Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка. Рекомендации по режиму дня школьника

С появлением в семье малыша привычный уклад жизни каждого её члена меняется. Мама всё своё время посвящает крохе: она старается всегда держать его на руках и кормить по первому плачу, показывает карапузу достопримечательности нового дома и кладёт рядышком в постель. Женщина ни на секунду не оставляет новорождённого без внимания. «Так ведь и должна поступать любящая и заботливая мать!» - подумаете вы. Но… Постепенно предметы мебели в доме начинают покрываться пылью, на кухне всё чаще вырастает гора немытой посуды, а остальные домочадцы чувствуют себя забытыми и нелюбимыми, отодвинутыми на второй план. Почему так происходит? Да потому что у грудничка отсутствует чёткий распорядок дня. Мама всё будет успевать делать, сможет уделять время своим близким, и даже на отдых и саморазвитие у неё час-другой всегда найдётся, если она приложит совсем немного усилий и научит ребёнка жить, соблюдая определённый режим.

Что такое режим дня грудничка?

Режим дня грудничка - это последовательное выполнение точно запланированных действий в течение суток по часам. Малыш, как и любой другой человек, должен спать, есть, бодрствовать, развиваясь при этом интеллектуально и физически, посвящать время гигиеническим процедурам, справлять естественные нужды.

Если всё это он будет делать ежедневно примерно в одно и то же время, его мама сможет, ориентируясь на этот распорядок, рационально планировать свой день. Тогда она будет успевать уделять время и малышу, и другим домочадцам, и себе. В доме воцарится порядок, а в семье - мир и согласие.

Соблюдение режима дня пойдёт на пользу и грудничку, и его маме, и всей семье

Конечно, с рождения в любом карапузе самой природой заложены определённые инстинкты. Груднички примерно через равные промежутки времени хотят есть и много спят. Но у каждого малыша свои биоритмы.

Вы во многом выиграете, если их проследите, зафиксируете и все режимные моменты спланируете в соответствии с индивидуальными потребностями крохи. Сделать это не так уж сложно, а вот польза от соблюдения распорядка дня будет огромная как для самого грудничка, так и для всех, кто его окружает.

Плюсы следования расписанию по часам

  1. Соблюдение режима кормлений защитит ребёнка от развития аллергии, диатеза в период младенчества. Правильное питание - залог здоровья и хорошего настроения крохи. Дети, получающие пищу согласно распорядку, реже имеют проблемы с пищеварением и обменом веществ.
  2. Сложные периоды в жизни малыша (прорезывание зубов, болезни и т. п.) будут протекать намного легче.
  3. Вы всегда будете знать, в какое время проводить ребёнку утренний туалет, когда пойти на прогулку или положить кроху спать. Таким образом вы сможете организовать свой день так, чтобы успеть и в магазин сходить за продуктами, и приготовить завтрак (обед, ужин), и сделать влажную уборку.
  4. Распорядок дня включает в себя время для развития как интеллектуального, так и физического. Можно это время спланировать так, чтобы в воспитании карапуза участвовал папа, братья–сёстры, дедушки–бабушки. Ребёнок будет чувствовать себя любимым всеми членами его семьи, а домочадцы получат массу положительных эмоций от общения с ним.
  5. Строго соблюдая режим, вы не упустите ничего важного. Развиваться карапуз будет согласно возрастным показателям. И на свежем воздухе он будет проводить достаточно времени. И всегда будет сытым, сухим, чистым, отдохнувшим.

Если хотите, чтобы новорождённый малыш рос здоровым и счастливым, выстраивайте свою жизнь так, чтобы все члены вашей семьи чувствовали себя любимыми, нужными, защищёнными.

Это значит, что распорядок дня вашего грудничка должен быть удобным не только для него, но и для вас. Считаете нужным малютку кормить по требованию - кормите и даже не сомневайтесь, а если жить в таком ритме у вас не получается, составьте индивидуальный распорядок, но делайте это постепенно и правильно.

Лучший режим кормления новорождённого - видео доктора Комаровского

Как правильно организовать режимные моменты?

Для ребёнка важно, чтобы распорядок дня, составленный вами, учитывал его индивидуальные биоритмы.

Среди малышей, как и среди взрослых, есть «жаворонки» и «совы». Кто-то просыпается рано и ложится спать поздно. Кто-то наоборот. Кто-то ест больше и реже, а кто-то меньше и чаще. Один карапуз активный, подвижный и тратит много энергии. Другой предпочитает покой и созерцание, значит, и расход энергии у него меньший. Всё это нужно учитывать при планировании режимных моментов.

