Как справиться с ленью подростка. Ленивый ребенок: как бороться с детской ленью и как приучить детей к труду

Здравствуйте, дорогие друзья и читатели! Сегодня я бы хотела поговорить о детской лени. Что делать, если ребёнок ленивый? Каковы причины этого.

Очень часто от родителей можно услышать жалобы, что сын (или дочь) ничего не хочет делать, совсем обленился. Многим деткам свойственно лениться. Не все сразу бегут выполнять поручение или просьбу родителей, многие ленятся делать уроки, не хотят помогать по дому.

По большому счёту, у всех бывают периоды, когда ничего не хочется делать. Но к своей лени взрослые относятся снисходительно, а вот кроху ругают и "пилят" за это. Прежде чем выплёскивать свои негативные эмоции, разберитесь в причинах.

Почему дети ленивые

Каковы же причины, почему дети ленятся?

Вот основные из них:

1. Подавление инициативы.

Часто, когда ребёнок ещё маленький и хочет помочь маме или папе, родители говорят: "Не мешай, я сама(сам) быстрее сделаю", "Только грязь развёл", "Не путайся под ногами", "Ты ещё маленький" и подобные фразы.
А когда малыш подрастает, он уже и сам не хочет помогать, так как раньше ему запрещали.

2. Недостаток мотивации.

Если ребёнка заставлять что-то делать насильно, что ему не очень нравится, ничем не заинтересовав, желания работать у него не будет.

3. Наглядный пример родителей.

Известно, что детки копируют своих родителей. Например, мама просит папу прибить полочку несколько часов подряд (или даже дней), а он не может оторваться от компьютера или от телевизора, лёжа на диване. Ребёнок понимает, что если папа (или мама) ленится, почему я не могу так же.

4. Гиперопека.

Иногда родители слишком опекают своё чадо, всё делая за него даже если он легко может справиться сам. Не давая никаких поручений. Ребёнок привыкает к этому, и в дальнейшем его будет сложно просить что-то сделать.

5. Неуверенность в своих силах.

Такое может быть у малыша, когда родители часто критикуют, говоря, что у него ничего не получается.

6. Ребёнок ждёт за свой труд оценку или вознаграждение.

Если он этого не получает, то не считает нужным напрягаться.

7. Излишняя загруженность ребёнка.

Такое случается, когда помимо школьных уроков кроху водят сразу в несколько секций и кружков, он очень сильно устаёт физически и психологически. В какой-то момент наступает апатия, он ничего не хочет делать.

8. Темперамент.

Если ребёнок флегматик, то он очень медлительный, долго "раскачивается". Чтобы настроиться на работу, ему нужно время. Такая особенность характера часто принимается взрослыми за лень.

9. Когда малышу кажется, что поставленная перед ним задача трудновыполнима или очень сложная.

Что делать, если ребёнок ленивый

Разобравшись с причиной лени, родители должны выбрать правильный метод, в каком направлении действовать.

♦ Подавайте правильный пример, дети-это наше отражение.

♦ Поощряйте инициативу ребёнка, радуйтесь, что он сам предлагает помочь, хвалите за любую мелочь.

♦ Мотивация.

Когда крохе что-то интересно делать, его даже не нужно просить об этом. Поэтому старайтесь заинтересовать, объясняйте, что он получит в конечном итоге, если не будет лениться.

Как мотивировать ребёнка на учёбу, .

♦ Творческий подход.

Иногда скучное занятие можно превратить в увлекательную игру или соревнование. Например, собирать игрушки наперегонки или кто больше. Кто чище прополет грядку или лучше уберётся в комнате.

♦ Разделение обязанностей.

Иногда за детьми можно закрепить определённые домашние обязанности, конечно с учётом возрастных особенностей.

♦ Делите работу на небольшие части.

Ребёнку будет легче психологически начать что-то делать, когда весь трудовой процесс разделён на этапы. Например, разобрал один ящик с игрушками, отдохни, потом продолжишь. Прописал буквы в прописях, сделай перерыв.

♦ Научите правильному режиму дня.

