Сообщение на тему одежда римлян. Чем отличалась одежда древних римлян от одежды древних греков

МОДА ДРЕВНЕГО РИМА



Военизированный характер римского рабовладельческого государства в течение нескольких веков превратил небольшой город-государство Рим в могущественную мировую державу, под властью которой находилась территория современной Европы, Малой Азии, Египта. Захватнические войны, резкая классовая дифференциация, богатство и роскошь на одном полюсе, нищета и бесправие на другом придают римскому обществу облик, в котором утрачиваются черты сходства с античной Грецией. Римскую историю условно делят на период Республики (IV-I вв. до н. э.) и период Империи (I - V вв. н. э.). Как видно из самих названий, периодизация римской истории связана с политическими и государственными изменениями устройства Древнего Рима. В период Республики Рим завоевал Грецию (II в. до н. э.), и с этого времени культура римлян испытывала большое влияние культуры Греции.

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КРАСОТЫ РИМЛЯН
Древние римляне были суровыми, физически сильными, развитыми, выносливыми людьми. Не греческий культ прекрасного атлетического тела, гармонии пропорций, а суровость и мужество воина, приспособленность к любым условиям, строгость и простота - таковы основные черты идеала, сформировавшиеся на ранних стадиях римского государства.
В идеале римлянки воплотились величественность, медлительность и определенная статичность. Римские матроны пользовались большими правами и уважением в обществе, чем женщины в Древней Греции.
Идеальным колоритом внешности римлян считался светлый, особенно после того, как в Риме появились белокурые рабы-германцы.

ТКАНИ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА
Как и все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей.
Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи. Ткани, как и в Греции, изготовляли вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить красивые дорогие шелковые ткани. Килограмм такого шелка стоил килограмм золота. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые типа парчи, которые с каждым годом становились все более популярными. Использование плотных и тяжелых тканей приводит к постепенному переходу формы одежды от драпированной к плоской накладной, футлярообразной. Цветовая гамма в римском костюме - яркая красочная, основные цвета - пурпурные, коричневые, желтые. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Мужской костюм
В основе римского мужского костюма лежали два вида одежды: нижняя - туника и верхняя - тога. По своему назначению они сходны с греческими хитоном и гиматием, однако их конструктивное решение различно: хитон - драпированная одежда, которой обертывали тело, туника - накладная, надеваемая через голову одежда.
Туники имели несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Так, пурпурные вертикальные полосы по переду туники, различающиеся по количеству и ширине, носили римские сенаторы и всадники. Туника полководца-победителя была пурпурной, расшитой узором в виде золотых пальмовых ветвей.


Верхней одежде - тоге - римляне придавали глубоко символическое значение. Римский поэт Вергилий написал в своей «Энеиде»: «Владыки мира - народ, одетый в тоги». Иностранцы и рабы не имели права носить тогу. Тога представляет собой сложную драпировку прямоугольного, полукруглого или эллипсообразного куска шерстяной ткани размером 6х1,8 м. Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх и образовав шийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх на груди, укладывая полукруглой складкой. В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Большие размеры, сложная канонизированная драпировка, утвержденная законом, белоснежная дорогая ткань, пурпурная полоса - знак сословного отличия - должны были прежде всего подчеркнуть особое положение римского патриция, его благородство и превосходство над остальными членами общества.


В более поздние периоды тяжелые и громоздкие тоги заменяет легкий плащ типа греческой хламиды, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча. Такой плащ изготовлялся из небольшого прямоугольного куска дорогой, затканной золотом и серебром ткани.
Разновидностью плаща, небольшого по объему, длиной до коленей, был палудаментум, набрасываемый на спину и левое плечо и застегиваемый на правом. Палудаментум - костюм императора и знати - возродился впоследствии в пурпурной мантии королей. В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах - накидках возрожден еще один вид римского плаща - пенула - в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей - в костюме богатых щеголей.


