Рекомендации родителям первоклассников. Советы психолога родителям первоклассника Ребенок первоклассник советы родителям

Первый класс - испытание для ребенка и для родителя. Лучше, если малышу на момент поступления в школу уже есть 7 лет. Он более готов к обучению, созрел для того, чтобы сидеть за партой и воспринимать материал, а не мечтать об играх, лучше мотивирован... Первые две недели малыш очень устает - новый режим, общее напряжение семьи, привыкание к новым отношениям, новая непривычная нагрузка...

Семейный психолог Светлана Ройз дает немало советов и в своих книгах, и на своей странице в Facebok.

Мы предлагаем 11 хороших советов для родителей, дети которых идут в школу в этом году. Итак, как облегчить жизнь первоклассникам и их родителям?

1. Заботьтесь о том, чтобы малыш мог вЫбегаться после школы или просто высыпаться. Многие первоклашки становятся более эмоциональными, агрессивными и слезливыми первые школьные недели - это нормально. Давайте поддержку, телесные и эмоциональные поглаживания (массаж, приятные слова, похвала, уверенность, что все получится, обимашки).

2. Доли мозга, которые отвечают за "удержание ребенка в одной позе" (например, за партой со сложенными ручками), включаются в работу после 7 лет. Но и потом малыши не могут быть долго усидчивыми, не бегать на переменах, не проявлять активность. Если учителям не хватает знаний, для того, чтобы давать детям возможность разрядки, хотя бы вы дома не ругайте их за состояние "волчка". Пусть после школы, если хотят, бегают, прыгают на батуте и катаются на велосипеде...

3. Также только после 7 лет многие детки могут ощущать себя частью системы и подчиняться ее правилам, ощущать себя частью группы (мы - ученики, одноклассники, дети). Это еще один аргумент в пользу семилетнего школьного старта. Поэтому немало деток не реагируют, пока к ним лично не обратятся:
- Машенька (Пашенька), открой тетрадь.

Хорошо, если учитель это знает, и хорошо, если есть кому ему об этом напомнить.

А родителям важно дома играть в школу, проигрывать с игрушками возможные ситуации и запоминать фразу: "Діти, розгорніть, будь ласка, зошити (підручники, щоденики)!"

4. Если ребенок - единственный ребенок в семье, если он не был в садике, то он не привык к шуму, постоянному присутствию других рядом, прикосновениям. Он будет сильнее уставать и жаловаться на то, что его обижают (прикосновения других он может расценивать, как агрессию). С таким малюткой нужно чаще играть в контактные-телесные игры: бороться, тискаться, драться подушками, лепить друг из друга колобков или собственные тела (пальчики, стопочки, голени... ушки и носик тоже). Такие игры позволяют малышам вернуться в свои границы, почувствовать тело, уменьшить напряжение и потренировать тело для контактов.

5. Если учительница очень отличается по психотипу, эмоциональным реакциям, телосложению, громкости голоса от мамы и близких женщин - ребенок может ее бояться.

Ребенку важно говорить - учительница говорит громко не потому, что сердится, а потому что хочет, чтоб ее все услышали.

И дома важно играть в шумелки, рычалки и в кричалки. Весело даже просто полаять друг на друга. Хорошая игра даже для взрослых.

6. Для того, чтобы деткам облегчить адаптацию - в первые недели сентября устройте встречи деток-одноклассников в игровых центрах, пикниках, приглашайте потенциальных друзей в гости. Чем быстрее они познакомятся, тем быстрее будут сосредотачиваться на учебе.

7. Каждый понедельник ребенка может быть сложнее "оторвать от себя". Это касается и малышей, которые адаптируются к садику. Называется это - синдром понедельника. После близости с родителями сложно идти в чужую среду. В утро понедельника - встаем пораньше, даем время для обнимашек, замедляем темп сбора в школу, расстаемся, обнимаясь и "надувая друг-друга любовью, как воздушные шарики). И давайте с собой школьнику даем частичку себя - мамин браслет, значок, кулон платок с ароматом духов...

