Как помочь ребенку быстрее научиться ходить. Как помочь ребенку начать ходить

О будущей правильной походке малыша надо позаботиться заранее, не дожидаясь первых самостоятельных шагов. Походка начинается с правильной своевременной опоры на ноги и правильного положения стопы. Сначала тренируем правильную опору ног при соприкосновении стоп ребенка с поверхностью пола или стола. Чуть позже нам потребуется для этого гимнастический мяч. Но сначала пошагаем с ребенком, лежащим на спине. Для этого возьмите его ноги в области голеностопных суставов, согните их в коленях и поставьте на стол, плотно прижимая подошвы стоп к поверхности стола. Теперь пошагайте по столу сначала на одном месте, затем переставляя ножки на несколько шагов вперед, потом вернитесь назад. Повторите упражнение 3-5 раз. Следите, чтобы при этом пальчики на ногах не поджимались, а стопы не косолапили.

Положите ребенка на мяче на живот, удерживайте его при этом в подмышечной области. Прокатите малыша на мяче на себя до соприкосновения его подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Вы должны добиться в этот момент выпрямления ног и удержания веса тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5 - 7 раз.

Упражнение «цапля». Выполняется при уверенной опоре на ноги. Тренировка стояния на одной ноге при поддержке ребенка в подмышечной области. Для этого возьмите малыша спиной к себе, поставьте его на стол или пол. Одной рукой обнимите его за талию, другой рукой возьмите голень ребенка и согните ногу в коленном суставе. Удерживайте ее в таком положении до 5-7 секунд. При этом ребенок должен удержать свой вес на одной опорной ноге, не сгибая ее. Повторите упражнение 2 - 3 раза для каждой ноги.

Упражнение «воздушный шаг». Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Только вы, удерживая свободную ногу, должны ей описать шаг в воздухе. Движение должно повторять шаг через воображаемое препятствие. Повторите его 3-5 раз и поменяйте опорную ногу.

Упражнение «ступенька» Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого нм понадобится прочная коробка высотой 6-7 см. Исходное положение как и в предыдущих упражнениях. Перед его ногами поставьте ступеньку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и повторите упражнение еще 3-5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.

Если у ребенка хорошо получается вставать на одну ступеньку, сделайте ему для занятий лесенку из 2-3 ступенек. Для этого также можно использовать аналогичные прочные коробки (например, из под обуви), которые наверняка можете найти у себя дома. Сначала вы помогаете малышу подняться по лесенке путем поочередной перестановки его ног и переноса веса его тела на опорную ногу. Повторите упражнение 3-5 раз. Когда малыш запомнит необходимые движения предоставьте ему возможность переставлять ноги самостоятельно.

Упражнение «футбол». Для игры нам понадобится легкий пластиковый мячик диаметром 15-20 см. Держите малыша также как и в предыдущих упражнениях. Мячик положите перед ногами ребенка. Возьмите ногу ребенка в области голени, слегка ее согните и ударьте стопой по мячику. . Повторите упражнение 5-7 раз для каждой ноги. Затем предложить ребенку ударить по мячу самостоятельно. Если малыш не успел запомнить новое движение, необходимо повторить упражнение еще раз.

Начальная ходьба с поддержкой за подмышки. На первом этапе желательно переставлять ноги ребенка, контролируя своими руками правильную постановку стоп на поверхности стола, с умеренным прижатием стопы при опоре. Число повторений - произвольное. Как только вы увидите, что ребенок хорошо и правильно делает шаг, можно больше не контролировать его движения своими руками.

Во всех приведенных упражнения ребенок должен поддерживаться вами в подмышечной области. Освоив их, таким образом, переходим к упражнениям, в которых ребенок поддерживается вами за две руки. И ваши занятия теперь будут проходить на полу. Некоторые родители хотят научить ходить своего малыша преждевременно, не дожидаясь его готовности к этому. Для чего во время попыток пройти с ним подтягивают ребенка за поднятые вверх руки. При этом увеличивается риск получения травмы, обусловленный анатомо-физиологической особенностью плечевого сустава в этом возрасте. Готовность к ходьбе с поддержкой определяется умением ребенка удерживать свой вес и переносить его с одной ноги на другую. Поддержка за руки в первую очередь нужна для его равновесия, поэтому во время ходьбы руки ребенка не должны подниматься выше плечевого пояса. При тренировке ходьбы, руки ребенка должны находиться на уровне его груди.