Первое, что нужно сделать, это немного понаблюдать за крохой. Как проходит активная деятельность малыша? Когда он спит, до кормления или после? Какой промежуток времени между кормлениями? Обратите внимание на ночной сон. Просыпается ли он ночью и как часто?

Исходя из этих данных старайтесь кормления, прогулки, сон, игры, утренний и вечерний туалет каждый день производить в одно и то же время.

Как наладить соблюдение расписания дня

  1. Прежде всего настройтесь на то, что приучение новорождённого к режиму - процесс длительный. Младенец в первые месяцы жизни только начинает адаптироваться к новой для него среде. Его органы и системы ещё недостаточно развиты. Биологические ритмы тоже находятся в процессе формирования. Крохе ещё только предстоит научиться распознавать, где день, а где ночь. Когда нужно спать, а когда бодрствовать. И здесь в ваших силах направить его на правильное восприятие окружающей действительности.
  2. Подсчитайте, сколько раз ребёнок ест и спит днём, ночью.
  3. Исходя из ваших наблюдений, составьте и запишите в блокноте режим дня.
  4. Постарайтесь в следующие дни прикладывать кроху к груди и укладывать спать примерно в один и тот же час. Это основная задача режима.
  5. И так на протяжении 2–3 недель - этого для привыкания к распорядку обычно вполне достаточно. Но, опять же, здесь всё индивидуально. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше. 8 недель - тоже неплохой результат. Учтите, новорождённый должен есть и спать столько, сколько он хочет. Постепенно младенец сам определит промежутки между кормлениями (в основном это 2–3 часа).
  6. Обязательно учтите, что ребёнок, находящийся на искусственном вскармливании, проголодается не так скоро, как грудничок, получающий материнское молоко, которое усваивается легче и быстрее, чем адаптированная смесь. В зависимости от этого нужно корректировать интервалы между кормлениями. У «искусственников» они будут составлять 3–4 часа.
  7. Утром просыпайтесь в установленное вами время. Если даже ребёнок ночью плохо спал или играл, нежно разбудите его, умойте, переоденьте, покормите.
  8. Все процедуры делайте по часам. Познавайте мир, играйте, спите, прикладывайтесь к груди, гуляйте и купайтесь согласно распорядку. И вы увидите, как в скором времени ваш малыш начнёт всё это делать с удовольствием и большой охотой, а главное тогда, когда нужно.
  9. Через 3 недели постарайтесь отказаться от прикладывания к груди по требованию. Если ребёнок поел, а через 1,5 часа вы видите, что он опять требует грудь, предложите ему бутылочку с водой, может, малыш хочет просто пить.
  10. Используйте «подсказки». Перед сном пойте крохе колыбельные или рассказывайте сказки. Если малютка проснулся ночью, разговаривайте с ним шёпотом, чтобы он мог понять, что ещё ночь, и нужно спать. Разучите потешки, соответствующие определённым режимным моментам: кормлению, купанию, одеванию и и. т.

Примерный режим дня грудного ребёнка

В первые месяцы жизни малыш много спит, режим его в основном постоянен, и мама может к такому распорядку легко приспособиться.

Итак, что мы делаем с крохой в течение суток?

Утро

С раннего возраста приучайте ребёнка умываться по утрам

Начинается и проходит утро у каждой семьи по-разному. Для младенца это один из промежутков активной деятельности. Он познаёт окружающий мир, играет, улыбается.

С раннего детства приучаем ребёнка к утренней гигиене: умываемся и переодеваемся. На протяжении этого периода детской активности эффективно делать гимнастику, массажи, воздушные ванны.

Когда кроха наиграется вдоволь и начнёт уставать, появляется потребность прижаться к маминой груди. Первое кормление обычно проходит между 5 и 9 часами утра: грудничок ест и засыпает, следовательно, мама может заняться домом и собой.

День

Время дневного сна малыша хорошо проводить на свежем воздухе

Чаще всего днём у малютки устанавливаются два периода, с продолжительностью от 2 до 4 часов, когда он крепко спит. На протяжении остального времени малыш играет, знакомится с новыми предметами.

Если крохе нравится то, что вы ему предлагаете, он лежит спокойно. Но если интерес угасает, ребёнок начинает требовать к себе внимания.

