Дальнобойщица. Так ли это экзотично? Женщины-дальнобойщицы: особенности профессии

Женщина-дальнобойщик – профессия, непризнанная многими мужчинами. В мирное время нет потребности в представительницах женского пола, занимающихся мужской работой. Но для кого-то такая сфера — истинная страсть. Поверьте, существуют девушки, влюбленные в дороги!

Быть девушкой дальнобойщиком – нетипичное счастье

Если профессия дальнобойщика – это тяжелый труд, то в два раза сложнее! Немало пройдет времени, прежде чем мужчины, да и вообще окружающие, перестанут воспринимать женщин этой профессии очень эмоционально. Сейчас же, по рассказам, люди либо восхищаются смелыми девушками, либо выказывают негативную реакцию. Последние часто используют фразы: «Нечего бабам делать на дороге!», «Не женское это дело!», «А когда подойдет водитель?».

А о каких трудностях дороги может идти речь, если женщина приходит в эту профессию по своему желанию? На дороге часто случаются аварийные ситуации, могут возникнуть неполадки с большегрузом, часто требуется заменить колесо, а при разгрузке требуется отцеплять тент. Также случаются нештатные ситуации во время маршрута: разбирательства с другими водителями, насмешки и брань. Подобные ситуации требуют выдержки и стальных нервов.

Женщины — дальнобойщики особенные

Истории этих женщин доказывают, что желание добиться своей цели и любовь к дорогам помогают пережить все тяготы грузовых путешествий.

Елена Ткач

Фотография советской дальнобойщицы Елены Ткач

Советская дальнобойщица. Стала первопроходцем среди женщин этой профессии. Её родина – Харьков. После получения прав она поставила семью перед фактом – теперь она водитель тягача. За время кочевой жизни её личная жизнь не сложилась, зато дочь пошла по стопам матери.

Юлия Лазарева

Девушка-дальнобойщик из Евпатории. По её словам, в профессию она пришла исключительно из-за эмоций. Ей настолько хотелось водить большегруз, что она буквально разорилась на обучение. Во все тонкости её посвящал знакомый дальнобойщик, с которым она несколько лет проездила вторым водителем, ремонтировала его машину.

После такого интенсивного курса Юлию не очень-то хотели брать на работу в крымских фирмах. Начальники не представляли возможным доверить груз «бабе», знакомые и родственники только крутили пальцем у виска. Но страсть Юлии не угасала, однажды, её приняли на работу без оклада. А она просто была рада возможности попрактиковаться.

Теперь её заработок составляет до 40 тыс. в месяц, что в два раза ниже по сравнению с московскими коллегами. Её маршрут Крым-Москва.Из плюсов, названных девушкой, можно отметить то, что

  • работа для Юлии — это расслабление и возможность совмещать отдых с путешествиями по дороге.
  • она не видит трудности в смене колеса или ремонте
  • через пять лет, как говорят опытные водители, дальнобой надоедает. Отработав половину этого срока, Юлия остается довольной жизнью на колесах

Но есть и свои минусы. Например,

  • несерьезное отношение многих мужчин-коллег к её выбору.
  • от колких замечаний и шуток в её адрес девушка устает больше, чем от перевозок.
  • некоторые водители начинают «грязно домогаться».

«Это путь в никуда. Никакого развития. Но пока для меня всё в кайф. Я катаюсь, я королева дороги, мне хорошо» утверждает девушка.

Во время рейсов Юлия Лазарева ведет свой блог.

Katrin Rus

Девушка дальнобойщица из Выборга.

«Это абсолютно несложная профессия, несмотря на стереотипы, которые мужчины пытаются навязать» (с) Katrin Rus

Своих коллег, утверждающих, что это очень сложная работа, она называет нытиками. «Девочки» по её мнению гораздо терпеливее и ответственнее в этом деле. Её устройство дальнобоем прошло проще, начальник был рад её приходу. Раньше она работала в таможне и знает, что такое ответственность.

Начальник очень доволен её работой, ведь она дисциплинированная и ответственная. С таким водителей не будет простоев, и груз точно не пропадет.

Екатерина рассказывает о том, что мужчины в рейсе и в запой могут уйти от долгого ожидания груза, а потом до них по рации «достучаться» не могут.

Из-за долгого отсутствия дома муж «сбежал» от Кати в один из её рейсов. Но её это не сильно печалит, она не представляет своей настоящей жизни без романтики дорог…

Неунывающая девушка считает, что в ее работе много положительных моментов:

  • Екатерина обожает свою профессию.
  • ремонтно-механические работы её не пугают.
  • дорога дня неё – это отдых, музыка Моцарта и Вивальди.

