Как играть с малышом в 4 месяца. Развитие ребенка на пятом месяце

Главное развлечение крохи в этом возрасте — изучение собственных ручек и ножек. Он пробует пальчики «на вкус» и может подтянуть ножку ко рту.

Рот ­- это «третья рука» ребенка. Разные дети с разным энтузиазмом пользуются этим способом познания мира. «Облизывание», так же как ощупывание, необходимо для развития мозга ребенка. Поэтому просто следите за тем, чтобы попадающие к ребенку предметы были безопасными: диаметром не менее 4 см, без острых углов и граней, не содержащими ядовитых веществ (баночки из ­под косметики или из ­под лекарств отпадают) и не имеющими мелких деталей, которые ребенок может отломить и проглотить. Кроме того, игрушки стоит регулярно мыть.

Лежа на животе, малыш легко переворачивается на бок и на спину. Лучше всего перевороты удаются ребенку на твердой ровной поверхности (на ковре или на туристском коврике). Мягкий матрас, складка на покрывале, мешающая движениям, тесные пеленки, белая стена перед глазами способны постепенно отбить энтузиазм у самого активного ребенка. Классическая поза для 4 месяцев — «поза тюленя» (малыш лежит на животе, опираясь ладонями о поверхность пола и приподнявшись на полусогнутых руках). Многие дети учатся переворачиваться с живота на спину примерно через две недели после того, как освоили переворот на живот, но некоторые любители полежать в позе тюленя отложат переворот на спину на пару месяцев.

К 4 месяцам у ребенка окончательно формируется умение фиксировать на предмете взгляд, и теперь он может увидеть его не просто в виде цветного пятна, но различить объем, а также оценить расстояние до предмета. Ребенок не просто видит, а уже и смотрит на предмет, пытаясь проследить его движение. Но, если предмет исчезает из поля видимости, малыш ведет себя так, словно его и не было, мгновенно забывая о нём. Во время игры малыш радостно смеется в ответ на ваш смех или улыбку.

Малыш узнает игрушку, которую показывали ему взрослые. Он может удерживать игрушку в руке почти полминуты, и уже сам знает, как добиться, чтобы погремушка зазвенела. Ладошки крохи практически всегда раскрыты.

Когда вы кормите ребенка, он, утолив первый голод, с удовольствием займется разглядыванием и ощупыванием вашего лица, груди, бутылочки или подушки, на которой вы лежите. Малыш предпочитает из всех близких маму, и делает с ней всё, что хочет, как будто мама — это он сам.

Малыш узнает голоса мамы и папы, может отличать голоса родных и незнакомых людей. Он пугается, когда вы сердитесь, и радуется, если веселы. Малыш узнает свое имя, если вы часто будете обращаться к нему по имени, произнося его четко, немного растягивая слова. При посторонних людях дети в этом возрасте обычно ведут себя довольно настороженно.

Слух крохи развивается. Когда звучат детские песенки, кроха затихает, и лежа на спине начинает покачивать головой в такт мелодии. Малыш часто просится на руки, чтобы ему все рассмотреть. Ему все очень интересно.

Игры и игрушки для 4-х месячного ребенка

Гуление — способ общения малыша с вами, поэтому, повторяйте за ним издаваемые звуки, смеясь и радуясь. Ведите с крохой диалог, понятный лишь вам и ребенку.

Ребенок хочет постоянно осваивать новые предметы, главное, чтобы они были безопасны для него, и которые ему легко будет ухватить, и еще легче уронить на пол.

Давая крохе предмет или игрушку в руки, говорите об их цвете. Сделайте так, чтобы ему захотелось завладеть этой игрушкой.

Малыш уже наверняка освоил все старые игрушки, и они стали ему не интересны. Поэтому настал момент обновить их. Приобретите ему новые:

  • погремушки;
  • куклы;
  • музыкальные игрушки, на которых он сам сможет нажимать на кнопки, чтобы услышать различные мелодии.

Занятия с ребенком 4-х месяцев

В игре участвуют не только органы чувств малыша, но и мышление. Играя со своим малышом вы обучаете его и доставляете ему большое удовольствие. С 4-х месяцев малыши любят играть в игры-забавы.

1. «Ку-ку!»

Вы закрываете ладонями глаза и говорите малышу: «Ку-ку, ку-ку, где я?». И тут же открываете лицо, смеясь и радуясь вместе с ребенком: «А вот и я!».

2. «Ладушки»

Посадите малыша себе на колени, возьмите его ручки в свои и пытайтесь научить его хлопать в ладоши, приговаривая:

«Ладушки-ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку!
Что пили?
Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.»

3. «Коза рогатая»

Это игра испуга со смехом, испуга понарошку. И это сразу же понимает малыш. Просто пощекочите животик малыша двумя пальцами, приговаривая при этом:

«Идет коза рогатая!
Идет коза богатая!

Кто каши не ест, молока не пьет-
Забодает, забодает, забодает!»

4. Послушай и найди

Нужно: предметы, издающие звyки (колокольчик, погремушка, бубен), а также небольшого размера (10­ — 12 см) образные иrpушки (звери, птицы, машинки, человечки и т. д.), издающие при нажатии или встряхивании писк, свист, гудение, шуршание и т. п.

Вы кладете ребенка на середину кроватки, боковые стороны которой закрыты пеленками. На расстоянии не далее 1 м вы встряхиваете колокольчик (бубен). Вначале извлекаются тихие звуки, чтобы внезапность не испугала ребенка, потом звук усиливается, вызывая слуховую ориентировочную реакцию и поворот головы в сторону звука. Вы продолжаете извлекать звуки до того момента, пока ребенок не повернет голову в вашу сторону, то есть определит направление звука. После этого вы отодвигаете пеленку и снова звените колокольчиком, давая возможность увидеть источник звука. Затем при­ближаете колокольчик к краю кроватки, звените колокольчиком внутри кроватки, сильно ее не раскачивая, чтобы сосредоточить взор малыша на звучащем предмете. Когда ребенок зафиксирует взглядом предмет (до 10 секунд), звенящий колокольчик убирается за кроватку, сторона которой закрывается салфеткой. После паузы в 10­ — 15 секунд вы переходите к другой стороне манежа и повторяете первую часть занятия.

Ребенку нужно дать возможность не только рассмотреть колокольчик, но и захватить, а затем притянуть к себе. С этой целью его держат над ребенком, направляя то к одной, то к другой его руке, осторожно касаясь и побуждая к захватыванию игрушки.

5. Посмотри и узнай

Нужно: игрушки, знакомые детям (шарики, кубики, уточка, закрепленные на ленточках в удобном для обозрения ракурсе), и новая игрушка (например, матрешка-­неваляшка).

