Карма - главный закон мироздания и суть религий. Карма в религии Карма религия

карма, карма это
Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Направления

Вайшнавизм · Шиваизм ·
Шактизм · Смартизм

Верования и практики

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Священные писания

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавадгита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Атеизм · Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

П·о·р

Буддизм
Культура
История
Философия
Люди
Страны
Школы
Понятия
Тексты
Хронология
Критика буддизма
Проект | Портал
п·о·р

Ка́рма , Ка́мма (санскр. कर्म, пали kamma - «причина-следствие, воздаяние», от санскр. कर्मन् karman IAST - «дело, действие, труд») - одно из центральных понятий в индийских религиях и философии, вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу, испытываемые им страдания или наслаждения. Карма лежит в основе причинно-следственного ряда, называемого сансарой, и используется в основном для понимания связей, выходящих за пределы одного существования. различных индийских религиях даются слегка отличающиеся друг от друга философские толкования понятия кармы.

Закон кармы осуществляет реализацию последствий действий человека, как положительного, так и отрицательного характера, и, таким образом, делает человека ответственным за свою жизнь, за все те страдания и наслаждения, которые она ему приносит. Результаты, или «плоды кармы», называют карма-пхала . Действие закона кармы охватывает как прошлые, так и будущие жизни человека. Деятельность, совершаемая человеком в освобождённом состоянии мокши, не производит плохой или хорошей кармы.

Понятие кармы уходит своими корнями к ранним Упанишадам, по которым все живые существа несут ответственность за свою карму - свои действия и их последствия - и за своё освобождение из круговорота рождения и смерти сансары. веданте отводится определённая роль Богу как распределителю плодов кармы или как обладателю силы менять карму индивида. общем, последователи буддизма и большинства традиций индуизма рассматривают естественные причинно-следственные законы как достаточное объяснение результатов кармы.

Согласно другой точке зрения, компетентный гуру, действуя как представитель Бога, может по своему усмотрению частично освободить ученика от его кармы.

  • 1 Индуизм
    • 1.1 Толкование кармы в разных философских школах индуизма
  • 2 Буддизм
  • 3 Гностицизм и христианство
  • 4 Оккультизм
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Индуизм

Одно из первых драматических описаний закона кармы можно найти в «Бхагавад-гите», являющейся частью эпоса «Махабхарата». Один из главных героев эпоса, Арджуна, готовясь к битве осознаёт, что в рядах его противников находятся члены его семьи, его учителя и наставники. Впав в смятение, Арджуна решает не принимать участие в сражении. Кришна, играя роль возницы его колесницы, среди других вещей разъясняет Арджуне понятие «долга» и убеждает его в том, что долгом для него является сражаться в предстоящей битве. Вся «Бхагавад-гита» представляет собой беседу между Кришной и Арджуной о различных аспектах жизни и философских темах. Изначальная концепция кармы в индуизме получила своё дальнейшее развитие в различных традициях и философских школах, таких как веданта и тантра.

Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины и результата, деятельности и её последствий, действия и воздаяния, которые повсеместно присутствуют в жизни. Карма не является судьбой - люди действуют в соответствии со свободой воли, создавая свою собственную судьбу. Согласно Ведам, если мы сеем добро - мы пожнём добро; если мы сеем зло - мы пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Влияние кармы можно преодолеть путём разумной деятельности без привязанности к её плодам, осуществляемой в соответствии с предписаниями священных писаний.

Закон кармы имеет духовное происхождение. Многие индуисты видят прямое вмешательство Бога в кармические процессы, тогда как другие рассматривают естественные законы действий и их последствий как достаточное объяснение эффектов кармы. Карма не является наказанием или воздаянием, а представляет собой естественные последствия деятельности индивидуума. Кармические последствия также могут быть нейтрализованы с помощью определённых действий и не обязательно являются частью судьбы индивида, не поддающейся изменению. То есть определённое действие, практикуемое в настоящем, не привязывает индивидуума к какому-то определённому будущему опыту или реакции - карма не является настолько простым соотношением между наградой и наказанием.

