Почему ребенок капризничает после садика? Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка.

Как успокоить малыша, если он плачет и капризничает после детского сада?

Маленькие дети устают от садика так же, как и взрослые на работе за целый день, поэтому целый вечер до сна у ребёнка должен быть максимально щадящий режим. Для того, чтобы организовать такой режим, нужно исключить из вечерней жизни прежде всего мультфильмы, походы в магазин, в гости, шумные игры. Каждая из этих активностей - это очень серьёзная дополнительная нагрузка на психику малыша, уставшего за день от новых впечатлений и большого количества людей.

На замену этим занятиям можно предложить игры и формы организации времени, которые замечательно снижают напряжение и успокаивают.

Так как же гулять и во что играть в это время?

Спокойная прогулка.

Не динамичная игра на площадке, где много детей, уже надоевших ребёнку за целый день, а прогулка (лучше пешком, без велосипеда и самоката) в парке или по спокойным улицам с большими, интересными зонами зеленых насаждений. Наблюдение за птичками, кошками, собаками; рассматривание деревьев, камушков, цветочков, листиков, трещин в земле, водоёмов и луж способствует снижению двигательной активности и умиротворению.

Игры с крупами и маленькими формочками.

Возьмите ложечку, мисочку, немного риса, гречки, горошка, фасоли. Дома за столом, можно даже на кухне, пока вы готовите или делаете другую домашнюю работу. Взрослый начинает игру и даёт ребёнку возможность поэкспериментировать с материалами самостоятельно. Периодически подбадривайте, показывайте ему новые приёмы.

Игры с пластичными материалами.

Пластилин, тесто, глина, окрашенный воск прекрасно подойдут для спокойной игры. Не ставьте в этом случае цели слепить что-либо основательное. Многие ребятишки любят рвать пластилин и тесто на кусочки, прилеплять к доске или размазывать по бумаге, раскладывать по ёмкостям. Пусть малыш лепит так, как ему хочется. Не навязывайте свои варианты.

Игры с песком.

Использовать можно любой песок: обычный (продезинфицированный!!!), цветной, "живой" или "кинетический". Выбор за вами... Играем так же, как с крупами.

Игры с бумагой и картоном.

Очень хорошо помогает снять напряжение игра со старыми газетами, журналами, коробочками. Для неё вы можете использовать даже упаковочные материалы, естественно, предварительно тщательно вымытые. Их можно рвать, резать безопасными ножницами, приклеивать клеем цветные кусочки, формировать объёмные формы. Опять же, так, как хочется ребёнку.

Игры с водой.

Игры в тазике с водой, в раковине или в большой ванне очень хорошо оставить напоследок, на время перед сном. Если ребёнок играет в тазике или раковине, то в это время вы можете спокойно заняться своими делами. В тазике можно играть резиновыми игрушками, детской пластиковой посудой, различными бутылочками от шампуней и гелей, баночками от крема, формочками и леечками. Ну а уж если вы решили поиграть в набранной ванне, то, конечно, в это время за чадом нужно присматривать. Зато вода отлично расслабляет мышцы малыша, и вы прекрасно пообщаетесь в это время. В большой ванне можно рисовать акварельными красками на бортиках и кафеле, рисовать специальным смывающимися мелками, играть губками, мелкими плавающими игрушкам и многим другим.

Во все эти игры дети могут играть достаточно долго. А при хорошей организации, результатом станут тишина и спокойствие в конце дня.

И в дополнение для самых маленьких.

Перед сном очень хорошо делать малышу игровой, поглаживающий массаж с потешками (хотя бы самый простой "рельсы, рельсы...").

Добрых и уютных вам вечеров, дорогие родители.

Моему сыну Матвею 2 года 3 месяца.

Третью неделю ходим в садик, пока никаких изменений в лучшую сторону. В плохую сторону сколько угодно. Плачем утром, когда собираемся в садик, в группе закатываем истерику, кое-как воспитательнице удается оторвать Матвея от меня, плачет в течение дня, иногда забудется ненадолго, а потом опять плачет. Вечером, когда прихожу за ним,слышу из группы его плач.Увидит меня - бежит и плачет, а в глазах вопрос: "Мама, ну зачем же ты меня оставила здесь!"

По ночам стал плохо спать, часто просыпается, плачет, бывает даже проснётся и говорит: "Мама, не надо в группу!" Долго не успокаивается, плачет и плачет. Стал капризным, агрессивным, дома дерётся со всеми. И это всего за три недели сынуля так изменился. Я сама переживаю, уже и не рада, что отдала его в садик. Надо было, наверное, посидеть с ним дома до трёх лет, может быть тогда полегче Матвей перенёс бы период привыкания. А теперь даже не знаю, как долго это все будет продолжаться. Ребёнка жалко, нервная система у него на пределе, что делать даже не знаю. У самой каждый день давление поднимается после того как в садик его уведу, приходится пить таблетки. Как же все-таки это тяжело.

Посоветуйте пожалуйста,что делать как нам быть в сложившейся ситуации.
Заранее огромное спасибо.

Ответы психологов:

    Здравствуйте, уважаемая Наталья Александровна!

    Меня зовут Анна и я много лет работаю психологом в дошкольном учреждении, у меня самой трое детей, поэтому очень понимаю вас и надеюсь, что мои советы вам помогут.

    Прежде всего, если у вас есть возможность, сократите пребывание ребенка в детском саду максимум до четырех часов. Если Матвей любит гулять и хорошо спит в детском саду, то приводите его на прогулку и оставляйте только на сон хотя бы в течение 4 - 6 дней.

    Второе, и очень важное условие, это ваш эмоциональный настрой. Я понимаю, что после трех недель переживаний вы утратили веру в детский сад и необходимость его для Матвея. Но все-таки, детский сад даст ребенку возможность общения со сверстниками, потребность в чем растет у ребенка с каждым днем, возможность получения новых впечатлений (даже не всегда радостных), новых знаний, нового опыта общения, необходимого для жизни в обществе. В детском саду четкий режим, разнообразное питание, что также также важно для ребенка, особенно в раннем возрасте. И, что также важно, детский сад даст вам возможность заняться любимым делом, просто спокойно сходить в магазин, уделить внимание себе, да просто поваляться с любимой книгой на дивание. Итак, чем больше пользы вы, Наталья Александровна, найдете в детском саду для себя и для Матвея, тем легче вам будет следовать моим дальнейшим рекомендациям. Готовы?