Вы поочередно показываете ребенку знакомые игрушки, удаленные от него на расстояние 60­ — 70 см, перемещая их вле­во ­вправо. Темп перемещения игрушки устанавливается ин­дивидуально, затем несколько убыстряется или замедляется, чтобы ребенок смог научиться активно следить за предметом.

Убедившись, что ребенок следит за игрушкой, вы устанавливаете ее так, что она зависает над ребенком. Так малыша учат фиксировать взглядом неподвижный предмет. Как только внимание ребенка отвлекается от игрушки, вы опять приводите ее в движение колебательными или вращательными движениями с малой амплитудой. Зрительное сосредоточение на предмете возобновляется 2-­3 раза. Далее вы побуждаете ребенка протянуть руку к игрушке, которую приближаете к малышу. Если ребенок не проявляет активности, нужно наложить его ладонь на предмет. Затем то же повторяется и с другой рукой. После этого вы еще раз проделываете те же действия, но с новой для ребенка игрушкой. Показ ее должен быть более длительным, чтобы ребенок мог рассмотреть хорошо незнакомую игрушку. Затем можно дать малышу рассмотреть предмет из разных положений (например, лежа на животе ­ не более 2-­2,5 минут). В конце занятия полезно еще раз попеременно продемонстрировать игрушки ­ знакомые и впервые увиденные.

Во время занятия вы разговариваете с малышом, называете его по имени, эмоционально комментируете его удачные действия (например: «Молодец, Мишенька! Миша схватил зайчика!»), называете игрушки.

6. Схвати и потрогай

Нужно: валики (длиной 7-­8 см, сечением 1,5-­2 см), выполненные из различных тканей (джинсовой, ситцевой, махровой, шелковой ит. п.). Шарики, различные по весу и материалу (диаметром 2,5 см): полиэтиленовый, деревянный, а также самодельные матерчатые из ситцевой, махровой, шелковой, джинсовой и других тканей, обшитые кожей, мехом. К матерчатым шарикам крепятся тонкие ленточки (20-­30 см), а шарики из твердых материалов помещают в полиэтиленовые сеточки, к которым пришивают ленточки. Палочки короткие (10 см), круглые, гладкие, ребристые, с резной поверхностью (в сечении ­ 1 см) ­ для вкладывания в каждую руку; палочки длинные (25­-30 см) ­ для захватывания двумя руками одновременно. Кольца (диаметром 5-10 см) из различных материалов: полиэтиленовое, деревянное, металлическое, а так же обшитые мягкой и жесткой тканями, обернутые шнуром.

К кольцам крепятся ленточки, на которых они опускаются в манеж.

Сюжетные и образные игрушки-вкладыши (грибок, огурчики, ягоды, морковки, куколка и др.), выполненные из различных тканей, набитые поролоном и другими материалами (величиной 5-­10 см).

Изготовление игрушек . Чтобы изготовить валики, необходимо ткань сложить вдвое, прошить, вывернуть швами внутрь. Затем плотно скатать и закрепить, сшив край с по­верхностью валика. Расход ткани определяется ее плотностью и толщиной.

Сюжетные игpушки-­вкладыши делают из тканей, соответствующих по цвету натуральным предметам. Вначале заготавливают выкройку, повторяющую очертания объекта (например, для огурчика берется вытянутый овал, для морковки — вытянутый треугольник, для ягоды или яблока -­ круг). Ткань складывают вдвое, на нее накладывают и очерчивают выкройку. Затем рисунок по контуру прошивают на две трети). Заготовки вырезают, оставляя кромку не менее 1,5 см. Получив­шийся чехольчик выворачивают, плотно набивают гигроскопической ватой (другой аналогичный экземпляр набивают обрезками поролона ­ получается два различных по твердости предмета). Наполненный чехольчик полностью заши­вают. К игрушке-­самоделке пришивают маленькую петельку. Цветными нитками на игрушке вышивают детали.

При изготовлении круглых предметов за основу берут круг, собирают его на нитку (через край) и затягивают на пальце. Затем его наполняют и полностью затягивают.

Грибок изготавливают из двух частей: шляпка из поролона обтягивается тканью; ножка из поролона, обернутая шелковым шнуром или шитьем. Куколку делают так же, как валик, но к нему пришивают головку в платочке, а сам валик обертывают фартучком и обвязывают тоненьким шнурком. Точно так же изготавливают петрушки, но головка пришивается с колпачком.

Ребенок лежит на спине. Вы попеременно вкладываете в его ладони игрушки: мягкие и твердые, гладкие и шероховатые, легкие и более тяжелые. Внимание обращается на положение большого пальца при схватывании — игрушку помещают поперек ладони между большим пальцем и четырьмя другими. Вы побуждаете ребенка к сжатию и расслаблению пальцев, легонько нажимая на тыльную сторону его руки. Так у малыша развивается осязание. Затем эти же игрушки используют как подвески, прикрепленные ленточками за специальные петельки. Держа игрушку за ленточку, вы задерживаете ее в ладони ребенка, а потом вытягиваете, побуждая малыша схватить и удержать предмет.

7. ­Прятки

­Нужно: пеленка или цветной платок.

Встаньте так, чтобы ребенок мог видеть ваше лицо. Закройте лицо платком, а потом выгляните из-­за него приговаривая:

«Где же мама? Вот я, маленький!»

Затем закройте платком лицо ребенка и удивитесь:

«Где же малыш?»

Сдерните платок:

«Да вот же он!»

Сначала ребенок будет немного ошарашен подобной игрой, но вскоре он будет весело хохотать при этих «пропажах» и «находках». Так ребенок начинает понимать, что кроме реальных вещей и отношений существует еще мир «понарошку» и «не взаправду».

8. Постучи!

Нужно: бубен или барабанчик

Дайте ребенку музыкальный инструмент и покажите, как можно постучать по нему кулачком и ладошкой. Дальше эта игра уже не требует вашего присутствия. Более того, по звукам, доносящимся из кроватки, вы будете знать, что ваш малыш занят делом и доволен жизнью.

9. Потряси и попинай!

Нужно: легкая погремушка, большой надувной мячик.

К лодыжке малыша привяжите ленточкой или шерстяной нитью погремушку и дайте ему вдоволь потрясти ножкой. Затем повяжите погремушку на другую ножку. Не оставляйте малыша без присмотра с подобным украшением.

Потом вы можете положить в изножье кроватки большой надувной мяч и пусть малыш пинает его в свое удовольствие.

10. Развиваем пальчики

­Нужно: возьмите несколько шерстяных ниток длиной не более 8-10 см. Свяжите их посередине.

Дайте получившуюся «метелочку» в руки ребенку, слегка намотайте нитки на его пальцы, он будет пытаться освободиться и поймет, что может шевелить каждым пальчиком по отдельности.

