Что это значит? Секреты узбекской тюбетейки.

Тюбетейка. Кто носит такие тюбетейки? Что означает рисунок?

  1. Мне кажется это татарская тюбетейка.
  2. Носят люди мусульманской культуры. Что означает рисунок, я точно не могу сказать, но чего-то сакрального там искать не надо. Обычно какой-то узор, цветок, или красивая вышивка и не более. Здесь, как я увидел по ободу идут вышивки окон в которых видны звзды, или дерево (не буду утверждать) , а сверху те же окна, просто в форму звезды. Важна красота, эстетика и конечно же удобство.
  3. Тюбетейка-несет тюркский корень "тюбе" вершина. В Туркмении, например, называют тахья. Здесь ее кроят с круглым или квадратным донышком. Затем пришивают околыши. Узор и цвет вышивки на тахье зависит от этнической принадлежности. Обычно это геометрический орнамент с классическим сочетанием красного, белого, черного и желтого цветов. По тюбетейке определяли не только гражданское состояние, как в Туркмении, но и место жительства к примеру, в соседнем Таджикистане. Особенность узора и главные цвета об этом говорили. Вышита геометрическим узором значит, "родом" с Памира. Богата расцветкой выткана мастерицами Ура-Тюбе. А самые популярные в республике мужские черно-белые тюбетейки под названием чусти (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана) . Они вышиваются белым шелком на черном фоне. Узор вышивки чусти традиционен: это каламфур (стручок перца) . Квадратна по форме, заканчивается она узким бархатным кантиком черного цвета. убор для мужчин и для женщин украшен по-разному. К примеру, у уйгуров более привлекателен тот, что для сильного пола. Зимняя тюбетейка для мужчин делается из меха, а летняя из шелка и впереди украшается птичьими перьями. Тюбетейкой пронизан Восток, ибо все там несет ее форму. Синий свод неба, под которым рождается и умирает человек. Юрта огромная тюбетейка, где он живет. Пиала, из которой пьет чай. Каса, из которой он ест шурпу (суп) или плов. Купола мечетей, где отмаливает грехи. Каменные тюбетейки прикрывают здания старинных рынков. Особое место занимает тюбетейка в жизни узбека. Она становится не просто частью одежды, а даже.. . мерой объема. Тюбетейка полна волнующих символов, понятных только посвященным. Прежде всего женщинам, которые вышивают различные узоры (цветы, травы, животные, птицы). Волнообразный стебель вьюнка, который "струился" в нижней части тюбетейки, означал богатство и жизнеспособность. Иногда на ней появлялась яркая пестрая птица: петушиные и фазаньи перья применялись для защиты от "сглаза". Узор "след змеи" предназначался для той же цели. Символическое изображение бараньих рогов олицетворяло силу и мужество, а рыбы плодовитость женщины. Иногда в узорные композиции включались надписи на арабском языке. Надпись на одной из мужских бухарских тюбетеек начала прошлого века гласила: "Пусть кулох (это иное название тюбетейки) останется на голове, а враги провалятся сквозь землю". Четыре цветка в верхней части мужской тюбетейки традиционно считались символами охраны его здоровья. А шестнадцать цветков на кромке головного убора пожеланием иметь большую семью. Не менее шестнадцати детей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку. наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана) , особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца - "калампир" - и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины - "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" - имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам) , по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее - Бухара. Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость.

С незапамятных времен отношение к головным уборам у казахов было совершенно особым. Сдернуть с головы человека шапку считалось оскорблением, а небрежно кинуть куда-нибудь свою - равносильно отречению от личного счастья и удачи.

Всегда и всюду, головные уборы снимали бережно, стараясь положить или повесить их на возвышении. Особенно ревностно следили за тем, чтобы шапка не оказалась на полу или на сидении, а иначе считалось, что может пострадать здоровье и благоденствие ее владельца.


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку - «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее - другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых.
Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.

Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.


Мужские верхние головные уборы отличались пестротой и разнообразием. Особой популярностью, среди мужчин всех сословий пользовалась войлочная шляпа - «калпак». Это летняя, легкая шляпа из тонкого белого войлока конусообразной формы, с узкой высокой тульей и закругленной или остроконечной макушкой, которую обычно сшивали из двух совершенно одинаковых половин.


