Маленькие помощники, или как приучить к труду.  Как привлечь ребенка к труду: мамины помощники

Приучать детей к домашнему труду не бывает слишком поздно или слишком рано.
И редко бывает легко.

Порою кажется, что помощи и дисциплины, особенно от подростка, практически невозможно добиться. Поэтому важно напоминать себе, что верно спланированный домашний труд вовсе не лишает детей детства и не переутомляет на фоне других занятий, тем более, не может понизить детскую самооценку.

Домашний труд - это важная часть детства.

Гораздо больше вреда мы наносим уверенности и самооценке детей, когда лишаем их возможности почувствовать свою принадлежность к семье, привыкнуть к сотрудничеству и ответственности, научиться какому-нибудь делу, чтобы понять, насколько они умелы и самостоятельны.

У каждой мамы и у каждого папы существуют свои приемы приучения к труду. И скорее всего, они достались им по наследству от родителей. Возможно, что вы узнаете их в этом рекомендательном списке:

  • Составляйте список семейных домашних дел вместе с детьми. Сразу отмечайте - в каких пунктах они могут принять участие.
  • Научите детей навыкам работы и выполняйте ее вместе с ребенком до тех пор, пока он не научится работать самостоятельно. Оставайтесь рядом в случае необходимости, особенно если малышу еще нет 7 лет, но при этом отойдите в сторону и постарайтесь не вмешиваться, пока ребенок не попросит о помощи сам.
  • Для детей от 1 до 3 лет сделайте картонные «часы» с картинками домашних работы (мойка посуды, вытирание пыли, поливание цветов, накрывание на стол). Пусть дети передвигают стрелки от одной работы к другой по мере выполнения. Позаботьтесь об удобном инвентаре. Например, маленькие садовые инструменты, небольшие губки для мытья посуды.
  • Для детей постарше используйте кухонную доску или стикеры, где виды работы можно вычеркивать, и факт их выполнения будет виден всем (это дает повод для похвалы, повышает чувство принадлежности и значимости и удобно для обсуждения возникших проблем на домашнем совете).
  • К 15-17 годам дети уже имеют твердые навыки решения бытовых проблем. Поэтому старшие подростки могут самостоятельно корректировать свой личный план и находить время для работы.
  • По возможности синхронизируйте домашние работы. Выберете общее время, когда каждый может выполнить свою часть работы.
  • Оценивайте сам вклад выполненной работы. Про качество работы сделайте комментарий, выразите надежду, что в следующий раз будет лучше. Не забывайте отмечать улучшение качества работы из раза в раз.
  • Не жалейте детей и не выполняйте за них работу потому, что им много задали, или они занимаются спортом. Обсудите с ними, как организовать свое время, чтобы домашняя обязанность не была в ущерб остальным занятиям. Опирайтесь на чувство здорового азарта, предложите ребенку использовать таймер для ускорения, спорьте, за сколько времени можно успеть сделать тот или иной, уже хорошо знакомый вид работы, вступите с ребенком в соревнования, выполняя свою часть работы. Для справедливости время работы на таймерах у вас и у ребенка может быть разным.
  • Воздерживайтесь от придирок и напоминаний. Если работа забыта, попросите детей заглянуть в список. Или используйте чувство юмора. Одна мама поставила кастрюлю на стол и сделала вид, что собралась разливать суп в невидимые тарелки. Нетрудно представить, как повел себя ребенок, ответственный за сервировку стола.

Дети не рождаются с умением выполнять работу по дому быстро и хорошо. Самое трудное - это привлечь их к работе по дому. Если вы отсылаете их поиграть, пока сами занимаетесь домашней работой, то приучаете своих детей к мысли, что их помощь не обязательна и совершенно не нужна. Позднее вы будете напрасно жаловаться, что вам приходится выполнять всю работу самим.