Дневной сон грудничка можно совмещать с прогулками на свежем воздухе общением с друзьями и родными, чтением или отдыхом.

Вечер

Вечернее купание - своеобразный ритуал, предшествующий отходу ко сну

После дня, проведённого активно, к вечеру ребёнок начинает уставать. Это время лучше проводить в кругу семьи, спокойно.

С самых первых дней жизни нужно приучить малыша принимать вечером ванну. Эта процедура станет для него своеобразным ритуалом перед отходом ко сну. Лучше всего купать кроху в 8–9 часов вечера - за полчаса до кормления.

Сама мама должна приготовиться ко сну заблаговременно, ведь после купания ребёнок захочет быть рядом с ней, чувствовать её запах и тепло. Когда малыш заснёт, уделите ему некоторое время, ведь дети чувствуют присутствие мамы, а затем переложите кроху в колыбель.

Ночь

Ночью грудничок спит беспокойно, только если в чём-то испытывает дискомфорт

Ночью грудничок в зависимости от возраста может 1 или 2 раза просыпаться для кормлений. Если сон крохи неспокоен, либо он проснулся и не может уснуть, убедитесь, что ничего из нижеперечисленного ему не мешает:

  • Свет, шум. Ребёнок может крепко заснуть только тогда, когда вокруг него будет спокойная обстановка. Постарайтесь отключить компьютер и телевизор, приглушить яркий свет. Создайте условия для здорового и крепкого сна любимого малыша.
  • Голод. Если кроха досыта покушал, он будет ночью спать крепко и спокойно. Если промежуток времени между ночными кормлениями слишком короткий, посоветуйтесь с вашим педиатром, может, стоит ввести дополнительный искусственный прикорм.
  • Жара, холод. Малыш должен чувствовать себя комфортно. Ему не должно быть жарко. А если карапуз ночью раскрывается и мёрзнет, купите ему специальный конверт.
  • Мокрая одежда. На ночь в обязательном порядке надевайте малышу подгузник. Так он останется сухим, и ничто не будет тревожить его сон.

График режимных моментов - таблица

1–3 месяца 3–6 месяцев 6–10 месяцев 10–12 месяцев
Кормление 6 00 6 00 7 00 8 00
Бодрствование 6 00 -7 00 6 00 -7 30 7 00 -9 00 8 30 -12 00
Сон 7 00 -9 30 7 30 -9 30 9 00 -11 00 -
Кормление 9 30 9 30 11 00 12 00
Бодрствование 9 30 -10 30 9 30 -11 00 11 30 -13 00 12 30 -13 30
Сон 10 30 -13 30 11 00 -13 00 13 00 -15 00 13 30 -15 30
Кормление 13 00 13 00 15 00 16 00
Бодрствование 13 00 -14 00 13 00 -14 30 15 00 -17 00 16 30 -19 00
Сон 14 00 -16 30 14 00 -16 30 17 00 -19 30 -
Кормление 16 30 16 30 19 00 19 00
Бодрствование 16 30 -17 30 16 30 -18 00 19 00 -21 00 19 30 -20 30
Сон 17 30 -19 45 18 00 -19 45 19 00 -21 00 -
Купание 19 45 19 45 20 30 20 30
Кормление 20 00 20 00 - -
Бодрствование 20 00 -21 00 20 00 -21 00 - -
Ночной сон 21 00 -6 00 21 00 -6 00 21 00 -7 00 21 00 -7 00
Ночное кормление 23 30 или 2 00 23 30 или 2 00 23 00 -

Режим дня ребёнка составляется из наблюдений мамы за малышом. Таблица - приблизительный ориентир для родителей. Остальное зависит от индивидуальных особенностей грудничка и уклада жизни семьи – время для той или иной процедуры всегда можно поменять.

Что же мы видим из таблицы?

