Введение. «Этнически-смешанные супружеские пары в современной России: социологический анализ

Плюсы и минусы браков между разными по происхождению людьми , которым вы доверяете либо свободны от них. Итак, начнем анализ этого вопроса.

Входим в курс дела

По статистике в девяностые годы в Москве количество смешанных (межнациональных) браков составляло двадцать два процента от всего количества заключенных союзов. А вот уже пятнадцать лет назад это число “перевалило” за половину и составило 58%. Тенденция к росту показателя продолжается. Это значит, что женщины, вступающие в межнациональные браки в России, видят перспективы таких союзов. Иначе “процент” только уменьшался бы из года в год.

Сейчас в Москве каждый год официально регистрируют около полутора тысяч межнациональных браков.

По данным социологических опросов жителей России мнение разделилось. Не верят в подобные браки 36% опрошенных. Почти столько же людей положительно относятся к вопросу разных гражданств в семье – 35%. Считают международные браки такими же, как и остальные союзы 14% из всех участников опроса. А остальные не знают, что сказать по этому поводу, поэтому от голосования воздержались.

Психологи же считают (и здравый смысл подсказывает), что роль играет не национальная принадлежность. Важны чисто человеческие качества: терпение, умение , теплота испытываемых чувств, доверие. Основа прочных семейных уз – общность и схожесть интересов обеих сторон. Желательно, чтобы общими были:

  • Увлечения, хобби.
  • Культура, традиции, религия.
  • Язык, национальность, менталитет.
  • Привычки.
  • Характер, период активности, биоритмов (утренний “жаворонок” или вечерняя “сова”).

Проблемы межнациональных браков были известны еще в начале 17 века. В 1600 году англичане-протестанты, жившие в Америке в колонии Британии, наложили запрет на подобные союзы. Интересный факт: это вето прекратило существование аж через 367 лет.

Проблемы и перспективы межнациональных браков

Начнем с перечисления неприятных моментов межрасовых браков. Минусы:

  • Недовольство подруг, друзей, знакомых. Гнев родителей и тех, кто считает нужным рассказать вам, как себя вести, за кого выходить замуж.
  • Если вы уедите с мужем за границу, но потом рассоритесь, придется самостоятельно решать возникшие в связи с отъездом проблемы.
  • Когда муж придерживается строгих религиозных взглядов, то “влюбленной дурочке” приходится принять его веру и подчиняться чужим правилам.
  • У ваших детей возможна путаница с двумя языками.

Почти каждая женщина, собирающаяся выйти замуж за иностранца, встречает сопротивление, а не поддержку своей семьи.

  • Языковой барьер родителей также приводит к конфликтам, зачастую несовместимыми с дальнейшей нормальной семейной жизнью.
  • Подходы к методам воспитания подрастающего поколения не похожи в разных странах.
  • Кулинарные традиции, как это ни странно, становятся “камнем преткновения” между симбиозом двух народностей, называемым межнациональным браком.
  • И опять про потомство: при возникновении такой печальной ситуации, как развод, уже рожденные дети межнациональных браков “делятся” между родителями. И как быть, если кто-то из супругов уезжает обратно в свою страну? Пожелания детей в таких ситуациях вообще не учитывают.
  • Почти суеверный страх перед “смешением крови”, перед тем, чтобы пускать в свою семью “чужого” человека и посвящать его в тайны или традиции родного семейства. Родственниками постарше это воспринимается, как “вторжение” на свою территорию. Возможно, это связано с отголосками войны, через которую они прошли, несмотря на то, что были тогда маленькими.

  • Если вы уезжаете из родного города, из страны, приходится попрощаться со всеми знакомыми и друзьями, которые вам дороги.
  • Если брак заключается через агентство или специализированный сайт знакомств, возможна ситуация, когда вы сами обязуетесь оплатить расходы по перелету, переезду и сопутствующие вопросы.

Плюсы заключения брачных союзов между представителями разных стран:

  • Межнациональные браки – это очень познавательное и полезное событие для вашей жизни. Ведь узнать человека, отличающегося по языку, традициям, мышлению – это увлекательно.
  • Межнациональные браки, заключаемые с россиянами, по статистике предполагают выезд для дальнейшей совместной жизни заграницу. А там, в других, более развитых и цивилизованных странах мира, живется лучше, чем в России.
  • Подобный брак разнообразит и , потому что новая жизнь – это всегда приключение.
  • Двуязычие с одной стороны оборачивается минусом, но с другой – развивает познавательные способности, если вашим детям удастся стать билингвами (то есть разговаривать на двух языках сразу – мамином и папином).

  • Еще одним положительным моментом является тот факт, что дети от смешанных браков становятся в большинстве своем сильными, здоровыми и красивыми.
  • При толерантности обоих супругов друг к другу разные религии – не препятствие для .
  • Предпочтения в еде присутствуют и в “плюсах”, и в “минусах” рассматриваемой проблемы. Почему? Дело в том, что скудный или надоевший родной рацион питания спасают новые блюда из кухни иного народа. А талантливый хозяин или хозяйка (мужчины даже больше славятся как повара) сделает вкусный обед-ассорти, включающий любимое блюдо одной и второй “стороны”.

Межнациональные браки обогащают традиционную кухню разных народов, добавляя туда новые ингредиенты.

  • Брак, соединяющий две народности, две культуры, расширяет кругозор, повышает сознательность и осознанность людей. Он воспитывает , терпимость к другим по сути таким же, но отличающимся по цвету кожи или разрезу глаз, людям.
  • И все же, любовь побеждает все! Именно она способна соединить сердца разных по происхождению людей. В конце концов, даже при встрече похожих индивидов – мужчины и женщины – по прошествии пары лет оказывается, что они все же разные. Почему бы тогда не возникнуть обратной ситуации: два изначально непохожих человека (ни цветом кожи, ни привычками, ни взглядами) становятся “одним целым” при заключении брака? О могут преодолеть преграды, поставленные глупыми предрассудками людской молвы на их пути.

