Почему грудничок «становится на мостик»? Разбираемся в проблеме выгибания спины малышом. В чем причины выгибания спины ребенком

Новорожденный малыш – повод бесконечной радости для его родителей. Однако, он маленький и беззащитный, поэтому мама и папа очень сильно переживают, если младенец начинает вести себя странно, особенно, если грудничок выгибает спину и запрокидывает голову без видимой причины.

Опасно ли данное явление и стоит ли предпринимать какие-то действия? Сначала нужно вспомнить, когда ребенок начал делать подобные вещи, и при каких обстоятельствах грудничок выгибается дугой. Необходимо понаблюдать за крохой, зафиксировать странности в поведении, чтобы в случае обращения к специалисту мама смогла ответить на вопросы врача, проводящего осмотр.

Почему грудничок выгибает спину и запрокидывает голову

Обстоятельства, при которых ребенок принимает нетипичную позу, очень важны. Именно они помогут понять, чем вызваны подобные действия малыша, и предотвратить их дальнейшее появление.

Во время кормления

Если грудной ребенок запрокидывает голову при кормлении, то, скорее всего ему не нравиться вкус материнского молока. Возможно, в рационе женщины присутствуют продукты, которые придают основной пище ребенка неприятный привкус. Стоит вспомнить, вводились ли новые блюда в меню. А может мама просто проявила минутную слабость и попробовала кусочек запретного кушанья? Исключение еды, повлиявшей на вкусовые качества молока, может помочь: ребенок перестанет пугать родителей неестественной позой при кормлении.

Другой причиной, почему ребенок пытается встать на мостик при принятии пищи, может являться обыкновенный каприз: ребенок наелся, но не хочет расставаться с грудью. В данном случае необходимо отвлечь его – показать любимую игрушку или включить музыку.

Во время сна

Если выгибание спины и откидывание головы во время сна наблюдается у ребенка, которому не исполнилось 4 месяцев, это является, по утверждению врачей, вариантом нормы. Ребенок пока что не привык, что в его распоряжении имеется огромное пространства и не до конца научился управлять собственным телом.

Огромное влияние имеет и наследственность. Понаблюдайте за тем, в какой позе спит отец новорожденного, расспросите близких о позиции, которую чаще всего принимаете во сне. Возможно, младенец принимает странное на первый взгляд положение на рефлекторном уровне.

Если подобную позу, когда спит, принимает ребенок старшего возраста, стоит показать кроху врачу. На первый взгляд безобидная привычка может оказаться симптомом опасного заболевания и спровоцировать различные проблемы в будущем, среди которых могут быть остеохондроз, вегетососудистая дистания и даже эпилепсия.

Когда плачет

Если во время очередного приступа плача, возникшего по причине болезни, голода или дискомфорта, младенец пытается стать на мостик, причиной этому скорее всего является незрелость нервной системы, свойственная всем грудным детям. Со временем данная привычка проходит.

Но запрокидывание головы в то время, когда новорожденный плачет, может также являться признаком гипертонуса мышц. Лучше всего перестраховаться и показать кроху неврологу.

Лежа на спине

Каждый малыш пытается познать огромный мир. В первые месяцы, когда мышцы спины ослаблены, чтобы посмотреть, что происходит за спиной малышу проще запрокинуть голову назад и прогнуться, чем повернуть корпус. Если младенец выгибает спину лежа на спине, возможно, он просто пытается рассмотреть что-то, находящееся вне поля его зрения.

Совет! Чтобы избежать подобных трюков, необходимо убрать все источники звуков, находящиеся за кроваткой, где спит кроха, и не разговаривать возле изголовья.

Выгибание спины у грудничка – признак патологии?

