Джон эйджи уроки льва читать. Жизненные уроки от короля льва

Уроки льва. Книга в твёрдой обложке.

Это не просто книга и возможность получить диплом льва ; это семь важных жизненных уроков, которые нужно усвоить каждому. В этой забавной книге нашим преподавателем будет эксперт в области "львиного поведения" - Лев собственной персоной, имеющий учёную степень, настоящий мастер своего дела. Каждый шаг, каждый урок здесь подчёркивает сущностные характеристики свирепых кошек, такие как скорость, ловкость, самый громкий рёв, способность к прыжку. Ироничные выражения льва и критика дополняют усердные занятия мальчика.

Большинство попыток мальчика усвоить уроки дают менее чем удовлетворительные результаты, за исключением его последнего урока - когда нужно помочь маленькому котёнку, на которого напала собака.

Смотрите на видео:

В книге немного текста, зачем, спрашивается, её читать? Как ни странно, эта очень простая на первый взгляд книжка может дать ребёнку очень многое . Не поленитесь, начните выполнять все уроки, о которых рассказывается в книге: это и гимнастика, и рычание, всё это полезно для развития, но просто так ребёнка трудно заставить выполнять такие упражнения. Но за диплом льва!... любой ребёнок будет работать всерьёз!


"Фирменные" узнаваемые иллюстрации Джона Эйджи состоят из чёрных линий-контуров, которые определяют персонажей, с тонировкой мягкими цветными мелками. Он создаёт смешные ситуации с каменным лицом серьёзного льва, это книга с оригинальным чувством юмора, немного комичная, демонстрирующая абсурдный взгляд на жизнь, но при этом дающая ребёнку уверенность в себе . Что значит быть неустрашимым львом? Читайте, и узнаете! А ещё потренируете умение малыша говорить букву Р-Р-Р-Р!

Попытки мальчика вести себя как лев рядом с "профессиональным" львом, взрослым, настоящим, выглядят поначалу нелепо. Можно представить на его месте любого малыша, который очень старается быть "как мама" или "как папа". Сопоставления этих двух героев, таких разных, очень смешные. В итоге же оказывается, что мальчик действительно усваивает уроки, и пусть он - не Лев, но он гораздо ближе ко льву, чем другие дети. И это ценно.

Эта смешная и увлекательная сказка понравится всем детям младшего возраста, и мальчикам, и девочкам. Она показывает малышам, каково это - стараться быть такими, как "большие", взрослые. Поначалу смешно, но всё получится!

Вердикт: рыкающий лев и его уроки - хороший выбор для рассказывания историй ребёнку (идеально подходит для чтения вслух ), а также как книга для первого самостоятельного чтения. А ещё она - идеальный подарок для ребёнка, родившегося под знаком Льва. Всем любителям львов посвящается! Книга для веселья и радости.

Книга вышла в издательстве Манн, Иванов и Фербер осенью 2016 года.

205х260 мм, 32 страницы, плотная бумага, твёрдый переплёт.

Оригинальное название: Lion Lessons.

Ещё примеры страниц на фото смотрите ниже.

И Налой , смеялись над поведением Тимона и Пумбы и, конечно же, от души переживали и даже плакали в том очень грустном моменте, о котором даже вспоминать печально. Мы узнали о добре и зле, о важности голоса своего сердца, и некоторых других вещах, о которых мы сейчас расскажем:

1. Друзья могут помочь вам достичь многого. Особенно, если они знают, как танцевать хулу.

3. Если у вас плохое предчувствие, то оно вполне может осуществиться. Особенно когда ваши родители советуют вам держаться подальше от слоновьего кладбища.

4. Мы все часть круговорота жизни. ... И крошки львята просто очаровательны. Особенно, когда чихают.

5. Друзья бывают разных форм и размеров. Один - бородавочник, другой - сурикат, но дружба Тимона и Пумбы превыше видовой разницы.

6. Улыбка может ввести в заблуждение... В данном варианте она очень жуткая.

