План работы на нравственную тему. Календарный план по духовно - нравственному воспитанию детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Система духовно - нравственных ценностей закладывается с детства, поэтому на сегодняшний день образованиюотводится ключевая роль в духовно-нравственном объединении российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Духовно - нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из актуальнейших задач отечественного образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что воспитание должно быть направлено на развитие личности на основе «социокультурных, духовно - нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры; оно является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Цель. Целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа.

В условиях перехода на новые ФГОС ДО, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

формирование начал патриотизма и гражданственности;

формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

уважение к своей нации и понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства, как представителя своего народа и уважения к представителям других национальностей;

воспитание уважительного отношения к труду.

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию и развитию дошкольников, осуществляется в соответствии с комплексным планом мероприятий образовательного учреждения. Все мероприятия направлены на совершенствование системы духовно-нравственного воспитания детей в ДОУ: развитие творческих способностей воспитанников, формирование духовно-нравственных качеств личности, совершенствование форм и методов работы с родителями, выявление лучшего опыта работы.

Календарно-тематическое планирование по духовно-нравственному воспитанию в разновозрастной группе (5-7 лет)

Тема

Формы обучения

Задачи

Дата

«Старание и терпение»

Экскурсия в школу.

Беседа с детьми « Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе».

Сюжетно-ролевая игра «В школу».

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Развитие способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

сентябрь

«Мудрые люди»

Беседы «Мудрость рядом с нами. Бабушка и дедушка». «Что такое забота?».

Фольклорный праздник «Покров».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе.

«Верность земле русской»

Беседы «Минин и Пожарский»; «Русь православная».

«Народные игры». «Богатыри земли Русской».

Приобщение детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества. Расширять знания детей о величии Руси, о силе и славе защитников русской земли. Формировать патриотическую память.

«Светлый образ»

Беседа « Моя мама - лучше всех».

Ручной труд (изготовление подарков маме).

Праздник, посвящённый Дню матери.

Развивать духовно- нравственный потенциал дошкольников; воспитывать любовь и уважение к матери, нравственных качеств личности, создание благоприятных условий для формирования духовных ценностей.

«Семейные традиции»

Беседы «Моя семья»; « Семейные традиции (обычаи) в вашей семье».

Семейные работы «Род и родословная».

Знакомство с истоками русских традиций как важнейшего механизма передачи от поколения к поколению базовых социокультурных ценностей.

«Рождественское чудо»

Беседы «Святочные посиделки», «Елка - символ Рождества».

Показ вертепного театра «Рождество Христово».

Аппликация «Рождественская открытка»

Познакомить детей с повествованием о Рождестве Христовом; содействовать формированию чувства радостного ожидания православных праздников; воспитывать желание трудиться для того, чтобы порадовать близких; познакомить с традиционным видом рождественского театра - вертепом.

«Мастера и рукодельницы»

Беседа «Россия - страна мастеров».

Выставка «Золотые руки мастеров».

«Эти мудрые русские сказки».

Развлечение «Масленица»

Познакомить детей с народными промыслами, с их историей, традициями, материалом, который используют мастера; воспитывать любовь и бережное отношение к культуре и традициям русского народа.

Рассказать о народных традициях празднования Масленицы. Знакомство с народной песней, частушкой, масленичными прибаутками, сказкой.

«Книга - праздник души»

Беседа: "А у книжки именины!"

Экскурсия в библиотеку «В гости к книжкам».

Вечер развлечений "В гостях у сказки".

Развивать интерес к книге, как к источнику знаний. Расширять и уточнять представления детей о книгах и их значении в жизни общества.

«Добрый мир»

Праздник «Благовещение»

Занятие «Земля - наш общий дом».

Беседа «Жалобная книга».

Экскурсия в лес.

Выпуск листовок «Берегите лес от пожара».

Углубление знаний о народных обычаях и традициях, православных и народных праздниках, народном костюме, народном искусстве, русской природе

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
ответственность человека за окружающую среду.

«День Победы»

Выставка рисунков, посвященная Дню Победы.

Беседа « Дети военных лет».

Экскурсия к памятнику.

Участие в митинге.

Воспитание гуманной, толерантной, духовно- нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«До свидания детский сад! Здравствуй школа!»

Праздничное мероприятие

«Выпускной бал»

Создание условий для успешной адаптации в школе.

Библиографический список:

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Истоковедение. Том 5. Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2011. - 224 с.