    Первое, закройте глаза и в течение двух-трех минут представьте своего Матвея веселым и улыбающимся, вот он спокойно входит в группу, его встречает доброжелательная воспитательница, он машет вам ручкой и сам закрывет за вами дверь. В группе много ярких интересных игрушек, есть и любимые, в которые больше всего нравится играть Матвею (какие именно?). Матвей начинает играть, к нему подходят его друзья (имена) у них начинается веселая возня и т.д. Представляйте это как можно чаще в течение дня, даже в выходные, включайте разнообразные ситуации: Матвей на прогулке, Матвей обедает, собирается спать, на музыкальном занятии и т.д.

    Второе, очень важно, чтобы режим дня, по которому живет Матвей совпадал с режимом детского сада. Подъем в 7- 7.30, завтрак в 8 - 8.30, занятия, прогулка с 10.00 до 11 -11.30, обед, потом сончас с 12 до 15, полдник, ужин в 16.00, вечерняя прогулка с 16.30 до 18.30-19.00, ужин, тихие игры, с 20.00 ритуал отхода ко сну - купание, чай, сказка (песенка), в 21.00 желательно, чтобы ребенок уже спал. Если ваш режим сильно отличается от данного, очень важно привести как можно скорее ближе к садиковому.Так как соблюдение режима, дает ребенку чувство защищенности, уверенности и стабильности и решает 90% всех проблем, особенно в раннем возрасте.

    Третье, играйте дома в детский сад, укладывайте спать, кормите, водите гулять кукол, всех членов семьи ("Как в садике, Катя спит и машинка спит, и папа спит,и Матвей спит, вот какие все послушные, а когда проснуться гулять пойдут").
    И в процессе игр рассказывайте сыну как интересно, весело в детскому саду, какие там интересные игрушки ("А у нас нет такой машинки, как в детском саду"),что он узнает, чему научится, что увидит нового.

    Уважаемая Наталья Александровна, еще вам важно знать следующее. При адаптации, т.е. приспособлении организма к новым условиям, допустимы следующие реакции: плач, капризы, агрессивность или, наоборот, замкнутость, повышение общей нервозности, снижение аппетита, потеря веса, ухудшение сна. Это все допустимо, конечно, в определенных пределах. Поэтому ребенку нужно помогать: можно попоить его успокаивающими травками (обязательно проконсультируйтесь с врачом), если Матвей любит купаться, пусть больше времени проводит в воде (вода расслабляет), больше гуляйте, играйте с Матвеем в его любимые игры.

    Желательно избегать в период адаптации новых возбуждающих впечатлений и максимально ничего не менять в жизни не только ребенка, но и семьи в целом. Реже включать телевизор, особенно перед сном, и, конечно, если вы даете смотреть телевизор Матвею, то не более 15 минут в день, а лучше вообще исключить, то же самое касается и компъютера.

    Обязательно, при поступлении в детский сад, вас должны были познакомить с графиком постепенного пребывания в группе, и если ребенок сильно плакал и переживал, то время пребывания в детском саду не должно было увеличиваться, т.е. максимум четыре часа.

    Если у вас, Наталья Александровна, есть возможность, чтобы в детский сад Матвея водил папа или дедушка, кто-то из взрослых, кто менее эмоционально преживает из-за его слез, то постарайтесь использовать эту возмжность хотя бы первое время, чтобы и вам тоже дать возможность немного успокоиться.

    Утром, собирая ребенка в детский сад, говорите о чем угодно, только не о садике (только не обманывайте ребенка, что нет не пойдет он в садик, ответили "да" и тут же перевели разговор на другую тему) пойте песни, рассказывайте стихи, вспоминайте где были вчера и тоже самое по дороге в детский сад. Вы бодры и веселы и свято верите в то, что детский сад - это здорово. В группе быстро раздели ребенка, не поддаваясь на его провокации, крепко поцеловали, сказали, что вы его очень любите и обязательно за ним придете (Ты погуляешь с ребятками, покушаешь и я за тобой приду), отдали в руки воспитательнице, закрыли дверь и бегом из детского сада. Обязательно займитесь на это время важными делами, чтобы вам некогда было даже вспомнить о сыне (лучше планировать заранее), а если вспомнили, представили радостную картинку и тут же опять за дело.

    Можно дать ребенку с собой какую-нибудь игрушку, только не самую дорогую (по цене) и любимую, так как, если ее возьмет кто-то другой, для ребенка будет дополнительный стресс.

    Если в детском саду есть психолог, сходите к нему на консультацию.

    И, пожалуйста, Наталья Александровна, позаботьтесь о себе, отдохните, переключитесь, сходите на приятное для вас мероприятие, если есть возможность, просто побудьте одна. И у вас все обязательно получится, все будет хорошо, главное в это верить и чуть-чуть изменить свое поведение.

    Всего доброго. Анна Перель.

Проблемная область:

Дети от 0 до 3 лет

Идеальный ребёнок всегда опрятный, доброжелательный и милый, он улыбается, с готовностью выполняет все ваши распоряжения и на все отвечает: «Да, с радостью, я так люблю тебя, мамочка». Таких детей не бывает, как и взрослых впрочем.

Реальный ребёнок может не выспаться, закапризничать, расстроиться, испугаться и, в конечном итоге, отказаться сотрудничать с вами, отвечая на все предложения: «Не хочу. Нет». Такой «нехочуха» может не осознавать, что его беспокоит, и в большинстве случаев не сможет сам справиться с проблемой.