Не пытайтесь каждую свободную минуту занять сына (или дочь) каким-то полезным делом. У него должно быть достаточно свободного времени на игры, отдых и прогулки.

♦ В некоторых случаях можно дать возможность ребёнку пострадать из-за своей лени.

Для этого применить метод естественных последствий. Конечно, чтобы последствия были не опасны для здоровья и жизни.
Например, не сделал поделку на конкурс, не получил похвалу, приз или грамоту, как другие дети. Не выучил стихотворение или не выполнил домашнее задание, получил плохую отметку и замечание от учителя, не убрал с балкона журналы, они намокли под дождём и тому подобное.

♦ Объясните ребёнку, что отдыхать с чувством выполненного долга намного приятнее, чем постоянно откладывать работу, которую всё равно придётся выполнять.

Повторяйте пословицу: "Сделай дело-гуляй смело."

♦ И ещё не говорите малышу, что он ленивый, не наказывайте. Это только усугубит ситуацию.

Надеюсь теперь вы сможете разобраться в причинах и решите для себя что делать, если ребёнок ленивый.

Желаю, чтобы вы никогда не сталкивались с такой проблемой, а детки были трудолюбивые и работоспособные.

Переход от младшего к старшему школьному возрасту обычно дается нелегко. Новые учителя, изменение форм тела, первая влюбленность - все это вызывает бурю эмоций. Часто в этот период подростки становятся ленивыми, поэтому родителям необходимо знать, как бороться с ленью. Лучший советчик в этом деле - психолог, который знает все особенности подросткового возраста.

Причины лени у подростка

Кризис подросткового возраста связан с изменениями в жизни. В 11-13 лет он чувствует себя взрослым, независимым, поэтому любые просьбы старших кажутся ему несущественными. Он становится ленивым.

Это может быть связано с такими причинами:

  • Темперамент. Если школьник ленится в учебе, это связано с психологическими свойствами его личности. Холерику сложно сосредоточить внимание на словах учителя, поэтому со временем интерес к учебе пропадает, появляется лень.
  • Отсутствие интереса. Чтобы сын был активным в любом виде деятельности, его необходимо заинтересовать. Недостаток мотивации всегда порождает лень.
  • Неуверенность в себе. Человек может бояться делать что-то новое, поскольку сомневается в успешных результатах его деятельности.
  • Переутомление. Слишком большие нагрузки отрицательно сказываются на физической активности. У всех должно быть время для отдыха.

Главное, вовремя выявить причину лени у подростка. Иначе с каждым годом он будет становиться все более ленивым и не сможет что-то делать самостоятельно.

Родители должны помогать справиться с подростковым кризисом. Для этого необходимо учитывать ряд рекомендаций:

  • Необходимо выслушивать школьника, интересоваться его проблемами и помогать их решать. Он должен понимать, что его мнение учитывается, а родители заботятся о нем.
  • Следует обратить внимание на сон. Часто человек невнимателен, не собран и ленив из-за бессонницы, причиной которой может быть влюбленность или перенесенный стресс.
  • Нужно объяснить школьнике, что у него есть ряд обязанностей, которые он должен выполнять. Но нельзя допускать, чтобы вся работа по дому была на его плечах. Даже если родители каждый день на работе, ему тоже нужно время для досуга. Рекомендуется составить список домашних обязанностей для каждого члена семьи.

В подростковом возрасте очень важна забота родителей. Поэтому не следует пытаться справиться с ленью, заставляя подростка что-то делать. Он сам должен понять важность активной деятельности.

Каждый родитель мечтает воспитать трудолюбивого, целеустремленного ребенка. Апатия, нежелание сына или дочери выполнять школьные задания и повседневные дела вызывают тревогу. Мы расскажем, как бороться с ленью ребенка, как его заинтересовать.

Как бороться с ленью: причины лени

Дети предпочитают делать то, что нравится. «Надо» через «не хочу» свойственно только взрослым ответственным личностям. Перед тем как начать бороться с ленью ребенка, выясните, почему у него нет желания.