Для аристократии и знати существовал особый вид «калпака» - «айыр калпак», представлявший собой конусообразную шляпу с загнутыми к верху полями. Изнутри его, как правило, оторачивали тонким войлоком или плотной тканью, а снаружи отделывали особенно дорогим материалом (бархатом, атласом). Наибольшую ценность представлял декор «айыр калпак» - позумент из золотой нити в виде растительных узоров.

Так же летним головным убором считался «борик» - круглая бархатная шапочка, нередко с меховой опушкой.

Для зимы была предусмотрена теплая шапка - «тымак» из овчины, и его детский вариант из лисьего меха. В суровых условиях степной непогоды «тымаки» (треухи) незаменимы и идеальны. Шапка состоит из тульи и четырех больших клиньев, скроенных из войлока и обтянутых тканью. Затылочная и наушные клинья «тымака» обшивались пушистым мехом, широкие поля защищали шею и плечи.

Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки.

У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.

Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».


Девичья «такия» считалась самой красивой из всех существующих в Казахстане тюбетеек. Она имела круглую форму и была очень легкой, высота шапочки составляла 10-15 см. На верхушку «такии» пришивали перья белого филина, как оберег, а края украшали дорогими камнями.

Такую тюбетейку девушки носили до самого замужества, а уже на свадьбе существовал целый ритуал прощания с «такией» - символом детства.

Зимний женский «борик» или «Шошак борик» - теплая шапочка, отделанная по околышу мехом выдры, лисицы или бобра


Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.

Головной убор казахской невесты - «саукеле» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.

Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль - «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.

Стоимость «саукеле» всегда была очень высока, говорят, что в старину за нее давали более табуна лошадей.

И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

«Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками. Вышивали «кимишек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.


«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит.

Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.




2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди


Вид сверху


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


Наша тюбетейка готова.


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

МОУ "Красновосходская" СОШ

Тема исследовательской работы:

« Головной убор - тюбетейка (ТҮБӘТӘЙ).»

ученица 8 класса

МОУ "Красновосходской" СОШ

руководитель: учитель истории и обшествознания

Хайванова Татьяна Сергеевна

Карабаевка 2016-2017г

Введение ………………………………………………………………….…3

Глава I . Головной убор – тюбетейка ……………………………………5

      История появления тюбетейки……….…………………...................5

      Разновидности тюбетеек.………………………………...................8

      Орнамент татарских тюбетеек……………….................................13

      Технология изготовления тюбетейки…………………..................14

      Популярность тюбетейки..................…………..............................15

Глава II ...........15

Заключение …………………………………………………………….….......17

Библиографический список ….…………………………………………...18

Приложения ………………………………………………………….........19-30

Введение

Я живу в селе Карабаевка Цильнинского района Ульяновской области и с интересом занимаюсь исследовательской деятельностью. Я выбрала не случайно для исследования тему татарского народного костюма, а именно – головного убора - тюбетейки. Тюбетейка – единственный сохранившийся элемент татарского костюма, которая есть в каждой татарской семье. Она обязательно имеется у каждого мужчины нашего села. Основным населением нашей местности являются русские, чуваши и татарские народы. В моём селе, как и во многих сёлах нашего района, сохраняются национальные традиции.

Актуальность работы связана с активизацией интереса к национальной одежде, традициям. Сегодня, как никогда, это особенно важно, если учесть, что народная культура катастрофически быстро исчезает, ведь исчезает то, что поддерживает ее существование: традиционный уклад жизни и соответствующее ему мировосприятие. Мне интересно изучать татарскую культуру, потому что это культура моих родственников, моей семьи. Мы чтим и ценим национальные традиции. В семье соблюдаются народные и религиозные праздники, на которые мы собираемся дружной семьёй.

Рассматривая старинную праздничную одежду татар, не перестаешь удивляться необыкновенной гармонии, силе жизни, исходящей от этих вещей, способности не только донести до нас зримый образ предков, но и понять духовную их сущность. Мне хочется изучить и описать историю появления разных видов тюбетеек и рассказать об этом своим друзьям, одноклассникам.

Объектом нашего исследования является традиционный головной убор мусульман – тюбетейка.

Предмет нашего исследования – история и традиции татарского народного костюма, а именно головных уборов.

Цель нашей работы: провести исследование по истории тюбетейки, выявить значение тюбетейки для мусульман.

Задачи:

изучить историю появления тюбетейки;

описать и выделить особенности и разновидности тюбетейки;

выяснить, носят ли тюбетейки носят жители нашего села.

