Ребенок изгой в классе: что делать, причины и советы родителям. Если ваш ребёнок стал изгоем в школе

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Я изучила причины отверженности детей и пришла к выводу, что такими причинами могут быть:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Четвёртая родительская ошибка - долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой - это "изнаночная" сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или "буфера", чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности.

Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи.

Самая распространенная ошибка - это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в "непопулярном" привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки (если ребенок увлекается рисованием), подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п.

Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки, должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов.

Используемая литература:

  1. Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 234 с.
  2. Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2007. – 167 с.
  3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. – 193 с.
  4. Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 245 с.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
  6. Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои.: Красноярск: Первая публикация. Брошюра “Социология ученического класса”, 2000. – 145 с.
  7. Шипилов А.И. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 90–93.

На одном из форумов: «Моей дочке 10 лет учится в 4 классе, учится хорошо без «3», но дело в том, что мы в этот класс пришли в том году. По- началу в классе с ней все общались, но сейчас она просто не хочет ходить в эту школу, ей то дневник порвут, то по всякому обзывают, не общаются, но зато как контрольные все ну почти все бегут к ней с просьбами о помощи! Я разговаривала с учителем, она обещала разобратся, но всё опять повторяется! Как мне быть? Как защитить своего ребёнка от нападок?»

Какие дети наиболее подвержены тому, чтобы стать изгоем в классе?

Зарубежные психологи выделяют следующие психологические факторы риска: в первую очередь, это дети с физическими отклонениями в развитии. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями.

Такие дети могут стать не только изгоями в классе, но и быть обременительными для своих родителей. Родители, которые больше заботятся о том, как они и их ребенок выглядят в глазах окружающих, чем о самом ребенке, рассматривают его как символ собственного поврежденного самоотражения. Они могут пренебрегать психологическими потребностями ребенка: в любви, во внимании, в принятии, в защите и так далее.

Кроме того, дети могут способствовать насилию, как со стороны класса, так и со стороны учителей своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью. Такое поведение можно расценивать, как провоцирующее.

Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны. Эти дети часто имеют симбиотические (слишком тесные) связи с родителями, обладают слабым социальным опытом и поддержкой.

Психологи выделяют некоторые поведенческие черты жертвы: подвергается высмеиванию, толчкам и пинкам, старается избегать драк, его вещи отнимают или уничтожают, приходит домой в порванной одежде, в царапинах и синяках, сверстники не принимают его в свои игры, с ним почти никто не дружит, старается держаться вблизи от учителя.

Если это портрет вашего ребенка, то у вас есть повод прояснить ситуацию в его школе и классе.

Педагог М.М. Кравцова в своей книге «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой» пишет: «Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. Общаясь с родителями непопулярных школьников, я условно выделила несколько типов их реакций на сложившуюся в классе ситуацию.

* Родители понимают, что у ребенка есть проблемы в общении, но не знают, как ему помочь (иногда убеждены, что сделать это невозможно). Признаются, что в детстве также испытывали трудности в общении со сверстниками.

Мама второклассника Феди сама очень замкнута, в школе почти ни с кем не общается, ожидая сына после уроков, на родительских собраниях и праздниках обычно сторонится других родителей. Всегда вижу ее с тревожным выражением на лице, во время беседы со мной или классным руководителем она держится напряженно. Однажды мы с ней стали свидетелями ссоры Феди с одноклассниками. Мама была растеряна и испугана.

Необщительные, замкнутые родители не могут научить ребенка эффективному взаимодействию с окружающими. Ведь наиболее важным является тот пример, который, общаясь с другими людьми, подают детям родители.

* Родители считают, что у ребенка все в порядке, а если и есть какие-то проблемы, то в них виноваты окружающие: учителя, которые неправильно организуют общение в классе; дети, агрессивные и не умеющие нормально общаться; их родители, неправильно воспитывающие своих детей.

