Методическая разработка "развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредствам дидактической игры". Методическая разработка по развитию речи в старшей группе

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми.

Проведенная в начале учебного года диагностика развития речи показала, что в группе из 30 детей:

У 10 детей речь активная, они рассказывают стихи, задают и отвечают на вопросы. Употребляют распространенные предложения;

Речь у 10 детей достаточно внятна и понимаема. Предложения состоят из двух-трех слов;

Речь 10 детей развита слабо, говорят односложно, очень невнятно. Знания стихов, песен отсутствуют.

Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывает желание повторить, запомнить.

Я решила обратиться к истокам нашей речи-русскому фольклору. Ведь все также звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, потешки. И не случайно, в последние годы, возрастает интерес к фольклористике, ведь в переводе с английского, слово «фольклор» означает «народная мудрость», которая заключается в том, что соединяет в себе стихи, потешки, песни, прибаутки, игровые и театральные приемы, танцы.

Для более успешной работы подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. У нас была очень интересная непосредственная образовательная деятельность – необыкновенные книги! Ребята из дома принесли любимые книги, но «необыкновенные». Такие как книжки – подушки, книжки – панорамы, книжки для ванны с надувными листочками, музыкальные книжки, книжки – малышки сделанные своими руками. Мы их читали, рассматривали иллюстрации. Например, к сказке «Колобок» были подобраны иллюстрации разных авторов. В театральном уголке поместила фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты. Все это сразу привлекло внимание детей. Они с интересом и радостью шли в «книжный дом « : рассматривали иллюстрации, рассказывали полюбившиеся потешки, стихи, играли с фигурками из театра.

Методическая разработка

по развитию речи через пальчиковый театр для детей раннего возраста

Разработали :

Педагог – психолог

Воспитатель

Воспитатель

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной проблемой становиться полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Исследуя ее ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени форсированности тонких движений пальцев рук. Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса развития речи, тонко моторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук в комплексе приобретает в работе с детьми дошкольного возраста важнейшее значение.

В современных программах воспитания и обучения в детском саду работа по развитию речи мелкой моторики не является приоритетной, и поэтому мы решили работать в этом направлении.

К одному из эффективных способов коррекции речи детей можно отнести пальчиковый театр, пальчиковые игры. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять роль любого героя. Пальчиковые театры очень хороши для развития речи и театрализованный деятельности, т. к. театрализованные игры повышают речевой, эмоциональный подъем и жизненный тонус ребенка и ребенок чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации ребенка. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность и речь ребенка позволяют использовать их, как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования речи, элементарных математических представлений, до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Инсценировка различных сказок, потешок, прибауток при помощи

фигурок пальчикового театра способствует:

· развитию речи – так нужно произносить слова, фразы, заучивание реплик героев, тренирует память и речь, обогащается словарный запас.

· развитию мелкой моторики рук-так как нужна точная и скоординированная работа пальчиков.

· развитие творческих способностей ребенка.

· развитие координации внимания, т. е. ребенок старается не пропустить

· « выступление» своего героя.

· театральные постановки – развивают фантазию и воображение.

· Развивается пространственное мышление в процессе перемещения персонажей в пространстве.

· Развиваются артистичные и творческие способности, ребенок приобретает уверенность в себе.

Таким образом, пальчиковый театр является важнейшей задачей воспитания детей дошкольного возраста. Тренировка движений пальцев и всей кисти руки является одним из факторов, стимулирующих дальнейшее развитие: речи, мышления, памяти, восприятия, внимания, воображения. Важную роль в этом играет именно пальчиковый театр, который прививает умение слушать, развивает всю познавательную деятельность ребенка и дает возможность ему раскрыться.

Мир пальчиковых кукол – маленькая, но волшебная страна, в которой ребенок играет, радуется, развивает словарь, познает окружающее пространство и самого себя.

Театр « ТОПОТУШЕК» - разновидность пальчикового театра, в котором пальчиковые куклы надеваются на детские пальчики, совершенствующие «топающие» движение по горизонтальной поверхности(стол, лист бумаги и т. д). Театр «ТОПОТУШЕК» целесообразно использовать в работе с детьми раннего возраста. Дети умчаться выполнять движения указательными и средними пальчиками. Работа осуществляется только одной рукой.

Принципы работы

Ожидаемые результаты

Совместная деятельность

« Веселые котята »

Цель; познакомить детей с пальчиковым театром.

