого ребенка протекает по-разному. В среднем этот период занимает от 2 до 5 недель. Выделяют три степени адаптации: лёгкую, средней тяжести и тяжёлую.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20 - 40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20 - 40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) - в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2 - 3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

    возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до 2-х лет. После 2-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.

    состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

    сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

    индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

    условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

    уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Поступая в детский сад, ребенок переживает стресс. Любой стресс, особенно длительный, приводит к снижению иммунных резервов организма, повышается восприимчивость к различным заболеваниям. Немаловажно и то, что организм ребенка в детском коллективе сталкивается с чужеродной для него микрофлорой, к большинству он не имеет иммунитета. Именно с этим связано увеличение случаев заболеваний в первый год посещения ребенком детского сада. Для повышения иммунитета применяются лекарственные средства, проконсультируйтесь со своим врачом.

Так же ребенку необходимы мероприятия по профилактике нарушений деятельности желудочно-кишечного тракта, в первую очередь – дисбактериоза кишечника. Дисбактериоз – качественные и количественные изменения в видовом составе микроорганизмов, в норме заселяющих кишечник. Нарушение нормального состава микрофлоры кишечника приводит не только к неполному усвоению питательных веществ, но и разнообразным нарушениям нормальной жизнедеятельности организма. Профилактику дисбактериоза у детей необходимо проводить не только после острых кишечных инфекций, но и при резких изменениях бытовых условий, при поступлении в детский сад. Обычно такие препараты надо давать длительно, а родителям всегда хочется дать волшебную таблетку, после которой ребенок не будет болеть никогда. Таких чудес не бывает. Каждый родитель должен помнить, что поддержание здоровья на хорошем уровне – это кропотливый, напряженный и обязательно регулярный труд.

Нужно помнить, что питание в детском саду может отличать от предпочтений ребенка и к этому ему тоже придется привыкнуть. А родителям лучше перед поступлением ребенка в детский сад скорректировать его питание.

Советы, как укрепить здоровье вашего ребенка:

    соблюдение строго режима;

    здоровое, сбалансированное питание;

    пребывание на улице не менее 2-3 часов ежедневно;

    занятия спортом в соответствии с возрастными возможностями ребенка;

    благоприятный микроклимат в семье – любовь обоих родителей.

Прежде всего, ребенку нужно создать дома такой режим и условия жизни, которые были бы максимально приближены к режиму и условиям детского сада.

Примерный режим дня для детей до 3 лет:

7.00 – 7.30– подъем, утренний туалет.

до 8.00 – прием детей в детский сад.

8.00 – 9.00 – утренняя гимнастика, умывание, подготовка к завтраку, завтрак.

9.00 – 9.20 – игры, организация образовательной деятельности.

9.45 – 11.00 – прогулка.

11.00 – 11.20 – возвращение с прогулки, игра.

11.20 – 12.00 – обед.

12.00 – 15.00 – дневной сон.

15.00 – 15.25 – постепенный подъем, полдник.

15.25 – 15.45 - самостоятельная игровая деятельность.

15.45 – 16.00 – организация образовательной деятельности.

16.00 – 17.00 – прогулка.

17:00 – 17.20 – возвращение с прогулки, игры.

17.20 – 17.50 – подготовка к ужину, ужин.

17.50 – 19.30 – самостоятельная деятельность, уход домой.

19.00 – 20.00 – прогулка после детского сада.

20.00 – 20.30 – возращение с прогулки, гигиенические процедуры, спокойные игры.

20.30 – 7.00 – подготовка ко сну, ночной сон

Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, они с трудом привыкают к распорядку дня в детском саду. Несовпадение домашнего режима с режимом дошкольного учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Приводя ребенка в детский сад впервые, не рекомендуется оставлять его сразу на целый день. Самый щадящий вариант, если ребенок в первые дни будет находиться в группе 2-3 часа, а обедать и спать будет дома, в привычной обстановке. Лучше согласовать время с воспитателем и приходить с ребенком в часы прогулок. Давая постепенно привыкнуть, можно оставить ребенка на дневной сон, забирая сразу же после пробуждения. Когда увидите, что аппетит и сон нормализовались, можно оставлять на целый день. Но не форсируйте события, Вам нужно быстрее выйти на работу, хочется, чтобы ребенок уже начал ходить в детский сад целый день, вы настаиваете, а ребенок еще не адаптировался, и начинаются психосоматические заболевания. Все дети индивидуальны и привыкают к детскому саду по-разному.

В первый день посещения детского сада не оставляйте сразу ребенка одного, лучше всего прийти на прогулку и провести ее вместе, у вас будет возможность познакомиться с воспитателем, понаблюдать за поведением ребенка, настроить ребенка на позитивное отношение к садику. Когда вы расстаетесь, оставляя ребенка в детском саду – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, и он долго не будет вас отпускать.

Не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним.
Если ребенок с трудом расстается с матерью, первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

Дайте ребенку в детский сад его любимую игрушку, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими ребятами, вечером можно расспросить, что с игрушкой происходило в детском саду. Таким образом, вы узнаете, как вашему малышу удается привыкнуть к садику. Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительный результат.

Многие дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой уставшим и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Необходимо такого ребенка раньше забирать домой. В период привыкания исключите лишние раздражители – телевизор, громкую музыку (в крайнем случае, не включайте их очень громко), громкие разговоры, большое скопление народа.