Воины в ранние периоды римской истории носили шерстяную тунику, кожаный панцирь с металлическими пластинками, шлем на голове и плотный шерстяной плащ. В период Империи с появлением солдат-наемников видоизменяется форма воинской одежды и ее ассортимент: короткие, до коленей, штаны и короткий плащ появляются под влиянием варваров - германцев и галлов.
Костюм знатного римлянина дополнялся полусапогами или сандалиями с задниками. В период Империи в костюме знати были широко распространены ювелирные украшения: кольца, перстни из различных металлов, которые носили по 5-6 штук на каждом пальце. Браслеты играли роль наградного знака. Прямые, зачесанные на лоб короткие волосы и бритое лицо или небольшая завитая бородка дополняют облик римлян. В историю вошла прическа «голова Тита» из коротких локонов с бакенбардами, названная по имени императора Тита Веспасиана.
Одежда римской бедноты и рабов - туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани, в непогоду - простые деревянные башмаки.

Женский костюм
Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III - IV в. н. э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.
Женская туника по покрою не отличалась от мужской. Обычно она выполнялась из шерстяной ткани и была различной по ширине и длине рукавов.


Поверх туники знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. Если у гречанки нижняя одежда была из тонкой, а верхняя из плотной ткани, то у римлянки, наоборот, туника делалась из плотной ткани, а стола - из тонкой, прозрачной. Если туника была с рукавами, стола - без них, и наоборот. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции. Верхней женской одеждой был драпирующийся плащ, напоминающий по форме греческий гиматий, - палла. Голову покрывали вуалью или краем палы.
В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений служили вышивка, бахрома, ювелирные изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней. В III - IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими, статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых, неэластичных тканей. Простая гармоничная прическа римлянок, сохранявшая греческие традиции, сменяется в период Империи высокой прической на веерообразном каркасе, искусственным волосом. Обувь римлянок - мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками.










Легионеры римской армии в боевых доспехах


Легионеры при возвращении с войны

Римлянка в украшениях



Статуям и письменным источникам нам хорошо известна мода в Древнем Риме. Вся одежда создавалась из больших кусков ткани, которые оборачивали вокруг тела и закрепляли специальными булавками или ремешками. Шитые элементы одежды были грубыми и использовались редко. Также, для древних римлян одежда была признаком социального статуса (например, белоснежную тогу могли носить исключительно граждане Рима).

Материалы, которые использовали древнее римляне

В основном одежду изготавливали из льняных и шерстяных тканей, ведь привозимые из Индии тонкие ткани из хлопка и транспортированный из Китая шелк были на «вес золота», в северных провинциях дополнительно использовали мех и фетр. Все материалы имели природный цвет, и только сенаторы могли носить тоги с пурпурной каймой. Часто для декорирования использовались и линейно-ритмические решения нарядов (например, несколько элементов костюма, аналогичные ткани и цветовые оформления). В последующем, при развитии модных тенденций, популярными стали парчовые ткани, использование которых предусматривало отступление от принципов драпирования к футлярообразной, накладной одежде. Позже, в римском костюме преобладали яркие, однотонные красочные цвета от светло-голубого до сиренево-розоватого, а в расцветке стали использоваться геометрические орнаменты - круги, ромбы, розетки, квадраты, стилизованные листья из золота.

Мужская одежда в Древнем Риме

Для мужского костюма был присущим строго римский стиль, который предусматривал наличие набедренной повязки, прямоугольные разноцветные туники с боковыми и плечевыми швами, пояса. В провинциях селяне носили и плащи. Примечательным элементом одежды древних римлян была тога, которая надевалась поверх туники и драпировалась куском шерстяной ткани не менее пяти с половиной метров. Императоры заставляли своих сограждан постоянно носить тогу как символ своей принадлежности к привилегированному сословию граждан Рима.