· Учить детей активно учувствовать в совместных играх, изображать характерные особенности персонажей, воспитывать дружбу, умение действовать согласованно.

· Развивает речевую активность у детей через пальчиковый театр.

· Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.

Методы: игровой, словесный, творческий.

Оборудование: куклы – «топтуны» для пальчикового театра, стол, лента, бумага, карандаши.

Ход совместной деятельности:

· Психолог(Ю. А.) –Здравствуйте, детишки. Посмотрите, кто к нам сегодня так же как и вы пришел в детский сад? Это котенок. Он хочет с вами поздороваться и познакомиться. Он сегодня первый раз в саду. Подойдите и обнимите его. (Дети поочередно подходят и обнимают котенка, педагог от лица котенка гладит их по голове, называет ласковыми именами).

Почувствуйте, какой он пушистый и мягкий. Дети, давайте с вами представим, что мы котята, маленькие и пушистые, как мы с вами играем друг с другом, прыгаем за клубочком, умываем мордочку и ушки.

· Воспитатель (Ж. Е) На руке кукла – кошка.

Здравствуйте ребятки, серые котятки, это я ваша мама –кошка. Хочу свами поиграть немножко, хотите? Я рада видеть вас всех такими красивыми и нарядными. Поиграем с нашими лапками (руки).

· Все котята моют лапки,

Вот так, вот так!

Моют ушки, моют брюшки,

Вот так! Вот так!

А потом они устали, сладко-сладко засыпали! (дети повторяют движения за педагогом).

Наши лапки проснулись, теперь давайте разбудим наши голосочки.

Как мяукает большая мама кошка? – Мяу..у..у!! (тянем и громко), молодцы.

А теперь, как мамины котята. –Мяу..у..у! (тянем и тихо).

Детишки, но кошка и котята умеют не только мяукать, но и шипеть. Давайте вместе пошипим. Громко и тихо –шшшшш..шшш..(дети повторяют за взрослым). Молодцы, вот и проснулись наши голосочки. Я предлагаю вам отправиться по дорожке в детский сад. По дорожке нам не будет скучно, мы пойдем по извилистой дорожке, готовы?!А помогут нам дойти наши помощники куклы-топтуны. (надеваем на пальчики куклы-топтуны котята).

Вот шагаем по дорожке, поднимаем выше лапки, вот так. Вот так! Посмотрите, детский сад! Рад он видеть всех котят. Кто нас встречает – это кошка воспитатель.

· Вы пришли ко мне ребятки, я хочу спросить вас умеете вы играть с клубочками? Покажите мне свои лапки-царапки, будем их учить рисовать разноцветные клубочки. Какого цвета будут ваши клубочки?- разноцветные, выбирайте карандаши. Рисуют клубочки.

· В завершении котята с кошкой воспитателем идут встречать маму - кошку с рисунками.

· Заключительная часть – рефлексия. Котенок прощается с детьми, дети обнимают и прощаются.

Список литературы:

«Тропинка к своему я»

« Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет»

«Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

« Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне развитие ребенка .

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Возраст 2-3 года – интенсивный период в развитии коммуникативных навыков. В это время интенсивно развивается мелкая моторика, которая позволяет овладеть ребенку предметными действиями, познавательной сферой.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Работа по развитию мелкой моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего возраста, улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас, вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.

Исследованиями отечественных физиологов – ученых, -Фомина, была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно ещё во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием руки пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки», «Ладушек» и других) проводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро утверждал, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова писала: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, тесно связанными с речевой функцией».

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. По мере совершенствования мелкой моторики шло развитие речевой функции. Сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения кисть руки есть ещё одна речевая зона мозга» - доказывает.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше.

Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т. д.

Считается, что все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация , конструирование, плетение, вязание и т. д.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Развивающая программа «Озорные пальчики» рассчитана на детей 2-3 лет и состоит из различных игр, упражнений, пальчиковых игр, продуктивной деятельности, конструктивных игр.

Цель : формирование коммуникативных навыков посредством развития мелкой моторики детей 2-3 лет средствами художественного творчества, пальчиковых, конструкторских, настольных, дидактических игр и упражнений.

Задачи :

1. Разработать комплексы приёмов развития мелкой моторики рук детей раннего возраста.

2. Формировать умение манипулировать разными предметами, развивать речь и обогащать словарь детей, знакомить с нетрадиционными техниками рисования и лепки.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.