При этом стоит продумать поручения так, чтобы они не стали бессмысленной тратой времени, игрой или наказанием. Игра, как известно, отличается от реальной помощи тем, что за нее не благодарят. Поэтому игровые приемы в приучении к труду допустимы, но сама работа должна быть объективно полезной и необходимой.

Если качественно помыть тарелки трехлетний ребенок не может, то протереть посуду бумажными салфетками и разложить столовые приборы в ящичек ему вполне по силам. Если во всех комнатах убирает домработница, то неразумно и унизительно заставлять ребенка убирать в своей комнате. Дайте ему поручение навести порядок в книгах, разложить диски перед ее приходом - это будет существенным вкладом в семейный миропорядок, а не имитацией.

Для подсказки приведем список домашних работ соответственно разным детским возрастам.

2-3 года:

  • Собрать игрушки и положить их на место.
  • Сложить книги и журналы на полку.
  • Подмести пол.
  • Положить салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
  • Собрать то, что ребенок уронил во время еды.
  • Принести свою тарелку к мойке.
  • Вытереть свое место за столом и поставить тарелки в мойку после того, как с них убраны остатки еды.
  • Сложить постиранную одежду и носки.
  • Выбрать себе одежду на день и самостоятельно одеться.

4 года:

  • Накрыть на стол.
  • Разобрать покупки.
  • Помочь составить список покупок, помочь с покупками.
  • Вытереть пыль с мебели.
  • Кормить животных.
  • Помочь выполнять работу во дворе.
  • Помочь заправить постели и пропылесосить.
  • Намазать масло на бутерброды.
  • Помочь приготовить тарелки с едой.
  • Приготовить простой десерт, простое тесто.
  • Держать ручной миксер, чтобы сделать пюре или крем для торта.
  • Помочь с посудой, загрузить тарелки в посудомоющую машину.

5 лет:

  • Помочь составить меню и список покупок.
  • Сделать себе бутерброд или простой завтрак, убрать за собой.
  • Налить себе чай или другой напиток.
  • Нарвать овощей для салата, нарезать зелень.
  • Приготовить определенные ингредиенты по рецепту блюда.
  • Застелить постель и прибрать вещи в комнате.
  • Почистить раковину и ванну.
  • Помыть зеркала и окна.
  • Разложить белое и цветное белье.
  • Сложить чистое белье и убрать его в шкаф.
  • Ответить на телефонный звонок и набрать номер телефона.
  • Делать работу во дворе.
  • Делать небольшие покупки.
  • Помочь помыть машину.
  • Вынести мусор.

6-8 лет:

  • Вытрясти коврики.
  • Полить цветы.
  • Почистить овощи.
  • Приготовить простую еду (вареные яйца, тост, бутерброд, растворимые каши).
  • Помочь собрать сумку для пикника.
  • Повесить свою одежду в гардеробной.
  • Сгрести листья и траву.
  • Вывести животное на прогулку.
  • Следить за порядком в ящике для столовых приборов (как постоянная обязанность).

9-10 лет:

  • Поменять простыни на кроватях и убрать грязные в корзину.
  • Управляться со стиральной машиной и сушилкой, отмерять моющие средства.
  • Совершать покупки по списку, в случае отсутствия товара делать другой выбор.
  • Соблюдать свои собственные договоренности (дантист, тренировка, школа, кружок, постоянные домашние обязанности).
  • Испечь печенье и пироги.
  • Готовить еду для семьи.
  • Обслуживать гостей (помочь с верхней одеждой, предложить тапочки, принести напитки, предложить сесть).
  • Планировать свой собственный день рождения или другие семейные торжества.
  • Шить, вязать, делать поделки.
  • Мыть семейный автомобиль.

10-11 лет:

  • Оставаться дома один.
  • Распределять небольшие суммы денег на бытовые нужды.
  • Ездить на городском транспорте или вызывать такси.
  • Ухаживать за младшими детьми, если родители отсутствуют.
  • Упаковывать свою чемодан в поездку.
  • Нести ответственность за свои увлечения (не пропускать тренировки и другие занятия).

