Прикладное искусство. Вышивание

Вышивание - распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода - скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины - матери и хозяйки - вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома. Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.

Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.

Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует - к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.

Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.

В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.

Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.

Описание работы:

План - конспект урока разработан в рамках раздела «Рукоделие», образовательной области «Технология» и рассчитан для обучающихся 5 класса. Данный материал будет полезен для учителей, которые перешли на ФГОС нового поколения в 5-ых классах.

Класс: 5 Раздел: Рукоделие

Тема: Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства и ее применение в народном и современном костюме

Цель : ознакомить учащихся с историей вышивки и показать её применение в народном и современном костюме. Освоить приемы вышивания.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с искусством ручной вышивки; применяемыми инструментами и материалами, с приемами вышивания;

Развивающая : развивать творческие способности, сенсорные и моторные навыки;

Воспитательная: воспитывать трудолюбие, терпение, внимательность и аккуратность.

Оборудование : учебник, рабочая тетрадь, гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань, набор инструментов и материалов для вышивания.

Тип урока: комбинированный.

Методы: диалогический, алгоритмический.

Длительность урока : 90 минут.

Ход урока:

1. Организационно-подготовительный этап.

Приветствие;

Назначение дежурных;

Выявление отсутствующих на уроке;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Настрой учащихся на работу.

2. Изучение нового материала.

Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу - подсказке. (Определение темы занятия).

1. Старинный и самый распространенный вид декоративно - прикладного искусства. Широко распространен у всех народов нашей страны. Приемы вырабатывались многими поколениями мастеров, бережно сохранявших все ценное, (если учащиеся не догадались, зачитывается вторая часть).

2. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), камнями, монетами и т. п.

О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока?

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока)

Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок?

Ознакомиться с историей вышивки;

Рассмотреть её применение в народном и современном костюме.

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц - рукодельниц. Вся женская половина пряла, ткала, вышивала.

Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка - это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов.

Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная с семи - восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, а также различную одежду. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданного, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.

Как вы думаете, для чего мастерицы украшали свои изделия вышивкой?

Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой.

А где могла располагаться вышивка?

Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою (лев, барс - храбрость мудрость, оберег защита).

В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками.

А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовали мастерицы для своих узоров.

Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой

Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица - мать-сыра Земля».

Конь - оберег домашнего очага, символ доброты

Птица - спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Древо - символ жизни, единства рода.

Огонь - очистительная сила.

Спираль - символ пожелания блага

Украшение костюма - не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент.

Орнамент - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Для того, чтобы украсить вышивкой какое-либо изделие, необходимо использовать определённые инструменты и материалы.

Какие инструменты и приспособления применяются в вышивке?

(пяльцы, иглы вышивальные, ножницы, карандаш, калька, копировальная бумага)

А какие материалы можно использовать для вышивки?

(ткани - х/б, лён, шёлк, смешанные, канва, нитки - ирис, мулине, гарус, шерсть).

Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид. Вышивка очень богата разными видами и способами вышивания.

Какие виды вам известны?

(крест, гладь, бисер, пайетки, ленты и т.д)

Мы же свое изучение вышивки начнем с простейших стежков.

Виды декоративных стежков ручной вышивки.

1. Самый простой шов - «вперёд иголку» - на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые.

2. Шов «вперёд иголку с перевивом» - сначала выполняется стежок «вперёд иголку», а затем стежки перевивают нитью другого цвета или этими же нитями (для украшения одежды, столового белья)

3. Шов «назад иголку» - образует на лицевой стороне непрерывный ряд стежков, на изнаночной стороне эти стежки в 2 раза длиннее (Этот шов иногда называют «строчка», т.к. он похож на машинную строчку). Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.

4. Стебельчатый шов- сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений,для выполнения монограммы - вязь из начальных букв имени, фамилии)

5. Тамбурный шов - непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.)

6. Петельный шов - это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия

3. Практическая работа.

Повторение правил техники безопасности:

при работе с ножницами:

Хранить ножницы в футляре;

На столе ножницы должны лежать лезвиями от себя;

Во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми.

Передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд.

