Психастения. Как избавиться от застенчивости

Человек это социальное существо. Потребность в дружбе и любви существует у всех, но стеснительность мешает ее удовлетворить. Чтобы разобраться, как избавиться от стеснительности, нужно выявить причины этого явления. После этого можно будет ее побороть и полноценно общаться с людьми.

Почему люди стесняются?

Стеснительность это черта характера, возникающая у людей в процессе неправильного воспитания. Безразличие со стороны родителей, либо излишняя опека деформируют психику ребенка. Застенчивость может развиться и у детей, родители которых при воспитании постоянно заостряли внимание на их склонности стесняться общества других людей. В самые ранние годы развития формируются шаблоны поведения, избавиться от которых можно лишь упорными тренировками. Но жизнь без стеснительности того стоит.

Зажатость можно побороть только общением. Но чем больше человек стесняется, тем труднее ему это сделать. Выходит замкнутый круг, от которого трудно избавиться прошедшим неправильную социализацию.

Важно! В крайних случаях стеснительность перерастает в полноценную социофобию – страх социальных взаимодействий. При социофобии помогает только длительная работа с психотерапевтом, избавиться от стеснительности в запущенных случаях получается только за несколько лет.

Иногда скованность в поведении возникает из-за желания нравиться всем людям сразу. Стеснительность прививается неосознанно. Ребенку в процессе воспитания могут внушить, что скромность – это благо. Избавиться от стеснительности мешает отсутствие осознания того, что служит ее источником. Робость в таком случае даже не воспринимается негативно. Излишняя вежливость перерастает в стеснительность.

Проявления скованности часто возникают при общении с противоположным полом. Это происходит от недостаточного опыта общения, а так же от неправильно пройденной социализации. В идеале дети еще в школьном возрасте учатся взаимодействовать с другим полом и строить романтические отношения, они не испытывают стеснительность в дальнейшем. Но не всем это удается.


Девушки особенно часто испытывают стеснительность, когда общаются с парнем, который им нравится. Чувство неловкости при общении сопровождается глупым поведением, которое отталкивает понравившегося человека. Чем больше негативного опыта, тем больше стеснительности испытывает человек в дальнейшем, и тем труднее от нее избавиться.

Стеснение почти всегда сопровождается заниженной самооценкой. Чтобы побороть первое, нужно обязательно избавиться от второго. Неправильное восприятие себя развивается в процессе воспитания родителями. Если ребенка излишне ругать и отчитывать за каждую мелочь, у него развивается комплекс вины, мешающий избавиться от стеснительности. В зрелом возрасте он излишне погружается в себя, обдумывая каждый поступок на предмет того, понравится ли это другим людям. Избавиться от заниженной, но стать не стеснительным человеком по-другому нельзя.

Как перестать стесняться?

В голове у каждого человека есть определенный образ, который понимается, как воспринимаемая другими социальная оболочка. У людей с нормальной самооценкой этот образ воспринимается скорее позитивно, им легко избавиться от страха общения. Они понимают и принимают свои недостатки, но не относятся к себе слишком критично. У людей с хорошей самооценкой есть понимание того, что каждый человек в чем-то неидеален и избавиться от всех недостатков нельзя, но они не испытывают стеснительности, как люди с плохой самооценкой.


Первая по популярности причина неуверенности в себе, от которой нужно избавиться – критичное отношение к собственному внешнему виду. Первое впечатление о человеке складывается из его внешних данных. Избавиться от плохого первого впечатления почти невозможно. Неудачный опыт в знакомствах и общении усугубляет стеснительность. В процессе общения оно может поменяться, но хорошо выглядящим людям гораздо проще располагать к себе людей. Видя хорошее отношение к себе, они заранее избавляются от стыдливости, становятся более раскованными.

Поэтому займитесь собой:

  • Подберите себе новую одежду, найдите свой стиль, который подойдет именно вам. Не будьте слишком консервативны в одежде, чтобы людям не хотелось держать с вами дистанцию;
  • Займитесь спортом, физические нагрузки хорошо влияют на психическое здоровье, а в спортивных залах можно завязать новые знакомства, избавиться от комплексов, касающихся внешности;
  • Научитесь принимать свои недостатки. Некоторые из них не удастся навсегда уничтожить. Поэтому научитесь воспринимать их, как часть себя, чтобы избавиться от стеснительности.

Социальные взаимодействия требуют наличия определенных навыков. В общении с незнакомыми людьми это заметно больше всего. Нужно не только избавиться от плохой самооценки, но и приобрести навык общения. Когда человек общается с узким кругом близких людей, социальные барьеры стираются. Раз навсегда решили покончить с робостью, больше общайтесь. Избавиться от стеснительности можно в несколько этапов. Не обращайте внимание на ошибки на первых порах, они – необходимый опыт, чтобы избавиться от социальной неловкости.

