Проекты продуктивной деятельности дошкольное воспитание. Продуктивная деятельность дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.

Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания - самовоспитание, в основе сознания - самосознание. И все эти "само", конечно, немыслимы без творческой активности, которая развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка. Всем известно, что одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание сочинений по литературе. Ребёнок не изобретает языковых и нравственных норм, научных понятий и приёмов труда, не создаёт ничего нового. Всё это коллективно выработанное наследие культуры существует ещё до ребёнка и является "новым" лишь для него. Однако освоить созданное человечеством он может только усилием и трудом собственной мысли, собственного воображения. Ребёнку предстоит, как бы приоткрыть то, что уже вписано в орбиту общественного опыта людей, воспроизвести некоторые существенные черты их творческого поиска, который в итоге привёл к созданию всей системы предметной культуры.

Наряду с конструктивными умениями (складывание, соединение, наложение и др.) формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить. Анализ условий задачи, поставленной взрослым, поиск способов ее решения подводят ребят к выделению учебной цели, учат планировать и контролировать, т.е. организовывать свою деятельность.

Творчеству дошкольника свойственно неразрывное единство воображения и творческого мышления (с возрастом наблюдается известная дифференциация этих процессов). Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт.

Проблема воображения в большинстве работ философов прошлого (И.Кант, Л.Фейербах, Г. Гегель и др.) рассматривается, прежде всего, с точки зрения его роли в процессе познания. При этом отмечается, что благодаря воображению у человека возникает “божественная” способность схватывать сначала целое, а затем его составляющие (И. Кант). Э.В. Ильенков рассматривает воображение как универсальную функцию, присущую человеку всегда и проявляющуюся в разных видах деятельности независимо от того, на каком содержании оно было сформировано. В.В. Давыдов, развивая эту мысль, указывает на то, что перенесенное свойство выступает как некая главенствующая часть, влияющая на изменение других частей, что собственно и позволяет получить новые целостности. Процесс воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции (Е.Е. Кравцова), умение видеть “глазами другого человека” (Э.В.Ильенков) и возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности (Н.Н.Палагина). Чем выше уровень воображения, тем выше уровень творчества.

Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

  • построение образа конечного результата его деятельности;
  • создание программы поведения в ситуации неопределенности;
  • создание образов, заменяющих деятельность;
  • создание образов описываемых объектов.

Все эти функции невозможно выполнить без активизации, наряду с воображением, мышления и памяти.

Дедуктивное мышление (дедукция), это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей.

Делая логические выводы, ребенок использует сложные системы, образующие связи, по которым течет его мысль. Примером такой связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме ребенок может высказать свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

Дедуктивное рассуждение основано на логических связях, а индуктивное рассуждение основано на наблюдении и организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности), приводящее к уровню убежденности.

Логические связи, получаемые человеком в результате развития, становятся основой его продуктивного мышления, но ребенок не рождается с логическим чувством. Он должен научиться пользоваться логическими связями, используя не только свой личный опыт, а это совсем не легкий процесс. Мыслящий человек может рассуждать и решать логические задачи, не включая процесс решения в практическую деятельность. И наша задача развивать у ребенка необходимый уровень мыслительных процессов.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда и отдыха). Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. “Способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной деятельности” (А.В. Запорожец).

Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать данную деятельность, как важный элемент гармоничного развития детей. Ручной труд открывает перед детьми широкие перспективы созидания. Его содержание тесно примыкает к конструированию.

Главными условиями творческого конструирования являются:

  • использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, скручивание, разрывание);
  • формирование обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура и др.).

В целях реализации последнего, прежде всего, необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки.

Для этого сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному конструированию с использованием даже сложных видов техники.

Данная деятельность развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими приспособлениями, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда.

Своевременное обучение умениям вносит значительные изменения в характер творческой деятельности. Владея навыками, дети успешнее претворяют свои замыслы в жизнь. Им становятся посильными более высокие требования: самим придумать, как следует выполнить красиво работу, какому материалу отдать предпочтение в соответствии с назначением вещи. В работе с детьми необходимо предоставлять им возможность осуществлять свой замысел, проявлять творчество.

Источником замысла детей, является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления поделок и художественных работ.

Любая эстетическая деятельность направлена на развитие у ребенка таких художественных способностей, как чувство формы, цвета и композиции.С незапамятных времен создавались и передавались из поколения в поколение игрушки и поделки, развивающие воображение детей. Особая ценность художественно-декоративной деятельности – в том, что используются разные материалы, которые по-разному сочетаются. Причем надо выбрать те материалы, которые наилучшим образом подходят к воплощению замысла.

