Суточные энергозатраты человека. Суточный расход энергии человеком, ккал Суточный расход энергии человека

Суточный расход энергии у здорового человека значи­тельно превышает величину основного обмена и складывается из следующих компонентов: основного обмена; рабочей прибавки, т.е. энергозатрат, связанных с выполнением той или иной работы; специфически-динамического действия пищи (белковая пища по­вышает интенсивность обмена на 25-30%, а углеводы и жи­ры - на 10% или меньше).

Совокупность компонентов суточного расхода энер­гии составляет рабочий обмен . Степень энер­гетических затрат при различной физической активности оп­ределяется коэффициентом физической активности - отно­шением общих энергозатрат на все виды деятельности в су­тки к величине основного обмена. По этому принципу все население разделено на 5 групп (таблица).

Группы работников по энерготратам

Для людей, выполняющих легкую работу сидя, нужно примерно 2400-2600 ккал в сутки; работающих с большей мышечной нагрузкой требуется 3400-3600 ккал; выполняю­щих тяжелую мышечную работу - 4000-5000 ккал и выше. У тренированных спортсменов при кратковременных интен­сивных упражнениях величина рабочего обмена может в 20 раз превосходить основной обмен.

Потребление кисло­рода при физической нагрузке не отражает общего расхода энергии, так как часть ее тратится на гликолиз (анаэробный) и не требует затраты кислорода. Разность между потребностью в О 2 и его потреблением составляет энергию, получае­мую в результате анаэробного распада, и называется кисло­родным долгом . Потребление О 2 и после окончания мышеч­ной работы остается высоким, так как в это время происхо­дит возвращение кислородного долга. Кислород затрачивает­ся на превращение главного побочного продукта анаэробно­го метаболизма - молочной кислоты в пировиноградную, на фосфорилирование энергетических соединений (креатин-фосфат) и восстановление запасов О 2 в мышечном миоглобине.

При умственном труде также происходят энерготраты, особенно, если умственная активность сопровож­дается эмоциональным возбуждением. Так, пережитое эмоциональное возбуж­дение может вызывать в течение нескольких последующих дней повышение обмена на 11-19%.


Обмен веществ

Обмен веществ начинается с поступления питательных веществ в желудочно-кишечный тракт и воздуха в легкие. Осуществляется в несколько этапов:

1) фермента­тивные процессы расщепления белков, жиров и углеводов до растворимых в воде аминокислот, моно- и дисахаридов, гли­церина, жирных кислот и других соединений, происходящие в различных отделах желудочно-кишечного тракта, а также всасывание этих веществ в кровь и лимфу.

2) транспорт питатель­ных веществ и кислорода кровью к тканям и те сложные хи­мические превращения веществ, которые происходят в клет­ках. В них одновременно осуществляется расщепление пита­тельных веществ до конечных продуктов метаболизма, син­тез ферментов, гормонов, составных частей цитоплазмы. Расщепление веществ сопровождается выделением энергии, которая используется для процессов синтеза и обеспечения работы каждого органа и организма в целом.

3) удаление конечных продуктов распада из клеток, их транспорт и выделение почками, лег­кими, потовыми железами и кишечником.

Превращение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды происходит в тесном взаимодействии друг с другом. В метаболизме каждого из них имеются свои осо­бенности, а физиологическое значение их различно, поэтому обмен каждого из этих веществ принято рассматривать от­дельно.

Обмен белков

Белки используются в организме в первую очередь в качестве пластических материалов. Потребность в белке оп­ределяется тем его минимальным количеством, которое бу­дет уравновешивать его потери организмом. Белки находятся в состоянии непрерывного обмена и обновления. Из аминокислот, полученных в процессе пищеварения, синтезируются специфические для данного вида организма и для каждого органа белки. Де­сять аминокислот из 20 (валин, лейцин, изолейцин, лизин, метионин, триптофан, треонин, фенилаланин, аргинин и гис-тидин) в случае их недостаточного поступления с пищей не могут быть синтезированы в организме и называются неза­менимыми. Другие десять аминокислот (заменимые) могут синтезироваться в организме. Часть аминокислот используется как энергетический материал, т.е. подвергаются расщеплению.

О количестве белка, подвергшегося распаду за сутки, судят по количеству азота, выводимого из организма человека. В 100 г белка содержится 16 г азота. Таким обра­зом, выделение организмом 1 г азота соответствует распаду 6,25 г белка. За сутки из организма взрослого человека выде­ляется около 3,7 г азота, т.е. масса разрушившегося белка со­ставляет 3,7 х 6,25 = 23 г, или 0,028-0,075 г азота на 1 кг мас­сы тела в сутки (коэффициент изнашивания Рубнера). Е сли количество азота, поступающего в организм с пищей, равно количеству азота, выводимого из организма, то организм находится в состоянии азотистого равновесия. Если в организм поступает азота больше, чем выделяется, то это свидетельствует о положительном азотистом балансе . Он возникает при увеличении массы мы­шечной ткани (интенсивные физические нагрузки), в период роста организма, беременности, во время выздоровления по­сле тяжелого заболевания. Состояние, при котором количе­ство выводимого из организма азота превышает его поступ­ление в организм, называют отрицательным азотистым ба­лансом. Оно возникает при питании неполноценными белка­ми, когда в организм не поступают какие-либо из незамени­мых аминокислот, при белковом или полном голодании.

