Конспект занятия в старшей группе « хлеб - наше богатство ». Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа)

Тема: « Рада скатерть хлебушку, а он на ней как солнышко».
Цель: С формировать у детей представление о ценности хлеба.
Задачи: 1. Уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола.
2. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей
страны, в пословицах и поговорках. Учить детей работать с тестом.
3. Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

Индивидуальная работа с Яной, Вовой активизировать детей во время игр, с Димой, Артёмом, Викой закрепить умение отвечать на вопросы полным предложением.

Предварительная работа : Беседы о хлебе, отгадывание загадок, заучивание стихов,
пословиц о хлебе, сравнение колосков ржи и пшеницы, пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу,наблюдение за выгрузкой хлеба в детском саду, экскурсия к хлебному магазину, рисование колосков и зёрен пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций.

Материал : посылка с караваем внутри, проектор, видео картинки к дидактической игре «Откуда хлеб пришел?», мука в тарелочках, тесто, фартуки, салфетки для рук, тазы с водой для мытья рук, 3 шапочки для игры с изображением калачей, ватрушек, пирожков.
Ход занятия . Дети входят в зал под музыку.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся (под музыку валеологическая распевка «Доброе утро» )
Доброе утро! Улыбнись скорее!
И сегодня весь день будет веселее.
Мы погладим лобик, носик и щёчки.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем,
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!


Раздается стук в дверь, появляется почтальон Печкин, в руках у него посылка.

Печкин : Здравствуйте, ребята! Это детский сад №65, группа№10? Я почтальон Печкин, принёс вам посылку. Вот, получите и распишитесь.

Воспитатель : Ребята, смотрите посылка из сказочной страны! Кто бы мог её прислать, как вы думаете? Что же может быть в этой посылке? Как можно определить?
Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать).

Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, я предлагаю отгадать загадку:Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Он с горбушкой золоченной

Шел к тебе издалека…(хлеб).

Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. А прислала посылку Марья – искусница, спасибо ей. Ребята, давайте попробуем каравай! (Каравай делиться между детьми и Печкиным). Печкин не доедает кусок, корку оставляет.
Воспитатель обращает на это внимание: Печкин, а почему ты не стал, есть корку?
Печкин: Я уже наелся и спешу в сказочную страну, где есть чудо – дерево, на нем много таких караваев, булок, кренделей растет.
Воспитатель: Печкин, что же это за дерево такое, на котором хлеб растет? Ребята, а вы о таком дереве слышали?
Печкин: Как вы не знаете? А мне Шарик рассказывал, что весь хлеб на деревьях растет: есть пирожковые деревья, есть булочные, а есть плюшечные. Сначала булки и плюшки маленькие бывают, потом растут, растут и когда совсем поспевают, то их с дерева снимают и по хлебным магазинам развозят.
Воспитатель: Печкин, ты сам видел такие деревья? Ребята, а как вы думаете, как хлеб к нам на стол попал? Может, он на дереве вырос? Может на грядке?
Ответы детей.
Воспитатель:
Ребята, а давайте расскажем Печкину, как хлеб на стол попадает. Уважаемый, Печкин, оставайся с нами, присаживайся и послушай, что мы знаем о хлебе. Ребята, скажите, из чего делают хлеб? Из чего получают муку? Из каких зерен, какая мука получается?Ответы детей.
Воспитатель:
Правильно! Из зерен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы к нам хлеб на стол пришел, нужно затратить очень много труда и сил. Этим и занимаются хлеборобы.
Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

