Обучение безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. Консультация "эффективные методы и приемы обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности"

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

Формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

Воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

Развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

Учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

Использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

Комплексные занятия, тренинги;

Экскурсии, целевые прогулки, походы;

Подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

Сочинение историй;

Наблюдения;

Беседы групповые и индивидуальные;

Чтение специальной детской литературы;

Анализ заданных ситуаций;

Выполнение поручений;

Экспериментирование.

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

Плакаты, иллюстрации;

Настольно-печатные игры, дидактические игры;

Компьютерные презентации;

Карточки для индивидуальной работы;

Игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

Подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

Разработку системы планирования;

Определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

Разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

Разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

Обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

В воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

Педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

7. Консультации.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

Через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

Через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

Наблюдение;

Фиксация высказываний детей;

Сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

Рисунки с заданиями, творческие рисунки;

Обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

«ОБЖ-малышам»

Формирование основ безопасной

жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

Актуальность проекта: Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского и др.

Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. Идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от всего перечисленного выше.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята маленьким человеком – только тогда она станет действенным регулятором его поведения.

Правила поведения, и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека. Каждая среда: город, сельская местность, домашняя обстановка – диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности.

Большинство воспитанников проживает в неблагополучных, пожароопасных микрорайонах, где дома и окружающая среда могут стать причиной больших неприятностей. В городе ведется различное строительство домов и дорог, в непосредственной близости находятся дороги, лес. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует и обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного экологического неблагополучия.

Цель проекта: способствовать усвоению детьми общепринятых норм и правил поведения, безопасности, жизнедеятельности в повседневной жизни.

Задачи проекта:

Сформировать основные правила личной безопасности

Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей

Развивать познавательные способности; творческие способности; воображение, мышление; коммуникативные навыки

Научить детей оказать помощь себе и пострадавшим

Воспитывать личностные навыки безопасного поведения в социуме и в быту

Длительность проекта: длительный.

Участники проекта: дети средней группы №6 «Золушка», воспитатели: Лазуренко Наталья Александровна, родители воспитанников ГБОУ Школа № 2065 СПДС №5.

Предполагаемый результат:

Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;

Проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;

Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;

Знание правил безопасного поведения на улицах города.

Умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;

Умение выбрать адекватную модель поведения в различных жизненных ситуациях;

Умение организовать деятельность в соответствии с правилами безопасного для себя и окружающих поведения в «типичных» ситуациях;

Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;

Представления о возможных негативных последствиях для других людей своими неосторожными действиями.

Этапы проекта:

1 этап- Подготовительный

    постановка целей и задач будущего проекта воспитателями;

    создание необходимых условий для реализации проекта;

    информирование родителей о теме проекта.

2 этап – Планирование

    изучение теоритических основ;

    обсуждение и составление плана работы над проектом;

3 этап – Основной

    совместная деятельность с детьми;

    взаимодействие педагогов со специалистами ДОУ,(музыкальный работник, физкультурный работник, ст.воспитатель.);

    работа с родителями.

4 этап – Заключительный

    анкетирование родителей;

    обобщение опыта работы(оформление папки-передвижки);

    участие в педагогических совещаниях;

    презентация по итогам работы.

«Паутинка проекта»

Речевое развитие

Обогащение активного словаря

Составление рассказов по проблемной ситуации

Обучение детей вызову «Службы спасения» и умению вести ролевой диалог

Разбор проблемных ситуаций и обыгрывание детьми

Познавательное развитие

Развитие интересов детей, любознательности и

познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе,

других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Социально-коммуникативное

Усвоение норм и ценностей, принятых в

обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие общения и взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и

саморегуляции собственных действий;

Развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

Формирование готовности к совместной деятельности

со сверстниками,

Формирование уважительного отношения сообществу детей и взрослых;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Художественно-эстетическое

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-

модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие

Становление ценностей здорового

образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном

режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Становление

целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

Реализация проекта:

Навыки безопасного поведения в социуме.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

-«Острые и колющиеся предметы»- рассматривание иллюстраций

-«Электроприборы в доме» - «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.7)

-«Опасные ситуации с опасными предметами»