  • Продолжительность сна грудничка - около двадцати часов в сутки.
  • В промежутках он ест и бодрствует - поначалу совсем немного, потом всё дольше. Этого времени достаточно, чтобы поиграть с малышом или провести необходимые манипуляции: гигиенические процедуры, массаж, гимнастику.
  • На третьем месяце жизни кроха начинает бодрствовать больше, меньше спать. В этот период на сон приходится примерно шестнадцать - восемнадцать часов в сутки. Кормление - один раз в три часа, т. е. шесть раз днём и один раз ночью.
  • В три–шесть месяцев ребёнок отдаёт сну примерно пятнадцать - восемнадцать часов в сутки, ночной сон постепенно сокращается до десяти часов. Кормления днём - пять раз, ночью - один.
  • С шести до девяти месяцев кроха спит днём три раза по два часа, период активной деятельности составляет до двух с половиной часов. Кормление малыша - пять раз в день с промежутком в четыре часа. Ребёнка можно покормить поздно вечером, тогда он будет спать всю ночь. Ночной сон длится около восьми часов.
  • Малыш в возрасте девяти - двенадцати месяцев спит два раза в день. Продолжительность дневного сна составляет около двух с половиной часов.
  • Гулять с грудничком нужно два раза в день по два часа.
  • В течение первого года жизни режим ребёнка будет постепенно изменяться. Сначала малыш спит днём два раза (до обеда и после), ближе к году - уже только после обеда. Годовалый карапуз на сон тратит примерно десять - двенадцать часов в сутки.

Если вы соблюдаете рекомендации педиатра и делаете всё правильно в течение первого года жизни крохи, в двенадцать месяцев его режим дня выглядит примерно так: кормления - четыре раза в день, сон днём - два часа, ночью - десять часов (без пробуждения для кормления).

Перевёрнутый режим: пути решения проблемы

Некоторые родители сталкиваются с тем, что их малыш начинает бодрствовать ночью и спать днём. Такое явление называют «перевёрнутым режимом».

Что необходимо делать, если грудничок перепутал день с ночью? Сначала, конечно же, обратиться к участковому педиатру. Он назначит лечение, включающее в себя приём успокоительных препаратов (настой пустырника, валерианы). Кроме того, очень важно вернуть привычный распорядок дня ребёнка.

Как приучить младенца спать всю ночь - видео

Как восстановить правильный режим дня?

  1. Попробуйте установить причину проблемы. Что именно не даёт малышу заснуть? Может, плохое самочувствие: кишечные колики, высокая температура тела, боли в горле или ухе и др. В этом случае необходимо проконсультироваться у врача и следовать его рекомендациям.
  2. Кроватка грудничка должна быть удобной. Постельное бельё - из натуральных тканей. Лучше обойтись без подушки, или она должна быть низкой.
  3. Укладывая ребёнка в колыбель, проследите, чтобы на его одежде не образовались складки, которые ночью могут создавать ему дискомфорт. И сама пижама крохи должна быть удобной, из хлопка или льна, со швами наружу.
  4. Некоторые груднички могут будить сами себя, двигая во сне ножками и ручками. Тогда нелишним будет на ночь ребёнка пеленать.
  5. Следите за тем, чтобы в детской регулярно проводилась влажная уборка. Проветривать комнату нужно 2 раза в день. Оптимальная температура воздуха в помещении - +20…+22 °С. Если малютке холодно или жарко, он может просыпаться, плакать, капризничать.
  6. На протяжении дня старайтесь организовать деятельность крохи так, чтобы он проводил время активно.
  7. Строго соблюдайте режим. Особенно это касается времени сна и бодрствования. Если малыш спит дольше положенного времени утром и днём, будите его.
  8. Вечером во время купания ребёнка в ванну можно добавлять успокоительные отвары или настои. По поводу возможности и целесообразности их применения проконсультируйтесь у педиатра.
  9. Если карапуз ночью проснулся, не включайте свет, разговаривайте шёпотом, всем своим видом давайте понять, что нужно спать.
  10. Последнее кормление должно быть с 23 до 24 часов. Тогда малютка не будет просыпаться от голода.

«Перевёрнутый режим» вполне поддаётся коррекции. Не за один день, конечно. Но вооружившись терпением, достичь успеха здесь возможно. Главное, спокойно и твёрдо идти к намеченной цели. Ночь для того, чтобы спать. Эту истину вы должны донести своему маленькому полуночнику всеми доступными способами.

Распорядок дня необходим как самому грудничку, так и его маме. И кто сказал, что соблюдая режим, нельзя кормить малыша по требованию? При правильной организации одно другому не мешает. Отталкивайтесь от индивидуальных потребностей своего ребёнка и учтите ваши. Плюс любовь, терпение, поддержка близких. И всё у вас получится. Даже не сомневайтесь!

