Педагогический опыт "формирование ценностного отношения к собственному здоровью".

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность», «отношение», «здоровье». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова и др).

И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

Отношение личности к людям, пишет С.А.Козлова, характеризуется оценкой соответствия конкретных моральных проявлений окружающих людей общим нравственным нормам .

Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а также не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М. Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности – это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Мы полагаем, что характеристика отношений личности будет неполной, если не рассматривать её как предмет изучения философской и психологической наук.

Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём–либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности .



В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение .

Кроме того, в философии и психологии отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ценностными ориентациями личности. Характер данной взаимосвязи позволяет объяснить поведенческие реакции человека .

В разработанной А.Н.Леонтьевым теории представлена концепция о личностном смысле деятельности, смыслопорождении, где отношение трактуется как «субъективно устанавливаемая и личностно переживаемая связь между людьми, предметами и явлениями, окружающими человека, как текущих, так и бывших или предполагаемых событий». Содержанием такой связи является смысл как фундамент личности .

Я.Л.Коломинский отмечает, что отношение – это «особая» внутренняя реальность, которая представляет собой отражение в мыслях и переживаниях субъекта других людей, а в общении – «процессы словесного и несловесного взаимодействия, в которых проявляются, закрепляются и развиваются отношения» .

Определение структуры отношений дано в исследованиях А.А.Бодалёва, Я.Л.Коломинского, Б.Д.Парыгина, С.Л.Рубинштейна. Авторы выделяют три основных компонента отношений: а) гностический (когнитивный или информационный); б) аффективный (эмоциональный, мотивный); в) поведенческий (практический).



Определяя структуру отношений, С.Л.Рубинштейн выделяет содержательный компонент отношения, который основан на информации из окружающей действительности и является значимым для человека, и без которого невозможна ориентация и адаптация в нём, составляет задачу воспитания особого ценностного сознания .

Таким образом, вопрос об отношении человека к действительности неразрывно связан с таким понятием как ценность. Ценность – это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии личности (А.М.Коршунов, В.П.Тугаринов).

В.П.Тугаринов называет ценностями те явления или свойства явлений, которые найдены полезными, нужными, приятными и т.д. с точки зрения потребностей, интересов и целей людей .

В некоторых исследованиях отмечается, что ценность – это не предмет, не вещь, не их свойства, а некий род человеческой мысли (А.И.Титаренко).

Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Ценностное отношение – это субъективное отражение объективной действительности. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Отношение в целом отражает многообразие связи человека с миром.

Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личного отношения к ним человека. Появление отношения, порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений .

Ценностное отношение имеет целостную структуру и существует в качестве проективной реальности, которая связывает индивидуальное сознание с общественной, субъективную реальность с объективной .

Познание личностью ценности объектов социальной действительности предполагает наличие у неё определённого способа социальной ориентировки в каком-либо виде или группе ценностей. Способ социальной ориентировки, в свою очередь, является внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности. По характеру и направленности этих предпочтений можно определить и особенности её ценностных отношений (И.В.Дубровина).

Ценностное отношение представляет собой одновременно и процесс восприятия, объяснения и понимания мира через призму ценностей, и результат этого процесса как установку, позицию субъекта по отношению к определённым объектам как к личностным ценностям (В.В.Гречаный, А.И.Титаренко).

Прежде чем определить понятие «ценностное отношение к здоровью», выделим несколько концептуальных подходов к определению понятия «здоровье».

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации (Г.С.Никифоров). При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния.

Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов (Ю.Ф.Змановский).

И.И.Брехман определяет здоровье, как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации .

В.П.Петленко предлагает понятие здоровья как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды .

Из приведённых определений видно, что понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

В основе нашей работы лежит концепция, согласно которой здоровье понимается как базовая ценность человека (В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егорова, Ю.Ф.Змановский).

В структуре здоровья выделяют следующие компоненты: духовно-нравственное, личностное, социальное, интеллектуальное, эмоциональное, репродуктивное, физическое. Все компоненты взаимосвязаны друг с другом и формируют единый процесс здоровья .

Духовно-нравственное здоровье – это, прежде всего сила духа человека и иерархия его жизненных ценностей, на основе которой формируется индивидуальная программа жизнедеятельности.

Личностный (психологический) компонент здоровья определяется местом здоровья и духовных ценностей в системе жизненных ценностей, способностью осознать себя личностью, адекватной своему биологическому возрасту и полу, сформированностью умений самоанализа, самоконтроля, самовоспитания, планирования и прогнозирования. Стремление человека к развитию, к удовлетворению более высоких потребностей рассматривается как признак психического здоровья.