Одежда римлянок

Римлянки носили нижнее белье (набедренные повязки, корсеты и ), туники из некрашеной тонкой, простой шерстяной и льняной ткани. Женская верхняя одежда имела название «стола» и была из яркой ткани, длиной до лодыжек. Очень богатые римлянки носили столу из шелка и хлопка. Первое время женщины в своем наряде тоже использовали тогу, которую позже заменила палла из целого куска ткани. Ею драпировались различными способами и иногда набрасывали на голову.

Древний Рим, обитель властных правителей и отважных военачальников. Все богатство древнеримской культуры не могло не отразиться в одежде этого народа. Выделяют два основных этапа развития римского костюма: республиканский и императорский. Одежда древних римлян республиканского этапа характеризуется строгостью и функциональностью, а императорского, напротив, делает упор на отношение владельца одежды к тому или иному классу. Императорский этап представлял собой большее разнообразие и пышность одеяний.

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами. Полудаментум Лацерна Тога Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Обувь

В бытовой обстановке римляне предпочитали легкую обувь – солеа. Это были сандалии, привязываемые к ноге специальными ремешками. Для публичных выходов солеа определенно не подходили. В силу этого распространение получила и другая обувь: сапоги, башмаки.

Выходя в свет, римлянин надевал полусапоги из кожи, которые назывались кальцеус. Эта обувь закрывала ногу владельца целиком. Цвет обуви тоже имел значение. Император мог носить кальцеус из кожи красного цвета, а сенатор – черного. Обувь украшалась различными бляшками и брошками. Низшие слои населения довольствовались деревянными башмаками, или обувью из грубой кожи. Женская обувь изготовлялась из мягкой кожи различных цветов. Знатные женщины ходили в светлой обуви, обрамленной жемчугом или камнями.

В одежде древних римлян очень четко прослеживается влияние греческой культуры. Многое было позаимствовано практически без изменений, однако и собственная самобытность присутствует. На то, какой была одежда древних римлян, повлияла сильная военная составляющая жизни этого народа. Вклад в культуру внесли не только завоеванные территории, но и соседние империи.

Видео

Фото

За несколько веков своего существования древнеримское общество и его бытовой уклад существенно изменились. Поначалу большое влияние на крой и стилистику древнеримской одежды повлияла греческая традиция, однако, со временем одежда трансформировалась и приобрела совершенно иной облик. Повлиял на это и военизированный характер Римской Империи, и соприкосновение с другими народами и их традициями. Как менялась одежда в Древнем Риме и каковы были ее основные элементы?

Одежда в Древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили с Востока. Эти ткани позволяли создавать одеяния, напоминавшие греческие туники и тоги, драпированные многочисленными складками. В позднее время популярность приобрели более плотные ткани, которые изменили силуэт, и крой одежды, сделав ее более футлярообразной.

Усложняются со временем и цвета одежды. Популярный в ранний период римской истории белый цвет постепенно стал торжественным, облачались в него лишь по праздникам, а в повседневной жизни предпочитали яркие и сочные оттенки. В позднее время римская одежда стала изобиловать вышивками со сложными геометрическими узорами. Однако позволить себе ее могли только состоятельные люди.

Верхняя одежда в древнем Риме

Верхняя одежда могла много рассказать о ее владельце, его социальном положении и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой мужского населения в Риме была тога из овечьей шерсти , но носить ее могли только граждане. Пурпурная тога была атрибутом победителя, серое или черное одеяние – знаком траура. Существовали также специальные тоги для несовершеннолетних юношей, священнослужителей и кандидатов на официальные должности.

Тога представляла собой кусок материи полукруглой формы, которая оборачивалась вокруг тела через левое плечо, образуя множество драпировок. Носить такое одеяние каждый день было не совсем удобно, поэтому очень быстро оно превратилось в торжественное и постепенно вышло из употребления. В повседневной жизни римляне стали использовать пенулу – теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову. Таким образом, тело со всех сторон был закрыто, голову можно было защитить капюшоном. Подобный плащ носили и римские солдаты, от обычного плаща гражданина он отличался короткой длиной и наличием застежки на правом плече.