Через проектор показываются картинки, рассматриваемс детьми и составляем рассказ «Откуда хлеб пришел?» : сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут в пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.
Воспитатель: Выращивать и убирать хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в поле выходят трактора. Трактор тянет за собой тяжелый плуг, который глубоко вспахивает землю. Давайте и мы с вами превратимся в трактористов и под музыку вспашем землю.
Упражнение «Трактора» : Тара – тара – та - ра – ра.
Из колхозного двора выезжают трактора,
Будем землю пахать, будем рожь засевать,
Будем хлеб молотить, малых детушек кормить.
Воспитатель: И вот земля стала мягкой, рыхлой. Можно начинать сеять. Ровными, аккуратными рядами укладывают зерна пшеницы в почву сеялки. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Давайте и мы превратимся в зернышки, которые посеяли.
Упражнение под музыку «В землю зернышко попало»:
В землю зернышко попало, подрастать на солнце стало,
Дождик землю поливал, и росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся.
Воспитатель: Ну, вот зерна созрели, начинается жатва (дети повторяют хором и индивидуально ). Раньше это делали вручную, выходили в поле косцы – мужчины, с утра до ночи срезали серпами хлебные колосья, а женщины вязали снопы, складывали их в высокие скирды. Скирды – это по - особому сложенное сено, скошенные колосья для просушки. Когда смотришь на такое поле, наблюдаешь красивую картину. С давних пор художники, поэты, композиторы воспевали красоту такого поля.

Воспитатель:
Давайте с вами послушаем произведение русского композитора П.И.Чайковского «Жатва»

слушание музыки (показать картинки с жатвой ).
Понравилось вам произведение? Что вы представляли, когда слушали музыку?
Ответы детей.
Воспитатель:
А в наше время на поле выходят комбайны. Так что же делает комбайн?
С полей машины везут зерно на элеватор (дети повторяют хором и индивидуально ) специальное сооружение для хранения зерна. Куда везут зерно с элеватора? Для чего нужна мельница? Куда отправляют муку с мельницы?
Ответы детей.

Воспитатель: На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Давайте и мы с вами превратимся в пекарей и замесим тесто для нашего каравая.
Пальчиковая гимнастика «Каравай» :

Мешу, мешу тесто, есть в печи место.
Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – 2 раза.
Воспитатель: И вот тесто замешано, пришла пора его класть в форму и ставить в печь. Когда хлеб испечется, его грузят на машины и везут в магазины. А что можно испечь из муки кроме хлеба? Как изделия из муки можно назвать, одним словом.
Ответы детей.

Русская народная игра «Бай качи, качи, качи! Глянь баранки калачи».
Воспитатель : Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат
всевозможными витаминами. Русский народ всегда очень бережно относиться к хлебу. Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью. Хлеб - всему голова! Всего 3 слова, но как точно говориться в пословице о важности хлеба. Ребята, а вы какие пословицы знаете о хлебе?
Без хлеба - нет обеда! Будет хлеб - будет и песня. Без хлеба не вкусно и не сытно. И обед не в обед, коли, хлеба нет. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат.

Песня «Золотое зернышко» сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?
Посмотрите, какие нужны компоненты, давайте их назовём.
Ответы детей .
Показать детям заранее подготовленное тесто.
Воспитатель:
Ребята, это настоящее хлебное пшеничное тесто, мне его дала наш повар Нина Яковлевна (определить с детьми какое тесто на запах, на ощупь, на вкус). А вы хотите побывать в роли пекарей? Это возможно. Вы можете « испечь» булочки любой формы,какой захотите. Вы вложите любовь и доброту в каждую булочку.

Помыв руки и надев фартуки, дети лепят из теста различные хлебобулочные изделия, укладывают на противень.Воспитатель : Ребята, вы все молодцы.Что же надо сделатьдальше?
Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята, наши булочки надо отправить в печь. Но печь у нас есть только на кухне, вот туда мы и отнесем печь наши булочки. И к обеду у нас с вами будут румяные булочки, приготовленные вашими руками (после работы с тестом, дети вытирают руки влажными салфетками и бумажными полотенцами ).

«Танец с колосьями» на музыку «Песня о хлебе» муз. О.Фельман, сл. В.Дюков.
Воспитатель:
Ребята, как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.
Воспитатель:
Сегодня мы вспомнили, что у хлеба не лёгкая дорога к нашему столу. Чтобы на нашем столе всегда был свежийдушистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Хлеборобы засевают зерном поля, выращивают хлеб и обмолачивают его. Шофёры доставляют зерно с полей на элеваторы и мельницы, мукомолы мелют его, пекари выпекают хлеб. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не выбрасывать.Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку хлеба. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно.