Первый шаг – один из самых волнительных моментов в развитии ребенка. Мамы и папы всегда с нетерпением ждут, когда их малыш освоит навык самостоятельного передвижения на ножках. И в какой-то момент родители начинают думать над тем, как научить ребенка ходить, чтобы он мог делать это без поддержки.

В каком возрасте дети начинают ходить

По условной норме, основанной на статистических данных, малыши начинают ходить в возрасте от 9 до 16 месяцев. Но каждый ребенок индивидуален, поэтому выход за указанные рамки не является обязательным признаком какой-либо патологии развития. Есть дети, которые в 7 месяцев встают на ноги, а через некоторое время уже ходят. Другие, наоборот, в полтора года еще не осваивают навык самостоятельной ходьбы. Это зависит от различных факторов:

  • Наследственность. Врачи обычно спрашивают, в каком возрасте мама и папа освоили тот или иной навык. Если кто-то из родителей в детстве поздно начал ходить, скорее всего, малыш тоже не будет торопиться сделать первый шаг.
  • Телосложение. Крепким детям все навыки обычно даются труднее, поэтому ходить они также начинают позже своих худеньких и легких сверстников.
  • Пол ребенка. Девочки часто опережают мальчиков в развитии, это касается и навыка самостоятельной ходьбы.
  • Степень развития мышц тела и чувства равновесия. Этот фактор во многом зависит от родителей, которые с помощью упражнений могут помочь малышу укрепить мускулатуру и научиться держать равновесие.
  • Темперамент. Спокойные и склонные к созерцанию дети могут ползать дольше и пойти позже, чем активные карапузы, стремящиеся удовлетворить свое любопытство.
  • Психологическая атмосфера в доме. Постоянные ссоры в семье могут привести к стрессу у малыша. Он не будет пытаться ходить самостоятельно, пока не почувствует себя в полной безопасности.

Опережение и запоздание

Не стоит торопить ребенка встать на ноги и сделать первый шаг. Если это произойдет слишком рано не благодаря индивидуальным особенностям малыша, а из-за излишней активности и желания родителей, последствия могут быть негативными. Мышцы малыша еще недостаточно укреплены и не готовы выдержать тяжести его тела. Особенно это касается детей с избыточным весом. Результатом такой родительской торопливости может стать вальгусная деформация ног и стоп.

Другая ситуация складывается, когда ребенку уже исполнилось 16-17 месяцев, а он до сих пор не начал ходить. Причины могут быть различны: от ослабленного иммунитета малыша до более серьезных нарушений, таких как последствия родовой травмы. В этом случае не обойтись без консультации специалистов. Если же никаких отклонений в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата врачами не выявлено, запаздывание может соответствовать индивидуальному ритму развития ребенка.

Как определить, что малыш готов к ходьбе

Перед тем как заняться обучением ребенка самостоятельному хождению, родителям следует понаблюдать за ним, чтобы определить, готов ли он к этому.

Малыш физически и психологически готов начать ходить, если он способен:

  • вставать на ноги, держась за неподвижную опору, садиться из этого положения;
  • самостоятельно подниматься с коленей;
  • длительное время находиться в вертикальном положении;
  • стоять без поддержки;
  • делать попытки передвижения, придерживаясь за мебель или стены;
  • отпустить опору, чтобы сделать 1-2 шага.

Предварительная подготовка

Правильную походку у ребенка необходимо выработать еще до того, как он начнет ходить. Специальные упражнения помогут развитию мышц малыша и ускорят освоение навыка самостоятельной ходьбы:

  • Положить ребенка на спину и взять его обеими руками за щиколотки. Согнув ножки малыша в коленях, поставить их ровно на пол. Сделать 2-3 «шага», переставляя ноги вперед, затем назад. Повторить 4-5 раз. При выполнении данного упражнения, вырабатывающего правильную постановку стоп, важно следить, чтобы ребенок не поджимал пальцы на ногах.
  • Положить малыша животом на фитбол, придерживая под мышками. Слегка покатать вперед-назад, прикасаясь ступнями крохи к стене и стимулируя его выпрямлять ножки при отталкивании. Повторить 5-7 раз.
  • Положить ребенка на спину. Держа деревянную палочку на высоте выпрямленных ног малыша, попросить его достать до палочки ногами. Задача – добиться поднятия ног под прямым углом, без сгиба в коленях.
  • Поставить малыша на пол так, чтобы его стопы были полностью прижаты к полу. Взять ребенка за руки и попросить присесть, разводя колени в стороны, затем встать. При вставании поднять ручки крохи вверх, чтобы он встал на носки.
  • Поставить ребенка на пол, прижав спиной к себе. Одной рукой придерживать за колени, не допуская их сгибания, другой рукой – за живот. Попросить малыша наклониться, чтобы поднять лежащую перед ним игрушку, затем выпрямиться. Повторить 3-4 раза.