Дети межнациональных браков, беременность и гены

Рождаются ли дети в рассматриваемых браках здоровыми и крепкими? Да, в том случае, когда к плоду переходят хорошие, качественные гены от обеих сторон. Но есть некоторые нюансы. Дело в том, что первое потомство разные по национальности родители сделают сильным и крепким, но при ассимиляции и дальнейшем смешении разнонациональных генов произойдет затухание этого эффекта. Только первое смешение отдаленных друг от друга генов дает положительные результаты.

При очень сильной отдаленности расовых признаков родителей существует опасность появления на свет ребенка с неприспособленным к местному климату врожденным иммунитетом. Это касается кардинальной смены часовых поясов (проживания вдалеке от места рождения одного из родителей). Кроме этого негативного явления есть вероятность возникновения во время беременности отторжения, внутриутробного конфликта между плодом и матерью.

Судя по оценкам и исследованиям ученых, благоприятен брак (для рождения здорового, сильного ребенка) между одним или разными этносами (этническими группами). А с другой расой вероятность удачного исхода снижается.

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

Отношение к межнациональным бракам за границей, в европейской стране не отрицательное, как думают русские. В случае неприятного развода вы сможете остаться в стране, если знаете уже на достаточно высоком уровне язык. В большинстве случаев никто выгонять и депортировать вас не будет. А чтобы развода не случилось, нужно сразу искать общий язык. Причем имеется в виду не само лингвистическое явление, а человеческое понимание, душевность и комфортность общения. Это выполнимо, хотя еще одним мифом и является непонимание между разными национальностями или народностями.

Последнее рассматриваемое здесь заблуждение – это безусловное поголовное богатство всех жителей Европы. Это не совсем ложь, но и правдивого в этом утверждении не так уж много. Только общий уровень жизни там выше, а легкость “добычи” денег – это мечты не знающих зарубежные страны девушек. Зарабатывать во всем мире нужно. Да у кого-то предпосылки для этого есть, у кого-то нет, но просто так деньги нигде не платят.

Особенности соединения своей жизни с иностранцами

Не воспринимайте буквально все перечисленные особенности, это обобщенные признаки поведения, присущие не 100% жителей той или иной страны.

  • Немцы в качестве супругов (супруг) не отличаются расточительностью, они любят детей, четко рассчитанные расходы, хотя при этом сентиментальны. Жители Германии, взявшие в жены (в мужья) кого-то из-за рубежа, поразят вторую половинку своей консервативностью. Детей принято переставать “гладить по головке” сразу же после достижения ими восемнадцати лет.

Претендовать на статус гражданина в Германии вы сможете только, когда проживете там не менее трех лет.

  • Японцы любят смотреть на цветущую вишню или сакуру, но по жизни наружу своих настоящих чувств не выпускают, а скрывают. Аккуратны при заполнении бумаг. При занятиях каллиграфией (художественное, вдумчивое, медитативное изображение иероглифов тушью) расстраиваются, если поставят кляксу.
  • Африканцы (с темной, черной кожей) всегда веселятся, танцуют, привлекают внимание противоположного пола. Подходят по этим параметрам веселым русским девушкам и парням. Они искренни, не стесняются проявить чувства и .

