История празднования нового года в россии. Когда впервые начали отмечать новый год в россии? Года начиная с 1 января

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем апостола Германии св. Бонифацием (+ 5 июня 754 г.). Проповедуя среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. Бонифатий назвал ель деревом Младенца Христа. По-видимому, сначала ель ставилась в праздник Рождества Христова без украшений. Она сама, стройная, красивая, источающая густой приятный запах, была украшением дома. Обычай наряжать ель появился после Реформации в протестантских странах.

В России установление елки, по-видимому, восходит ко времени правления Петра I-го. Православная церковь праздновала начало новолетия 1-го сентября в память победы, одержанной Константином Великим над Максентием в 312 г. В 1342 году при митрополите Феогносте решено было начинать как церковный, так и гражданский год с 1-го сентября, что подтверждено и на соборе 1505 г. Празднование нового гражданского года и церковного тесно переплетались.

1700 год в России отметили дважды. Сначала 1 сентября. А 20 декабря 1699 г. Петр I принял указ “о праздновании нового года”. Он приказал перенести начало года с 1 сентября на 1-е января 1700 г. Вместе с тем Петр I повелел в этот день украсить дома «сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, по образцам, выставленным в Гостином дворе; в знак веселья друг друга обязательно поздравлять с новым годом». На Красной площади были устроены огненные потехи.

Введенный Петром I обычай приживался с трудом. Еще в начале XIX века елки ставились только в домах петербургских немцев. Повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия. Однако в 40-е годы того же столетия она стала входить в быт русского общества. Об этом можно судить по рассказу Ф.М.Достоевского Елка и свадьба, опубликованного в сентябрьском номере “Отечественных записок” за 1848 год: «На днях я видел свадьбу… но нет! Лучше я вам расскажу про елку. Свадьба хороша; она мне очень понравилась, но другое происшествие лучше. Не знаю, каким образом, смотря на эту свадьбу, я вспомнил про эту елку. Это вот как случилось. Ровно лет пять назад, накануне Нового года, меня пригласили на детский бал».

Ставить и наряжать елку на Рождество было любимым делом не только детей, но и взрослых. В рассказе А.П.Чехова. Мальчики (1887 г.) Катя, Соня и Маша с отцом готовят украшения для елки: «После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для елки. Это была увлекательная и шумная работа. Каждый вновь сделанный цветок девочки встречали восторженными криками, даже криками ужаса, точно этот цветок падал с неба; папаша тоже восхищался». Елку ставили не только дома, но и в городе на площадях: «Перед Рождеством, дня за три, на рынках, на площадях, – лес елок. А какие елки! Этого добра в России сколько хочешь. Не так, как здесь, – тычинки. У нашей елки… как отогреется, расправит лапы, – чаща. На Театральной площади, бывало, – лес. Стоят, в снегу. А снег повалит, – потерял дорогу! Мужики, в тулупах, как в лесу. Народ гуляет, выбирает. Собаки в елках – будто волки, право. Костры горят, погреться. Дым столбами» (И.Шмелев. Лето Господне).

В первом поэтическом сборнике О.Э.Мандельштама Камень (1913) запечатлелись его отроческие переживания:

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки;
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!

С началом гонений на Православие в немилость попала и Рождественская елка. Ставить ее в доме стало опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!” Автором ее был секретарь ЦК ВКП(б) П. П. Постышев. С января 1933 г. он был вторым секретарем ЦК КП(б) Украины с задачей “безусловно выполнить план хлебозаготовок”. Постышев вместе с В.М. Молотовым был организатором голода, унесшего на Украине 3,5 – 4 млн. людей (в том числе сотни тысяч детей). Через два года он проявляет особую заботу том, чтобы дети весело проводили новый год: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые», загибщики ославили это детское развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах – везде должна быть детская елка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!». Это был период «безбожной пятилетки» (1932 – 1937). Активно создавали обряды для новых праздников, чтобы полностью отменить православные праздники. На вершине елки вместо Вифлеемской зведы появилась зведа пятиконечная.