4. Способствовать формированию коммуникативных навыков детей раннего возраста.

5. Способствовать развитию познавательных процессов детей раннего возраста.

6. Воспитывать у детей интерес к различным играм: пальчиковым, дидактическим, настольным, конструктивным и др..

7. Создать предметно – развивающую среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук ребёнка 2-3 лет.

8. Программа состоит из диагностического, коррекционного и контрольного этапов.

1. Диагностический этап представляет собой предварительное тестировании детей по следующим методикам:

1. Диагностические ситуации, направленные на выявление уровня развития коммуникативных навыков детей раннего детства.

Примерная продолжительность обследования ребенка 10 – минут. Диагностики прилагаются.

2. Коррекционный этап проходит в форме настольных, дидактических, пальчиковых, конструкторских игр; художественного творчества.

3. Контрольный этап позволит увидеть эффективность развивающей работы. Контроль осуществляется с использованием тех же методик, которые использовались на констатирующем этапе.

Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.

Принципы работы

От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно - образная память, чем словесно - логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

Принцип индивидуализации - обеспечить развитие каждого ребенка;

Связь обучения с жизнью: содержание работы опирается на полученные ребенком представления об окружающих предметов и явлений действительности;

Принцип соразмерности, заключается в том, что задания, задаваемые детям, приемы и методы, используемые в работе, соответствуют их возрасту и уровню развития.

Форма организации образовательного процесса: подгрупповая, индивидуальная, фронтальная.

Ожидаемые результаты

1. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста.

2. Формирование речевых навыков у детей раннего возраста;

3. Интеллектуальное развитие детей;

4. Пополнение предметно-развивающей среды;

5. Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Ведущая педагогическая идея работы заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста.

Работа проводится в течение учебного года, с октября по апрель месяц постоянно.

В работе используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики. Это игры и упражнения, пальчиковые игры, изобразительная деятельность, массаж рук.

В ходе работы дети знакомятся со свойствами красок, свойствами окружающих предметов, геометрическими фигурами, основными цветами, развивается мелкая моторика рук, обогащается чувственный опыт детей.

Во время свободных игр ежедневно проводится индивидуальная работа: игры со шнуровками, развивающими кубиками, дидактические игры и т. д.

Перспективное планирование: «Развитие мелкой моторики»

Месяц

Тема

Цель

Рисование:

«Падают, падают листья»

«Ветка рябины»

«Колобок»

«Ягоды рябины»

Конструирование:

«Башенка из кубиков»,

«Разноцветная башенка из кубиков», «Высокая башенка из кубиков», «Башенка из кирпичиков».

Дидактические игры: «Подарок для куклы», «Нанизываем кольца», «Чудесный мешочек», «Прячем ручки».

Игра с бумагой «Кому листик?»

Пальчиковые игры: «Сорока белобока», «Идёт коза рогатая», «Паучок», «Где же ваши ручки?»

Настольные игры.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»

Учить рисовать пальчиками – окунать в краску кончики пальцев и ставить на бумаге отпечатки. Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Листопад». Развивать чувство цвета и ритма.

Знакомить детей с техникой рисования пальчиками, развивать инициативу. Закреплять умение различать цвета.

Учить детей скатывать шар из теста круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму «шара». Воспитывать отзывчивость и доброту.

Упражнять в умении накладывать кубик на кубик; класть кубик на кубик, соотнося кубики по цвету; упражнять в умении класть кирпичик широкой стороной на стол, класть кирпичик на кирпичик.

Развивать мелкую моторику; закреплять знание названий цветов; формировать умение нанизывать кольца на стержни, соизмеряя величину предмета; развивать глазомер. Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Развивать сообразительность. Учить детей подражать движениям взрослого.

Развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук

Учить детей движениям пальцев в соответствии словам текста.

Формировать умение поочередно "шагать" указательным и средним пальчиками правой и левой руки.

Рисование:

«Дождик, чаще, кап-кап-кап!»

«Падающий снег»

«Фрукты для куколки»

«Мяч для Тани»

Конструирование:

«Машина», «Поезд для матрёшки», «Поезда большой и маленький», «Дорожка для матрёшки».

Дидактические игры: «Кукла идёт на прогулку», «Лабиринт для пальчика», «Переложи фасоль», «Крутись карандаш».

Пальчиковые игры: «Семья», «Ладушки»,

«Тук тук.», «Осень».

Настольные игры.