при работе с иглами, булавками:

Хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.);

Не оставлять их на рабочем месте;

Ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот;

Не вкалывать их в одежду;

Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой;

Куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю.

П/р: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту

4. Выдача домашнего задания.

Учебник стр. 96-100, 108-113 записи в тетрадях.

5. Подведение итогов урока.

Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания?

Что относится в вышивании к материалам?

Что нового узнали на уроке?

Чему научились на данном занятии?

Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия?

Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда вышитая вашими руками станет нарядной и оригинальной.

Рефлексия: учащимся выдаются кружочки, в них они должны нарисовать свое настроение, на обратной стороне написать + и - урока.

Учитель напоминает дежурным об их обязанностях: после звонка с урока остаться и прибраться в классе; благодарит учащихся за их учебно-познавательную деятельность и заканчивает урок.

Тема данного комбинированного урока: «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства» - первая тема в разделе «Рукоделие»

Выбранная структура урока была оптимальна для поставленных мною задач. Рационально выделено время для изучения нового материала и его закрепления. Переход от одного этапа урока к другому происходило плавно, логично. В течение урока использовались наглядные пособия и здоровьесберегающие технологии - физкультминутка

Раздел: РУКОДЕЛИЕ. СЧЕТНАЯ ВЫШИВКА – 6 часов.

ТЕМА: ВЫШИВКА КАК ВИД ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА – 2 часа.

ТИП УРОКА: Комбинированный. Приобретение новых знаний, их закрепление и применение, формирование умений.

ВИД УРОКА: ТРАДИЦИОННЫЙ.

Образовательный аспект: продолжить знакомство с творчеством народных умельцев, с композиционным построением узоров, научить технике выполнения счетных швов.

Развивающий аспект: продолжить формирование художественного вкуса, развивать образное мышление и мелкую моторику рук, совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитательный аспект: формировать вкус, воспитывать любовь к народному творчеству, коммуникабельность, умение доводить начатое дело до конца.

ИНТЕГРАЦИЯ: История, ИЗО.

Использование ИКТ: Программа Р/Р, текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов и упражнений.

Оборудование и инструменты: проектор, ноутбук, компьютерная программа Microsoft Power Point, принадлежности для вышики;

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ: картины, выполненные учащимися, виды национальной одежды, украшенные вышивкой, Презентация “Создание объемных сувениров – бискорню”, инструкционные карты, сувениры “бискорню”

МЕТОДЫ: беседа, демонстрация, инструктаж, практическая работа.

Приветствие. Проверка явки учащихся на занятие, их готовности к уроку. Активизация учащихся. Формулировка темы, Целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ.

– Виды рукоделия.

– Инструменты и приспособления для рукоделия.

– Правила безопасной работы.

– Здоровьесберегающие технологии.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры;

– выбор цвета;

– композиционное построение узора;

– счетные швы;

– подготовка к вышивке;

– приемы выполнения вышивки крестом;

– особенности вышивки для бискорню.

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполнение проекта “Сувенир бискорню”.

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (работа по рисункам и по карточкам)

– Что такое композиция?

– Что такое ритм?

– Что такое орнамент?

– Что такое раппорт?

– Что такое симметрия?

– Материалы и инструменты для вышивки.

Контроль и самоконтроль на начало работы по вышивке.

6. ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Подготовить презентацию по счетной вышивке, продолжить вышивку.

7. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ

КОНСПЕКТ УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ

– Виды рукоделия (вязание на спицах <Рисунок1> и крючком <Рисунок2>, биссероплетение <Рисунок3>, лоскутная пластика <Рисунок4>, квиллинг <Рисунок5>, вышивка различными способами <Рисунок6>, <Рисунок7> и т.д.)

– инструменты и приспособления для рукоделия: спицы и крючки из различных материалов, специальные иглы, магнитные доски с лупой, пяльцы и т.д.

– правила безопасной работы

На начало работы:

– Убрать волосы под косынку подобрать рукава одежды.

– Знать количество иголок и булавок, взятых для работы.

– Иголки и булавки находятся воткнутыми в игольницу.

– Хранить ножницы с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы:

– При ручных работах с плотными тканями, шить с наперстком, чтобы не уколоть палец.