Воспитатель: Ну, что Печкин, теперь ты понял, откуда берется хлеб, что на деревьях он не растет.
Печкин: Да, теперь я понял, как хлеб на стол приходит. Я обязательно буду съедать весь хлеб до крошечки. Ребята, мне уже пора возвращаться в Простоквашино. Я расскажу Шарику, откуда к нам приходит хлеб на стол. До свидания.

Воспитатель: Ребята, а наше занятие я хочу закончить стихотворением.
Положит в землю Человек зерно,

Прольётся дождь - зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит,
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
По совести достанется кусок. Я.Аким.
В группе мы с вами прочитаем еще много стихов, рассказов, пословиц и поговорок о хлебе, рассмотрим картины художников. Нарисуем и сделаем выставку ваших рисунков «Откуда хлеб пришел». Из соленого теста вылепим хлебобулочные изделия для игры в «Магазин», «Кафе».А на обед у нас будут булочки, которые вы сделали своими руками, вложили в них любовь и доброту.
Под музыку дети выходят из зала.










Галина Колпакова
Конспект занятия в старшей группе «Хлеб–всему голова»

Конспект занятие в старшей группе на тему Хлеб – всему голова

Воспитатель Колпакова Галина Борисовна

Программное содержание :

1. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

2. Воспитывать уважение к хлебу и труду хлеборобов .

3. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб , пекарь.

4. Упражнять в произнесении трехсложных слов с двумя и тремя стечениями согласных.

5. Учить отражать полученные впечатления в рисунке.

6. Развивать логическое мышление.

3. Чтение рассказов и заучивание стихов : марийская народная сказка “Лепешка”, Ю. Жадовская “Нива, моя нива”, Плещеева “Осенью”, Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел” , С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Я. Аким “Хлеб” , Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко” , С. Дрожжина “Каравай”.

4. Рассматривание иллюстраций З. Лаврентьева в книге “Богатырь из теста” и иллюстраций о труде хлеборобов .

5. Заучивание пословиц и поговорок.

6. Сюжетно-ролевая игра “Жатва”, “Путешествие по родному краю”.

7. Рисование рисунков по темам экскурсий.

Словарь : Комбайн, комбайнер, элеватор, бункер, зябь, озимые, земледелец, хлебороб , агроном, хлебозавод , пекарь, зерно, хлеб , снегозадержание, трактор, тракторист, мелиораторы, мельница, мельник.

Ход занятия

Педагог читает стихотворение Н. Семенова “Хлебушко” .

Вот он – хлебушко душистый ,

С хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем , что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Ребята, о чем говорится в этом стихотворение?

Ответы детей.

Педагог : Правильно, о хлебе . Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе , о труде людей, которые растят хлеб . Но мы будем не только говорить, но и петь песни, слушать музыку, танцевать и рисовать. А еще у меня для вас есть сюрприз. К нам кто – то пришел в гости, а кто – это вы должны угадать?

“Золотист он и усат, в ста карманах – сто ребят”. Кто же это?

Дети : Колосок.

Колосок : Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы отгадали загадку про меня. Я узнал, что вы хотите поговорить о хлебе . Интересно, интересно. Хоть мне все это и знакомо, я с удовольствием послушаю ваши рассказы обо мне и моих братьях.

Педагог : Ребята, вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели . Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба ?

Дети : На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.

Педагог : Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Колосок, для чего проводится эта работа?

Колосок : Это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.

Педагог : Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора?

Дети : Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам.

Колосок : Ох, и до чего интересная у них работа! Гаечки, винтики, колеса. Все они чинят, ремонтируют и к весне у них все машины готовы к работе.

Педагог : Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?

Дети : пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.

Колосок : Да, трактористы пашут землю, да приговаривают :

“Черная земелька, а милее нет.

Черная земелька – будет белый хлеб” .

(Э. Мошковская)

Педагог : Ребята, посмотрите на иллюстрацию “Крестьянин пашет землю”. Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?

Дети : Жали серпом.

Педагог : Скажите, какие машины помогают колхозникам обрабатывать землю в наше время?