Основные причины лени такие:

  1. Желание обратить на себя внимание родителей. Иногда из-за нехватки общения и любви ребенок таким неприглядным способом пытается достучаться до мамы с папой. Дитя проказничает, ничего не делает, как бы протестуя против такого отношения к себе.
  2. Отсутствие заинтересованности. Мотивация - движущая сила действий. Ребенку не интересно выполнять работу лишь потому, что это нужно.
  3. Страх неудачи. Иногда малыши или подростки боятся потерпеть крах, поэтому предпочитают даже не начинать дело. Неуверенные дети опасаются недовольства родителей, насмешек одногодок, не хотят чувствовать себя неудачниками.
  4. Плохой пример. Глупо требовать от отпрыска трудолюбия, если родители не обладают таким качеством. Дети, как губки, впитывают модель поведения взрослых.
  5. Пресечение инициативы. Когда ребенок 3–4 лет пытается помочь папе в ремонте или маме на кухне, родители иногда не позволяют приобщаться к делу. Им кажется, что он не помогает, а мешает. Но так ребенок осваивает труд, познает мир. Если отбить желание в младенчестве, то в подростковом возрасте сын или дочь не захочет учиться работать.
  6. Гиперопека. Нельзя все делать вместо ребенка. Вы справитесь быстрее, лучше и правильнее, но малышу нужно время, чтобы овладеть такой же ловкостью.
  7. Усталость. Ребенок, который не имеет свободного времени для игры и развлечений, перенапряжен. Это приводит к лени и апатии.
  8. Влияние авторитетов. Для подростков примерами становятся не родители, а кумиры или друзья. В компаниях иногда ценят своеволие и непокорность нормам.

Темперамент также влияет на работоспособность. Иногда, глядя на флегматика, кажется, что им овладела лень, но такой ребенок долго настраивается и медленно делает.

Присматривайтесь к своим детям. Чаще говорите с ними, выслушивайте жалобы и тревоги, узнайте интересы и предпочтения, тогда вы поймете, как преодолеть лень.

Как бороться с ленью и преодолеть ее

Как победить лень и приучить ребенка выполнять необходимые дела? Принуждение и наказание не подействуют. Основные методы - устранение причин лени и мотивация.

Не знаете, как побороть лень ребенка? Прислушайтесь к советам психологов:

  1. Хвалите ребенка за маленькие достижения, благодарите за помощь. Радость и гордость родителей - хороший мотиватор. Так ребенок осознает: «Я чего-то стою, меня ценят».
  2. Давайте посильные задания. Страх неудачи развивается на фоне недостижимых целей. А желание сделать еще что-то появляется после успеха.
  3. Приучайте ребенка к домашним обязанностям. Поддерживайте все начинания.
  4. Детей младшего возраста привлекайте к делам с помощью игры. Рассказывайте истории, выдумывайте ролевые забавы, устраивайте соревнования.
  5. Контролируйте интересы и окружение подростков. Устанавливайте с повзрослевшими детьми доверительные отношения. Кумирами подростков часто выступают спортсмены или артисты. На их примере объясняйте, что таким успешным можно стать, если отбросить лень и достигать целей.
  6. Ищите индивидуальный подход к детям. Предложите делать уроки или убираться в комнате под любимую музыку, выгуливать собаку в модном платье и т. д.
  7. Подавайте личный пример. Помогайте и советуйте, если у ребенка что-то не получается. Выполняйте задания вместе, но не вместо него.
  8. Научите получать удовольствие от процесса и завершения дела. Когда ребенок победил в соревнованиях, обсудите его ощущения. Дайте понять, что лидерство в команде и наслаждение от успеха он получил благодаря настойчивому труду.

Чтобы предотвратить лень в широких масштабах, не допускайте таких ошибок, как:

  • наказание трудом;
  • принуждение к нелюбимому делу (ребенок хочет играть в футбол, а его отдают на танцы);
  • перегрузка обучением и заданиями;
  • работа за вознаграждение (конфетами, деньгами, гаджетами);
  • постоянное напоминание ребенку, что он плохой, ленивый, неумелый.