В исследовании использовались следующие основные методы :

Теоретические:

Анализ литературы по теме исследования.

Эмпирические :

1. Изучение истории появления, разновидностей, популярности и роли тюбетейки в жизни мусульман.

2. Социологический опрос.

Источниковая база исследования

Написание работы мы начали с изучения истории тюбетейки.

Из книги «Этнография татарского народа», в которой представлены исследования материальной и духовной культуры, общественных отношений и семейного быта, мы узнали о том, какую одежду и какие головные уборы носили татары.

Слишком мало было красивых вещей в быту крестьян. И в том немногом, что крестьяне имели и создавали сами так полно, так ярко воплощалось стремление к прекрасному, что невольно возникал контраст между убогим жилищем и праздничным костюмом. Всю одежду крестьянка испокон веков делала сама, вкладывая в эту работу настоящий талант художника, освобождавший её душу от тяжкой действительности. И свивалась тонкая нить для будущей рубашки, а душа тянулась к красоте, к ярким краскам, воображение по кусочкам создавало будущий наряд - освящённый обычаем, но всегда новый и желанный для каждой женщины.

В книге Ф.М.Буреевой «Орнамент тарских татар конца 19-20 веков. К проблеме этнокультурной истории» мы прочитали о том, как именно украшались тюбетейки. Автором на основе анализа прикладного аспекта орнамента, привлечения аналогий среди этнографического материала обозначена динамика развития «искусства украшения» тарских татар. Первоначально, в давние времена, рисунки вышивки или ткани имели прямой магический смысл. Но шло время, отрывала людей от старых верований новая жизнь. Исчезала из рисунков колдовская сила и оставалась только красота. Бережно хранили её, передавали из поколения в поколения.

Область практического применения работы:
Работа может быть использована при изучении истории татарского этноса Ульяновской области, а также на уроках краеведения и в рамках внеклассной работы.

Структура работы:

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

Глава I . Головной убор – тюбетейка.

Среди головных уборов у мусульман особое место занимает тюбетейка. В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно надевать тюбетейку. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза- гаети), в мечети и дома во время молитвы, во время свадьбы (жених и его отец), на похоронах и поминках

1.1. История появления тюбетейки

«Тюбетейка украшает всех - и седины мудреца, и косы невесты», - говорили на Востоке. Народная молва относится к ней с дружеским расположением: "Тюбетейка джигиту не в тягость". Или: "Не с кем поговорить - обратись к тюбетейке". Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается. Сегодняшние тюбетейкитоже несут в себе информацию, только уже не все в ней разбираются. Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей. Когда в Среднюю Азию пришел Ислам, тюбетейкасохранила свою важность, но в несколько ином виде. Дело в том, что правоверным мусульманам не положено выходить из дома с непокрытой головой, и чтобы соблюсти это правило, мужчины повсеместно стали пользоваться тюбетейками. Постепенно тюбетейка становилась и главным украшением восточного костюма. Кстати, помимо религиозного атрибута и украшения, тюбетейки выполняют и более практическую функцию. Например, тюбетейки «аракчин» – из хлопчатобумажной ткани – служат восточным мужчинам, как ночной колпак европейцам.

Значение слова «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что в переводе на русский язык означает «вершина » .

Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка. Были детские тюбетейки – обереги. Как правило, их надевали на долгожданных, особенных детей. Эти тюбетейки имели конусообразную форму, а с верхушки вниз свисал «хвост» из тесемки, на его конце – яркая кисточка. Под этой тюбетейкой часто скрывали длинную косичку мальчика, которая тоже означала принадлежность ребенка к особенным детям.

Самая распространенная мужская тюбетейка – черная с белой вышивкой узоров в форме миндаля. Эта тюбетейка – обязательный атрибут для мужчины на торжественных мероприятиях, будь то похороны или свадьба; без такой тюбетейки ни один мусульманин не придет в мечеть. Ее символика очень интересна: четыре причудливых, вышитых белыми нитями, узора – это стручки острого перца «каламфур». В народе говорят, что острый перец отпугивает злые силы, поэтому стручки перца вешают у входа в дом и вышивают на тюбетейках. Четыре части тюбетейки также представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. Потому что эти символы предназначены для того, чтобы охранять здоровье мужчины с четырех сторон света. А шестнадцать узорных арок по краю тюбетейки символизируют большую и дружную семью – мужчине желают иметь 16 детей.

