Особые переводы. Аутизм у детей: признаки и особенности воспитания

Аутизм представляет собой серьезное врожденное заболевание, при котором ребенок не может найти общий язык с окружающими и которое полностью не лечится.

Больной не имеет возможности выражать эмоции, а также не понимает их выражение от других людей. Кроме того, заболевание сопровождается пониженной интеллектуальной активностью и неспособностью полноценно пользоваться разговорной речью.

Все симптомы объясняются неспособностью оптимального функционирования разных отделов мозга. Следует отметить, что проблемы больных, связанные с общением, будут преследовать их всю жизнь – универсального лекарства нет. Однако своевременное выявление заболевания и оперативное лечение позволяет людям со временем реализовать свой умственный потенциал.

При появлении у ребенка определенных симптомов, необходимо в срочном порядке обратиться к медицинским специалистам.

Пациент испытывает сложности, независимо от возраста, но самым сложным периодом считается именно переходный период. Пациенту сложно участвовать в общественной деятельности, быстро принимать решения в сложных ситуациях. Подростки постоянно повторяют определенные предсказуемые действия, не могут контролировать собственные эмоции, симптомы часто повторяющиеся.

Почему переходный возраст усугубляет проявления аутизма?

Максимальное общение приходится именно на период полового созревания. В это время подростки начинают взрослеть, а также формируются как социальная и индивидуальная личность, у них еще нет стабильной модели поведения. Для создания нормальных отношений с ровесниками необходимо активное общение. Поэтому как раз в переходном возрасте пациенты испытывают сильнейшие стресс за всю жизнь.

Чтобы справиться с возрастными изменениями в психике, подросткам нужна помощь. К этому возрасту у многих больных наблюдаются значительные улучшения состояние здоровья. Но из-за многочисленных стрессовых ситуаций могут наблюдаться ухудшения психологического состояния.

В этот сложный период аутисты начинают понимать, что отличаются от ровесников, у них нет возможности устроиться на перспективную работу, создать нормальную семью и иметь надежных друзей. В результате чего, одни начинают полностью замыкаться в себе, но другие могут самосовершенствоваться, больше общаться, вести активную общественную деятельность.

Не сегодняшний день известно несколько форм врожденного недуга. Многие люди считают, что все аутисты ведут себя, как герой фильма «Человек дождя». В некоторых случаях, не всегда можно определить, что у человека серьезное заболевание. Многие добиваются больших успехов, несмотря на проблемы с психическим состоянием.

Жизнь подростка-аутиста

Невозможно представить полную картину жизни больного, ведь все зависит от сложности заболевания. Если у подроста наблюдается высокая активность мозговой деятельности, то он обучается в обычной школе, и часто бывает отличником. Несмотря на наличие сложностей в общении, больной находит общий язык со своими одноклассниками, ровесниками и активно участвует в общественной деятельности школы.

Но если у ребенка явное выражение симптомов, то ему гораздо сложнее справиться со своими проблемами. В данном случае необходимы комплексные методы лечения, а также обучение в специализированных учебных заведениях. При сложной форме аутизма подросток не может самостоятельно справляться с простыми жизненными задачами, поэтому они не могут обойтись без дополнительной помощи других людей.

Большинство детей-аутистов испытывают проблемы с коммуникабельностью или даже не имеют представления, как нужно участвовать в общественной жизни, поэтому они нуждаются в постоянном обучении. Когда ребенок не способен справиться со стандартной жизненной ситуацией, его психическое состояние ухудшается, в результате он отказывается принимать участие в социальной жизни.

Это приводит к тому, что подросток не желает общаться со своими сверстниками, участвовать в играх, посещать общеобразовательную школу и устраиваться на работу. Важно понимать, что воспитание больного при сложной форме болезни является трудной, и иногда непосильной задачей.

Симптомы аутизма

В зависимости от формы заболевания, у ребенка могут быть различные признаки. Однако есть основные симптомы, по которым можно определить, что подросток болеет аутизмом и основываясь на полученных результата формировать тактику воспитания.

  1. Для больных свойственно проводить большую часть времени в одиночестве. Обычно, у таких детей нет друзей, и они не проявляют инициативы к новым знакомствам.
  2. Некоторые дети отмечают, что испытывают сильную эмоциональную нагрузку.
  3. Аутисты отличаются повышенной чувствительностью, поэтому их раздражает свет и громкие звуки.
  4. Явным симптомом врожденного аутизма считается отсталое общественное развитие. Они не знают, как общаться с людьми, могут неправильно воспринимать социальные сигналы.
  5. У больного не развиты отделы мозга, которые отвечают за проявление эмоций, поэтому мимические жесты подростка не позволяют понять его настроение и состояние. Поведение значительно отличается от состояния здоровых детей.
  6. В переходном возрасте аутисты начинают понимать и воспринимать простые навыки общения с другими людьми. Однако они не стремятся быть коммуникабельными и предпочитают проводить все свободное время в одиночестве.
  7. Период полового созревания для больного является большим стрессом. У подростков наблюдается агрессивность, панический страх, эпилептические припадки. Также они часто могут впадать в депрессивное состояние.

Модели поведения

Для пациентов подросткового возраста с рассматриваемым диагнозом свойственно несколько моделей поведения.

  1. Большинство подростков с таким заболеванием являются очень тихими. Они не могут понять, зачем необходимо общаться с людьми и налаживать связи со сверстниками, поэтому не стремятся к этому. У подростков заторможенная умственная активность, речь может быть не развита. Однако аутисты успешно используют жесты для общения.
  2. При другой форме заболевания, подростки ведут гиперактивный образ жизни. Они не знают, как нужно правильно проявлять свои эмоции в обществе, поэтому часто бывают раздражительными и агрессивными. Такие больные сложно переносят изменения привычного распорядка дня.
  3. Некоторые подростки страдают тяжелой формой болезни. Такие дети могут быть одержимы определенной идеей или повторяют определенные последовательные действия. Когда они испытывают волнение, то могут совершать, несвойственные здоровому ребенку движения: покачивание телом, махи руками, топтание на месте и другие.