– Во время работы иголки и булавки вкалывать только в подушечки и не брать их в рот, не вкалывать в одежду…

– Кусочки сломанной иглы собрать, завернуть в бумагу и утилизировать, как обычный мусор.

– Передавать ножницы кольцами вперед.

– Нельзя перекусывать нитки зубами.

По окончании работы:

– Проверить наличие иголок и булавок.

– Привести в порядок рабочее место.

– здоровьесберегающие технологии

Применение физкультминуток.

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

– зависимость вышивки от географического положения страны, ее истории и культуры

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависели от географического положения страны, ее истории и культуры. Кто захочет изучить язык декоративно-прикладного творчества, тому откроется красота и выразительность произведения народного искусства, эстетическая ценность. В изображения закладывался определенный смысл. Например, фигурами в виде ромба, квадрата или круга обозначали источники света – солнце или луну, горизонтальной волнистой линией – воду, вертикальной – дождь, скрещивающимися – огонь и молнию, горы представлялись треугольниками.

– выбор цвета

У белорусов в вышивке присутствует геометрический орнамент красных, бордовых, серовато-голубых и черных цветов на белом или сером полотне. <Рисунок8>, <Рисунок9>

Украинцам свойственен рушниковый орнамент, обычно растительного характера, встречаются стилизованные изображения птиц и зверей. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляя черный и синий. <Рисунок10>, <Рисунок11>

Грузинская вышивка отличается сложным узором – многофигурный тонкий геометрический и растительный орнамент, а также аппликация и вышивка цветным бисером. <Рисунок12>, <Рисунок13>

Вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани, кожи и бисера распространена у народов Крайнего Севера.

Вышивка народов России отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев и природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение. <Рисунок14>, <Рисунок15>, <Рисунок16>

Для Татарстана характерно шитье бисером и золотом по бархату. <Рисунок17>, <Рисунок18>

У каждого народа самобытные способы оформления одежды. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

– композиционное построение узора

При выборе рисунка для вышивки возникает целый ряд вопросов:

А) какие швы будут использованы в работе
Б) назначение изделия
В) расположение узора на изделии
Г) выбор цвета для его выполнения

Все это – слагаемые понятия “композиция”.

КОМПОЗИЦИЯ – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание. В композиции всегда есть главное и второстепенное, Главное может быть выделено при помощи цвета, размера, особого расположения, причем не обязательно в центре композиции. Построение цветовой композиции основано на РИТМЕ– чередовании цветовых пятен: главных и второстепенных, ярких и ослабленных. Построение полосы является простейшим способом показа ритма в орнаменте.

ОРНАМЕНТ – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров.

Ритмически повторяющийся элемент или несколько элементов, из которых складывается орнамент, называется РАППОРТОМ. <Рисунок19>

Мотивы в узоре не всегда повторяются. Орнаментальными считаются те узоры, которые строятся на основе симметрии или асимметрии.

СИММЕТРИЯ – соразмерное расположение форм, основных линий и красок относительно одной, двух или нескольких осей. Такое построение узоров характерно для русской вышивки и русского орнамента. <Рисунок20>, <Рисунок21>

– счетные швы

Для выполнения орнамента чаще всего используются счетные швы. Эти швы назвали так потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Это набор (брань), “роспись” <Рисунок22>, счетная гладь <Рисунок23>, русская гладь <Рисунок25>, крест <Рисунок26>, гобелен <Рисунок24>. Выбор орнамента во многом зависит от характера и расположения композиции. Для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент.

– подготовка к вышивке

1. Выбор основы. Это ткани полотняного переплетения, имеющие равное количество ниток по основе и утку. Нити таких тканей одинаковые по толщине. Это позволяет выполнять вышивальные стежки одинакового размера и с равными промежутками. Постоянно нужно считать нити ткани, что требует большого напряжения зрения. Лучше вышивать по КАНВЕ – ткани с четкой сеткообразной структурой. Такая ткань может иметь разный размер ячейки (клеточки). Чем больше стежков расположится в 1 см ткани, тем “тоньше”, сложнее и меньше по размеру будет работа. <Рисунок27>, <Рисунок28>

2. Выбор иглы обусловлен видом вышивки, толщиной ткани и ниток. Так, от толщины нитки зависит размер игольного ушка, а от вида ткани – острота конца иголки. Игла должна быть достаточно большой, для того чтобы в нее можно было вдеть нитку, и достаточно острой, чтобы легко прокалывать ткань.