Тюбетейка вообще несет в себе много символизма. Например, часто восточные мужчины снимают тюбетейку с головы и начинают ее отряхивать. Считается, что таким образом хозяин тюбетейки избавляется от дурных мыслей. По тюбетейке можно определить и то, представителем какого региона страны является ее обладатель.

Некоторые исследователи считают, что, тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания. Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.

К XIX веку в России тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение, и определилось разнообразие их форм - островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки .

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.

Что в истории появления и символике тюбетейки – правда, каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор играет важную роль в жизни мусульманина - несомненный факт.

1.2. Разновидности тюбетеек

Существует большое многообразие фасонов тюбетеек. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки по возрастной и половой принадлежности бывают:(Приложение1)

- мужские; - женские; - для детей; - стариков.

По форме различаются: (Приложение 2) - островерхие и конусообразные;

- полусферические и четырехгранные; - круглые и купольные.

По территориальному признаку делятся на:(Приложение 3)

- татарские;- казахские;- туркменские;- башкирские;- узбекские и т.д.

Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть "чужой" головной убор.

Познакомимся поближе с разными видами тюбетеек.

Татарские тюбетейки.

Татарские мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним отно­сится тюбетейка (тубятай), представляющая собой неболь­шую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки (бурек), войлочные шляпы (тула эшляпа). Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусфе­рическую форму. Для сохранности формы и из гигиенических соображений (способ вентиляции) тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Использование при пошиве разнообразных тканей и приемов орнаментации давало возможность ремесленникам создавать бесконечное множество их вариаций. Яркие выши­тые тюбетейки предназначались молодежи, а более скром­ные - старикам. Более поздний тип (кяляпуш) с плоским верхом и твердым околышем - первоначально получил распространение у городских казанских татар.
Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже - жемчугом и бисером. Орнамент применялся растительный, а также в виде полосок вдоль всей тюбетейки. По степени и типу расшивки каляпуши назывались өч, дүрт и биш үрнәк. Тюбетейки с вышивкой по краям - кыршау, с комбинацией вышивки по краям и букетов - кыршау-букит. В центре верха некоторых тюбетеек, чаше детских, пришивалась кисточка. Наиболее нарядные богатые парчовые тюбетейки расшивались несколькими рядами серебряного и золотого галуна. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях. Изготовлялись подобные головные уборы зачастую руками невесты для жениха и являлись свадебным подарком. Верхние головные уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из 4-х клиньев с меховым околышем (камалы бурек), которые носили, в частности в Казанской губернии и Поволжье. У горожан были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля (кара бурек), из серой бухарской мерлушки (данадар бурек).

Калфак - древний женский татарский головной убор получивший широкое распространение практически у всех групп татар Поволжья, в том числе сохранившийся в женском костюме татар-кряшен.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчеркивавшим национальность женщины .

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

Раньше были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфачки с вышивкой, которые надевались на всю голову. С XVIII века в орнаментации калфаков широко начала использоваться аппликация синелью в сочетании с блестками и ушковая техника, когда рельефные многооттеночные крупные элементы цветов делались из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков.

Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Постепенно золотошвейные калфачки с твердым околышком приобретают уменьшенную форму. Калфак уже не надевается на голову, а является лишь своеобразным украшением. С XIX века в орнаментации калфаков широкое применение получает белый, реже - цветной бисер.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек - такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

В женских головных уборах, особенно раннего периода, четко улавливается возрастное разграничение. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением (чяч тянкясе).

Калфак надевался на голову в комплекте со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточ­кой откидывался назад (или набок). Особенно широко был распространен вязаный из хлопчатобумажных белых нитей (ак калфак). Чаще он встречался у сельских девушек.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закры­вали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. При всем многообразии территориальных различий в формах, декоративных деталях головной убор женщины-татарки всегда включал три обязательные составные части. Это ниж­ние, основные и верхние уборы. Нижние головные уборы (волосники) призваны были собирать и закрывать волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с при­ческой. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы- «покрывала» - особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей, объясняющихся как особен­ностями возраста, так и более ревностным отношением ста­риков к своим традициям. Они представляют собой самые различные по форме (полотенцеообразная, треугольная, квад­ратная), территориальной принадлежности и времени бы­тования уборы.