11-12 лет:

  • Укладывать спать младших детей и читать им на ночь.
  • Выполнять свои поручения без лишних напоминаний.
  • Помочь выполнять семейные поручения.
  • Помогать родителям в стройке или ремонте.
  • Мыть кастрюли, чистить противни и плиту.
  • Выбирать маршрут, организовывать семейные мероприятия.

Дети очень любят чувствовать себя самостоятельными и нужными, ощущать, что родным необходима их помощь. Приучение детей к домашней работе - один из самых ценных подарков, который вы можете для них сделать, несмотря на собственные трудности и переживания.

Согласитесь, что дорогого стоят умения: планировать, доводить дела до конца, делать сразу несколько дел одновременно, и, главное, достойно выполнять взятые на себя обязательства. Со временем (или даже раньше) вы обязательно услышите от своих детей слова благодарности за этот проделанный труд.

Привычный образ мамы в массовой культуре – замордованная домашними заботами женщина, орущие и лезущие везде дети. Как же наши предки рожали по 10-20 детей и управлялись с хозяйством без современных гаджетов? Все очень просто. Они знали, как приучить ребенка к труду , это было в русской культуре. Известно, что в 10-12 лет ребенок был полноценным работником, настоящим помощником.

Деятельность, а не лень — в природе человека

Лень подрастающего поколения стала притчей во языцех. Они не хотят выносить мусор, убираться в своей комнате, мыть посуду, ухаживать за домашними животными. В школьные годы их не заставишь учить уроки. А уж как жалуются на детскую лень учителя…

Почему же наши дети такие ленивые? Они что, из другого теста, чем 100 лет назад? Ответ прост. Как говорят психологи: после трех уже поздно .

Чаще всего лень вызвана неправильным воспитанием . В то время, когда ребенок мал, в 1,5-2 года, он искренне тянется помогать родителям во всех делах. Мы же гоним его, чтоб не мешался. Не хочется выполнять двойную работа, убираться после ребенкиной «помощи». Хочется сделать все быстрее, лучше, чище, без потерь продуктов, без порчи вещей.

Это большая ошибка. Да, его помощь в таком возрасте обходится нам дороже собственных усилий. Но надо понимать, что это необходимо для полноценного развития личности, для успеха в жизни.

Распространенная ошибка родителей – делать за малыша то, что он уже в состоянии сделать сам . Начиная с малого: одеться/раздеться, унести грязную посуду, собрать игрушки. Налить себе воды, попить.

Уже со вторым ребенком стараюсь придерживаться такой стратегии. Просит: пить. Говорю: иди, попей, твоя кружечка на столе. Обсикает вещи – пусть соберет, унесет в стирку.

Вспоминаю такую историю. Мальчик около 7 лет хочет пить. Взял в одну руку стакан, в другую – 5 литровую бутылку с водой. Пытается налить на весу. Ничего не получается. Просит помочь. Говорю ему: поставь стакан на стол и наливай. И ведь все получилось! Мужчина, который наблюдал за ситуацией, засмеялся: вот уж действительно помогла.

4 вещи, которые родитель никогда не должен делать за своих детей.

Тут надо следить за собой. Не хочется терять время, пока кроха неуклюже, но справится сам. Надо терпеть.

Ко всем советам, конечно, нужно подходить с разумением. Надо понимать, когда ребенок не делает что-то потому, что не успел еще все обдумать, понять, что нужно. Возможно, он флегматик, это особенность темперамента .

Другой вариант – элементарная усталость . Детям в течение дня нужно достаточное время для игр. Если малыш перегружен секциями или домашними обязанностями, ему нужно отдохнуть.