Составление рассказов по теме «Что можно и что нельзя делать, когда ты дома остался один»

Правила поведения в группе

Рассказы детей по сделанным альбомам (как пользуются твои родители электроприборами)

Сентябрь

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

Рассматривание и чтение «Твоя безопасность. Как вести себя дома и на улице» К.Ю.Белая

изобразительная

Рисование : Какими предметами нельзя пользоваться самостоятельно, какими умеешь уже пользоваться (соотнести картинки)

Аппликация :-изготовление альбома «Какими предметами нельзя пользоваться?»;

Хранение опасных предметов

-«Сказка о двух братьях Иване и Митрофана» «Твоя безопасность» К.Ю.Белая с.5)

Дид. Игра «Опасные ситуации»

Работа с родителями

Беседы о важности данной проблемы

Статья «Чему должны научить детей педагоги и родители» (Безопасность в квартире)

Изготовление для родителей стенда «Что нельзя приносить в детский сад» острые и колющиеся предметы)

Создание рисунков взрослых на тему «Опасные предметы дома» (план комнаты, где может возникнуть опасность для детей)

Формирование навыков и умений адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Как человек огонь приручил» -«Мы – пожарные»

-«Спасаем своих друзей»

Пожароопасные предметы Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.55 (загадки)

Пожар Н.Н.Авдеева «Безопасность» с.61

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», К.Чуковский «Путаница», Л.Толстой «Пожарные собаки»

изобразительная

Рисование : -по сказке «Кошкин дом»,

-«Когда бывает добрый, а когда злой огонь»

Дид. игра «Огонь - добрый и злой»

Обыгрывание различных ситуаций

Работа с родителями

Статья «Если начался пожар, а взрослых нет дома…»

Статья «Пожарная безопасность на даче»

-« Чему должны научить детей педагоги и родители?» («Пожар в доме»)

Конкурс рисунков «Спички детям не игрушка»

Формирование навыков обращения с животными.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

-«Польза домашних и диких животных»

-«Укусы животных. Что делать?»

-«Контакты с животными иногда бывают опасны!

Лазуренко Н.А.

Коммуникативная

Чтение «Безопасность»

Авдеева Н.Н.

Приключение Стобеда

изобразительная

Рисование : -по сказке «Кошкин дом»,

П/игра «Лохматый пес»

Дид. игра «Кому что нужно»

Третий лишний и почему.

Коструирование

Совместное создание плаката «Осторожно, злые животные!»

Работа с родителями

Статья «Домашние животные в доме»

Изготовление альбома «собака-друг человека»

Формирование у детей навыков и умений вести себя правильно в окружающей среде и беречь её.

Вид деятельности

Деятельность

Сроки проведения

Ответственные

Познавательное-исследовательская

Экскурсии в лес, на берег реки.

-«Если бы я был лесником…»(придумать 3 дела, которые можно осуществить в лесу)

-«Кто живет в грибном домике»

- «Отдых на природе» - правила поведения в лесу,уборка после пикника.,

Рассматривание ядовитых и лекарственных растений.(«Твоя безопасность»К.Ю. Белая, с.15,20)

Грибы: съедобные и несъедобные»

Рассматривание плаката «Грибы» - беседа

Явления природы – рассматривание иллюстраций деревьев, в которое реже ударяет молния.

(«Твоя безопасность»

К.Ю. Белая)

Составление рассказов

Ирина Вакалова
Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности

«Методы и приемы формирования у дошкольников основ

безопасности жизнедеятельности »

В период дошкольного жизни во взрослом мире Безопасность детей дошкольного образования .

Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни , нормы безопасного поведения . Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил :

Не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,

Необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Максимальный эффект достигается лишь тогда, когда работа осуществляется в трёх направлениях : дошкольное учреждение - ребёнок - родители.

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка - научиться правилам жизни во взрослом мире . И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском.

Безопасность детей , укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования . Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения .

Следует учитывать особенности детей у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.

Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения , сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.

Планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;

Ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;

Организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья , на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;

Моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни ;

Максимальное использование учебно-методических материалов , наглядности;

Обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.

В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности : общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению .

Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах , о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.

Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации . Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь , совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

При организации обучения надо не только следовать принципу информативности , но и учитывать чувственные особенности детей данной возрастной группы. Особенность дошкольников такова , что они не любят строгие назидания, нравоучения и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через загадки стихотворения, поговорки, сказки, рассказы.

Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературные произведений. Примеры безопасного поведения литературных героев вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры изобразительную деятельность, спортивные соревнования

Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра . Разнообразные по содержанию и форме игры , вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений , обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей - игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным , самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого замятия - тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности. Круг вопросов, который предлагается для решения, может быть следующим :

Какие правила обязан соблюдать пешеход?

Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?

Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?

Как защитить себя от назойливого незнакомца?

Что делать, когда порезал палец? И др.

На тренингах следует рассмотреть и обсудить возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях. Цель педагога - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами. В ходе тренингов необходимо отрабатывать защитное поведение. Необходимо разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Целесообразно разыграть разные ситуации : ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода "уговоры", привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например "Волк и семеро козлят".

Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.

Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра- драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.

Эффективной формой подачи знаний является физкультурно- оздоровительная работа : организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений . Эффективной является такая форма , как проведение «недели безопасности ребёнка » .

Её цели :

Улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам лично! безопасности и защиты жизни ;

Пропаганда здорового образа жизни ;

Интеграция общественного и семейного воспитания по проблема? безопасности жизнедеятельности ребёнка .

Предварительная работа : воспитатели составляют тематический план работ! своей группы, включающий : занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественно] литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуации театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья .

Примерный план мероприятий тематической Недели безопасности :

Праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты;

Театрализованный спектакль;

Смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни здоровья ;

Встречи сотрудников дошкольного учреждения , родителей и детей сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ;

Собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей п вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от и последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья;

Практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом на тему безопасности жизнедеятельности детей ;

Выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовление педагогами дошкольного учреждения и родителями.

В конце Недели безопасности проводятся итоговые беседы.

При планировании организации работы по ОБЖ необходимо соблюдай следующие принципы :

принцип полноты : содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённы источников опасности.

принцип системности : работа должна проводиться систематически учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игр] театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, т эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определенный день недели, можно работа тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребовать дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации привлечение соответствующей художественной литературы и т. д.

принцип сезонности : следует, по возможности, использовать местные

условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям , то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т. д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала, принцип возрастной адресности.

принцип интеграции : содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления : изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи . Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.

Подготовили: Зинина И. С. Абраменкова И. В. Город Москва 2017 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Школа №1375 СП №5

Средства и методы формирования основ безопасности жизнедеятельности детей младшего дошкольного возраста

Цель:

  • Формирование у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности.
  • Стимулирование развития у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.
  1. Освоение знаний по ОБЖ.
  2. Развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечение безопасного поведения в опасных ситуациях.
  3. Воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни.
  4. Овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной защиты.
  5. Способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребенка - дошкольника.

Методы:

комплекс методов ознакомления детей с основами безопасности, в частности:

Метод наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях (как воспитатель работает с режущим предметом «ножницы» ) , взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира» . В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. В младшей группе предлагаются элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложняя для детей задачу. Детей старшего дошкольного возраста целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и даже модель микрорайона. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту в процессе заданий типа «Составим план - карту групповой комнаты и отметим опасные места красными кружочками» .

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение определять то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи. «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома» . Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта) . Придумывание сказок и историй на разные темы. Придумаем сказку «Как я был светофором на перекрестке…» . Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом» , при подготовке развлечения) . Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает 3 художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Следует сказать о средствах ознакомления детей с основами безопасности: В первую очередь это - сама социальная действительность. Она не только объект изучения, но и средство, воздействующее на ребенка, питающее его ум и душу. Поэтому важными задачами являются анализ и отбор из социального окружения такого содержания, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру. Во время экскурсий обращается внимание детей на «социальный портрет» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника) ; перечень улиц. Предметы рукотворного мира. Мир разнообразен, поэтому и предметы, окружающие ребёнка, должны быть разнообразными по свойствам, качествам, функциям. Дети могут не замечать предметы, не интересоваться ими до тех пор, пока вы не укажете на них, не создав условия для действий с предметами. Лишь в этом случае предмет субъективно - для данного ребенка - станет средством познания мира. В группе есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов ведутся беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени?