Как относиться к подростку с аутизмом?

Важно понимать, что аутизм не является приговором, подросток может научиться себя вести в обществе. Большинство больных стараются научиться выражать свои эмоции и чувства в соответствии со сложившейся социальной ситуацией

Однако не всегда окружающие люди могут понять, что они хотели выразить таким образом.

Некоторые пациенты несколько лет обучаются правильному поведению в сложных ситуациях. Для увеличения шансов на успех в социальном развитии и общественном взаимодействии необходимо своевременно обнаружить симптомы заболевания и начать комплексное лечение.

Подростки ограничены в своих возможностях, поэтому они нуждаются в понимании. Во время обучения их следует хвалить и поощрять за успехи. С такими детьми сложно общаться, поэтому нужно быть доброжелательным и терпеливым.

Адаптация в социуме

В результате масштабного исследования стало известно, что дети, страдающие нарушением развития нервной системы, после коррекционного обучения меньше участвуют в социальной жизни, по сравнению с детьми, которые имеют проблемы с речью или интеллектуальными возможностями.

  • почти 40% больных аутизмом никогда не встречались со своими одноклассниками вне школы;
  • 50% никогда не участвовали в общественных мероприятиях;
  • более 54% детей, страдающих данным заболеванием, никогда не общались по телефону со своими знакомыми.

Многие больные дети сообщают, что отсутствие друзей является сильнейшим стрессом для них. Большинство людей считают, что они не стремятся заводить друзей, но специалисты с этим не согласны. Подростки хотят добиться понимания со стороны общественности, они нуждаются в компании.

Многие дети-аутисты полностью погружаются в определенное увлечение, поэтому они стараются избегать общения с окружающими людьми. Такие интересы можно использовать на пользу ребенку, ведь существует множество детей, которые имеют подобные увлечения, поэтому им будет интересно вместе общаться.

Лечение аутизма

При обнаружении определенных симптомов, характерных для аутизма, необходимо сразу обратиться к медицинскому специалисту. В результате чего собирается специальная комиссия (невролог, психиатр и другие врачи, воспитатели, учителя, родители). Проводится тест и диагностика, цель которой — определение степени и особенностей болезни.

На сегодняшний день не существует универсальных методов и препаратов лечения данного заболевания, поэтому никто не сможет обещать полное исцеление. Однако существуют комплексные лечебные мероприятия, которые позволяют самостоятельно существовать больному и взаимодействовать с окружающим миром. Важно отметить, что аутизм лечится успешно только в случае своевременного обнаружения признаков и начала лечебных процедур.

Семьи детей с аутизмом вынуждены справляться с множеством разнородных и трудных задач: растить очень сложного в воспитании ребенка, искать необходимую информацию, специалистов, выбирать адекватные формы помощи. Погружаясь в эти проблемы, родители часто не имеют четких ориентиров, и почти всегда сомневаются, все ли сделано для благополучия ребенка. Организация процесса помощи ребенку на годы становятся постоянной заботой семьи, которой снова и снова на каждом возрастном этапе приходится искать, куда он пойдет, где его примут, какой подход и какой специалист ему поможет.

Известно, что ребенок с аутизмом для своего развития нуждается в помощи врача, психолога и педагога, но каждая семья ставит здесь свой акцент. Одни концентрируются исключительно на медицинских обследованиях, и проходят бесконечные и мучительные круги поиска причин случившегося и специалистов, способных радикально изменить ситуацию. Эти родители считают, что прежде, чем начать заниматься, ребенка необходимо вылечить. Другие, напротив, относятся к обследованиям и лекарствам крайне скептически, от лечения категорически отказываются, считая его слишком грубым и опасным вмешательством в развитие ребенка, и свои надежды связывают исключительно с психолого-педагогической помощью, упуская возможность необходимой медикаментозной поддержки.

Радикальные установки и в том, и в другом случае нехороши для ребенка. Известно, что проблемы аутизма в наибольшей степени связаны с биологическими особенностями детей, и они, в силу этого, нуждаются в постоянном внимании и поддержке врачей разных специальностей. Действительно, во многих случаях лекарственная терапия может смягчать трудности, успокаивать, «собирать» ребенка или активировать его, но возможности радикально изменить ситуацию, «вылечить аутизм» в настоящее время, к сожалению не существует. Хорошо подобранное лечение в некоторой степени улучшает условия психического и социального развития ребенка, но продвинуться оно может, только если родители, психологи, педагоги немедленно помогут ему реализовать приоткрывшиеся благодаря терапии возможности взаимодействия.

Разные акценты существуют и в ориентации семьи преимущественно на психологическую или педагогическую помощь. Традиционно на занятия с психологами больше настроены семьи, стремящиеся к развитию эмоционального контакта, общения и взаимопонимания с ребенком; педагогический подход предпочитают родители, видящие продвижение ребенка, прежде всего, в приобретении конкретных знаний и умений. Надо сказать, однако, что и здесь делать ставку на что-то одно тоже не стоит, поскольку это взаимодополняющие направления помощи ребенку. Без эмоционального контакта с ребенком, так же, как и без формирования у него необходимых навыков, невозможны социализация и развитие средств коммуникации. Без психологической помощи ребенку в осмыслении происходящего, в развитии более активных и гибких форм взаимодействия он не сможет пользоваться знаниями и умениями в реальной жизни, даже если они блестяще отработаны на занятиях.