Детская мечта — повозиться с тестом

В старину умели воспитывать. А нам приходится учиться. Поэтому вот несколько советов:

  1. Самое главное – личный пример . Если дома бардак, мама неопрятная, сидит, уткнувшись в телефон, что ждать от малыша? Пусть видит, что все берется от родительского труда. И для порядка в доме и для вкусного ужина надо постараться.
  2. Не гнать от себя, принимать помощь . Если возможно, все делать вместе. Моем пол – дать тряпочку поменьше, пусть возюкает. То же с посудой. Когда готовишь, можно всегда дать задание по силам. Принести, ополоснуть, почистить лук или яйца можно уже в 1,5 — 2 года.

Когда кроха принимает участие в готовке, то есть это блюдо потом будет с гораздо большим аппетитом. Актуально для родителей малоешек. Больше советов .

  1. Хвалить . Убрались вместе, сказать, как красиво, чисто, как приятно в убранном помещении. Приготовит что-то малыш – попробовать и сказать, как вкусно.

Однажды пришлось читать пример о такой очень мудрой бабушке. Девочка пожарила сама несколько котлеток (бок-о-бок с бабушкой, конечно). Несколько черных бесформенных комочков. Бабушка, не дрогнув лицом, съела все и нахваливала. Ребенок сиял от гордости. Уверена, что при таком воспитании девочка вырастет настоящей хозяйкой.

А вот меня в детстве почти не звали готовить. До сих пор не люблю. Бедный мой муж.

Хотите, чтобы дочка готовила с удовольствием? Сделайте ей отличную

  1. Учитывать реальные возможности ребенка. В 4 года еще нереально прополоть в одиночку грядку морковки (а с мамой – запросто!) или почистить картошку. Если задание будет слишком тяжелым физически, слишком сложным, ребенок станет избегать такой работы, чтобы не столкнутся с неудачей. Психологи называют это «мотивация избегания неудачи». Так можно всю жизнь человеку испортить.

Если вы видите, что ребенок склонен к избеганию неудачи, предлагайте такие вещи делать вместе. Подчеркните, что вы только помогаете ему убирать игрушки, но убирается он сам.

Что может ребенок

Точно знаю, что все дети любят мыть посуду. Главное — не вспугнуть

В 1,5-2 года:

  • собрать игрушки;
  • принести, унести, подать;
  • убрать свою тарелку со стола;
  • помочь накрыть на стол к обеду;
  • поиграть с новорожденным младенцем несколько минут;
  • участвовать в уходе за домашним питомцем;
  • вытирать со стола;
  • ополаскивать, вытирать, относить помытую посуду;
  • вытирать пыль;
  • относить и выкладывать покупки;
  • садить крупные семена;
  • поливать.

Хорошее задание для этого возраста – перебрать горсть из 2 видов крупы. Развивает мелкую моторику, усидчивость, способствует развитию речи.

Как приучить ребенка к труду — не мешать!

В 3-4 года:

К перечисленному добавляется

  • мыть пол;
  • мыть посуду;
  • составить или протереть обувь;
  • месить, раскатывать тесто;
  • одеться, раздеться, почистить зубы;
  • ухаживать за домашним любимцем;
  • готовить несложные блюда.

Моя старшая дочка еще до 5-летнего возраста освоила несколько блюд. Сладкий чай с молоком. Бутерброд с маслом (хлеб порезанный). И вершина кулинарного искусства – омлет с сосисками.

Вместе с ребенком можно покрасить яйца на Пасху натуральными красителями.

Омлет с сосисками — вполне по силам в 4-5 лет

  • убирать в своей комнате;
  • сложить одежду на место;
  • постелить, заправить постель;
  • стирать некрупные вещи;
  • пришивать пуговицы;
  • присмотреть за малышом.

Кулинарное достижение моего ребенка: почистить, порезать и посолить огурцы. Почистить, потереть морковку.

Ребенок может съесть даже рагу из кабачков, если сам готовил его

  • погулять с собакой (если позволяет размер и воспитание животного);
  • сварить кашу или еще что-то несложное;
  • помогать с посадками на дачи;
  • выносить мусор;
  • ходить в магазин;
  • мыть окно, зеркало (не на высоте);
  • пылесосить.

