Уильям и Марта Сирс. Ваш малыш от рождения до двух лет


Copyright © 1992, 2003 by William Sears and Martha Sears

© Полев Д.В., перевод на русский язык, 2013

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014


Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Книги для будущих мам

«Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Здоровье ребенка в гораздо большей степени зависит от его родителей, чем от всех педиатров вместе взятых. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский предлагает путеводитель, который поможет вам избежать многих проблем. Эта доступная и увлекательная книга подробно расскажет о наиболее сложном и ответственном этапе в жизни ребенка и его родителей.


«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Новое издание замечательной книги знаменитого детского врача Евгения Комаровского.

Всё, что нужно знать о беременности и вскармливании, о росте и развитии ребенка, о правильном уходе и возможных болезнях. Доступная, увлекательная и очень полезная информация, адресованная будущим и уже состоявшимся родителям.


«В ожидании малыша»

Девять месяцев беременности – самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем Уильям и Марта Сирс делятся своим профессиональным опытом. Книга поможет обрести эмоциональное спокойствие и вооружиться необходимыми знаниями: вы узнаете обо всех изменениях, которые произойдут с вашим телом, самочувствием и сознанием.


«9 месяцев счастья. Настольное пособие для беременных женщин»

Врач-исследователь и акушер-гинеколог Елена Березовская представляет полное руководство для будущих мам? всё, что нужно знать о планировании малыша, периоде беременности, подготовке к родам. В книге развенчаны популярные мифы о бесплодии, «скрытых» инфекциях, вирусах, резус-конфликте. Вы избавитесь от переживаний, страхов, волнений и спокойно перенесете беременность.

Вступление от докторов Сирс – Билла, Марты, Боба и Джима

Мы, Билл и Марта, не только написали эту книгу – мы прожили ее. Мы делимся с вами нашим опытом ухода за собственными восьмерыми детьми и заботы о тысячах других детей, накопленным за сорок лет педиатрической практики. Наш опыт обогатился новыми идеями после того, как к нашей работе присоединились доктора Билл и Джим и их семьи. Научившись проницательно наблюдать за малышами и их родителями, мы фиксировали все, что практически без сбоев срабатывает у большинства родителей.

Каждый день в своем кабинете мы жадно впитывали практические советы успешных родителей. Эта книга была написана на рабочем месте. Книга щедро усеяна этими советами. Мы прекрасно понимаем, что любовь к вашему малышу и желание быть хорошим родителем делает вас восприимчивым ко всякому совету, касающемуся ребенка. Но дети слишком дороги, а родители слишком уязвимы для автора, предлагающего непроверенную информацию. Мы со всей серьезностью берем на себя полную ответственность за то, чему учим. Каждое утверждение тщательно проверено и прошло испытание временем.

Мы учитываем также огромную занятость современных родителей. Мы и сами живем, жонглируя внезапно возникающими потребностями наших детей и собственными профессиональными обязанностями. В своей книге мы представляем основные принципы, которые помогут вам стать отзывчивой няней для своего ребенка, когда вы найдете подход, соответствующий потребностям вашего ребенка и вписывающийся в ваш стиль жизни. Мы рекомендуем избрать любящий стиль общения с ребенком, дабы уравновесить высокотехнологичную жизнь нового века.

Из этой книги вы узнаете, как заботиться о вашем малыше так, чтоб и он и вы проявляли при этом свои лучшие качества.

С момента выхода в свет первого издания книги «Ваш малыш от рождения до года» для миллионов родителей она стала настоящей библией ухода за маленькими детьми. Нам очень приятно сознавать, что наши советы помогли новоиспеченным родителям по всему свету наслаждаться заботой о своих детях. В новом издании вы найдете новые темы, обсуждение которых основано на пожеланиях наших читателей, а также то новое, что появилось в педиатрии и в методике ухода за детьми за последние двадцать лет.