Консультация для родителей ««О пользе развития мелкой моторики

у детей с раннего возраста»

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки - дождь, распределяя их по всему листу. Показать взаимосвязь между характером образа и средствами художественно-образной выразительности – рисовать струйки дождя в виде штрихов или прямых линий – вертикальных и слегка наклонных. Развивать мелкую моторику.

Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, распределяя их по всему листу.

Учить детей скатывать шар из теста круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока, мяча. Развивать логическое мышление. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Упражнять в умении класть кубик на кирпичик; приставлять кубики друг к другу; учить подбирать кубики в зависимости от величины игрушки.

Развивать речь, мелкую моторику, координацию движений, гибкость пальцев; формировать умение действовать по указанию педагога. Массаж ладоней, формировать умение катать карандаш между ладоней.

Учить детей поочередного сгибать и разгибать пальцы, сжатые в кулак

Формировать умение поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Формировать умение сжимать пальцы в кулак.

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей.

Рисование:

«Ёлочка красавица»

«Закрасим ёлку»

«Мы скатаем снежный ком»

«Новогодняя ёлка»

Конструирование:

«Дорожка широкая», «Дорожка широкая и узкая», «Стол», «Стул».

Дидактические игры: «Сухой бассейн», «Спрячь в ладошке», «Помогаем маме».

Конструирование из палочек «Елочка»

Пальчиковые игры: «Капустка», «Пальчик – мальчик...», «Две тетери», «Большие ноги».

Настольные игры.

Родительское собрание «Наши пальчики играли».

Показать детям возможность получить изображение ёлочки с помощью отпечатков ладошек. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и детьми.

Учить детей аккуратно, мазками в одном направлении закрашивать вырезанный из плотной бумаги силуэт предмета с помощью поролонового тампона; учить находить части тела и лица.

Продолжать учить детей раскатывать комок круговыми движениями. Воспитывать интерес к лепке.

Продолжать учить детей скатывать из теста маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей.

Упражнять в умении выкладывать кирпичики плашмя, соединяя их узкие длинные стороны; приставлять их друг к другу узкой короткой или длинной стороной, самостоятельно выбирать способ постройки; класть кирпичик на кубик; ставить кирпичик на узкую короткую сторону около кубика.

Развивать мелкую моторику рук.

Научить ребенка одной ручкой выбирать один вид крупы, а другой второй вид крупы, проговаривая соответственные слова.

Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев.

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей.

Рисование:

«Птички»

«Вкусный пирог»

«Печенье для бычка»

Конструирование:

«Мебель для матрёшки», «Диван», «Кровать», «Кресло».

Дидактические игры: «Помоги ёжику», «Лабиринт для карандаша», «Мозаика», «Ветерок», «Спрячь игрушку».

Пальчиковые игры: «Замок» «Зайчики», «Игрушки», «Курочка».

Алые цветы».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей».

Показать детям возможность получить изображения с помощью отпечатков ладошек. Вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования. Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и детьми.

Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость. Знакомство с живописью ладошками, продолжать рисование пальчиками. Упражнять в комбинировании двух различных техник.

Учить детей сплющивать шар между ладоней, придавая ему форму лепёшки; учить украшать изделие с помощью дополнительного материала. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Упражнять в умении класть кирпичик на кубик, ставить кирпичик на узкую сторону около кубика, подбирать детали конструктора по величине; располагать кубики рядом, кирпичики вертикально на узкую сторону.

Развивать мелкую моторику; формировать умение выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Учить детей сжимать обе ладошки в "замочек".

Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии детей.

Рисование: «Зёрнышки для курочки»

«Ласковое солнышко»

«Червячки для цыплёнка»

«Пирожки для Машеньки»

Конструирование: «Забор вокруг дома», «Забор для утят», «Ворота», «Разноцветные ворота для машин».

Дидактические игры: «Разбери фасоль и горох», «Не боюсь колючек», ««Цветные вкладыши», «Брызгалки».

Пальчиковые игры: «С добрым утром», «Ай туки, туки, туки...», «Апельсин», «Зайка».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Игротека».

Продолжать учить детей рисовать точки пальчиками. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Познакомить детей с понятием «лучик», учить рисовать пальчиками короткие линии, круг, глаза, нос, рот. Развивать мелкую моторику рук.

Учить детей раскатывать «колбаску» прямыми движениями руки. Развивать восприятие формы и мелкую моторику.