Поговорим о ребёнке, который отказывается идти в детский сад. Поскольку сам ребёнок кроме «нет» ничего больше внятно не сможет нам рассказать, то добираться до корня проблемы будут родители. Они же должны оставить тактику «не хочешь – заставим» и «ты создаешь нам проблемы, ты – плохой ребёнок». Доброжелательно, настойчиво и аккуратно родители должны помочь своему ребёнку, используя советы детского психолога.

Ребёнок не хочет идти в детский сад: когда это нормально?

Прежде необходимо определить этап, на котором возникла проблема: малыш только начал ходить в дошкольное учреждение; ребёнок посещал группу длительное время и всегда с удовольствием; он капризничает по утрам, а после отзывается о саде с радостью.

Если ваш карапуз только знакомится с детским садиком , его отрицательная реакция вполне закономерна. В группе другой психологический климат, вид общения, система требований и распорядок дня. Ко всему нужно привыкнуть, не бояться и проявить свои способности. Этот адаптационный период ребёнок пройдет легче, если ранее родители смогли правильно организовать его досуг и воспитание: любили, обнимали и хвалили малыша за достижения, не обвиняли и не корили за промахи, обучили простым приёмам самообслуживания (кушать, одеваться, умываться и т.п.), познакомили с прикладным творчеством (рисование, лепка, аппликация и т.п.) и помогли правильно строить общение с другими детьми.

Если же ребёнок «домашний» , его круг общения ограничен, а сам он не уверен в себе и своих способностях, то период адаптации пройдет дольше и доставит больше неприятностей. Отказ от посещения детского сада на этом этапе требует от родителей и воспитателей деликатной и длительной работы по совершенствованию навыков ребёнка, его привыканию к новой обстановке, налаживанию контакта с другими малышами.

Если же дети уже достаточно длительное время посещали сад и стали выказывать признаки беспокойства и тревоги каждый раз, когда речь заходит о необходимости отправляться в группу, то причина кроется в отношениях между ними и воспитателями или детьми. Это может быть реакция на нового руководителя, возникшее недопонимание с воспитателем или его помощником, неразрешенный конфликт с другим ребёнком.

В третьем случае вопрос может быть связан с банальным невысыпанием и разрешиться простым установлением адекватного режима дня: ребёнок должен вставать с кровати сам к тому времени, когда это необходимо, и полностью восстанавливаться за период отдыха.

Как определить причину отказа ребёнка идти в детский сад?

Детская тревога и страх могут сказаться негативно на его поведении: ребёнок может стать раздражительным и плаксивым, замкнутым и необщительным. Отрицание власти родителей, отказ от сотрудничества, возможное частое мочеиспускание и капризы не должны раздражать родителей, а лишь указать им на необходимость срочного поиска и решения проблемы, следствием которой является отказ от посещения детского сада.

Рассмотрим несколько способов, которые помогут определить «корень зла» и определить дальнейший путь действий:

  • поговорите с ребёнком. Расскажите, как вы в детстве любили детский сад и какого надежного друга там встретили, объясните малышу, что когда вы начали ходить в детский сад, вам было непросто и были проблемы и т.д. Найдите эмоциональный отклик на ваши слова, пусть малыш расскажет о том, что ему нравится в детском саду, что — нет.
  • поговорите с воспитателем. Поспрашивайте, поразмышляйте вместе. Если вам будет казаться, что воспитатель не идет на контакт или заведомо умалчивает о чем-то, настройтесь на «волну поддержки», поддакивайте во всем, войдите в доверие как единомышленник и скорее всего вы услышите от своего собеседника то, что вам нужно.
  • поговорите с другими родителями в группе. Возможно, их волнуют те же проблемы. Сообща легче преобразовать устоявшийся в группе порядок для создания более комфортной для развития детей среды.
  • поиграйте с ребёнком в «детский сад». Подберите нужные куклы, которые будут олицетворять всех, с кем ребёнок встречается в течение дня. Начните с тех, кто заведомо нравится малышу, а потом вводите в игру тех, на чей счет сомневаетесь. Если проблема связана с воспитателем или кем-нибудь из детей, вы поймете это из позиции вашего чада: он не захочет играть, если эта кукла не уйдет, или будет вести себя с ней так, как этот реальный человек ведет себя с ним.
  • приведите ребёнка в группу заведомо последним или с опозданием. Когда малыш включится в игру со всеми, не закрывайте за ним плотно дверь, останьтесь в раздевалке незамеченным, сядьте и послушайте, что происходит там, где находится ваш малыш. Громкие крики воспитателя и одергивания, ответный плач трудно не расслышать. Если нет такой возможности, подойдите к ограде детсада в период дневной прогулки и незаметно понаблюдайте.
  • современные стандарты образования предусматривают возможность для родителей организовать в детском саду кружки и дополнительные занятия (от рисования до английского языка). Включитесь в эту программу и, войдя в коллектив, проанализируйте ситуацию, оказав заодно поддержку своему чаду;
  • проанализируйте поведение ребёнка. Возможно, изменилось еще что-то. Если чадо в целом отказывается от родительского влияния, то вероятнее всего он «проверяет на прочность» серьезность намерений родителей и границы дозволенного, а вместе с тем собственную защищенность и стабильность своего мира. В этом случае потакание желаниям «капризули» подорвет его доверие к родителям;
  • ещё немного о капризах. Если раньше ребёнок криком и истерикой добивался от взрослых того, что ему нужно, то неудивительно, если ребёнок будет применять такой же вид шантажа и в отношении детсада, где дисциплина и требования, в то время как дома «все можно». Дома бабушка печет блинчики, будит в обед и разрешает несколько часов играть в компьютерные игры? Определите для ребёнка правильные занятия и оптимальный режим дома, не поддавайтесь на шантаж и приучите чадо делать то, что полезно и интересно;
  • определитесь со своей позицией относительно детского сада. Если сами родители относятся к дошкольному учреждению или к воспитателям отрицательно или с пренебрежением, то ребёнок может перенять их позицию вопреки собственному впечатлению. Все вопросы и разногласия относительно пребывания малыша в группе следует решать только в отсутствии детей, не следует обсуждать при них собственные эмоции и конфликты с работниками детсада.
Что делать, если ребёнок не хочет в детский садик?
  • определите насколько проблема серьезна: это просто капризы или следствие серьезного стресса. Выясните причину расстройства и спокойно и доброжелательно помогите ребёнку справиться с ситуацией;
  • отвлеките ребёнка, когда собираетесь в детский сад. Поговорите о друзьях в группе, о том, чем можно заняться в саду, попросите показать другим деткам новые игры, помечтайте о времени, которое проведете вместе вечером, когда вся семья будет в сборе. Посмотрите вместе радостный и весёлый мультик. Пусть время сборов в детский сад будет легким, неожиданным и приятным. Если ребёнок не хочет в детский садик и плачет по утрам, поднимайтесь с кровати раньше, ложитесь спать вовремя, пусть он просыпается утром сам;
  • советуйтесь с воспитателями, заведующей детским садом, нянечкой по всем вопросам, настаивайте на индивидуальном подходе в определенных вопросах, тактично объясняйте насколько это важно вашему малышу, добивайтесь сотрудничества;
  • займите активную позицию. Привлеките родительское собрание и заведующего сада для решения серьезных проблем, возникших в группе. Помните, что работник детсада, который позволяет грубое отношение к детям (бьет, угрожает и т.п.) не должен заниматься с несовершеннолетними и будет уволен на основании требований родителей. Некомпетентный воспитатель без опыта работы может быть переведен в другую группу или понижен до уровня помощника воспитателя. Менять детский садик стоит только в том случае, если все активные усилия не приносят плода;
  • проводите с ребёнком больше времени, интересуйтесь им и сами занимайтесь его развитием. Сделайте паузу и устройте каникулы, возможно за это время проблема или уйдет, или притупится, и решить ее будет уже легче;
  • разрешите малышу брать в сад игрушку из дома . Мягкую игрушку могут не пустить в группу (пылесборник), но другая любимая вещь будет напоминать о родителях. Подготовьте ребёнка заранее к тому, что его игрушку могут попросить другие дети. Проработайте тактику его действий на этот случай. Кроме того, прекрасным подарком в детсад будет мультфильм, который особенно любит малыш;
  • если ребёнок не хочет в детский садик из-за испорченных отношений с кем-то из детей, приложите усилия для того, чтобы сдружить малышей;
  • раздвигайте границы мира ребёнка. Чаще выезжайте из дома, путешествуйте, ходите в музеи, парки развлечений, в гости, в кино и т.д. Не давайте малышу замыкаться к себе и помогите адаптироваться в многообразных общественных отношениях. Это поможет преодолеть страх ребёнка перед чужими людьми, если он по этой причине не хочет идти в детский садик;
  • если ребёнок проявляет и другие признаки расстройства , в том числе физиологические, необходимо обратиться за помощью к детскому психологу (не путать с неврологом) для оказания своевременной помощи маленькому человеку.
Что категорически нельзя делать родителям, если ребёнок не хочет в сад?
  • игнорировать протесты малыша . Ребёнок пытается сказать, что ему плохо, но он ещё маленький и делает это неумело. Родители должны прислушаться, внимательно изучить ситуацию и авторитетно помочь;
  • обвинять ребёнка в его проблемах и говорить, что если он не хочет в детский садик, то этим создаёт неразрешимые препятствия для жизни родителей. Это один из самых простых способов убедить малыша в том, что он плохой и развить в нем букет комплексов на всю жизнь. Ребёнок не виноват, что еще мал и не имеет опыта и знаний, не может разрешить сложный вопрос и не умеет контролировать свои эмоции. Позиция родителей должна выглядеть примерно так: малыш, ты просто замечательный, и мы очень любим и гордимся тобой, порой тебе не хватает немного опыта, но у тебя все получится, если ты прислушаешься к родительским советам, будешь добрым и справедливым;
  • отводить в садик насильно. Старайтесь всегда договориться с ребёнком, оговорите все моменты, выработайте ваше общее решение. Но не поддавайтесь на явные провокации, когда вынуждены идти на уступки под давлением ребёнка, закатившего истерику, чтобы добиться своей цели. Если такой скандал произошел на глазах у других, не унижайте ребёнка, не одергивайте, спокойно и размеренно объясните, как вы намерены поступить и почему;
  • скандалить в детском саду. Настроив против себя и ребёнка всех работников группы, вы сделайте только хуже для собственного чада. Лучше деликатно и настойчиво направлять действия воспитателей, чем напрямую заявлять о допущенных грубых ошибках, переходя в конфликт;
  • втайне от администрации детского сада, подавать жалобы в вышестоящие органы. Это следует делать только тогда, когда без результата исчерпан весь лимит «боевых действий на месте».

Кроме того следует правильно определить возраст ребёнка, по достижении которого он уже будет готов идти в детский сад. Этот момент наступает не тогда, когда мама решает, что ей надоело сидеть дома, а тогда, когда малыш заинтересуется в играх со сверстниками, ему наскучат домашние занятия и круга общения своей семьи будет недостаточно. У каждого ребёнка эта граница индивидуальна и наступает примерно в возрасте от 2 х до 3х лет.

К этому времени родители должны провести серьёзную работу по подготовке к детскому саду : обучить самостоятельным занятиям (рисование, аппликация, строительство из конструктора и т.д.), привить чаду простые навыки самообслуживания, научить правилам общения с «чужими» взрослыми, которые примут заботу о нём на время отсутствия родителей в течение дня. Немаловажным является определение линии поведения с другими детьми: ребёнок должен уметь делиться, меняться, аргументировано объяснять свои желания (объяснить, что простое « я хочу» не работает и не даёт результата), а также извиняться и прощать.

Следует поддержать инициативу ребёнка к самостоятельности , проводя лини сходства между работой взрослых и занятиями в детском саду. За выполнение заданий по подготовке малыша к посещению дошкольного учреждения, его следует хвалить и говорить, что он становится взрослее и скоро будет готов идти в группу. Если правильно организовать время подготовки к саду и выбрать хорошего воспитателя, то вы не столкнетесь с проблемой ребёнка, который не хочет идти в садик.