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Екатеринбург

Тема: Режим дня детей грудного и раннего возраста

Выполнила:

Студент 1 курса

дневного отделения

группы № ОП-110

Онищенко Ольга Александровна

Научный руководитель:

Тиунова Елена Юрьевна

Екатеринбург

Введение

Режим - это заданное извне жесткое расписание, четко предписывающее, во сколько малыш должен спать, во сколько есть, во сколько гулять, купаться и т. д. Он должен неукоснительно соблюдаться и не нарушаться ни при каких обстоятельствах. Понятие режима как неукоснительной последовательности действий ввел еще академик И. П. Павлов, который доказал, что нарушение динамического стереотипа сбивает физиологию человека.

По данным физиологов ребенок должен спать:

от 3 до 6 месяцев - 4 раза в день

от 6 до 9 месяцев - 3 раза в день

от 9 месяцев до 1,5 лет - 2 раза в день

от 1,5 до 7 лет - 1 раз в день

Психология режима

В основе режимности и формирования ее у ребенка лежит понятие родителей о его необходимости и их отношение к режиму. Некоторым мамочкам удобнее строго следовать режиму, не отклоняясь от него, особенно если ребенок искусственник и его режим построен вокруг графика кормлений. А вот мамы грудничков обычно придерживаются более гибкого графика и не зацикливаются на строгом соблюдении времени купаний, снов и смен подгузников. На режиме часто настаивают и врачи старой школы, обученные к воспитанию и лечению в основном искусственников с их строгим соблюдением графика кормления смесью. Режим мотивируют тем, что при несоблюдении его ребенок будет избалован, а значит - вырастет эгоистом.

Надо или не надо?

режим день ребенок кормление

Еще двадцать лет назад отступать от строгого, почти казарменного режима дня младенца никто и не подумал бы, считалось, что у младенцев нет потребностей и желаний и за них все должны решать взрослые. Однако, когда активно стала развиваться наука хронобиология, было выяснено, что биологические часы работают даже у грудничков и есть детишки откровенные «жаворонки» и патологические «совы». Навязывание им одинакового режима в большинстве случаев оборачивается криками, срывами и истериками при укладывании и пробуждении. Конечно, со временем дети могут приспособиться к навязанному им режиму, но это может обернуться серьезными нарушениями в состоянии их здоровья, вплоть до развития нарушений по неврологии, аллергии, проблем с пищеварением и прочих проблем.

При этом, если оставить ребенка в покое на несколько дней, и дать ему самому вставать и ложиться, по большей части выясняется достаточно четкая закономерность в смене состояний сна и бодрствования, то есть собственный режим дня, правда, не всегда подходящий родителям. Тогда в некоторых случаях нужно пойти на компромисс или временные уступки, с возрастом режим можно будет постепенно менять. Это будет правильно с психологической и биологической точек зрения - вы будете соблюдать биологические программы развития ребенка и не нарушите их формирование.

Что включает режим?

В понятие режима дня входит пробуждение и отход ко сну, дневной и ночной сон, приемы пищи, прогулки, игры и гигиенические мероприятия. Все они должны происходить у ребенка в определенной последовательности, чтобы у малыша формировалась привычка делать все в свое время, наиболее оптимально с точки зрения его возрастной физиологии.

У деток на первом году жизни существует режим, который они соблюдают. У них есть свой собственный распорядок дня. Распорядок дня исходит из количества кормлений малыша в день.

Если вы кормите 7 раз в день, то вы можете спланировать свой день и день малыша следующим образом:

* 06.00-06.30 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление.

* 06.00-07.00 Бодрствование малыша.

* 07.00-09.00 Дневной сон.

* 09.00-10.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 10.00-12.00 Дневной сон.

* 12.00-13.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 13.00-15.00 Дневной сон.

* 15.00-16.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 16.00-16.30 Вечернее купание малыша.

* 16.00-18.00 Дневной сон.

* 18.00-19.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 19.00-06.00 Ночной сон.

* В 21.00 Кормление.

* В 24.00 или 02.00 (03.00) Кормление.

Либо можно использовать следующий режим.

* 08.00-09.00 Пробуждение, общие процедуры ухода, кормление, бодрствование.

* 09.00-11.00 Дневной сон.

* 11.00-12.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 12.00-14.00 Дневной сон.

* 14.00-15.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 15.00-17.00 Дневной сон.

* 17.00-18.00 Кормление. Бодрствование малыша.

* 18.00-19.30 Дневной сон.

* 19.30-20.00 Купание. Кормление.

* 20.30-08.00 Ночной сон.

* В 23.00 Кормление

* В 02.00 (05.00) Кормление.

При этом режиме малыш часто не просыпается в 23.00 на кормление, а само количество кормлений сокращается до 6 раз.

