Что такое нравственность в современном обществе и каковы ее функции? Современная нравственность и религия.

Предпосылки и исторические основы нравственного воспитания

В современной действительности люди поглощены проблемами рыночных отношений, экономической нестабильностью, политическими скандалами. Все это разрушает социальные связи и нравственные правила. Это порождает нетерпимость и ожесточенность, разрушает морально-нравственные устои личности.

Именно нравственное воспитание помогает человеку воспитать в себе разумное и нравственное, сформулировать ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества.

Проблема нравственного воспитания возникла очень давно. Еще философы античности Пифагор, Демократ, Аристотель анализировали данную педагогическую категорию. Гораздо позже над данным вопросом работали советские исследователи: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко. Современные российские ученые Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый так же рассматривали вопросы нравственного воспитания.

Сущность нравственного воспитания

«Нрав» на латинском языке звучат как «moralis», т.е. мораль. Нравы являются эталонами и нормами, на которые основываются люди в своем поведении и поступках. Нравы - категория изменяющаяся, они воспроизводятся обществом и поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правом. Они основываются на представлении о том, как надо человеку жить, вести себя в обществе и т.д. Мораль исторически обусловлена. Со сменой общественно-экономических форм менялись нравственные нормы и правила поведения в обществе.

Разные ученые давали свое определение понятию нравственность. По Григоровичу, нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта и порядочность, дисциплинированность и коллективизм. И.С. Марьенко в свою очередь определял нравственность, как неотъемлемую сторону личности, обеспечивающую соблюдение ею существующих норм, правил, принципов поведения.

Из определений нравственности вытекает определение понятия нравственные нормы. Это правила, которые определяют, как человек должен поступить в определенной ситуации.

Нравственные нормы могут побуждать человека к конкретным поступкам и действиям, а могут запрещать их.

На основании описанных категорий и понятий легко сформулировать, что же такое нравственное воспитание. Это процесс целенаправленного развития нравственных качеств личности, соответствующих нормам общечеловеческой морали.

Нравственное воспитание включает в себя:

  • формирование сознания взаимосвязи с обществом и согласование своего поведения с его интересами;
  • получение знаний о нравственных идеалах и требованиях общества;
  • трансформация нравственных знаний в нравственные убеждения, организация системы убеждений;
  • проявление уважения к окружающим людям посредством формирования устойчивых нравственных чувств и культуры поведения;
  • формирование нравственных привычек.

Нравственное воспитание выполняет три основные задачи:

  • формирует нравственное сознание;
  • воспитывает и развивает нравственные чувства;
  • помогает выработать умения и привычки нравственного поведения.

В нравственном поведении личность, как правило, следует определенной последовательности:

  1. порождение чувственных переживаний определенной жизненной ситуацией;
  2. формирование мотива поведения;
  3. принятие решений;
  4. поступок.

В реализации нравственного воспитания можно выделить три основных этапа:

  1. формирование нравственных чувств;
  2. формирование нравственных представлений;
  3. формирование привычки нравственного поведения.

Особенности нравственного воспитания

Особенность нравственного воспитания заключается в том, что к семи годам желательно, чтобы первые два этапа в формировании нравственного поведения были пройдены. Безусловно, и позже можно оказать влияние на формирование нравственных чувств и вызвать новые эмоции, но это более сложный процесс.

Еще одной сложностью и особенностью нравственного воспитания является несоответствие прививаемой человеку морали, исходящей от разных групп воспитателей. Ведь человек получает нравственное воспитание в образовательном учреждении, в семье, в окружающем социуме. Здесь важно насколько едины морально-нравственные нормы во всех этих группах. В противном случае воспитанник оказывается в ситуации двойной морали. Только при соблюдении правила единства нравственное воспитание может быть эффективным и полным.

Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, оно начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

В современном обществе всерьёз говорить о нравственности - это, мягко говоря, моветон. Современная культура и СМИ различными способами стараются создать ироничное и пренебрежительное отношение к нравственным дисциплинам - дескать, это рудимент прошлого, несовременно и, вообще, удел религиозных фанатиков. Когда кто-либо заводит разговор о нравственности, люди чаще всего реагируют так, как их научили: либо воспринимают с язвительной иронией, либо настойчиво пытаются выяснить, в какую «секту» попал тот, кто поднимает тему нравственности. Однако даже те, кто считают себя нравственными людьми и придерживаются каких-то правил, могут проявлять весьма своеобразные формы якобы нравственного поведения.