В священных писаниях индуизма карма делится на три вида: санчита (накопленная), прарабдха (приносящая плоды) и криямана (накапливаемая в настоящий момент). Вся криямана-карма в конце концов превращается в санчита-карму. Из запаса санчита-кармы для каждого воплощения индивида берётся пригоршня - и эта пригоршня действий, которая уже начала приносить свои плоды, и которая истощится только после того, как её плод будет вкушён, называется прарабдха-кармой. Таким образом, пока запас санчита-кармы ещё не истощился, его часть забирается как прарабдха-карма, давая индивиду кармические результаты в этой жизни, и удерживая его в круговороте рождения и смерти. Джива не может достичь мокши до тех пор, пока весь накопленный запас санчита-кармы полностью не истощится.

Толкование кармы в разных философских школах индуизма

Последователи некоторых систем философии индуизма (таких как ньяя и вайшешика ) считают, что закон кармы непосредственно контролируется Богом - Верховным Существом, сотворившим мир в соответствии с этим законом. Таким образом, утверждается, что адришта - добродетельная и греховная карма определённых живых существ - не может сама по себе принести надлежащие результаты, так как является неразумным, лишенным сознания началом. Тот, кто контролирует адришту и распределяет все радости и печали жизни в соответствии с кармой, - это Бог.

В некоторых других системах - таких как санкхья и миманса - закон кармы является автономным и действует независимо от воли Бога. Согласно этим системам, происхождение и устройство Вселенной можно объяснить с помощью одного закона кармы без признания бытия Бога.

Какой бы ни был статус закона кармы, сфера его применения ограничивается областью действий, совершаемых под влиянием обычных страстей и желаний. Все действия, производимые ради получения выгод и благ в настоящем или в будущем, управляются этим законом. Подобно тому, как жареное семя не прорастает, так и бескорыстные, бесстрастные действия не приводят ни к каким - хорошим или плохим - результатам в жизни индивида. Таким образом, под влиянием закона кармы находятся те индивиды, которые так или иначе зависят от окружающей среды, подчинены влиянию обычных страстей и импульсов жизни и стремятся к получению определённых благ в следующей жизни. Бескорыстные и лишенные страсти поступки не вызывают ни хороших, ни дурных последствий, а наоборот способствуют искоренению, разрушению уже накопленных последствий нашего поведения в прошлом, когда мы находились под влиянием привязанности или пристрастия, корыстных надежд или опасений, и тем самым ведёт нас к мокше. С достижением освобождения от зависимости наше «Я» выходит из подчинения закону кармы, живёт и действует в атмосфере свободы.

Буддизм

В буддийской теории карма создается только намеренным, то есть осознанным действием, а не всяким действием вообще. буддийской терминологии карма никогда не обозначает свои последствия; её последствия известны как «плод» или «исход» кармы (камма-пхала или камма-випака; монг. үйлийн үр). Намерение может быть хорошим или плохим, так же как и желание может быть хорошим или плохим. Хорошая карма (кусала) дает в дальнейшем хорошие последствия, а плохая карма (акусала) - плохие последствия.

Будда отрицал как кармический детерминизм, согласно которому текущий момент полностью предопределён прошлой кармой, а будущее изменить невозможно, так и индетерминизм, согласно которому настоящее не имеет причин. Кроме прошлой кармы (пурана-камма), действующей при определённом сочетании факторов, Будда выделял карму, формируемую в настоящем (нава-камма), которая оказывает влияние на будущее. Согласно другому схожему разделению, у кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Первая часть кармы связана с прошлыми поступками и является частью, которую человек не может изменить. Вторая часть является «сво­бодной инициативой», с помощью которой человек может действовать таким образом, чтобы создать условия для изменения будущего. качестве предельного проявления пуруша-кары человек при помощи «действия без привязанности к его результатам» (карма-марга) или особого знания (джняна-марга) может «прекратить действие закона кармы» и достигнуть нирваны.

Проповедуя о прошлой карме монахам в «Махакамма-вибханга-сутте» («Беседе о большой классификации»), Будда указывал на то, что каждое из следующих суждений может быть верным в конкретных случаях:

  1. Плохие действия приносят плохой результат;
  2. Плохие действия приносят хороший результат;
  3. Хорошие действия приносят хороший результат;
  4. Хорошие действия приносят плохой результат.

Будда объяснял это «бесконечным количеством факторов (в бесконечной цепочке предыдущих перерож­дений)», которые необходимо принимать во внимание. Запутанный механизм действия кармы, согласно Будде, может полностью видеть только тот, кто достиг пробуждения.

В то же время при проповеди среди мирян Будда «в чисто воспитательных целях» создавал однозначную связь между результатами в текущей жизни и действиями в прошлом. Так в Чулакаммавибханга-сутте Будда указывал, что короткая жизнь человека связана со склонностью к убийству и насилию, болезни - с жестокостью, уродство - с гневом, а бедность - с завистью и жадностью.