Мама весьма агрессивного мальчика Андрея не желала признавать, что проблема заключается не в одноклассниках ее сына, а в его неумении общаться с ними. Андрей любил посмеяться над неудачами товарищей, обзывал их, в играх стремился руководить. По результатам социометрии выяснилось, что Андрея никто из одноклассников не хочет брать в свою команду и никто не доверил бы ему свой секрет

1). Кстати, иногда именно позиция родителей и становится причиной неприятия их ребенка окружающими. Ребенок при-выкает считать виноватыми в своих проблемах окружающих, не умеет признавать свои ошибки, относится к сверстникам с чувством превосходства, не желает считаться с их интересами и мнением. В исследованиях В.М. Галузинского подчеркивается, что причины отторжения некоторых десятиклассников заключаются в индивидуализме, подогреваемом родителями (например, подчеркивание особой одаренности их ребенка по сравнению с окружающими)

Иногда родители бывают правы — в плохом отношении к их ребенку действительно в первую очередь виноваты окружающие».

Так что же делать, если ребенка отвергают?

Школьный психолог Марина Михайловна пишет: «Не все дети могут и хотят рассказывать родителям о своих проблемах, и чем старше ребенок, тем меньше вероятность, что он пожалуется родителям на происходящее. Стоит проявлять интерес к делам своего ребенка, но делать это ненавязчиво. Если он ничего сам не рассказывает, следует понаблюдать за ним.

В первую очередь надо сходить в школу, поговорить с учителями об отношениях своего ребенка с одноклассниками, посмотреть, как себя ведет ребенок в классе после уроков или на перемене, на праздниках: проявляет ли инициативу в общении, с кем общается он, кто общается с ним и т.д. Можно обратиться за помощью к школьному психологу, ему легче осуществлять наблюдение за детьми.

Следующие симптомы могут свидетельствовать о том, что ребенку плохо в классе, его отвергают.

Ребенок:

— неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

— возвращается из школы подавленным;

— часто плачет без очевидной причины;

— никогда не упоминает никого из одноклассников;

— очень мало говорит о своей школьной жизни;

— не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать уроки, или вообще отказывается звонить кому-либо;

— ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу;

— одинок: его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Как помочь своему ребенку наладить взаимоотношения в классе (обращение психолога к родителям)?

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопорез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку «как у Ленки из 5 „Б“».

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым: Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или лупить всех подряд, посмотреть в гла-за обидчикам и спокойно спросить: «Ну и что?» — или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклас-сниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивай-те праздники, поощряйте общение ребенка с ними.

Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий ан-глийским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся меж-ду собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бро-саться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта — это поможет ему научиться само-стоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают — немедленно реагируйте. В первую очередь оградите ребенка от общения с обидчиками — не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками — не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит — они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму, поэтому скорее всего его придется перевести в другой класс. Ребенку нужно будет научиться не бояться сверстников и доверять им.

Несколько слов об уверенности в себе

Если ребенка в классе не любят и отвергают, его родителям необходимо:

— быть готовыми к сотрудничеству с учителем и психологом;

— проявлять по отношению к обидчикам терпимость и сдержанность;

— и самое главное — оказать поддержку своему ребенку.

Я уже говорила, что часто непопулярными становятся дети, имеющие какие-либо физические недостатки или поведенческие проблемы, неуверенные в себе. Именно родители могут помочь ребенку преодолеть чувство неполноценности, превратить недостаток в достоинство. Однако родители, наоборот, часто бывают слишком критичны и нетерпимы к особенностям своего ребенка. К сожалению, мы слишком часто даем какую-либо оценку поступкам и словам своих детей, порой даже не замечая этого. Ребенок кажется нам слишком активным, и мы, сокрушаясь, говорим подруге: «Он неусидчив». Таким образом мы прогнозируем его будущее, исходя из своей оценки, и, общаясь с ребенком, начинаем загонять его в рамки нашего негативного прогноза. «Вечно ты вертишься, бесишься! Ты ведь никогда не можешь посидеть молча…» и т.д. Если ребенок тих и не стремится к общению с окружающими, мы переживаем, что ему будет трудно заводить друзей, он будет одинок. Ребенок говорит что-то, не соответствующее нашему настроению, мы резко обрываем его: «Опять ты говоришь, глупости!» Приклеивая ярлыки, мы убеждаем ребенка — он именно такой: неуверенный, неусидчивый, глупый. Ребенок сначала неосознанно, а затем и сознательно начинает строить свое поведение, исходя из предписанной ему взрослыми роли.