7. Может случиться все что угодно. Каждый день - это новая возможность полностью раскрыть свой потенциал.

8. Настоящая любовь длится вечно. Даже если вы далеко от любимого человека, или еще не встречались с ним, или убежали из дома и не видели его долгое время, нет ничего, что может нарушить вашу связь.

9. Сарказм - это искусство. Мы узнали о многих негативных сторонах жизни от обладателя живописных шрамов .

10. Не забывайте уроков прошлого, но не останавливайтесь на этом. Слова Рафики будут жить вечно.

А какие ваши любимые жизненные уроки от Короля льва?

О книге
Получить диплом льва очень непросто. Одного умения громко рычать мало. Нужны быстрые ноги, смелость, ловкость, а самое главное — мудрый учитель. Именно он подскажет, как за 7 простых шагов стать настоящим львом.

Главный герой книги — мальчик, который хочет стать львом. У мальчика есть учитель, он показывает ему все важные львиные навыки: как охотится, неожиданно подкрадываться и, конечно, рычать: «Рррррр»!

Будущий лев старательно пытается освоить каждый навык и почти везде терпит неудачу. Но как только появляется опасность для друга — все меняется!

Для кого эта книга

Добрая сказка для всех, кто верит, что спасая друга, попавшего в беду, можно стать настоящим львом!

Об авторе
Джон Эйджи — известный писатель, получивший признание юных читателей за свои книги, такие как «Невероятно!» (Terrific), «Шляпные фокусы Мило» (Milo’s Hat Trick), «Маленький Санта» (Little Santa), «Удивительная картина Феликса Клузо» (The Incredible Painting of Felix Clousseau) (все включены в список ALA Notable) и недавно выпущенную книгу «Это всего лишь Стенли» (It’s only Stanley) Лучшая детская книга года по версии Washington Post.

© Иванов О.Н., 2018

© Издательство «Спорт», издание, оформление, 2018

Вступительное слово

Дорогие ребята!

Прочитав эту книгу, вы узнаете, что значит в футбольной команде вратарь, особенно такой лучший голкипер двадцатого столетия, как Лев Яшин, человек сильный и волевой, – недаром он носил имя Лев.

Яшина всегда отличала огромная требовательность к себе, я бы сказал – совестливость. Такие люди, чем бы они ни занимались, не могут мириться со своими неудачами, они – максималисты.

Яшин всегда стремился к победе своего родного клуба «Динамо», к победе сборной страны, футбольные ворота которой он на протяжении многих лет успешно защищал. Не знаю другого вратаря, который так бы видел игру, так предугадывал атаки соперников, так умел занять единственно верную позицию в воротах и так блистательно играл на выходах. Один вратарь прекрасно берет верхние мячи, другой хорошо реагирует на нижние, а вот Яшин умел все: не только ловить мячи, но и отлично организовывать атаки на ворота соперников.

Без трудолюбия, дорогие мальчишки, не достигнешь высот в футболе, в спорте, в любой деятельности вашей только начинающейся жизни, а Яшин был большой трудяга в футболе – забить ему гол было крайне трудно. Высоченная фигура, разведет руки в стороны – закроет все ворота.

На соперников, по-моему, магически действовало уже само имя: Яшин. Он не держал при себе вратарских секретов, и здесь вы о них узнаете – от одного из его учеников. Очень доброжелательно относился к юным, молодым вратарям, бережно их опекал, но терпеть не мог разгильдяйства, равнодушия…

Из этой книги вы, юные друзья, узнаете о преданности Яшина великой и любимой игре, о секретах игры футбольного вратаря – игры внешне неброской, без лишних эффектов, но настолько простой и надежной, какой могла быть игра только Яшина.

Мне на своем футбольном веку удалось повидать немало хороших, талантливых, выдающихся вратарей, но Лев Яшин останется в памяти миллионов людей не просто как великий вратарь, но как образец человеческой цельности, порядочности и товарищества.

