Фольклорная сценка. Сценарий на тему русских народных праздников «Свет души русской»

Сценарий фольклорного праздника

«Посиделки у самовара»

Ведущие одеты в русские национальные костюмы приветствуют всех у самовара (можно добавить рушники, связку баранок и т.д.)

1.Ведущий: Ох, вы, красны девицы и добры молодцы!

Слушайте и глядите!

Да не говорите, что слыхом не слыхали

И видом не видывали!

Приглашаем вас всех на посиделки!

2 Ведущий: Очень часто за событиям

И за сутолокой дней

Старины своей не помним

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на Луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

1 В: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон веку самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия

1.Ведущий: В старые времена был такой обычай на Руси: как заканчивали свою работу, коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки, чтоб людей посмотреть да себя показать.

2 В: Кто за вышивкой сидит, кто за вязанием, кто шьет, а молодежь поет да танцует. Весело было!

1В: И мы собрались сегодня в нашей горнице на посиделки.

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!
Силы новые дает и гостей за стол зовет!

А гостей возле нашего самовара собралось сегодня много, давайте все познакомимся друг с другом

Знакомство

Игра может проводиться на любом массовом мероприятии для детей дошкольного или младшего школьного возраста. Ведущий читает текст, а зрители, услышав свое имя, определенным образом реагируют.

Пети, Лены, Димы, Али
Руки дружно все подняли!
А Марины, Нины, Вали
Громко-громко завизжали.
Иры, Светы, Миши, Ксюши
Все в ладоши хлопают!
А Володи и Андрюши
Ножками потопают!
Любы, Веры, Нади, Маши
Поскорее все присели!
А Егоры, Славы, Саши
Громко-громко засвистели!
Ули, Вероники, Гали
Поцелуйчик всем послали!
Ну а Тани, Ани, Вани
Словно в рот воды набрали. (Раздувают щеки.)
Про кого я не сказала
И случайно промолчала,
Как единая семья
Дружно, громко крикнут: «Я!»

Ну, вот и познакомились, теперь я вас всех знаю. Как делишки, ребятишки?

1 В : На посиделках не только шутили, но и играли.

Да-нет

Игра-кричалка

Вновь игра приходит к нам -

Зал мы делим пополам:

Слева «да» кричат в ответ,

Справа отвечают «нет».

Жить, ребята, без конфет

Очень плохо, скучно?.. Да!

Есть такой велосипед,

Что летает в космос?.. Нет!

Замерзает ли вода

В знойный летний вечер?.. Нет!

Все ли ездят поезда

Лишь по рельсам только?.. Да!

Может богатырь-атлет

До луны допрыгнуть?.. Нет!

Все стоят на красный свет -

И авто, и люди?.. Да!

Из просохшего пруда

Рыба выловится?.. Нет!

Можно черного кота

Не увидеть ночью?.. Да!

Мореходные суда

Могут плыть по суше?.. Нет!

Может вкусным быть обед

Из сырой картошки?.. Нет!

Все ли надо города

Писать с заглавной буквы?.. Да!

Все ответы хороши,

Вы кричали от души.

1.В: На посиделках девчата часто делились своими переживаниями-У кого любовь несчастная, у кого счастливая!!!

(песня «Варенька»)

2.Ведущий . Следующее увлекательное состязание – интересных загадок знание

Сидит на окошке кошка,

И хвост, как у кошки,

И нос, как у кошки,

И уши, как у кошки,

А не кошка. (Кот.)

Без досок, без топоров

Через речку мост готов,

Мостик как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку. (Утка.)

В небесах, не на земле

Скачет баба на метле,

Страшная и злая,

Кто она такая? (Баба Яга.)

Книги читают,

А грамоты не знают.

Своих глаз нет,

А видеть помогают свет. (Очки.)

Черный конь прыгает в огонь. (Кочерга.)

А кроме загадок маленьким деткам в старину пели потешки «Ладушки»,»Гуси»и тд.

Новые "Ладушки"

Дети разбиваются на пары, встают напротив друг друга, играют в «Ладушки», говоря при этом хором только слова «Ладушки, ладушки» и отвечая на вопросы ведущего. Ведущий вставляет реплики и дает указания.

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?... (Ребятушки.)
Кто сказал «козлятушки»?
Здесь козлят нам не хватало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)

Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Кто сказал «у матушки?»
Матушек здесь не бывало!
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Кто ответил «камушки»?
Их пичужки поклевали.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Кто сказал «на бабушке»?
Бабушка б от вас устала.
Начинаем все сначала!
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Кто вы все?.. (Ребятушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий . Где были?.. (У бабушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Что ели?.. (Оладушки.)
Игроки. Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как сидели?.. (Рядышком.)
Игроки . Ладушки, ладушки…
Ведущий. Как вас звали?.. (Лапушки.)
Кто ответил «пятнышки»?
Бабушка б так не сказала.
Начинаем все сначала!