Мальчика Васю, героя рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася», из-за его полноты и неуклюжести прозвали Тюфяком, а он мечтал о рыцарских доспехах. Но «кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кух-ни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала: „Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!“». И родители в этой непростой ситуации из союзников и помощников сами превращаются в преследователей, а ребенок остается один на один со своей проблемой. Если уж родители не принимают ре-бенка таким, какой он есть, насмехаются над ним, то чего же ждать от остальных.

В детстве мне очень нравились сказки замечательной финской писательницы Туве Янсон о Муми-тролле. В одной из них Муми-тролль, играя с друзьями в прятки, спрятался в шляпе Волшебника и вышел оттуда настолько преобразившимся, что друзья не узнали его и даже задали ему взбучку. Пришедшая на шум Муми-мама тоже сначала не узнала своего сына, но, пристально вглядевшись в его «испуганные глаза-тарелки», призна-ла, что это Муми-тролль. И тогда он снова стал самим собой. Муми-мама обняла его и произнесла особенно впечатлившие меня слова: «Уж моего-то маленького Муми-сына я узнаю всегда, что бы ни случилось». Для меня в этих словах заключается основной смысл родительской любви и поддержки: принятие и помощь ребенку в любой ситуации. Главное - уметь принимать своего ребенка (может быть, более застенчивого или излишне эмоционального по сравнению с другими) таким, какой он есть…

Спокойные, уверенные в себе родители, не ждущие от ре-бенка моментальных сверхдостижений, с пониманием относящиеся к его успехам и неудачам, — вот залог развития у ребенка уверенности в своих силах и адекватной самооценки.

Как помочь своему ребенку стать увереннее (обращение психолога к родителям)

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка, но и не бросайте его одного. Предложите справиться с проблемой вместе (не важно, что это — шнурки на ботинках или первая ссора с приятелем). Иногда достаточно просто побыть рядом с ребенком, пока он пытается сделать что-то.

Родительская любовь для ребенка вещь не очевидная; если родители никак не проявляют своих теплых чувств, то ребенок может решить, что его не любят. Это сформирует у него чувство беспомощности и незащи-щенности, а следовательно, и неуверенности в себе. Преодолеть это чувство помогает телесный контакт. Можно просто погладить ребенка по голове, обнять, посадить на колени. Это никогда не будет лишним ни для малышей, ни для дошкольников, ни для младших школьников.

Все сказанное отнюдь не означает, что ребенка не следует критиковать. Но, порицая его, следует дать по-нять, что вы критикуете конкретный поступок ребенка, а ваше отношение к нему не меняется. Можно сказать ребенку: «Мы любим тебя всегда, что бы ты ни сделал, но иногда нам бывает трудно не сердиться (оби-жаться) на тебя!»

Друзья детей

Родителей часто волнует проблема дружеских отношений ребенка со сверстниками. Обычно они переживают, что их ребенок либо ни с кем не дружит, либо дружит не с тем, с кем надо.

Проблемы с друзьями обычно возникают у застенчивых детей. Действительно, застенчивые и робкие дети чаще, чем агрессивные, страдают от изоляции. Поэтому очень стеснительному и замкнутому ребенку нужна помощь взрослых, чтобы наладить общение. При благоприятной обстановке в классе такой ребенок постепенно находит себе подходящего товарища и чувствует себя вполне комфортно.

