Организация метеоплощадки на территории доу. Разработка элемента экологической тропы детского сада «Метеоплощадка» Как рассказать о метеостанции в детском саду

Залукаева Ольга Павловна – Воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 26.05.2018г.

ПРОЕКТ

«Метеостанция в детском саду»

Природа является источником добра,

ее красота влияет на человека только тогда,

когда юное сердце облагораживается

высшей человеческой красотой - добром,

правдой, человечностью, сочувствием,

непримиримостью к злу.

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Экологическое образование - одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений .

В нашем ДОУ возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре.

Экологическое воспитание дошкольников - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он пытается определить, какая погода, как нужно одеться, обуться, нужно ли взять с собой зонтик. Однако, прекрасное солнечное утро, голубое небо могут измениться и превратиться в дождь с грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать , какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой, формировались народные приметы.Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака. Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается внаблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек

может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам

де лать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед. Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция.С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность наблюдения дошкольников за погодой определяется следующими моментами:

Во - первых , знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во- вторых , занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В- третьих , у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности, будут формироваться элементарные представления о погодеи ее значении в жизни человека.

Задачи:

Познакомить с профессией метеоролога;

Формировать представление о значении погоды в жизни растительного и животного мира (накапливание знаний народных примет о погоде); кроме этого дети научатся пользоваться

Познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером,барометром, компасом,гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с назначением метеорологической познакомятся с метеодомикоми его содержимым;

Привлечение родителей к изготовлению метеоприборов.

Вид проекта: информационно-экспериментально- исследовательский.

Возраст детей , на которых рассчитан проект: 5-7 лет (старшая и подготовительная группа)

Продолжительность проекта: долгосрочный (Май 2018г. – май 2019г.).

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап : анкетирование для выявления потребности субъектов образовательного процесса и степени их готовности реализовать педагогический проект; сбор, анализ, подбор необходимых информационных источников по теме проекта; была изучена литература по созданию метеоплощадки на участке детского сада; ознакомились с опытом других педагогов; в предыдущий период (старшая группа) была проведена работа по ознакомлению детей со свойствами шишек, еловых веток, которые проявляются при изменении окружающей среды; предварительно во время утренних бесед с детьми упоминались народные приметы, указывающие на перемены погоды (которые дети стали использовать на практике); мониторинг уровня знаний детей на тему погодных условий и заинтересованности их в более углубленном изучении; выдвижение гипотезы проективной деятельности по теме; разработка проектной деятельности.

2. Основной этап: структурирование необходимого собранного информационного материала; сбор ресурсов для реализации проекта; постройка совместно с родителями и детьми метеорологической станции на участке; проведение экспериментально-исследовательской деятельности детей.

3. Заключительный этап: подведение итогов, оценка эффективности проекта, рефлексия, итоговый мониторинг уровня знаний детей.

Предполагаемые результаты:

Развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время;

Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света, о видах облаков.

Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Публикация в сборнике результатов проектной деятельности.

Большинство современных детей редко общается с природой.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами

ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно- исследовательской деятельности. Считается, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе,как к ведущему способу познания окружающего мира.Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении яв ляется правильная организация развивающей предметной среды.

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является

наглядно –образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается

переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному

мышлению. Педагоги нашего детского сада стараются найти новые формы экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы стала проектная деятельность, которая

является интересной ипоучительной для детей при изучении многих тем, в

том числе наблюдения за погодой.Ребенок старшего дошкольного возраста знает о смене времен года, но не всегда способен эту смену самостоятельно заметить.В возрасте 5- 6 лет наших детей заинтересовало прогнозирование погоды. Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще - не значит лучше и интереснее. При наблюдении за явлениями природы(например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - всё это важно для общего развития ребёнка. Поэтому для элементарного прогнозирования погоды мы решили оборудовать на своём участке мини-ме теостанцию. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для метеостанции выбрали открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдения за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).