Научить ребенка убираться будет легче, если предложить ему алгоритм. М ожно написать список или нарисовать схему, повесить на стене. А за основу взять несколько советов из .

Конечно, во многих случаях, особенно поначалу, требуется контроль, помощь мамы. Что-то будет сделано не идеально. Опасно критиковать такие вещи. Лучше похвалить за то, что на самом деле удалось.

С самого раннего возраста нужно следить за тем, чтобы у ребенка были посильные, но постоянные обязанности по дому. Только нельзя наказывать работой. Это не только обязанность, но и право, которое тоже нужно заслужить.

Не стоит платить за выполнение домашней работы. Ребенок привыкнет все считать на деньги, ему будет трудно научиться получать удовольствие от труда. А вот похвалить за реальное достижение всегда нелишне.

Ребёнок ленится? Отказывается помогать и выполнять простую работу по дому? С этими трудностями родители сталкиваются почти каждый день. Как приучить ребёнка к труду - об этом данная статья.

Приучаем к труду - когда?

Пожалуй, многие родители чаще всего ругают ребёнка именно за лень, но при этом большинство мам и пап не понимают, что трудолюбие надо взращивать в малыше как можно раньше. Порой взрослые сами препятствуют формированию у чада такого качества. И логично предположить, что если родители не любят трудиться, не уважают свой и чужой труд, то и ребёнок пойдёт по их стопам.

Специалисты рекомендуют вовлекать малыша в трудовой процесс уже в двухлетнем возрасте. В этот период дети начинают активно копировать поведение взрослых. Самое главное здесь - слышать и поддерживать ребёнка. Не запрещайте отпрыску помогать вам. Ведь иногда дети сами просятся помочь, но родители отказываются от такой помощи, считая, что уж они-то сделают всё быстрее и лучше ребёнка. Первое время можно просить малыша выполнять какие-то простые и привычные действия, например, убирать игрушки. Поначалу желательно это делать сообща. Ребёнок должен привыкать к порядку и знать, что всему - своё место.

Как именно воспитывать у ребёнка трудолюбие?

Наберитесь терпения и не ждите, что ребёнок будет сразу делать всё быстро и качественно. Не забывайте хвалить его даже за незначительные усилия. И если результат оказался совсем не таким, каким вы его ожидали, старайтесь не наказывать ребёнка и вообще не заставлять его криком что-либо делать или переделывать. Спокойно объясните чаду, в чём плюсы и минусы его труда. И в следующий раз ребёнок порадует вас уже больше.

Труд как игра.

Если трудовой процесс представить в виде игры, то малышу будет значительно проще и интереснее выполнять какую-либо работу. И к более старшему возрасту уже будет сформирована полезная привычка трудиться.

Составляйте список дел, и объясняйте ребёнку, какие конкретно у него обязанности. Так он научится принимать на себя ответственность и отвечать за результат своего труда. Обязанности должны быть под силу ребёнку, чтобы он мог совмещать их с учёбой, дополнительными занятиями, отдыхом и увлечениями.

Очень важно выработать у ребёнка положительное восприятие труда. Малыш должен понимать, что труд - пусть и нелёгкое, и не всегда интересное занятие, но, тем не менее, это благое и нужное дело.

Похвала и поддержка - наше всё.

Всегда хвалите своё чадо даже за маленькие успехи и крошечные усилия. Если часто говорить ребёнку, что он «неловкий и неумелый», то он потеряет веру в свои силы и желание вообще что-либо делать. Не стоит поощрять ребёнка деньгами и подарками за проделанный труд, иначе впоследствии он научится делать всё ради выгоды. Приучая малыша к труду, родители не только формируют у него такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, ответственность, но и способствуют развитию у него положительной самооценки.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида №93

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Воспитатель Смолова Любовь Андреевна.

Как приучить ребёнка к труду.

Наши сегодняшние малыши – будущие труженики. К этой деятельности надо готовить с детства.

Одна из центральных задач детского сада и семьи – воспитание у детей трудолюбия, правильного отношения к труду.

