Пасха Христова: история и традиции праздника. Воскресное чтение евангелие

В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение».

Но чаще всего — после слов «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!»— мы слышим одно слово: «Пасха».

Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю этого праздника.

Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова.

А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел» мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски «песах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха». Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.

И это событие в праздник Песах евреи праздновали по особому обряду: закалывали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта «: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… » (Исх. 12, И, 14).

И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.

«И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил» ( Исх. 12, 26-27).

А вышло из Египта «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей» (Исх. 12, 37).

Так началось совершение спасения избранного народа.
Источник: www.pravmir.ru

Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом (как Пасхой=жертвой) от власти диавольской.

«Вот Агнец Божий, Который берет на себя грех мира» (Ин. 1, 29).

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7).

Иудеи отмечают Песах как праздник Свободы в память о Исходе евреев из Египта (подробнее см. ), тогда как христиане вложили в этот день иной смысл и отмечают его как воскресение Христа. Как смерть прошла мимо жилищ евреев, и они освобождены были от египетского рабства и получили обетованную землю, так в христианскую Пасху, Воскресение Христово , смерть вечная прошла мимо нас: Воскресший Христос, освободив нас от рабства диавола, дал нам вечную жизнь.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Более подробно о Пасхе читайте.

Как происходит Богослужение в Пасху, крестный ход на Пасху

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3 ).

Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»

Затем священнослужители поют стихи:

“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .

Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Территорию храма в этот году вновь освещали фонарики

Что такое пасхальный канон

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.

Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )

Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Слово "Пасха" значит с еврейского "прехождение, избавление". Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя Пасху новозаветную, торжествуют избавление чрез Христа всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.

Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются во весь светлейший сан. Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити". В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы у дверей гроба Христова. И здесь, по обычном возгласе священник, подобно ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: "Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ и сущим во гробех живот даровав". Эта песнь троекратно повторяется священнослужителями и хором.

Затем предстоятель возглашает стихи древнего пророчества св. Царя Давида: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...", а все люди (хор) в ответ на каждый стих поют: "Христос воскресе из мертвых..."

Наконец предстоятель, держа в руках крест с трехсвечником, движением их начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь, залитую светом возженных всех светильников и лампад, и оглашает ее радостною песнью: "Христос воскресе из мертвых!.."

Последующее Богослужение Пасхальной Заутрени состоит преимущественно из пения канона , составленного св. Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным "Христос воскресе из мертвых!". Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: Христос воскресе!" На что верующие отвечают: "Воистину воскресе!" Неоднократные исхождения священнослужителей из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.

При конце утрени, после пения: "друг друга обимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением", все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: "Христос воскресе!" и отвечая: "Воистину воскресе!". Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, которые служат знаменательным символом восстания из гроба, - воскресения жизни в самых недрах его, силою всемогущества Божия.

Затем читается слово Иоанна Златоуста , начинающееся словами: "Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего доброго и светлого торжества..." Св. Иоанн Златоуст призывает возрадоваться всех: "Богатии и убозии, друг с другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь днесь..."

"Никто же да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никто же да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть..."

И, наконец, он торжественно возглашает вечную победу Христову над смертью и адом: "Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе (ибо теперь смерть не есть уничтожение, а только временное состоите): Христос бо востав от мертвых, начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь".

После утрени сразу совершаются Часы и Литургия, при отверстых Царских Вратах, которые открыты с начала Заутрени и не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На Литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова (начинающееся словами: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово...), в котором изображается божественность нашего Искупителя. Если Литургия совершается собором священников, то Евангелие читается на различных языках, в знак того, что всем народам на земле "изыде вещание" о Господе.

Перед концом Литургии освящается пасхальный хлеб, - Артос , который в Светлую Субботу после Литургии раздается верующим, как пасхальное благословение.

После пасхальной Литургии (иногда между Заутреней и Литургией), совершается освящение куличей, пасох, яиц и мяса , для пасхальной трапезы верующих.

В следующие дни Пасхи, после Литургии, при колокольном звоне, бывают крестные ходы около церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.

Вечерню в первый день Пасхи настоятель совершает, облачившись во все священные одежды. После вечернего входа с Евангелием, читается Евангелие о явлении Воскресшего Иисуса Христа апостолам вечером в первый день Своего Воскресения из мертвых (Иоан. 29 гл. 19-25). Евангелие читает настоятель, обратившись лицом к народу. Отпуст говорит с крестом.