Истоковедение. Мониторинг формирования основ духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста (3 - 7 лет) в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».Том 15.- М.: Издательский дом «Истоки», 2013. - 160 с.

И.А.Кузьмин, Л.П.Сильвестрова. Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте Истоковедения. Том 11.- М.: Издательский дом «Истоки», 2012. - 320 с.

Ботякова О.А. Солнечный круг. Детский народный календарь: В помощь педагогам образовательных учреждений. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-112с,ил. - (Приобщение детей к истокам русской народной культуры).

Истоковедение. Социокультурный подход системный подход к истокам в образовании. Том 12. - М. Издательский дом «Истоки», 2012. - 328 с.

Календарный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (подготовительная группа)

Цель: Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников, приобщение их к духовным и нравственным ценностям. Возрождение лучших традиций семейного воспитания. Воспитание любви и уважения к Отчизне: народу, культуре, истории, природе, фольклору и традициям русского народа.

1. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание детей через природу».

2. Викторина «Родной свой край люби и знай»

3. Беседа «Природа родного края»

4. Изготовление поделок из природного материала

5. Акция «Посади свое дерево»

6. Музыкально – литературная композиция «Давай сохраним природу»

7. Осенины – осенняя ярмарка (выставка из овощей и фруктов и др.)

ОКТЯБРЬ

1. Анкетирование родителей о духовно – нравственном воспитании в семье

2. Беседа – диспут с детьми «Хорошие и плохие поступки»

3. Консультация для родителей «Духовно – нравственное воспитание с воспитанниками»

4. Беседа «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

5. Вернисаж «В мире чувств и эмоций»

6. Фотовыставка «Наши дочки и сыночки»

НОЯБРЬ

1. Ознакомление детей и родителей с народно – прикладным искусством (гжель, хохлома, городец, дымковские игрушки, жестово)

2. Занятие «Русская красавица» (история появления матрешки на Руси)

3. Беседы с детьми «Как жили люди на Руси», «Народные праздники» и др.

4. Развлечение «Посиделки в горнице» (знакомство с деревенской утварью, кухней)

5. Изодеятельность «Выпечка хлебобулочных изделий» (лепка из соленого теста)

6. Кукольный спектакль «Сказки бабушки Арины»

ДЕКАБРЬ

1. Консультация для родителей «Как провести Новый год в кругу семьи»

2. Беседа с детьми «Как я поздравляю свою семью с праздником»

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год»

4. Изодеятельность «Нарисуй новогоднюю сказку»

5. Тематическое развлечение «Колядки»

6. Оформление фотоальбома «Веселые праздники нашей группы»

7. Утренник «Встреча Нового года»

ЯНВАРЬ

1. Беседа с детьми «Рождественское чудо»

2. Развлечение «Рождественские забавы»

3. Изодеятельность «Ангел», «Рождественская открытка»

4. Организация конкурса творческих работ «Рождественская звезда»

5. Консультация для родителей «Фольклор и его значение в воспитании детей»

6. Изготовление папок: «Народные традиции и праздники», «Русские народные игры»

ФЕВРАЛЬ

1. Консультация для родителей «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуре»

2. Мастер – класс «Встреча с народными умельцами» (формирование о мире увлечений людей)

3. Выставка декоративно – прикладного искусства «Наши умельцы»

4. Кукольный спектакль «Приключения на Масленицу»

5. Изодеятельность «Масленица к нам пришла»

МАРТ

1. Родительское собрание «Семья и семейные традиции», оформление альбома «Моя семья»

2. Фотомонтажи «В кругу семьи» «Из жизни группы»

3. Выставка детских работ «Мамочка, мамуля, как тебя люблю я», «Лучший папа»

4. Организация конкурса для родителей «Генеалогическое дерево и герб моей семьи»

5. Выставка семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»

АПРЕЛЬ

1. Беседа с детьми «Что такое Пасха» (история возникновения, традиции и обычаи праздника)

2. Изодеятельность «Украшаем пасхальное яйцо», «Пасхальный сувенир»

3. Развлечение «Пасха»

4. Кукольный спектакль «Сказка «Пасхальная история»

5. Организация конкурса «Пасхальный свет и радость»

МАЙ

1. Консультация для родителей «Особенности патриотического воспитания дошкольников»

2. День памяти «9 мая – День Победы» (возложение цветов к памятнику)

3. Беседа с детьми «Горжусь своим дедом» с участием ветеранов ВОВ

4. Выставка детских работ «День Победы»

5. Выпускной бал «До свидания детский сад! Здравствуй школа!