Необходимо потребление не менее 0,75 г белка на 1 кг массы тела в сутки, что для взрослого здорового человека массой 70 кг составляет не менее 52,5 г полноценного белка. Для надежной стабильности азотистого баланса рекоменду­ется принимать с пищей 85-90 г белка в сутки. У детей, беременных и кормящих женщин эти нормы должны быть выше.

Обмен липидов

Липиды являются сложными эфирами глицерина и высших жирных кислот. Липиды играют в организме энергетическую и пластическую роль. За счет окисления жиров обеспечивается около 50% потребности в энергии взрослого организма. Жиры служат резервом питания организма, их запасы у человека в среднем составляют 10-20% массы тела. Из них около половины находятся в подкожной жировой клетчатке, значительное количество откладывается в боль­шом сальнике, околопочечной клетчатке и между мышцами. В состоянии голода, при действии на организм холода, при физической или психоэмоциональной нагрузке происходит интенсивное расщепление запасенных жиров. В условиях покоя после приема пищи происходит ресинтез и отложение липидов в депо. Главную энергетическую роль играют нейтральные жиры - триглицериды, а пластическую - осущест­вляют фосфолипиды, холестерин и жирные кислоты, кото­рые выполняют функции структурных компонентов клеточ­ных мембран, входят в состав липопротеидов, являются предшественниками стероидных гормонов, желчных кислот и простагландинов.

Липидные молекулы, всосавшиеся из кишечника, упа­ковываются в эпителиоцитах в транспортные частицы (хиломикроны), которые через лимфатические сосуды поступа­ют в кровоток. Липидные молекулы могут также синтезироваться в организме, за исключением ненасыщен­ных линолевой, линоленовой и арахидоновой жирных ки­слот, которые должны поступать с пищей. Эти незаменимые кислоты . Отсутствие или недостаточ­ное поступление в организм незаменимых жирных кислот приводит к задержке роста, нарушению функции почек, за­болеваниям кожи, бесплодию.

Так как холестерин и триглицериды являются гидро­фобными соединениями, нерастворимыми в плазме крови, в печени, для их транспорта формируются липопротеиды (жи­ровые вещества, связанные с белками), которые отличаются друг от друга по своему размеру, составу и физико-хими­ческим свойствам. Различают три основных группы липопротеидов: липопротеиды очень низкой плотности (ЛПОНП), липопротеиды низкой плотности (ЛПНП) и липопротеиды высокой плотности (ЛПВП).

ЛПВП - маленькие частицы, которые содержат много фосфолипидов и белков, их функция заключается в удалении избытка холестерина из сосудистой стенки и других тканей. После насыщения холе­стерином они возвращаются в печень, где холестерин и его эфиры превращаются в желчные кислоты и выводятся с жел­чью. ЛПВП снижают образование окисленных форм и счи­таются единственным антиатерогенным (т.е. препятствую­щим развитию атеросклероза) классом липопротеидов. Кро­ме того, эфиры холестерина липопротеидов высокой плотно­сти используются для синтеза стероидных гормонов в надпо­чечниках.

Обмен углеводов

Углеводы являются основным источником энергии, а также выполняют в организме пластические функции, в ходе окисления глюкозы образуются промежуточные продукты - пентозы, которые входят в состав нуклеотидов и нуклеино­вых кислот. Глюкоза необходима для синтеза некоторых аминокислот, синтеза и окисления липидов, полисахаридов.

Организм человека получает углеводы главным образом в виде растительного полисахарида крахмала и в небольшом количестве в виде животного полисахарида гликогена. В же­лудочно-кишечном тракте осуществляется их расщепление до уровня моносахаридов (глюкозы, фруктозы, лактозы, га­лактозы). Моносахариды, основным из которых является глюкоза, всасываются в кровь и через воротную вену посту­пают в печень. Здесь фруктоза и галактоза превращаются в глюкозу. Внутриклеточная концентрация глюкозы в гепатоцитах близка к ее концентрации в крови. При избыточном поступлении в печень глюкозы она пре­вращается в резервную форму ее хранения - гликоген. Коли­чество гликогена может составлять у взрослого человека 150-200 г. В случае ограничения потребления пищи, при снижении уровня глюкозы в крови происходит расщепление гликогена и поступление глюкозы в кровь. В течение первых 12 ч и более после приема пищи поддержание концентрации глюкозы крови обеспечивается за счет распада гликогена в печени. После истощения запасов гликогена усиливается синтез ферментов, обеспечивающих реакции глюконеогенеза - синтеза глюкозы из лактата или аминокислот. В среднем за сутки человек потребляет 400-500 г углеводов, из которых обычно 350-100 г составляет крахмал, а 50-100 г - моно-и дисахариды. Избыток углеводов депонируется в виде жира.