Небольшой «ложкой дегтя» является

  • неодобрительное отношение коллег.
Анастасия Коновалова

Женщина-дальнобойщик, многодетная мать из Ленинградской области. Быть водителем большегруза – это семейное дело. Дед и отец всю жизнь в рейсы ходили. С малых лет Настя ездила с отцом и уже тогда мечтала стать дальнобойщиком.

Она пошла в автотранспортный колледж, но на автомеханика её не взяли, поэтому пришлось поступить на логистику, благо там преподавали устройство автомобиля и вождение.

Ранее замужество и скорый развод объяснялись нежеланием супруга отпускать Анастасию в рейсы. О расставании с ним она не жалеет, этот брак подарил ей ребенка. Уже с годовалого возраста Анастасия брала сына в рейсы. Гаишники, останавливая их, были поражены.

Спустя 8 лет Настя встретила своего будущего мужа, такого же свободного по духу. Они ездили в разные рейсы, делили детей, которым путешествия всегда были в радость. Позже купили собственный большегруз и работали по очереди. У Насти с мужем есть общая мечта: как дети подрастут, они хотят оставить им дом и отправиться кочевать. Для них дорога – это дом.

Анастасия настолько влюблена в свою профессию, что ходила в рейс на последнем сроке беременности. «Прямо с рейса в роддом ушла!» — поделилась она.

Несомненным плюсом женщина считает то, что она

  • хорошо знает свою профессию, с юности за рулем.
  • влюблена в дороги, ни за что не променяет эту работу.
  • из-за разборок на дороге получила черепно-мозговую травму.
Нина Бычук

Белорусская женщина-дальнобойщик Нина Бычук

Женщина-дальнобойщик из Белорусии. Управление большой машиной было её мечтой с детства. После восьми классов она намеревалась поступить на крановщицу, на что услышала твердое материнское «Нет». Её пришлось отучиться на педагога подготовительных классов.

Со своим образованием она отработала с дошколятами 32 года, а в свободное время водила легковой автомобиль. Но в её жизни произошел резкий поворот, сначала скончался муж-дальнобойщик, потом младший сын, после она сама провела на больничных койках 9 месяцев. Ей хватило сил выкарабкаться.

Судьба свела её с водителем-международником, так начались её дальние путешествия. За 4 года, которые она провела вторым водителем, у неё появилось достаточно опыта, чтобы организовывать собственные грузоперевозки.

Вместе со старшим сыном они привозили белорусский трикотаж в Россию, в дороге ей отводились решения по документации и организации быта.

Нина Николаевна решила сама выучиться на категорию «СЕ». Обучение давалось ей легко, помогла ей в этом практика вождения на леговушке. В качестве стажера она провела 4 месяца за работой водителя-международника. Предыдущему работодателю пришлось продать свой большегруз, а Нине Николаевне снова искать работу. В Беларуси не очень-то жалуют женщин-дальнобойщиков.

Несмотря на свою любовь к дорогам, Нина Бычук утверждает, что это профессия не для женщин. Вести машину – это легко, отвечать за груз и документацию выматывает морально.

Юлия Воронова

Как и многие женщины-дальнобойщики свою мечту Юлия осуществила спустя много лет. Впервые желание водить большегрузы появилось в 13, работать по профессии она начала в 30. Её мать была против увлечения Юлии, поэтому свой студенчество она провела за изучением специальности «Техник-программист».

После окончания она работала программистом, инженером, менеджером по продажам… Тогда то и пришло окончательное осознание, что работа в офисе не для неё.

Со своим будущим мужем она познакомилась на сайте грузоперевозок. Он единственный, кто взял её в рейс. Восторгу Юлии не было предела, она сразу хотела вникать во все тонкости профессии, помогала с ремонтом машин. В том же рейсе муж посадил её руль, уже гораздо позже она получила категорию «СЕ».

Два года Юлия проездила с мужем, который научил её всем тонкостям профессии. Они четко распределяли обязанности по физическим силам и по времени, проведенному за рулем.

Юлия утверждает, что окружающим важен не пол водителя, а его грамотное поведение на дороге.

Тюменская дальнобойщица Таня

В далеком 2011 году она была единственной женщиной-дальнобойщиком. Юная Татьяна за руль впервые села в 14 лет. Она сразу нашла себя в этой сфере, трудности дороги её не тревожат.