Наблюдая за погодой, дети на учатся выделять отдельные явления,

степень их интенсивности и другие характеристики. Дети будут наблюдать не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода. Степень тепла и холода определяется по термометру, однако многие дошкольники плохо знакомы с этим прибором. Необходимая вещь на метеостанции это - термометр. Он позволяет детям при помощи воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д.

Для определениявлажности воздуха нам служит подвешенная сосновая шишка. Этот прибор называется гигрометр. Если воздух сухой - шишка раскрывается, если влажный –закрывается.

Солнечные часы - древнейшее приспособление для определения времени, они состоят из циферблата и стержня, тень которого, перемещаясь по циферблату вследствиедвижения солнца, показывает солнечное время .

Самодельные метеорологические приборы были изготовлены родителями детей старшей группы. Папы наших детей рассказали детям о том, какой прибор они изготовили и для чего он служит. Все показания приборов фиксируются в дневнике погоды, где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Таким образом,работа на метеостанции позволит детям ежедневно

проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:

наблюдать за небом иоблачностью с помощью рамки облаков, с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра, с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра, измерять количество осадков с помощью дождемера, определять температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды, сообщают

прогноз погоды педагогам, родителям.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды мы планируем посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения - предсказатели» погоды :

1. Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.

3. Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду.

Деревья – предсказатели :

1. Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.

2. Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.

3. Ветки елки книзу – к дождю.

Предсказывать погоду помогают животные – барометры:

При изменении погоды кошки становятся более вялыми и много спят,

Собаки также наделены предсказателями погоды. Собака сворачивается

и лежит клубочком – к холоду. Много спит и мало ест – к дождю.

Предсказывают погоду вороны.

Если вороны летом летают высоко,

поднимаются под тучи - к ненастью.

Ворона прячет «нос» под крыло - к холоду.

Каркает зимой - к метели .

Летом ворона купается - к дождю.

А если вороны купаются ранней весной - к теплу.

Воробьи в хорошую погоду они веселые, подвижные, порой драчливые.

Летом воробьи в пыли купаются - тоже часто к дождю.

Если зимой воробьи прячутся и под крыши домов – будет мороз или метель .

А дружно расчирикались - к потеплению

Ежедневные наблюдения погоды должны быть организованы живо,

разнообразно, чтобы активность детей и интерес к наблюдениям возрастал .

ФОРМЫ РАБОТЫ:

Работа с детьми

Образовательная деятельность

Формирование представлений о погоде и ее признаках, познакомить с профессией метеоролога.

Воспитывать интерес к окружающему миру и желание больше узнать о нем.

Народные приметы.

Наблюдениеза погодой и приметами, сравнивать результаты.

Опыты - экспериментыс водой, воздухом.

Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро».

Расширять знания детей о профессиях, связанных с исследованием погоды.

Пословицы,поговоркии загадкио природе.

Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность.

Воспитывать любовь к природе.

Дидактическая игра «Прогноз погоды».

Формировать представления о погодных изменениях в природе.

Чтение художественной литературы

Развивать художественное восприятие произведений поэтов и художников, изображающих явления природы.

Систематизировать и углублять представления детей о погоде, о приметах.

Работа с родителями

Создание родителями книги «Народныеприметыо погоде».

Выяснить возможность предсказания погоды по народным приметам и возможность применения теории вероятности к предсказанию прогноза погоды.

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Формирование у детей представлений о метеорологических приборах и их значение в жизни человека.

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогут

детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность,

самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время

реализации проекта у детей предполагается повышение уровня развития

познавательной сферы, улучшение практических навыков пользования

метеорологическими приборами и навыков фиксации результатов

наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный

опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других

людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Полагаем, что проект будет интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. –с.76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников: // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. –с.54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство –пресс, 2003.

Приложение

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема: «Метеорологические приборы на метеостанции».

Цель: формирование представления о значении погоды в жизни человека, о

четырех частях света.

Задачи: Познакомить детей с профессией метеоролога, с приборами, с

помощью которых составляют прогнозы погоды, развивать связную речь

детей, пополнить словарный запас новыми словами: барометр, флюгер,

компас, термометр, дождемер.