Межэтнические браки и их классификация
Процессы этномиграции и особенности этнической демографии подводят к проблеме межэтнических браков. Брак между гражданами различных государств квалифицируется как межнациональный брак и является особой юридической процедурой, связанной с получением гражданства одним из его участников.
В этом смысле и в наше время (как и в условиях сословного общества) возможно применить в относительном смысле критерии «гипогамии» и «гипергамии». Если ранжировать страны по уровню экономического развития, уровню социальных гарантий, комфорта, безопасности, технической оснащенности и т. д., то вполне можно выделить страны первой, второй и третьей категории. Европа и Северная Америка, а также Япония относятся к странам первой категории. Россия, Индия, Китай, Бразилия, а также ряд развитых и богатых азиатских и латиноамериканских стран могут быть отнесены ко второй категории. Все остальные - к третьей. Соответственно, межнациональные браки вполне можно распределить по этой шкале. «Гипергамией» будет тот брак, в котором один из партнеров получает гражданство страны более высокой категории. «Гипогамией» будет случай принятие партнером гражданства менее престижной страны.
В случае межэтнических браков, когда речь идет о бракосочетании представителей одной и той же страны, правовых норм не существует, и тот факт,
что брак является межэтническим, можно определить только на основании этносоциологического наблюдения или эксплицитной самоидентификации самих лиц, вступающих в брак. В этом случае определить признаки «гипогамии» и «гипергамии» сложнее. Чаще всего здесь важную роль играет гендерный признак. Для мужчин и женщин, если они относятся к этническим меньшинствам, брак с представителями этноса, который является ядром главного народа или нации, будет «гипергамией». При этом для мужчины из ядерного этноса женитьба наженщине, относящейся к этническому меньшинству, никак не влияет на его статус, а в случае женщины - влияет, и может расцениваться как «гипогамия».
Чем более общество является гражданским и урбанизированным, тем менее отчетливым становится различие между «гипогамией» и «гипергамией», а межэтнический характер брака утрачивает какой бы то ни было иерархический смысл.
В царской России к признаку принадлежности к ядерному этносу служило еще и вероисповедание, и православие было признаком наиболее полноценного социального статуса. В советское время был провозглашен принцип интернационализма, и межэтнические браки поощрялись как признаки «подлинного интернационализма». При этом на бытовом уровне определенная иерархизация сохранялась, и брак представителей этнических меньшинств с русскими считался престижным для этих меньшинств.
В современной России номинально сохраняется советский подход в сочетании с либерально-демократическими нормативами «толерантности» и этнической индифферентности западных обществ. Но на практике иерархизация межэтнических браков сохраняется, и если этнический мигрант женится или выходит замуж за представителем коренного населения, это также считается «гипергамией». При этом если речь идет о женщине, относящейся к этническому меньшинству, то для ее мужа признаки «гипогамии» отсутствуют.
При этом, чем выше уровень образования, социально-экономический статус и социальный престиж вступающих в брак, тем меньшее значение имеет их этническая идентичность.
Межэтнический брак и этносоциализации
В случае межэтнического брака часто встает вопрос об этнической идентичности одного из супругов, а также о выяснении этнической идентичности совместных детей. В большинстве случаев в традиционном обществе действует правило принятия женой этнической (и конфессиональной, если она различается) принадлежности мужа. В этом случае брак начинает выполнять функции этносоциализации. Язык, употребляемой в семейной жизни, обычаи, поведенческие паттерны, обряды, культурные архетипы строятся на основе этноса мужа, к которому обычно относят и потомство. Этнос жены (матери) стирается, отходит на второй план. Именно такая модель этнической идентичности до сих пор является самой распространенной и привычной. В этом сказывается историческая инерция. В современном российском обществе большинство этнически смешанных семей по умолчанию и часто без специального решения или договора принимают и на практике воплощают этот принцип.
Гораздо реже и, как правило, в случае отчетливо выраженной «гиперга- мии» со стороны мужчины, относящегося к этническому меньшинству, про
исходит обратное: преобладающим языком семьи становится язык жены, и дети воспитываются в духе этой этнической идентичности. Если первый случай является общим и почти «само собой разумеющимся», то второй представляет собой исключение и довольно редок. Он встречается тогда, когда для всех участников брака очевидны те преимущества, которые семья и потомство могут получить от ассимиляции этнической принадлежности жены (матери).
Еще одним случаем является сохранение этнической идентичности каждого из супругов. Чаще всего воспитание детей в таких семьях является би- лингвистическим и бикультурным. Это бывает в тех случаях, когда каждый из супругов по тем или иным причинам осознанно придает своей собственной идентичности ценность, не хочет с ней расставаться и, напротив, заинтересован в ее сохранении, упрочении и трансляции детям. Статистика показывает, что такая модель межэтнических браков не является менее стабильной, как это можно было бы предположить, и количество разводов здесь приблизительно такое же, как и в случае принятием одним из супругов этнической идентичности другого. Это обстоятельство имеет прообраз и в архаических обществах с подчеркнутой матриархальной, матрилинейной или матрилокаль- ной структурой, где на ином уровне, на уровне клана, принадлежность жены и мужа к разным обществам акцентируется с помощью целого ряда социальных инструментов. Правда, здесь приписывание потомства происходит строго к одному из родов. Впрочем, бикультурность до определенной степени может встречаться и в этом случае.
Учитывая предыдущее замечание, можно сделать предположение, что сохранение этнической идентичности каждого из супругов будет иметь место в том случае, если один из них относится к этносу, в котором до сих пор сохранились признаки матрилинейности. Таковы в России адыгские и черкесские этносы, а также осетины.
Еще один случай межэтнических браков представляет собой ситуацию, в которой этническая принадлежность ни для одного из супругов не имеет никакого ценностного значения, и этнический стиль семьи складывается на основании обезличенной гражданской культуры. Такие браки были весьма распространены в советское время, когда стирание этнической принадлежности было официальной идеологической и политической установкой. Язык в таком случае рассматривался как условный инструмент общения, «идиом», а вместо передаваемой по наследству этнической культуры выступали клише, напрямую транслируемые властью и политическими инстанциями. Именно такой, оторванной от этнических корней, и должна была бы быть «образцовая коммунистическая семья».
Приблизительно такой же должна быть и «образцовая либеральная семья» в современном гражданском обществе, где этническая принадлежность супругов вообще не имеет значения, а воспитание детей можно вести на каком-то постороннем языке - например, на английском, являющимся чужим и для отца, и для матери. Владение английским улучшит стартовые возможности молодого человека в глобальном обществе, тогда как привязанность к этнической культуре и ограниченность родной речью, напротив, станет конкурентным недостатком и слабостью.
Все перечисленные варианты межэтнических браков встречаются в современной России. При этом статистически преобладает первый, традиционный, тогда как нормативным считается последний, космополитический.

