Открытое занятие по теме дымковская барыня. Конспект открытого занятия Тема: «Дымковская барыня» (лепка из соленого теста)

Конспект открытого занятия

Тема: «Дымковская барыня»

(лепка из соленого теста)

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: традиционная.

Методы организации занятия: словесный метод (объяснение, рассказ); метод наблюдения; проектно-конструкторский метод(создание произведений декоративно – прикладного искусства); наглядный метод(рисунки, демонстрационный материал)

Познакомить с элементами женской одежды на примере дымковской игрушки.

Закреплять знания обучающихся о характерных особенностях дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки – горошины).

Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве.

Воспитывать любовь к народному искусству, дать возможность обучающимся почувствовать себя народными мастерами.

Материал и оборудование для педагога: наглядный материал (изображения дымковских игрушек, готовое изделие), технологическая карта поэтапного выполнения изделия.

Материал и оборудование для обучающихся: горлышко от пластиковой бутылки, соленое тесто, краски, кисти, баночки с водой, клеенка, колпачки от фломастеров, стеки.

Ход занятия:


1.Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

2.Повторение пройденного материала.

Мы игрушки разные,

Складные, да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы ивам понравимся.

(П. Синявский)

Сегодня мы говорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных. Издавна славится наша Родина своими мастерами. Где бы мы ни были – везде встретим чудо – мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Я предлагаю вам вспомнить, какие народные промыслы вы знаете, для этого я предлагаю игру. Я буду загадывать загадки, а вы должны будете их отгадать.

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешки)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки.

Не в саду, не в лесочке, не в поле,

А на белоснежном фарфоре.

Что это за роспись? Это роспись….. (гжель)

Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо – ….. (хохлома)

3. Введение в предлагаемый образовательный материал.

Сегодня мы более подробно узнаем о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что – то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что – то есть от радости,

Гремящей, как басы.

(В. Фофанов)


4. Предлагаемый образовательный материал. Стимулирование интереса обучающихся.

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

На низком берегу реки Вятки, напротив города Кирова, расположилась старинная деревянная слобода Дымково. С незапамятных времен, здесь, в малоплодородной местности с суровым климатом, занимались лепкой глиняных игрушек.

Этот промысел был исключительно женским. Осенью в лугах готовили красную глину, на отмелях реки – чистый песок. Глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла подготовка к весенней ярмарке.

Смешав глину с песком и водой, тщательно месили до получения однородной массы. Из глиняного теста лепили сначала большие основные части игрушки и отдельно мелкие, которые затем прилеплялись и примазывались с помощью мокрой тряпки. Вылепленная игрушка сушилась 2-4 дня при комнатной температуре и обжигалась в русской печи. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называться дымковскими. После остывания изделие покрывалось смесью из мела и молока. К работе готовились 6-10 красок, для чего красочный порошок растирали на чугунной плите, добавляя немного воды, а перед росписью и цельное яйцо.

Предлагаю посмотреть изображение дымковских игрушек (демонстрация изображений дымковских игрушки):

Дымковские кавалеры, генералы, с чувством собственного достоинства, чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

(П. Синявский)

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Необычный образ петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и гребнем. На его груди всегда сияет круг – символ солнца.

Посмотри, как хороша,

Эта девица – душа.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(народное творчество)

Дымковская барыня очень нарядная. На голове непременно – кудри, кокошники и шляпки. На плечах – пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках – сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины, прямые и волнистые линии.

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью.

5. Закрепление полученной информации. Творческая часть занятия.

Предлагаю вам сегодня стать народными мастерами и выполнить фигурку дымковской барыни.

Для работы нам понадобятся горлышко пластиковой бутылки с пробкой, соленое тесто, стеки, баночки с водой, краски, кисти, колпачки от фломастеров. Повторение на занятиях при работе с соленым тестом, кистью и красками. Обращается внимание на аккуратность и аккуратность на рабочем месте. Работа выполняется по этапам. Педагог обращает внимание обучающихся на технологическую карту на доске. Каждый шаг объясняется. Выполнение работы обучающимися корректируется по ходу занятия.

Этапы выполнения дымковской игрушки:

1.На поверхность горлышка от пластиковой бутылки примазываем тонкий слой соленого теста.

2.Скатываем шарик из теста и сплющиваем его с двух сторон. Размещаем его на пробку от пластиковой бутылки с боку. Получаем кокошник.

3.Берем два одинаковых кусочка соленого теста. Раскатываем их в жгутики и переплетаем между собой. Размещаем около кокошника. Получаем волосы.

4.Берем кусочек теста побольше. Скатываем шарик. Сплющиваем и размещаем спереди поделки. Получаем передник.

5.Скатываем два одинаковых небольших шарика и размещаем по бокам от пробки. Получаем рукава.