Всю Светлую Пасхальную Неделю звонят во все колокола.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника св. Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В первый вторник после пасхальной недели св. Церковь, разделяя радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения , особо творит поминовение усопших, потому и день этот называется "Радоницей ". После Литургии совершается вселенская панихида. Издревле существует обычай в этот день посещать могилы своих ближних родных.

Пасхальные песнопения поются в церкви до Праздника Вознесения Господня , который празднуется в сороковой день после первого дня Пасхи.

Давайте спросим себя: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!»? - ночной крестный ход со свечами, - сразу ответит каждый, - радостное пение и взаимные лобызания. На столе появляются расписные яйца, куличи, творожные пасхи. Да, но это - внешняя атрибутика праздника. А почему праздник Христова Воскресения именуется еврейским словом «Пасха»? Какая связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня рождения которого человечество отсчитывает новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть?

«Если мы в этой только жизни «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков!» (1 Кор.15:19).

Прообразы: “Пасха земная”

Библейская книга «Исход» рассказывает о четырехвековом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврейский народ, и чудесной драме его освобождения. Десять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, прежде чем смягчилось жестокое сердце фараона, не желавшего отпускать еврейских рабов. Последней казнью было поражение египетских первенцев, вслед за чем и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершили первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца «без порока» (ягненка или козленка), помазал его кровью дверные косяки своего дома (Исх. 12:11-13), а само запеченное на огне животное было съедено членами семьи, но так, чтобы не были сломаны его кости.

Исход израильтян из Египта совершился в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 дня месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова. Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории.

Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида - Мессия , или, по-гречески, - Христос .

Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии. Само же название «Пасха» (евр. песах - «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда ангел Господень, поражавший Египет, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх. 12:13).

Исполнение: “Пасха небесная”

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Христос исполняет Божественный замысел и тем самым завершает и упраздняет «Пасху ожидания».

Одновременно кардинально меняются взаимоотношения Бога и человека: временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), Христос заменяет его Новым - и вечным! - Союзом-Заветом со всем человечеством.

Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда.

Христос учреждает новую пасхальную трапезу - таинство Евхаристии - и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он - Новый Агнец, закланный «от создания мира».

Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосредоточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Воскресения Господня сохраняет ветхозаветное название Пасха.

«Пасха наша, Христос, заклан за нас», - говорит апостол Павел (1 Кор. 5:7).

Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальное, «райское», достоинство - его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха - из-за дарования вечной жизни всем людям», - так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст.

Пасха – путь из ада

Пасха - это суть христианства. И суть эта - в факте смерти Христа за грехи наши и Его воскресение из мертвых.

Апостолы и проповедуют этот факт - событие, очевидцами которого они были. Пасхальное событие - вот основа христианской проповеди. При этом Воскресение Христово не является событием лишь Его жизни, но и жизни тех, кто принял пасхальное благовестие, потому что «Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» (Рим. 8:11). Смерть и воскресение Христа «действует в нас» (2 Кор. 4:12). В православной иконографии икона Воскресения Христова изображает не факт воскресения Господа, а повествует о событиях, имевших место днем ранее - в Великую Субботу.

Пасхальной иконой Православной Церкви является икона «Сошествие во ад». Христос в преисподней держит за руку Адама, Ева протягивает к Нему свои руки. Это точка предельного нисхождения Христа, дальше путь пойдет ввысь, от преисподней - в Небо. Христос ворвался в ад, и сокрушенные им врата ада лежат под Его ногами. Иконография Воскресения Христова призвана показать, что Христос - не только Воскресший, но и Воскреситель. Она говорит о том, зачем Бог пришел на землю и принял смерть. Предельная точка Божественного нисхождения становится начальной точкой человеческого восхождения.

«Бог стал человеком, что бы человек стал богом» - таково православное понимание Божественного промысла о человеке.

Икона связывает Воскресение Христа со спасением людей. Ад обманулся: он думал принять свою законную добычу - человека, смертного сына смертного отца, он приготовился встречать назаретского плотника Иисуса, Который обещал людям Новое Царство, а сейчас и Сам окажется во власти древнего царства тьмы. Но ад вдруг обнаруживает, что в него вошел не просто человек, а - Бог. В обитель смерти вошла Жизнь, в средоточие тьмы - Отец Света. Пришло время, когда исполнилось пророчество Исаии: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2). Смысл и настроение Пасхи лучше всех передал святитель Иоанн Златоуст:

«Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов,ибо воссияло прощение из гроба.Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает. Воскрес Христос и ни одного мертвеца в гробу».