Иногда очень общительных родителей тревожит, что их; ребенок не стремится активно общаться со сверстниками, у него мало друзей. Но одним надо много друзей, чтобы чувствовать себя счастливым, а другим достаточно одного друга. Согласно исследованиям психологов, хотя бы одна взаимная привязанность в классе делает ребенка более уверенным в себе и обеспечивает ему более комфортное существование в коллективе по сравнению с ребенком, которого выбирают многие, но не те, кого выбирает он. Наличие друзей — весьма важная составляющая эмоционального благополучия ребенка. Независимо от возраста друг для ребенка — это тот, с кем интересно, кто поддержит, с кем можно вместе что-то делать, это чувство, что ты не один и кому-то интересен. Взрослея, ребенок вкладывает в понятие дружбы более серьезные и глубокие отношения.

Родители обычно расстраиваются, если те, кого их ребенок называет друзьями, обижают его, пренебрегают им, не дорожат дружбой. Если родителям не нравятся друзья их ребенка, то не стоит настаивать на прекращении отношений и постоянно критиковать друга или подругу. Имеет смысл обратить внимание ребенка на отрицательные стороны сверстника и предоставить ему самому решать, поддерживать ли эти отношения дальше. Иногда достаточно как бы между прочим спросить: «И что же, Петя тебя не подождал?», «А Таня тебя чем-нибудь угостила?», чтобы ребенок задумался о том, как друзья относятся к нему. Бывает, что ребенок сохраняет унизительные для него отноше-ния от безысходности. Например, на даче ему не с кем больше общаться, и он рад любому компаньону. А другой ребенок понимает, что от него зависят, и пользуется этим.

Тихая, мечтательная Настя дорожила дружбой с бойкой и само-уверенной Машей, которая постоянно руководила ею, заставляла подчинятся себе. Чуть что было не по ней. Маша угрожала Насте, что не будет с ней дружить. Настя часто расстраивалась из-за этого, но, по мнению ее мамы, продолжала «плясать под Машину дудку». Так было до тех пор, пока Настя не пошла в школу, где у нее появились новые подруги, — она увидела, что отношения можно строить и по-другому, без шантажа и угроз, на рав-ных. Настя стала более критично относиться к Маше. На мой вопрос, что ей больше всего не нравится в сверстниках, Настя сказала: «Не нравится, когда заставляют делать то, что не хочу, и говорят: „Тогда не буду с тобой больше играть!“ Вот моя подруга Маша так делает». Я поинтересовалась, почему же она продолжает с ней общаться. Настя ответила: «Маша много чего придумывает, с ней интересно».

Как показывает практика, у активно отвергаемых одноклассниками детей обычно нет устойчивых дружеских отношений и вне школы. Однако если непопулярный в классе ребенок имеет возможность общаться со сверстниками помимо школы — во дворе или кружках, где его принимают и ценят, — то отсутствие признания в школе его не травмирует.

Как помочь ребенку в выборе друзей (обращение психолога к родителям)

Необходимо знать всех друзей своего ребенка, особенно если вы опасаетесь негативного влияния с их стороны. Надо помочь организовать общение ребенку,создать соответствующее окружение. Мало просто отдать его в подходящий коллектив, приглашайте детей домой, по возможности познакомьтесь с их родителями. Самое главное, ненавязчиво создайте ребенку приемлемый круг общения (позаботиться об этом следует, пока ребенок еще маленький). Это могут быть дети ваших друзей, одноклассники, какой-либо клуб, кружок, секция, словом, любое общество, объединяющее людей со схожими интересами и доброжелательно относящихся друг к другу.

Задача родителей — не только поддержать ребенка, попавшего в непростую ситуацию, но и научить его вза-имодействовать с окружающими. Не надо пытаться полностью оградить ребенка от отрицательных пережива-ний. В повседневной жизни избежать гнева, обид или столкновения с жестокостью невозможно. Важно научить детей противостоять агрессорам, не уподобляясь им. Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации товарищей, с юмором относиться к неудачам, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту.