Минули десятилетия. Миллионы детей вновь над украшенной елкой увидели путеводную звезду Вифлеема. А под ней – Богомладенца, Который родился для того, чтобы для нас окончилась духовная ночь.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

(Борис Пастернак. 1947 г.)

Русский Новый год - праздник, вобравший в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения. 20 декабря 1699 года вышел указ императора Петра I «О праздновании Нового года», в одночасье перебросивший всю страну на три месяца вперед - привыкшие к сентябрьской встрече нового года россияне 1700 год должны были встречать уже 1 января..

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями. Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна - в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно. И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

Колядование дошло до нас из языческих времен. Фото: Commons.wikimedia.org

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника - он был официально назначен на 1 сентября. В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном. С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник - с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе - «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций. Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось - хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший: «…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Фрагмент указа Петра I от 1699 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января. Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед. После этого с благолепным осенним празднованием было покончено - волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр - необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей… Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу. Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше. Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века. Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили... Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания - их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука - рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

Трудно найти человека, который был бы равнодушен к самому волшебному празднику – Новому году. Многие готовятся к нему еще за пару недель, а некоторые особо нетерпеливые предвкушают аромат мандаринов уже в начале декабря. Между тем, традиция радоваться завершению годового цикла возникла еще много столетий назад у древних цивилизаций.

История возникновения Нового года

В исторических летописях зафиксировано, что люди устраивали гуляния в честь завершения старого года еще в Древней Месопотамии. Это было примерно во втором тысячелетии до н. э.

Есть данные о том, что в Древнем Египте также уделялось внимание данному празднику. Правда, египтяне отмечали его в сентябре .

Насколько значимым праздник был для канувших в прошлое цивилизаций не установлено. В любом случае точно известно, что Новый год имеет языческие корни. Разные народы устраивали гуляния и старались задобрить различных богов и духов, чтобы те даровали им счастливый и плодородный год.

Не оставались в стороне и древние кельты . Кстати, именно они первыми сделали ель символом праздника.

Кельты относились к деревьям с большим почтением и не срубали их. Они собирались вокруг пушистых красавиц семьями прямо в лесу.

Кельты считали, что ель сохраняет свои зеленые иголки зимой благодаря сильному духу, который оберегает ее от холодов. Правда, чтобы задобрить его, использовался не совсем приятный для современных людей ритуал. В жертву приносили животное, вспарывали ему живот, а внутренности развешивали на ветках.

Постепенно кельтская традиция становилась не такой кровавой. Вместо внутренностей животных на дереве размещали яблоки и другие съестные лакомства для духа. Именно отсюда пошла традиция украшать елку .

В Древнем Риме была впервые четко установлена дата народных гуляний – 1 января. Параллельно с этим праздник являлся днем, обозначающим старт полевых работ.

Особо почитался у римлян в данный день бог Янус, которому в изобилии приносили разные жертвы. Он являлся богом выбора, поэтому люди надеялись завоевать его благосклонность и старались в Новый год начинать все важные дела.

Постепенно все больше стран устанавливали 1 января как день, с которого следует отчитывать период нового года. Само собой, такой день сразу воспринимался народом как праздничный.

Быстрее всего торжественная дата прижилась в Венеции и Швеции, а вот в Турции и Греции 1 января стал считаться стартом нового года лишь с начала 20-го века.

Существует множество интересных фактов, связанных с Новым годом:

  1. У некоторых народов Новый год отмечается не так пышно и торжественно. К примеру, в США больше любят Рождество. В отличие от стран СНГ, в которых ребятишки получают заветные подарки 1 января, в США дети находят игрушки и сладости под елкой именно в Рождество, которое отмечается 25 декабря;
  2. Во Вьетнаме существует замена традиционной новогодней ели. Там в домах ставят на видное место миниатюрные мандариновые деревья. Их можно даже не наряжать. Главное, чтобы на них были созревшие плоды;
  3. Эскимосы считают, что Новый год правильнее отмечать в день, когда выпадает первый снег;
  4. В Греции отец семейства выходит из дома в новогоднюю ночь и вдребезги разбивает о его стену сочный гранат. Считается, что разлетевшиеся зерна принесут удачу.