Если говорить об оптимальной организации психолого-педагогической помощи, то ребенку с аутизмом необходимо:

  • на первом году жизни - выявление самой угрозы формирования нарушений аутистического спектра и оказание специальной психологической помощи семье в развитии эмоционального контакта, налаживании взаимодействия с ребенком, что позволяет если и не избежать диагноза РАС, то, по крайней мере, значительно улучшить прогноз развития;
  • в период раннего возраста , особенно в период постановки диагноза РАС, семье нужна психологическая поддержка, получение информации о специфике трудностей ребенка, обучение эффективным методам его воспитания и своевременное начало специальных занятий ребенка с психологом;
  • в дошкольном возрасте , т.е. в период наиболее выраженных проявлений детского аутизма (заострения трудностей эмоционального контакта и поведенческих проблем, выявления искажения психического развития) семье по-прежнему необходима психологическая поддержка, а самому ребенку - индивидуальные занятия с психологом и, в случаях выраженной задержки развития, с логопедом и дефектологом, специально подготовленным к работе с такими детьми;
  • в старшем дошкольном возрасте всем таким детям, помимо сохранения регулярных занятий с психологом, для подготовки к школе требуются индивидуальные занятия с педагогом, а также введение в детскую группу (в условиях специального сопровождения), расширяющую опыт социального взаимодействия;
  • на протяжении всего периода школьного обучения и ребенок, и его семья продолжают нуждаться в специальном психолого-педагогическом сопровождении. При использовании всех возможностей интеграции ребенка в группу сверстников, ему необходима не только поддержка в освоении школьной программы, но и специальная помощь в развитии представлений об окружающем, социальной компетенции, в освоении навыков коммуникации и бытовой адаптации;
  • подростку с РАС и его семье также необходима психологическая и педагогическая поддержка. Подростку требуется помощь в выработке навыков, обеспечивающих его самостоятельность в быту, ориентировку в ближнем и дальнем социальном окружении, навыков взаимодействия со сверстниками. Необходим также и поиск возможностей профессионального развития;
  • во многих случаях психолого-педагогическая поддержка требуется и взрослому человеку с проблемами аутистического спектра ; его близкие также часто нуждаются в психологической помощи.

Организовать такую помощь в полном объеме и на всех возрастных этапах семье аутичного ребенка в настоящее время практически невозможно. Во многих случаях родителям приходится полностью брать на себя функции специалистов, что нехорошо для ребенка. При аутизме малышу не меньше, чем профессионалы, нужны родные и близкие люди в своей собственной роли. Только они могут сделать для него уклад повседневной домашней жизни активизирующим, вовлекающим во взаимодействие, делающим происходящее предсказуемым и осмысленным.

Именно поэтому так важны постоянная профессиональная поддержка и сопровождение семьи. Родителям нужны сведения не только о существующих и появляющихся возможностях профессиональной помощи ребенку, но и информация, помогающая разбираться в происходящем, видеть трудности и пути их преодоления, адекватно оценивать успешность своих действий.

Задачи и приемы домашнего воспитания ребенка с аутизмом в наибольшей степени близки тому, что делают на занятиях психологи, работающие в русле разработанного нами подхода. Необходимо, чтобы родители так же, как и психологи, искали возможность вовлечь ребенка в совместные переживания и совместные действия. На специальных занятиях взаимодействие с ребенком насыщено и интенсивно, его цель – возможно более активизировать ребенка, включить в коммуникацию и дать ему положительный опыт осмысления происходящего. При этом вместе с ребенком психолог проживает и делает более ярким его удовольствие от впечатлений не только новых, но и уже привычных по домашней жизни.

Например, купание в ванне дома или в море летом, приготовление обеда, впечатления от встреченной на дороге лужи, похода в цирк или зоопарк, от новогодней елки и задувания свечей на дне рождения, от ветра и огоньков за окном, зеленых и красных огней светофора, прыжков белки на дереве, поездки на автобусе или в метро, игры в прятки и с мыльными пузырями, на качелях или на горке на прогулке, игровых эпизодов с героями знакомой детской телепередачи или мультфильма и т.д.

Взрослый помогает осознать такие впечатления и сделать их частью личного опыта. Порядок прорабатываемых впечатлений не случаен: будет ли это игра с привычными или новыми сенсорными впечатлениями, проигрыш уютных сюжетов из домашней жизни или ее более ярких событий зависит от уровня аффективного развития ребенка и его индивидуальных предпочтений. Включение ребенка в игру стимулирует его к использованию доступных средств коммуникации, к освоению новых возможностей, и развивает психические функции, обеспечивающие процесс взаимодействия со взрослым.

Задача близких, которую не могут взять на себя специалисты, состоит в совместном с ребенком осмыслении круговорота повседневной домашней жизни. Выделяя в нем эмоционально значимые впечатления и опираясь на них, близкие могут поддерживать каждодневную активность ребенка, выстраивать и день ото дня развивать осмысленное взаимодействие.

Одним из основных средств насыщения бытового уклада моментами, объединяющими ребенка и взрослого, является эмоционально-смысловой комментарий. В полном объеме его могут осуществить только близкие люди, с пониманием и участием проговаривая сначала для ребенка, а потом, в идеале, вместе с ним все то, что каждодневно с ними происходит. Такой комментарий - это обычное вербальное поведение взрослого, воспитывающего ребенка раннего возраста: в нашей речи при этом отражается все, на что обращает внимание малыш, что он пытается делать, что его удивляет, радует или беспокоит. Такое отражение не бывает бесстрастным: мы невольно подчеркиваем то, что хотим усилить – удовольствие, радость, интерес малыша, его успехи. И, таким же образом, своей интонацией смягчаем его тревогу, «заговариваем» боль и испуг, отодвигаем опасность. Перерабатывая вербально вместе с малышом его впечатления, эмоционально отзываясь на его действия, мы даем ему не только ощущение уверенности и безопасности, но и ориентиры для организации собственной подробной картины мира, стимулируем и задаем направления развития.