8. В школе делаем коллаж из фотографий мордашек деток (хорошо, если вы как можно раньше, можно сфотографировать всех на первом уроке и сразу же сделать такое семейное фото). Когда ребенок приходит в класс и видит себя среди других, он сразу чувствует, что у него есть место и он свой. Можно просто обрисовать ладошки на ватманах, подписать внутри каждой имена и развесить на стенах...

9. Вы должны точно понимать, что ребенок знает, где школьный туалет, умеет им пользоваться, знает, как попроситься. Много школьных неврозов связано с туалетными сложностями. Если малыш трачу силы на то, чтобы что-то удержать, мне не до приема новой информации...

10. Для очень чувствительных, обидчивых деток, особенно, если из фамилии легко сделать " " придумываем вместе разные прозвища, которые можно сделать из фамилии. Это такая прививка. После нее не так хочется обижаться на обзывалки.

11. Для деток- негативистов, которые привыкли фиксировать внимание только на плохом, ну и вообще для всех - после школы задаем вопрос: "Что было хорошего?". Если ребенку сложно - вначале начинают говорить взрослые.

Конечно, нужно затем поговорить о плохом. Особенно если вы заметили, что малыш стал слишком раздражительным или вялым, что играет в "кричащего учителя" или "наказанного ученика". Малыш должен понимать, что дома может рассказать все на свете и получить поддержку.

Наш консультант -
семейный психолог Светлана Ройз

Родителям первоклассников

С пониманием относитесь к тому, что вашего ребёнка что-то не будет получаться сразу, даже если это кажется вам элементарным. Запаситесь терпением. Хорошо, если ребёнок в трудный первый год учёбы будет ощущать поддержку. Ваша вера в успех, спокойные, ровные отношения помогут ребёнку справиться со всеми трудностями.

Правила для родителей

  • Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 15 – 20 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 15 -20 минут необходимо прерываться и давать ребёнку физическую разрядку. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
  • Организуйте ребёнку рабочее место. Садитесь за уроки в одно и тоже время. Находитесь рядом с ребёнком во время приготовления им уроков с целью контроля, чтобы не отвлекался. Не ругайте за исправления – это первая форма самоконтроля.

Проявления напряжения, нарушения адаптации.

· Прогрессивное понижение успешности работы (ослабление внимания, рассеянность).

· Снижение фона настроения.

· Повышенная плаксивость, обидчивость, придирчивость.

· Плохой сон (спит беспокойно, вздрагивает во сне, всхлипывает, просыпается по ночам, долго не может заснуть вечером, хотя хочет спать).

· Появление тревожности или страхов.

· Двигательное беспокойство (всё время что-то крутит в руках - мелкие предметы, одежду, прядь волос, и т.п.; не может усидеть на месте).

· Часто моргает, подёргивает головой, плечами (различные навязчивые движения).

· Энурез.

· Грызёт ногти, сосёт пальцы, губы.

· Снижен аппетит.

· Бледность, потеря веса.

· Жалобы на различные боли (в животе, в ногах) особенно утром перед уроками.

· Нежелание начинать занятия под различными благовидными предлогами.

В начале школьного обучения дети испытывают большое психологическое напряжение, которое в обычных случаях разряжается через двигательную активность. Ситуация школьного обучения не позволяет нервной системе разрядиться с помощью активных движений, ребенок вынужден долгое время находиться в ситуации ограничения движений. Состояние неподвижности является неестественным для детей шести-семи лет и вызывает у них статическое напряжение

Любое наше состояние тем или иным образом проявляется на телесном уровне. Чаще всего напряжение, в котором находятся дети в первые недели учёбы, «переходит» в мышечные зажимы. Ребёнку крайне трудно управлять напряжёнными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное и эмоциональное, можно научит их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.

Дыхательное упражнение

Попросите ребенка свободно положить руки на колени, и закрыть глаза, чтобы никакая визуальная информация не мешала ему сосредоточиться. Попросите думать только о своем дыхании. При выполнении дыхательного упражнения необходимо дышать через нос, губы слегка сомкнуты (но не сжаты). При дыхании предложите обратить внимание, ощутить, что «вдыхаемый воздух более холодный, чем выдыхаемый».