Татьяна Банькова
Перспективное планирование по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Введение.

Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, народные традиции. Очевидно, что без духовности , которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности. Сегодня становится все понятней, что отказ от Православных ценностей приводит к печальным последствиям – теряется духовность и как следствие нравственность общества.

Православная педагогическая традиция в нашей стране имеет тысячелетнюю историю. В наше время воспитание духовной личности на основе Православных традиций должно осуществляться совместными усилиями образовательной системы и семьи. Участником образовательного процесса может быть священник Православной церкви. При общей заинтересованности положительные результаты будут непременно достигнуты.

Данная методическая разработка отражает цели и задачи, формы работы с детьми и родителями, календарное планирование по теме русские православные праздники. И помогает наиболее эффективно организовать педагогический процесс духовно -нравственного развития детей в ДОУ .

Основой методической разработки послужили следующие программы :

Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 3-е, исправленное и дополненное Москва Мозаика-синтез 2012 г.

Учебно-методический комплект для малышей

Людмила Леонидовна Шевченко. Серия :

Духовно -нравственное образование в детском саду

Издательство : Центр поддержки культурно-исторических

традиций Отечества. Год издания : 2011.

дошкольных

образовательных учреждений «Знакомство детей с русским

Бударина, Л. С Куприна, О. А. Маркеева, и др. Издание

третье, переработанное и дополненное. Санкт- Петербург

«Детство-Пресс» 2008

Методическое пособие для педагогов дошкольных

образовательных учреждений «Воспитание сказкой » . Автор

О. М. Потаповская, Л. П. Гладких, И. П. Макеева и др.

Серия : «Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста ». Москва 2002

Задачи и цели :

1. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к русским традициям и истории.

2. Ввести детей в круг основных православных праздников, познакомить с особенностями их подготовки и проведения.

3. Формировать внутренний мир ребенка на основе классической музыки, постановки театральных представлений на православные сюжеты.

4. Знакомить детей с некоторыми доступными их пониманию произведениями иконописи, церковным пением, колокольным звоном, художественной литературой духовно -нравственного содержания.

5. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки

6. Воспитывать у ребенка желание помогать другим, быть правдивым, трудолюбивым, справедливым, мирно разрешать конфликты.

7. Помочь семье в формировании духовно богатой личности ребенка на основе приобщения к традициям Православной культуры.

Для реализации данных целей и задач предлагаются следующие методы : наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время :

Показа сказок (педагогами, детьми) .

Рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций.

Экскурсий.

Словесно-образный метод :

Чтение сказок и стихотворений с последующим обыгрыванием, драматизацией.

Беседы с элементами диалога.

Проведение народных игр (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

Сообщения дополнительного материала музыкальным руководителем, педагогом по театру.

Загадки, потешки, пословицы

Практический метод :

Организация продуктивной деятельности : ИЗО (впечатления после занятия-утренника)

Ручной труд (Вифлеемская звезда, рождественская игрушка, пасхальная выставка и т. д.)

Формы работы с детьми и родителями :

Беседы, встречи со священником.

В основу бесед положены краткие сведения о сути праздника, его истории, традициях, национальных особенностях празднования, а также о нравственных нормах поведения в духе Православия. Беседа сопровождается видеорядом, а также соответствующими теме иллюстрациями.

Экскурсии совместно с родителями, посещение кружка «Основы православной культуры»

Художественное творчество, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей , изготовление подарков, открыток к празднику

Организация музыкально-театральной деятельности (доминантные, интегрированные занятия, постановка детских сказок-спектаклей на христианскую тему, слушание образцов духовной музыки )

Семейные, праздничные встречи :

«День Матери» , «Гордимся отцами» , «Домашний театр»

Консультации для родителей, анкетирование родителей.

Утренники, праздники, развлечения

Утренники проводятся в форме увлекательной игры, беседы, с участием родителей в театральных постановках, играх, обрядах,- в атмосфере песенного и танцевального фольклора. Заканчивается утренник угощением традиционным праздничным блюдом : на Благовещение жаворонки из теста, на Пасху – куличи, на Рождество – конфеты- пряники, на Покров – пироги и т. д.

Годовое тематическое планирование .

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме духовно-нравственное воспитание в семье .

Консультация для родителей «Духовно -нравственное направление воспитательного процесса в образовательном учреждении.»