Никольская О.С. Домашнее воспитание ребенка с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014..04.2019)

К сожалению, такое явление, как детский аутизм, сегодня встречается все чаще. Дети в первые годы жизни нередко испытывают трудности в общении, ощущают себя в обществе не слишком уютно, иногда даже одиноко. Предпосылками этого могут служить сложные отношения в семье или же травмы, неосторожно нанесенные шаткой детской психике. Однако если ваш кроха излишне замкнут в себе, не идет на контакт, игнорирует зовущего его по имени человека – это должно натолкнуть родителей на мысль о развитии у него аутизма.

Главное в статье

Что такое детский аутизм?

Аутизмом признано заболевание, которое связано с видимыми нарушениями социальной приспособляемости ребенка, а также его речевых функций и психического развития. Лекарств от аутизма не существует, главной мерой для борьбы с ним является ранняя диагностика и применение эффективной комбинированной терапии и коррекции поведения.

В чем проявляется ранний аутизм у детей?

«Дети дождя», то есть малыши, у которых выявлен аутизм, не воспринимают окружающую их реальность и не имеют адекватной реакции на события, которые происходят вокруг. Нередко родители, замечая, что ребенок, которому уже исполнилось 2,5-3 года, не разговаривает и даже не владеет разговорным минимумом, характерным для своего возраста, не идет на контакт со взрослыми и сверстниками, считают его поведение просто проявлением индивидуальности, и очень удивляются, услышав от врачей диагноз «аутизм».

Основные признаки аутизма у детей

Выявляется детский аутизм уже в раннем возрасте – с полутора до трех лет, и выражается в расстройствах нервной системы, а именно в:

  • Неумении малыша устанавливать отношения с окружающими, даже с родителями. Детки, страдающие аутизмом, никогда не проявляют инициативы к общению, не смотрят в глаза, на их лицах трудно заметить улыбку. Они оказывают сопротивление, когда кто-то пытается взять их на руки или просто погладить по головке.
  • Отсутствии стремления к общению. Игры со сверстниками им чужды, а построить приятельские отношения они не состоянии, так как не понимают эмоций окружающих.
  • Гиперактивности и необоснованной агрессии. Любые неудачи вызывают у малышей-аутистов гнев и истерику, что может отражаться в физической атаке. При этом агрессия может быть направлена как на окружающих, так и на самого себя.
  • Узком круге интересов. Ребенок с аутизмом не стремится играть с игрушками, особенно с новыми. У него замедлено абстрактное мышление и слабо развита фантазия. Сам придумывать игры он не может, однако в состоянии повторить символичные, простые действия, замеченные за другими детьми или родителями.
  • Панике даже при малейшей смене привычной обстановки. Находясь в обществе, малыш-аутист испытывает дискомфорт, а иногда и тревогу. Он старается убежать или спрятаться от других, особенно, если кто-то старательно пытается вывести его на контакт.
  • Трудности приобретения новых навыков, стереотипности поведения. Малыши с аутизмом часто могут повторять одно и то же действие в течение долгого времени: подолгу смотреть в одну точку, раскачиваться, сидя на месте, повторять одно и то же слово и т.д.
  • Нарушении речевого развития. Многие дети-аутисты не разговаривают совсем, другие же заметно отстают по речевым навыкам от сверстников. До годика они могут не издавать звуков вовсе, а по достижении двухлетнего возраста их словарный запас крайне беден и состоит в основном из звуков и отдельных слогов.

Причины и диагностика аутизма у детей на ранних сроках развития

Учеными выдвигается масса причин и теорий происхождения аутизма, но ни одна из них пока не подтвердилась достоверно. И все же, выделим основные причины, по которым может развиться аутизм у ребенка:

  • модификации на генном уровне и наследственность;
  • аномалии развития головного мозга;
  • нарушение обмена веществ или гормональные сбои, перенесенные матерью в период беременности;
  • бактериальные или вирусные заболевания в период вынашивания малыша (краснуха, ветрянка);
  • употребление будущей матерью больших доз антибиотиков;
  • вредные привычки матери во время беременности.

Характер проявления аутизма у детей младше года

Давайте более подробно остановимся на том, какое поведение характерно для малышей, младше года, при котором можно заподозрить наличие аутизма:

  • малыш неадекватно реагирует на отсутствие матери: либо абсолютно не выдерживает даже минутного расставания с ней и впадает в истерику, либо наоборот, крайне холодно и отстраненно держится даже в ее присутствии;
  • задержка речевого развития: отсутствие гуления и произношения отдельных слогов до годовалого возраста;
  • малыш не улыбается и не реагирует на обращение к нему;
  • ребенка не интересуют коллективные игры и занятия с родителями;
  • нетерпение присутствия незнакомых людей, частые панические атаки, необъяснимые истерики;
  • отсутствие заинтересованности и копирования поведения взрослых;
  • малыш не проявляет интереса к игрушкам, а в качестве последних – нередко выбирает самые незаурядные варианты, например, предметы мебели.

Чем раньше будет начата коррекционная работа с ребенком-аутистом, тем с большей вероятностью этот малыш сможет адаптироваться и чувствовать себя комфортно во «взрослом» мире.