Все это пробуждает инициативу детей, побуждает к самостоятельным действиям, придает им поисковый характер.

Своеобразие художественного образа создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и воплощения обусловлены особенностями психического и личностного развития ребенка-дошкольника.

В первую очередь это особенности основных психических процессов, реализующих, творческий процесс. Особого внимания заслуживает анализ воображения. Это связано с тем, что воображение – основа творческой деятельности, а творчество – один из существенных показателей развития личности, одна из существенных ее характеристик.

В то же время воображение – основное психическое новообразование дошкольного детства. Этот возрастной период сенситивен для его развития. Следовательно, одна из главных наших задач – создать благоприятные условия для его развития в контексте разных видов деятельности и в первую очередь в тех, которые по сути своей основаны на этом психическом процессе, не могут без него существовать. Значит, именно в них идет и наиболее интенсивное его развитие (игра, художественная деятельность).

Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В.Оклендер, “художественное творчество – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоиндетификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Н.Басина, О.Суслова считают, что “природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания.

Опираясь на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, а также систему обучения А.Н. Малышевой “Работа с тканью”, А. А. Грибовской “Коллективное творчество дошкольников”, методику Е. К. Брыкиной “Творчество детей в работе с различными материалами”, пособиями Н.Г. Пищиковой “Работа с бумагой в нетрадиционной технике”, Г. Н. Давыдовой “Бумагопластика”, Н. А. Смотровой “Нитяные игрушки”, Н. Крупенской, “Поделки из помпончиков”, Ольги Вешкиной “Декупаж”,

Махмутовой Х. “Декупаж из салфеток”, я осуществляю обучение и воспитание не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти “ЗУНы” усваиваются. Занимаясь развитием художественного творчества и развитием способностей у детей, считаю, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, ручной труд влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Поэтому я выделила основные цели своей работы:

  • развитие эстетического восприятия художественного вкуса;
  • развитие художественно-творческих способностей и творчества детей;
  • обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани;
  • развитие воображения, мышления и творческой деятельности.

Формируя у детей трудолюбие, учу их ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываю особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваю такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направляю на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляю нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываю следующие умения :

  • договариваться о совместной работе, ее содержании;
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
  • планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подвожу детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учу детей общаться друг с другом и с взрослым.

Поэтому моя цель – помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры. Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук.

Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаю его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными.

В работе с детьми я использую эффективные методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный и эвристический;
  • исследовательский метод;
  • практический и игровой;
  • метод молчаливого созерцания;
  • метод формирования сознания, поведения и чувств;
  • метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового материала.

А также использую общие способы стимулирования творческой активности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны, отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления;
  • обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;
  • поощрение высказывания оригинальных идей;
  • обеспечение возможностей для упражнения и практики;
  • использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Строя свою работу я определила те профессиональные критерии, которым должна руководствоваться:

  • компетентность;
  • умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
  • использование воспитательно-образовательной программы с учетом индивидуальных особенностей и уровня развития детей;
  • способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать техническими умениями и навыками выполнения художественных работ.

Учитывая обновление содержания работы, новые концепции образования и воспитания в дошкольном детстве по ручному труду я разработала этапы деятельности, с детьми начиная с 4-х летнего возраста:

1 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (средняя группа)

Дети знакомятся с разными видами бумаги, способом и техникой выполнения работ, конструирование из бумаги.

2 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (старшая группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги - бумагокручение, бумагопластика.

2 год, 2 раздел “Работа с тканью” (старшая группа)

Дети знакомятся с видами и свойствами ткани, ее обработкой, аппликация из ткани.

3 год, 1 раздел “Работа с бумагой” (подготовительная группа)

Дети знакомятся с новыми техниками обработки бумаги – квиллинг, декупаж.

3 год, 2 раздел “Работа с тканью” (подготовительная группа)

Дети продолжают работать с текстильными материалами (ткань разных видов, кружева, ленты, шнуры и другие вспомогательные материалы).

Организованную деятельность с детьми осуществляю 1 раз в неделю на занятиях по ручному труду, которые провожу по подгруппам.

Помимо организованной деятельности осуществляю и совместную деятельность, а также викторины, конкурсы, выставки, кружковая работа и т.д.