Труд позволяет формировать у детей сосредоточенность (умение работать в быстром темпе и не отвлекаясь), организованность (намечать последовательность, выбирать экономные приёмы, выполнять работу за определённый срок, умение включаться в труд по собственной инициативе, не ожидая напоминания), умение осуществлять самооценку и самоконтроль, чёткость, ответственность, умение доводить дело до конца.

Как же организовать труд детей в семье и как им руководить, чтобы он способствовал воспитанию настойчивости и ответственности?

Интерес к труду и желание трудиться дети проявляют как только начали ходить и говорить. Они заявляют “Я сам”.

Малыши имеют потребность делать всё сами так, как делают близкие взрослые. Они стирают и мою посуду как мама, вытирают пыль, накрывают на стол, действуют молотком как папа. Их труд в этом возрасте – игра.

Многие родители говорят, что когда их сын или дочь были малышами, за всё хватались, а теперь сходить в магазин не заставишь. Это означает, что “чувствительный момент был упущен”. Поэтому необходимо предоставлять возможность удовлетворения возникшей потребности “я сам”.

Чтобы повзрослевший ребёнок не стал бездеятельным, ленивым в будущем, необходимо воспитать волевые качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, инициативность, трудолюбие, дисциплинированность, умение быть целесообразно деятельным.

Эти качества создаются путём постоянного упражнения, выполнения обычных повседневных и посильных дел. Для этого следует определить какие обязанности по дому будкт выполнять ребёнок. Обязанность надо вводить постоянно, чтобы не разочаровать и не вызвать отрицательного отношения к поручению.

Приказными методами нельзя заставлять ребёнка заниматься трудом. Необходимо учитывать его настроение, увлечённость своим делом. Если в данный момент ребёнок рисует или конструирует, надо отложить трудовые поручения. Спустя некоторое время, предложить помочь выполнить их, указав на их значимость.

Начинать необходимо с выработки навыков самообслуживания: самостоятельно снимать и одевать одежду, обувь, складывать вещи, убирать игрушки, раскладывать ложки, ставить салфетки, после убрать со стола, помочь мыть посуду, что-то подержать, вытереть пыль, полить комнатные растения и т. п. Детей надо привлекать к работе на огороде: Они могут участвовать в подготовке и посадке рассады, проращивание семян, уходе, уборке урожая. Они могут проявлять заботу о младшей сестре или брате. Чтобы работа не оказалась трудной, а низкое качество выполнения не разочаровало ребёнка, необходимо выполнять работу с ним, обучая рациональным приёмам. После можно выделить часть общей работы для самостоятельного выполнения с периодическим контролем и оказанием помощи, если это необходимо. Относясь к результату деятельности малыша, взрослый не произвольно передаёт ему основные критерии “успешности” или “ не успешности” деятельности.

Например.

Хорошо накрыл стол, молодец хвалит мама.

Но класть хлеб каждому не нужно. Положим в хлебницу, каждый возьмёт столько сколько следует.

Мама собирает хлеб, разложенный на три равные части, а сын, дочь запоминает пример правильного действия. Полученный дошкольником в деятельности результат общезначимый, понятен. В результате такой деятельности ребёнок овладевает тремя компонентами деятельности – мотивационной, исполнительской и контроля. В дальнейшем он способен воспроизводить это действие самостоятельно.

Дав задание, надо совместно составить план действия и указать на конечный результат. После завершения проанализировать работу подчеркнув те качества, которые ребёнок проявил, а также указать какое значение для окружающих имеет выполнение данного поручения.

Похвала, оценка труда, вдохновляют ребёнка, поэтому не надо забывать хвалить даже если не совсем качественно выполнена работа. Качество труда в начале оценивают не слишком строго, но потом постепенно требования увеличиваются, как и помощь; внушение ощущения своей нужности, полезности, важности, его внутрисемейной позиции.