Женским верхним одеянием был плащ палла, спускавшийся до самых лодыжек. Палла могла спускаться свободно или же закрепляться поясом на талии. Изготавливался такой плащ из тонкой шерсти, вариантов его кроя было несколько, как и вариантов цветов.

Мужская и женская одежда в Древнем Риме поначалу была довольно тяжелой и громоздкой, замедляла движение, поэтому со временем крой эволюционировал в более простой и удобный. Немало способствовали тому контакты римлян с варварскими государствами Европы.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужская одежда в Древнем Риме была представлена туниками различных покроев, некоторые из которых очень напоминали греческие одеяния. Изготавливались они изо льна или шерсти, длина их доходила до колен. Как правило, туники представляли собой просторные рубахи и подпоясывались на талии. Одевались они через голову, для чего на груди имелся разрез.

Облик туники зависел от социального положения ее владельца. У крестьян и рабов одеяние было простым, темного, в основном, коричневого цвета. Аристократы предпочитали белый цвет и украшали свою одежду вышивками, инкрустациями камней и драгоценными застежками. По тунике можно было отличить сенатора от полководца, а того от рядового солдата или жреца.

Мужские туники шились без рукавов, поскольку они считались признаком изнеженности, но юноши из аристократических семей временами любили шокировать общество, появляясь на улице в женском варианте туники с рукавами и с покрывалом на голове.

Поверх туники надевалась тога. Нередко мужчины носили несколько туник одну на другую.

Брюк в Древнем Риме не носили , они считались одеждой варваров, недостойной граждан великой империи. Тем не менее, войнам, служившим на северных рубежах, все же приходилось облачаться в этот непривычный для них элемент одежды, чтобы выдержать холода.

Женская одежда Древнего Рима

Ежедневной одеждой римлянок поначалу была более длинная, разновидность туники. По мере роста благосостояния ее заменила стола – широкая туника с множеством складок и с короткими рукавами. Доходила это одеяние до ступней, низ его украшался лентами или оборками, талия скреплялась поясом. Основой женской одежды Древнего Рима были изящные драпировки, спускающиеся вниз, и стола не была исключением. Такая форма одежды считалась привилегией свободных замужних женщин, которые имеют безупречную репутацию.

Цветовая гамма женских нарядов была очень разнообразна и отличалась яркостью и насыщенностью. Например, одеяние невесты состояло из длинного платья палы ярко-красного цвета, которое одевалось поверх туники, а на голову девушки накидывали оранжевое покрывало. В повседневной жизни носили одежду желтых, золотистых, голубых, зеленых и серых оттенков.

Вместо нижнего белья римлянки использовали нижнюю тунику с набедренной повязкой, на которую надевалась верхняя туника, а затем драпирующий плащ палла или пенула. Ими же или специальными вуалями римлянки прикрывали голову от уличной пыли. Какие-либо головные уборы использовались редко, отчасти потому, что женщины Средиземноморской империи большое значение придавали уходу за волосами и сложным прическам.

Обувью римлянкам служили сандалии и башмаки из мягкой кожи, которые украшались вышивкой и металлическими деталями. Важным дополнением к одежде были многочисленные украшения из драгоценных металлов и камней.

Одежда Древнего Рима и сейчас привлекает к себе внимание со стороны дизайнеров и поклонников моды, поскольку позволяет создать красивый силуэт. Таким образом, эстетические идеалы Империи продолжают свое существования, являясь очередным доказательством того, какой огромный вклад внесла древнеримская культура в развитие человеческой цивилизации.

Обувь в древнем Риме

Типы римской обуви

A. Перо - обувь без пятки, закрывающая лодыжку, использовалась повсеместно;

B. Сalceus - обувь носилась с платьем и одевалась вне дома;

C. Сalceus Патрикий - закрытая обувь с поперечными ремешками;

D. Сaligae - использовалась в армии, при этом усиливалась железными или медными гвоздями;

E. Soleae - обувь, которую носили дома.

За время существования римский уклад жизни постоянно изменялся. На создание одежды в Древнем Риме влияли греческие традиции. В поздний период в связи с проведением регулярных военных кампаний одеяние римских граждан значительно изменилось. Какие элементы были присуще одежде и из каких элементов состоял гардероб римлян?