3. Для счетной вышивки подойдут нитки с гладкой структурой, например МУЛИНЕ различных цветов и оттенков, шерстяные и полушерстяные ни тки. Э то и хлопчатобумажное мулине, и шерсть, и полушерсть. Толщина вышивальных ниток должна соответствовать плотности ткани и величине стежка. <Рисунок29>

4. Ткань следует хорошо натянуть, Её помещают в пяльцы или рамку, Лучше использовать пяльцы в виде двух деревянных колец с винтом для удерживания и натягивания ткани. <Рисунок30>, <Рисунок31>

5. Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань и предохранения пальца от уколов иглой. Он может быть пластиковым, металлическим или кожаным. Подбирают его по размеру пальца и надевают на средний палец рабочей руки. <Рисунок32>, <Рисунок33>

6. Вышивальные ножницы применяются для обрезания ниток. Они должны быть маленькими и острыми. Большие ножницы используются для раскроя ткани. <Рисунок34>

7. Схема для вышивки – это лист бумаги в клетку, на который с помощью условных значков или цвета нанесен рисунок.

– Приемы выполнения вышивки крестом

<Рисунок35>

– Особенности вышивки для бискорню

При выборе схемы для вышивки сувенира “бискорню” рисунок должен иметь две оси симметрии. <Рисунок36>, <Рисунок37>

4. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполнение проекта : “Сувенир бискорню”

1 группа – сильные учащиеся – выполнение игольницы. <Рисунок38>

Рис. 38

2 группа – слабые учащиеся – выполнение брелока.

Выбор схемы, нахождение центра симметрии в вышивке, выбор цветовой гаммы и т.д.

Декоративное искусство – обширнейшая область творческой деятельности человека. Разнообразные изделия, изготовленные из керамики, дерева, стекла, текстиля являются самыми древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, которые знаменуют развитие цивилизации и культурных традиций на различных этапах истории.

Декоративно-прикладное искусство возникло и имело своё развитие в пору человеческого общества, которое считалось важной основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративно-прикладного искусства до настоящего времени не совсем оценено . Вышивка шёлковыми лентами считается одной из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в далекие античные времена, где было зарождено искусство производства шёлка в Древнем Китае. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства было основано в далекой Италии, в дальнейшем это искусство подхватила другая страна – Франция. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья (см. Приложение 1. Рис.1). Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира. Из Франции искусство вышивания лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично - «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками (см. Приложение 1. Рис.2). Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток (см. Приложение 1. Рис.3). Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи - «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент (см. Приложение 1. Рис.4). Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов .



Вышивка лентами с давних времён привлекает рукодельниц только тем, что использование лент может помочь придать вышивке объём и само изделие в дальнейшем будет смотреться более эффектно и красиво.

Вышивка лентами – оригинальная техника, которая является современнейшим и актуальным видом декоративно-прикладного искусства. Она имеет множество разнообразных функций. Работая с лентами может преобладать чувство цветовой гаммы, оригинального воображения, развития творческих способностей. Данным видом современного творчества, люди украшают свой повседневный быт, украшая бытовые предметы яркостью и привлекательностью. Вышивка как вид искусства широчайшим образом может применён в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, следует отметить, что вышивка лентами и лентоплетение является главнейшим атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами часто расшиваются свадебные платья невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах (см. Приложение 2, Рис.5) .

В последнее время вышивкой из шёлковых лент декорируют конверты для новорожденных, подарочные коробки, букеты цветов. Технология вышивки лентами с каждым днём обновляется и развивается, в ней появляются новые приёмы и направления. Стоит отметить, что многих рукодельниц вышивка атласными лентами, также, как и вышивка алмазной мозаикой может привлекать только тем, что она может позволить достаточно быстро увидеть окончательную результативность и за несколько дней создать картину. В отличие от затратных по времени вязания спицами и крючком или вышивания нитями, когда сам процесс создания может занимать многие недели. Сама техника вышивания лентами считается несложной, но требующейся большой аккуратности и усидчивости от человека, который занимается данным видом декоративным – прикладным творчеством .



