Символы и мифы о кошках и котах.

Сегодня в это трудно поверить, но до X века домашних кошек на Руси практически не было. Историки предполагают, что этих первых пушистых зверьков в Россию завезли мореплаватели.

Кошка была в то время такой редкостью, что за ее кражу взимался огромный штраф, превышающий тот, который полагался за кражу коровы. За случайное или намеренное убийство чужой кошки кроме выплаты штрафа преступник был обязан приобрести потерпевшему другую кошку.

Кошка в языческой Руси

«Продвижение» домашней кошки с юга на север России происходило очень медленно. Самые древние останки кошек, найденные археологами на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей, относятся ко II-V векам новой эры - всего по одной кошке на несколько поселений. Однако результаты раскопок, относящихся к VI-VII векам, указывают уже на появление этих животных в Пскове, Ярославле и прибалтийских городах. По сведениям ученых, только в VII-IX веках кошки оказались на территории Старой Ладоги и в Среднем Поволжье.

Кошек ценили на Руси еще до принятия христианства. Так, одним из священных животных, сопровождавших бога Велеса, был кот. Кошка являлась хранительницей домашнего очага и проводником в потусторонний мир.
С появлением на Руси христианства языческий бог Велес был запрещен. Его заменил покровитель скота святой Власий, именно поэтому имя Васька стало самой распространенной кошачьей кличкой.

Кошка в храме

Католическая Церковь считала кошек исчадьем ада и без зазрения совести сжигала бедных животных на кострах. А вот православные священники сразу прониклись к «коткам» - именно так раньше называли кошек. Пушистые зверьки охраняли съестные припасы в монастырях, а потому заслуживали к себе особого отношения и могли в отличие от собак беспрепятственно заходить в церковь. Во Владимире, Суздале и многих других российских городах в воротах перед храмами можно увидеть небольшие отверстия, предназначенные специально для кошек.

Кошка - это роскошь

Поначалу в жилищах простых смертных кошки не водились вовсе, так как эти экзотические животные были им попросту не по карману - кошки обитали только в домах богатых особ. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в семье.

Жили кошки и при императорских дворцах, которые, как и обычные жилые помещения того времени, очень страдали от грызунов. Так, у Петра I имелся любимый кот, которого он окрестил по традиции Василием. В 1724 году царь взял его у одного голландского купца. Петр сразу оценил пользу, приносимую этими животными, и тут же издал указ: «Иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей, и крыс устрашения».

А императрица Елизавета Петровна в 1745 году приказала казанскому губернатору привезти ей уже 30 котов лучших пород и человека, который ухаживал бы за ними. Считалось, что казанские зверьки - лучшие крысоловы.
Екатерина II возложила на кошек еще более важную миссию: они стали хранителями картинных галерей, ведь от грызунов страдали не только амбары, но и произведения искусства. Коты в Эрмитаже прижились и стали знамениты не меньше, чем шедевры живописи или скульптуры.

Только к концу XVIII века кошки появились и в крестьянских избах.

Лапы первой домашней кошки ступили на русскую землю в 11 веке, а на землях, ныне относящихся к югу Украины, они и вовсе появились в 7-8 столетиях, о чем свидетельствуют найденные кошачьи останки. Впрочем, судя по некоторым данным, на землях, относящихся ныне к Одесской и Черкасской областям Украины, первые кошки появились уже даже во 2-5 веках, хотя в те времена они были большой редкостью.

Как бы то ни было, известно, что животное на Русь привезли мореплаватели, и успех странного пушистого зверя был просто ошеломительным! В ходу сразу же появилась пословица «Без кошек нет избы», а безопасность и жизнь животных было решено защитить на уровне законодательства. Для этих целей придумали закон, который, в частности, предусматривал солидный штраф за кражу кошки. Удивительно, но его сумма была даже больше, чем размер штрафа, положенного за кражу коровы или угон вола.