Одежда граждан Древнего Рима

Качество одежды и расцветки указывали на положение в обществе и финансовое состояние. Мужская часть населения носила тоги из овечьей шерсти. Одежда пурпурного цвета характеризовала человека как победителя в военных сражениях. Черное или серое одеяние указывало на траур.

Ткани в Риме изготавливались из материалов, привезенных с Востока. Овечья шерсть в зимний период и шелк и льно в теплые месяцы собирались в драпировки и напоминали по виду свободные туники. Позднее в моду вошли плотные ткани, выделяющие силуэт. Тоги специальных расцветок были приняты для юношей и служителей церкви.

Одежда в Древнем Риме

Тога представляла ткань, вырезанную в полукруглой форме. Ее перекидывали через левое плечо. Тога образовывала множество драпировок. Подобная форма одежды была неудобной для повседневной носки, поэтому на смену тоге пришли более свободные одеяния.

Цвета верхней одежды граждан Древнего Рима также изменялись на протяжении всей истории цивилизации. Принятый в повседневной жизни белый стал восприниматься со временем как праздничный. В будни римляне одевали платья с вышивками геометрическими узорами ярких цветов. Позволить такую одежду могли лишь состоятельные граждане.

Мужская одежда в Древнем Риме

Мужчины одевали в теплое время туники разной длины и цветов. Их покрой напоминал греческий. Стандартным размером считалось полотно до колен. Просторные рубахи и туники одевались через голову и подпоясывались. Рукава были присущи женской одежде.


Мужская одежда в Древнем Риме

У крестьян туники были коричневого или серого цвета. У аристократической верхушки общества — белого с украшением бисером, вышивкой и драгоценными камнями.
По стилю одежды можно было определить, к какой касте относится римский гражданин: солдат или полководец, священник или ремесленник.

Мужская одежда в Древнем Риме отличалась отсутствием в гардеробе брюк. Этот элемент гардероба считался заимствованным у покоренных варварских народов. Однако служившим в северных легионах солдатам приходилось одевать брюки.


В непогоду римляне одевали плащ — пенулу. Пенула одевалась через вырез для головы. Сверху накидывался капюшон. Так одевались как рядовые граждане, так и солдаты. Разница состояла в длине застежки на правом плече.
В римском обществе были приняты следующие виды обуви:

  • Калцеус — одевалась на улицу с платьем.
  • Калиге — была характерна для армии, скреплялась медными гвоздями.
  • Калцеус Патрикий — сандалии с поперечными ремнями.
  • Соле — использовалась для дома.
  • Перо — обувь с открытой пяткой и закрытой ладыжкой для повседневного ношения.

Выходя на улицу женщины в Риме одевали плащи, полностью скрывающие фигуру — паллу. Одеяние спускалось свободно или подчеркивало талию с помощью пояса. Цветовая гамма была разнообразной, основная ткань — тонкая шерсть.

В повседневной жизни римлянки носили длинные приталенные туники с короткими рукавами со складками. Подол укарашался цветными лентами и кружевом. По мере роста благосостояния империи в обиход пришли столы. Носили их замужние женщины из высшего общества.


Невесту принято было наряжать в ярко-красное платье поверх туники. На голову накидывали цветную вуаль. В будни приняты были вещи золотых, зеленых, серых и голубых цветов.

Нижнее белье выглядело как набедренная повязка. Поверх него одевалась свободная туника. Шляпы и другие головные уборы практически не использовались. Римляне следили тщательно за волосами и создавали разнообразные прически.

Обувь римлянок изготавливалась из мягкой ткани. Сандали украшались лентами, драгоценными металлами и камнями.

Похожие публикации