Разработала методическое обеспечение для работы с детьми:

  • тематический план занятий по ручному труду детей 4-7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию способностей детей 4–7 лет;
  • тематический план игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей 4–7 лет;
  • тематический план работы кружка “Путешествие в страну Рукоделия”;
  • тематический план работы с родителями;
  • методические рекомендации.

Данная работа очень интересна для детей. Она способствует овладению взаимосвязными способами преобразующей деятельности, а так же становлению продуктивно-мыслящей личности ребенка. В процессе художественно-творческой деятельности решаются основные задачи и усваиваются новые умения и навыки, которые в дальнейшем дети смогут применить в своих творческих работах.

Список используемой литературы:

  1. Афонькин С.Ю. Рузина М.С. “Страна пальчиковых игр”. С-Петербург “Кристалл”, 1997 г.
  2. Брыкина Е.К. “Творчество детей в работе с различными материалами” Педагогическое общество России М., 2002 г.


Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей.

Обучение

  • рисованию
  • конструированию
  • аппликации

Способствует воспитанию

  • умственному
  • нравственному
  • эстетическому
  • Физическому

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности .


Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале - это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца .

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики, и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.


«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.


Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

В процессе работы развивается:

  • Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • Сенсорное восприятие, глазомер;
  • Логическое воображение;
  • Волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);
  • Художественные способности и эстетический вкус.
  • Способствует формированию добрых чувств к близким, и дают возможность выразить эти чувства, ведь оригами позволяет сделать подарок своими руками;
  • Влияет в формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата .



Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.


Одной из задач образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

является задача реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Наиболее полно эту задачу можно осуществить в процессе продуктивной деятельности.

Продуктивная деятельность - это деятельность, в результате которой появляется определенный продукт. В дошкольном учреждении к продуктивным видам деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация.

Кроме развития творчества, в продуктивных видах деятельности: - развиваются личностные качества ребенка; - развиваются познавательные процессы (воображение, мышление, память, восприятие); - развивается эмоциональная сфера; - формируются эстетические представления об окружающем мире .


Необходимые условия для творческого развития: - эстетизация образовательного пространства; - проблематизация содержания продуктивной деятельности (выявление не конкретной темы, а проблемы как способа постижения каждым ребёнком окружающего мира и своего бытия в этом мире); - взаимосвязь деятельности, которая организована педагогом, с самостоятельным экспериментированием и самостоятельным творчеством ребенка; - интеграция продуктивной деятельности с другими видами детской деятельности.


Следует помнить, что для развития творчества дошкольнику необходима совокупность определенных знаний, умений и навыков . Среди них - знание основных форм, структуры, цвета, величины; пропорциональных отношений в предметах и между ними; знание способов их изображения и умение использовать их в процессе рисования, лепки, при создании аппликаций, конструировании.


Этапы развития творчества в продуктивных видах деятельности:

1. Этап накопления и обогащения. Накопление сенсорного, эмоционального, интеллектуального опыта является основой для творчества. Важным элементом является развивающая предметно-пространственная среда.

2 . Этап подражания и имитации. Происходит освоение эталонов творческой деятельности, ее способов, технологий и средств. Главное на этом этапе – активизация имеющегося опыта ребёнка в эстетическом образовательном пространстве.

3. Этап преобразований . Применение освоенных эталонов и их трансформация в новых условиях в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями дошкольников.

4. Этап альтернатив . Направлен на индивидуализацию творческой деятельности, на самостоятельное выражение художественных образов.


Конструирование является одним из наиболее содержательных видов продуктивной деятельностидошкольников, так как представлено во всех возрастных группах дошкольной образовательной организации, начиная с первой младшей группы.

Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников. Созданные постройки, поделки дети используют в игре, в театрализованной деятельности, а также в качестве подарка, украшения помещений, участка и т.п., что приносит им большое удовлетворение.

А.П. Усова предлагаетпод детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой - в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования (постройки - для игры, поделки - для украшения елки, для подарка маме и т.д.), поэтому должны соответствовать своему назначению.

А.В. Запорожец считает, что продуктивная деятельность в детском саду – это вид культурной практики, где происходит успешное формирование и реализация способностей воспитанников, и который можно организовать в форме совместной деятельности взрослого с детьми.