История Нового года в России: кратко

У данного праздника в России была нелегкая судьба. Его учредителем считается Петр I. Известный любовью ко всему европейскому, он в 1699-м году издал указ, по которому с 1 января у русских людей появился Новый год.

Уже спустя несколько лет после кончины Петра праздник справляли все реже и то в основном в питейных заведениях, посетители которых были заинтересованы в лишнем поводе для веселья. Возродить интерес к Новому году с некоторым успехом удалось у Николая I.

К сожалению, после начала Первой мировой войны елку на Красной площади ставить перестали. Все потому, что врагами на фронте были немцы, от которых в свое время Петр I и перенял традиции зимнего праздника.

В 1920-х годах вернулась традиция наряжать новогодние елки для детей. Но уже спустя несколько лет партийная верхушка посчитала, что праздник является напоминанием о «буржуазных пережитках». После чего все официальные торжества в новогоднюю ночь вновь были отменены.

Лишь в 1935-м году в прессе после негласного одобрения Сталина появляются статьи о том, что Новый год следует рассматривать как возможность порадовать всех советских ребятишек.

В школах и детских клубах комсомольцы начинают организовывать веселые новогодние представления. В январском выпуске «Правды» появляется поздравление Сталина, адресованное всем трудящимся.

С 1970-го года новогодние традиции советских граждан пополнились еще одной – прослушивание телевизионного обращения главы государства. Впервые это сделал Брежнев и с тех пор ежегодно перед боем курантов россияне сначала слушали речь генеральных секретарей, а затем и президентов.

С новогодним праздником тесно связана религиозная составляющая. К примеру, на елке возвышается Вифлеемская звезда, а на ее ветках размещаются рождественские персонажи.

Разумеется, после возрождения данного праздника в атеистическом государстве от подобного решили отказаться. Поэтому Кремлевскую елку для советских детей украшали красной пятиконечной звездой. Вместо волшебных персонажей на зеленой красавице появилась более приземленная символика, отображавшая стремления ближайшей пятилетки: игрушечные самолеты, тракторы и даже танки.

При Хрущеве появилась мода наряжать елку достижениями советского аграрного хозяйства: кукурузой, снопами пшеницы и т.д. С началом освоения космоса овощные культуры сменились на серебристые миниатюрные спутники и ракеты.

Где не празднуют Новый год?

  • Израиль . Если 1 января не выпадает на субботу, то это будет простой будний день;
  • Индия . Страна, в которой в некоторых штатах Новый год вообще отмечают в разные дни. К примеру, в Керале местные жители радуются приходу нового года 12 апреля;
  • Саудовская Аравия . В одной из самых консервативных мусульманских стран пошли еще дальше. Новый год здесь под негласным запретом. Религиозная полиция следит, чтобы магазины даже не торговали новогодней атрибутикой. Разумеется, нет запрета на встречу праздника в кругу семьи. Некоторые христиане, приехавшие из других стран, даже приглашают друзей-мусульман к новогоднему столу.

Новый год относится к числу древнейших праздников. Несмотря на то, что у него языческие корни, он обрел множество христианских символов (свечи и хрустальные ангелы на елке) из-за своей близости с Рождеством.

Видео: откуда появились новогодние традиции?

В этом ролике историк Анна Лобачева расскажет, как появились традиции украшать елку к Новому году, почему на этот праздник раньше приносили в жертву животных:

В разных странах его празднуют в соответствии с местными, национальными традициями, но главными символами практически везде остаются — наряженная елка, огни гирлянд, бой часов, шампанское, подарки и конечно же веселое настроение и надежда на что-то новое и хорошее в наступающем году.

Люди издревле отмечают этот светлый и красочный праздник, но мало кто знает историю его происхождения.