Предварительная работа: наблюдения за погодой во время прогулки на

участке, фиксирование результатов в календаре погоды, знакомство с

народными приметами, чтение стихотворений, загадок.

Материалы: метеоприборы, метеоплощадка на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Давайте отгадаем мои загадки и

узнаем, о чем мы с вами будем сегодня говорить.

С неба к нам приходит он,

В серой дымке небосклон.

На веселый душ похож.

Что это? Конечно …(Дождь).

За окошком завывает,

Теплым, ласковым бывает,

Но и может все на свете

Разломать, разрушить…(Ветер).

Нашумела, нагремела

Все омыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила…(Гроза).

Я зимой смотрю в оконце:

Там мороз и светит солнце.

Небосвод высокий, синий,

На деревьях белый …(Иней)

Воспитатель: Как можно одним словом назвать все эти отгадки?

(ответы детей).

Воспитатель: Какие природные явления вы наблюдали сегодня по

дороге в детский сад? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, как узнать какая погода будет завтра? (ответы

детей).

Воспитатель: Что такое погода? Для чего нужно знать состояние

по годы на завтра? (ответы детей).

Воспитатель: Как взрослые узнают прогноз погоды? (Ответы детей).

Воспитатель: Они слушают прогноз погоды по радио, смотрят по

телевизору, можно посмотреть в интернете, в телефоне, прочитать в газете.

Знаете ли вы, кто составляет прогноз погоды?

Воспитатель: Людей, занимающихся изучением погоды, называют

метеорологами. Они стараются узнать все особенности состояния погоды:

направление ветра, температуру и влажность воздуха, наличие облачности.

Им в этом помогают специальные приборы. Они показывают, какая погода

будет в ближайшие дни. Мы сегодня познакомимся с этими приборами.

(Дети идут на метеоплощадку, на участок детского сада).

Воспитатель: По всей нашей стране работают метеостанции.

Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой,

делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там

метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, который

мы видим и слышим с экрана телевизора.

Воспитатель: А теперь чуть отдохнем и поиграем.

Проводится игра «Дождик и дети»

(С помощью считалки выбирается ведущий –«дождик». «Дождик» ходит вдоль условной границы: сам участок группы, где стоят дети и веранда).

Воспитатель: Туча по небу ходила, туча детям говорила.

Дождик: Я дождем хочу пролиться, от меня вам не укрыться.

Дети: Нам не страшен дождь и гром, мы сейчас пойдем домой!

(После этих слов дети пытаются перебежать на веранду).

Воспитатель: Дети, сегодня познакомимся с приборами, которые есть

на нашем участке. (Воспитатель показывает детям термометры). Онинужны

для измерения температуры воздуха. Один термометр висит на домике, а

второй - внутри домика. Он показывает температуру воздуха в тени. Этот

прибор называется флюгер. Флюгер и компас помогают определить направление ветра. Благодаря им мы знаем, откуда дует ветер: с севера, востока, запада, юга.

Вот еще один прибор – ветряной рукав. Он тоже показывает направление и силу ветра. Когда ветер сильный, ветряной рукав похож на надутый конусообразный шар.

Следующий прибор называется барометр. Он измеряет атмосферное

давление. Чем выше атмосферное давление, тем меньше вероятность дождя.

Дальше мы видим прибор под названием дождемер. С помощью дождемера

измеряют количество осадков. Это и дожди, и утренняя роса.

И последний прибор –это гигрометр. Его используют для определения

влажности воздуха. Им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух

сухой –она раскрывается, если влажный –закрывается.

Воспитатель: О какой новой профессии вы сегодня узнали? В чем заключается

работа метеоролога? Для чего нужно знать состояние погоды?

Данная консультация помогла понять воспитателям, что такое метеостанция и для чего она нужна. В ходе данной консультации вместе с педагогами мы пришли к выводу о том, что нам необходимо создать объект «Наша метеостанция». Я познакомила воспитателей с объектами, которые мы можем на ней разместить:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды.

Термометр - для изменения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер - служит ля измерения количества осадков.