Материал составлен на основе книги М.М. Кравцовой «Дети-изгои. Психологическая работа с проблемой».

Ребенок уже достаточно долго ходит в школу и вы вдруг стали замечать, что он становится все более замкнутым и не хочет рассказывать о том, что происходит в классе. Вы замечаете, что у сына или у дочери часто испачканы или порваны тетради, учебники, другие личные вещи. Ребенок не хочет ходить в школу, возможно, прогуливает уроки, у него нет друзей в классе, он даже затрудняется спросить домашнее задание у одноклассников. Все это набор очень тревожных признаков, говорящих о том, что ваше чадо подвергается травле в школе.

Почему ребенок становится изгоем

Самым главным признаком, по которому можно определить потенциальную жертву травли – непохожесть. Дети-«белые вороны», которые отличаются от общей массы одноклассников, очень часто подвергаются насмешкам, унижениям, разного рода издевательствам. Ребенок может выделяться не только своей внешностью. Он может обладать талантами вызывающими зависть или определенными чертами характера, которые, по тем или иным причинам, отвергаются детьми в классе.

В любом детском коллективе можно выделить лидера, популярных детей-«звезд», общую массу, которая «как все» - толпа, следующая за остальными, игнорируемых детей. Они, в принципе, не подвергаются преследованию, но и не являются популярными. Самым низшим звеном этой иерархии, будет ребенок-изгой, своего рода оппозиция, на котором весь класс «отыгрывается» и сбрасывает негативные эмоции.

Не всегда провокаторами травли выступают одноклассники. В некоторых случаях, зачинщиком может быть и учитель. А дети, подражая, просто подхватывают эту «волну» и продолжают начатое педагогом дело. В данном случае, причиной может быть конфликт преподавателя с родителями ребенка или нечто, не поддающееся обычной логике. Но, как правило, ребенка-изгоя учителя просто «не замечают» и делают вид, что ничего не происходит и все в рамках дозволенного, а между тем, гонимый ребенок сильно страдает.

Чаще всего, изгоями становятся дети, имеющие замкнутый характер, «тихони», которые предпочитают больше общаться с книгами, чем с другими учениками. Ребенок с необычной внешностью или какой-либо аномалией, часто становится жертвой своих одноклассников. Дети подсознательно чувствуют более слабого и не способного дать решительный отпор ученика и стараются спровоцировать его. Иногда достаточно всего одной серьезной словесной атаки, на которую жертва не смогла ответить и обидное прозвище надолго прилипнет к ребенку. Постепенно дети наглеют все больше и в последствии, переходят к силовым методам воздействия на жертву. Все это может серьезно поломать психику ребенку или даже довести до крайностей.

Если ребенок-изгой уходит из школы, где он подвергался травле, дети, почувствовавшие «вкус» агрессии и насилия, сразу же найдут ему замену.

Как помочь ребенку-изгою

  • Если вы узнали о том, что ваш ребенок подвергся травле, не стоит принимать необдуманных шагов и бежать в тот же день разбираться с обидчиками . Так вы можете только навредить. Возможно, на некоторое время, даже на несколько дней, агрессоры прекратят свои издевательства, но в результате, станет только хуже. Ребенка, который и так является изгоем, будут считать доносчиком, а это не добавит ему популярности. Обидчики станут изощреннее и начнут действовать более скрытно, но при этом не менее унизительно и агрессивно.

Как правило, дети, проживающие эту ситуацию изнутри, молчат до последнего, опасаясь спровоцировать еще большую агрессию. Поэтому не нужно оказывать своему чаду «медвежью услугу» своим вмешательством, не посоветовавшись с ребенком и не спросив его о том, как он представляет выход из ситуации и чем вы можете помочь, чтобы найти подходящее решение.