Развитие детей-аутистов после года

По достижении ребенком годовалого возраста признаки аутизма у него будут усиливаться, станут более заметными и выраженными. Мы приведем ряд рекомендаций для родителей, которые помогут скорректировать поведение малыша, помогут ему правильно развиваться и не слишком выделяться среди сверстников:

  • Прививать малышу необходимые навыки необходимо через частое повторение однообразных действий. Соблюдение четкого распорядка дня – главный залог успеха.
  • Нельзя резко изменять образ жизни, привычки ребенка и окружающую его обстановку.
  • С малышом нужно проводить как можно больше времени, активно общаясь с ним, рассказывая обо всем, что происходит вокруг.
  • Пытаясь установить контакт с малышом, важно действовать мягко, не повышать голос и не ругать его, крайне не рекомендуется его наказывать.
  • Очень важен эмоциональный контакт с ребенком. Мама должна чаще брать его на руки, играть с ним, ласково его называть.
  • Малыш не должен переутомляться, важно соблюдать перерывы между играми и занятиями. Оставьте ненадолго малыша наедине с самим собой, но не уходите далеко.
  • Систематическое выполнение с малышом физических упражнений в игровой форме поможет снять стресс и скажется на физическом развитии ребенка.
  • Если ребенок проявил инициативу в выполнении какого-либо действия, не спешите подавлять ее. Проявите терпение и последовательность действий в воспитании «особого» малыша, создайте для него стабильную обстановку.

Развитие речи детей-аутистов

Для большинства детей, у которых выявлен аутизм, характерна задержка речевого развития. Такие детки редко применяют речь для общения, поэтому до развития у малыша речевой функции можно использовать прочие методы коммуникации, после которых обязательно последует использование языка. Мы подготовили несколько основных правил, которые помогут вам самостоятельно способствовать развитию речи вашего крохи:

  • Замечайте и поощряйте любую инициативу ребенка: так малыш поймет, что он интересен и нужен, что его мнение и поступки важны для вас. Это хороший толчок для развития его фантазии, а соответственно, и речи.
  • В процессе игры не разговаривайте слишком много: проговаривайте слова медленно и протяжно, так малыш лучше их запомнит. Пусть ваши комментарии к игре и вопросы не будут слишком длинными и многочисленными.
  • Если малыш пытается что-то сказать и начинает проговаривать слово – помогите ему, постарайтесь понять и договорить его фразу: так ребенок быстрее научится моделировать слова и фразы, а позже – составлять предложения.
  • «Опуститесь» на уровень речи малыша, говорите понятными для него выражениями, не перегруженными сложными словами. Находится на одном уровне важно не только с точки зрения речи, но и телесно: нужно сидеть рядом с ним – на полу или на диване, главное, чтобы вам обоим было комфортно.
  • Используйте для ответа на вопрос малыша фразы из пары слов, старайтесь копировать звуки, издаваемые ним.
  • Обязательно дожидайтесь ответа малыша, не старайтесь слишком быстро заполнить все паузы в его речи. Важно дать возможность крохе сформулировать свои мысли, пусть и своеобразно.

    Возьмите за правило: подсказывать крохе ответ, отсчитав 10 секунд от заданного вопроса. Улавливайте и поддерживайте любые попытки ребенка к коммуникации.

Настойчиво, но мягко подавляя сопротивление ребенка, его нежелание общаться, родители могут дать понять ребенку, что общение словами для него возможно, а игры со сверстниками – не повод для тревоги, а большое удовольствие.

Восприятие родителей и проблемы в семьях, в которых подрастают дети-аутисты

Безусловно, воспитание ребенка, больного аутизмом, большая проблема для его родителей, особенно для мамочки, которая каждый день испытывает значительный стресс. Такие женщины не только очень ограничены в своей свободе, но и не ощущают в полной мере «радости материнства»: они слишком зависимы от своих детей, у них занижена самооценка, часто они считают, что не состоялись в роли матери. Ведь малыш с раннего возраста не способен «поощрить» ее своим поведением, не улыбается и не общается с ней даже на своем языке, не смотрит в глаза и предпочитает не бывать на руках. Он не выделяет ее из общей массы, соответственно, женщина не получает эмоционального отклика на свою заботу. В семьях, в которых подрастают детки-аутисты, нередки скандалы, депрессии родителей, вплоть до эмоционального истощения.

Но чтобы облегчить существование себе и маленькому человечку, необходимо воспринимать это обстоятельство адекватно, не делать из этого большой беды. Мы подготовили советы, которые облегчат вам участь и помогут вашей семье быть счастливой и полноценной, несмотря на эту неприятность.

  • Научитесь быть защитниками для своего крохи и использовать любую возможность, чтобы помочь ему.
  • Заводите знакомства с людьми, которые квалифицированы в вопросах аутизма: они обучат вас необходимым навыкам и дадут всю нужную информацию. Вы почувствуете себя сильнее и увереннее.
  • Родители малыша-аутиста чувствуют гнев и грусть одновременно, и это нормально. Главное, вашу злость нужно направить на борьбу с заболеванием, а не на реакцию людей на поведение вашего ребенка, и ни в коем случае не на него самого.
  • Спорить с мужем о проблемах, связанных с аутизмом не нужно: такие споры чреваты серьезными конфликтами в семье. Объедините свои усилия, научитесь отвлекаться от проблемы и не говорить о ней слишком часто. Любите своего малыша, несмотря ни на какие обстоятельства.
  • Любая, даже самая мелкая победа малыша должна быть по достоинству оценена родителями. Не стоит сравнивать его достижения с уровнем обычных детей – он сам себе индикатор.
  • Заведите дружбу с родителями, которые столкнулись с подобной проблемой, вы почувствуете их поддержку, ведь такие люди, как никто понимают ваши переживания.
    Научитесь жить, приняв данную ситуацию, и обстановка в вашей семье станет намного лучше!