Приметы и предсказания

Помимо этого, история кошек на Руси характеризовалась постоянным появлением примет, связанных с их жизнью. Эти приметы до сих пор в ходу, а основаны они были на суеверии о том, что кошки приносят удачу. Так, славяне решили, что трехцветная кошка обязательно принесет счастье своим хозяевам, а семицветный кот и вовсе будет гарантией благополучия.

В то же время зародилась и примета, касающаяся черных котов , которых считали приносящими неудачи, хотя, с другой стороны, славяне верили и в то, что если завести черного кота в доме, он принесет неудачу прежде всего ворам, которые решатся на этот дом посягнуть, а заодно убережет и от грозы.

Кроме того, кошек считали предсказателями погоды или каких-либо событий в семье: например, славяне верили, что если кошка не дает проходу хозяйке, это принесет последней обновку. И, конечно же, кошек с радостью сделали героями русских сказок. Все знают, например, знаменитого Кота-Баюна, говорившего человеческим голосом, а также массу других «кошачьих» персонажей, в характеристиках которых так или иначе просматривается любовь славян к ним.

Разведение кошек в России

Разведением кошек славяне начали преимущественно в 7 столетии. При этом эта работа проводилась при поддержке церкви, которая охраняла этих животных и разрешала их селить при монастырях и церквях, а также в деревенских избах и даже в царских палатах. Тогда же появилась примета запускать кошку первой в новый дом – «на счастье», а животным, как и в Древнем Египте , отвели роль хранителей домашнего очага.

Однако несмотря на то, что история кошек в России имеет такой продолжительный период их разведения, всерьез племенной работой занялись лишь в 20 столети.. В 1980 году в стране появилось общество любителей котов, которое и начало организовывать первые выставки своих питомцев и определять чемпионов. Сегодня в России разводят свыше 20 пород, широко известных в мире, а кроме того, русские кошки имеют целых 500 вариаций окраса. Поэтому совсем не удивительно, что некоторые иностранцы считают за честь приобрести хотя бы одного исконно русского зверя (например, русскую голубую или сибирскую кошку), будучи уверенными, что таком коту не будет равных во всем мире.

В жизни русского человека, да и не только русского, но и всех россиян, кошка кажется чем-то столь же незыблемым как русские народные песни, сказки (вспомнить хотя бы Кота ученого или Кота Баюна), да и сама русская история. Однако мало кому известно, что кошки на нашей территории являются пришлыми животными, причем, пришедшими относительно недавно.

Откуда взялось слово «кот» на Руси…

Несмотря на то, что такие страны как Китай или Англия находятся значительно дальше от Египта, чем Русь, с кошками жителям этих стран удалось познакомиться все же раньше, чем нам. То, что знают многие. Но даже само слово «кот» не является исконно славянским и позаимствовано из латинского языка, где диких кошек обозначают словом «каттус». Именно от него и происходит слово «кот». Немногие знают и то, что самку домашней кошки вплоть до XVI-го века на Руси называли «котка». Кстати, в некоторых славянских языках по сей день сохранилась старинная форма этого слова.

Когда на Руси появились первые кошки

Некоторые источники утверждают, что первые кошки появились на Руси еще во II-V веках, но тогда они были невероятно редкими. Судя по останкам кошек найденным на Южной Украине, в VII-VIII веках они здесь точно обитали, хотя и неизвестно в каких количествах. Но это был юг современной Украины, который тогда только осваивался славянами, а что до территории современной России, то там кошки стали распространяться только в XI веке.


Каким путем попали кошки на Русь, и что было после этого

Предполагается, что на Русь кошек завезли мореходы. Обаятельный зверек никого не мог оставить равнодушным, и он сразу же приобрел огромную популярность. Вскоре уже появилась поговорка, что без кошки нет и избы. Были предусмотрены огромные штрафы, которыми наказывалось похищение кошки. Причем он был даже выше, чем штраф за кражу коровы. Учитывая то обстоятельство, что размер штрафа всегда определяется стоимостью ущерба, можно предположить, что стоимость кошки значительно превышала стоимость коровы.