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Подготовка к празднику Разучивание стихов, русских народных игр, песен, хороводов. («Коршун и воробушки» , «Карусель» , «Ай тари-тари» , песни «Как у наших у ворот» , «Где был Иванушка?» , инсценирование песен «Было у матушки 12 дочерей» , «Солдатушки, бравы ребятушки» )

Предварительная беседа, рассказ о празднике Покров, народных приметах и обычаях, с ним связанных. Рассматривание Иконы «Покров Пресвятой Богородицы»

Слушание «Октябрь» из цикла Времена года П. И. Чайковского

Театральная постановка «Шарф-покров» .

Художественное творчество на тему : «Покров» , «Осень» .

Беседа о честности, любви, доброте. (Добрый мир)

Подготовка к празднику «Георгий Победоносец» . Беседа с детьми о святом Георгии Победоносце. Рассматривание иконы Георгия Победоносца на коне, его изображение на гербе России, на флаге города Дмитрова.

Чтение сказок, былин о русских богатырях.

Постановка спектакля «Белый город, или как Егорий Змея Горыныча победил» с участием родителей.

Подготовка к Рождеству. Работа над спектаклями духовного содержания «Волшебные превращения трех снежинок» , «Царь Ирод» , «Накануне Рождества» , «Три дерева»

Слушание «Утренняя молитва» , «В церкви» из детского альбома П. Чайковского

Участие педагогов в кукольных спектаклях для детей : «Морозко» , «Рождественский вертеп» , «Про царя Ирода» .

Беседа «Как я поздравляю свою семью с праздником» .

Разучивание рождественских песен «Рождественская бесконечная» , «Яркая звездочка» ,«Рождество Христово» , «Ой ты зимушка - Сударушка» , календарных обрядовых песен : «Коляда, коляда, ты подай пирога» , «Как пошла коляда» «Щедрик -ведрик»

Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.

Конкурс «Рождественская игрушка»

Посещение храма, беседа об истории происхождения праздника Рождества Христова. Рассматривание и пояснение книжных иллюстраций, предметов (дары волхвов, настольный вертеп) .

Моделирование жизненных ситуаций о милосердии, доброте, любви к ближним через игровые ролевые исполнения художественных произведений : «Два товарища» Л. Н. Толстого, «Маленькие рассказы» К. Ушинского, постановка спектакля «Царь Ирод»

Слушание рождественских песен : «Рождество христово, ангел прилетел» , церковных рождественских песнопений.

Художественное творчество на тему : «Ангел»

Концерт «Рождество Христово» .

Беседа «Добрые дела» («Добрый мир» )

Беседа о традициях русского воинства, о храбрости защитников отечества.

Рассматривание картины Васнецова «Три Богатыря»

Слушание «Богатырские ворота» Мусоргского

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок)

Постановка спектакля вместе с родителями «Добрыня и Змей Горыныч»

Участие в праздновании «День наших пап-защитников Отечества»

Оформление фотоальбома «Наши праздники» .

Участие детей в инсценировках , музыкальных спектаклях, основанных на нравственном выборе между добром и злом. Выводы самих детей о добром поведении (не зазнавайся, умей прощать, будь честным, жалей братьев меньших)

Беседы, посвященные празднику Благовещение – история возникновения праздника. Просмотр видеоряда «С нами чудо из чудес- Благовещенье с небес»

Разучивание песен «Ой кулики, жаворонушки» , «Идет матушка весна» «Вот уж зимушка проходит» , игр с песнями «Ой сад-виноград» , «Заря-заряница» , «Летели две птички» .

Слушание «Весна и осень» музыка Г. Свиридова

Праздник «Благовещение Пресвятой Богородицы» , (в конце празднования дети выходят на улицу и выпускают птичек в небо)

Художественное творчество, рисование на тему «На волю птичку выпускаю»

Вербное воскресенье. Рассказ об истории праздника. Разучивание песни «В воскресенье вербное» , «Танца с вербочками» .

Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

Слушание пасхального праздничного канона «Христос воскрес из мертвых»

Разучивание песен «Воскресение» , «Пасхальная песенка»

Занятие-беседа о празднике Пасха. (Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история» .)

Драматизация сказания «Мария Магдалина у римского императора Тиберия»

Утренник «Светлая Пасха»

Экскурсия в Храм «Пасхальные колокола»

Моделирование жизненных ситуаций, требующих нравственного выбора.