Старайтесь быть интересной личностью для собеседников, ищите точки соприкосновения, чтобы избавиться от неловкости. Стеснительность притупляется при наличии общих интересов. Если вы боитесь подойти к малознакомому человеку и начать диалог, используйте площадки для нахождения случайных собеседников в интернете, чтобы избавиться от страха оставить плохое впечатление и стеснительности. Вы не будете испытывать смущения, если зайдете в анонимный чат, где ваша личность никому не известна, а избавиться от неприятного собеседника можно одним кликом.

Упражнения от застенчивости


Первое упражнение состоит в том, чтобы избавиться от стеснительности при нахождении в общественных местах и коротком взаимодействии со случайными прохожими. Ходите в людных местах и спрашивайте у случайных людей, как пройти в определенное место. Либо задавайте им аналогичные вопросы, не принуждающие вас к дальнейшему общению, это поможет избавиться от страха инициативы в общении. Перебороть свой страх общения будет проще, поскольку вы знаете, что человек вас не запомнит и не будет настаивать на продолжении общения, а от навязчивых людей будет легко избавиться.

Импровизируйте наедине с собой, чтобы избавиться плохого навыка общения. Способность вываливать на собеседника словесный поток не дается нам от рождения, как и стеснительность. Оставшись одни дома, попробуйте просто говорить вслух абсолютно все, что приходит вам в голову. Нужно избавиться от стеснительности перед самим собой. Проводя за такой тренировкой 15-20 минут в день, будьте уверены, что уже через несколько месяцев для вас не составит сложности подобрать тему при общении с кем-то. Осознанное умение красиво говорить лишит стеснительности, потому что вы будете уверены, что интересны собеседникам.

Читайте больше книг, чтобы избавиться от стеснительности. Развитая речь привлекает собеседников. Художественная литература развивает способность красиво и лаконично выражать свои мысли. Старайтесь читать книги, наполненные юмором, чтобы избавиться от излишней сухости в общении. Шутки и смех разряжают атмосферу общения и помогают убрать стеснительность.

Чтобы избавиться от стеснительности и развить речь, отлично подойдет просмотр чужих публичных преступлений. Наблюдая за людьми, мы невольно перенимаем их манеру общения, это помогает избавиться от скудной речи. Если вы будете смотреть лекции и выступления харизматичных людей, не испытывающих стеснительность, часть их харизмы передастся вам. Чтобы избавиться от стеснительности, нужно смотреть выступления людей, которые сами производят на вас сильное впечатление.

Застенчивых людей много. И они тоже объединяются в сообщества. Их можно найти не только в интернете, но и в реальной жизни. В большинстве городов этими сообществами организовываются тренинг или встреча, на которых можно отработать навыки общения с людьми, точно так же страдающими от стеснения. Они тоже ищут способ, как избавиться от стеснительности, найти общий язык будет проще. Только не думайте, что посещение таких мероприятий автоматически сделает вас уверенным в себе человеком. Избавляются от робости постепенно. Придется посетить много публичных мест, прежде чем ваши страхи окончательно рассеются.

Как избавиться от любовной застенчивости?


Одно дело – преодолеть стеснительность, чтобы найти друзей. Другое – чтобы найти вторую половинку и начать романтические отношения. У многих нет никакого страха при общении с людьми своего пола, но как только дело касается общения с противоположным полом, начинаются стеснительность и зацикливание на собственных страхах. Для стеснительности при общении с противоположным полом даже придуман психологический термин – любовная застенчивость. Самый действенный способ от нее избавиться – психотерапия.

Феномен любовной застенчивости имеет глубинные причины в психическом развитии человека и его генах. Однако это не значит, что нельзя избавиться от стеснительности перед понравившимся человеком. Желательно посещать психотерапевта и выполнять данные им упражнения. Но если вы не обладатель патологической скромности при общении с другим полом, можно избавиться от стеснительности собственными силами.

Перед парнем или девушкой старайтесь вести себя максимально естественно, не старайтесь намеренно избавиться от проявлений стеснительности. Не пытайтесь создать определенный образ, чтобы влюбить человека в него. Если вам предстоят длительные отношения, образ все равно будет раскрыт, лучше избавиться от желания понравиться любой ценой. Лучше всего, если человек полюбит именно вас.При развитии отношений стеснительности будет все меньше. Хорошие любовные отношения помогают избавиться от нее.

Помните! Остальные люди тоже обладают значительными недостатками. Дейл Карнеги советовал при публичных выступлениях представлять, что все зрители, перед которыми вы выступаете, должны вам крупную сумму денег. Изначально поставив себя немного выше другого человека, общаться с ним будет гораздо проще, стеснительность пропадет от осознания собственного превосходства. Так же это помогает побороть неловкость на первых порах, сопровождающуюся неуместными словами и жестами.