Продолжаем тему привыкания к детскому саду. Сегодня мы расскажем о том, какое поведение ребенка, посещающего детский сад, должно насторожить родителей, а также дадим несколько практических советов.

Продолжаем тему . Сегодня мы расскажем о том, какое поведение ребенка, посещающего детский сад, должно насторожить родителей, а также дадим несколько практических советов.

Признаки дезадаптации

Сон. Это первое, на чем может сказаться эмоциональная и психологическая перегрузка ребенка, посещающего детский сад. Ребенок может начать просыпаться среди ночи, плакать, не просыпаясь, говорить во сне. Ребенок, который раньше вставал среди ночи и писал на горшок, может начать писаться в кровать. Ребенок, который писался один раз за ночь, может начать писаться чаще. Может измениться ритуал отхождения ко сну: из спокойного и самостоятельного может стать длительным, требующим присутствия родителей, с капризами перед сном и нетипичным для ребенка поведением. Изменение сна - это один из первых признаков, который появляется в результате психологической перегрузки при посещении детского сада.

Поведение ребенка до и после детского сада. Если вы все сделали правильно, и ребенок пошел в детский сад легко и с удовольствием, на второй или третьей неделе ситуация может измениться. Ребенок может начать капризничать с утра и говорить, что он не хочет идти в детский сад, аргументируя это тем, что он не выспался, плохо себя чувствует, хочет сегодня остаться дома. Точно так же поведение после детского сада должно быть вами тщательно проанализировано. Гиперактивность, агрессивность, капризность, нетипичная для ребенка, или, наоборот, апатия, пассивность, сонливость, нежелание заниматься ранее интересовавшими вещами должны насторожить.

У детей, которые даже в домашних условиях имели проблемы с едой , дезадаптация к детскому саду очень часто выражается в нежелании есть в детском саду. Боязнь прийти в детский сад к завтраку, остаться там на обед, негативная реакция малыша на запах еды в детском саду - это результат общего стресса, который ребенок переживает в адаптационный период. Если не обратить на это внимание вовремя, стресс от нежелания есть в детском саду можно довести до рвотной реакции на еду, предлагаемую в детском саду, или до дискинезии желчевыводящих путей.

Одним из неярких, но очень важным признаком детсадовской дезадаптации является изменение взгляда и мимики ребенка , его осанки и манеры двигаться. Не стоит думать, что это пройдет само собой.

Частые респираторные заболевания и обострение хронических заболеваний - один из самых распространенных признаков того, что нагрузка при посещении ребенком детского сада ему не по силам.

Положительная реакция на детский сад

Положительной реакцией на детский сад или благоприятным адаптационным периодом можно считать отсутствие всех вышеперечисленных признаков - как поведенческих, так и физиологических. В качестве примера: ваш малыш пришел из детского сада с хорошим настроением и с порога сказал вам, что он уже большой, что теперь он все будет делать сам - сам разденется, сам поставит аккуратно свои ботиночки, сам пойдет мыть руки, а когда сядет за стол, скажет, что сейчас он вам покажет, как едят взрослые дети.

Как компенсировать нагрузку детского сада

  • Первое посещение ребенком детского сада должно быть ознакомительным, в вашем присутствии. Невозможно в первый день посещения нагрузить ребенка двойной информацией. Первое: новая обстановка, территория, игрушки; второе: большой детский коллектив и совершенно незнакомая ему взрослая тетя - воспитатель. Вы пришли в детский сад (это эффективнее сделать во второй половине дня, когда нет вероятности встретить плачущего при расставании с мамой ребенка), поднялись в группу, познакомились с воспитателем, заглянули в комнату для игр, нашли шкафчик, в котором будет храниться одежда малыша. Воспитательница вместе с вами и малышом прошла в спальню, показала, где дети спят, прошла в туалет, объяснила малышу, что он должен делать, если захочет писать или какать. На этом ваше первое посещение детского сада закончилось.
    Второй раз вы можете погулять с детьми вашей группы на площадке детского сада. Это уместно сделать во второй половине дня, чтобы ваш малыш увидел, что всех из сада забирают. Первое часовое посещение детского сада можно по договоренности с воспитателем провести как в первой половине дня, так и во второй, что может быть оправданно как режимом дня вашего ребенка, так и вышеперечисленными факторами. Достаточно эффективно бывает несколько дней погулять с детьми на площадке детского сада, и на второй-третий день после прогулки отвести ребенка в группу.
  • Хорошо зарекомендовал себя индивидуальный график посещений . Например, четыре дня в неделю рабочих - три выходных, или два дня в неделю ходим в детский сад только до обеда. Возможны и другие варианты - в зависимости от особенностей ребенка и расписания занятий в детском саду. Самое главное, чтобы ваш индивидуальный график не нарушал психологического комфорта пребывания ребенка в детском саду.
  • Обратите внимание на то, что в детском саду не предусмотрены каникулы. Несмотря на то, что нагрузка в детском саду иногда даже больше, чем в школе, - по времени пребывания и в силу возраста ребенка. Поэтому исходя из возможностей вашего ребенка предусмотрите "каникулы" . Два месяца ходим - неделю отдыхаем. Либо: две недели ходим - три-четыре дня (выходные плюс пару дней) перерыв. Если вы не научитесь по состоянию ребенка определять нарастающую усталость и давать малышу возможность отдыха, он будет заболевать самыми банальными респираторными заболеваниями, т.к. на фоне усталости будет снижаться иммунитет.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком о том, как он провел день в детском саду. Вопросы должны быть простыми, неэмоциональными. Что ты ел? Во что вы играли? Во что вы играли на улице? Как ты одевался? Что сказала воспитательница? Если вы чувствуете, что малыш не хочет обсуждать с вами детский сад, это может быть сигналом того, что детский сад им воспринимается негативно.
    Дело в том, что рассказать о своих переживаниях, которые неприятны, ребенку очень сложно. С одной стороны, он не всегда правильно может оценить степень своей вины в возникшей неприятной для него ситуации. С другой стороны, рассказ о неприятных переживаниях - это еще раз переживание этих событий. Нежелание ребенка говорить о неприятных ему вещах выступает как психологическая защита.
    Если малыш рассказал вам нечто ужасное с вашей точки зрения, постарайтесь не напугать его вашей эмоциональной реакцией. Спокойно, тем же тоном продолжайте задавать уточняющие вопросы. Постарайтесь своим разговором не усугубить психологический дискомфорт, возникший у ребенка. Научите малыша правильному поведению в складывающихся непростых ситуациях в детском саду.
  • Совершенно невозможно после детского сада посадить ребенка , а еще хуже - перед компьютером. Во-первых, в этом случае ребенок лишен всякого общения с родителями. Во-вторых, просмотр телевизора и игра на компьютере являются сильно возбуждающими видами деятельности, несущими новую, не всегда позитивную информацию, что для ребенка, посещающего детский сад, будет явной перегрузкой. Исключением из этого правила может быть короткий любимый мультфильм, который ребенок смотрит сидя у вас на коленях.
  • Очень полезно сразу после того, как вы пришли из детского сада, посадить ребенка в наполненную ванну на 30-40 минут. Это даст малышу возможность очень эффективно релаксировать нагрузку детского сада, смыть со слизистых патогенную флору и разделит ваш день на до и после ванны. До - детский сад, после - чистенький, тепленький, в домашней одежде - любимый вами ребенок.
  • Адаптационный период к детскому саду не должен совпасть ни с какими другими кардинальными изменениями в жизни ребенка. Это особенно значимо для детей в возрасте до 3 лет. Рождение младшего брата или сестренки, переезд, отлучение от груди, прощание с соской или бутылочкой, переселение в новую кроватку или другую комнату, развод родителей или появление в семье нового человека лучше разнести по времени с походом в сад.
  • Вопрос посещения ребенком детского сада - это очень объемная тема, и даже в такой развернутой статье невозможно подробно коснуться всех деталей. В своей статье мы подробно НЕ говорили о следующих проблемах:

  • Детский сад и подготовка к школе - плюсы и минусы.
  • Позиция сотрудников детского сада и эффективность взаимодействия с ними.
  • Мнения врачей-специалистов (ортопед, невролог, психоневролог, ЛОР, гастроэнтеролог) о посещении детского сада.
  • Если решение не окончательно и есть сомнения, обратитесь к специалисту за неформальной консультацией.
  • Опыт дошкольного воспитания в других странах. Почему невозможно воспользоваться этим опытом в наших условиях.
  • Одноразовые подгузники и детский сад.
  • Ребенок со сложностями в общении и детский сад.
  • Кризис 3 лет, или почему специалисты, говоря о детском саде, делят детей на до и после 3 лет.
  • Детский сад - необязательная ступень в жизни ребенка.
  • Готовы осветить их в дальнейшем.

    Лошинская Екатерина психолог


    Предыдущие | Следующие

    Айман | 13.09.2015

    А наш ребеночек 2.6 года неделю отходил, нелелю проболел. При слове садик сразу портится настроение, даже плохо засыпает из-за этого. В садике плачет, требует внимания, но кушает и на горшок ходит хорошо. Как только прихожу за ним, сразу становится само спокойствие, а так если ему скучно и не уделили внимания, постоянно плачет. Вот теперь думаю, это так адаптация проходит или наш малыш несадиковский ребенок.

    Ирина | 10.08.2015

    статья не плохая... но коменнтарии более оьбемно дали понять интересующий меня вопрос... сыночку 2,2 все казалось бы хорошо... и не плачет и веселый всегда но сегодня пришли из садика горячие... температура за 38,и.... ребёнок как вареный... до этого ребенок в этой группе проходил 3 дня и схватил пневмонию... боюсь теперь за сыночка... как мне поступить в этом случае... жду дельного ответа и совета на почте с пометкой "адаптация" [email protected]

    елена | 19.02.2015

    Светлана!Рвда за Вас,что у Вас с детьми сложилось все хорошо,дв и лети ваши в саду при Вас. А Вы думаете,мамочки ради удовольствия рано собираются из декрета на работу?

    Юля | 29.04.2014

    Мы ходим неделю в сад.Пока что только до обеда.и я уже вижу многие признаки описанные в этой статье.не знаю как быть дальше,но и от путевки не отказаться.Прямо крик души..Ребенок стал разговаривать во время дневного сна,зовет воспитателя,начал спать с полу-открытыми глазами(хотя раньше такого не было) и прерывисто.Утром,когда узнает,что надо идти в сад,он начинает дрожать.И меня это очень пугает!Говорит что ему там плохо и не интересно.от воспитателей не отходит ни на шаг.Я вижу,что ему тошно при воспоминания о садке не знаю как помочь ему.а там уже просят оставлять со сном.А я вижу,что он это не вынесет,тем более не особо различает дневной и ночной сон.Думает,что я хочу его с ночевкой оставить и говорит со слезами:"я покушаю в обед супчик и ты меня сразу забери,не оставляй".

    avtoledi58 | 05.12.2013

    не отдавайте своих детей в ясли!!! дети маленькие, все плачут, капризничают, мы 3 дня ходили 3 недели болели, выши 4 дня и опять заболели, там в группе почти все дети болеют, кого недолечили, кто кашлеет, кто чихает, кто с соплями, рассадник инфекций!!!