Игра повторяется до слова «лапушки», после чего Ведущий говорит: «Мы играли в «Ладушки». Молодцы, ребятушки!»

2 В : Самовар на стол поставим,

Чаю крепкого нальем.

Мы за чаем не скучаем,-

Говорим о том о сем.

Как много сказок придумано в народе! В одних совершается волшебство, в других рассказывается о животных, которые ссорятся и мирятся, а все они учат уму-разуму. Вспомните сказки и отвечайте без подсказки.

Самый знаменитый путешественник в русской сказке, которого знают все - от мала до велика. (Колобок.)

Ходили они, ходили друг к другу, а угоститься в гостях никак не могли. В какой сказке это происходит? («Лиса и журавль».)

Самые маленькие по росту герои русских сказок. (Липунюшка, Жихарка.)

Как в сказках называют лису? (Кумушка, сестричка, Патрикеевна.)

На чем в русских сказках передвигались по воздуху? (Летучий корабль, ковер-самолет, ступа, вихрь, деревянный орел.)

Какие слова приговаривают в сказках перед очень серьезным делом? (Ложись спать, утро вечера мудренее.)

Какое настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Прекрасная.)

Кто может позвать Сивку-бурку? (Иван-дурак.)

В какой сказке есть человек-невидимка? («Поди туда, не знаю куда».)

В какой сказке происходит такой разговор: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная, тепло ли тебе, лапушка?» - «Тепло, голубчик...» («Морозко».)

1.В: Долго нам не усидеть, не пора ли песню спеть?

Барыня Игра-импровизация

Это музыкальная забава. Гости делятся на три хоровые группы. Первая поет фразу "В бане веники моченые". Вторая группа поет "Веретена не толченые". Третья поет свою партию - "А мочала не сушеные". Все вместе поют припев: "Барыня, барыня, барыня-сударыня". Хоровые группы свою строчку поют на разные голоса (высокие, низкие) и в разном темпе, который задает дирижер-ведущий.

2В: Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара

С шаньгами, ватрушками

И с блинами вкусными.

Продолжаем развлекаться и гостей всех развлекать, не пора ли с мест подняться, ложкарей к себе позвать?

Ложкари

Вызываем сначала 3 человек…играем с ними…потом эти трое еще троих приводят…потом еще троих

1-ая тройка ложка об ложку вверх- вниз

2-ая тройка ложка об ложку по кругу вокруг лица

3-ая тройка 2 ложки об ладошку по 3 раза

Просим их вынести себе стулья…рассаживаем…просим сыграть…ведущая показывает сначала на одних…потом на других…потом на третьих….потом на первых и вторых одновременно…потом на первых и третьих…и т.д….сыграли …молодцы…

Теперь просим всех гостей в зале выйти помочь….всем раздаются муз.инструменты.

РЕПЕТИРУЕМ ВМЕСТЕ.

1В: У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем

Чай с вареньем и лимоном

С кренделями и поклоном.

Какие же посиделки без веселой пляски?

Танец с платочками

Участникам раздаются разноцветные платочки. Проводится всего одна репетиция, в ходе которой Ведущий просит запомнить слова, кратко выражающие суть разучиваемых движений. Затем во время исполнения он их называет, а танцующие выполняют соответствующие движения.

Для танца используется мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».
Основные движения.
1. «Приветствуем». (Участники делают четыре шага вперед, выстраиваясь в прямую линию, затем четыре шага назад.)
2. «Красуемся». (Выполняют небольшие приседания с поворотами корпуса в разные стороны.)
3. «Стираем платочки». (Слегка наклонившись вперед, «полощут» платочки движением влево-вправо.)
4. «Сушим платочки». (Кружатся на месте с высоко поднятой правой рукой, в которой находится платочек.)
5. «Гуляем». (Из шеренги перестраиваются в круг, двигаясь по часовой стрелке.)
6. «Хвастаемся платочками». (Идут в центр круга с высокоподнятыми платочками, затем вновь расходятся в стороны.)
7. «Танцуем парами». (Разделившись на пары, соединяют правые и левые руки.)
8. «Кружимся». (Кружатся на месте по одному, взмахивая платочками.)
9. «Кланяемся». (Поклон.)
Если времени для проведения репетиции нет, можно обойтись и без нее, произнося во время звучания мелодии вышеперечисленные слова и показывая движения.

2 В : Заглянули в старину мы,

Будто дождь омыл сердца

Только не попели струны

Нашу песню до конца.

Всех не спеть нам славных песен,

Добрых слов всех не сказать.

Край старинный наш чудесный,

Как и вся Россия- мать.

1 В: Вам спасибо от хозяев

За улыбки и за смех,

За частушки, песни, байки,

Благодарствую я всех!