По окончании игры обязательно уберите нитки подальше от ребенка, иначе они вскоре окажутся у него во рту.

Литература: 1. Елена Первушина. Настольная книга молодой мамы. Счастливый малыш: от рождения до 2 лет. 2. Валерия Фадеева. Настольная книга российской мамы.

Ребенок в течение первого года жизни развивается очень стремительно и познает окружающий мир параллельно с физическим ростом. Что можно предложить малышу в возрасте четырех месяцев? Конечно, обычное сюсюканье и умиление забавляют малыша, однако необходимо, чтобы игры с ребенком в 4 месяца были полезными и помогали ему в осваивании всех навыков, касающихся как физического, так и умственного развития.

Цели игр с ребенком в 4 месяца

Как верно сказал американский психолог Стенли Холл: «Игра есть, в сущности, рост организма».

Какие игры можно предложить вашему любимому крохе, чтобы общение с ним было максимально полезным?

Прежде всего, стоит определить, на какой сфере развития малыша вы хотите сделать акцент.

Цели, которые достигаются посредством игры с малышом в 4 месяца:

Развитие движений

Лежа на животике, ребенок делает движения, подобные отжиманиям взрослого человека, и подолгу удерживает голову, тем самым укрепляя мышцы груди и, помогая полноценному развитию легких.

Подтягивание на руках, когда ребенок пытается дотянуться до заинтересовавших его предметов полезно для укрепления пресса и подготовки к переворотам.

При помощи игр с предметами у ребенка формируется способность хватать, трогать и изучать. Ощупывая разные игрушки (мягкие, ворсистые, холодные и теплые и т. д.), младенец активизирует рецепторы, передающие сигналы в головной мозг. От частоты соприкосновения детских пальчиков с различными предметами зависит развитие сообразительности, активности и находчивости.

Тренировка зрения

Слежение за предметом, его зрительное и тактильное изучение, отыскивание глазами звучащего предмета.

Слуховое развитие

Игры на развитие слуха помогут малышу научиться узнавать голоса родных людей, понимать различную интонацию, слышать звуки и определять их источник, изучать звуки, извлекаемые из разных игрушек. Помните только что резкие, слишком громкие или грубые тона не понравятся младенцу.

Формирование речи

Звуковое сопровождение игр будет способствовать возникновению желания у малыша ответить подобным образом. У взрослого и младенца возникнет диалог, понятный только этим двоим людям. Ребенок учится понимать речь взрослого, сперва ориентируясь на интонацию, а по мере развития начинает улавливать смысл и разбирать слова.

Правила проведения игровых занятий

Игровые занятия не должны проводиться, когда ребенок капризничает или голоден, болен либо хочет спать. Бодрствование в активной фазе – самое подходящее время для того, чтобы начинать игровое общение.

Развивающие игры для детей 4 месяцев должны соответствовать возрасту и индивидуальному развитию малыша. Не стоит спешить и «грузить» младенца по полной программе. В природе все должно идти своим закономерным ходом. Заумности и несоответствие возрастным критериям – ошибки многих родителей, пытающихся вырастить вундеркиндов. В выборе подходящих игр помогут многочисленные методики педагогов и врачей-педиатров, а также советы родителей, дети которых давно переступили черту младенческого возраста.

Марина, мама 8-месячной Лизы: «С рождения заниматься с ребенком не имеет смысла – он просто не увидит, что ему показывают, т.к. зрение еще не развито. Мы с дочей начали заниматься в 4 месяца, рассматривали крупные картинки, читали книжки-малышки на 4-5 страниц с простым сюжетом. Лиза смотрела, слушала, но не долго по 3-5 минут 3 раза в день. В 6 мы принялись за карточки Домана. Сейчас на карточках она узнает знакомые предметы, показывает пальчиком. А 10-месячная дочка знакомых, с которой не занимались до этого, сейчас не сидит на месте и карточками Домана ее не заинтересовать».

Нельзя перегружать ребенка долгими занятиями . Время, выделяемое для игр в 4 месяца должно быть не дольше 10 минут. После отдыха можно продолжать упражнения. Продолжительные игры в этот возрастной период запрещены, малыш еще слишком мал, чтобы часами радовать вас своими достижениями, поэтому обязательно делайте поправку на возраст.

Важное правило в игре с младенцем – позитивный настрой взрослого . Если вы чем-то обеспокоены, раздражены, отложите общение-игру на более благоприятное время.

Регулярность проводимых занятий – важное условие успеха . Если вы занимаетесь с малышом 1 раз в неделю, то от таких занятий будет мало пользы.


Играем и физически развиваемся

Разминка

Пассивные упражнения, то есть те, которые выполняются руками взрослого, помогут крошке размяться перед физическими упражнениями. Поиграйте с малышом в «велосипед», поочередно сгибая и разгибая ножки ребенка. То же самое поделайте с ручками, сгибая и разгибая в локтях.

Покатайте ребенка на импровизированной качельке, положив его животиком на скрученное полотенце. Покачайте его вправо/влево. Пытаясь удержать равновесие, младенец будет стараться выставить то одну, то другую ручку в качестве опоры.

Держим голову

Для закрепления способности младенца держать голову положите его на живот и показывайте яркую игрушку, стимулируя кроху опираться на предплечья и смотреть вверх. Можно сопровождать эти манипуляции различными звуками – звоном погремушки, колокольчика, бубенчиков или вашего голоса.

Стимулируем перевороты

Используя эти же предметы, помогите малышу в начальных попытках ползания и переворотов со спинки на животик. Для этого можно положить кроху на серединку кроватки и показать яркий предмет, затем переместить игрушку в другое место. Младенец будет стараться перевернуться, чтобы снова увидеть то, что его порадовало и заинтересовало. Если у него не получается, то слегка потяните его за ручку, чтобы он повернулся на бочок. Затем положите его на животик и повторите сначала.

Не забывайте менять игрушки каждые 3-4 занятия, иначе получить желаемый результат будет труднее.

Мозговая и двигательная активность младенца усилится, если поиграть с ним в «звонкие игрушки». Небольшие погремушки можно при помощи ленточек привязать к ручке или ножке малыша, и любое его движение будет сопровождаться мелодией бубенцов. Это доставит крохе радость и послужит стимулом к новым движениям. Но не забывайте о мерах безопасности – не оставляйте малыша одного с такой игрушкой, постоянно держите его в поле зрения.