Безусловная любовь и принятие своего ребенка таким, какой он есть, помогут найти индивидуальные мотивации. Помните, что пример в сотни раз эффективнее слов.

Как известно, есть люди трудолюбивые и ленивые. Откуда берётся лень? Конечно, из детства. Особенно она проявляется тогда, когда ребёнок идёт в школу. Учебная лень – самое распространённое явление. Прежде, чем определить, как побороть лень к учёбе , нужно немного знать о ней.

Как проявляется лень к учебе?

  1. Ребёнок не хочет идти в школу, потому что надо сидеть на уроках и выполнять задания учителя.
  2. Ребёнок не желает выполнять домашнее задание или делает его «лишь бы отстали».
  3. Студенты прогуливают: считают слушание лекций нудным занятием и скучным времяпровождением.

Как ни странно, но есть лень «хорошая» и лень «плохая».

Как побороть лень к учебе. «Хорошая» лень

«Хорошая» лень движет прогрессом, так как человек старается выполнить работу быстро, чтобы скорее освободиться и отдохнуть, и для этого выдвигает идеи, придумывает новые решения, старается исключить лишние движения. «Прогрессивная» лень упрощает нашу жизнь.

Как побороть лень к учебе. «Плохая» лень

«Плохая» лень порождает множество недостатков: необязательность, неисполнительность, ненадёжность, апатию и др.
Поскольку признаки лени есть у каждого человека, иногда полезно заняться анализом и определить, какая именно лень у него преобладает.

Если учащийся или студент носитель «хорошей» лени, то надо подумать, стоит ли от неё избавляться.
Уничтожать следует «плохую» лень. Что делать?

Как побороть лень?

  1. Самое главное – цель. Ребёнку надо внушать, что он учится не просто так, а чтобы стать успешным в жизни. Студент выбирает ВУЗ, чтобы получить профессию и работу с достойной оплатой. Каждый должен найти пути самореализации.
  2. Жить по режиму. За детским распорядком строго следят родители, а студенты осуществляют самоконтроль. Это трудно, требует огромной силы воли, но возможно.
  3. Устанавливать таймер. Наиболее важные дела в течение дня расписывать по времени. Так воспитывается пунктуальность и способность укладываться во время.
  4. Планировать. Хорошо вечером составлять план на завтра и отмечать плюсом сделанное за день и минусом невыполненное. Если заданий много и среди них есть срочные и несрочные, то нужно распределить их по степени сложности и срокам выполнения. Хорошо записывать на бумаге план действий. У учащихся есть расписание, поэтому какую-то часть работы они могут выполнить в выходные, разгрузив рабочие дни.
  5. Уничтожать «потомы». Пословица учит, не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Поэтому надо стараться всё запланированное делать в обозначенное время.
  6. Устраивать полезные перерывы. Рутинная работа способствует развитию ещё большей лени, поэтому следует чередовать виды деятельности или задания по разным учебным предметам.
  7. Те, кто запомнит, как побороть лень к учёбе , станут успешными людьми, потому что их лень из «плохой» перерастёт в «хорошую».

Какие корни лени? Как их обнаружить и обезвредить ещё в начальной стадии, пока они не переросли в привычку? Иногда так и хочется наорать, наказать, поставить в угол, и, чего уж греха таить, замахнуться прутиком, а то и испытанным «дедовским» - «папиным» ремнём… Вот только помогают такие способы далеко не всегда и не ко всем чадам. Легко принудить, подчинить маленького человечка выполнить вашу волю, а вот научить, как переломить эту пресловутую лень-матушку, которая раньше нас родилась, не получается. Чаще всего оборачиваются эти методы озлоблённостью и непониманием, а иногда и разъединяют детей и родителей на долгие годы отчуждённости и холодности. Значит, надо находить что-то другое в способах, чтобы интересы и желания обеих сторон совпали: родителям – желаемый результат, ребёнку живое участие и интерес.