Каждый родитель должен помнить – выгибание ребенка может быть признаком какого-либо нарушения:

  1. Кривошея. Данная патология диагностируется в основном у новорожденных, появившихся на свет посредством кесарева сечения или в случае возникновения осложнений при родах. Подобное нарушение чаще всего выявляется еще в роддоме;
  2. Высокое внутричерепное давление. Опасное заболевание, которое может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Кроме закидывания головы, симптомами гипертензии являются сильно выдающиеся вперед глазные яблоки, прикрытые нижним веком глаза, раздражительность и дрожание подбородка при плаче. Однако известный педиатр Комаровский утверждает, что при плаче давление повышается у всех новорожденных, и кратковременные проявления подобного состояния не являются опасными;
  3. Гипертонус. Самая распространенная причина, по которой младенец прогибается дугой. В первые три месяца жизни подобный диагноз ставиться практически всем грудным детям. Если он сохраняется после, необходимо показать кроху специалисту. Игнорирование подобного заболевания может привести к серьезным последствиям – нарушению осанки, дефектам речи, косолапию и неправильной ходьбе;
  4. Колики. Если ребенок плачет и выгибается, не успокаивается, когда берешь на руки – скорее всего у грудничка начались колики. В данном случае необходимо мягко массажировать животик крохи, а также дать лекарственное средство, помогающее избавиться от подобного неприятного явления. Когда ребенок станет постарше, данная проблема перестанет его беспокоить.

Вот как раз стоит паниковать и бежать к хорошему неврологу,это чистой воды неврология,дай Бог,чтобы это было повышенное внутричерепное давление, а не судороги,а лечение обязательно,и когда говорят,что ребёнок «просто хочет перевернуться»-это полная глупость,и то,что подобное состояние нормально-ещё большая глупость.Лечите своих детей,особенно на первом году жизни, т.к здоровых детей последние лет ~15 нет

Ответить

Если Вашему крохе исполнилось пять месяцев, то не лишним будет ознакомиться со свойственными данному периоду возрастными нормами.

Общая подвижность малыша пяти месяцев

Лежа на спине

В пятимесячном возрасте малыш уже должен умело поворачиваться с бока на бок. Отдельные умельцы уже поворачиваются со спины на живот.

Малыш схватывает ножки и подтягивает их ко рту. Лежа в кроватке, он обследует собственное тело, прикасаясь уже раскрытыми ручками.

Периодически ребенок максимально распрямляет позвоночник, упираясь головкой и ступнями о днище кровати, при этом, поднимая ягодичную часть, как будто пробует сделать «мостик».

Временами ребенок может одновременно поднимать голову и вытягивать туловище. Еще не ловко у малыша получается ухватить, протянутый ему предмет, но ухватившись за игрушку, он держит ее крепко всеми пальцами, трясет ею, ударяет о кроватку, тянет в рот. Роняет ее произвольно.

Ребенок с удовольствием хватает одеяльце и подтягивает его ко рту, чтоб пососать. По отношению к голове положение туловища — симметричное.

Лежа на животе

Грудничок, опираясь на предплечья, без затруднений поднимается. Положение лежания – симметричное, голова приподнята под углом 90˚ градусов. Ребенок делает попытки ползти, но у него не получается всем телом продвинуться вперед.

Ноги

В положении лежа, ножки слегка расставлены и развернуты наружу. Большую часть времени малыш поочередно сучит каждой ножкой, часто может вытягивать и сгибать одновременно две ноги, у него хорошо получается вытягивать колени, а лодыжный сустав ног обладает хорошей подвижностью. Движения выглядят вполне координированными.

Положение сидя

Ребенок пытается сидеть, если его поддерживают за плечи: голову удерживает твердо, однако еще туловище полностью не окрепло, из-за чего наклоняется вперед, малыш выставляет ручки впереди себя, чтобы опереться, однако без окончательного переноса тяжести. Колени, как и бедренные суставы, согнуты, ножки поворачиваются и клонятся в сторону, а лодыжки могут свободно двигаться.

Если малыша поддерживать под мышки, то он попытается встать на ножки. Протягивая ножки к основанию кроватки, он пытается встать. Пока ему не удается опираться на ноги.

Реакция положения

При каждом положении голова удерживается ребенком правильно. Дети, высокоразвитые с нейромоторной точки зрения, отлично реагируют на всякое положение головы в соотношение с телом. Такая реакция называется педиатрами реакцией Ландау. Окончательно данная реакция должна отчетливо проявляться к шести месячному возрасту и необходимо проследить за тем, как у ребенка она происходит.