В педагогике существуют разные формы работы с детьми дошкольного возраста. Современный педагог находится всегда в поиске инновационных форм, методов и способов работы с детьми и их родителями, направленной на создание единого пространства . Традиционной в своей работе, я выделила такую форму, как Тематические недели.

Основная цель проведения тематических недель в детском саду – это систематизация, углубление, обобщение знаний детей по определенной теме.

Тема недели позволяет объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей. Мероприятия, проводимые во время тематической недели, способствуют развитию творческого взаимодействия между детьми разных групп, воспитателями, родителями, специалистами детского сада. Они могут иметь разные формы проведения: праздники, развлечения, игры-путешествия, экспериментирования, познавательные занятия, наблюдения, экскурсии, выставки и др.

Мною представлен один из планов такой недели, посвященной очень актуальной теме – нравственному воспитанию дошкольников. Материал будет полезен для воспитателей и педагогов ДОУ. Ориентирован на группу детей 5-6 лет (старшая группа). Так же прилагается открытое итоговое занятие по теме недели «По дороге доброты».

Тематическая неделя по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Что такое доброта?»

Цель: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;


развитие познавательных способностей, развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления, развитие коммуникативных навыков;

воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

    Учить детей ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Формировать доброжелательные дружеские между детьми; положительное отношение ко всем людям. Воспитывать умение оценивать поступки окружающих. Развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях; уверенность в себе и своих возможностях. Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки. Развивать представления детей о понятиях «добро». и «зло»., их важности в жизни людей. Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию. Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Закреплять знание правил вежливого общения. Поощрять стремление детей совершать добрые поступки.

Предварительная работа:

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки.

3. Подбор картин, фотографий, иллюстраций.

4. Работа с родителями по взаимодействию в рамках недели добра.

5. Разработка НОД, определение тематики бесед.

6. Подбор музыкального репертуара.

7. Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.

8. Подборка материалов для консультаций «Вежливость воспитывается »..

9. Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребенка вежливым».

10. В течении недели чтение произведении: В. Катаев «Цветик - семицветик», В. Осеева « Рыжий кот», «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Е. Благинина « Подарок», « Как светлячок друга искал», С. Маршак «Друзья товарищи», Г. Остер «Вредные советы».

Взаимодействие с родителями:

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей».. Консультация для родителей «Вежливость воспитывается вежливостью».. Акция «Полечите книжку». (ремонт книг дома совместно родителей и детей). Участие в выставке творческих работ «Моя счастливая семья». Изготовление кормушек для птиц.

План мероприятий тематической недели «Что такое доброта»

Понедельник «День добра»

I пол. дня

    беседа «Что такое добро?» игры « Добрые и вежливые слова» , «Добро и зло» НОД Развитие речи «Ранняя весна» – игровое упражнение «Доброе утро»

II пол. дня:

    НОД Аппликация «Улыбка» оформление книжной выставки

Вторник «День улыбок»

I пол. дня

    акция « Подари улыбку» (с рецептом счастья) чтение худ. литературы НОД ФКЦМ «Масленица» - Заучивание стихотворения «Пусть Масленица дарит добро»

II пол. Дня

    выставка рисунков «Я радуюсь солнцу» беседа о добрых поступках и делах

Среда «День добрых дел»

I пол. дня

    сотвори добро «Накорми птиц» изготовление кормушек НОД Ознакомление с «Сивка Бурка» - Д/ игра «добрый, злой герой»

II пол. дня

    ремонт книг НОД Лепка «Девочка пляшет» - игра «Сделай комплимент»

Четверг «Волшебные ручки»

I пол. дня

    изготовление птиц в стиле оригами

II пол. дня

    изготовление «Дерево добра»

Пятница «День семьи»

I пол. дня

    праздник «Что такое добро» выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

II пол. дня

    НОД Рисование «Дети делают зарядку» - игровое упражнение «Эмоции»

Конспект открытого итогового занятия в старшей группе по итогам тематической неделе «По дороге доброты»

Цель: формирование эмоционального отношения к действительности, как к основе развития нравственных чувств.

Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему;

Развитие умения распознавать, понимать, обозначать словами эмоциональное состояние другого;

Воспитывать стремление радоваться хорошим поступкам;

Развитие способности понимать невербальные средства общения;

Формирование речевой культуры поведения;

Развитие коммуникативной выразительности, социальной наблюдательности;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки окружающих;

Активизация процессов внимания, зрительного восприятия, воображения.

Направление: социально-личностное.

Форма мероприятия: непосредственно-образовательная деятельность.