Самый древний праздник

Новый год — самый древний праздник, и в разных странах его отмечали и продолжают отмечать в разное время. Самые ранние документальные свидетельства восходят к третьему тысячелетию до нашей эры, но историки полагают, что праздник еще древнее.

Обычай праздновать Новый год впервые появился в Древней Месопотамии. В Вавилоне его праздновали в день весеннего равноденствия, когда природа начинала пробуждаться от зимнего сна. Его установили в честь верховного бога Мардука-покровителя города.

Эта традиция была связана с тем, что все земледельческие работы начинались в конце марта, после того, как прибывала вода в Тигре и Евфрате. Это событие праздновали в течение 12 дней шествиями, карнавалами и маскарадами. Во время праздника запрещалось работать и вершить суды.

Эту праздничную традицию со временем переняли греки и египтяне, затем она перешла к римлянам и так далее.

© REUTERS / Omar Sanadiki

Новый год в Древней Греции наступал в день летнего солнцестояния — 22 июня, его посвятили богу виноделия Дионису. Свое летоисчисление греки вели от знаменитых Олимпийских игр.

В Древнем Египте на протяжении веков праздновали разлив реки Нил (в период с июля по сентябрь), который знаменовал собой начало нового посевного сезона и был жизненно важным событием. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства.

При праздновании Нового года у египтян существовал обычай наполнять специальные сосуды "святой водой" из разливающегося Нила, вода которого в это время считалась чудодейственной.

Уже тогда было принято устраивать ночные празднования с танцами и музыкой, дарить друг другу подарки. Египтяне верили, что воды Нила смывают все старое.

Еврейский новый год — Рош Ха-Шана (глава года) отмечают спустя 163 дня после Песаха (не раньше 5 сентября и не позже 5 октября). В этот день начинается десятидневный период духовного самоуглубления и покаяния. Считается, что в Рош Ха-Шана решается судьба человека на год вперед.

Солнечное летоисчисление

Древнеперсидский праздник Навруз, который означал начало весны и посевного периода, отмечали на весеннее равноденствие 20 или 21 марта. Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.

Празднование Навруза связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама.

Слово "навруз" переводится с персидского как "новый день". Это первый день месяца "фарвадин" по иранскому календарю.

За несколько недель до этой даты семена пшеницы или ячменя клали в блюдо, чтобы они проросли. К Новому году семена давали ростки, что символизировало приход весны и начало нового года жизни.

Китайский Новый год

Китайский или же восточный Новый год — это грандиозное событие, длящееся в старину целый месяц. Дата наступления Нового года рассчитывается в соответствии с лунным календарем и обычно выпадает в промежутке от 17 января до 19 февраля. В 2017 году жители Китая отметят пришествие 4715 Нового года — Огненного Петуха 28 января.

© Sputnik / Alexander Imedashvili

Во время праздничной процессии, которая проходит по улицам Китая в новогоднюю ночь, люди зажигают множество фонарей. Это делается для того, чтобы осветить себе путь в Новый год. В отличие от европейцев, встречающих Новый год с елкой, китайцы предпочитают мандарины и апельсины.

Юлианский календарь

Впервые календарь, в котором год начинался с 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь в 46 году до нашей эры. До этого в Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта.

Новый календарь, которым затем стали пользоваться все страны, входящие в Римскую империю, естественно, стали называть юлианским. Счет по новому календарю начался с 1 января 45 года до нашей эры. Как раз в этот день было первое новолуние после зимнего солнцестояния.

Однако во всем мире Новый год еще много столетий отмечали либо в начале весны, либо в конце осени — в соответствии с сельскохозяйственными циклами.

Первый месяц года "январь" свое название получил в честь римского бога двуликого Януса. Римляне в этот день приносили жертвы двуликому богу Янусу, в честь которого был назван первый месяц года, который считался покровителем начинаний, и к этому дню приурочивали важные мероприятия, считая его особо благоприятным.

В Древнем Риме также была традиция дарить новогодние подарки. Считается, что первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в наступающем году.