Продолжать учить детей отрывать маленькие кусочки теста, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху на ограниченном пространстве.

Упражнять в умении ставить кирпичики на узкую длинную сторону, плотно приставляя их друг к другу, располагая их на расстоянии друг от друга, около кубиков; Упражнять в умении делать перекрытие из кирпичика, располагая его плашмя на 2 цилиндра; на 2 кубика; на 2 кубика или кирпичика»; различать и называть цвета.

Развивать мелкую моторику; формировать умение раскладывать фасоль и горох и по разным емкостям; формировать умение вкладывать одну форму в другую, соизмеряя величину предмета; развивать глазомер; формировать умение катать массажные мячи между ладоней. Развивать сообразительность.

Знакомить с цветом, величиной предмета. Закреплять знание названий цветов.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами.

Расширить знание родителей о развивающих играх по мелкой моторике.

Рисование

«Клубочек для котика»,

«Вот такие ножки у сороконожки!».

«Бублики-баранки»

«Цветные карандаши»

Конструирование:

«Дом для животных», «Дом для матрёшки», «Дом», «Лесенка».

Дидактические игры: «Переложи из одной емкости в другую», «Подбери крышку».

Пальчиковые игры: «Обезьянки», «Ручки», «Поросята», «Часы».

Настольные игры.

Консультация для родителей «Игры между делом на кухне».

Учить детей рисовать круговыми движениями кисти клубки ниток. Развивать мелкую моторику рук.

Вовлекать в сотворчество с педагогом и другими детьми: рисовать ножки – прямые вертикальные линии, дополняя созданный педагогом образ сороконожки. Вызывать желание украсить сороконожку цветными пятнышками – самостоятельно рисовать «узор» пальчиками. Развивать чувство цвета и ритма.

Вызвать интерес к лепке баранок и бубликов. Формировать умение раскатывать прямыми движениями «колбаску» и замыкать в кольцо, плотно прижимая её концы друг к другу. Развивать восприятие формы и мелкую моторику.

Продолжать учить детей скатывать из теста шарики круговыми движениями вперёд – назад; с помощью пальцев один конец столбика, придавая ему форму карандаша. Закреплять умение различать и называть цвета.

Упражнять в умении ставить кубики недалеко друг от друга, накладывать призму на кубики; ставить кирпичики на узкую длинную сторону на расстоянии друг от друга, делать перекрытие из призмы; приставлять кубики друг к другу, ставить кубик на кубик.

Развивать мелкую моторику; формировать умение действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем бусины, крышки. Развивать гибкость пальцев.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами.

Расширить знание родителей о развивающих играх по мелкой моторике.

«Вот какие у нас сосульки!»

«Крошки для золотой рыбки», «Травка зеленеет».

Конструирование:

«Лесенка большая и маленькая», «Широкая лесенка с башней», «Горка», «Горка с дорожкой».

Дидактические игры: «Выложи узор из пуговиц», «Чудесный мешочек», «Выложи из счётных палочек», ««Мозаика», «Пришей пуговицу».

Пальчиковые игры: «Домик», «Дождик, дождик, веселей», «Улитка», «Вышла курочка гулять».

Познакомить детей с морем и его обитателями; формировать умение проводить вертикальные прямые линии и волнистые линии. Развиваем воображение, умение различать и называть цвет и форму предметов, мелкую моторику; воспитывать любовь к живой природе.

Вызвать интерес к изображению сосулек. Учить проводить вертикальные линии разной длины. Продолжать формировать умение рисовать кистью. Развивать чувство формы и ритма.

Учить детей отделять маленькие кусочки теста от большого куска.

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе; закреплять умение отщипывать небольшие кусочки теста от целого куска, раскатывать прямыми движениями «колбаски» - «травку», аккуратно выкладывать на «полянку» - картон.

Упражнять в умении приставлять кубики друг к другу, ставить кубик на кубик, подбирать по величине; соединять узкие длинные стороны, ставить кирпичик на кирпичик; приставлять призму к лестнице; пристраивать к скату горки дорожку из кирпичиков.

Развивать мелкую моторику, гибкость пальцев, речь ребенка, сообразительность; формировать умение действовать по указанию педагога, брать большим и указательным пальцем пуговицу, мозайку. Формировать умение определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать соотносящие движения рук; учить действовать деревянной иглой.

Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Учить детей движениям пальцев в соответствии со словами

Расширить у родителей представление о мелкой моторике в развитии детей.