Существует стереотип, касающийся того, что девушка должна быть скромной. Девочкам с раннего детства прививают чувство стыдливости за себя при общении с мальчиками. Во взрослом возрасте им очень трудно справиться со стеснительностью. Девушкам следует помнить, что парни тоже переживают при общении с понравившимся человеком. Каждый парень переживает за свою внешность и манеры, когда начинает диалог с красивой девушкой. Держите это в голове и вам будет проще справиться со стеснением.

Вывод

Ощущение зажатости при общении возникает от сниженной самооценки. Человек, испытывающий сложности с общением, предъявляет завышенные требования к себе. Избавится от скованности тот, кто научится принимать себя вместе со своими недостатками, а так же не будет ставить себя ниже других людей. Чтобы этого достичь, нужно потратить много времени на практику, в которой от коротких разговоров вы перейдете к построению дружеских и любовных отношений.

Застенчивость и неуверенность ‒ это проблемы, с которыми довольно сложно бороться. Какова природа этого явления, есть ли у робости преимущества и как перебороть свою стеснительность? Постараемся разобраться.

Проблема стеснительности

Открытым и смелым людям не понять состояние стеснительных людей. Застенчивые люди стесняются подойти к незнакомому человеку и спросить, сколько времени. Они могут пренебречь своими интересами лишь потому, что робость мешает говорить.

Застенчивость появляется еще в детстве: ребенка может пугать большое количество людей, и ему сложно знакомиться со сверстниками. Некоторые ученые полагают, что стеснительность может быть наследственной чертой. Тем не менее стеснительность чаще всего ведет к появлению комплексов и страхов, а также банальной неуверенности в себе.

В застенчивости есть свои плюсы

Стеснительным людям нужно знать, что они обладают определенными преимуществами. Назовем некоторые из них.

  1. Интенсивное саморазвитие. Стеснительному человеку трудно общаться с другими людьми, но ему легко быть с самим собой. Застенчивые люди постоянно занимаются самоанализом, поэтому они легко вычленяют свои недостатки и стараются работать над ними.
  2. Анонимность. Кто бы мог подумать, что в 21 веке обычному человеку практически невозможно сделать что-либо без ведома общества? Но социальные сети, мобильные телефоны и куча приложений, докладывающих о нашем местоположении, практически не дают возможности уединиться. Стеснительным людям легче затеряться в толпе: они тихие, поэтому привлекают меньше внимания.
  3. Умение выбирать друзей. Стеснительные люди умеют наблюдать и делать правильные выводы. Именно поэтому они разборчивы в своих связях, как интимных, так и общественных. К тому же они умеют слушать, поэтому всегда являются хорошими собеседниками.

Как преодолеть стеснительность?

При всех достоинствах стеснительность все-таки заставляет постоянно сомневаться в своих решениях и попросту иногда мешает. Никто не может вас заставить (да это и не нужно) быть душой компании, постоянно находиться в центре внимания или знакомиться со всеми подряд. Однако для того, чтобы достичь взаимопонимания с коллегами или ченами семьи, нужно сделать несколько смелых шагов на пути прощания с робостью. Поэтому если вы считаете, что ваша застенчивость начала вам мешать, то стоит добавить своим действиям больше уверенности.

Итак, мы приведем 5 простых советов, которые вам помогут преодолеть стеснительность.

  • Знайте свои границы. Не делайте или не говорите того, что вам причиняет дискомфорт. Вы должны понимать, в чем вы уверены и что вам легко дается, а к чему стоит предварительно подготовиться. Если вы не можете долго разговаривать со слишком откровенным человеком или работать в коллективе, то не делайте этого. Незачем себя мучать.
  • Расставьте приоритеты. Ваши ценности ‒ это своего рода "маячки", на которые вы ориентируетесь. Постарайтесь определиться в том, что для вас действительно важно. Если вы этого не сделаете, то вашу уверенность может подорвать любая ситуация.
  • Тренируйте навыки. Ваша уверенность в себе появится вместе с вашей компетентностью. Если вы за рулем, то вы должны быть уверены в том, что вы хорошо водите машину. Если вы учитель, то вы должны знать, что даете достаточно знаний ученикам и делаете это хорошо.
  • Присмотритесь к людям. Не сравнивайте их с собой, а постарайтесь увидеть личность каждого. Представьте, что у каждого человека есть свои страхи и свои комплексы. Они тоже в чем-то не уверены. Тогда почему их нужно стесняться? Они такие же люди, как и вы.
  • Позитив. Ко всему относитесь с юмором. Наконец-таки решились спросить дорогу у незнакомого человека и от волнения запнулись и забыли, что хотели сказать? Представьте свое лицо в этот момент и посмейтесь над собой.

Положительное отношение к своим недостаткам искоренит ваши комплексы. Работайте над собой!