Эйфорию от проделанной нами работы, в результате которой множество детей и родителей по всему земному шару стали более счастливыми, здоровыми и обрели радость от общения друг с другом, подкрепляют тысячи благодарственных отзывов, 50 000 фанатов в сети Facebook, 5 000 читателей нашего журнала в Twitter и миллионы посетителей нашего сайта. Мы несказанно рады, что благодаря этой книге и нашим семейным советам, представленным в ней, мы стали, в какой-то степени, частью вашей семьи.

Билл, Боб, Джим и Марта Сирс

Сан-Клементе, Калифорния

Январь 2013

Доктора Сирс online

Тысячи страниц информации, касающейся ухода за ребенком и вопросов его здоровья, теперь доступны в Интернете. Наш онлайн-ресурс, наполняемый лично докторами Сирс, в подробностях рассматривает множество вопросов, затронутых в этой книге. Мы непрерывно обновляем информацию, касающуюся вопросов детского здоровья, чтобы у вас были самые последние данные.

Елена Первушина

Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет


Редактор А. Маркелова

Руководитель проекта А. Тарасова

Корректор Е. Сметанникова

Компьютерная верстка М. Поташкин

Иллюстрации В. Перлина


© Первушина Е., 2016

© ООО «Альпина нон-фикшн», 2017


Первушина Е.

Развивающие игры для малышей от рождения до 2 лет / Елена Первушина. – М.: Альпина нон-фикшн, 2017.


ISBN 978-5-9614-4832-0


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Предисловие

О чем думает ваш малыш?

Когда он лежит в кроватке и улыбается вам, когда он агукает в ответ на ваши ласковые слова, то порой кажется, что он понимает все-все. Но подождите 2 года! И, когда ваш ребенок начнет говорить не отдельными слогами или словами, а более или менее развернутыми предложениями, вы удивитесь тому, какой сумбур царит в его голове.

Впрочем, если подумать, то удивляться тут нечему. Поразительно другое: как малыш с очень ограниченным опытом, не владеющий еще чудесной отмычкой для всех тайн на свете – языком, смог хоть что-то понять в этом мире. Как он разобрался в различиях между людьми и предметами, между своими и чужими, как понял, что один человек называется мамой, а другой папой, что собакой может называться и маленькая болонка, и большой дог, что мальчик – это и он, и его старший брат, и ребенок, которого он встретил на улице. И есть еще множество других загадок, которые приготовил для него мир людей.

Но еще до того, как малыш стал постигать законы человеческой речи, он совершил много открытий. Сначала он не знал даже, что у него есть руки и ноги. Каждый, кому довелось увидеть, как младенец впервые смотрит на свои ножки и шевелит пальчиками, понимая, что они подчиняются ему, никогда не забудет это зрелище. А как он пытается научиться направлять свою ручку туда, куда захотел, и хватать ей игрушку, которая привлекла его внимание! Взрослому, чтобы научиться управлять каким-нибудь механическим манипулятором (например, ковшом экскаватора), требуются длинные инструкции, а ребенок постигает это сам, без посторонней помощи, методом проб и ошибок.

Дети созданы для того, чтобы учиться, и великолепно приспособлены для этого.

Некоторые психологи считают, что у маленьких детей абсолютная память и именно она позволяет им разобраться в сложном мире, в котором они живут. Если это так, то сразу возникает соблазн наполнить эту память знаниями «про запас». Но все не так просто. Дети – даже самые маленькие – охотно занимаются только тем, что им интересно. А для того, чтобы им было интересно, они должны понимать, что происходит. Точнее, задача должна превосходить их возможности, но только чуть-чуть, чтобы в их силах было подняться на новую высоту. И если мы сумеем угадать, над какой задачей сейчас «работает» ребенок, и помочь ему, то вместе мы добьемся потрясающих успехов.

Возможно, самый главный успех заключается в том, что ребенок, для которого родители находят интересное занятие, не будет скучать, а значит, не будет и «беситься от скуки» (а на это способны даже самые маленькие дети). Следовательно, в семье будет меньше усталости и раздражения и больше веселья. И если вам кажется, что такой приз стоит того, чтобы постараться, то эта книга – для вас.