Вычисление суточного расхода и потребления энергии организмом. Цель: изучить основной принцип рационального питания – баланс энергии в организме, основные пути его энергозатрат. Овладеть методом контроля полноценности питания в количественном отношении.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и развитие организма, возмещает все энергетические и вещественные затраты, увеличивает сопротивляемость организма по отношению к вредным влияниям внешней среды, способствует развитию функциональных способностей и повышает трудоспособность. Одним из основных принципов рационального питания является баланс энергии в организме. Величина энергетической потребности организма в пище в сутки зависит от количества энергии, расходуемой организмом за тот же период времени. Важнейшим фактором, определяющим величину расхода энергии, является мышечная деятельность.

Энергозатраты и энергетическая ценность пищи выражаются в килокалориях (ккал). При расщеплении в организме 1 г. белка освобождается 4,1 ккал., 1 г. углеводов – 4,1 ккал., 1 г. жира – 9,3 ккал. (калорические коэффициенты).

Калорийность суточного рациона должна полностью покрывать весь расход энергии организмом за сутки. В противном случае энергетический баланс становится отрицательным, вес тела падает, и возникает ряд других патологических явлений, характеризующих недостаточность питания.

Для учета баланса в обмене энергии необходимо определить, с одной стороны, величину расхода энергии за сутки, а с другой – калорийность суточного рациона и полученные результаты сопоставить между собой.

Так определяется полноценность питания в количественном отношении.

Пути расхода энергии:

* основной обмен – это расход энергии у человека в состоянии полного покоя, спустя 12-14 часов после приема пищи и достаточного отдыха после работы, при нормальных метеоусловиях окружающей среды. Основной обмен указывает на количество энергии, расходуемой на поддержание основных жизненных функций: дыхания, работы сердца, почек и т.д. Величина его зависит от состояния ВНД, от пола, возраста, величины поверхности тела, от активности действия эндокринных желез, географических условий и т.д. У женщин основной обмен несколько ниже чем у мужчин; у детей – выше, чем у взрослых (при расчете на единицу массы тела); в старческом возрасте ниже чем в более молодом. Понижение температуры внешней среды вызывает повышение обмена, длительное ограниченное питание снижает его и т.д. В среднем величина основного обмена у взрослого человека составляет 1ккал. на 1кг./в час.

* повышение обмена при приеме пищи возникает в результате повышения деятельности пищеварительных органов и работы скелетных мышц, связанных с приемом пищи. Причем, наибольшее увеличение обмена наблюдается при приеме белков, меньшее – при приеме углеводов и еще меньшее – жиров. В среднем установлено, что при обычной смешанной пище с нормальным соотношением белков, жиров и углеводов обмен энергии повышается после приёма пищи на 10-15% по сравнению с уровнем основного обмена.

* повышение обмена в результате работы наступает при любом физическом напряжении и в значительно меньшей степени при умственной деятельности. Установлено, что потребность организма в количестве пищи (калориях) зависит главным образом от вида и интенсивности труда.

11. Каково суточное потребление энергии жителей города?

Начнём с освещения

Допустим, вы имеете дом с тремя спальнями. В добавление к этому - прихожая, гостиная, кухня, две лестницы и подвал.

Помните, как горит 100 Вт лампочка? Её вполне хватает для освещения одной комнаты. Для гостиной - прибавим ещё одну, а на лестницы и подвалы возьмем по 60 Вт.

По потреблению электроэнергии 100 Вт-ой лампочке соответствует 30 Вт-ая, а 60 Вт-ой - 15 Вт-ая. Значит, всего потребляемой мощности у вас набирается 255 Вт. Т. е., если вы включите их все одновременно, энергопотребление составит 255 Вт/час.

Но вы же не будете так делать! Если у вас в семье четыре человека и все сидят вечером по разным комнатам, то должно гореть максимум 5 ламп, т. е., по максимуму - 150 Вт/ч.

Освещение вы используете лишь вечером, т. е., 5-6 часов в сутки. Таким образом, в сутки вы потратите на него всего лишь 900 Вт/ч, прибавим к этому 100 Вт на походы в подвал и другие неожиданные включения, получим 1 кВт/ч в сутки.

Определение среднего суточного расхода энергии.

Организм человека является уравновешенной системой. Это значит, что для своей жизнедеятельности он должен потреблять столько энергии, сколько ее расходует. То-есть, необходимо соблюдать баланс между потреблением и расходом энергетических ресурсов. Несоблюдение этого правила приводит к сбоям в работе организма, что, в конечном итоге, вызывает различного рода заболевания. Отделившись от природы и утратив многие природные чувства, которые должны регулировать жизнедеятельность живого существа, человек вынужден контролировать количество и калорийность своей пищи посредством сознания. Сознательное и разумное отношение к своему питанию является одним из основных условий здоровья, долголетия и красоты тела человека.

Приступая к составлению своего пищевого рациона, надо сначала рассчитать его энергетическую насыщенность (калорийность), на основании этого определить качественный состав (количество белков, жиров и углеводов) и выбрать состав продуктов.