Солнечные часы – служат для определения времени.

Ветряной рукав – служит для определения силы ветра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метеостанция в детском саду

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.

Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Метеостанция в детском саду своими руками

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеодомиком и ее содержимым;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • компас;
  • солнечные часы;
  • кормушки;
  • вертушки.

Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, но мы совместно с родителями смастерили сами. Эти предметы прикрепили к специальным ранее сделанным шестам и встаили в землю. Всю, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.

Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Снегомер - наблюдение за снежным покровом

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.

Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной

140 см. шириной 6см и толщиной 2 см.Окрашена (белой) масляной краской

и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью

этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов. Стенд магнитно-маркерный

Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом.

В оформлении метеостанции используют стенд , на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство - он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер и другие приборы. Метеостанция - это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции.

На консультациях буду советовать родителям, что прогулку в природу целесообразно связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали, постучали, совершили какие-то манипуляции:слепить снеговика, нарисовать на мокром песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает журчание ручья, просто поглядит вокруг.

Метеостанция в детском саду - это как экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ - это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Примерный план работы метеостанции.

№ п/п

Название мероприятия

Задачи мероприятия

Форма проведения

Используемое оборудование и материалы

Знакомство с метеобудкой и ее содержанием.

Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха.

Совместное обследование метеобудки.

Практическое снятие показаний термометра.

Термометр, схема-график для фиксации результатов.

Знакомство с водным термометром.

Дать понять детям, что объекты неживой природы (воздух, вода,) имеют свою температуру, как и человек.

Сравнительные наблюдения и практическое снятие показаний.

Термометры воздуха и воды, схема для фиксации результатов.

Какой бывает ветер?

Разнообразить знания детей о видах ветра по его силе (спокойный, умеренный, безветрие-штиль, сильный, порывистый, ураган, смерч).

Беседа, наблюдение за ветром и измерение иго скорости.

султанчики, вертушка, целлофановый пакет, карточки с изображением ветра во время грозы, урагана, смерча.

Знакомство с компасом.

Познакомить детей со строением компаса, его магнитными свойствами;

Упражняться в определении сторон света и определении направления движения ветра.

Совместная лабораторная деятельность по обследованию компаса.

Компас

Части света и солнце.

Дать детям знания, что солнце и части света имеют взаимосвязь, т.к. солнце всегда встает на востоке и заходит на западе. Проверить это по компасу.

Задание для совместного проведения с родителями утром и вечером.

Компас, графическое изображение.

Откуда дует ветер?

Учить определять смежное направление ветра и выражать это в речи.

Совместная практическая деятельность.

Запись в дневниках наблюдений

ЮЗ-2

Что такое осадки и как их измерить?

Уточнить, что называют осадками. Познакомить с дождемером и его делениями.

Совместное изготовление дождемера из подручного материала.

Пластиковые бутылки и воронка, маркеры, скотч.

Рассматривание облаков.

Познакомить детей с разными видами облаков: перистыми облаками, перисто-кучевыми.

Наблюдение за формой и движением облаков.

Карточки с изображением разнообразных облаков.


Тема: «Юный метеоролог».

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность: Долговременный.

Образовательная область:

1. развивать познавательную активность и любознательность;

2. умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;

3. расширять словарный запас.

Актуальность темы:

1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;

2. разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;

3. научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Цель проекта:

1. учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, осадкомер, флюгер, барометр;

2. учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ "МЕТЕОПЛОЩАДКА НА УЧАСТКЕ ДОУ"

Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому во всех странах мира вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. Как известно, основы любого образования закладываются в детстве.

Прогнозирование - это познавательная деятельность, доступная ребенку, развивающая его умственные способности, а в нашем случае приобщающая к народной культуре через знакомство с предметами и формирующая бережное отношение к природе.

Решив стать метеорологами, мы организовали метеорологическую площадку, на которой установили:

  • флюгер,
  • наружный термометр,
  • осадкомер.

Живыми барометрами служат растения, а также насекомые и птицы, за которыми можно наблюдать на участке.