Дети : Комбайны, трактора.

Педагог : Почему земля для посева должна быть мягкой?

Дети : Чтобы зернам было легче прорастать.

Педагог : После того как землю вспашут, что с ней делают?

Дети. Вспаханное поле боронят.

Педагог : Чем её боронят?

Дети : К трактору прицепляют борону.

Педагог : Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять?

Дети : Сеялки.

Ребенок читает стихотворение Е. Трутневой “Золотой дождик”.

“По земле сырой, не жесткой,

Там, где тракторы прошли,

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.

И до вечера и позже,

До полночи с темнотой,

Зерна сыпались, как дождик,

Точно дождик золотой”.

Колосок : Ах, как прекрасно лечь в мягкую, теплую земельку и прорасти. Но, чтобы мы дружно росли, за нами надо ухаживать. А что нужно делать, чтобы мы от жаркого солнца не засохли?

Дети : Растения нужно пропалывать и поливать.

Колосок : Поливка необходима растениям. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе , называют – мелиораторами.

Педагог : Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”) . Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.

Колосок : Ребята, отгадайте загадку : “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет?”

Дети : Комбайн.

Хлеб созрел , в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры-

Полевые корабли.

Педагог : Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?

Дети : Комбайнер.

Физминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает

К земле низко прижимает-

Вот как весело играет

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок

Педагог : Отгадайте загадку : “На просторе, в море хлеба , замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба” .

Дети : Элеватор – здание где хранят зерно.

Педагог : А затем куда везут зерно?

Дети : На мельницу, мукомольный завод.

Педагог : Что там делают с зерном?

Дети : Зерно перемалывают в муку.

Педагог : Как называют человека, который работает на мельнице?

Дети : Мельник.

Педагог : Куда потом везут муку?

Дети : На хлебозавод , где пекари пекут хлеб .

Педагог Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, Мы с зернышком приготовили волшебное тесто из которого приготовим пирожки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте шарик, Положите на дощечку, приплюсните, растяните его пальцами чтобы получилась лепешка, подравняйте края. Возьмите формочку и выдавите фигурку. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.

Колосок : Длинна дорога от зернышка до булочки. А сколько вложено труда, сколько людей трудилось от зари до зари : трактористы, комбайнеры, шофера, мелиораторы, пекари, одним словом – хлеборобы .

Педагог : Колосок, наши ребята знают пословицы и поговорки о хлебе и о труде хлебороба .

Много снега, много хлеба .

Хвала рукам, что пахнут хлебом .

Хочешь, есть калачи – не сиди на печи.

Не велик кусок пирога, а стоит большого труда.

За обедом хлеб – всему голова .

Без труда хлеб не родится никогда .

Упустишь время – потеряешь урожай.

Хороша нива у дружного коллектива.

Все за одно, один за всех.

Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится .

Труд человека кормит, а лень портит.

Труд земледельца велик и почетен.

Знай секундам цену, минутам счет.

Сделал дело, гуляй смело.

Лучше сделать маленькое дело, чем совсем сидеть без дела .

Колосок : Спасибо, ребята, я убедился, что вы много знаете о хлебе , как и кто его растит.

Педагог : Хлеб нужен каждому человеку каждый день. Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб !

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста: «Хлеб – наше богатство!"

Образовательная область «Познание» для старшего возраста

Коломыцева Раиса Владимировна воспитатель МБДОУ « Радуга» станицы Тацинской Ростовской области.
Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам, ведущим кружки по экологии.
Цель: Формирование понятия о социальной значимости труда хлебороба.
Задачи:
- Уточнить знания, что хлеб является ежедневным продуктом
- Дополнить представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Закреплять знания о последовательности этапов выращивания хлеба.
- Познакомить с профессией хлебороба.
- Учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его выращивающим
- Воспитывать умение поддерживать беседу, внимательно слушать вопросы и ответы товарищей.

Словарная работа:
Развитие связной речи детей, активизация словарного запаса.