Занятие на осеннюю тему в детском саду. Подготовительная группа



Пояснительная записка: данная методическая разработка предназначена для детей в подготовительной к школе группе, детей с нарушениями слуха. Будет интересна воспитателям, работающим в коррекционных учреждениях, а также воспитателям, работающим в общеобразовательных ДОУ, и родителям.
Предварительная работа. Чтобы провести такое занятие необходимо, чтобы неслышащие дети могли читать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы, задавать их самостоятельно. Провести занятия по темам: семья, овощи, фрукты, ягоды, домашние животные и птицы, город и село. Так же должны знать времена года, признаки времен года и месяцы.

Цель: составление рассказа по закрытой картине с помощью вопросов.

Задачи:
Обучающие: - способствовать формированию умения детей задавать вопросы самостоятельно;
- закреплять умение детей отвечать на вопросы о временных представлениях, о погоде;
- учить составлять с помощью табличек рассказ по картине; читать текст, проговаривать фразы, понимать смысл прочитанного, соотносить с изображением;
Коррекционно-развивающие: - расширять словарный запас детей; развивать речевую активность;
- развивать память на основе повторений;
- развивать мышление на основе ответов на вопросы, умении задавать их самостоятельно;
- развивать познавательный интерес и любознательность детей;
- развивать общую моторику с помощью динамической паузы;
Воспитательные: - воспитывать интерес к занятиям;

Методы обучения: игра, беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, применение технических средств обучения.

Оборудование: таблички, картина, презентация для динамической паузы.

Примерный словарь: будем заниматься, будем отвечать на вопросы, осень, сентябрь, солнце светит, задай вопрос, будем читать рассказ.

Интегрируемые ОО: познание, развитие речи, социально-коммуникативная, физическое развитие.
Содержание занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра: «Ответь верно».
3. Игра: «Задай вопрос»
Составление рассказа по вопросам детей и чтение всего текста.
4. Динамическая пауза.
Движения под презентацию «Солнышко».
5. Игра: «Прочитай и покажи».
Индивидуальное чтение предложений детьми у доски и показ по картине.
6. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети стоят около стульчиков.
Учитель: Наденьте наушники и микрофоны, потом включите.
(дети надевают и включают наушники)
Слушайте. (за экраном учитель проговаривает четверостишие)

Осень, осень, листопад.
Листья жёлтые летят.
Тут летят, там летят,
Под ногой шуршат, шуршат.

Что услышали? (дети повторяют стихотворение)
Слушайте вопрос. (вопрос звучит за экраном) Что будем делать?
Дети: Будем заниматься. (сначала отвечают по одному, затем хором проговаривают сопряжено с учителем)
Учитель: Сядьте красиво. (дети садятся на свои места)

2. Игра: «Ответь верно».

Учитель: Будем отвечать на вопросы.
Какое время года сейчас?
Дети: Сейчас осень.
Учитель: Какой месяц сейчас?
Дети: Сейчас сентябрь.
Учитель: Какая погода сегодня?
Дети: Солнце светит. Небо голубое. Прохладно. Дует ветер.
Учитель: Назови осенние месяцы.
Дети: (отвечают сначала по одному, затем проговариваем вместе)
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель: Назови зимние месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Учитель: Назови весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Учитель: Назови летние месяцы.
Дети: Июнь, июль, август.
Учитель: Верно. Молодцы.

3. Игра: «Задай вопрос»

Учитель: (показываю на доску, где закрытая картина)
Что там?
Дети: Там картина?
Учитель: Хотите узнать, что на картине?
Дети: Да.
Учитель: Задайте вопрос. (проходит беседа)
Дети: Какое время года?
Учитель: Там осень.
Дети: Какая осень?
Учитель: Ранняя осень.
Дети: Какой месяц?
Учитель: Сентябрь.
Дети: Что там?
Учитель: Там дом, сарай, колодец, огород, сад.
Дети: Кто там?
Учитель: Там мама, мальчик Коля, девочка Лена, бабушка Валя, дедушка Саша, домашние животные и птицы.
Дети: Это село или город? (далее по вопросам детей помещаю таблички на доску под картиной с ответами)
Учитель: Село.
Дети: Что растет на огороде?
Учитель: Овощи растут на огороде.
Дети: Что делает Коля?
Учитель: Коля собирает огурцы.
Дети: Что делает мама?
Учитель: Мама собирает огурцы.
Дети: Что делает бабушка Валя?
Учитель: Бабушка Валя кормит кур.
Дети: Что делает дедушка Саша?
Учитель: Дедушка Саша работает.
Как все работают?
Дети: Все работают Хорошо.
Учитель: Показать картину?
Дети: (с нетерпением) Да, покажи.
Дети рассматривают картину.
Учитель: Встаньте. (дети встают)
Будем читать рассказ. (сопряженное чтение всего текста, соблюдая правильное произношение, проговаривание предложений на одном выдохе)

4. Динамическая пауза.