Я хотела бы попросить вас только об одном: старайтесь идти не от книги к ребенку, а от ребенка к книге.

Самая крупная педагогическая ошибка – относиться к своему ребенку как к слишком маленькому или как к слишком взрослому. То есть не давать ему возможности научиться чему-то новому или, наоборот, пытаться научить его тому, к чему он не готов.

Например, сажать годовалого ребенка в манеж, когда ему необходимо бегать и познавать пространство, или пытаться научить того же годовалого ребенка самостоятельно ходить на горшок, когда он еще не может контролировать свое мочеиспускание.

Вторая хитрость заключается в том, что все дети индивидуальны. Один учится ползать в 6 месяцев, другой – в 9. Или оба начинают ползать в 8 месяцев, но один при этом уже пьет из чашки, а второй – только из бутылочки, зато уже произносит первые слова. Поэтому, несмотря на то что первая часть книжки поделена на главы, приблизительно соответствующие 12 месяцам жизни ребенка, вы всегда должны иметь в виду, что ваш ребенок может в чем-то опережать «стандарт», а в чем-то и отставать от него. Следите за ребенком, старайтесь уловить, над каким навыком он в данный момент «работает», и решайте, какое упражнение будет для него интереснее всего. Возможно, какие-то игры не понравятся ребенку вовсе, а какие-то станут любимыми на долгие месяцы.

Я вовсе не собираюсь помочь вам превратить вашего ребенка в еще одного «маленького гения». Я просто хочу, чтобы вы с помощью моей книги весело и с удовольствием прожили эти первые годы.

Первый год жизни малыша

Первый месяц. Уроки у материнской груди

Что умеет ребенок?

Мнения мам об умственных способностях новорожденных совершенно различны. От твердой убежденности: «Такой малыш может только есть да спать!» – до не менее категоричного восхищения: «Такой маленький, а уже все понимает!» Истина, разумеется, лежит ровно посередине. Действительно, новорожденный ребенок – это не автомат, запрограммированный на три функции: сосания, сна и удаления отходов. Он способен воспринимать внешний мир всеми шестью органами чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус и мышечное чувство), однако вряд ли понимает то, что ощущает. Как сказал кубинский поэт Николас Гильен: «Нужно смотреть, чтобы видеть», а младенец еще не умеет смотреть, то есть сознательно фиксировать взгляд на предмете и изучать свойства предмета с помощью зрения. Точно также обстоит дело с другими органами чувств. Новорожденный не знает, что его ручки принадлежат ему и он способен ими свободно управлять. Он может даже испугаться, если невольно всплеснет руками. С другой стороны, он не знает, что грудь или бутылочка, из которой он сосет молоко, – это посторонний предмет, которым можно манипулировать. Неделю или две вам придется заставлять голодного крикуна открыть ротик и взять губами сосок, он будет трясти и мотать головой, словно птенчик, ожидая, что вожделенный предмет каким-то чудом окажется у него во рту.

Гораздо позже, спустя 3 или 4 месяца, он «обнаружит» вторую грудь рядом с той, из которой кормится, и вы проведете несколько веселых минут, глядя на его изумленную мордашку. Итак, пока ваш ребенок еще не слишком четко разделяет свое «я» и внешний мир. Но он готов начать учиться видеть, слышать, обонять, осязать, пробовать и управлять своим телом.

Органы чувств

Зрение

Движения глаз у новорожденного ребенка еще не координированные, может иметь место сходящееся косоглазие (примерно до 10 недель) и подергивание глазных яблок (нистагм). К 3-й – 4-й неделе ребенок должен научиться фиксировать взгляд на предмете. Лучше всего в этом возрасте малыш видит то, что расположено примерно в 20 см от него. Именно на этом расстоянии находится лицо матери, когда она кормит ребенка грудью.

В первые две недели слух у ребенка несколько снижен за счет того, что барабанная полость уха заполнена жидкостью, а не воздухом. На 3-й – 4-й неделе жизни ребенок, по-видимому, способен различать голоса (выделяя голос матери и отца), отличать музыку и речь от беспорядочных шумов, а также по-разному реагировать на воспроизведение записи собственного плача и плача других детей. Более сложную задачу – отыскивать глазами звучащий предмет – он обычно способен решать уже на втором месяце жизни.