Предварительная работа:
Чтение художественной литературы, рассказов о труде взрослых отгадывание загадок о хлебе, рассматривание иллюстраций о работе хлебороба, знакомство с пословицами о хлебе

Методика проведения:
Воспитатель: Ребята, что вы сегодня ели на завтрак? (Молочная каша, булка, чай)
- А вчера? (Омлет, булка с маслом, кофе)
- А что было на обед? (Борщ, вермишель с котлетой, сок, хлеб)
Воспитатель: Дети, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? Правильно, Каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Дети, а вы любите хлеб?


- Какой хлеб вы любите? (белый, мягкий, булки с изюмом)
Воспитатель: Хлеб это символ благополучия, достатка.


Когда хлеб на столе - это богатство в доме.
Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный, ароматный)

Дидактическая игра: «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; (показать картинки)


Воспитатель: Хлеб бывает разный, но обязательно вкусный и полезный. Ребята, а вы знаете, Откуда берётся хлеб? (выпекают в хлебопекарне)


Воспитатель: Совершенно верно, хлеб выпекают в хлебопекарнях, на хлебозаводах. Можно выпечь хлеб и дома и многие хозяюшки приготавливают этот важный продукт в домашних условиях.

Воспитатель: А из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки


Воспитатель: Посмотрите, у меня мука в тарелке. Попробуйте её руками, какая она на ощупь? (мягкая, рассыпчатая)
Воспитатель: дети, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто? Назовите, какие нужны продукты?
Воспитатель: В муку добавляют дрожжи, сахар, соль и другие продукты. Но главный продукт – это мука. Хлеб бывает чёрный и белый (показать детям)


Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – здоровье, наша сила,
В нем – чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Раздать детям кусочки белого и чёрного хлеба и попросить попробовать и определить вкусовые качества.
Воспитатель: Как получается такой разный по виду и вкусу хлеб? (из разной муки пекут)
Воспитатель: Есть мука пшеничная – из неё пекут белый хлеб. А из ржаной – чёрный. Откуда же берётся пшеничная и ржаная мука? (из пшеницы и ржи)
Загадать загадку:
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)


Воспитатель показывает детям колосья пшеницы и ржи, а рядом разместить пакеты с мукой.
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.

Физминутка – игра: «Из зернышка - колосок».
Цель: обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
Предложить детям встать в круг и превратиться в «маленькое сморщенное семечко» (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками).
Взрослый – садовник – поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. Семечко медленно растет, раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляется колосок (руки в стороны). На ветру колоски колышатся (руки вверху, покачать из стороны в сторону) Поспел урожай, приезжай, убирай! (дать игрушечный руль одному ребёнку и «поехать» по кругу)

Воспитатель: Взгляните, это пшеничные зёрна, а вот пшеничная мука. Есть между ними разница? Значит, чтобы получить муку, зёрна надо размолоть. А ещё раньше добыть из колючих колосков, то есть обмолотить колоски.
Посмотрите на эту картину: вот идут по хлебному полю (так говорят: хлебное поле) комбайны
"Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет".



Комбайны скашивают рожь или пшеницу и одновременно обмолачивают зерно, которое поступает в бункер. Когда бункер наполнится зерном, подъезжает грузовая автомашина. И зерно, с помощью специального устройства, пересыпается в кузов.
Воспитатель: Дети, кто выращивает хлеб на полях нашей родины? (хлеборобы) Давайте хором произнесём – хлеборобы.



- Выращивают и убирают хлеб такие люди, как хлеборобы. В поле трудятся с самого раннего утра и до поздней ночи, убирают до последнего колоска. Труд этих отважных людей очень кропотливый и требует огромного труда, ведь хлеб – это ценнейший продукт питания. Труженики полей пользуются большим уважением и вниманием «Труд земледельца велик и почётен»
Комбайны продолжают работать, а куда же идут машины с зерном? (на приёмные пункты)


- На приёмных пунктах зерно взвешивают, определят качество и решают, куда дальше его отправить. А отправить его можно на мельницу или элеватор.


Элеватор – это специальное сооружение для длительного хранения зерна. Там зерно может храниться несколько лет, до тех пор, пока оно не потребуется и можно будет заменить его зерном нового урожая. Поняли, что такое элеватор? Не забыли, куда везут машины хлеб с полей?