Среднесуточная потребность человека в калориях лежит в пределах 2000 - 5000 ккал и зависит от возраста, роста, пола, массы тела, физической активности и состояния здоровья. Если человек болеет, то для составления диеты ему нужно обратиться к врачу-диетологу. Ибо, в этом случае, пища должна соответствовать лечебным целям.
Около 1500 - 2000 килокалорий человек расходует в сутки при малоподвижном образе жизн и. Даже во время сна расходуется 0,6 - 1 ккал/ час на каждый килограмм веса спящего. За 8 часов сна человек весом 75 кг теряет 360 - 600 ккал.

В таблице 1 приведены значения минимального количества энергии, необходимой для жизнедеятельности организма человека при полном физическом и психологическом покое в комфортных температурных условиях - 20 0 С.

Таблица 1. Минимальное количество энергии (килокалорий/сутки), необходимое для жизнедеятельности организма при полном физическом и психологическом покое и температуре окружающей среды 20 0 С.
Для мужчин Для женщин

Масса тела в кг.
18 = 29 лет 30 - 39 лет 40 - 59 лет Старше 60 лет Масса тела в кг. 18 - 29 лет 30 - 39 лет 40 - 59 лет Старше 60 лет
50 1450 1370 1280 1180 40 1080 1050 1020 960
55 1520 1430 1350 1240 45 1150 1120 1080 1030
60 1590 1500 1410 1300 50 1230 1190 1160 1100
65 1670 1570 1480 1360 55 1300 1260 1220 1160
70 1750 1650 1550 1430 60 1380 1340 1300 1230
75 1830 1720 1620 1500 65 1450 1410 1370 1290
80 1920 1810 1700 1570 70 1530 1490 1440 1360
85 2010 1900 1780 1640 75 1600 1550 1510 1430
90 2110 1990 1870 1720 80 1680 1630 1580 1500
Таблица взята из источника:______
Источник:http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-dokumenty/c5o.htm

С ростом физической активности человека увеличивается расход энергии. Точно определить суточное количество килокалорий, израсходованное человеком в процессе его деятельности, очень сложно Сложность связана с тем, что здесь оказывают влияние многочисленные факторы. Учесть все факторы, влияющие на энергетический обмен в организме, практически невозможно. Тем более, что многие из них (чувства, эмоции, стрессы, мыслительная деятельность) не поддаются численному выражению. Кроме того, каждый человеческий организм имеет свои индивидуальные особенности.

Однако, существуют много разных методики и рекомендаций для ориентировочного определения суточного количества энергии, необходимой человеку. Ниже приведены некоторые из них.

  1. Выбрав из таблицы 1 минимальный расход энергии, соответствующий возрасту, весу тела и полу, его нужно умножить на коэффициент физической активности. Величина коэффициента физической активности зависит от вида деятельности человека. Для людей, живущих на территории бывшего Советского Союза, можно рекомендовать выбор коэффициента физической активности из официально действующего в России документа «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения». Этот документ хорошо разработан на достаточно высоком научном уровне. Ниже приводится выдержка из этого документа. Из нее, человек может определить, к какой группе физической активности он относится и какую величину коэффициента физической активности он должен выбрать.
«Все взрослое население, в зависимости от величины энергозатрат, делится на 5 груп для мужчин и 4 группы для женщин, учитывающих производственную физическую активность и иные энерготраты.
I группа(очень низкая физическая активность; мужчины и женщины) - работники преимущественно умственного труда,коэффициент физической активности - 1,4 (государственные служащие, научные работники, преподаватели, учителя школ, студенты, специалисты-медики, психологи, диспетчеры, операторы по обслуживанию ЭВМ, программисты, работники финансово-экономической, юридической и административно-хозяйственной служб, работники конструкторских бюро, рекламно-информационных служб, архитекторы и инженеры, работники музеев, архивов, библиотекари, специалисты службы страхования, дилеры, брокеры, агенты по продаже и закупкам, патентоведы, дизайнеры, работники бюро путешествий, справочных служб и других родственных видов деятельности);
II группа (низкая физическая активность; мужчины и женщины) - работники занятые легким трудом, коэффициент физической активности - 1,6 (водители городского транспорта, рабочие пищевой, текстильной, швейной, радиоэлектронной промышленности, операторы конвейеров, весовщицы, упаковщицы, машинисты железнодорожного транспорта, участковые врачи, хирурги, медсестры, продавцы, работники предприятий общественного питания, парикмахеры, работники жилищно-эксплуатационной службы, реставраторы художественных изделий, гиды, фотографы, техники и операторы радио и телевещания, таможенные инспектора, работники милиции и патрульной службы и других родственных видов деятельности);
III группа (средняя физическая активность; мужчины и женщины) - работники средней тяжести труда, коэффициент физической активности - 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, водители электрокаров, экскаваторов, бульдозеров и другой тяжелой техники, работники тепличных хозяйств, растениеводы, садовники, работники рыбного хозяйства и других родственных видов деятельности);
IV группа (высокая физическая активность; мужчины и женщины) - работники тяжелого физического труда, коэффициент физической активности - 2,2 (строительные рабочие, грузчики, рабочие по обслуживанию железнодорожных путей и ремонту автомобильных дорог, работники лесного, охотничьего и сельского хозяйства, деревообработчики, физкультурники, металлурги доменщики-литейщики и другие родственные виды деятельности);
V группа (очень высокая физическая активность; мужчины) - работники особо тяжелого физического труда, коэффициент физической активности - 2,5 (спортсмены высокой квалификации в тренировочный период, механизаторы и работники сельского хозяйства в посевной и уборочный период, шахтеры и проходчики, горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, каменщики, грузчики немеханизированного труда, оленеводы и другие родственные виды деятельности. »
Источник:http://www.bestpravo.ru/federalnoje/bz-dokumenty/c5o.htm
  1. Определить минимальное количество энергии, необходимой для жизнедеятельности организма, можно также и по формулам, представленными различными авторами. Ниже приводится одно из таких уравнений, предложенного Mifflin St Jeor:
N= (10 × G+ 6.25 × H- 5 × T+ 5) х K ккал/в сутки - для мужчин
N= (10 × G+ 6.25 × H- 5 ×T- 161) xK ккал/в сутки - для женщин