Будда призывал последователей сместить внимание с прошлого на настоящее, говоря, что выражение «Что посеешь в прошлом, то и пожнёшь» обнуляет ценность правильного поведения и убирает возможность достичь освобождения. Поэтому более правильным выражением Будда считал выражение «Пожинаешь то, что сеешь в настоящем». Результаты действий в настоящем, согласно Будде, могут проявляться как в этой жизни, так и в последующих жизнях.

Гностицизм и христианство

Христианские конфессии и Церкви, имеющие Апостольское преемство, отрицают веру в существование кармы.

Учение о переселении душ и карме исторически принимали такие гностические течения, как альбигойцы (катары), павликиане и богомилы.

Гностические течения, а также современные течения, не принадлежащие к традиционным христианским конфессиям, трактуют некоторые отрывки из Библии как примеры кармического воздаяния. качестве аргументов ими приводятся толкования эпизодов Нового Завета об Иоанне Предтече и слов Иисуса Христа об Илии.

В учениях традиции эзотерического христианства карма нашла своё отражение как «закон причины и следствия».

Оккультизм

Алиса Бейли «кармой» называет один из важнейших законов, причины и основания которого скрыты в строении любой материи и во взаимодействии единиц этой материи между собой. Отсюда, помимо самого кармического закона и его принципов, всегда необходимо рассматривать и тот план, ту субстанцию, материю, в которой этот закон действует, те атомные единицы материи, чьё взаимодействие законом регулируется, а также ту «бо́льшую жизнь», в которую эта материя и эти единицы включены и которая так же кармически их обуславливает, но уже на своём, более высоком уровне существования, на более высоком уровне причинно-следственных связей.

Различают карму разных типов и подтипов, в зависимости от уровня существования. Человеческую карму (где субстанция - само человечество) разделяют на: индивидуальную карму, семейную, национальную, расовую, мировую. Так же различают карму царств природы (минеральную, растительную, животную), карму планетарную, солнечную, космическую.

Тема освобождения от кармы - это в реальности лишь эволюционный уход той или иной сущности из-под влияния кармических ограничений субстанции более низкой и переход под влияние более высокой кармической вибрации и плана её существования. Для человека это волевое преодоление кармы его животной, физической природы, отрыв от влияния этой природы и переход под влияние кармы «Божьей Воли». Буквальное «освобождение от кармы» невозможно в принципе, как невозможна в природе пустота.

См. также

  • Теософия Елены Блаватской
  • Философия индуизма
  • Дхарма
  • Четыре Благородные Истины
  • Сурат Шабд Йога

Примечания

  1. Часто карму путают с плодами кармы, что приводит к фатализму. Примером данной ошибки могут служить высказывания вида «Такова моя карма».
  2. Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  3. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1
  4. Yogananda, Paramahansa, Autobiography of a Yogi, Chapter 21 ISBN 1-56589-212-7
  5. Swami Krishnananda on the Guru mitigating the karma of the disciple
  6. Swami B. V. Tripurari on grace of the Guru destroying karma
  7. Sant Kirpal Singh GodMan - Богочеловек 1971
  8. Sant Kirpal Singh THE WHEEL OF LIFE - Колесо Жизни 1971
  9. Пьер Франко Марченаро, Путь Духовности 50,66 (Центр Человека, Кишинев, 2003) ISBN 9975-9663-8-1
  10. E.g., Compare with Pratima Bowes, The Hindu Religious Tradition 54-80 (Allied Pub. 1976) ISBN 0-7100-8668-7
  11. Complete Works of Swami Vivekananda, Vol. II, at 217-225 (18th reprint 1995) ISBN 81-85301-75-1
  12. Alex Michaels, Hinduism: Past and Present 154-56 (Princeton 1998) ISBN 0-691-08953-1.
  13. Goyandaka J, The Secret of Karmayoga, Gita Press, Gorakhpur
  14. Лысенко, 2011, с. 362
  15. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 363
  16. Лысенко, 2011, с. 361
  17. 1 2 3 Лысенко, 2011, с. 364
  18. J. Lavrin «The Bogomils and Bogomilism» The Slavonic and East European Review (London, 1929, vol. VIII, p.270)
  19. Avi Rabinowitz Karma in the Bible: Jacob, Joseph, Moses, the Egyptians, and the Ten Commandments
  20. Max Heindel, The Rosicrucian Cosmo-Conception|The Rosicrucian Cosmo-Conception or Mystic Christianity (Part I, Chapter IV: Rebirth and the Law of Consequence), ISBN 0-911274-34-0,1909.
  21. Heindel, Max (1910s), The Rosicrucian Philosophy in Questions and Answers (Volume II, Section 7, Question nº89: The Essence of Christianity), ISBN 0-911274-90-1, www2
  22. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с. 798
  23. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.469
  24. Алиса А. Бейли «Трактат о космическом огне», с.802