Главная > Сценарий

Сценарий внеклассного фольклорного мероприятия

«Праздник русской души»

в рамках районного семинара учителей музыки на базе

Маливской средней общеобразовательной школы по теме:

«Развитие музыкальной культуры учащихся

на уроках музыки и во внеурочное время»

(Учитель музыки Дуганова Юлия Александровна)

Цели праздника В ходе достижения этих целей решаются следующие задачи:
    Воспитательные задачи:
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной русской культуры и культур других народов, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;воспитывать уважительное отношение в общении с другими детьми и взрослыми, терпимость к людям разных вероисповеданий, к инвалидам, к представителям национальных и социальных культур;учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену).
    Образовательные задачи:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;воспитывать творчески-активную личность. Ход праздника:

Ведущий.

(читает на фоне фонограммы песни муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя Россия»).

“Россия… какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то”

Россия… как из песни слово,

Березок юная листва…

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Песня Муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьёвой «Моя России».

У моей России длинные косички,

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень.

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются над Россией,

В небе радуга цветная -

Нет земли красивей.

Для меня Россия - белые берёзы,

Для меня Россия - утренние росы.

Для меня, Россия, ты всего дороже,

До чего на маму ты мою похожа.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь.

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями.

Звучит фонограмма песни «Вечер ко мне девице»

Ведущий.

Россия, Россия, края дорогие,

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют просторы родные,

Раздольные русские песни поют.

Ведущий.

Ты откуда, русская, зародилась, музыка?

То ли в чистом поле, то ли в лесе мшистом?

В радости ли?

В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьем ты сердце билась с самого начала?

Как же ты явилась? Как ты зазвучала?

Ведущий.

Пролетели утки – уронили дудки.

Пролетели гуси – уронили гусли.

Их порою вешней нашли, не удивились.

Ну а с песней? С песней на Руси родились!

Звучит фонограмма песни «Травушка-муравушка»

Ведущий.

Много у русского народа чудесных напевных песен, красивых зажигательных танцев, старинных обычаев и традиций. А в каком народе живешь - таких обычаев и держишься. Пожалуй, самый красивый и интересный из них - это деревенские посиделки!

Ведущий.

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Ведущий.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий.

Роднило их одно – собирались, чтобы себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потешках и забавах.

Ведущий.

Посиделки устраивались в каком-либо доме с просторной горницей и гостеприимной хозяйкой, которая сама любила петь, рассказать какую-нибудь бывальщину, вспомнить про свою молодость, про горести и радости.

Ведущий.

Посиделки были праздником деревенских девушек и парней. Не всегда родители отпускали их. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно дадут работу: девушкам напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши тоже не сидели без работы: плели лапти, из дерева вырезали донце, нарезали гребни для расчёсывания конопли.

Ведущий.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по “сусекам”

Личных дач или квартир.

Ведущий.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить:

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Звучит фонограмма песни Муз. О.Иванова Сл. А.Прокофьева «Завалинка».

Открывается занавес, на сцене Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин . Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться! Хозяйка . Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице.

Хозяин .

Красны девицы, добры молодцы!

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Хозяйка. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по старинному посиделками называется. Звучит музыка, ребята 1 и 2 группы подходят к сцене.

Ведущий.

На посиделки каждый должен был что-то принести: дров для растопки печи, керосина для лампы, пшена для блинов. Ребята 1 группы поднимаются на сцену.

Девица .

В избу твою жаркую мы пришли с подарками.

Хозяин.

Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

Хозяйка.

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!

Хозяин.

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Гость.

Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяин.

Проходите, гости дорогие.

Хозяин усаживает гостей, на сцену поднимается 2 группа, 3 группа подходит к сцене.

Хозяйка .

Редкий гость никогда не в тягость.

Гость.

Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяин.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Пожалуйте, гости дорогие,проходите.

Гости садятся на свои места, хозяева стоят на сцене.

Хозяйка.

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.

Хозяин.

Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус.

Хозяйка.

Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.

Хозяин . Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Гость .

Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка.

В тесноте, да не в обиде!

Хозяин .

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Гость.

Мужики здесь - мастера,

Ловко правят все дела.

Гостья.

Да и женщины под стать,

Им не станут уступать.

Выходит на сцену 3 группа.

Девушка.

Тара-тара-тара-гами,

Пришли девки с пирогами!

Будут петь да плясать,

Всех вокруг забавлять.

Входят девочки с пирогами в руках.

Песня «Пироги» Муз. Виталия Алексеева Сл. Инги Лейме

Жду подружек дорогих

В гости на неделе.

Я хочу, чтоб вы моих

Пирогов поели.

Пироги, пироги

Пышные, вкусные.

Пироги, пироги

С мясом, с капустою.

С пирогами будет чай

С мятою и хмелем.

Эй, подружка, не скучай,

Наливай полнее!

Будем песни распевать,

Стоя на крылечке.

Будем "Барыню" плясать

С выходом от печки.

Хозяин. Спасибо! Проходите, гости дорогие!

Хозяева и гости садятся на свои места.

Гости.