Н.П. Симонян,

заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР, первый вице-президент РФС, президент Всероссийских соревнований по футболу «Кожаный мяч»

От автора

Юные друзья, мальчишки, выбравшие вратарское ремесло в футболе!

Из биографических страниц жизни, футбольных матчей, тренировок лучшего вратаря ХХ столетия Льва Яшина вы узнаете, что такое настоящий вратарь. Познакомитесь со многими секретами вратарского мастерства, узнаете нехитрые, но крайне эффективные приемы, характерные для школы игры Яшина, его методику тренировок, вырабатывающих надежность и совершенство игры голкипера.

В футболе, как известно, вратарь – фигура особая.

Яшин… Это имя неотделимо от истории футбола, да, наверное, и от всей истории нашей страны.

Можно сказать, что его имя и сегодня знает каждый, а его авторитет в спортивном мире безграничен.

Считаю, что мне посчастливилось: играл в одной команде с самим Яшиным.

Из чего складывается мастерство футбольного вратаря? Из реактивности мышления и действий, из прыжков и смелости, из хладнокровия… К сожалению, все это остается лишь набором приемов и не превращается в искусство, если вратарь не умеет анализировать происходящее на футбольном поле, не ведет настоящего исследования замечательной игры, название которой – футбол.

На протяжении своей длинной истории наш футбол повидал немало отличных вратарей, выступавших после Яшина. В московском «Динамо» это Владимир Пильгуй и Николай Гонтарь. В сборной страны – киевский динамовец Евгений Рудаков, затем (целое десятилетие) – московский спартаковец Ринат Дасаев, он был первым вратарем в стране. Ныне достойно несет вратарскую вахту армеец Игорь Акинфеев; в московском «Динамо» большие надежды связывают с талантливым вратарем Антоном Шуниным.

Минуло немало лет, давно закончил играть Лев Яшин, но в разговорах специалистов, ветеранов футбола, среди старшей братии спортивных журналистов нет-нет да и зайдет разговор о том, что нет пока в нашем футболе такой фигуры, такого вратаря выдающегося класса.

В чем же главный феномен Яшина, оставшегося в нашей памяти навсегда?

У Льва Ивановича было много достижений во вратарском деле. Но одно – на мой взгляд, уникальное, единственное в своем роде: ему реже, чем другим вратарям, били по воротам.

И наши форварды, и прославленные бомбардиры сборных команд всего мира, да все, кто хоть раз играл против Яшина, считали, что бесполезно, глупо и даже неприлично бить ему не наверняка. Ни у кого не возникало мысли, что этого вратаря можно застать врасплох, поймать на небрежности, на грубой ошибке…

Он не стремился к внешним эффектам, красивым броскам, не стремился сорвать лично для себя аплодисменты, – но ведь десять других игроков, которые выходят на футбольное поле вместе с тобой, знают истинную цену настоящего мастерства. Видят, когда вратарь может сыграть проще, а значит – полезнее, не для себя – для команды.

Он все время повторял нам, молодым вратарям: «Смелость, физические данные ничего не стоят без человечности, доброты вратаря, искренней заинтересованности в успехе команды».

К феномену Яшина нельзя не отнести и то, что его манеру игры, индивидуальность стиля было невозможно копировать, пытаться повторить. Его внешне неброская игра отличалась поразительной экономичностью движений и надежностью.

…Мелькают на экранах телевизоров, обложках спортивных журналов молодые, крепкие парни-вратари. А мы прикидываем: кто из них станет преемником того долговязого парня в скромном черном свитере с буквой «Д», начавшего свой путь в спорте с азов и ставшего затем полпредом нашей страны на стадионах всего мира, демонстрируя русский характер в игре, сердечность и доброту в общении и встречах с людьми?

Готовясь к написанию этой книги, выискивая наиболее памятные страницы жизни Яшина, я обнаружил: о нем так много издано книг, опубликовано столько статей и очерков, что буквально по полочкам разложена не только его вратарская игра, но и вся биография этого выдающегося спортсмена и человека.