Надо ли при этом изобретать велосипед? Может, есть какой-нибудь готовый рецепт борьбы с этой слащавой тягомотиной? Одна моя знакомая, творчески переработав эпизод из «Джентельменов удачи» придумала способ, играя заставить сына мыть тарелки, убирать игрушки, складывать разбросанные вещи. Можно устраивать игру наперегонки с личным участием одного из родителей. В общем, здесь неограниченное количество вариантов. Правда, вам придется время от времени менять репертуар. Но игры помогут бороться с ленью у лентяев лет эдак до 10. А потом лень входит в трудно исправимую привычку, борьба с которой может перерасти в настоящую психологическую войну с «капаньем на мозги» и откровенным саботажем… И всё-таки надо как-то уживаться, быть терпимее и выносливее маленького террориста.

В старшем возрасте очень хорошим способом борьбы с ленью может стать серьёзные задания и серьёзная ответственность за домашние дела. Детские психологи говорят, что помогать взрослым дети могут с самого раннего возраста. Надо только давать им посильные, понятные задания и обязательно контролировать их исполнения до конца.

Хорошую помощь в борьбе дают также занятия спортом. Иногда хорошим стимулом может служить собственный пример или пример из жизни кумиров. Иногда проявлением детской лени может быть просто усталость. Вам кажется, что ребёнок ленится, а ему хочется просто отдохнуть. Будьте терпеливы и внимательны, не раздражайтесь, а просто поговорите со своим ребёнком. В любом случае, помните, что лень – не самая страшная вещь в жизни!

Как бороться с детской ленью?

Ох уж эта лень! Сколько родительских нервов истрачено в бесплодных попытках побороть лень своего чада! Почему же ленятся наши детушки и как с детской ленью бороться? Оказывается, не всякая лень вредна. Наверняка, Вам приходилось не раз услышать выражение: «Лень – двигатель прогресса». Человеку «лень» самому ходить и он научился использовать для своего передвижения лошадей, а позже – автомобили. Домохозяйкам стало намного легче, когда на помощь им пришли пылесосы, стиральные и посудомоечные машины. А разве можно сказать, что авторы этих замечательных изобретений были ленивы? Порой всю жизнь изобретатель работал, не покладая рук, чтобы добиться нужного результата.

Первый способ борьбы с детской ленью в «зародыше» - это давать ребенку возможность довести начатое им дело до конца. И не доделывать за ним! Ребенок должен усвоить, что все начатые дела он должен завершать, а не ждать помощи от мамы. Если ребенок ленится учиться, не спешите наказывать его. Вполне возможно, что лень – это ответная реакция детского организма на перегрузки. Ребенок просто не в силах справиться с нагрузкой и его организм настоятельно требует передышки. При этом сам ребенок не имеет права снизить эту нагрузку. Тогда организм поступает хитрее – он заболевает. Все, теперь можно законно не ходить в школу!

Другая причина «ленивой» учебы ребенка кроется в отсутствии мотивации. Ребенку, особенно младшему школьнику, абсолютно невдомек, зачем же собственно нужна школа. Ходить в школу и высиживать там полдня, слушать учителей, а потом еще целый вечер просидеть за уроками. «Зачем мне это?» – спрашивает себя ребенок. И ответ: «Потому что так хотят родители», - ему ничего не объясняет.

Ярлык «лентяя» может показаться ребенку очень удобным и выгодным. Тогда он будет с удовольствием «носить» этот ярлык, прикрываясь им как щитом. Зачем что-либо менять, если можно сказать всем: «Мне лень!» - и пусть окружающие осудят, но все равно примут. Ребенку намного сложнее признать, что его, например, обижают одноклассники, чем сказать: «Лень идти в школу!».

Выяснив, какова причина лени именно Вашего ребенка, Вы сможете помочь ему справиться с ленью. Если ребенок перегружен, помогите ему снять нагрузку, пересмотрите Ваши требования к нему. Не перегибаете ли Вы палку? От ребенка нельзя требовать чего-то не по возрасту, но это не значит, что его полностью нужно обслуживать. Ребенок 7-10 лет вполне может убрать на своем столе, помыть за собой тарелку, заправить свою постель, выносить мусор.