В XII-ом веке разведение кошек на Руси становится нормой. Причем, церковь даже поддерживала это дело, взяв животных до поры до времени под свое покровительство. Очевидно церковные закрома изрядно страдали от грызунов, и церковь увидела в кошках божью помощь. В итоге кошки стали жить не только при церквях, но и в царских палатах и даже в деревенских избах. Животное стало покровителем домашнего очага и ездовым животным самого домового. Примерно тогда же, вероятно, и появился обычай при переезде впускать кошку в новый дом первой.

Русич и кошка – братья навек!

С ростом популярности кошек стали появляться и различные , поговорки и пословицы. Кошки прочно вошли в народные сказки, возможно, вытеснив оттуда более древних персонажей взяв на себя их функции. Кошачья натура произвела на русичей достаточно сильное впечатление и кошкам стали приписывать различные магические способности.


Примерно к XVI веку домашняя кошка имелась уже практически в каждой семье Российской Империи. Слова «кошка» и «кот» появляются даже в исторических документах, и не только как самостоятельные, но и в фамилиях влиятельных людей, например боярина Федора Андреевича Кошки-Кобылина. Также достаточно часто «кошка» встречается в прозвищах простых людей. Например, в приказных бумагах 1545 года был отмечен новгородский крестьянин по имени Кот-Мышелов Константин.

Кошки на службе у императрицы

В заключение не будет лишним вспомнить еще одни , связанный с российской историей кошек. Указ российской императрицы Елизаветы Петровны от 13 октября 1745 года приказывает, чтобы казанский губернатор доставил в тогдашнюю российскую столицу восемьдесят самых лучших кошек и котов, а также человека, который ухаживал бы за ними. Столь странный указ имел очень простую причину – императорский дворец сильно страдал от мышей. Спустя некоторое время народная молва приукрасила этот факт массой подробностей полусказочного толка. В итоге стали рассказывать о трех сотнях котов, которые должны были нести службу во дворце.

В России кошки получили широкое распространение всего три-четыре столетия назад. В это трудно поверить, ведь кошки входят в нашу жизнь с детскими потешками, колыбельными, народными сказками. Вспомнить хотя бы сказку «Репка»: «Кошка за Жучку, мышка за кошку...» Кажется, кошки были на Руси всегда... Однако на самом деле и в народной сказке «Репка», впервые опубликованной в 1863 г., о кошке ничего не говорится. Кошку стали звать после Жучки только в позднейших вариантах-переделках, и все прочие «кошачьи» песенки и прибаутки появились не ранее XVIII—XIX вв.

Данные археологических раскопок свидетельствуют, что кошки в Средние века на Руси встречались редко. Это были звери, содержать которых могли только богатые люди. В древнерусском литературном и юридическом памятнике «Правосудие митрополичье» его создание датируется XIV - началом XVI в., перечисляются штрафы, которые должны платить люди, причинившие вред различным домашним животным. За кражу собаки или кошки надлежало уплатить столько же, сколько за угон вола, - три гривны, а за жеребца втрое меньше, всего одну гривну! Этот документ свидетельствует о том, что кошки были редки и ценились дорого.

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна в середине XVIII в. выписала в Санкт-Петербург из Казани 300 искусных котов-крысоловов для ловли не дававших покоя императрице и её свите крыс в Зимнем дворце. В XVII в. любимый кот царя Алексея Михайловича был настолько значительной «персоной», что художник даже нарисовал его портрет. А сын Алексея Михайловича Пётр I не только сам держал кота, вывезенного из Голландии, но и высочайшим указом повелел подданным «иметь при амбарах котов для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Примерно с этого времени кошки в России начали распространяться повсеместно. «Устрашители» мышей и крыс, помощники в деле охраны урожая, ласковые мурлыки быстро завоевали расположение и взрослых, и детей. Кошек полюбили, но при этом продолжали немного их и побаиваться: когти и горящие в темноте глаза невольно наводили на мысль о связи этих зверьков с «нечистой силой».