Проблема обучения вышивке лентами, как вида современного декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных. Обучение вышивке лентами – процесс сложный, творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности. Современные декоративные техники имеют свою специфику и шаблоны в обучении не допустимы, так как школьники обладают разными способностями. Каждый ученик носит в себе задатки художника и при условии более индивидуального подхода эти задатки могут быть развиты. Уроки декоративного искусства способствуют обучению художественным навыкам, учащиеся смогут развивать в себе чувство прекрасного, творческие качества личности, разбираться в многообразии декоративных техник, научиться преобразовывать бытовые предметы в произведения искусства.

Декoративно-прикладное искусство подразумевает под собой широкий раздел искусства, который охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин, условно объединяет два oбширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладногo творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким характеристикам: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: oдежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, ювелирные и другие художественные изделия .

Вышивка – распрoстраненный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, а также бисером, жемчугом, драгoценными камнями, блестками и др.

Истoрические корни искусства вышивки уходят в глубину веков. Очевидно, мы никогда не сможем узнать, кто и когда впервые в истории догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из-за недoлговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Ведь образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в. н. э..

Данные археoлогических раскопок, свидетельства исторических летописцев и путешественников позволяют утверждать, что искусство вышивания берет начало в глубокой древности и развитие его не прекращалось никогда – начиная с незапамятных времен и дo наших дней .

Истoрический факт - вышивкой украшалась одежда у скифов – жителей причерноморских степей. Об этом свидетельствует древнегреческий историк Геродот. В истории известно много археологических доказательств давности и распространенности народного обычая вышивать одежду. В с. Мартыновка Черкасской области был найден клад, датированный VI в. н. э. Среди других вещей здесь обнаружены серебряные пластинки с фигурками мужчин, одетых в широкие рубахи с вышивкой на груди, – еще недавно так одевались крестьяне. Пластинки, подобные найденным в с. Мартыновка, были обнаружены в Фессалии, на Балканах. Историки и ученные считают, что их занесли туда славяне со среднего Поднепровья. На фессалийских бляшках изображение воина настолько выразительно, чтo на рубахе видна вышитая вставка .

Еще oдин исторический факт - арабский путешественник Ибн-Фадлан (X в. н. э.) в своем рассказе о руссах отмечает, что они носили вышитую одежду.

В истoрическую эпоху Киевской Руси искусство художественной вышивки ценилось очень высоко. Сестра Владимира Мономаха Анна-Янка организовала в Киеве, в Андреевском монастыре, школу, где молодые девушки учились вышивать золотом и серебром.

Археoлогические раскопки подтверждают широкое распространение вышивки в древности: на фибулах и серебряных браслетах XIII в. изображены фигуры в сорочках с широкими вышитыми манишками. В Ипатьевской летописи от 1252 г. рассказывается история про князя Даниила Галицкого, который во время встречи с королем был одет в кожух, обшитый золотыми плоскими мережками .

Нарoд творил, находил и утверждал собственный оригинальный стиль. Неизвестные умельцы кропотливой работой выработали разнообразные установившиеся техники вышивания, которые благодаря стойкости традиции дошли через столетия до наших дней. Конечно, со временем мастерство вышивания совершенствовалось. Народный опыт сохранил наиболее типичные, наиболее целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.

Итальянский путешественник Жильбер де Лануа вспoминал, что рукавицы и шапки русичей были украшены вышивкой. На рисунках и иконах того исторического периода мы видим изображения людей в вышитой одежде, своими узорами мало чем отличающейся от современных, характерных для определенной местности орнаментов. Следует лишь отметить, что старинные образцы более напоминают тканый орнамент, более геометризованы, чем вышивки позднейших времен. Художественной вышивкой начинают интересоваться собиратели-коллекционеры и ученые-этнографы, усилиями которых устраиваются первые выставки прикладного искусства и кустарных промыслов.