Художественная литература. В группах отбираются литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Особое место уделяется сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» . От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

Изобразительная деятельность (рисование «Светофор, пешеходная дорожка их предназначение» , лепка «Знакомство со стекой и её безопасное использование» , аппликация) . Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании. Отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Ко второй группе относятся виды деятельности, которые дают возможность ребенку приобщаться к миру людей в реальном плане.

Предметная деятельность, труд, наблюдения. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож) ; электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос) .

Труд. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол, постирать кукольное бельё, протереть пыль. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности.

Досуговые мероприятия - это всегда праздник для детей, используются различные формы: праздники, викторины, спортивно-игровые программы, досуги, развлечения. Учебная деятельность. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств, через интеграцию всех образовательных областей. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс. Одной из основных задач, которые должен решить педагог, ставящий перед собой целью формирование основ безопасного поведения у дошкольников, это – создание определенных условий. В решении данной задачи более актуален деятельности подход - как условие по ознакомлению детей с основами безопасности. Именно деятельности подход является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. В свою очередь необходимо использовать каждую возможность, чтобы похвалить детей за хороший поступок, за соблюдение запретов. Пространственно - предметное окружение. В группе создается пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности: разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, видеофильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Юные пожарные» и т.д. Проводя системную работу по ознакомлению детей с основами безопасности, можно добиться того, что дети продемонстрируют высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появится стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они научатся выделять основной круг опасных предметов домашнего обихода, будут иметь полные, точные представления о мерах предосторожности, понимать и аргументировать значимость их соблюдения; будут знать, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появится потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

Предметно-развивающая среда

Мы создали в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий формированию основ безопасности жизнедеятельности. Создали пространство, где дети могут познакомиться с различным материалом по этой теме (на видном месте детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций («Электроприборы» ) , разные виды театра, художественная литература, сборники стихов, загадок, пословиц).

В группе есть «места уединения» , дающие возможность ребёнку одному порисовать, посмотреть книгу, подумать. Но есть место и для коллективных игр, занятий. Детям были прочитаны сказки «Кошкин дом» , «Волк и семеро козлят» , «Заюшкина избушка»

Работа с родителями:

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования.

Также я хотела вас ознакомить с темами родительских собраний, бесед которые я проводила в своей группе:

«Не оставляйте детей без присмотра» .

«Что нужно делать при пожаре» .

«Обращение с электрическими приборами» .

Вывод: Таким образом,

В процессе работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности.

Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит пропедевтический, профилактический характер.

Список используемой литературы:

К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников 2-7 лет. – Мозаика-Синтез, 2017 -64 с.»

На данный момент по реализации данной темы мы закрепляем с детьми знания во время К.Г. Н. не только как правильно пользоваться мылом, но и как безопасно вести себя и находиться в умывальной комнате, не толкаться, не разбрызгивать воду, дабы не поскользнуться

Во время приема пищи мы учим детей не только держать ложку и следить за правильной осанкой, но и правильно и тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать чтобы не подавиться.

Во время пробуждения делая зарядку, не прыгать на кроватях, быть внимательным в тесном помещении.

Учить детей включить концентрацию во время использования массажной дорожки.

Во время физкультурных занятий, быть внимательным и осторожным. Четко соблюдать правила педагога.

Но, а так же во время трудовых действий в быту и на улице, соблюдать меры предосторожности не разговаривать с посторонними людьми через забор и ничего не брать у них из рук, соблюдать правила безопасности не поднимать не знакомые предметы, не брать в рот ничего с пола..

Во время игр: соблюдать правила игры, не толкаться, друг другу уступать и не драться. Обращаться аккуратно с твердым конструктором, чтобы не нанести себе и другим травмы.

Перемещаться осторожно, чтобы не наталкиваться на мебель. Учить аккуратно открывать и закрывать двери.

Просмотр фотографий:

«Мою руки чисто-чисто, Я не буду трубочистом!»