Страница 4 из 4

Видео: Йога от Невроза 1 укрепление нервной системы YOGA LIVE

Неврозы - это функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенное значение имеют также предрасположение к этому недугу и особенности нервной системы. Основные формы неврозов: неврастения, психастения и истерия.

Неврастения - это, по определению И. П. Павлова, ослабление процессов внутреннего торможения, что проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощения нервной системы. Для неврастении характерны быстрая утомляемость, раздражительность, возбудимость, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин.

Психастения встречается преимущественно у людей мыслительного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется развитием процессов застойного возбуждения (очаги патологической застойности, так называемые больные пункты). Человека одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, ожидание неприятности, боязнь темноты и т.д.). При психастении отмечаются частая нервозность, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. п.

Истерия - форма функционального расстройства нервной системы, сопровождающаяся разладом психических механизмов и как следствие нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов комплексное: создание благоприятных условий, медикаментозное физиолечение и психотерапия, лечебная физкультура.

Лечебная физкультура особенно показана при неврозах, так как она повышает силу нервных процессов, способствует их выравниванию, координирует функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.
Упражнения выбирают в зависимости от формы невроза.
При неврастении, например, лечебная физкультура направлена на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную борьбу со своим недугом.
Задачи лечебной физкультуры при психастении: повысить эмоциональный тонус и возбудить автоматические и эмоциональные реакции- при истерии - усилить процессы торможения в коре больших полушарий.
При всех формах неврозов важно отвлечься от тяжелых мыслей, выработать настойчивость, активность, вызывать у себя положительные эмоции.
Из-за повышенной обидчивости и эмоциональности человека в состоянии невроза в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений.
В первом периоде занятий их целесообразно проводить индивидуально. Применяют простые общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, не требующие напряженного внимания- выполняют их в медленном и среднем темпе. В дальнейшем в занятия можно включать упражнения с более сложной координацией движений. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно больше объяснять, больным психастенией - показывать.
При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания (например, просят поменять исходное положение). Так, при «параличе» руки используют упражнения с одним или несколькими мячами. При невольном включении «парализованной» руки в работу надо обязательно обращать на это внимание больного.
По мере овладения упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения на сохранение равновесия (на скамейке, бревне), а также лазанье, на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Ходьба, прогулки пешком, рыбная ловля также способствуют разгрузке нервной системы, снимают раздражение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Продолжительность занятий в первом периоде вначале 10-15 мин, а по мере адаптации - 35-45 мин. Если нагрузка переносится хорошо, то во втором периоде в занятия вводят упражнения, развивающие внимание, точность движений, координацию, ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата выполняют упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища, упражнения с внезапной перестройкой движений во время ходьбы, бега. Широко применяют подвижные игры, пешеходные прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, волейбол, теннис.

Видео: Лечебный успокаивающий аутотренинг. Врач психотерапевт А И Фролов ozdorov.ru

Неврастения

При неврастении лечебная гимнастика «тренирует» процесс активного торможения, восстанавливает и упорядочивает возбудительный процесс. Занятия лечебной физкультурой, помимо обязательной утренней гимнастики, следует проводить утром в течение 15-20 мин. Исходное положение - сидя. В первую неделю занятий общеразвивающие упражнения выполняют по 4-6 раз подряд, а дыхательные - по 3 раза. По мере освоения упражнений количество повторений увеличивается до 10 раз, а продолжительность занятий - до 30-40 мин.
Во время выполнения упражнений могут возникнуть болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышка) - это надо учитывать и регулировать нагрузку так, чтобы не уставать. Для этого надо прекратить занятие и немного отдохнуть. Упражнения должны быть разнообразными - тогда они не наскучат и вы не потеряете интерес к физкультуре.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Такая музыка может использоваться и как лечебный фактор.

Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Лечебная физкультура помогает вывести больного из угнетенного морально-психического состояния, отвлечь от тягостных мыслей, облегчить общение с людьми.
Рекомендуются упражнения эмоциональные, быстрые по темпу. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, темп ее - умеренный, переходящий к быстрому. Необходимо широко использовать игры, эстафеты, элементы соревнований, танцы.
В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности, пониженной самооценки, застенчивости советуют включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на сохранение равновесия, силовые упражнения.
Больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка. Важно понять, что упражнения помогут преодолеть чувство необоснованного страха.
Для повышения эмоционального тонуса применяют упражнения в парах, с преодолением сопротивления, игры- для подавления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, на сохранение равновесия, прыжки.
Чтобы возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус, надо ускорить темп движений: от 60 движений в 1 мин (это свойственный психастеникам медленный темп) до 120, затем от 70 до 130 и в последующем от 80 до 140. В заключительную часть занятий включают упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. После занятий лечебной гимнастикой должно возникать хорошее настроение.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Перед занятием надо подсчитать пульс.
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1-2 мин.
2. Ходьба по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1 мин.
3. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения, - от 60 до 120 раз в 1 мин.
5. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой - вдох- на счет 3-4 опустить через стороны - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение - руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 мин. Выполнять 20-30 с
7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой - вдох- на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнув. Повторить 3-4 раза.
8. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть - выдох- на счет 3-4 встать - вдох. Повторить 2-3 раза.
9. Исходное положение - стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки - выдох- на счет 2 подняться на носки - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Упражнения в парах на преодоление сопротивления:
а) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую выпрямляет. Повторить 3-4 раза-
б) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, присесть, (руки прямые), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза-
в) исходное положение - то же. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза-
г) и, п. - то же. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (танцевальный темп), затем разъединить руки и 3 раза хлопнуть в ладони. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
11. Исходное положение - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками, чтобы он ударился о стенку, и поймать. Повторить 5-6 раз.
12. Исходное положение - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения на снарядах:
а) пройти по скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза-
б) прыжки с гимнастической скамейки. Повторить 2-3 раза-
в) исходное положение - стоя у гимнастической стенки держась руками, вытянутыми вперед на уровне плеч, за концы рейки. Согнуть руки в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернутся в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 подняться на носки - вдох- на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. Исходное положение - то же. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После занятия снова подсчитать пульс.

Истерия

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения, плаксивостью и крикливостью.
Лечебная физкультура при истерии помогает избавиться от эмоциональной неустойчивости и «взрывов» раздражительности, повышает активность, усиливает сознательно-волевую деятельность, создает устойчивое спокойное настроение.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие (на разной площади опоры), танцевальные шаги под приятную мелодичную музыку, затем переходить к плавным танцам (вальс, медленный фокстрот). Темп замедленный. Необходимо спокойно, но точно выполнять все движения.
Первые занятия начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа - 140 движений в 1 мин и снижают его до 80, в последующем - со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.
Так называемое дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных движений для левой и правой руки, левой и правой ноги. Также включают силовые упражнения на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.

Буквально каждый человек встречался с этим состоянием, кто-то теоретически, а кто-то практически. Если рассматривать стресс с научной точки зрения – это своеобразная реакция человеческого организма на внешние раздражители.

Можно выделить как , так и отрицательные стороны этого состояния. Среди положительных можно отметить такие: у человека, организм которого испытывает стрессовую реакцию, возрастает вероятность выжить в опасной жизненной ситуации. Происходит это за счёт того, что головной мозг начинает функционировать быстрее, и ощущается вся полнота жизни.

Но отрицательные стороны берут верх. Поскольку стресс является негативной эмоцией, длительное пребывание организма в подобном состоянии становится опасным для здоровья. Появляются нарушения не только в здоровье, но и в жизни, в целом. Поэтому, если женщина или мужчина оказывается в подобной ситуации, необходимо предпринимать меры, помогающие избавиться от стресса.

Упражнения для снятия стресса

Одним из эффективных является спорт, или просто физическая нагрузка. Это зависит от здоровья человека, его темперамента и некоторых других факторов.

Внимание! Выбор упражнений для преодоления стрессовой ситуации должны быть индивидуальными! Одному человеку достаточно будет легкой физической нагрузки, а другому нужно полноценное занятие спортом.

Существуют определённые виды упражнений, которые помогут избавиться от стрессовых ситуаций. Ознакомиться с ними можно ниже.

  • «Проблема». Выполняется в том случае, если стресс вызван некой проблемой. Выполняется следующим образом: человеку необходимо принять удобное положение, расслабиться и посмотреть на свою проблему со стороны. Постепенно представить свой дом, родных и близких людей, далее свой город, страну. А дальше рекомендуется пофантазировать более глобально, увидеть галактику, вселенную и всех людей, которые находятся внутри. На фоне всего этого проблема покажется совсем незначительной, а значит, работа со стрессом принесёт результат. Выполнять упражнение рекомендуется около пятнадцати минут.
  • «Мария Ивановна». Данное упражнение уместно, если у человека возник стресс из-за конфликтной ситуации на работе. Предлагается выполнить следующее: поставить себя на место своего коллеги или начальника, пройтись его походкой, имитировать жесты, которые присущи ему или ей. Представить себе домашнюю обстановку сотрудника, его возможные проблемы и переживания. После таких действий напряжение постепенно уйдет, а вместе с ним и стресс.
  • «Настроение». Такое упражнение помогает в борьбе со стрессом, если напряжение возникает вследствие конфликта, после которого остался неприятный осадок. Для выполнения этого упражнения понадобится белый листок бумаги и цветные фломастеры или карандаши. Человеку необходимо максимально расслабиться и левой рукой передать своё настроение в цветовой гамме. Но нужно не просто рисовать линии, фигуры, а оставлять все свои переживания, проблемы на листке бумаги. После того, как весь лист будет изрисован, нужно его перевернуть и десятью словами описать своё настроение. После этого – посмотреть на абстрактный рисунок, перечитать все слова и порвать листок. На это упражнение рекомендуется тратить двадцать минут.