    Вероника | 22.11.2013

    Мой сын пошел в сад ровно в 2 года. Был веселым, коммуникабельным и самостоятельным.. В саду нас предупредили, что 2 недели мы будем водить до обеда, а потом оставлять на сон. Через неделю ребенок заболел и привела я его снова еще через неделю, т.е. тогда, когда детей начинали оставлять на сон. Видя, что ребенок не готов, отвык да и была пропущена неделя, я захотела еще поводить его до сна. НО!! воспитательница очень возмутилась, мол нужно как всех оставлять. При этом ребенок отказывался завтракать и обедать и спать он должен был голодным. Я все-таки настояла на том, что я ему пообещала сегодня забрать до сна, по-этому забираю. На следующий день я пришла, но в группу не заходила, (по телефону предупредила няню) и жду в раздевалке результата укладывания (если не смогут уложить - я здесь и уведу домой). Ребенок также ничего не ел. Вышла воспитательница и буквально всунула мне в руки книгу, мол почитайте об адаптации детей... я не возражала, ведь я жду, что ребенок мой уснет! Не прошло и 5-7 минут, как она выволокла зареванного ребенка за руку, выхватила книгу из моих рук и с фразой: " Не хотите по-моему, то никак не будет!", удалилась. При всем этом не я, а она жаловалась заведующей, что я, мол, не подчиняюсь. Но заведующая поступила "мудрее", вызвав меня к себе, просто завела разговор об адаптации в целом..., но видят они эту адаптацию с воспитателем одинаково.... Жаловаться смысла нет. С утра о чем-то просим заведующую, а вечером уже воспитатель сквозь зубы разговаривает, еще и комментирует наши просьбы. А то и вовсе отворачивается, будто-бы тебя и не видит. А ребенок теперь категорически отказывается идти на улицу даже просто погулять, и ночью просыпается и зовет маму. Или плачет, и успокаивается только тогда, когда среди ночи объяснишь, что он ДОМА!

    Ирина | 06.04.2013

    Статья очень хорошая,спасибо.У нас сынуля пошел в садик в 2 года 1 месяц.Сначала на 2 ч два дня,рыдал первый день почти без остановки.Когда стали до 12 оставлять,плакал не постоянно,но отказывался кушать и ходить в туалет.Такой стресс,терпел по 4-4.5 ч.Сейчас забираем в 16.30,но ночью спит плохо-оч часто просыпается.маму зовет.Стали давать на ночь успокоительный чай детский.Наш совет,с утра как ведете ребеночка в садик-дайте успокоительные.Прочитав отзывы да и на своем опыте,по большому счету сделала вывод,адаптация ребенка зависит в больше от родителей и оч сильно от воспитателей,насколько они отнесутся с пониманием и внимательностью к вашему ребенку.Мы изначально искали садик по отзывам,где оч хорошие воспитатели в ясельковых группах.От этого зависит не только адаптация к садику,но формирование характера,ведь ребенок там находится большую часть своего времени

    Введите код, который Вы видите на картинке: * - поля, обязательные для заполнения.

    Если ваш ребенок этой осенью идет в детский сад, вы, вероятно, уже изменили режим его жизни, приблизив его к режиму сада, много разговариваете о садике. Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

    Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад

    Все дети, начиная ходить в детский сад, первые месяц-два чувствуют себя не в своей тарелке. Родителям стоит настроиться на то, что в период адаптации малыш будет сам на себя не похож. Многие дети очень хорошо ведут себя в детском саду, у воспитателей к ним нет никаких претензий. Но придя домой, «золотой» ребенок становится неуправляемым, не делая тех вещей, с которыми раньше он отлично справлялся. Такое поведение вполне объяснимо: в саду ваше чадо выкладывается, показывая лучшие свои достижения, а маме достается самое плохое поведение.

    Мы уже говорили о временном регрессе, когда ребенок из-за перегрузки нервной системы начинает вести себя как беспомощный младенец. Нервозность, плач, крики, отказ от самостоятельного выполнения простейших действий, своеволие очень раздражают взрослых и вызывают у них желание отшлепать его.

    Провокационное поведение малыша выносить сложно. Однако помните, что капризы — это прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена она таким образом, что материнская реакция может быть прямо противоположной.

    В подобных ситуациях часто начинает работать модель негативного взаимодействия матери и ребенка: плохое поведение — наказание — еще более плохое поведение — более сильное наказание и т.д. Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг. Дайте малышу как можно больше любви, выраженной в вашем присутствии, в тактильном контакте, в ласковых словах, играх по возрасту. Не отдаляйтесь от ребенка, который стал «колючим».

    Когда нынешние родители начинали ходить в садик, жизнь была устроена весьма жестко. Маме настолько необходимо было выйти на работу через полтора-два года и приходить к точно назначенному часу, что у нее часто не хватало сил вынести ребячьи причуды. Дети без слов это понимали и просто не смели сопротивляться.

    Современные малыши растут в более комфортной обстановке, когда у многих мам есть возможность повременить с выходом на работу. Поэтому дети противятся родительскому давлению. А взрослые сердятся, потому что у них вызывают гнев те ситуации, в которых ребенок требует заботы и внимания столько, сколько они никогда не получали в своем детстве.

    Не стоит идти у ребенка на поводу. Задача родителя — понимать и принимать детские чувства, но при этом устойчиво гнуть свою линию, помогая малышу преодолеть период адаптации и справиться с первой непростой жизненной ситуацией.

    Как говорить с ребенком о детском саде

    В детский сад хотят почти все дети до тех пор, пока несколько раз там не побывают. Дело в том, что у большинства малышей формируются совершенно нереалистичные ожидания от сада. Им представляется, что это сказочный домик, населенный симпатичными детишками, которые целыми днями играют и едят всякие вкусности.

    Тот факт, что мамы там нет, заранее как-то не воспринимается отчасти потому, что у многих не было такого опыта — долго находиться без мамы. Поэтому, заговаривая о садике, говорите ребенку правду и только правду — может быть, не всю, но без искажений.

    Ребенок заранее должен знать, что в сад ходят большие дети. Он вырос, он большой, поэтому пойдет в детский сад. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают нехороших малышей. Наоборот, говорите, что те дети, которые плачут, когда их приводят в детский сад, просто еще маленькие.

    Вы можете спросить у ребенка, большой он или маленький. Он наверняка ответит, что большой. А большие и ведут себя как большие. По крайней мере стараются. Только не надо брать с него обещаний, что он будет паинькой. Помните: дети часто не хозяева своего поведения, они находятся во власти сильных чувств и эмоций.