Огромный опыт позволяет ей заявлять, что про реальную работу дальнобойщиков можно снять фильм ужасов и что работа это не женская. Но без своей «ласточки» она не представляет жизни. В коллективе имеет огромное уважение.

Несмотря на плотный график у Тани есть семья и два ребенка, которые одобряют и поддерживают выбор мамы.

Популярностью тюменской дальнобойщицы даже пытались воспользоваться. Некая женщина представлялась «той самой тюменской Таней», рассказывала о том, что её машина сгорела вместе с документами и сотовым телефоном. Водители жалели двойницу, давали денег и кормили.

Юлия Шешукова

Одна из самых юных в этой профессии, Юлия Шешукова, пришла в дальнобой три года назад. Единственная женщина в своей профессии по всей Свердловской области. До этого работала в колл-центре.

Коллеги очень рады появлению в коллективе Юлии, отзываются о ней как об ответственном работнике, которому под силу многие мужские дела.

«Как Вы меняете колесо?» — самый распространенный вопрос к Юлии. С этой задачей девушка небольшого роста справляется, как и все остальные. К тому же, на дороге при поломках всегда есть люди, готовые помочь.

Ночует Юлия прямо в кабине, на специальных стоянках для дальнобойщиков. Сон изредка нарушают сообщения по рации.

"... Сегодня восьмое марта", как пел Александр Лаэртский. Сидел я сейчас и голову ломал, ну какую же подводку к этому материалу сделать, праздник дурацкий, а вот тема очень интересная, в глазах большинства она, эта тема, конечно же выглядит экзотикой, а мне она кажется совершенно нормальной и обычной.

В общем так, в преддверии дня тюльпанов и короткой мужской памяти компания Volvo Trucks провела заседание пресс-клуба на тему "Женщина в профессии дальнобойщик" и познакомила журналистов с очень интересным человеком, Анной Обуховой, дальнобойщицей из Набережных Челнов.

Все подробности под катом.


2. В начале встречи руководитель пресс-службы Volvo Trucks Олег Васильченко познакомил нас с интересной статистикой. Сколько женщин-водителей работает за рулём большегрузов во всём мире не знает никто, но вот в 2011 году ассоциация грузоперевозчиков ЕС провела опрос 1500 транспортных компаний из некоторых европейских стран. Выяснилось, что в штатах этих фирм работает всего лишь 6% женщин-водителей, и что примечательно - чем севернее страна, тем дальнобойщиц больше.

3. Давайте познакомимся с Анной. Родилась и выросла в Набережных Челнах, там же получила первое высшее экономическое образование. После замужества Анна уехала в Уфу, работая в университете, получила второе высшее, уже техническое, образование по профессии инженер-технолог машиностроения.

4. В профессию водитель Анна пришла окольными путями, первые деньги с колёс были заработаны частным извозом. Не обошлось в этом деле и без его величества случая - один раз Анна согласилась подменить заболевшего водителя Газели. Управлять коммерческим грузовичком Анне понравилось, но в тот раз сразу же пришло понимание, что хочется покорить и приструнить ТС большего размера и большей прыти.

5. По моему мнению, в нашей стране существует два пути для женщины, пожелавшей стать дальнобойщицей. Один из них совершенно лёгкий, а второй тернистый. Лёгкий способ - это просто купить себе грузовик, а вот идя вторым путём, придётся сначала стать водителем троллейбуса, автобуса, затем предстоит освоить грузовик-одиночку. И только потом можно начинать поиски вменяемого работодателя, который согласится принять к себе на работу водителем-дальнобойщиком женщину. Лёгкость первого пути Анне была недоступна, поэтому она прошла все этапы пути второго.

6. Анна уже третий год на междугородних трассах, в её работе преобладают рейсы на восток страны: Урал, Новосибирск, Красноярск, к командировкам за Иркутск относится со всей серьёзностью, те рельефы и погодные условия непросты для любых водителей, но она никогда не откажется от подобного рейса. Пока самая дальняя точка на карте России, что "зарейсила" Анна, это Чита, в планах добраться и до Владивостока. Любит Анна затяжные рейсы, так называемые "кругосветки", так на сленге дальнобойщиков обозначаются рейсы не обычной компановки дом - разгрузка - дом, а командировки с большим количеством погрузок-разгрузок, с совершенно непредсказуемой географией, куда заказ найдётся, например Челны - Екатеринбург - Омск - Тагил - Москва - Воронеж - Саратов - и уж только потом дом (Челны в Анином случае).