Когнитивный (интеллектуальный) компонент здоровья отражает способность человека мыслить позитивно, принимать адекватные решения, выделять главное, находить недостающую информацию.

Эмоциональное здоровье – это эмоциональная устойчивость, способность противостоять стрессам, адекватно оценивать эмоции окружающих, проявлять свои эмоции и управлять ими.

Социальное здоровье определяется социальной активностью, высокой коммуникативностью, широким кругом общения и т.п.

Физическое здоровье естественное состояние организма, когда все показатели деятельности органов и систем соответствуют возрастно-половой норме, являющееся выражением взаимодействия всех органов и систем, динамическим равновесием с окружающей средой.

Исходя из определения понятий «здоровье» и «ценностное отношение», мы определили содержание понятия «ценностное отношение к здоровью» как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья, как значимой функции организма, и результат этого процесса, выраженный в виде познавательного интереса или цели.

Исходя из вышеизложенного, ценностное отношение к физическому здоровью можно определить как процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта заботиться о своём теле (правильное питание, гигиена, нормальный сон, упражнения) (авторское).

Ценностное отношение к психическому здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в позитивном мышлении и положительном представлении о самом себе (авторское).

Ценностное отношение к социальному здоровью – это процесс осознания, объяснения, понимания субъектом ценности своего здоровья (здорового образа жизни), выраженный в желании субъекта общаться с другими людьми и в умении поддерживать хорошие взаимоотношения (авторское).

Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста будут рассмотрены в следующем параграфе.

Ценности это объекты явления, их свойства, а так же абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного .

Ценности можно рассматривать как фактор обеспечивающий большую вероятность определённого типа поведения в условиях конкурирующих внешних воздействий. Развитие ценностей осуществляется через их усвоение в социальных группах и трансформации из общественных к личностным. Интериоризация и социальное применение к становлению личностных ценностей представляют собой две стороны одного процесса. Важно учитывать соотношение между потребностями индивида и ценностями социума .

Система личностных ценностей складывается в процессе деятельностного распределения индивидами содержания общественных ценностей, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций.

Ценностные ориентации - это установки , идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней.

Понятие “ценностные ориентации” впервые появились в трудах Ольгианского, где он рассматривает их как цели стремления, жизненные идеалы, представляет их в виде системы определённых норм, принятых в групповом сознании.

Б.Г. Ананьев рассматривает ценности и ценностные ориентации как базальные, первичные свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер .

Фейнбург говорил о том, что ценностные ориентации - это сложное образования, вбирающие в себя разные грани и формы общественного и индивидуального в личности, определяет формы взаимодействия внутреннего и внешнего, специфические формы сознания личности мира прошлого настоящего и будущего, а так же сущности своего Я. Ценностные ориентации базируются на потребностях интересах, нормах, обусловленных как биологической природой так и историческими условиями, в которые поставлен человек.

Ценностные ориентации, как и любую психологическую систему, можно представить как многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует определённому виду общественных отношений и имеет у каждой личности различные веса. Важнейшей характеристикой системы ценностей является многоуровневость, проявляющаяся в его иерархическом строении. В целях построения теоретической модели структуры ценностей выделяются уровни иерархии и определяются основания для выявления каждого из них. Так Н.А. Бердяев на верхнем уровне располагает три типа ценностей: духовные, социальные, материальные, все остальные он рассматривает как частный случай, как конкретное проявление одного из этих трёх. Согласно М. Рокичу, имеются два уровня иерархии: ценности-цели, или конечные цели существования, и ценности-средства, или способы поведения личности .

Так же очень важным моментом в формировании ценностных ориентаций является образ жизни, так же система ценностей отражает существующие цели, идеалы, идеи своей эпохи.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, убеждениях, интересах человека, потребностях и установках.

Потребности - состояния индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах необходимых для его существования и развития и выступающие источником его активности . Человеческая природа представляет собой непрерывное удовлетворение потребностей. Восприятие мира у человека происходит в зависимости от потребностей и желаний которые существуют у него на данный момент. По мнению Соломина И.Л. все так или иначе связанно с потребностями, выбираем ли мы себе занятие, круг общения, или супруга, работу, всё определяется в конечном счёте мотивами.

По мысли П.В. Симонова в иерархии основных потребностей индивида всегда есть главенствующая, которая выступает ядром личности, то есть самой существенной личностной чертой человека, ценности через потребности. Потребности человека не сводятся к одним лишь органическим потребностям, у него возникает целая иерархия различных потребностей, интересов, установок.