Сложности в воспитании детей-аутистов у отцов

Отцам обычно удается избегать каждодневных проблем, связанных с воспитанием аутичного малыша, так как большую часть своего времени они заняты на работе. Однако это не значит, что они не переживают чувство вины и разочарования, хоть и не показывают своих переживаний в такой степени, как матери. На отцах также лежат проблемы, связанные с депрессивностью и раздражительностью супруги, которая переживает ежедневный стресс и проблемы, связанные с воспитанием особого малыша.

Многие мужчины осознают, что эти проблемы не кратковременны, а практически пожизненны, поэтому от них требуется особая выдержка, мужество, понимание, способность подставить свое плечо и стать настоящим защитником для своей семьи. Однако есть и такие, которые пугаются вороха неприятностей, который обрушился на их семью и, не в силах сопротивляться, они сдаются и начинают отдаляться от своего ребенка и жены. Если не удается справиться с проблемами в семье, стоит обратиться в специальный центр поддержки, где отчаявшемуся отцу объяснят, что происходит с его ребенком и помогут наладить с ним эмоциональный контакт, заставят поверить в свои силы.

Детское и подростковое развитие детей-аутистов

Детям, у которых выявлен аутизм, нужна коррекционная помощь, так как ранняя диагностика этой болезни и своевременная помощь специалистов – залог видимых результатов в будущем. Главными инструментами в борьбе с заболеванием являются общественная адаптация ребенка и психотерапия.

Общение со специалистом в психиатрии облегчает для ребенка адаптацию в обществе и вселяет ему интерес ко всему, что его окружает. На сегодняшний день для борьбы с аутизмом активно применяют арт- и зоотерапию, которые чудодейственно влияют на состояние психики детей, больных аутизмом.

В 40-50% случаев дети, страдающие от аутизма, посещают общеобразовательные учебные заведения вместе с обычными детьми, при этом педагоги уделяют им особое внимание. В то же время контакт с обыкновенными детьми служит мощным толчком в развитии детей с аутизмом.

Известные персоны: композиторы, художники и писатели-аутисты в истории

Возможно, для вас будет неожиданностью, но среди известных личностей и деятелей истории также есть люди, у которых был выявлен аутизм, и, несмотря на это они смогли многого добиться и заявить о себе на весь мир. Вот далеко не полный перечень тех, кто страдал в детстве от расстройств аутического спектра:

  • величайшие ученые Сократ, Исаак Ньютон, Дарвин по некоторым данным имели недиагностированные признаки аутизма в детском возрасте;
  • симптомы аутизма, такие как замкнутость, отсутствие речи до 5 лет, повторение однотипных фраз, были присущи и великому математику Альберту Энштейну;
  • Винсент Ван Гог – в детстве аутист, что не помешало стать ему великим, одаренным художником;
  • Вуди Аллен и Альфред Хичкок – талантливейшие режиссеры и культурные деятели в детстве страдали от аутических расстройств;
  • Боб Дилан – в поведении этого талантливого музыканта некоторые специалисты отмечают аутические тенденции;
  • Хикари Оэ – японский композитор с выраженными РАС;
  • писательница Виржиния Вульф имела странности, которые можно ассоциировать с аутизмом;

Вы убедились, что не стоит отчаиваться? А вдруг и у вас подрастает маленький гений? Просто любите его за то, что он есть и уделяйте малышу как можно больше внимания. Ну а в заключение, несколько видео о детях-аутистах, которые окончательно убедят вас в своих силах и настроят на положительный лад.

Видео о детях-аутистах


Аутизм у детей или ранний детский аутизм (как он называется в медицинской литературе) представляет большую проблему как для родителей, так и для больных детей, которая в другой уже форме переходит во взрослое состояние. Распространенность заболевания среди детей составляет 0,2%, причем чаще болеют мальчики (в 3-4 раза чаще, чем девочки). Это заболевание поражает все функции психической системы - и память, и внимание, и мышление, и речь и т.д.


Еще Каннер, который описал этот синдром, подчеркивал, что заболевание следует относить к шизофреническим состояниям, которые передаются по наследству. Такая точка зрения сохранилась и в наши дни, только несколько дополнилась. Считается, что наследственная предрасположенность реализуется при воздействии определенных факторов внешней или внутренней среды. К таким факторам следует относить процесс родов, возрастные кризисы (14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет), различные стрессы, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания и т.д.


В механизмах развития заболевания в настоящее время, как и раньше, доминирует две теории, каждая из которых имеет право на существование. Скорее всего, развитие заболевания можно объяснить сочетанием этих двух теорий. Речь идет о психогенной и биологической теории. Первая подчеркивает роль социальной среды, а вторая - физиологическое состояние организма ребенка. Сейчас совершенно очевидно, что аутистический ребенок может появиться как во вполне нормальной семье с хорошим воспитанием, так и в семье социально неблагополучной.
Связь аутизма с шизофренией окончательно не доказана. Однако многие ученые психиатры рассматривают аутизм как фон шизофрении или предвестник этого заболевания, поэтому такие дети должны находиться под пристальным вниманием психиатра и психолога, им должна проводиться соответствующая коррекция нарушенных функций, чтобы предупредить развитие шизофрении и различных психических нарушений в будущем, в том числе и социальную адаптацию.


В настоящее время можно выделить несколько четко доказанных фактов, относящихся к детскому аутизму. Они включают в себя:
- непрогрессирующее течение;
- такие дети чаще более интеллектуально развиты, чем их сверстники;
- преобладание мальчиков;
- заболевание чаще развивается в наиболее образованных и состоятельных общественных слоях.
Таким образом, аутизм представляет серьезную медицинскую и социальную проблему.