7. А как же относятся мужчины к тому, что девушки теперь претендуют на их "большие игрушки"? По наблюдениям Анны лагерь коллег-водителей делится на три равные части: кто к подобному равнодушен, кто поддерживает такое вливание и кто категорически против, причём зачастую против коллеги уже в возрасте, прошедшие советскую школу дальнобоя, они никак не свыкнутся, что теперь в этой области многое поменялось и некоторые ранее трудные вещи и ситуации перешли в разряд элементарных. Я так же неоднократно слышал разносторонние суждения по этому вопросу и согласен с наблюдениями дальнобойщицы. Послушав некоторые разговоры в канале, складывается впечатление, что баб (именно причитающих баб) в этой отрасли немногим больше чем кажется.

8. Наше общение строилось по форме вопрос-ответ, подозреваю, что на большую часть журналистских вопросов Анне уже приходилось отвечать, и не раз, в сознании нашего общества трудно уживается понятие женщина-дальнобойщица, собеседники зачастую интересуются одним и тем же. По своему опыту общения с коллегами Анны знаю, что если не вторым вопросом, то третьим обязательно будет такой: "если в рейсе взорвётся колесо, то как же вы его менять будете", не обошлось без него и в этот раз. Слава Богу, мы не в лесу живём, по словам Анны в любом нештатном случае помощь всегда придёт, о ней и "в канале" (по рации у коллег) можно попросить, правда вот чем ближе к столице, тем менее охотно коллеги помощь оказывают.

На фото: Олег Васильченко (Volvo Trucks), Николай Кушниренко ("Автомобильные дороги") и Александр Еремцов ("Грузовик Пресс").

9. Руководство Анны всегда идёт ей на встречу и если приближаются плановые работы по её грузовику, то практически всегда делают их заранее, чтобы срок их выполнения не выпал на рейс. За годы работы водителем, Анна уже научилась различать на слух хорошие и нехорошие стуки в автомобиле, какие-то мелкие работы может сделать сама. По её мнению водители бывают двух видов, кому дано водить машину и кому нет, к моему удивлению она сказала что довольно подозрительно относится к женщинам-водителям по соседству на дороге, она считает их менее предсказуемыми нежели их коллег-мужчин. Данное утверждение в этот вечер меня порадовало больше всего, не тем, что я согласен с ним (я вообще не делю водителей по этому признаку), а своей честностью.

10. Ещё один жизненный постулат Анны - нужно заниматься любимым делом, сделать его своей работой, с этим я с ней полностью согласен. Вообще, в разговоре Анна показала себя довольно интересной собеседницей, дипломатично обозначая подводные камни, она всё же демонстрировала свою твёрдую позицию по вопросам, без всяких полутонов и экивоков.

На встречу с нами Анна приехала со своей старшей дочерью Юнной (Анна замужем, воспитывает двоих детей), она сейчас учится в кадетском корпусе, осваивает профессию спасатель.

11. Уже на следующий день Анна протестировала грузовик Volvo FH 500 в люксовой комплектации Ocean Race, первое впечатление от этого красавца у неё вылилось в одну фразу - "Чтоб я так работала!". В данный момент Анна работает на тягаче Volvo FM 400, АКПП I-Shift, а вот на предыдущем её тягаче стояла механика, по которой она, к моему удивлению, немного скучает.

12. В парке компании "Семьсот Дорог", в которой работает Анна, уже есть грузовики Volvo нового поколения, хотелось бы обратиться к руководству компании, чтоб они ускорили предоставление водителю Обуховой нового рабочего коня, с этой моделью она уже довольно лихо справляется, что и продемонстрировала на данном тест-драйве более чем десятку российских грузовых журналистов. К тому же, на этой встрече представители компании Volvo Trucks пообещали, что в ближайшее время Анна пройдёт подготовку в учебном центре компании по направлениям Безопасное и Эффективное вождение.

Профессия дальнобойщика не всегда желанна, часто работать на большегрузы приходят от безвыходности. Кажется, что единственный плюс этой работы – доход, но это не совсем так, некоторые приходят ради удовольствия и в этом списке всё чаще женщины.

«Быть дальнобойщиком – легко»
28-летняя Юлия Лазарева из Евпатории - одна из самых популярных девушек на трассе. Она работает водителем большегруза несколько лет и ведёт блок, в котором описывает будни за рулем грузовика - все происходящее на дороге снимает на камеру видеорегистратора.