Расслабляться можно не только с помощью дыхательных техник и упражнений на мышечную релаксацию . Возможно и расслабление через образы – так называемые визуализации – зрительные представления.

Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

«Ты нежишься на пушистом облачке, которое мягко обволакивает твое тело».

«Ты лежишь на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышишь легкий шум волн и ощущаешь свет и тепло солнечных лучей».

Даже мимолетное «погружение» в приятную ситуацию благотворно воздействует на наше самочувствие.

Для эмоциональной разрядки детей хорошо использовать работу с красками и любые виды продуктивной деятельности, приносящие ребёнку удовольствие (глина, пластилин, бумага и т.п.).

Что можно делать дома для снятия статического и психоэмоционального напряжения .

Дайте возможность ребёнку повзаимодействовать с водой. Вы можете предложить ему помыть посуду, игрушки, постирать носочки. Налить воду в тазик и пускать кораблики, попереливать воду из ёмкости в ёмкость. Предложить ребёнку принять душ или полежать в ванне.

Совместные, детско-родительские игры .

  • «Бумажные бои»

Взять листы серой бумаги и смять их в комки, типа снежков. Разделить комнату на две части креслом или стульями и закидывать друг друга бумажными комками.

  • «Кричалки»

Выбираете любое слово и кричите, кто кого перекричит.

  • «Догонялки - обнималки»

Родители и дети по очереди гоняются друг за другом со словами: «Догоню - заобнимаю». Догнав – крепко обнимает.

Полезные игрушки . Дартс, боксёрская груша, пластилин, глина, краски.

Материнский массаж. Укладывая ребёнка спать, проведите с ним 10 - 15 мин, поглаживая его спинку, ручки, ножки. Особое внимание уделите икрам ног. Материнский массаж хорошо сочетается с рассказыванием медитативных сказок.

Желаем вам успеха


Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

У меня есть несколько выстраданных пунктов для родителей первоклассников. Я знаю, что они стоят сейчас, дрожа, перед зияющей бездной - сама так стояла в прошлом году.

Так вот, первое, что нужно запомнить: это все неважно. Все, что вам видится в этой бездне.

1. Расслабьтесь. Неважно все - какой пластилин, какой пенал, какой букет. Если вы не знаете имя учительницы, это тоже неважно. Вам с этим человеком встречаться в лучшем случае четыре раза в году, реже, чем с парикмахером, всегда можно обходиться безличными обращениями «уважаемая» и «позвольте». Ребенок сам запомнит.

2. Оказывается, можно не пытаться судорожно купить все по списку к 1 сентября. В первые пару-тройку недель, пока будет твориться организационный бардак, вы успеете купить и пластилин, и ручки, и ножки. И клей, и папки картонные. Вообще не торопитесь, что-то, может быть, просто не понадобится. Не надо быть готовыми к 3 сентября больше, чем Папа Римский и директор вашей школы. Одежда есть - уже замечательно.

3. Не думайте особенно над букетом. Рассчитываете произвести впечатление на учительницу? Бесполезно, она сейчас в таком состоянии, что вряд ли запомнит букеты, дай бог, чтобы запомнила имена. Впечатление лучше производить на спокойную голову, в мирной обстановке. И вообще познакомьтесь сначала - вдруг вам и не захочется ей букетов дарить? А вдруг она предпочитает туристическое снаряжение или радиодетали? Хотите блеснуть перед другими родителями? Тогда лучше наденьте нарядное платье, бриллианты и норковую шубу (особенно эффектно будет смотреться, если вы отец). Родители заметят и оценят. А на цветы никто не смотрит, в лучшем случае - на свои, чтоб не помялись.