  • Никогда не обвиняйте ребенка в сложившейся ситуации. Чтобы вам при этом не говорили школьные «педагоги». Жертве травли и так очень тяжело. Не усугубляйте положение ребенка, который подвергся преследованию. Это может привести к самым непредсказуемым, но всегда трагическим последствиям. В этой ситуации нужно очень осторожно разобраться, чтобы не покалечить психику ребенка окончательно.

Вряд ли здесь помогут «задушевные беседы» с обидчиками или жертвой. В процессе травли страдают все: жертва, получившая заниженную самооценку и опыт унижений, агрессор, привыкший к безнаказанности, лишающий себя возможности иметь с кем-либо настоящие крепкие и душевные отношения и, наконец, общая масса, которая просто трусливо не вмешивается. В дальнейшем, каждый член этой толпы приобретает неспособность противостоять общественному мнению и боится любых проявлений нестандартных ситуаций в коллективе.

  • Самый правильный вариант в этом случае – перевести ребенка в другую школу, желательно подальше. Никакие доводы, что «нужно самому решать эти проблемы», «дай сдачи, не будь слюнтяем», «другая школа далеко и мне неудобно отводить туда ребенка» не должны помешать переводу.

Ваше неудобство – ничто, по сравнению с травмированной психикой. А перед тем, как отправить сына или дочь в новый детский коллектив, обязательно нужно обратиться к специалисту, психологу, который сможет повысить самооценку и правильно настроить ваше чадо на успешное взаимодействие с новыми одноклассниками.

Если ребенок подвергся травле, необходимо действовать очень осторожно, чтобы не навредить ему еще сильнее. Старайтесь больше уделять ему внимания, выстраивайте доверительные отношения. Как ни странно это звучит, ваш ребенок приобрел ценный опыт, пусть даже такой горький. А какие выводы он сделает и что принесет в новую жизнь, зависит уже от вас.

А вам приходилось сталкиваться с травлей в коллективе? Как еще можно помочь жертве?

а кто-то сидит в одиночестве и слышит в свою сторону только упреки и насмешки?

Вопрос, на который однозначно ответить никто не может. Но пускать эту проблему

на самотек нельзя.

Как узнать о том, что ребенок изгой?

Не всегда дети открыты и могут рассказать о своих проблемах в общении со сверстниками и детьми со двора.

Иногда дети замыкаются и у них тяжело выведать, хоть какую ни будь информацию, и потому родитель должен

всегда обращать внимание на своего ребенка, и его поведение. Никогда нельзя забывать, что дети бывают

крайне жестоки и самая главная задача – это помочь ребенку выйти из этой ситуации.

Первые признаки:

  • Ни с кем из одноклассников не общается после уроков.
  • Приходит со школы в постоянно опущенном настроении.
  • Может плакать, запираясь в комнате или ванной.
  • Приходит с поломанными или разорванными вещами.
  • На теле синяки и ссадины.
  • Часто пропадают вещи.
  • Не хочет разговаривать про одноклассников.
  • Любыми способами пытается избежать похода в школу или на улицу (не путаем с простой ленью).
  • Стает агрессивным, закрытым и грустным.

Заметив такие симптомы, не надо бежать сразу с допросом, а постепенно подготавливаем к этому разговору ребенка

и себя. На разговор нужно уделить много времени, 5 минут однозначно не хватит.

Причины

Чтобы помочь, необходимо для начала разобраться с самой сутью проблемы. Факторы, которые вызывают

плохое отношение к ребенку:

  • Необщительный. Дети всегда на перерывах общаются, и если один из детей игнорирует общение,

то постепенно он становится изгоем, его просто-напросто пытаются выжить из класса.

  • Не опрятно выглядит. Грязная одежда, плохо пахнет и т.д.
  • «Не такой как все». Косоглазие, заикание, хромота и т.д.
  • Боится постоять за себя. Ребенок, который хоть раз даст себя унизить или обидеть, в дальнейшем всегда

будет подвергаться насмешкам, унижениям и побоям.