В Крыму ее знают, как владелицу конноспортивного клуба, именно это увлечение привело ее за руль фуры.
Ей дорого обходилось доставлять лошадей на различные соревнования: сначала купила пятитонный грузовик, а после двух лет стажа пересела на большегруз.
Признается, что испытала восторг: у ее автомобиля 16 передач.

Управлять грузовиком за 7 тысяч долларов обучил знакомый дальнобойщик.
Индивидуальное и дорогостоющие обучение окупилось не сразу. Юлия Лазарева долго не могла найти работу, но однажды повезло - ее работодатель бывал в Европе и видел женщин-водителей. Сейчас зарабатывает около 30-40 тысяч в месяц. По ее словам менять колеса легче, чем ухаживать за лошадьми.
Одна из главных сложностей с работе - отношения с коллегами: слышит оскорбления и испытывает домогательства.

Главное в профессии – следить за временем
Юлия Шешукова из Екатеринбурга всегда испытывала страсть к большим машинам. Как-то решила прокатиться на "КАМАЗе" и поняла, что это ее призвание. Бывший оператор колл-центра сдала экзамены и начала искать работу, однажды, ее все-таки пустили за руль. Сначала доверили "КАМАЗ", позже дама получила машину мечты: иномарку с автоматической коробкой передач и гидроусилителем руля.

Что делать если ломается колесо? Иногда просто просить помощи. Помогают всегда, но порой приходится ждать - многим коллегам некогда, также как и Юлия, они спешат на выгрузку, ведь опоздание даже на час может грозить проблемами с заказчиком.

Романтика большой дороги
Анна Обухова из Набережных челнов сменила кафедру на «баранку». Работа в университете дохода не принесла. Сначала работала на маленькой «Газели», потом на троллейбусе, автобусе и наконец – девушка с двумя высшими образованиями за рулем автопоезда. Небанальная история, но деньги это не все. По словам Анны Обуховой, без любви к дороге здесь долго не протянешь.
Еще один факт из жизни дальнобойщицы, что выходит за рамки представления о женщинах на трассе: замужем, двое детей.

Самый длинный маршрут Анны Обуховой: Москва-Чита. В случае ЧП на дороге помогают мужчины, а если их нет - электрический гайковерт и ручная лебедка.

Блондинка-дальнобойщик Светлана Новикова иногда тоже просит помощи коллег.
Вот и сейчас пришлось: на стоянке обнаружилась течь масла


Женщина – не дальнобойщик
Нина Бычук живет в Беларуси, но работает в российской компании, в ее стране женщина не может быть водителем машины больше 5 тонн. Первые права бывший сотрудник детского сада получила еще 30 лет назад, но работать за рулем пришлось после смерти близких: сына и мужа-дальнобойщика. Женщина считает, что девушкам на трассе не место, просто ее заставила жизнь.

Другая дорога: дальнобойщицы США и Европы
Водить большегруз по дорогам Европы и Америки, конечно, совсем другое дело. Для начала - зарплата от 40 до 200 тысяч долларов в год, и, конечно, сами дороги, по российским меркам, не работа, а удовольствие. Но, тем не менее, отрасли не хватает от 30 до 45 тысяч человек – на рынке грузоперевозок дефицит и на смену мужчинам приходят женщины.
Работодатели отмечают, что не против женщин, управляющих 40-тонными автомобилями, и этому есть причины.
Во-первых, дискриминация сегодня стоит дорого. Во-вторых, работа нервная, а женщины отличаются особым терпением и стрессоустойчивостью.
По данным Бюро трудовой статистики США, женщины составляли 6 процентов от 3,5 миллионов водителей грузовиков, работающих в 2016 году.

Грязная работа
Кания Юбэнкс не скрывает, что водить грузовик - грязная работа, но она ей нравится: «Я полностью контролирую то, что делаю - как делаю свои деньги».
До того, как Кания Юбэнкс вышла зарабатывать на дорогу, 10 лет отработала в правительстве. Дальнобойщицей зарабатывает меньше - до 6000 тысяч долларов в месяц, но о выборе не жалеет.
Мать двух дочерей говорит, что ненавидит быть вдали от семьи, но «жизнь должна продолжаться».

«Розовая леди»
Дагмар Клинк работает на фуре вместе с мужем. Их автопоезд известен на дороге как «Розовая леди».
Розовый цвет Дагмар Клинк раньше ненавидела, ведь он ассоциируется с девушками. Но когда она стала дальнобойщицей то, захотела, чтобы все знали – этим грузовиком управляет женщина.
В этой машине все розовое: кровать, обшивка и даже пол.
Дагмар Клинк говорит, что это ее второй дом. Когда устает, включает ноутбук или смотрит телевизор.
Женщина уверена – грузовик уже не мужская игрушка.