Наблюдения фиксируем в Дневнике юного метеоролога.

ПРОЕКТ: «МЕТЕОПЛОЩАДКА НА УЧАСТКЕ ДОУ»

Тема: «Юный метеоролог».

Вид проекта : информационно-исследовательский.

Продолжительность: Долговременный.

Образовательная область:

  1. развивать познавательную активность и любознательность;
  2. умение детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы;
  3. расширять словарный запас.

Актуальность темы:

  1. расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва), их состояние от погоды;
  2. разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей;
  3. научить прогнозировать погоду по реакции живой и неживой природы.

Цель проекта:

  1. учить детей определять погоду, составлять прогноз погоды, используя для этого специальные приборы: термометры (водный, надпочвенный), анемометр, осадкомер, флюгер, барометр;
  2. учить использовать прогноз погоды в деятельности.

Задачи:

  1. формирование элементарных экологических знаний и представлений через прогнозирование;
  2. развитие экологического мышления в процессе проведения элементарных опытов;
  3. развитие понимания взаимосвязей мира растений и животных от природных факторов;
  4. способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой;
  5. дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  6. познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды и прогнозирования;
  7. воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле,любви к природе;
  8. воспитание навыков применения знаний на практике.

Предполагаемый результат:

  1. здание на территории ДОУ новой зоны – метеоплощадки;
  2. умение детьми снимать показания с приборов, составление детьми прогноза погоды.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

1. педагоги– посвящение детей в юные метеорологи;

2. педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;

3. музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта : Привлечение к оборудованию метеоплощадки.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Организационно-подготовительный:

Подготовка площадки;

Установление оборудования: вмонтирование термометров, размещение анемометра, осадкомера (дождемера), флюгера и барометра, солнечных часов, песочных часов;

Высадка цветов – барометров.

2. Рефлексивно-диагностический:

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме «Прогноз погоды»;

Проверка предположения с использованием наблюдения и эксперимента. 3. Содержание работы:

План-схема;

Перспективный план:

А. Земля и наши открытия.

а) зависимость климата в разных точках;

б) знакомство с компасом;

в) работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Б. Приборы-помощники.

а) работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

б) работа с барометром;

в) фиксирование результатов в «Дневнике погоды»

В. Цветы-синоптики на участке (клевер, фиалка, мать и мачеха, мальва, вьюнок, одуванчик).

а) посев цветов;

б) высадка на метеоплощадку.

Г. Коллекция народных примет.

а) сказки о растениях;

б) схема «Растения – живые барометры».

Д. Прогноз погоды.

а) предполагаемый;

б) фактический.

4. Заключительный:

Экспериментирование на метеоплощадке, составление прогноза;

Презентация: летний праздник «У природы нет плохой погоды».

Проект по экологии


Тема: «Метеоплощадка

На участке ДОУ»

Разработали воспитатели:

Ключахина А.В.

Чащина С.Г.

Султанова О.В.

Карапиш К.О.

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию

ТЕМА: «ВСЕ О ПОГОДЕ»

Программное содержание:

  1. продолжать учить детей наблюдать явления природы, определять погоду;

2. обучать работе с приборами: термометром, барометром, анемометром, флюгером.

3. помогать устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, составлять прогноз погоды. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.

4. воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе работы, заниматься сообща.

Предшествующая работа:

Наблюдения, работа с приборами – помощниками, фиксирование результатов в дневнике погоды, знакомство с народными приметами, знакомство с ЭКОЛОШКОЙ, чтение стихотворений, загадок.

Материал – оборудование: Термометры, барометр, флюгер, дневник наблюдений, календарь погоды, анемометр (бумажный, ложковый), компас.

Ход занятия:

ЭКОЛОШКА встречает всех гостей на улице:

  • Здравствуйте дорогие гости!

Я – ЭКОЛОШКА – помощник юным метеорологам.

У нас в детском саду есть метеоплощадка.

Каждое утро мы следим за состоянием погоды и составляем прогноз на день.

А вот и наши юные метеорологи.