Установки - это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении их проявления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к определённому объекту.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки. Они определяются потребностями и ценностными ориентациями. Последние служат базой для формирования установок. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения человека образует система ценностных ориентаций, средства достижения этих целей (В.А. Ядов).

В лите6ратуре 3 варианта понимания природы ценностей:

1) Божович Л.И., Ручко Н.А. - ценность находится в одном ряду с такими понятиями как мнения представления, убеждения, такое понимание ценностей не обладает самостоятельной побудительной силой;

2) В.А. Ядов, М. Моррис - ценности рассматривают как разновидность или подобие социальных установок, в которых понимание ценностей принадлежат направлению функций, которые принадлежат эффективной ценностной регуляции

3) сближение понятия ценности и мотива, потребности и подчёркивает их реальную побуждающую силу - Додонов Б.И., Жуков Ю.М., Маслоу А., Василюк Ф.Е.

Некоторые ценности, по мнению А. Маслоу, являются общими для всех, но существуют и специфические ценности. Связь потребностей (ценностей) сильна, у каждой есть своё место .

Отсутствие сформированной системы личных ценностей порождает ощущение внутренней пустоты, ориентацию человека вовне - на внешние критерии оценки, на некритичное принятие групповых норм.

Коренная ломка общества, которая произошла в последнее десятилетие, не могла не сказаться на психологическом состоянии людей. Многое подверглось переоценке, и чтобы приноровиться к новым жизненным реалиям огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей.

Выделяют следующие уровни ценностей :

1) наиболее обобщённые, абстрактные;

2) ценности, закрепляющиеся в жизненности и проявляющиеся как свойства личности;

3) наиболее характерные способы поведения личности как средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

Е.Б. Фанталова предлагает следующие основные ценности человека :

активная, деятельная жизнь;

здоровье;

интересная работа;

красота природы и искусства;

материально обеспеченная жизнь;

наличие хороших и верных друзей;

уверенность в себе;

познание;

счастливая семейная жизнь;

творчество.

· наличие друзей;

· творчество;

· профессиональный рост;

· участие в общественной жизни;

· удовлетворённость собой;

· умение управлять собой;

· уважение;

· защищённость от угроз;

· обеспеченность;

· личная жизнь;

· чистая совесть;

· интересно проведённое свободное время;

· здоровье.

Одним из важнейших понятий является “отношение к здоровью” - оно представляет собой систему индивидуальных избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или наоборот угрожающими здоровью людей, а так же определённую оценку индивидом своего физического и психического состояния . Проблема здоровья имеет социально-психологический моральный аспект.

Здоровье часто выступает средством для иных целей - работать, отдыхать.

Очевидно, что потребность в здоровье и переживание здоровья как жизненной ценности во многом обуславливают субъективную оценку здоровья. Важно знать какое место занимает здоровье в структуре жизненных ценностей. Этот аспект психологии здоровья редко выступает в качестве предмета исследования (Л.В. Куликов) нужны точные данные для психологии здоровья. Такие данные помогут уточнить субъективную картину здоровья и благополучия личности, место этой ценности в её сознании и помогут понять как влияет неудовлетворённость здоровьем на возникновение эмоционального дискомфорта. Ценности здоровья могут быть по выражению Л.С. Драгунской знаемыми ценностями, но не обязательно признаваемыми или принятыми .

Очень важны этапы развития ребёнка и становление основных процессов формирования заботы о своём здоровье и выработки у него соответственного отношения к здоровью, как к ценности и как к условию его личностного роста.

В.П. Петленко выделяет уровни отношения к здоровью:

1) здоровье как ценность воспринимается личностью эмоционально - этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребности в укреплении здоровья, ценность здоровья сохраняется как факт сознания - безразличный тип людей;

2) личность воспринимает необходимость здоровья, но не осознаёт его социальной значимости, возможно возникает установка на укрепление здоровья, но она очень неустойчива, при изменении обстоятельств не реализуется - характерно для спонтанно деятельного типа людей;

3) ценность здоровья воспринимается личностью, как социально значимая потребность в укреплении здоровья, требуют новые знания, но чаще ценностные ориентации остаются на вербальном уровне - пассивный тип;

4) здоровье как ценность воспринимается на уровне убеждений, потребность в укреплении здоровья формирует устойчивую социальную установку, поведение человека полностью соответствует ценностным ориентациям, оно осознанно проявляет себя в оздоровительной деятельности - характерно для активно-деятельного типа.