Славянский Новый год

У славян языческий Новый год связывался с божеством Колядой и праздновался в День зимнего солнцестояния. Главной символикой был огонь костра, изображающий и призывающий свет солнца, которое после самой долгой ночи в году должно было подниматься все выше и выше.

Кроме того, он связывался с плодородием. По славянскому календарю сейчас наступает 7525 год — год Крадущейся Лисицы.

Но в 1699 году царь Петр I своим указом перенес начало года на 1 января и повелел отмечать этот праздник елкой и фейерверками.

Традиции

Новый год — поистине интернациональный праздник, но в разных странах его празднуют по-своему. Итальянцы выкидывают из окон старые утюги и стулья со всей южной страстью, жители Панамы стараются как можно громче шуметь, для чего включают сирены своих машин, свистят и кричат.

На Эквадоре особое значение придают нижнему белью, которое приносит любовь и деньги, в Болгарии выключают свет, потому что первые минуты Нового года — это время новогодних поцелуев.

© REUTERS / Ints Kalnins

В Японии вместо 12 звучит 108 ударов колокола, а лучшим новогодним аксессуаром считаются грабли — чтобы загребать счастье.

Очень интересная новогодняя традиция существует в Мьянме. В этот день каждый встречный поливает другого холодной водой. Это связано с тем, что Новый Год в Мьянме приходится на наиболее жаркое время года. На местном языке этот день называется "фестивалем воды".

В Бразилии принято в новогоднюю ночь отгонять злых духов. Для этого все облачаются в белую одежду. Некоторые совершают прыжки в океанские волны на пляже и бросают цветы в море.

© AFP / Michal Cizek

В Дании, чтобы пожелать любви и процветания себе или своим друзьям принято бить посуду под их окнами.

В полночь чилийцы съедают ложку чечевицы и кладут деньги в обувь. Считается, что это принесет процветание и богатство в течении года. Более смелые могут провести новогоднюю ночь на кладбище с умершими близкими людьми.

В традиции стран постсоветского пространства была следующая традиция — записать свое желание на листке бумаги, сжечь его и высыпать пепел в бокал шампанского, смешать и выпить. Всю эту процедуру следовало проделать за промежуток времени, пока часы двенадцать бьют.

© AFP / VINCENZO PINTO

В Испании существует традиция — в полночь быстро съесть 12 виноградин, причем каждая виноградинка съедется с каждым новым боем часов. Каждая из виноградинок должна принести удачу в каждом месяце наступающего года. Жители страны собираются на площадях Барселоны и Мадрида, чтобы успеть съесть виноградины. Традиции съедать виноград уже более ста лет.

В Шотландии, перед наступлением Нового года, члены всей семьи садятся около зажженного камина, а с первым боем часов глава семьи должен открыть входную дверь, причем молча. Такой ритуал призван проводить старый год и впустить Новый Год в свое жилище. Шотландцы верят, что войдет ли в дом удача или неудача, зависит от того, кто в новом году первым переступит их порог.По другой греческой традиции, старший член семьи должен разбить во дворе своего дома плод граната. Если гранатовые зернышки рассыпались по двору, то его семью в наступающем году ожидает счастливая жизнь.

Очень необычная новогодняя традиция есть в Панаме. Здесь принято сжигать чучела политиков, спортсменов и других известных людей. Однако зла жители Панамы никому не желают, просто все эти чучела символизируют все неприятности уходящего года.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Причем чучело должна сжечь каждая семья. Видимо с этим связана еще одна панамская традиция. В полночь на улицах панамских городов начинают звонить колокола всех пожарных вышек. Кроме того, сигналят клаксоны автомобилей, все кричат. Подобный шум призван угрожать наступающему году.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» - то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую система исчисления - от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы . Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции - масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних .

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

Во времена в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника - , . В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала - увеселительного павильона - установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней - так появился неофициальный праздник . Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» - день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули - по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали и его внучка Снегурочка, мандарины и , новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Похожие публикации