Здесь вы найдёте полный справочник пород кошек , а также подробное описание каждой породы.

Такое непростое отношение к кошкам отразилось в обычае пускать кошку первой в новый дом. В этом был и элемент гадания: надо посмотреть, как поведёт себя кошка, и по её поведению можно будет предсказать, какая жизнь будет у семьи в этом доме. Были и следы древнего обряда «строительной жертвы»: чтобы новый дом стоял крепко, нужно отдать ему жизнь первого вошедшего, так лучше пустить кошку, чем человека. Но и это ещё не всё. Считалось, что существует тесная связь между кошкой и домовым - духом-хранителем дома, семьи. Запуская кошку в новый дом, хозяева словно переселяли вместе с ней домового, чтобы он по-прежнему хранил семью, не оставил бы её своими заботами, забытый в старом доме.

Публикации раздела Музеи

Как коты помогали крестьянам и императорам

Э кзотический товар в дохристианскую эпоху и единственное животное в православном храме, охранник картинных галерей и персонаж русского фольклора. Вспоминаем, как кошки появились на Руси и стали «служить» в монастырях, царских дворцах и даже на городских рынках.

Кот на вес серебра

Филипп Будкин. Девушка перед зеркалом. 1848. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Первых кошек мореходы привезли на Русь еще в дохристианскую эпоху . Экзотические звери были ценным товаром: стоимость кота вплоть до XV века была сопоставима с ценностью здорового пахотного животного - вола. За кошку платили гривнами - серебряными слитками в 205 граммов. Если убил чужое животное, случайно или злонамеренно, приходилось платить ее хозяину компенсацию - одну гривну и здоровое животное взамен убитого.

«Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место».

Сборник законов «Метрополичье правосудие», XIII век

Единственное животное в храме

Иван Билибин. Кот ученый. Фронтиспис к «Сказке о золотом петушке» Александра Пушкина. 1910

В католических странах средневековой Европы кошек считали приспешниками ведьм и слугами дьявола - особенно черных - и сжигали их на кострах. В православных же странах к ним относились с точностью до наоборот. На Руси кошка считалась чистым животным. Из всех зверей только ей можно было заходить в храм. К тому же коты спасали закрома церквей и монастырей от грызунов, что обеспечило им покровительство священников на долгие годы.

Портрет царского кота

Вацлав Холлар. Подлинный портрет кота великого князя Московии. 1663. Национальная библиотека Франции, Париж

Прижились кошки и при дворе. Они жили в царских покоях, с некоторых даже писали портреты. В 1661 году художник из Голландии Фредерик Мушерон создал портрет кота царя Алексея Михайловича . В Эрмитаже хранится гравюра, которую выполнил с этого рисунка чешский художник Вацлав Холлар. Долгое время считалось, что она создана во времена Ивана Грозного , однако это опроверг коллекционер и историк искусства Дмитрий Ровинский. В 1884 году он описал гравюру в своей книге «Материалы для русской иконографии»: «Лист этот очень редок. Чижев видел в Дрездене экземпляр этого кота, без года, обрезанный снизу, а потому и приписал его Царю Иоанну Грозному; Снегирев повторил эту ошибку в своих Лубочных Картинках» .

Для охраны амбаров и устрашения мышей

Вячеслав Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы). 1865. Государственный Русский музей

Сын Алексея Михайловича Петр I считал котов животными, которые могут приносить пользу. В одном из указов он повелел «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Любимого кота Петра I звали Василием. Царь взял его в 1724 году из дома голландского купца, который торговал на Вологде, - Петр Великий часто бывал у него в гостях.

Коты-крысоловы из Казани

Павел Федотов. Сватовство майора, или Поправка обстоятельств женитьбой. 1848–1849. Государственная Третьяковская галерея

Кошачью кампанию против вредителей продолжила императрица Елизавета Петровна . В 1745 году государыня приказала прислать специально для Зимнего дворца 30 кладеных (кастрированных) котов-крысоловов. Котов привезли из Казани: считалось, что казанские коты - искусные охотники на грызунов.