Тонкая подвижность малыша пяти месяцев

Ребенок, находясь в устойчивом положении, он может всей ладонью ухватиться за предмет обеими руками. Малыш может самостоятельно дотянуться к яркой, разноцветной игрушке и взять ее; завладев ею, он будет сопротивляться, если кто-то захочет ее отобрать.

Речевое развитие малыша пяти месяцев

Звуки, которые издает малыш, пока продолжают быть гортанными, без задействование губ и языка. Кроха лепечет и вокализирует, объединяет звуки в прерывистый напев, умолкает и вновь начинает «петь». Временами он четко выговаривает звуки «е», «а» замолкает на пару секунд и вновь повторяет их, вслушиваясь в собственные произведения.

Малыш как бы разговаривает сам с собой, у него иногда получаются слоги. Когда же мать начинает воспроизводить такие звуки, малыш оживляется и с удовольствием вступает в такой своеобразный «разговор». На протяжении такого диалога, малыш смеется, протягивает ручки к маме, поворачивается к ней. Услышав музыку, малыш затихает, перестает плакать.

Рот — аппарат познания

Пятимесячный малыш уже ощущает потребность засовывать все, попадающее ему в руки, в рот. Это своеобразный и надо сказать довольно познавательный метод получать новую информацию о предметах.

Губы и язык — отличные органы осязания, необходимо позаботиться о том, чтобы все предметы, которые попадают в руки малышу, были чистыми и безопасными, и он мог беспрепятственно брать их в рот (к примеру, резиновые кольца, пластмассовые предметы). Кроме этого, предметы должны быть достаточно крупными, чтобы кроха не проглотил их, а формы игрушек не должны иметь острых, ранящих краев.

Родители должны насторожиться, если к завершению 5-го месяца малыш:

  • не может дотянуться ручкой к игрушке;
  • тяжело сам поворачивается с животика на спинку;
  • нетвердо держит голову, в особенности тогда, когда его подымают за руки из позы «лежа на спине»;
  • не перестает плакать, когда неожиданно включается музыка или мать начинает петь ему;
  • не выговаривает слоги или отдельные звуки (к примеру, «ба-ба-ба»), не старается, находясь на руках, глазами разыскивать те предметы или людей, которые ему называют (к примеру, «Где папа?»);
  • не может различать доброжелательную речь или недовольство в тоне или выражении лица.

С самого рождения младенец лежит только на спинке и основная его деятельность - это еда и сон.

Потом малыш проходит следующие этапы развития:

  1. Ребенок учится лежать на животике.
  2. Хватать игрушки.
  3. Переворачиваться.

Каждый раз родители с нетерпением ждут следующего нового навыка своего малыша.

Важным показателем развития является умение сидеть. Когда же ребенок начинает сидеть? У всех этот процесс происходит по-разному. Важно не торопить кроху и специально не присаживать, а только поддерживать и направлять его в новом начинании.

Когда ребенок начинает садиться?

У большинства детей желание подняться и увидеть что-то новое проявляется в возрасте от шести месяцев. Начиная сидеть, малютка видит больше интересного вокруг.

Грудничок может тянуть шею вперед к груди, лежа на спине, как будто хочет сесть. В этот момент родители хотят помочь крохе и берутся присаживать за ручки. Этого делать не следует.

Сначала у ребенка должны окрепнуть мышцы спины и это произойдет не сразу. Грудничок учится переворачиваться, вертеться со спины на живот и обратно, тем самым тренируя свои мышцы и спину.

Потом из положения «лежа на боку» и опираясь на руку, будет стараться поднять корпус. Может произойти и так, что сначала ребенок научится ползать, а уже из положения на четвереньках начнет сидеть.

Не надо торопить малыша и усаживать его, этот процесс может растянуться до девяти месяцев, что считается нормой.

Можно ли присаживать ребенка?

Не следует сажать малыша в подушки, если он не делает попыток приподняться, или легко заваливается на бок. Сидя, у него появляется больше возможностей для игры, но впоследствии может испортиться осанка и возникнет лишняя нагрузка на неподготовленный позвоночник.

Только у людей бывает такая болезнь как сколиоз, от хождения вертикально. Нет необходимости заранее нагружать неокрепший детский организм.

На руках у взрослого ребенка лучше располагать полулежа, без присаживания.