Новорожденный ребенок с удовольствием пьет молоко или подслащенную воду, но может отказаться от обычной воды и закапризничать, если в рот попадет что-нибудь соленое, кислое или горькое.

Обоняние

Новорожденному очень нравится запах молока, но он расплачется, если дать ему понюхать лакрицу.

Осязание

Наиболее чувствительны ладони, стопы и лицо. Все дети выражают явное удовольствие, если их нежно поглаживать, большинству нравится находиться в теплой воде, но массаж, а особенно пеленание или одевание-раздевание, вполне вероятно, будут сопровождаться возмущенными воплями.

Copyright © 1992, 2003 by William Sears and Martha Sears

© Полев Д.В., перевод на русский язык, 2013

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Книги для будущих мам

«Начало жизни. Ваш ребенок от рождения до года»

Здоровье ребенка в гораздо большей степени зависит от его родителей, чем от всех педиатров вместе взятых. Знаменитый детский врач Евгений Комаровский предлагает путеводитель, который поможет вам избежать многих проблем. Эта доступная и увлекательная книга подробно расскажет о наиболее сложном и ответственном этапе в жизни ребенка и его родителей.

«Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»

Новое издание замечательной книги знаменитого детского врача Евгения Комаровского.

Всё, что нужно знать о беременности и вскармливании, о росте и развитии ребенка, о правильном уходе и возможных болезнях. Доступная, увлекательная и очень полезная информация, адресованная будущим и уже состоявшимся родителям.

«В ожидании малыша»

Девять месяцев беременности – самое счастливое и ответственное время для каждой женщины. Авторитетные акушеры и педиатры с многолетним стажем Уильям и Марта Сирс делятся своим профессиональным опытом. Книга поможет обрести эмоциональное спокойствие и вооружиться необходимыми знаниями: вы узнаете обо всех изменениях, которые произойдут с вашим телом, самочувствием и сознанием.

«9 месяцев счастья. Настольное пособие для беременных женщин»

Врач-исследователь и акушер-гинеколог Елена Березовская представляет полное руководство для будущих мам ‒ всё, что нужно знать о планировании малыша, периоде беременности, подготовке к родам. В книге развенчаны популярные мифы о бесплодии, «скрытых» инфекциях, вирусах, резус-конфликте. Вы избавитесь от переживаний, страхов, волнений и спокойно перенесете беременность.

Вступление от докторов Сирс – Билла, Марты, Боба и Джима

Мы, Билл и Марта, не только написали эту книгу – мы прожили ее. Мы делимся с вами нашим опытом ухода за собственными восьмерыми детьми и заботы о тысячах других детей, накопленным за сорок лет педиатрической практики. Наш опыт обогатился новыми идеями после того, как к нашей работе присоединились доктора Билл и Джим и их семьи. Научившись проницательно наблюдать за малышами и их родителями, мы фиксировали все, что практически без сбоев срабатывает у большинства родителей. Каждый день в своем кабинете мы жадно впитывали практические советы успешных родителей. Эта книга была написана на рабочем месте. Книга щедро усеяна этими советами. Мы прекрасно понимаем, что любовь к вашему малышу и желание быть хорошим родителем делает вас восприимчивым ко всякому совету, касающемуся ребенка. Но дети слишком дороги, а родители слишком уязвимы для автора, предлагающего непроверенную информацию. Мы со всей серьезностью берем на себя полную ответственность за то, чему учим. Каждое утверждение тщательно проверено и прошло испытание временем.

Мы учитываем также огромную занятость современных родителей. Мы и сами живем, жонглируя внезапно возникающими потребностями наших детей и собственными профессиональными обязанностями. В своей книге мы представляем основные принципы, которые помогут вам стать отзывчивой няней для своего ребенка, когда вы найдете подход, соответствующий потребностям вашего ребенка и вписывающийся в ваш стиль жизни. Мы рекомендуем избрать любящий стиль общения с ребенком, дабы уравновесить высокотехнологичную жизнь нового века.