А.М. Иванюшкин предлагает выделить три уровня ценности здоровья:

1) биологические - гармония физиологических процессов;

2) социальные здоровье как активность личности, деятельное отношение индивида к миру

3) психологическое - здоровье не как отсутствие болезни, а как отрицание её в смысле преодоления, здоровье как стратегия жизни человека.

Важным фактором в осознании ценности здоровья является позитивно-эмоциональное стремление к действиям по его укреплению и совершенствованию.

Главное это, ценить здоровье и верить в то, что здоров, ведь сама вера - это уже половина дела .

Таким образом, нельзя не согласиться со словами Н.В. Панкратьева о том, что человек - сам творец всего комплекса материальных и духовных ценностей , и он сам определяет, что для него важнее, ибо очень значимыми для человека становятся те ценности, которых ему не достаёт. И, как сказал А. Маслоу, конкретное и полное восприятие объекта подразумевает, что объект воспринимается с любовью , поэтому осознавать что здоровье это великая ценность и относится к нему с любовью и соответственно к себе это великое дело. И, как известно, иерархия ценностей в разном возрасте будет различная, и одни и те же ценности будут восприниматься по-разному.

Педагогический совет

«Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни»

"Здоровье дороже богатства" – утверждал французский писатель Этьен Рей, который жил в конце 19 века. Точно также утверждают и многие из нас. О здоровье говорят, о здоровье спорят, здоровья желают. С самого раннего детства каждый из нас осознаёт важность разумного отношения к своему здоровью...
В новом законе «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ в статье 41 «Охрана здоровья обучающихся» говорится: «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся».

В школе сложилась собственная система наиболее эффективных путей и механизмов реализации Программы «Здоровье», особенностями которой является создание здоровьесберегающего пространства через соблюдение новых Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта и федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся.

Стандарт впервые определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. В Примерной образовательной программе общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Опираясь на базовые документы федерального уровня, мы разработали свою образовательную программу начального общего, основного общего образования.

Школа – один из социальных институтов, который оказывает большое влияние на подрастающее поколение. Здесь дети не только получают базовые знания по общеобразовательным предметам, но и проходят социализацию, пробуют себя в различных формах деятельности. Как ни странно, но на школе лежит и еще одна ответственность – формирование у школьников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Каким же образом педагог (как известно, оказывающий, наверное, наибольшее влияние на ученика в школе, подающий ему пример поведения, ответственный за школьника, находящегося в учебном заведении) может поспособствовать созданию такой позитивной оценки?

Как известно, что путь к здоровью - это и правильное питание, систематическая двигательная активность, отсутствие стрессовых ситуаций и ещё многое другое. Но самое главное то, что зависит, прежде всего, от нас самих.

По общепринятым представлениям структура здоровья человека обеспечивается здравоохранением лишь на 10-12 %, наследственности принадлежит 18 %, условиям среды – 20 %, а самый большой вклад – 50-52 % - это образ жизни. И этот так называемый «контрольный пакет акций» - вот эти самые 50-52 % - в наших руках. О том, как грамотно распорядиться этим «контрольным пакетом акций» в условиях школы пойдёт речь на нашем педсовете .

В целом в школе сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Однако любая система не прослужит достаточно долго и эффективно, если не будет совершенствоваться, обновляться. Оснований для модернизации физкультурно-оздоровительной работы в школе достаточно много. Одно из главных – рост заболеваемости детей. Однако переломить эту негативную тенденцию возможно. Один из путей – обеспечить оздоровительную направленность образовательного процесса в школе.

Известно, что индивидуальный образ жизни активно формируется в раннем подростковом возрасте. Это связано с развитием у подростков таких важных психических новообразований, как самоконтроль, внутренний план действий, логическое мышление, самосознание, самооценка. Следовательно, именно на этом этапе взросления важно побудить детей к формированию полезных привычек, научить их управлять своим поведением и таким образом актуализировать субъективность в сбережении и укреплении здоровья.

Движение - ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка. Многие физиологи отмечали важную роль движений уже в эмбриональном периоде развития ребенка. После рождения младенец около 50 % времени бодрствования должен проводить в движении. При ограничении двигательной активности наблюдается резкое замедление психического и физического развития детей. Положительное влияние двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой системы, увеличении массы головного мозга и его функциональном состоянии. Например, уровень сформированности тонкой моторики кисти, развитие ее движений определяет развитие речи и мышления ребенка, с другой стороны, использование в воспитании физических упражнений для кистей рук позволяет стимулировать развитие речи, письма, мышления ребенка.