Литература

  • Аюшеева Д. В. Интерпретация закона кармы современными тибетскими буддистами // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. - № 14. - С. 5-10. - ISSN 1994–0866.
  • Донец А. М. О некоторых особенностях буддийской концепции кармы // Вестник Бурятского государственного университета. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2011. - № 14. - С. 210-215. - ISSN 1994–0866.
  • Кэрролл Р. Т. Карма // Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 672 с. - ISBN 5-8459-0830-2, ISBN 0-471-27242-6.
  • Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц;. - М.: Вост. лит.,ИФ РАН, 2011. - С. 360-369. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9.
  • Rosen, Steven J. (1997), «The Reincarnation Controversy: Uncovering the Truth in the World Religions», Torchlight Publishing, ISBN 188708911X,
  • Capel, Evelyn (1988), «Reincarnation Within Christianity», Rudolph Steiner College, ISBN 0904693082,

Ссылки

  • Карма - статья из словаря: «Индуизм, джайнизм, сикхизм»
  • Понятие кармы в индуизме
  • Часто задаваемые вопросы о карме и перерождении - статья Александра Берзина о понятии кармы в буддизме.
  • Камма в буддизме Тхеравады
  • «Как управлять своей кармой» - статья из журнала Hinduism Today - Бодхинатха Вейлансвами
  • Карма - Азбука Эзотеризма

Следует ясно различать три аспекта закона Кармы.

Первый – это Санчита Карма, сумма и сокровищница всех наших действий, хороших или плохих, из бесчисленных прошлых жизней, которые мы пережили с того момента, когда мы начали различать правильное и неправильное и, таким образом, начали действовать с собственной ответственностью и по нашей собственной инициативе. Всё это записано и сохранено; как может быть иначе, когда мы живём под господством незыблемого закона?

Второй аспект – это Прарабдха, неизбежная Карма, – это та часть нашей Кармы, которая предназначена нам быть отработанной в одной жизни в отношении к людям и предметам, с которыми мы встречались и имели опыт в предыдущих жизнях. Этот аспект называется “спелой Кармой”, поскольку это долг, который просрочен, и за него должно быть заплачено в форме печали и страдания, обретения и потери - за самую крошечную мелочь, хотим мы этого или нет.

Третья форма – это Крияман, это Карма, которая находится в процессе становления. Это то, что сохраняет нашу свободную волю с определёнными ограничениями и обеспечивает наш будущий успех. Поскольку человек создан по образу Бога и разделяет божественную жизнь, он свободен действовать таким образом, каким он пожелает. С помощью добродетели такого же принципа, всё, что человек сильно ни пожелает, он, безусловно, осуществит по прошествии времени.

Закон причины

Весь феномен Природы управляется одним важным законом – универсальным законом причинности, который известен также как закон Кармы. Закон причинности является универсальным законом, который поддерживает внутреннюю гармонию и логический порядок Вселенной. Человеческие дела также являются субъектом этого закона, так же как и события и случаи в этом физическом плане. Карма является Санскритским термином, который происходит от корня “Кри”, означающего “действовать”, и означает “действие” или “дело”. Любое физическое или умственное действие является Кармой. Мысль также является Кармой. Реакция, которая сопровождает действие, является Кармой. Карма – это широкое понятие. Притяжение, отталкивание, гравитация, дыхание, разговор, гуляние или хождение, видение, слышание, употребление пищи, восприятие, повеление, желание, мышление – всё это является действиями тела, ума и чувств. Всё это является Кармой. Карма включает как причину, так и следствие.

Семя обнаруживает свою причину в дереве и, в свою очередь, становится причиной дерева. Взрослый отец порождает сына, и сын, в свою очередь, становится отцом. Причина обнаруживается в следствии, и следствие обнаруживается в причине. Следствие подобно причине. Это является универсальной цепью причины и следствия, которая не имеет конца. Нет необходимости в соединении цепи. Этот мир живёт на основании этого фундаментального жизненно важного закона. Этот закон является непреклонным и незыблемым.