Чтобы определить необходимое суточное количество килокалорий, надо подставить свой вес G- в килограммах, рост Н = в сантиметрах и возраст Т - в годах. КоэффициентКопределяется физической активностью человека. При отсутствии физической нагрузки К=1,2. При легкой физической нагрузке (легкая физическая работа 1-3 раза в неделю) К=1,375. Средняя физическая нагрузка (мышечная работа 3-5 дней в неделю) К=1.55. При тяжелой физической работе 6-7 дней в неделю К=1,725. В случае изнурительной работы (например, интенсивная подготовка к спортивным соревнованиям) К=1,9.

Выше приведенная формула является наиболее современной (2005 год ее публикации).
Однако, надо помнить, что результаты расчета, полученные по ней, являются также приближенными и ориентировочными.

  1. Несколько большую точность величины суточного расхода энергии можно получить следующим образом. Последовательно проследите и запишите все свои действия в течение дня, фиксируя время, затраченное на них. Потом, по таблице 2 найдите количество килокалорий, которое необходимо израсходовать на выполнение этих действий. В этой таблице приведены данные по затратам энергии (количество килокалорий, затрачиваемых в течение часа на каждый килограмм веса человека) в зависимости от выполняемого действия. Умножив табличные данные на свой вес и время (в часах или долях часа), получаем расходованную на это действие энергию. Суточные энергетические затраты организма будут равняться сумме затрат энергии на все ваши действия в течение дня.
Таблица 2
ЭНЕРГОЗАТРАТЫ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вид физической деятельности (для мужчин)
Затраты энергии
Ккал/час х кг веса

Вид физической деятельности (для женщин)
Затраты энергии
Ккал/час х кг веса
Сон 1,0 Сон 1,0
Отдых лежа 1,2 Отдых лежа 1,2
Отдых сидя 1.2 Отдых сидя 1,4
Отдых стоя 1,4 Отдых стоя 1,5
Утренний туалет 1,8 Утренний туалет 1,8
Еда 1,5 Еда 1,7
Ходьба по дому 2,5 Ходьба по дому 2,4
Прогулка медленная 2,8 Прогулка медленная 3,0
Ходьба в обычном темпе 3,2 Ходьба в обычном темпе 3,4
Ходьба 6 км/час 3,9 Ходьба 6 км/час 4,2
Ходьба с грузом 10 кг 3,5 Ходьба с грузом 10 кг 4,0
Подъем в гору (уклон15 0) 4,7 Подъем в гору (15 0) 4,6
Быстрый подъем в гору 7,5 Быстрый подъем в гору 6,6
Спуск с горы медленный 2,8 Спуск с горы медленный 2,3
Спуск с горы быстрый 3,6 Спуск с горы быстрый 3,4
Бег 8 км/час 6,9 Бег 8 км/час 6.9
Бег 10 км/час 8,4 Бег 10 км/час 8,4
Бег 12 км/ час 11,4 Бег 12 км/час 11,4
Бег по пересечен. местности 8,6 Бег по пересечен. местности 8,6
Подъем по лестнице 7,7 Подъем по лестнице 7,4
Езда на велосипеде 7,7 Езда на велосипеде 7,7
Вождение автомобиля
Вождение скутера
Езда в гор. транспорте 1,7 Езда в гор. транспорте 1,5
Езда в такси 0,9 Езда в такси 0,9
Хозяйственная работа по дому 3,3 Хозяйственная работа по дому 3,3
Приготовление пищи 2,2 Приготовление пищи 2,2
Работа в саду 2,3 Работа в саду 2,3
Прогулка с детьми 3,6 Прогулка с детьми 3,6
Копка грядок 5,3 Копка грядок 5,3
Работа в офисе 1,4 Работа в офисе 1,4
Работа за компьютером 1,7 Работа за компьютером 1,7
Стрижка газонов 3,3 Стрижка газонов 3,3
Чтение книг и учеба 1,6 Чтение книг и учеба 1,6
Занятия на уроках 1,9 Занятия на уроках 1,8
Перерыв между занятиями 2,8 Перерыв между занятиями 2,5
Рубка дров 6,9 Стирка 3,4
Легкие гимнастич. упражнения 3,4 Легкие гимнастич. упражнения 3,2
Тяжелые гимнас. упражнения 7,5 Аэробика 5,2
Прыжки через скакалку 9,1 Прыжки через скакалку 7,7
Плаванье 7,0 Плаванье 7,0
Верховая езда 5,6 Верховая езда 5,6
Катание на лыжах 7,4 Катание на лыжах 7,4
Катание на роликах 4,2 Катание на роликах 4,2
Катание на коньках 3,6 Катание на коньках 3,6
Игра ы теннис 5,8 Игра в теннис 5,8
Танцы медленные 3,2 Танцы медленные 3,2
Танцы быстрые 7,2 Танцы быстрые 7,2
Таблица составлена на основании источников:______________________________________________

Если, при расчете тремя вышеприведенными способами будут получены различные результаты, можно определить конечный результат как среднеарифметическую величину.