Во время приёма пищи. «Очень ровненько сидим. За осанкою следим» .

Пробуждение.

«Мы проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись» .

«Мы походим по дорожне, пощекочем свои ножки» .

Физкультура.

«Физкультура – это класс! Все здоровые у нас!»

«Моем, чистим, убираем – Взрослым часто помогаем!»

«Очень много мы гуляем – веселимся и играем» .

В группе.

«Игры разные бывают –все учиться помогают» .

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»

Подготовила

воспитатель МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 8 «Аистенок»

Микляева Оксана Викторовна

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту . Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.

формировать безопасного безопасности жизни и здоровья детей безопасности

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей . Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности , в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:

    формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

    воспитание безопасного поведения , способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

    знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту ;

    развитие основ экологической культуры, воспитание любви , ответственного и бережного отношения к родной природе;

    воспитание грамотного участника дорожного движения;

    воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов :

    системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

    доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей );

    включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;

    наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

    динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

    психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1 этап - заинтересованность детей , актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности ;

2 этап - ввести правила в жизнь детей , показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях , тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.

Формы организации учебно - воспитательного процесса :

Занятия;

Заучивание стихотворений;

Сбор фотоматериалов;

Игры – занятия;

Заучивание правил безопасного поведения ;

Беседы;

Дидактические игры;

Подвижные игры;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций по теме;

Наблюдения;

Экскурсии;

Театрализованные представления;

Сюжетно – ролевые игры;

Игры - тренинги;

Просмотр мультфильмов;

Трудовая деятельность;

Продуктивная деятельность;

Отгадывание загадок;

Развлечения;

Досуги;

Обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

Встреча с интересными людьми;

Участие в различных конкурсах;

Личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ , большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей , они должны уметь применять в реальной жизни , на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации , в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного , здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности , который содержит материалы: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы» , «Регулировщик» , «Спасатели» , «Скорая помощь» и т. д. План- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице» , «Внимание! Терроризм!» , «Пожарная безопасность для дошкольников » и др; альбомы «Лекарственные растения» , «Ядовитые растения и грибы» , «Профессии» , «Валеология, или Здоровый малыш» , «Если малыш поранился» и др.

2. Игротека, которая содержит: дидактические игры «Опасно – не опасно» , «Продолжи ряд» , «Назови одним словом» , «Четвертый – лишний» , «Так – не так» и др. ; настольно – печатные игры « Основы безопасности » , «Большая прогулка по городу» , «Хорошо – плохо» , «Валеология» , «Дорожные знаки» , «Чрезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Л. Толстой «Пожар» , «Пожарные собаки» ;

В. Житков «Пожар» , «В дыму» ;

С. Маршак «Пожар» , «Рассказ о неизвестном герое» , «Сказка о глупом мышонке» ;

Т. Шорыгина «Зеленые сказки» , «Осторожные сказки» ;

К. Зайцева «Уроки Айболита» ;

Сказки «Волк и козлята» , «Три поросенка» , «Красная Шапочка» , «Заюшкинаизбушка» , «Колобок» , «Кот, петух и лиса» и др.

Ю. Соколова «Правила безопасности » ;

И. Серяков «Улица, где все спешат» , «Ученый дружок» ;

Е. Пермяков «Торопливый ножик» ;

А. Иванов «Азбука безопасности . Как неразлучные друзья в огне не горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули» , «Как неразлучные друзья дом охраняли» ;

И. А. Яворская «Дети и дорога» ;

И. Лешкевич «Светофор» ;

Н. Носов «Автомобиль» ;

Г. Юрмин «Любопытный мышонок» ;

А. Дорохов «Подземный переход» , «Заборчик вдоль тротуара» , «Шлагбаум» ;

Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья» ;

А. Дмоховский «Чудесный островок» ;

В. Семернин «Запрещается – разрешается» ;

А. Северный «Три чудесных цвета» .

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно -образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка , невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей , повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

В работе с родителями используется:

    информационно -аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей;

    познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы;

    наглядно- информационное направление : организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде , папки-передвижки, разработка памяток;

    досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

    Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

    Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни .

    Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Похожие публикации