Упражнения для освоения навыка ходьбы

Следующий комплекс предназначен для выполнения с детьми, уверенно стоящими на ножках:

  • Поставить ребенка на пол спиной к себе, придерживая одной рукой за живот. Другой рукой взять малыша за голень, поднимая согнутую в колене ногу крохи. Держать в поднятом положении 5-7 секунд. Повторить по 2-3 раза с правой и левой ногой.
  • Исходное положение – как в упражнении № 1. Держа рукой согнутую ножку ребенка, сделать движение, имитирующее перешагивание препятствия (чуть выпрямляя ногу вперед и вниз). Повторить 3-5 раз, чередуя ноги.
  • ИП – как в упражнении № 1. Положить перед ребенком большую книгу или прочную коробку высотой 6-7 см. Взяв ногу малыша за щиколотку и согнув в колене, поставить ее на «ступеньку», плотно прижав стопу к поверхности. Поддерживая ребенка, помочь ему опереться на эту ногу, выпрямляя ее и поднимаясь на коробку. Вторую ногу поставить рядом. Снова спуститься и повторить 3-5 раз каждой ногой. Когда начнет хорошо получаться, можно будет поставить 2-3 ступеньки разной высоты.
  • Повернуть ребенка спиной к себе, придерживая под мышками и поставив его стопы на свои. Пошагать немного по комнате, чтобы малыш мог понять принцип и закрепить для себя это движение.
  • Положить перед малышом небольшой легкий мячик. Взяв рукой слегка согнутую ногу ребенка, ударить ею по мячу. Повторить 4-5 раз каждой ногой. После этого можно предложить крохе попробовать самостоятельно ударить мячик ногой.

Когда ребенок освоит ходьбу, важно следить, чтобы его походка была правильной: малыш должен ставить стопы параллельно и не расставлять слишком широко.

Стимулирование интереса к ходьбе

Пока малыш не поймет, что самостоятельное передвижение – интересное занятие, благодаря которому можно узнать и увидеть много нового, у него не будет стимула учиться ходить. Родителям придется проявить смекалку, чтобы побудить свое чадо оторваться от опоры.

  • Предложить игрушку ребенку, стоящему возле опоры. Малыш возьмет ее одной рукой. После этого предложить ему другую, не менее привлекательную игрушку. Чтобы взять ее, ребенку придется отпустить и вторую руку, стоя без поддержки.
  • Поставить несколько стульев на небольшом расстоянии друг от друга, положив на них интересные предметы. Ребенок сможет переходить от одного из них к другому. Со временем стулья отодвигаются все дальше друг от друга.
  • Совместные игры с родителями – самое интересное, что можно предложить ребенку. Малышу понравится вместе с мамой и папой штурмовать диваны и преодолевать небольшие препятствия из различных предметов домашней обстановки (подушек, валиков и т. д.).
  • Побудить ребенка к самостоятельному передвижению поможет пример других детей, умеющих хорошо ходить и даже бегать. Пусть кроха понаблюдает, как весело проводят на детской площадке время те, кого уже не водят за руку.

Приспособления-помощники

Ходунки

Эти приспособления созданы больше для удобства родителей, чем для развития детей. Ходунки дают возможность маме освободить руки, наблюдая за ребенком, чтобы успеть сделать что-то по дому. Они смягчают удары об окружающие предметы, предоставляют крохе некоторую самостоятельность и мобильность. Малыш не может упасть или наткнуться острый угол. Но нельзя надолго оставлять ребенка в ходунках, это может нанести вред детскому организму.

  • Процесс обучения ребенка ходьбе не ускорится, поскольку при передвижении в ходунках задействованы другие группы мышц. Малыш носочной частью ног отталкивается от опоры, а не переступает, как это должно быть при ходьбе. Это может в дальнейшем спровоцировать неправильный вариант ходьбы – на носочках.
  • Ребенок, слишком рано помещенный в ходунки, может пропустить такой важный этап развития, как ползание. В итоге его мышцы и суставы не будут подготовлены к прямохождению должным образом. В ходунках вертикальная нагрузка на слабый позвоночный столб возрастает, что в будущем может привести к нарушению осанки и более серьезным последствиям.
  • При таком передвижении не задействованы и не укрепляются мышцы спины, что может привести к проблемам с позвоночником.