Обязательно при выборе распорядка дня младенца нужно помнить, что до 3 месяцев малыш должен спать до 18-16,5 часов в сутки: 10 ч в ночное время и по 1,5-2 часа 4 раза днем.

В возрасте с 3-6 месяцев количество часов сна сокращается до 16-16,5 часов, однако он также должен спать днем 3-4 раза по 1,5-2 часа.

В возрасте с 9-10 месяцев малыш днем спит обычно по 1,5-2 часа 3 раза, а общая продолжительность сна уменьшается до 15-16 часов.

В 11-12 месяцев суточная потребность сна уменьшается до 14,5-15, из которых он должен спать дважды по 2 -2,5 часа. Укладывать малыша следует в одни и те же часы. Лучше всего, чтобы сон малыша проходил на свежем воздухе, если такое трудно достижимо, то комнату перед сном нужно хорошо проветрить (18-20°).

При выполнении мамой всех рекомендация по установлению правильного ритма сна, здоровый ребенок начинает соблюдать ритм на 5-7 -й неделе жизни или даже в конце первого месяца. Бодрствование малыша должно проходит по возможности в активной форме. Это позволит потом малышу лучше заснуть. Как правило, новорожденный бодрствует 30-40 минут в день, доходя к концу 2 месяца до одного часа.

С 6-7 месяца жизни малыш бодрствует до 2,5 часов в сутки, а к концу года - до 3,5 часов. Естественно, с увеличением часов бодрствования необходимо пересматривать график приема пищи и отдыха. Кормление Физиологически обоснованным является кормление малыша в возрасте 1-5 месяцев через каждый 3,5 часа до 6 раз в сутки. С 5 месяцев жизни до года - через каждый 4 часа 5 раз в день.

Если введен прикорм, то последнее кормление нужно делать наиболее сытным, например, кормить малыша кашей. Если мама еще кормит грудью или смесью, то желательно в период с 18.00-20.00 немного недокормить ребенка, чтобы он лучше поел перед сном.

В режим дня уже с одного года обязательно включаются элементы гигиены: умывание, купание. Устанавливается также определенное время для прогулок. Ребенок должен гулять в любое время года - и летом, и зимой, так как свежий воздух, солнечные лучи благотворно влияют на детский организм, закаляя и укрепляя его.

Необходимо приучить малыша ложиться спать днем и вечером в одно и то же время, это обеспечивает более быстрое засыпание. Подушка для сна должна быть небольшая и плоская. Все постельные принадлежности ребенка следует содержать в чистоте. А лучшее средство для быстрого засыпания - свежий прохладный воздух. Проветрить комнату лучше за полчаса до укладывания малыша в кроватку.


Режим дня ребенка: от 1 до 1,5 лет...

Основным показателем правильности выполнения режима дня является поведение вашего ребенка. Если основными этапами развития малыша на первом месяце жизни считается каждый день, до года - каждый месяц, то от одного до двух лет - каждый триместр, а от двух до трех - каждые полгода.

Первый и второй триместры очень схожи между собой по режиму. То же касается и 3 и 4 триместров, поэтому для удобства разделим режим по 2 полугодиям. Итак, в возрасте от 1 года до 1 года и 6 месяцев суточный режим примерно такой:

00 - первое кормление.

30-12.30 - первый дневной сон.

30 - второе кормление.

00-17.30 - второй дневной сон.

30 - третье кормление.

30 - четвертое кормление.

Часы кормления могут быть перенесены в ту или другую сторону в среднем на полчаса. В этот возрастной период ребенок учится самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Общая продолжительность сна составляет 13-14 ч. Продолжительность периодов бодрствования - до 3,5 часов.

У малыша быстро расширяется запас понимаемых слов и когда он не спит, часто воспроизводит различные ранее заученные действия с предметами: собирает пирамидку, катает машинки. Может достаточно продолжительное время ходить. После 1 года 3 месяцев малыш учится перешагивать через препятствия приставным шагом, подражать в игре взрослым. Купание производят через день или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 1,5 до 2 лет...

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется следующим суточным режимом.

00 - завтрак.

30-15.30 - дневной сон.

00 - полдник.

30-20.00 -ужин.

Обед и полдник можно поменять местами. Общая продолжительность сна ребенка - 13 часов. Продолжительность периодов бодрствования - от 4 до 6 часов, ночной сон - с 21.00 до 7.00 часов.