Здравствуйте ребята! Сегодня вашего прогноза ждут дети, и посмотрите сколько взрослых.

  • Для кого прогноз погоды особенно важен?
  • Зависит ли от погоды наше здоровье, настроение?
  • Давайте приступим к работе. Согласны?
  • Какая сегодня погода? Как догадались?
  • Почему? (ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).

Это мы предположили, что такая погода сегодня. Молодцы!

ЧТЕНИЕ А. БАРТО «НЕСТОЙКАЯ ПОГОДА»

Туман ли на рассвете!

Верный прогноз

Лес не заметен, не видно берез

А где-то жара – купаться пора!

Сколько в эфире прогнозов!

Вихрей, морозов.

Где – солнце, где – лед

Сколько погод!

ЗАДАНИЕ 1.

  • Назовите какое сегодня число, месяц, день?
  • (ЭКОЛОШКА поможет нам отметить в дневнике наблюдений).
  • Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха? (термометр).
  • Посмотри, сколько градусов показывает термометр на солнце? (что сначала надо найти - 0ºС). А в тени?
  • Где температура воздуха выше? В тени или на солнце? Почему? (ЭКОЛОШКА отмечает температуру воздуха)

ЗАДАНИЕ 2.

  • Что может повлиять на погоду в течении дня? (ветер).
  • Есть ли сегодня ветер?
  • Как определили? (посмотрим на рукав, флюгер).
  • С помощью какого прибора можно узнать откуда дует ветер? (компаса). Как это сделать? (установить компас, так, чтобы стрелка показывала на север, и посмотреть на рукав).
  • Какой сегодня ветер?
  • Можно ли определить скорость ветра?
  • С помощью какого прибора? (слабый, средний, сильный), (анемометра).
  • Давайте отметим все о ветре.

Вы очень хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем:

ФИЗМИНУТКА: «ОСТОРОЖНО ВЕТЕР»

За калитку вышел

Постучал в окошко стучим пальцем

Пробежал по крыше бег на месте

Покачал тихонько Ветками черемух руки вверх, махи вправо, влево

Пожурил за что-то пальчик

Воробьев знакомых крылья

И расправив гордо Молодые крылья.

Полетел куда – то В перегонку с пылью руки в стороны, махи руками

ЗАДАНИЕ 3 .

Помогите мне, я забыл, как это прибор называется?

  • Это – барометр.

Что он измеряет?

Атмосферное давление.

Посмотрите, куда отклоняется стрелка? (вправо, влево).

Как вы думаете, будет ли сегодня дождь, снег? (давление среднее, значит вероятно могут быть осадки).

  • А что такое осадки?
  • А можно узнать, сколько их выпало?
  • С помощью чего?
  • Найдите? (осадкомер).
  • Как измерить?
  • У нас еще на метеоплощадке остались термометры?
  • Скажите для чего они нужны? (водный и почвенный).

Сегодня мы определяли погоду с помощью приборов – помощников?

Давайте уважаемые метеорологи вместе с ЭКОЛОШКОЙ обобщим наши наблюдения и составим прогноз погоды.

Какая сегодня погода?

Ребята, а еще погоду можно определить по народным приметам: какие вы знаете?

Красное солнце на закате – к ветру.

Облака плывут высоко – к хорошей погоде.

Если дождь идет крупными каплями – скоро перестанет.

Снег хрустит – к морозу.

Когда дым поднимается столбом – к хорошей погоде.

Давайте наш прогноз перенесем в календарь для взрослых и детей: У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать. Дождь ли снег, в любое время года надо благодарно принимать

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра. Флюгер позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков

Ветряной рукав- прибор для измерения силы ветра.

Ветрянные мельницы – прибор для измерения направления и силы ветра

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха И м служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Общий вид МЕТЕОСТАНЦИИ


Оригинальная лаборатория, установить которую на территории детского сада или школы не составит труда, включает солнечные часы, флюгер, метеобудку, ...

Детская метеорологическая площадка предназначена для наблюдения за погодой и природными явлениями в дошкольных и школьных учреждениях.