Миф о том, что рано присаживать девочек - опасно и чревато неправильным формированием женской физиологии, был опровергнут медиками. Тем не менее, лучше не рисковать и дождаться пока девочка сядет сама.

Не нужно пытаться присаживать до возраста шести месяцев, если кроха еще не начал переворачиваться. Лучше развивать ручки и укреплять спинку с помощью:

  • специальной гимнастики,
  • правильным ношением на руках, в соответствии с возрастом ребенка,
  • стимулировать нахождение ребенка на животе, завлекая интересными игрушками и разговорами.

Чтобы понять, когда ребенок готов начать сидеть самостоятельно нужно видеть, как он это делает. Рано присаживать малыша, если он заваливается на бок, сильно округляет спину при сидении.

По мнению докторов, чем позже тело примет вертикальное положение, тем лучше для позвоночника.

Какие этапы освоения навыка сидения проходит ребенок?

Одни детки развиваются быстрее своих сверстников, другие чуть позже. Врачи считают что возраст, когда ребенок начинает сидеть, колеблется от 6 до 9 месяцев. За этим умением следуют другие навыки в физическом развитии.

Грудничок учится стоять на коленях, подтягивать тело, держась за опору, стоять и потом ходить. Все эти действия связаны с умением держать равновесие, которое достигается не сразу:

  • В 6 месяцев малютка чаще всего еще не сидит самостоятельно.

Лежа на животе, поднимает грудь. Может держать голову наравне с телом. Без поддержки заваливается на бок, потому что мышцы еще недостаточно крепки.

Его можно подтянуть за ручки ненадолго, в качестве тренировки. Кроха гулит и агукает , подолгу играет с погремушкой.

  • В 7 месяцев грудничок сидит более уверенно.

Может просидеть какое-то время не заваливаясь, играть, поворачиваться в стороны всем телом. Издает фыркающие звуки. Кроха способен сесть самостоятельно из положения лежа, отталкиваясь руками.

  • В 8 месяцев большинство детей сидят самостоятельно.

Крутятся, вертятся с живота на спинку. Легко садятся из положения «лежа на боку». Перекладывают игрушку из руки в руку.

  • В 9 месяцев ребенок прилагает усилие, чтобы дотянуться до нужной ему погремушки, лежащей на расстоянии.

Играет в ладушки, сидит без опоры и пытается встать на четвереньки. Подтягивается из сидячего положения в стоячее. Неотчетливо произносит «мама», «папа». С удовольствием играет в «ку-ку».

Тревоги мам: что делать, если ребенок не хочет сидеть?

Многие мамы начинают переживать, если кроха не выполняет общепринятых норм в физическом развитии и думают, как научить ребенка сидеть самостоятельно. Не следует ли начать присаживать грудничка?

Чаще всего малыш сам учится очередным навыкам и ему просто надо время. Если кроха не начнет сидеть к 11 месяцам, следует обратиться к хорошему педиатру.

До этого времени не стоит беспокоиться, лучше помочь детскому организму окрепнуть. Регулярно заниматься с ребенком гимнастикой, правильно носить на руках, позволяя окрепнуть мышцам спины.

Сидя за столом, и прикармливая ребенка, можно держать его в позе, помогающей тренировке спины. Как правильно это сделать, Вы узнаете из курса по введению прикорма малышу.

Можно чаще выкладывать малыша на живот и выкладывать перед ним игрушки, чтобы он мог до них тянуться.

Родители должны помогать развиваться малышу физически с самого рождения. Часто научиться сидеть ребенку помогает курс общеукрепляющего массажа.

Проводить его лучше специалисту. Результаты будут видны сразу. Такой массаж проводится для необходимого толчка в физическом развитии ребенка.

СОВЕТЫ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • не следует присаживать ребенка даже на коленях, лучше держать его полулежа;
  • подушки пригодятся, чтобы обезопасить ребенка от ударов об углы мебели;
  • надо ежедневно проводить массаж и гимнастику, которые помогут в укреплении мышц всего тела и малютка начнет сидеть;
  • одобрять ползанье крохи, разложив вокруг него любимые игрушки, чтобы грудничок пытался до них дотянуться.

Когда все-таки стоит встревожиться?