Играем с мячом

Хороший игровой тренажер для четырехмесячного малыша – легкий пляжный мячик. Как играть с ним? Такой мяч можно показывать младенцу, лежащему на спинке. Вращайте, качайте, подбрасывайте мяч. Разрешите малышу прикасаться к этому интересному предмету и одновременно поэкспериментируйте с поверхностью – подуйте на нее, чтобы стала холодной, затем согрейте своей ладонью. Сопровождайте такие игры описанием: «Смотри, это мячик. Он холодный. А сейчас теплый!»

Поднося мячик к ножкам младенца, вы будете приятно удивлены: он будет стараться отпихнуть мяч ножками, выполняя толкательные движения, как настоящий футболист.

Занятия на фитболе

Если в вашем доме есть фитбол-мяч, то укладывая своего сыночка или дочку на этот современный фитнес-атрибут сначала на спинку, потом на животик, и тихонько покачивая, вы поможете формированию вестибулярного аппарата и ориентации в пространстве.


Упражнения на разные группы мышц

Укрепление мышц живота, спины, рук происходит в ходе очень простой игры-тренировки - захвата пальцев малышом. Выбрав любую твердую поверхность, положите младенца на спину и дайте ему возможность захватить ваши пальцы. Активный малышок обязательно будет делать попытки оторвать голову, плечи, а затем и спинку от опоры. Эти упражнения подготовят основу для формирования навыка сидения.

Не стоит забывать и про игры, при которых ребенок находится в вертикальном положении. Это подготовка мышц ног сначала к ползанию, а затем к хождению. Удерживая его подмышками, предложите крохе попрыгать на ваших коленях. Следите, чтобы на ноги не приходился весь вес младенца: едва малыш коснется опоры ножками, поднимайте его вверх и улыбайтесь.

Захват и удержание предмета – этап физического развития, характеризующий четырехмесячного младенца. Погремушки с удобной ручкой, колечки яркого цвета, разные безопасные предметы могут стать отличными развивающими игрушками для тренировки этого навыка. Просто показывайте ребенку предмет и говорите: «На, бери!», побуждая его крепко схватить игровой атрибут.

Слингобусы, гирлянды из шариков и кубиков без острых углов можно использовать в играх с детками, одновременно развивая их.

Любые потешки, прибаутки, небольшие песенки, стишки, которые будут сопровождать активные игры, - большой плюс, помогающий положительному настрою и младенца, и взрослого.

Пальчиковые игры для детей 4 месяцев

Тактильные ощущения напрямую влияют на мозговую деятельность ребенка.

Пальчиковая гимнастика должна стать основным игровым инструментом родителей четырехмесячного ребенка.

Что такое пальчиковые игры для детей 4 месяцев и как их проводить?

Очень просто. Сгибая и поглаживая каждый пальчик ребеночка, мама или папа говорят известную потешку о том, где был «мальчик-пальчик», с кем он ходил в лес, с кем варил кашку, с кем песенки пел и т. д.

Основная часть пальчиковых игр сопровождается стихотворным наполнением. Мелодика стиха, интонация, радостные эмоции и малыша, и родителя помогают закреплению пальчиковых упражнений.

Если малыш скован, плохо разжимает пальчики , перед началом игры сделайте расслабляющий массаж ручек, используя приемы ЛФК:

  • Обхватите ручки ребенка за запястье, слегка потрясите их. Затем разводите в стороны и обратно, как будто птичка машет крыльями – это упражнение расслабит мышцы плеч.
  • Захватив ручки крохи в локтевом суставе, потрясите их – расслабятся пальчики.



Сценарии пальчиковых игр

Во время чтения стишка меняйте тактику: сначала сжимайте пальчики малыша в кулачок, а потом наоборот разжимайте.

В нашем доме лесном пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором – семейство серых зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата -– втором,
На первом ежи,
Мы еще к ним придем.

Апельсин

Сжимаем пальцы малыша в кулачок и разжимаем по одному:

Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра
А для волка - кожура. (гладим ладошку)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (трясем ручку)

Ладушки

- Ладушки, ладушки!
Где были?
-У бабушки.
- Что ели?
- Кашку.
- Что пили?
- Бражку.
Кашку поели,
Бражку попили.
Шу-у-у... Полетели!
Нa головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!

Поднимают рук вверх и опускают на голову

Наталья, мама 6-месячного Толика: «Толик любит классические ладушки. В 4 месяца просто слушал и улыбался, а сейчас тоже стал поднимать ручки вверх и говорить «у-у-у-у».

Сенсорные игры

Сенсорные ощущения младенца можно тренировать, предлагая ему поиграть небольшими мешочками, подготовленными заранее. В плотную ткань зашивают различные наполнители (вату, крупу, песочек и т. п.) и дают ощупывать малышу. Тактильные новые ощущения приведут в восторг ребенка и помогут его развитию.

При изготовлении таких атрибутов не забывайте о безопасности малыша – не используйте в качестве наполнителя острые предметы, сшивайте все детали крепко и используйте прочный материал.

Если нет возможности сшить такие игровые дидактические материалы, то просто воспользуйтесь разнофактурными кусочками ткани – вельвет, плащевка, плюш, буклированная материя. Можно воспользоваться и другими предметами, изготовленными из разных материалов – пластмассы, дерева, синтепона и т. п.

Ольга, мама 4-месячной Веры: «Мы купили для Веруни несколько тканевых развивающих игрушек из разных материалов (гладких, шершавых, шуршащих), но они ей быстро надоели. Качественные игрушки дорогие, я не знала что делать. Тогда наша бабушка нашла выход их положения: сшила для ее гусенички одежки из разных материалов, одну даже связала из настоящей шерсти. Пришила к ним интересные пуговицы, бусины. Раз в 2 дня я меняла «одежду», а дочка каждый раз воспринимала игрушку как новую!»

Зрительные тренировки

Умение сосредоточивать взгляд на предмете, прослеживание его траектории при движении, желание отыскать понравившуюся игрушку – те параметры развития, по которым можно оценивать уровень зрительного развития малыша.

Игры в прятки

Показывайте игрушку младенцу, двигайте ее в разных направлениях, прячьте за небольшими и неяркими листами бумаги, давая возможность ребенку не только отыскивать предмет, но и мысленно проходить определенный путь игрушки и находить ее в непривычном месте.

Слежение за предметом

Простые траектории со временем можно заменять на более сложные. Поиграйте с малышом в круги большие и малые. Положите младенца на спину и привлеките его внимание яркой (можно со звуком) игрушкой, затем поводите ее по кругу, постепенно увеличивая диаметр. Не торопитесь, движения должны быть плавными и размеренными.

Занятия с малышом можно проводить не только с помощью игрушек. Склонившись над кроваткой, спойте крошке песенку или расскажите маленький стишок, потом переместитесь в другой угол кроватки и снова привлеките его внимание.