В этом возрасте, когда малыш не спит, он предпочитает играть, в игре со взрослыми уже отвечает на простые вопросы и обозначает свои действия словами. С 1 года и 9 месяцев до 2 лет ребенок продолжает быстро пополнять запас слов, который к двум годам составляет приблизительно 300. Может самостоятельно раздеться и частично одеться. Купание возможно 2-3 раза в неделю или ежедневно.

Режим дня ребенка: от 2 до 3 лет

Активное участие малыша в режимных процессах очень важно в этом возрасте.

Ребенок и сам стремится к самостоятельности. Он уже многое умеет, может объяснить словами.

У большинства детей с двух лет остается один дневной сон. Обратите внимание на то, как спит ваш малыш, быстро ли засыпает. Если ребенок здоров и воспитывается в правильном режиме, он быстро и спокойно засыпает, сон у него глубокий и соответствует средней продолжительности сна в этом возрасте.

В периоды бодрствования ребенка (до и после дневного сна) следует обращать особое внимание на его двигательную активность, бороться с малой его подвижностью.

К сожалению, не у всех хватает терпения, часто мама, стремясь помочь ребенку, делает что-то за него. К примеру, малыш умеет кушать самостоятельно, но это занятие растягивается минут на 20, кроме того, каждая трапеза заканчивается генеральной уборкой на кухне и стиркой. А мама покормит его за 7-8 минут, и одежду стирать не надо. Однако от этой «скорости» в проигрыше остается как ребенок, так и его родители, которые скоро пожалеют о том, что своевременно не привили сыну или дочке навыки самостоятельной еды. То же касается одевания ребенка.

Кормление малыша лучше организовать за отдельным столиком. Перед каждым кормлением полезно провести небольшой ритуал: сказать малышу, что скоро он будет есть, попросить его принести все необходимое для еды на место, поставить стул, проверить вымыл ли он руки перед едой. Выполняя ваши поручения, ребенок привыкает к порядку, при этом у него создается соответствующее настроение и развивается аппетит. Помним, что к моменту кормления он должен испытывать чувство голода. Следует считаться и со вкусами ребенка.

Он уже умеет отличить вкусную пищу от невкусной и с большим удовольствием съест «красивый» суп со «звездочками», чем просто с макаронами.

В режиме дня большое значение имеют прогулки. Дети очень любят гулять, да и их родителям, так занятым работой и домом, тоже полезно побыть на воздухе. Если погода испортилась, но позволяет погулять, просто сократите время прогулки, лучше выйти несколько раз ненадолго. Одевайте малыша в соответствии с погодой за окном - это один из самых простых способов закаливания детского организма.

Во время прогулки с ребенком нужно играть. Старайтесь создать у малыша бодрое настроение, воспитывайте у него положительное отношение к людям, живым существам, природе. Ребенок должен легко вступать в контакт с другими детьми и взрослыми. Детям обычно очень нравится, когда они «трудятся»: подметают, поливают, копают, носят, зимой - лепят из снега, летом - играют в песочнице. Эти занятия очень полезны для малыша.

Распорядок дня

00 - завтрак.

00-15.00 - дневной сон.

00 - полдник.

Общая продолжительность сна - 12-12,5 часов. Ночной сон с 21.00 до 7.00 часов. Купание 1-2 раза в неделю или чаще.

Соблюдение правильного режима дня должно стать для ребенка и его родителей устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Тогда расти и развиваться вашему малышу будет легче.

Заключение

Правильно организованный режим способствует умственному и физическому развитию ребенка: он с удовольствием гуляет, подолгу играет, интересуется новыми предметами, людьми, подвижен, охотно улыбается, легко вступает в контакт.

Обычно дети часто сами прекрасно чувствуют режим дня и родителям остается лишь поддерживать этот режим. Даже 2-месячные малыши уже могут просить кушать и укладываться спать в определенное время. Кроха сам подсказывает маме, когда пора действовать - а мама отлично знает особенности поведения своего малыша.

Используемая литература

Подъем 7.00

Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.00-7.30

Начинать свой день младшему школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаѐт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.

Завтрак 7-30-7.45

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приѐм пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05

Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 - 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала. В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.

13.05-13.30 Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин- 1,5 часа. Пребывание на открытом воздухе - наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Обед 13.30-14.00

Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлѐнного дня).

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00

Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющиеся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч, чтобы смягчить десинхронизирующее влияние этих нагрузок.

Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45

Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов - 3- 3,5 ч.

Полдник 15.45-16.00

Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00

Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00

В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1—1,5 ч.

Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин - молочно - растительные продукты.

Работа по дому 19.30-20.00

В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому. Младшие школьники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п. Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.

Вечерняя прогулка 20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности дети младшего школьного возраста должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.

Ночной сон 21.00 Общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Расписание имеет большое значение, как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает – они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

В примерный распорядок дня можно внести поправки. Малыш быстрее приучится к определенному распорядку, если родители также будут соблюдать хотя бы приблизительный режим своего дня.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

Изменяется и частота приемов пищи. Продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4–4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5–6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

Во время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группой детского сада вводятся систематические общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10–15 мин, в средней группе занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15–20 мин каждое. С детьми старшей группы продолжительность занятия не должна превышать 25 мин.

У детей старше 3 лет свободное время заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов. В дошкольном возрасте происходит становление суточной периодичности в деятельности органов и систем.

Еще по теме Режим дня детей раннего и дошкольного возраста:

  1. Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста
  2. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю.. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста, 2006
  3. ГИГИЕНА ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ПРОФИЛАКТИКА

Развитие ребенка и его здоровье зависит от правильной организации режима, которым должны заниматься родители. В помощь молодым мамам и папам приходят медицинские работники, специализированная литература и интуиция.

Рекомендации по режиму дня детей грудного возраста опираются на смену сна и бодрствования. Нельзя забывать о значении свежего воздуха, то есть организованных прогулок. Их количество в сутки должно составлять 3 раза, а длительность от полутора до двух часов.

Рекомендации, как организовать режим дня малышей, дают и некоторые специалисты, например невропатологи. Ведь нервно-психическое здоровье малыша оказывает значительное влияние на развитие его личности в будущем.

Вот что они говорят: не нужно забывать и о развитии малыша при помощи игрушек и упражнений. Комплекс физических упражнений повышает тонус организма, позволяет наращивать маленькие мышцы и обеспечивает хорошее самочувствие.

В период первых трех месяцев жизни ребенка важно развивать зрительный и слуховой анализаторы. Поэтому в режиме дня должно отводиться место для развивающих игр. Обычно это происходит после сна, в период бодрствования.

После третьего месяца жизни и до шестого увеличивается время бодрствования, которое нужно посвятить развитию моторики, двигательным навыкам. Режим дня детей в этом возрасте предполагает проведение прогулок на свежем воздухе в сочетании с дневным сном. Важное место в режиме отводится кормлению ребенка.

Режим кормления ребёнка

До 4.5 месяцев малыш кушает 6 раз в день, а после этого периода 5 раз, примерно через каждые 4 часа. Но современные методики воспитания советуют кормить ребенка по первому требованию, а не по графику. Может случиться так, что ребенок прикладывается к груди для успокоения, а не для насыщения.

Что касается игрушек, то специалисты считают, что большое количество игрушек рядом с ребенком чрезмерно его утомляет.

Гигиена

Большое значение отводится навыкам гигиены. Привычка формируется в процессе жизни. После сна нужно ватным тампоном умыть личико, перед вечерним сном малыша купают, а после того, как он научится сидеть, высаживают на горшок.

Все это необходимо для того, чтобы образовался условный рефлекс. Можно четко не придерживаться временных рамок, каждая мать поступает так, как чувствует.

Распорядок дня по часам

Вот примерный распорядок дня для малышей разного возраста:

Распорядок дня для ребенка от 0 до 3 месяцев.

8.30 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – кормление, общение.

12.45 – прогулка.

15.00 – кормление.

20.30 – купание.

1.00 – 3.00 - ночное кормление по требованию ребенка.

Распорядок дня для ребенка от 4 до 7 месяцев.

6.00 – кормление.

8.00 – утренний туалет, общение, гимнастика, массажные процедуры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, общение.

19.00 – общение, сон.

20.30 – купание.

Распорядок дня для ребенка от 8 до 12 месяцев.

8.00 – утренний туалет, общение, прогулка.

9.00 - гимнастика, массажные процедуры.

12.00 – общение, игры.

12.45 – прогулка.

14.00 – кормление, общение.

15.45 – сон, или прогулка в сочетании со сном.

18.00 – кормление, гимнастика, сон.

20.30 – купание.

Видео-рекомендации специалистов и мам, как организовать режим дня грудничка

Один из вариантов режима дня малыша:

Режим сна и кормления:

Как приучить ребенка спать всю ночь, не просыпаясь:

Похожие публикации