Стабильный доход
Кэрол Никсон из Сент-Джеймс, штат Миссури, работает на дороге с 1990 года. Заработок и возможность путешествовать – это то, почему она столько времени трудится водителем. В дороге около недели, после такой "вахты" еще 7-8 дней отдыха.

Восточная история: главное, чтобы не плакали дети
«Нам нужен сахар и рис…не хочу, чтобы дети плакали» - говорит Шамим Акхтар - первая женщина за рулем грузовика в Пакистане. Она села за руль, чтобы прокормить детей.
Долгое время работала преподавателем и когда потеряла должность решила зарабатывать "мужским трудом".


На сегодняшний день нет отбою от желающих взглянуть на неё. Сегодня женщина за рулем привычное для всех явление. Однако увидев 28-ми летнюю жительницу Крыма Юлию Лазареву, автомобилисты волей неволей открывают рот, поскольку перед ними предстает не просто молодая женщина, а опытный водитель-дальнобойщик. Невероятно, но факт - я давно стал подписчиком Юли. Знакомые дальнобойщики с Кисловодска очень удивились когда увидели девушку за рулем фуры.

Управлять лошадиными силами девушка начала в возрасте 14 лет. В то время ее отчимом был сделан удивительный подарок - лошадь.

По достижении совершеннолетия Юля владела 20-тью скакунами и арендованной фермой вблизи Евпатория. Тогда она и стала участвовать в своих первых выездах в рамках разных соревнований. Возникла проблема с доставкой лошадей, поэтому было решено приобрести свою грузовую машину. Постоянно арендовать чужую очень дорого.

Юля приняла непростое решение и стала владельцем 5-ти тонного грузовика, чтобы самой осуществлять перевозку животных. Скоро дело начало приносить прибыль, благодаря появлению клиентов, заказывающих транспортировку различных грузов.

С того времени у молодой крымчанки настоящая любовь к дороге. Юлия захотела управлять более крупным грузовиком, что вызывало удивление практически у каждого работодателя. Ей отказывали в работе по той причине, что дальнобойщик является чисто мужской профессией.

По характеру девушка очень упряма и всегда старается добиться поставленной цели. Но она прошла собеседование и убедила начальство дать возможность попробовать. По просьбе руководителя Юлия проехала на большегрузе назад и припарковалась. Таким образом, был сдан экзамен и получена работа, о которой она мечтала.

Коллеги относились к ней по-разному. Одни были вежливыми и помогали, другие при любом удобном шансе отпускали шутки о «покупке прав».


Как-то такого рода эпизод случился с крымчанкой недалеко от Воронежа, рассказ о котором она опубликовала на странице своего видеоблога. Выезжая утром с автостоянки, расположенной на территории Павловска, дорогу перегородил ее коллега. По его мнению, дальнобойщица медлила, и потому он первый стал покидать место ночного отдыха. При этом водитель осмелился на нелестные высказывания о девушке, одновременно спросив, где ей продали права. Комментариев Юлии не последовало.

Через какое-то время инцидент, из-за которого у автомобилистки было испорчено настроение, был сглажен другим дальнобойщиком. Подъезжая к Воронежу, мужчина и девушка сделали остановку у кафе, предложив ей чай и шоколадку. Это взбодрило и очень порадовало девушку. Водитель сказал, что о неприятной стычке услышал по рации, поэтому он ехал за фурой дальнобойщицы от Павловска.

После прибытия в наш город, Юлия с удовольствием прогулялась по его улицам. Но в ее видео дневнике было совсем немного рассказано о впечатлениях от прогулки. Практически все рассказы в нем посвящались дороге.

2016 год. Юля на отдыхе и не только.

Ее страничка в ВК

Алиса, 30 лет, Санкт-Петербург:

В детстве я мечтала стать хирургом, но выучилась на социального работника, а дальнобойщиком стала случайно, и теперь, когда ковыряюсь в машине, чувствую: мечта сбылась.

Раньше я часто помогала отчиму чинить машины. Когда получила наследство, решила открыть свое дело и купила эвакуатор. Я тогда жила с гражданским мужем, он очень хороший водитель и механик. В нашей семейной фирме я была за логиста и бухгалтера, а он ездил и ремонтировал. Когда мужа лишили прав, мы начали искать водителя. Поиск ни к чему не привел, и я сама решила получить категорию «С». Думала, что все это временно, но потом мы с мужем разошлись, а профессия осталась. Женщине практически невозможно устроиться дальнобойщиком. Когда я продала свою машину и решила пойти работать наемным водителем, меня не брали даже на «газель»: «Нам нужен мужчина». С работой в результате помог мой друг-водитель.