Всё дело в том, что нравственность - понятие очень и очень растяжимое. Взять хотя бы различные религиозные течения, в которых сегодня много рассуждают о вопросах нравственности. К примеру, в некоторых религиях безнравственным считается лишь причинение вреда людям, а, скажем, поедание животных и жестокое обращение с ними в ряде религий не только не осуждается, но даже порой культивируется и превозносится как достойное и угодное Богу поведение. С жестоким обращением в отношении животных порой даже связаны общепринятые религиозные ритуалы. При этом адепты таких религий пребывают в полной иллюзии, что они высоконравственные люди. А если пойти ещё дальше, то вспомним времена «Святой» Инквизиции и Крестовых походов, когда людям навязывалась весьма, мягко говоря, специфическая нравственная парадигма и безнравственным не считалось не только убийство животных, но даже убийство людей. Более того, это считалось «богоугодным» делом. Поэтому понятие нравственности у той или иной группы людей может быть своё и различаться в зависимости от религии, страны, культуры, традиций и так далее.

Нравственность - это то, что отличает нас от животных

Как живут животные? Их поведение полностью диктуется инстинктами. Поэтому понятие нравственности для них попросту неактуально. Глупо говорить, что поедание овечки волком - это безнравственно. Волк должен есть овец. Такова его Дхарма. Таково его предназначение. И он должен в силу причин его исполнять. Другой вопрос - почему он воплотился волком? Но это уже, как говорится, совсем другая история. Итак, у животных, в общем-то, нет выбора. Они вынуждены следовать своей природе - своим инстинктам. Другое дело - человек. У человека есть выбор: пойти по демоническому пути развития или по божественному. Таким образом, мы каждый день делаем выбор, в какую сторону мы движемся. У животных же этого выбора нет. И именно по этой причине говорится, что из мира животных душе очень сложно вырваться в миры повыше: животное не может сделать выбор в пользу какой-либо нравственности, потому что этой самой нравственности для него попросту не существует.

Случаются, конечно, периодически примеры, когда животные поступают порой даже лучше, чем люди. Когда, к примеру, собака спасает жизнь человеку. Но это, скорее, исключение, которое говорит нам о том, что данная душа, скорее всего, имеет богатый опыт воплощений, а может быть, и вовсе является бодхисаттвой, который сознательно воплотился в животном мире с целью помощи другим живым существам. Дело в том, что иногда такие существа, как бодхисаттвы, сознательно выбирают воплощение в животном мире, чаще всего хищниками, и, поедая живых существ, завязывают с ними кармическую связь, чтобы потом «вытащить» их в мир повыше. Но это частный случай. Для большинства животных всё предопределено их инстинктами.

Итак, возможность нравственного выбора - это то, что отличает нас от животных. Но, к сожалению, далеко не все пользуются данным преимуществом. Говорится, что невероятно трудно обрести это драгоценное человеческое рождение, и потому, воплотившись в мире людей, вести себя повинуясь своим инстинктам, а не зову сердца - есть крайнее невежество. К сожалению, современная культура всячески способствует этому. Почему? Причин может быть много. Основная из них - безнравственным и духовно слабым народом проще управлять. Его проще ориентировать на потребление и можно, в принципе, вынудить совершить любую подлость. Именно поэтому сегодня в фильмах часто демонстрируется безнравственное поведение, и люди подсознательно просто перенимают шаблоны такого мышления и модели безнравственного поведения.


Золотое правило нравственности

Как же среди множества различных концепций и понятий о нравственности найти истину и не попасть на удочку различных философских и религиозных учений, которые предлагают нам, мягко говоря, странные идеи? Есть простой принцип, который был сформирован ещё философами древности, и этот принцип так или иначе отражён во многих мировых религиях. Звучит принцип примерно следующим образом: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой». Такая концепция, пожалуй, может быть некоторым ориентиром, путеводной звездой в бескрайнем океане жизни, полной уловок и опасностей. Данный принцип отражён в ряде мировых религий, что свидетельствует в какой-то мере о его объективности и истинности:

  • В иудаизме принцип звучит следующим образом: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Немного отвлечённая трактовка золотого правила нравственности, но посыл примерно тот же.
  • В христианстве: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Этот принцип изложен в Евангелии от Матвея. Тоже самое сказано и в Евангелии от Луки: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Этому принципу неоднократно учил Иисус, его апостолы также часто повторяли в своих проповедях этот принцип.
  • В исламе: пророк Мухаммед также учил своих учеников: «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
  • В индуизме: в древнем писании «Махабхарата» также присутствует упоминание золотого правила нравственности: «Пусть человек не причиняет другому того, что неприятно ему самому».
  • В конфуцианстве: китайский философ Конфуций учил своих учеников: «Чего не желаешь себе, не делай другому».