Оригинальная лаборатория, установить которую на территории детского сада или школы не составит труда, включает солнечные часы, флюгер, метеобудку, осадкометр, ветровой рукав и многое-многое другое!

В ходе занятий на открытом воздухе маленькие исследователи будут осваивать простейшие метеорологические приборы и изучать атмосферные явления, ставить несложные опыты и вести дневник наблюдений, прогнозировать погоду и на практике проверять точность народных примет.

Метеоплощадка включает следующие элементы:

  • солнечные часы — измерение времени по солнцу, выполнены из синтетического камня на основе полиэфирных смол. Абсолютно защищены от внешних воздействий и абсолютно безопасны;
  • метеобудка с подиумом — специальная будка для защиты приборов от осадков, порывов ветра, действия солнечных лучей;
  • термогигрометр — для измерения температуры и влажности воздуха.
  • барометр — измерение атмосферного давления.
  • флюгер — определение направления ветра. Чтобы заинтересовать детей, мы сделали его в виде яркого стильного петушка;
  • ветровой рукав — определение направления и силы ветра;
  • кормушка для птиц — лучший способ научить детей заботиться о природе. Ребятишки будут подкармливать птичек, следить за тем, чтобы у них всегда была пища;
  • осадкомер — измерение количества осадков;
  • линейка для измерения снежного покрова (1м. от земли) — измерение плотности и высоты снежного покрова;
  • подставка под цветы (1 шт) — еще одно оборудование, которое научит детей любить природу: они смогут наблюдать, как ведут себя растения в разную погоду, поближе изучить их;
  • 4 цветочных горшка — для высаживания растений
  • Визуализатор погоды — одна сторона предназначена для наглядного отображения дней недели, температуры воздуха, состояния облачности и погодных явлений, другая — для указания времени года, месяца, фазы луны и направления ветра. Визуализатор погоды выполнен из композитного материала, покрытого самоклеящейся пленкой. Благодаря сверхустойчивости этих материалов к любым погодным условиям визуализатор прослужит более 10 лет;
  • ограждение (18,24 м) — метеоплощадку окружает металлический яркий забор из уникального 3D профиля, который сохраняет свою красочность даже через 3-5 лет, выдерживает краснодарскую жару, питерские ливни и сибирские морозы. Служит 100 лет.;
  • стенд для рисования мелом (магнитно-меловой) с окантовкой — алюминиевый уголок, покрытый полимерно-порошковой краской, является незаменимым помощником педагога при обучении детей;
  • программа работы на метеоплощадке «У природы нет плохой погоды» с 28 занятиями на весь год (136 стр.);
  • дополнительная общеразвивающая примерная программа по метеоплощадке «У природы нет плохой погоды» и расчеты с прогнозом окупаемости для учреждения;
  • дневник наблюдений за погодой — в красивом и удобном журнальчике каждый день делают заметки о погодных явлениях.

При желании комплектацию изделия можно изменить. По этим и другим вопросам обращайтесь напрямую к менеджерам компании.

Преимущества детской метеостанции

1. Соответствие образовательному стандарту. Игровая метеорологическая станция полностью отвечает требованиям ФГОС ДО и позволяет решить ряд образовательных задач:

  • обогащение знаний об окружающем мире, внедрение элементов экологического образования, воспитание бережного отношения к природе;
  • формирование исследовательских навыков, тяги к познанию, умения сравнивать и анализировать, выдвигать и проверять гипотезы;
  • развитие творческих способностей и навыков работы в команде.

2. Высокая заинтересованность детей. Яркая игровая зона, наполненная разнообразным экспериментальным оборудованием, будет вызывать у детей огромный интерес.

3. Универсальность применения. Наблюдать за живой и неживой природой можно в любое время года и суток, а значит, педагог всегда найдет для юных метеорологов увлекательный предмет исследования.

4. Уникальный образовательный потенциал. Детская метеорологическая площадка представляет собой дидактический инструмент, отвечающий актуальным проблемам современного образования. Лаборатория может служить базой для создания оригинальных учебных программ, что позволит учреждению зарекомендовать себя с наилучшей стороны.