Фото из личного архива

Я езжу на грузовиках уже 7 лет. За рулем чувствую себя в своей стихии. Однако напрягает излишнее внимание со стороны мужчин. Было несколько случаев, когда мужчины, засмотревшись на меня, чуть не попали в аварию. Мой рост — 164 см, вешу я 48 килограммов. Меня часто спрашивают, как я, такая хрупкая, справляюсь с грузовиком? Физически эта работа очень тяжелая, особенно когда водишь старые автомобили, как у меня, и в любой момент может что-то сломаться. Но на самом деле женщины — очень сильные и выносливые создания. Я не рожала, но по рассказам подруг понимаю, что это гораздо тяжелее, чем моя работа.

Встречались мне «учителя», которые уверены, что место женщины на кухне. Я в таких случаях вспоминаю слова одного мудрого человека: «Я уже всем все доказал»

Коллеги-мужчины и сотрудники ГИБДД относятся ко мне очень хорошо. Всегда помогают, хотя я и стараюсь рассчитывать только на себя. Однажды на Севере мне встретились местные бандиты. Они брали плату за въезд в город, но с меня денег не взяли. Повели себя как истинные джентльмены. Даже помощь предложили, когда у меня сломалась машина. Мне вообще по жизни везет на хороших людей.

Встречались мне и «учителя», которые уверены, что место женщины исключительно на кухне. Я в таких случаях вспоминаю слова одного мудрого человека: «Я уже всем все доказал». Так и у меня: главное — себе все доказала, поэтому и не спорю.

Зарплата у нас от пола не зависит, только от объема выполненной работы. Раньше я даже участвовала в погрузке и разгрузке машины, но мне повезло с начальником, он запретил мне помогать грузчикам.

Раньше я ездила по два раза в неделю в Мурманск, Москву. Очень напряженная была работа. Я не бывала дома месяцами, практически жила в кабине. Последний год я езжу только по Петербургу и области. Зарплата хорошая, но меньше, чем у тех, кто ездит в дальнобой. Зато я ночую дома. С прошлым графиком мне было некогда думать о личной жизни, а сейчас есть надежда.

Я все еще жду того самого. Честно говоря, мужчины меня побаиваются, они не любят самостоятельных. Так что я готова к тому, что буду растить ребенка одна, хотя не стремлюсь к этому. Мне нужен очень терпеливый и морально сильный мужчина. Я очень хочу семью и много детей, но пока что моя семья — это моя мама. Она очень переживает за меня. Однако нам нужны деньги, а работа дальнобойщиком — пока что единственный вариант их получить.

«Заказчикам все равно, кто водитель — Юра или Галя»

Юлия, 35 лет, Санкт-Петербург:

Фото из личного архива

Пятнадцать лет назад я встретила дальнобойщика, влюбилась и вышла замуж. Первое время везде была с ним. Отсюда и пошло: там заведи, туда подгони, здесь подкрути. Так и оказалась в водительском кресле, и вот уже примерно 12 лет вожу грузовик. Но это просто хобби. У меня высшее экономическое образование, и сейчас я работаю в офисе. В рейсы теперь выхожу редко, один-два раза в месяц.

К такому хобби родные относятся совершенно спокойно. Сестра даже хвастается, что я занимаюсь таким необычным для женщины делом. Муж, конечно, волнуется и часто звонит. У нас есть сын, ему сейчас 14 лет. Когда я уезжаю в рейс, мы постоянно созваниваемся по скайпу или вайберу. Ребенок мной гордится!

Женщине устроиться на работу дальнобойщиком очень трудно. Я знаю такой случай: две девушки пришли в довольно крупную контору, а там главный механик — мужчина в возрасте, для которого «баба за рулем» — дикость. Даже когда девушки прошли специальный экзамен, он им отказал. Просто «нет, и все». Но у меня другая ситуация. У мужа есть несколько машин, он меня взял водителем без вопросов.

В одном мы с мужчинами равны: наш труд оплачивают одинаково. Заказчикам абсолютно все равно, кто водитель — Юра, Миша или Галя.

Кто-то из коллег-мужчин, когда слышит меня по общей рации или видит за рулем, говорит: «Вау, девушка! Прикольно!» А кто-то: «А, баба! Что ж тебе борщ не варится?» Много всяких. Кто-то замуж зовет, кто-то на кухню пинает. Было и такое, что мне даже пришлось уехать с ночной стоянки из-за нетрезвых коллег. Увидели девушку, стали приставать, бить по машине.