    Адаптация к детскому саду и новый режим дома

    Считается, что для завершения периода адаптации необходимо полтора-два месяца непрерывного хождения в садик. Если ребенок заболел и в сад не ходит, нужно заново начинать отсчет, предварительно разделив то время, которое малыш отходил до болезни, как минимум на два.

    Если ребенок не будет ходить в сад непрерывно, то не сможет наладить общение с другими детьми, которые ходят туда постоянно. Учтите, что ребята детсадовского возраста не любят тех, кто сильно выбивается из коллектива. Для дошкольников крайне важен устойчивый распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и строго определенное время, когда малыша забирают домой, — это факторы, которые помогут спокойнее перенести период адаптации.

    Резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой, мешает ребенку привыкнуть к садику. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему намного труднее будет приспособиться. Многие хорошие сады рано закрываются, но не для того, чтобы осложнить жизнь родителям. Просто организаторы этих садов считают, что ребенку очень важно проводить дома не один-два часа перед сном, а гораздо больше.

    Оптимальный режим для малыша, который первый год ходит в сад, — это уход домой сразу после полдника. А дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период. Полностью сохранить досадовскую обстановку невозможно, однако очень важно, чтобы в первый год хождения в сад не было вечеров, нагруженных еще и занятиями.

    В наше время родители часто так поступают. Ребенок соскучился по дому, пока он был в саду, а его куда-то еще тащат. Возможность сохранить досадовскую обстановку— это дать вечер провести дома и после сада вернуться как будто в прошлый год: спокойно гулять, спокойно прийти домой, никуда не бежать, не грузить никакими развивающими вещами, никакими танцами. Вечер должен быть спокоен и посвящен играм.

    Учитывая все факторы адаптации, о которых говорилось выше, становится понятно, что работа full-time — не лучший режим для мамы ребенка, который недавно пошел в сад. Лучше отложить выход на работу, предполагающую полную занятость, на полгода-год. Тогда у вас останутся силы, чтобы помочь малышу справиться со всеми сложностями.

    Обсуждение

    Комментировать статью "Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка"

    Адаптация в саду. -- посиделки. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Расскажите, пожалуйста, а как у вас происходит/происходила адаптация к детскому саду? запихиваете в группу и пусть там орет? или сидите с ребенком в раздевалке...

    Раздел: Детские сады (Адаптация в детском саду). Поделитесь опытом. Ну тогда да, ребенку остается только истерить и быстро понимать что никому это неинтересно. Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?

    Адаптация ребенка к детскому саду: плохое поведение и капризы. Как помочь ребенку в период адаптации. Оформляя ребенка в детский сад, родители часто переживают: как встретят ребенка? Первые дни в детском саду: как наладить жизнь ребенка.

    В группе детского сада, возраст детей 3-4 года, есть мальчик который с самого начала ведет себя агрессивно по отношению к другим детям. Критерии агрессивности. Как вести себя родителям с агрессивным ребенком. Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и...

    Адаптация в дет. саду. Детсад. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет Адаптация в дет. саду. подскажите, пожалуйста, кто прошел или проходит период адаптации к Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку? Считается, что адаптация к садику в...

    Адаптация ребенка к детскому саду: плохое поведение и капризы. Изменения в поведении ребенка после летнего отдыха. Лето – пора отпусков и каникул, любимая пора многих, пора отдыха.

    Адаптация ребенка к детскому саду: плохое поведение и капризы. Как говорить с ребенком о детском саде. Адаптация к детскому саду и новый режим дома. Кстати, можно еще сходить к психологу с этим. Это очень странно, что ребенок сад не хочет дома вспоминать...

    Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к саду пугают родителей настолько И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию мамы, адаптируется гораздо быстрее. Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка.

    Адаптация в детском саду. Адаптация в детский сад. Детсад. 1-2 дня может ребенок адаптироваться сложно, но если неделю Адаптация ребенка к детскому саду. Часть I. Подготовка к новым событиям... Вопрос эксперту: как помочь сыну адаптироваться в садике?

    Детский сад. Детские сады и дошкольное образование. Мат, оскорбления, срамное поведение. Думали установить видеокамеру в группе, чтобы фиксировать всё на плёнку, но Адаптация ребенка к детскому саду. Вопросы заведующей детским садом или воспитателю.

    непослушный ребенок в саду. Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка.

    Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Тяжелая адаптация к детскому садику!!! Добрый день! Моей дочке 2 года и 4 месяца. Тяжелая адаптация к детскому саду.. Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной...

    Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и Говорила с воспитательницей, она говорит, что он нервный очень стал, на все очень остро реагирует Детский Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка.

    Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Как водить ребенка в детский сад без слез. Когда оставлять ребенка на дневной сон в детском саду. Не хочет сын в свои 3г в садик ходить, плакать еще дома начинает когда...

    Адаптация ребенка к детскому саду. Как помочь ребенку адаптироваться в новой социальной среде? Адаптация ребенка в детском саду очень часто проходит непросто. С адаптацией в незнакомой языковой среде у моих проблем не было, хотя характеры у обоих...

    Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Раздел: Адаптация к условиям детского сада. У нас истерики после садика. Я не знаю к. Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Няни, детсады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и...

    Как привыкнуть?. Адаптация к условиям детского сада. Детская психология. Еще лучше, если это будет делать кто-то в детском саду. Ко мне на занятия по адаптации к условиям сада ходила Подготовка ребенка к детскому саду, как ускорить привыкание. Версия для печати.

    Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. наказание в саду (длинно). Сегодня мы поговорим о том, как родителям пережить период адаптации ребенка в детском саду и к какому поведению малыша себя готовить.

    Адаптация к детскому саду: как пережить капризы и плохое поведение ребенка. Тоже поддержу Ирину, надо решать вопрос с воспитателем. Пусть держит за руку драчуна, пусть занимает отдельно, но ваш ребенок страдать не должен. работайте с тем, что есть, то есть с...

    Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. ужасы детских садов. Дорогие мамы!Скажите, пожалуйста, свое мнение. ЗАЧЕМ вы отдаете своих детей в детские сады? Проблемы в саду с детьми. Детская возрастная психология: поведение...

    Похожие публикации