Башкирские тюбетейки

Тубэтей носят башкиры. Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке – небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых – цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров.

Казахские тюбетейки

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, помимо прямого назначения являлись еще своего рода указателем их семейного положения. У замужних женщин они различались в разных родоплеменных группах, но девичьи отличались сравнительной однотипностью на всей территории Казахстана. Девушки носили головные уборы двух типов: тюбетейку (такыя) и теплую шапку с меховой опушкой (борик), отделанную по околышу мехом выдры, лисицы, бобра. Борик была принадлежностью девушек из зажиточных семей. Такыя, как правило, украшалась. К макушке обычно пришивали пучок перьев филина, игравший роль оберега. Позднее для украшения использовались позумент, кисти из канители и серебряные монеты. У богатых девушек бытовали оригинальные тюбетейки из яркого бархата, расшитые золотом. К их верхушке – пришивалась широкая лопасть из той же ткани, также вышитая, которая закрывала всю верхушку и спускалась сзади.

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Тюбетейки издавна украшались вышивкой, узорными строчками. Пожилые люди носили тюбетейку на тонкой шерстяной подкладке. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой (борик) или легкую войлочную шляпу – калпак зимой надевали шапки особого покроя – тымак, выполненные из меха

1.3. Орнамент татарских тюбетеек

Тюбетейки орнаментировались двумя способами: стёжкой и вышивкой (Приложение 4). Для вышивки использовались яркие сочные цвета, хороши контрастирующие с фоном, роль которого играет ткань. Для декорирования калфаков применялась синель – бархатная нить, в основе которой – гибкая тонкая проволока. Характер узоров – растительный .

Практически все орнаменты, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными орнаментами украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних – симметричный орнамент с центральным крупным цветком – принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков - "во лбу звезда горит". Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

1.4. Технология изготовления тюбетеек

Процесс изготовления, как головных уборов, так и обуви делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Орнамент тюбетейки вышивается раздельно: сначала – верхняя часть, потом – кромка. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчки вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

Некоторые мастера жили в деревнях на расстоянии сотни и более километров от Казани и нередко работали целыми семьями. Основную прибыль от производства делили между собой хозяева - предприниматели и скупщики, осуществлявшие непосредственную связь между мастерами и занимавшиеся сбытом продукции. Татарские тюбетейки продавались не только в Казани, но и на многих ярмарках России; особенно большим спросом они пользовались в Средней Азии и Казахстане.
В 20-30-е годы организация всех промыслов, в том числе каляпушного, коренным образом изменилась. Из большого количества кустарей, разбросанных по деревням, создаются артели, например, "Азат хатын". Позже (в 60-е годы) артели были преобразованы в производственные объединения. Так, выпуском тюбетеек стало заниматься ПО "Швейник" в Казани. В настоящее время тюбетейка вновь возвращается в быт широких слоев населения, и такой вид народного искусства, как производство тюбетеек, не только сохраняется, но и продолжает развиваться, отражая художественный вкус татарского народа и его природный талант.

1.5 Популярность тюбетейки

В 30-50-х годах прошлого века в СССР распространилась повсеместная мода на тюбетейки. Тюбетейка в то время, по крайней мере, в европейской части СССР, перестала восприниматься людьми как религиозный или национальный головной убор. Её стали носить преимущественно люди из творческой интеллигенции, ученые, инженеры, студенты, школьники. Рабочие и крестьяне же почти не носили тюбетейку. Одной из причин такой моды считается, что тюбетейка символизировала братскую дружбу с народами Средней Азии.

Насколько популярна тюбетейка, можно судить по её изображению на почтовых марках, в кино, в литературе и т.д.(Приложение 5)

В Татарстане дорогим гостям принято дарить этот головной убор. Есть в Казани ресторан под названием «Тюбетейка». Гостеприимные хозяйки стряпают торт «Тюбетейка» и медовую коврижку «Каляпуш», рецепты которых можно прочитать в книге «Татарская кухня» .Татары поют народную песню «Түбәтәй» и рассказывают притчу о тюбетейках (Приложение 6).

Глава II . Исследование. "Носят ли тюбетейку в нашем селе?"