Таким образом, можно сказать, что продуктивная деятельность без участия взрослого не может быть, потому что взрослые мотивируют ребенка и у ребенка развивается воображение, он начинает создавать, что-то, но без конструирования ребенок не может этого сделать. Можно говорить, что продуктивная деятельность стимулирует ребенка к чему-то, а с помощью конструирования ребенок начинает создавать продукт.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образцами из сказок, фильмов. При этом знаки:здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурваломи т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов, имеющие разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер. Используют такой приём, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму. Например, веселый клоун, худой волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировали процесса предстоящей практической деятельности-в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, в первую очередь игра, и т.п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности.

Особое значение в работе с детьми этого возраста придается составлению между собой схематических изображений постройки в трех прямоугольных проекциях (вид спереди, сверху и сбоку). Это приучает детей видеть предмет с разных позиций, проделывать рядсложных интегрирующих операций с проекционными образами в уме.

Таким образом, разные способы и приемы детей возникает способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так самой детской деятельности конструирования. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игра, театр и т.д.) делает интересным, эмоционально насыщенным. Потребность в такой деятельностиу детей становится ярко выраженной.

Задача воспитателя детского сада воспитать всесторонне развитую личность. Эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию и осуществляется во всей работе детского сада. Одним из его средств является изобразительная деятельность. Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и т.д. Известно, что успешное развитие творческих способностей эффективно в изобразительной деятельности. Рисование, аппликация, лепка, конструирование дают возможность ребёнку создавать каждый раз новые постройки, рисунки, скульптурные и декоративные композиции. Желание творить - внутренняя потребность ребёнка. Она возникает у него постоянно и отличается чрезвычайной искренностью. Задача педагога научить детей творить.

Рисование, лепка и аппликация позволяют развивать мелкую моторику, создавать изображения предметов и явлений окружающей жизни. А это позволяет выражать своё понимание, эмоциональное отношение к окружаюшему. Очень рано ребёнок начинает стремиться, самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления. Задача воспитателя дать ребёнку возможность расширить область выражения возникающих у него образов. Целесообразно представить ребёнку материал, научить его умело с ним обращаться. Важно всячески своевременно поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Разумно предоставить детям разнообразные изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, краски, штампики, печатки, трафареты и многое другое).

Чтобы выполнить задачи всестороннего воспитания ребёнка необходимо иметь определённый запас знаний и умений, которые нужно передать детям, чтобы они умело пользовались ими. Задачи воспитания и развития могут быть успешно осуществлены лишь при условии обучения детей доступному им объёму знаний, умений и навыков изображения, формирования у них представлений о свойствах предметов и явлений, которые они изображают. Усвоение указанного материала способствует развитию сенсорных, умственных, трудовых способностей, являющихся основой развития художественных способностей. На занятиях по продуктивным видам деятельности целесообразно использовать как классические, так и нетрадиционные приёмы выполнения работы, оказывающие большое влияние на развитие творческих способностей, воображения, мышления.

Занятия по рисованию бывают традиционные - это рисование карандашами, кистью, фломастерами, мелками. Но использование нетрадиционных приёмов рисования позволяют детям более умело выполнить заданную задачу. Эти приёмы позволяют ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда. Использование нетрадиционных приёмов следует использовать по степени возрастания сложности и учитывать особенности освоения детьми.

Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Занятия лепкой, также как и другие виды изобразительной деятельности, формируют эстетические вкусы, развивают чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всём его разнообразии. Для того, чтобы занятия по лепке не были однообразными и надоедливыми, важно практиковать в своей работе разнообразие материала, из которого можно выполнить лепку. Используются пластилин, глина, соленое тесто.

Создание аппликации, это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основу, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные на бумагу другого цвета. Задача педагога ДОУ дать детям определённый объём знаний, умений и навыков по аппликации, которыми должны овладеть дети в разных возрастных группах для реализации своего замысла и отражения окружающей действительности.

Обучение детей нетрадиционным приёмам на занятиях по продуктивным видам деятельности можно вести с детьми младшей группы. И результат виден на лицо. Дети владеют этими приёмами, сами могут выбирать тот или иной способ выполнения работы, проявляя своё творчество и способности. На всех занятиях целесообразно предоставлять детям самостоятельность в выполнении своего замысла.

Наша задача найти новые методы и приёмы для детского творчества, обеспечить максимальные условия для развития потенциальных возможностей дошкольников и тем самым способствовать гуманизации образовательного процесса.

Нетрадиционные методы продуктивной деятельности.