Признаки аутизма

Впервые симптомы детского аутизма были описаны Каннером в 1943 году. Независимо от него также многими учеными описывались схожие проявления.
Синдром может проявляться по-разному, поэтому выделяются различные клинические его формы, которые характеризуется преобладанием того или иного нарушения. Однако есть и общие черты аутистического синдрома, к которым относятся:
- отсутствие эмоциональности при общении с матерью (ребенок не просит дать ему определенную игрушку, он ведет к ней, он редко плачет и радуется, такой своеобразный маленький робот);
- отталкивает мать или отца, которые хотят взять его на руки;
- отстраненность от окружающего мира, он игнорирует многие раздражающие факторы, но в то же время проявляет повышенную чувствительность и страх по отношению к предметам, которые движутся или издают различные звуки;
- невозможность использовать слова в переносном смысле, он использует их только в прямом значении;
- отлично запоминает мельчайшие детали, то есть у него хорошо развита механическая память;
- такому ребенку тяжело абстрагироваться;
- склонность к монотонным и одинаковым движениям, в том числе и в игре (он часами может перебирать конструктор, повторять одни и те же слова);
- такой ребенок привыкает к своей окружающей среде, перемены которой могут вызвать у него плач, страх, необъяснимую боязнь.
Все эти признаки, которые свидетельствуют о нарушении в психоэмоциональной сфере, сочетаются с отменным физическим здоровьем ребенка. Такие дети чаще всего (хотя не обязательно) имеют высокий интеллектуальный уровень, поэтому их лицо имеет серьезный и умный вид.

Больные дети имеют речевые проблемы, как со сверстниками, так и в последующей жизни, что связано с имевшимся дефицитом общения (особенно если он искусственно ограничивался - использование наушников см.выше). Аутичные дети болезненно воспринимают многие вещи, которые происходят вокруг них (чаще всего это замечается в процессе игры), в том числе и шутки. Это связано с тем, что они не могут абстрагироваться и понимают все в буквальном смысле. В итоге им кажется, что их унижают, хотят специально обидеть и т.д.
Совершенно не обязательно, что все эти признаки будут присутствовать в одном ребенке. Для постановки диагноза и определения дальнейшей тактики ведения важно оценивать все симптомы в комплексе, чтобы избежать гипердиагностики и неоправданных терапевтических воздействий на здорового ребенка.

Как распознать аутизм?

Конечно, чтобы правильно поставить диагноз (а аутизм при всей своей кажущейся простоте является сложным состоянием для диагностики), следует обратиться за помощью к специалисту. На начальных стадиях это может быть педагог-психолог, а позже - психиатр. Однако и родителям должны быть известны состояния, о которых шла речь выше. Заметив их у своего ребенка, немедленно надо бежать к опытному специалисту, чтобы не было упущено драгоценное время.
Для диагностики этого заболевания важно базироваться на трех основных принципах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Наличие этих признаков у одного ребенка указывает на диагноз аутизма. К этим трем признакам относятся:
- недостаточное взаимодействие с обществом (ребенок не хочет играть со сверстниками, он закрыт в себе);
- недостаточная коммуникативная активность (его не интересует общение с детьми, поэтому он испытывает трудности при общении в последующей жизни);
- преобладают повторяющиеся движения и фразы, то есть характерно развитие двигательных и речевых стереотипов (он повторяет услышанные слова, выполняет однотипные движения в течение длительного времени).
Характерно, что эти симптомы начинают рано проявляться (обычно еще в период грудного возраста - на первом году жизни), а к трем годам достигают своего максимального развития и выраженности.
Клиницисты выделяют несколько форм аутической болезни:
- классический аутизм Каннера;
- синдром Аспергера.

Аутизм Аспергера отличается от аутизма Каннера тем, что при этом состоянии нет интеллектуальной или речевой задержки, к тому же такие дети неуклюжимы - это основные отличия этих двух форм.
Но независимо от клинической формы это заболевание нуждается в своевременной коррекции. Большая роль отводится психотерапии, однако проводится и посиндромная терапия, которая призвана улучшить социальную адаптацию ребенка. Например, при наличии приступов эпилепсии назначаются противоэпилептические препараты, при умственном отставании проводится корригирующая педагогическая работа и т.д.
С помощью психотерапии налаживается или вновь устанавливается контакт с внешним миром, с окружающими детьми, преодолеваются различные страхи, которые имеют место быть при аутизме и т.д. В итоге это помогает победить заболевание и обеспечить нормальное развитие человека в будущем.

Как воспитывать детей с аутизмом?

Воспитание аутичных детей - это не простая задача, а зачастую сложная и деликатная, которая требует терпимости родителей и последовательности.
В первую очередь, не следует заставлять ребенка-аутиста делать то, что хочется вам. Надо следовать за таким ребенком, смотреть, что он делает, что его интересует, а не навязывать то, что бы вам хотелось в данный момент. Но не следует забывать, что, несмотря на это, в ваших действиях должна быть определенная последовательность.
В процессе воспитания важно определить ту функцию, которую вы пытаетесь откорректировать. В этом вам поможет специалист, он также подскажет, каким образом этого добиться. Вообще идеальным вариантом является совместная работа родителей, воспитателей и психологов, а также медиков (психиатр, невролог) при воспитании такого ребенка.

Мозаики и головоломки, которые складывают и решают эти дети, помогают увидеть им конечный результат и понять, чего они могут добиться. Обязательно надо включать эти виды деятельности в воспитательный процесс.
Для аутичных детей характерна плохая осознаваемость и воспринимаемость своего тела, они могут не знать многие части своего тела, поэтому с ознакомительной целью и образовательной в помещениях, где пребывают эти дети, рекомендуется как можно больше размещать зеркал. Периодически следует совместно с ребенком рассматривать его тело и называть те или иные части тела, показывая на них.