Одна мама играла с четырехмесячным малышом, используя большого плюшевого мишку, прячась за ним и перемещая «лесного жителя» в разные доступные для взгляда малыша места. Ребенок очень полюбил игрушку, а когда подрос, Мишутка оберегал его от ночных страхов. Мальчик не расставался с ним вплоть до школы.

Игры для развития речи

В 4 месяца малыш уже певуче гулит, пытаясь общаться. Задача взрослых поддерживать диалог, отвечая теми же звуками. В 4 месяца уже пора учить малыша слогам: «ма», «да», «на».

Читайте малышу стишки, четко проговаривая слоги:

Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Ко-ко-ко-ко, кошечка!

Спойте песенку, каждый раз добавляя в конце новые слоги (да-да, на-на, ту-ту):

Утром я встаю,
Песенку пою,
Песенку простую,
Вот какую:
Ля-ля-ля-ля


Сосредоточение слуха

Цель игр со звуком в 4 месяца – развить способность крохи распознавать звук в пространстве, находить его источник, формировать способность узнавать голос мамы и реагировать на интонацию.

В качестве звукового источника можно использовать любые предметы, за исключением тех, которые издают неприятные и резкие звуки. Погремушки, детские музыкальные инструменты, шуршалки, колокольчики или бубенчики, небольшие молоточки, неваляшки используйте для игры с малышом, чтобы он прислушался и нашел предмет, который издает звук.

Меняйте местоположение источника звука и наблюдайте за реакцией ребенка. Если малыш нормально развивается, он обязательно будет поворачивать голову вслед за звуком.

Для слуховых тренировок можно использовать такой интересный атрибут, как носочки с бубенчиками. Надетые на ножки, они обязательно вызовут интерес у крохи, он будет дергать ножками, пытаясь отыскать источник звуков.

Звучащие заводные игрушки, поющие или «беседующие» с младенцем, станут любимцами вашего крохи.

Ребенок 4 месяцев может уже сам принять участие в «домашнем оркестре». Покажите ему, как можно извлечь звук из детского маракаса или погремушки, если их хорошенько потрясти.

Пойте малышу

На зеленом на лужку
Мотыльки летают
И с цветочка на цветок
Весело порхают!

Под любую плясовую мелодию спойте:

Шла коза по мостику
И болтала хвостиком,
Зацепилась за перила –
Прямо в речку угодила.

Малыш придет в неописуемый восторг! Да и ваши эмоции будут зашкаливать, ведь это так здорово – совместные развивающие игры для детей 4 месяцев!

Продолжаем нашу добрую пятничную традицию. На прошлой неделе мы с вами остановились на , а на этой - поговорим про развивающие игры для малыша в четыре месяца жизни .

Ваш малыш потихоньку растет и играть с ним становится все интересней и веселей. Вы уже получаете эмоциональный отклик крохи от общения с вами, видите его улыбку, заинтересованный взгляд, слышите звуки смеха. Маленький человечек готов многому учиться у вас , он жадно впитывает все, что исходит от вас: нежность, любовь, ласку и быстрее стремится освоить новые навыки .

Ваш малыш на четвертом месяце жизни нуждается в правильной организации распорядка дня, игр . Поэтому, предлагая ту или иную развивающую игру, старайтесь одновременно занять его время бодрствования, чтобы он не скучал, но и не переборщите с количеством занятий во избежании перегрузки и капризов. Если ребенок играет один (увлечен игрушкой, ручками, ножками), не мешайте ему, но будьте готовы предложить другую игру, когда он закончит предыдущую.

Четырехмесячный малыш игрушку воспринимает по принципу «с глаз долой — с сердца вон», т.е. если предмет исчезает с поля зрения — значит его вообще нет и не предпринимает поиски. Эта особенность сохраняется до семимесячного возраста . В подобных играх, когда предмет «прячется», сделайте так, чтобы он чуть-чуть «выглядывал» из накрытой пеленки — ваш малыш потянется посмотреть, что это там спряталось

Продолжаем развитие ручек , стимулируя их на хватание неудобных предметов (фигурки животных, маленькие мячики, кубики и т.д) — так мы готовим их к следующему возрастному этапу — пяти месяцам , когда кроха начнет перекладывать предметы с одной руки в другую .

Старайтесь обязательно проговаривать все действия , объясняйте малышу текущую ситуацию как в играх, так и в повседневной жизни: «Это ма-ши-на. Би-и — би-и!» «Идем ку-ушать!» «Па-па пришел!» Пусть ваши слова будут четкими и односложными, избегайте витиеватых предложений.

Перейдем к нашим играм!

Мое второе «Я»

Познакомьте кроху с собственным отражением в зеркале. Возьмите его спинкой к себе и подойдите к большому зеркалу, в котором малыш увидит всего себя и скажите: «Кто это? Это Ми-ша» «Миша хороший» «У Миши глазки» (показываете его глазки перед зеркалом) «...уши, носик, ротик!» Возьмите ручку малыша и постучите по зеркалу, поведите ею по его отражению. Улыбайтесь.

В игре малыш учится узнавать себя, свое тело .

Достанем ползком!

Ваш кроха может различать синий или голубой , зеленый , желтый , красный цвета, предпочитать синий и красный.

Выбираем игрушку этого цвета и кладем перед ним, лежащем на животике. Подбадривая ласковыми словами «Давай достанем! Ползи, моя хорошая, ползи! Молодец!» побуждаете малыша ползти за игрушкой. Чтобы ему было легче — подставляете для опоры свою ладонь под его ножки.

Можно игру усложнить. Игрушка «оживает» и в момент, когда кроха вот-вот ее схватит ручкой, она «отползает» в сторону. Пусть малыш настойчиво ползет дальше, а если он расстроился — дайте ему игрушку, погладьте его и поиграйте снова.

Игра развивает ползание, захват игрушки ручкой , укрепляет группы мышц всего тела. Ваш кроха учится терпению и настойчивости в достижении цели .

Где хочу, там стучу!

Наступает веселое и шумное время Да-да... теперь можно стучать предметами о различную поверхность (можно стучать по барабану, по кастрюлям, по крышкам, подносам и т.п.)! Дайте малышу подходящий предмет и предложите ему постучать им обо что-то, до чего он сможет дотянуться.

В игре устанавливается причинно-следственная связь: я стучу — слышу звуки, развивается моторика рук . На первое время старайтесь выбирать такие предметы, которые не напугают его громким звуком в момент стука.

Ау-у!

Поиграйте в эту игру всей семьей Вы с мужем находитесь в разных сторонах комнаты, посредине — лежит малыш на спине. Позовите сыночка или дочку по имени негромко и ласково. Дождитесь, пока ребенок замрет, прислушается и начнет взглядом искать вас в комнате. Увидел! Порадуйтесь с ним: «Это ма-ма! Молодец, Ваня!» Теперь пусть его позовет папа.