Небылицы в лицах

Сидят в теремах - в светлицах,

Щелкают орешки

Да творят насмешки,

Ни короткие, ни длинные,

А таки, что в самый раз,

Как от меня до вас.

Чепуха, чепуха,

Это просто враки!

Куры съели петуха, -

Говорят собаки.

Между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился.

Сидит ежик на березе -

Новая рубашечка,

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

На горе стоит телега,

Слезы капают с дуги.

Под горой стоит корова,

Надевает сапоги.

Из-за печи выходит Домовой.

Домовой .

Веселитесь, а про меня-то забыли?

Хозяйка.

Домовой, Домовой!

Угощу тебя халвой!

Домовой.

Я – дед хозяйственный такой –

Старый добрый Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой.

Чтобы мир был и лады –

Охраняю от беды!

Ведущий.

Домовой живёт за печкой, следит за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень любит, когда вещи лежат на своих местах. Гость . А я слышала, что Домовые проказники. Оставит хозяйка с вечера в чугунке кусок мяса, утром проснётся, а мяса-то и нет… Говорят, что Домовой съел. Гость. Потеряется в доме какая-нибудь вещь, опять говорят – Домовой спёр. Что скажешь на это? Домовой. Поклёп всё это. Поищет-поищет человек вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её вчера вечером в угол бросил. У каждой вещи в доме своё место должно быть! И это надо помнить, чтобы наутро головы не ломать.

Ведущий.

А ещё говорят, что никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства. Домовой. Это верно: посуда, веники, лопаты, кочерга, грабли… Никто лучше меня в этом не разбирается.

Ведущий.

Это точно! Ты всё знаешь!

А сейчас для вас, ребятки,

Загадает он загадки.

Знает, знает наперед -

Вы смекалистый народ.

Домовой загадывает загадки, дети отгадывают загадки и вместе с ведущими находят в горнице предметы.

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает. (ухват)

Кривой конь лезет в огонь. Как называется предмет, которым мешают дрова в печке. (кочерга)

Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка)

А ещё отгадаете загадку?

Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

А кашка-то хороша получилась…

Ведущий.

Молодцы, знаете домашнее хозяйство. Домовой. Что правда, то правда. Молодцы! Но похвалите и меня.

Ведущий.

И тебя похвалим – уж больно твои загадки понравились. И весёлые, и смешные, и умные были. Сядь, отдохни, на ребят посмотри. Домовой. Сяду, посмотрю и на вас погляжу.

Ведущий.

Во время посиделок любили гости не только небылицы рассказывать, попеть, но и поиграть.

Хозяин. А давайте поиграем? Гости. Давайте. Русская народная игра «Колечко» (дети играют под фонограмму «Завалинка») Хозяин. Хорошо поиграли, гости дорогие. Хозяйка. А вы, гости дорогие, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. И для вас у нас есть забава. Хозяин. Эх лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, гостюшки, поплясать для меня? Гости. Сумеем. Танец «Кадриль» (фонограмма группы «Белый день» «Деревенька»)

После танца ребята садятся. Две гостьи заняты делом: одна вяжет, другая вышивает. Осуждая танцующих, обращаются друг к другу.

Лодырь да бездельник - им праздник и в понедельник.

Ныне гуляшки, завтра гуляшки - находишься и без рубашки.

Домовой.

Ой, вы, гости дорогие! Мне пора домой, на свою печку.

Ведущий.

Русской печки нет добрее:

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Спать в тепле ребят уложит.

Домовой.

Словно бабушка моя,-

Нам печка улыбается,

И сразу между кирпичей

Морщинки разбегаются.

Ведущий.

Бегут от вьюшки до чела,

Повсюду перекрещены.

На них поближе посмотри,

А это – просто трещинки!

Домовой уходит.

Выходит из зала мальчик, он ведёт за руку самовар.

Самовар . Я иду, иду, иду.

Мальчик . Самовар в руках несу.

Эй, чай, чай, чай! Уж ты, кумушка, встречай!

Хозяйка.

Напекли мы для гостей

Много разных сладостей!

Гость.

Тары-бары-растабары.

Выпьем чай из самовара!

Гость.

С сухарями! С кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками!

Все гости (поднимаясь)

Тары-бары-растабары,

Посидим у самовара!

Гостья.

Чаю сладкого попьем.

Все гости.

Нашу песенку споем!

Песня «Самовар» Муз. Д. Тухманова Сл. Ю. Энтина

Жил поживал самовар, самовар,

Был он не молод, не стар самовар.

Он на работе кипел, самовар,

Песню такую он пел:

Тумба-тумба, тумба-тумба,

Русский самовар.

Пых-пых, тумба-тумба, самовар,

Тумба-тумба, тумба-тумба,

Русский самовар.

Пусть неуклюж он на вид, самовар,

Но на Руси знаменит!

Чайник с почтеньем большим, самовар,

Робко стоит перед ним.

Всем он приносит тепло, самовар,

Много воды утекло, самовар,

Медью сверкают бока, самовар,

Топает через века самовар.