В нашем селе мужчины – мусульмане обязательно надевают тюбетейки в торжественных случаях: в дни священных праздников, во время молитвы и т.д (Приложение 7)

Летом мы всей семьёй побывали в Казани. Конечно же, посетили сердце этого города – мечеть Кул-Шариф. В мечети есть музей, в котором хранятся старинные книги на арабском языке, Кораны, фотографии, костюмы татар 19 века, головные уборы. Повсеместно расположены сувенирные лавки, в каждой из которых можно приобрести себе тюбетейки. (Приложение 8).

У нас дома до сих пор хранится тюбетейка, некогда принадлежавшая моему прапрадеду - Ширафутдинов Кариму Абдулхаликовичу (Приложение 9).

Похожая тюбетейка была у татарского поэта Габдуллы Тукая (Приложение 5 фото 3) . Она была передана в музей из фондов Института языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР в 1987 году. По воспоминаниям современников Г. Тукая, на фотографии 1908 года он снят именно в этой тюбетейке. Головной убор был подарен поэту издателем Гильмутдином Шарафом, напечатавшим почти все его книги в своей типографии «Урняк». В 1908 году к изданию был подготовлен новый сборник стихов. Издатель хотел выпустить книгу с фотографией поэта. Вместе с издателем Тукай поехал в фотомастерскую С.И. Иванова. Г. Шараф, увидев, что поэт стесняется своих длинных волос, взял из кармана аккуратно сложенную тюбетейку и надел ее на голову поэта.
Диаметр тюбетейки из черного бархата ручной стежки 15,5 см, высота - 6 см .

Поговорив с муллой нашего села (к сожалению фотографироваться он отказался), мы выяснили, что «нет достоверного хадиса о необходимости или желательности ношения головного убора ни в жума, ни в другие дни, и это не является Сунной. Однако, это вещь из традиции людей, и если люди данной местности носят головной убор, то лучше следовать за ними в этом, однако же, если люди данной местности напротив, смотрят на одевающего какой-либо из головных уборов, будь то чалма, тюбетейка, или что-нибудь другое, «не так», показывают на него пальцем, и так далее, то нужно оставлять это. Само по себе ношение головного убора во время жума Сунной не является, но если у людей данной местности есть традиция носить головной убор и украшаться им, то Сунна - следовать в этом за людьми» .

Проведя опрос, мы убедились, что у всех мужчин-мусульман нашего посёлка есть тюбетейка (Приложение 10) . Мужчины обязательно надевают головной убор в дни священных праздников, во время обрядов: Никах (татарский свадебный обряд), имянаречение, во время пятничной молитвы в мечети и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что тюбетейка имеет большое значение для каждого мусульманина.

Заключение

Традиционная культура как плодородный слой земли формируется тысячелетиями. За ней эпохи, сотни поколений. В ней сила, мощь народа, ее породившего. Она должна быть сохранена. Это необходимо для нравственной среды, в которой живет как отдельный человек, так и целый народ. Она должна быть активно включена в систему ценностей, определяющих истинную духовную суть общества.

В процессе работы мы убедились в том, что тюбетейка есть у каждого мужчины нашего села. Элемент татарского народного костюма – тюбетейка – сохранился до сих пор.

В ходе данной работы я поняла, что тюбетейка - особый объект творческой деятельности художника. Искусство создания тюбетейки, как и всякое другое искусство, требует от создателя мастерства, знаний, фантазии, вкуса, определенных навыков. Для создания тюбетеек используются самые разнообразные материалы, наделенные различными качествами - цветом, фактурой, структурой, рисунком.

Я считаю, что цель моей работы достигнута я провела достаточное исследование по истории тюбетеек и выяснила насколько имеет огромное значение этот головной убор для мусульманина.

Недаром в народе говорят: «Носи тюбетейку, чтобы с Неба было радостно смотреть на тебя»

Библиографический список

1. Интервью с Шигиахметовым Х.К.

2. Ахметзянов Ю. “Татарская кухня”. – Казань, Татарское книжное издательство, 1975.

3. Большой энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000

4. Буреева Ф.М. Орнамент татар конца 19-20 веков: к проблеме этнокультурной истории. – Омск.: Омскбланкиздат, 2011.

5. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Под ред. Э.Б.Плаксиной. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

6. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. Издательство «Просвещение» Москва, 1976.

7. Этнография татарского народа. Учебное пособие / Под ред. Д.М.Исхакова – Казань: Магариф, 2004.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Тюбетейка

Приложение 1


Мужская тюбетейка

Женские головные уборы- калфак и тюбетейка

Детская тюбетейка Тюбетейка для стариков (бабай)


Приложение 2

островерхие и конусообразные

полусферические и четырехгранные

круглые и купольные.