Так перекликаясь, учите его искать источник звука и устанавливать его местонахождение (в данном случае — поиск близкого человека по голосу). Игру можно дополнить несколькими игрушками, издающими разные звуки. Это хорошо развивает зрительно-слуховую ориентацию в пространстве у ребенка, учит его устанавливать зрительный контакт с родными .

Мышки бегают — кошки ловят!

Для ребенка полезно принимать воздушные ванны. Вы можете и в это время поиграть с ним. Положите малыша голеньким на спину (температура в комнате должна быть оптимальной). Нагнитесь к нему, пощекочите пальчиками шечки, носик, подбородок, шейку, проведите быстрыми легкими барабанными движениями пальчиков по его животику, бокам, ручкам и ножкам: «Мышки побежали — все разбежались!». Крадучими и мягкими движениями, имитируя поступ кошки, пройдитесь по его телу снизу вверх: «Мяу-мяу..., где же мышка?!..» останавливаясь и хватая его пальчик, ладошку, плечико и т.д: «Вот мышка! Поймала... Пи-пи!»

Игра развивает тактильные ощущения ребенка, учит его установлению эмоциональной связи с мамой, проявлять различные чувства от интереса до радостного смеха .

Пальчиковые игры

Продолжаете ранее игру для развития пальчиков, ладошки. Вместе с этой игрой хорошо проделывать массаж каждого пальчика нежными и легкими растирающими движениями. Это все способствует развитию речи у ребенка.

Где тут носик, глазки?

Эта развивающее занятие — своего рода отражение «зеркальной игры». Если вы предлагали малышу познакомиться с самим собой в зеркале, называя отдельные части его тела, то тут игра переносится на игрушки. Возьмите два любых персонажа (зайчик и мишка). Покажите пальчиком малыша по очереди, четко проговаривая: «Это глазки зайчика, а это глазки мишки, это уши зайчика — длинные, это уши мишки — короткие» и т.д.

Малыш начинает понимать, что у всех, в том числе и у него, есть носик, ротик, глазки, уши и др.части тела, в игре делается акцент на отличительные признаки. Активно развивается моторика рук, пополняется словарный запас , что служит хорошей предпосылкой для становления речи.

Давай полетим?

В четыре месяца малыш уже уверенее держится на высоком подъеме. Возьмите малыша под мышки, загляните ему в лицо, улыбнитесь, поцелуйте нежно и медленно приподнимите его над головой: «Ту-у! Ту-у!» На вытянутых руках слегка покачайте кроху: «Полетели-полетели и на головку сели...» и плавно опустите его к своей груди. Следите за тем, чтобы игра ему нравилась и он не боялся высоты. Важно! Подкидывать и подбрасывать ребенка нельзя ! Игра развивает вестибулярный аппарат, эмоциональную связь ребенка с мамой, папой.

На следующей неделе мы рассмотрим . Поэтому не пропускаем и подписываемся на RSS !:-) Если есть вопросы – вы можете .

Малышу исполнилось 4 месяца, и сейчас этот крошечный комочек счастья стал больше бодрствовать, активно гулит и радуется появлению мамы и уже может совершать некоторые движения самостоятельно, а именно: перевороты на животик со спины и захват небольших предметов.

  1. Занятия для развития зрения
  2. Физическое развитие
  3. Занятия для развития зрения

Занятия с ребенком в 4 месяца включают в себя упражнения на развитие слуха, зрения, внимания ребенка.

Занятия для развития зрения

Уже сейчас можно потихоньку вводить понятия базовых свойств предмета: размера, цвета, формы – не переусердствуйте в своих стараниях – малыш еще слишком мал, чтобы освоить большой объем информации. Детская память в таком возрасте достаточно кратковременна и для достижения результатов, а особенно для их закрепления в детском сознании необходимо методичное и неспешное изучение материала.

Выбирая игрушки для ребенка, старайтесь останавливаться на тех, чья расцветка не является слишком сложной – дети в таком возрасте предпочитают однотонные предметы, либо раскрашенные максимально в два-три цвета с четкими границами, пестрые расцветки со сложным рисунком четырехмесячный малыш воспринять не в состоянии. Главная задача родителей – проявлять терпение. Поверьте, в скором времени Вам воздастся за старание.

Физическое развитие

Ребенок в 4 месяца уже много умеет, с удовольствием воспринимает не только развивающие игры, но и физические упражнения.

Пользуйтесь возможностью делать ежедневную зарядку – чем старше и самостоятельнее становится малыш, тем сложнее маме привлечь его к физическим упражнениям.

Очень скоро наступит момент, когда кроха начнет попросту уползать во время занятий, если сочтет такое времяпрепровождение недостаточно интересным. Маме необходимо проявлять все больше изобретательности для развлечения малыша. Вот почему массаж и зарядка должны проводится в виде веселой игры и непременно в период, когда ребенок наиболее спокоен. Пойте песенки, больше улыбайтесь малышу, совмещайте гимнастику с игрой в «ладушки» или «козу рогатую» - пусть такое времяпрепровождение будет приносить как можно больше веселых положительных эмоций и удовольствия!

Для того, чтобы помочь малышу научится и укрепить соответствующие мышцы пресса и спину можно поиграть в «колобочки»: осторожно покатайте кроху по кровати. Несколько раз, перевернув его на живот и обратно. Расскажите при этом крохе веселую историю про то, что он колобок, который убегает от дедушки и бабушки или пружинистый резиновый мячик.

Начинаем проводить упражнения на укрепление рук и позвоночника – дайте ребенку ухватится за указательные пальцы Ваших рук и слегка потяните его на себя. Такое упражнение поможет научить ребенка сидеть. Конечно, садить кроху в 4 месяца еще нельзя – навык ребенок освоит месяцам к 6.

Вообще любые манипуляции, проводимые с ребенком необходимо комментировать вслух – таким образом, Вы успокаиваете малыша и формируете у него памятные реакции на определенные действия, а во вторых доставляете ему несомненное удовольствие, привнося элемент игры в самые простые будничные моменты.

Занятия для развития осязания и моторики

Комплекс занятий с ребенком в 4 месяца включает в себя поглаживание и массирование ручек и ножек – погладьте и поцелуйте каждый пальчик, приговаривая веселый стишок. Пальчиковая гимнастика очень полезна для крохи в период до года и старше: она помогает развить не только мелкую моторику, но и активизировать те мозговые центры, которые отвечают за речь.

Во что играть с ребенком?

Простые и известные всем стишки про «сороку – ворону» станут Вашим первым шажочком на пути к самостоятельно произнесенному первому слову.