Актуальность темы исследования . Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям . Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий. В современном мире люди, не вступающие в брак и лишенные бремени ответственности за другого человека, не подвергаются социальному давлению и обладают всеми возможностями и услугами, организованными обществом. Модификация общественной значимости института брака стала, прежде всего, результатом изменения системы социальных ценностей, среди которых на первый план чаще стали выходить несемейные ценности, связанные с личными достижениями и личным благополучием. Изменение места брака в системе социально-ценностых взаимодействий общества, особенно среди молодежи, связано также с либерализацией взглядов на характер половых отношений до брака, в браке и вне брака и структурными изменениями аксиологической системы в сфере семейно-брачных отношений. Позиции брака в современном обществе становятся менее прочным и в результате существования культа потребления в плане секса, эротизации брака, поскольку половое общение в современном обществе осуществляется в основном с гедонистической целью. Переходная экономическая ситуация в стране также оказывает дестабилизирующее влияние на институт брака. Вступление в юридический брак, который по-прежнему имеет и экономическую сторону, для определенной части населения является недоступным в связи со стесненными материальными возможностями. Происходит перекос в сторону образования большего количества фактических сожительств, которые менее формализованы, или одинокой жизни. В силу перечисленных факторов совершается активное видоизменение института брака и приспособление его к новым социальным условиям. Еще более сложными для научного описания и анализа фактами в сфере брачности являются процессы, происходящие в поликультурных регионах, поскольку к общим проблемам формирования новой ценностной системы семейно-брачных отношений здесь присоединяются серьезные проблемы межнациональной совместимости. Проблема межэтнических отношений имеет глубокие социальные корни и обусловлена рядом социальных, психологических, исторических, религиозных и конфессиональных причин. Тем не менее, эти вопросы требуют своего разрешения, поскольку явление межэтнической брачности как массового процесса заключения национально-смешанных браков достаточно распространено. Каждый седьмой заключенный в России брак является межнациональным, а в советские времена этот показатель был еще выше . Смешанные в национальном отношении семьи - средство интеграции общества. Образование этнически смешанных семей играет важную роль в процессе изменения этнического состава населения. Основная доля браков, в том числе и межэтнических, заключается людьми в молодом возрасте, что обусловлено свойствами репродуктивного периода, поэтому особенно важно проследить, какой отпечаток накладывают изменения общепринятых ориентации в сфере межэтнической брачности на ценностные установки молодежи. Девальвация прежних ценностей затронула молодежь в большей степени, чем какую-либо иную возрастную группу, так как именно молодые люди в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Специфика данной социальной группы состоит в том, что она находится в состоянии поиска. Система взглядов молодых людей не сформирована окончательно, и потому молодежь более восприимчива к новым ценностям. Можно предположить, что мир ценностей формирующейся личности, на которую оказывали влияние преобразования последних лет, стал более изменчив и противоречив. Увеличение количества разводов и нерегистрируемых браков, снижение рождаемости, падение авторитета институтов семьи и брака в целом и межэтнического брака в особенности - явления, которые требуют пристального внимания и тщательного изучения, как в плане разработки молодежной и семейной политики, так и с целью выработки рекомендаций оптимального поведения молодых людей при заключении брака и создании семьи. С учетом теоретической и практической значимости данной проблемы была определена тема исследования: «Отношение современной молодежи к межэтническим бракам». Объект исследования: современная молодежь. Предмет исследования: особенности отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Цель исследования: провести теоретическое и практическое изучение особенностей отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, философии, этнокультуры, социологии семьи и брака. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам. Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков. Выявление отношения молодежи к семейной жизни и браку предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых рабочих понятий, как «семья», «брак». Анализ понятия «семья» свидетельствует о том, что имеется много подходов к его интерпретации. Так, в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «семья» означает «объединение лиц, связанных родственными или брачными узами» . В «Философском словаре» дается определение «семье» как «виду социальной общности, важнейшей форме организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многочисленных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» . А.Г. Харчев в своих исследованиях рассматривает семью как «малую социальную группу, основанную на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» . В последние годы семью все чаще называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями. Зарубежные исследователи признают семью социальным институтом только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных общений: супружеством, родительством и родством; при отсутствии одного из показателей используется понятие «семейная группа». Мы рассматриваем семью как духовно-нравственный союз, состоящий из родителей и детей и связанный не только жилищем и экономической зависимостью, но и чувствами, основанными на кровном родстве. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе. Основа брачных отношений порождает права и обязанности. Относительно понятий «брак» и «семья» нужно отметить, что между ними существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Брак прошел определенные стадии развития - от полигамии к единобрачию. Само слово «брак» в русском языке происходит от глагола «брать». В «Философском словаре» брак определяется как «исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и детям» . Моногамные браки как союз одного мужчины и одной женщины являются более поздней и наиболее распространенной в настоящее время формой брака. Современные ученые определяют брак как исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной. А.Г. Харчев отмечает, что семья представляет собой более сложную систему взаимоотношений, чем брак, поскольку она объединяет не только супругов, но и детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей . В.А. Рясенцев дает следующее определение брака: «Брак есть заключенный в установленном порядке с соблюдением требований закона добро- 16 вольный и равноправный, в принципе пожизненный союз свободных мужчин и женщин, направленный на создание семьи и порождающий у них взаимные права и обязанности». Таким образом, союз мужчины и женщины еще не семья, и только после появления детей брак перерастает в семью . А.В. Мудрик считает, что «...семья являет собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи» . Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе. Технико-гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни семьи. Наконец, демографический параметр обусловливается структурой семьи (расширенная или нуклеарная, полная или неполная, бездетная, мало- или многодетная). Социальная сущность брака определяется, в конечном счете, господствующими общественными отношениями, он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступивших в брачные отношения, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а, следовательно, за будущее семьи. Брак является общественным механизмом, предназначенным для регулирования и управления теми многочисленными человеческими отношениями, которые вытекают из физического факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения. Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не церковный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю. Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что семья и семейные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой. Таким образом, делая выводы из вышесказанного, брачные отношения можно выделить в особую группу отношений, которые могут характеризоваться и первым и вторым типами отношений. Несмотря на высокую распространенность межнациональной брачности при определенных исторических и социальных условиях, наиболее подробная информация о динамике этого явления стала появляться с развитием системы статистической информации, в частности, при переписях населения. После революции 1917 года число этнически-смешанных браков в России начинает расти. Этому способствовали не только отделение церкви от государства, но и отмена юридических брачных запретов, изменение общественных взглядов на национально-смешанный брак, массовые миграции. В период Великой Отечественной войны межнациональная брачность приобрела массовый характер, и на фоне резкого снижения общего количества заключаемых браков доля межэтнических браков по отношению ко всем бракам в этот период возросла. Мощные изменения в структуре межэтнической брачности населения бывшего Советского Союза определены целым рядом факторов, в числе которых наиболее значимы следующие: 1) снижение с конца 1988-1989-х гг. естественного прироста русских в ряде союзных республик; 2) рост миграционной активности населения страны с конца 80-х гг.; 3) проводимая в республиках бывшего СССР этноизбирательная политика . Это позволяет сделать вывод о том, что установки на смешанный брак детерминируются множеством факторов, среди которых немаловажное значение имеет состояние межэтнических отношений в том или ином регионе, что, в свою очередь, выступает показателем толерантных отношений. В 1998 г. в результате некоторой стабилизации положения в стране наблюдается фиксирование числа межэтнических браков на определенном уровне. Доля смешанно-национальных супружеских союзов в Российской Федерации колеблется от 10% до 15% в различных регионах, что является наивысшим показателем в ближнем зарубежье. В 2000 году в России примерно 23% населения составляли межнациональные семьи. В 2004 году их стало уже 37%. В Москве насчитывается 22% смешанных пар. И каждая пятая такая пара - православно-мусульманская. По прогнозам ученых, к 2025 году доля русских в Москве может уменьшиться до 73% (сейчас - 89%). Зато заметно возрастет доля народов Закавказья, Средней Азии и Северного Кавказа. В свете психологических исследований и по результатам житейских наблюдений межэтнические браки могут выглядеть порой как браки более успешные по сравнению с моноэтническими. Однако это не снижает интереса к проблематике, так или иначе связанной с межэтническими браками, со стороны в первую очередь тех людей, жизнь которых в той или иной степени была связана с межэтническими браками, даже если с точки зрения ряда формальных критериев жизнь в этих браках выглядит внешне вполне успешной. Межличностные отношения представителей разных этносов регулируются двумя противоположно направленными тенденциями . С одной стороны, можно наблюдать любопытство, желание познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремление к разнообразию, проявляющееся в том, что внешность непохожего на субъекта человека кажется ему более привлекательной. С другой стороны, ощутимо действие защитных, охранительных сил этноса, побуждающих конкретного представителя этноса воздерживаться под разного рода предлогами от межэтнических браков или, если такой брак все-таки имел место, заботиться о том, чтобы дети, выросшие в межэтническом браке, сохранили в той или иной форме свою принадлежность к этносу субъекта. Есть основания полагать, что с возрастом последняя тенденция может усиливаться. Влияние защитных, охранительных сил этноса ослабляется в двух случаях:

1) кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит;

2) кризисное состояние самого субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса (в этом случае другой этнос, хотя бы на время, может показаться более привлекательным). Рассмотрим эти причины подробнее.

Кризисные явления в рамках того этноса, к которому субъект принадлежит, могут приводить к массовым межэтническим бракам и формированию новых этносов. Но происходит это лишь в том случае, когда присущая этносу внутренняя способность к саморегуляции полностью исчерпана. В молодом возрасте, когда в основном заключаются браки, у части молодых людей может возникать ложное, преждевременное ощущение, что положительное значение их этноса полностью исчерпано. Это побуждает их стремиться к интеграции в иной более успешный этнос или же делает для них привлекательной культуру космополитизма. Первым робко заявляющим о себе признаком привлекательности культуры космополитизма является просто допущение на уровне сознания её для себя возможности. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса исчерпано, может субъективно ощущаться даже как просто полное отрицание ценности своего этноса в прошлом, настоящем и будущем, как враждебное отношение к нему. Все это ослабляет влияние защитных охранительных сил этноса и усиливает побудительную силу любопытства, желания познакомиться с иной, чем своя собственная этнической идентичностью, стремления к разнообразию. Ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может приобретать форму характерного сочетания с состоянием влюбленности. В основе состояния влюбленности лежит неразрешенный внутренний конфликт между стремлением человека к совершенному и несовершенством образа окружающего мира, формирующегося при взаимоотношениях с ним. Конструктивное разрешение этого конфликта предполагает:

1) признание несовершенства окружающего мира как факта;

2) осознанное и произвольное творческое отношение к окружающему миру, при котором человек последовательно и целенаправленно, преодолевая трудности и обретая союзников, пытается этот мир преобразовать. Неразрешенность этого внутреннего конфликта (который можно рассматривать как стадию в развитии молодого человека или девушки) периодически обусловливает вовлечение субъекта в состояние влюбленности, при котором другому человеку приписываются положительные качества, которых у него на самом деле нет. Положительные качества не просто приписываются, возникает страстное отношение к другому человеку, как носителю некоей принципиально иной по отношению к известному окружающему миру совершенной реальности, в результате этот человек получает значительную власть над субъектом влюбленности, которой он не всегда способен распорядиться с пользой для себя и для другого. Отрицание положительной значимости собственного этноса, негативная оценка принадлежности к своему этносу могут побуждать к состояниям влюбленности в представителей других этносов и неразделенной любви. Персона из другого этноса ещё до встречи с ней становится потенциально желанной, невозможность вступить с ней в брак уже до встречи восприниматься как трагедия, благодаря которой утрачивается смысл жизни. Так, например, в консультативной практике автору приходилось сталкиваться с переживанием подростка, чьи предки с Кавказа, по поводу того, что он "черный", поэтому никакая русская девушка его никогда не полюбит. По мере того, как люди становятся более мудрыми, ложное, преждевременное ощущение того, что положительное значение собственного этноса полностью исчерпано, может сменяться более трезвыми и взвешенными оценками своего этноса и своего значения в нём. Защитные, охранительные силы этноса в этих условиях могут провоцировать чувство беспокойства по поводу сложившегося брака, субъективно ощущаемого неблагополучия, природу, причины которого человек зачастую понять не может. Психологическая защита от травмирующих переживаний в этом случае может выражаться в следующих явлениях:

1) человек старается исказить реальность в том направлении, чтобы уменьшить в своих глазах и в глазах окружающих положительные черты и значимость того этноса, из которого он вышел;

2) человек становится горячим патриотом этноса своего брачного партнера, отрицая при этом проблемы данного этноса и связанные с ними недостатки;

3) человек становится все более горячим и некритичным патриотом этноса, откуда он вышел, пытается другого супруга и своих детей максимально интегрировать в свой этнос . Эти три формы психологической защиты связаны с чрезмерными обобщениями и искажениями значимой информации, они затрудняют формирование объективной картины мира. С психологической защитой, видимо, связан также и тот феномен, что в межэтнических браках порой уделяется больше внимания бытовой культуре, чем в семьях моноэтничных. Для представителей межэтнических семей гораздо более важно выглядеть для себя и окружающих благополучной семьей, чем для членов моноэтнических семей. Однако связано это может быть с подспудным ощущением страдания, и осуществляется за счет глубины общения, в ущерб этой глубине. Инициаторами проверки этносов на прочность путем межэтнических браков становятся люди, которые вследствие своей высокой чувствительности (и по этой причине невысокой выносливости) острее, чем остальные, ощущают кризисные явления внутри своего этноса. Это чаще бывают женщины, чем мужчины. Готовность к межэтническим бракам является частным случаем эпатирующего поведения, когда индивид совершает с точки зрения сообщества абсурдные, нелогичные, отвергающие каноны поступки, являясь в этом случае своего рода юродивым - человеком, который через шутки и несуразности, "пощечины общественному вкусу" пытается обличить несовершенство сообщества, в котором он живет. Если этнос способен реагировать (в том смысле, чтобы меняться) на подобного рода поведение отдельных своих членов, это говорит о том, что у него есть ресурсы для преодоления кризисных явлений. Если нет - этнос продолжает разрушаться, а эпатирующее поведение и межэтнические браки в нём становится всё более частыми. Если говорить про кризисное состояние субъекта, вызывающее у него проблемы в отношениях с представителями своего этноса, побуждающее его воспринимать брак с представителями другого этноса более привлекательным, то в массовом масштабе оно может быть спровоцировано кризисным состоянием самого общества. По мере развития кризиса всё больше ситуаций становятся источниками долговременных психологических травм чаще всего невысокой интенсивности, что приводит к большому количеству неврозов и невротических состояний, деструктивных установок, проявляющихся в общении. Если проблемы, связанные с этим не будут решены, представителям такого этноса будет всё труднее общаться между собой, осуществлять совместную деятельность, что будет побуждать их к выходу за пределы собственного этноса, в частности в межэтнические браки. В этом случае стабилизирующее значение иного этноса будет заключаться в его ярко выраженной психотерапевтической функции. Но по мере того, как данная психотерапевтическая функция будет производить свой эффект, некогда травмированная личность будет все более приобретать сущностные характеристики подлинного бытия. На каком-то этапе в форме внутренних переживаний вновь заявят о себе охранительные силы этноса, что может дестабилизировать брак, приводить к связанным с этим феноменам, описанным выше. Что же может быть основой позитивной этнической идентичности детей из межэтнических браков? - Лучшие черты этнической идентичности одного этноса усиленные недостающими чертами идентичности другого этноса. Этот ответ особенно применим к ситуации, когда из двух и более этносов складывается новый этнос. Это означает, что по отдельности оба этноса в процессе истории оказывались все более недееспособными, но, объединившись, они создают новый дееспособный этнос, у которого есть своя историческая задача и свои перспективы в изменившихся экономических, социальных и природных условиях. Выходец из межэтнического брака усиливает тот этнос, который он выбирает в качестве системообразующего, культурой другого этноса. Выбор этноса в качестве системообразующего зависит от того, какой этнос субъекту покажется более дееспособным. Естественно, что по мере развития субъекта взгляды на этот вопрос могут меняться. Увеличение степени осознанности и произвольности поведения людей применительно к реальности, связанной с межэтническими браками, способствует ощущению благополучия на субъективном уровне и позитивному эмоциональному климату в семье. Межэтнический брак следует рассматривать как элемент в процессе сближения двух этносов . Этот процесс может длиться и довольно долгое время (столетиями) и зависит от степени интенсивности контактов между этносами. Если контакты редки, образуется инцидент, который со временем приобретает историческое значение, способствующее международным отношениям. Таким образом, становление межнациональной брачности как формы межэтнического взаимодействия имеет исторический характер. Развитие межэтнической брачности показывает: в стабильном обществе количество смешанных браков увеличивается, что позволяет говорить о межэтнической брачности как показателе благополучия общества и наличия терпимых, толерантных отношений между народами. Динамику межэтнических браков в Европе и мире связывают с развитием глобализационных процессов, то есть, можно предположить, что развитие межэтнических браков также является показателем информационного развития общества.

Количество межнациональных брачных союзов стремительно растет, такие браки стали весьма популярными в последние десятилетия. Происходит это потому, что у людей появились неограниченные возможности путешествовать, работать за рубежом, учиться, а благодаря развитию интернета стираются все географические границы.

Однако брак с иностранцем - дело специфическое. Почему же женщины выходят замуж за мужчин, принадлежащих к другой национальной группе и даже расе?

Прежде всего, это желание сбежать из своей страны в более экономически и социально развитую державу. Девушки надеются на финансовое благосостояние и социальный статус. То же самое можно сказать и о мужчинах, которые перебираются в крупные столицы, а для того, чтобы избежать нелегального проживания, женятся на коренных жительницах. Тем самым – становятся «своими». Согласно статистике, в Москве на все брачные союзы приходится 58% с участием мигрантов.