В дороге я люблю подумать над проблемами, все разложить по полочкам. Когда мне бывает плохо, я сажусь за руль.

«У водителя нет пола»

Светлана, 43 года, Пермь:

В профессию я пришла, когда сидела в декрете с дочкой. Мой муж умер, а у меня четверо детей, вот и пришлось зарабатывать самой. Первое время ездили с мамой и маленьким ребенком на семейном автомобиле. Сначала развозили продукты по городу, а потом я стала сама выезжать на более дальние рейсы. Семья у нас большая, и каждая копейка на счету.

За рулем я чувствую себя на своем месте. Склад, дорога, загрузка, разгрузка — это мое. Еще дальнобой дает возможность посмотреть страну, сменить обстановку, узнать новых людей — хотя люди попадаются разные.

Я думаю, что сегодня профессии не делятся на мужские и женские. Есть только то, что получается и нравится. У меня получается водить грузовик, дискомфорта я не чувствую. Мои коллеги-мужчины за это меня уважают, я никогда не встречала пренебрежения с их стороны. Если останавливаюсь где-то на трассе, то обязательно спросят, не нужна ли помощь. Но важно и самой вести себя правильно — не задирать нос. В дальнобое все в одинаковых условиях. Как говорил один мой знакомый механик: «У водителя нет пола». Потому и зарплаты у всех одинаковые, и работа всегда найдется. Было бы желание!

Сейчас у меня снова нет возможности уезжать надолго, поэтому я только развожу продукты по местным магазинам. Моему младшему сыну полтора года, ему нужно много внимания. Кроме него еще трое детей: двое сыновей и дочка. Они тоже любят путешествовать со мной. При любом удобном случае едем куда-то отдыхать на машине.

«Я девушка крупная, могу и отпор дать»

Александра, 25 лет, Нижний Новгород:

Фото из личного архива

Я с детства люблю автомобили. В 12 лет папа научил меня водить, а в 18 я получила права категории «В». У нас была старенькая «газель», и, когда нужно было что-то перевезти, а у папы не получалось, за руль садилась я. Грузовая машина мне понравилась сразу: в ней просторно, да и большие машины просто очень красивые! Конечно, с ними бывает трудно, но со временем я привыкла.

Я задумалась о работе в грузоперевозках, когда работала в ломбарде. Я взвесила все за и против, купила «газель» и уже третий год работаю водителем-дальнобойщиком. О своем решении не пожалела ни разу.

Конечно, сначала мама меня отговаривала, но я человек настырный. Если что-то решила — не переубедить. А вот отец поддержал. Сейчас родные мной гордятся, хотя и очень волнуются. Часто звонят, по несколько раз в день. Но я чувствую себя на своем месте и не хочу ничего менять.

Мне кажется, что без дороги я уже никогда не смогу. Дальнобойщик — не просто профессия, это образ жизни. Чтобы выдержать наш ритм, нужно быть очень выносливым человеком. Иногда весь день приходится проводить в одном положении, а на отдых остается совсем мало времени. Бывает и такое, что уезжаешь в рейс на несколько дней, недель, буквально живешь в машине. Случаются трудности с ремонтом или на погрузках, иногда нужна мужская сила. Но недостатка в ней нет: коллеги-мужчины всегда помогут и подскажут.

Хочу купить еще машину, побольше, и нанять второго водителя. Открою свой бизнес, потому что девушке очень трудно устроиться в грузоперевозки

Вообще водители-мужчины в основном относятся ко мне хорошо. «Молодец, — говорят, — храбрая! И в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит». Бывает, что выезжаем в рейс вместе — колонной из нескольких машин. И заблудиться не страшно, и в пути не скучно. Ни разу меня не обидели. Хотя я сама по себе девушка крупная, могу и отпор дать, если что.

Сейчас езжу в рейсы где-то два раза в неделю, но бывает, что уезжаю надолго. Две недели рулю — неделю отдыхаю. Утром просыпаюсь с желанием идти на работу, строю планы на будущее. Хочу купить еще машину, побольше, и нанять второго водителя. Открою свой бизнес, потому что девушке очень трудно устроиться в грузоперевозки.

Молодого человека у меня пока нет, но не думаю, что работа может помешать личной жизни. Если я мужчине буду дорога, он меня поддержит и поймет.

Похожие публикации