«…Cыскав в Казани здешних пород кладеных самых лучших и больших тридцать котов, удобных к ловлению мышей, прислать в С.-Петербург ко двору ея императорскаго величества… И ежели кто имеет у себя таковых кладеных котов, оных бы для скорейшаго отправления, объявили в губернскую канцелярию конечно от публикования в три дни, опасаясь за необъявление, кто оных имеет, а не объявит, штрафа по указам…»

«Указ о высылке ко двору котов», 1745 год

Охранники картинных галерей

Николай Бодаревский. Любимчик. 1905. Частное собрание

Екатерина Великая кошек недолюбливала, однако без них было не обойтись. Императрица не только не изжила котов из Эрмитажа, но и придала им новый статус «охранников картинных галерей». Императрица повелела: «…разделить котов на комнатных и подворных, а чтобы число первых и вторых знать, поручить вести учет» . В «комнатные» брали тех, что хорошо ловили мышей и при этом были хороши собой - в основном это были кошки породы русская голубая.

Коты в русских пословицах

Иван Горохов. У постели выздоравливающей. 1886. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ

К концу XVIII века кошки перестали быть «штучным товаром». Теперь они жили не только при церквях и в домах богатых людей, но и в избах крестьян. Это отразилось и в фольклоре. В 1853 году русский естествоиспытатель, писатель и лингвист Владимир Даль опубликовал двухтомник «Пословицы русского народа» - кошки упоминались в 75 из них.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Доведется ж и коту с печи соскочить.
Вылезай, кот, из печурки: надо онучи сушить.
Собака крох подстольных, а кошка пролитого молока ждет.
Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.
Он, как кошка, все на ноги падает.

«Вроде спорта - у кого кот толще»

Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918. Государственный Русский музей

В городах кошки «работали» в основном на рынках. Им жилось вольготно и сыто. Журналист Владимир Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» писал, что особенно упитанными были коты Охотного ряда. Местные торговцы оберегали ценных хранителей товара. Им даже разрешали сидеть на прилавках в перерыве между охотой на грызунов.

«…Первым делом было приказано иметь во всех лавках кошек. Но кошки и так были в большинстве лавок. Это было вроде спорта - у кого кот толще. Сытые, огромные коты сидели на прилавках».

Владимир Гиляровский, «Москва и москвичи»

Кошки блокадного Ленинграда

В годы блокады почти все ленинградские кошки либо умерли, либо были съедены. Поэтому в городе быстро размножились крысы. В апреле 1943 года в Ленинград завезли 5 тысяч дымчатых котов из Ярославля, а потом еще эшелон котов из Сибири. Советский писатель Леонид Пантелеев в блокадном дневнике записал: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей» . Для сравнения: килограмм хлеба с рук покупали за 50 рублей, а сторож зарабатывал 120 рублей. Четырехлапых бойцов отправили в музеи и подвалы уцелевших жилых домов. Через некоторое время они очистили город от грызунов.

Кот как достопримечательность

Екатерина Качура-Фалилеева. У самовара. 1-я пол. XX в.

Коты до сих пор «работают» в Эрмитаже - не в выставочных залах, но во дворах и подвалах. У каждого кота есть ветеринарный паспорт, миска и корзинка для сна. В 2016 году британское издание The Telegraph включило эрмитажных котов в список необычных достопримечательностей, которые обязательно нужно увидеть, если приезжаешь в Петербург.

«Кошек всего 50, этот лимит я сам установил. Они живут во дворе и в подвалах. «Лишних» котов мы отдаем в хорошие руки. Они знают свои места обитания в подвалах, руководить ими не надо. У нас интервью и съемки по поводу котов не реже, чем про Рембрандта».

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, «Литературная газета», 2014 год

Похожие публикации