Движение - необходимая составная часть любого вида деятельности детей и их естественная биологическая потребность, которая получила название кинезиофилии (от греческих слов «движение» и «любить»). Недостаток двигательной активности может нанести вред здоровью ребенка. Это особенно актуально для школьников. Учебная работа школьника - труд, который осуществляется на фоне длительного статического напряжения, связанного с поддержанием позы и сопряженного со значительными зрительными нагрузками.

Двигательная нагрузка - в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма. В связи с этим необходимо удовлетворить естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе.

Под двигательной активностью понимают общее число разнообразных движений за определенный отрезок времени (час, сутки).

Профилактика гипокинезии включает следующие мероприятия:

* Выполнение режима дня с учетом гигиенических требований (нормирование режимных моментов в соответствии с возрастом детей);

* Правильное соотношение динамического и статического компонентов на уроках;

* Внедрение в учебный процесс разных форм двигательной нагрузки (гимнастики до уроков, физкультурных минуток, динамических перемен).

Гимнастика до уроков

Цель гимнастики до уроков - активизировать процессы обмена, стимулировать дыхательную функцию, повысить работоспособность и организовать учащихся. Гимнастика проводится в хорошо проветренных помещениях. Не следует выполнять физические упражнения в классных комнатах. Это приводит к нарушению микроклимата в классе в результате увеличения температуры воздуха и антроповыбросов (пота, микроорганизмов). Длительность гимнастики для младших школьников 5 - 6 минут. Упражнения должны носить активизирующий характер, не требовать сложной координации и силовой нагрузки. Это физические упражнения с участием мышц плечевого пояса (подъем и вращательные движения рук и головы), спины, живота (наклоны в четырех направлениях), ног (приседания, прыжки).

Физкультурные минутки

Эта форма двигательной нагрузки должна использоваться всеми учителями в младших классах. Время начала физкультурной минутки определяется самим учителем. Наиболее целесообразно проводить физкультурную минутку в то время, когда у учеников появляются первые признаки утомления. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели ими воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий», - убеждал педагогов в значительной пользе такого кратковременного отдыха еще К.Д.Ушинский (1948).

Безусловно, один из главнейших факторов, влияющий на становление личности ребенка, среда, где происходит это формирование – семья. Именно с нее начинается восприятие мира маленьким человеком. Именно с родителей берет пример ребенок. Поэтому если мама и папа хотят приучить своего малыша к здоровому образу жизни, они должны, в первую очередь, вести его сами. К различным видам спорта ребенок также приучается с детства, благодаря помощи родителей. Поэтому стоит непременно уделять время активным играм (разумеется, безопасным), упражнениям по развитию мелкой моторики. Немаловажно также, чтобы все «тренировки» были интересны для ребенка, не являлись утомительными или отвлекающими его от каких-то «своих дел». Да, взрослым порой кажется, что «он еще совсем маленький, ничего не понимает, просто копается в песочнице». Но на самом деле ребенок – практически автономная система, стремящаяся изучать мир. Поэтому стоит отнестись к этому факту с уважением. К тому же, если постоянно заменять дело, интересующее малыша, на зарядку или игру с мячом, то эти занятия спортом будут ему неприятны. Следовательно, цель – приобщение к активному образу жизни – не будет достигнута.

Родителям более взрослых ребят можно посоветовать также стараться разнообразить досуг своего чада.

Вывод

Систематическое использование в режиме дня (как школьном, так и домашнем) оздоровительных, расслабляющих упражнений способствует укреплению организма ребенка, предупреждает отклонения в физическом развитии, развивает самостоятельность, активность, умение заботиться о своем здоровье.

Приобщая детей к культуре здорового образа жизни, мы воспитываем в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Такие ребята всегда будут активны, любознательны, выносливы, легко адаптируются в любых условиях, а также будут обладать всеми качествами гармонически развитой личности

Проект решения педсовета:

  1. Определить как одну из приоритетных задач школы – создание условий по охране и укреплению здоровья учащихся, создание оптимальных условий работы педагогов.
  2. Определить ответственность учащихся о сохранении и укреплении своего здоровья (кл. руководители).
  3. Организовать мониторинг и создать банк данных уровня физического и психического здоровья обучающихся с проведением анализа заболеваний и их динамики (март).
  4. Методическим объединениям организовать работу по изучению и внедрению здоровьесберегающих образовательных технологий (3 четверть, рук. ШМО).
  5. Спланировать систему родительских собраний, включая темы по формированию здорового образа жизни ребёнка и культуры здоровья (апрель, кл. руководители).
  6. Организовать проведение внеклассных мероприятий по данному направлению (апрель, кл. руководители).