Ведущий.

На русские посиделки приходила и бабушка – Потешница.

Бабушка – Потешница.

Я весною на завалинке,

А зимою в горнице посиживаю.

Сижу, на народ всегда гляжу.

Всё всегда запоминаю

И в копилку собираю.

Вот моя корзинка – копилка.

Она полна – полнёхонька всякой всячины.

Сяду рядышком на лавке,

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки,

Кто смышлёней – погляжу.

Бабушка – Потешница садится с детьми, загадывает загадки о музыкальных инструментах.

Бабушка – Потешница.

Ну что ж, готовы?

Приложил к губам я трубку

Полилась по лесу трель

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется (свирель)

У неё есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под неё плясать

И по-русски приседать. (балалайка)

Ведущий.

Балала́йка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент

Это - один из инструментов, ставших музыкальным символом русского народа. Её ещё называли «балабайка», что значит балакать, болтать, пустозвонить.

Бабушка – Потешница.

А басит он лишь тогда,

Когда бьют его в бока! (бубен).

Бабушка – Потешница.

Как называется музыкальный инструмент, на котором играл Садко? (гусли)

Ведущий.

Гусли - древнейший музыкальный инструмент. Основной материал для изготовления гуслей - клен-явор. Поэтому гусли называли иногда "яровчатые". А с тех пор, как стали использовать металлические струны вместо жильных, гусли стали называть "звончатыми".

Бабушка – Потешница.

Тут же сразу тянет нас

На частушки и на пляс,

Если весело Серёжка

Заиграет на... (гармошке)

Ведущий.

Гармонь (или гармоника) - это исконно русский музыкальный инструмент. Веками не было праздника на Руси без пения и плясок под гармонь, а на селе и сейчас без нее не обходится ни одно радостное событие.

Гость.

Эй, девчонки – хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Частушки.

Мой дружочек, ох хороший,

Да росточком очень мал,

Проводил меня до дому,

Я чихнула, он упал.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я, как картинка.

Мы с веселой песней дружим,

И по-русски говорим,

Хорошо живем, не тушим,

Без сметаны хлеб едим.

Запрягу я кошку в дрожки,

А котенка - в тарантас,

Повезу свою подружку

Всем соседям напоказ!

Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад –

Сапоги мои лежат.

Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

Но гармошка так играла,

Я не удержалася.

Если б не было воды,

Не было бы кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Хозяйка: гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать?

Ребята. Хотим. Хозяйка. Хозяин, расскажи сказку! Хозяин . Вот ещё! Приходил дед Овёс, он и сказки унёс. В речке щука да елец, вот и сказочке конец. Гость. Жил-был Егор, у Егора был двор, на дворе стоял кол, на колу висела мочала, начинай сказку сначала. Хозяйка машет головой.

Бабушка – Потешница .

Ну и сказки! А на посиделки в деревне собирались не только песни петь, да хороводы водить. Ещё рассказывали сказки. Вслушайтесь в слово «сказка»… сказка сказывается, рассказывается…

Отгадайте загадку:

Вот она какая, большая – пребольшая.

Вытащить её решили, вшестером одну тащили.

Но уселась крепко. Что же это? (Репка)

А сейчас мы исполним сказку «Репка».

Бабушка – Потешница рассказывает сказку «Репка» (исполнение сказки с использованием шумовых инструментов)

Бабушка – Потешница .

Ай да, молодцы. Спасибо вам.

А для этих гостей(показывает в зал), званых да почётных, я приготовила игру. Ну-ка, кто из вас пословицы говорить горазд? Туесок я открываю, пословицу достану. Прочитаю поскорей, доскажите веселей.

Я буду говорить начало пословицы, а вы должны будете её закончить:

Без труда ………………..(не вынешь рыбку из пруда).

Играй, играй……………..(да дело знай).

Пирог на стол-………….(праздник в дом).

Не красна изба углами,………..(а красна пирогами).

Гость.

Посидели, повеселились, пора и честь знать.

Гость.

Эй, сосед!

Забывать друзей не след.

Заходите на часок.

У меня хорош квасок

И варенья, и соленья...

Заходи без стесненья!

Гость 1.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!

Гость 2.

Большого здоровья!

Гость 3

С новым вас урожаем!

Гость 4 .

С вкусными блинами, пирогами!

Песня «Ай, спасибо хозяюшке!»

Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки.

Ай, ли, ай, люли.

За мягкие пирожки.

Да спасибо тому,

Кто хозяин во дому.

Ай, ли, ай, люли.

Кто хозяин во дому.

Ай, спасибо хозяюшке

За мягкие пирожки.

Ай, ли, ай, люли.

За мягкие пирожки.

Ребята стоят на сцене до окончания праздника, звучит фонограмма песни «Балалайка».

Гость.

Мы гордимся стариною.

Стала нам она родною.

Мы за вечер утомились.

Танцевали, веселились.