Существует и дыхательная гимнастика, которая также помогает привести психологическое состояние человека в норму. К дыхательным упражнениям по снятию стресса относятся:

  • Вдох и выдох. Выполняется следующим образом: медленно делается вдох на счет 1-4, задерживается дыхание на несколько секунд, и под такой же счёт – выдох. Можно делать вечером, для лучшего сна. Выполняется пять-шесть раз.
  • Дыхание животом. Для этого упражнения сесть ровно, выпрямив спину, но не напрягаться. Затем сделать глубокий вдох, сначала наполняя воздухом живот, а потом грудь. На несколько секунд задержать дыхание и медленно выдыхать. Но теперь, наоборот, сначала выпустить воздух из груди, а затем из живота.

Физические упражнения для снятия стресса

Иногда бывает и такое, что человеку не достаточно дыхательных упражнений для избавления от стресса. Поэтому существуют физические упражнения, помогающие исключить состояние повышенного стресса из своей жизни. К таким упражнениям относятся следующие:

  1. Растягивание плеч. Человеку нужно стать прямо и положить на плечи руки. На вдохе локти рук поднимаются как можно выше, а голова опрокидывается назад. На выдохе – принимается исходное положение. Благодаря этому упражнению проходит напряжение в спине, плечах и шее.
  2. Тянемся к небу. Исходное положение – стать прямо, ноги поставить на ширине плеч. На вдохе человеку нужно тянуться вверх, как будто он пытается дотянуться до неба. На выдохе руки медленно опускаются, принимается исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.
  3. Поза ребёнка. Для этого нужно сесть на пятки, а колени немного развести в стороны. Делая вдох, нужно поднять руки и потянуться вверх. На выдохе руки опускаются сначала на колени, а потом перед собой на пол, как можно дальше. В таком положение рекомендуется задержаться на несколько секунд, а затем принять исходное положение. Выполняется упражнение пять-шесть раз.

Польза психологических упражнений

Если человеческий организм постоянно испытывает стресс, здоровье в психологическом плане также может дать сбой. – это первый враг женщины или мужчины, поскольку он мешает добиваться успеха, угнетает человека, вследствие чего наступает апатия.

Но и в этом случае можно избавиться от угнетающего состояния, выполнив некоторые психологические действия. В чём же заключается их польза? Когда человек находится в стрессовой ситуации, он делает непроизвольные движения, которые помогают ему успокоиться, например: ходит непрерывно по комнате, стучит пальцами по столу, вертит в руках ручку или другой предмет. Если эти автоматические упражнения превратить в идеомоторику, то есть осознанно выполнять те или иные действия, пользы будет гораздо больше. Связано это с тем, что управляемые движения непосредственно направлены на очаг возникновения психологического стресса. Среди таких упражнений можно выделить:

  • визуализацию – создание конкретных мыслей, образов, ощущений, переживаний;
  • мотивацию – упражнения, которые способны мотивировать и систематизировать;
  • восприятие – система методов, которые помогут сконцентрироваться и трезво оценить сложившуюся ситуацию, построить желаемую модель будущего.

Важно! Любое из упражнений нужно выполнять в полной тишине и спокойствии! Рекомендуется сконцентрироваться на проблеме, чтобы раз и навсегда от неё избавиться.

Полезной будет и . Это одно из важных условий для того, чтобы сохранить эмоциональное состояние. Способы профилактического контроля следующие:

  • относиться к возникающим ситуациям проще;
  • учиться позитивно мыслить;
  • избавляться от негативных эмоций;
  • смех – лучшая профилактика стресса;
  • физические упражнения;
  • релаксация;
  • прогулки на свежем воздухе;
  • мечтать и фантазировать;
  • иногда – обращаться к психологу, если в этом есть необходимость.

В заключение

Итак, жизнь человека трудно вообразить без стрессовых ситуаций. Людям тяжело справиться с этим состоянием, особенно если нет поддержки со стороны близких.

Однако система упражнений, которая включает в себя психологические и физические методы борьбы со стрессом, поможет эффективно справиться с этим состоянием.

Больные психастенией мнительны, малоподвижны, сосредоточены на своей личности, заторможены, угнетены.

Возможности терапевтического действия физических упражнений при психастении очень разнообразны и эффективны.

Основной механизм воздействия физических упражнений заключается в «расшатывании» патологической инертности корковых процессов, в подавлении очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Осуществлению этих задач соответствуют физические упражнения, насыщенные эмоционально, быстрые по темпу, совершаемые автоматически.

Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, от медленных и умеренных темпов, как и движения, должна переходить к более быстрым вплоть до «аллегро».

Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршеобразных песен (марш Дунаевского из кинофильма «Цирк»). В комплекс физических упражнений чаще все го и больше всего необходимо вводить игровые упражнения, короткие эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной малоценности и пониженной самооценки, застенчивости, так характерных для лиц психастенического склада, рекомендуется вводить упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий целесообразно включать в группу несколько выздоравливающих больных с хорошей эмоциональностью, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что, как показал опыт, больные этой группы отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений и неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, избегают и не любят танцы.

При наличии навязчивых явлений, страхов большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности для преодоления чувства необоснованного страха выполнения упражнений.

Таким образом, особенностью лечебной физической культуры этой группы является сочетание ее с психотерапией и музыкой. Эти три фактора, комплексно дополняют друг друга, дают хороший эффект.

Схема построения занятий для больных психастенией.

1. Вводная часть. Введение в урок. Возбуждение автоматических в эмоциональных реакций.

2. Основная часть. Рассредоточение внимания на многочисленные объекты и ускорение автоматических реакций. Повышение эмоционального тонуса до максимума.

З. Заключительная часть. Неполное снижение эмоционального тонуса. Продолжительность урока 30 минут.

Методика.

Число лечащихся 12--15 человек. Команда подается живо. Излишняя требовательность и строгость к ошибкам и большой точности выполнения упражнений вредны.

Исправлять ошибки следует посредством показа хорошего выполнения упражнений кем-либо из больных. Не рекомендуется делать замечания тем больным, у которых это упражнение не получается.

Тоном команды, тембром голоса, живым реагированием на положительные эмоции больных, активным участием в их эмоциональном подъеме методист должен содействовать повышению контактности лечащихся с собой и друг с другом. Задача возбудить автоматические реакции в эмоциональный тонус достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до130 движений и в последующих занятиях от 80 до 140 движений в минуту. Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом.

Для преодоления чувства нерешительности, застенчивости, неуверенности в себе -- упражнения на снарядах, на равновесие, прыжки, преодоление препятствий.

В заключительной части урока проводятся упражнения, способствующие неполному снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

У больных без значительной астенизации длительность урока сразу может составлять 30--45 минут. Из них на вводную часть приходится 5--7 минут, на основную -- 20-30 минут, на заключительную -- 5--10 минут.

Во вводной части урок начинается с ходьбы в кругу (1 минута), а затем следуют вольные упражнения руками (по 8 раз), туловищем (по 8 раз), ногами (по 8 раз) и сиди и лежа (по 8 раз).

Основная часть строится достаточно разнообразно, в каждом уроке набор упражнений меняется. В основной части нужно широко использовать упражнения с волейбольным мячом (15 раз), гимнастическими палками (8--12 раз), скакалками (16 раз). Особое внимание следует уделить упражнениям, при выполнении которых требуется достаточная твердость, уверенность в себе, точная координация движения, сохранение равновесия, частая смена возбуждения и торможения. Сюда относят упражнения с бросанием баскетбольного мяча в корзину (по 10 раз), ходьба по рейке гимнастической скамейки вначале с открытыми, а затем и с закрытыми глазами (4--5 раз). В последующем по возможности нужно повышать высоту рейки или перейти на ходьбу по гимнастическому бревну. Ходьбу по рейке или бревну следует постепенно усложнять выполнением различных упражнений во время прохождения: удар по висящему мячу, различные вольные движения, повороты, преодоление препятствий. Из игровых упражнений благоприятно действуют соревнования по прыжкам в высоту, лапта, волейбол (как с сеткой, так и без нее), а в зимнее время -- катание на лыжах с гор с постепенно усложняющимися условиями спуска, катание на коньках, на санках с гор.

В заключительной части урока неполное снижение эмоционального тонуса достигается кратковременностью ее (1 минуты), выполнением небольшого числа динамических дыхательных упражнений на расслабление. Заканчивать ее следует опросом самочувствия.

При сочетании с астенизацией схема построения курса лечения и уроков несколько изменяется. В этом случае длительность урока вначале не превышает 5-7 минут и лишь постепенно доводится до 20-30 минут. Урок строится по тем же принципам.

Занятия с больными психастенией целесообразно проводить игровым методом, включать в занятия игры, элементы спортивных упражнений и соревнований, экскурсии. В процессе занятий необходимо отвлечь внимание больного от навязчивых мыслей, заинтересовать его упражнениями.

Некоторые особенности применения физических упражнений в занятиях с больными психастенией связаны с наличием у них навязчивых страхов (фобий). При наличии фобий, навязчивых идей необходима психотерапевтическая подготовка больного, приобретающая особую важность для преодоления чувства необоснованного страха перед выполнением упражнений.