Игры с ребенком в 4 месяца могут проходить с использованием совершенно разных подручных материалов: дайте ему пощупать кусочки различной материи или размотать клубок пряжи - такие упражнения направлены на развитие моторики и тактильных ощущений.


Помните, что используя в развивающих играх для малыша потенциально опасные предметы, Вы не должны оставлять его без внимания ни на секунду. Покажите ребенку, что разные вещи издают разные звуки – постучите по перевернутой кастрюле рукой, а потом погремушкой, дайте в руку платок или салфетку – пусть малыш потрясет ей и поймет, что данный предмет звука не издает.

Занятия для развития зрения



Четырехмесячный ребенок с большим удовольствием будет изучать свое изображение в зеркале – в этом возрасте появляется реакция на отражение. Улыбнитесь второму малышу в зеркале и помашите ему рукой, проделайте тоже самое с реальным ребенком.

Задаваясь вопросом, как играть с ребенком в 4 месяца помните, что в развитии крохи самое главное - это творческий подход и Ваше полное участие. Дети, которым родители уделяют внимание, которых несколько десятков раз в день обнимают, целуют, с которыми разговаривают - спокойнее, увереннее и общительнее своих обделенных сверстников. Помните об этом и проявляйте максимум участия к своему ребенку, какого бы возраста он ни был.

В три-четыре месяца начинается самостоятельно обследование мира. Кроха учится управлять своими ручками, находить и тянуться к предметам.
Внимательные родители наверняка заметили, когда ребенок более активен и настроен играть - утром или днем. Это и есть лучшее время вашего общения.

Играем с увлечением
Увидев у вас в руках яркую гремушку, малыш встречает ее улыбкой, радостными звуками и начинает протягивать к ней ручки. Чем привлекательнее предлагаемая ему игрушка, тем дольше кроха готов играть с ней. Подвешенные предметы он теперь схватывает ручкой, удерживает и рассматривает не менее 10 сек. Если вы специально привлечете его внимание (например, дотронетесь игрушкой до его ручек), малыш будет рад продемонстрировать «двойной захват», то есть попытается схватить игрушку обеими руками. Для этих целей подойдет деревянная ложка или любая игрушка с длинной округлой ручкой.
Если говорить о каком-то общем принципе, которым вы могли бы руководствоваться, играя с малышом, он заключается в следующем: не торопитесь, дайте ребенку возможность самому перейти следующему этапу развития. Пусть он играет ровно столько, сколько захочет, и так, как хочет он сам. В то же время всегда имейте наготове какую-нибудь игру, к которой кроха сможет перейти в благоприятный для него момент.
Например, приготовьте разноцветные кольца от деревянной пирамидки - три больших (диаметром 4,5–5 см) и три маленьких (диаметром 3 см), высота каждого кольца не больше 0,5–1 см.
Выбрав удобный момент, когда малыш будет в хорошем настроении, положите его на животик, а прямо перед ним - большое кольцо. Как только кроха сфокусирует на игрушке свое внимание, понаблюдайте, что же он станет делать. Скорее всего схватит ее и потащит в рот. Ваша задача помешать ему сделать это, мягким движением освободить кольцо, а затем снова положить его на прежнее место. Обратите внимание, как малыш берет предмет, раскрывает ли при этом ладонь, захватывает его пальчиками, поворачивает, рассматривает колечко в разных ракурсах.
Следом за большим колечком настанет черед маленького. Снова проследите за действиями ребенка: рассматривает ли он кольцо или сразу тащит его в рот. Затем положите рядышком большие и маленькие кольца, чтобы у малыша была возможность брать их по своему усмотрению и в любом порядке. Чередование больших и маленьких предметов упражняет руку и пальцы, учит делать захват и манипулировать предметами.
Величина отверстия в кольце тоже имеет значение. Попадая туда одним пальчиком, малыш вынужден другим придержать кольцо. Все эти действия развивают мелкую моторику. Чтобы интерес к игре не угасал, используйте разноцветные кольца.
Занятие считается успешным, если ребенок охотно берет большие и маленькие кольца, рассматривает и манипулирует ими. Со временем кольца можно заменить другими предметами, не обязательно круглой формы. Конечно, квадратный, треугольный или прямоугольный брусочек труднее схватить, а тем более удержать в руке. Сначала ребенок будет делать это как попало, но постепенно он научится заранее приспосабливать руку для более удобного захвата. Новый для малыша предмет всегда располагайте в центре (так легче фокусировать внимание), а уже знакомый - справа и слева в ряду других игрушек и не ближе чем на расстоянии 5 см друг от друга.

Давай поговорим
Хотя ребенок может произнести свое первое слово только на втором году жизни, поддерживать разговор он учится с первых недель. А в возрасте четырех месяцев малыш уже пробует вести диалог. Он может прислушиваться к речи взрослого более 30 сек., с интересом поворачивает голову в сторону говорящего, даже если тот находится вне его поля зрения. В ответ на обращенную к нему речь малыш издает ответные звуки, причем его «репертуар» достаточно разнообразен. Вы можете различить звуки, напоминающие «а», «э», «ю», «я», «м», «п», «б», «т», «д». Предоставленный на время самому себе, малыш систематически повторяет отдельные звуки и сочетания. Такую игру со звуками психологи называют гулением.

Социальные навыки
Известно, что общение - это не просто обмен словами. Когда мы разговариваем, то вслушиваемся и всматриваемся в нашего собеседника, чтобы лучше понять его, встречаемся с ним глазами и делаем паузу, чтобы дать ему возможность высказаться. Все это важно учитывать и во взаимоотношениях с ребенком. В этом возрасте малыш охотно общается с теми, кого привык постоянно видеть. Стоит маме заговорить с ним, как он сразу улыбнется в ответ, начнет гулить, двигать ручками и ножками. Малыш смеется в голос, когда его щекочут или подбрасывают, когда взрослый, притворяясь, чихает или кашляет. Время переодевания, кормления, купания и других повседневных занятий маме необходимо проводить в активном общении с ребенком: отвечать на его улыбки, ласково смотреть в глаза, рассказывать малышу обо всем, что происходит. Скорее всего родители не задумываются, что все это называется социальными играми. Кроме того, играя и общаясь с малышом, следует помнить, что нужно дать возможность высказаться каждому по очереди. Однако не надо торопить ребенка с его реакцией. Будьте готовы и к тому, что он устает от общения. Если малыш смотрит в сторону, то, возможно, как раз сейчас он не хочет играть.