Возрастная группа детей: старшая.

Предварительная работа: чтение сказки «Добрая Ежиха» (А. Лопатина, М. Скребцова), сказки «Даром ни одно добро не пропадает» (А. Неелова), сказки «Жадный кармашек» (Е. Алябьева), беседа по пословицам о добре, коллективная творческая работа «Дерево доброты».

Материалы и оборудование: клубок шерстяной нити, почтовый конверт, набор пиктограмм, бусины и резинки на каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?». (Дети отвечают)

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

(Дети отвечают).

Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Дети отвечают)

А чтобы лучше понять, что такое доброта, давайте отправимся в путешествие по дороге доброты. А поможет нам «волшебный клубочек».

Игра «Волшебный клубочек»

Дети передают клубок ниток по кругу друг другу, при этом называя доброе слово о другом, пока клубок не вернётся к педагогу.

Педагог: Ты клубочек, покатись, сказка, сказка – появись.

(Клубочек прикатывается к сказочному домику, в котором расположены разные пиктограммы). Ребята, посмотрите! Мы оказались в сказке, а вот в какой, пока не знаем… А давайте сами угадаем!

Д/и «Герой из сказки»

Педагог показывает пиктограмму, а дети сначала называют, какое настроение передает эта пиктограмма, а затем называют персонажей сказок, которые соответствуют ей.

Педагог: Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи. Ну-ка, что-то покажи.

Педагог: Ребята, на пути клубочка встретилась речка, а на речке злая волшебница раскидала камни. Давайте поможем речке.

Дети вместе с педагогом присаживаются на ковёр.

Ситуация-упражнение «Незаконченные предложения».

Задача детей - закончить данное предложение по-доброму, т. е. придумать доброе окончание.

Девочка нашла котенка…

Мальчик нашел забытую игрушку и…

Мама заболела и ее сын...

Старенькая бабушка уронила палочку и…

Дети слепили красивого снеговика, а Миша проходя мимо…

Все дети убирали игрушки в группе, а Коля в это время…

Девочка Таня порезала палец, и ее подружка...

Маленькая девочка потерялась и Света…

После ответа, педагог предлагает убрать камень.

Педагог: Какие вы молодцы, я очень тронута вашей добротой! Теперь и речка может дальше протекать!

Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы дружить!

Ф/м «Дружные руки»

Что за чудо, чудеса!

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу, вам не тая,

Руки всем нужны друзья.

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить,

Чуткие руки умеют дружить.

Кто может стать лучшим другом?

Мама! И папа!

И товарищ по играм,

И старенький дед.

Березка у дома,

Щенок косолапый,

Хороший знакомый

И добрый сосед!

Педагог: Наше путешествие продолжается! И нам ещё нужно сделать самое главное. А дорогу нам покажет наш клубок.

Снова я клубок возьму и тихонечко скажу: ты катись, катись клубочек, нам дорогу укажи.

Педагог: Ребята, наш клубочек нашел вежливый конверт. Давайте посмотрим, что внутри! А там Загадки, хотите отгадать?

Игра «Вежливые слова»

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…»

(До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…»

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…»

(Спасибо)

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали: «…»

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем: «…» (Будь здорова)

Молодцы, ребята! Когда человек что-то хорошо умеет делать, про него говорят – у него золотые руки. А когда хорошо поступает, говорит добрые слова, то про него говорят, что у него доброе сердце.

Клубочек нас приводит к коробочке с бусами.

Ребята какое важное слово-доброта. А что бывает добрым? Сейчас мы с вами подумаем и соберём браслеты «доброты». Дети называют определения и нанизывают бусинку. Этими браслетами можно пользоваться, когда ты рассержен или жадничаешь, и сразу подобреешь.

Рефлексия. Что вам понравилось больше всего? За кого из ребят вы порадовались? Кто был самый активный? Кто самый внимательный? Кто нашёл самые подходящие слова в игре? Кем быть интереснее? – жадным или добрым?

Упражнение «Эстафета доброты»

Дети и педагог стоя в кругу, берутся за руки и передают с помощью рукопожатия доброту.

Педагог: Я дарю тебе добро! (берет за руку ребенка)

И каждый ребенок передает добро товарищу.

Я чувствую, что доброты стало больше, пусть же она греет вас и не покидает.

Можно пригласить в круг гостей. Под музыку можно предложить детям и взрослым обнять друг друга.

Спасибо за прекрасное занятие!


Похожие публикации