Иногда причиной, почему ребенок не сидит в 8 месяцев, служит задержка психомоторного развития. Тогда необходимо срочно обращаться к неврологу. Неумение сидеть не является единственным признаком и чаще всего бывает следствием:

  • гипоксии плода;
  • досрочных родов;
  • малокровия во время беременности;
  • недоношенности плода;
  • внутричерепного давления.

Как помочь ребенку научиться сидеть?

Бывает кроха сидит хорошо, но ему тяжело сделать это самостоятельно. Многие родители не знают, как направить ребенка и научить его сидеть. Существует ряд упражнений для укрепления мышц спины.

Проводить гимнастические упражнения следует каждый день, наряду с купанием и массажем:

  1. Подтягивание за ручки на 30 градусов . Надо подать малютке большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Из положения «лежа» медленно приподнимать, но не присаживать. Таким образом тренируются мышцы пресса и рук.
  2. Из положения «лежа на животе» помочь перевернуться на спинку и обратно . Это упражнение будет легче выполнить, заинтересовав ребенка яркой погремушкой.
  3. Держать кроху на коленях полулежа, чтобы он опирался на ладони взрослого. Так развивается баланс тела и приводятся мышцы в тонус.
  4. Укрепить спинку поможет упражнение «самолетик» . Уложив ребенка на животик, следует подложить руки под грудь и под живот. Ножки в это время должны упираться в родителя. Голова при этом поднята, мышцы спинки и попы в напряжении. Продержаться так несколько секунд.

СОВЕТ ОПЫТНЫХ МАМ:

  • Сначала-ползать! Ставьте ребенка на четвереньки и учите передвигаться. Когда он научиться стоять на четвереньках из этого положения и подталкивать садиться.
  • Для того, чтобы научить ползать, можно под грудь поднимать на свернутой вчетверо пеленке, как бы обучая его стоять на четвереньках. И ребенку хорошо - его поддерживают, и маме сильно наклоняться не надо.
  • Не стоит вмешиваться в естественный процесс, ради того, чтобы похвалиться, как рано Ваш ребенок сидит. Учить этому малыша не нужно.

Замечательно укрепляют мышечный скелет грудничка занятия на фитболе. Это мяч для фитнес упражнений. Следует выбирать гладкий фитбол без ушек и выпуклостей, большого диаметра.

Упражнения следует выполнять спустя полчаса после еды:

  1. Покачивания. В положении животом на мяче тихонько покачивать кроху в направлениях вперед назад, придерживая за поясницу. Позже можно положить перед ним на пол игрушку, чтобы он мог к ней тянуться при покачивании.
  2. Покачивания вправо влево, медленно увеличивая наклон.
  3. Попружинить на мяче.
  4. Покачивания по кругу в одном и в другом направлении.
  5. Пружинить спиной к мячу.
  6. Выполнять покачивания спиной к мячу.

При регулярном выполнении массажа с легкими поглаживаниями в сочетании с гимнастикой и водными процедурами малютка научится сидеть самостоятельно.

Не надо подгонять ребенка ведь все дети разные и не вписываются в четкие стандарты. Главная задача родителей быть всегда рядом с малышом и поддерживать его на каждом этапе развития.

Появление ребенка в семье – это радостное событие, полностью меняющее образ жизни семьи. Рождение малыша наполняет каждый день смыслом, приятными хлопотами и невероятным ощущением счастья. Первые 2-3 месяца жизни крохи являются самыми сложными для всей семьи. Их беспокоят вопросы правильного питания, спокойного сна, здоровья и своевременного развития малыша. Одной из проблем, которая беспокоит всех без исключения мам и пап, является проблема запрокидывания головы и выгибания спины новорожденным.

Почему грудной ребенок в возрасте 1 месяц лежит с запрокинутой головой и выгибается? Является ли это признаком наличия у него какого-либо опасного заболевания? Точно ответить на такой вопрос без специального медицинского обследования невозможно.

Если запрокидывание головы и выгибание спины сопровождаются частым криком и плачем, плохим сном и неважным самочувствием малыша – это повод немедленно обратиться к врачу. Если же новорожденный спит спокойно, часто улыбается, хорошо и с удовольствием кушает, но при этом часто прогибается после кормления или сна, то может он просто долго лежал в одном положении и хочет размять уставшие мышцы.