Примечательно, что золотое правило нравственности присутствует во всех мировых религиях, а также многих философских учениях, что указывает на то, что многие Учителя человечества и философы в своих размышлениях и духовных поисках пришли к одному и тому же выводу: нужно транслировать в мир только то, что хотел бы получить сам. Это понимание приходит из осознания и принятия закона о причинно-следственной связи - «Что посеешь - то и пожнёшь». Когда к человеку приходит осознание того, что каждый поступок имеет причину и будет иметь последствия, тогда приходит понимание того, что, совершая вред другому, совершаешь вред самому себе. Однако, несмотря на то что большинство религий и философских учений сходятся во мнении, что не стоит делать другому то, что не хочешь получить сам, тем не менее адепты этих религий продолжают совершать неадекватные поступки, да и сами некоторые религии порой предлагают весьма странные концепции, которые явно не соответствуют этому правилу. Взять хотя бы мясоедение, которое рядом религий не считается безнравственным поступком.


В чём же проблема? Осознавая, что человек получает всё то, что проявляет другим, тем не менее существуют религии и учения, которые имеют весьма странную нравственную основу. Проблема в том, что в современном обществе понятие добра искажено до неузнаваемости. Происходит это само собой или по чьему-то злому умыслу - сказать сложно, но факт остаётся фактом. Очень распространено в нашем обществе убеждение, что всё, что приносит удовольствие, является благом. Таким образом, приносить людям удовольствия - значит совершать благо. Но, к сожалению, получение удовольствия и развлечения ещё никого не привели к развитию. Примеров просто не существует.

Всё развитие и вся эволюция происходит только тогда, когда живое существо вынуждено выйти из зоны комфорта. Комфортная среда не способствует развитию. Когда родители пытаются доставить своему ребёнку удовольствие, развлекают его, забрасывают подарками и вкусностями, они просто «снимают» с него благую карму, тратят его потенциал, который он в будущем мог бы использовать более разумно. Но в обществе такое поведение считается чуть ли ни исполнением родительского долга. Но самое интересное, что такие родители, скорее всего, сами зависимы от удовольствий и развлечений, и получается, что золотое правило нравственности здесь не нарушается: доставляя ребёнку удовольствия и развлекая его, они готовы и хотят получить тоже самое для себя. В этом и есть опасная подоплёка золотого правила нравственности. Большинство людей сегодня, на самом деле, стремятся совсем не к тому, к чему следует стремиться нравственному человеку, и именно поэтому «причиняют добро» окружающим, исходя из тех ценностей, которые им внушила та система потребления, которая сегодня существует в нашем мире.

Синонимы нравственности

Стоит обратить внимание на синонимы слова «нравственность», которые дают нам понять, насколько это важная составляющая нашей жизни. К примеру: мораль, честность, благородство. Целомудрие также синоним слова «нравственность». Цело-мудрие - то есть целостность мудрости, её гармоничность. И действительно, нравственность проистекает из мудрости. Хотя известны случаи, когда некоторые религии применяют просто запугивание, чтобы заставить своих адептов жить нравственно. Но такая нравственность из страха, как показывает исторический опыт, ни к чему не приводит. Как только желание совершить безнравственный поступок станет сильнее страха - этот поступок будет совершён. Из менее распространённых синонимов можно отметить такие, как справедливость, бескорыстность, чистота, добродетель. Добро-детель - то есть «делание добра». В этом и есть суть нравственности. Важно лишь понимать, что такое добро и когда и как его нужно совершать.