Тем временем ученые-генетики озадачены - при такой динамике и притоке мигрантов в крупные экономические центры, генофонд русских москвичей на 70% будет заменен примерно за 10 поколений (одно поколение – 25 лет). Четыре поколения уже прошло…

Кроме того, если супругами становятся генетически отдаленные мужчина и женщина, то существует большая вероятность того, что в следующих поколениях дети будут обладать огромным количеством наследственных заболеваний. Поэтому наиболее благоприятными считаются браки, в которых и муж и жена принадлежат к близкородственным народам .

Кроме этого, следует понимать, что создавая семью с человеком другой национальности, придется следовать их устоям . Я бы не смогла стать женой устоявшегося мусульманина, ведь мы, женщины с европейским менталитетом вряд ли захотим становиться «восточной» женой.

По рассказам одной знакомой семьи – «восточная» жена должна посвятить себя всю дому и хозяйству, своим мужчинам. Мать встает ранним утром и начинает готовить, чтобы к пробуждению семейства были и хачапури, и манты. Ее миссия - ухаживать за мужем и сыном, другого в их семье быть не может. Таковы устои и обычаи этого народа. Да и сами мужчины стараются брать в жены только девушек, принадлежащих к их национальности, чтобы не смешивать свою кровь .

Я лично за сохранение генофонда каждой отдельной страны, межнациональные союзы часто распадаются, но остаются дети… Которые и расплачиваются за эксперименты родителей.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Межэтнические браки в современном обществе - это закономерное социальное явление, приводящее к обмену культурными ценностями между представителями разных наций.

Межнациональные браки неизбежны вследствие коммуникации между представителями различных народов. Благодаря им происходит взаимообогащение супругов за счёт обмена информацией о культурных ценностях и традициях этносов.

Межнациональные браки являются показателем стабильности общества.

Чем больше межнациональных браков в обществе - тем устойчивей государство за счёт толерантных отношений между этносами. В многонациональном государстве межэтнические браки - гарантированная защита от конфликтов между народами. Дети от таких браков более толерантны и терпимы к представителям других наций.

Против межнациональных браков выступают только националисты и фашисты всех мастей.

Межэтнические браки и сексуальные отношения между представителями разных рас официально запрещались в Германии в период Третьего рейха, в ЮАР во времена апартеида, а также практически по всех штатах США до 1967 года. Детям в таких семьях отводился маргинальный статус, который обычно выражался в оскорбительных прозвищах. Например, в Индии их называли «чандала» (неприкасаемые).

Дети от межнациональных браков более красивы и талантливы, чем дети от моноэтнических браков, потому что исключается редукция предков.

Во многих обществах межродственные браки заключались из-за территориальных, социальных или идеологических ограничений. Это приводило к редукции предков - то есть уменьшению числа общих предков у супругов. К примеру, у детей от брака двоюродных брата и сестры будет шесть прабабушек и прадедушек вместо обычных восьми. Подобные браки приводили к тяжелейшему умственному и физическому вырождению потомства. Межнациональные браки исключают редукцию предков и рост наследственных заболеваний.

Благодаря межнациональным бракам молодые люди могут поменять образ жизни, место жительства и гражданство.

Всё больше молодёжи желает заключать браки с иностранцами, будучи иногда знакомыми просто по переписке. Подобный брак помогает улучшить материальное положение, повысить социальный статус, близко познакомиться с другой культурой, полностью изменить свой образ жизни и начать с "чистого листа".

Современные психологи убеждены, что национальность партнеров не влияет на успешность их брака.

Большинство современных психологов считают разговоры о проблемах межнациональных браков скорее лицемерием, чем справедливой точкой зрения. Они обращают внимание на то, что благополучие любой семьи зависит только от ее членов. Проблемы непонимания, конфликтов с родственниками, разных религий и мировоззрений встречаются и в однонациональных, и в межнациональных браках. И лишь от умения слышать друг друга, готовности работать над отношениями, идти на компромиссы, взаимного уважения зависит, в конечном счете, успех того или иного союза.

Дети от межнациональных браков, как правило, двуязычны, что повышает их конкурентоспособность в современном обществе

Билингвизм (двуязычие) естественным образом формируется у ребенка, если его родители говорят на разных языках. При этом второй язык усваивается не менее глубоко, чем первый, и воспринимается не как нечто заученное и чужеродное, а как родная речь. Знание в совершенстве второго языка дает детям из этнически смешанных семей дополнительный рабочий инструмент, возможность заработать и вести более интересный образ жизни. В сочетании с умением вести себя адекватно в разных культурах это существенно повышает их шансы преуспеть в эпоху глобализации.

Межнациональный союз – это еще и возможность существенно разнообразить свой рацион питания.

Как правило, у представителей разных национальностей пищевые привычки не совпадают. Если люди не очень ладят друг с другом и не умеют договариваться, то это может стать настоящей проблемой. Но в гармоничной паре национальная еда может привести к формированию разнообразного меню, замене надоевших блюд новыми их вариантами из рациона партнера. Супруги могут многому научиться друг у друга и даже придумать свои собственные блюда, которые будут сочетать традиционные продукты из двух разных национальных кухонь.

Предложить свой факт

Межнациональные браки - зло

Как показывает мировая практика, в большинстве межнациональных браков супруги сталкиваются с неразрешимыми проблемами и трудностями из-за разного взгляда на жизнь, веру, роль жены и мужа в семье.