Здоровье является основополагающей ценностью, без которой невозможна полноценная реализация личности. Выделяются три уровня ценности здоровья:

1)биологический (физический) - здоровье как саморегулирующаяся адаптирующая система организма;

2)социальный - здоровье как мера социальной активности индивида;

3)психический - здоровье не как отсутствие болезни, а как стратегия ее преодоления.

Для здоровья необходима эмоциональная устойчивость - умение управлять своими чувствами и эмоциями, успешно осуществлять необходимую деятельность в условиях, вызывающих переживания отрицательных эмоций. Здоровый стиль жизни - это личностно преломленный, творчески переработанный, адаптированный к требованиям саморазвития и воплощенный в жизнь здоровый образ жизни.

39. Факторы, определяющие формирование ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Материально-бытовой фактор отражает удовлетворенность студентов условиями жизнедеятельности, социальным обеспечением, материально-технической оснащенностью.

Социально-демографический фактор раскрывает влияние возраста, пола, семьи, национально-культурных традиций на формирование отношения студентов к здоровью.

Организационно-методический фактор определяет методическое обеспечение, овладение студентами необходимым инструментарием для ведения здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

Психолого-педагогический фактор определяет качественное психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, его индивидуализацию на основе личностных особенностей студента, активизацию процессов физического самовоспитания и самосовершенствования.

Личностно-духовный фактор характеризует личностные качества студента и его мотивационно-ценностную направленность на ценности здоровья и физической культуры, саморазвитие и самообразование.

40. Принципы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Принципы формирования в образовательном процессе - это основные положения, в соответствии с которыми строится целенаправленная, логически последовательная, результативная педагогическая деятельность. Формирование ценностного отношения студентов к здоровью определяет соотношение принципов:

-целостности;

-компетентностного подхода;

-аксиологической направленности;

-единства образовательного, методического учебного процесса;

-непрерывности и преемственности;

-деятельностного подхода;

-субъектности;

-межсубъектного взаимодействия;

-индивидуализации и дифференциации в процессе группового обучения;

-целенаправленности и доступности;

-закономерностей физкультурно-спортивной деятельности;

-комплексности;

-технологичности.

41. Этапы формирования ценностного отношения к здоровью и физической культуре.

Выделяют три этапа:

1. Подготовительный этап направлен на выявление уровня сформированности ценностного отношения студентов к здоровью и физической культуре, их субъектного опыта в сфере здорового образа жизни и физкультурно-спортивной деятельности.

2. Формирующий этап направлен на деятельное формирование компонентов ценностного отношения к здоровью: мотивационно-ценностного, операционального, эмоционально-волевого, практико-деятельностного.

3. Заключительный этап определяет сравнение результатов диагностики начального и конечного уровней сформированности ценностного отношения студентов к здоровьюи физической культуре, постановку целей дальнейшего личностного развития.

42. организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию, учебному заведению, органу власти, добровольному союзу и т.д.

Здесь организация - это процесс , связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием фигуры организатора и контингента организуемых .

упорядоченность какого-то объекта. Тогда под организацией понимаются определенные структуры, строение и тип связей как способ соединения частей в целое, специфический для каждого рода объектов. В этом смысле организация выступает как свойство, атрибут объекта.

Руководство - это личное, персональное воздействие одного работника на трудовое поведение других, закрепленное административно-правовыми средствами. В таком смысле руководство имеет ряд особенностей.

Отношения руководства в педагогических организациях строятся на принципе единоначалия, согласно которому одному должностному лицу предоставляется право решения.

Руководство выступает как отношения между разными статусами , уровнями административной структуры, имеющие под собой правовую основу и проявляющиеся в виде односторонней зависимости одного работника (должности) от другого. Руководство - это также отношения между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной - более «общей», другой - более «конкретной». В нем объединяются, с одной стороны, функция организации, с другой - исполнение. Наконец, руководство представляет собой отношения между личностями как специфический тип общения. В этом случае рассматривается их социально-психологическое содержание - взаимное признание, влияние, мотивы, стиль, интересы и т.д.

Целью является воздействие руководителя на подчиненных, побуждение их к определенному трудовому поведению как в соответствии с требованиями педагогической системы, так и согласно собственным представлениям. Возможны два основных способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный (через стимулы).

Управление - это процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы или организации в целом с целью достижения максимально хорошего результата.

Управление - это очень сложный процесс, поэтому мы постараемся рассмотреть его следующие аспекты: управление деятельностью и управление людьми .

Управление деятельностью можно представить как официальную иерархию организации, оформление должностных инструкций, распорядок трудовой деятельности, выраженные в уставе организации, штатном расписании, правилах и прочих официально - безличностных структурах.