6.Скатываем два одинаковых жгутика и примазываем около рукавов. Получаем руки.

7.Оформляем работу. С помощью колпачков от фломастеров делаем штампы на наряде барыни. Раскрашиваем игрушку красками.

6. Выставка работ обучающихся.


Конспект занятия по рисованию на тему

«Дымковская барышня ».

Подготовительная к школе группа.

Цель. Продолжать знакомство детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки (история возникновения, цвета, элементы).

Побуждать упражняться в технике прорисовки овалов, кружков, точек, прямых и волнистых линий.

Закреплять приемы рисования концом кисти и плашмя.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать чувство симметрии, ритма.

М атериал . Дымковские игрушки (для рассматривания), контуры дымковских барышень (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на фланелеграфе, кисти, краски разного цвета.

Воспитатель Николаева Оксана Евгеньевна

Ход занятия.

Дети садятся на ковер. Слышится стук в дверь.

Воспитатель. Кто это к нам пришел? Это почтальон. (Почтальон передает посылку.)

От кого же она? От дымковских мастеров.

Кто такие дымковские мастера? Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.

Давайте посмотрим, что лежит в посылке. Письмо. (Читает. )

«ЗДРАВСТВУЙТЕ РЕБЯТА! ПИШУТ ВАМ НАРОДНЫЕ УМЕЛЬЦЫ ИЗ СЕЛА ДЫМКОВО . С ДАВНИХ ВРЕМЕН В НАШЕМ СЕЛЕ МНОГИЕ ПОКОЛЕНИЯ МАСТЕРОВ ДЕЛАЮТ КРАСИВЫЕ ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ, ПОТОМ РАСПИСЫВАЮТ ИХ ЯРКИМИ КРАСКАМИ, СЕЛО НАШЕ НАЗЫВАЕТСЯ «ДЫМКОВО» ПОТОМУ, ЧТО ИЗ КАЖДОГО ДОМА, ГДЕ МАСТЕР ОБЖИГАЛ В ПЕЧИ ИГРУШКИ, ВЫСОКО В НЕБО ПОДНИМАЛСЯ ДЫМ. ТАК БЫ МЫ И ДЕЛАЛИ НАШИ ЧУДЕСНЫЕ ИГРУШКИ И РАДОВАЛИ ЛЮДЕЙ, ЕСЛИ БЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ НЕСЧАСТЬЕ: ЗЛОЙ ВОЛШЕБНИК ЧЕРНУШКА УКРАЛ ВСЕ НАШИ КРАСКИ, И МЫ ОСТАЛИСЬ БЕЗ РАБОТЫ. НЕЧЕМ ТЕПЕРЬ РАСПИСЫВАТЬ ДЫМКОВСКИХ БАРЫШЕНЬ. МЫ ПРИСЛАЛИ ВАМ ВСЕ, ЧТО УСПЕЛИ НАРИСОВАТЬ, И ПРОСИМ ЗАВЕРШИТЬ РАБОТУ И РАСКОЛДОВАТЬ БАРЫШЕНЬ ОТ ЗАКЛЯТЬЯ ВОЛШЕБНИКА».

Дети, давайте посмотрим, где эти заколдованные барышни? Вот одна из них (показывает изображение дымковской барышни, нарисованное на ватмане)

Вы узнали ее?

Только что-то наша барышня очень грустная. Как вы думаете, почему? (у нее юбка белая, без рисунков.)

У нас в группе уже живет настоящая дымковская барышня. Она такая важная и красивая, потому что одета в яркие, пышные наряды. Во что одета барышня? (юбка, кофточка с воротничком в складку, кокошник .)

Какими элементами художник украсил юбку?

Верно. Кругами, овалами, точками, прямыми и волнистыми линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор. Он повторяется: овалы чередуются с кругами, вокруг точки. Давайте поможем нашей заколдованной барышне и украсим ее юбку. Посмотрите, в посылке есть круги, овалы, точки. В письме мастера нам подсказывают, что нужно делать : краски брать самые яркие, чтобы они лучше были видны, наносить их на белый фон юбки. Узоры дымки повторяются, и поэтому лучше разделить юбку на части: две боковые части одинаковы. Давайте попробуем! (Воспитатель и дети показывают на фланелеграфе несколько узоров на юбке барышни.)

Татьяна Бондарева
Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская барыня» в группе старшего возраста

КОНСПЕКТ НОД «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ » (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ) В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .

Воспитатель : Бондарева Т. В.

Цели :

Учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет для узора. Формировать интерес к рисованию и народным традициям.

Задачи :

Образовательные :

Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) .

Закреплять умение рисовать простейшие элементы дымковской росписи (полосы, круги, точки, волнистые линии) .

Воспитательные :

Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, самостоятельность.

Развивающие :

Развивать творчество, эстетический вкус, умение внимательно слушать воспитателя, моторику руки.