Воспитание таких детей должно проводиться по определенному графику и режиму, которого следует неукоснительно придерживаться. Ежедневные привычные действия помогают ребенку ощущать себя в безопасности, потому что, как говорилось выше, перемены могут пугать ребенка-аутиста. Родители обязательно должны быстро воспринимать сигналы, которые им посылает их чадо и которые свидетельствуют о его психологическом дискомфорте и страдании. Эти сигналы могут быть как вербальные (слова), так и невербальные (различные тревожные действия).
Таких детей нельзя переутомлять, так как процесс переутомления негативно скажется на работе всей нервной и психической системы и приведет к разбалансировке только что налаженных механизмов. Для правильного понимания происходящего аутичному ребенку надо объяснять смысл всех действий, порой требуется использовать для этого наглядный материал, например, различные схемы.
Таким образом, используя системный и комплексный подход в воспитании таких детей, можно добиться отличных результатов, которые приятно удивят вас и вашего малыша.

Дарья Яушева, социальный предприниматель и журналистка, растит шестилетнего сына, которому несколько лет назад диагностировали аутизм. Вместе с семьей, педагогами и единомышленниками она делает все, чтобы ее ребенок и другие дети с расстройствами аутистического спектра могли получать адекватную помощь, общаться, абилитироваться и расти в инклюзивном обществе. По просьбе НЭН Даша написала колонку о том, каково это – быть мамой ребенка с особенностями развития.

Вспомните тот момент, когда у вас родился ребенок. А теперь сделайте крохотный шажок назад по линии времени. О чем вы думали до его рождения? Помните, вы впервые разглядывали его долго-долго, когда он в пеленках лежал, сонный, очаровательный, пахнущий ни с чем не сравнимым грудничковым запахом?

Многие отвечают, что хоть раз, да задумывались о том, как ребенок будет расти, как будет выступать в костюме мушкетера (или Мальвины) на утреннике в детском саду, учиться в самой лучшей языковой школе, поступит в какой-нибудь вуз с приставкой «престижный», ну и так далее по списку. С женитьбой, детьми и стажировкой за границей.

После рождения сына мне посчастливилось прожить с такими мыслями четыре года. Мне это нравилось. Вообще, фантазии – это классно. Они мотивируют, воодушевляют, заставляют двигаться вперед тогда, когда накапливаются усталость и раздражение. Представишь себе в рабочем и домашнем чаду, ради чего это все, и жить снова хочется. А сколько тем для обсуждений с мужем по вечерам: на футбол или хоккей, в МГУ или в МГИМО, к твоим родителям или моим!

Когда ребенку исполнилось четыре с половиной года, на наших фантазиях суровая врачебная рука поставила штамп: «Аутизм». И расписалась: «к.м.н. Петрова А.В.». Я тогда, помню, прищурила глаз и посмотрела на сына каким-то новым взглядом. Примерно час я гадала: а не подменили ли его в роддоме, пока я выбирала, на какие кружки его буду записывать?

Расстройство аутистического спектра – это история без сценария. Это похоже на ситуацию, когда твой близкий пропал, а найти его не могут, и ты ждешь, не зная, что будет завтра. Страшно. Психологи утверждают, что неизвестность – это ключевой фактор стресса. А что мы делаем в таком состоянии? Для начала, решаем: копать или не копать. В смысле, информацию. Пока копаем, согреваемся, узнаем что-то новое, что-то пробуем – тут методика, здесь лекарство, к этому специалисту надо сбегать, а тут вроде и на личную терапию не мешает сходить.


Параллельно в голову приходят страшные мысли. Не о выпускном вечере в старшей школе – я уже перестала чего-то ждать, – а о том, что случится с сыном, если я, не дай бог, попаду под машину завтра. Правда, спросите любого родителя ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Их самый большой страх – умереть раньше собственного дитя.

Во многих случаях личная терапия решает. Рано или поздно все эти демоны-дементоры, шепчущие: «а что, если…» («а что, если прививку сделают не ту?», «а что, если я отвернусь, а он в окно?», «а что,если это он такой из-за того, что я спала во время беременности на правом боку, а надо было на спине?», «а что, если его высмеют в новой группе?», «а что, если мы выйдем за порог, а он в свои шесть истерику в стиле трехлетки закатит?») начинают отступать, потому что появляются первые успехи: диета ли по показаниям дала результат, препарат подобрали верный, или поведенческая терапия сработала, или он просто что-то перерос.


Вот он подошел на улице к соседскому мальчику и улыбнулся. А тут он впервые долго и пристально смотрел в глаза. Мне. А тут он танцевал в саду в общем хороводе. После массажа стал засыпать не за час, а всего за 40 минут. И все это как снежный ком в хорошую погоду: крепче, прочнее, больше становится. А вот и зима подошла: «Давай письмо напишем дедушке Морозу». И он садится, пишет и приносит. Сам. «Подари мне поезд, – пишет, – и кису». И совершенно непонятно, по какому поводу слезы текут: потому что сын живое существо захотел, хотя еще вчера циклился на поездах и самолетах, или потому что выяснилось, что он умеет писать!

…Выбираю билеты на концерт: «Будем слушать виолончель или рояль? Рояль или виолончель?» «Мама, а давай, и то, и это», – отвечает и машет руками. Стиммит, говоря «нашим» языком. Отлично! Приезжают наши любимые Piano Guys. Покупаю билеты. Скоро мы пойдем на концерт и будем обсуждать успехи в музыкальной школе. Кажется, я снова начинаю что-то планировать. Может, в консерваторию пойдет?..

Похожие публикации