В своей книге я попытался взглянуть на спортивную судьбу Яшина с позиций нынешнего поколения мальчишек, мечтающих стать футбольными вратарями…

Глава 1. Выбор пути

Нынешнему поколению ребят в век сплошных компьютеров, телевидения и безоблачного, без всяких военных потрясений, детства трудно представить, что у их отцов и дедов были совсем другие детские годы.

Юность Льва Яшина была недолгой. Война прервала детство поколения, родившегося в конце 20-х годов прошлого столетия. Мальчишки и девчонки пошли на заводы, учились на токарей и слесарей, нянчили младших братишек и сестренок, стояли в очередях за хлебом, мечтали сбежать на фронт… Им было не до детских забав – их одолевали вполне взрослые заботы.

Военное лихолетье (1941–1945) врезалось в память Яшина навсегда. Завод, где работал его отец, эвакуировали из Москвы под Ульяновск. В шесть утра родители шли на работу, а он – в школу, потом нянчил маленького брата. Окончив пятый класс, учеником слесаря Лева тоже встал к станку – получил рабочую карточку и вкалывал за троих. В Москву семья Яшиных вернулась из эвакуации только в 1944 году.

Некогда было пареньку учиться – он продолжал работать: ездил на завод, который располагался в Тушине.

Окончание войны ознаменовалось не только всеобщим ликованием в стране – в семье Яшиных оно было отмечено еще одним радостным событием: отцу и сыну были вручены государственные награды – медали за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны. А Льву еще не было и шестнадцати лет…

Свои знания, так и не закончив толком школу, Яшин пополнял в университетах жизни. На заводе, в рабочей среде он получил хорошую мужскую закалку, воспитал в себе чувство коллективизма.

Впоследствии, через много лет великий вратарь вспоминал те времена: «Если я и достиг чего-то в спорте, то шел к этим достижениям тем же путем, что идет каждый мастеровой человек».

Он привык рано вставать по утрам с самого детства; его всегда одолевали дневные дела и заботы, которых было так много, что порой не хватало и суток.

Дом, населенный рабочим людом, был полон детворы. Здание принадлежало заводу «Красный богатырь», где работали его обитатели, в том числе мать Яшина, тетки, дядья, жившие одной большой семьей со всем своим потомством в одной трехкомнатной квартире.

Льва не сильно обременяло это многолюдье. Вернувшись из школы и бросив портфель в угол, он убегал во двор, к своей компании ребят, таких же сорванцов и озорников, где постоянно кто-то придумывал новые игры и забавы. Взрывали пистоны перед колесами трамваев, катались на подножках, спрыгивая на ходу при приближении кондуктора…

Во дворе было полно сараев – там проводились тайные совещания детворы перед «военными набегами» на соседние дворы. В одном из сараев была оборудована голубятня, где юный Яшин вместе с отцом держал голубей. Зимой покатые крыши сараев служили ребятам трамплинами, с которых прыгали на лыжах. Падали, ушибались, набивали огромные шишки, но зато учились крепко стоять на ногах, не бояться высоты – по сути, учились владеть своим телом.

В воспоминаниях, описывая свое детство, великий вратарь так высказывался о тех годах, о физическом развитии сверстников:

«В середине двора была у нас большая, вытоптанная сотнями ног площадка. Летом она служила нам футбольным полем, зимой – катком. Мы делали каток сами. Приносили из дому саночки, доставали из сарая старую кадушку, и я возил от колонки, что стояла на соседней улице, воду. Каток получался, понятно, плохонький, но коньки кое-как скользили, и ладно.