В современном обществе институт семьи переживает кризис. Различие в обычаях, традициях и образе жизни в межнациональном браке добавляет супругам в дополнение к обычным трудностям множество новых специфических проблем, обусловленных их принадлежностью к разным культурам. Чем больше супруги отстоят друг от друга в культурном, языковом, идеологическом плане, тем труднее им найти общий язык.

Члены семей супругов проявляют неприятие, сопротивление и враждебность по отношению к партнёру иной национальности.

В межнациональных семьях неминуемо возникают проблемы, связанные как с идеологическими, так и с бытовыми вопросами. Особенно ярко это проявляется в отношениях с родственниками жены (или мужа) другой национальности. Даже в обычной семье отношения тёщи и зятя, свекрови и невестки нередко бывают осложнены множеством конфликтов. В межнациональном браке это может привести к полному отторжению одного из супругов от своей семьи и родственников, к серьёзным переживаниям и конфликтам.

В межнациональных браках неминуемо возникает проблема определения этнической идентичности и самих супругов, и их детей.

Как правило, каждому из супругов редко удаётся сохранить свою национальную идентичность, ему приходится полностью перенимать привычки, обычаи и традиции другого. Дети, рождённые в межнациональных браках, не принимаются национальными общинами родителей в качестве полноправных членов и в результате превращаются в этнических аутсайдеров.

Если межнациональный брак предусматривает переезд и смену гражданства, появляются огромные трудности с законом.

В законодательстве России и многих других стран недостаточно чётко отражены права супругов и детей, рождённых в браке с иностранными гражданами. Отсюда возникают многочисленные проблемы и в самом браке, и в случае развода, усыновления ребёнка, установления опеки над детьми. Закон, как правило, становится на сторону гражданина своей страны. К тому же законы этих стран могут быть совершенно отличными от российских.

Дети в межнациональных браках часто рождаются больными и слабыми из-за несовместимости родителей на генном уровне.

Исследования различных научных центров свидетельствуют о том, что у родителей, которые принадлежат к далёким друг от друга этническим группам, с высокой вероятностью рождаются дети с врождёнными генетическими отклонениями. Этот факт учёные объясняют тем, что у детей от межнациональных браков складывается биологически более слабый комплекс генов из-за разницы между генотипами родителей.

До недавнего времени бытовало мнение, что дети, рожденные в смешанных браках, обладают более крепким здоровьем и развиваются гораздо быстрее, чем их сверстники, рожденные от родителей одной национальности

Никакими научными исследованиями этот миф не подкреплялся. В Америке в деревнях для белых и черных переселенцев, где смешанные браки встречались особенно часто, были обследованы дети. Результаты показали, что дети в таких семьях в 1,5 раза отставали в развитии, и намного чаще болели наследственными заболеваниями, чем их ровесники в монорасовых семьях. Напротив, народы, которые исторически мало ассимилировались, более здоровы и развиты. Для иллюстрации следует взять японцев, которые в силу культурных традиций и географического положения очень мало смешивались с другими народами. Сегодня это одна из самых здоровых наций с наибольшей продолжительностью жизни. К тому же у японцев практически отсутствуют случаи заболевания раком. При этом после смешанных браков у 3-4 поколений заболевание отмечается с той же частотой, что и у других народов. И еще один момент: люди скрупулезно заботятся о чистоте наследственности собак, лошадей, но напрочь забывают себя. Не парадокс ли?

О противоестественности межнациональных браков можно прочитать в древних славянских ведах. В них прямо указано на то, что с люди с разным цветом кожи имеют специфическую энергоновую структуру Крови, группу Крови, психоматрицу и т.п.

Согласно Ведическим летописям люди разных национальностей имеют отличную энерго-генетическую структуру крови, состояние которой зависит от получаемой энергии из космоса и от целостности генетического ядра. Генетический аппарат человека отвечает за Родовую память и физиологию, а энергоновая структура Крови отвечает за Дух и Душу. При смешивании различной крови происходит резкое снижение защитных сил организма, наследующего смешанную кровь. Иммунная система перестаёт работать нормально и не защищает эффективно организм от инфекций и болезней. Кроме физиологических проблем в сознании, в душе человека перепутываются такие понятия и ценностные ориентиры, как совесть, преданность любовь. Дети от смешанных браков не могут установить тесные доверительные отношения с родителями, основанные на единой природе естества, и рано покидают отчий дом. Как правило, они при поиске партнера страшатся представителей своих исходных национальностей и зачинают потомство с такими же метисами, как они, что делает уже их детей еще более уязвимыми. Все это в конечном итоге к уничтожению Рода как в обыденном понимании семьи, так и в смысле передаваемой через века наследственной информации.

Представители РПЦ считают, что межнациональный брак – это прелюбодеяние в духовном смысле.

На всём протяжении истории церковная мысль требовала от супругов придерживаться единства в вопросах веры. По утверждению православных священнослужителей, Господь Бог, когда вёл народ в землю обетованную, предостерегал людей от вступления в смешанные союзы: «Не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего, ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7: 3-4). С пастырской позиции, межнациональные браки искажают православную ориентированность семей. Даже между православными и инославными христианами существуют серьёзные отличия во взглядах на христианское единство, на основы христианской жизни (на грех, общество, государство и т. д.), на фундаментальные основы Церкви. Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13:27), «беззаконием, превышающим голову, и виной, выросшей до небес» (1Езд. 9:6). Семья обречена на разрушение, если один из супругов верит в Триединого Бога любви, а другой страшится некого одинокого властителя, который не даёт с собой встретиться. О какой крепости союза можно говорить, когда глава семьи имеет право на основании своей веры заводить любовниц и называть их новыми женами или наложницами? Как может муж, носящий на груди нательный крестик мирно ужиться с супругой, считающей, что Христа не распинали?

[
Похожие публикации