5. Безопасность и надежность. Площадка изготовлена из прочных и совершенно безопасных для здоровья детей материалов - дерева и металла, покрытого безопасными красками. Отличается стойкостью к изнашиванию «на века».

6. Простота и легкость монтажа. Конструкция поставляется в разобранном виде и монтируется нашими специалистами. От учреждения потребуется только свободный участок площадью 5х5 м.

Размер : 4,96 х 4,96 м.

Вес: 302 кг.

Материал: дерево, металл.

Страна-производитель: Россия.


Артикул: ЧМУ-МП-001

Метеоплощадка в детском саду

воспитатели МБДОУ детский сад №11 «Звёздочка»

Погода – дело глобальное, поэтому синоптики всего мира работают сообща: утверждают единые стандарты, обмениваются данными. Прогнозы погоды касаются больших территорий и, при всём желании, не могут учитывать особые климатические условия именно нашего детского сада. Вот почему так часто обещанный дождь проходит стороной!

Что такое погода?

· показания температуры воздуха

· сила и направление ветра;

· наличие осадков;

· состояние неба и солнца;

Все эти показания имеют отношения к объектам и явлениям неживой природы, на которые дети не обращают внимание самостоятельно. Конечно, порхание птиц, бабочек, появление листвы, цветение цветов – более красочные явления и находятся в близком поле зрения ребенка-дошкольника, по сравнению с неживой природой. Поэтому задача педагога привлечь детское внимание в этом направлении и зажечь искру познавательной деятельности , помочь найти взаимосвязь между явлениями неживой и живой природы. Чтобы составлять собственные прогнозы, мы устроили у себя в саду метеоплощадку.

С её созданием появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий.

Наша метеоплощадка включает в себя следующие основные составные части:

Выделенный специально участок местности на территории детского сада;

Детская метеостанция.

Метеоплощадка с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

Цель: учить детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.

Мы используем оборудование двух видов: традиционные приборы и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми.

Традиционное оборудование: флюгер, ветряной рукав, термометр, компас.

Самодельное оборудование: дождемер, гигрометр, ветряные рукава, султанчики, экваториальные солнечные часы, аналемматические солнечные часы, песочные часы.

На высоких металлических шестах прикреплены флюгер и ветряной рукав (приборы для определения направления и силы ветра)

Флюгер в форме вращающегося на опорной оси «флажка» позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Ветряной рукав - указатель направления и силы ветра,
который обычно устанавливается на аэродромах, его еще называют текстильный колдун.

Компас прибор для определения сторон света;

На деревянном домике , названном нами «метеорологическим домиком», компактно расположены составные элементы: термометры, экваториальные солнечные часы, дождемер.

Самая необходимая вещь на метеоплощадке - термометр.

Термометр позволяет при помощи воспитателя детям определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Один термометр расположен под крышей самодельного домика, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на одном из скатов крыши, под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, им служит подвешенная сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Ветряные рукава, султанчики, вертушки , выполненные детьми,

(приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции.

Песо́чные часы́ - простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых частично заполнен песком. В нашем случае выполнены из скреплённых пластиковых бутылок и песка.

На метеоплощадке находятся аналемматические солнечные часы.

Циферблат таких часов представляют собой горизонтальную проекцию экваториальных солнечных часов. Однако, часовые линии на этих часах отсутствуют. Время определяется по направлению тени интерактивного вертикального гномона. Чтобы определить время, нужно поместить гномон в положение соответствующее дате наблюдений.

Это "часы", расположенные на горизонтальной поверхности, где роль гномона (фигуры-палочки-шеста, которые отбрасывают тень на часовые деления) – играет сам человек. Чтобы узнать время нужно встать на название текущего месяца, которое изображено на специально рассчитанной шкале.

Вы подходите, становитесь на определенное место, и ваша собственная тень показывает вам, который час.

Все показания приборов фиксируются на специальном стенде , где можно проследить и сделать свой метеопрогноз.

Метеорологические приборы, размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Похожие публикации