…Теперь, бывая у родных на Миллионной, я с грустью смотрю на наш старый двор. Нет, он не пришел в запустенье, наоборот, стал красивей и нарядней. Лавочки, газончики, песочницы, столики. Нет больше сараев и заборов, пустырей. И нет мальчишеских ватаг. И жители первых этажей довольны: мяч, пущенный шальной ногой, не угодит в стекло. Вроде бы порядок. А мне грустно. Ну что это за мальчишка, думаю я, которому негде наставить себе шишку, разбить нос, устроить засаду, погонять мяч? Что это за мальчишка, который не лазает по деревьям, не перескакивает через заборы, не умеет делать снежных крепостей?

…Не знаю, может, я и не прав, но непомерно большой травматизм молодых футболистов теперешнего поколения, их какую-то незащищенность от повреждений я связываю с этими ухоженными и благоустроенными дворами. Растяжение и разрывы мышц, мениски и вывихи стали рядовым делом в футболе. Чуть не половина молодых игроков что-то залечивает. Всегда у нас кто-то пропускает игры. В детстве они мало бегали, прыгали, дрались, играли в футбол, катались на коньках, взбирались на деревья – и теперь расплачиваются за это недостаточно сильными, упругими и эластичными мышцами, недостаточно прочными хребтами, недостаточно уверенной координацией движений, недостаточно крепкими нервами. У них повышенная боязнь ушибиться при столкновении и неумение в последний миг от этого уйти. Мы же, дети, выросшие в довоенных дворах, прошли эти науки совсем маленькими, прошли, хотя никто не понукал нас к тому специально, прошли с удовольствием, играя.

…Был ли у нас урок физкультуры, не помню. Зала точно не было.

А вся физкультура состояла в том, что, как только станет потеплее, выскакивали во время большой перемены в школьный двор и до звонка гоняли в футбол. Школа моя и сейчас стоит себе, жива-здорова. И по-прежнему – без спортзала. Так что, думаю, и нынешним мальчишкам нелегко будет вспомнить, была ли у них физкультура. А ведь нынешним мальчишкам вообще негде подвигаться. Стадион не у каждого под боком. И в секцию попасть непросто. А двор – вот он рядом, хоть десять раз в день туда выбегай. Только что там делать парню? Фактически двор у детей отняли…»

Тысячу раз прав Яшин, размышляя о здоровье, физическом развитии подростка! Он не против благоустройства домов и дворов – ведь сегодня многие микрорайоны городов обустроены и спортивными площадками, и городками здоровья. Просто в заботах о благоустройстве забывают о подростках, а для нормального развития мальчишки – физического, психического, даже умственного – мальчишеские забавы необходимы, обязательны…

Так, работая тренером-преподавателем в спортивной школе по подготовке юных вратарей, мне приходится часто сталкиваться с детьми, у которых есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом, плохая координация; у многих детей – плоскостопие, нарушения сердечно-сосудистой системы… Такое вот мы получили, к сожалению, поколение.

Что же в такой ситуации делать детскому тренеру? Если еще на стадии набора в спортшколу начинать обучение способного к футболу мальчишки приходится не с основ выбранного им вида спорта, а с упражнений по элементарному физическому развитию: на координацию, равновесие, ловкость и гибкость?

А пока… семья Яшиных из Сокольников, где они жили до войны, перебралась поближе к работе, в Тушино. Окно их комнаты выходило прямо на заводской стадион, где собиралась молодежная футбольная команда…

За годы войны Лев совсем забыл о детских играх, о футболе, и когда он в одно прекрасное утро увидел у заводской проходной большое объявление: «Желающие играть в футбол, записывайтесь в секцию у Владимира Чечерова», то сердце его екнуло.

Вот как сам Яшин вспоминал тот момент:

«Я сразу пошел искать указанную в объявлении комнату и уже вечером стоял в строю своих нескладных сверстников у кромки футбольного поля».

Он неплохо играл в нападении, среди сверстников слыл лучшим «забивалой» и надеялся получить место нападающего. Но когда формировался состав, тренер, ходивший вдоль строя, среди двух дюжин подростков, пришедших на просмотр прямо с работы (кто в чем – спецовках, куртках, разбитых ботинках), приметил Яшина и почему-то решил поставить его в ворота.