Управление людьми - более сложный процесс, связанный с формированием управленческой команды, организационной или корпоративной культуры, традиций, обычаев, мотивации и ценностной ориентации работников, сплоченности и командного духа в образовательном учреждении и его отдельных подразделениях. Данный процесс сложен и противоречив, требует учета множества иногда диаметрально противоположных факторов.

Управление деятельностью и управление людьми не взаимоисключающие явления: они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга.

«Формирование ценностного отношения к здоровью как основа воспитания»

Учитель математики МОУ «Поповская

основная общеобразовательная школа»

Курова Светлана Сергеевна

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие. Все люди хотят быть здоровыми, сильными, иметь красивую фигуру, в идеале заниматься (или хотя бы любить) каким-нибудь видом спорта.

Очень тревожит ухудшение здоровья детей. Каждый третий ребенок, поступающий в школу, имеет то или иное хроническое заболевание. Многие школьники приобретают заболевания в процессе обучения. Одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная разработанность вопросов формирования положительного ценностного отношения школьников к своему здоровью. Это приводит к тому, что они постепенно, по мере взросления отходят от норм здорового образа жизни.

Основной задачей нашего государства является воспитание подрастающего поколения. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи отражает все направления воспитательного процесса. Одним из таких направлений является физическое развитие и воспитание здорового образа жизни, способствующее осознанию значения собственного здоровья и готовности к его сохранению и укреплению, активному участию в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, отказе от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Формирование здорового образа жизни способствует включению в повседневную жизнь школьника различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья (физкультурные минутки на уроках, уроки здоровья, использование валеологического компонента на различных уроках).

Здоровый образ жизни - возможно, главный фактор предупреждения различного рода заболеваний. Из этого вытекает одна из основных задач воспитательной работы с учащимися - формирование у них здорового образа жизни. Однако не следует забывать, что данная проблема является основной не только для учителей, но и для родителей, причем именно на последних ложится основной груз ответственности.

Формирование здорового образа жизни должно включать в себя несколько аспектов:

Проведение разъяснительных мероприятий со школьниками и их родителями о важности здорового образа жизни для растущего детского организма;

Построение правильного расписания школьной жизни учащегося;

Введение определенных школьных правил и норм (опрятный вид школьника, запрет курения на территории школы и др.).

Кроме того, одним из факторов формирования здорового образа жизни у школьников, является личный пример, о чем учитель никогда не должен забывать. В качестве примера для подражания нередко выступают и родители учеников, на эту тему необходимо проводить разъяснительные беседы на родительских собраниях.

Образ жизни ребенка - основа его здоровья на протяжении всей последующей жизни. Неправильно заложенная основа может привести к повреждению всей конструкции, даже если все остальные ее элементы будут заложены верно.

Для здоровья будущего поколения нашей нации необходимо прививать и мотивировать здоровый образ жизни. Мотивация здорового образа жизни - это комплекс мер, направленных на появление у детей стремления соблюдать все правила и нормы здорового образа жизни. В понятие здорового образа жизни входит целый комплекс условий и требований, выполнение которых благотворно влияет на здоровье человека. К ним можно отнести:

соблюдение режима дня;

правильное и своевременное питание;

соблюдение норм личной гигиены;

отказ от вредных привычек;

регулярное занятие любительским спортом, правильная оснка;

и др.

Следует отметить, что в настоящее время здоровый образ жизни становится модным. Все больше популярных людей пропагандируют здоровый образ жизни, к тому же здоровые, спортивные, сильные личности более популярны, чем измученные вредными привычками. Исходя из этого в беседах со школьниками следует дать им понять, что крепкое здоровье - один из первых шагов к популярности и успеху.

Мероприятия по формированию мотивации следует начинать с самого рождения ребенка. Для этого родители постепенно приучают его к правильному и регулярному питанию, личной гигиене и др. Необходимо также вовремя привить ребенку навыки самообслуживания и самостоятельного выполнения основных действий личной гигиены. Взрослея, ребенок привыкает к режиму дня, установленным для него родителями правилам и не представляет себе другого образа жизни.

Семья закладывает в сознание ребенка само понятие «здоровье», однако дальнейшее формирование у ребенка ценностного отношения к нему перекладывает на школу.

Анализ передовой практики показывает, что процесс формирования у школьников ценностного отношения к здоровью состоит из следующих взаимосвязанных направлений:

1. Воспитание у детей положительного отношения, интереса к занятиям физическими упражнениями;

2. Вооружение школьников знаниями по физической культуре, гигиене, физиологии человека и формирование на их основе убеждений в необходимости следить за своим здоровьем, систематически заниматься физической культурой;

3. Практическое приучение учащихся к ежедневным занятиям физической культурой в режиме школьного и внешкольного времени.