Ребёнок может и сам оценить свой труд, если взрослые зададут ему необходимые вопросы: “Кому и как помог сегодня? Хорошо убрал свои игрушки?” И т. п.

Некоторые родители говорят: “мой сын, дочь выполняют трудовые обязанности, только приходиться бесконечно напоминать, указывать. Но ведь нужно и самому догадаться, что и как выполнять. Не хочу каждый раз напоминать, указывать, давать инструкции. Не хватает терпения и умения”. И они торопятся сами сделать то, с чем сын или дочь вполне могли справится: убирают за них постель игрушки, обувают – так быстрее. И допускают при этом большую ошибку. Ребёнок привыкает к такому опекунству и командует: “Принеси! Подай! Не хочу! Не буду!”.

Родители не понимают, что в процессе труда ребёнок приобретает необходимые навоки и умения, которые ему будут необходимы в школе и дальнейшей жизни. Поэтому он должен в дошкольном возрасте вырабатывать установку на труд, как на жизненно необходимую потребность.

Труд окажет влияние на ребёнка и приучит трудиться, если:

  1. Родители отведут для него время.
  2. Создадут условия для самообслуживания и будут систематически привлекать к бытовому труду.
  3. Давать поручения, которые входят в повседневные дела семьи, даже если не всегда им интересны, но необходимость их выполнения обязательна и он должен нести за них ответственность.
  4. Не давать непосильных поручений, не торопить, не подгонять ребёнка, пусть он сам завершит работу.
  5. Предъявлять единые и постоянные требования к труду, положительно оценивая его.
  6. Не наказывать трудом, труд должен радовать его, приносить удовлетворение.
  7. Не забывать благодарить за помощь.
  8. Вызывать чувство уверенности в достижении цели.
  9. Объяснять значимость труда для семьи.
  10. Доброжелательно указывать на ошибки.
  11. Если ребёнок медлит с выполнением поручений или допустил ошибку, выяснить не является ли это причиной неумения или незнания как справиться с заданием.
  12. Необходимо терпеливо разъяснить, показать помочь позволить обрести уверенность в том, что он способен хорошо выполнить порученное дело. Но не делать за него то с чем он справиться сам.
  13. Учить добиваться конечного результата и чередовать совместный труд и отдых.

Чаще хвалите ребенка и он захочет делать больше!

С маленького возраста ребенок в основном занят играми, прогулками и другими занятиями, которые родителям кажутся приятным времяпрепровождением. Но любые игры, прежде всего, выполняют образовательную роль, ребенок приобретает с их помощью необходимые первичные навыки и знания. И вот наступает момент, когда ребенок приобщается к обществу, и его обязательно следует учить этикету, нормам поведения, а также постепенно готовить его к тому, что в жизни часто приходится трудиться физически.

В в детском садике воспитатели прививают малышам любовь к труду и пытаются из каждого вырастить трудолюбивую личность, которая не будет подвержена лени. Педагоги предлагают деткам такие несложные коллективные виды деятельности, как дежурства и периодическая уборка своих комнат, при этом оказывая детям свою помощь. Дома ребенку также необходимо давать небольшие поручения, которые будут ему по силам. Например, та же уборка или поход в магазин за хлебом. Замечательно, если ребенок растет не один, а имеет брата или сестру – это помогает научить детей взаимовыручке и разделению труда.

Уже на ранних стадиях обучения необходимо рассказывать ребенку в доступной форме о планировании труда, о цели, которая достигается. Таким образом, это помогает детям в будущем стать целеустремленными и организованными.

Поймите, что мы ведем речь не об эксплуатации детского труда, а о посильных физических нагрузках и приучению к ответственности. Когда вы даете ребенку какое-то задание, важно не только поставить цель и объяснить, какого результата он должен достичь, но и мотивировать ребенка к действию.

Необходими регулярно поощрять ребенка за успешно проделанную работу и стараться заинтересовать его в выполнении ваших поручений. Если работа будет организованна таким образом, что в ней будут задействованы другие члены семьи – это послужит дополнительным стимулом и поможет ребенку познать, что такое «дух соперничества».