Цель работы: закрепить теоретические знания о расходе энергии и овладеть методикой его определения с помощью хронометражно-табличного метода.

Количественная сторона питания характеризуется калорийностью пищевого рациона. Одним из принципов организации рационального питания человека является соответствие калорийности рациона суточным энерготратам. Другими словами, чтобы ответить на вопрос, какова должна быть калорийность суточного рациона, необходимо знать расход энергии за это время.

Как известно, общие суточные энерготраты складываются из энергии основного обмена; энергии, связанной с приемом пищи (специфически-динамическое действие пищи); энергии, обусловленной нервно-мышечной деятельностью.

Для определения расхода энергии используются лабораторные и расчетные методы. К лабораторным относятся методы прямой и непрямой (по газообмену) калориметрии. На практике значительно чаще применяются расчетные методы, в которых использованы данные лабораторных методов.

Определяя потребность в энергии, т.е. калорийность рациона, следует прежде всего руководствоваться «Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения», утвержденными и действующими в настоящее время в России. Содержащиеся в "Нормах" величины носят групповой характер и относятся к группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела (при расчете использовалась масса тела мужчин, равная 70 кг, женщин – 60 кг).

В новых "Нормах" введен объективный физиологический критерий, определяющий адекватное количество энергии для конкретных групп – коэффициент физической активности (КФА), показывающий отношение общих энерготрат на все виды деятельности к величине основного обмена (ВОО). Если, например, общие суточные энерготраты больше величины основного обмена в 3 раза для соответствующей группы по полу и возрасту, то это значит, что коэффициент физической активности для данной группы равен 3.

Учитывая это, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. Физиологическим критерием для отнесения к той или иной группе является коэффициент физической активности.



Таблица 1

Суточные энерготраты взрослого трудоспособного населения страны в зависимости от коэффициента физической активности (КФА)

Группа КФА Профессии, относящиеся к группе Возрастные подгруппы Энерготраты (ккал)
мужчины женщины
I II III VI V 1,4 1,6 1,9 2,2 Работники, преимущественно умственного труда: студенты гуманитарных вузов, педагоги и т.д. Работники, занятые легким трудом: водители, швейники, медсестры, санитарки, работники сферы обслуживания и др. Работники средней тяжести труда: слесари, станочники, водители автобусов, хирурги, обувщики, железнодорожники и т.д. Работники тяжелого физического труда: строительные рабочие, с/х рабочие и механизаторы, дерево-обработчики и т.д. Работники особого тяжелого физического труда: вальщики леса, горнорабочие, каменщики, грузчики 18-29 30-39 40-59 18-29 30-39 40-59 18-29 30-39 40-59 18-29 30-39 40-59 18-29 30-39 40-59

Более точно энерготраты взрослого человека можно определить, используя данные табл.1, в которой приведены величины основного обмена энергии не только в зависимости от пола и возраста, но и от массы тела. Чтобы рассчитать энерготраты, нужно найденную по табл.2 величину умножить на групповое значение коэффициента физической активности. Например, требуется определить суточный расход энергии водителя городского автобуса в возрасте 40 лет с массой тела 80 кг. По табл. 2 находится величина основного обмена, она равняется 1700 ккал в сутки. Эта величина умножается на 1,9, т.к. водитель городского автобуса, согласно табл.1, относится к третьей группе профессий с КФА 1,9, и получается результат 3230 ккал. Полученный результат на 280 ккал выше приведенного в табл.1, т.к. в ней приведены результаты расчетов на массу тела в 70 кг.

Таблица 2

Величина основного обмена взрослого населения в сутки в зависимости от массы тела, пола и возраста

К сожалению, возможности этого приема ограничены тем, что нет коэффициента физической активности для многих видов деятельности.

Однако наиболее точным из расчетных методов определения энерготрат является хронометражно-табличный, в котором используются данные расхода энергии, полученные лабораторными методами. Метод определения расхода энергии по газообмену позволяет определить энергетические траты организма при различных условиях: в покое, во время производственной, бытовой и спортивной деятельности. Результаты этих данных представлены в многочисленных таблицах, как правило в виде суммарных данных, которые включают три величины: основной обмен, величину повышения обмена при приеме пищи и величину повышения обмена в результате работы.

Энерготраты, вычисленные на основании данных О. П. Молчановой, А. Н. Крестовникова, Б. Д. Кравчинского, А. А. Минха и других исследователей, указаны в табл.3.