В этом мире не существует абсолютное добро или абсолютное зло. То, что даёт вам удобство и удовольствие, то, что полезно вам, миру и вашему окружению, является добром. То, что даёт вам неудобства, вызывает обеспокоенность, страдания и несчастье, то, что не полезно миру и вашему окружению, является злом. То, что даёт страдания и боль одним и доставляет удовольствие другим, является смесью добра и зла.

Каждое действие, которое вы совершаете, производит двойственный эффект. Оно производит впечатление на ваш ум, и когда вы умираете, вы переносите Самскару в Кармашаю, или во вместилище действий в своём подсознательном уме. Мир производит впечатление или оставляет запись в Акаше. Любое действие отражается и воздействует на вас с равной силой и эффектом. Если вы вредите другому человеку, вы в действительности вредите себе. Это неправильное действие отражается и воздействует на вас и наносит вам вред. Оно принесёт страдания и боль. Если вы делаете другому человеку хорошее, вы в действительности помогаете себе. В действительности вы совершаете добро для себя, поскольку не существует ничего, кроме Души. Это добродетельное воздействие отразится на вас с равной силой и эффектом. Оно принесёт вам радость и счастье.

Закон действия и результата действия

Великий закон причинности включает закон действия и отражения, закон компенсации и закон возмездия. Все эти законы идут под одним общим, всеобъемлющим названием – Закон Кармы. Если имеет место действие, должно быть и отражение. Отражение будет равно по силе воздействия, и будет иметь ту же природу. Недавняя мировая война привела к ужасным последствиям. Пришла в упадок торговля. В стране исчез покой. Люди стали несчастными. Сократился денежный рынок. Было потеряно множество жизней. Просто смерть короля приводит к немедленной сильной реакции. Каждая мысль, желание, воображение и чувство вызывает реакцию. Добродетель приносит своё собственное вознаграждение. Порок приносит своё собственное наказание. Это – работа закона отражения. Если я излучаю радость другим, если я облегчаю страдания других, несомненно, я обрету радость. Это – закон отражения. Если я причиню вред другому человеку, если я принесу страдания и боль другому, в ответ я получу страдания и боль. Бог никогда не наказывает злых людей и не награждает добродетельных. Это их собственные Кармы дают вознаграждение и страдание. Это – закон действия и отражения, который приносит определённые плоды. Никого не следует обвинять. Закон действует всюду с безупречной чёткостью и научной точностью. Закон действия и отражения действует как на физическом, так и на ментальном планах.

Теннисный мяч ударяется о землю и подскакивает с одинаковой силой. Это – закон действия и отражения. Если я бью по подушке, подушка воздействует на меня с такой же силой. Это – закон действия и отражения. Если я говорю слова любви кому-либо, этот человек возвращает чувство любви, и также говорит мне приятные слова. Это – закон действия и отражения.

Закон компенсации

Закон компенсации действует всюду в феномене Природы. Семя разрушается, и из семени появляется дерево. Дерево возникает в соответствии с законом компенсации. Топливо сгорает и разрушается. Но в связи с законом компенсации возникает тепло. И многие виды пищи можно приготовить на огне благодаря теплу. Если в Безваде имеет место необыкновенная жара, на горе Кайлас или Уттаракаши в Гималаях имеет место необыкновенный холод. Это – закон компенсации. Если в каком-то месте живут 10 подлецов, для того, чтобы была компенсация, должны существовать две Саттвические души. Если в Пури происходит прилив, в Вальтайре имеет место отлив. Это – закон компенсации. Если в Индии день, в Америке – ночь. Мир следует за войной, и наоборот. Вода становится паром, и пар приводит в движение двигатель. Серная кислота в батарее потребляется, но возникает электричество для лампочки. Вы получаете свет. Это – закон компенсации. Закон компенсации действует также и в ментальном плане.

Каждое следствие имеет причину. Каждое последующее имеет предшествующее. Должно быть совершенное равновесие между причиной и следствием, между предшествующим и последующим. Закон компенсации поддерживает равновесие и устанавливает мир, согласие, равновесие, гармонию и справедливость в Природе. Подумайте, как следует. Подумайте и поразмышляйте. Вы заметите, что этот закон компенсации прекрасно действует всюду в феномене Природы. Он непреклонен и неумолим. Никто не может игнорировать этот незыблемый и неотразимый закон. Если вы совершаете плохой поступок, вы пожнёте плохие результаты в качестве компенсации.