Понятие нравственности с объективной точки зрения

Каково же объективное понятие нравственности? Как уже сказано выше, понятие добра и зла в современном мире искажено практически до неузнаваемости, и человек может творить зло, пребывая в полной иллюзии, что он высоконравственный человек и поступает правильно. Более того, порой люди причиняют вред самым своим близким людям и пребывают в иллюзии, что делают благо. Именно об этом сказано в цитате: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Порой люди, желающие совершить добро, причиняют больше зла, чем все злодеи мира, вместе взятые. Не будем вдаваться в подробности, лучше рассмотрим, как же поступать, так чтобы добро было объективным, а не субъективным. Вся Вселенная, все живые существа так или иначе стремятся к эволюции - сознательно или неосознанно. Поэтому добром с объективной точки зрения является то, что ведёт к эволюции. И если ребёнка нужно наказать и преподать ему урок, или даже дать ему подзатыльник, так сказать простимулировать Сахасрара-чакру для «микро-просветления», значит, нужно это сделать. Важно действовать не из чувства гнева, а из чувства сострадания, с полным пониманием того, что ваш поступок приведёт к эволюции и к тому, что ребёнок на всю жизнь усвоит полезный урок. И это будет благом. А то, что ведёт к деградации, является злом, даже если это выглядит красиво и благородно. Когда родители щедро одаривают ребёнка бесполезными подарками, балуют его и закармливают сладостями - всё это, конечно, весьма трогательно выглядит, только к какому результату это приведёт ребёнка? Вопрос риторический.

Таким образом, золотое правило нравственности «Делай другим то, что хотел бы получить сам» работает только в том случае, если у человека более-менее адекватное понимание о добре и зле, а также адекватные мотивации и стремления в жизни. И если человек стремится к самосовершенствованию, то очевидно, что он не стремится к развлечениям и наслаждениям, а значит, не будет это проявлять для других, чтобы не получить тоже самое для себя. Поэтому прежде чем применять в жизни золотое правило нравственности, следует основательно поразмыслить о понятии добра и зла и о том, что является полезным, а что вредным. Как следует поразмыслить.

Основы нравственности

Каковы же основы объективной нравственности? Одна из наиболее нравственных парадигм изложена мудрецом Патанджали в «Йога-сутрах». Практикам йоги предписывается утвердиться в нравственной дисциплине, прежде чем приступать к практикам. Что же предлагает нам мудрец Патанджали? Основных предписаний для гармоничной жизни существует всего пять. Но идеально исполнять хотя бы одно из них - задача непростая. Пять предписаний нравственности изложены в первой ступени «восьмиступенчатой системы Патанджали», так называемой Яме:


  • - ненасилие. Ненасилие предписывается соблюдать на трёх уровнях: тела, речи и ума. И если на уровне тела соблюдать ахимсу более-мене несложно, то на уровне речи, а тем более на уровне ума - задача весьма непростая. Но именно на уровне ума и зарождается то зло, которое мы транслируем в мир.
  • - благожелательная правдивость. Человек, который говорит неправду, в первую очередь причиняет вред самому себе. Потому как ложь создаёт некую пелену иллюзии вокруг того, кто эту ложь произносит. И человек начинает жить неадекватно.
  • - неприсвоение чужого. По закону сохранения энергии всё, что мы несправедливо себе присвоили, мы всё равно потеряем. Так есть ли смысл брать чужое, причиняя человеку страдание, если мы всё равно это потеряем?
  • - воздержание от чувственных наслаждений. Любое чувственное наслаждение - это потеря энергии. И чем ниже и грубее удовольствие, тем больше энергии мы теряем. И если у человека есть в жизни какая-то цель или предназначение, которое он призван исполнить (а оно есть у каждого), то недопустимо тратить свою энергию на страсти и удовольствия, так как количество энергии у каждого человека ограничено.
  • - нестяжательство. Помимо удовольствий и развлечений, нашу энергию также тратят и материальные блага. Поэтому накопление материальных благ ради самого накопления - просто глупость, которая будет тратить нашу энергию. Хорошо говорил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья-аватара»: «Словно ограбленный, я уйду из этого мира». Так и есть. Всё материальное, что мы накапливаем, мы оставим здесь. И даже собственное тело нам не принадлежит, что уж говорить о материальных накоплениях. Поэтому тратить энергию на их накопление неразумно. Гораздо разумнее тратить её на совершение благих дел и изменение мира вокруг к лучшему. Так как в свою будущую жизнь мы сможем забрать опыт в практике, благодарности и благую карму. Следовательно, только это и следует накапливать.