Мотивировать ребенка что-либо делать довольно сложно. Здесь уже важно Вам, как родителю, не полениться и придумать мотивацию. Например, малышу можно говорить: «Сложишь игрушки – быстрее пойдем на прогулку». Дети любят соревновательный момент, поэтому можно устраивать уборку «на перегонки», победителю – приз. Мотивацией для ребенка может стать даже простая похвала, особенно, при всех членах семьи. Гордость за проделанную работу – отличный стимул.

Конечно, «пилить» ребенка за лень, жаловаться знакомым: «Мой ребенок так ленив!», на самом деле, намного легче для родителей, чем проявить изобретательность и фантазию в борьбе с этой ленью. Не только строгость, но и ласка помогают родителям в нелегком труде воспитания. Огромного запаса родительского терпения желаем всем-всем мамочкам и папулям!

Откуда берется детская лень?

«Ребенок ничего не хочет делать; его не заставить выполнять элементарную работу по дому; уроки делает только из-под палки; просить о помощи – бесполезно!» – сколько раз мы слышали подобные жалобы и сами сетовали на нерадивость и леность своих детей? Педагоги и воспитатели тоже не остаются в стороне. По мнению многих, дети совсем не хотят учиться, интересуются только компьютерными играми и зарубежными мультфильмами. Не лучше обстоит дело и с общественной внеклассной работой.

Но давайте разберемся, в чем же причина такого массового заражения ленью, особенно в детской среде, и в лени ли вообще здесь дело. Вы наблюдали за детьми на детской площадке? Там каждый, в зависимости от своего темперамента и особенностей характера, занят делом. Кто-то целеустремленно нагружает песком самосвал, кто-то с упоением делает куличики, кто-то собирает листья и палочки.

В детском возрасте игра – это самый настоящий труд, и если не рассматривать случаи крайней патологии, то изначально все дети деятельны и любознательны. Меня все время поражает упорство, с каким дети стремятся сделать задуманное, достичь желаемого, например, научиться ходить. Ребенок падает снова и снова и тем не менее опять поднимается, чтобы сделать свой первый неуверенный шаг. Разве можно заподозрить лень у ребенка, который в десятый раз пытается донести на совочке песок и высыпать его в ведерко? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике? Откуда появляется лень, а точнее кто ее нашим детям прививает?

Как не грустно это осознавать, но виноваты мы с вами.

  • Мы – родители , которые не смогли или не захотели потратить время и силы, чтобы любовь ребенка к игре переросла в любовь к труду, к которому в свою очередь можно относиться как к игре.
  • Мы – педагоги и воспитатели, которые не нашли возможности сделать скучное обучение интересным, не нашли слов, чтобы замотивировать учеников на получение новых знаний и умений.
  • Мы – взрослые , которые своим примером не раз демонстрировали нелюбовь к работе или домашним обязанностям.

За одним словом «лень» скрываются два достаточно разных понятия. Есть лень как нежелание трудиться, работать, выполнять какие-либо задания. И есть лень как отсутствие желания делать вообще что-либо.

В первом случае причина лени кроется в отсутствии мотивации. Любые производимые действия должны удовлетворять какие-либо потребности. Ребенок будет с удовольствием учиться или выполнять, к примеру, работу по дому, если ему это интересно, если в результате он ощущает свою значимость и «правильность», если он получает бонусы в виде похвалы со стороны взрослых.

Во втором случае, когда речь идет о лени как о нежелании вообще что-либо делать, нужно быть очень аккуратным и внимательным по отношению к ребенку. За такой ленью может скрываться общая истощенность организма, как на физическом, так и на психическом уровне. Лень-апатия зачастую бывает следствием серьезных внутриличностных конфликтов. Ребенок не может решить очень важную для него проблему, и вследствие замыкается в своем внутреннем мире, впадает в анабиоз, тем самым замораживая чрезмерные внутренние переживания. Любая активность, выводящая его из состояния внутреннего сна, тщательно пресекается, и ни о каком стремлении к полезным делам не может быть и речи. В этом случае ребенку потребуется чрезвычайная чуткость и психологическая грамотность со стороны родителей, в некоторых случаях не обойтись и без квалифицированной помощи специалистов.

Похожие публикации