Закон возмездия

Каждый плохой поступок или преступление приносит своё собственное наказание в соответствии с законом возмездия. Закон причинности, закон действия и отражения, закон компенсации и закон возмездия – все они действуют вместе. Тот, кто грабит другого, грабит себя. Тот, кто вредит другому, прежде всего, вредит себе. Тот, кто обманывает другого, прежде всего, обманывает себя. Каждый плохой поступок вначале вызывает наказание во внутренней природе или душе, и внешне - в обстоятельствах в форме боли, страдания, потери, неудачи, несчастья, болезни и т.д.

Человек невежествен. Он управляется импульсами, гневом, страстью, привязанностью, гордостью и отвращением. Он совершает разного рода плохие поступки. Его интеллект становится извращённым. Он теряет свою память. Его понимание затемнено эгоизмом и жадностью. Он не знает, что он в действительности творит. Позже он раскаивается. Необходима дисциплина Индрий (чувств). Он должен помнить о законе причинности, о законе действия и отражения, о законе возмездия на каждом шагу, каждое мгновение своей повседневной жизни. Он должен контролировать свои эмоции и импульсы посредством практики Пранаямы (Свара Йоги) и медитации. Только тогда он не совершит какого-либо плохого поступка.

Закон сопротивления

Говорят, что привычка – это вторая натура. Я всегда говорю, что привычка является всей натурой. Контроль привычек является контролем натуры. Старые вредные привычки могут быть заменены здоровыми и желанными привычками с помощью силы чистой непреодолимой воли. Слабый, бессильный человек является рабом привычек. Он всегда воображает, что привычки являются врождёнными и что они не могут быть изменены в течение жизни. Это заблуждение. Если вы хотите изменить старые, болезненные, вредные привычки и установить новые, здоровые и полезные привычки, вы должны упорно бороться. Старые привычки будут стараться вернуться, будут сопротивляться, упорствовать и повторяться. Будет происходить внутренняя борьба между старыми и новыми Самскарами, между старыми и новыми привычками. Вы должны быть очень бдительным, внимательным и осторожным. Вы должны быть таким же внимательным, как солдат, который стоит на посту и охраняет военный склад. Старая привычка отстаивает себя и говорит: “О, друг! Ты дал мне место в своём теле и уме в течение долгих двадцати лет. Ты наслаждался некоторыми вещами благодаря мне. Почему ты стараешься избавиться от меня теперь? Ты очень жесток. У меня есть все права и привилегии от Природы, моей доброй матери, чтобы остаться здесь. Майя действует только через меня. Весь мир действует только через привычки. Посредством силы привычки человек цепляется за чай, кофе, алкоголь, табак, курение, кино, романы и азартные игры. Весь мир может быть превращён в пыль ни для кого иного, как для меня. Лила Господа остановится без моего присутствия в твоём теле. Я не покину своего места в твоём теле”.

В этом состоит закон сопротивления. Если человек, который пытается искоренить вредную привычку, невнимателен, старая привычка вернётся вновь. Вначале она может возвращаться чаще и оставаться долгое время. Либо она может возвращаться реже и оставаться короткое время. Но вы обретёте силу, и постепенно она будет полностью уничтожена, и новые, полезные привычки, в конце концов, обретут главенствующую власть.

Если новая, здоровая привычка привлекается ещё раз, если вы делаете хотя бы одну попытку взрастить, посадить в почву новую, хорошую привычку, постепенно вырастет хорошая привычка. Она также утвердит себя в обретении места в теле и уме. Она сама будет действовать до тех пор, пока не обретёт совершенного успеха, и пока не победит старую, вредную привычку. Это ещё один закон Природы. В Природе всегда имеет место двойная жизнь: Асурическая и Дэвическая (Демоническая и Божественная). В теле и уме постоянно происходит борьба между Асурами и Дэвами. Если вы очень упорно сражаетесь, новые полезные привычки быстро утвердятся. Вы достигнете быстрого прогресса на духовном пути. Чистая, сильная, непреодолимая воля, в конце концов, приведёт к успеху. Она может сделать всё. Её силы неописуемы и замечател


Или ритмические колебания Глагола могут быть рассматриваемы из точки зрения цвета или света. Идея одна и та же, только точки зрения различны (последняя точка зрения принята некоторыми из философов Индии). Отсюдаестественный переход к геометрическому виду вселенной и к представлению эволюции как процесса математического. Ибо цвета располагаются в формах и фигурах. Вы не можете...