Из зерна, поступившего на мельницу, мелют муку. Её отправляют в хлебопекарни и магазины. В хлебопекарнях пекут хлеб для продажи населению. В магазине муку покупают все, кто захочет, кто собирается печь пироги, блины, булочки и другие вкусные изделия.


«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»- так гласит русская народная пословица. Вы догадались о чём речь? Правильно, хочешь калачей – трудись!

Давайте поиграем в игру «Пугало» (с помощью считалки выбрать водящего)
Дети идут по кругу и громко поют.
Пугало стоит в центре круга, вытянув руки в сторону.
В огороде пугало, пугало стоит
Колоски нам пугало рвать с грядки не велит (грозят пальчиком)
Мы тихонько подойдем
Колосочков мы нарвем (дети идут на носочках к Пугалу)
Пугало громко поет
Колоски нельзя здесь рвать
Буду я вас догонять. (Дети убегают на стульчики, Пугало их догоняет.)

Воспитатель: Итак, сегодня вы узнали, легка ли дорога хлеба к нашему столу. Как вы думаете, легка? Чтобы на нашем столе всегда был свежий, душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей.

Рефлексия:
- Что делают хлеборобы? (засевают зерном поля, выращивают хлеб)
- Куда везут зерно с поля? (на приёмный пункт, затем на элеватор)
- Где мелют зерно? (на мукомольне)
- Люди какой профессии выпекают хлеб? (пекари)
Воспитатель: Ваша семья может купить столько хлеба. Сколько потребуется. Однако, хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждую буханку ржаного хлеба, в каждый каравай пшеничного.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».


Описание работы: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.Образовательные:
дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
воспитывать бережное отношение к хлебу,
воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.(Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай!(Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт!» -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник), пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т.д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!

Конспект занятия:«Хлеб-всему голова» Конспект совместной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».

Описание работы: Предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

Интеграция образовательных областей:

Познавательно – речевое, физическое развитие.

Цель:

Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

Образовательные:

Дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

Познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

Развивающие:

Расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,

Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

Формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.

Воспитывающие:

Воспитывать бережное отношение к хлебу,

Воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.

Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход занятия

Дети сидят полукругом на стульчиках.

Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет!

Ответ детей: Хлеб.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

Входит Колосок

Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.

Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

Хлеб печётся из муки,

Что дают нам колоски

Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

Ответ детей: мука, яйца…

Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.

Колосок:

а) В колоске живут зёрнышки.

Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.

И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.

б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.

Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.

(Воспитатель показывает иллюстрации) .

Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.

За работу, жернова,

Зёрна перетрём сперва!

А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.

Физкультминутка

Сначала жернова нужно

привести в движение, вот так.

(Вращательные движения руками перед собой.)

А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)

Чтобы сделать каравай,

Жернова быстрей вращай (Поменять движения рук.)

Крепче трём зерну бока,

Получается мука!

в) После мельника с мукой будет работать пекарь.

Пекарь мучицу белую

Пышным тестом сделает!

Дрожжи, ну-ка не ленитесь,

Наше тесто поднимите!

А теперь давайте поиграем.

Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

Дрожжи воздух собирали,

Дрожжи тесто раздували.

Дрожжи тесто раздували.

Вдох и выдох, вдох и выдох:

Пух! Пух! Ох! Ох!

Ну-ка, тесто, вширь и ввысь

Разрастись и поднимись!

Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!

Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!

Мы его слегка помяли -

И весёлкой повзбивали.

Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:

В печку жаркую садись

Порумянься, испекись!

Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!

Ребенок:

Вот ржаной каравай

С корочкой румяной.

Никогда не забывай

На столе он главный!

Без него обед не в счёт.

В праздники и будни:

«Хлебу слава и почёт! » -

Говорят все люди.

Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?

Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник, пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т. д.

Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.

Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?

Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я одна его не съем, разделю ребятам всем.

Ответ детей: Баранка.

Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.

Дети: До свидания!


Сакунц Сусанна Владимировна
Похожие публикации