Это пять базовых предписаний Патанждали для практиков йоги. Существуют также пять дополнительных. В отличие от первых пяти, которые предписывают воздерживаться от безнравственных поступков, вторые пять предписывают то, что следует в себе взращивать. Однако тот, кто сможет освоить хотя бы пять базовых нравственных предписаний, уже будет достойным и благородным человеком, и ему не грозит накопление негативной кармы. Но для этого овладеть этими принципами следует в совершенстве. В современном обществе это сделать далеко не просто, однако дорогу осилит идущий.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НОУ ВПО «Российский новый университет»

Факультет бизнес - технологий в туризме

по дисциплине «Этика»

на тему «Нравственность»

Москва 2014

Введение

Нравственность (нем. Sittlichkeit) -- термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда -- этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом, при этом под нравственностью чаще всего подразумевают внутреннюю сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду. Так, у Гегеля нравственность -- это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле -- в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.

нравственность регулятив философский

1. История и происхождение

Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos -- нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, -- такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» -- науку об этих качествах. Слово «мораль» -- латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом -- нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis -- моральный и moralitas -- мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» --русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы (а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту).

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы.

Нравственные (моральные) ценности -- это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы -- это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм -- «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору (« Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

2. Нравственные ценности

В системе человеческих ценностей нравственность занимает совершенно особое место. Моральное сознание детерминирует поведение людей и их взаимоотношения - межличностные, групповые, социальные. Нравственный критерий применим в качестве оценочного основания ко всем областям человеческой деятельности.

Трудно провести черту, разделяющую поток времени на две неравные части: до и после возникновения нравственности. Еще труднее определить сам момент озарения человечества светом нравственных представлений. Становление - это всегда процесс. Становление моральных представлений, норм, принципов, традиций, ставших первоначально единственным регулятором человеческих отношений, - длительный, сложный и противоречивый процесс.

Появление морали трудно переоценить; любая активная форма человеческой деятельности нуждается в нравственных критериях оценки, отсутствие таких критериев или несоответствие им может свести на нет самые грандиозные успехи практической и научной деятельности, политики, экономики, идеологии.

Формирование моральных норм, принципов, традиций знаменует собой переход от стихийных форм регулирования поведения и взаимоотношений к упорядоченным, сознательно регулируемым. Нравственные представления человека, формировавшиеся на протяжении веков, нашли отражение в таких категориях, как добро, зло, справедливость, совесть, долг, смысл жизни, счастье, любовь, в моральных нормах и принципах, регулирующих отношения людей.

3. Нравственные регуляторы

Элемент морального суждения, оценки действительности с точки зрения добра и зла, т.е. с моральной точки зрения, всегда присутствует в каждом человеческом поведенческом или эмоциональном акте. Понятия нравственности, морали и этики близки по своему происхождению и содержанию, обозначая соответственно русский, латинский или греческий корень исходного слова «нравы», обычаи поведения, из описания и оценки которых и сложилась со временем эта форма общественного сознания и отрасль социального знания.

Поведение индивидов в обществе регулируется взаимопересекающейся совокупностью регулирующих нормативных систем, каждая из которых имеет свою специфику применения. Неверно говорить, что у каждой из них свой предмет регулирования -- и у права, и у морали таковой составляет вся совокупность отношений и поведения. Скорее можно сказать, что они отличаются по инструментарию оценки и способу бытия своих норм. Так, правовые нормы фиксируются в единообразно трактуемых, обязательных к исполнению законах, кодексах и т.д. Соблюдение этих норм, охрану общества от их нарушения обеспечивает внушительный аппарат принуждения; тот, кто их преступил, подвергается санкциям, вплоть до лишения жизни в исключительных случаях. Нормы морали существуют в невещественной форме общественного сознания (в качестве того, что «все знают»). К их исполнению индивидов побуждают, а иногда и принуждают, внутренние механизмы -- долг, совесть. Наконец, за нарушение нравственных норм индивидов, как правило, не наказывают -- если не считать угрызений совести.

Общественная мораль, индивидуальный нравственный контроль -- могучие факторы регуляции человеческого поведения. Они не имеют писаных, зафиксированных в законе норм, но заветы нравственности могут быть более непреложными, чем юридические положения. Конечно, на страже этих норм не стоит система разветвленных государственных институтов, надзирающих за их исполнением и наказывающих за нарушение, но нечувствительные, на первый взгляд, механизмы долга, совести, общественного мнения удерживают поведение индивидов в нужных рамках более надежно, чем страх наказания.