Приложение3

Узбекские тюбетейки.

Туркменские тюбетейки.


Казахская тюбетейка

Башкирская тюбетейка

Татарская тюбетейка

Приложение 4

Орнамент- стёжка


Орнамент- вышивка

Приложение 5


Тюбетейки на актёрах в фильмах «Старик Хоттабыч», «Иван Грозный», «Белое солнце пустыни», «Кавказская пленница».

Изображение татарских тюбетеек 19-20 в.в. на марках.

Татарский поэт Габдулла Тукай(14.04.1886-02.04.1913)

Приложение 6

Торт «Тюбетейка»

У выпеченного остывшего бисквита подрезаем края в форме тюбетейки, а обрезки используем для накладки на середину, чтобы получить форму тюбетейки. Верх слегка смачиваем сахарным сиропом и обмазываем по всей поверхности кремом.
На поверхность торта шприцем наносим желаемый рисунок, отделываем фруктами из компота.Торт «Тюбетейка» очень хорош для торжественных случаев: дня рождения, новоселья, свадьбы. Если торт готовится длятатарской свадьбы, то для жениха можно приготовить «Тюбетейку» темного цвета, для невесты - белого. Для отделки «Тюбетейки» темного цвета в крем добавляется какао-порошок.
Крем домашний сливочный. Растворяем сахар в воде, хорошо прокипятив, доводим до комнатной температуры. Размягченное свежее сливочное масло размешиваем в эмалированной или фарфоровой посуде, постепенно добавляем сгущенное молоко, затем вводим сахарный сироп с ванильным сахаром и хорошо взбиваем до пышной однообразной массы.На 500 г крема: масла сливочного - 265 г, молока сгущенного - 105 г, воды -40 г, сахару - 145 г, ванильного сахару - 5 г.Сироп для смачивания. Сахар с водой хорошо перекипятить, в остывший сироп добавить фруктовую или ромовую эссенцию.Сахару - 500 г, воды - 500 г, эссенции - 2 г.

Коврижка медовая «Каляпуш»

Сахар с медом и водой перекипятить и поставить остывать. Просеять муку, сделать воронку в середине и вылить остывший сироп, распущенное масло или маргарин, добавить корицу, чайную соду, хорошо перемешать и замесить тесто. Затем раскатать круглые лепешки (в виде каляпуш), проткнуть ножом и поставить в не очень горячую печь на 20-22 минуты.

Поверхность коврижки заглазировать помадой желаемого цвета и отделать разнообразного цвета глазурью или помадой при помощи бумажного корнетика.Муки -550 г, сахару-150 г, меду -250 г, воды -100-150 г, корицы -2 г, маргарина -50 г.

Татарская народная песня - Түбәтәй

Калдырып китсәң, түбәтәең
Кругына укалар мин тотармын;
Калдырып китсәң ялгызымны,
Хәсрәтеңнән ялкын-ут йотармын.
Атымны бәйләдем каенсарга,

Үзе озатадыр ла, үзе елый,
Бирдем кул гынамнан яулыгымны;
Хат яза күр, җаныем, хат яза күр,
Исәнлегең берлән саулыгыңны.
Атымны җибәрдем имәнсәргә,
Кайтмам, җаным-бәгърем, ирексәң дә.
Түгәрәк ай күлнең уртасында

Киек үрдәк мамыгын җыя алмый;
Җаныем үзе озата, үзе елый,
Ике күзендин яшьләрен тыя алмый.

Атымны бәйләдем каенсарга,
Елама, җаныем, елама сагынсаң да!


Суфийская притча (отрывок) Шейхи тюбетеек.

Бахауддин ответил им так:

То, чем я владею, не ново. Вы тоже всем этим владеете, но неверно применяете, а потому, получив мои советы, вы только и скажете: «Это не ново!»

Шейхи ответили так:

С почтением к вам, мы верим, что наши ученики так не подумают.

Бахауддин не ответил на письма, но зачитал их на своих собраниях и сказал:

Будучи в стороне от происходящих событий, мы сможем понять то, что произойдёт. У тех же, кто окажется в гуще событий, нет такой возможности. И всё же они будут стараться разобраться в том, что же с ними происходит.