Так, при фобии высоты, кроме перечисленных выше особенностей урока, нужно постепенно заставлять выполнять такие упражнения, которые вселяют уверенность в больного, снимают страх высоты. К ним относится ходьба по бревну с постепенным увеличением высоты, на которой эти упражнения выполняются, прыжки с какого-либо возвышения с постепенным увеличением его высоты.

При кардиофобическом синдроме, прежде всего, нужно очень подробно ознакомиться не только с психическим, но и физическим состоянием больного. Занятиям лечебной физической культурой должны предшествовать подробные соматические исследования, консультация с опытным терапевтом. Следует также внимательно изучить особенности, в которых появляется кардиофобический приступ, в частности связь этих приступов с какой-нибудь ситуацией (физической нагрузкой, высотой, волнением, усталостью в т.д.) В соответствии с этими данными и строится схема занятий лечебной гимнастикой. Конечно, речь идет о лицах, у которых нарушение коронарного кровообращения (или какая-либо другая сердечнососудистая патология, сопровождающаяся или не сопровождающаяся сердечными болями) совершено отсутствуют, но у больного имеется интенсивный страх сердечного приступа, страх умереть от инфаркта миокарда. Особенно показаны для лечения лечебной физической культурой лица, у которых <приступы> сердечных болей связаны с волнением. Первое время больные вообще не участвуют в упражнениях, а только присутствуют на занятиях других больных. Лишь затем можно постепенно втягивать их в занятия лечебной гимнастикой. Первые занятия очень кратковременны и ограничиваются лишь небыстрой ходьбой по кругу (без вольных упражнений) и некоторыми вольными упражнениями ногами (по 4--8 раз) и туловищем (по 4--8 раз). Затем длительность урока можно увеличить за счет упражнений с гимнастическими палками, ходьбы по гимнастической скамейке и ее рейке с постепенным добавлением дополнительных упражнений во время ходьбы. При успешном выполнении этих упражнений, начиная с 3-й недели, можно ввести в вводную и основную части урока вольные движения руками, бросание волейбольного мяча (по 10--15 раз), а в конце курса (4--5 недель) упражнения со скакалками, игровые упражнения с волейбольным мячом, подпрыгивание, прыжки в высоту в длину, ходьбу на лыжах по равнине.

Тактика методиста физической культуры и лечащего врача при появлении сердечных болей у больного во время выполнения упражнения достаточно сложна. С одной стороны, нужно прислушиваться к таким жалобам, но если есть уверенность в том, что эти боли не поддерживаются какой-то соматической основой, нужно смело рекомендовать больному не обращать внимания на болевые ощущения, сосредоточить свое внимание на правильном выполнении рекомендуемых упражнений, тем более что сами упражнения исключают возможность ухудшения со стороны сердечнососудистого аппарата.

Своеобразная методика назначается при страхе физического напряжения. Чаще всего этот навязчивый страх появляется у лиц с послеоперационной раной, когда врачи дают совет первое время не поднимать тяжестей, вообще не выполнять сколько-нибудь тяжелой физической работы. В дальнейшем, несмотря па хорошее течение послеоперационного периода, страх перед поднятием тяжестей, физическим напряжением фиксируется и тогда следует провести курс специальных упражнений.

Первое время больные выполняют только вольные упражнения руками (продолжительность урока 5--7 минут) и ходьбу. Спустя неделю, в основную часть урока вводятся упражнения с палками (4-8 раз), вольные движения туловищем, ногами, сидя и лежа (по 8--12 раз). Еще через неделю можно добавить упражнения на гимнастической скамейке, перебрасывание волейбольного мяча, прогулки на лыжах (без крутых подъемов и спусков, не более 30 минут).

Еще позже в основную часть урока вводят упражнения со скакалками, подпрыгивания, игру в волейбол, наконец, перебрасывание медицинбола нарастающей тяжести.

Из сказанного выше совершенно определенно вытекает необходимость тщательного ознакомления с особенностями больного, структурой его переживаний. Это правило, ценное вообще для всех видов больных, здесь становится особенно нужным. Поэтому методист по лечебной физической культуре должен подробно ознакомиться с историей болезни, выяснить все нюансы навязчивых страхов, «ритуалов» больного, в беседе с лечащим врачом совместно наметить схему применения лечебной физической культуры, а также постоянно держать связь с лечащим врачом и вместе оценивать изменения, происходящие в структуре заболевания, намечать дальнейшие программы занятий с учетом происшедших сдвигов.

Важным результатом применения лечебной гимнастики к больным психастеническими синдромами является возможность использования моторика для работы больного над собой; отсюда переход от лечебной гимнастики в группе в условиях стационара к использованию ее в домашних условиях; при этом есть несомненный положительный эффект от участия этих больных в игре в волейбольных командах, в соревнованиях по велосипедной езде, а там, где позволяет состояние здоровья, в футбольных тренировках и состязаниях.

Большое положительное значение имеют для этих лиц танцы, особенно коллективные.

Похожие публикации