Учитель: Будем играть.
Включаю презентацию с четырьмя слайдами (4 солнышка: рассвет,2 разные анимации солнца, закат) Дети проговаривают слова и под музыку выполняют движения.
Утром солнышко встаёт,
Выше, выше, выше.
(Дети присели, потом медленно встают, имитируя руками подъем солнца.)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеётся.
(Дети хлопают в ладоши, улыбаются.)
А под солнышком нам всем
Весело живётся.
(Дети прыгают и машут руками.)
К ночи солнышко зайдёт
Ниже, ниже, ниже.
(Присаживаются на корточки, имитируя закат.)
Учитель: Играли хорошо. Сядьте.

5. Игра: «Прочитай и покажи».

Приглашаю по одному ребенку к доске, предлагаю прочитать несколько предложений, каждое проговорить правильно и показать на картине соответствующее изображение.
Учитель: Арина, иди ко мне. Читай. Покажи.
Беги. Сядь.
Учитель: Соня, иди ко мне. Читай. Покажи.
Прыгай. Сядь.
Учитель: Илья, иди ко мне. Читай. Покажи.
Иди. Сядь.

6. Итог занятия.

Учитель: Читали хорошо.
Что мы делали?
Дети: Мы занимались.
Учитель: Чем мы занимались?
Дети: Мы отвечали на вопросы. Задавали вопросы. Составляли рассказ по картине «Ранняя осень». Играли. Читали рассказ. (если дети затрудняются с ответом, то проговариваем сопряжено, вместе)
Учитель: Вы занимались хорошо.

Таким образом, в ходе данного занятия мы с помощью решения задач достигли нашей цели: составили рассказ по закрытой картине с помощью вопросов.
Следующим этапом работы с данной картиной будет пересказ.

Бакеева Альфия Анваровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ Детский сад "ДЕЛЬФИН"
Населённый пункт: Белорецк, респ. Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическая разработка по развитию речи в ДОУ
Дата публикации: 27.11.2016
Раздел: дошкольное образование

*
Методическая

разработка по

развитию речи

«Особенности

современных

форм, методов

работы в ДОУ по

развитию речи

дошкольников»

*
Актуальность

проблемы речевого

развития
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. * Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. * В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. * Речь – это инструмент развития высших отделов психики. * С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. * Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. * Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
*
Условия успешного

речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.
*
Технологии

Метод наглядного

моделирования

Игровые

технологии

Здоровьесберегающие

технологии

* Мнемотехника Сенсорно- графическая схема (Воробьёва В.К.) Блок –квадрат (Глухов В.П.) Предметно- схематическая модель (Ткаченко Т.А.) Схема составления Рассказа (Ефименкова Л.Н.) Коллаж (Большева Т.В.)

Мнемотехника
(греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Использование мнемотехники в обучении

дошкольников позволяет решить такие

задачи как:
1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
На двор е звенит капель, по поля м бежит ручей, на доро гах лужи. Скоро вый дут муравь и после зимней стуж и. Пробир ается медвед ь сквозь лесной валежн ик. Стали птиц ы песни петь, и зацв ёл подс неж ник.
«Весна»

*
*  Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память.  Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа.  Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия.  Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план.  Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - наречие -
*

themegallery
* Схема описания и сравнения посуды
*
* Обогащение словарного запаса Обучение составлению рассказов Пересказ художественной литературы Отгадывание и загадывание загадок
*
Задание: игровой тест на определение

знаний, умений и навыков воспитателей
1 . Назовите формы речи. 2. Какие умения развиваются в диалоге. 3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. 4. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. 5. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. 6. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. 7. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? 8.Ведущий прием для активизации речи и мышления.
* Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
themegallery

*
На тему любви:
Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта.
На тему жизни:
Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

*  Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.  Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.  Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.  После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.  Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе.

Цель: Развивать внимание, память, умение логически мыслить.