Подготовительная работа :

Рассказ об истории возникновения дымковской игрушки ; рисование отдельных элементов дымковской народной росписи ; роспись отдельных частей дымковской барыни (передника) разными способами.

Материалы и оборудование :

Мольберт, доска, иллюстрации дымковских игрушек , дымковские игрушки (индюк, барыня , мешочек с игрушкой, музыкальная колонка, палитра цветов, используемых в дымковской росписи , образцы основных элементов, клеенки, краски (гуашь, кисточки, вода, палитра.

Ход НОД:

Приветствие.

В-ль : Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Викторовна. Я работаю воспитателем в нашем детском саду, в другой группе . В моей группе ребята постарше вас , они любят рисовать , делать разные поделки. Но я слышала, что у вас тоже очень талантливые дети – настоящие художники. Мои дети очень хотели прийти к вам в гости и полюбоваться на ваши работы, но сейчас они занимаются. Поэтому они попросили, чтобы мы с вами нарисовали для них рисунки и я бы отнесла эти рисунки им. Вы согласны?

Выход на тему.

Раздаются звуки народной музыки.

В-ль : Что это? Откуда эта музыка? Какая это музыка? (веселая, задорная, народная, плясовая, праздничная) . Скажите, для какого праздника подходит эта музыка? (Для народного) . А как называется народный праздник? (ярмарка) .

Вы угадали. Я была на ярмарке и один мастер передал мне для вас вот этот мешок с игрушкой. А что это за игрушка, не сказал. Говорит : «Пусть ребята попробуют определить наощупь, что там спрятано.» Справимся мы с этим заданием? (да) .

Дети ощупывают мешочек с игрушкой внутри. Определяют, что там лежит (кукла) .

В-ль : А как вы думаете, какая это кукла? (дети высказывают свои предположения) . Давайте посмотрим, что же это за кукла.

В-ль достает из мешочка дымковскую барыню .

Посмотрите, чем украшена фигурка куклы? (кругами, полосами, точками) . Какие цвета использовал мастер для росписи этой игрушки? (красный, желтый, зеленый, синий) .

Как называется этот вид росписи? (дымковская роспись ) .

Рассказ в-ля о дымковской игрушке :

Приготовьте, детки, ушки,

Это интересно знать :

Все о дымковской игрушке

Я хочу вам рассказать.

В Дымково , вблизи от Вятки,

Лет четыреста назад

К празднику весны «Свистунье»

Их лепили стар и млад .

Эти вятские игрушки

Словно радуга весной.

Посмотрите : вот индюшка,

Хвост, как веер расписной.

Рядом барышня – красотка

Подбоченившись стоит :

Фартук, юбка и кокошник-

Все сверкает и горит.

Скоморохи, водоноски,

Барыни и петухи-

Украшают их полоски,

Клетки, точки и круги.

Красный, желтый и зеленый,

Алый, синий, голубой.

Все цвета на белом фоне

Этой дымки расписной .

Знает промысел народный

Вся страна и целый мир.

Все увидели сегодня

Этот русский сувенир.

Расписывание силуэта дымковской барыни (показ воспитателя) .

В-ль обращает внимание детей на основные элементы и на то, что можно их выбирать на свое усмотрение. Поэтому у каждого мастера игрушка получается неповторимой, особенной.

Расписывание детьми силуэтов дымковской барыни .

Сейчас вы сами попробуете побыть мастерами-художниками и расписать такую игрушку. А помогут нам в этом наши золотые ручки. Приготовьте их.

Физминутка.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем рисовать .

Дети расписывают силуэты дымковских барышень .

Подведение итогов, рефлексия.

Все вы молодцы, настоящие мастера.

Про ваших дымковских барышень можно сказать :

«Посмотри, как хороша

Эта девица-душа :

Щечки алые горят,

Удивительный наряд!»

Я думаю, вы без труда отгадаете загадку :

«Руки в боки, крендельком-

Ходит девица пешком.

Что это за игрушка?»

(дымковская барыня ) .

Вы молодцы, у вас получились яркие, красочные, нарядные игрушки. Думаю, ребята из моей группы будут очень рады посмотреть на такие работы. Спасибо вам, ребята.

Публикации по теме:

«Дымковская роспись». Конспект занятия по декоративному рисованию в средней группе «Дымковская роспись». Конспект занятия по изобразительной деятельности (декоративное рисование) в средней группе. «Дымковская роспись».

Открытое занятие в старшей группе. МАДОУ "Теремок" город Светлогорск. Подготовила воспитатель Ростовцева Е. Г. Цель: формировать понятия о.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Конспект НОД по декоративному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Ключик для Буратино» Конспект НОД по декоративно у рисованию «Украшение золотого ключика для Буратино» Задачи: 1. Закреплять у детей умение рисовать простейшие.