Бабушка-потешница.

В небе будто от побелки

Засветился Млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке,

Где пришлось нам отдохнуть.

Ведущий.

Дни общенья – счастья вехи,

Посиделкам каждый рад,

Делу время, а потехе

Рады люди как – никак.

Ведущий.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Ведущий.

Не потухнет, не погаснет,

Если ты на нём не глух,

Самый светлый, самый ясный

Посиделок русский дух.

Ведущий.

Посиделки, вечеринки,

Звёзды в праздничной выси-

Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ведущий.

Жизнь такая – не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Ведущий.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Ведущий.

Что ж вы, гости?

Не сидите, к самовару

подходите!

Угощайтесь, не стесняйтесь,

С нами попрощайтесь.

Ребята под музыку проходят к гостям и угощают пирогами и конфетами.

Ведущий.

На этом наш «Праздник русской души» подошёл к концу, угощайтесь, гости дорогие!

Используемая методическая литература:

История культуры русского народа / А.В. Терещенко.-М.: Эксмо, 2007.- 736 с.: ил.

Календарные фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. – М.: ВАКО, 2006. – 368 с. – (Мозаика детского отдыха).

Музыка: учебник для учащихся 2 кл. нач. шк. / Авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – 7-е изд. - М.: Просвещение, 2005. – 128 с.: ил.

Народная проза / Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. С.Н. Азбелева.-М.: Русская книга, 1992.- 608 с., 24 л. ил.- (Б-ка русского фольклора; Т. 12).

Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы. / Авторы: Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.,2007.

Русский фольклор / Сост. и примеч. В. Аникина.-М.: Худож. лит., 1985.-367 с. (Классики и современники).

Русские пословицы и поговорки / Под ред. В.Аникина; Предисл. В.Аникина; Сост. Ф. Селиванов; Б. Кирдан; В.Аникин.-М.: Худож. лит., 1988.-431 с. (Классики и современники. Рус. классич. лит-ра)

Русский фольклор. Редактор – составитель Н.Н. Миронова – М.: Дрофа - Плюс, 2008. – 256 с.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 1 кл. четырёхлетней нач. шк. – М.: Мнемозина, 2006. – 79 с.: ил.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 2 кл. нач. шк. – М.: Мнемозина, 2003. – 79 с.: ил.

Русский фольклор: Куприянова Л.Л. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. – М.: Мнемозина, 2004. – 67 с.: ил.

Сказания русского народа, собранные И.П.Сахаровым: Сборник / Вступ. статья, подгот. текста В. Аникина.-М.: Худож. лит., 1989.-398 с. (Забытая книга)

Уроки музыки. 1-4 классы. Пособие для учителя. / Авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.,2007.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 кл.: Пособие для учителя / Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвение, 2000. – 128 с.

Энциклопедия детского фольклора / Т. Пиксасова; Р. Триндицкая; Р. Зимакова; А. Ракитин -М.:Белый город,2008.- 144 с.: ил.

Наглядность и технические средства:

    Музыкальный центр, ноутбук, фортепиано, шумовые инструменты - ложки, трещотки, погремушки, колокольчики, бубны;

    фото музыкальных инструментов: свирель, балалайка, бубен, гармонь, гусли;

    выставка рисунков детей;

    выставка книг о фольклоре «Русский фольклор»;

    выставка книг «Методическая копилка»;

    выставка «Добрым людям на загляденье»: рукоделие, вышивка, предметы русской старины, выставка прикладного искусства;

    детская выставка музыкальных инструментов;

    оформление сцены: деревенская изба с русской печкой, самовар, стол (на столе сушки, пироги, конфеты), лавки, домашняя утварь. На лавках домотканые половики.

    костюмы детей;

    плакаты народных музыкальных инструментов;

    угощение гостей и участников пирогами и конфетами.

Используемый музыкальный материал:

    Песня «Моя России» Муз. Г.Струве, Сл. Н.Соловьёвой

    Песня «Пироги» Муз. Виталия Алексеева Сл. Инги Лейме

    Песня «Самовар» Муз. Д. Тухманова Сл. Ю. Энтина

    Танец «Кадриль» (фонограмма группы «Белый день» «Деревенька»)

    Русская народная песня «Ай, спасибо хозяюшке!» Обработка П. Сорокина


Сценарий развлечения предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. Содержит малые формы фольклора о Красноуфимске. Развлечение является итоговым мероприятием по месячнику о родном крае.

Сценарий развлечения для дошкольников «Уральские посиделки»

Цель: Закреплять и расширять знания детей о родном городе. Объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что красноуфимцы - хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.

Материал : Материал: фотографии города, названия станций: «Угадай-ка», «Литературная», «Отгадай-ка», «Творческая», «Медали», «Маленький гражданин города», книги В.Ф. Скворцовой, Жужина.

Словарная работа : город, храм, изба, селекционная станция.