На підставі плоду. На підставі вчення про їхнє існування й приймаються теорії реального існування всіх дхарм” . Розглядаючи зв’язок уявлень про час із кармічною теорією, логічно почати з виокремлення тих провідних тенденцій, що характеризують ставлення абхідхарміки до цих питань. По-перше, це проблема відсутності розумного Творця Всесвіту (нірішваравада), яка відкриває нові проблеми – ...

Физики, биологи, техники, контактёры-информаторы и воины - джиодаи оперирующие как на физическом, так и на астрально-ментальном планах). Координатором между Аштаром и Центром Галактики является Архангел Адонай. 80% наблюдаемых НЛО принадлежат Команде Аштара. 3-х мерный континиум. Физический Мир или Плотный мир (Майя). Физически 3-х мерный мир был рассмотрен нами в разделе « ...

В споре. Значит, взгляд чарваков на восприятие как единственно достоверный источник познания неправилен. 3. Джайнская теория суждения а) Сьядвада, или теория относительности всякого суждения Философы джайнизма указывают, что разные виды непосредственного и опосредствованного знания, касающиеся тех или иных предмеюв, показывают наличие бесчисленного множества характеристик у всякого предмета. ...

Ка́рма - в индийской религии (индуизм, буддизм, джайнизм) и философии, дополняющее понятие сансары ; сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения, перевоплощения; влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования. В переводе с санскрита «карма» означает «поступок». Карма воспринимается как закон причинно-следственной связи (закон возмездия, закон воздаяния). В буддизме карма олицетворяет осознанное волевое усилие.

Считается, что жизнь человека протекает в трех мирах (планах) и во всех этих мирах человек проявляет себя через действия, то карма проходит через все миры (планы). С уходом из физического мира прекращается земная карма и вступает в силу карма высших миров. Смерть не прерывает работы человека над собой, над своими умственными, эмоциональными, побудительными (проявляющимися в действии) качествами. Освобожденный от оков физического тела, человек легче и полнее может ассимилировать приобретенный в земной жизни запас полученного опыта. Синтезированный и восполненный, этот опыт преобразуется в те наклонности и способности человека, которые определяют его следующее воплощение. Работа духа не утрачивается после очередного воплощения, а возобновляется с той самой грани, которой он достиг в предыдущей своей жизни. Стремления (желания) текущей жизни трансформируются в способности в следующем воплощении, повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы - в деятельность, выпавшие на долю человека испытания - в мудрость, страдания души - в совесть. Слабее влияет на карму поступок, так как он сравнительно мало затрагивает истинную суть человека, его бессмертную душу, развитие последней определяет не столько само действие, сколько мотив, его вызвавший.
Восточная традиция различает три вида человеческой кармы:
Зрелая карма, или карма прошлых действий («карма действия не может быть исчерпана бездействием»). Она определяет продолжительность земной жизни, особенности организма, влияет на подбор родственников, друзей, врагов и вообще всех людей, с которыми человек войдет в соприкосновение, определяет условия проявления силы духа, обусловливает насыщение жизни радостью и страданием в необходимых пропорциях.
Скрытая карма - следствия причин, которые могут переноситься из воплощения в воплощение, оставаясь невостребованными до создания условий, необходимых для ее проявления. В противоположность «зрелой» карме, «скрытая» карма может быть изменена. Она обнаруживает себя в виде наклонностей, берущих начало в прошлом. Влияя на наклонности, человек через внутреннюю работу может облегчить этот вид кармы, и даже неудача есть шаг вперед, так как сопротивление негативному уничтожает часть той отрицательной энергии, которая может входить в состав кармы.
Зарождающаяся карма - следствия, которые создаются мыслями, желаниями и действиями в настоящем для последующей отработки в будущем. Контролируя эти три плана, можно определять свое будущее, сознательно формируя последующую жизнь.

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма , адхарма ), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока ). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша , нирвана ).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма , буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика ), окказионалисты (ядриччха-вада ), теисты (см. Ишвара-вада ), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады , с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива ) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада ) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити , пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки ) и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха ). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты ) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.

Похожие публикации