Жизнь в движении
Старайтесь чаще выкладывать малыша на живот, используя любую твердую поверхность - в кроватке, на диване, на ковре на полу, на пеленальном столе. Кроха четырех месяцев от роду приподнимает верхнюю часть туловища, выпрямляет руки и таким образом опирается не на локти, а на ладони. Следите затем, чтобы детская кисть была хорошо раскрыта, а пальчики расправлены. В таком положении малыш может продержаться в течение 30 сек. Чтобы снять напряжение и помочь ребенку расслабить ручки, похлопайте его по ладошкам.
Ваш ребенок уже наверняка научился переворачиваться со спины на животик и делает это почти самостоятельно, поэтому теперь не стоит оставлять его без присмотра ни на одну минуту.
Расстелите одеяло и положите ребенка на живот на самый его край. Затем возьмите одеяло за концы и осторожно приподнимите его, чтобы помочь малышу перевернуться с животика на спинку. Когда же ваши общие старания увенчаются успехом, не забудьте вознаградить усилия крохи нежным поцелуем и крепкими объятиями.
К 3–4 месяцам у младенцев исчезает физиологический гипертонус (напряженность) мышц - сгибателей рук, а затем и ног. Постепенно движения конечностей становятся более свободными и точными. Малыш может ножками удерживать небольшой вес, например надувной мячик диаметром 5–6 см. Чтобы убедиться в этом, положите мячик в детскую кроватку, пусть футболит его на здоровье, тренируя свои мышцы.
Ваш рекордсмен уже способен удержать равновесие в положении сидя, правда всего 5–10 сек., и то при условии, что кто-нибудь из взрослых поддержит его за руки. Однако не стоит увлекаться такими экспериментами и торопить события. Учтите, что детский позвоночник пока еще очень подвижен и увлечение подобными опытами сейчас может в дальнейшем привести к его искривлению.

Растим космонавта
Ползание наряду с плаванием все еще остается основным способом передвижения вашего трех-, четырехмесячного малыша, и это полезно для его здоровья и развития. Но при этом важно тренировать и вестибулярный аппарат ребенка. Попробуйте освоить вместе вот такой комплекс упражнений.
- Удерживая руками малыша на весу, смело поворачивайте его в воздухе.
- Сядьте на пол вместе с малышом лицом к лицу. Крепко обхватите его под мышками и спросите: «Хочешь полетать?» Со словами: «Раз, два, три, полетели!» начинайте медленно поднимать ребенка, отклоняя свой корпус назад.
- Удобно устроившись на спине и высоко держа ребенка на вытянутых руках, приговаривайте: «Лети, малыш, лети!» Эта игра принесет пользу и вам, так как хорошо укрепляет мышцы спины.
- Поднимите ребенка над головой и медленно опустите, а когда ваши лица приблизятся друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я тебя люблю».
- Снова поднимите ребенка, приговаривая при этом: «Мы поднимаемся высоко-высоко». А опуская его, скажите таинственно: « А теперь опускаемся низко-низко». Думаю, что после такой тренировки и вам и малышу будет приятно покачаться в кресле-качалке.

«Пританцовывание». Возьмите ребенка под мышки, переведите в вертикальное положение и обоприте стопа¬ми на стол. Несмотря на то что к этому времени угасает шаговый рефлекс, в таком положении ребенок будет пе¬реступать ногами на месте, как бы пританцовывая. Про¬должите его движение вперед, смещая малыша от себя. Внимательно следите за тем, чтобы опора приходилась не на цыпочки, а на полные стопы

Занятия с тканями разной фактуры помогают малышу познакомиться с такими понятиями, как твердое и мягкое, шершавое и гладкое.Поищите в шкафу и комоде вещи из тканей с разной фактурой. например, атлас, шелк, фланель, сукно, шерсть, велюр и махровая ткань Найдите теплое место без сквозняков и положите на пол несколько вещей. Потом положите ребенка (в одном подгузнике) на вещи и дайте ему почувствовать на каком материале он лежит. можно поглаживать его руку или щеку тканью и смотреть на его реакцию. Обратите внимание, какая ткань ему нравится больше всего. Ребенок учится хватать и отпускать предметы к 4 месяцам. Ему понравится трогать ткани различной фактуры. Понаблюдайте, выбрал ли он что-то в качестве любимой вещи.

ПОИГРАЙТЕ В ПРЯТКИ
Поиграйте с ребенком в прятки. Попробуйте сначала закрыть руками свои глаза, затем его. Накройте голову одеялом и выгляните, крикнув "Ау-у-у!". Малышу наверняка понравятся оба варианта игры.

С ГОРКИ КАТИТСЯ ИГРУШКА
Постройте в детском манеже небольшую картонную горку. Покажите ребенку, как катится с нее игрушка на колесиках. Это занятие станет для него первым примером причинно-следственных связей между явлениями.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА МЫЛЬНЫМ ПУЗЫРЕМ
Ваш ребенок до сих пор любит смотреть, как медленно парят в воздухе мыльные пузыри. Когда ребенок будет находиться в ходунках, покажите ему как пускать мыльные пузыри. Малыш станет восторженно вскрикивать, наблюдая за этим процессом.

ПОВОЗИТЕСЬ С МАЛЫШОМ
Пора с малышом немного побороться и повозиться. Возьмите ребенка за пояс, поднимите, подкиньте вверх, затем опустите вниз и подержите в стоячем положении.

НОВЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Положите ребенка на коврик животом вниз и подсуньте под него подушку. Это упражнение укрепляет мышцы шеи и рук.

На рыбалке

Правила игры:
Детям любого возраста нравится что-нибудь ловить, так почему бы не начать делать это в младенческом возрасте? Вашему малышу понравится элемент неожиданности, поскольку он сможет получить то, что хочет, используя свое умение решать задачи.

Порядок действий:
Вам понадобится немного веревки (около метра), яркая игрушка, бесцветный скотч, стол.

1. К одному концу веревки привяжите игрушку.
2. Протяните веревку через стол таким образом, чтобы игрушка свисала со стола, и ее не было видно.
3. При помощи бесцветного скотча прикрепите другой конец веревки к столу.
4. Посадите ребенка себе на колени, чтобы он мог видеть стол и веревку.
5. Отклейте скотч и дайте малышу в руки веревку.
6. Пусть он поиграет с ней.
7. Побудите его потянуть веревку, скажите: "А что там такое?" или "А где игрушка?". Ваш малыш будет приятно удивлен, когда потянет за веревку и увидит игрушку.
8. Понаблюдайте, догадается ли он, как придвинуть игрушку к себе.

Вариант. Вместо того чтобы прятать игрушку, положите ее на видное место, чтобы ребенок попытался догадаться, как достать ее при помощи веревки.

Внимание! Присматривайте за ребенком, чтобы он не запутался в веревке.

Во время игры вы развиваете:
- предвкушение событий;
- осознание причины и следствия;
- осознание постоянства предмета;
- умение решать задачи.

Нравится

Похожие публикации