Ход мероприятия

Ведущий:

По селу молва идет:

В эту горницу народ

Каждый месяц созывают,

Да так ласково встречают,

Леденцами угощают.

Бабушка:

Добрый день, гости званные, да желанные! Милости просим на Уральские посиделки! Посидеть да потешиться, поиграть, пошутить, посмеяться.

(Заходят девочки под р.н. «Я на горку шла»)

Девочка:

Здравствуй, бабушка! Принимай гостей со всех волостей!

Девочка:

У бабушки нашей супрядки была, что ты бабушка нам шить дашь?

Бабушка:

Старым старушкам

Шерсти клочок,

А красным молодушкам

Белый ленок.

(раздает шитье)

Бабушка:

Удобно ли вам гости дорогие?

Всем ли места хватило?

Не тесновато ли вам?

Девочка:

В тесноте, да не в обиде.

А как шили - вышивали,

Так и песни напевали.

Песня: «Пряха» русская народная песня.

(Стук в дверь)

Бабушка:

Проходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Добры, молодцы идут,

Погулять немножко.

(Под р.н. песню «Калинка» входят мальчики, одетые в русские народные костюмы, в руках музыкальные инструменты)

Мальчик:

Если есть в лесу цветы

Будет и поляночка.

Если есть в избе девчата

Будет и гуляночка.

Бабушка:

Здесь и красны девицы,

И добры молодцы кругом

Все уселись за столом.

Будет всем вам здесь приятно

Побывать в гостях у нас.

Пирогов отведать вкусных

И чайку напиться всласть.

Страдания (частушки)

1. Дело к вечеру, а солнышко

Сияет горячо.

Посидим у прясла девки

Потолкуем кто про что.

2. На Урале мы живем,

Сушки, пряники жуем.

Мы страданий много знаем

И сейчас для вас споем.

3. Нас компашечка собралась

Разудалых молодцов.

У кого нету рубахи,

У кого нет сапогов.

4. Ой, куда-куда ты катишься

Студеная вода.

Никакой, нам, девки праздник

Не хорош без паренька.

5. Мы пришли сюда ребята

На вечерку посидеть.

А девчонки все зазнались

Не хотят на нас глядеть.

6. Что вы глупые мальчишки

Ничего не знаете

Вовсе мы не зазнаемся,

А работой заняты.

7. Мы не пишем, не читаем,

А страданья напеваем.

Приходите в гости к нам,

Мы еще и спляшем вам.

Мальчик:

Из-под горки, да на горку,

По широкой улице

Разгуляйся, ты кадриль

Люди пусть любуются.

Как кадриль-то заиграет

Всех танцоров увлекает.

Танец: «Кадриль»

(Из-под печки выглядывает домовенок Кузя)

Бабушка:

Домовой за печкой жил

С ребятишками дружил.

Он хозяйке помогал

Всех гостей он развлекал.

Он за печкою сидит

Иногда слегка ворчит.

А вообще он удалой

Самый лучший в мире домовой.

Дети:

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Оладушки.

Дети:

Где ж они?

Домовой:

Под лавкой.

Дети:

Экий, ты, Кузя чудак.

Домовой:

А вы бы дети как?

Дети:

А мы бы оладушки на стол поставили и съели.

Домовой:

Ладно, в другой раз так и сделаю.

Домовой:

Дети:

Где ты был?

Домовой:

У бабушки!

Дети:

Что принес?

Домовой:

Дети:

Где же они.

Домовой:

А я сделал как вы велели.

На стол поставил и съел.

(Домовой вылезает из-под печки)

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадки отгадаете.

«То толстеет, то худеет,

«В лесу выросло,

Из лесу вынесли.

В руках плачет,

А кто слушает, скачет» (рожок)

«В лесу тук-тук,

В избе ляп-ляп.

В руках дзинь-дзинь,

По полу топ-топ» (балалайка)

Бабушка:

Эй, нарядный народ

Покажи умение:

В танцах, да пенье.

Становитесь в ряд,

Выбирайте подряд:

Дудки, хлопушки,

Бубны, погремушки.

Игра на музыкальных инструментах: «У нас нонче субботея»

Домовой:

Мы пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся детвора

Ждет уральская игра.

Игра: «Селезень утку ловил» (с. 148, Т.И. Калужникова)

Всякий молодец

На свой образец.

Пришли к нам два брата

Фома да Ерема.

Бабушка:

Проходите гости, дорогие, присаживайтесь.

Фома:

Ерема:

Нет, ты садись.

Фома:

Подвинься.

Ерема:

Нет, ты подвинься. (Толкает Фому, тот падает)

Ерема:

Фому поднимали,

Животы надорвали.

Фома:

Ерема худ, голова с пуд.

Нос крючком,

Хохол клочком.

Ерема:

Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Фома:

Любишь шутки над Фомой,

Полюби и над собой.

(ссорятся)

Получился у нас петушиный бой.

Игра: «Петушиный бой»

Ерема:

Фома, есть хочешь?

Фома:

Да нет, перекусил.