Ребенку сейчас важно как можно больше быть вместе с вами, быть уверенным, что вы его любите. Занимайтесь дома спокойными играми, чтение, рассматривание картинок, рисование, лепка, прогулки перед сном. Не ходите с ним в гости, на праздники, так как это создает дополнительную нагрузку на нервную систему. Не принимайте пока гостей, все наверстаете потом, когда ребенок привыкнет. Обязательно говорите ребенку, что вы его любите, что непременно придете за ним. Когда берете ребенка домой, поговорите с воспитателем и выясните, как ребенок кушал, спал. При необходимости компенсируете дома недоедание или недосыпание.

Немаловажное значение в период привыкания ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения имеет наличие необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. Нередко дети, приходя в детский сад, не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком. Ребенка надо приучить: мыть руки, пользоваться ложкой, есть самостоятельно, есть суп с хлебом, хорошо пережевывать пищу, соблюдать во время еды чистоту за столом, пользоваться салфеткой, участвовать в раздевании, снимать расстегнутые и развязанные взрослым одежду и обувь, снимать колготы, знать свою одежду, уметь попросить взрослого о помощи.

Для формирования этих навыков необходимы соответствующие условия: единые, обдуманные требования к детям со стороны всех взрослых в семье, постоянство требований, конкретность правил и постепенное увеличение их объема. При формировании навыков большое значение имеют упражнения в действии, поощрение за выполненное действие в виде похвалы, одобрения.

Иногда при поступлении в детский сад наблюдается временная утрата уже приобретенных навыков и привычек. Чтобы этого не произошло, важно не только упражнять детей в применении сформированных навыков, но и контролировать их выполнение в разных ситуациях, пояснять их значение. Дети, у которых сформированы необходимые навыки, связанные с едой, умыванием, одеванием, раздеванием, укладыванием, спокойнее и увереннее чувствуют себя в группе.

Итак, поступление ребенка в детский сад может проходить безболезненно для него, если заранее подготовить малыша к этому. Для этого нужно:

    своевременно расширять круг его общения с взрослыми и сверстниками и тем самым способствовать формированию потребности в общении и развитии;

    правильно построить всю систему семейного воспитания, чтобы у ребенка сложился положительный опыт общения, выработались необходимые для данного возраста навыки и умения;

    ребенок должен быть уверен, что любим родителями, что в сад его отдают не в наказание, а потому что он вырос и родители гордятся тем, что их ребенок стал большим, многое может сделать самостоятельно и может ходить в детский сад.

И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!

Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание ребенка на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра.

Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

В таз с водой опускаются игрушки, поролоновые губки, трубочки, бутылочки с отверстиями. Можно заполнить миску с водой пуговицами, небольшими кубиками и т.д. и поиграть с ними:

· взять как можно больше предметов в одну руку и пересыпать их в другую;

· собрать одной рукой, например, бусинки, а другой – камушки;

· приподнять как можно больше предметов на ладонях.

После выполнения каждого задания ребенок расслабляет кисти рук, держа их в воде. Продолжительность упражнения – около пяти минут, пока вода не остынет. По окончании игры руки ребенка следует растирать полотенцем в течении одной минуты.

Игра «Рисунки на песке»

Рассыпьте манную крупу на подносе. Можно насыпать ее горкой или разгладить. По подносу проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучики, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Полезно выполнять движения двумя руками.

Игра «Разговор с игрушкой»

Наденьте на руку перчаточную игрушку. На руке ребенка тоже перчаточная игрушка. Вы прикасаетесь к ней, можете погладить и пощекотать, при этом спрашиваете: «Почему мой … грустный, у него мокрые глазки; с кем он подружился в детском саду, как зовут его друзей, в какие игры они играли» и т.д. Побеседуйте друг с другом, поздоровайтесь пальчиками. Используя образ игрушки, перенося на него свои переживания и настроения, ребенок скажет вам, что же его тревожит, поделится тем, что трудно высказать.


Классификация адаптации по степени тяжести.

Характер и особенность течения позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течении месяца, у дошкольников 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течении 10 дней объем съедаемой пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течении 20 – 30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течении 2 – 4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8 – 9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом , хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжести все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушение сна и аппетита нормализуется не раньше, чем через 20 – 30 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30 – 40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течении месяца, отмечается незначительное снижение двигательной активности на протяжении 30 – 35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнения. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей школьного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей запущенных. свои признаки.

При первом варианте ребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно

Тяжелая адаптация характеризуется значительной длительностью относительно невелико (8 – 9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5 – 2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонение в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.

Второй вариант тяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше, чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течении 30 – 40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной.

Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, пугается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1 – 2 квартала.

Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 – х лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологические – патология беременности и родов у матери, приводящие к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные – нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночного, нарушение методики кормления, вследствие чего происходит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и т. д.

Тяжелая адаптация в силу обуславливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состояние его здоровья, которые которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.

Период адаптации в среднем завершается в течение 3-х месяцев. Бывают дети, у которых адаптация затягивается. Если состояние ребенка не стабилизировалось после 6- ти месяцев, существует угроза его здоровью. В этом случае показана другая форма помощи развитию ребенка.

Похожие публикации