Семья Яшиных. Отец Иван Петрович, его вторая жена Александра Петровна, Лев Яшин и его брат Борис


Может, не глянулся тренеру в нападении из-за роста, а может, тот что-то разглядел в долговязом пареньке, но возразить ему Лев не посмел. Конкуренция за место в команде была большая, и Яшин, боясь, что вообще не попадет в состав (а очень хотелось играть!), смирился, встал в ворота. Главным для него было тогда играть в футбол, а начнешь объяснять, что в воротах стоять не хочешь, – могли ведь и прогнать. Так состоялось его посвящение во вратари.

«Играл и тренировался я ежевечерне. Наши окна выходили на стадион, и я, умывшись и переодевшись, выскакивал на поле прямо из комнаты.

Немало порвали мы собственных тапок, истрепали трусов и маек, пока нам не выдали казенное обмундирование. Еще позже выдали бутсы. Сперва – большие, разношенные, разбитые игроками взрослой команды и за ненадобностью списанные, а уж потом – поменьше и поновее. О том, как ложится на ногу или замирает в твоих объятиях новенький, абсолютно круглый, нештопаный мяч, мы тоже довольно долго не знали. Таких мячей было в клубе два, и выдавали их только взрослым, да и то не на тренировки, а на игры. Мы же пробавлялись старенькими, с латаными-перелатаными покрышками, отчего камеры то и дело лопались.

Каждая неделя кончалась для нас праздниками – игровым днем. Утром мы собирались с чемоданчиками у заводской проходной, садились в открытый кузов полуторки и отправлялись на городской стадион. Предстояла очередная игра на первенство Тушино.

На стадион я уже входил не с одним, а с двумя чемоданчиками. И второй принадлежал Алексею Гусеву – вратарю взрослой команды. Носить его вслед за хозяином была моя обязанность, непременная и приятная. Раз тебе сам главный вратарь завода доверил свой чемодан – значит, ты уже чего-то стоишь. Сначала играли мы, юноши, а Гусев стоял за моей спиной и прямо здесь же, как мог, учил уму-разуму. Вслед за юношескими на поле выходили мужские команды, и тогда мы менялись местами. Гусев вставал в ворота, я занимал место по другую сторону сетки и жадно впитывал каждое его движение, бросок за мячом. Старался запомнить все его действия, команды полевым игрокам. Так я учился вратарскому делу, которое полюбил на всю жизнь…»


Лев Яшин в тушинской заводской команде


У 16-летнего Яшина началась новая жизнь, в которую прочно, навсегда вошел футбол. Рано утром на завод – слесарить, вечером – ежедневные тренировки…

Первым тренером для него стал Владимир Чечеров, или дядя Володя, как любовно звали его подростки из футбольной команды тушинского завода. С легкой руки дяди Володи у его крестника Льва пошло дело в воротах.

Любил тренироваться – часто дотемна играли в футбол, уже и мяча-то не было видно, а Яшин все подзадоривал игроков: «Давай ударь, забей мне!..» И так продолжалось ежедневно – родителям приходилось буквально силой уводить его со стадиона.

Глава 2. Юные годы

Что удивительно, по нынешним вратарским стандартам Яшин опоздал бы в большой спорт по всем показателям, и его вряд ли взяли бы в команду: ведь когда он встал в ворота заводского клуба, ему шел уже 16-й год. При росте в 184 сантиметра – невысоком сегодня для вратаря – у него были непропорционально длинные ноги и руки, поэтому в воротах Лев казался высоким.


Лев Яшин в полете за мячом


Неслучайно, уже когда он получил всемирное признание, зарубежные журналисты за манеру игры, ловлю мяча прозвали Яшина «Черным Пауком». Он как бы притягивал к себе все летящие в его ворота мячи, часто немыслимые по силе удара – старался поймать намертво. Еще тогда, в молодые годы, приучал себя быть готовым к любому удару, чтобы нападающие соперника не могли застать его врасплох.