4. Нравственность в философской системе Гегеля

Согласно философии Гегеля, дух, достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным. Первое объективное проявление свободного духа есть право. Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам -- право собственности, во-вторых, по отношению к другой воле -- право договора, и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания -- в праве наказания. Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг (das Sollen), говорящий ей в её совести. Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности, где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях ее проявления: всемье, гражданском обществе (bьrgerliche Gesellschaft) и государстве. Государство, по Гегелю, -- высшее проявление объективного духа, совершенное воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель (Selbstzweck). Национальные же государства, как и тот народный дух (Volksgeister), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы.

5. Нравственность в марксизме

Цитатой из работы «Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека».

Заключение

Понятно, что нравственные ценности и идеалы, с одной стороны, и нравственные регулятивы и нормы, с другой, неразрывно связаны между собою. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов нацеленного на нее поведения. А любой нравственный регулятив подразумевает наличие ценности, на которую он направлен. Если честность есть нравственная ценность, то отсюда вытекает регулятив: «Будь честен». И наоборот, если человек в силу своего внутреннего убеждения следует регулятиву: «Будь честен», то для него честность есть нравственная ценность. Такая взаимосвязь нравственных ценностей и регулятивов во многих случаях делает ненужным их раздельное рассмотрение. Говоря о честности, часто имеют в виду и честность как ценность, и регулятив, требующий быть честным. Когда дело касается характеристик, равно относящихся как к нравственным ценностям и идеалам, так и к нравственным регулятивам и нормам, их обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов. Это значит, что принципы нравственности самоценны. То есть на вопросы вроде: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» -- нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Здесь нет тавтологии: просто следование нравственным принципам -- это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Список литературы

2. Учебник Философия Кузнецов В., Кузнецова И., Миронов В., Момджян К.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и структура морали. Моральные принципы и их роль в руководстве нравственным поведением человека. О единой морали и нравственности. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Единство мышления, морали и нравственности.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2009

    Особенности происхождения и соотношения понятий этики, морали, нравственности. Предмет и особенности этики как науки. Сущность и структура морали, ее происхождение. Исторические типы нравственности. Основные функции морали. Понятие морального подсознания.

    презентация , добавлен 03.07.2014

    Индивидуальное и общественное моральное сознание, их взаимосвязь и взаимодействие. Общение как основная форма нравственных отношений. Роль моральной оценки в нравственной регуляции поведения. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали.

    реферат , добавлен 29.03.2011

    Анализ понятия нравственности в течении времени, начиная с взаимоотношений между людьми в первобытном обществе и до наших дней. Причины прогресса нравственности с разных точек зрения (религиозной и атеистической). Изменения в семейной нравственности.

    реферат , добавлен 26.02.2013

    Сущность и структура морали. Истоки нравственности. Аристотель об этике. Христианство. Этическая концепция И. Канта. Социальная сущность морали. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

    реферат , добавлен 25.12.2002

    Этика как философское учение о нравственности и морали. Фундаментальные и прикладные исследования в этике, проблемы практики. Явления нравственности и морали и требования к человеку как индивиду. Эвтаназия и смертная казнь - опровержение возражений.

    реферат , добавлен 03.07.2008

    Понятие этики как философского исследования морали и нравственности. Основные проблемы и современное состояние этики, ее направления и разделы. Классификация этических ценностей. Вопрос о долженствовании действий. Философы-этики в мировой истории.

    презентация , добавлен 06.10.2011

    Этика как учением о морали, о нравственном освоении человеком действительности. Нравственность как особый духовно-практический, ценностный способ освоения мира. Ее основные функции и свойства. Система категорий этики, отражающие элементы нравственности.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2009

    Выявление и анализ содержания особенностей и парадоксов морали как основного способа нормативной регуляции действий человека в обществе. Оценка категорий общественного сознания и общественных отношений в контексте соотношения морали и нравственности.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2011

    Природа морального закона и моральные аспекты человеческого поведения. Этика как разновидность духовно–теоретической деятельности. Особенности функционирования морали. Предпосылки развития нравственности. Принцип диктата совести, рефлексивности морали.