Затем Шейхи написали Бахауддину послания с просьбой прислать какой-нибудь знак его внимания. Бахауддин для каждого ученика послал по маленькой тюбетейке, присовокупив, чтобы шейхи раздали их от его имени, но ни словом не упоминали о том, что подвигло его к этому.

В своём собрании он рассказал:

Я сделал то-то и то-то. Находясь на отдалении, мы отчётливо увидим то, чего не увидят те, кто непосредственно втянут в происходящее.

Затем, спустя какое-то время, он написал каждому из шейхов, спрашивая, исполнено ли его пожелание и что за этим последовало.

Шейхи прислали в ответ: «Ваши пожелания исполнены».

Что же касалось последствий, то шейх из Египта написал: «Моя община ревностно восприняла твой дар как знак особой святости и благословение. Тюбетейки были розданы, и каждый увидел в них глубокий внутренний смысл и передачу вашего наказа».

Турецкий шейх писал: «Община отнеслась к тюбетейкам с большой опаской. Люди почему-то решили, что за этим стоит ваше желание взять над ними верх. Некоторые опасаются, что через тюбетейки вы можете прямо оказывать на них давление».

Шейх из Индии писал об иных последствиях: «Наши ученики находятся в сильном замешательстве и ежедневно просят меня истолковать им значение розданных тюбетеек. Без моих пояснений они не в силах решить, как им к этому отнестись».

Письмо от персидского шейха гласило: «Тюбетейки получены, последствия таковы: искатели, довольные даром, ожидают дальнейших проявлений вашей благосклонности, которые вдохновят их к большей старательности и ревностности, во благо дальнейшему обучению»............

Приложение 7

Тюбетейки есть у всех мужчин нашего села

Семья Мухаметзянова Рэшида А.(никах сына)

Семья Садриевой Милиавше Гумеровны (никах дочери)

Семья Адиева Фарида Сабировича

Тюбетейка моего бабая Хайванова Кияма Кафазовича (бабай умер 2014г.)

Тюбетейка бабая Шигиахметова Хариса Киямутдиновича

Тюбетейки Салахова Илдара Байтимировича

Приложение 8

В музее мечети Куль-Шариф в Казани.

Национальные головные уборы на Казанском рынке «Алтын».

Приложение 9

На этой фотографии –Ширафутдинов Карим Абдулхаликович, мой прапрадед, со своими родителями. Он родился в 1903 году.

Тюбетейка Карима Абдулхаликовича до сих пор хранится в нашей семье.

Приложение 10

Имеется тюбетейка

Имеется 2 и более тюбетеек

Носят постоянно

Надевают в особых случаях

Не надевают

Количество человек

Автор работы:

    • Ишкуватова
    • Гузель
    • Класс: 8
    • Школа: Биктимировская ООШ
    • Руководитель:
    • Омарова А.Ш.,
    • Арсланбаева С.Т.

Цель исследовательской работы:

  • Изучить:

  • Историю тюбетейки;

  • Назначение тюбетейки;

  • Виды тюбетейки;

  • Тюбетейка сегодня.


Головной убор

  • Мы обращаемся к мужскому костюму, точнее, самой важной его детали – головному убору. Самому важному – потому, что и сейчас остаётся тюбетейка обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.


^ Происхождение тюбетейки

  • Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.


История

  • История тюбетейки уходит в далекое прошлое. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV - XVI столетий.


^ Орнамент тюбетейки.

    Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная "веревочка" - союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент - символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, - упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому - чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки - это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья


^ Назначение тюбетейки

  • С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».


Чтение намаза


Формы тюбетейки

    Российские татары, башкиры носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.


  • Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые - они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии.


^ Каляпуш и такия

    Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов - каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».


  • Каляпуш был любимым головным убором интеллигенции и служащих. На фотографиях начала 20 века мы можем видеть мужчин в чёрных каляпушах.

  • Портрет

  • Габдуллы Тукая.


Тюбетейка сегодня

  • Этот головной убор не потерял своей актуальности и сегодня. Именно поэтому искусство украшения тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений.


Богатые тюбетейки


Амаль


Эмир


Күбәләк


Свадебная тюбетейка


Тюбетейки с кистью


Тюбетейка для бани


Узбекские тюбетейки


Никах


Лучший подарок - тюбетейка

  • Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у каждого мужчины- мусульманина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу.


Похожие публикации