Вратарская стойка, или Урок номер один – основной технический прием вратаря, визитная карточка игры Яшина. Все последующие действия голкипера в игровом эпизоде зависят от этого базового элемента.

…Ноги немного согнуты в коленях и находятся на ширине бедер; вратарь готовится совершить как бы наскок вперед. Руки, согнутые в локтях, находятся рядом с туловищем, разведены и направлены в сторону мяча. Глаза непрерывно следят за мячом, вратарь настроен на его прием, чувствует и понимает игру, готов к любым неожиданностям в конкретном эпизоде.

* * *

Для тренера всегда трудно найти и распознать в подростке задатки футбольного вратаря, тем более что квалифицированных специалистов по подготовке голкиперов не так уж много. Начинать же учебу мальчишек вратарскому делу, согласно современным методикам, нужно уже с 7 лет. Причем выделяются несколько периодов, в течение которых изменяется содержание тренерской работы с юными вратарями: с 7 до 9, с 10 до 12, с 13 до 15 и с 16 до 19 лет.


Знаменитая вратарская стойка Яшина


Что же нужно в первую очередь знать тренеру, чтобы спрогнозировать способности ребят? Какими качествами должен обладать вратарь?

Остановимся на этом подробней.

Специфика и многообразие сложных по координации движений, чередование физических и эмоциональных нагрузок требуют от вратаря высокого уровня ловкости, прыгучести, общей и специальной выносливости, достаточной подвижности нервных процессов и «помехоустойчивости». С детства нужно развивать в будущем вратаре способности и личностные качества, создающие благоприятные условия для уверенной игры.

Выдающиеся вратари отечественного и мирового футбола отличались прежде всего ярко выраженной способностью мгновенно оценивать ситуацию, предугадывать действия и взаимоотношения соперников и партнеров. Этими качествами – постоянно анализируя свои действия и неустанно изучая соперников, причем с самых первых своих шагов в футболе, – в совершенстве обладал Лев Яшин. Такое отношение к игре позволяло ему действовать стабильно, с небольшим количеством ошибок.

Учитывая тенденции в развитии футбола, можно предположить, что с физической точки зрения вратарь должен быть высокорослым (примерно 190 см), относительно длинноруким, без лишнего веса. А с точки зрения психологии? Какими качествами и способностями должен обладать подросток, чтобы успешно овладеть и техникой, и тактикой, а также эффективной игровой деятельностью вратаря?

В первую очередь это интерес к футболу, решительность, смелость, настойчивость в достижении цели. Умение переключать внимание с одного объекта в игре на другой, прогнозировать вероятные события в игре. И, конечно, обладать такими физическими качествами, как быстрота, ловкость, гибкость, прыгучесть. Много тренироваться и уметь быстро восстанавливать затраченные в игре силы. Анализировать и критически оценивать результаты собственных тренировок, постоянно самосовершенствоваться в футболе.

При оценке уровня качеств и способностей подростков, претендующих на роль вратаря, кроме общеизвестных методик, рекомендованных для полевых игроков, следует применять специальные тесты, оценивающие быстроту специфических действий вратаря (например, прыжок или бросок за мячом). Это является самым важным показателем функциональных возможностей систем организма в действиях, направленных на защиту ворот.

Один из давно применяемых и удобных в условиях обычной тренировки приборов для изучения быстроты двигательной реакции вратаря построен по принципу измерения времени ответного действия на световой раздражитель: нажатие на кнопку, контакт рукой, стопой. Он дает тренеру информацию о длительности латентного (скрытого) периода двигательной реакции.

Для тренера главная задача при отборе – выявить у подростка способности к основным двигательным действиям вратаря, замеряя быстроту конкретного специфического действия, когда срабатывают все системы организма, обеспечивающие бросок вратаря за мячом, перехват его в прыжке и т. п.

Похожие публикации