Для здоровых детей допустимо находиться в ходунках не более 30-40 минут в день. Приспособления категорически противопоказаны малышам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, страдающим рахитом, имеющим сниженный или повышенный мышечный тонус, а также детям, которые еще не умеют уверенно сидеть.

Ходунки-каталка

В отличие от ходунков, в которых малыш сидит, ходунки-каталки предназначены для детей, уверенно стоящих на ногах. Такие ходунки ребенок толкает перед собой, свободно передвигаясь. Яркие и интересные приспособления нравятся малышам, ведь на их передней части обычно располагаются различные развивающие игрушки. С такими помощниками даже самые осторожные дети смогут освоить навык хождения, не боясь при этом упасть.

Вожжи для детей

Предназначены для поддержки плохо держащего равновесие малыша, который учится ходить. Приспособление позволяет мамам и папам уберечь кроху от падений. При этом родителям не нужно нагибаться и напрягать спину.

Опасность заключается в том, что с помощью такого поводка нельзя научить ребенка держать равновесие. Он привыкнет к тому, что нет необходимости соблюдать осторожность при падении. А ведь кроха должен научиться падать, чтобы избежать серьезных травм.

Выбор первой обуви

Правильный выбор первой обуви очень важен для здоровья опорно-двигательного аппарата малыша. Она надежно защищает ножки крохи от механических повреждений, а также помогает сформировать стопы ребенка. Качественная и правильно подобранная обувь поможет придать крохе устойчивости и сделает его первые шаги более уверенными.

Для определения размера нужно поставить малыша на лист плотной бумаги или картона и обвести каждую стопу карандашом. С вырезанным трафаретом можно отправляться в магазин. Если одна стопа окажется чуть больше, подбирать размер следует именно по ней.

Лучше остановить свой выбор на детской обуви, которая соответствует следующим критериям:

  • изготовлена из натуральных материалов;
  • легкая по весу;
  • имеет высокий задник для жесткой и надежной фиксации пятки;
  • с закрытым круглым носком;
  • подошва нескользкая и не чрезмерно мягкая, имеет рельефную поверхность и каблук примерно 0,5 сантиметра;
  • надежно фиксирует ногу в щиколотке.

Многие родители сразу покупают для своего малыша ортопедическую обувь. Данный вид обуви является лечебным и приобретается только по врачебным показаниям. Рекомендация к ношению ортопедической обуви дается специалистом с учетом диагнозов, подтвержденных рентгеновскими снимками.

Не следует покупать обувь на размер больше. В обуви, которая не подходит по размеру и болтается на ногах, малыш начнет подворачивать носки внутрь, постоянно держа колени в полусогнутом состоянии.

Чтобы научить малыша ходить, сначала его следует к этому подготовить. Необходимо стимулировать ребенка к новым достижениям, ориентируясь при этом на его настроение. Если кроха отказывается что-либо выполнять, нельзя настаивать и принуждать, этим можно полностью отбить у него желание передвигаться самостоятельно и отодвинуть освоение навыка ходьбы на неопределенное время.

Настоящие праздник для родителей. Но иногда мамы и папы забывают, что все детки индивидуальны. Одни идут в 9 месяцев, другие - в полгода. Если ваш малыш из разряда «поздних», вы наверняка задумывались, .

Мы предлагаем вам несколько упражнений, которые помогут вашему малышу освоить ножки и научиться ходить.

Упражнение 1

Для первых уверенных шагов малышу понадобится игрушечная коляска. Поставьте ребенка рядом с ней так, чтобы он взялся за ее ручки. Коляска будет ехать вперед, а малыш потянется за ней и сделает шаг. Это упражнение подойдет для деток 9-10 месяцев, которые уже пытаются ходить, держась за взрослых.

Упражнение 2

Посадите кроху на мяч спиной к себе. Крепко держите его за бедра и немного наклоняйте в разные стороны. Такое упражнение научит ребенка балансировать и удерживать равновесие.

Упражнение 3

Чтобы ребенок начал ходить, ему поначалу нужно научиться самостоятельно вставать с коленок. В этом вам поможет его любимая игрушка. Поиграйте с малышом. Передвигайте игрушку по полу по направлению к креслу или дивану. Ребенок поползет за ней. А когда он уже приблизится к дивану, поднимите игрушку над поверхностью. Так у малыша будет мотивация подняться на ножки.