Возможные причины

Причин, в связи с которыми ребенок выгибается и лежит, запрокинув голову, может быть несколько. Они могут быть связаны как с обычными капризами малыша и плохим настроением, так и с состоянием здоровья крохи. Основными и наиболее распространенными причинами являются:

  1. Кишечные колики. В первые дни жизни малыши часто страдают от проблем, связанных с пищеварением. или теплого компресса, приложенного к животику. Кроме того, снять симптомы могут специальные лекарственные препараты или обычная .
  2. Простуда и заложенность носа. Испытывая сложности с дыханием, ребенок может прогибаться и запрокидывать голову, пытаясь избавиться от проблем с дыханием. Необходимо промыть нос малыша лекарственными средствами, настоем ромашки или соли. Когда насморк и заложенность носа затянулись на длительное время, нужно показать ребенка педиатру.
  3. Желание перевернуться на живот. Выгибание спины не обязательно является признаком проблем со здоровьем. Возможно, кроха просто хочет перевернуться на живот, чтобы поближе разглядеть какой-либо предмет. Стоит просто помочь ему повернуться и рассмотреть поближе желаемое.
  4. Удобство. Если малыш спокойно лежит во сне ночью в таком положении, то ему просто удобно.
  5. Гипертонус мышц или внутричерепное давление. Если запрокидывание головы и выгибание спинки стали постоянным явлением в жизни малыша – это серьезный повод как можно скорее обратиться к врачу.

Малыш может капризничать и вести себя беспокойно во время кормления, часто это связано с недовольством вкусом материнского молока. Изменить вкус поможет корректировка диеты мамы. Другой причиной капризного поведения во время кормления может быть то, что кроха просто не успевает наедаться или высасывать.

Может быть и такое, что ребенок наелся, но не хочет отдаляться от мамы. Дайте ему немного полежать, прильнув к груди, и он успокоится.

Симптомы и лечение нарушений тонуса мышц

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В соответствие с медицинскими исследованиями, почти 90% малышей до достижения возраста 5-6 месяцев страдают от нарушения тонуса мышц. Проверить, повышен ли тонус у малыша, достаточно просто. Сделать это можно, начиная с 3-х месяцев: оставьте ребенка лежать на животе и понаблюдайте, будет ли он стараться поднять голову (см. также: ). Запрокидывание головки назад с приподнятыми плечами и без опоры на руки – признак наличия проблем с тонусом. Как правило, дети должны начинать переворачиваться в возрасте более 7 месяцев. Младенцы, страдающие гипертонусом, часто сильно прогибают спину мостиком, поворачивая голову в сторону, где проблема явно выражена, и переворачиваются на спину.


Для расслабления мышц и снятия гипертонуса подойдет массаж, который должен назначить невропатолог или педиатр. Будет лучше, если специалист сам покажет нужные движения родителям

Симптомы внутричерепного давления

Серьезной и требующей немедленного обследования у врача причиной того, что ребенок выгибается дугой, запрокидывает голову назад и кричит, может являться повышенное внутричерепное давление (рекомендуем прочитать: ). Любое лечение этой проблемы проводится под наблюдением доктора. Попытаться выяснить наличие внутричерепного давления у ребенка можно самостоятельно.

Поднимите ребенка, аккуратно взяв его подмышками, и поставьте на ножки. Если малыш встает только на пальчики, а не на полную стопу – у него наверняка есть проблемы с внутричерепным давлением.

Последствия внутричерепного давления или гипертонуса

Если грудной ребенок выгибает спинку по причине внутричерепного давления или отклонений, связанных с гипертонусом, то отсутствие своевременного лечения может привести к серьезным последствиям в будущем. Проблемы с памятью, остеохондроз, головные боли – лишь немногие возможные проблемы, которые могут возникнуть у такого ребенка в подростковом возрасте.

Понаблюдайте за своим ребенком. Если малышу 2-4 месяца, он часто капризничает, кричит и выгибает спину и запрокидывает голову – стоит обратиться к педиатру. Врач назначит все необходимые медицинские исследования, которые позволят исключить серьезные последствия для здоровья в будущем.