4. Купите ребенку удобную обувь. Прямо хочется сказать об этом отдельно - не красивую, а удобную. С хорошими стельками. С хорошей амортизирующей подошвой. Чтобы выстоять всю эту торжественную линейку. И на сменку тоже - чтобы дышала, амортизировала ногу, легко мылась. Чтобы ножки не потели в школе. Сэкономьте на пенале, на портфеле, на пластилине этом несчастном, но обувь купите хорошую, потому что это ощутимый вклад в здоровье. А остальное - вклад непонятно пока во что.

5. Не представляйте в ужасе, что вы будете делать , если ребенок не научится хорошо читать, считать и рисовать квадратики. Он, разумеется, не научится. Сразу - точно нет. Редкий, знаете ли, ребенок в 7 лет способен пророчески увидеть, как параллельные прямые пересекаются, и где-то далеко в будущем вот эти задания и прописи связаны с его карьерными успехами и профессией аудитора Счетной палаты. А когда мозг не видит понятной перспективы, он страшно сопротивляется.

Так что он, конечно, будет «лениться». Все терять, путать и забывать. Долго привыкать к новым людям. Капризничать по вечерам.

Еще имейте в виду, что у семилеток очень неравномерно созревает кора больших полушарий. И то, на что Маша окажется способна уже в сентябре, Семен, может быть, освоит только через полгода, а Аня - к июню. То, что вы со слезами и проклятиями пытаетесь стребовать с ребенка в первой четверти, он, может быть, играючи сделает к концу первого класса. Или вообще к началу второго (лето, витамины, много беготни - все это очень способствует прорастанию новых нейронных связей в мозгу).

В сущности, что такое эти полгода и даже год? Да у них ожидаемая продолжительность жизни - около 100 лет. Так что ваша задача не заставить его «быстрее вырасти», это, как с картошкой, невозможно. А чтобы к началу второго класса он не смотрел на вас и на школу со смесью ужаса и отвращения.

Вполне посильная задача.

6. Расскажите ребенку, что учеба - это движение из точки, где ты вообще-вообще-совсем ничего не умеешь, в точку, где худо-бедно умеешь, но еще не блестяще. На этом пути на каждом шагу ошибаться не стыдно, а естественно. И ошибаться нужно будет много раз. И пробовать, и еще пробовать, и с каждой попыткой будет получаться немножечко лучше. А иногда будет казаться, что все замерло, и никакого «лучше» не происходит. А иногда будет даже немного хуже, чем в прошлый раз. И да, это неприятно, но вот так выглядит учеба.

Мне кажется, тут какой-то всеобщий заговор: родители забывают рассказать об этом детям, а учителя - родителям. Все пытаются немедленно начать измерять какие-то «результаты», которых нет и быть не может. Потому что невозможно измерить «результаты» до того, как чему-то надежно научился.

К сожалению, прежде чем объяснить это ребенку, иногда приходится повторить себе. И не раз.

7. Пообещайте не говорить «вот я в твоем возрасте…». Вы все равно это обещание нарушите, и не раз, все нарушают. Но все-таки. Когда вы были в его возрасте, люди звонили из автоматов с помощью двушек, по полдня стояли в очередях за югославскими сапогами и не знали половины тех вещей, которые сегодня знает первоклашка. Возможно, вы вообще представитель другого биологического вида.

8. Когда все-таки доберетесь до магазина канцтоваров, запаситесь этими дурацкими ластиками , линейками, цветными карандашами и ручками в промышленных масштабах. Не знаю, куда они теряются в таких количествах, возможно, школьные тролли их едят. Или дети сами их едят.

9. Если правда хотите запомнить 3 сентября - а не забыть немедленно, как страшный сон - попросите кого-нибудь с хорошей камерой сделать несколько ваших семейных фотографий . Не жанр «напряженный ребенок в новой неудобной одежде с гладиолусами», а что-нибудь более спокойное и совместное. Чтобы в лицах появилась нужная легкость, представьте, что пришли уже на выпускной.

Вообще, как показывает опыт, школа - не враг. Хотя и не друг. А просто квест, который придется пройти. Но, по счастью, количество жизней в этой игре почти бесконечное.

И, конечно, вино и пустырник всем нам в помощь.

Анастасия Рубцова

Похожие публикации