  • Ребенок все доносит родителям и учителям, из-за этого у одноклассников часто возникают проблемы.
  • Денежное неблагополучие семьи.

Но бывает, что ребенок не является изгоем, а он просто непопулярен в своем классе. Этот факт тоже

может приводить ребенка к огорчению и нежеланию ходить в школу.

Как помочь ребенку выйти из ситуации

Если ребенок не хочет открыться и рассказать о возникших проблемах, то нельзя откладывать решение

этой проблемы на завтра или послезавтра, а то и через год, нужно действовать немедленно, потому что

не все дети могут выдержать натиск одноклассников, и все это может закончиться суицидом.

Самым лучшим вариантом это поход к специалисту, который постепенно выведет на откровенный разговор

и найдет варианты решения проблемы. Если нет таких средств, то всегда можно обратиться к бесплатному

психологу в школе или педагогам за помощью. Но педагогам не всегда известно о взаимоотношениях в классе,

тем более что это может происходить только после уроков. Чтобы ребенок не рассказал, никогда не нужно идти

на разборки с криками и угрозами к детям и к их родителям. Нужно взять в себя в руки и начинать решать проблему

с умом, что бы ни усложнить жизнь ребенку.

Этапы помощи ребенку:

  • Уход за внешним видом ребенка;
  • Поход в кино, музей или другое место, где бы он хотел побывать.
  • Развивать чувство юмора.
  • Приложить усилия к исправлению речи или внешних отличий.
  • Не оскорблять и не унижать.
  • Научить защитить себя, не кулаками, а словом.
  • Записать на занятие по танцам, музыке, рисованию и т.д. Они помогут ребенку отвлечься от проблем, снять стресс и стать более уверенным в себе.

Самое главное не перестараться с количеством занятий, нужно помнить о том,

что ребенку нужно свободное время для себя. Если ребенок однозначно отказывается ходить в эту школу,

то задумайтесь о том, чтобы поменять школу. Здоровье и счастье детей зависит только от родителей

и нельзя перекладывать свою ответственность на педагогов,

и других родителей. Самым главным способом решения проблем — это быть ребенку лучшим другом,

к которому можно обратиться в любой ситуации и не услышать в свою сторону тысячу упреков.

Ребенок изгой в школе. Наверно, зря говорят о детстве, как о счастливой беззаботной поре. У ребёнка забот и проблем не меньше, чем у взрослого. Это унижение, игнорирование, даже избиение детьми своего сверстника.

Школьные годы

Всё живое стремиться первенствовать: растения, животные и взрослые люди в своём коллективе. Ребёнок в школьные годы только учиться находить себя в среде ровесников. И часто оказывается в роли отверженного. Известно, что 20% взрослых в детстве чувствовали себя в роли изгоя.

А 15% выступали в роли агрессора. Очень не многие, из обиженных ребят, сверстниками, осмелились пожаловаться своим взрослым. Безнаказанность служит поощрением для маленького агрессора.

Что делать?

Это известный русский вопрос: что делать, если над твоим ребёнком издеваются в классе? О беде с ребёнком родные узнают последними. Но, часто случается, что ребёнок пожаловался, его проблему обсудили в школе. Прошло собрание в классе, но ничего не изменилось.

Случается, что вашему сыну или дочери, даже стало хуже. Родители агрессора стараются оправдать своего ребёнка. Они утверждают, что всё это пустяки. Даже пытаются поменять изгоя и агрессора местами. Один не так сильно виноват, а другой не так сильно обижен. Никому не хочется проблем. Чем действовать, лучше сделать вид, что ничего страшного не случилось, что ребёнок сам виноват.