Из этой книги вы узнаете, как заботиться о вашем малыше так, чтоб и он и вы проявляли при этом свои лучшие качества.

С момента выхода в свет первого издания книги «Ваш малыш от рождения до года» для миллионов родителей она стала настоящей библией ухода за маленькими детьми. Нам очень приятно сознавать, что наши советы помогли новоиспеченным родителям по всему свету наслаждаться заботой о своих детях. В новом издании вы найдете новые темы, обсуждение которых основано на пожеланиях наших читателей, а также то новое, что появилось в педиатрии и в методике ухода за детьми за последние двадцать лет.

Эйфорию от проделанной нами работы, в результате которой множество детей и родителей по всему земному шару стали более счастливыми, здоровыми и обрели радость от общения друг с другом, подкрепляют тысячи благодарственных отзывов, 50 000 фанатов в сети Facebook, 5 000 читателей нашего журнала в Twitter и миллионы посетителей нашего сайта. Мы несказанно рады, что благодаря этой книге и нашим семейным советам, представленным в ней, мы стали, в какой-то степени, частью вашей семьи.

Билл, Боб, Джим и Марта Сирс

Сан-Клементе, Калифорния

Тысячи страниц информации, касающейся ухода за ребенком и вопросов его здоровья, теперь доступны в Интернете. Наш онлайн-ресурс, наполняемый лично докторами Сирс, в подробностях рассматривает множество вопросов, затронутых в этой книге. Мы непрерывно обновляем информацию, касающуюся вопросов детского здоровья, чтобы у вас были самые последние данные.

На сайте AskDrSears.com можно найти интереснейшие и уникальные наработки по таким вопросам, как беременность и рождение ребенка, кормление малышей до года, питание семьи, дисциплина и поведение, капризный ребенок, сон и прививки.

Наш сайт уникален благодаря:

Детальному справочнику по лекарствам, продающимся без рецепта, включая информацию о дозировке (в разделе Dr Sears’s Medicine Cabinet)

Подробной информации о многих часто и не очень часто встречающихся детских болезнях (в разделе Childhood Illnesses)

Ежемесячному обзору новостей педиатрии (в разделе Monthly Pediatric Health News Updates)

Ежеквартальному обзору вопросов здоровья детей, актуальных в текущий сезон (в разделе Seasonal Pediatric Health Alerts)

Ответам на интересующие вас вопросы (в разделе Frequently Asked Questions)

Интересным и забавным случаям из жизни докторов Сирс

Обновлениям к этой книге и ко всем другим нашим книгам. Мы будем публиковать все наиболее важные изменения и обновления, включающие самую современную медицинскую информацию.

Также ищите нас в Twitter @AskDrSears и @DrBobSears, и на наших страничках в сети Facebook: Ask Dr.Sears и Dr.Bob Sears.

Как правильно начать: основы ухода за ребенком

В действительности не существует такой вещи, как один-единственный идеальный способ растить ребенка, как нет идеальных детей и, поверите ли, нет идеальных родителей – лишь люди, которые изучали детей, и люди, имеющие больше опыта, чем вы. Быть родителем – для этого требуется «производственная» практика. Обилие советов «специалистов» может повредить интуиции молодого родителя и лишить его способности учиться на собственном опыте. Мы собираемся показать вам, как стать специалистом для самого себя. Цель этой нашей книги – помочь вам и вашему ребенку подстроиться друг под друга, или притереться друг к другу. Именно так можно выразить сущность взаимоотношений родителей и ребенка.

Достигнув возраста в 1 год, ребенок переходит от материального удовлетворения своих потребностей к интеллектуальной пище: малыш активно развивается в психологическом и социальном плане. Еда и сон обеспечивают его физиологические потребности, но весь период бодрствования направляется на накопление и совершенствование умственных способностей. Конечно же, он продолжает расти и крепнуть телом. Большую роль играет и грамотное воспитание, которое дают малышу родители.