Худoжественная вышивка – один из наиболее распространенных видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, – приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей .

Пo характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна, по своей технике одна не похожа на другую. Известно, что каждая область, а иногда и район имеет свои, только здесь бытующие приемы вышивки, свои мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением. В связи со сложившимися особенностями вышивки в различных областях, краях и республиках, вышивка обычно носит название тех мест, где она зародилась или от техники ее исполнения. Так можно назвать широко известные вышивки: нижегородские гипюры, низи, владимирский верхошов, крестецко-валдайская строчка, орловские списы и бранки, калужская цветная перевить, мастерская белая гладь, александровская цветная гладь, вологодский шов по письму и др. .

Русская вышивка oтличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны, крючковатый крест - пожелание добра и взаимопонимания.

Наибoлее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб - "репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" - молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из восьми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.

Среди мoтивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д. Все эти сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру - Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода .

Вышивки делятся на свoбодные (вышиваются по контуру рисунка свободными швами, без счета) и счетные (вышиваются по счету нитей ткани).

Рисунoк с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой (отсчётом нитей полотна), а криволинейный рисунок - "свободной" вышивкой (по нанесённому заранее контуру) .

Сегодня можно выделить следующие виды художественной вышивки:

Классификация художественной вышивки

Вышивка

Машинная Ручная

Обычная (однотонная, много- Счетная (крест, полукрест,

цветная) «хардангер», мережка, Blackwork

С использованием расходных цветная перевить, счетная гладь)

материалов (аппликация, ажур- Свободная (белая гладь, тамбур,

ная вышивка, Free-Standing лентами, бисером, «Решилье»,

Embroidery и др.) вышивка в ковровой технике,

С использованием дополни- золотое шитье, изонить, вышивка

телных приспособлений (боринг, синелью,

шнур, пайетки, петли и др.) свободная гладь)

Вышивка является oдним из древнейших и наиболее распространенных видов народного искусства, в котором изображение выполняется с помощью иглы или специального крюка различными нитками на тканях, трикотаже, коже, войлоке и других материалах.

Вышивка – этo искусство украшения ткани стежками, которые обогащают ее поверхность и подчеркивают красоту. В течение веков вышивальщицы экспериментировали с подходящими материалами, развивая и совершенствуя свое искусство, черпая вдохновение в окружающем их мире, в искусстве, в орнаментах других времен и культур. Художественную вышивку использовали для многих целей: чтобы увековечить память о событиях частной или общественной жизни, для выражения разного рода политических или духовных идей, чтобы продемонстрировать статус, рассказать какую-либо историю или восславить красоту мира природы. Мода на различные типы вышивки появляется и исчезает, но основные виды остаются неизменными. Разные виды вышивок от простых крестиков до изысканного золотого шитья накапливались с течением времени. Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. Сoхранив основные, издавна известные нашему народу приемы, узоры и орнаменты, вышивание очень обогатилось новыми техниками за счет появления новых материалов и технологий, что самым лучшим образом отразилось на многообразии и сложности рисунков и схем для вышивки, а также большим разнообразием современных тематик и стилей. Традиционная народная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.

Уникальные вышитые изделия частo экспонируются в выставочных залах, музеях и являются ярким доказательством творческого потенциала народа. Ознакомиться с коллекциями народного искусства вышивки можно в художественных и краеведческих музеях нашей страны: например, Государственном Историческом музее и Музее народного искусства в Москве, Государственном музее этнографии и Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Историко-художественном музее-заповеднике Сергиева Посада и других. Сравнивая современную вышивку со старинными образцами, видно постоянное развитие и совершенствование этого вида народного искусства.

Как уже гoворилось ранее, вышивка насчитывает не одно столетие в истории прикладного искусства России. Продолжая исторически сложившиеся виды традиционного мастерства, вышивка развивается в русских и национальных регионах России. Устойчивость этого промысла на протяжении веков, многообразие видов и техник вышивки, живой интерес к этому виду творчества современной культуры и искусства делают его особенным художественным явлением и доказывают его жизнеспособность .

Похожие публикации