У большинства детей, с нарушением интеллекта имеются проблемы с нарушением внимания и памяти, недоразвитием мелкой моторики руки, что в свою очередь влияет на формирование изобразительных умений и навыков. У детей с нарушением интеллекта мало подвижны пальцы рук, движения нескоординированные, несогласованные, такие дети начинают поздно обращать внимание на окраску предметов и плохо соотносят цвета, им трудно запоминать их названия. Несформированность графических навыков и умений не даёт ребёнку возможности в рисунках выражать задуманный образ, затрудняют развитие познания и эстетического восприятия.

Развивая у детей художественно-творческие способности, Работая по традиционным методикам, пришли к выводу, что они не побуждают к экспериментированию с красками материалами, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.

Поэтому, особенно важно, с детьми, имеющими проблемы в развитии проводить специальную работу по формированию навыков рисования с помощью нетрадиционных методик. Использование нетрадиционных методов и приёмов в работе с такими детьми, вызывает у них желание рисовать, мотивирует их к созданию задуманных образов, развивает координацию и ориентацию на листе бумаге, развивает мелкую моторику, творческое мышление, фантазию, воображение. Каждая из нетрадиционных методик и техник- это игра. Именно в игре, дети получают необходимые знания, умения и навыки, чувствуют себя более раскрепощенными, непосредственными, развивают воображение, самовыражаются.

Цель нетрадиционной технологии: Способствовать коррекции и развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Чтобы добиться этой цели, мы решаем следующие задачи:

1.Научить детей захватывать предмет с учетом их свойств и величины разными типами хватания.

2.Формировать умения оперировать каждой рукой, Кистью руки, выделять каждый палец в отдельности.

3.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности.

4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Мы применяем в работе следующие виды техник:

1.Тестопластика.

2.Техника-квиллинг (Бумагокручение)

3.Пуантилизм (Точечный рисунок)

4.Монотипия

5.Рисование ладошками и пальцами

6.Оттиск печатками (кубики с нитками, печатки из овощей, спичечным коробком, коктельной трубочкой, листьями, пенопластом и так далее)

7. Тычок жесткой полусухой кистью

8.Оттиск смятой бумагой

9.Свеча+акварель

10.Восковые мелки +акварель

11. Рисование крупой

12.Рисование мыльными пузырями

Тестопластика: Тестопластика в детском саду появилась не давно, с каждым годом набирает свою популярность. Тестопластика воздействует на развитие детей в комплексе. Повышает сенсорную чувствительность, развивает мелкую моторику рук, дети двумя руками начинают работать синхронно, формируется умение планировать работу, вносить изменения. Тестопластика доставляет детям огромное удовольствие. Особую радость им доставляет изготовление украшений и подарков. Можно предложить детям украсить новогоднюю ёлку изделиями из солёного теста, слепить и расписать подарки мамами бабушкам к 8 марта, сделать рамку для фотографий и т д.

Раскрашивать изделия из соленого теста удобнее гуашью. Её цвета более стойкие и яркие. После завершения работы можно покрасить работы лаком. Он придаст блеск поделке и защитит от влаги.

Одним из условий успешной работы является подготовка. Рабочая поверхность должна быть чистой и ровной. Можно использовать пищевую или упаковочную плёнку. Тесто к такой поверхности не прилипает, а поверхность остаётся чистой и гладкой. Для раскатывания теста понадобится скалка, Ножницы (они помогут сделать ежу иголки, цветку лепестки), ножи (лучше использовать пластмассовые ножи, так как они более безопасны и тесто к ним не прилипает), пластиковые вилки помогут нанести рисунок на изделие, карандашом удобно обозначать глаза или наносить рисунок. Можно воспользоваться различными трафаретами, которые хозяйки используют при выпечке печенья, подойдут и крышки разного размера, пуговицы, бусины, камешки, соломинки для коктейля.

В процессе лепки из соленого теста, дети знакомятся с формой предметов, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, наблюдательности, воображения.