Ребенок сам будет стараться проявлять инициативу и выполнять работу качественно, не отлынивая и не перекладывая ее на других.
К тому же, для ребенка очень важно мнение взрослых, и положительная оценка результата труда поспособствует тому, что в следующий раз ребенок с большим удовольствием будет выполнять задание.Маленькие дети очень наивны и добры, поэтому наиболее успешной мотивацией будет та, которая пробуждает в ребенке гуманность и доброту. Следует заметить, что от этого очень сильно зависит результат и качество труда. Например, если не просто поручить ребенку подмести комнату, а сообщить ему, что это входит в план подготовки комнаты ко дню рождения мамы – поверьте, ребенок будет выполнять это действие намного лучше.

В основном трудовая деятельность детей дошкольного возраста может быть условно поделена на такие виды, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд по уходу за растениями и животными, ручной труд. Мы говорим «условно», потому что между такими видами труда не наблюдается четких границ, и зачастую они перекликаются друг с другом. Все эти виды деятельности имеют свои цели и особенности.

Обучая детей самообслуживанию, вы даете им очень важные знания и помогаете выработать полезные привычки, которые будут фигурировать в их жизни всю последующую жизнь. Сначала вы учите ребенка правильно завязывать шнурки, застегивать пуговицы, а впоследствии вы непременно обучаете ребенка, как следует выглядеть, чтобы производить впечатление аккуратного и опрятного человека.

Приучайте его к порядку: ребенок должен регулярно производить уборку своей комнаты, складывать книги и игрушки на свои места. В будущем это поможет ребенку выработать такие качества, как организованность и пунктуальность.

Детей постарше привлекайте к хозяйственно-бытовому труду. Это очень разнообразная и интересная работа, которая имеет некоторые нюансы. Старайтесь не разделять хозяйственный труд на мужской и женский. Впоследствии на просьбу подмести комнату, вы можете получить ответ от сына: «я не девочка, чтобы этим заниматься».

Необходимо установить в семье четкое расписание уборки и распределить, кто какую работу выполняет. В качестве мотивации можно в конце работы отвести ребенка на прогулку, в театр, или купить мороженое. Обязательно проверяйте результат, если процесс уборки происходит в ваше отсутствие – соблазн закончить работу поскорее и получить ожидаемую награду бывает очень велик и может привести к тому, что дети могут делать работу быстро и как попало.

Труд по уходу за домашними питомцами и комнатными растениями стоит на особом месте. Когда капризный ребенок просит вас купить щенка, котенка или рыбок, необходимо сразу разъяснять ему, что это не только возможность играть с животными, но и большая ответственность.

Ребенок должен понять, что своим невыполнением трудовых обязанностей по уходу за домашним питомцем, он может нанести ему вред. Если не поливать растения – они завянут, если не кормить и не выгуливать щенка – он заболеет. Донесите это до ребенка в наиболее доступной форме и объясните, что это не только забава, но и действительно полноценный труд.

Что касается ручного труда – это занятие требует индивидуального подхода. В детском саду существуют занятия аппликацией, в школе ребенок посещает уроки труда. Эти занятия заложены в школьной программе именно для того, чтобы дети с юности приобретали необходимые навыки, которые могут пригодиться им во взрослой жизни.

Если у родителей есть желание обучать детей некоторым видам ручного труда, главное, что здесь нужно помнить – возбудите у ребенка интерес. Тогда ребенок не будет отлынивать, а занятия ручным трудом, будут для него не просто работой, а интересной и полезной деятельностью.

Читайте также:

Детская психология

Просмотрено

Правильно отучаем малютку от груди

Просмотрено

Психиатр Дэвид Эберхард: Так мы выращиваем дерзких паршивцев

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Детские болезни подают маме знаки

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

7 способов остановить детские истерики

Подростки, Советы родителям

Похожие публикации