Конспект НОД по декоративному рисованию «В гостях у Петушка» в средней группе Программное содержание: Способствовать развитию познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, игровой.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

(Рисование)

в подготовительной к школе группе

компенсирующей направленности

на тему:

«Дымковские барышни»

Возрастная группа : подготовительная к школе группа компенсирующей направленности.

Тема НОД : «Дымковские барышни».

Ведущая образовательная облас ть: Художественно-эстетическое развитие

Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов.

Задачи.

Обучающие:

Закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

Формировать умение украшать элементами росписи бумажные силуэты дымковских игрушек, создавая свой узор;

Самостоятельно выбирать приемы и элементы рисования дымковской росписи: круги, решетки, линии, волнистые линии, кольца, овалы, круги, точки;

Подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки; закреплять приёмы рисования гуашью.

Развивающие:

Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

Развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности дымковских изделий;

Развивать у детей чувство ритма, цвета, творческую активность, самостоятельность.

Воспитательные:

воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.

Виды деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, самообслуживание и элементарный бытовой труд.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Форма реализации детских видов деятельности: рассматривание дымковских игрушек, беседа о дымковском промысле, рисование, физминутка.

Оборудование:

Раздаточный: альбомный лист, краски гуашевые, кисточки №4и №2, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для кисточек;

Демонстрационный: дымковские игрушки, аудиозапись русских народных мелодий, письмо, посылка, лист ватмана с изображением травы и цветов для оформления и размещения силуэтов дымковских барышень.

Ход НОД.

Вводная часть

Воспитатель: Дети, к нам в детский сад прислали посылку, вот и письмо, которое прикреплено к посылке. Давайте его прочитаем. Тут написана загадка, которую нужно отгадать.

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбка,

А ну, отгадайте, кто я.

Воспитатель:

Дети, как вы, думаете о каких игрушках эта загадка. (О дымковских).

Дети, а вы хотите посмотреть, что лежит в этой посылке? Посмотрите, что это за игрушки? (Дымковские).

Основная часть

Рассматривание дымковских игрушек.

Посмотрите, хороша эта девица-душа:

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, барышня уж так красива!

А вот другая девица-душа тоже очень хороша,

Клетчатая юбочка, фартук полосатый,

На полосках точки и вокруг – кружочки.

Как лебедушка плывет, и ребеночка несет.

А эта девица зовется Водоноска.

За колодезной водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет, ведра красные несет.

Воспитатель:

Каким узором украшены юбки у барышень? (Ответы детей).

Из каких элементов состоит дымковский орнамент? Назовите их. (Точка, линия, волнистая, круг, клетка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

Покажите в воздухе движения, какими вы будете выполнять элементы узоров дымковской росписи. (Дети показывают плавными взмахами руки).

Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу).

Какими цветами пользуются дымковские мастера? (Малиновый, красный, желтый, зеленый, синий, оранжевый).

Как одним словом можно сказать про цвета, краски? (Яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Вы заметили, что элементы чередуются, и получается узор. Элементы росписи не должны наталкиваться друг на друга, иначе будет некрасиво, они должны повторяться, чередоваться.

А сейчас давайте встанем, да немного поиграем.

Физкультминутка.

«Мы матрешки не простые,

(руки разводят в стороны)

В ярки краски, расписные,

(руки на поясе, повороты в права – влево)

Посмотрите, вы на нас,

(руки вперед)

Невозможно отвесть, глаз.

(глазки на ладошке показать)

Воспитатель:

- Немного отдохнули. Пора нам браться за работу. Сегодня мы будем украшать узорами бумажные силуэты дымковских барышень. Выбирайте себе понравившийся силуэт дымковской барышни. Вы можете украсить своих барышень узорами, какие вам понравились больше всего. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а точки на кругах наносим только после высыхания краски, с помощью ватных палочек (тычком). Я предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски вы хотите использовать и каким узором вы будете расписывать свою барышню. (Дети выбирают силуэты дымковских барышень вырезанных из бумаги).

Воспитатель:

- Присаживайтесь на свои рабочие места, вы превращаетесь в мастеров-художников, а чтобы мастерам было интереснее расписывать силуэты дымковских барышень, я включу русскую народную мелодию, ведь музыка всегда помогала людям в любой работе.

Самостоятельная работа детей. (Во время самостоятельной работы воспитатель помогает затрудняющимся детям в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ, д аёт индивидуальные объяснения по ходу работы).

Заключительная часть

Воспитатель:

Давайте сделаем хоровод из наших барышень. (Дети приносят рисунки и выставляют в хоровод на листе ватмана с фоном неба и травы).

Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
Цель : Знакомство детей с народной культурой.
Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
- Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
- Познакомить с историей Дымковской игрушки.
- Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.


Даже кони в праздничных нарядах.
Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.


Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.
Похожие публикации