Названные выше направления достигаются в практике работы школы в тесной связи в едином образовательном процессе. Выработка у детей интереса к своему здоровью, становится одним их мотивов внутреннего побуждения их к занятиям физической культурой, важным условием для формирования ценностного отношения к нему.

Пробуждению и развитию у школьников интереса способствует качественное проведение уроков и внеклассных занятий. Уроки физической культуры, физкультминутки, занятия в спортивных секциях, массовые школьные соревнования имеют явную направленность на то, чтобы приобщить всех учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Важным разделом работы по привитию школьникам потребности заботиться о своем здоровье является формирование у них соответствующих убеждений. При этом важное значение имеет обеспечение взаимосвязи между практическими умениями и теоретическими знаниями учащихся. Формированию у учащихся нужных убеждений способствует доходчивое объяснение учителя, работа родителей.

Большое значение для формирования у учащихся устойчивых убеждений имеют согласованные действия школы и семьи. Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей необходимо обсуждать вопросы здоровья на родительских собраниях.

Практическое приучение школьников заботиться о своем здоровье в режиме школьного и нешкольного времени является решающим условием выработки у них данной потребности. Потребность формируется через привычку. Достижению успехов в этом важном деле способствуют спортивно-оздоровительные мероприятия: «Дни здоровья», различные спортивные мероприятия («Самый спортивный класс», «Олимпийцы среди нас» «Самый меткий и ловкий», «Спортивная семья» и др.), где принимают участие учащиеся и их родители, а также классные руководители, которым может отводиться роль помощников судей, организаторов и т.п.

Для того, чтобы у ребенка выработалось ценностное отношение к своему здоровью, сохранялся интерес к занятиям спортом, необходимо соблюдение некоторых принципов:

Принцип всестороннего, гармоничного развития личности. Организм человека единое целое, развивать и укреплять необходимо все его органы.

Принцип оздоровительной направленности предусматривает сохранение и укрепление здоровья.

Принцип связи физического воспитания с дальнейшей жизнью.

Кроме педагога, который интересуется новинками литературы, который может, а главное хочет не только научить детей как правильно заниматься физической культурой, но и привить к ней интерес на всю оставшуюся жизнь, важным этапом является мотивация детей.

Но в то же время необходимы усилия и со стороны семьи. Но вся эта работа невозможна, и в целом бесполезна, без поддержки и помощи родителей. Ведь именно в семье ребенок получает основные знания; именно семья помогает ребенку понять «что хорошо, а что плохо, что польза, а что вред».

Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.

Там, где культивируется любовь к своему здоровью, обычно дети, став, в свое время, родителями, передадут это своим детям

Для формирования ценностного отношения к здоровью разработана программа мероприятий работы с родителями и детьми в 6 классе:

п/п

Название мероприятия

Цель мероприятия

Раскрыть понятие здорового образа жизни; показать морально-нравственные аспекты здорового образа жизни, значение разумного подхода к стрессовым ситуащиям; информировать учащихся о ложном действии «удовольствия», получаемого от применения наркотиков, табака, алкоголя и непоправимых последствиях их использования.

Беседа «Значение здорового питания для организма человека»

Показать учащимся значение здорового питания для организма человека; сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред; стимулировть общение детей, прививать любовь к спорту.

Беседа «Мы зарядку делали – прыгали и бегали»

Показать учащимся, что для сохранения здоровья необходимо выполнять физические упражнения ежедневно; познакомить учащихся с правилами личной гигиены; с ролью здорового питания.

Клаасный час «Как научиться быть здоровыми?»

(совместно с родителями)

Воспитание уважения к личному здоровью и здоровью окружающих; воспитание у родителей и детей интерес к совместной деятельности; развивать умение дарить тепло и доброту.

Ситуационный классный час «Табакокурение в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к табакокурению.

Ситуационный класный час «Энергетические напитки в нашей жизни»

Провести самоанализ отношения учащихся к энергетическим напиткам.

Общешкольное спортивное мероприятие «Папа, мама, я – сортивная семья»

Воспитание положительного отношения к занятию спортом; воспитание у родителей и детей духа соревнования; сплочение родителей со своими детьми.

Родительское собрание «Здоровый образ жизни: его принципы и составляющие»

Познакомить родителей с принципами и составляющими здорового образа жизни; показать роль семью в воспитании

целостного отношения к здоровью.

Похожие публикации