Упражнение 4

Возьмите длинный шнур или веревку, натяните его между мебелью на уровне коленок малыша. Держа ребенка за ручки, подведите к веревке и сделайте так, чтобы он переступил через это препятствие. Повторяйте несколько раз.

Перед тем, как научить ходить, мама наверняка планирует . Некоторые ортопеды считают, что ботиночки должны быть оснащены супинаторами. Мол, они подходят для и помогают ребенку прочнее стоять на поверхности.

С другой стороны, считается, что самые здоровые стопы у тех людей, которые часто ходят босиком. Супинаторы же только ослабляют мышцы стопы. То есть должна быть свободной, такой, в которой он легко сможет пошевелить пальцами.
Какой бы из этих теорий вы не импонировали, дома малышу лучше ходить босиком.

По материалам 7ya.ru

Все родители с нетерпением ждут от своего карапуза первой улыбки, первого слова, первого зуба, и конечно же, первого шага. За год малыш из крохотного незрячего комочка превращается в маленького человечка. С ним происходит много перемен и главные помощники на пути во взрослую жизнь, это родители. Чтобы ребенок сделал свой первый шажок, его опорно-двигательный аппарат должен окрепнуть, а мама должна проследить, дабы этот шаг произошел не слишком рано. Задержка с началом хождения также говорит, о каких-то отклонениях от нормы. В этой статье поговорим про то, как научить ребенка ходить? При этом не навредить развитию и здоровью карапуза.

Когда можно учить ребенка ходить?

Прежде чем учить ребенка ходить, следует убедиться, что спина окрепла. Наилучшей тренировкой спинных мышц и всего опорно-двигательного аппарата, является активное ползанье, а также самостоятельное сидение. Есть исключения, когда карапуз начинает ходить без ползанья, но это не всегда хорошо. К 9–10 месяцам большинство детей уже ползают вовсю и пытаются встать на ножки. Но это нестрогие нормы, ведь все зависит от индивидуальных особенностей. Первые попытки стоять самостоятельно происходят возле опоры, после – руки отпускают ее, далее – следует первый шажок с придерживанием и в финале – кроха сам перебирает ножками без поддержки. Во сколько это случается?

Ответить затруднительно и специалистам, так как на навыки в хождении влияет множество факторов, но рамки условных норм существуют и они показывают, что нормально развивающийся малыш без отклонений, должен научиться ходить, начиная с 9 месяцев и до 1 год и 3 месяца.

Как распознать, что еще рано?

Иногда "шустрые" карапузы подниматься на ножки в 7 месяцев, а по прошествии небольшого периода времени, ходят самостоятельно. Многие утверждают, если пошел сам, то все в порядке, а вот педиатры говорят, что ранее хождение вредит позвоночнику. Конечно, заставить карапуза не ходить, вы не сможете, но и поощрять его действия не стоит. Старайтесь, дабы ребенок, начавший рано ходить, 9 месяцев это тоже рано, как можно меньше находился на ногах, а больше ползал. В случаях раннего хождения пристально следите за крохой:

  • если он активно развивается, не отстает от сверстников, не выявляет признаков утомленности или возможных болей в спине, ногах, то радуйтесь первым шагам ребенка;
  • если заметите какие-либо отклонения или проявление патологий бегите к врачу.

Как узнать, что малыш запаздывает с первым шагом?

Сразу следует оговориться, что недоношенные детки всегда начинают ходить, куда позже доношенных. Сроки для таких малышей смещены до полугода и первый шаг ближе к двум годам – это норма. Про развитие недоношенных детей подробней в статье: . Что же касается стандартного развития, то полтора года для первого шага — поздновато.

Почему так бывает?

Довольно часто причина кроется в неврологических или физиологических нарушениях. Как только ребенок встанет на ноги, обратите внимание на:

  • ступни, как они сформированы;
  • насколько кривые ножки;
  • как он ставит ножки (носки врозь или внутрь);
  • косолапит ли.

Если есть такие симптомы, то обязательно покажите его ортопеду и неврологу. Но не стоит сразу паниковать, так как на запаздывание навыка может повлиять:

  • генетическая предрасположенность, если мама или папа начали ходить поздно, то не стоит раннего похода ждать от малыша;
  • лишний вес не дает возможности карапузу удерживать свое тело на ногах;
  • темперамент, флегматичные дети с медлительными манерами всегда начинают ходить позже;
  • нехватка витамина D (рахит), это влияет на опорно-двигательный аппарат ребенка. Как вовремя распознать рахит, читайте в статье: ;
  • неудачный опыт первого хождения, довольно часто становиться причиной боязни пойти вновь. В таких случаях молодые родители просто обязаны научить ребенка ходить.