Пасха – Праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения - как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) - требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом.

Православное ночное пасхальное богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, которое затем переходит в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк. 24:1; Ин. 20:1). Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.

Следует помнить, что Пасхальной ночью и Светлой седмицей празднование Воскресения Христова не заканчивается. Чествование этого величайшего в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается праздником Отдания Пасхи - торжественным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Это еще одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней.

П равославный праздник «Воскресение Христово», который еще называют Великдень или Пасха, является древнейшим и самым великим среди христианских праздников, и одним из главных среди двенадцати православных праздников, которые церковь отмечает с особой торжественностью.

По синоптическими Евангелиями распятия Иисуса Христа произошло 15 нисана (первого месяца года в еврейском религиозном календаре). Евангелист Иоанн однако уточняет, что Иисус умер 14 нисана, во время, когда жертвовали ягнят в Храме на иудейский праздник Песах. Праздник Песах, что в переводе означает «проходить мимо», - это ветхозаветная иудейская Пасха, которая празднуется в честь выхода израильского народа из египетского рабства. Название праздника связано с Ангелом, который пришел в Египет погубить всех первенцев, но когда видел кровь пасхального агнца на дверях еврейского дома, проходил мимо.

В Христианской Церкви название «Пасха» получила особое понимание и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к Небу. Именно это и выражается в священных песнопениях Церкви: «Пасха, Господня Пасха, ибо от смерти к жизни и от земли к небу, Христос Бог нас перевел, победную песнь воспевая.»

Для первых христиан страсти Христовы, Его смерть стали надеждой на освобождение от грехов, потому что сам Христос становится Агнцем Божиим. Он, принеся величественную жертву, своей кровью и страданиями дарит человечеству новый шанс на жизнь в свете Нового Завета.

Описание исторического события Воскресения Христова, которое присутствует во всех Евангелиях, берет свое начало из иерусалимской общины. Оттуда и происходит первый возглас, которым открываются пасхальные литургии во всем мире: «Христос Воскресе!».

По Евангелие Воскресение Спасителя является тайным действием Бога, при которой не присутствовала ни один человек. Только последствия этого события стали известны близкому окружению Иисуса Христа - мироносицам, которые сначала видели Его смерть и погребение, а потом уже увидели, что гроб, куда положили Его, стал пустым. И в этот момент Ангел возвестил им о воскресении и послал рассказать эту весть апостолам.

Праздник Воскресения Христово был установлен апостольской Церковью и праздновался уже в те времена. Для обозначения первой и второй частей праздника использовались особые названия: Пасха крестная, то есть Пасха страданий, и Пасха воскресная, то есть Пасха Воскресения. После Никейского Собора, состоявшегося в 325 году, были введены новые названия - Страстная и Светлая недели, а сам день Воскресения был назван Пасхой.

В первые века христианства Пасху в разных местах праздновали не одновременно. На востоке, в малоазийских церквях праздновали в 14-й день нисана (март) независимо от того, какой это был день недели. А Западная Церковь почитала ее в первый воскресный день весеннего полнолуния. Попытка установить согласие в этом вопросе между Церквями была сделана в середине 2-го веке при св. Поликарп, еп. Смирнском, но безуспешно.

Два разных обычаи существовали до 1-го Вселенского Собора (325 г.). На Соборе было принято решение везде праздновать Пасху по правилам Александрийской Церкви - после весеннего полнолуния в пределах между 4 апреля и 8 мая, но чтобы христианская Пасха всегда праздновалась после иудейской.

Традиции праздника

Пасхальные торжества начинаются обходом вокруг церкви в сопровождении колоколов. Этот обход является символичным шествием жен-мироносиц в воскресенье утром к Господнему гробу.

После обхода, перед закрытыми дверями церкви, как перед запечатанным Божьим гробом, начинается утреня в честь Воскресения Христового. Здесь первый раз слышим радостное провозглашение: «Христос воскресе из мертвых...», - и при пении той же песни священник крестом открывает двери церкви в знак того, что Христова смерть открыла для человечества путь к Небу.

В древнейших христианских уставах сказано, что в конце Воскресной утрени во время пения стихир Пасхи при словах «и друг друга обнимем» происходило взаимное целование, которое сегодня называется «христосование». Люди взаимно приветствуются: «Христос воскрес! - Воистину воскрес!».