(3 оценили на 3,67 из 5 )

На первом году жизни происходит интенсивное двигательное развитие, которое способствует созреванию коры головного мозга. Поэтому чем больше вы будете заниматься с малышом, тем больше у вас шансов вырастить вундеркинда. Следует заботиться о своевре-менной стимуляции эмоционального общения, развитии зрительного восприятия, слухового восприятия и понимания обращенной речи.

В первый месяц жизни сгибательные мышцы малыша еще находятся в повышенном тонусе, и движения его ограничены. Только на третьем месяце напряженность мышц уменьшается, начинается их развитие, которое, впрочем, происходит неравномерно. Вначале зрелыми становятся мышцы шеи. Это проявляется в способности малыша, лежа на животе, приподнимать и короткое время удерживать головку. Постепенно своей функциональной зрелости достигают мышцы туловища, ног и рук. В это время малыш уже реагирует на звук, поворачивая голову, а также совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног в положении лежа на спине.

Двухмесячный ребенок еще продолжает лежать, свернувшись, как в утробе матери. Мускулы его время от времени непроизвольно подергиваются. Ножки не выдерживают никакой нагрузки. Руки плотно сжаты в кулачки, он еще не может держать погремушку, но уже способен крепко держать голову, свободно ее поворачи-вать, а при выкладывании на живот — опираться на предплечья и энергично двигать то одной, то другой ножкой.

К началу третьего месяца конечности ребенка постоянно расслабляются. Он поднимает голову на 45°, покачивает ею, когда кто-нибудь поддерживает его в положении сидя. Непроизвольное подергивание мускулов наблюдается реже. Кулачки малыша частично раскрыты, он активно «молотит» руками. К концу третьего месяца он уже пытается протянуть руку и что-нибудь схватить. Малыш захватывает предмет, который касается его ладони или пальцев, сжимает и разжимает игрушки или другие вещи, которые вы даете ему в руки, и следит за движениями своей руки.

В конце третьего — начале четвертого месяца ребенок уже начинает поднимать голову из положения лежа на спине, пытается переворачиваться со спины на бок, а лежа на животе, твердо опирается на локти и предплечья и даже приподнимается.

Лежа на спине, ребенок способен подолгу рассматривать свои руки. Если ему дать погремушку, он с удовольствием ею трясет.

В четыре месяца ребенок лежит на животе, опираясь на предплечья, согнутые под прямым углом. Конечности малыша уже могут свободно распрямляться: он трясет вложенной в руку погремушкой, делает «велосипед» и другие движения в свободном стиле. Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку. Недолго может опираться на ножки. Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в вертикальном положении. Переворачивается со спины на бок.

В 4,5 месяца в положении лежа на спине, увидев предмет, тянется к нему, хватает двумя руками и тянет его в рот.

К началу пятого месяца ребенок уже многое умеет. Лежа на животе, малыш свободно приподнимает туловище, опираясь на ладони вытянутых рук, легко и

быстро переворачивается со спины на живот. Он ровно и устойчиво перебирает ногами («танцует»), когда его держат за туловище. Улучшается и координация движений. Ребенок направляет руки точно к предмету, который его заинтересовал. Вначале он берет игрушку двумя руками, затем старается удерживать ее одной. Ребенок теперь не только крепко держит игрушку, но внимательно и сосредоточенно ее рассматривает. В пять месяцев малыш уверенно стоит с поддержкой, сидит, опираясь на руки. Отдыхает на локтях, с легкостью переворачивается с живота на спину. Тянется к предметам двумя руками. Собирает подвешенные игрушки. Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь.

В шесть месяцев ребенок точно схватывает нужные предметы, перекладывает их из одной руки в другую, трогает и поглаживает пальцем поверхность игрушки. В этот период малыш уже может удерживать положение сидя, крепко держась за пальцы взрослого; с помощью взрослого сесть, опираясь на выпрямленные руки и приподнимая туловище; сидеть, опираясь на подушку. Он встает, держась за опору. Переворачивается с живота на спину и обратно. Раскачивается, лежа на животе («самолетик»). Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола. Брыкается. Вытягивает шею, чтобы лучше видеть.