Как научить ребенка ходить ? Подготовительный этап

Дабы учить ребенка ходить, развивать мышцы нужно загодя. Ведь развитие опорно-двигательного аппарата закладывается еще в первые месяцы жизни. Поэтому подготавливать к будущим нагрузкам тело новорожденного, необходимо задолго до того, как начать учить ребенка ходить. Подготовительный этап развития состоит из простых процедур, выполняя которые можно ускорить физическое развитие:

  1. Начиная с двухмесячного возраста, поощряйте попытки грудничка переворачиваться набок. Такие движения способствуют развитию мышц на спине, руках, ногах, шее. Научить, это делать можно с помощью игрушки. Первоначально подержите над малышом игрушку, после положите ее на кровать. Грудничок, заинтересовавшись, повернется за ней.
  2. Выкладывайте новорожденного на живот. Активно применяйте этот способ, когда карапуз научится переворачиваться. Такое лежание укрепляет шейные и спинные мышцы. Помимо этого, не забывайте про массаж, как его делать узнайте из статьи: .
  3. Перед тем, как карапуз буде пробовать садится, научите его подтягиваться. Для этого пускай захватит ручками ваши указательные пальцы. После подтягивайте малыша как бы присаживая. Такие упражнения можно проводить в 4–5 месяцев перед купанием.
  4. Дабы простимулировать к действию, и научить ребенка ходить, после того как он научится сам сидеть, предлагайте ему достать игрушку потянувшись. Также предлагайте доползти до нее. Придумывайте задания для ребенка, дабы он не находился долго на одном месте.
  5. Чтобы научить ребенка ходить, должны быть крепкими ножки, поэтому проводите занятия по сгибанию и разгибанию коленей. Делать это нужно посредством гимнастики, а также прыгая с вашей помощью (держа его за подмышки).

Как научить ребенка ходить? Что поспособствует развитию навыка?

Первоначально следует убедиться, что малыш готов сделать свой первый шажок. Главными показателями готовности, являются такие действия, с его стороны:

  • умеет вставать с коленок;
  • стоит довольно
  • передвигается, держась за опору.

Научить ходить – это значит создать оптимальные условия для развития навыка.

По чем и как ходить?

Если у вас в квартире напольное покрытие в виде паркета, линолеума или кафеля, то лучше застелить его ковром. Так как кроха, делая первые неуверенные шаги, будет поскальзываться на таком полу. На ковре ножки не скользят, и ребенок будет держаться уверенней. Как вариант можно приобрести носочки с прорезиненой подошвой.
Любой карапуз чувствует себя уверенней босиком, поэтому спешить и обувать его не стоит. Научить ходить в обуви гораздо тяжелее, чем на босу ногу. Поэтому если на улице лето и есть возможность выйти во двор босиком, смело ее используйте, так как помимо первых навыков хождения, босые прогулки укрепляют стопы и служат профилактикой плоскостопия, про которое вы можете прочесть в статье: .

Выбираем первую обувь

От первой обуви зависит, насколько быстро малыш будит развивать навык хождения. Ведь согласитесь, в неудобной обуви навряд ли захочется ходить долго. Поэтому первая обувка должна соответствовать следующим критериям:

  • размер в размер, ножка не должна болтаться;
  • жесткий задник и высокая пятка;
  • наличие супинатора, так как именно он механически формирует свод стопы в детском возрасте;
  • натуральные материалы, дабы ножку не парило и не вызывало аллергических реакций. Про возможные симптомы аллергических реакций, можно прочесть в статье: .

Лучше всего покупать не на глаз, а только примеряв. Малыш должен пройтись в обновке, а молодым родителям необходимо проверить, не остались ли красные следы на коже ступней.

Расчищаем место для "маневров"

Чтобы научить ходить необходимо пространство, в котором карапуз сможет беспрепятственно перемещаться не держась. Для этого уберите громоздкие и малоиспользуемые вещи из комнаты, где проводит время карапуз. Дайте пространство для первых "маневров". После того как малыш пойдет, постарайтесь расчистить зону для "маневров" по всей квартире, так как ограничиваться одним помещением он не станет.

Делаем первый шаг. Как научить ребенка ходить без поддержки?