Все время на протяжении всей Светлой седмицы праздника двери в иконостасе остаются открытыми в знак того, что Христос своим воскресением открыл человечеству двери Царствия Божия.

В день Пасхи на святой литургии после заамвонной молитвы совершается благословение артоса. «Артос» с греческого переводится как «хлеб». Артос является символом хлеба вечной жизни - Господа нашего Иисуса Христа. На артосе видно икону Воскресения. Артос всю Светлую неделю стоит на престоле или на тетраподе. В Светлую субботу после специальной молитвы его измельчают и раздают верующим.

В период Пятидесятницы, а именно от праздника Пасхи до праздника Сошествия Святого Духа, в знак воскресной радости не делают поклонов, не становятся на колени. На Никейском Соборе было провозглашено: «Потому что некоторые становятся на колени в дни Господа и в днях Пятидесятницы, то для однообразности во всех епархиях, в это время приносить Богу молитвы стоя» (Правило 20). Подобное решение имеет также Шестой Вселенский Собор в 90 правиле.

Во время празднования Пасхи, а иногда и в течение всей Светлой седмицы, звучит дневной звон в знак победы Иисуса Христа над смертью и над адом.

У украинского народа есть обычай на Пасху благословлять пищу. После долгого поста святая Церковь позволяет всякую пищу для того, чтобы верные во время пасхальных праздников вместе с духовной радостью имели и радость от земных даров. Благословение пасхальной пищи происходит торжественно после святой литургии, обычно на церковном дворе.

С благословением пасхальных куличей связаны славные украинские крашенки и писанки, которые имеют древнее происхождение. У древних народов был обычай, по которому перед лицом, занимающим высокое положение в обществе, нельзя было появляться первый раз без дара. Благоговейные предания говорят, что Мария Магдалина, проповедуя Христово науку, зашла во двор римского императора Тиверия и дала ему в дар красное яйцо со словами: «Христос воскрес!», и только после этого начала свою проповедь. Ее примеру последовали другие христиане и начали в день праздника Пасхи одаривать друг друга пасхальными яйцами или писанками.

Яйцо играет такую ​​большую роль в пасхальных обычаях, потому что оно стало символом Христова Воскресения. Как с мертвой скорлупы яйца рождается новая жизнь, так и Иисус Христос вышел из гроба к новой жизни. Красное яйцо является символом нашего спасения через Кровь Иисуса Христа.

С пасхальными яйцами и писанками связаны различные забавы детей и взрослых на Пасху.

Божественная суть праздника

Воскресение Христово - это освобождение человечества от бремени грехов, переход от смерти к Жизни, от страданий к Любви. Это величественное и непостижимое действо является несокрушимым фундаментом христианской веры. Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых - это свидетельство того, что Иисус Христос истинный Бог и Спаситель.

Христос умер телом, перенеся большие издевательства и муки, как телесные, так и духовные. Но физическое (человеческое) проявление Его соединено с Богом Словом в единую Ипостась. И сама смерть, которая удерживала души человеческие даже за малые провинности, не смогла иметь власти над Ним. Христос сошел в ад, чтобы покорить самую смерть и воскрес на третий день, освободив Адама и весь род человеческий от рабства греха.

Из-за первогреха Адама, телесного начала рода человеческого, человечество покорилось закону смерти, а Иисус Христос стал Освободителем человечества, показав победу духа над телом. Иисус Христос утвердил Новый Завет между человечеством и Богом, принеся Величественную жертву перед Божественной справедливостью. Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением сделал людей также победителями над смертью и наследниками Царства Небесного благодаря спасительной вере в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому в свое время то, что произошло с Иисусом Христом, совершится также над всем человечеством. Апостол Павел ясно и уверенно свидетельствует: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. XV:22).

Свет Божьего Воскресения в этот день касается каждой верующей души, даря неописуемую радость, любовь и новую надежду, зажигая жизненную веру в победу Духа над плотью. Новый Завет, Завет Любви, подаренный нам Богом, соединяет землю и Небо, приближая Царство Небесное к человеческим сердцам, открывая через Спасителя нашего Иисуса Христа двери в Царство Небесное.

1 По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

2 И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем;

3 вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег;

4 устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

5 Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;

6 Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,

7 и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам.

8 И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

9 Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

10 Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня.

11 Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем.

12 И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам,

13 и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали;

14 и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим.

15 Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

16 Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

18 И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20 уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Похожие публикации