Шестимесячный ребенок, лежа на животе, способен опираться на одну руку, дотягиваясь другой до игрушки. Находясь в манеже, он уже может подползать к заинтересовавшему его предмету. При одинаково активной правой и левой руках малыш берет только одну из двух протянутых игрушек, однако если ему вложить в незанятую руку другую игрушку, он будет держать и ее. Лежа на спине, малыш с увлечением играет со своими ногами, при этом голова его приподнята. Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот. Начинает играть с кубиками.

К концу седьмого месяца малыш уже отлично ползает, крепко и ровно стоит при поддержке взрослого. Подтянувшись за пальцы взрослого или за стенки кроватки, он уже может садиться и сидит — правда, еще неуверенно.

Если у ребенка в руках игрушка, то он уже не просто хаотично размахивает ею, а, удерживая ее, вращает кистью, целенаправленно ударяет игрушкой об окружающие предметы, перекладывает из руки в руку, внимательно рассма-тривает. В положении лежа на животе может удерживать собственный вес на одной руке, а второй тянуться за каким-либо предметом.

В 7—8 месяцев ребенок встает на четвереньки, из положения лежа на спине умеет садиться, а сев — выпрямляться и наклоняться.

Восьмимесячный ребенок устойчиво сидит, пытается встать, придерживаясь за стенки манежа, стоит с поддержкой за руки, ползает. Он рассматривает игрушки, людей и произвольно переводит взгляд с одного предмета на другой.

В девять месяцев ребенок из положения си-дя может встать, держась за перила кроватки. К концу девятого месяца ребенок уверенно и быстро ползает на животе вперед и вокруг себя, подолгу сидит, при поддержке за обе руки (иногда за одну) хорошо стоит на всей ступне и даже может поднимать то одну, то другую ногу.

Десятимесячный ребенок способен ползать на руках и коленях. В этом же возрасте он начинает стоять. Может взять предмет 3—4 пальцами. Держась одной рукой за опору или руку взрослого, малыш делает шаги по направлению к игрушке, самостоятельно сидит на стуле.

В одиннадцать месяцев ребенок подолгу ходит при поддержке за одну руку, самостоятельно стоит. В возрасте 9— 11,5 месяцев малыш играет двумя руками, перекладывает предмет из руки в руку. В захватывании предмета участвуют большой палец и кончики остальных.

В 12 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах, ходит при под-держке за одну руку или самостоятельно.

Возможные отклонения в двигательном развитии

Первый месяц: находясь в вертикальном положении, ребенок не может удерживать голову в течение короткого промежутка времени.

Два месяца: находясь в положении лежа на спине, не способен приподнимать и удерживать головку. Движения рук и ног хаотичны и несимметричны.

Три месяца: в положении лежа на животе ребенок не способен удерживать голову в течение короткого времени. Не держит головку и в вертикальном положении. Во время бодрствования не рассматривает свои руки.

Четыре месяца: в положении лежа на животе не опирается на предплечья и не приподнимает туловище. Если лежащего на спине малыша поднимают, держа под мышки, его головка бессильно отклоняется назад. Находящийся в вертикальном положении и поддерживаемый под мышки малыш не упирается пальцами ног. Пять месяцев: приподнимаемый за руки из положения лежа на спине малыш не может твердо держать головку. Не умеет уверенно переворачиваться с живота на спину.

Шесть месяцев: не может из положения лежа на животе дотянуться и ухватить игрушку. Удерживаемый под мышки в вертикальном положении, не переставляет ножки, не «танцует».

Семь месяцев: при поддержке за руки малыш не пытается сесть из положения лежа.

Восемь месяцев: не ползает назад. Не стоит даже короткое время при поддержке за руки. Не способен держать между большим и указательным пальцами пуговицу или другой небольшой предмет.

Девять месяцев: находясь в положении лежа на животе, не поворачивается вокруг своей оси, не пытается ползти вперед. Неуверенно сидит, в этом положении не может повернуться вокруг своей оси. Не может самостоятельно пить из чашки.

Одиннадцать месяцев: не ползает на четвереньках. Не способен сидеть, вытянув ровно ножки. Держась за опору, ребенок плохо передвигается или не передвигается совсем. Двенадцать месяцев: не ходит при поддержке за руки.

Похожие публикации