После того как карапуз встал на ножки и пробует передвигаться с опорой от одного края дивана к другому, можно попробовать научить ходить его самостоятельно. Главное условие для самостоятельного похода – ощущать поддержку родителей. Чаще практикуйте походы по дому за руку. Предлагайте пройти и посмотреть, что делает папа/мама, кто спрятался в соседней комнате и т. д.

Научить ходить можно поддерживая ребенка подмышки, продвигаясь вместе с ним вперед. Со временем руки полностью ослабьте, и кроха будет двигаться сам, а еще немного позже в занятости передвижением ножек, он и не заметит, как вы полностью уберете руки.

Используйте игрушки, которые ребенок сможет толкать. Это может быть толокар, кукольная колясочка, тачка и др. Главное, чтобы за такую игрушку удобно было ухватиться и катить.

Отвлекайте внимание карапуза, когда он ходит у опоры. Предложите ему игрушку или заговорите. Очень часто, отвлекшись, малыши отпускают опору, продолжая движение самостоятельно.

Пристально следите за ребенком, поскольку его шажочки еще совсем несовершенны, и он может упасть, а первые неудачи с сильными ушибами, могут надолго отбить охоту пробовать ходить самому.

Зовите малыша к себе на расстоянии, провоцируя его отпустить опору и сделать шаг самостоятельно.

Чего не следует делать, если хотите научить ребенка ходить самостоятельно?

Довольно часто в безудержном желании научить, молодые родители допускают ошибки. Чего нельзя делать и каких промахов нельзя допускать во время обучения своего чада.

  1. Не торопитесь, так как поставив грудничка на ноги в 6–7 месяцев, рискуете нарушить опорно-двигательный аппарат младенца и заработать ему сколиоз. Природа так устроила, что когда мышцы карапуза будут готовы он встанет сам.
  2. Откажитесь от ходунков. Если вы хотите научить ребенка ходить побыстрее, то ходунки вам не помощники. С их помощью малыш только отталкивается ножками, подпрыгивая, при этом навыком передвижения и удерживания равновесия не приобретает. Специалисты утверждают, что долгое хождение в ходунках (более 3 месяцев) может привести к деформации ступней.
  3. Чересчур опекать и помогать ходить, также не стоит. Он должен попробовать и узнать все сам. Ведь ни один ребенок, еще не научился ходить без падений и шишек. Задача родителей сделать падения более безопасными, а вотгиперопекани к чему.
  4. Неудобная или неправильно подобранная первая обувь. В помещении пускай карапуз бегает босиком, а вот выходя на улицу нужна хорошая обувь. Про ее критерии уже писали выше. Не экономьте на первой обуви малыша, и сможете без проблем научить его ходить.

Отвечая на вопрос, как научить ребенка ходить, запомните: чем больше вы поощряете карапуза к походам, тем сильнее у него желание научится ходить.

Автор публикации: Никита Рыбаков

Как научить ребенка ходить самостоятельно? Пожалуй, стоит начать с мудрого решения: не торопить малыша и не тревожиться самим. Навык ходьбы - последняя и самая энергоемкая ступенька психомоторного развития ребенка первого года жизни. Окружите его заботой, обеспечьте правильный уход и безопасность, создайте условия для развития навыка - и все у крохи получится.

Грудничок за год проделывает невероятно сложный, уникальный путь развития - проходит всю эволюцию человечества. Из человека «лежащего» он постепенно превращается в человека «ползущего», «сидящего», «стоящего» и «прямоходящего». Двигательная активность малыша в течение года усовершенствуется. В итоге все изменения в его моторном развитии подчинены единой цели - встать на ноги и пойти. Когда ребенок начинает ходить, папа и мама впервые осознают: перед ними личность, полноценный и весьма любопытный член семьи. Именно с навыком ходьбы появляются дисциплинарные нотки в голосе родителей: «не ходи», «туда нельзя», «стой».

Как и когда ребенок начинает ходить

Во сколько начинают ходить дети? Диапазон нормы широкий: от 9 до 16 месяцев.

Обратите внимание на формирование ступней и степень кривизны ног малыша, который осваивает навык ходьбы. Грудничок может ставить носки врозь, сильно косолапить, ходить на цыпочках и т.д. Как только ребенок начал стоять, его обязательно надо показать ортопеду и неврологу. Врачи оценят состояние костно-мышечной и нервной систем, дадут рекомендации, в случае необходимости назначат лечебные процедуры - массаж, гимнастику, плавание.