Показатели физического развития

Если первый год жизни ребенок рос и развивался нормально, то к 1 году его вес должен увеличиться в три раза по сравнению с тем, сколько он весил при рождении. Прибавляет малыш и в росте. По статистике, к первоначальному росту, с которым малыш родился, прибавляется примерно 25-29 сантиметров. Происходит развитие головного мозга: в год его объем должен составлять 60% от объема мозга взрослого человека.

Двигательные навыки

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Арсенал двигательных навыков, с которым дети встречают свой первый год после рождения, позволяет говорить о возросшей самостоятельности маленького человечка. Многие детки к этому времени уже начинают ходить. Если же ваш малыш еще не пошел, не пропустите момент его первых шагов. Снимите на камеру событие, которое переводит жизнь ребенка на новую ступень.


В возрасте около года малыш переходит на принципиально новую ступень развития - он начинает осваивать самостоятельные шаги и становится менее зависимым от мамы и папы

Развивается мелкая моторика:

  • Ребенок берет еду ручками, учится держать ложку.
  • Помогает маме листать странички книжек, которые ему читают.

Одеваясь, подает ручки и ножки. Распознает назначение бытовых предметов, знает, для чего нужна расческа, веник или телефон. Пытается повторить манипуляции взрослых с этими предметами. Движения могут быть неловкими, но они явно осознанные. Еще далеко до того момента, когда ваше чадо полностью избавится от родительской опеки, но без вас ему и не прийти к самостоятельности.

Особенности развития

После того как ребенку исполнится год, частота посещений педиатра сокращается - как правило, профилактические осмотры проводятся 1 раз в 3 месяца (см. также: ). Связан такой регламент с индивидуальными особенностями развития каждого ребенка. Часто психология выходит на первое место по отрицательному результату. Происходит это из-за неопытности молодой мамы, не сумевшей выработать у себя чувство терпимости к капризам малыша. Отклонения от установленных норм могут быть и у недоношенных детей. С 1 до 2 лет они немного отстают физически и интеллектуально, но, как правило, после 2 лет быстро догоняют своих сверстников во всех сферах.

Характер ребенка, вклад родителей в занятия с малышом, психологическая и социальная обстановка корректируют прогресс в ту или иную сторону. Если мама хочет, чтобы ее чадо развивалось быстрее остальных, она должна быть терпеливым воспитателем - вдумчивым, ответственным, рациональным.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей - от простого действия или умения к сложному.

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы - например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения
  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: );
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • , контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых - например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно - жарко, много - мало, большой - маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение - проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: )

Как подавать информацию?

После года начинается период активного умственного взросления малыша. Все его действия – это жадный интерес к окружающему миру, к его внутреннему и внешнему устройству. Проще всего дать ему эти знания через игру. Составьте для себя план занятий с ребенком, введите в него . Ваша задача – обеспечить малышу грамотное социальное и эмоциональное развитие. Создавайте в процессе игры ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в реальной жизни (рекомендуем прочитать: ). Такой метод подачи информации оптимален для малыша 1-2 лет, он лучше запоминает все и проще координирует свое поведение.

Моменты, связанные с реальной жизнью, объясняйте тогда, когда ребенок может видеть их наглядное воплощение: о личной гигиене говорите, когда моете с малышом ручки, а об опасности на дороге - когда стоите с малышом возле мчащихся автомобилей. Информация, не подкрепленная яркими образами, плохо воспринимается и не закрепляется в сознании крохи. Помогите своему маленькому сокровищу развиваться правильно.

Отклонения в развитии

Прекрасно, если малыш вписывается в нормы поведения, прописанные для его возраста. Небольшие отклонения от стандарта могут быть связаны с индивидуальными особенностями ребенка, и они, как правило, не вызывают тревоги у специалистов. Есть и критические моменты, на которые стоит обратить особое внимание. Оценивая физические и интеллектуальные способности ребенка, проверьте, нет ли у него подобных проблем.

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Похожие публикации