И что так было и так будет всегда. Такова жизнь! Когда ученика толкают, рвут его тетради, выкидывают портфель на улицу, марают мелом его одежду - для них это нормально. Но так не должно быть. Ребёнок начинает осознавать себя, как жертву, которая сама притягивает к себе мучителя.

Агрессор осознаёт свою роль мучителя. Травля продолжается. А другие школьники? Зрители? Они очень боятся оказаться на месте жертвы. Они жалеют своего товарища, но не знают, как помочь ему? И делают вид, что ничего не происходит. Они даже стараются не вспоминать о беде своего товарища.

Кто рискует стать изгоем?

Школьное общество, улица, двор не любят принимать <<чужаков>>. Ребёнок, пришедший из другой школы, переехавший с другой улицы, или приехавший из другого города, автоматически становится последним среди сверстников.

Ребёнок с физическими недостатками тоже<<имеет шанс>> стать изгоем. Неуспевающие дети, неуклюжие, малорослые, слабосильные, не красивые, трусливые тоже могут стать в среде школьников <<белыми воронами>>.

Кто кандидаты в агрессоры?

Это дети, не умеющие переживать, сочувствовать. Сочувствию учат ещё в детском саду, читая ребёнку сказки о золушке или о бедных сиротках. Это дети, не умеющие уступать, желающие всегда быть первыми. Видимо, это идёт из семьи. Там жёсткий папа учит презирать слабых людей.

Это сильные, но сердитые дети. Они нередко чувствуют одобрение со стороны родных. Дети из неблагополучных семей, которые в школе стремятся компенсировать своё неблагополучие. Из среды зрителей найдётся 2-3 ребёнка, желающие помочь агрессору. Это обычно слабовольные, боязливые дети. Они принимают травлю, словно жёсткую игру.

Как уберечь своего ребёнка от травли в школе?

Чтобы в школе не стать изгоем, нужно стараться быть в середине. Недаром же её называют золотой. Дети (впрочем, как и взрослые) не любят тех, кто хвастается, доводит детские тайны до взрослых. Не нужно подлаживаться к взрослым, стремясь заслужить их одобрения.

Нужно научить своего ребёнка, быть уверенным среди сверстников. Если у него слабое здоровье, то непременно следует записать его в спортивную секцию. Пусть у него будет любимое занятие. Рыбалка, коллекционирование, аквариум, или вязание, выпиливание. Пусть он научиться что - либо делать лучше своих сверстников. Тогда он непременно добьётся у них уважения. Им труднее будет просто посмеяться над ним.

Если всё - таки ребёнок ваш стал изгоем, то успокойте его. Ничего страшного не произошло. Но и замалчивать ситуацию тоже опасно. Найдите причину, в чём ваш ребёнок не понравился сверстникам? Может быть, причина кроется в нём? Может, он ябедничает, жадничает, хвастает? Откровенно поговорите с ним.

Займитесь спортом, найдите ему хобби. Пусть с ним детям будет, о чём поговорить. Пригласите детей в гости, сходите с ними в поход. В крайнем случае, поговорите в школе, выступите на собрании. И ситуация выправиться. У вас всё получиться. Удачи вам, и терпения!

Боязнь темноты - никтофобия
Боязнь темноты - никтофобия. Мало кто может с уверенностью сказать, что в детстве совершенно не бо...

Как улучшить память с помощью ассоциаций
Что помогает улучшить память? Ассоциации – это основа памяти. Люди используют их во врем...

Причины женских истерик
Многие мужчины задаются вопросом - почему многим женщинам свойственны неожиданные, неконт...

Что старит женщину больше всего
Несколько вещей, которые старят женщину любого возраста. Женщина в любом возрас...

Что означает мужское рукопожатие
Рукопожатие двух мужчин. Казалось бы, что тут интересного? Однако этому факту уделяе...

Проверенные советы для избавления от вздутия живота
Вы занимаетесь спортом, пытаетесь следить за питанием, но ваш живот до сих пор, к...

Похожие публикации