Что может повлиять на запаздывание навыка

Если ребенок не ходит в год самостоятельно, при этом он не отстает в развитии, у него нет неврологических проблем, заболеваний опорно-двигательного аппарата, не стоит паниковать. Умение ходить в год - усредненный, символический срок. Что может повлиять на запаздывание навыка ходьбы?

Если есть сомнения и тревоги, не ищите совета на форумах. Лучше найти хорошего специалиста и получить консультацию профессионала.

Как помочь развить навык

Как правильно учить ребенка ходить? Для начала нужно убедиться, что он готов к этому процессу: регулярно встает с колен, стоит продолжительное время, пробует передвигаться, опираясь о предметы. Правильно учить - значит, создавать условия для развития этого навыка. Какими они должны быть?

Побеспокойтесь о безопасности. С момента, когда малыш начал перемещаться по дому, родители должны быть максимально бдительны. Уберите из поля зрения и доступности острые, тяжелые, горячие предметы, бытовую химию, средства по уходу за телом, лекарства и т.д. Поставьте защиту на углы и ящики шкафов, заглушки на розетки, провода спрячьте в короба - словом, приготовьтесь достойно встретить исследователя и путешественника.


Подготовка к самостоятельному передвижению: 7 полезных упражнений

Начинайте делать упражнения, если грудничок пытается подниматься с колен, стоять, делать первые шаги. Ребенок должен пойти в тот момент, когда захочет это сделать сам.

  1. На фитболе . Для детей от 6 до 9 месяцев. Усадите малыша на фитбол, развернув кроху спиной к себе. Держите малыша за бедра. Немного покачайте из стороны в сторону. Это упражнение поможет развить координацию и равновесие, необходимые для навыка ходьбы.
  2. Учимся стоять . Для детей от 9 месяцев. Выберите твердую поверхность, чтобы ребенку было легче отталкиваться ножками. Усадите кроху на корточки, развернув лицом вперед. Держите его в области грудной клетки. Приподнимайте его вверх, вынуждая подняться с корточек и выпрямить ножки. Можно выполнять это упражнение в виде игры - прыжков под ритмичную музыку или потешку. Если у малыша пока не получается становиться на ровные ноги, упражнение нужно отложить и вернуться к нему через какое-то время.
  3. Катание коляски . Для детей от 10 месяцев. Его можно выполнять тогда, когда малыш делает первые шаги с поддержкой за руки. Ребенок держится за ручку детской коляски, сзади его подстраховывает взрослый. Коляска медленно катится вперед, кроха следует за ней.
  4. Хождение с палками . Для детей от 10 месяцев. Можно выполнять при условии, что грудничок уверенно стоит. Вам понадобятся две палки длиной около метра. Грудничок держится за палки, ваши руки лежат на его ручках. Вместе вы переставляете палки и продвигаетесь вперед.
  5. Хождение внутри обруча . Для детей от 10 месяцев, которые стоят и делают несколько шагов самостоятельно. Запустите малыша в обруч. Перемещайте обруч так, чтобы ваши движения стимулировали кроху передвигаться внутри круга в разных направлениях.
  6. Погоня за игрушкой . Для детей от 9 месяцев. Можно выполнять тогда, когда малыш хорошо ползает и самостоятельно поднимается с колен при помощи опоры. Привлеките внимание грудничка игрушкой. Она должна «убежать» от него и сесть на кресле (стуле, кровати). Задача ребенка - проследовать за ней, добраться до нужного места, подняться с колен и достать игрушку. Это упражнение стимулирует малыша к самостоятельному вставанию на ноги.
  7. Ходьба с препятствиями . Можно выполнять тогда, когда грудничок ходит, держась за руку. Натяните в комнате веревку между мебелью. Она должна быть на доступном уровне, чтобы малыш с вашей поддержкой мог ее переступить. Постепенно поднимайте веревку до уровня колен ребенка.

Любая двигательная активность будет полезна ребенку. Если он не спешит вставать на ноги и перемещается в пространстве ползком - это надо только поощрять. Ползание укрепит его мышечный каркас, что со временем позволит уверенно переместиться в вертикальную плоскость.

Научить ребенка ходить невозможно. Учат ездить на велосипеде, кататься на коньках, плавать и т.п. Ходить, как и сидеть, ползать, приседать, наклоняться, стоять - это естественные физиологические навыки. Они регулируются не стремлением родителей, а работой мозга, готовностью нервной, мышечной, костной систем. Когда организм скажет «можно», тогда и начнется процесс.

Распечатать

Похожие публикации