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы
видим: “Нравственность ­ это внутренние, духовные качества, которыми
руководствуется человек,
правила поведения,
определяемые этими качествами “.
этические нормы,
В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила
для воли, совести человека”.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к
понятию мораль. “Мораль (латинское mores­нравы) ­ нормы, принципы,
правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы
поступков, результаты деятельности). А так же чувства, суждения, в которых
выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и
общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)”
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается
специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой
совокупность принципов, требований. Норм и правил, регулирующих
поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и
личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе.
Представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а
также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
В детской энциклопедии под нравственностью подразумевается
совокупность исторически изменяющихся принципов. Правил и норм,
регулирующих поведение людей.
В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные
чувства, такие моральные качества как доброта, милосердие, терпимость,
порядочность, вежливость, умение правильно вести себя в обществе, семье,
быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной
культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а
требует специального нравственного воспитания.
Л. Ф. Болотина характеризовала нравственное воспитание как
формирование у школьников морального сознания, нравственных чувств.
Навыков и привычек нравственного поведения, т.е. моральных качеств.
В педагогической энциклопедии под нравственным воспитанием понимается
целенаправленное формирование нравственного сознания,
развитие
нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного
поведения.
Харламов считал, что нравственное воспитание ­ это процесс,
направленный на целостное формирование и развитие личности ребенка. Оно
предполагает становление отношений ребенка к Родине, к труду, к своим
обязанностям, к обществу, к окружающей среде, к самому себе. Нравственное
воспитание объединяет таким образом патриотическое, экологическое,
эстетическое воспитание.
Нравственное воспитание способствует
превращению социально необходимых требований общества во внутренние

стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть,
достоинство. Нравственность выполняет роль “компаса” поведения,
позволяющего ориентироваться в жизни. Через систему ориентаций, норм,
оценок, идеалов она регулирует поведение людей.
Нравственное сознание­ отражение в сознании человека принципов
нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к
другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме
нравственных понятий и убеждений. Наиболее общие нравственные понятия, в
которых отражаются существенные стороны нравственных отношений,
называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о морали
­ этикой. Важнейшими нравственными понятиями являются добро,
справедливость, счастье. Содержание нравственного понятия связано с
оценкой и поступка, и его мотива. Так же как и нравственность в целом,
нравственные понятия не являются абсолютными, а меняются от эпохи к
эпохе.
Нравственные чувства ­ переживание человека своего отношения к
поступкам и действиям,
регулируемыми нормами нравственности.
Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими
относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным
по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание,
сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей
деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами,
регулирующими отношения людей в обществе,
принято считать
нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного
поведения является формирование нравственного сознания, нравственных
понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий
вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
Общеобразовательная школа ставит перед собой следующие задачи по
нравственному воспитанию:
1. раскрывать учащимся содержание общечеловеческих, нравственных
ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности
каждого ученика в отдельности;
2. добиваться превращения общественных норм и правил поведения в
глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно ­ волевую сферу;
3. прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение
нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных
местах;
4. воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной,
трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся;
5. воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие
нормально расти, развиваться и организовывающие поведение ребенка;

вежливости,
6. формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, в
общественных местах, соблюдая общепринятые нормы поведения;
7. учить детей уважительно относиться к окружающим, считаться с их
мнением, интересами, удобствами;
8. воспитывать навыки и культуру общения со взрослыми и сверстниками,
выражающиеся в общительности,
предупредительности,
сдержанности, деликатности, скромности, чуткости, умении считаться с
интересами других;
9. воспитывать культуру речи, т. е. умение вежливо разговаривать, обращаться
к взрослым на “вы”, по имени и отчеству, говорить с четкой дикцией,
приветливо и без лишней жестикуляции;
10. воспитывать бережное отношение к окружающей природе (умение видеть
прекрасное, стремиться беречь природу, действовать соответственно
правилам и т. д.);
11. вырабатывать у ребенка элементарные навыки организации своего
свободного времени в соответствии с установленным распорядком в школе, в
семье;
12. формировать у ребенка разумные потребности и воспитывать чувство
долга.
Поэтому необходима целенаправленная работа по ознакомлению
учащихся с общечеловеческими нормами и правилами поведения дома, в
школе, общественных местах, во взаимоотношениях между сверстниками,
мальчиками и девочками, по отношению к родной природе, животным, по
отношению к самому себе. Разумеется, воспитание общечеловеческих,
нравственных ценностей должно происходить с учетом национальных
особенностей, на культурно­ национальной основе, с учетом привычек,
обычаев и традиций своего народа.
Подлинный, глубинный действенный процесс нравственного воспитания
заключается в разрешении противоречий между ребенком,
его
самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные
моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных
ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо
приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и
внутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает
растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В
процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких
эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу
нравственности­ нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром
деянии и нравственном удовлетворении.
Каждая из указанных задач выполняет определенные функции, а в
совокупности они раскрывают технологию воспитания у школьников
целостной структуры нравственных ценностей. В каждом конкретном случае
могут взаимодействовать разные стороны процесса:
нравственное

просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие
всех трех сторон воспитания.
Логическая структура нравственного воспитания представляется
следующим образом. Важнейшей задачей этого процесса является овладение
учащимися знаниями норм и правил поведения. Без знания норм и правил
поведения невозможно подвести учащихся к убеждению, тем более к их
реализации. Если какие­ то нормы нравственного поведения и будут
вырабатываться, то неосознанно, методом проб и ошибок. Поэтому
необходимо систематическое и целенаправленное воспитание у школьников
нравственного поведения с ранних детских лет.
Все зависит от возраста, но логически всегда надо начинать с
нравственного просвещения. Хотя в каждом конкретном случае началом
может быть и поступок, и соучастие, и чувство. Знание основ морали поможет
учащимся глубже осмыслить свое поведение и оценить поступки других,
разобраться в сложных ситуациях взаимоотношений со сверстниками и
старшими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Все это осуществимо средствами специально организованного
этического воспитания школьников, органически вплетённого в учебно­
воспитательный процесс и составляющего его неотъемлемую часть.
При этом, этика, как наука о нравственной жизни человека
(А.Швейцер), о нравственном добре и зле, и об осуществлении его в
поведении человека (Н.О.Лосский), способна выйти на глубинный этический
диалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и
смысла жизни. Сегодня это становится особенно значимо.
Как же осуществлять этическое воспитание школьников?
Школе необходима целостная система воспитания основ этической
культуры как средство и процесс нравственного развития учащихся.
В чём суть такой системы?
Учебно­воспитательный процесс школы ­ системообразующий фактор
организации жизнедеятельности детей, и этическое воспитание должно стать
одним из обязательных компонентов данного процесса. Ведь школа как
социальный организм может и должна стать для ребёнка в этот кризисный
период той адаптивной средой, нравственная атмосфера которой обусловит
его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы воспитательная этическая
система не только взаимодействовала со всеми составными компонентами
школьной жизни: уроком, переменой как продуманной организацией
межурочного пространства, внеурочной деятельностью, но и обеспечивала их
этическим содержанием.
Эти позиции лежат в основе широко апробированной в педагогической
практике системы воспитания основ этической культуры школьников.
Она основана на логической взаимосвязи следующих структурных
компонентов:

этический урок как специализированный учебный предмет,

построенный по инновационной методике с сюжетно­игровой основой;
повседневная педагогически инструментированная методика

"этического заряда", действующая в системе свободного общения детей на
перемене и в послеурочное время. Методика предполагает сочетание
этической установки на доброжелательность и уважение в отношениях с
другими с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достойного
выхода из них;
общеколлективная внеклассная деятельность с этической

направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в
этический диалог, общение, взаимодействие.
Каждый из компонентов системы, имея свою функцию, специфическое
содержание и методическую особенность, осуществляет определённую часть
общей педагогической задачи, предусматривающей гуманистическое влияние
на жизнедеятельность школьников.
Целевая установка выделенных компонентов ­ реализовать
гуманистическую парадигму воспитания в школе. Насколько богат
воспитательный потенциал таких уроков, можно увидеть, лишь введя их в
практику образовательных учреждений. Ведь этика, по словам А. Швейцера,
область деятельности человека,
направленная на внутреннее
совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни
человека. В этике, считает он, проявляется живое отношение к живой жизни.
Отношение к жизни и человеку как наивысшей ценности и должно стать
содержанием курса этики в школе, закладывающего основу этической
культуры в подрастающем поколении

Похожие публикации