Бумагокручение (техника квиллинг). В последнее время довольно популярна техника работы с бумагой – квиллинг, или бумагокручение, бумажная филигрань. Техника основана на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей оригинальные изделия. Дети с огромным удовольствием и желанием мастерят поделки из бумаги по типу оригами. Японцы считают, что искусство оригами несет душевное успокоение и физическое оздоровление. Оно действительно полезно для творческого и духовного развития детей.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». Данная техника не требует значительных материальных затрат для начала её освоения. Однако и простым бумагокручение не назовёшь, так как для достижения достойного результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей. Накручивать полоски бумаги можно на карандаш, фломастер, Правильно выбранная бумага для квиллинга - это залог хорошего результата. Изделие получится аккуратным, привлекательным и живым, если бумага, которая используется для его изготовления, будет высокого качества. Для бумагокручения используется бумага различной плотности, окрашенная в объёме, чтобы обе стороны и срез выглядели одинаково, хотя иногда срезу специально придают другой цвет. Наборы готовых нарезанных полосок бумаги для бумагокручения (разноцветные и однотонные) можно купить в специализированных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно нарезать полоски самостоятельно: ширина полосок для квиллинга обычно составляет 1-1,5 сантиметра, длина от 15 до 60 сантиметров. Часто в ходе работы полоски для бумагокручения разрезают на части, если требуется короткий отрезок, или склеивают вместе, если того требует размер.

Пуантилизм одно из интереснейших и необычных направлений живописи. Это такая манера письма картин раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы. Приём нетрадиционного рисования в технике пуантилизм отлично развивают мелкую моторику рук у детей, вызывает устойчивый интерес к творческой деятельности.

Монотипия это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном. Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон.

Живопись с помощью пальцев. Такой вид живописи благотворно влияет на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет. Краски растекаются и переливаются, как эмоции. Такая живопись помогает адекватно выразить эмоциональное состояние ребенка: гнев, обиду, боль, радость. Это позволит отследить внутреннее состояние ребенка. Прикосновение к краскам, их размазывание по ватману позволяет более полно включиться в процесс творчества, мобилизирует внутренние резервы организма. Перед началом работы необходимо надеть на ребенка фартук, дать легко смываемые краски и закрыть поверхность стола клеенкой.

Свеча+акварель. Восковые мелки+акварель. Для основного рисунка используется свеча, кусок мыла, белый восковой мелок. Невидимый контур, нанесённый этими материалами, не будет окрашиваться при нанесении на них акварельной краски, а будут проявляться. Данный метод позволит изобразить морозный узор на стекле или зимний пейзаж.

Печать листьями. Ранней весной, когда на деревьях распускаются молодые клейкие листочки, и поздней осенью, когда они меняют цвет и опадают, ребенок с интересом наблюдает за ними. Поэтому, когда на занятиях детям предлагается отпечатать самый настоящий листок березы или клена, они это делают с огромным удовольствием. Сначала нужно покрыть листок краской, а затем окрашенной стороной приложить к белой бумаге. Всякий раз следует брать другой листок. Так прожилки лучше будут отпечатываться. Если черешка нет, не беда. Его можно легко нарисовать кисточкой

Оттиск поролоном, пенопластом. Дети любят выполнять поролоновые рисунки. Для них специально вырезаются из поролона различные фигурки, геометрические фигуры, которые потом крепятся на карандаш при помощи обыкновенной проволоки. Дети обмакивают поочередно различные фигурки в краску и сначала хаотично, а потом по порядку штампуют на листе бумаги сердечки, кружочки, квадраты и треугольники, составляя простые и сложные орнаменты.

Оттиск пробкой. Используются различные пробки и крышки. Изображение получают, прижимая пробку к штемпельной подушке с краской нанося оттиск на бумагу. Для другого цвета меняется и пробка и мисочка с краской. Для лучшей выразительности можно использовать крышку с двух сторон. Правило- прижимать уверенно и ритмично не сдвигая с места.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование печатками из овощей.
Изготавливаем (вырезаем) из картофеля или моркови оттиски, ребёнок обмакивает их в краску, прикладывает штамп к альбомному листу и слегка прижимает. Получается оттиск. В данной технике можно изобразить снежинки, цветы, ягоды.

Оттиск смятой бумагой.
Ребёнок прижимает смятую бумагу к краске и наносит оттиск на альбомный лист, чтобы получить другой цвет, меняется и краска и бумага. Можно изобразить траву, цветы, облака, солнце, рыбок, животных. Правило - не используется вода.

Рисование с помощью пипетки .
Разводим в баночке краску с водой нужного цвета, набираем её в пипетку, капаем на альбомный лист бумаги осторожно надавливая на резиновый кончик пипетки. Эти методом можно изобразить дождь, точки у мухомора или божьей коровки.
Рисование крупами, песком.
На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, ребёнок пальчиками посыпает крупу, (песок), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяют

1. Преодолеть чувство страха у детей.

2.Дают свободу, вселяют уверенность в своих силах.

3.Способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей.

4.Развивают мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, зрительно-двигательную координацию.

5.Учат детей работать с разнообразным материалом.

6.Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Похожие публикации