Задачи: 1. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. 2. Активизировать использование в речи сложно - подчиненных предложений. 3. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж». 4. Четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками. 5. Произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Ход занятия:

Воспитатель читает стихотворение Т. Волгиной «Где, чей дом». Воробей живет под крышей. В теплой норке - домик мыши. У лягушки дом в пруду Домик пеночки в саду. - Эй, цыпленок, где твой дом? - Он у мамы под крылом. Задает вопросы? «О чем говорится в этом стихотворении?». (О том, кто, где живет). - Про чьи дома рассказывается? (Воробья, мыши, лягушки, цыпленка). - Еще в стихотворении говорится о домике пеночки. Пеночка - птичка, она живет в саду. Вместе с большим воробьем живут под крышей малыши - воробьишки. (Если дети не могут ответить, воспитатель подсказывает начало слова.) - В пруду домик лягушки и … лягушат. (Хоровые и индивидуальные ответы). Домик цыпленка у мамы под крылом. У курицы много … цыплят. А у пеночки птенцы так же называются - пеночки. Один птенчик - пеночка, много птенцов - пеночки. - Названия еще каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц? (Воспитатель может подсказать начало слов: «лас…точки, «си…нички»). Один птенчик - … ласточка, синичка; много птенчиков - … ласточки, синички. - Каких еще птиц и птенцов вы знаете?(Самостоятельные ответы детей). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. При подведении итогов педагог называет ребенка, больше всех набравшего фишек). Подвижная игра: «Совушка» Из числа играющих выделяется «совушка». Её гнездо в стороне от площадки. Играющие на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде. По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков и т.д. По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. «Совушка» выходит на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх игроков. Затем «совушка» опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. После 2-3 выходов «совушки» на охоту её сменяют новые водящие из числа тех, которые ни разу ей не попались. Правила запрещают «совушке» подолгу наблюдать за одним и тем же игроком, а пойманному вырываться. Дети, отдохнув, возвращаются на свои места. Воспитатель загадывает загадки: Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёжик) - Почему вы думаете, что это ёжик? - Какой знакомый звук есть в отгадке - «ж» или «ш»? (Вопрос задается после отгадывания детьми загадки). - Произнесите слово так, чтобы слышался звук «ж». (Ёжжжик). Маленькие ножки, Боится кошки, Живет в норке, Любит корки. (Мышка) - Почему выдумаете, что это мышка? - Какой знакомый звук в слове «мышка» - «ш» или «ж»? Произнесите его протяжно. (Мышшшка) - Сейчас я прочитаю стихотворение, в словах, которого очень часто встречается знакомый вас звук. Послушайте внимательно и скажите, какой это звук». Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь». Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». - Придумайте рассказ про мышонка, который не спит. (Ответы 2-3 детей). - Послушайте еще одно стихотворение: Жук упал, и встать не может. Ждет он, кто ему поможет. - Придумайте рассказ про жука: что с ним случилось? Кто ему помог? (Ответы 2-3 детей). - Послушайте скороговорку: «Хорош пирожок, внутри творожок». - Повторите сначала медленно и громко, потом медленно и тихо. (Некоторым детям воспитатель предлагает повторить скороговорку шепотом быстро). Педагог берет в руки медведя и от его имени дает детям задание: - Отгадайте, что я больше всего люблю? (Мед, малину). - Послушайте, как я произнесу слово «ма - ли - на». Сколько в этом слове частей? (Три). - Давайте посчитаем вместе: маа - лии- наа. (При произнесении каждой части дети выкладывают перед собой счетную палочку). - Какая первая часть слова? (Ма.). Какая вторая? (Ли). Третья? (На). Всего три части». Аналогично разбираются слова «машина», «Наташа». Динамическая пауза «Правая - левая рука» Дети произносят слова, сопровождая их движениями: Это - правая рука, Это - левая рука. Справа - шумная дубрава, Слева - быстрая река… Обернулись мы и вот Стало всё наоборот: Слева - шумная дубрава, Справа - быстрая река… Неужели стала правой Моя левая рука? - Ребята, а теперь давайте вместе вырежем журавликов из бумаги. Показ воспитателя, как нужно вырезать журавликов (путем сложения бумаги вдвое, по намеченным линиям). Одного из них подарим Мишке». Итог занятия: 1. С какими звуками мы с вами познакомились? 2. Что вам запомнилось, что понравилось на занятии?

Похожие публикации