Съел кусок пирога,

Горшок сметаны,

Решето калачей.

Ерема:

Вот какой сильный стал.

Игра: «Перетяжки»

Бабушка:

Эх, Фома да Ерема,

Сидели бы дома.

Мальчик:

Мы веселые ребята

На Урале мы живем.

И сейчас все вместе дружно,

Хоровод свой заведем.

Дети исполняют «Уральский хоровод» муз. Филиппенко

Девочка: (исполняет на мотив частушек)

Пойдемте, девочки домой,

Пойдемте, ягодиночки.

Дадим хозяевам покой

Закончим вечериночку.

Девочка:

Пойдемте, девочки домой

Я уж насиделася.

Моего милого нет,

На ваших нагляделася.

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

Сценарий фольклорного праздника «Русские посиделки»

Оформление : зал украшен элементами русской избы: столы накрытые угощением, коврики, прялка, муз.инструменты, кухонная утварь.

До начала праздника звучат русские народные песни.

Фонограмма: деревенской жизни.

Выход ведущей

Ведущая : Здравствуйте, ребятишки: девчонки и мальчишки, добрый день дорогие взрослые.

Добро пожаловать, гости званные и желанные! Всех в нашу избу приглашаем, душевно встречаем! Не смущайтесь, не стесняйтесь, удобно располагайтесь!

Выход участников праздника, пока ребята рассаживаются по своим местам.

Ведущая: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребенок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

На посиделки приходили после трудового дня и считали их настоящим праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в хозяйстве, этим тоже занимались на посиделках.

Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки .

Ребенок: Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущая : В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;

в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

ПЕСНЯ. КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ведущая: Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица! НЕБЫЛИЦЫ

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова, На ноге фуражечка. Надевает сапоги .

5. Утром рано на заре,

В полдень на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете.

А за нею во всю прыть

Тихими шагами

Ведущая : Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает - то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.

ИГРА

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются

Снег летом впадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака Вам понравились загадки.

Ведущая : Но славился русский народ конечно же своими песнями. Были у него сюжетные, ролевые песни, в которых рассказывали они различные тоже истории. Послушайте.

ПЕСНЯ: Я ПО ЛУГУ ГУЛЯЛА.
Ведущая: Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки.
Приглашаем вас дорогие гости принять участие в нашем состязании. Приглашаются желающие и им дается текст скороговорок.

состязание первыми начинают сами участники.

СКОРОГОВОРКИ.

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку - пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры, Бобры для бобрят добры

Дятел лечит древний дуб. Добрый дятел дубу люб.

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола точили топоры,
Топоры остры-то до поры

Ведущая: В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника, и любого дела были свои песни. В песнях русский народ рассказывал о своей жизни и о том нелегком деревенском труде в поле.

ПЕСНЯ. ПОСЕЯЛИ ЛЕБЕДУ.

Ведущий: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в различные игры. Сейчас мы сыграем в одну из таких игр. Для этого мы приглашаем двух родителей.

ИГРА: «УГАДАЙ ЧТО В МЕШКЕ»

Ведущая : Девушек на Руси называли , красны девицы, а парней - добры молодцы. На праздник молодые парни надевали белые рубашки с красной вышивкой. Вышивали красным по белому во всех уголках Руси и даже песни сочиняли про добрых молодцев .

ПЕСНЯ: МОЛОДЧИК

Ведущая: . На посиделках загадки служили подспорьем хорошему настроению. Старались загадывать неизвестную загадку, чтобы интереснее было отгадывать. Как ни трудна была загадка, а всегда находились самые сообразительные. А сейчас и мы на наших посиделках позагадываем друг другу загадки, да посмотрим на самого умного да смекалистого.

Загадки ребята загадывают для зрителей.

Ведущий : Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

ЗАГАДКИ

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Бычок рогат, в руках зажат. Еду хватает, а сам голодает (ухват).

Сама не ест, а всех кормит (ложка)

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть)

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка)

То толстеет, то худеет, громко, громко голосит (гармонь).

Кто приходит, кто уходит, все ее за ручку водят (дверь).

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода (самовар).

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки (стол).

В избе - изба, на избе - труба, зашумело в избе, загудело в трубе, Видит пламя народ, а тушить не идет (печь).

У двух матерей по пяти сыновей. Одно имя всем. (Пальцы).

Сижу верхом, не знаю на ком. Знакомца встречу, соскочу –привечу.(шапка).

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка).

Чем больше я верчусь, тем больше я толстею. (Веретено).
Конь стальной, хвост льняной. (Иголка с ниткой).
С хвостом, а не мышь. (Клубок ниток).

Что из угла в угол в русской избе не переставишь? (Печка).

Ведущая. : Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Ведущий : Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, ребята чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

ПЕСНЯ: ВАКУ ВАКУЗНЕЦЫ…

Ведущая : Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим: ВСЕ хором : до новых встреч!

Похожие публикации