Таблица 3

Расход энергии (включая основной обмен) при различных видах деятельности

Вид деятельности Энерготраты в 1 мин на 1 кг веса тела (ккал)
Ходьба: 110 шагов / мин 6 км / ч 8 км / ч Бег со скоростью: 8 км / ч 10,8 км / ч 320 м / мин Гимнастика: Вольные упражнения Упражнения на снарядах Езда на велосипеде со скоростью 10-20 км / ч Катание на коньках Передвижение по пересеченной местности на лыжах Упражнения со скакалкой Плавание со скоростью 50 м / мин Физические упражнения Умственный труд: в лаборатории сидя (практические занятия) в лаборатории стоя (практические занятия) Печатание на машинке Школьные занятия Личная гигиена Прием пищи сидя Отдых: Стоя Сидя лежа (без сна) Уборка постели Сон 0,0690 0,0714 0,1548 0,1357 0,178 0,320 0,0845 0,1280 0,1285 0,1071 0,2086 0,1033 0,1700 0,0648 0,0250 0,0360 0,0333 0,0264 0,0329 0,0236 0,0264 0,0229 0,0183 0,0329 0,0155

На использовании величин энерготрат, представленных в различных таблицах, основан хронометрожно-табличный метод определения суточного расхода энергии. В отличии от других методов, он не требует никакой аппаратуры и может применяться в любых условиях.

Порядок определения суточного расхода энергии с помощью хронометражно-табличного метода следующий:

– подготовить рабочую таблицу (табл.4);

– провести хронометраж дня и определить время выполнения различных видов деятельности;

– найти в табл.3 для каждого вида деятельности соответствующие данные энергетических трат, которые указываются как суммарная величина расхода энергии в ккал за 1 мин на 1 кг веса. Если в таблице тот или иной вид деятельности не указан, то следует пользоваться данными, относящимися к близкой по характеру деятельности;

– вычислить расход энергии при выполнении определенной деятельности за указанное время, для чего умножить величину энергетических трат при данном виде деятельности на время ее выполнения;

– определить величину, характеризующую суточный расход энергии на 1 кг веса тела, суммировав полученные данные расхода энергии при различных видах деятельности за сутки;

– вычислить суточный расход энергии человека, для чего величину суточного расхода энергии на 1 кг веса тела умножить на вес тела и к полученной величине прибавить 15 % от полученной суммы с целью покрытия неучтенных энерготрат.

Пример. Нужно определить суточный расход энергии студента. Вес студента 60 кг.

Данные хронометража дня и времени на различные виды деятельности студента вносятся в рабочую табл.4. С помощью таблицы 3 определяют энерготраты при различных видах деятельности. Затем суммируют величины расхода энергии за сутки. Полученная в результате суммирования величина 33,593 ккал показывает расход энергии за сутки на 1 кг веса тела студента. Для определения суточного расхода энергии умножают указанную величину на вес тела (60 кг): 33,593 х 60 = 2015,58 ккал. Далее вычисляют 15 % от полученной величины (неучтенные энерготраты) и прибавляют к показателю суточного расхода энергии: 2015,58 + 302,337 = 2317,917 ккал. В итоге получают величину суточного расхода энергии для данного студента - 2317,917 ккал.

Естественно, если в распорядке дня будут внесены существенные изменения, то необходимо вновь рассчитать суточный расход энергии.

С помощью хронометражно-табличного метода суточный расход энергии можно определить лишь ориентировочно, так как нельзя полностью учесть все виды деятельности человека в течение дня. Кроме того, приводимые в таблицах энерготраты имеют относительное значение, так как расход энергии человека даже при выполнении одного и того же вида деятельности может колебаться по разным причинам: условия труда, состояние организма и др. Вместе с тем этот метод позволяет вычислить суточный расход энергии в пределах, достаточных для практических целей.

Таблица 4

Рабочая таблица для определения суточного расхода энергии студента

Вид деятельности Время (от-до, ч, мин) Продол- житель- ность (мин) Расход энергии (в 1 мин на 1 кг веса тела ккал) Вычисление расхода энергии (ккал на 1 кг веса тела)
Подъем, личная гигиена Завтрак (прием пищи сидя) Ходьба на учебу Умственная работа сидя Ходьба с учебы домой Личная гигиена Обед (прием пищи сидя) Отдых лежа Умственная работа сидя Ужин (прием пищи сидя) Умственная работа сидя Свободное времяпровождение: Ходьба Отдых стоя Ходьба Отдых сидя Личная гигиена Сон 7.30 – 7.50 7.50 – 8.00 8.00 – 8.10 8.10 – 13.15 13.15 – 13.30 13.30 –14.30 14.30 – 15.00 15.00 – 16.30 16.30 – 18.30 18.30 – 19.10 19.10 – 20.10 20.10 – 20.40 20.40 – 21.00 21.00 – 21.20 21.20 – 22.00 22.00 – 22.30 22.30 – 7.30 0,0329 0,0236 0,0690 0,025 0,0690 0,0329 0,0236 0,0183 0,0243 0,0236 0,0243 0,0690 0,0264 0,0690 0,0229 0,0329 0,0155 0,0329*20=0,658 0,0236*10=0,236 0,0690*10=0,69 0,025*305=7,625 0,0690*15=1,035 0,0329*60=1,974 0,0236*30=0,708 0,0183*90=1,098 0,0243*120=2,916 0,0236*40=0,944 0,0243*60=1,458 0,0690*30=2,07 0,0264*20=0,528 0,0690*20=1,38 0,0229*40=0,916 0,0329*30=0,987 0,0155*540=8,37
Итого: 33,593

1. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учебник для студентов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 1998. – 480 с.

2. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: Учебное пособие. – М.: ГЭОТАР – ИЕД, 2002. – 560 с.

3. Лубышева Л.И. 10 лекций по социологии физической культуры и спорта. – М.: ТиПФК, 2000. – 151 с.

4. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия»», 2000. – 152 с.

5. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. – М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 520 с.

6. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред.проф. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 480 с.

8. Барчуков И.С. Физическая культура и физическая подготовка [Электронный ресурс]: учебник/ Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Кикоть В.Я.- Электрон. текстовые данные.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 431 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15491.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

9. Физическая культура [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей)/ С.И. Бочкарева [и др.].- Электрон. текстовые данные.- М.: Евразийский открытый институт, 2011.- 344 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11107.- ЭБС «IPRbooks», по паролю

Приложение

Пример контрольной работы

Задание 1.

Профессию педагога (ваша специальность) можно отнести к “группе риска” по частоте нарушений здоровья и серьезности протекающих заболеваний.

Обработав статистические данные по заболеваемости педагогов, сотрудники института В. М. Бехтерева обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

1. сердечно-сосудистые;

2. желудочно-кишечные;

3. нарушения опорно-двигательного аппарата;

4. болезни крови;

5. нарушение функции щитовидной железы

К основным профессиональным заболеваниям педагогов относятся:

– миопия (близорукость);

– ларингит;

– синдром хронической усталости;

– гиподинамия;

– остеохондроз.

Причинами заболеваний являются:

1. отсутствие стабильного режима труда и отдыха;

2. снижение двигательной активности;

3. эмоциональная перенапряженность;

4. большая учебная нагрузка как результат низкой почасовой оплаты;

5. отсутствие системы психопрофилактических мероприятий, комнат психологической разгрузки;

(Здоровье педагога. Профилактика профессиональных заболеваний

Не следует считать, что чем больше человек выполняет физической работы, тем лучше, а стало быть, нечего тут очень уж подсчитывать калории, устанавливать какие-то границы расхода энергии. Наблюдения врачей показывают, что слишком большая мышечная активность (тяжелый физический труд, регулярные изнурительные тренировки) вызывает истощение нервной системы, развитие неблагоприятных, а затем и патологических изменений в организме человека. Во всяком случае, совершенно точно определено, что при ежедневных энерготратах 10 000 ккал организм человека недополучает с пищей от 200 до 400 ккал в день (он просто не в состоянии усвоить необходимое для восполнения столь огромных затрат количество пищи, сколько бы он ее ни получал) и теряет за этот день 0,3-0,7 кг веса. (Надо уточнить, что речь идет о ежедневной нагрузке. Энерготраты спортсменов достигают иной раз 12 000 ккал, но после этого следует либо отдых, либо тренировка с маленькой нагрузкой.) Впрочем, даже вдвое меньший расход энергии (5000-6000 ккал в день) на протяжении ряда лет неблагоприятно сказывается на организме - от тяжелой физической работы человек преждевременно стареет.

Известный физиолог труда Леман долгие годы изучал энерготраты людей, работающих на разных производствах, и пришел к выводу, что суточный расход энергии не должен превышать 4800 ккал (или около 3000 ккал на мышечную работу). А оптимальные затраты для здорового человека со средним физическим развитием еще меньше: 2700-3800 ккал (из них 1200-2000 ккал на мышечную работу).

Интересные расчеты провела группа чехословацких ученых, изучающих проблемы физиологии труда. Они задались целью определить, сколько лет подряд может проработать человек без ущерба для здоровья при том или ином расходе энергии за рабочий день. И прежде всего их интересовал уровень расхода энергии, позволяющий сохранять хорошее здоровье на протяжении минимум 25 лет рабочей жизни. Согласно расчетам, в течение 25 лет (то есть 1200 рабочих недель) можно выполнять физическую работу с затратой энергии равной 1500 ккал (сверх основного обмена). Если ежедневный расход на физическую работу будет в пределах 2750-3000 ккал (сверх основного обмена), то такую работу человек может продолжать в течение всего лишь 200 недель своей 25-летней трудовой жизни; при ежедневном расходе энергии в 4500 ккал (сверх основного обмена) - 60 недель.

Суммируя мнения различных исследователей, ученые полагают, что оптимальный суточный расход энергии человека находится в пределах 2700-3800 ккал (с основным обменом). Если исключить отсюда «гарантированный» каждому из нас основной обмен, то получится, что на мышечную работу мы должны затрачивать в сутки в среднем 1200-2000 ккал (расход энергии ниже этого уровня и характерен для состояния гиподинамии).
О компании «Мылофф» мне в интернете повстречалась полезная информация. Если вы хотите

Похожие публикации